Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

  • Вид работы:
    Реферат по теме: ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:07
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3

    1. ЦЕННОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА........................ 4

    1. 1. Понятие ценности и ее характеристика. Ценности и оценки........ 4

    2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ................................................... 14

    2. 1. Ценностные ориентации и их социальная обусловленность...... 14

    3. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ.................................. 20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 21

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................ 22

    ВВЕДЕНИЕ

    Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни, уровень выделения человека из животного мира.

     Особую значимость проблема ценностей приобретает в переходные периоды общественного развития, когда кардинальные социальные преобразования ведут к резкой смене существовавших в нем систем ценностей, тем самым ставя людей перед дилеммой: либо сохранять устоявшиеся, привычные ценности, либо приспосабливаться к новым, которые широко предлагаются, даже навязываются представителями различных партий, общественных и религиозных организаций, движений.

     Поэтому вопросы: что такое ценности; каково соотношение ценности и оценки; какие ценности являются для человека главными, а какие второстепенными — являются сегодня жизненно важными.










    1. ЦЕННОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

    1. 1. Понятие ценности и ее общая характеристика. Ценности и оценки

    Принято считать, что учение о ценностях возникло недавно. Однако это не так. В истории философии нетрудно обнаружить довольно сильную ценностную традицию, которая уходит своими корнями в ранние философские системы. Так, уже в эпоху Античности философов интересовала проблема ценностей. Однако ценность в тот период отождествлялась с бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Например, для Сократа и Платона такие ценности, как благо и справедливость, являлись главными критериями истинного бытия. Кроме того, в античной философии предпринималась попытка классифицировать ценности. В частности, Аристотель выделял самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым он относил человека, счастье, справедливость, и ценности, имеющие относительный характер, постижение которых зависит от мудрости человека[1].

    Различные философские эпохи и существовавшие в них философские школы накладывали свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние века, например, ценности приобретали религиозный характер и связывались с божественной сущностью. В эпоху Возрождения на первый план выступали ценности гуманизма и свободомыслия. В Новое время подходы к учению о ценностях начали определять с позиций рационализма, что объясняется развитием науки и формированием новых общественных отношений. В этот период проблема ценностей и их критериев нашла свое отражение в трудах Рене Декарта, Бенедикта (Баруха) Спинозы, Клода Адриана Гельвеция, Поля Анри Гольбаха и др.

    Поворотным моментом в развитии учения о ценностях стала философия Иммануила Канта, который первым разграничил понятия сущего и должного, реальности и идеала, бытия и блага, противопоставил проблему моральности как свободы сфере природы, которая находится под воздействием закона необходимости, и т. д[2].

    В конце XIX в. проблема ценностей достаточно широко обсуждалась и разрабатывалась в трудах таких видных представителей отечественной философии, как Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Владимир Соловьев, Николай Федоров, Семен Франк и др.

    Собственно теория ценностей как научная система философских знаний начала формироваться во второй половине XIX в.  трудах немецких философов Вильгельма Винделъбанда, Рудольфа Лотце, Германа Когена, Генриха Риккерта. Именно в этот период было впервые дано философское определение понятия ценности как значения объекта (в отличие от его существования) Р. Лотце и Г. Когеном.

    В начале XX в. для обозначения теории ценностей французский философ П. Лани ввел термин «аксиология». В последующем аксиологическую проблематику активно рассматривали в своих исследованиях представители феноменологии,  герменевтики,  экзистсмциализма и других философских направлений.

    В нашей стране аксиология как наука о ценностях долгое время игнорировалась только потому, что ее теоретической основой являлась идеалистическая философия. И лишь с начала 60-х годов XX в. эта теория стала развиваться.

    Что же является предметом изучения аксиологии? Предметом аксиологии являются ценности всех типов, их природа, связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности[3].

     Ценности, согласно аксиологии, — это определенная нормативная категория, объемлющая все то, что может быть целью, идеалом, предметом влечения, стремления, интереса.

    Основными понятиями и категориями этой теории являются: благо, достоинство, значение, оценка, польза, победа, смысл жизни, счастье, уважение и т. д.

    Существует несколько подходов к пониманию природы и сущности ценности, которые сформировались после выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований. Рассмотрим некоторые из них.

    1. Натуралистический психологизм (Алексиус фон Мейнонг, Ральф Бартон Перри, Джон Дьюи, Кларенс Ирвинг Льюис) рассматривает ценности как объективные факторы, источник которых заключается в биологических и психологических потребностях человека. Такой подход позволяет отнести к ценностям любые предметы и действия, с помощью которых человек удовлетворяет какие-либо свои потребности.

