Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Предупреждение преступлений органами ОВД

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Предупреждение преступлений органами ОВД
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:05
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    1. Предупреждение органами внутренних дел террористической деятельности

    2. В управление внутренних дел по г. Первомайску поступила информация о том, что в день выборов главы городской администрации на одном из избирательных участков будет осуществлен террористический акт с применением взрывного устройства.

    Составьте примерный план мероприятий по предупреждению террористических актов с использованием взрывчатых веществ и взрывных устройств в период проведения выборной кампании, предусмотрев меры, как общего, так и специального характера.


    Список используемой литературы.. 33

    Задание 1

    Предупреждение органами внутренних дел террористической деятельности

    Терроризм, как эффективное оружие в политической борьбе, используется на протяжении всего существования человечества и превратился в серьезную проблему для мирового сообщества. Сущность его состоит в нелегитимном, предумышленном применении устрашения для управления органами власти или заранее определенными социальными группами людей для достижения значимых для субъектов терроризма целей.

    Основными целями терроризма являются нанесение ущерба установившимся международным отношениям, основам конституционного строя, дестабилизация социально-политической обстановки, нарушение порядка управления, нормального функционирования органов государственной власти или общественных институтов.

    Рост терроризма в России происходит на фоне общего роста числа его проявлений в мире. Размах террористических акций дал основание западным исследователям называть последние два десятилетия фазой “века терроризма. Необходимость обратить внимание на проблемы терроризма именно сегодня вызывается тенденцией развития политической и социально-экономической ситуации на территории России, которые дают основание полагать, что наше общество вошло в полосу резкого роста терроризма.

    Серьезной причиной, порождающей терроризм, стали криминализация общества; стремление прорваться к рычагам власти со стороны организованной преступности, причем достижение этих целей зачастую осуществляется и с применением методов террора; высокая степень коррумпированности властных структур, порождающая возможность использования в политическом противоборстве чисто криминальных методов борьбы в духе мафиозных разборок.

    Если ранее террористическая деятельность сводилась к физическому уничтожению и запугиванию государственных и политических деятелей, то теперь используются захват и угон воздушных судов, захват заложников, повреждение или уничтожение средств связи, транспорта, магистральных газо- и нефтепроводов, административных и других учреждений, хищения с промышленных объектов, складов вооружения боеприпасов, организация нападений на посольства и представительства международных организаций.

    Терроризм по своей сути является сложным социально-политическим явлением, аккумулирующим в себе имеющиеся противоречия, достигшие в России уровня конфликта.

    Систематические насильственные акции с использованием огнестрельного оружия, различного рода взрывных устройств, захватов заложников, похищения людей, а также попытки ядерного шантажа позволяют рассматривать терроризм как широкомасштабное явление, представляющее угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства.

    Учитывая необыкновенное нарастание этого явления в нашей стране, расширение спектра террористических проявлений, огромные негативные последствия для общества от реализации террористических акций, борьба с этим социальным злом превратилась сегодня в общегосударственную и общенациональную проблему, угрожающую самой безопасности страны. Все это требует создания общегосударственной системы мер борьбы с терроризмом, которая должна включить в себя организационно-политические, правовые, воспитательные и специальные меры.

    1. Формы проявления терроризма и факторы, влияющие на его распространение

    1.1. Формы проявления терроризма

    В настоящее время террористические акции совершаются в формах:

    - насилия или угрозы его применения в отношении групп и слоев населения, определяемых террористами по политическому, национально-этническому, религиозному или иному социальному критерию;

    - уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов государства;

    - посягательства на жизнь и здоровье государственного или общественного деятеля, а также угрозы применения насилия в отношении его и его близких в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;

    - нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой;

    - иных деяний, подпадающих под понятие террористических в соответствии с федеральным законодательством, а также общепризнанными международно-правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом.

    В статье 1 Европейской конвенции о пресечении терроризма перечислены деяния, квалифицируемые как террористический акт:

    а) преступления, предусмотренные в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, которая была подписана в Гааге 16 декабря 1970 г.;

    б) преступления, предусмотренные в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятой в Монреале 23 сентября 1971 г.;

    в) тяжкие преступления, связанные с посягательством на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов;

    г) преступления, связанные с похищением людей, с захватом заложников или серьезным незаконным задержанием;

    д) преступления, связанные с использованием бомб, гранат, ракет, стрелкового оружия или заминированных писем и посылок, если такое использование подвергает опасности людей;

    е) попытка совершить любое из вышеуказанных преступлений или участие в качестве сообщника лица, совершающего или пытающегося совершить такое преступление.

    В Российском законодательстве преступления террористического характера можно разделить на «основные» и «вспомогательные» или «дополнительные».

    В целом в группу преступлений террористического характера можно включить:

    - похищение человека (ст.126 УК РФ);

    - вымогательство (ст. 163 УК РФ);

    - терроризм (ст. 205 УК РФ);

    - захват заложников (ст. 206 УК РФ);

    - заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 208 УК РФ);

    - организация незаконного вооружённого формирование и участие в нём (ст. 209 УК РФ);

    - угон воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ);

    - посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ);

    - насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ);

    - вооружённый мятеж (ст. 279 УК РФ);

    - публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (ст. 280 УК РФ);

    - диверсия (ст. 281 УК РФ);

    - возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282 УК РФ);

    - посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ);

    - угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или предварительного расследования (ст. 296 УК РФ);

    - применения насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ);

    - дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ);

    - публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК РФ);

    - геноцид (ст. 357 УК РФ);

    - нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ).

