Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Политический дискурс и выборы

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Политический дискурс и выборы
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:01
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    1. Направления анализа политического дискурса

    2. Связи с общественностью в работах российских исследователей

    3. Феномен российских рекламных и pr-технологий в СМИ

    4. Слоган и месседж




    1. Направления анализа политического дискурса



    Основы теории политического дискурса были заложены пред­ставителями кембриджской и оксфордской философской школы в 50-е гг. XX в., которые анализировали лингвистический контекст общественной мысли. Первые результаты исследования политиче­ского дискурса были опубликованы в серийном издании П. Ласлетт «Философия, политика и общество», начатом в 1956 г. В 70-е гг. термин «дискурсы» начинает широко использоваться в анализе по­литических процессов. В 80-е гг. возникает центр семиотических ис­следований, связанный с анализом дискурсов. Он концентрируется вокруг Т. Ван Дейка. Исследователи центра начинают уделять вни­мание не только содержательным аспектам, но и технике анализа политического дискурса. С этого момента можно говорить о станов­лении самостоятельного методологического подхода анализа поли­тических процессов.

    Для изучения политического дискурса представители данного методологического направления широко используют методы се­миотического анализа (изучение дискурса-рамки), а также рито­рики и литературоведения (анализ конкретного дискурса-произ­ведения). Дискурс-рамка по выражению Дж. Поккока и К. Скиннера - это «порождающая система». Для обозначения этого явления часто используются термины «язык», «идеология»; именно в этом значении говорят о дискурсе либерализма, консерватизма и т.п. Дискурс-произведение обладает определенным сюжетом, например дискурс выборов Пре­зидента РФ 2000 г.

    Анализ знаковых систем предполагает выделение уровней их сложности. Простейшим уровнем является словарь, образуемый набором знаков. Это уровень семантики. Далее возникает более сложное построение, когда знаки объединяются с помощью кода. Это переход на уровень синтактики. Подъем еще на один уро­вень связан с включением в сообщение его субъектов с их особы­ми намерениями и ожиданиями. Это уровень прагматики. Имен­но данный уровень особенно важен для анализа дискурса.

    Одним из наиболее развитых направлений анализа в рамках данного подхода является контекстный анализ политического дис­курса, а точнее его отдельных составляющих. В результате такого контекстного анализа выявляются особенности смыслов отдель­ных составляющих политического дискурса, формирующиеся под воздействием внешних для него факторов (социально-экономиче­ских, культурных и политических условий). При этом признается, что дискурс не является простым отражением процессов, происхо­дящих в других областях социального мира, например в экономи­ке. Он объединяет смысловые элементы и практики всех сфер об­щественной жизни. Для объяснения процесса его конструирования используется концепция артикуляции. Соединись, разнородные элементы образуют новую конструкцию, новые смыслы, новую че­реду смыслов или дискурс. Например, лейбористское правитель­ство, пришедшее к власти в Англии в 1950-х гг., выстроило свою программу, используя различные идеологические компоненты: го­сударство всеобщего благосостояния, обещания всеобщей заня­тости, кейнсианская модель управления, национализация опреде­ленных индустрий, поддержка предпринимательства, холодная война. Эта стратегия была не просто выражением интересов опре­деленных социальных слоев общества, ответом на изменения в экономике; она явилась результатом объединения различных по­литических, идеологических и экономических моделей, в результа­те чего был сконструирован новый дискурс.

    Обращение при анализе дискурса-произведения к достиже­ниям риторики и литературоведения предполагает, в первую очередь, использование методов, связанных с анализом сюже­та. Здесь существуют хорошо зарекомендовавшие себя схемы и модели, которые позволяют представить отдельные политичес­кие события и процессы (митинг, избирательный процесс и т.п.) как дискурс со своим сюжетом, смыслами и прочими параметра­ми и спрогнозировать его развитие. Большое внимание уделяет­ся исследованию альтернативных сюжетов на основе одной ис­ходной модели, а также изучению сюжетов с открытыми конца­ми. Эта техника и позволяет получить хорошие результаты при анализе политического процесса как динамической характерис­тики политики.

