Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Работа социального педагога в школе

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Работа социального педагога в школе
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:10
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3

    1. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ

     ОБРАЗОВАНИЯ.......................................................................................... 5

    1. 1. Цели социально-педагогической деятельности в

     образовательном учреждении............................................................. 5

    2. ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ,

    ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.............. 8

    2. 1. Социальная профилактика и ее уровни..................................... 8

    2. 2. Профилактика дезадаптивного пове­дения в школе............... 11

    3. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ.................... 13

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 15

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................ 16

    ВВЕДЕНИЕ

    Профессиональная социально-педагогическая работа — один из главных способов реагирования общества на новую социальную ситуацию. Сложная современная социально-экономическая об­становка в России, политическая нестабильность и снижение уров­ня жизни определяют актуальность развития и совершенствова­ния системы социальной защиты человека, ее инфраструктуры и кадрового обеспечения.

    Сегодня социальный педагог должен: иметь глубокие разносторонние знания (в области филосо­фии, социологии, теории социальной работы, юриспруденции, медицины, психологии, педагогики, политологии и т.п.);  владеть  основами  организационно-управленческой,  исследовательско-

    аналитической и научно-педагогической деятель­ности; уметь работать с различными социальными, половозрастными, религиозными, этническими группами и отдельными лица­ми, нуждающимися в социальной помощи и защите.

    Профессия социального педагога, появилась относительно недавно  и поэтому возникают разнообразные трудности с кадровым обеспече­нием и профессиональной подготовкой специалистов.  Вместе с тем в последние годы активно растет число научных  разработок и рекомендаций, обобщается и распространяется опыт социально-педагогической деятельности, ширится инновацион­ный поиск.

    Социальный педагог может работать в общеобразовательных, культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждениях различного ведомственного подчинения, службах социальной за­щиты, правоохранительных, административно-территориальных органах, на предприятиях, в общественных организациях, фон­дах, частных и коммерческих структурах. Место его работы зависит от специфики региона, области, района, города и определяется степенью развитости социальных служб, уровнем управления.

    В практике организации социальной и социально-педагогиче­ской деятельности доминируют два принципа структурирования: институциональный и территориальный.

    Наиболее экономичным и гуман­ным является территориальный подход к созданию межведом­ственной системы социальных служб. При таком подходе учреждения образования, культуры, здравоохра­нения, социального, жилищно-коммунального и т.п. обслужива­ния работают как «открытые» социально-педагогические систе­мы, сориентированные на интересы и потребности конкретных семей, различные категории населения, проживающие в данном микросоциуме.

    При очевидных достоинствах территориального подхода в оте­чественной социально-педагогической практике преобладает ин­ституциональный, предполагающий разделение учреждений со­циального профиля по ведомственному признаку.

    Актуальность данной работы состоит в том, что деятельность социального педагога в условиях общеобразовательной школы становится все более необходимой и востребованной. Нестабильная экономическая обстановка в стране и социальные проблемы, связанные с все более возрастающей бедностью населения приводят  к появлению большого количества так называемых трудных детей и социальный педагог может в этом помочь.

    Цель работы - рассмотреть деятельность социального педагога в условиях общеобразовательной школы и выявить его важную роль в этом процессе. Задачи работы: изучить работу социального педагога в рамках школы,  определить его роль в профилактике школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности некоторых детей и выявить его функции.

    1. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

    1. 1. Цели социально-педагогической деятельности в обра­зовательном учреждении

    В рамках учреждений Министерства образования Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществля­ется штатными социальными педагогами образовательных учреж­дений, учреждений интернатного типа. К числу новых учрежде­ний системы Министерства образования, формирующихся в по­следние годы, относятся центры психолого-педагогической и ме­дико-социальной помощи, которые оказывают методическую по­мощь психологам, социальным педагогам, учителям общеобра­зовательных школ, а также оказывают комплексную медико-пси­холого-педагогическую помощь семье и детям. В системе Мин­образования функционирует также сеть пенитенциарных специ­альных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, куда направляются дети и подростки с девиантным поведением по ре­шению Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Социально-педагогические функции выполняют система проф­техобразования, сеть учреждений поддержки детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, шко­лы-интернаты для детей с недостатками умственного и физиче­ского развития), учреждения дополнительного образования, клубы по месту жительства, специалисты по организации детского и молодежного движения.

    Школа — одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. Введение ставки социального педагога в школе опреде­ляется ст. 55 Федерального закона РФ «Об образовании».

    На осно­ве отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально-педагогической деятельности в обра­зовательном учреждении:

    -  способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;

    -  развивать процесс опережающей социализации, т.е. знако­мить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их роле­выми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих пер­спектив.

    В образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в пси­холого-педагогической и медико-социальной помощи, социальный педагог принимает меры по выявлению причин социальной дез­адаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществ­ляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями[1].

    В специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (открытого и закрытого типа) социальный педагог осуществляет связь со службами со­циальной защиты населения по месту жительства воспитанни­ков, поддерживает связь с родителями (лицами, их заменяющи­ми) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, про­ведения родительских собраний[2].

    Во многих современных образовательных учреждениях созда­ются социальные службы, призванные организовать совместную деятельность администрации, учеников (воспитанников) и их ро­дителей, педагогического коллектива, представителей обществен­ных структур, сотрудничающих с образовательным учреждением для педагогизации среды жизнедеятельности учащихся (воспи­танников) и оказания квалифицированной и своевременной со­циальной поддержки и помощи. Социальная служба должна вы­полнять следующие функции:

    -  выступать поручителем, обеспечивать социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;

    -  охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд;

    -  создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;

    -  оказывать помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;

    -  налаживать взаимоотношения в коллективе, препятствовать психическому насилию над личностью;

    -  изучать общественное мнение в школьном коллективе;

    - организовывать социально-психологическую и правовую кон­сультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;

    -  организовывать работу школьного телефона доверия;

    -  способствовать здоровому образу жизни членов коллектива.

    Таким образом, социально-педагогическая деятельность в уч­реждениях системы образования — необходимое, постоянно раз­вивающееся и совершенствующееся направление педагогической деятельности, которое обеспечивает полноценную социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участни­ков педагогического процесса[3].

    2. ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ

    2. 1. Социальная профилактика и ее уровни

    Актуальность данного направления деятельности социального педагога связана с относительной распространенностью поведен­ческих расстройств патологического и непатологического харак­тера и их отрицательной личностной и социальной значимостью.

    Социальная профилактика (предупреждение, превенция) — деятельность по предупреждению социальной проблемы, соци­ального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождаю­щих их причин. Профилактика направлена на предотвращение воз­можных физических, психологических или социокультурных кол­лизий у отдельных индивидов и «групп риска»; сохранение, под­держание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

    Выделяют три  уровня социальной профилактики[4].

    1. Общесоциальный уровень (общая профилактика) предус­матривает деятельность государства, общества, их институтов, на­правленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т. п. