Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Понятие мировоззрения, его исторические формы, свойства, уровни.

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Понятие мировоззрения, его исторические формы, свойства, уровни.
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:02
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение..................................................................................................... 3

    1. Мировоззрение и философия............................................................ 4

    2. Структура мировоззрения, его компоненты и свойства............ 5

    3. Классификация мировоззрения. Его исторические формы

    и уровни..................................................................................................... 14

    Заключение.............................................................................................. 21

    Список литературы................................................................................ 22

    Введение

    В систему человеческих знаний термин «мировоззрение» был введен немецким философом Иммануилом Кантом.

     Мировоззре­ние — неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Каждый человек имеет мировоззрение, и у каждого человека оно индиви­дуально-специфическое. Но есть ли между ними что-то общее? И что такое мировоззрение вообще? Далее, изменяется ли содер­жание мировоззрения на протяжении жизни отдельной личности или же поколений людей, исторически отдаленных между со­бою? То есть развивается ли мировоззрение? Одна из вечных философских проблем: что же такое мировоззрение человека, как его понимать, каково его социальное значение?

    В наипростейшем понимании слова мировоззрение — это со­вокупность взглядов человека на мир и смысл жизни. Если кон­кретизировать, то мировоззрение - это совокупность обобщенных представлений о действительности, которые отображают, рас­крывают и предопределяют практическое и теоретическое отно­шение человека к миру, способ восприятия, осмысления и оценки им окружающей действительности и самого себя как конкретно-ис­торического субъекта познания и практики.

     Мировоззрение — не просто обобщенное представление о мире, а форма самосознания человека, узловыми категориями которого выступают понятия «мир» и «человек». Через эти понятия субъ­ект мировоззрения осознает свое назначение в мире и формирует жизненные установки. Отношение «мир — человек» — это основ­ной вопрос мировоззрения.







    1. Мировоззрение и философия

    Философия — это такая форма общественного и инди­видуального сознания, которая постоянно теоретически обосно­вывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни пи­сать, ни читать. Поэтому  понятие «мировоззрение» шире понятия «фило­софия».

    В мировоззрении находит свое завершение целостность духов­ности человека.

     Философия как едино-цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человече­ства, которое, как и отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осу­ществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов.

     Мировоззрение существу­ет в виде системы ценностных ориентации, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в орга­ническом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

    Таким образом, определение соотношения философии и мировоззре­ния можно сформулировать так: философия — это система ос­новополагающих идей в составе мировоззрения человека и обще­ства.

    2. Структура мировоззрения, его компоненты и свойства

    Мировоззрение представляет собой сложное духовное явле­ние, для которого характерна целостность, единство всех компо­нентов. Структуру мировоззрения составляют и выполняют в нем важную роль такие элементы, как:

    Обобщенные знания. Они являются основной, информацион­ной базой мировоззрения. Чем больше знаний у того или иного народа либо у того или иного человека, тем более серьезное обос­нование получает соответствующее мировоззрение. К  мировоззрению относятся не все и не любые знания, а лишь те, которые являются жизненно важными для человека,  которые   практически и теоретически раскрывают сущность отношений между человеком и миром в каждую историческую эпоху.

    Убеждения. Это внутренние социально-психологические  элементы духовности, благодаря которым воспринимаются или же, наоборот, отбрасываются мировоззренческие знания. Убеж­дения — это не только интеллектуальная позиция, но и эмоцио­нальное состояние, стойкая психологическая установка, уверен­ность в справедливости своих принципов, идей, взглядов. Поэто­му убеждения являются одним из необходимых структурных эле­ментов мировоззрения.

     Убеждения — это твердо состав­ленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже — в под­сознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувст­вами. Мировоззрение срастается с миром чувств и формами пове­дения, оно очерчивает личность, придавая качественную опреде­ленность ее духовному миру. В сфере убеждений невозможна сделка — двух безусловных принципов убеждения в душе одной и той же цельной и принципиальной личности быть не может. Характеризуя природу убеждений, С.Н. Булгаков писал: «Чрезвычайно важную промежуточную ступень между верою и знанием составляет так называемое убеждение. Убеждение есть субъективно наиболее ценная для нас часть наших мнений, но вместе с тем убежденным можно быть лишь в том, что не имеет характера логической бесспорности, а в большей или меньшей сте­пени поддерживается верой. Нельзя быть убежденным, например, в том, что сегодня такое-то число»[2,45].

    Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений — это еще не лич­ность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, иг­рающий навязанные ему роли и в конечном счете утрачивающий свое собственное Я. Известно, что именно идейная убежденность по­зволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать сильнейший инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и со­вершать героические поступки. История — свидетель того, что многие великие истины и принципы социальной справедливости «оплачены» кровью их убежденных защитников, которые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке.

    Убеждения зарождаются и развиваются в ходе нашего станов­ления, в общении с природой, в приобщении к сокровищам куль­туры. И по нашей воле (как бы она ни была сильна) изменить их нельзя: это нечто укорененное в глубинах нашей души. Однако наши убеждения могут меняться и даже существенным образом в периоды, когда происходит смена парадигмы знания и коренная переоценка всех ценностей, т.е. в переломные периоды в жизни общества, а также индивидуального развития.

    Следовательно, убеждения не только зарождаются, но и пере­рождаются. Примеров этому великое множество. Перемены в убеждениях осуждать нельзя, если они имеют уважительные основания. Человеку зрелых лет позволительно изменить свои убеж­дения по поводу того или иного события, факта или вследствие нового, более основательного их изучения, или вследствие какой-нибудь существенной перемены, происшедшей в самих этих фак­тах. Говоря об этом применительно к себе, Ф.М. Достоевский ут­верждал, что ему очень трудно рассказывать историю перерожде­ния своих убеждений. Об этом хорошо пишет Лев Шестов. По его словам, история перерождения убеждений — это, прежде всего ис­тория их рождения. Убеждения вторично рождаются в человеке на его глазах в том возрасте, когда у него достаточно опыта и на­блюдательности, чтобы сознательно следить за этим великим и глубоким таинством своей души. Но он не был бы проницатель­нейшим психологом, если бы такой процесс мог бы пройти для него незамеченным. Но он не был бы писателем, если бы не поде­лился с людьми своими наблюдениями. От прошлых убеждений Достоевского, от того, во что он веровал в молодости, когда вошел к кружок В.Г. Белинского, не осталось и следа. Обыкновенно люди считают поверженных кумиров все же богами, а оставленные храмы — храмами. Достоевский же не то что сжег — он втоптал в грязь все, чему когда-то поклонялся. Свою прежнюю веру он уже не только ненавидел — он презирал ее. Таких примеров в истории литературы немного. Новейшее время, кроме Достоевского, может назвать только Ф. Ницше. Его разрыв с идеалами и учителями молодости был не менее резким и бурным, а вместе с тем и болез­ненно мучительным. Достоевский говорит о перерождении своих убеждений, а Ницше — о переоценке всех ценностей. В сущности оба выражения — лишь разные слова для обозначения одного и того же процесса. Для того чтобы осмыслить действительную суть и жизненную силу мировоззренческих принципов в деятельности человека, нужно высветить не только собственно теоретические аспекты мировоззрения, но и вникнуть в глубины эмоциональных переживаний человеком этих принципов. Тогда открываются мощные мотивы, движущие силы в жизнедеятельности человека, в цепи его поведенческих актов, поступков. Необходимо отметить, что мировоззрение должно быть рассмотрено под углом зрения его истинности, точнее говоря, меры его истинности. Только истинные убеждения могут служить результативным принципом жизни че­ловека. Убеждение человека дурно, если оно ложно.

    Ценности. Ценности - это положительное или отрицательное отношение к явлениям окружающего мира, которое основывается на потреб­ностях и интересах людей, культуре определенного социума. Их человек усваивает в процессе жизни. По смыслу и сущности цен­ности отличаются от знаний. Знаниям присуще стремление к ис­тине — объективному познанию реального мира, ценности же воплощают в себе особое отношение людей ко всему окружаю­щему в соответствии с их стремлениями, потребностями, интересами.

    Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Эта ориентация выражается и в практическом отношении людей к этим ценностям. Определить действительный стержень ценност­ных ориентации в человеке, выявить его подлинную духовную сердцевину — значит узнать о нем нечто сущностное, после чего становится понятным очень многое в его помыслах, поведенческих актах, поступках. При этом ценностные ориентации складывают­ся у человека в раннем детстве и уже тогда они дают о себе знать в поведении индивидуума. Нет и не было людей, душа которых не была бы преисполнена определенными иерархически выстроенны­ми ценностными ориентациями.