    Практическое применение теории дискурса можно продемонст­рировать на примере анализа тетчеризма (С. Холл). Проект тетчеризма состоял из двух, во многом взаимоисключающих друг друга сфер идей и теорий: это элементы неолиберальной идеологии (ар­тикулировались концепты «личные интересы», «монетаризм», «конкуренция») и элементы консервативной идеологии («нация», «семья», «долг», «авторитет», «власть», «традиции»). Он был ос­нован на соединении политики свободного рынка и сильного госу­дарства. Вокруг термина «коллективизм», который не укладывался в рамки этого проекта, идеологами тетчериэма была выстроена це­лая цепь ассоциаций, которая привела к возникновению социаль­ного неприятия этого понятия. Коллективизм в массовом сознании стал ассоциироваться с социализмом, застоем, неэффективным управлением, властью не государства, а профсоюзов в ущерб госу­дарственным интересам. Итогом этой политики стало внедрение представлений, что социальные институты, выстроенные в соот­ветствии с идеологемой «коллективизм», несут ответственность за кризисное состояние экономики и затянувшийся застой в общест­ве. Тетчеризм стал ассоциироваться с индивидуальными свобода­ми и личным предпринимательством, моральным и политическим омоложением британского общества, восстановлением закона и порядка.

    Одним из направлений анализа политического дискурса явля­ется постмодернистский подход. О постмодернизме в дискурсив­ном анализе нельзя не упомянуть в силу того, что данное направ­ление получает все более широкое распространение в социаль­ных науках, в том числе и в политологии и считается одним из «модных» направлений социального и политического анализа. Ос­тановимся кратко на его характеристике.

    При анализе политического дискурса постмодернисты исходят из следующих посылок. Они отрицают возможность существова­ния единого и разделяемого всеми образа реальности, который можно точно изучить и объяснить. Окружающий мир создается ве­рованиями и поведением людей. По мере распространения идей, люди начинают верить в них и действовать в соответствии с ними. Будучи закрепленными в определенных правилах, нормах, инсти­тутах и механизмах социального контроля, эти идеи тем самым со­здают реальность.

    Большинство представителей данного направления полагают, что смыслы необходимо искать не в окружающем внешнем мире, а только в языке, который является механизмом создания и транслирования индивидуальных представлений. Поэтому иссле­дование языка объявляется главной задачей науки. Провозглаша­ется необходимость понять, каким образом происходит формиро­вание и конструирование объектов реальности; единственным пу­тем достижения этой цели считается интерпретация языка по­средством текста. Как считают представители постмодернистского направления, для понимания дискурса достаточно проанализировать только сам текст.

    Таким образом, в рамках постмодернизма отсутствует полно­ценный анализ политического дискурса, поскольку анализу под­вергаются лишь получаемые исследователями его субъективные смыслы. В этом отношении показательно, что в рамках постмодер­низма даже не дается определения понятия дискурс, хотя сам тер­мин используется достаточно широко. В целом постмодернистский подход к анализу политического дискурса нельзя признать особен­но плодотворным, хотя несомненно то, что в рамках данного на­правления анализируется немало фактического материала, обра­щение к которому представляет несомненный интерес для даль­нейших исследований.

    2. Связи с общественностью (СО) в работах российских исследователей


    В рамках политического процесса и политического рынка складывается множество типов работы служб СО, которые в той или иной мере задействуют широкий понятийно-категориальный аппарат специальности «связи с общественностью»: политический анализ, информационное сопровождение, политическая реклама, политический PR, имиджмейкинг, агитация, пропаганда, информационный лоббизм, информационные кампании и информационные войны, политические технологии. В зависимости от характера политических институтов различают деятельность служб СО института государства, полити6ческих партий, общественных организаций, института церкви и СМИ.

    Ключевым направлением в деятельности служб СО является информационно-аналитическое (политический анализ, политический прогноз, по6литическое конструирование). Этот сегмент работы связан с «выработкой информационной политики, ее стратегии и тактики, фиксирующих движение событий и явлений в их динамике»1 . Данное направление можно осуществлять как специализированным подразделением по связям с общественностью учреждения (организации, предприятия), так и с помощью структур

    консалтинга, в том числе политического, которые ориентированы на «кон

    сультировании производителей, продавцов, покупателей, политических деятелей, работников социальной сферы и др. по широкому кругу вопросов экономической, финансовой, хозяйственной, политической, социальной, культурной и другой деятельности»2 .

    Не менее важное направление в деятельности служб СО имеет и информационное взаимодействие. Как отмечают российские авторы Л. Я. Сухотерин и И. В. Юдинцев, «взаимодействие субъекта (объекта) информационного процесса и информационного пространства называется информационным взаимодействием. Поэтому один из важнейших навыков специалиста по информационной работе — это способность реализовать наиболее типичные, то есть часто встречающиеся, виды контактов»3 . Речь идет о прессрелизе, комментарии, пресс_конференции, брифинге и др. По мнению автора данной статьи, такой вид работы можно было бы обозначить как информационное сопровождение деятельности политических институтов.

