Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Программно-методические основы формирования молодежной политики

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Программно-методические основы формирования молодежной политики
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:08
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Программно-методические основы формирования молодежной политики


    Конституция Российской Федерации вопросы государственной молодежной политики не относит непосредственно ни к исключительной компетенции Российской Федерации, ни к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако в статье 72 представлен целый ряд вопросов, так или иначе связанный с государственной молодежной политикой (далее ГМП): это воспитание, образование, здравоохранение и т.д. Наличие данных положений свидетельствует о том, что по вопросу осуществления государственной молодежной политики должен быть принят федеральный закон, который бы определил основы проведения государством молодежной политики на федеральном уровне и позволил бы субъектам Российской Федерации выстраивать собственную молодежную политику в соответствии с требованиями данного закона.

    Молодежная политика – это постоянно развивающаяся явление, находящееся в прямой зависимости от состояния общества и государства, происходящих в них процессах. Известно, что, стремясь привлечь молодежь на свою сторону, большевики уже в первые годы своей власти создали многочисленные молодежные организации, среди которых практически государственными были пионерия и комсомол. Но только с середины 1960-х годов в стране началась разработка специального закона о государственной молодежной политике, которая завершилась принятием закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».

    В постсоветский период основные подходы к молодежной политике в Рос-

    сийской Федерации в 1990-е годы были определены в 1992 году Указом Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики». Но, в основном, на наш взгляд, элементы законодательной базы для осуществления государственной молодежной политики были сформированы Верховным советом РФ в «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» (1993), а также в принятом в 1995 году Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Российской Федерации», а также в различных нормативных актах субъектов Российской Федерации по вопросам молодежной политики, по осуществлению целевых программ по реализации государственной молодежной политики.

    Принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации в 1999 году Федеральный Закон «Об основах государственной молодежной политики в РФ» был отклонен Президентом РФ. И с тех пор этот вопрос не находит своего логического завершения. Тем не менее, действия федеральных органов исполнительной власти по отдельным аспектам государственной молодежной политики нормативно закреплены и реализуются путем принятия различных концепций и специальных программ, таких, как:

    - Доктрина государственной молодежной политики (2001);

    - Федеральная целевая программа «Молодежь России» на 2001-2005гг. (2000);

    - Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2001 - 2004 гг.» (2001);

    - Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации и Стратегия и основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2012 года (2002);

    - подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (2002).

    - подпрограмма «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)» и др.

    Данные документы, в основном, разработаны на основе общепризнанных принципов международного права, норм Всеобщей декларации прав человека, Резолюции 50/81 Генеральной Ассамблеи ООН "Всемирная программа действий по развитию молодежи до 2000 года", Конвенции о правах ребенка, нормах иных международных договоров Российской Федерации; Конституции Российской Федерации, иных нормах национального законодательства.

    Вместе с тем, «нельзя не признать, что законодательная база ГМП в РФ сегодня лишена целостности, во многом устарела и не соответствует современной политической и социально-экономической ситуации. Это, в свою очередь, обусловливает фактическое отсутствие у ГМП официально признанного статуса, не только не позволяет решать необходимые задачи, но и создает многие проблемы и сложности» [Иваненков А.С., Иваненков С. П., Кусжанова А.Ж. Молодежь Оренбуржья: самоопределение в новых исторических координатах  (Ежегодный доклад о положении молодежи Оренбургской области). - Оренбург, 2004 – С. 7/ 82 с.].

    К тому же изучение правовой, философской, психолого-педагогической, социологической, медицинской и иной научной литературы, посвященной  феномену "молодежная политика" показало, что среди многочисленных авторов нет единых мнений и оценок данной проблемы, как в теории, так и в практическом аспекте.

    Большинство исследований и документов, посвященных категории «молодежная политика», начинаются с определения ее сущности [Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. – М., Голос. 2001.-  690 с.; Чирун С.Н. Молодежная политика в современном Российском обществе: Автореф. дисс…канд. социолог. наук. - Кемерово, 2001. – 21 с.; Катульский Е.  Молодежь  как  объект  и субъект государственной политики//Социалистический труд, 1991, № 9; Бордюгов Т.Ю. Государственная политика в области регулирования труда и занятости молодежи в РФ (Проблемы и перспективы): Дисс. ... канд. экон. наук: - М., 1999. - 177 с.; Нехаев В.В. Государственная молодежная политика как часть социальной политики Российского государства: Вопросы теории и практики. - М. - Тула, 1996.Государственная молодежная политика: какой ей быть? «Круглый стол»//Перспективы, 1990, № 4 и др.].

    Типичным является подход к пониманию сущности молодежной политики как инструмента для решения проблем нормальной социализации и адаптации молодежи в современном обществе; воспитания (патриотического, трудового и др.); решения специфических молодежных и общих бытовых проблем: жилья, молодой семьи, трудоустройства, здоровья и пр. [Иваненков А.С., Иваненков С. П., Кусжанова А.Ж. Молодежь Оренбуржья: самоопределение в новых исторических координатах (Ежегодный доклад о положении молодежи Оренбургской области). - Оренбург, 2004 - 82 с.].

    Еще в Постановлении Верховного Совета РФ (1993) указывалось, что государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Согласно данного документа, государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-эконо-мического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека” [Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» № 5090-1от 3 июня 1993 г.].

    На президентском уровне ГМП понимается как обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности; создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг; осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи,  молодежных объединений; содействие международным молодежным обменам [Указ Президента РФ «О  первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16 сентября 1992 года № 1075 (в ред. Указа Президента РФ от 12.04.99 № 456)].

    А.В. Апарина, И.М Ильинский, Е.А. Костерин, В.К. Кошевая,  Д.А. Митина, А.В. Селиванов и другие разработчики за­кона о государственной молодежной политике считают, что ГМП в Российской Федерации является деятельностью государства, направленной на создание правовых, социально-экономических условий и гарантий для воспитания, социального становления, развития и самореализации молодежи в общественной жизни, для защиты ее прав и законных интересов [Постановление Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «О проекте Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» № 3254-II ГД от 18.11.1998].