    Всякий предмет, любое событие, вообще все имеет объектив­ную ценность или смысл, значимость, положительную или отрицательную ценность. При этом ценности неравно­значны: они имеют и объективно для нас разную меру значимости. Мы оцениваем вещи, события с чисто эмоциональной, религиоз­ной, нравственной, эстетической, научной, философской, прагма­тической точек зрения.

    Наша душа обладает и врожденными, и воспитанными свойст­вами, способностью побуждаться к действию по поводу той или иной ценности, что выражается в соответствующем переживании. Каждый человек обладает уникальным способом относиться к цен­ностям того или иного рода, в чем и состоит суть именно его цен­ностной ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззрен­ческих позиций, где речь идет об отношении к искусству, религии, к выбору философских пристрастий и прежде всего нравственных ориентации. Так, для глубоко верующего человека определяющей силой в его духовной жизни является религия, т.е. те высшие и последние ценности, которые он признает над собой и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим цен­ностям.

    Истинная сущность человека определяется не его отдельными качествами и порой случайными поступками, а пре­обладающими интересами и ценностными интересами. Жизнь об­щества в немалой степени зависит от господствующего мировоз­зрения, от того, какие убеждения и идеалы исповедует образован­ная часть общества, что считает наивысшей ценностью на шкале всей иерархии ценностей.

    Идеалы. Это мировоззренческая форма целенаправленного отображения действительности, мысленный образец совершен­ства, норма, к которой следует стремиться как к конечной цели. Важная особенность идеалов заключается в том, что они пред­ставляют собой опережающее отображение действительности. Следует подчеркнуть, что общественный идеал выполняет не только целенаправляющую, но и оценочную (аксиологическую) функцию по отношению социального субъекта к объекту и к са­мому себе. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделирова­нии будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Человек испытывает потребность измышлять идеалы: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечество.

    Многие великие умы задумывались над тем, что такое «идеал»? И.С. Тургенев писал: «Жалок тот, кто живет без идеала!»[8, 53]

    Имея в виду именно идеал, К. Маркс писал, что идеи, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть: это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца. Во все времена, ут­верждал Р. Роллан, были люди, отдававшие жизнь за свои идеалы. По словам Сенеки, когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Анало­гично думал и Л.Н. Толстой: «идеал — это путеводная звезда; без нее нет твердого направления, а нет направления, нет и жизни»[12,124].

    Люди решались на самые грандиозные дела, если впереди, хоть вдалеке, им сверкал путеводной звездой идеал.

    Идеалы — это мечта и о самом совершенном устройстве об­щества, где все «по справедливости», и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нрав­ственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возмож­ностей на благо человечества. Идеалы, как правило, обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в прошлом. Что в этих идеалах есть истинного, со­храняется в мировоззрении и в конечном счете реализуется в прак­тике, в жизни, а неистинные идеалы, как утопия, будут рано или поздно отброшены.

    Вера. Проблема ценностей в составе мировоззрения тес­нейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера. Вера, утвержденная на глубокой нравствен­ной потребности души - один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Может ли быть так, чтобы человек в течение всей своей жизни ни во что не верил? Такого быть не может: хоть дрем­лющая вера, но непременно наличествует в душе даже такого че­ловека, про которого говорят, что он Фома неверующий.

    Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой не­устранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры. Наш разум, по словам Б. Паскаля, со всей силой своей повелительности требует от человека веры: разум знает, что за его пределами есть бездна, ему недоступная, но в ней что-то схватывается силой интуиции, на чем и вырастает вера. Акт веры — это сверхсознателъное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свой­ственное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. Кроме того, у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравст­венно-психологическая необходимость веры: без нее, как и без до­казательного знания, жить не только духовно, но и практически невозможно. Да и никто и не живет — ни самый отъявленный пессимист, ни воинствующий атеист. При этом нельзя противопо­ставлять разум и веру или веру и знание как нечто «несовместное». Старинная мудрость гласит: «Не только как, но и во что мы верим, выражает сущность духовного мира человека». Скажем, вера в добродетель опирается на чувство ее необходимости, на чувство того, что она слита воедино с моим сокровеннейшим Я, которое нравственно воспитано и социально абсолютно необходимо.

