Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Основы формирования качества человеческого капитала

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Основы формирования качества человеческого капитала
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:55
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

            Основы формирования качества человеческого капитала


    Изучение литературы по проблеме человеческого капитала показывает, что, в основном, поле исследований человеческого капитала сформировано в комплексную теорию, объединившую в себе концептуальные положения классической политической экономии (А. Смит и др.), неоклассического направления экономической теории (А. Маршалл и др.), некоторые достижения институционализма (М. Альбер и др.), а также современные исследования по различным аспектам человеческого капитала (экономика и социология образования, экономика семьи и т.п.).

    Вместе с тем многие вопросы, связанные с изучением комплексных проблем остаются вне поля исследователей, в частности не до конца сформирована научная мысль в отношении того, что же собой представляет человеческий капитал.

    Анализ различных подходов позволяет в интегрированном виде представить человеческий капитал на индивидуальном (микро-); на общественном (мезо-, макро- и мега-) уровне

    На индивидуальном (микро-) уровне человеческий капитал представляется в качестве:

    - накопленного актива (физического или человеческого, обладающего способностью генерировать поток будущих доходов);

    - динамического процесса развития личных характеристик работника (физиологические и социально-психологические особенности и другие качества, оказывающие влияние на результаты трудовой деятельности);

              - определенного результата развития всех атрибутивных качеств и свойств, производительных способностей и сил, функциональных ролей и форм.

    На общественном (мезо-, макро- и мега-) уровне человеческий капитал представляется в качестве:

    - капитальных общественных ресурсов, вложенных в людей;

    - экономических отношений между людьми:

    - определенный итог исторического движения человеческого общества к современному состоянию (сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций и др.).

    Анализ указанной структуры человеческого капитала показывает, что формирование его качества начинается с образования каждого индивида. И, как представляется, «глобальным фундаментом» качества человеческого капитала является качество образования.

    Данная позиция обусловлена, во-первых, специфическим местом образования в системе общественного разделения труда, как удовлетворяющая запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества - квалифицированных работников для всех отраслей производства. Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

    Однако, проблема в том, что в отечественной науке нет полной определенности понятия качества образования. С нашей точки зрения, основной акцент в данном вопросе должен делаться на содержательной стороне образования. В то же время содержание образования любого уровня и направленности определяют образовательные программы, которых достаточно много. И основной, на наш взгляд, проблемой в их совокупности является то, как в образовательных учреждениях, представляющих собой не только главные «исполнительные механизмы» системы образования, но и основную, «форму бытия» образовательной системы, осуществляется реализация всего комплекса учебных программ, а точнее – сервиса по их выполнению. Исходя из такой постановки вопроса, определяющим фактором в формировании качества человеческого капитал является достижение необходимого уровня качества образовательных учреждений, а, точнее, - уровня качества оказываемых ими образовательных услуг.

    Как известно, характерной особенностью современного этапа эволюции системы образования является то, что деятельность образовательных учреждений осуществляется в условиях все возрастающей конкуренции: ситуация на рынке потребителей образовательных услуг характеризуется превышением предложения над их спросом. Это оказывает достаточно сильное влияние образовательных учреждений на стремление заработать, удержать и повысить свою репутацию – речь идет об их попытках стать максимально конкурентоспособными. Добиться этого без предоставления качественных образовательных услуг невозможно. Данная проблема в отечественной педагогической практике обозначилась еще 10 лет назад[1]. Однако, до сих пор идут дебаты в отношении научной, социальной, информационной; административно-хозяйственной, финансовой и иных составляющих качества образования.

    И все же центральной позицией в отношении формирования человеческого капитала является, по нашему мнению, вопрос качества получаемых в образовательном учреждении знаний, умений и навыков.

    Его определение мы связываем с аудитом процесса передачи и получения знаний, умений и навыков от педагогов учащимися; составлением «картины» интеллектуальных активов и, безусловно, финансированием образовательного учреждения.

    1. Аудит даваемых знаний, умений и навыков может позволить получить общее представление об имеющихся в образовательном учреждении показателей приобретения знаний, умений и навыков. В некоторых случаях целесообразно провести аудит всего объема информации и знаний, которые имеются и используются в образовательном учреждении (ОУ), или в которых оно нуждается.

    Аудит знаний, умений и навыков (ЗУН) позволит определить:

    -  где в настоящее время находятся ЗУН в ОУ (т.е. в каком виде и качестве они «хранятся»);

    -  где, кем и как они создаются;

    -  как они систематизированы (если вообще систематизированы);

    -  насколько полезны, ценны, актуальны и доступны;

    -  каковы вообще потребности в конкретных ЗУН конкретных учащихся;

    -  какие из этих потребностей еще не удовлетворены;

    -  какие внутренние и внешние источники ЗУН используются;

    -  какие препятствия для создания и распространения ЗУН имеются в образовательном учреждении;

    -  какие методы и процедуры используются в настоящее время для распространения знаний, приобретения навыков и умений;

    -  какие технологии связи применяются в настоящее время в образовательном учреждении;

    -  какие возможности для пополнения своих знаний есть у педагогов;

    -  как они относятся к обмену знаниями;

    -  где знания используются недостаточно эффективно;

    -  какие процессы, процедуры и методы, обеспечивающие эффективный обмен и управление процессом передачи ЗУН, уже внедрены или должны быть внедрены.

    Указанная структура аудита позволит определить:

    -  потребности в характере передачи ЗУН и то, какие из них отсутствуют в образовательном учреждении;

    -  как ЗУН создаются, приобретаются и используются;

    -  как организован обмен и передача ЗУН;

    -  что собой представляют и сколько стоят интеллектуальные активы образовательного учреждения.

    Получив эту информацию, можно наметить свой следующий шаг в процессе управления процессом формирования человеческого капитала на этапе образования.