    В зависимости от категории политических институтов стоит различать политическую рекламу государственных учреждений (государственных чиновников), партийную рекламу, рекламу неправительственных организаций и религиозных объединений и др. Политическая реклама «складывается и существует как текст аргументированного обращения к покупателям, формируемый в условиях конкуренции и направленный на их ознакомление с тем или иным политическим товаром, популяризацию преимуществ предлагаемой продукции, а также создание активного спроса на нее и расширение продаж»4 .

    Как отмечает Ю. В. Щерабатых, в мировой рекламной практике для определения последовательности психологического воздействия, способного привести к желаемому результату, применяется формула AMIDA, где: А

    — внимание (attention), I — интерес (interest), М — мотив (motive), D —

    желание (desire), А — активность (activity)»5 . Стоит также отметить, что

    общепринятым считается складывание рекламного политического текста

    из трех основных сегментов: обещаний политического лидера, его апеллирование к власти, критики конкурентов. Кстати, в последнем случае допускается и самокритика, позитивно воздействующая на сознание населения.

    Существует мнение, что в настоящее время насчитываются более 450

    определений термина PR. В свою очередь, политический PR является одним из способов установления коммуникаций маркетингового типа. Как считает российский специалист М. Е. Кошелюк, политический PR можно определить и «как сферу политической деятельности, связанную с организацией и управлением политическими кампаниями. Наиболее яркими их прототипами являются предвыборные кампании, поэтому сегодня между политическим PR и так называемыми избирательными технологиями обычно ставят знак равенства. В результате политический PR фактически сводится к процедурным технологиям, связанным с формированием штаба, подготовкой текстов, рекламногитационной продукции, организацией так называемой “полевой” работы»6 .

    Серьезной коммуникационной конструкцией, обеспечивающей контакты

    между агентами на политическом рынке, является политический имидж, ну а отдельное направление в деятельности служб СО - политический имиджмейкинг. Как отмечают авторы коллективного исследования «Политическая имиджелогия», являясь «феноменом индивидуального, группового или массового сознания, имидж функционирует как образ_представление, в котором в сложном взаимодействии соединяются внешние и внутренние характеристики объекта»7 . Российские авторы исследования классифицируют субъекты политического имиджа на индивидуальные субъекты (лидеры), коллективные субъекты (групповой субъект, к примеру, гендер, корпоративный субъект — фирма, клуб, партия и системно_корпоративный субъект — правящий класс), предметный субъект (герб, гимн, флаг). Специалистом по созданию публичного имиджа вышеназванных субъектов является имиджмейкер.

    Как считает А. А. Мирошниченко агитация является одним «из древнейших способов убеждения и является, по сути, рудиментарной формой приказа.

    Она прямо и непосредственно побуждает к действию, и в этом ее суть»8 . А. Н. Сухов и С. А. Трыканова полагают, что слово агитации более соотносится с категорией выборов, считая, что «предвыборная агитация — деятельность граждан, кандидатов, избирательных объединений, имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них»9 . Российский исследователь О. П. Кудинов в структуре агитации выделяет следующие основные составляющие: «основная тема, актуальные проблемы, политические позиции, лозунги (слоганы) и призывы, основные принципы агитации»10.

    Нужно иметь в виду, что категорию «пропаганды» активно исследовали ученые в США: У. Липман, Г. Ласуэл, О. Томпсон и др. По мнению российских исследователей Э. Ф. Макаревича, О. И. Карпухина и В. А. Лукова, пропаганда — это т«социальная деятельность в сфере “обработки людей людьми”, направленная на распространение социально_политических, философских, научно_технических знаний, сообщений, мифов, моральных и художественных ценностей с целью формирования определенного мировоззрения и установок личности, а также целенаправленное воздействие на личность, на людей с тем, чтобы повлиять на их отношение к обществу и власти, на их оценки и поведение»11 .

    Лоббизм представляет собой систему реализации интересов различных групп людей, союзов, объединений, корпораций посредством организованного воздействия на власть, как на законодательную, так и на исполнительную. Частью лоббистской работы является деятельность, обеспечивающая

    связь корпорации с органами власти, получившая название «джиар» (GR)

    — government relations. Как отмечает П. А. Толстых, «GR — это сфера общего менеджмента, а лоббизм — это технология... GR_отделы существуют практически во всех крупных корпорациях. Задача таких отделов — создавать в государственных структурах режим наибольшего благоприятствования для кампании»12 .