    Далее, нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Любой атеист тоже преисполнен веры — в самого себя, в свои убеж­дения, в своих близких, в то, что мир есть движущаяся материя, данная нам в ощущениях. Ведь это никто никогда не доказал и никто никогда доказать не сможет, в это можно только верить. Нельзя же учение физики о материи считать исчерпывающим: это лишь грань или срез знания, а не цельная картина всего сущего. Или возьмем другой пример. Мы верили в светлое будущее ком­мунизма. Но разве это — научное знание? Конечно, нет. Это самая настоящая, притом слепая, вера. Мы верили в «гениального вождя и учителя всех народов». Что это, как не мифология, атеистичес­кая религия? Тут только иконы иные, а вера самая настоящая, неистово-злая: это религия идолопоклонства.

    В самом же нормальном понятии собственно религиозной веры заключается то, что она, говорит Г. Гегель, «есть не просто знание о Боге, о нашем отношении и отношении мира к нему, а также нетленности нашей души; это знание не есть просто историческое или рассудочное знание: в нем заинтересовано сердце, оно имеет влияние на наши чувства и на определение нашей воли, отчасти в силу того, что благодаря ей наши обязанности и законы приобре­тают большую силу, будучи представлены нам как законы Бога, отчасти в силу того, что представление о возвышенности и доброте Бога по отношению к нам наполняет наше сердце восхищением и чувствами смирения и благодарности»[3,27]. Таким образом, религиоз­ная вера поднимает нравственность и ее мотивы на новую, более величественную высоту. Религиозные побуждения преисполнены утонченными чувствами, которые у настоящего верующего обре­тают более мягкие тона человечности и добра. Так что благодаря этому, красивой фантазии и упоительной силе духовного искусст­ва (прежде всего музыки, вокала, живописи, иконописи), холод­ный разум как бы растопляется в солнечных лучах божественной благодати, несущей умиротворение и радость бытия.

    Говоря о религии как форме общественного сознания, имеют в виду понятия Бога и бессмертия и то, что связано с этими поня­тиями, поскольку они составляют убеждение всех народов мира, оказывают влияние на их мысли и дела; все это возвышает и обла­гораживает дух нации, пробуждая в ее душе (порой дремлющие) чувства достоинства, не позволяя народу унижаться и унижать.

    Жизненные нормы. Это образцы, стандарты деятельности, ко­торые сложились исторически или установились как определен­ные правила поведения, их выполнение отдельным человеком или группой людей является необходимым условием подчинения личной деятельности общественным требованиям.

    Следует также назвать еще один вариант структуры мировоз­зрения, который имеет значение для понимания его полифунк­циональности. В основе этой полифункциональности лежат при­сущие человеку физиолого-психологические механизмы и сред­ства познания мира и ориентации. Речь идет о таких элементах духовного мира человека, как чувства, ум, воля и их взаимодейст­вие. Исходя из этого, в структуре мировоззрения выделяют такие подструктуры: а) мироощущение, или эмоционально-психологи­ческий уровень мировоззрения; б) мировосприятие, или опыт формирования познавательных представлений о мире с исполь­зованием наглядных образов; в) миропонимание, или познава­тельно-интеллектуальный уровень.

    Синтез знаний людей о при­роде и социальной реальности образует общую картину мира, со­вокупность естественных наук создает естественно-научную картину мира, а общественных — социально-историческую кар­тину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания.

    Итак, мировоззрение — это своеобразная интегративная це­лостность знаний и ценностей, разума и чувств, интеллекта и действия, критического сомнения и сознательной убежденности. Общее функционирование названных элементов и создает ту це­лостную систему духовного мира человека, которая побуждает к практическому действию, к определенному образу жизни и мыс­ли.

    Функционирование мировоззрения должно: а) обеспечить эффективность познавательно-ориентационной деятельности че­ловека и б) быть духовным побудителем его социально-практиче­ской деятельности. Таким образом, мировоззрение выполняет две взаимосвязанные функции: познавательно-ориентационную (которая обеспечивается мировоззренческими знаниями и оцен­ками) и социально-практическую (которая основывается на ми­ровоззренческих убеждениях и принципах деятельности).