               2. Составление «картины» интеллектуальных активов образовательного учреждения.

    Под «картиной» нами понимается графическое изображение того, где и у кого находятся интеллектуальные активы в образовательном учреждении. Это способ показать местоположение процесса приема-передачи ЗУН, обнаруженных в ходе аудита, для того чтобы их можно было применять, и чтобы индивидуумы или коллективы могли передавать их друг другу.

    На данной картине следует отображать идеи и понятия, структуры передачи ЗУН, учащихся, педагогов и пр. 

    Для одних и тех же обучаемых и обучающих, идей и структурных компонентов, составляющих образовательные системы, можно составить разные картины интеллектуальных активов образовательного учреждения.

    Единого способа составления таких картин не существует: с трансформациями представлений о соотношении между различными отраслями знания и идеями будут изменяться и наши картины.

    3. Финансовый аспект. Существует немало способов ответить на вопросы, которые необходимо задать, чтобы определить, куда и как вложить деньги в образование. Мы предлагаем следующие основные показатели, которые можно рассчитать с целью определения экономической составляющей качества образования.

    - Рентабельность инвестиций. Любые долгосрочные инвестиции должны быть достаточно рентабельными. Желаемая рентабельность должна равняться или превышать затраты на привлечение капитала (т.е. стоимость заимствования). Чтобы рассчитать рентабельность инвестиций (РИ), нужно сначала рассчитать средние чистые результаты (выгоды) по формуле:

    Общие результаты (выгоды) - общие затраты - амортизация / на полезный срок службы = средние чистые результаты (выгоды).

    Разделив затем средние чистые результаты (выгоды) на общие первоначальные инвестиции, получаем РИ.

    - Коэффициент затраты-результаты. Это простой метод расчета рентабельности долгосрочных инвестиций в конкретный образовательный проект. Разделив все результаты на все затраты, можно получить коэффициент затраты-результаты. Он покажет, во сколько раз результаты превысят затраты.

    - Срок окупаемости (обычно в годах) – время, за которое окупаются первоначальные инвестиции. Чем меньше срок окупаемости, тем ниже риск и выше ликвидность и рентабельность. Этот показатель не учитывает снижения стоимости денег. Он исходит из того, что отдача, которая будет получена завтра, стоит ровно столько же, сколько та, что мы получили сегодня. Также этот показатель не учитывает поступления денежных средств после того, как инвестиции в образовательный проект уже окупились. Срок окупаемости рассчитывается путем деления первоначальных инвестиций на чистые поступления денежных средств за год. Срок окупаемости не следует использовать для оценки целесообразности инвестиций, но его можно использовать, чтобы оценить неопределенность, связанную с планируемым образовательным проектом.

    - Чистая приведенная стоимость (ЧПС) - показывает финансовую жизнеспособность образовательного проекта после возмещения затрат на привлечение первоначально вложенного капитала. Чтобы рассчитать этот показатель, нужно умножить чистые будущие денежные поступления на ставку дисконта, а затем вычесть из этого произведения первоначальные расходы по проекту.

    - Внутренняя рентабельность. Расчет внутренней рентабельности (РВР) начинается там, где заканчивается расчет (ЧПС).  РВР представляет собой такую ставку процента, которая в случае использования ее в качестве ставки дисконта при расчете (ЧПС)  денежных поступлений от образовательного проекта с учетом первоначальных расходов сделает (ЧПС) равной нулю. Поэтому она показывает целесообразность реализации проекта. Преимущество РВР состоит в том, что она учитывает временную стоимость денег.

    Данные показатели следует, на наш взгляд, рассматривать (и рассчитывать) во всем спектре получаемых в образовательном учреждении знаний, умений и навыков.

    Таким образом, рассмотренные в данной статье некоторые аспекты формирования качества человеческого капитала, которое начинается с образования, представляются важными для понимания необходимости включения в проектирование образовательного процесса экономической, маркетинговой, эргономической и иных составляющих.

    К сожалению, многие современные педагогические кадры не готовы к осмыслению необходимости развития навыков и способностей учащихся сквозь призму подходов к формированию человеческого капитала. Большинство будущих преподавателей проходят обучение в педагогических университетах, в учебных программах которых редко прослеживается связь с современными представлениями о менеджменте обучения, правильном решении рассмотренных выше задач. А в самих образовательных учреждениях имеется слабое представление о способах мониторинга, не всегда просматриваются умения по-новому взглянуть на педагогическую деятельность, исходя из современных целей и текущих результатов обучения. Стандарты подготовки педагогов носят негибкий и консервативный характер и не предусматривают достаточного объема практических занятий (в реальном учебном процессе) по сравнению со многими другими странами[2].

    Решение данных проблем мы связываем с включением в процесс совершенствования системы образования всей совокупности элементов институционального, социологического, экономического порядка, основными из которых можно считать:

    - основания и состояния формирования человеческого капитала;

    - проектирование форм, в которых он воплощается;

    - определение уровней и групп качеств, а также и экономические аспекты (вложения, отдачи, характер содействия благосостоянию общества и некоторые другие).

    Выделение указанных основ формирования человеческого капитала посредством образования позволит реально синтезировать его содержательные и формальные признаки, показать их органическую связь с общественными отношениями, социально-экономическую значимость. В практическом плане выделение названных аспектов может способствовать разработке более обоснованных предложений по совершенствованию качества человеческого капитала.



    [1] Соколов В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996; Аветисов А.А. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования. - Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. Пятый симпозиум. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996 и др.


    [2] Модернизация Российского образования: достижения и уроки. Аналитический доклад группы экспертов Всемирного банка //Образование в документах, - 2005. - № 14.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Основы формирования качества человеческого капитала ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.