Программно-методические основы формирования
молодежной политики
Конституция
Российской Федерации вопросы государственной молодежной политики не относит
непосредственно ни к исключительной компетенции Российской Федерации, ни к
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации. Однако в статье 72 представлен целый ряд вопросов, так или иначе
связанный с государственной молодежной политикой (далее ГМП): это воспитание,
образование, здравоохранение и т.д. Наличие данных положений свидетельствует о
том, что по вопросу осуществления государственной молодежной политики должен
быть принят федеральный закон, который бы определил основы проведения
государством молодежной политики на федеральном уровне и позволил бы субъектам
Российской Федерации выстраивать собственную молодежную политику в соответствии
с требованиями данного закона.
Молодежная
политика – это постоянно развивающаяся явление, находящееся в прямой
зависимости от состояния общества и государства, происходящих в них процессах.
Известно, что, стремясь привлечь молодежь на свою сторону, большевики уже в
первые годы своей власти создали многочисленные молодежные организации, среди
которых практически государственными были пионерия и комсомол. Но только с
середины 1960-х годов в стране началась разработка специального закона о
государственной молодежной политике, которая завершилась принятием закона СССР
«Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».
В постсоветский период основные подходы к
молодежной политике в Рос-
сийской Федерации в 1990-е годы были определены в 1992 году Указом Президента
Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной
молодежной политики». Но, в основном, на наш взгляд, элементы законодательной
базы для осуществления государственной молодежной политики были сформированы
Верховным советом РФ в «Основных направлениях государственной молодежной
политики в Российской Федерации» (1993), а также в принятом в 1995 году
Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений в Российской Федерации», а также в различных
нормативных актах субъектов Российской Федерации по вопросам молодежной
политики, по осуществлению целевых программ по реализации государственной
молодежной политики.
Принятый Государственной
Думой и одобренный Советом Федерации в 1999 году Федеральный Закон «Об основах
государственной молодежной политики в РФ» был отклонен Президентом РФ. И с тех
пор этот вопрос не находит своего логического завершения. Тем не менее, действия
федеральных органов исполнительной власти по отдельным аспектам государственной
молодежной политики нормативно закреплены и реализуются путем принятия различных
концепций и специальных программ, таких, как:
- Доктрина
государственной молодежной политики (2001);
- Федеральная целевая
программа «Молодежь России» на 2001-2005гг. (2000);
- Программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации» на 2001 - 2004 гг.» (2001);
- Концепция
государственной молодежной политики в Российской Федерации и Стратегия и
основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации
на период до 2012 года (2002);
- подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»,
входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»
(2002).
-
подпрограмма «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма
в российском обществе (2001-2005 гг.)» и др.
Данные документы, в основном, разработаны на основе
общепризнанных принципов международного права, норм Всеобщей декларации прав
человека, Резолюции 50/81 Генеральной Ассамблеи ООН "Всемирная программа
действий по развитию молодежи до 2000 года", Конвенции о правах ребенка,
нормах иных международных договоров Российской Федерации; Конституции Российской
Федерации, иных нормах национального законодательства.
Вместе
с тем, «нельзя не признать, что законодательная база ГМП в РФ сегодня лишена
целостности, во многом устарела и не соответствует современной политической и
социально-экономической ситуации. Это, в свою очередь, обусловливает
фактическое отсутствие у ГМП официально признанного статуса, не только не
позволяет решать необходимые задачи, но и создает многие проблемы и сложности»
[Иваненков А.С., Иваненков С. П., Кусжанова А.Ж. Молодежь Оренбуржья:
самоопределение в новых исторических координатах (Ежегодный доклад о положении
молодежи Оренбургской области). - Оренбург, 2004 – С. 7/ 82 с.].
К тому же изучение
правовой, философской, психолого-педагогической, социологической, медицинской и
иной научной литературы, посвященной феномену "молодежная политика"
показало, что среди многочисленных авторов
нет единых мнений и оценок данной проблемы, как в теории, так и в практическом
аспекте.
Большинство
исследований и документов, посвященных категории «молодежная политика», начинаются
с определения ее сущности [Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. – М.,
Голос. 2001.- 690 с.; Чирун С.Н. Молодежная
политика в современном Российском обществе: Автореф. дисс…канд. социолог. наук.
- Кемерово,
2001. – 21 с.; Катульский Е. Молодежь как объект и субъект государственной
политики//Социалистический труд, 1991, № 9; Бордюгов Т.Ю. Государственная
политика в области регулирования труда и занятости молодежи в РФ (Проблемы и
перспективы): Дисс. ... канд. экон. наук: - М., 1999. - 177 с.; Нехаев В.В. Государственная молодежная политика как часть социальной
политики Российского государства: Вопросы теории и практики. - М. - Тула, 1996.Государственная
молодежная политика: какой ей быть? «Круглый стол»//Перспективы, 1990, № 4 и
др.].
Типичным является подход
к пониманию сущности молодежной политики как инструмента для решения проблем
нормальной социализации и адаптации молодежи в современном обществе; воспитания
(патриотического, трудового и др.); решения специфических молодежных и общих
бытовых проблем: жилья, молодой семьи, трудоустройства, здоровья и пр.
[Иваненков А.С., Иваненков С. П., Кусжанова А.Ж. Молодежь Оренбуржья:
самоопределение в новых исторических координатах (Ежегодный доклад о положении
молодежи Оренбургской области). - Оренбург, 2004 - 82 с.].
Еще в
Постановлении Верховного Совета РФ (1993) указывалось, что государственная
молодежная политика является деятельностью государства, направленной на
создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для
самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений,
движений и инициатив. Согласно данного документа, государственная молодежная
политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию
государства на обеспечение социально-эконо-мического, политического и
культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и
уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав
человека” [Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об основных
направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» №
5090-1от 3 июня 1993 г.].
На президентском уровне ГМП понимается как
обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в
сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности;
создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи,
предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг;
осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений;
содействие международным молодежным обменам [Указ Президента РФ «О
первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16
сентября 1992 года № 1075 (в ред. Указа Президента РФ от 12.04.99 № 456)].
А.В.
Апарина, И.М Ильинский, Е.А. Костерин,
В.К. Кошевая, Д.А. Митина, А.В. Селиванов и
другие разработчики закона о государственной молодежной политике считают, что
ГМП в Российской Федерации является деятельностью государства,
направленной на создание правовых, социально-экономических условий и гарантий
для воспитания, социального становления, развития и самореализации молодежи в
общественной жизни, для защиты ее прав и законных интересов [Постановление
Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «О проекте
Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в
Российской Федерации» № 3254-II ГД от 18.11.1998].
