Введение. 3
1. Пражурналистика. 4
1.1. Появление информационного
общения. 4
1.2. Появление письменных
форм передачи информации. 5
1.3. «Службы новостей». 7
2. Журналистика. 8
2.1.
Возникновение собственно журналистики. Первые газеты.. 8
2.2.Печать,
радио и телевидение. 10
Заключение. 13
Список
использованной литературы.. 14
Журналистика (от фр. journal
– дневник, jour – день; восходит к лат. diurna – ежедневный) – одно из важнейших социальных явлений
современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающей
бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в
целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями
[4].
Первичные процессы
информационного обмена между людьми уходят своими корнями в глубокую древность.
В сущности, общение, обмен информацией и превратили человеческое сообщество в
социум. Различные способы передачи актуальной, общественно-значимой информации,
использовавшейся в древние времена, мы вправе считать пражурналистскими
явлениями. По-видимому, журналистику метафорически называют второй древнейшей
профессией ещё и в хронологическом отношении[2].
В связи с этим, цель
моей работы состоит в изучении пражурналистких явлений и журналистики в целом,
задачи направлены на рассмотрение исторических этапов становления журналистики.
Формы
информационного общения появились уже на заре человечества. Это было
необходимым шагом при переходе от «первобытного стада» к формированию
человеческих отношений. Сначала это были знаки (в том числе звуковые), а затем
стала возникать членораздельная речь. Так потребность в обмене информацией
привела к развитию форм знакового общения[4]. Когда индейцы тревожными звуками
тамтамов, а древние инки пламенем костров, зажигаемых в предельной зоне
видимости один от другого, сообщали на значительные расстояния о приближении
неприятеля, разве это был не коммуникативный акт? Причём передавались, таким
образом, именно актуальные, чрезвычайно важные для племени (общественно
значимые) сведения. Информация в этих случаях передавалась
условными сигналами. Так возникала простейшая знаковая система. Но изначально
важнейшим носителем (и хранителем) информации было слово, человеческая речь.
Поэтому к пражурналистским явлениям принято относить
ораторское искусство, возникшее и достигшее совершенства в Древней Греции и
Римской империи[7].
Есть
все основания утверждать, что развитие журналистики началось с развития
ораторского искусства, которое связано с возникновением и упрочением
государства как института общественной организации. Нарицательными стали имена Демосфена
(Греция, III век до н.э.) и Цицерона (Рим,
I век до н.э.). И отточили эти
блестящие политические ораторы своё мастерство благодаря тому, что им было кому
(аудитория вполне массовая по масштабам того времени), что (общественно
значимая информация) сказать – и, как свидетельствует история, сказать с весьма
значительной результативностью. Словом, мы видим здесь все компоненты
стандартного коммуникативного акта, лежащего также в основе журналистской
деятельности[1].
В средние
века этот вид пражурналистской деятельности
сохраняется. История не сберегла имён тех, кто витийствовал на новгородских
вече, толковищах суздальцев
и московитов, но вряд ли Александр Невский или Василий Буслаев
могли увлечь за собой русичей, если бы владели только
мечом и не владели словом.
В
средние века, несмотря на всеобщий упадок и разгул клерикального мракобесия,
именно в церквах и храмах дальнейшее развитие получило ораторское искусство – и
проповеди не всегда носили богословский характер.
Однако
устная речь, достаточно успешно выполняющая свои задачи в процессе создания
информации, несовершенна при её массовом распространении и особенно хранении
(хотя фольклор и продемонстрировал свою долговечность, однако, он сохраняет, по
преимуществу, образцы народного художественного творчества)[5].
Человечество
ищет и постоянно совершенствует способы хранения информации, и история развития
цивилизации напрямую связана с успехами на этом поприще.
Древнейшие образцы письменности сохранились на каменных скрижалях – но
можно ли говорить о скорости распространения сведений, если немало времени
требовалось для того, чтобы выбить одну только букву, знак, иероглиф? Скорее,
это послание в вечность (частично выполнившее эту функцию)[7].
