Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: От древней Руси к формированию единого российского государства от IХ

  • Вид работы:
    Реферат по теме: От древней Руси к формированию единого российского государства от IХ
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:56
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    От древней Руси к формированию единого российского государства от IХ  по ХVI  века.


    Содержание



    Введение. 3

    1. Особенности социально - политического строя древней Руси. 4

    2. Специфика формирования единого российского государства. 5

    3. Формирование сословной системы организации общества. 10

    Заключение. 15

    Список литературы, введение, содержание. 16


    Введение


    Фридрих Великий говорил, что не знающие историю лишены опыта и учатся только на своих ошибках. Мысль не нова, однако ранние периоды истории нашей страны не всегда возможно изучить досконально

    Летописи и другие источники, которые мы имеем возможность изучать, сообщают нам не много информации о устройстве первых государств на Руси. Потом, с появлением феодального государства письменных источников стало больше и мы можем составить для себя достаточно четкое представление о государственном устройстве русских княжеств и в последствии государства Российского.

    Знать эти вещи необходимо, поскольку принципы государственного устройства Российской федерации столько раз претерпевали изменения, что сегодня нам необходимо четко понимать кто мы и откуда. Для этого необходимо изучение развития государства российского в исторической ретроспективе.

    Целью написания этой работы послужило изучение феодального древнерусского государства и права. Основными задачами выступило рассмотрение и анализ основных институтов феодального древнерусского государства.


    1. Особенности социально - политического строя древней Руси


    Откуда есть пошла Земля Русская? вопрос, существующий уже почти 900 лет, остается актуальным и по настоящее время. И летописец Древней Руси, и московские идеологи XV-XVI вв., и ученые-историки XVIII-XX вв. отвечали на этот вопрос. Несомненно, что данная проблема имеет вполне определенное содержание и посвящена прежде всего двум проблемам соотношению внешних и внутренних факторов в формировании древнерусской государственности и происхождения Руси. Однако, данный вопрос мы можем рассмотреть и в более широком контексте.

    Как пишет И.Н. Данилевский[1], пытаясь осмыслить историю нашей родины, мы неизбежно начинаем с истоков русской государственности, с Киевской Руси. При этом исследователь обязательно обращается к историческим источникам, в которых ищет понятия, близкие современным политическим, экономическим, этническим, культурологическим, конфессиональным и другим представлениям. И что удивительно: хотя ученого конца ХХ в. и, скажем, древнерусского летописца разделяют несколько столетий подобные аналогии кажется подавляющему большинству политологов, социологов, культурологов и в чуть меньшей степени историков находятся без особого труда . И далее И все же мы с непоколебимой уверенностью начинаем отсчет времени существования нашего государства именно с того времени и с тех территорий. При этом чаще всего опирается на убеждение, что и та земля, и наша в принципе, и есть Русская земля .

    В этих пространных цитатах, как нам представляется, достаточно определенно показана смысловая коллизия между современным бытованием термина Русская земля и историческими истоками происхождения его. Если говорить более определенно, то проблема состоит в том насколько Русское единое централизованное государство, а скорее российское общество, является преемницей Древней Руси.[2]

    Отметим, что данная проблема все таки поднималась и существовала в качестве таковой в сознании и наших предков и современников. Однако, как нам кажется, до сих пор разработка ее носит во многом мозаичный, в чем-то случайный, не планомерный характер.


    2. Специфика формирования единого российского государства.


    Впервые идея прямой преемственности между Древней, Киевской, Русью и Московской появляется в сочинениях XV-XVI вв., обосновывавших политические претензии укреплявшегося Московского государства. Прежде всего это Сказание о князьях Владимирских, в котором выстраивается прямая политическая линия от императора Августа к его мифическому брату Прусу, от него к Рюрику, затем к князьям Киевским, от них к Великим Владимирским, от которых наследство политической власти переходит к Московским. Данная схема в дальнейшем находит свое отражение практически во всех последующих летописных сводах, начиная с XVI в., становясь своеобразной идеологической доктриной Московского царства.

    Данная летописная традиция оказывается во многом не критически воспринятой в трудах историков-профессионалов XVIII-XIX вв.

