Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Правовое регулирование привлечения инвестиций в банк

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Правовое регулирование привлечения инвестиций в банк
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:04
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Проблемы правового регулирования увеличения капитализации российского банка путем привлечения инвесторов (продажа, слияние, присоединение)

    Осуществление банковской деятельности происходит в определенной конкурентной среде. Чем большую остроту приобретают конкурентные отношения, тем более востребованной становится потребность в обеспечении конкурентных преимуществ. Эта потребность реализуется посредством централизации и концентрации капиталов, то есть путем увеличения капитализации.

    На сегодняшний день в России насчитывается свыше 1250 банков, из которых к числу по-настоящему крупных, многофилиальных кредитных организаций можно отнести не более 8 - 10, а к средним по размеру банкам - не более 100 - 150. Это не стимулирует конкуренцию на российском рынке банковских услуг и ослабляет, с нашей точки зрения, российскую банковскую систему. Для повышения конкуренции на российском банковском рынке необходимо увеличивать на нем количество крупных "доминирующих" банков. В совместном документе Правительства РФ и Банка России "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации" (новая редакция 2004 г.) намечен план мероприятий по повышению капитализации банковской системы и повышению уровня концентрации банковского капитала. Однако, с нашей точки зрения, процесс консолидации в банковском секторе российской экономики протекает недопустимо медленно. За 10 последних лет существования российской банковской системы в ней произошло только 12 крупных (на сумму свыше 1 млн. долл.) поглощений кредитных организаций и ни одного полноценного крупного слияния[i]. При этом на отечественном банковском рынке постоянно растет конкуренция со стороны крупных западных банков, которая может значительно усилиться после присоединения России к ВТО. Уже в настоящее время иностранным банкам предоставлен в России, по сути, национальный режим (кроме возможности открытия филиалов). После вступления России в ВТО и дальнейшего увеличения объемов трансграничных финансовых операций более сильные иностранные банки могут "раздавить" неокрепшие российские банки. Российская банковская система должна быть готова к этому, для чего ей необходима оптимальная конфигурация, основанная на крупных банках, способных эффективно конкурировать с западными банками.

      В настоящее время эксперты выделяют несколько основных способов повышения капитализации российских банков, среди них: 1. Вливание государственных денег в виде прямых инвестиций или налоговых льгот.  2. Накопление собственной прибыли. 3. Привлечение инвестиций, в том числе и путем продажи, слияния и присоединения. 4. Привлечение средств акционеров банка. 5. Выход банков на IPO.  Вместе с тем, учитывая специфику современной банковской системы, следует отметить, что большинство из этих способов подходят лишь для крупных банков, без того имеющих значительные капиталы. Мелким и средним банкам, которых в России, как показано выше, большинство приходится довольствоваться лишь вторым и третьим способом.

    Между тем, наращивание капитала за счет собственной прибыли требует достаточно длительных сроков. Слияния и поглощения позволяют решить эту задачу значительно быстрее. Слияние или поглощение позволяет вновь образуемому банку претендовать на больший объем заемных и долевых ресурсов, которые может привлечь банк по сравнению с участниками сделки до реорганизации просто в силу эффекта размера. Банк, имеющий большую капитализацию и располагающий большей суммой активов, инвесторы и кредиторы предоставят ресурсы с большей вероятностью, чем малому банку. Кроме того эффект величины банка приведет к снижению стоимости заимствования и удлинению срока привлечения ресурсов. Объединение денежных потоков банка может снизить риск, если эти потоки полностью не совпадают. В случае снижения волатильности денежных потоков инвесторы будут считать такой банк менее подверженным риску.

    Мировая практика доказывает перспективность создания крупных банков, которые обладают технологиями финансовых супермаркетов, обслуживают клиентов любой категории, предоставляют полный спектр банковских услуг на одной площадке. Возможность развития слияний и поглощений по направлению создания универсальных банков для отечественных условий достаточно велика.

    Однако, этот перспективный способ увеличения капитализации банков наталкивается на ряд проблем, в том числе и правового характера.