Для
более быстрой фиксации текста сначала использовались глиняные и натёртые воском
дощечки, на которых писали острой палочкой (стило). В Древнем Риме по указанию
императора Юлия Цезаря (I в. до н.э.) на видных местах вывешивались гипсовые доски
с сообщениями о решениях сената – «Acta Senatus», о постановлениях народного
собрания – «Acta diurna populi Romani». Эти своеобразные предшественницы газет
просуществовали вплоть до IV в н.э.
В
Японии сохранилась глиняная «газета» за 1615 г. под названием «Йомиури
Каварабата». Небезынтересно, что название в переводе обозначает «Прочти и
передай другому» – стало быть, создатели такой «газеты» стремились к массовости
если не количеством экземпляров своего «издания», то хотя бы попыткой увеличить
число потребителей информации.[2]
Одним
из очень важных изобретений человечества, без которого было бы невозможно
развитие массово-информационной деятельности, стало изобретение бумаги.
По-видимому, это произошло в Китае в I–II вв. н.э., по крайней мере, оттуда через
Японию и арабские страны в Х в. бумага попала в Европу. Итальянское слово
bambagia – хлопок, передаёт суть производства этого писчего материала, который
сначала изготавливали из тряпья, пеньки, затем из древесины.
Правда,
ещё до появления бумаги в Древнем Египте писали на папирусных свитках. Во II в.
до н.э. в Малой Азии научились изготавливать пергамент (назван по имени города
Пергам) – выделанную кожу животных, практически вечный материал для письма. На
Руси некогда послания отправляли на бересте – напротив, весьма недолговечном
материале (тем не менее, сохранившемся до наших дней в археологических пластах
новгородской земли).[8]
Кирилл
и Мефодий, давшие славянам письменность, причислены к лику святых. Не меньшие
заслуги перед человечеством у Иоганна Гуттенберга, изобретшего в середине XV в.
печатный станок. Распространение бумаги и гуттенбергова способа книгопечатания
совершили революцию в деле распространения и сохранения на века живого
человеческого слова. Это – важнейшие предпосылки возникновения журналистики.[1]
С развитием пражурналистской деятельности возникает нужда в специалистах
«информационной службы». Настоящую репортерскую деятельность развернули
французские новеллисты. Первоначально люди, склонные к обмену новостями, просто
собирались для общения на улицах и площадях Парижа. Затем наиболее
предприимчивые и способные к поиску информации сделали это своей информацией.
Они завели специальные бюро новостей, где размножали необходимую информацию для
богатых парижан и провинциальных заказчиков. Такие бюро новостей – прообразы
редакции появились в Германии, Италии и других странах. Они занимались
добыванием и продажей заинтересованным людям сведений о торговых делах, о
прибывающих и отбывающих судах, о безопасности дорог и политических событий.[1]
Однако все названные явления относятся к пражурналистике, как бы сильно
их отдельные черты ни походили на журналистику. Пражурналистские явления
характеризуются ограниченным и непостоянным распространением «изданий»,
отсутствием печатной техники, позволяющей быстро тиражировать газеты и журналы.
Решающим фактором возникновения журналистики оказались
социально-экономические причины. Рубеж XVI-XVII веков – время активного
складывания рыночных отношений, роста международной торговли. В это же время
возникают крупные централизованные абсолютистские государства, развиваются
наука и культура, распространяется грамотность, растет прослойка образованных
людей, расширяется читательская аудитория, возникла почтовая служба.
Все это послужило толчком для более широкого и регулярного
распространения торговой, коммерческой, научной, культурной, политической
информации. [5]
Первые газеты, рассчитанные, прежде всего на купцов и горожан, содержали
сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней
жизни стран, межгосударственных отношениях и другую информацию, важную для
деловых людей того времени. Но уже «Gasette», созданная при участии кардинала
Ришелье, стала публиковать и политические новости с ориентацией на
государственные интересы Франции.
Во второй половине XVII века появились журналы, стали возникать
ежедневные газеты. Новые издания быстро приобретали те признаки, которые
отличали их от другой печатной продукции и без которых нельзя было бы говорить
о самом факте существования прессы. Это – регулярность и периодичность выпуска,
относительно большой тираж, широкое распространение, оперативность и
актуальность информации. Практически сразу же произошло разделение печати на
основные типы: оперативные, преимущественно событийные газеты, более склонные к
анализу и напоминающие книгу журналы, сравнительно редкие по периодичности
календари, бюллетени, повременные справочники. Разумеется, система современной
прессы глядит гораздо богаче и пестрее.[3]
Пресса едва ли не с момента своего рождения стала участницей
идеологических и политических процессов. Прогрессивные идеологи буржуазии
стремились использовать печать для распространения своих взглядов на
общественное устройство, а феодально-монархические силы и ортодоксальная
церковь с помощью газет отстаивали свое господство и привилегии. Никакое иное
средство не могло конкурировать с прессой по способности влиять на массовое
сознание.