    Охарактеризуем этапы становления Российского государства, выделяемые в отечественные в отечественной историографии.

    1. Первый этап объединения (первая половина XIV в.) связан с деятельностью Московских князей Даниила Александровича (1276-1303) и Ивана Даниловича Калиты (1325-1340). Даниил Александрович расширил территорию своего удела, добился контроля над рекой Москвой. В 1301 году он занимает Коломну. В 1302 году получает по завещанию Переяславский удел. В 1303 году присоединяет к Москве Можайск. При Юрии Даниловиче (1303-1325) Московское княжество стало одним из самых сильных в Северо- Восточной Руси, он смог получит ярлык на великое княжение. В 1325 году Юрий был убит тверским князем Дмитрием. Претензии тверских князей становятся главной преградой собирания русских земель вокруг Москвы. Ивану Калите удалось вывести Тверь из политической борьбы. В 1328 году он получил ярлык на Великое княжение, добился отмены системы баскачества и взял сбор ордынской дани с Руси на себя. В результате в течение 40 лет на Руси не появлялись татары, был обеспечен хозяйственный подъем и созданы экономические условия для объединения и перехода во второй половине XIV в. к вооруженной борьбе с татарами. Иван Данилович приобрел и присоединил к Москве Галицкое, Белозерское и Углическое княжества.[3]

    2. Второй этап объединения (вторая половина XIV - первая половина XV вв.) связан с деятельностью московского князя Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389), его сына Василия I (1389-1425) и внука Василия II Темного (1425-1462). Распри, получившие название феодальной войны второй четверти XV в., начались после смерти Василия I. К концу XIV в. в Московском княжестве образовалось несколько удельных владений, принадлежащих сыновьям Дмитрия Донского. Крупнейшими из них были Галицкие и Звенигородские, которые получил младший сын Дмитрия - Юрий.

    В это время возникает осознание необходимости объединения, создания сильного единого государства и свержения власти монголо-татарских ханов. Главным успехом в правлении Дмитрия Ивановича стала первая крупная победа над татарами на Куликовом поле 8 сентября 1380 года, положившая начало процессу свержения татарского ига. За эту победу Дмитрий был назван Донским. После битвы Москва была признана как центр складывающегося единого государства. Сын Дмитрия Донского Василий I сумел упрочить положение Москвы как центра русских земель. Он присоединил Нижегородское, Муромское, Тарусское княжества, некоторые владения Великого Новгорода. Дальнейшее объединение и освобождение русских земель было замедлено жестокой княжеской междоусобицей второй четверти XV в., получившей название феодальной войны. Поводом для нее послужил династический конфликт между князьями московского дома. После смерти сына Дмитрия Донского Василия I претендентами на престол стали его 9-летний сын Василий и брат Юрий Дмитриевич. По завещанию Донского после смерти Василия I престол должен был перейти к Юрию Дмитриевичу, но не было оговорено, что делать, если у Василия родиться сын. Силы в начавшейся борьбе были не равны: Юрий был известен как храбрый воин, строитель крепостей и храмов, а опекуном 9-летнего мальчика был великий князь литовский Витовт. Смерть Витовта в 1430 году развязала Юрию руки. [4]

    В 1433 году он выгнал Василия из Москвы и занял великокняжеский престол. Однако московские бояре поддержали малолетнего князя, и Юрий был вынужден оставить Москву борьбу продолжили его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Князья не брезговали самыми варварскими средствами: сначала был ослеплен Василий Косой, а затем и Василий Васильевич (получивший после этого прозвище «Темный» - слепой). Церковь и московское боярство поддержали московского князя. В 1447 году Василий Темный въехал в Москву. Феодальная война продолжалась до 1453 года и дорого обошлась стране: сожженные села, сотни убитых сторонников Шемяки и Василия Темного, усиление зависимости Московского княжества от Орды. Феодальная война подтвердила необходимость объединения русских земель, показав опасность новых княжеских усобиц. В дальнейшем Василий II значительно укрепил великокняжескую власть. Влияние Москвы в Великом Новгороде, Пскове, Рязани и других землях возросло. Василий II подчинил себе и русскую церковь, а после падения Константинополя под ударами турок - османов в 1453 году великий князь стал играть решающую роль при выборе митрополита. В последующие годы к Москве были присоединены Дмитров, Кострома, Стародуб, Нижегородское княжество и другие земли. Фактически основы единого русского государства были заложены.

