Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Проблема развития в философии-1

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Проблема развития в философии-1
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:07
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    1. Движение и развитие. Основные модели развития

     в философии................................................................................................ 3

    2. Диалектическая концепция развития: источник,

     движущая сила, направление развития................................................... 8

    3.  Категории диалектики........................................................................ 11

    Список литературы................................................................................... 16

    1. Движение и развитие. Основные модели развития в философии.

    Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах раз­вития природы, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития дает воз­можность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человека.

    Развитие не есть развитие «вообще», «всего», «всей материи», «Все­ленной в целом», «всего и вся в предмете». Развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами: развиваю­щейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т. п. Вне конкретных систем нет никакого развития. О развитии материи можно говорить, подразу­мевая под этим бесконечное множество развивающихся конкретных систем и реализацию бесконечного множества возможностей к новообразованиям, заключенным в материи. Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Но несом­ненным должно быть исключение из развития момента возникновения самой системы и момента ее распада, ликвидации, прекращения суще­ствования. Возникновение целостной органичной системы, ее исход­ной формы хотя и связано с развитием, однако не есть еще собственно развитие; оно представляет собой взаимодействие элементов, рождаю­щих новую структуру, полагающее начало развитию. Возникновение связано с прехождением и вместе с ним дает становление.

     Развитие характеризуется прежде всего своей неотрывностью от движения, изменения. Но это — не отдельные изменения, а множество, комплекс, система изменений в составе элементов, в структуре, т.е. в рамках качества подсистем данной материальной системы.

    Развитие есть не просто самораскрытие объекта, актуализация уже заложенных в нем потенций, а такая смена состояний, в основе которой лежит невозможность по тем или иным причинам сохранения существующих форм функциони­рования. Здесь объект как бы оказывается вынужденным выйти на иной уровень функционирования, прежде недоступный и невозможный для него, а условием такого выхода является изменение организации объ­екта. Развитие есть особого рода связь состояний. Эта связь тоже не беспорядочна; если хаотичность на уровне первичных изменений «пре­одолевается» в целостности изменений, в одном каком-либо качествен­ном преобразовании подсистемы, то на уровне всей системы этим преобразованиям может и не быть присуща внутренняя связность; на этом уровне они могут оказаться беспорядочными изменениями, и тогда не будет развития. Развитие же, напротив, показывает наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы, аккумулятивную связь последующего с предыдущим, определенную тенденцию в изменениях и именно на этой основе появление у системы новых возможностей.

    Основными признаками развития являются:

    1) качественный характер изменений,

     2) их необратимость и

    3) направленность.

     Развитие есть объективное явление, феномен материальной и ду­ховной реальности. Оно в известном отношении не зависит от субъекта познания, субъект же познает и оценивает этот процесс. Сложность развития и другие причины обусловливают неоднозначность его трак­товок, разнообразие его интерпретаций.

    Движение — это способ существования сущего. Быть — зна­чит быть в движении, изменении. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным. Движение несотворимо и неуничто­жимо. Оно не привносится извне. Движение сущего есть самодви­жение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состо­яния присущи самой реальности: она есть причина самой себя. Поскольку движение несотворимо и неуничтожимо, оно абсолют­но, непреложно и всеобще, проявляясь в виде конкретных форм движения. Если абсолютность движения обусловлена его всеоб­щностью, то относительность — конкретной формой его проявле­ния.

     Формы и виды движения соответствуют уровням структурной организации сущего. Каждой форме движе­ния присущ определенный носитель — субстанция. Так, элемен­тарные частицы являются носителями разнообразных процессов взаимопревращений, элементы атомного ядра — носителями ядерной формы движения, элементы атома — носителями внут­риатомной формы движения, элементы молекул и молекулярных соединений — носителями химической формы движения и т.д. вплоть до социальной формы движения, которая в ряду известных форм движения является высшей.

    Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой другой вещи. Понятие движения отдельного тела — чистая бессмыслица. Для изучения движения какого-либо объек­та нужно найти другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение. Этот другой объект носит название системы отсчета.

    Движение внутренне противоречиво: оно есть единство измен­чивости и устойчивости, движения и покоя. Так, любое изменение структурных элементов, свойств, отношений осуществляется при сохранении определенных моментов, а каждое сохранение проис­ходит только через движение. Вообще в бесконечном потоке ни­когда не прекращающегося движения сущего всегда присутствуют моменты устойчивости, проявляющиеся прежде всего в сохранении состояния движения, а также в форме равновесия явлений и относительного покоя. Как бы ни изменялся предмет, пока он су­ществует, он сохраняет свою определенность. Река не перестает быть рекой из-за того, что она течет: бытие реки и заключается в ее течении. Обрести абсолютный покой означает перестать суще­ствовать. Все относительно покоящееся неизбежно причастно и какому-либо движению и в конечном счете — к бесконечным формам его проявления в мироздании. Покой всегда имеет только видимый и относительный характер. Тела могут покоиться только по отношению к какой-либо системе отсчета, условно принятой за неподвижную, например: мы неподвижны относительно данного здания, а оно — относительно Земли. Но мы непрестанно движемся вместе с Землей, а она вместе с окружающим ее воздушным океаном вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Абсолюти­зация покоя есть ошибка, а абсолютизация изменчивости при заб­вении устойчивости в изменяющемся есть абсолютный реляти­визм. Двигаться — значит быть и в то же время не быть в данном месте, находиться здесь и одновременно там. Такова диалектика движения.

    Основные концепции развития ("модели диалектики").

    Одной из первых в истории философии была классическая модель диалектики, представленная трудами немецких философов XVIII—XIX веков — Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Это была рационалистиче­ская, логико-гносеологическая модель диалектики.

    Вызревание идей диалектики внутри естественных наук в первой половине XIX века создало основные теоретические предпосылки для появления сразу нескольких концепций развития: диалектико-матери­алистической, градуалистской и натуралистской (или "сциентистской").

    Наиболее видным представителем градуалистской модели развития, оказавшим большое влияние на европейскую философию второй половины XIX —начала XX в., был английский философ Г. Спенсер (1820-1903).

    Г. Спенсер провозглашал и обосновывал положение о всеобщей постепенной эволюции всей природы. С его точки зрения, в основе всеобщей эволюции лежит процесс механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от однородности к разнородности, от разнородности к еще большей разнородности. "Формула эволюции", по его мнению, такова: дифференциация и интеграция материи и движения, происходящие согласно механиче­ским законам направления движения по линии наименьшего сопро­тивления и группировки[1].

    Составными частями спенсеровской трактовки развития были идея  сводимости высших форм движения материи к низшим.

    Со второй половины XIX столетия все большее значение в науке стала иметь еще одна концепция — "натуралистская". Это — диалектика естественнонаучных материалистов. Наиболее яркое представление о стихийно-диалектической концепции развития дает эволюционизм Ч.Дарвина[2]. Наряду с глубокими идеями, касающимися развития, дар­виновская концепция фактически соотносилась с частнонаучным по­нятием "эволюция", а не с всеобще-философским понятием развития. В этом плане она не могла иметь философского (в собственном смысле этого слова) статуса, поскольку не учитывала специфики социального развития. Тем более она не включала в себя исследования развития как всеобщего, универсального методологического принципа, не анализи­ровала, в частности, тех понятий, логических средств, с помощью которых можно достигать адекватного отражения в мышлении разви­вающихся органических форм.

    В XX столетии стихийно-диалектическая концепция развития по­лучила широкое распространение среди естествоиспытателей. Она раз­рабатывалась в трудах Дж. Хаксли, Л. Берталанфи, Г. Меллера, Дж. Симпсона, Э. Майра, А. Сент-Дьерди и многих других ученых.

    К числу наиболее значительных концепций развития XX века относится, несомненно, диалектико-материалистическая концепция. Она сложилась еще в 40-х годах прошлого столетия и ее основополож­никами являются К. Маркс и Ф. Энгельс. В.И.Ленин по этому поводу писал: «...идея развития в той формулировке, которую дали Маркс и Энгельс, опираясь на Гегеля, гораздо более всесторонняя, гораздо богаче содержанием, чем «ходячая идея эволюции»[3].


    2. Диалектическая концепция развития: источник,

    Движущая сила, направление развития

    Как философская концепция идея развития наиболее развернуто была сформулирована Гегелем, но она имела идеалистический характер и относилась к развитию объективного духа, абсолютной идеи, существующей независимо от чьего-либо сознания. Если освободить гегелевскую концепцию от весьма сложных спекулятивно-идеалистических формулировок, то ее рациональный смысл сводится к тому, что по законам диалектики развиваются мысль, система идей или теория. Поскольку же между мышлением и бытием в философии Гегеля постулируется тождество, то тем самым законы диалектики оказываются применимыми и к бытию.

    Наиболее конструктивным принципом гегелевской диалектики считается знаменитая триада, описывающая общий ход развития мысли. Согласно триаде, развитие начинается с определенного позитивного утверждения, или тезиса. Затем этот тезис подвергается отрицанию, и таким путем возникает антитезис. Наконец, благодаря сопоставлению и объединению тезиса и антитезиса появляется их синтез[4].

    В отличие от идеалистической диалектики в марксистской философии всегда подчеркивался материалистический характер развития, совершающегося в природе и обществе.

    Совокупность разработанных принципов диалектики может быть представлена в следующем перечне:

    • всеобщая взаимосвязь всех явлений;

    • всеобщность движения и развития;

    • источник развития — становление и разрешение противоречий;

    • взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития;

    • развитие через отрицание;

    • отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития;

    • противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др.

    1. Единство и борьба противоположностей.

    Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип противоречия. В марксистском варианте диалектики он получил статус закона (единства и борьбы противоположностей). Его формулировка гласит: источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся предметов.

    Диалектический характер развития подразумевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой.

     2. Взаимосвязь количества и качества.

    Механизм такого перехода выражает другой диалектический принцип (закон) — взаимосвязи количественных и качественных изменений. Его формулировка такова: количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме.

    Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Парная ей категория количества подразумевает отношение качественно однородных предметов. Единство же количественных и качественных характеристик вещи схватывается категорией меры. Другими словами, мера — это те границы, те пределы, внутри которых количественные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой.

    3. Отрицание отрицания.

     Сброс развивающейся системой старого качества можно квалифицировать как его отрицание. Но поскольку оно должно обеспечивать продолжение развития, диалектическое отрицание не может быть простым отвержением или уничтожением прежних форм. Оно непременно должно сохранить единство, преемственность в развитии объекта. Поэтому категория отрицания в диалектике определяется как такое отношение последовательных стадий развития объекта, при котором каждая последующая стадия не просто отбрасывает, отвергает предыдущую, но одновременно и сохраняет, вбирает в себя ее существенные моменты. Принцип двойного отрицания является констатацией определенного ритма, или цикличности процессов развития.

    Все упомянутые выше принципы диалектики теснейшим образом связаны друг с другом, так как  они отражают разные стороны единого процесса развития.

    3.  Категории диалектики

    Чтобы точнее и глубже отражать объективную действитель­ность, человек вырабатывает определенный арсенал логических средств мышления, определенный круг понятий и категорий.

    Всякая наука, изучая определенные стороны действительно­сти, обязательно приходит к формированию своего категориаль­ного аппарата. От категорий конкретных наук существенно отли­чаются категории диалектики. Это отличие состоит в том, что ка­тегории диалектики отражают не просто существенные свойства и связи класса явлений объективного мира, а наиболее общие свойства и связи, которые присущи всем материальным процессам. Итак, категории диалектики — это предельно широкие формы идеального отражения объективного мира, которые служат исход­ными принципами познания и духовно-практического преобразова­ния действительности.