    Концепция Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации и Научно-исследовательского института Московской гуманитарно-социальной академии (2001) определяет государственную молодежную политику как целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности [Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации//Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации (наука, образование, культура)/Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 10 (141) - 2001 . - 47 с.].

    Авторы Доктрины государственной молодежной политики РФ (2002) определяют ГМП как целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, образовательного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий и гарантий для самореализации личности молодого человека [ ].

    Правительственная комиссия по делам молодежи считает, что государственная молодежная политика - это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства. ГМП является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.

    Данное определение осталось неизменным и в подготовленном Г.В. Куприяновой и Л.И. Селивановым текстом документа «Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации в 2002 г.» [Куприянова Г.В., Селиванов Л.И. Цели, принципы и основные направления государственной молодежной политики//Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год/Министерство образования Российской Федерации. Под ред. Ю.А. Зубка и др. - М., 2003].

    Реализация государственной молодежной политики, по мнению Правительственной комиссии по делам молодежи, направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика отражает стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина [Концепция государственной молодёжной политики в Российской Федерации: Одобрена протоколом заседания Правительств. комис. по делам молодёжи, 5 дек. 2001г. № 4. - М.: ИПК МГУП, 2002. - 12 с.].

              В Союзе молодежных организаций Российской Федерации считают, что государственная молодежная политика в современных условиях должна рассматривать исключительно, как механизм управления процессами социализации молодежи в интересах самого государства, его поступательного и непрерывного развития [Доктрина государственной молодежной политики РФ//Общероссийская ассоциация общественных объединений «Союз молодежных организаций Российской Федерации» («СОЮЗМОЛ»)].

    И.Ю. Кузнецова в понятие «государственная молодежная политика» вкладывает осуществление воздействия на молодежь и совершенствование процесса социализации молодого поколения в интересах выживания и развития человечества на основе цивилизационных общечеловеческих ценностей. Автор считает, что ГМП призвана обеспечить благоприятные предпосылки для использования энергии молодых (создать механизмы поддержки молодежи и ее социальных инициатив) и помочь определить и реализовать свои социальные интересы, потребности, жизненные перспективы [Кузнецова И.Ю. Социализация молодежи на рубеже веков: региональный аспект: Автореф. дисс… канд. культурологии. - Краснодар – 2001. – 19 с.].

     Т.Г. Зиновьева рассматривает проблемы российской государственной молодежной политики в решении актуальных вопросов гражданского, патриотического воспитания молодого поколения, повышения его политической культуры сквозь призму взаимосвязи направленных и ненаправленных социализационных воздействий, общественного и личностного уровней формирования политических норм, ценностей молодого поколения. Автор указывает на то, что в любом обществе государственная политика и молодежная политика, в частности, является координатором основных политических процессов; политическая социализация молодого поколения не является исключением. Решение государством проблем гражданского воспитания молодежи, передачи общезначимых политических норм и ценностей является основой «направленной» политической социализации молодежи институтами, включенными в данный процесс (партии, СМИ, система образования, армия и т.д.). При этом государственная политика в данной области не может эффективно осуществляться без учета личностного уровня социализируемых индивидов, без целостного видения процесса интернализации, восприятия потока направленной политической социализации человеком, исходя из его социальных и психологических особенностей [Зиновьева Т.Г. Проблемы гражданского воспитания в российской государственной молодежной политике//Ломоносовские чтения. – М.: МГУ, 2002.  Т. 2].

    Г.В. Куприянова считает, что «государственная молодежная политика представляет собой деятельность государства, направленную на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив» [Куприянова Г.В. Молодежная политика Российской Федерации в современных условиях//Молодежь в условиях социально-экономи-ческой трансформации российского общества /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 1999. - № 15. - С. 11].

     С.Н. Рябухин под государственной молодежной политикой понимает деятельность органов власти по созданию условий самореализации молодого человека, социально-позитивной деятельности молодежных объединений и молодежных инициатив, деятельность по созданию определенных законодательством гарантий для молодежи в правовой, экономической и иных сферах жизни [Рябухин С.Н. Приоритеты государственной молодежной политики//Государственная молодежная политика: опыт, прогнозы, приоритеты /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2000. - № 4. - С. 5].

    С. Вострецов и другие авторы Концепции проекта Федерального закона «О государственной молодежной политике» определяют молодежную политику в сравнении с законодательством. Молодежная политика, считают авторы, не является отраслью права, и даже не отдельным его институтом. Та сфера общественных отношений, которая складывается с участием молодежи как основного ее субъекта, носит комплексный характер и относится по предмету регулирования к различным отраслям права: конституционному, гражданскому, административному, трудовому и т.д. Законодательство же о государственной молодежной политике должно, считают авторы, представлять собой скорее инструмент государственной деятельности, основывающейся на основных отраслях права, а государственная молодежная политика должна, в сущности, представлять собой деятельность государства в интересах самой молодежи: это та часть социальной политики в ее человеческом, гуманитарном измерении, которая ближе всего и, прежде всего, замыкается на молодежи [Вострецов С. и др. Концепция проекта Федерального закона «О государственной молодежной политике»//Общероссийское молодежное общественное движение «Энергия жизни». – М., 2004].

    В разработке государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях на всем протяжении ее существования широко используется программно-целевой подход: в 1994 г. Указом Президента Российской Федерации от 15.09.1994 г. № 1922 утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Молодежь России», в 1997 г. Указом Президента Российской Федерации от 15.08.1997 г. № 890 она получает статус президентской, а в 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2000 г. № 1275 утверждается ФЦП «Молодежь России (2001-2005 годы)». Поэтому в целом ряде других документов и работ раскрывается сущности ГМП сквозь призму ее целей и задач.

    Цель, которая в работах и документах 1991-1994 гг. являлась сквозной для ГМП, формулировалась, как создание условий для наиболее полной самореализации молодежи как особой социально-демографической группы, в интересах общества и самой молодежи.

    В более «современном» виде целью государственной молодежной политики является учреждение статуса молодежи, создание необходимых условий для ее самореализации, ресурсное обеспечение этих условий и создание гарантий для ее социальной защищенности [Стратегия и основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2012 года// Инициатива молодых – будущее России - М, 2001].