    Ключевой из них, как нам кажется, является существование статьи 60-й Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предполагает, что кредитор реорганизуемого юридического лица имеет право требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств в случае реорганизации кредитной организации. При этом эти досрочные требования могут предъявляться как к присоединяемому банку, так и к тому банку, который присоединяет. Что это означает на практике? Это означает, что конкуренты или любой рациональный участник хозяйственной деятельности может скупить на рынке любые долговые обязательства реорганизуемых кредитных организаций, например, такие, как векселя, облигации, депозитные сертификаты и досрочно предъявить их к погашению. Это очень существенным образом окажет влияние на ликвидность реорганизуемых кредитных организаций.

    Для чего была законодателем прописана эта норма? Она должна была защитить интересы кредиторов, которые могли пострадать в случае, если реорганизуемые организации теряли свою кредитоспособность. Однако думается, что применительно к банкам, применительно к тому процессу реорганизации, который очень жестко контролируется Центральным банком, процедура должна быть изменена. Центральный банк проводит проверки реорганизуемых кредитных организаций, делает заключения по поводу баланса новой кредитной организации и по поводу прогнозируемых экономических нормативов и в целом может высказать свое мнение о том, что интересы кредиторов будут защищены. Применительно к реорганизации банков процедура, которая описывается существующим Гражданским кодексом, должна быть изменена.

    Следующая проблема, которая также возникает в соответствии с существующим Гражданским кодексом, - это необходимость письменного уведомления всех кредиторов реорганизуемых юридических лиц в индивидуальном порядке. Что это означает на практике для реорганизуемых крупных кредитных организаций, у которых десятки тысяч клиентов - юридических лиц и сотни тысяч, а иногда и миллионы клиентов - физических лиц. Это означает, что расходы на уведомление кредиторов могут быть сопоставимы со всем бюджетом объединения, что, конечно же, неприемлемо и может вообще поставить под вопрос экономическую целесообразность всей процедуры. Нам кажется, что необходима законодательная инициатива внесения поправок в статью 60 Гражданского кодекса, а также в закон об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью, которые должны были бы предусматривать отмену требования о письменном уведомлении кредиторов реорганизуемых банков в случае, если существует положительное заключение Банка России о достаточности обеспеченности интересов кредиторов.

    В связи с этим нам также думается, что кредиторы не должны иметь права досрочного требования к реорганизуемым банкам по исполнению этих обязательств.

    Однако, безусловно, внесение законодательных инициатив потребует какого-то определенного времени. Вместе с тем, уже сегодня Центральный банк мог бы внести определенные изменения в нормативные акты, которые могли бы существенно повысить эффективность процедуры объединения банков.

    Какие изменения могли бы быть внесены? Нам кажется, что Центральный банк мог бы разработать специальный подход в отношении банков, связанных отношениями дочерней подчиненности или тех банков, которые объединяются в банковские группы и хотели бы работать под единым брэндом. Такие банки могли бы брать на себя солидарную ответственность по обязательствам друг друга перед кредиторами. Также, нам кажется, было бы целесообразно, если бы им было разрешено вести консолидированную отчетность по обязательным нормативам, осуществлять консолидированные платежи в фонд обязательных резервов, а также централизованно создавать резервы на возможные потери по ссудам. Такой подход, как нам кажется, полностью соответствует международным стандартам банковского надзора.

    Следующая проблема, которая также могла бы быть решена изменениями в существующий нормативный акт Центрального банка, -  это проблема с расчетами клиентов присоединяемого банка. Существующие нормативные акты не учитывают некоторых нюансов реорганизации банков. В частности, может возникнуть проблема при создании филиала на базе присоединяемого банка, когда происходит нестыковка в открытии счетов создаваемого филиала в расчетно-кассовых центрах и закрытии счетов присоединяемого банка, в результате чего в течение определенного срока клиент и банк не могут эффективно проводить расчеты, что, естественно, сказывается на потере конкурентоспособности кредитной организации.

    Еще одна немаловажная проблема связана с возможностью предъявления акционерами/участниками требований о выкупе принадлежащих им акций (долей) в уставном капитале банка.