    2. Персоналистический онтологизм. Наиболее видный представитель данного направления Маркс Шелер также обосновывал объективный характер ценностей. Однако, согласно концепции Шелера, ценность каких-либо предметов, явлений нельзя отождествлять с их эмпирической природой. Так же, как, например, цвет может существовать независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности (красивое, доброе, трагическое) могут восприниматься независимо от тех вещей, свойствами которых они являются.

    Мир ценностей, по Шелеру, имеет определенную иерархию. Нижнюю ступеньку этой иерархии занимают ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами; более высокие ценности — это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности; наивысшей ценностью является ценность «святого» и идея Бога. Реальность всего этого ценностного мира основывается на ценности божественной личности. Тип же личности человека определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу данной личности[4].

    3. Аксиологический трансцендентализм (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт) понимает ценности не как объективную реальность, а как идеальное бытие, не зависящее от человеческих потребностей и желаний. К таким ценностям относятся истина, добро, справедливость, красота, которые имеют самодостаточное значение и существуют в виде идеальных норм[5]. Таким образом, ценность в данной концепции — это не реальность, а идеал, носителем которого является какое-то трансцендентальное, т. е. потустороннее, запредельное, сознание.

    4.  Культурно-исторический релятивизм.  Основателем данного направления аксиологии был Вильгельм Дильтей, положивший в его основу идею аксиологического плюрализма. Под аксиологическим плюрализмом Дильтей понимал множественность равноправных ценностных систем, которые различаются и анализируются при помощи исторического метода. По существу данный подход означал критику попыток создания абсолютной, единственно правильной концепции ценностей, которая была бы абстрагирована от реального культурно-исторического контекста.

    5.  Социологическая концепция ценностей. Родоначальником данной концепции является Макс Вебер, который ввел понятие ценностей в социологию и применил его для интерпретации социального действия и социального знания. По мнению Вебера, «ценность — это норма, которая имеет определенную значимость  для социального субъекта»[6].

    В последующем данный подход Вебера развили американский социолог Уильям Томас и польский социолог Флориан Званецкий, которые стали определять ценности не только через их  социальную значимость, но и через социальные установки. По их представлению, ценностью выступает любой предмет, который обладает поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки же являются субъективной ориентацией членов группы по отношению к  ценности.

    В современной философской и социологической литературе тоже нет однозначного подхода к пониманию природы и сущности ценностей. Одни исследователи рассматривают ценность как предмет, способный удовлетворять какую-либо потребность человека или приносить ему определенную пользу; другие — идеал, норму; третьи — как значимость чего-либо для человека или социальной группы и т. д. Каждый из названных подходов имеет право на существование, так как все они отражают определенный аспект ценностей; их необходимо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие. Синтез данных подходов и представляет собой современную общую теорию ценностей.

    Рассмотрим в самых крупных чертах проблематику общей теории ценностей и ее наиболее важные категории. Прежде всего, разберемся в смысле основного понятия данной теории — категории ценность. Этимологический смысл этого слова весьма прост и вполне соответствует самому термину: ценность есть то, что люди ценят. Это могут быть и предметы или вещи, и явления природы, и общественные явления, и человеческие поступки, и явления культуры[7]. Однако содержание понятия «ценность», его природа не такие уж простые, как это может показаться с позиции обыденного сознания.

    В чем же философский смысл понятия «ценность»?

    1.  Ценность социальна по своей сути и имеет объектно-субъектный характер.

     Известно, что там, где нет общества, нет и оснований говорить о существовании ценностей. Ведь сами по себе вещи, события без их связи с человеком, с жизнью социума не имеют отношения к ценностям. Таким образом, ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Это относится не только к очеловеченной природе, т. е. ко всей цивилизации в многообразии ее проявлений, но даже к многочисленным природным объектам. Например, атмосфера, содержащая кислород, существовала на Земле задолго до появления человека, однако лишь с возникновением человеческого общества стало возможно говорить об огромной ценности атмосферы для жизни людей.

    2. Ценность возникает в ходе практической деятельности человека.

     Любая деятельность человека начинается с определения цели, достижению которой и будет посвящена эта деятельность. Цель — это представление человека о конечном результате деятельности, достижение которой позволило бы индивиду удовлетворить какие-то свои потребности. Таким образом, уже изначально индивид относится к предполагаемому результату своей деятельности как к ценности. Поэтому человек и сам процесс деятельности, направленный на достижение результата, рассматривает как значимый, ценностный для него.

    Конечно, не все результаты и не всякой человеческой деятельности становятся ценностями, а только те, которые являются  социально значимыми, отвечающими общественным потребностям и интересам людей. Причем сюда относятся не только вещи но и идеи, отношения, способы деятельности. Мы ценим и материальные блага, и доброту человеческих поступков, и справедливость государственных законов, и красоту мира, и величие разума, и полноту чувств, и многое другое.

    3. Понятие «ценность» необходимо отличать от понятия «значимость».

     Ценность соотносится с понятием «значимость», однако не тождественна ему. Значимость характеризует степень интенсивности, напряженности ценностного отношения. Что-то нас трогает больше, что-то меньше, что-то оставляет безразличными. Более того, значимость может иметь характер не только  ценности, но и «антиценности», т. е. вреда. Зло, социальная несправедливость, войны, преступления и болезни имеют большую значимость для общества и личности, но эти явления не принято называть ценностями.

    Следовательно, понятие «значимость» более широкое, чем «ценность». Ценность — это положительная значимость. Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии, могут интерпретироваться как отрицательные значимости. Итак, ценность — это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в жизни человека, его объединений или общества в целом.

    4. Всякая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом.

     Что это за свойства? Функциональное значение ценности — это совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценными в данном обществе. Например, для какой-либо идеи характерно определенное информационное содержание и степень его достоверности.

    Личностный смысл ценности — это ее отношение к потребностям человека. Личностный смысл ценности, с одной стороны, определяется объектом, выполняющим функции ценности, а с другой стороны, зависит от самого человека. Постигая смысл вещи, человек исходит не из своей чисто природной потребности в ней, а из потребности, воспитанной обществом, к которому он принадлежит, т. е. из родовой общественной потребности. Он как бы смотрит на вещь глазами других людей, общества и видит в ней то, что имеет значение для его жизни в рамках этого общества. Человек как существо родовое ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и выступает для него смыслом.

    В то же время следует отметить, что смысл ценностей для людей неоднозначен, он зависит от их положения в обществе и решаемых ими задач. Например, личный автомобиль может быть средством передвижения и престижным предметом, который в таком случае важен как объект обладания, создающий владельцу определенную репутацию в глазах других людей, или средством получения дополнительного заработка и т. п. Во всех этих случаях один и тот же предмет связан с различными потребностями.

    5.  Ценности по природе своей объективны.

     Это положение может вызвать возражение. Ведь ранее отмечалось, что там, где нет субъекта, бессмысленно говорить о ценности. Ценность зависит от человека, его чувств, желаний, эмоций, т. е. рассматривается как нечто субъективное. Кроме того, для индивида вещь утрачивает ценность, как только она перестает интересовать его, служить удовлетворению его потребностей. Иными словами, вне субъекта, вне связи вещи с его потребностями, желаниями, интересами ценности быть не может.

    И, тем не менее, субъективизация ценности, превращение ее в нечто односторонне зависимое от сознания человека неоправданны. Ценность, как и значимость вообще, объективна, и это ее свойство коренится в предметно-практической деятельности субъекта. Именно в процессе такой деятельности и формируются у людей специфически ценностные отношения к окружающему миру. Иначе говоря, предметно-практическая деятельность -  основа того, что вещи, предметы окружающего мира, сами люди, их отношения обретают для человека, общества определенное объективное значение, т. е. ценность.

    Таким образом, ценность — это объективная значимость многообразных компонентов действительности, содержание которых определяется потребностями и интересами субъектов общества. Отношение к ценностям это ценностное отношение.

    В категориальное ядро аксиологии, наряду с ценностью, входит и «оценка» — очень широкое по объему понятие.

     Оценка есть средство осознания значимости вещи для деятельности человека  удовлетворения его потребностей. Для того чтобы лучше раю браться в сущности оценки, ее следует сравнить с «ценностью Оценка и ценность — это тесно связанные понятия, однако между ними есть и существенная разница. В чем она?

    Во-первых, если ценность есть то, что мы оцениваем, т. с предмет оценки, то оценка — это процесс оценивания, т. е. умственный акт, результатом которого является определение ценности для нас конкретного предмета действительности. Найди предмет или его свойство полезным, приятным, добрым, красивым и т. п., мы совершаем оценку.