    Информационная кампания представляет собой «спланированный комплекс взаимосвязанных коммуникационных действий, специально разработанных для обеспечения конкретных целей коммуникатора путем целенаправленного воздействия на общественное мнение и позиции контрагента»13 .

    Такую сложную конструкцию как информационные кампании, как правило, реализуют корпоративные структуры (государственные институты, партии в рамках выборов, неправительственные организации, корпорации и др.). Ключевой целью проведения ИК является актуальность формирования массовой поддержки граждан и общественного мнения, в частности электоральной

    поддержки. В то же время, как отмечает Л. В. Поляков, «обобщенный опыт

    многих избирательных кампаний свидетельствует о том, что создание про_

    граммы кандидата обычно предполагает выбор из двух возможностей... как

    уникальное торговое предложение... как символический атрибут»14 .

    Понятие информационные войны стало применяться для характеристи_

    ки с середины 80_х гг. ХХ в., и российские авторы В. А. Лисичкин, Л. А. Ше_

    лепин чаще называют такую форму коммуникаций информационно_психо_

    логической войной, подчеркивая ведение таких сражений между государ_

    ствам или группой государств15 . Этой же точки зрения придерживается и

    российский политолог И. Н. Панарин, хотя не исключает использование этой

    формы внутри каждой из стран. По его мнению, «информационную войну

    можно определить как способ создания системы управления информаци_

    онными потоками в целях организации ноосферы и мирового информаци_

    онно_психологического пространства в своих интересах»16 .


    1 Гринберг Т. Э. Политические технологии: ПР и реклама / Т. Э. Гринберг. — М.:

    Аспект Пресс, 2006. — С. 46.

    2 Шарков Ф. И. Политический консалтинг / Ф. И. Шарков. — 3_е изд. — М.: Изд._

    торг. корпор. «Дашков и К.», 2007. — С. 21.

    3 Сухотерин Л. Я. Информационная работа в государственном аппарате / Л. Я. Сухо_

    терин, И. В. Юдинцев. — М.: Изд_во «Европа», 2007. — С. 134.

    4 Политические коммуникации: Учеб. пособие для студентов вузов / Ю. Ю. Петрунин

    и др. / Под ред. А. И. Соловьева. — М.: Аспект Пресс, 2004. — С. 152.

    5 Щербатых Ю. В. Психология выборов. Манипулирование массовым сознанием: ме_

    ханизмы воздействия / Ю. В. Щербатых. — М.: Изд_во Эксмо, 2007. — С. 150.

    6 Кошелюк М. Е. Технологии политических выборов / М. Е. Кошелюк. — 2_е изд.,

    перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2004. — С. 10.

    7 Политическая имиджеология / Под ред. А. А. Деркача, Е. Б. Перелыгиной и др. —

    М.: Аспект Пресс, 2006. — С. 19.

    8 Мирошниченко А. А. Выборы: от замысла до победы (Предвыборная кампания в

    российском регионе) / А. А. Мирошниченко. — М.: Изд_во «Центр», 2003. — С. 25.

    9 Сухов А. Н. Выборы: теория и практика: Учеб. пособие / А. Н. Сухов, С. А. Трыка_

    нова. — М.: Изд_во Моск. психол._социальн. ин_та.; Воронеж: Изд_во НПО «МО_

    ДЭК», 2006. — С. 178.

    10 Кудинов О. П. Большая книга выборов: Как проводятся выборы в России / О.П. Куди_

    нов. — М.: Изд_во «Арт Бизнес Центр», 2003. — С. 390.

    11 Макаревич Э. Ф. Социальный контроль масс: Учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Ма_

    каревич, О. И. Карпухин, В. А. Луков. — М.: Дрофа, 2007. — С. 163.

    12 Толстых П. А. GR. Практикум по лоббизму в России / П. А. Толстых. — М.: Альпи_

    на Бизнес Букс, 2007. — С. 23, 24.

    13 Там же. С. 242.

    14 Поляков Л. В. Основы политического консультирования: теория и практика / Л.В.

    Поляков. — М.: КДУ: Изд_во МГУ, 2004. — С. 165.

    15 Лисичкин В. А. Третья мировая (информационно_психологическая) война / В.А. Лисич_

    кин, Л. А. Шелепин. — М.: Изд_во «Эксмо», 2003. — 448 с.