    В качестве основных итогов феодальной войны выделяют следующие:

    ·   разорение и ослабление обороноспособности русских земель и, как следствие, ордынские набеги на Москву;

    ·   установление вертикального принципа престолонаследия - «от отца к сыну»;

    ·   усиление единоличной великокняжеской власти.

    Некоторые историки также считают, что победа Василия II обусловила последующее усиление деспотичного и репрессивного характера верховной власти в России.[5]

    3. Третий этап объединения (вторая половина XV - первая четверть XVI вв.), связанный с деятельностью Великого князя Ивана III (1462-1505) и его сына Василия III (1505-1533), завершил процесс создания единого Русского государства. Иван III присоединил Ярославское и Ростовское княжества. Труднее далась ему борьба с Новгородом. В июле 1471 года на реке Шелонь состоялось сражение между войсками московского князя и новгородцев, закончившиеся полным поражением последних. Окончательно Новгород был включен в состав Московского княжества в январе 1478 года. После падения Новгорода началась борьба за присоединение Тверского княжества.

    С 1476 года Иван III не посылал в Орду дань, в результате чего хан Ахмат решил наказать Москву и в 1480 году выступил в поход против нее. Вначале октября 1480 года московские и татарские войска сошлись на берегах реки Угры (приток реки Оки). Союзник хана Ахмата литовский князь Казимир не явился, после появления снега конницу стало невозможно использовать и татары ушли. Хан Ахмат погиб в Орде, а «стояние на Угре» закончилось победой русских войск.

    В сентябре 1485 года московские войска подошли к Твери, тверской князь Михаил бежал, а тверские земли вошли в состав Московского государства. С этого момента Иван III стал именовать себя государем все я Руси. В новом государстве удельные пережитки сосуществовали с общегосударственными институтами. Великий князь был вынужден мириться с тем, что князья сохранили свою власть на местах. Но постепенно власть государя становилась самодержавной. Боярская дума являлась совещательным органом. В число московских бояр вошли князья раннее независимых княжеств.[6]

    Центральный государственный аппарат еще не сложился, но два его высших органа - Дворец и Казна уже существовали. В административном порядке страна делилась на уезды, станы, и волости, во главе которых стояли наместники и волостели. В 1497 году Судебник - первый кодекс законов единого государства.

    В 1472 году Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Константина I падение Византии и породнение с древней династией Палеологов дали основание московским государям провозгласить себя приемниками Византийской империи. В конце XV - начале XVI вв. появляется известная теория о Москве как о преемнице Константинополя- «второго Рима». Москва провозглашается «третьим Римом»- столицей православного мира. Иван III возлагает на себя титул «Божьей милостью Государь все я Руси» с добавлением длинного перечня своих княжеских владений. Впервые появляются понятия «царь» и «самодержец». Из Византии был заимствован герб - двуглавый орел.

    Василий III продолжил дело отца. Он докончил объединение страны. В 1510 году присоединил к Москве Псков, в 1514 году Смоленск, в 1517 году Рязанское княжество, в 1523 году Чернигово - Северскую землю.


    3. Формирование сословной системы организации общества.


    Рассматривая сословную систему организации общества необходимо дать характеристику сословному слою как понятию.

    Сословный строй – особая форма организации общества, при которой за всеми сословиями закрепляется определенный круг государственных повинностей.

    Сословиями принято именовать публичные группы, владеющие определенными правами и обязанностями, которые закреплены в обычае либо в законе и передаются по наследству. При сословной организации общества положение каждого человека находится в серьезной зависимости от его сословной принадлежности, которая описывает род его занятий, круг общения, диктует определенный кодекс поведение и даже предписывает ему, какую одежду он может и обязан носить. При сословной организации вертикальная мобильность сведена к минимуму, человек рождается и погибает в том же звании, в каком пребывали его предки, и оставляет его по наследству своим детям. Как правило, переход с одной публичной ступени на другую возможен лишь в рамках одного сословия. Исключения бывали, но в основном в духовном сословии, членство в котором, к примеру, при обете безбрачия в церковной церкви не могло быть наследственным. (В православной церкви это относилось к черному духовенству).[7]

    В России формирование сословной организации общества стало объектом государственной политики со второй половины XV века.

