Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Понятийный аппарат права окружающей среды

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Понятийный аппарат права окружающей среды
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:02
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    1.  ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА.................. 3

    1. 1.  Окружающая среда, понятие и сущность................................. .5

    1. 2.  Природные ресурсы...................................................................... 6

    1. 3. Новые объекты эколого-правового регулирования................. 8

    2. СУБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА..................................... 15

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................. 21

    1. ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА.

      Объекты экологического права — это окружающая среда и ее отдельные элементы, т. е. при­родные, естественные феномены, реально существующие и внешне противостоящие законодателю и субъектам экологического права. Это понятие близко понятию «предмет экологического права», под которым понимается обычно определенная сфера обществен­ных отношений, как часто пишут, «в области взаимодействия человека с окружающей средой», «по использованию и охране при­родных ресурсов».

    При раскрытии  понятия объектов правово­го регулирования прямо указывают на окружающую среду в целом и такие ее компоненты, как вода, земля, леса, животный мир и т. п.

    Понятие объектов экологического права, как и одно­родные понятия объектов гражданских правоотношений, объектов уголовно-правовой охраны и др., необходимо для юридического обозначения и различения того, на что направлено правовое регу­лирование, к чему относятся те или иные правовые установления. Например, понятие животного мира, леса как объектов экологиче­ского права отделяет их от домашних животных, городских зеле­ных насаждений, что необходимо для установления и последую­щего определения их правового положения.

    Действующее российское законодательство дает весьма подроб­ный перечень объектов экологического права, структурируя окру­жающую среду, ее компоненты либо их части и описывая их так, чтобы можно было: а) дать общую характеристику объекта по од­ному или нескольким критериям, охватывающим его в целом; б) отличать один объект от другого; в) определить, к какому объекту относится тот или иной феномен, вид, вещество, растение, живое существо и пр.

    Традиционно выделяются три группы объектов правовой охраны:

    а) естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы,

    б) земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, ат­мосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;

    в) особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные пар­ки, памятники природы), редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения и места их обитания.

    То есть объектами охраны выступают компоненты (элементы) окружаю­щей среды, биосферы, либо взятые в отдельности, либо образую­щие специфические структуры, например экосистемы, Мировой океан и др. В Федеральном законе «Об охране окружающей сре­ды» от 10 января 2002 г. такой подход в принципе сохранен. При этом проведено разделение объектов охраны на: компоненты окружающей среды, не подвергшиеся антропогенному воздейст­вию, т. е. естественные экосистемы, природные ландшафты и при­родные комплексы; объекты особой охраны, к которым отнесены государственные природные заповедники, в том числе биосферные государственные природные заказники, памятники природы, наци­ональные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные при­родные комплексы, исконная среда обитания, места традиционно­го проживания и хозяйственной деятельности коренных малочис­ленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие осо­бое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, континенталь­ный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчез­новения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

    В связи с этим возникает ряд вопросов, например: по каким основаниям континентальный шельф и исключительная экономи­ческая зона подлежат «особой охране» в отличие от животного мира, земли, вод и т. п.; существуют ли в наше время природ­ные ландшафты и комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию; являются ли объектами охраны, упомянутые в ст. 1 Закона природно-антропогенные объекты, т. е. «природные объекты, измененные в результате хозяйственной и иной деяте­льности, и (или) объекты, созданные человеком, обладающие свойствами природного объекта и имеющие рекреационное и за­щитное значение», природная среда и окружающая среда?

    Если Федеральный закон все же подразумевает, что окружа­ющая среда и является самостоятельным объектом охраны, включая такие ее признаки, как качество, состояние, то прихо­дится констатировать, что он не регулирует ее охрану. Наконец, при сравнении перечня объектов, подлежащих особой охране (ч. 3 ст. 4 Закона), и гл. IX «Природные объекты, находящиеся под особой охраной» видно,  что они не совпадают.

    1. 1.  Окружающая среда, понятие и сущность

    Понятие окружающей среды анализируется с естественно-научных, обществовед­ческих и правовых позиций. Смежными являются термины «природа», «природные ресурсы», «естественная среда», «окружа­ющая природная среда», «среда обитания».