Концепция
Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской
Федерации и Научно-исследовательского института Московской
гуманитарно-социальной академии (2001) определяет государственную молодежную
политику как целенаправленную деятельность органов государственной власти,
общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение
проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности [Концепция государственной
молодежной политики Российской Федерации//Проблемы развития человеческого
потенциала в деятельности Совета Федерации (наука, образование,
культура)/Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 10 (141) - 2001 . -
47 с.].
Авторы
Доктрины государственной молодежной политики РФ (2002) определяют ГМП как
целостную систему мер правового, организационно-управленческого,
финансово-экономического, научного, образовательного, информационного,
кадрового характера, направленных на создание необходимых условий и гарантий
для самореализации личности молодого человека [ ].
Правительственная
комиссия по делам молодежи считает, что государственная молодежная политика -
это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и
государства. ГМП является составной частью государственной политики в области
социально-экономического, культурного и национального развития Российской
Федерации и представляет собой целостную систему мер правового,
организационно-управленческого, финансово-экономического, научного,
информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых
условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для
ответственного участия в возрождении России.
Данное определение
осталось неизменным и в подготовленном Г.В. Куприяновой и Л.И. Селивановым текстом документа «Положение
молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской
Федерации в 2002 г.» [Куприянова
Г.В., Селиванов Л.И. Цели, принципы и основные направления
государственной молодежной политики//Положение молодежи и реализация
государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002
год/Министерство образования Российской Федерации. Под ред. Ю.А. Зубка и др. - М., 2003].
Реализация
государственной молодежной политики, по мнению Правительственной комиссии по
делам молодежи, направлена на создание правовых, экономических и
организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого
человека, на развитие и поддержку молодежных и детских общественных
объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика отражает
стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического,
политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан
патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на
соблюдение прав и свобод человека и гражданина [Концепция государственной молодёжной политики в
Российской Федерации: Одобрена протоколом заседания Правительств. комис. по
делам молодёжи, 5 дек. 2001г. № 4. - М.: ИПК МГУП, 2002. - 12 с.].
В Союзе молодежных
организаций Российской Федерации считают, что государственная молодежная
политика в современных условиях должна рассматривать исключительно, как
механизм управления процессами социализации молодежи в интересах самого
государства, его поступательного и непрерывного развития [Доктрина
государственной молодежной политики РФ//Общероссийская ассоциация общественных
объединений «Союз молодежных организаций Российской Федерации» («СОЮЗМОЛ»)].
И.Ю. Кузнецова в понятие
«государственная молодежная политика» вкладывает осуществление воздействия на
молодежь и совершенствование процесса социализации молодого поколения в
интересах выживания и развития человечества на основе цивилизационных
общечеловеческих ценностей. Автор считает, что ГМП призвана обеспечить
благоприятные предпосылки для использования энергии молодых (создать механизмы
поддержки молодежи и ее социальных инициатив) и помочь определить и реализовать
свои социальные интересы, потребности, жизненные перспективы [Кузнецова
И.Ю. Социализация молодежи на рубеже веков: региональный аспект: Автореф. дисс…
канд. культурологии. - Краснодар – 2001. – 19 с.].
Т.Г. Зиновьева рассматривает проблемы
российской государственной молодежной политики в решении актуальных вопросов
гражданского, патриотического воспитания молодого поколения, повышения его
политической культуры сквозь призму взаимосвязи направленных и ненаправленных
социализационных воздействий, общественного и личностного уровней формирования
политических норм, ценностей молодого поколения. Автор указывает на то, что в
любом обществе государственная политика и молодежная политика, в частности,
является координатором основных политических процессов; политическая
социализация молодого поколения не является исключением. Решение государством
проблем гражданского воспитания молодежи, передачи общезначимых политических
норм и ценностей является основой «направленной» политической социализации
молодежи институтами, включенными в данный процесс (партии, СМИ, система
образования, армия и т.д.). При этом государственная политика в данной области
не может эффективно осуществляться без учета личностного уровня социализируемых
индивидов, без целостного видения процесса интернализации, восприятия потока
направленной политической социализации человеком, исходя из его социальных и
психологических особенностей [Зиновьева Т.Г. Проблемы гражданского
воспитания в российской государственной молодежной политике//Ломоносовские чтения. – М.: МГУ,
2002. – Т. 2].
Г.В.
Куприянова считает, что «государственная молодежная политика представляет собой
деятельность государства, направленную на создание правовых, экономических и
организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого
человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив» [Куприянова
Г.В. Молодежная политика Российской Федерации в современных условиях//Молодежь
в условиях социально-экономи-ческой трансформации российского общества
/Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 1999. - № 15. - С. 11].
С.Н.
Рябухин под государственной молодежной политикой понимает деятельность органов
власти по созданию условий самореализации молодого человека,
социально-позитивной деятельности молодежных объединений и молодежных
инициатив, деятельность по созданию определенных законодательством гарантий для
молодежи в правовой, экономической и иных сферах жизни [Рябухин С.Н. Приоритеты
государственной молодежной политики//Государственная молодежная политика: опыт,
прогнозы, приоритеты /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 2000. - №
4. - С. 5].
С. Вострецов и другие авторы Концепции проекта
Федерального закона «О государственной молодежной политике» определяют
молодежную политику в сравнении с законодательством. Молодежная политика,
считают авторы, не является отраслью права, и даже не отдельным его институтом.
Та сфера общественных отношений, которая складывается с участием молодежи как основного
ее субъекта, носит комплексный характер и относится по предмету регулирования к
различным отраслям права: конституционному, гражданскому, административному,
трудовому и т.д. Законодательство же о государственной молодежной политике
должно, считают авторы, представлять собой скорее инструмент государственной
деятельности, основывающейся на основных отраслях права, а государственная
молодежная политика должна, в сущности, представлять собой деятельность
государства в интересах самой молодежи: это та часть социальной политики в ее
человеческом, гуманитарном измерении, которая ближе всего и, прежде всего,
замыкается на молодежи [Вострецов С. и др. Концепция проекта Федерального
закона «О государственной молодежной политике»//Общероссийское молодежное
общественное движение «Энергия жизни». – М., 2004].
В
разработке государственной молодежной политики на федеральном, региональном и
местном уровнях на всем протяжении ее существования широко используется
программно-целевой подход: в 1994 г. Указом Президента Российской Федерации от
15.09.1994 г. № 1922 утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Молодежь России»,
в 1997 г. Указом Президента Российской Федерации от 15.08.1997 г. № 890 она
получает статус президентской, а в 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2000 г. № 1275 утверждается ФЦП «Молодежь России
(2001-2005 годы)». Поэтому в целом ряде других документов и работ раскрывается
сущности ГМП сквозь призму ее целей и задач.
Цель,
которая в работах и документах 1991-1994 гг. являлась сквозной для ГМП,
формулировалась, как создание условий для наиболее полной самореализации молодежи
как особой социально-демографической группы, в интересах общества и самой молодежи.
В более «современном»
виде целью государственной молодежной политики является учреждение статуса
молодежи, создание необходимых условий для ее самореализации, ресурсное
обеспечение этих условий и создание гарантий для ее социальной защищенности
[Стратегия и основные направления государственной молодежной политики в
Российской Федерации до 2012 года// Инициатива молодых – будущее России - М,
2001].
В
программе “Молодежь России” [Указ Президента РФ от 15.08.97 г. № 890] основные
цели заключаются в следующем:
- решение
социально-экономических проблем молодежи, включая развитие жилищного
строительства и социально-экономическую поддержку молодежи и молодых семей;
- решение
вопросов профессионального развития, занятости молодежи, молодежного
предпринимательства;
- интеллектуальное
и физическое развитие молодежи, повышение творческого потенциала молодого
поколения;
-
правовая защита и
социальная поддержка молодежи, снижение уровня безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма в молодежной
среде;
- создание
условий для гражданского становления, духовно-нравствен-ного и патриотического
воспитания молодежи; формирование в молодежной среде уважительного отношения к
Родине, ее истории, культуре, традициям, укрепление государственности России.
Авторы
Концепции проекта Федерального закона «О государственной молодежной политике»
считают, что ГМП должна преследовать следующие цели:
-
создания молодым гражданам равных стартовых условий для их наиболее полного
включения в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
-
содействия нравственному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи;
-
расширения социально значимых возможностей молодежи в ее интеграции в систему
общественных отношений и достижении личного успеха;
-
помощи молодым гражданам в решении их социальных проблем;
- содействия становлению активной гражданской позиции
молодых граждан, их правовому воспитанию, воспитанию в духе патриотизма и уважения
к истории и культуре Отечества, к другим народам, предотвращения экстремистских
проявлений в молодежной среде [Вострецов
С. и др. Концепция проекта Федерального закона «О государственной молодежной
политике»//Обще-российское молодежное общественное движение «Энергия жизни». –
М., 2004].
Согласно
Концепции государственной молодежной политики Российской Федерации (2001), ГМП
призвана обеспечить:
- стратегическую
преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры,
воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному
наследию народов России;
- становление
патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к
социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы
личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой
государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость,
уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов,
толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;
- формирование
культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения
политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;
- разностороннее
и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков
самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права,
участвовать в деятельности общественных объединений;
- формирование
у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие
культуры межэтнических отношений;
- становление
у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности,
успешного владения основными принципами профессионализации, навыков
эффективного поведения на рынке труда;
- освоение
молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за
собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их
социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста
динамичности изменений [Концепция государственной молодежной политики
Российской Федерации//Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности
Совета Федерации (наука, образование, культура) /Аналитический вестник Совета
Федерации ФС РФ, № 10 (141) - 2001 . - 47 с.].
Департамент по молодежной
политике Министерства образования Российской Федерации указывает на то, что ГМП
в Российской Федерации осуществляется в целях:
- создания правовых,
социально-экономических условий выбора молодыми гражданами своего жизненного
пути, осуществления выдвигаемых ими программ (проектов) в области
государственной молодежной политики в Российской Федерации, социального
становления, самореализации и участия молодых граждан в общественной
деятельности;
- воспитания и
образования молодежи, защиты ее прав и законных интересов;
- реализации общественно
значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных,
детских общественных объединений.
- поддержки и
стимулирования семей, некоммерческих организаций и граждан, осуществляющих
деятельность по созданию благоприятных условий жизни молодежи, по ее
воспитанию, обучению и развитию [Стратегия и основные направления
государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2012 года
«Инициатива молодых – будущее России»].
В.Р.
Островская определяет цель политики государства в отношении молодежи, как
сохранение и развитие культурного, духовного, образовательного потенциала
молодого поколения как резерва и гаранта национальной безопасности,
экономического роста и духовного становления новой России [Островская В.Р.
Социальное партнерство юношеской библиотеки как модель формирования молодежной
политики//Материалы IX Ежегодной сессии Конференции РБА Новосибирск, 17-21 мая 2004 г.].
Исходя
из вышесказанного, цель ГМП можно бы было определить, как включение потенциала
молодежи в решение стоящих перед государством проблем и задач.
В
Доктрине государственной молодежной политики РФ (2002) определены следующие
задачи:
-
укрепление и развитие институтов социализации, расширение их сети, уровня и
качества воздействия;
- формирование
современной законодательной базы ГМП;
- создание системы
подготовки и переподготовки кадров для ГМП, а также ее научно-методологического
обеспечения;
- создание на федеральном
и региональном уровнях консолидированной и единообразной системы управления
ГМП, интегрированной в общую структуру органов государственного управления;
- усиление роли негосударственной составляющей в реализации ГМП -
мобилизация усилий всех институтов гражданского общества (политические партии,
профсоюзы, трудовые коллективы, работодатели, отечественное бизнес-сообщество,
религиозные конфессии и т.д.);
- формирование системы
молодежных и детских организаций, адекватной современному этапу развития
общества и государства, способных выступить в роли реальных партнеров в
реализации ГМП;
- формирование единого информационного пространства для молодежи –
создание специализированных общероссийских электронных и печатных молодежных
СМИ, заключение общественного договора со СМИ, который предусматривает
отражение состояния молодежи, хода реализации ГМП, обеспечение молодежи
развивающими информационными программами и ресурсами [Доктрина молодежи России: стратегия
государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2012 года. - М.:
Государственный Совет РФ, 2002].
Часть авторов характеризуют ГМП с функциональной
стороны. Например, А.С. Иваненков, С.П. Иваненков, А.Ж. Кусжанова считают, что
государственная молодежная политика является важным и значимым направлением
деятельности, приоритетной функцией нового российского государства [Иваненков
А.С., Иваненков С. П., Кусжанова А.Ж. Молодежь Оренбуржья: самоопределение в
новых исторических координатах (Ежегодный доклад о положении молодежи
Оренбургской области). - Оренбург, 2004 - 82 с.].
М.П.
Перепелка рассматривает сущность государственной молодежной политики как
функцию государственных и негосударственных институтов, направленную на
создание условий для социального становления молодые и ее развития. Однако,
автор указывает на ведущую роль в данном процессе государственных органов
власти на местах и органов местного самоуправления, которая, по его мнению,
состоит в непосредственном влиянии на молодое поколение [Перепелка М.П.
Государственная молодежная политика в Украине: Автореф. дисс... канд. полит.
наук. - Киев, 2001. - 19 с.].