    Категории диалектики можно разделить на два вида: субстанционные и соотносительные. Первые — это те категории, кото­рые употребляются в отдельности, безотносительно с другими. К таким относят категории: «бытие», «материя», «движение», «раз­витие», «пространство», «время», «противоречие» и т. д. Они фиксируют определенные общие свойства объективной действи­тельности, но не дают непосредственного представления о связях этих категорий с другими.

     Что же касается категорий соотноси­тельных, то они являются органически связанными одна с дру­гой, в процессе познания предполагают одна другую; уяснив од­ну, нельзя не учитывать другую. К таким категориям относятся: единичное и общее; явление и сущность; форма и содержание; часть и целое; причина и следствие; случайность и необходи­мость; возможность и действительность.

    - Единичное и общее.

     Это философские категории, отражающие диалектическое единство и отличие между предметами и явле­ниями действительности. Так, категория «единичное» отражает в предмете, явлении то, что присуще только данному предмету, явле­нию. «Общее» — это тождественность, которая объективно суще­ствует между предметами, вещами, явлениями в рамках конкрет­ной качественной определенности. Ни единичное, ни общее не имеют самостоятельного существования, они не существуют как таковые. Самостоятельно существуют отдельные предметы, явле­ния, процессы. Как общее, так и единичное существует лишь в отдельном. Всякое отдельное является единством противополож­ностей. Одновременно оно и единичное, и общее. Всякое общее является частичкой, элементом, стороной отдельного, поскольку оно отражает последнее не полностью, не целиком, а односто­ронне — то, что есть тождественным в предметах. Единичное по своей сути есть проявление более богатое, нежели общее, являю­щееся абстрактным. Однако общее глубже раскрывает содержа­ние, сущность предмета.

    - Явление и сущность.

    Это категории, определяющие разные ступени познания, каждая из которых отражает реальный уро­вень глубины постижения объекта. Сущность — это философская категория для обозначения внутренней, относительно скрытой и устойчивой стороны объективной действительности, которая оп­ределяет природу предмета, процесса и присущие им закономерно­сти развития. Явление — это категория для обозначения в предме­те, процессе того, что непосредственно обнаруживается, проявля­ется перед нами.

    - Содержание и его форма.

     Эти категории являются дальнейшей конкретизацией сущности и явления. Содержание — это совокуп­ность элементов, сторон, свойств, связей и тенденций, составляю­щих данный предмет, процесс, явление. Форма — это способ организации предметов и процессов, которые составляют их содержание. Иными словами, форма пред­мета — это организация устойчивых внутренних связей между эле­ментами, которые позволяют ей предстать как единое целое и вы­полнять все присущие функции.

    - Часть и целое; элемент, структура, система.

     Часть и целое — это категории, отражающие отношения между совокупностью предме­тов или их сторон, элементов и связей, которые их объединяют и приводят к появлению в этой совокупности новых свойств и законо­мерностей, не присущих предметам, сторонам, элементам по от­дельности. Диалектика рассматривает часть и целое в их диалектическом единстве. При образовании целого возникает новое качество, ко­торое не сводится к сумме свойств частей; тем не менее, оно опре­деляется частями — их количеством и определенным типом взаи­модействия. Поэтому диалектика считает, что познание целого может быть успешным лишь при условии знания свойств, частей, и наоборот, исследование частей должно опираться на предшествующее знание целого.