    Различные авторы подчеркивали разные стороны понятия «окружающая среда», вы­деляя наиболее важные моменты, в частности: окружающая сре­да является операционным базисом многообразной человеческой деятельности, совокупностью естественных элементов, т. е. со­зданных природой, но в большей или меньшей мере преображен­ных человеком и составляющих в данном месте и в данное вре­мя условия жизни людей; это весь материальный мир, находя­щийся вне человеческого общества, окружающий общество.

    Окружающая среда существует как целое, взятое в разных масш­табах и в разных сочетаниях, а не только как совокупность от­дельных элементов, природных ресурсов и природных объектов. Подчеркивается, что окружающая среда служит условием и сред­ством жизни человека, территорией, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сель­ского хозяйства, культурно-бытового назначения и иных.

    В законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благопо­лучии среда обитания понимается как «совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека», а в перечень этих факторов включены биологические, химические, физические, социальные и иные, оказываю­щие или могущие оказать воздействие на человека и  на состояние здоровья будущих поколений.


    1. 2.  Природные ресурсы

    Данное понятие является одним из базовых для экологиче­ского,   водного,   земельного,   горного  и  лесного   права.   Единого подхода, объединяющего естественно-научные, экологические, правовые (как научные, так и нормативные) аспекты, до настоя­щего времени не выработано. Анализ структуры и содержания экологической и природно-ресурсных отраслей законодательства, регулируемых ими правоотношений бесспорно позволяет выде­лить: 1) землю, 2) недра, 3) леса, 4) животный мир, 5) воды, 6) атмосферный воздух, 7) континентальный шельф, 8) морскую среду, 9) растительный мир вне лесов, 10) особо охраняемые природные территории и объекты как совокупность природных ресурсов в определенных границах, обладающих специальным правовым статусом, характеризующихся экологической значимо­стью.

    Все они, кроме особо охраняемых территорий, являются природными ресурсами, олицетворяющими физическое бытие ка­кого-либо из элементов окружающей среды, рамки которого мо­гут ограничиваться территориальными, естественно-географиче­скими, правовыми и иными признаками, не характеризующимися индивидуально-определенными признаками. Следует отличать понятия «природный ресурс» и «природный объект», который выступает как индивидуально-определенный элемент (компо­нент) окружающей среды.

    Земля — природный ресурс, неотъемлемый компонент биосфе­ры, необходимое условие существования жизни, базис любой де­ятельности человека. Как объект правовой охраны земля высту­пает в качестве природного объекта и природного ресурса, охва­тывает все виды земельных угодий независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и испо­льзования человеком для удовлетворения своих потребностей. Но режим охраны отдельных категорий земель различен. В ЗК РФ подчеркивается, что объектами земельных отношений высту­пают не только земельные участки и их части как природный ресурс и природный объект.

    Недра — часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения человеком. Смежными по­нятиями являются запасы полезных ископаемых, полезные иско­паемые, гидроминеральные ресурсы, минеральные ресурсы.

    Воды — природный ресурс, понимаемый как воды, участвую­щие в круговороте в качестве химического соединения кислоро­да и водорода, существующие в жидком, твердом и газообразном состоянии, а также как вся вода, находящаяся в водных объек­тах (объектами правовой охраны являются поверхностные и под­земные воды, источники питьевого водоснабжения).

    Атмосферный воздух — компонент биосферы, элемент окружа­ющей среды, природная смесь газов приземного слоя атмосферы, сложившаяся в ходе эволюции Земли.

    Морская среда — море (морские воды), минеральные и живые ресурсы (морские биоресурсы), неразрывно связанные со средой обитания. Для экологического права имеют значение правовой, статус и особенности морского пространства (внутренние моря, территориальное море, открытое море, исключительная экономи­ческая зона и т. п.).

    Континентальный шельф — природный ресурс, морское, океа­ническое мелководье, имеющее аналогичное соседней суше гео­логическое строение, наиболее продуктивная часть акватории, богатая минеральными и живыми ресурсами.