               В программе “Молодежь России” [Указ Президента РФ  от 15.08.97 г. № 890] основные цели заключаются в следующем:

    -  решение социально-экономических проблем молодежи, включая развитие жилищного строительства и социально-экономическую поддержку молодежи и молодых семей;

    -  решение вопросов профессионального развития, занятости молодежи, молодежного предпринимательства;

    -  интеллектуальное и физическое развитие молодежи, повышение творческого потенциала молодого поколения;

    -  правовая защита и социальная поддержка молодежи, снижение уровня безнадзорности, правонарушений, наркомании  и алкоголизма  в  молодежной

    среде;

    -  создание условий для гражданского становления, духовно-нравствен-ного и патриотического воспитания молодежи; формирование в молодежной среде уважительного отношения к Родине, ее истории, культуре, традициям, укрепление государственности России.

    Авторы Концепции проекта Федерального закона «О государственной молодежной политике» считают, что ГМП должна преследовать следующие цели:

    - создания молодым гражданам равных стартовых условий для их наиболее полного включения в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

    - содействия нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи;

    - расширения социально значимых возможностей молодежи в ее интеграции в систему общественных отношений и достижении личного успеха;

    - помощи молодым гражданам в решении их социальных проблем;

    - содействия становлению активной гражданской позиции молодых граждан, их правовому воспитанию, воспитанию в духе патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, предотвращения экстремистских проявлений в молодежной среде [Вострецов С. и др. Концепция проекта Федерального закона «О государственной молодежной политике»//Обще-российское молодежное общественное движение «Энергия жизни». – М., 2004].

    Согласно Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации (2001), ГМП призвана обеспечить:

    -  стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

    -  становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;

    -  формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;

    -  разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;

    -  формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

    -  становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;

    -  освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений [Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации//Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации (наука, образование, культура) /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 10 (141) - 2001 . - 47 с.].

    Департамент по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации указывает на то, что ГМП в Российской Федерации осуществляется в целях:

    - создания правовых, социально-экономических  условий выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, осуществления выдвигаемых ими программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, социального становления, самореализации и участия молодых граждан в общественной деятельности;

    - воспитания и образования молодежи, защиты ее прав и законных интересов;

    - реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных, детских общественных объединений.

    - поддержки и стимулирования семей, некоммерческих организаций и граждан, осуществляющих деятельность по созданию благоприятных условий жизни молодежи, по ее воспитанию, обучению и развитию [Стратегия и основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2012 года «Инициатива молодых – будущее России»].

    В.Р. Островская определяет цель политики государства в отношении молодежи, как сохранение и развитие культурного, духовного, образовательного потенциала молодого поколения как резерва и гаранта национальной безопасности, экономического роста и духовного становления новой России  [Островская В.Р. Социальное партнерство юношеской библиотеки как модель формирования молодежной политики//Материалы IX Ежегодной сессии Конференции РБА Новосибирск, 17-21 мая 2004 г.].

    Исходя из вышесказанного, цель ГМП можно бы было определить, как включение потенциала молодежи в решение стоящих перед государством проблем и задач.

               В Доктрине государственной молодежной политики РФ (2002) определены следующие задачи:

    - укрепление и развитие институтов социализации, расширение их сети, уровня и качества воздействия;

    - формирование современной законодательной базы ГМП;

    - создание системы подготовки и переподготовки кадров для ГМП, а также ее научно-методологического обеспечения;

    - создание на федеральном и региональном уровнях консолидированной и единообразной системы управления ГМП, интегрированной в общую структуру органов государственного управления;

    - усиление роли негосударственной составляющей в реализации ГМП - мобилизация усилий всех институтов гражданского общества (политические партии, профсоюзы, трудовые коллективы, работодатели, отечественное бизнес-сообщество,  религиозные конфессии и т.д.);

    - формирование системы молодежных и детских организаций, адекватной современному этапу развития общества и государства, способных выступить в роли реальных партнеров в реализации ГМП;

    - формирование единого информационного пространства для молодежи – создание специализированных общероссийских электронных и печатных молодежных СМИ, заключение общественного договора со СМИ, который предусматривает отражение состояния молодежи, хода реализации ГМП, обеспечение молодежи развивающими информационными программами и ресурсами [Доктрина молодежи России: стратегия государственной  молодежной политики в Российской Федерации до 2012 года. - М.: Государственный Совет РФ, 2002].

    Часть авторов характеризуют ГМП с функциональной стороны. Например, А.С. Иваненков, С.П. Иваненков, А.Ж. Кусжанова считают, что государственная молодежная политика является важным и значимым направлением деятельности, приоритетной функцией нового российского государства [Иваненков А.С., Иваненков С. П., Кусжанова А.Ж. Молодежь Оренбуржья: самоопределение в новых исторических координатах (Ежегодный доклад о положении молодежи Оренбургской области). - Оренбург, 2004 - 82 с.].

    М.П. Перепелка рассматривает сущность государственной молодежной политики как функцию государственных и негосударственных институтов, направленную на создание условий для социального становления молодые и ее развития. Однако, автор указывает на ведущую роль в данном процессе государственных органов власти на местах и органов местного самоуправления, которая, по его мнению, состоит в непосредственном влиянии на молодое поколение [Перепелка М.П. Государственная молодежная политика в Украине: Автореф. дисс... канд. полит. наук. - Киев, 2001. - 19 с.].

    Некоторые авторы раскрывают сущности ГМП через ее принципы. Так, например, разработчики «Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации» (1993) указывали на следующие принципы государственной молодежной политики:

    -  сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;

    -  привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;

    -  обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

    -  предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

    -  приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи [Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» № 5090-1от 3 июня 1993 г.]

    Авторы Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации (2001) выделяют следующие принципы.

    1. Принцип ответственности - государство ответственно перед новыми       поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное       состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и преумножение полученного наследия.

    2. Принцип преемственности - государственная молодёжная политика не может зависеть от организационных перемен в системе управления государством, прихода либо ухода тех или иных политических деятелей, должностных лиц органов государственной власти. Принятые стратегические направления государственной молодежной политики не должны пересматриваться чаще, чем раз в 10-15 лет.

    3. Принцип приоритетности - меры в области государственной молодежной политики разрабатываются и осуществляются в качестве приоритетных в деятельности государства по обеспечению социально-экономического и культурного развития России. Стратегическая сторона этого принципа состоит в признании высокой эффективности инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежи и ее объединений, основанный на прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе.

    4. Принцип участия - молодежь – не только объект воспитания и образования, но и сознательный участник социальных преобразований. Поддержка молодежных объединений является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти, преследующей цели самореализации молодежи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах и становлении новых социальных основ жизни россиян. Молодежные детские общественные объединения – активные участники формирования и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

    5. Принципы деятельности, включающий: соблюдения прав и законных интересов молодежи в различных сферах государственной политики в Российской Федерации; осуществления координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации; осуществления государственной поддержки органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в проведении мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации; сочетания государственных, общественных интересов и прав личностей в формировании и реализации государственной молодежной политики; привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом; предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по общению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни; приоритета общественных инициатив но сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи [Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации//Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации (наука, образование, культура) /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 10 (141) - 2001 . - 47 с.].

    В трактовке Концепции государственной молодежной политики в Российской Федерации, одобренной на заседании Правительственной комиссии по делам молодежи (протокол от 5 декабря 2001 г. № 4), указаны следующие принципы: ответственности государства  за соблюдение прав и законных интересов молодежи; приоритетности государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала профессионально - трудовой и предпринимательской деятельности, создания семьи, приобщения к культурным ценностям, реализации общественно значимых инициатив молодых граждан, деятельности молодежных и детских общественных объединений; ответственности молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей в процессе деятельности в основных сферах государственной и общественной жизни; единства государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях; обеспечения предоставления молодому гражданину гарантированного государством необходимого объема социальных услуг в сфере образования, воспитания, культурного, духовного и физического развития, в области охраны здоровья, трудоустройства, их дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; признания молодежи в качестве равноправного партнера в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации; осуществления поддержки, координации и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, неправительственных организаций, иных юридических и физических лиц в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации; преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации [Концепция государственной молодёжной политики в Российской Федерации: Одобрена протоколом заседания Правительств. комис. по делам молодёжи, 5 дек. 2001г. № 4. - М.: ИПК МГУП, 2002. - 12 с.].

    П.И. Бабочкин считает, что основными принципами ГМП являются:

    - демократизм, означающий не только воспитание поколения, способного эффективно осуществлять жизнедеятельность в условиях демократических реформ (т.е. воспитание для демократии), но и демократизацию самой системы воспитания, основанной на педагогике сотрудничества;

    - гуманизм к субъектам воспитания, предполагающий отношение к личности молодого человека как к самоценности, и гуманистическую систему воспитания, направленную на формирование целостной личности, способной к саморазвитию и успешной реализации своих интересов и целей в жизни;

    - духовность, проявляющаяся в формировании у молодого человека смысложизненных духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению норм гуманистической морали, интеллигентности и менталитета российского гражданина;

    - патриотизм, включающий формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности молодого поколения, и обеспечивающего целостность России, связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее проявлениях и социальную ответственность за благополучие своей страны и сохранение цивилизации;

    - конкурентоспособность, означающая формирование молодого человека, способного к динамичной социальной мобильности, смене деятельности, соревновательности и нахождению эффективных решений во всех сферах жизнедеятельности. Этот принцип, по мнению автора, выступает одним из основополагающих для системы воспитания молодого жизнеспособного поколения в условиях появления новых форм собственности и рыночной ориентации экономики;

    - толерантность, являющаяся одним из основных принципов воспитания молодежи в условиях нарождающейся демократии в России и предполагающего наличие различных подходов для  решения  одних  и  тех же проблем, терпимость к мнениям других людей, учет их интересов, терпимость к другим культурам, образу жизни, поведению людей, не укладывающемуся в рамки повседневного опыта, но не выходящему за нормативные требования законов.

    -   индивидуализация, заключающаяся в том, что личность в условиях демократических реформ в полной мере получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей, ориентацию на собственные интересы и способности.

    -   вариативность, включающая диверсификацию типов воспитательных учреждений, а также различные варианты технологии и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания не на воспроизводство опыта предшествующих поколений, их идеалов и ценностей, а на формирование готовности к деятельности в ситуации неопределенности, вариативного способа мышления;

    - культуросообразность, предполагающая освоение национальных культур, формирование национального самосознания у новых поколений, открытости в другие культуры, обеспечения потребностей современного цивилизационного развития нации [Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. Под ред. Кухтевича Т.Н. – М.: Социоцентр МГУ,  2000. - C. 136-137].

    Нельзя не отметить и достаточно активную деятельность субъектов Российской Федерации по формированию основ государственной молодежной политики. Российские регионы, в силу положений ст. 73 Конституции Российской Федерации, по вопросам регламентации своей внутренней молодежной политики обладают всей полнотой государственной власти и потому вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ст.73 и п.4 ст.76 Конституции Российской Федерации).

    Неслучайно поэтому в большинстве регионов и городов приняты различные законы, концепции и программы ГМП, которые расширяют границы формирования поля молодежной политики. Например, в Волгоградской области считают, что государственная молодежная политика – это совокупность принципов и норм, которыми руководствуются в своей деятельности органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, юридические и физические лица в отношении молодежи, а также сама деятельность органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в отношении молодежи [Закон Волгоградской области о государственной молодежной политике в Волгоградской области  552-ОД от 22.06.2001].

    Московский закон «О молодежи» определяет государственную молодежную политику как деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан. Организационное обеспечение молодежной политики выражается в создании учреждений, ведущих досуговую, спортивную и воспитательную работу с подростками и молодежью по месту жительства, а также в организации социально-реабилитационных центров, учреждений для социально-психологической помощи, центров профессиональной ориентации и трудоустройства, городских и межрайонных центров профилактики негативных явлений [Законопроект обеспечит реальную поддержку молодежи//Московская Промышленная Газета, 38 (253) 25 сентября - 1 октября 2003].