    Мировоззрение в целом возникает как общечеловеческое яв­ление, т. е. оно присуще каждому человеку в нормальном состоянии. Но именно общечеловеческий характер мировоззрения пре­допределяет его чрезвычайное разнообразие, ведь люди очень по-разному представляли и представляют мир и себя в нем.




    3. Классификация мировоззрения. Его исторические формы и уровни.

    Существует несколько критериев классификации мировоззре­ния  (Рис. 1).




    Рис. 1. Классификация мировоззрения.


    В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или мате­риалистическим, религиозным или атеистическим.

    Идеалистическое и мате­риалистическое мировоззрение.  Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущност­ной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга.

    Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которо­му истинное бытие принадлежит не материи, а духовному на­чалу — разуму, воле. Но  мате­риальное и духовное — это единое сущее. Вне этого прин­ципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мирозда­нии. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм несовместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего.

    С нравственно-психоло­гической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. В практике обще­ния, в литературе понятие мировоззрения употребляется и в более узком смысле, например говорят: «философское мировоззрение», «политическое мировоззрение» или «художественное мировоззрение» и т.п.

    По критерию всеобщности можно выделить такие типы мировоззрения, как индивидуальное, групповое (профес­сиональное, национальное, классовое), общечеловеческое и др. Однако вне личности и без личности не может существовать ни одна мировоззренческая система. По степени исторического раз­вития выделяют такие типы мировоззрения, как античное, сред­невековое, современное и др. По степени теоретической «зрело­сти» — жизненно-практическое и теоретическое.

    Жизненно-практическое мировоззрение представляет собой совокупность разнообразных, иногда взаимоисключающих ми­ровоззренческих понятий, идей, взглядов, целей социального субъекта. Такое мировоззрение порождается непосредственными условиями жизни и опытом людей, передающимся из поколения в поколение. Оно носит стихийный, несистематизированный ха­рактер, составляя набор сентенций житейской мудрости, выра­женных в пословицах, поговорках, притчах и других фольклор­ных формах. Этот уровень мировоззрения существует в форме здравого смысла. Теоретическое мировоззрение является более сложным: здесь осознаются мировоззренческие проблемы, дает­ся их развернутое обоснование и решение. Это могут быть раз­личные концепции пространства, времени, общественного раз­вития, человека и т. д. Теоретическое мировоззрение существует в форме логически упорядоченных систем, в основе которых ле­жат определенный категориальный аппарат и логические проце­дуры обоснования.

    Мировоззрение носит исторический характер. Это означает, что индивидуальное мировоззрение меняется в течение жизни отдельного человека, а общественное мировоззрение эволюцио­нирует вместе с развитием социальной общности, человечества. Такое понимание мировоззрения порождает необходимость вы­деления его исторических типов.

    На протяжении истории человеческой цивилизации сформи­ровались такие типы мировоззрения: мифологический, религиоз­ный и философский. Обычно эти типы мировоззрения не отделе­ны друг от друга какой-либо четкой границей или исторической датой. В реальности, особенно в современном мировоззрении, всегда можно отыскать элементы всех его исторических форм. Тем не менее, такая классификация дает возможность обнаружить определенную закономерность социального функционирования и развития мировоззрения как определенной реальности. Рас­смотрим исторические типы мировоззрения детальнее.

    Мифологическое мировоззрение. Мифология (от греч. mifosсказание и loqos — слово, понятие, учение) является универсаль­ным типом мировоззрения первобытных обществ; у всех этносов первоначальным мировоззрением была мифология, содержащая в своей основе миф — выдуманный рассказ, плод народной фан­тазии, в котором явления природы или культуры представлены в наивно-антропоморфной форме. Сравнительное изучение мифов разных народов показало, что, во-первых, очень похожие мифы существуют у разных народов, в разных частях мира и, во-вторых, миф был единой универсальной формой сознания. Он отображал мироощущение, мировосприятие и миропонимание той эпохи, в которую создавался. В мифологическом сознании закреплены поэтическое богатство и мудрость разных народов.               