    Так, ст. 75 Закона РФ от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об Акционерные обществах"[ii]  (далее -  Закон РФ от 26.12.95 №208-ФЗ) установлено, что в случае реорганизации общества акционеры — владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций, если они голосовали против принятия решения о его реорганизации или одобрении указанной сделки либо не принимали участия в голосовании по этим вопросам. В этом случае:

    — общество обязано информировать акционеров о наличии у них права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, цене и порядке осуществления выкупа (п.1 ст.76 Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ);

    — список акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, составляется на основании данных реестра акционеров общества на день составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, повестка дня которого включает решение вопроса о реорганизации (п.2 ст.75 Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ);

    — письменное требование акционера о выкупе принадлежащих ему акций, должно быть предъявлено обществу не позднее 45 дней с даты принятия соответствующего решения общим собранием акционеров, по истечении которого общество обязано выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе, в течение 30 дней (п.3, п.4 ст.76 Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ);

    — выкуп акций обществом осуществляется по цене, указанной в сообщении о проведении общего собрания, повестка дня которого включает решение вопроса о реорганизации, и определенной советом директоров (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций. При этом общая сумма средств, направляемых обществом на выкуп акций, не может превышать 10% стоимости чистых активов общества на дату принятия решения о реорганизации. В случае, если общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, превышает количество акций, которое может быть выкуплено обществом с учетом установленного выше ограничения, акции выкупаются у акционеров пропорционально заявленным требованиям (п.3 ст.75, п.5 ст.76 Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ);

    — Акции, выкупленные обществом, поступают в его распоряжение. Указанные акции не предоставляют право голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Указанные акции должны быть реализованы по цене не ниже их рыночной стоимости не позднее чем через один год со дня перехода права собственности на выкупаемые акции к обществу, в ином случае общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала общества путем погашения указанных акций (п.6 ст.76 Закона РФ от 26.12.95 №208-ФЗ).

    Согласно ст. 26 Закона РФ от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон РФ от 08.02.98 № 14-ФЗ)[iii] участник общества вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников или общества. При этом его доля переходит к обществу с момента подачи заявления о выходе из общества. В этом случае:

    — общество обязано выплатить такому участнику действительную стоимость его доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в течение которого было подано заявление о выходе из общества, либо с согласия участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости, а в случае неполной оплаты его вклада в уставный капитал общества действительную стоимость части его доли, пропорциональной оплаченной части вклада (п.2 ст.26 Закона РФ от 08.02.98 №14-ФЗ);

    — общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли или выдать ему в натуре имущество такой же стоимости в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, в течение которого подано заявление о выходе из общества, если меньший срок не предусмотрен уставом общества (п.2 ст.26 Закона РФ от 08.02.98 №14-ФЗ);

    — действительная стоимость доли участника общества выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером уставного капитала общества, и в случае, если такой разницы недостаточно,  — общество обязано уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму (п.4 ст.26 Закона РФ от 08.02.98 №14-ФЗ).

    Статьей 24 Закона РФ от 08.02.98 №14-ФЗ предусмотрено, что доля, принадлежащая обществу, в течение одного года со дня ее перехода к обществу должна быть по решению общего собрания участников общества распределена между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества либо продана всем или некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам и полностью оплачена. Нераспределенная или непроданная часть доли должна быть погашена с соответствующим уменьшением уставного капитала общества. Продажа доли участникам общества, в результате которой изменяются размеры долей его участников, продажа доли третьим лицам, а также внесение связанных с продажей доли изменений в учредительные документы общества осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

    Итак, если Закон РФ от 26.12.95 №208-ФЗ устанавливает однозначное требование о реализации выкупленных при реорганизации акций, то в Законе РФ от 08. 02.98 №14 -ФЗ такая норма не установлена. По общей логике в случае с обществом с ограниченной ответственностью выкупленные доли должны быть распределены между оставшимися участниками либо реализованы третьим лицам. Норм, ограничивающих возможность совершения сделок по переуступке долей участия, действующим законодательством не установлено. В то же время обществом может быть принято решение о соответствующем уменьшении уставного капитала.