    16 Панарин И. Н. Информационная война и геополитика / И. Н. Панарин. — М.: Изд_

    во «Поколение», 2006. — С. 6.__


    3. Феномен российских рекламных и pr-технологий в СМИ


    Рекламные и PR-технологии в СМИ стали весьма значимой сферой деятельности органов государственной власти, политических институтов и средств массовой информации современной России. Они оказывают значительное воздействие на процессы, происходящие в социальной структуре общества, в экономике и политике, в деятельности институтов новой российской демократии.

    Появление в России рекламных и PR_технологий как области професси_

    ональной прикладной и научной деятельности было вызвано объективными

    условиями развития общественных отношений, институтов гражданского

    общества, а также социально_экономических, рыночных механизмов.

    Процесс их становления в конце XX века был значительно затруднён в

    силу разных причин, основное место среди которых занимали нестабиль_

    ность в социально_экономической сфере и политическая конфронтация.

    После избрания в 2000 году Президентом России В.В. Путина ситуация из_

    менилась в лучшую сторону, наметились положительные тенденции в разви_

    тии страны. Это не могло не отразиться на динамике эволюции рекламных и

    PR_технологий..

    Часто наука не поспевает за бурно развивающейся жизнью. В специаль_

    ной литературе ещё недостаточно глубоко разработаны проблемы, связан_

    ные со спецификой применения PR_технологий в политической жизни обще_

    ства. Дискуссионными являются многие вопросы, касающиеся определения

    категориального аппарата, институциональной концепции, понятийной базы.

    Следует признать, что в современной научной и учебно_прикладной ли_

    тературе преимущественное внимание уделено не теоретическим, а практи_

    ческим аспектам PR_технологий.

    Е.А. Блажнов в одном из первых отечественных исследований паблик

    рилейшнз отмечает, что PR «тесно связаны с особенностями формирова_

    ния и функционирования общественного мнения, с механизмом паблисити,

    т. е. с приемами создания известности, популярности, привлекательности

    определенным личностям в связи с их деятельностью — общественно_по_

    литической, производственной, коммерческой, в сфере культуры» 1.

    В 1998 году Ю.Я. Любашевский предложил следующее определение PR:

    «Связи с общественностью — PR — вид маркетинговой коммуникации, зак_

    лючающийся в целенаправленном формировании желательного образа орга_

    низации, товара, бренда, услуги, идеи, человека и т. п. в общественном со_

    знании или в сознании значимых групп (целевой аудитории)» 2.

    Несколько другой акцент в характеристике этого явления делают К.В. Ан_

    типов и Ю.К. Баженов: «PR (или паблик рилейшнз) — это деятельность по при_

    менению средств убеждения, направленная на формирование, коррекцию или

    изменение общественного мнения в заданном направлении с целью усиления

    конкурентоспособности одной идеи среди множества конкурирующих» 3.

    Одной из самых известных зарубежных формул, содержащей внутрен_

    ние характеристики рекламных и PR_технологий, является формула RACE,

    которая широко используется как для планирования, так и для оценки PR_

    проектов: «R — это Research (исследование: анализ и постановка задачи),

    A — Action (действие: разработка программы и сметы), C — Communication

    (общение: осуществление программы информационно_коммуникативными

    средствами), E — Evaluation (оценка: определение результатов и внесение

    корректировки в программу».

    В обширной литературе о рекламе и паблик рилейшнз приводятся также

    другие формулы рекламных и PR_технологий, в частности, AIDA, DAGMAR,

    ACCA, DIBABA, но они, как правило, являются лишь субъективным отраже_

    нием практического опыта авторов и не объясняют глубокую природу дан_

    ного явления с точки зрения научной коммуникативистики.

    В России определенная специфика рекламных и PR_технологий лучше

    всего проявляется на уровне регионов.

    По мнению С.М. Тучкова, это связано, в первую очередь, с более высо_

    кой интенсивностью проведения региональных избирательных кампаний по

    сравнению с федеральными выборами, например парламентскими или пре_

    зидентскими, что позволяет непрерывно не только анализировать, но и со_

    вершенствовать практику рекламных и PR_технологий. В результате проис_

    ходит своеобразный «естественный отбор» наиболее эффективных и уни_

    версальных PR_технологий, которые затем с успехом применяются на вы_

    борах более высокого уровня4.