    Животный мир — возобновляющийся природный ресурс, сово­купность живых организмов, населяющих временно или постоян­но территорию РФ, находящихся в состоянии естественной сво­боды (звери, птицы, водные биоресурсы, т. е. пресноводные и морские рыбы, водные животные, морские звери, беспозвоноч^ ные, насекомые и др.).

    Леса (лес) — возобновляемый природный ресурс, совокупность лесной растительности, земли, животного мира, имеющая важное экологическое, экономическое и социальное значение.

    Растительный мир (вне лесов) — природный ресурс, важный компонент биосферы, тесно связанный с животным миром, кли­матом, почвой. Смежные понятия: растительность, растительное сообщество.


    1. 3. Новые объекты эколого-правового регулирования

    Учитывая тенденции развития экологического права (и между­народного, и регионального, и национального), следует подчерк­нуть, что возникает проблема, требующая правотворческих, правореализационных и научных решений,— изменение круга объек­тов правового регулирования. А. С. Шестаков отмечает, что при­нятие Декларации по окружающей среде и развитию, Конвенции о биологическом разнообразии, Рамочной конвенции ООН об изменении климата символизирует новый этап развития между­народного экологического права и, более того, формирование глобального экологического права. Образующие его акты направле­ны на регулирование отношений по предметам, которые затраги­вают все страны мира без исключения. Это уже не просто мно­госторонние договоры или соглашения, касающиеся отдельных видов объектов или воздействий на окружающую среду, а «инст­рументы, призванные определять позиции человечества по фено­менам планетарного масштаба». Поэтому следует как минимум выделить в качестве особого объекта правового регулирования биологические   ресурсы,   биоразнообразие,   экосистемы,   безопасность        человека,         глобальные         экологические        услуги и др.

     А. С. Шестаков указывает, что после 1992 г. (подписание) и 1995 г. (ратификация) Россией Конвенции о биоразнообразии (этот термин (или смежные понятия) появился более чем в 100 актах федерального законодательства, а задача его сохранения предусмотрена в ст. 2 Лесного кодекса, ст. 3 Водного кодекса.

    Биологические ресурсы — генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экосистем, имеющие фактическую или потенциальную полез­ность либо ценность для человечества.

    Генетические ресурсы — генетический материал, т. е. любой материал растительного, животного, микробиологического или иного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности и представляющий фактическую или потенциа­льную ценность.

    В последние годы в российской литературе активно обсуждает­ся вопрос о необходимости включения в число объектов правового регулирования (и соответственно в предмет экологического права) экологической безопасности и экологического правопорядка.

    Экологическая безопасность — состояние защищенности от внешних и внутренних угроз жизненно важных интересов лич­ности, общества и государства в сфере взаимодействия с окру­жающей средой.

    Экологический правопорядок — вид правового порядка, опреде­лившегося в гражданском обществе как результат и состояние существующей совокупности правоотношений, сложившихся по поводу охраны среды обитания человека и рационального, бе­режного использования природных ресурсов, объектов и комп­лексов, главным назначением которого является обеспечение экологической безопасности населения и территорий России.

    Биобезопасность генно-инженерно-модифицировнаных организ­мов — отсутствие фактического или прогнозируемого нежелательно­го воздействия на окружающую среду модифицированного орга­низма в сравнении с исходным немодифицированным организмом.

    Экологические услуги — виды деятельности, состоящие в целена­правленном проведении природоохранительных мероприятий од­ним субъектом права (государством, международной организацией, юридическим лицом и т. п.) в пользу другого (иных) субъекта (человечества, группы государств, отдельного государства и т. п.). Они могут носить глобальный характер (например, в случае со­хранения биоразнообразия).

    На Конференции в Найроби 2000 г. отмечалось, что, с одной стороны, биоразнообразие оказывает гло­бальные услуги человечеству, с другой — его сохранение также является глобальной услугой человечеству, хотя пока оба эти мо­мента не находят адекватного признания и отражения в рамках существующих экономических и политических отношений и моде­лей.