    Из п. 6 ст. 76 Закона исключена норма, предусматривающая погашение акций, выкупленных банком в случае реорганизации, при их выкупе. Указанная норма отрицательно влияла на процесс реорганизации, поскольку ни самим Законом, ни нормативными актами ЦБ РФ, регулирующими особенности выпуска и регистрации ценных бумаг кредитных организаций, не были определены действия банка, связанные с погашением акций, а именно:

    - нужно ли проводить Общее собрание акционеров в связи с уменьшением уставного капитала;

    - какие бухгалтерские проводки необходимо проводить в связи с погашением акций и т.п.

     В связи с этим при реорганизации банков акции, предъявленные к выкупу, выкупались банками по поручению третьих лиц (договор поручения) либо непосредственно третьими лицами (договор купли-продажи). В настоящее время это несоответствие устранено.

     Однако проведенный нами анализ новой редакции п. 6 ст. 76 Закона позволяет сделать вывод о том, что в ходе подготовки и принятия изменений в Закон упущено одно существенное условие, касающееся сроков нахождения акций в распоряжении банка (нахождения акций на балансе банка). Это условие заключается в том, что возможность нахождения акции на балансе банка в старой редакции Закона была предусмотрена для иных случаев выкупа, предусмотренных п. 1 ст. 75 Закона (например, в случае несогласия акционера с заключением банком крупной сделки), и это прямо было определено в п. 6 следующим образом:

     "6. Акции, выкупленные обществом в случае его реорганизации, погашаются при их выкупе.

     Акции, выкупленные обществом в иных случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 75 настоящего Федерального закона, поступают в распоряжение общества. Указанные акции не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Такие акции должны быть реализованы по их рыночной стоимости не позднее одного года с даты их выкупа; в противном случае общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала общества путем погашения указанных акций".

     В новой же редакции п. 6 ст. 76 Закона изложен в следующей редакции:

     "6. Акции, выкупленные обществом, поступают в его распоряжение. Указанные акции не предоставляют право голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не начисляются дивиденды. Указанные акции должны быть реализованы по цене не ниже их рыночной стоимости не позднее чем через один год со дня перехода права собственности на выкупаемые акции к обществу, в ином случае общее собрание акционеров должно принять решение об уменьшении уставного капитала общества путем погашения указанных акций".

     По нашему мнению, при подготовке новой редакции п. 6 ст. 76 Закона допущена неточность, так как указанный пункт в части реорганизации может, безусловно, применяться только в отношении выкупленных собственных акций присоединяющего банка, так как при реорганизации (при конвертации акций) погашаются:

     - собственные акции, принадлежащие присоединяемому банку (п. 4 ст. 17 Закона);

     - акции присоединяемого банка, принадлежащие присоединяющему банку (п. 4 ст. 17 Закона);

     - принадлежащие присоединяемому банку акции присоединяющего банка,

     - если это предусмотрено договором о присоединении (п. 4 ст. 17 Закона); - акции банка, принадлежащие другому банку, участвующему в слиянии, а также собственные акции, принадлежащие участвующим в слиянии банкам (п. 4 ст. 16 Закона). По нашему мнению, в процессе проведения реорганизаций в форме присоединения и слияния необходимо руководствоваться нормами ст. 16 и 17 Закона, а в целях исключения уменьшения уставного капитала присоединяемого банка при присоединении (объединенного банка при слиянии) реализовывать следующие механизмы выкупа:

    - при присоединении акции присоединяемого банка выкупаются присоединяемым банком, а затем после окончания выкупа единым пакетом продаются третьему лицу (третьим лицам);

    - при слиянии банки выкупают свои акции, предъявленные к выкупу, после окончания выкупа акции едиными пакетами продаются третьему лицу (третьим лицам).

    Еще ряд проблем связан с необходимостью учета иногда довольно жестких требований российского антимонопольного законодательства, способствующая как интенсификации процессов слияний и поглощений банков, так и повышению эффективности российской банковской системы. В исследовании Центрального банка Нидерландов отмечено, что чем менее зарегулирован национальный банковский рынок, чем либеральней национальное банковское антимонопольное законодательство по слияниям и поглощениям, тем выше на этом рынке степень межбанковской конкуренции[iv].