    Наряду с несомненными успехами в этой сфере обозначились и весьма

    серьезные проблемы, к которым можно отнести нелегитимные предвыбор_

    ные методы и приемы, в том числе «черный PR», другие «грязные» техноло_

    гии в СМИ и т. д. Всё это в значительной степени затрудняет развитие циви_

    лизованных форм рекламы и паблик рилейшнз в СМИ и требует более при_

    стального внимания со стороны государства и общества.

    Обобщая приведённые характеристики, можно сформулировать следу_

    ющее определение коммуникативной сущности и задач рекламных и PR_

    технологий в СМИ в современной России:

    • коммуникативная сущность рекламных и PR_технологий в СМИ определяется установлением контакта между политическим субъектом и объектом

    (целевой аудиторией), осуществлением определенным образом направленной адресной связи между ними с использованием предельно доступной и

    адекватной знаковой системы;

    • методы рекламных и PR_технологий в СМИ лежат в плоскости коммуникативных методов, ориентированных на достижение определенной полити_

    ческой цели посредством воздействия на массовое сознание и электоральное поведение аудитории;

    • рекламные и PR_технологии в СМИ функционируют лишь при наличии

    развитых демократических институтов и политической конкуренции в обществе, по этой причине им присущи не только функции оповещения и информирования, но и социально ориентирующая, и идеологическая функции.

    Наличие различных подходов к классификации рекламных и PR_техно_

    логий в СМИ в современной науке объясняется, на наш взгляд, разностью

    подходов авторов к выбору теоретико_методологической концепции про_

    водимых исследований. Мы предлагаем классифицировать рекламные и PRтехнологии в СМИ, исходя из характера поставленной цели, выполняемых

    ими специфических функций, отношения к объекту, субъекту, конкретной

    аудитории, выбора коммуникационных каналов и методов достижения цели.

    Несмотря на продолжающиеся научные споры, рекламные и PR_техно_

    логии в СМИ как сфера профессиональной деятельности развиваются в

    нашей стране весьма бурными темпами одновременно со становлением

    молодой российской демократии.

    Они гармонично вписываются в систему управления (менеджмента) по_

    литическим процессом, являются её основной составляющей (как структура) и важнейшей функцией (как действие).

    Феномен российских рекламных и PR_технологий в СМИ состоит преж_

    де всего в том, что, не имея такой основательной традиции, как в демократически развитых странах, они, несмотря на очевидные трудности, дина_

    мично развиваются и уже сейчас играют важную роль в управлении социальными процессами, существенно влияют на российскую политическую

    культуру, духовную жизнь общества.


    1. Блажнов Е.А. Паблик Рилейшнз: Приглашение в мир цивилизованных рыночных

    общественных отношений. Учеб. пос. для деловых людей / Е.А. Блажнов — М.,

    1994. — С. 7.

    2. Любашевский Ю. Технологии современного спонсорства / Ю. Любашевский, А.

    Щербаков. — М., 1998. — С. 24.

    3. Антипов К.В. Паблик рилейшнз. Учеб. пос. / К.В. Антипов, Ю.К. Баженов. — М.,

    2002. — С. 34.

    4. Тучков С.М. Паблик рилейшнз в политическом процессе современной России /

    С.М. Тучков. — М., 2001. — С. 25_27.__


    4. Слоган, так и месседж


    В период проведения разноуровневых избирательных кампаний 2008 г. особую популярность приобрело словосочетание «месседж кандидата» или «месседж политика». По сей день интерес политологов, журналистов и широкой общественности приковывают публикуемые в СМИ результаты

    исследований политических текстов (например, интервью первых лиц государства) на предмет выявления «зашифрованных» в них месседжей для

    бизнес_кругов, политических элит и общества в целом

    Исходя из понимания месседжа как знаковой информации, формирую_

    щей восприятие кампании избирателями, легко заметить сходство данного

    понятия с понятием «политический слоган». Политтехнологи часто называют политический слоган «квинтэссенцией избирательной кампании», которая запоминается и доходит (в отличие от программ и платформ) до максимального числа избирателей обозначенной целевой аудитории.

    Основными функциями как слогана, так и месседжа являются аттрактивная (под аттрактивностью в данном случае мы понимаем способность привлечения внимания и меморизации) и информативная. Содержание основ_

    ного и вспомогательных месседжей, как правило, оформляется в виде ос_

    новного и дополнительных слоганов, работающих на стратегический имидж

    кандидата. Так, кандидат на должность главы городского округа города

    Воронежа в 2008 г. С. Колиух наряду с основным слоганом «Сергей Колиух

    — План Путина в Воронеже» использовал целый ряд дополнительных, таких как: «За достаток и здравый смысл!», «Время надежных людей» и т. д.