    Во-вторых, в отличие от ценности, которая имеет только положительный знак (не может быть «отрицательных ценностей»), оценка может быть как положительной, так и отрицательной. Мы можем найти определенный предмет или его свойство не полезным, а вредным, оценить чей-либо поступок как плохой, безнравственный, осудить просмотренный фильм как пустой, бессодержательный, пошлый и т. п. Все подобные суждения являются оценками.

    В-третьих, мы уже знаем, что ценность объективна как порождение практического отношения. Оценка же субъективна. Она зависит не только от качества самой объективной ценности, но и от социальных и индивидуальных качеств оценивающего субъекта. Отсюда следует возможность различной оценки одного и того же явления людьми, живущими в одно и то же время.

    Здесь может возникнуть вопрос об истинных и ложных оценках. Оценка может опираться как на научные знания, так и на обыденные, на социальный опыт, воплощенный в традициях, обычаях, и даже на различного рода суеверия и предрассудки. Причем необходимо заметить, что простая принадлежность оценки к науке еще не свидетельствует о ее обязательной истинности, так же как оценка на уровне обыденного сознания не означает автоматически ее ложности.

    Важно понять, что истинность оценки заключается в том, насколько адекватно субъект осознает объективное значение ценности. Критерием здесь, как и вообще в вопросе об истине, является практика. В структуре оценки можно условно выделить две стороны.

    Если первая сторона оценки — это фиксация некоторых объективных  характеристик предметов, свойств, процессов и т. д., то вторая сторона — отношение субъекта к объекту: одобрение или осуждение, расположение или неприязнь и др. И если оценка первой стороной тяготеет к знанию, то второй стороной — к норме.

    Норма — это общепризнанное правило, направляющее и контролирующее деятельность человека, ее соответствие интересам и ценностям общества или отдельных групп людей. Норма выступает как требование, предписывающее или запрещающее определенные действия, исходя из существующих в обществе представлений о должном. Следовательно, норма включает в себя момент оценки. Сложившиеся в обществе нормы обретают относительную устойчивость и, в свою очередь, воздействуют на процессы оценочной деятельности. Субъект осуществляет оценку, исходя не только из осознания реальной ценности объекта, но и из тех норм, которыми руководствуется в жизни. Изменение социальной значимости явлений в процессе развития общества и соответственно изменение оценок ведет к критике старых норм и формированию новых.

    Внутренне противоречивая природа оценки обуславливает и ее функции. В современной теории ценностей выделяют, как правило, следующие функции оценки:

    1. Мировоззренческая функция. В соответствии с данной функцией оценка является необходимым условием формирования, функционирования и развития самосознания субъекта, поскольку всегда связана с выяснением значимости для него окружающего мира.

    2.  Будучи отражением действительности, осознанием социальной значимости объектов, оценка выполняет гносеологическую функцию и является специфическим моментом познания.

    3.  Оценка выражает направленность познания на практическое использование знаний, формирует активную установку и ориентацию на практическую деятельность. Это свойство оценки получило название активизирующей функции.

    4. Вариативная функция.   Оценка предполагает выбор, предпочтение субъектом каких-либо объектов, их свойств, отношений. Формирование оценки происходит на основе сравнения явлений и соотношения их с существующими в обществе нормами, идеалами и пр.

    2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ

    2. 1. Ценностные ориентации и их социальная обусловленность

    В окружающей действительности мало явлений, безразличных для людей, явлений, к которым они не выражают никакого ценностного отношения. Поэтому ценностей так же много, как явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств. Однако это справедливо, если мы имеем в виду не отдельного человека, а все человечество. У отдельного же человека диапазон ценностей, т. е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов.

    Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации.

    Следует отметить, что единого подхода к решению этой проблемы в современной аксиологии также нет. Поэтому, обобщая имеющиеся в различных концепциях подходы к этой проблеме, можно провести классификацию ценностей по следующим основаниям: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества.

    В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей:

    Ø материальные,

    Ø социально-политические

    Ø духовные.

    Материальные ценности — это ценностнозначимые природные объекты и предметы, т. е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям — предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.

    Социально-политические ценности — это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д.

    Духовные ценности — это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и т. д.

    При всем своем различии материальные, социально-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из видов имеется аспект другого вида ценностей. Более того, есть ценности, которые можно отнести и к материальным, и к социально-политическим, и к духовным. Это прежде всего ценности, имеющие общечеловеческую значимость. Среди таковых — жизнь, здоровье, свобода и т. п.