    Приведённый перечень показывает, какую серьёзную угрозу для общества представляют собой преступления террористического характера и насколько важно принимать во внимание все возможные проявления терроризма.

    Исходя из изложенного, терроризм можно определить как политически мотивированное, идеологически обоснованное использование насилия или угрозы его применения, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожением (повреждением) имущества и других материальных объектов в целях принуждения людей к совершению действий в интересах террористов.

    Деятельность ОВД по борьбе с терроризмом основывается на следующих правовых актах:

    Федеральный закон от 06.03. 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 30.12.2008).

    Федеральный закон от 09.02. 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (ред. от 29.06.2010).

    Указ Президента РФ от 15.02. 2006 г. №116 «О мерах по противодействию терроризму» (ред. от 22.04.2010).

    Концепция национальной безопасности Российской Федерации. утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. №24.

    Приказ МВД России от 17.01.2006 г. №19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

    Приказ МВД РФ №786, Минюста РФ №310, ФСБ РФ №470, ФСО РФ №454, ФСКН РФ №333, ФТС РФ №971 от 06.10. 2006 г. «Об утверждении инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола».

    Приказ МВД РФ №368, ФСБ РФ №185, ФСО РФ №164, ФТС РФ №481, СВР РФ №32, ФСИН РФ №184, ФСКН РФ №97,Минобороны РФ от 17. 04. 2007 г. «Об утверждении наставления о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд».

    Всю деятельность по борьбе с преступлениями террористического характера можно условно разделить на несколько стадий[1]:

    1. На стадии анализа и прогнозирования возможного осложнения криминогенной, социально-политической обстановки целесообразно обеспечить:

    - сбор, систематизацию и анализ оперативно-розыскной информации о возможном осложнении обстановки;

    - выделение из общего объема полученной информации сведений, которые указывают на усиление террористической, экстремистской или националистической активности и срочный обмен ими с органами ФСБ и другими субъектами правоохранительной и антитеррористической деятельности;

    - для выработки вариантов и проектов управленческих решений осуществить перепроверку и уточнение с помощью оперативно-розыскных средств и методов полученной первичной оперативно-розыскной информации об осложнении обстановки;

    - дополнительную и дальнейшую проверку всей оперативно-розыскной информации по указанной проблеме, выполнение взаимных заданий и поручений органов МВД, ФСБ и др. субъектов оперативно-розыскной деятельности, принятие согласованных решений, планирование совместных мероприятий, предварительные расчеты сил и средств (в том числе и оперативно-розыскных), которые могут быть впоследствии использованы в ходе ликвидации последствий осложнения обстановки;

    2. На стадии профилактики (предотвращения) проявлений террористического, националистического, сепаратистского характера оперативно-розыскные аппараты должны сориентировать оперативный состав на:

    - выявление лиц, вынашивающих террористические, националистические, экстремистские, религиозные намерения, лидеров и активных участников подобных группировок и формирований, а также участников организованных преступных групп, лиц с криминальным прошлым и т.п.;

    - активизацию сбора оперативно-розыскной информации, усиление гласного и негласного наблюдения, уточнение и дополнительную проверку их связей, маршрутов передвижения, особенно межрегионального характера;

    - разработку дополнительных мероприятий по оперативно-розыскному документированию действий лидеров и активных участников террористических и экстремистских организаций, представляющих оперативный интерес, выявление мест хранения оружия мест и времени возможных противоправных проявлений (несанкционированных митингов, демонстраций, пикетов и т.п.);

    - усиление мер индивидуального профилактического воздействия в отношении лидеров антиобщественных групп и активных участников этих формирований, а также установление за ними оперативного наблюдения. На основе результатов оперативного наблюдения необходимо принимать активные меры к недопущению формирования групп либо к их разобщению (если процесс их формирования начался и вышел из-под контроля).

    Вышеуказанные и иные мероприятия на стадии предотвращения нежелательных криминальных или общественно-политических проявлений согласуются либо проводятся с участием администрации субъектов Федерации, а также взаимодействующих органов и служб.

    3. На стадии пресечения действий террористических и религиозных экстремистских группировок, осложняющих оперативную обстановку, оперативно-розыскные аппараты свою работу должны строить в следующих основных направлениях:

    - выявление, проверка и реализация сведений о фактах бандитских, разбойных нападений и иных преступлений агрессивного, террористического характера, а также о захватах заложников, нападений на людей и объекты, об активизации криминального элемента и участников различных формирований, созданных на так называемой «идейной» основе;

    - выявление и уточнение информации о сепаратистских, экстремистских и иных подобных настроениях, о попытках дискредитации органов и представителей власти и т.п. Проведение совместно с органами ФСБ мероприятий по активной разработке лиц, представляющих оперативный интерес в решении названной проблемы;

    - выявление гласным и негласным путем фактов незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, наркотических и психотропных препаратов и веществ, принятие мер по изъятию названных предметов, задержанию и привлечению к ответственности виновных лиц;

    - выявление с использованием оперативно-розыскных сил и средств фактов готовящихся нападений на представителей органов власти, известных политических, общественных, профсоюзных деятелей, принятие совместно с органами ФСБ и иными органами власти мер по пресечению указанных преступных проявлений на стадии начальных действий преступников;

    - организация проверки оперативной информации, поступающей из мест лишения свободы, органов налоговой полиции, таможенных и иных правоохранительных органов и органов власти, принятие необходимых активных мер по реализации этой информации;

    - уточнение расстановки оперативно-розыскных сил при поступлении сведений о подготовке различных формирований и отдельных групп населения к проведению митингов, демонстраций, пикетирования и других подобных действий (в том числе и санкционированных органами власти), более широкое использование негласного аппарата для сбора информации изнутри названных групп и формирований;

    - обеспечение информирования об оперативной обстановке и ее основных компонентах аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе, иных органов власти, вышестоящих инстанций и взаимодействующих сторон;

    - осуществление с использованием средств и методов оперативно-розыскной деятельности дополнительной разведки местности или отдельных участков населенных пунктов, определение рубежей возможного выдвижения сил по поддержанию общественной безопасности;

    - изучение планов местного водоснабжения, канализации, энергообеспечения, схемы железнодорожных и других средств сообщения, метро, аэропортов, радиотелевизионных систем и т.п. в целях дальнейшего использования сил и средств по локализации антиобщественных проявлений;

    - поиск новых подходов к освещению оперативной обстановки источниками негласной информации, осуществление оперативного внедрения источников в противоправные группы; с использованием всех возможностей оперативно-розыскного характера активизация предупредительной работы внутри групп и формирований; фиксирование поведения их лидеров и активных участников, осуществление пропагандистской работы и агитации, направленных на недопущение отрицательных последствий по дальнейшему обострению кризисной ситуации.

    4. На стадии ликвидации последствий действий организаций террористического и религиозно-экстремистского характера оперативно-розыскным аппаратам органов внутренних дел необходимо:

    - продолжить оперативное наблюдение за лидерами и участниками вышеуказанных групп и формирований;

    - активизировать работу по обмену оперативной информацией с ФСБ и другими службами, усиливают индивидуальную предупредительную работу в отношении названных лиц, планируют мероприятия по оперативно-розыскному обеспечению следственных мероприятий, в том числе и в отношении задержанных и арестованных лиц;

    - тщательно изучать маршруты передвижений участников массовых мероприятий и криминальных группировок, уточняется расстановка негласных сил и средств, инструктируется негласный аппарат;

    - расширять сферы использования возможностей оперативно-поисковых и оперативно-технических служб, особенно по наблюдению и фиксированию действий участников криминальных групп;

    - организовать дополнительный анализ информации, поступающей из официальных источников, в том числе из СМИ, при необходимости проводится ее перепроверка через негласные источники; выводы и предложения докладываются руководителям органов власти;

    - включать представителей оперативно-розыскных аппаратов в состав расчетов по охране важных объектов, транспорта, телерадиосистем, ТЭЦ, научных учреждений и т.п., где они усиливают личное наблюдение за складывающейся обстановкой, своевременно информируют об изменениях ситуации вышестоящее руководство ОВД и администрацию объектов;

    - проводить сбор информации и документирование действий участников выступлений, передавать необходимую оперативно-значимую информацию иным службам ОВД, находящимся во взаимодействии подразделениям внутренних войск, МО и ФСБ;

    - выявлять факты скрытых или неочевидных противоправных действий участников выступлений; при выступлениях экстремистского характера принимать меры по обнаружению и изъятию пропагандистской литературы и листовок с противозаконными призывами, огнестрельного оружия, колющих и режущих предметов и иных средств нападения, установлению мест возможного укрытия разыскиваемых лиц.

    Особое внимание в работе органов внутренних дел должно быть сосредоточено на взаимном информировании:

    о политических и религиозных организациях, выдвигающих экстремистские лозунги, или преследующих противоправные цели, либо своей практикой продемонстрировавших свой экстремистский характер;

    о политических и религиозных организациях, которые в своих программных документах, а также в заявлениях руководства выражают стремление к консолидации с зарубежными экстремистскими организациями;

    о руководителях и активных функционерах политических и религиозных организаций, привлекавшихся к уголовной или административной ответственности за свою экстремистскую деятельность;

    о намечаемых руководством политических и религиозных организаций акциях, могущих вызвать отклик на территории сопредельных государств;

    о юридических и физических лицах (в том числе, находящихся в странах дальнего зарубежья) оказывающих материальную и финансовую помощь экстремистским организациям.

    Помимо указанных действий работники оперативно-розыскных аппаратов органов внутренних дел могут участвовать в мероприятиях, определенных в различных планах на случай чрезвычайных обстоятельств, в планах типового характера, в боевых расчетах, а также в мероприятиях локального характера с учетом конкретных обстоятельств развития негативной ситуации.

    Организация взаимодействия органов внутренних дел с руководителями органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по профилактике террористических актов

    1. Активизировать деятельность среди населения по разъяснению правил поведения и порядка действий в условиях угрозы или совершения террористических актов. С участием сотрудников МЧС России, медицинских работников, психологов и других специалистов необходимо разработать цикл бесед и лекций для сотрудников предприятий, организаций, детских дошкольных и общеобразовательных учреждений.

    Использовать средства массовой информации в обучении населения путем показа учебных кинофильмов, организации теле- и радио передач, создания специальных тематических разделов в периодической печати.

    2. Для оценки навыков безопасного поведения при возникновении критических ситуаций, связанных с последствиями террористических актов, предусмотреть проведение межведомственными комиссиями (из числа сотрудников администрации, МВД, ФСБ, МЧС России и др.) на предприятиях и в организациях периодических контрольных проверок с имитацией критических ситуаций.