    Однако если слоган может быть неинформативным (к примеру, как это

    было в аналогичной кампании Сергея Колиуха, но в 2004 г. — «Уж КОЛИ ты

    УХ — работай за двух!»), то месседж, потерявший свое фактическое на_

    полнение, перестает быть таковым. Конечно, месседжи могут содержаться

    не только в слоганах, но и во всех предвыборных материалах, текстах и

    действиях кандидата. Так, сомнительное покушение, совершенное на Виктора Витиника в разгар предвыборной борьбы за пост мэра г. Воронежа в

    2008 г., само по себе является месседжем (возможно, таким: «Бюрократы

    видят в В. Витинике своего врага и препятствуют его избранию»).

    Становится очевидно, что понятия месседж и политический слоган соот_

    носятся между собой, как содержание и форма сообщения. Причем, пред_

    выборные послания, облеченные в форму политического слогана, наибо_

    лее понятны и доступны массам избирателей, не обладающих специальными навыками дешифрации месседжей и не желающих прилагать особые

    усилия для их поиска и толкования.

    Станислав Радкевич, руководитель департамента аналитики ЦПК «Никколо М» еще в 2004 г. назвал джиар (GR), или отношения с властью, значимым каналом донесения месседжа до основных политических субъектов

    наряду с рекламой и пиар. Данная концепция позволяет взглянуть на взаимоотношения слогана и месседжа, как составной части рекламного канала

    и сообщения, проходящего по нему.

    Отношения с партией власти являлись чуть ли не основным месседжем

    кандидатов на пост мэра г. Воронежа в 2008 г. Претенденты разделились на

    тех, чье выдвижение одобрила партия «Единая Россия», и тех, чье не одобрила. Независимые кандидаты и кандидаты от других партий (например,

    КПРФ) сразу попали в число оппозиционеров партии власти и ее выдвиженцев. И что интересно, это нашло свое отражение в предвыборных слоганах.

    Роль джиар наглядно иллюстрирует тот факт, что на выборах мэра г. Ворнежа победил кандидат от «Единой России», председатель гордумы Сергей

    Колиух, за которого проголосовали 31,08 % избирателей. Депутат гордумы

    Галина Кудрявцева набрала 16,13 % голосов избирателей. Третье место занял

    депутат гордумы Виктор Витиник, за которого проголосовали 12,85 % воронежцев. Причем тройка лидеров продемонстрировала электорату наиболее

    яркие отношения с властными структурами различных уровней. Однако если

    С. Колиух и В. Витиник использовали три основных канала для передачи месседжей с максимальной эффективностью, то Г. Кудрявцева использовала рекламную коммуникацию в незначительной степени. Возможно, полноценная рекламная кампания в СМИ и грамотно подобранные слоганы позволили бы Г. Кудрявцевой одержать победу в борьбе за мэрское кресло.

    Недооценили роль рекламного канала в целом и слогана в частности

    аутсайдеры гонки. Как известно, эффективный слоган должен содержать средства выражения личностного начала: как на лексическом, так и на грам_

    матическом уровне. Однообразие используемой лексики привело к тому,

    что, например, слоган А. Померанцева («ЗА народного мэра Померанце_

    ва!») и слоган А. Зоткина («Воронежу — народный мэр!») выглядят как

    составные части одной избирательной кампании.

    Использование словосочетаний в качестве слогана нежелательно в силу

    его номинативности. И, вероятно, потому слоган А. Можаитова «Родной

    человек» вызвал смешанную реакцию электората. Поражение С. Леснико_

    ва можно считать закономерным в силу того, что его грамотно составлен_

    ные слоганы и месседжи не соответствовали двум основным правилам: не

    работали на сближение реального и стратегического имиджей кандидата и

    не соответствовали ожиданиям целевой аудитории.


    5. Злоупотребления административным ресурсом в российских

    избирательных региональных кампаниях

    Однозначного определения, что такое административный ресурс, не существует. Международная организация «Amnesty International» исследовала эту тему, но так и не пришла к выводу, как правильно назвать данный

    феномен: «административный ресурс» или «злоупотребление административным ресурсом». Скорее, следует говорить о злоупотреблении административным ресурсом.