Вначале главным оружием политической борьбы были издании брошюрного типа
– памфлеты. Именно памфлеты стали главным идеологическим оружием во время
Английской буржуазной революции. А накануне Великой Французской революции возникла
буржуазно-политическая пресса газетного типа. [6]
В России первая газета – «Ведомости» – стала выходить в 1702 году по
указу и при участии Петра I. Это было государственное политическое издание,
пропагандировавшее петровские преобразования. Думается, вполне справедливо
начинать отсчёт истории отечественной журналистики на два века раньше – со
времён величайшего реформатора, бывшего не только воином и корабелом,
бомбардиром и императором, но и первым российским журналистом).[5]
В XVIII – начале XIX века журналистика развивалась преимущественно в
формах так называемого «персонального журнализма», когда основатель и
руководитель издания был главным, а порою и единственным автором, он же
занимался типографским делом и распространением. Издавались преимущественно
журналы, газеты занимали второе место. Тиражи были невелики, влияние прессы
ограничивалось узким кругом людей. В России даже в середине XIX века тираж в
5-6 тыс. экземпляров считался огромным.
В XIX веке европейская журналистика стала динамически развивающейся
важнейшей областью общественно-политической, экономической, культурной жизни
общества. Она откликалась на широкий круг интересов и запросов аудитории,
включая домоводство, любительские занятия и моды. Политические группировки,
правительственные учреждения, научные, культурные и другие общества и
ассоциации стремились обзавестись своими изданиями, чтобы с их помощью средств
массовой информации знакомить широкие круги общественности со сферой своих
занятий, оказывать влияние на общественное мнение и умонастроения людей.
Сформировалась журналистика разных направлений, выражающих интересы различных
социальных сил.[9]
С ростом значения журналистики все шире использовались различные
технические средства для воспроизведения и передачи информации (техника гравирования
для иллюстрирования, телеграф для передачи сообщений, железные дороги для
доставки и т.д.). Газеты и журналы завоевывали широкие круги аудитории,
благодаря чему росли тиражи и доходы, формировались редакционные кружки, корпус
профессиональных журналистов.[7]
В конце XIX выделились две разновидности журналистики: массовая (для
широкого читателя и низов общества) и качественная (для состоятельных, правящих
кругов, интеллигенции). Коммерческая выгода заставляет выпускать массовые
бульварные газеты, рассчитанные на невысокий вкус обывателя. Беспринципные,
готовые нажиться на любом скандале и сенсации, пользующиеся пером как ключом к
денежному сейфу, шантажисты, клеветники – таковы характеристики журналистов
бульварной прессы.
На рубеже XIX–XX вв. были сделаны революционные технические открытия,
заложившие основу радио и телевидения – новых средств массовой информации. [1]
В середине XIX в. королевский астроном Ирландии сэр Вильям
Гамильтон создал двухтомный математический труд, из которого в 1867 г.
кембриджский профессор Д. Максвелл использовал два символа для
характеристики соотношения электрического тока с магнитными силами. В двухстрочном максвелловом
уравнении, в сущности, сфокусировалась вся теория электричества и магнетизма,
без которой возникновение радио и ТВ было бы просто невозможным.
В 1885 г. преподаватель кронштадских минных
классов А.С. Попов продемонстрировал прибор, получивший название радиоприёмник.