    3. Совместно с руководителями детских дошкольных и школьных учреждений, вузов необходимо принять меры по усилению контроля за соблюдением пропускного режима в здания и на территории данных учреждений, обеспечить круглосуточное дежурство ответственных должностных лиц. Запретить въезд и парковку автотранспорта на территории, прилегающие к дошкольным и школьным учреждениям, к зданиям вузов.

    4. Руководителям предприятий торговли проводить ежедневные проверки торговых залов, подсобных помещений и торговых площадок. О фактах наличия посторонних предметов сообщать немедленно в ОВД.

    5. На железнодорожных, речных вокзалах, в аэропортах активно распространять печатную продукцию, содержащую правила безопасного поведения на транспорте в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Администрациям предприятий транспортного комплекса, знакомить пассажиров по внутренним трансляционным сетям с правилами поведения и планами эвакуации при возникновении ситуаций, связанных с возможными проявлениями терроризма. На объектах речного транспорта знакомить с правилами использования спасательных средств (жилеты, круги, плоты). При изготовлении проездных документов на их оборотной стороне печатать краткие правила поведения пассажира при возникновении чрезвычайных ситуаций.

    6. Совместно с руководителями РЭУ организовывать проверки жилого фонда на вверенной им территории по предотвращению проникновения посторонних лиц, а также закрытию подвальных и чердачных помещений. Проводить ревизию и проверку магистральных, внутридомовых линий и всей аппаратуры, обеспечивающей оперативную связь с диспетчерскими службами.

    Должны быть точно известны владельцы или арендаторы нежилых помещений, регулярно проводится проверка того, как их используют и что там хранится. Обслуживающие жилищный фонд организации должны постоянно следить за наличием дверей, решеток и замков там, где это необходимо, установить в подъездах и на лестничных клетках хорошее освещение, вовремя ремонтировать домофоны, кодовые замки и доводчики.

    8. Организация охраны общественного порядка (ООП) в жилом массиве силами населения. Она должна быть определена для населения как деятельность, направленная на выявление лиц и автотранспорта, могущих иметь отношение к совершению терактов, с последующей передачей информации в правоохранительные органы. Цель – совместить желание жителей обезопасить свой дом с деятельностью, направленной на обеспечение этой безопасности при строгом соблюдении прав человека и законности. Механизмом этого могут быть добровольные народные дружины (ДНД). ДНД в настоящее время должны формироваться по территориальному принципу и осуществлять охрану общественного порядка по месту жительства дружинников.

    9. При производства ремонта и реконструкции помещений в случаях необходимости производить проверку подрядчиков и строительных бригад по оперативным учётам.

    Существующая в настоящее время угроза распространения экстремизма свидетельствует о том, что предпринимаемые органами внутренних дел меры, закрепленные в соответствующих нормативных правовых актах, а также состояние правового регулирования их деятельности недостаточны для противодействия этому явлению.

    Неблагополучная ситуация послужила причиной создания Департамента по противодействию экстремизму МВД России (далее – ДПЭ МВД России), деятельность которого нуждается в необходимом научно-методическом обеспечении, отрегулированном механизме внутриведомственного и межведомственного взаимодействия субъектов противодействия экстремизму[2].

    Департамент по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДПЭ МВД России) - самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее в пределах предоставленных полномочий выработку и реализацию государственной политики, нормативное правовое регулирование в сфере противодействия экстремистской деятельности, а также выполняющее иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.

    Основными задачами ДПЭ МВД России являются:

    участие в формировании государственной политики в установленной области деятельности;

    участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в установленной области деятельности;

    организация борьбы с преступлениями экстремистской направленности;

    организационно-методическое руководство подразделениями по противодействию экстремизму главных управлений МВД России по федеральным округам, министерствам внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах[3].

    Борьбе с финансированием терроризма служит Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который совершенствуется. Нарушение требований этого Федерального закона приводит к отзыву лицензий у банков.

    В первом полугодии 2009 г. Росфинмониторингом отработано порядка 10 тыс. запросов от правоохранительных органов; порядка 11 тыс. материалов направлено в правоохранительные органы по результатам инициативных финансовых расследований. Всего проведено около 10 тыс. финансовых расследований по линии противодействия легализации преступных доходов и порядка 500 - по линии противодействия финансированию терроризма, но сведений о количестве возбужденных уголовных дел по финансированию терроризма нет.

    Анализ следственной практики свидетельствует о том, что принимаемые меры к ликвидации финансовых основ террористической и экстремистской деятельности не соответствуют криминальной ситуации как во всей России, так и на Северном Кавказе: в 2006 г. было возбуждено и расследовано 1 уголовное дело по финансированию террористической деятельности, в 2007 г. не осуждено ни одного лица за финансирование терроризма[4], поэтому работу всех правоохранительных органов и спецслужб РФ нельзя признать эффективной и удовлетворительной по выявлению и пресечению каналов и источников финансирования экстремизма[5] и терроризма. В 2008 г. гражданин РФ А.Альдагир был признан Мосгорсудом виновным по ст. 205-1 УК РФ, т.е. в финансировании незаконного вооруженного формирования в Чеченской Республике. Имеется информация о задержании лиц, причастных к финансированию терроризма и в 2009 г.

    Важно международное сотрудничество по борьбе с финансированием терроризма. Являясь координатором деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с организованными преступными формированиями террористического характера, прокуратура систематически анализирует ход и результаты борьбы с организованными преступными формированиями, уделяет внимание совершенствованию форм координации и взаимодействия правоохранительных органов по борьбе с экстремизмом, терроризмом, в том числе его финансированию.