    Почему же восприятие мира первобытным человеком приоб­рело такую странную форму, как мифология? Следует, очевидно, учесть некоторые предпосылки: а) первобытный человек еще не выделял себя из окружающей среды — природной и социальной; б) первобытное мышление еще четко не отделилось от эмоцио­нальной сферы. Следствием этих предпосылок стало наивное очеловечивание окружающей среды. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человече­ские чувства. В мифе невозможно отделить реальное от фанта­стического, существующее от желаемого, духовное от материаль­ного, зло от добра и т. д. Поэтому миф приобрел такую форму целостности, которая для других форм сознания является невоз­можной. Кроме того, миф для носителей мифологического соз­нания был не вымышленным рассказом, а самой реальностью. В мифах также отсутствуют представления о природных законо­мерностях, поскольку человек не осознавал отличия собствен­ного образа действия от действия естественных сил. В них доми­нирует идея целесообразного взаимодействия разных формооб­разований жизни в природе и обществе, выявление отношений естественной и культурно-исторической реальностей через про­тивоположные определения явлений: тождественность — отли­чие, общее — частное, постоянное — переменное, хаос — космос.

    Итак, неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, слабое развитие абстрактных понятий, а также чувственно-конкретный, метафорический, эмоциональ­ный характер первичного сознания — эти и прочие особенности превращают мифологию в своеобразную символическую (знако­вую) систему, в понятиях которой воспринимался и описывался весь мир. С развитием и усложнением форм жизни мифологиче­ская мудрость перестает удовлетворять человека. Миф как специ­фическая степень общественного сознания постепенно изживает себя, разлагается, и из него выделяется целый ряд направлений духовной деятельности, которые характерны уже для цивилизационно развитых обществ.

    Религиозное мировоззрение. Это второй исторический тип ми­ровоззрения. Условиями для его формирования стали: переход от первобытного строя к рабовладельческому обществу и определенные достижения в организации общественного производства, в первую очередь в разделении труда, в частности выделении ум­ственного труда. Как социально-историческое явление религия изменялась вместе с изменением форм общественной жизни, ко­торые она отображала. Этапами се эволюции были первобытные верования (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм), националь­ные (иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство) и мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

    Религия является более зрелой формой мировоззрения, чем мифология. В ней бытие постигается не мифическими, а иными средствами. Выделим такие: а) в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, следовательно, преодолевается ха­рактерная для мифа неразделимость человека и природы; б) мир раздваивается на духовное и телесное, земное и небесное, естест­венный и сверхъестественный миры, и вдобавок земной начинает рассматриваться как следствие сверхъестественного. Мифологи­ческие же персонажи живут в феноменальном мире (на горе Олимп, на горе Мэру и т. п.); в) в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому в объекты этого мира следует верить. Вера и выступает главным средством постижения бытия; г) особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку вера без дел мертва. В связи с этим вера в Бога и сверхъестественный мир вообще вызывает своеобразный энтузиазм, т. е. жизненную энергию, которая придает пониманию этого мира жизненный характер; д) если для мифа главным является обоснование связи индивида с родом, то для религии главное — достижение единения человека с Богом как воплощением святости и абсолютной ценностью.

    Религия — явление многоплановое и многозначное. Сегодня, несмотря на научные достижения, которые, казалось бы, отрица­ют ее мировоззренческие положения, религия продолжает быть большой социально организованной и организующей силой в мире. Это в значительной мере связано с тем, что она по-своему отображает большой жизненный опыт человечества, сохраняет систему эмоционально-образных представлений и переживаний, ценностей, норм жизни, моральных идеалов, которые так нужны современному человечеству. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, добра, терпимости, сочувствия, милосердия, долга, справедливости. Но в религиоз­ном мировоззрении могут отражаться и противоположные на­строения, идеи: фанатизм, враждебное отношение к людям дру­гой веры и т. п.

    Философское мировоззрение. Этот тип мировоззрения в совре­менных условиях рассматривается как один из влиятельных и действенных типов. Он, как и религия, развился из первичной мифологии, унаследовав ее мировоззренческие функции. Но что же роднит философию с рассмотренными типами мировоззрения и что от них отличает?