Некоторые
авторы раскрывают сущности ГМП через ее принципы. Так, например, разработчики
«Основных направлений государственной молодежной политики в Российской
Федерации» (1993) указывали на следующие принципы государственной молодежной
политики:
- сочетание государственных,
общественных интересов и прав личности в формировании и реализации
государственной молодежной политики;
- привлечение молодых граждан к
непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ,
касающихся молодежи и общества в целом;
- обеспечение правовой и социальной
защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной
возрастом ограниченности их социального статуса;
- предоставление молодому гражданину
гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению,
воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной
подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны
обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной
жизни;
- приоритет общественных инициатив по
сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений
при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи [Постановление
Верховного Совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной
молодежной политики в Российской Федерации» № 5090-1от 3 июня 1993 г.]
Авторы Концепции государственной молодежной политики
Российской Федерации (2001) выделяют следующие принципы.
1. Принцип
ответственности - государство ответственно перед новыми поколениями
россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние
страны, а новые поколения ответственны за сохранение и преумножение полученного
наследия.
2. Принцип
преемственности - государственная молодёжная политика не может зависеть от
организационных перемен в системе управления государством, прихода либо ухода
тех или иных политических деятелей, должностных лиц органов государственной
власти. Принятые стратегические направления государственной молодежной политики
не должны пересматриваться чаще, чем раз в 10-15 лет.
3. Принцип приоритетности
- меры в области государственной молодежной политики разрабатываются и
осуществляются в качестве приоритетных в деятельности государства по
обеспечению социально-экономического и культурного развития России.
Стратегическая сторона этого принципа состоит в признании высокой эффективности
инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает подход к расчетам финансовых
средств на цели поддержки молодежи и ее объединений, основанный на
прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких
социальных вложений как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе.
4. Принцип участия -
молодежь – не только объект воспитания и образования, но и сознательный
участник социальных преобразований. Поддержка молодежных объединений является
не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности
органов государственной власти, преследующей цели самореализации молодежи в
российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах и
становлении новых социальных основ жизни россиян. Молодежные детские
общественные объединения – активные участники формирования и реализации
государственной молодежной политики в Российской Федерации.
5. Принципы деятельности,
включающий: соблюдения прав и законных интересов молодежи в различных сферах
государственной политики в Российской Федерации; осуществления координации
деятельности федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации
государственной молодежной политики в Российской Федерации; осуществления
государственной поддержки органов местного самоуправления, физических и
юридических лиц в проведении мероприятий по реализации государственной молодежной
политики в Российской Федерации; сочетания государственных, общественных
интересов и прав личностей в формировании и реализации государственной
молодежной политики; привлечения молодых граждан к непосредственному участию в
формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в
целом; предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума
социальных услуг по общению, воспитанию, духовному и физическому развитию,
охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и
качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку
к самостоятельной жизни; приоритета общественных инициатив но сравнению с
соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при
финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи [Концепция
государственной молодежной политики Российской Федерации//Проблемы развития
человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации (наука, образование,
культура) /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 10 (141) - 2001 . -
47 с.].
В трактовке Концепции
государственной молодежной политики в Российской Федерации, одобренной на
заседании Правительственной комиссии по делам молодежи (протокол от
5 декабря 2001 г. № 4), указаны следующие принципы:
ответственности государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;
приоритетности государственной поддержки молодежи на этапе социального,
культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути,
образования, начала профессионально - трудовой и предпринимательской
деятельности, создания семьи, приобщения к культурным ценностям, реализации
общественно значимых инициатив молодых граждан, деятельности молодежных и
детских общественных объединений; ответственности молодых граждан за реализацию
ими конституционных прав и обязанностей в процессе деятельности в основных
сферах государственной и общественной жизни; единства государственной
молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях; обеспечения
предоставления молодому гражданину гарантированного государством необходимого
объема социальных услуг в сфере образования, воспитания, культурного, духовного
и физического развития, в области охраны здоровья, трудоустройства, их
дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления; признания молодежи в качестве равноправного партнера в
формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской
Федерации; осуществления поддержки, координации и взаимодействия федеральных
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, неправительственных
организаций, иных юридических и физических лиц в реализации государственной
молодежной политики в Российской Федерации; преемственности, стабильности и
совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодежной
политики в Российской Федерации [Концепция государственной молодёжной политики
в Российской Федерации: Одобрена протоколом заседания Правительств. комис. по
делам молодёжи, 5 дек. 2001г. № 4. - М.: ИПК МГУП, 2002. - 12 с.].
П.И. Бабочкин считает,
что основными принципами ГМП являются:
-
демократизм, означающий не только воспитание поколения, способного эффективно
осуществлять жизнедеятельность в условиях демократических реформ (т.е.
воспитание для демократии), но и демократизацию самой системы воспитания,
основанной на педагогике сотрудничества;
-
гуманизм к субъектам воспитания, предполагающий отношение к личности молодого
человека как к самоценности, и гуманистическую систему воспитания, направленную
на формирование целостной личности, способной к саморазвитию и успешной
реализации своих интересов и целей в жизни;
-
духовность, проявляющаяся в формировании у молодого человека смысложизненных
духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры,
соблюдению норм гуманистической морали, интеллигентности и менталитета
российского гражданина;
- патриотизм, включающий
формирование национального сознания у молодежи как одного из основных условий
жизнеспособности молодого поколения, и обеспечивающего целостность России,
связь между поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех
ее проявлениях и социальную ответственность за благополучие своей страны и
сохранение цивилизации;
-
конкурентоспособность, означающая формирование молодого человека, способного к
динамичной социальной мобильности, смене деятельности, соревновательности и нахождению
эффективных решений во всех сферах жизнедеятельности. Этот принцип, по мнению
автора, выступает одним из основополагающих для системы воспитания молодого
жизнеспособного поколения в условиях появления новых форм собственности и
рыночной ориентации экономики;
-
толерантность, являющаяся одним из основных принципов воспитания молодежи в
условиях нарождающейся демократии в России и предполагающего наличие различных
подходов для решения одних и тех же проблем, терпимость к мнениям других
людей, учет их интересов, терпимость к другим культурам, образу жизни,
поведению людей, не укладывающемуся в рамки повседневного опыта, но не
выходящему за нормативные требования законов.
- индивидуализация,
заключающаяся в том, что личность в условиях демократических реформ в полной
мере получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей, ориентацию
на собственные интересы и способности.
- вариативность, включающая
диверсификацию типов воспитательных учреждений, а также различные варианты
технологии и содержания воспитания, нацеленности системы воспитания не на
воспроизводство опыта предшествующих поколений, их идеалов и ценностей, а на
формирование готовности к деятельности в ситуации неопределенности,
вариативного способа мышления;
- культуросообразность, предполагающая освоение
национальных культур, формирование национального самосознания у новых
поколений, открытости в другие культуры, обеспечения потребностей современного
цивилизационного развития нации [Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи
в динамично изменяющемся обществе. Под ред. Кухтевича Т.Н. – М.: Социоцентр
МГУ, 2000. - C. 136-137].