    При этом важно, что наивысшая степень биоразнообразия присутствует в основном в менее развитых в экономическом от­ношении регионах (странах). В связи с этим специалисты в обла­сти международного права окружающей среды (А. С. Шестаков) ставят вопрос о возможности для России использовать этот но­вый правовой институт — оказание глобальных услуг по сохране­нию биоразнообразия на основе адекватного возмещения их со стороны мирового сообщества. Дело в том, что Россия обладает большим потенциалом биоразнообразия: около 60% площади стра­ны — это малозатронутые массивы экосистем вне особо охраняе­мых территорий (которые составляют около 5%). Тем самым обеспечивается экологический баланс не только на континенте Евразия, но и на всей планете.

    Малоизмененное, т. е. естествен­ное биоразнообразие, характерно для отсталых экологически де­прессивных районов РФ с низкой плотностью населения и нераз­витой инфраструктурой. И здесь возможны два варианта их раз­вития: традиционное освоение индустриально-урбанического типа или же сохранение биоразнообразия с отказом от индустриализа­ции (с учетом потенциальных убытков и затрат на их сохранение и т. п.). Конечно, такого рода решение должно быть тщательно обдумано, так как его принятие и реализация могут привести к стагнации, способствовать еще большему отставанию страны, да­льнейшему развитию иждивенческих настроений в масштабах го­сударства и населения России, наконец, к нарушению принципа равенства настоящих и будущих поколений.

    Примеры такого рода проблем и способов их решения уже имеются. Это торговля квотами на выброс вредных веществ в ат­мосферу, когда индустриально развитые страны покупают право на выброс у других стран или ввозят на территории отсталых стран опасные отходы для их захоронения, оплачивая тем или иным образом эту экологическую услугу. В РФ в 2001 г. также было принято решение о предоставлении экологических услуг, свя­занных с переработкой и захоронением опасных (радиоактивных) отходов. 6 июня Государственной Думой РФ были приняты Феде­ральные законы «О внесении изменений и дополнений в ст. 50 За­кона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"», «О внесении дополнений в Федеральный закон "Об использова­нии атомной энергии"», «О специальных экологических програм­мах реабилитации радиационно загрязненных участков террито­рии» и подписаны Президентом РФ 10 июля 2001 г.

    Указанными актами введены новые для отечественного зако­нодательства понятия: «тепловыделяющие сборки ядерного реак­тора», т. е. машиностроительное изделие, содержащее ядерные ма­териалы и предназначенное для получения тепловой энергии и ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядер­ной реакции, и «облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора» т. е. облученные в ядерном реакторе, извлеченные из него и содержащие отработавшее ядерное топливо тепловыделяю­щие сборки, а также «временное технологическое хранение», т.е. временное хранение облученных тепловыделяющих сборок ядер­ных реакторов в специально приспособленных хранилищах в це­лях повышения безопасности и снижения затрат при последую­щем обращении с ними, осуществляемое на условиях граждан­ско-правовых договоров.

    Оговорено, что порядок их ввоза и вывоза определяется Пра­вительством РФ, но, главное, разрешается их ввоз на территорию страны, что коренным образом изменяет политику в области экс­порта опасных (радиоактивных) отходов в России. Статья 20 Фе­дерального закона «Об отходах производства и потребления» из­менениям не подверглась, но новый Федеральный закон «Об ох­ране окружающей среды» запрещает в абз. 4 ч. 2 ст. 51 ввоз опасных и радиоактивных отходов в РФ в целях их захоронения и обезвреживания, а в ч. 4 ст. 48 формулирует исключение: ввоз в РФ из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного техно­логического хранения и (или) их переработки разрешается на основе соответствующих международных договоров Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ, в случаях, если проведены государственная экологическая экс­пертиза и иные государственные экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные законодательством РФ, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации со­ответствующего проекта.

    В данном пункте Закона также указы­вается, что необходимо «принимать во внимание» приоритет­ность права возвратить образовавшиеся после переработки ра­диоактивные отходы в государство происхождения ядерных материалов или «обеспечить» их возвращение, но не раскрыва­ются конкретные правовые механизмы того и другого.