    Категории «целое», «часть» схожи и взаимосвязаны с поня­тиями «система», «структура», «элемент». Элемент (от лат. elemenium - первичное вещество) — относительно неделимая часть целого. Понятие части более широкое по своему объему, чем понятие «элемент», поскольку это не любая часть, а только относительно неделимая. Причем «часть» соотносится с поняти­ем целого, а «элемент» — с понятием структуры. Структура (от лат. struktura — строение, размещение, порядок) — способ законо­мерной связи между составными частями предметов и явлений. Система (от греч. systema — объединение, творение) — совокуп­ность определенных элементов, между которыми существует зако­номерная связь или взаимодействие. Структура любой системы прежде всего зависит от ее составных элементов. В свою очередь, и свойства элементов в значительной степени обусловлены структурой той системы, которую они образовывают.

    По характеру элементов и структуры выделяют разные виды систем. Наиболее распространенным является деление систем на материальные, существующие в объективной реальности, и иде­альные, которые являются отражением ее в человеческом сознании. По количеству элементов и связей различают простые и сложные системы.

    - Причина и следствие.

    Практика показывает, что возникновение любого явления обусловлено каким-либо фактором или фак­торами, порождающими его. Явление, действие которого приво­дит к возникновению нового явления, называется причиной. А явле­ние, возникающее под влиянием причины, называется следствием.

    - Необходимость и случайность.

    Эти философские категории отражают разные типы связей предметов и явлений друг с дру­гом. Необходимость — это внутренние, устойчивые, существенные связи между явлениями, которые определяют их закономерные из­менения и развитие. Необходимость проистекает из сущности яв­ления, процесса и неминуемо происходит в данных условиях.

    Случай­ность — это категория, которая определяет проблематичность или не­обязательность возникновения или существования объектов; слу­чайным является то, что при определенных условиях может быть, а может и не быть. Случайность отражает моменты действитель­ности, которые появляются преимущественно благодаря внеш­ним условиям, поверхностным, неустойчивым связям и побоч­ным для данного явления обстоятельствам. Необходимость и случайность не существуют по отдельности. Их взаимосвязь состоит в том, что случайность вы­ступает как форма проявления необходимости и как ее дополне­ние.

    Возможность и действительность.

     Эти категории подчеркива­ют процессуальность, т. е. становление бытия. Как известно, из ничего не возникает что-то новое, оно может возникнуть только из определенных предпосылок, заложенных в лоне старого. Бы­тие нового в его потенциальном состоянии и является возможно­стью. Возможность — это философское понятие, которое отра­жает объективно существующее и внутренне обусловленное со­стояние предмета в его незавершенном, потенциальном развитии. Действительность — это философская категория, которая харак­теризует реализованное, актуализированное бытие: действитель­ность является реализованной возможностью.

     Таким образом, категории диалектики — это универсальные формы мышле­ния, в которых отражаются общие связи, свойства и отношения, имеющие место в объективной действительности;  в категориях диалектики сконцентрированы опыт и дея­тельность многих поколений человеческого общества. Без поня­тий и категорий, в которых находят свое отражение результаты познания, самопознание сегодня было бы невозможно; особенностями категорий диалектики являются: объектив­ность, определенность, связь с практикой, историчность, измен­чивость и т. п.


    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

                                                                      

    1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М, 2004.

    2. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969—1971.

    3. Гегель Г. Наука логики. - М., 1974.- Соч. Т. 1.

    4. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. М., 1981.

    5. Князев Е.М Синергетика как новое мировидение // Вопросы фило­софии. - 19,92. -№ 12.

    6. Ленин В. И. К вопросу о диалектике // Полн. собр. соч. Т. 29.

    7. Микешина Л.А. Философия науки: Учебное пособие. - М., 2005. -С. 381-392.

    8. Поппер К. Что такое диалектика? //Вопр. филос,-1992г. №12.

    9. Шалаев В.П. Синергетика: истоки, теория и практика в современ­ном мире.-Йошкар-Ола, 1999. 

    10.   Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 20.



    [1] Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969—1971.

    [2] Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. М., 1981.

    [3] Ленин В. И. К вопросу о диалектике // Полн. собр. соч. Т. 29.


    [4]Гегель Г. Наука логики. - М., 1974.-Соч. Т. 1. С. 128.

     

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Проблема развития в философии-1 ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.