Нельзя не отметить и достаточно активную
деятельность субъектов Российской Федерации по формированию основ
государственной молодежной политики. Российские регионы, в силу положений ст.
73 Конституции Российской Федерации, по вопросам регламентации своей внутренней
молодежной политики обладают всей полнотой государственной власти и потому
вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие
законов и иных нормативных правовых актов (ст.73 и п.4 ст.76 Конституции Российской
Федерации).
Неслучайно поэтому в большинстве регионов и городов
приняты различные законы, концепции и программы ГМП, которые расширяют границы
формирования поля молодежной политики. Например, в Волгоградской области
считают, что государственная молодежная политика – это совокупность принципов и
норм, которыми руководствуются в своей деятельности органы государственной
власти и местного самоуправления, общественные объединения, юридические и
физические лица в отношении молодежи, а также сама деятельность органов
государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления,
общественных объединений, юридических и физических лиц в отношении молодежи
[Закон Волгоградской области о государственной молодежной политике в Волгоградской
области 552-ОД от 22.06.2001].
Московский
закон «О молодежи» определяет государственную молодежную политику как
деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых,
организационных условий и гарантий для социального становления и развития
молодых граждан. Организационное обеспечение молодежной политики выражается в
создании учреждений, ведущих досуговую, спортивную и воспитательную работу с
подростками и молодежью по месту жительства, а также в организации
социально-реабилитационных центров, учреждений для социально-психологической
помощи, центров профессиональной ориентации и трудоустройства, городских и
межрайонных центров профилактики негативных явлений [Законопроект обеспечит
реальную поддержку молодежи//Московская Промышленная Газета, 38 (253) 25
сентября - 1 октября 2003].
В
Стратегической программе разворачивания новой молодёжной политики Клуба
конструктивной журналистики (г. Красноярск) указывается, что молодёжная
политика есть политика по отношению к молодёжи, имеющая целью включение её в
социальную жизнь, обеспечение преемственности поколений и тем самым – условий
для воспроизводства и развития общества. Такая молодёжная политика есть
политика, прежде всего, социо-культурная [Стратегическая программа
разворачивания новой молодёжной политики//Клуб конструктивной журналистики г.
Красноярска/www.kts.ru].
В
Комитете по молодежной политике администрации Красноярского края считают, что
молодежная политика должна выстраиваться как особая инновационная политика,
основным содержанием которой является управление общественными изменениями,
задающими новые социальные, экономические и культурные перспективы. Молодежная
политика - это государственно-общественная политика, в реализации которой
участвуют все заинтересованные властные, коммерческие и общественные структуры,
организации и граждане. Молодежная политика - это политика, в рамках которой
осуществляется оформление интересов, согласование целей и представлений о
будущем, организация конструктивного взаимодействия между всеми
заинтересованными социальными субъектами [Проектная версия концепции
государственно-общественной молодежной политики. Под ред. Ефимова В.С. –
Красноярск: КГУ].
В условиях современного федеративного устройства
наглядно проявляются три уровня государственной молодежной политики со своей
спецификой ее реализации: федеральный, региональный и муниципальный. В
настоящее время формируется всероссийский подход к молодежной политике, учитывающий
особенности, возможности, специфику регионов, создается региональная
нормативно-правовая база для различных субъектных уровней.
Так, например, в Ивановской области и других
регионах молодежную политику разделяют на государственную, региональную и
областную (территориальную). По мнению областных законодателей, государственная
молодежная политика – это деятельность
Российской Федерации и ее субъектов по созданию правовых, экономических,
социальных и организационных условий для самореализации личности молодого
человека и развитию молодежных объединений, движений и инициатив,
осуществляемая федеральными органами государственной власти; региональная молодежная политика -
это согласованная договорная деятельность Ивановской области и субъектов
Российской Федерации, входящих в Межрегиональную ассоциацию экономического взаимодействия
субъектов Федерации "Центральная Россия", по реализации совместных
мероприятий в сфере молодежной политики; областная
(территориальная) молодежная политика – это реализация
областными органами государственной власти и органами местного самоуправления
установленных областным законодательством программ и исполнение иных
нормативных правовых актов в сфере молодежной политики, а также участие в
соответствующих федеральных и региональных программах и мероприятиях (в случае
выделения необходимых средств из федерального бюджета и иных, не запрещенных
законом источников) [Закон
Ивановской области «О
молодежной политике». -№ 63-ОЗ от 30.12.1999].
Данный подход обуславливает то, что субъектами
реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации выступают
органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели,
общественные объединений, другие юридические и физические лица, осуществляющие
деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи,
ее образования, воспитания и развития, во многих работах молодежная политика
понимается как государственная и общественная молодежная политика (молодежная
политика общества).
Например,
в Государственном докладе о положении молодежи и социально-экономических
проблемах в молодежной среде (2000) указывается на необходимость тесной связи
государственной и общественной молодежной политики, на понимание того, что
разработка и осуществление общественной молодежной политики - важнейшее
направление становления в России гражданского общества [Основные выводы и
предложения государственного доклада: Российская молодежь и Государственная
молодежная политика на рубеже веков//Государственный доклад о положении
молодежи и социально-экономических проблемах в молодежной среде 2000 год].
По
мнению Э.В. Чекмарева, молодежная политика – это отношение к молодежи, к
молодому поколению общества в целом. Общество, указывает автор, это совокупность
всех его социальных институтов, всех граждан. Отсюда молодежная политика
общества – это совокупность отношения к молодежи всех социальных институтов,
всех граждан. В силу этого молодежная политика в общественном представлении
может восприниматься общими оценками, и в то же время это общее включает в себя
конкретные действия составляющих общество социальных институтов, конкретных
граждан. Автор считает, что, исходя из общесоциологических подходов, молодежная
политика общества включает в себя молодежную политику государства, политических
партий, общественных движений, церкви и других институтов. В свою очередь, названные
структурные части молодежной политики общества включают в себя молодежную
политику частей, элементов указанных социальных институтов. К примеру,
государственная молодежная политика в целом отражает политику государства по
отношению к молодому поколению. В то же время государственная молодежная
политика существует по территориям, ведомствам. Она существует на федеральном
уровне и уровне субъектов федерации, местного самоуправления. Политику в
отношении к молодежи проводят все структурные части государственного
управления, ведомства [Чекмарев
Э.В. Молодежь и молодежная политика в Российской Федерации. – Саратов: СГУ,
2001].
В
деятельности одних из них, как отмечает В.В. Нехаев, молодежная политика
представлена широко, многоаспектно (органы образования, культуры, спорта, по
работе с молодежью), в других - является частью общей политики, но с
конкретизацией, дифференциацией в отношении молодежи (органы труда, социального
обеспечения, занятости населения) [Нехаев В.В. Формирование и реализация
молодежной политики в России. 80-90-е годы. Автореф. дисc... докт. истор. наук.