    Что касается законодательного регулирования программ реа­билитации, то фактически они являются формой «расплаты» за услуги по захоронению радиоактивных отходов. Об этом доста­точно много говорилось и независимыми специалистами, и в средствах массовой информации, причем не только в известном своей острокритической позицией еженедельнике «Зеленый мир», но и во многих других.

    К числу глобальных экологических услуг относятся также прекращение производства и сокращение применения озоноразрушающих веществ. Широко известно, что отнюдь не все страны выразили готовность соблюдать условия Венской конвенции, Киотского протокола, а дискуссии по этому поводу приобретают острейший политико-экономический характер.

    Региональными экологическими услугами можно считать от­дельные мероприятия, реализация которых сказывается на состо­янии окружающей среды в пределах одного региона, нескольких государств, отдельных компонентов окружающей среды. Напри­мер, это разведение и выпуск в Каспийское море миллионов ма­льков осетровых, осуществляемые Россией — единственной из го­сударств, добывающих осетров в Каспии.

    Российское законодательство довольно часто употребляет тер­мин «услуги природоохранного назначения». В узком смысле это проведение работ, предназначенных только и исключительно для достижения цели охраны окружающей среды и оказываемых на возмездной основе в самых различных сферах природопользова­ния, народного хозяйства и иной социальной, экономической, правовой деятельности.

    Экоаудит — разновидность экологических услуг. Это вид деятельности, заключаю­щийся в анализе соответствия деятельности и отчетности хозяй­ствующего субъекта нормативно-методическим, инструктивным и регламентирующим документам в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.

    В последнее время делаются попытки «перевода» некоторых объектов, традиционно охраняемых теми или иными отраслями права, в число объектов экологического права. Так, в Законе Рес­публики Башкортостан «О домашних животных» от 28 марта 1997 г. вводятся понятия: животные, т.е. все представители зоологического подтипа позвоночных животных, а также беспозвоночные, обладаю­щие развитой нервной системой, способные испытывать чувство боли; домашние животные — т. е. зоологические виды, кроме живот­ных, оставленных без попечения, в том числе бродячих, одичав­ших; экзотические животные — представители нехарактерных и не­привычных для местных условий видов животных, содержание ко­торых    представляет    особую    сложность;    дикие    животные    в неволе — т. е. особи, изъятые из естественных для них условий и содержащиеся человеком в условиях ограниченной свободы; синантропные животные — животные, не содержащиеся человеком, но обитающие в условиях, полностью или частично создаваемых дея­тельностью человека; лабораторные животные — предназначенные для проведения экспериментов или демонстраций.

    Примеры, свидетельствующие об общих тенденциях расшире­ния круга объектов экологического права, можно продолжить, но понятно, что они могут порождать и новые виды деятельности, ранее не существовавшие (или не привлекавшие внимания) яв­ления, процессы, свойства чего-либо, наконец, могут объединять и   обобщать частные признаки и объекты, укрупняя их, или, на­оборот, разбивать их на ряд более мелких единиц, нуждающихся и специальном правовом регулировании.















    2. СУБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

    Экологическое законодательство, т. е. совокупность норм, уста­навливающих требования в области охраны окружающей природ­ной среды и рационального использования природных ресурсов, всем своим содержанием предназначено для:

    1)   граждан, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздей­ствиями на нее (все граждане страны, каждый человек может на­стаивать на применении норм экологического законодательства);

    2)   физических лиц, принимающих и реализующих опреде­ленные экологически значимые решения, совершающих акты экологического поведения;

    3)   юридических лиц как коллективного субъекта, принимающе­го и реализующего экологически значимые решения и действия, несущего ответственность (гражданско-правовую, административ­ную) за экологические правонарушения. Понятно, что такие реше­ния и действия осуществляются поведением физических лиц, но, как известно, в ряде случаев нужно принимать во внимание имен­но специфику статуса и поведения коллективного субъекта эколого-правовых отношений. Именно юридическим лицам в первую очередь ад­ресованы требования законодательства об охране окружающей сре­ды. Правоспособность юридического лица в сфере экологических отношений возникает в момент его создания и прекращается в мо­мент его ликвидации. По общему правилу юридические лица ста­новятся участниками данных правоотношений с момента предо­ставления им в собственность или пользование природных ресур­сов, т. е. возникновения у них прав на природные ресурсы, или с момента начала осуществления хозяйственной деятельности;