    В Стратегической программе разворачивания новой молодёжной политики Клуба конструктивной журналистики (г. Красноярск) указывается, что молодёжная политика есть политика по отношению к молодёжи, имеющая целью включение её в социальную жизнь, обеспечение преемственности поколений и тем самым – условий для воспроизводства и развития общества. Такая молодёжная политика есть политика, прежде всего, социо-культурная [Стратегическая программа разворачивания новой молодёжной политики//Клуб конструктивной журналистики г. Красноярска/www.kts.ru].

    В Комитете по молодежной политике администрации Красноярского края считают, что молодежная политика должна выстраиваться как особая инновационная политика, основным содержанием которой является управление общественными изменениями, задающими новые социальные, экономические и культурные перспективы. Молодежная политика - это государственно-общественная политика, в реализации которой участвуют все заинтересованные властные, коммерческие и общественные структуры, организации и граждане. Молодежная политика - это политика, в рамках которой осуществляется оформление интересов, согласование целей и представлений о будущем, организация конструктивного взаимодействия между всеми заинтересованными социальными субъектами [Проектная версия концепции государственно-общественной молодежной политики. Под ред. Ефимова В.С. – Красноярск: КГУ]. 

    В условиях современного федеративного устройства наглядно проявляются три уровня государственной молодежной политики со своей спецификой ее реализации: федеральный, региональный и муниципальный. В настоящее время формируется всероссийский подход к молодежной политике, учитывающий особенности, возможности, специфику регионов, создается региональная нормативно-правовая база для различных субъектных уровней.

    Так, например, в Ивановской области и других регионах молодежную политику разделяют на государственную, региональную и областную (территориальную). По мнению областных законодателей, государственная молодежная политика – это деятельность Российской Федерации и ее субъектов по созданию правовых, экономических, социальных и организационных условий для самореализации личности молодого человека и развитию молодежных объединений, движений и инициатив, осуществляемая федеральными органами государственной власти; региональная молодежная политика - это согласованная договорная деятельность Ивановской области и субъектов Российской Федерации, входящих в Межрегиональную ассоциацию экономического взаимодействия субъектов Федерации "Центральная Россия", по реализации совместных мероприятий в сфере молодежной политики; областная (территориальная) молодежная политика – это реализация областными органами государственной власти и органами местного самоуправления установленных областным законодательством программ и исполнение иных нормативных правовых актов в сфере молодежной политики, а также участие в соответствующих федеральных и региональных программах и мероприятиях (в случае выделения необходимых средств из федерального бюджета и иных, не запрещенных законом источников) [Закон Ивановской области «О молодежной политике». -№ 63-ОЗ от 30.12.1999].

    Данный подход обуславливает то, что субъектами реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединений, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития, во многих работах молодежная политика понимается как государственная и общественная молодежная политика (молодежная политика общества).

    Например, в Государственном докладе о положении молодежи и социально-экономических проблемах в молодежной среде (2000) указывается на необходимость тесной связи государственной и общественной молодежной политики, на понимание того, что разработка и осуществление общественной молодежной политики - важнейшее направление становления в России гражданского общества [Основные выводы и предложения государственного доклада: Российская молодежь и Государственная молодежная политика на рубеже веков//Государственный доклад о положении молодежи и социально-экономических проблемах в молодежной среде 2000 год].

    По мнению Э.В. Чекмарева, молодежная политика – это отношение к молодежи, к молодому поколению общества в целом. Общество, указывает автор, это совокупность всех его социальных институтов, всех граждан. Отсюда молодежная политика общества – это совокупность отношения к молодежи всех социальных институтов, всех граждан. В силу этого молодежная политика в общественном представлении может восприниматься общими оценками, и в то же время это общее включает в себя конкретные действия составляющих общество социальных институтов, конкретных граждан. Автор считает, что, исходя из общесоциологических подходов, молодежная политика общества включает в себя молодежную политику государства, политических партий, общественных движений, церкви и других институтов. В свою очередь, названные структурные части молодежной политики общества включают в себя молодежную политику частей, элементов указанных социальных институтов. К примеру, государственная молодежная политика в целом отражает политику государства по отношению к молодому поколению. В то же время государственная молодежная политика существует по территориям, ведомствам. Она существует на федеральном уровне и уровне субъектов федерации, местного самоуправления. Политику в отношении к молодежи проводят все структурные части государственного управления, ведомства [Чекмарев Э.В. Молодежь и молодежная политика в Российской Федерации. – Саратов: СГУ, 2001].

    В деятельности одних из них, как отмечает В.В. Нехаев, молодежная политика представлена широко, многоаспектно (органы образования, культуры, спорта, по работе с молодежью), в других - является частью общей политики, но с конкретизацией, дифференциацией в отношении молодежи (органы труда, социального обеспечения, занятости населения) [Нехаев В.В. Формирование и реализация молодежной политики в России. 80-90-е годы. Автореф. дисc... докт. истор. наук. – Саратов, 1996. - С. 9].

    О.Н. Малова указывает на то, что сущность молодежной политики заключается в том, чтобы создать в обществе, во-первых, такой общественно-политический, нравственно-психологический климат, во-вторых, такие оптимальные условия (прежде всего материальные) жизнедеятельности молодежи, в-третьих, такие стимулы деятельности, благодаря которым молодежь могла бы с наибольшей полнотой удовлетворять свои интересы значительно полнее самореализоваться и которые вели бы к ускоренному психическому созреванию и социальному развитию молодых поколений в целях социального прогресса нашего общества. Под молодежной политикой автор понимает, во-первых, систему идей и теоретических положений относительно места и роли молодого поколения в обществе; во-вторых, практическую деятельность государства, общественных организаций и других социальных институтов по реализации этих положений в целях формирования и развития молодежи, реализации ее творческих потенций в интересах общества. Автор выделяет два вида молодежной политики, исходя из принципа ее субъектности.