– Саратов, 1996. - С. 9].
О.Н.
Малова указывает на то, что сущность молодежной политики заключается в том,
чтобы создать в обществе, во-первых, такой общественно-политический,
нравственно-психологический климат, во-вторых, такие оптимальные условия
(прежде всего материальные) жизнедеятельности молодежи, в-третьих, такие
стимулы деятельности, благодаря которым молодежь могла бы с наибольшей полнотой
удовлетворять свои интересы значительно полнее самореализоваться и которые вели
бы к ускоренному психическому созреванию и социальному развитию молодых
поколений в целях социального прогресса нашего общества. Под молодежной
политикой автор понимает, во-первых, систему идей и теоретических положений
относительно места и роли молодого поколения в обществе; во-вторых,
практическую деятельность государства, общественных организаций и других
социальных институтов по реализации этих положений в целях формирования и
развития молодежи, реализации ее творческих потенций в интересах общества.
Автор выделяет два вида молодежной политики, исходя из принципа ее
субъектности.
Первый
вид - государственная молодежная политика, где субъектом является государство в
лице его специальных органов, деятельность которых в большей или меньшей
степени связана с развитием человека (образование, культура, физическое
развитие, труд, досуг и т.д.).
Второй
вид - общественная молодежная политика, в которой субъектом являются различные
партии, профсоюзы, молодежные движения, объединения и организации.
В
полном (широком) смысле содержание молодежной политики включает оба этих вида и
целую совокупность направлений деятельности, которая позволяет осуществить
полноценный процесс преемственности поколений во всех сферах и на всех участках
жизнедеятельности общества и необходимое регулирование этого процесса в
соответствии с общими целями и стратегией общественного развития. Это, по
мнению О.Н. Маловой:
-
демографическая политика;
-
образовательная политика, в том числе воспитательная;
-
культурная политика, в том числе физического развития;
-
социальная политика в отношении молодежи (труд, быт, досуг и т.п.);
- поддержка инициатив молодежи, в частности,
молодежных организаций, объединений, движений и т.п. [Малова О.Н. Социализация
современной молодежи в трансформирующейся России. – Казань: ЧГПУ, 2003.]
Последнее
направление, возможно, имеет первостепенное значение, так как наиболее активная
часть молодежи, объединенная в общественные организации, вносит новые
коррективы в концепцию государственной молодежной политики [Репьева И. Большая
перемена//Молодежная политика: в России и Европе/Материалы международной
научно-практической конференция «Развитие молодежной политики в Российской
Федерации: проблемы и перспективы». – М., 2003]. Наблюдается поиск новых форм
представительства интересов молодежи перед государством. В субъектах Российской
Федерации широко обсуждается вопрос об институционализации "молодежного
парламента", как одной из возможных форм привлечения молодежи к участию в
управлении делами государства. Одновременно это форма общения государственной
власти с молодежью.
Например, в
Калининградской области Молодежный парламент был сформирован еще в феврале 1999 г. по инициативе администрации области. В некоторых субъектах Российской Федерации (Московская
обл. и др.) молодежные парламенты предусмотрены региональными законами. В
Республике Карелия Молодежный парламент является экспертным, консультативным и
совещательным органом по вопросам государственной молодежной политики. В г.
Лангепас Ханты-Мансийского автономного округа действует Молодежная дума.
Близкие функции выполняют "молодежные
правительства". Например, в Ярославской и Московской областях разработаны
губернаторские программы "Молодежное правительство", проведены
конкурсы проектов, сделаны другие организационные шаги. В Нижегородской области
Молодежное правительство зарегистрировалось как общественное объединение. Оно
рассматривает вопросы жизни молодежи, активизирует формы работы общественности
по решению молодежных проблем.
Таким образом, наряду с государственной молодежной
политикой осуществляется и политика, в которой субъектом являются различные
партии, профсоюзы, молодежные движения, объединения и организации. Но, как
указывает И.М. Ильинский, «анализ общественной молодежной политики позволяет
отметить, что она носит в большой степени фрагментарный характер и не оказывает
существенного влияния на становление, развитие и реализацию потенциала молодежи»
[Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.:
Голос, 2001. – С. 584.], что, по нашему мнению, является достаточно спорным
утверждением. Чтобы определить степень фрагментарности или целостности нужно,
на наш взгляд, провести содержательный анализ молодежной политики, что
достаточно затруднительно в связи с фундаментальностью категории «молодежная
политика».
Тем
не менее, предметный подход к научным исследованиям в области молодежной
политики позволяет определить наиболее важные компоненты ее содержательной
стороны: определение основных проблем молодежи, которые требуют решения на
данном этапе развития общества; приоритетных направлений деятельности по их
решению; характер и содержание координации совместной работы органов
исполнительной власти по их решению; инструментов и технологий участия органов
по делам молодежи в их решении [Стратегия и основные направления
государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2012 года
«Инициатива молодых – будущее России»].
Характер и содержание координации совместной
деятельности государственных и общественных органов будут рассмотрены в
следующем параграфе работы; анализ основных проблем молодежи будет проведен во
2-й главе. Здесь же остановимся лишь на приоритетных направлениях деятельности
по их решению, поскольку рассмотрение инструментов и технологий участия органов
по делам молодежи в их реализации может стать предметом исследования для отдельной
работы.
Изначально (с
образованием российской государственности) политика, направленная на достижение
основных целей молодежной политики, предполагала поэтапные действия в следующих
основных направлениях [Постановление Верховного Совета Российской Федерации «Об
основных направлениях государственной молодежной политики в Российской
Федерации» № 5090-1от 3 июня 1993 г.]:
-
обеспечение соблюдения прав молодежи;
-
обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;
-
содействие предпринимательской деятельности молодежи;
-
государственная поддержка молодой семьи;
-
гарантированное предоставление социальных услуг;
-
поддержка талантливой молодежи;
-
формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;
-
поддержка деятельности молодежных и детских объединений;
-
содействие международным молодежным обменам.
Форум общественных сил (1992) определил, что ГМП должна включать:
-
обеспечение правовых гарантий социальной защищенности
молодых граждан, прежде всего за счет кредитования и льготного налогообложения;
-
содействие молодежной инициативе и предприимчивости в
любых законных формах;
- учет
специфики молодых работников в реализации государственной политики занятости;
- создание
базового минимума развивающих возможностей для молодого человека в сфере
образования, культуры, спорта, туризма, международных молодежных контактов;
- государственную
финансовую поддержку молодежного движения, стимулирование его оформления в
авторитетную общественную силу;
- формирование
благоприятного общественного мнения в отношении молодежных проблем, поддержку
детской и молодежной печати, программ и телевидения [Резолюция Форума
общественных сил «О молодежной политике»//Документы Форума общественных сил. –
М., 1992. - С. 15-16].