    4)   лиц, которые в силу своего должностного или обществен­ного положения реализуют функции экологического управления, в том числе контрольно-надзорные (предполагается, что право­вые нормы тем самым программируют их действия);

    5)   правоприменителей (следователей, прокуроров, судей и должностных лиц, наделенных правом применения админист­ративных санкций), т. е. для лиц, которые в силу своего поло­жения, руководствуясь требованиями закона, обязаны принимать (или не принимать) решения о возбуждении уголовного дела, о привлечении к административной ответственности, предъявлении обвинения в совершении экологических преступлений, направ­лять уголовные дела в суд, выносить по этим делам приговоры, разрешать экологические споры и т. п.;

    6)   лиц (индивидуально или коллективно), осуществляющих право- и нормотворчество.

    Несомненно, каждая из этих групп должна иметь определен­ное представление об экологическом законодательстве. Степень его освоения и, главное, реакция на него, отношение к закону, использование его положений практически являются и должны быть различными.

    Граждане — не специалисты в области экологического права, не обладающие специализированными обязанностями и функци­ями в сфере экологического законодательства, могут иметь об­щее представление о нем. Кроме соблюдения ст. 58 Конституции РФ — «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» — и выполнения отдельных требований они не должны совершать каких-либо до­полнительных действий.

    В то же время граждане, как в индивидуальном порядке, так и коллективно, в том числе объединения граждан, имеют право инициировать проведение общественной экологической эксперти­зы, обращаться, например, в суд с иском о защите своих эколо­гических прав, о прекращении вредной для окружающей среды деятельности, в прокуратуру с заявлениями, жалобами, письма­ми, в которых сообщаются сведения о нарушениях экологическо­го законодательства.

    К числу таких сведений относится информация о противоправных действиях (бездействии) должностных лиц органов государственной власти и управления, предприятий и организаций, которые причинили или могут причинить ущерб окружающей среде, о фактах совершения экологических преступ­лений отдельными гражданами, а также о нарушениях экологи­ческих прав человека. Направленная информация подлежит обя­зательной проверке, в результате которой либо возбуждается уголовное дело (или административное производство, осуществ­ляемое уполномоченными на то органами), либо дается обоснованный и мотивированный отказ на заявление, жалобу или иное обращение, либо разъясняются порядок обжалования принятого решения, право обращения в суд (в порядке гражданского судо­производства).

    В настоящее время создана законодательная база для защиты гражданами Российской Федерации своих конституционных эко­логических прав. Предусмотрена судебная защита прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ), в том числе установленных ст. 42 Кон­ституции РФ (право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением); сформирован правовой механизм обжалования действий и решений органов государственной власти и управле­ния, должностных лиц, издающих нормативно-правовые и право­применительные акты, а также совершающих иные действия, если своей деятельностью они нарушают экологические права граждан, вплоть до рассмотрения вопроса Конституционным Судом РФ. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с дополнени­ями от 14 декабря 1995 г. устанавливает возможность обжалова­ния действий и решений всех государственных служащих, а не только должностных лиц, а также бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, должно­стных лиц, государственных служащих и других субъектов. Зна­чителен объем правовых актов, обеспечивающих защиту прав граждан на получение экологической информации.

    Таким образом, в настоящее время наряду с другими право­выми средствами и механизмами существуют реальные методы защиты прав и интересов граждан. Именно поэтому они являют­ся наиболее представительной группой адресатов экологического законодательства.

    Физические лица, совершающие экологически значимые поступ­ки, должны более предметно, чем рассмотренная выше категория, знать соотносимые с их действиями требования закона, испол­няя и соблюдая его как реально существующие технологические предписания общего характера. Это влечет необходимость организационного обеспечения самой возможности знать закон, реа­лизации правовой презумпции знания закона. Соответственно содержание норм об экологических требованиях для этой группы адресатов экологического права должно быть представлено в виде управленческой, технологической информации.