    Первый вид - государственная молодежная политика, где субъектом является государство в лице его специальных органов, деятельность которых в большей или меньшей степени связана с развитием человека (образование, культура, физическое развитие, труд, досуг и т.д.).

    Второй вид - общественная молодежная политика, в которой субъектом являются различные партии, профсоюзы, молодежные движения, объединения и организации.

    В полном (широком) смысле содержание молодежной политики включает оба этих вида и целую совокупность направлений деятельности, которая позволяет осуществить полноценный процесс преемственности поколений во всех сферах и на всех участках жизнедеятельности общества и необходимое регулирование этого процесса в соответствии с общими целями и стратегией общественного развития. Это, по мнению О.Н. Маловой:

    - демографическая политика;

    - образовательная политика, в том числе воспитательная;

    - культурная политика, в том числе физического развития;

    - социальная политика в отношении молодежи (труд, быт, досуг и т.п.);

    - поддержка инициатив молодежи, в частности, молодежных организаций, объединений, движений и т.п. [Малова О.Н. Социализация современной молодежи в трансформирующейся России. – Казань: ЧГПУ, 2003.]

    Последнее направление, возможно, имеет первостепенное значение, так как наиболее активная часть молодежи, объединенная в общественные организации, вносит новые коррективы в концепцию государственной молодежной политики [Репьева И. Большая перемена//Молодежная политика: в России и Европе/Материалы международной научно-практической конференция «Развитие молодежной политики в Российской Федерации: проблемы и перспективы». – М., 2003]. Наблюдается поиск новых форм представительства интересов молодежи перед государством. В субъектах Российской Федерации широко обсуждается вопрос об институционализации "молодежного парламента", как  одной из возможных форм привлечения молодежи к участию в управлении делами государства. Одновременно это форма общения государственной власти с молодежью.

     Например, в Калининградской области Молодежный парламент был сформирован еще в феврале 1999 г. по инициативе администрации области. В некоторых субъектах Российской Федерации (Московская обл. и др.) молодежные парламенты предусмотрены региональными законами. В Республике Карелия Молодежный парламент является экспертным, консультативным и совещательным органом по вопросам государственной молодежной политики. В г. Лангепас Ханты-Мансийского автономного округа действует Молодежная дума.

    Близкие функции выполняют "молодежные правительства". Например, в Ярославской и Московской областях разработаны губернаторские программы "Молодежное правительство", проведены конкурсы проектов, сделаны другие организационные шаги. В Нижегородской области Молодежное правительство зарегистрировалось как общественное объединение. Оно рассматривает вопросы жизни молодежи, активизирует формы работы общественности по решению молодежных проблем.

    Таким образом, наряду с государственной молодежной политикой осуществляется и политика, в которой субъектом являются различные партии, профсоюзы, молодежные движения, объединения и организации. Но, как указывает И.М. Ильинский, «анализ общественной молодежной политики позволяет отметить, что она носит в большой степени фрагментарный характер и не оказывает существенного влияния на становление, развитие и реализацию потенциала молодежи» [Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001. – С. 584.], что, по нашему мнению, является достаточно спорным утверждением. Чтобы определить степень фрагментарности или целостности нужно, на наш взгляд, провести содержательный анализ молодежной политики, что достаточно затруднительно в связи с фундаментальностью категории «молодежная политика».

    Тем не менее, предметный подход к научным исследованиям в области молодежной политики позволяет определить наиболее важные компоненты ее содержательной стороны: определение основных проблем молодежи, которые требуют решения на данном этапе развития общества; приоритетных направлений деятельности по их решению; характер и содержание координации  совместной работы органов исполнительной власти по их решению; инструментов и технологий участия органов по делам молодежи в их решении [Стратегия и основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2012 года «Инициатива молодых – будущее России»].

    Характер и содержание координации совместной деятельности государственных и общественных органов будут рассмотрены в следующем параграфе работы; анализ основных проблем молодежи будет проведен во 2-й главе. Здесь же остановимся лишь на приоритетных направлениях деятельности по их решению, поскольку рассмотрение инструментов и технологий участия органов по делам молодежи в их реализации может стать предметом исследования для отдельной работы.

    Изначально (с образованием российской государственности) политика, направленная на достижение основных целей молодежной политики, предполагала поэтапные действия в следующих основных направлениях [Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» № 5090-1от 3 июня 1993 г.]:

    - обеспечение соблюдения прав молодежи;

    - обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

    - содействие предпринимательской деятельности молодежи;

    - государственная поддержка молодой семьи;

    - гарантированное предоставление социальных услуг;

    - поддержка талантливой молодежи;

    - формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

    - поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

    - содействие международным молодежным обменам.

    Форум общественных сил (1992) определил, что ГМП должна включать:

    - обеспечение правовых гарантий социальной защищенности молодых граждан, прежде всего за счет кредитования и льготного налогообложения;

    - содействие молодежной инициативе и предприимчивости в любых законных формах;

    - учет специфики молодых работников в реализации государственной политики занятости;

    - создание базового минимума развивающих возможностей для молодого человека в сфере образования, культуры, спорта, туризма, международных молодежных контактов;

    - государственную финансовую поддержку молодежного движения, стимулирование его оформления в авторитетную общественную силу;

    - формирование благоприятного общественного мнения в отношении молодежных проблем, поддержку детской и молодежной печати, программ и телевидения [Резолюция Форума общественных сил «О молодежной политике»//Документы Форума общественных сил. – М., 1992. - С. 15-16].

    Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи одним из приоритетов считает создание правовых условий для развития потенциала молодежи. При этом он не рассматривает это направление в отрыве от развития законодательства в интересах семьи, и детей. В ранг государственной политики Комитет возводит проблему предупреждения детской безнадзорности и преступности. Не стоит в стороне Комитет и от проблем наркомании, правонарушений среди несовершеннолетних, если не усилить государственную поддержку детского досуга, занятость, молодежного жилищного строительства [К выступлению на встрече молодых парламентариев государств-участников СНГ «ХХI век, общество, молодежь» (16 ноября 2000 года)// www.duma.gov.ru].