    На этом пути уже сделано ряд шагов в правильном направлении. Так, принят новый ФЗ "О защите конкуренции"[v] и Постановление Правительства РФ от 30.05.2007 N 335 "Об установлении величин активов кредитных организаций и совокупной доли кредитных организаций на товарном рынке в целях осуществления антимонопольного контроля"[vi]. Однако, по мнению экспертов, данный документ является достаточно противоречивым. Вместе с тем основной его плюс состоит в том, что он предполагает снижение административного давления на хозяйствующих субъектов. Так, в несколько десятков раз увеличена сумма активов,  при которой требуется уведомление о / получение согласие антимонопольного органа на слияние или присоединение.

    Так, в настоящее время:

    - получение предварительного согласия антимонопольного органа на слияние или присоединение кредитных организаций требуется при превышении суммарной стоимости активов кредитных организаций по бухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подаче ходатайства в размере 10 млрд. рублей.

    - получение предварительного согласия антимонопольного органа требуется  на осуществление сделок с акциями (долями), активами кредитной организации или правами в отношении кредитной организации, активы которой превышают 3 млрд. рублей.

    Кредитная организация обязана уведомлять антимонопольный орган:

    - о ее создании в результате слияния кредитных организаций - не позднее чем через 45 дней после даты слияния, если стоимость ее активов по бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления уведомления, не превышает 10 млрд. рублей;

    - о присоединении к ней другой финансовой организации - не позднее чем через 45 дней после даты присоединения, если стоимость активов реорганизованной кредитной организации по бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления уведомления, не превышает 10 млрд. рублей.

    В целях стимулирования слияний банков следовало бы также пересмотреть существующее сегодня в нормативных актах Банка России положение о необходимости уменьшения собственных средств кредитных организаций на величину выкупаемого ими пакета акций поглощаемых банков (Положение Банка России 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций"). Руководствуясь в этом вопросе формальными соображениями о "достаточности капитала банковской системы", Банк России возводит серьезное препятствие на пути осуществления эффективных слияний в банковской системе. Получить для реализации сделки по слиянию / поглощению большой объем даже заемных финансовых средств часто представляется невозможным.

    С нашей точки зрения, для надлежащего регулирования процессов структурной перестройки в банковском секторе и повышения его эффективности государству необходимо более активно использовать схему поглощения и санации ведущими российскими банками наиболее проблемных кредитных организаций (возможно, под льготные кредиты Банка России). Хорошим, но, к сожалению, единственным пока примером такого подхода является поглощение Внешторгбанком проблемного Гута-банка летом 2004 г. на основе предоставления Внешторгбанку целевого стабилизационного кредита Банка России. При всей кажущейся «нерыночности» данной меры она эффективна и основана на реалиях российской экономики. Тот же Гута-банк (с "дырой" в балансе в 300 млн. долл.) находился на грани полного банкротства, что грозило очень серьезными потерями его вкладчикам, клиентам, акционерам и потерей финансовой устойчивости всей российской банковской системы.

    С этих позиций было также полезно законодательное введение в практику системы трансформации безнадежной просроченной задолженности отдельных банков-банкротов в права собственности на них (участия) со стороны банков-кредиторов. Следовало бы также подумать о возможности конверсии просроченной задолженности таких банков перед бюджетом в их акции с последующей продажей этих акций новым стратегическим собственникам по конкурсу.



    [i] Российская специфика слияния и поглощений в банковском секторе // Управление корпоративными финансами. 2004. N 6. С. 71.

    [ii] Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. (ред. от 24.07.2007) "Об акционерных обществах" // Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 1.

    [iii] Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 27.07.2006)  «Об обществах с ограниченной ответственностью» // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 785

    [iv] Bikker J., Haar K. Competition, concentration and their relationship: An empirical analysis of the banking industry. De Nederlandsche Bank. 2001. С. 16.

    [v] Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ  «О защите конкуренции»// Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434

    [vi] Постановление Правительства РФ от 30.05.2007 N 335 «Об установлении величин активов кредитных организаций и совокупной доли кредитных организаций на товарном рынке в целях осуществления антимонопольного контроля» // Собрание законодательства РФ, 04.06.2007, N 23, ст. 2800


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Правовое регулирование привлечения инвестиций в банк ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.