    Юридические лица, в ходе предпринимательской, в том числе природоохранной, деятельности должны руководствоваться тре­бованиями экологического законодательства (ныне в случае на­рушения ими этих требований они могут быть привлечены не только к гражданско-правовой, но и к административной ответ­ственности).

    Лица, реализующие контрольно-надзорные функции, должны иметь достаточно полные знания об экологическом законодатель­стве, так как они выполняют самые различные обязанности в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В первую очередь это работники специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, природоохранительных инспекций, приро­доохранительных служб предприятий и организаций и др. Спе­цифическую группу составляют представители средств массовой информации.

    Так или иначе, в той или иной юридической форме эти лица должны обеспечивать исполнение природоохранных норм в пла­не как соблюдения охраняемого порядка деятельности, так и со­здания условий для их реализации и для самой реализации. Для них обязанность знания норм дополняется освоением (в разной, разумеется, степени) механизма их применения, в особенности побуждения к исполнению правовых предписаний. Сколь обшир­на эта группа субъектов экологического права, можно судить хотя бы по перечню органов, их должностных лиц, составляю­щих протоколы об административных правонарушениях и рас­сматривающих дела о них.

    Это (в соответствии со ст. 23.3, 23.10, 23.13-23.29, 23.31-23.34, 23.36-42, 23.49, 23.52, 23.53, 23.56-23.58 Кодекса Российской Федерации об административных пра­вонарушениях) органы внутренних дел, пограничной службы, го­сударственного экологического контроля, органы рыбоохраны, го­сударственные семенные Инспекции, органы государственного энергетического надзора и многие другие. Некоторые из назван­ных структур ограничены по штатной численности несколькими сотнями человек, некоторые (как лесная служба) насчитывают сотню и более тысяч сотрудников, реализующих в пределах своей компетенции контрольно-надзорные полномочия в области охраны окружающей среды.

    Лица, применяющие нормы об ответственности за нарушения экологического законодательства, должны знать это законодательство в достаточной степени, позволяющей принимать самостояте­льные юридически значимые решения. В равной степени они обязаны владеть знаниями и навыками, необходимыми для при­менения норм уголовного, гражданского и других отраслей права в конкретных случаях и в рамках существующих правоохраните­льной и судебной систем. Это связано с использованием эколо­гически значимой информации, освоением огромного массива экологического законодательства, обращением к возможностям экологической экспертизы и т. п.

    Субъекты экологического правотворчества. Эта группа обозна­чается по другим критериям. Их можно выделять в зависимости от подхода к определению источников экологического права: ши­рокому и узкому. В первом случае ими являются не только ор­ганы государственной власти, уполномоченные на создание рос­сийского экологического законодательства (Федеральное Собра­ние, Президент, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления), но в пределах своей компетенции — суды, меж­дународные организации, физические и юридические лица, всту­пающие, например, в договорные отношения общего характера, заключающие трудовой договор, принимающие устав, статут, иной акт и пр. Во втором случае речь идет о субъектах приня­тия законодательных и нормативно-правовых актов.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

    2. Кодекс Российской Федерации об административных право­нарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7 марта 2005 г.).

    3. Федеральный закон «Об охране окружающей сре­ды» от 10 января 2002 г.

    4. Бринчук М. М. Исполнительная власть и охрана природы // Экологическое право. 2001. №2. С. 22—26;

    5. Бринчук М. М., Дубо­вик О. Л. О проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» // Экологическое право. 2001. № 3. С. 23—29;

    6. Дубовик О. Л. Экологическое право: Учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

    7. Современное экологическое право в России и за рубежом /Под ред. О. Л. Дубовик. М.,  2001.

    8. Шестаков А. С. Биологическое разнообразие: регулирование использования и охраны в международном праве // Экологиче­ское право. 2001. № 2. С. 48—55;

    9. Шестерюк А. С. Экологическое право и вопросы кодификации экологического законодательства Российской Федерации // Экологическое право. 2001. №2. С. 26-29.

    10. Экологическое право России / Под ред. В. Д. Ермакова, А. Я. Сухарева.

    11. Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. С. А. Боголюбова. М, 2000;

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Понятийный аппарат права окружающей среды ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.