    Г.В. Куприянова считает, что          молодежная политика государства должна сосредоточиться на нескольких ключевых направлениях: обеспечение учебной и трудовой занятости молодежи; воспитание гражданственности и патриотизма; поддержка общественно значимых инициатив различных групп молодежи, детских и молодежных общественных объединений; организация отдыха и оздоровления молодежи; первичная профилактика наркозависимости в молодежной среде [Куприянова Г.В. Реализация государственной молодежной политики в 1996 – 1998 годах: итоги и перспективы// Российская молодежь. Реалии и прогнозы. Под ред. Климантова Г.И. и др./Аналитический вестник, 1999. - № 6. – С. 16/2-17].

    Программы «Молодежь России» в интегрированном виде предусматривают следующие основные направления:

    - создание условий для самостоятельной и эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов;

    - содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально незащищенных категорий молодежи;

    - развитие постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных организаций и их программ.

    - формирование условий для гражданского становления, военно-патриотического,  духовно  -  нравственного  воспитания  молодежи;

    - определение путей решения  жилищной  проблемы  молодежи  и  молодых  семей; 

    - поддержка  молодежного  предпринимательства и содействие занятости     молодежи;

    - формирование и развитие системы социальных служб и клубов  для     молодежи. Комплексные меры по укреплению молодой семьи;

    - профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ, асоциальных явлений в молодежной среде, правовая защита и сохранение психического здоровья молодежи;

    - развитие молодежного,  детского и семейного отдыха и массового молодежного спорта;

    - международное молодежное сотрудничество;

    - развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью;   

    - создание системы информационного обеспечения молодежной политики;

    - создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических  преобразований  в стране; 

    - поддержка детских, молодежных и студенческих общественных объединений.

    Участники международного круглого стола: «Молодежь достойна лучшего» (2002) в содержание ГМП включают: улучшение условий и гарантий для получения молодежью образования; обеспечение занятости и развитие предпринимательской деятельности молодежи; обеспечение охраны здоровья молодежи; содействие развитию духовности, нравственности, патриотического воспитания и организации досуга молодежи; правовое образование и профилактику негативных явлений в молодежной среде; поддержку организованного молодежного движения; поддержку молодых семей [Резолюции международного круглого стола "Молодежь достойна лучшего"//Материалы международного круглого стола «Молодежь достойна лучшего». – Алушта, 2002].

    Определенный вклад в формирование содержания молодежной политики вносят и российские регионы. Так, например, в Ленинградской области основными направлениями государственной молодежной политики являются: обеспечение соблюдения прав молодежи и гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие экономической и предпринимательской деятельности молодежи; поддержка молодой семьи и талантливой молодежи; деятельность социальных служб для молодежи; содействие решению жилищных проблем молодежи; образование и воспитании молодежи; содействие международному сотрудничеству молодежи [Закон Ленинградской области «О молодежи и государственной молодежной политике в Ленинградской области» № 11-оз от 16 апреля 1998 г.]

    Н.М. Байков и Ю.В. Березутский на примере одного из субъектов РФ (Хабаровский край) указывают на следующие направления молодежной политики: решение вопросов занятости и жилищной проблемы; поддержка молодой семьи; развитие системы социальных служб; поддержка талантливой молодежи и молодежного предпринимательства; развитие массового спорта; создание системы информационного обеспечения; развитие системы молодежного отдыха, художественного творчества, патриотизма молодежи; поддержка молодежных объединений; международное молодежное сотрудничество [Байков Н.М., Березутский Ю.В. Государственная молодежная политика: социологический аспект//www. festrategy.ru].

              В Федерации профсоюзов Самарской области содержание ГМП понимается как:

            -          принятие нормативно-правовых актов на федеральном и региональных уровнях, в которых в полной мере предусмотреть условия, нормы, правила и меры по реализации молодежной политики;

    - социально-экономическая поддержка и защита  молодежи: развитие оптимальной системы социальных льгот и компенсаций; повышение возможности решения жилищных проблем во время обучения и после вступления в трудовую деятельность; формирование эффективной системы стипендиального обеспечения;

    - трудоустройство молодежи, решение проблем вторичной занятости, получения дополнительного образования, адаптации к рынку труда: поддержка деятельности центров, служб трудоустройства для молодежи; возрождение института наставничества; создание системы налоговых льгот для работодателей, предоставляющих рабочие места для студентов и молодых специалистов;

    - развитие молодежного предпринимательства;

    - развитие и поддержка движения студенческих отрядов.

    - формирование условий для гражданского становления, самореализации     молодежи;      

    - поддержка молодежных объединений: разработка новых подходов гражданского и патриотического воспитания молодежи;

    - поддержка программ ее правового и гражданского просвещения; реальная возможность профессионального и карьерного роста;

    - поддержка одаренной и талантливой учащейся молодежи, развитие студенческой науки: создание и развитие системы поощрительных стипендий одаренным студентам; инициирование и поддержка деятельности студенческих научных обществ;

    - развитие системы стимулирования научно-технического творчества молодежи;

    - создание условий для оздоровления и отдыха, пропаганда здорового образа жизни, развитие спорта в молодежной среде: охрана здоровья учащейся молодежи, медицинское, лечебно-профилактическое обслуживание;

    - организация отдыха молодежи;

    - развитие молодежного спорта, вовлечение молодежи в оздоровительные мероприятия на предприятиях, в учебных заведениях, в городах и районах;

    - укрепление материально-технической базы учреждений высшего и среднего специального образования: увеличение учебно-лабораторных площадей учебных заведений;  проведение системы мероприятий по улучшению условий проживания в  студенческих  общежитиях, функционирования столовых, профилакториев;

    - профилактика асоциальных явлений в молодежной среде: разработка и проведение системы мер по профилактике наркомании, ВИЧ-инфекций, вирусных заболеваний; разработка и внедрение программ профилактики девиантного поведения среди  молодежи [Рекомендации «Круглого стола» «Молодежь. Проблемы.  Пути решения»//Материалы Круглого стола: «Молодежь. Проблемы.  Пути решения». -  Самара, 12 сентября 2002 г.].