    Оформление сословий в России началось с середины 16 в. параллельно с объединением русских земель в единое государство, ослаблением удельной феодальной аристократии, ростом влияния дворянства и посадской верхушки. Именно в это время начинают созываться земские соборы, в которых наряду с боярско-дворянским сословии и высшим духовенством участвуют представители верхов посада, а на соборе 1613 - даже несколько представителей черносошного крестьянства. Сословное деление в этот период отличается большой пестротой и дробностью.

    При князе Владимире, который стремился к укреплению своей державы, на Руси в качестве единой общегосударственной религии в 988 г. было принято христианство в его византийском (православном) толковании. Ярослав Мудрый (Великий князь в 1019 — 1054 гг., здесь и далее приводятся даты царствования) принял кодекс законов, единый для всех русских земель, — «Русскую Правду». Впервые признавался принцип собственности на землю, вводился порядок ее наследования, утверждалось неравенство различных групп населения, что впоследствии стало основой сословной, феодальной организации общества.[8]

    Взятие Москвы польскими войсками, капитуляция перед ними боярской знати и угроза занятия престола ставленником Польши — католиком — всё это вызвало в России массовое возмущение, поддержанное Православной церковью. Народное ополчение, возглавленное К. Мининым и Д. Пожарским, в 1612 г. освободило Москву от поляков. Собранный в 1613 г. Земский собор избрал на царский престол Михаила Фёдоровича Романова, этим было положено начало новой династии.

    Процесс государственной регламентации функций сословий получил свое закрепление в Соборном уложении 1649 г. В 17 в. Россия постепенно преодолевала последствия Смуты. При царе Алексее Михайловиче (1645—1676) было принято Соборное уложение, которое ввело единый кодекс норм государственного, гражданского и уголовного права, порядок судопроизводства, закрепило сословное разделение общества. Были подавлены восстания горожан и крестьян (самое крупное из них в 1667—1671 гг. возглавил С. Разин) против ужесточения крепостного права, налоговой политики.

    Формирование сословной организации общества при Иване Грозном проходила следующим образом. При Иване IV растет авторитет царской власти, происходит усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения. Возникает новый государственный орган – Земский собор, в их состав входит Боярская дума и представители высшего духовенства. Отдельные отрасли государственного управления и управление отдельными территориями стали поручатся боярам. Так появились первые приказы – учреждения, они ведали отдельной отраслями государственного управления или отдельным регионом. Во главе приказа стоял боярин или дьяк. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. Стала складываться единая система управления на местах. Управление было отдано в руки старост, которых избирали из местных дворян, земских старост – из числа зажиточных слоев черносошного населения, если там отсутствовало дворянские землевладения. В города старосту выбирали из числа городовых приказчиков или излюбленных голов. Таким образом сформировалась новая сословная организация общества.

    Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV - XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В Х - XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

    Разрядные списки 17 в. и Бархатная книга (1687) послужили основой для постепенного превращения дворянства из служилой корпорации в наследственное сословие. Некоторое ослабление наследственною принципа сословной организации произошло при Петре I, когда введение Табели о рангах (1722) способствовало определённому смягчению сословных границ и пополнению привилегированных сословий за счёт продвижения по службе и царских пожалований сословного статуса. Однако в дальнейшем происходило укрепление сословных прав дворянства, сопровождавшееся увеличением правовой неполноценности остальных сословий.[9]

    Со времени Манифеста о вольности дворянства (1762) и Жалованной грамоты дворянству (1785) в России утвердилось сословное деление на дворян, духовенство, крестьянство, купечество и мещанство, просуществовавшее вплоть до Февральской буржуазной революции 1917. При этом Сословие делились на неподатные (дворянство, духовенство) и податные (крестьяне, мещане).

    Завершение консолидации сословий  произошло в России в XVIII веке и связано с реформами в области внутренней политики Екатерины II.