    2. Злоупотребление административным ресурсом не является прерога_

    тивой партии власти. Если у оппозиции появляется подобная возможность, она ее не упускает.

    3. Сегодня в России злоупотребление административным ресурсом пред_

    ставляет отработанную технологию. Если до 1999 г. административный ресурс

    применялся в ходе избирательных кампаний сдержанно и осторожно, то после

    выборов 1999_го и особенно 2000_го гг. он прочно вошел в нашу жизнь.

    4. В наибольшей степени этот феномен развит в национальных образо_

    ваниях Российской Федерации. Избирательные процедуры в «русской Рос_

    сии» ближе к европейским представлениям о смысле и сути демократических выборов. В «России национальных образований» доминирует электо_

    ральная культура, больше схожая с советской концепцией выборов: минимум самостоятельности для избирателя при максимуме льгот для правящей

    номенклатуры1.

    5. В ходе кампаний по выборам в региональные органы законодатель_

    ной власти в 2006–2007 гг. фактически повсеместной практикой стали отказы в регистрации партийных списков. Осенью 2006 г. было отсеяно 11%

    партийных списков, весной 2007_го — уже 32 %. В странах с развитой демократией механизм регистрации, как правило, либерален, а понятия «сня_

    тия с регистрации» не существует вообще. Окончательное решение остается за избирателями.

    6. Серьезные скандалы были связаны с жеребьевками, которые опреде_

    ляют места партий в избирательных бюллетенях. Так, весной 2007 г. первое

    место «Единой России» досталось в 8 регионах из 14. Вероятность такого

    события при случайном характере распределения составляет всего 0,00033

    (или один к трем тысячам).

    7. Предлагается выделить пять основных методов административного

    давления: 1) избирательное применение закона; 2) доминирование в информационном пространстве; 3) неравномерный доступ к избирателям; 4) пере_

    распределение бюджетных средств; 5) прямое силовое давление.

    8. Избирательное применение закона. Активно используются внезап_

    ные проверки политических конкурентов силовыми структурами. В ходе

    кампаний 2006–2007 гг. избиркомы ряда регионов запрещали распространение газеты и (или) тираж арестовывался сотрудниками МВД. При этом

    ЦИК РФ как минимум дважды высказывала четкую позицию: запрет на распространение СМИ и арест тиража возможны исключительно на основании

    судебного решения.

    Особое отношение сложилось у региональных избиркомов к словосочетанию «единая Россия». Начиная с осени 2006 г. они не признавали агитационные материалы с использованием этих слов рекламой одноименной

    партии, если слова «Единая» и «Россия» не были объединены вместе кавычками, и, как следствие, не применяли к ним нормы избирательного законо_

    дательства.

    В 2007 г. началось активное, но выборочное (в основном лишь против

    представителей оппозиции) применение новых норм избирательного законодательства, запрещающих ведение контрагитации и создание «отрица_

    тельного отношения» на ТВ. Кроме того, региональные власти неоднократ_

    но пытались обвинить оппозицию в экстремистской деятельности (в соответствии все с теми же новыми поправками).

    9. Доминирование в информационном пространстве. Повсеместно

    отмечается отсутствие равных возможностей для ведения избирательной

    кампании у кандидатов, занимающих официальных посты, и всех прочих. В

    большей степени воздействию административного ресурса подвержено

    телевидение, в чуть меньшей — газеты. Частью избирательной кампании

    оказываются даже программы новостей. Таким образом, функция инфор_

    мирования граждан подменяется манипулированием их сознанием. Работа

    с «подконтрольными» СМИ организуется по двум направлениям: размещение собственных материалов и противодействие соперникам.

    10. Неравномерный доступ к избирателям. Партии, которые не под_

    держиваются региональными чиновниками, в большинстве субъектов РФ

    испытывают трудности при организации встреч с избирателями. Иногда

    встречи срываются под формальными предлогами (авария, срочный ре_

    монт помещения и т. д.) В то же время у кандидатов от власти подобных

    проблем не возникает.


    Литература:

    1. Орешкин Д. Б. Электоральная демократия и целостность политического простран_

    ства России / Д. Б. Орешкин // Журнал о выборах. — 2001. — № 2. — С. 33.

    2. Журавская Е. Выборные фонды / Е. Журавская // Эксперт. — 2002. — 22 июля.

    — № 28 (334).

    3. Шаповалов А. Я сажал в кресло президентов / А. Шаповалов // Российская

    газета. — 2003. — 15 мая.__

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Политический дискурс и выборы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.