Комитет Государственной
Думы по делам женщин, семьи и молодежи одним из приоритетов считает создание
правовых условий для развития потенциала молодежи. При этом он не рассматривает
это направление в отрыве от развития законодательства в интересах семьи, и
детей. В ранг государственной политики Комитет возводит проблему предупреждения
детской безнадзорности и преступности. Не стоит в стороне Комитет и от проблем
наркомании, правонарушений среди несовершеннолетних, если не усилить
государственную поддержку детского досуга, занятость, молодежного жилищного
строительства [К выступлению на встрече молодых парламентариев
государств-участников СНГ «ХХI век, общество, молодежь» (16 ноября 2000 года)//
www.duma.gov.ru].
Г.В.
Куприянова считает, что молодежная политика государства должна
сосредоточиться на нескольких ключевых направлениях: обеспечение учебной и
трудовой занятости молодежи; воспитание гражданственности и патриотизма;
поддержка общественно значимых инициатив различных групп молодежи, детских и
молодежных общественных объединений; организация отдыха и оздоровления
молодежи; первичная профилактика наркозависимости в молодежной среде
[Куприянова Г.В. Реализация государственной молодежной политики в 1996 – 1998
годах: итоги и перспективы// Российская молодежь. Реалии и прогнозы. Под ред.
Климантова Г.И. и др./Аналитический вестник, 1999. - № 6. – С. 16/2-17].
Программы «Молодежь
России» в интегрированном виде предусматривают следующие основные направления:
- создание условий для самостоятельной и эффективной
деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных
обменов;
- содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой
семьи и социально незащищенных категорий молодежи;
- развитие постоянно действующей системы поддержки
деятельности детских и молодежных организаций и их программ.
-
формирование условий для гражданского становления, военно-патриотического,
духовно - нравственного воспитания молодежи;
-
определение путей решения жилищной проблемы молодежи и молодых семей;
-
поддержка молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи;
-
формирование и развитие системы социальных служб и клубов для молодежи.
Комплексные меры по укреплению молодой семьи;
-
профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ, асоциальных
явлений в молодежной среде, правовая защита и сохранение психического здоровья
молодежи;
-
развитие молодежного, детского и семейного отдыха и массового молодежного
спорта;
-
международное молодежное сотрудничество;
-
развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе
с молодежью;
-
создание системы информационного обеспечения молодежной политики;
-
создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе
социально-экономических преобразований в стране;
-
поддержка детских, молодежных и студенческих общественных объединений.
Участники международного
круглого стола: «Молодежь достойна лучшего» (2002) в содержание ГМП включают:
улучшение условий и гарантий для получения молодежью образования; обеспечение
занятости и развитие предпринимательской деятельности молодежи; обеспечение
охраны здоровья молодежи; содействие развитию духовности, нравственности,
патриотического воспитания и организации досуга молодежи; правовое образование
и профилактику негативных явлений в молодежной среде; поддержку организованного
молодежного движения; поддержку молодых семей [Резолюции международного
круглого стола "Молодежь достойна лучшего"//Материалы международного
круглого стола «Молодежь достойна лучшего». – Алушта, 2002].
Определенный вклад в
формирование содержания молодежной политики вносят и российские регионы. Так,
например, в Ленинградской области основными направлениями государственной
молодежной политики являются: обеспечение соблюдения прав молодежи и гарантий в
сфере труда и занятости молодежи; содействие экономической и
предпринимательской деятельности молодежи; поддержка молодой семьи и
талантливой молодежи; деятельность социальных служб для молодежи; содействие
решению жилищных проблем молодежи; образование и воспитании молодежи;
содействие международному сотрудничеству молодежи [Закон Ленинградской области
«О молодежи и государственной молодежной политике в Ленинградской области» №
11-оз от 16 апреля 1998 г.]
Н.М. Байков и Ю.В.
Березутский на примере одного из субъектов РФ (Хабаровский край) указывают на
следующие направления молодежной политики: решение вопросов занятости и
жилищной проблемы; поддержка молодой семьи; развитие системы социальных служб;
поддержка талантливой молодежи и молодежного предпринимательства; развитие
массового спорта; создание системы информационного обеспечения; развитие
системы молодежного отдыха, художественного творчества, патриотизма молодежи;
поддержка молодежных объединений; международное молодежное сотрудничество
[Байков Н.М., Березутский Ю.В. Государственная молодежная политика: социологический
аспект//www. festrategy.ru].
В Федерации профсоюзов Самарской
области содержание ГМП понимается как:
- принятие
нормативно-правовых актов на федеральном и региональных уровнях, в которых в
полной мере предусмотреть условия, нормы, правила и меры по реализации
молодежной политики;
- социально-экономическая
поддержка и защита молодежи: развитие оптимальной системы социальных льгот и
компенсаций; повышение возможности решения жилищных проблем во время обучения и
после вступления в трудовую деятельность; формирование эффективной системы
стипендиального обеспечения;
- трудоустройство
молодежи, решение проблем вторичной занятости, получения дополнительного
образования, адаптации к рынку труда: поддержка деятельности центров, служб
трудоустройства для молодежи; возрождение института наставничества; создание
системы налоговых льгот для работодателей, предоставляющих рабочие места для
студентов и молодых специалистов;
- развитие молодежного
предпринимательства;
- развитие и поддержка
движения студенческих отрядов.
- формирование условий
для гражданского становления, самореализации молодежи;
- поддержка молодежных
объединений: разработка новых подходов гражданского и патриотического
воспитания молодежи;
- поддержка программ ее
правового и гражданского просвещения; реальная возможность профессионального и
карьерного роста;
- поддержка одаренной и
талантливой учащейся молодежи, развитие студенческой науки: создание и развитие
системы поощрительных стипендий одаренным студентам; инициирование и поддержка
деятельности студенческих научных обществ;
- развитие системы
стимулирования научно-технического творчества молодежи;
- создание условий для
оздоровления и отдыха, пропаганда здорового образа жизни, развитие спорта в молодежной
среде: охрана здоровья учащейся молодежи, медицинское, лечебно-профилактическое
обслуживание;
- организация отдыха
молодежи;
- развитие молодежного
спорта, вовлечение молодежи в оздоровительные мероприятия на предприятиях, в
учебных заведениях, в городах и районах;
-
укрепление материально-технической базы учреждений высшего и среднего
специального образования: увеличение учебно-лабораторных площадей учебных
заведений; проведение системы мероприятий по улучшению условий проживания в
студенческих общежитиях, функционирования столовых, профилакториев;
- профилактика
асоциальных явлений в молодежной среде: разработка и проведение системы мер по
профилактике наркомании, ВИЧ-инфекций, вирусных заболеваний; разработка и
внедрение программ профилактики девиантного поведения среди молодежи
[Рекомендации «Круглого стола» «Молодежь. Проблемы. Пути решения»//Материалы
Круглого стола: «Молодежь. Проблемы. Пути решения». - Самара, 12 сентября 2002 г.].