    Второе основание классификации ценностейпо субъектам. Здесь различают ценности:

    ·   индивидуальные,

    ·   групповые

    ·   общечеловеческие.

    Индивидуальная, или личностная, ценность — это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Любая ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида. Они определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и другими индивидуальными особенностями людей.

    Если же мы говорим о групповых или общечеловеческих ценностях, то этим подчеркиваем, что данный предмет, явление положительно оценивает не один индивид, а некая их совокупность.

     Групповые ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей (класса, нации, трудового коллектива и пр.). Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в него индивидов едиными интересами, ценностными ориентациями.

    Общечеловеческие ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового сообщества. К общечеловеческим ценностям относятся: во-первых, социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества. Во-вторых, к таковым относятся общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения (социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг и т. п.). К общечеловеческим ценностям относятся также природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др.

    С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три следующие группы:

    1.  Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается.

    2.   Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться.

    3.  Высшие ценности — это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивида, они приобщают к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер.

    К высшим ценностям относится часть материальных, духовных и социально-политических ценностей. Это, прежде всего: мир, жизнь человечества; представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины); ценности самосохранения (жизнь, здоровье); ценности самоутверждения, самореализации; ценности, характеризующие выбор личных качеств (честность, храбрость, верность, справедливость, добро) и др.

    Классификация ценностей по разным основаниям диалектична, т. е. она не является жесткой и неподвижной. Во-первых, с изменением условий ценности могут переходить из одного вида, из одного ряда значимости в другие. Во-вторых, с развитием общества могут возникать новые ценности, и наоборот, утрачивают значимость или вообще уходят в небытие прежние ценности. В-третьих, ценности находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом не только в рамках какого-либо вида, но и между видами, в группах и между группами. Наконец, в каждом из видов ценностей, в свою очередь, следует различать множество разновидностей. Например, в группе духовных ценностей можно четко выделить моральные ценности, эстетические, познавательные (гносеологические) и др.

    Среди группы высших ценностей всегда особо выделяют: жизнь как ценность (ценности жизни), здоровье как ценность и свободу как ценность.

    Жизнь относится к наивысшим ценностям потому, что вне жизни человека вообще нет и не может быть ценностей. Для индивида жизнь выступает как самая высокая ценность, благо безотносительно к чему бы то ни было. В свою очередь, ценность жизни является своеобразным фундаментом и вершиной для всех других ценностей. В зависимости от понимания ценности жизни будут формироваться также отношения между людьми и общества к человеку.

    Если в первом случае ценность жизни рассматривается в индивидуальном аспекте, то во втором — в социальном аспекте, т. е. здесь значимость жизни определяется не для самого индивида, а для общества.

    Вопрос о том, является ли сам человек ценностью, имеет две стороны: 1) в чем для него состоит ценность другого человека и человека вообще? 2) в чем ценность его собственной жизни? Ответ на эти вопросы не может быть однозначным. Дело в том, что интерес индивида к другим людям зависит не только от того, каковы люди, но и того, каков он сам. К этому следует добавить, что постановка вопроса о ценности человеческой жизни и самого человека находится в прямой зависимости от исторических условий. Например, в Средние века убийство феодалом своего крепостного не считалось грехом и не каралось. В настоящее же время право на жизнь признано за каждым, и нет страны, в которой бы убийство не каралось так или иначе. Итак, человек — это особая, абсолютная ценность. С его интересами соотносятся все иные ценности.

    Теперь о здоровье как ценности. Здоровье — естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей. От степени обладания здоровьем зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Потребность в здоровье имеет всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. В силу этого различают индивидуальное (личное) здоровье и общественное здоровье, или здоровье населения.

    Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни человека и общества. Так, полнота и интенсивность жизни конкретного человека находятся в непосредственной зависимости от уровня его здоровья, его «качественных» характеристик. В свою очередь, здоровье населения оказывает большое влияние на качество трудовых ресурсов, производительность общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества.

    Большое значение для человека имеет свобода как ценность. Философское понимание этой категории можно выразить в следующем определении: свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

    Свобода всегда и всюду остается величайшей ценностью. Как и в других случаях, свобода становится ценностью, если человек ее осознает. Там, где нет осознания ценности свободы, осознания себя как равного с другими людьми, там нет ни подлинной самооценки, ни человеческого достоинства. Понимание своей несвободы и осознание ценности свободы наиболее полно проявляется в период резких социальных трансформаций.