В 1900 г., на заре XX столетия, российский броненосец «Генерал Апраксин»
сел на скалы острова Готланд. 3 марта А.С. Попов передал сообщение об этом по
беспроволочному телеграфу, впервые продемонстрировав практические возможности
своего изобретения. Радиоволна несла сначала писк морзянки, но пройдёт не так уж
много времени, и человеческие голоса, мир музыки и звуков заполнят эфир, а в
наш обиход войдут сначала несовершенные детекторные приёмники, вслед за ними
громоздкие сооружения ламповых радиоаппаратов, а потом – удобные транзисторные
приёмники – всё более миниатюрные и всё более безупречные по акустическим
характеристикам.[9]
В 1884 г. австрийский инженер венгерского происхождения П. Нипков запатентовал процесс «развёртки» изображения с
помощью вращающегося диска с отверстиями, расположенными по спирали. Практическое
применение это открытие получило только в 20-е гг. XX в. в краткой
истории так называемого «механического телевидения».
В 1888–89 гг. русский профессор А.Г. Столетов открывает явление «внешнего
фотоэффекта», опираясь на которое преподаватель Петербургского
технологического института Б.Л. Розинг в 1907
г. создаёт катодную электронно-лучевую трубку – прообраз нынешнего кинескопа. В
отличие от А.С. Попова, Розинг сразу же запатентовал
своё изобретение, и сегодня он во всём мире признан основоположником
современного электронного ТВ (изобретателем радио Запад считает Г. Маркони).
Куда менее бесспорен вклад в развитие телевидения талантливого
учёного-самоучки, сына ссыльного украинского революционера-демократа, Б.П.
Грабовского, который в 1925 г. в Ташкенте впервые продемонстрировал
движущееся изображение при помощи электронно-лучевой трубки. По совету Б.Л. Розинга, это усовершенствование было запатентовано под
названием «телефот», но в силу ряда причин не
получило должной известности.[6]
Говоря о предыстории телевидения, следует вспомнить также величайшее
изобретение французов братьев Луи и Огюста Люмьеров, которые в 1895 г.
подарили миру кинематограф. Соединение изобразительно-выразительных
возможностей кино и радио обеспечили возникновение телевидения. По
удивительному совпадению музы кино и радио родились в один год.[2]
Дата рождения «механического телевидения» в России – 1 мая 1931г.
Механическое или малострочное ТВ использовало
диск Нипкова для разложения изображения, а сигнал
передавался при помощи широковещательных радиостанций. Однако в этом случае
размер экрана и качество изображения были неудовлетворительными. Механическое
телевидение оказалось тупиковой ветвью научного прогресса.
В 1939 г. в Москве и Ленинграде начинается регулярное вещание по
современной электронной схеме. После Отечественной войны реконструированные
телецентры перешли на «развёртку» изображения в 625 строк, соответствующую
нынешним стандартам отечественных телевизоров.[1]
Как и всякий общественный институт, журналистика прошла сложный
исторический путь, прежде чем занять свое сегодняшнее положение в мире. Она
возникла, совершенствовалась, и росла под влиянием того общества, которому была
призвана служить. Пресса является продуктом и составной частью человеческой
цивилизации, «зеркалом» национальной и мировой культуры, а содержание и формы
ее деятельности прямо зависят от потребностей определенной социальной системы
на конкретном рубеже истории.
Среди предпосылок, которые способствовали появлению, развитию и становлению
журналистики, как полноценного и обязательного социального института
современного общества можно выделить: развитие духовной культуры общества;
материально-техническое развитие общества ; информационная потребность
общества; его участие в идеологических и политических процессах.
1.
Борецкий Р.А., Кузнецов Г.В. Журналист ТВ: за кадром и в
кадре. - М., 1990.
2.
Вачнадзе Г.Н. Всемирное
телевидение. - Тбилиси, 1999.
3.
Дэннис Э., Мэрилл Д. Беседы о
масс-медиа/Пер. с англ .- М., 1997.
4.
Кузнецов Г.В., Цвик В.Л., Юровский
В.Л. Телевизионная журналистика/Учебник. – Изд. 2-е, доп. и перераб .- М.,
1998.
5.
Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. - М., 1989.
6.
Саппак В.С. Телевидение и мы. Изд. 3-е.- М, 1988.
7.
Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства.
-М., 1994.
8.
Цвик В.Л. Введение в журналистику:
Курс лекций. -М., 1997.
9.
Цвик В.Л. Особенности
реформирования отечественной системы телевидения в условиях информационного
рынка (Два «передела» телевизионной собственности)// Вестник Моск. Ун-та. Сер. Х. Журналистика. – 2000. – №3.