    Таким образом, всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в период реформирования и демократизации российского общества была обусловлена необходимость разработки соответствующей молодежной политики. Такая политика была разработана и продолжается процесс ее концептуального и содержательного совершенствования. Общее и объективное мнение таково, что ГМП сегодня должна формироваться и реализовываться на качественно ином уровне, чем это имеет место в субъектах Российской Федерации и России в целом. Молодежная политика должна быть адекватной современному положению и состоянию Российского общества.

    Исходя из этого, достаточно интересны, на наш взгляд, предложения государственного доклада: Российская молодежь и Государственная молодежная политика на рубеже веков (2000), рекомендации по результатам парламентских слушаний «Молодежная политика в современной России: проблемы и пути их решения» (2001), «обогащающие» основы формирования молодежной политики и др. [Основные выводы и предложения государственного доклада: Российская молодежь и Государственная молодежная политика на рубеже веков//Государственный доклад о положении молодежи и социально-экономи-ческих проблемах в молодежной среде 2000 год; Рекомендации по результатам парламентских слушаний «Молодежная политика в современной России: проблемы и пути их решения»//Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации (наука, образование, культура)/Аналитичес-кий вестник Совета Федерации ФС РФ, - 2001. - № 10. - с. 89].

    В задачу данной работы не входит проведение сравнительного анализ всех точек зрения на сущность, цели, задачи, принципы и содержание молодежной политики. Мы изучали программно-методические основы ее формирования с целью определения всего массива мнений с тем, чтобы, проинтегрировав их, сформулировать, во-первых, требования к молодежной политике, ее системные уровни, основную цель, задачи, принципы и содержательный аспект; во-вторых, выработать алгоритм согласованных действий не зависи­мых друг от друга государственных и общественных органов по выполнению ими общих задач на основе единых требований и принципов на всех уровнях реализации молодежной политики.

    Таким образом, исследование программно-методических основ формирования молодежной политики при определенных обобщениях, показало, что:

    1. Молодежная политика - это социальное партнерство всех значимых общественно-политических сил государства и в первую очередь - взаимодействие государственных органов власти и общественных организаций при решении молодежных проблем.

    2. К молодежной политике должны, на наш взгляд, предъявляться следующие основные требования:

    а) общественная поддержка (и, в первую очередью, молодежью) доктрины молодежной политики (в идеале - сформулированной в официальных программных документах);

    б) разработанность конституционных и законодательных установлений и конкретизация их нормативных подзаконных актов обязательствам государства в отношении молодежи;

    в) наличие институциональных основ и механизмов организации исполнения обязательств государства перед молодежью;

    г) эффективная организационная структура мониторинга и контроля;

    д) обеспеченность ресурсами для реализации перечисленных позиций и для непосредственного исполнения обязательств государства перед молодежью.

    3. Государственная молодежная политика по самой своей природе должна быть единой, однако особенности закрепления и реализации  обязательств государства в России перед молодежью делают эту политику неоднородной - минимум четырехуровневой по генезису и многослойной по исполнению. И это, на наш взгляд, не отклонение от единой нормы, а результат множества противоречивых факторов, обусловливающих неравномерность реализации обязательств государства перед молодежью.

    В сложной, иерархизированной системе целеполагания работы с молодежью следует, по нашему мнению, выделять следующие системные уровни:

    - национальный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем молодежи в общенациональных масштабе;

    - региональный уровень определяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и др. показателями. Особенности регионального уровня выражены в приоритетах основных направлений работы с молодежью;

    - муниципальный уровень отражает, прежде всего, специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач работы с молодежью в городах и районах;

    - локальный уровень связан с особенностями конкретного микро социума, его социально-культурного своеобразия.

    4. Основная цель молодежной политики - создание и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.

    Реализация данной цели предполагает выделение следующих приоритетов молодежной политики:

    -  создание условий для самореализации социально-экономических потребностей молодежи.

    -  обеспечение всех социальных прав молодежи (в области труда, образования, охраны здоровья и др.).

    -  формирование у молодежи патриотизма, нравственное и духовное ее развитие.

    -  создание условий для интеллектуального и физического развития молодежи.

    -  поддержка и стимулирование позитивной общественной молодежной инициативы.

    -  вовлечение молодежи в международные культурные, экономические, научные и образовательные процессы.

    5. Выработка единых подходов к вопросам формирования и реализации молодежной политики должна осуществляться исходя из следующих основных принципов:

    -  демократичности в подходах к молодежи, соблюдения прав и свобод молодых граждан;

    -  прогрессивности и новизны;

    -  целенаправленности, реальности и рациональности действий на постоянной основе;

    -  всеобщности - охват молодежи независимо от пола, национальности, социального положения и религиозной принадлежности;

    -  дифференцированного подхода с учетом проблем социального расслоения и возрастного уровня;

    -  адресной защиты и поддержки социально уязвимой части молодежи, в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями в здоровье, сирот, многодетных и неблагополучных семей.

    Данные основные принципы формирования молодежной политики должны учитываться центральными и местными органами законодательной и исполнительной власти, обществом в целом и служить одним из критериев оценки их деятельности. Соблюдение указанных принципов придаст молодежной политике последовательность, реальный и целостный характер и обеспечит необходимую историческую преемственность, создаст единую методологию и ориентиры в реализации основных ее направлений.

    6. Реализация государственной молодежной политики предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:

    -  обеспечение соблюдения прав и свобод молодежи;

    -  обеспечение гарантий в сфере образования, здравоохранения, труда и занятости;

    -  создание условий для профессионального, духовного и физического развития молодежи;

    -  развитие и поддержка молодых талантов;

    -  формирование системы социальной помощи и адаптации молодежи к современным условиям;

    -  содействие развитию молодежных и детских объединений.

    Молодежная политика, в отличие от традиционной социальной, не сводится только к разработке компенсационных механизмов. Она содержит активный инновационный и производительный аспекты, отражающие трудовой и творческий потенциал молодежи. Это позволяет рассматривать молодежную политику как одно из важных направлений развития стратегических ресурсов общества.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Программно-методические основы формирования молодежной политики ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.