    Объединяет их общая направленность — дать картину мира, включая человека с его отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого бытия. Тем не менее, ответы на эти вопросы представители различных видов мировоззрения ищут своими путями. Что же касается современного философ­ского мировоззрения, то необходимо обратить внимание на такие его особенности:

    а) философскому мировоззрению присуща не чувственно-об­разная, как в предшествующих типах мировоззрения, форма по­стижения действительности, а абстрактно-понятийная. У него предельно широкий уровень обобщения (категории, принципы), которые выходят на границу бытия и небытия;

    б)  философское мировоззрение — это теоретическая форма мировоззрения, исторически возникшая и первая форма систематизированного теоретического мышления вообще. Оно на­правлено на критическое исследование и решение мировоззренче­ских проблем с целью повышения степени достоверности и на­дежности таких решений;

    в) отличие философского мировоззрения от мифологическо­го и религиозного состоит в том, что религия и мифология совпадают с соответствующим мировоззрением, тогда как философия составляет ядро научного мировосприятия и обеспечивает ему целостность, взаимосвязь и определенность;

    г) в отличие от религии и мифологии, философия в осмысле­нии мира систематически опирается на научные знания. Но если в начале своего существования философское мировоззрение ба­зировалось на частичных, не систематизированных знаниях, то современное мировоззрение имеет возможность полного исполь­зования, как теперь говорят, Большой науки. Вместе с тем фило­софия оказывает огромное влияние на развитие науки. Она вы­ступает общей методологией научного познания;

    д) философия стремится ставить и решать предельные, абсо­лютные проблемы человеческого бытия;

    е)  философия исследует познавательное, ценностное, соци­ально-политическое, моральное и эстетическое отношение чело­века к миру; вырабатывает определенные критерии и принципы общественной и индивидуальной деятельности, опираясь не на авторитет, а на знание господствующей в мире необходимости.

    Таким образом, философское мировоззрение — закономер­ный этап в духовном развитии человечества, которое было пер­еловлено как изменениями в общественном бытии людей, так и развитием различных областей общественного сознания.

    Перечисленные исторические типы мировоззрения есть не что иное, как типизированные и абстрагированные формы дея­тельности человека в определенные исторические промежутки времени в соответствии с развитием культуры и познания. Эти формы деятельности выступают проявлением и выражением соз­нания и самосознания человека, практически ориентированных на преобразование мира и самого себя в соответствии с нормами культуры и цивилизации.

     

    Заключение

    В заключение мы пришли к следующим выводам:

    Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека и общест­ва на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей. 

    В истории человечества ранее всех возникло мифологиче­ское мировоззрение, в котором человек предстает не отделяется ни от природы, ни от своего рода. Религиозному мировоззрению присуще разделение мира на земной, естественный и сверхъестественный, небесный. Философия от мифологических и религиозных форм миро­воззрения отличается тем, что реализует свою мировоззренче­скую функцию на основе критического отношения к действи­тельности.

    Филосо­фия составляет теоретическую основу мировоззрения, вокруг которой образовалось своего рода духов­ное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но ми­ровоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также сфера нравственной жизни общества.

    По моему личному мнению, мировоззрение у каждого человека должно быть сформировано с детства и, по большому счету, не должно кардинально меняться. Так называемые «вечные» ценности всегда были и останутся неизменными. Это общеизвестные библейские заповеди: «не убий», «не   укради» и т. д. Мировоззрение складывается в течение всей жизни, но основы закладываются в детстве родителями ребенка. Поэтому очень важно, чтобы сами родители имели правильное мировоззрение, тогда не будет таких социальных проблем, какие есть сейчас и наши дети будут жить в более стабильном и гармоничном обществе.

    Список литературы


    1. Арцишевский Р. А. Мировоззрение: сущность, специфика, разви­тие. Львов, 1986.

    2. Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. М., 1993.

    3. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн. СПб., 1993-1994.

    4. Данильян О. Г. Философия: учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. – М.: Эксмо, 2007.

    5. Зеленов Л.A. Система философии. Нижний Новгород, 1991.

    6. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

    7. История философии: Учебник для вузов / В. Ильин. - СПб., 2003.

    8. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. -М., 2005.

    9. Коган В.А. О будущем философии // Вопросы философии. 1996. №  7.

    10. Лосев А. Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.

    11. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-изд. М.: Гардарики,  2008.

    12. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1928-1958. Т. 18.

    13. Тургенев И. А. Собрание сочинений. М., Академия. Т. 8.

    14. Философия и мировоззрение. М.:  Наука, 1990.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Понятие мировоззрения, его исторические формы, свойства, уровни. ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.