    Финансирование организованной преступной деятельности, особенно террористической и экстремистской, является тщательно скрываемым процессом и всегда маскируется. Как правило, доставка денег из-за границы в Россию осуществляется с помощью «хавалы», т.е. без физического перемещения денег через государственную границу. Для Северного Кавказа типичным является доставка денег как путем «хавалы», так и доверенными лицами, чаще женщинами (их обычно не обыскивают), отдельными партиями (частями), уточненными и выверенными маршрутами.

    Как правило, выявление источников и каналов финансирования является длительным процессом, требующим задействования значительных сил и средств, специальной техники, на территории нескольких субъектов или даже государств, проводится, как правило, спецслужбами и взаимодействующими структурами как одного, так и нескольких государств, между которыми заключены международные договоры или соглашения о пресечении организованной преступной деятельности.

    В России уделяется внимание выявлению и перекрытию каналов и источников финансирования организованной преступной деятельности, в том числе террористической совместно с правоохранительными органами и спецслужбами стран СНГ[6]. Планом Российской Федерации по реализации положений Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2008-2010 гг. предусмотрены пункты по разработке механизма взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, торговле людьми, органами и тканями человека для трансплантации, по сотрудничеству Росфинмониторинга с подразделениями финансовых разведок государств - участников СНГ по выявлению и отслеживанию денежных средств, полученных в результате совершения экономических преступлений, направленных на финансирование терроризма, продолжение работы по обмену оперативной информацией о местопребывании и возможных маршрутах передвижения лидеров и участников организованных преступных формирований и т.д. Источниками финансирования террористической деятельности внутри России являются похищение человека, захват заложника, незаконный оборот нефтепродуктов, оружия, наркотиков[7].

    Учитывая указанные обстоятельства, правоохранительным органам, в первую очередь подразделениям криминальной милиции, в целях предупреждения преступлений террористического характера целесообразно ориентироваться на выявление данной категории лиц – своеобразной «группы риска» – в общем массиве преступников и правонарушителей и создания автоматизированных баз данных на них. Данная работа должна осуществляться в тесном взаимодействии всех служб и подразделений ОВД (ППС, ПВС, ГИБДД, вневедомственная охрана, участковые уполномоченные), сотрудники которых имеют возможность получать оперативно значимую информацию.

    Задание 2


    В управление внутренних дел по г. Первомайску поступила информация о том, что в день выборов главы городской администрации на одном из избирательных участков будет осуществлен террористический акт с применением взрывного устройства.

    Составьте примерный план мероприятий по предупреждению террористических актов с использованием взрывчатых веществ и взрывных устройств в период проведения выборной кампании, предусмотрев меры, как общего, так и специального характера.


    ПЛАН

    мероприятий по предупреждению террористических актов на избирательных участках

    п/п

    Наименование мероприятий

    1

    Установить круглосуточное дежурство на избирательном участке. Разработать график дежурства должностных лиц и специалистов

    2

    Проверить состояние ограждения территории, провести соответствующий ремонт, обеспечить равномерное и достаточное освещение всей территории

    3

    Исключить возможность проникновения на территорию стоянки посторонних лиц, а также сотрудников предприятия, где находится избирательный участок, не связанных с работой в данный день

    4

    Установить на КПП при входе участок с текстом: «Вход только по предъявлении документа». В здании вывесить предупреждающие листовки. В диспетчерском пункте - список телефонов (домашних, сотовых) всех руководителей предприятия, а также телефоны спецслужб

    5

    Разработать схему оповещения инженерно-технических работников на случай чрезвычайных ситуаций, произвести инструктаж диспетчеров под роспись, разместить схему оповещения на видном месте

    6

    Проверить исправность средств связи, (телефонов, радиостанций)

    7

    Уточнить список работников предприятия по цехам с указанием адресов и домашних телефонов

    8

    Провести инструктаж с сотрудниками, где находится избирательный участок

    9

    Провести инструктаж по действиям сотрудников при получении телефонного сообщения об угрозе террористического акта

    10

    Провести инструктаж по действиям сотрудников и работников при обнаружении подозрительных предметов на территории предприятия или получении сообщения о минировании

    11

    Проводить осмотры здания на предмет обнаружения посторонних предметов. Обеспечить 100% осмотр

    12

    Провести ревизию средств пожаротушения, укомплектовать недостающими инструментами кабинеты.


    13

    Проводить проверку подвальных, чердачных, складских помещений, бокса стоянки, на предмет наличия подозрительных предметов при передаче дежурства охраны участка. В начале и окончании рабочего дня производить проверку рабочих мест силами сотрудников

    14

    Изготовить и выдать памятку о предупреждении террактов

    15

    Провести проверку фактического использования инструктивных указаний


    Обнаружение СВУ

    Обнаружение МСВУ - это только часть решения проблемы, так как угроза совершения теракта все же остается. Правила строго требуют, чтобы подозрительный предмет оставался на месте, и на него не оказывали никакого механического воздействия (не открывали, не передвигали и т.д.).

    До проведения тщательного обследования подозрительного пакета никто не знает типа использованного взрывателя (активатора), поэтому каждое следующее прикосновение, передвижение может быть опасным.

    Взрыв внутри здания может быть весьма разрушителен не только для конструкции здания, но и для оборудования, что влечет за собой потерю инфраструктуры.

    Первое, что нужно сделать, - это квалифицировать проблему. Практический опыт свидетельствует о том, что большинство МСВУ содержат относительно малое количество ВВ3 - 250 -1000 г.