Таким
образом, всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в период
реформирования и демократизации российского общества была обусловлена
необходимость разработки соответствующей молодежной политики. Такая политика
была разработана и продолжается процесс ее концептуального и содержательного
совершенствования. Общее и объективное мнение таково, что ГМП сегодня должна
формироваться и реализовываться на качественно ином уровне, чем это имеет место
в субъектах Российской Федерации и России в целом. Молодежная политика должна
быть адекватной современному положению и состоянию Российского общества.
Исходя
из этого, достаточно интересны, на наш взгляд, предложения государственного
доклада: Российская молодежь и Государственная молодежная политика на рубеже
веков (2000), рекомендации по результатам парламентских слушаний «Молодежная
политика в современной России: проблемы и пути их решения» (2001),
«обогащающие» основы формирования молодежной политики и др. [Основные выводы и
предложения государственного доклада: Российская молодежь и Государственная
молодежная политика на рубеже веков//Государственный доклад о положении
молодежи и социально-экономи-ческих проблемах в молодежной среде 2000 год;
Рекомендации по результатам парламентских слушаний «Молодежная политика в
современной России: проблемы и пути их решения»//Проблемы развития
человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации (наука, образование,
культура)/Аналитичес-кий вестник Совета Федерации ФС РФ, - 2001. - № 10. - с.
89].
В
задачу данной работы не входит проведение сравнительного анализ всех точек
зрения на сущность, цели, задачи, принципы и содержание молодежной политики. Мы
изучали программно-методические
основы ее формирования с целью определения всего массива мнений с тем, чтобы,
проинтегрировав их, сформулировать, во-первых, требования к молодежной
политике, ее системные уровни, основную цель, задачи, принципы и содержательный
аспект; во-вторых, выработать алгоритм согласованных
действий не зависимых друг от друга государственных и общественных органов по
выполнению ими общих задач на основе единых требований и принципов на всех
уровнях реализации молодежной политики.
Таким
образом, исследование программно-методических основ формирования молодежной политики при
определенных обобщениях, показало, что:
1.
Молодежная политика - это социальное партнерство всех значимых
общественно-политических сил государства и в первую очередь - взаимодействие
государственных органов власти и общественных организаций при решении
молодежных проблем.
2.
К молодежной политике должны, на наш взгляд, предъявляться следующие основные
требования:
а)
общественная поддержка (и, в первую очередью, молодежью) доктрины молодежной
политики (в идеале - сформулированной в официальных программных документах);
б)
разработанность конституционных и законодательных установлений и конкретизация
их нормативных подзаконных актов обязательствам государства в отношении
молодежи;
в)
наличие институциональных основ и механизмов организации исполнения обязательств
государства перед молодежью;
г)
эффективная организационная структура мониторинга и контроля;
д) обеспеченность ресурсами для реализации перечисленных
позиций и для непосредственного исполнения обязательств государства перед молодежью.
3.
Государственная молодежная политика по самой своей природе должна быть единой,
однако особенности закрепления и реализации обязательств государства в России
перед молодежью делают эту политику неоднородной - минимум четырехуровневой по
генезису и многослойной по исполнению. И это, на наш взгляд, не отклонение от
единой нормы, а результат множества противоречивых факторов, обусловливающих
неравномерность реализации обязательств государства перед молодежью.
В сложной, иерархизированной системе целеполагания
работы с молодежью следует, по нашему мнению, выделять следующие системные
уровни:
- национальный уровень
составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и
создают условия для решения жизненно важных проблем молодежи в общенациональных
масштабе;
- региональный уровень
определяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими,
демографическими и др. показателями. Особенности регионального уровня выражены
в приоритетах основных направлений работы с молодежью;
- муниципальный уровень
отражает, прежде всего, специфику разделения сфер управления в реализации целей
и задач работы с молодежью в городах и районах;
- локальный уровень
связан с особенностями конкретного микро социума, его социально-культурного
своеобразия.
4.
Основная цель молодежной политики - создание и укрепление правовых,
экономических и организационных условий для гражданского становления и
социальной самореализации молодежи.
Реализация
данной цели предполагает выделение следующих приоритетов молодежной политики:
- создание
условий для самореализации социально-экономических потребностей молодежи.
- обеспечение
всех социальных прав молодежи (в области труда, образования, охраны здоровья и
др.).
- формирование
у молодежи патриотизма, нравственное и духовное ее развитие.
- создание
условий для интеллектуального и физического развития молодежи.
- поддержка
и стимулирование позитивной общественной молодежной инициативы.
- вовлечение
молодежи в международные культурные, экономические, научные и образовательные
процессы.
5.
Выработка единых подходов к вопросам формирования и реализации молодежной политики
должна осуществляться исходя из следующих основных принципов:
- демократичности
в подходах к молодежи, соблюдения прав и свобод молодых граждан;
- прогрессивности
и новизны;
- целенаправленности,
реальности и рациональности действий на постоянной основе;
- всеобщности
- охват молодежи независимо от пола, национальности, социального положения и
религиозной принадлежности;
- дифференцированного
подхода с учетом проблем социального расслоения и возрастного уровня;
- адресной
защиты и поддержки социально уязвимой части молодежи, в том числе
детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями в здоровье, сирот, многодетных
и неблагополучных семей.
Данные
основные принципы формирования молодежной политики должны учитываться
центральными и местными органами законодательной и исполнительной власти,
обществом в целом и служить одним из критериев оценки их деятельности.
Соблюдение указанных принципов придаст молодежной политике последовательность,
реальный и целостный характер и обеспечит необходимую историческую преемственность,
создаст единую методологию и ориентиры в реализации основных ее направлений.
6.
Реализация государственной молодежной политики предполагает поэтапные действия
в следующих основных направлениях:
- обеспечение
соблюдения прав и свобод молодежи;
- обеспечение
гарантий в сфере образования, здравоохранения, труда и занятости;
- создание
условий для профессионального, духовного и физического развития молодежи;
- развитие
и поддержка молодых талантов;
- формирование
системы социальной помощи и адаптации молодежи к современным условиям;
- содействие
развитию молодежных и детских объединений.
Молодежная политика, в
отличие от традиционной социальной, не сводится только к разработке
компенсационных механизмов. Она содержит активный инновационный и производительный
аспекты, отражающие трудовой и творческий потенциал молодежи. Это позволяет
рассматривать молодежную политику как одно из важных направлений развития
стратегических ресурсов общества.