    Эти реформы привели к тому, что каждая категория населения (дворяне, духовенство, различные категории горожан, крестьян, казачество, мещане и др.) приобрела сословную замкнутость, которую определяли соответствующие права и привилегии, зафиксированные в законах и указах. Укрепление и насаждение сословного строя было одним из способов удержать власть в руках дворянства. Это происходило в канун Великой французской революции 1789 года, проходившей под лозунгом «свободы, равенства и братства», который означал разрушение всех сословных перегородок. 

    Хотя сословная организация общества в феодальной России в значительной мере насаждалась сверху - усилиями абсолютистского государства, в немалой степени формирование сословий явилось также и результатом процесса консолидации определенных групп населения на основе осознания общности экономических и социально-политических интересов и устремлений. Определяющей формой этого осознания, характерной для ментальности средневекового общества, была идея о присущих каждому сословию обязанностях, правах и привилегиях, определяемых его социальной и экономической ролью в жизни общества и государства.

    Формируемое законодательством абсолютистского государства, реальной исторической практикой и складывавшимися стереотипами общественного сознания представление о распределении населения по сословиям в зависимости от выполняемых социально-хозяйственных функций лежало в основе доминировавшего на протяжении всего рассматриваемого периода в сознании и социальных требованиях купечества стремления к достижению торгово-промышленной монополии на основе запрета лицам, не записанным в посад и не несшим посадских податей и служб, заниматься торгово-промысловой деятельностью.


    Заключение


    На протяжении XVII века в истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни. К этому времени территория Российского государства заметно расширилась, происходил рост населения.

    XVII век ознаменовался в истории России дальнейшим развитием феодально-крепостнической системы, значительным укреплением феодальной земельной собственности. Новая феодальная знать сосредотачивала в своих руках огромные вотчинные богатства.

    Зачастую действия новых собственников расходились с государственными интересами, что приводила к смутам, бунтам и революциям, которые перманентно сотрясали Российское государство.

    Изучение исторического опыта в этом направлении может быть бесценно для современных государственных деятелей. Это позволит более точно составлять прогнозы по поводу принимаемых решений с учетом российского менталитета и исторического опыта.


    Список литературы, введение, содержание


    1. Бушцев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Книга 1 «IX – XVI века». – М.: Книжная палата, 1991. – 542 с.

    2. Головатенко А. История России: спорные проблемы. - М.: Проспект, 1994. – 456 с.

    3. История России с древности до наших дней. / Под ред. М.Н.Зуева, - М.: Дрофа, 2002. – 656 с.

    4. История Российского государства. / Под ред. Ш.М. Мунчаева. – М.: Юнити, 2001. – 608 с.

    5. Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Золотая Орда и русские княжества. – М.: Вече, 2005. – 332 с.

    6. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России. – М.: Проспект, 2003. – 514 с.

    7. Перхавко В. Б. История России в лицах: IX — начало XVII в. – М.: Инфра-М., 2000. – 708 с.

    8. Рыбаков Б. А. Мир истории. Начальные века русской истории. – М.: Правда, 1987. – 402 с.



    [1] Данилевский И.Н.  «Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.)», -  М.:, 2001, С. 197

    [2] Орлов А.С., Георгиев В.А., История России. Учебник. М.: 2003, - С. 15

    [3] Орлов А.С., Георгиев В.А., История России. Учебник. М.: 2003, - С. 17

    [4] Орлов А.С., Георгиев В.А., История России. Учебник. М.: 2003, - С. 17

    [5] История Российского государства: Учеб. Пособие для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов, Н.Д. Эриашвили и др.; Под ред. проф. Мунчаева. М.:ЮНИТИ-ДАНА,2000, - С.11.

    [6] История Российского государства: Учеб. Пособие для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов, Н.Д. Эриашвили и др.; Под ред. проф. Мунчаева. М.:ЮНИТИ-ДАНА,2000, - С.13-16

    [7] История России с древности до наших дней. / Под ред. М.Н.Зуева, - М.: Дрофа, 2002. – С. 87.

    [8] История России с древности до наших дней. / Под ред. М.Н.Зуева, - М.: Дрофа, 2002. – С. 88

    [9] Орлов А.С., Георгиев В.А. История России. – М.: Проспект, 2003. – С. 157

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - От древней Руси к формированию единого российского государства от IХ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.