    При этом под термином «взрывчатое вещество» понимается ВВ вообще, хотя это может быть и ма­ломощное взрывчатое (или зажигательное) вещество, и ВВ большой мощности, имеющие большое число разновидностей по форме, с различными боевыми характеристикам.

    Предупредительные мероприятия, направленные на защиту от похищения или захвата в качестве заложника

    Одна из форм захвата, применительно к массовым мероприятиям – это безадресный захват случайных лиц. Происходит спонтанно, а также в случаях, когда преступник не знает своей жертвы. В таких случаях обычно в заложниках оказывается много лиц, в их числе часто бывают женщины и дети.

    Предупредительные мероприятия, направленные на защиту от похищения или захвата в качестве заложника, необходимо проводить во всех культурно-просветительных, театрально-зрелищных и спортивных организациях. Указанные вопросы должны найти отражение в кризисных планах предприятий отдельными разделами. Конкретные пункты плана должны быть составлены с учетом особенностей предприя­тия, его сотрудников, профиля работы и многих других факторов.

    В плане должны быть указаны схемы оповещения, схемы по организации связи с правоохранительными органами, службами безопасности и т.д. Все сотрудники организации должны четко знать, как действовать в случае получения информации о захвате заложников, при чем в разные временные промежутки, на месте работы, или по месту жительства, или в любом другом месте. Для этого важно иметь качественный план, который помогут составить сотрудники территориальных органов внутренних дел, и постоянно проводить работу с сотрудниками и членами их семей. Такая работа начинается с собеседования при приеме на работу, продолжается регулярно в период работы сотрудника в данной организации и при его увольнении.


    Во всех случаях захвата заложников необходимо сообщить в милицию. До ее прибытия нужно решить два комплекса вопросов: первое – изолировать место происшествия, обеспечить его охрану и безопасность окружающих; второе – попытаться выяснить требования преступников. Для этого с ними ведутся переговоры.

    Меры, направленные на предупреждение террористической деятельности на предприятии

    Борьбу с терроризмом в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности необходимо проводить в первую очередь в трех направлениях:

    • объединение в группы сотрудников предприятия для ведения наблюдения за подозрительными лицами и информирования об этом правоохранительных органов;

    • обучение сотрудников предприятия борьбе с террористическими актами;

    • организация посещений сотрудниками предприятия органов внутренних дел с целью получения консультационной помощи по вопросам борьбы с терроризмом.

    Возникает необходимость обучения, в первую очередь, руководителей предприятий, охранников и персонал, который будет участвовать в предупреждении антитеррористических акций.

    Одним из наиболее современных и эффективных методов обучения сотрудников в сфере обеспечения безопасности, требующих приемлемых затрат, является применение обучающих компьютерных систем (ОКС).

    Планирование борьбы с терроризмом

    При планировании следует:

    • назначить членов командного пункта, который должен размещаться в помещении коммутатора или в другом центре телефонной или радиосвязи;

    • предусмотреть замену на случай отсутствия членов командного пункта в момент поступления угрозы взрыва;

    • иметь план здания и хранить его в командном пункте;

    • постоянно связываться с органами внутренних дел, пожарной охраной или местными органами власти и выяснить, могут ли они оказать содействие в разработке плана обеспечения повседневной безопасности предприятия или плана реагирования на угрозу террористического акта предприятия;

    • по возможности организовать совместный осмотр здания с представителями милиции, пожарной охраны и администрацией здания с целью выявления мест, где наиболее вероятно размещение взрывных устройств. (Составьте перечень таких мест и храните его в командном пункте);

    • узнать, есть ли в городе служба по обезвреживанию взрывных устройств, как с ней связаться, в каких случаях к ней обращаются;

    • при разработке плана реагирования на угрозу взрыва выяснить, смогут ли силовые структуры, помимо обезвреживания и утилизации взрывного устройства, участвовать в осмотре здания в случае угрозы террористического акта;

    • проводить обучение правильному поведению в условиях угрозы террористического акта;

    • проинструктировать всех сотрудников, особенно работников коммутатора, как необходимо действовать при получении угрозы взрыва;

    • применять все меры к тому, чтобы все сотрудники, назначенные в командный пункт, четко знали свои обязанности;

    • подготовить группу эвакуации, которая будет подчинена командному пункту и должна четко осознавать важность своей роли в операции.

    Кроме того, необходимо, чтобы:

    • у руководящих работников, выбранных управлять командным пунктом, были полномочия решать, какие действия должны предприниматься при угрозе взрыва;


    • в командный пункт допускались только сотрудники, ответственные за проведение операции;

    • между командным пунктом и группами поиска и эвакуации была постоянная связь;

    • командный пункт имел возможность отслеживать действия поисковой группы;

    • на обширной территории, когда рабочие группы выходят за пределы системы коммуникаций, командный пункт должен обладать достаточной мобильностью, чтобы поддерживать контакт и отслеживать действия поисковой группы и группы эвакуации.

    • на предприятии должно быть два взаимосвязанных плана: план обеспечения повседневной безопасности и план на угрозу террористического акта.

    При разработке мер по повышению безопасности здания следует связаться со специалистами по безопасности, чтобы они помогли в разработке мероприятий обеспечения повседневной безопасности предприятия. Типового плана обеспечения повседневной безопасности предприятия, который применяется во всех ситуациях, не существует. Поэтому предлагаются следующие рекомендации, которые могут снизить уязвимость охраняемого здания и вероятность осуществления террористических актов.