    Свобода — право всех людей в равной мере пользоваться достижениями цивилизации и распоряжаться плодами своего труда и своей судьбой. Свобода есть выбор. И как каждый выбор, осуществляемый сознательно, она связана для личности с предпочтением одной из альтернативных возможностей и отказом от другой. А чтобы выбор не становился ограничителем последующей деятельности личности, она должна руководствоваться важным правилом: всякий раз, делая выбор, следует стремиться к тому, чтобы перспектива последующих выборов не снижалась, а расширялась, позволяя человеку выявлять свои новые профессиональные, нравственные и интеллектуальные потенции.

    Существует большое многообразие ценностей, но все ли реальные ценности становятся фактором человеческого сознания?

     Иногда это происходит по объективным причинам, зависящим от самого человека. Те ценности, которые осознаются и переходят в убеждения индивида, превращаются в ориентации, определяющие образ его действий. Иначе говоря, осмысленные ценности становятся ценностными ориентациями личности.

    3. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

     

     Понятие ценностных ориентаций личности было введено в научный лексикон в 20-е годы XX в. социологами У. Томасом и Ф. Званецким, которые рассматривали ценностные ориентации как социальную установку личности, регулирующую ее поведение. В качестве таковой ценностная ориентация и стала предметом исследований. Появилось множество различных толкований. Мы будем ориентироваться на следующее определение.

    Ценностные ориентации — это важнейшие элементы структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отделяющие значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного.

    Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует своего рода ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного вида поведения и деятельности, выражающуюся в направленности его потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности.

    Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Важнейшими ценностными ориентациями личности являются патриотизм, коллективизм, гуманизм, творчество.

    Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентации определяет такие качества личности, как ценность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентации — признак инфантилизма (свойства детского возраста), господства внешних стимулов над внутренней структурой личности.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Ценности — это определенная нормативная категория, объемлющая все то, что может быть целью, идеалом, предметом влечения, стремления, интереса. Основными понятиями и категориями этой теории являются: благо, достоинство, значение, оценка, польза, победа, смысл жизни, счастье, уважение и т. д.

    Ценности занимают важнейшее место в жизни человека и общества, но не сами по себе, а лишь на фоне сложившейся системы ценностных ориентации.

    Все многообразие ценностей можно классифицировать по трем основаниям: по сферам общественной жизни, по субъектам, по роли в жизни общества. В соответствии с основными сферами общественной жизни различают три группы ценностей: материальные, социально-политические и духовные.

    По субъектам различают ценности: индивидуальные, групповые и общечеловеческие.

    С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три следующие группы: ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества, ценности повседневного спроса и повседневного обихода и высшие ценности.

    Наивысшими ценностями для человека являются: жизнь как ценность, здоровье как ценность и свобода как ценность.









    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1.   Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М., 2004.

    2.   Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976. Т. 1.

    3.   Блюмкин В.А.  Мир моральных ценностей. М., 2001.

    4.   Вебер М. Сочинения. М., 1985.

    5.   Виндельбанд В. О свободе воли. Спб., 1994.

    6.   Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

    7.   Гулыга А. В.  Кант. М., 1977.

    8.   Давидович В.Е.  Теория идеала. Ростов н/Д., 1983.

    9.   Золотухина-Аболина Е.В.   О специфике высших духовных ценностей //Философские науки. 2007. № 1. С. 11—18.

    10.   Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 2002.

    11.   Кант И. Сочинения. М., 1982. Т. 1.

    12.   Малахов В.А.   Ценность как категория культуры // Философская мысль,  2002. № 5. С. 76-85.

    13.   Ручка А.А.  Социальные нормы и ценности. Киев, 2006.

    14.   Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-изд. М.: Гардарики,  2008.

    15.   Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 2-е изд., исправ. и  доп. – М.: Юристъ, 2006.                                          

    16.   Философский энциклопедический словарь. - М., 2007.

    17.   Шелер М. Положение человека в Космосе // Философская энциклопедия. М., 1989.



    [1] Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976. Т. 1.


    [2] Кант И. Сочинения. М., 1982. Т. 1. С. 245.

    [3] Философский энциклопедический словарь. - М., 2007. С. 257.

    [4] Шелер М. Положение человека в Космосе // Философская энциклопедия. М., 1989. С. 499.

    [5] Виндельбанд В. О свободе воли. Спб., 1994. С. 55.

    [6] Вебер М. Сочинения. М., 1985. С. 140.

    [7] Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТЕЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.