    Большое значение имеет внешняя конфигурация вашего здания. К сожалению, в большинстве случаев архитекторы не уделяют должного внимания безопасности здания, особенно предупреждению террористических актов с применением взрывных устройств. Однако, приняв некоторые меры, такие, как установка ограждения и освещения, а, также введя контроль доступа в здание, можно существенно снизить вероятность террористического акта.


    Суровая реальность нынешнего дня - это взрывные устройства, доставляемые в автомобиле или оставленные в нем. Если возможно, стоянку автомобилей следует размещать на расстоянии не менее 100 м от вашего здания или любого здания комплекса. Если это невозможно, ближе к зданию следует парковать машины Вашего персонала с опознавательными знаками, а дальше ставить машины посетителей.

    Густой кустарник и вьющиеся растения не должны быть высокими, что уменьшит вероятность их использования в качестве укрытия для преступников или взрывных устройств. Ящики для цветов на окнах и цветочницы представляют собой идеальное место размещения взрывного устройства. По возможности, их нужно убрать. Если же они абсолютно необходимы, патрульная служба охраны должна регулярно их проверять.

    Находящаяся на виду патрульная служба охраны может стать серьезным сдерживающим фактором. Даже если патруль состоит лишь из одного охранника или сторожа, оптимальным является его расположение вне здания.

    Если охранник находится внутри помещения, установите замкнутую систему телевизионных камер по внешнему периметру вашего здания.

    Установите у себя эффективную систему сигнализации и привлеките к этому надежную фирму, гарантирующую качественное обслуживание. Разместите вывески, указывающие на то, что такая система установлена.

    Двери следует установить петлями внутрь помещения, чтобы их невозможно было снять. Двери из цельного дерева или обитые металлом обеспечивают гораздо более высокую степень защиты, чем полые деревянные двери. Стальной дверной косяк, который хорошо подогнан под дверь, также важен, как и конструкция самой двери.

    Реагирование на угрозу теракта.

    Самое серьезное решение, которое может принять руководство при получении сообщения об угрозе взрыва, это решение о необходимости эвакуации здания. Во многих случаях такое решение заложено в план реагирования на угрозу взрыва. При этом это решение аннулирует необходимость оценивать степень риска и демонстрирует сотрудникам заботу руководства об их безопасности. Однако решение об эвакуации влечет за собой дорогостоящие потери рабочего времени.

    При возникновении угрозы взрыва существуют три варианта дальнейших действий:

    • игнорировать угрозу;

    • начать немедленную эвакуацию;

    • провести поиск и начать эвакуацию в случае реальной опасности. Тогда объявление об эвакуации могут принять только в случае обнаружения подозрительного пакета или устройства. Такое решение сводит к минимуму потери рабочего времени и отвечает требованию прореагировать на получение угрозы. После обнаружения устройства можно быстро и эффективно провести эвакуацию, при этом избегая потенциально опасное место, где расположено взрывное устройство. В тех случаях, когда не установлено место нахождения закладки ВУ, то возникает необходимость поиска места ее нахождения.

    Методика поиска ВУ

    Для поиска ВУ следует предпринять следующие шаги:

    1) Разделите помещение на части и наметьте высоту обыска.

    2) Начинайте поиск снизу и поднимайтесь вверх.

    3) Начинайте поиск спиной друг к другу, а потом сходитесь.

    4) Осмотрите помещение вдоль стен, а затем продолжите поиск в середине помещения.

    5) Результатом поиска может быть: подозрительные предметы обнаружены или их не удалось обнаружить.

    Примерный порядок действий при обнаружении подозрительных предметов.


    При обнаружении подозрительного предмета необходимо предпринять следующие действия:

    1. Доложить об обнаружении и точно описать предмет ответственному лицу. Эта информация должна быть немедленно передана в командный пункт, который оповестит правоохранительные органы. Представителей этих служб следует встретить и проводить к месту происшествия.

    2. При крайней необходимости вокруг подозрительного предмета можно положить мешки с песком или матрацы, но ни в коем случае металлические щиты. Не пытайтесь накрыть предмет.

    3. Определить область опасности и создать вокруг нее буферную зону примерно 100 м шириной, включая этажи сверху и снизу, эвакуировав из нее людей.

    4. Проверить, открыты ли все двери и окна, чтобы свести к минимуму первоначальный ущерб от взрывной волны и вторичный ущерб от осколков.

    5. Эвакуировать все здание.

    6. Не допускать никого в здание, пока устройство не будет вынесено или обезврежено, а здание не будет признано безопасным.

    Важно с самого начала свести до минимума риск, связанный с вероятностью человеческих жертв и материальных потерь. В то же время приоритетом должна быть безопасность людей.

    Примерный порядок действий при обнаружении взрывных устройств и взрывчатых веществ или зажигательных механизмов

    Когда вы имеете дело с подозрительными предметами, вы должны помнить, что если в него вложен взрывной или зажигательный механизм, то он, вероятно, сконструирован таким образом, что срабатывает в момент вскрытия пакета или снятия упаковки. Принимая во внимание, что предмет, по-видимому, подвергался неоднократной обработке и транспортировке, можно сделать вывод, что он не представляет опасности до тех пор, пока его не начнут вскрывать или сильно надавливать на него. При обработке подозрительного предмета требуется принять следующие меры предосторожности.

    1. Не следует:

    • вскрывать предмет;

    • выносить предмет;

    • сжигать предмет на костре;

    • опускать предмет в воду и хранить его в сыром помещении;

    • сгибать предмет, разрывать или подвергать предмет чрезмерному механическому воздействию;

    • помещать его вблизи источников тепла;

    • чем-либо накрывать предмет.

    2. Необходимо:

    • сообщить дежурному по территориальному органу внутренних дел об обнаружении ВУ, ВВ;

    • эвакуировать в безопасную зону находящиеся вблизи автомашины, людей. Перед началом эвакуации людей из опасной зоны обследуйте маршруты, по которым она будет производиться;

    • перекрыть движение на трассе, на которой находится осматриваемое транспортное средство;

    • изолировать подозрительный предмет;

    • если угроза взрыва внутри здания, то, по возможности, оставить открытыми все окна и двери, чтобы в случае взрыва ущерб был сведен до минимума. (Если угроза исходит от зажигательного устройства, то, как правило, все двери и окна нужно закрыть). Потребуйте от эвакуированных работников держаться подальше от открытых дверей и окон. Возвращаться в покинутое здание можно только после окончания поисков и удаления всех подозрительных предметов или после того, как объявлено, что опасность устранена;

    • не относиться пренебрежительно к угрозам о взрыве;

    • избегать паники;

    • проверить входящих и выходящих сотрудников и посторонних;

    • принимать особые меры в местах хранения опасной продукции и жизненно важных коммуникаций;

    • опасаться ложных взрывных устройств;

    • разнообразить свои действия в случаях часто возникающих угроз о взрыве;

    • при обнаружении взрывного устройства накрыть его взрывоподавляющим покрывалом.

    Если вы обнаружите бомбу или подозрительный предмет, очень осторожно накройте его взрывоподавляющим покрывалом, изготовленным из специального защитного материала. В таком положении оно должно оставаться до тех пор, пока не приедет команда обезвреживания. Если бомба взорвется, это покрывало сократит разлет осколков и значительно уменьшит эффект взрыва, если только это не будет взрывное устройство большой мощности. Вы можете защитить ценное оборудование, находящееся рядом, мешками с песком и противопожарной пеной. Тем не менее, никогда не забывайте, что любой твердый предмет, лежащий рядом с взрывным устройством, в случае взрыва превратится в снаряд или, еще хуже, если он разлетится на мелкие осколки.

    Примерный порядок действий в случае взрыва

    В случае срабатывания какого-либо взрывного устройства гражданин (сотрудник) обязан действовать следующим образом:

    • оповестить дежурного по РОВД;

    • незамедлительно провести эвакуацию людей из всех опасных помещений здания;

    • оцепить место взрыва и не позволять никому, кроме работников «скорой помощи» и других аварийных служб, приближаться к месту взрыва или уносить оттуда какие-либо предметы без разрешения сотрудников милиции;

    • информировать о взрыве местные коммунальные службы и попросить их направить аварийную группу в случае, если необходимо отключить подачу газа, электричества, водоснабжения;

    • не находиться около места взрыва, так как может произойти повторный взрыв.

    Список используемой литературы


    1.   Федеральный закон от 06.03. 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 30.12.2008).

    2.   Федеральный закон от 09.02. 2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» (ред. от 29.06.2010).

    3.   Указ Президента РФ от 15.02. 2006 г. №116 «О мерах по противодействию терроризму» (ред. от 22.04.2010).

    4.   Концепция национальной безопасности Российской Федерации. утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. №24.

    5.   Приказ МВД России от 17.01.2006 г. №19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

    6.   Приказ МВД РФ №786, Минюста РФ №310, ФСБ РФ №470, ФСО РФ №454, ФСКН РФ №333, ФТС РФ №971 от 06.10. 2006 г. «Об утверждении инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола».

    7.   Приказ МВД РФ №368, ФСБ РФ №185, ФСО РФ №164, ФТС РФ №481, СВР РФ №32, ФСИН РФ №184, ФСКН РФ №97,Минобороны РФ от 17. 04. 2007 г. «Об утверждении наставления о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд».

    8.   Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 № 308-р.

    9.   Справка о состоянии законности в сфере исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму в 2006 году в ПФО № 32\2-61-07 от 19.01.2007.

    10.   Антитеррор // Спецназ России. 2009. № 4. С. 2.

    11.   Вершинин В.И. Новые средства получения разведданных о террористах // Борьба с преступностью за рубежом (по материалам иностранной печати). Ежемесячный информационный бюллетень. ВИНИТИ. М., 2008. С. 3-9.

    12.   Департамент по противодействию экстремизму МВД России// #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Методические материалы по организации антитеррористической работы органов внутренних дел на муниципальном (районном) уровне. Новосибирск, 2009г.


    [2] Петрова Т.А. Меры административного пресечения противоправных проявлений экстремизма в молодежной среде, применяемые органами внутренних дел // Вестник МВД России. 2008. № 3.

    [3] Департамент по противодействию экстремизму МВД России// #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Вершинин В.И. Новые средства получения разведданных о террористах // Борьба с преступностью за рубежом (по материалам иностранной печати). Ежемесячный информационный бюллетень. ВИНИТИ. М., 2008. С. 3-9.

    [5] Экстремизм и терроризм, террористические и иные экстремистские преступления: понятие, анализ, динамика // Экстремизм и другие криминальные явления. М., 2008. С. 21-30.

    [6] Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 № 308-р.

    [7] Антитеррор // Спецназ России. 2009. № 4. С. 2.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Предупреждение преступлений органами ОВД ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.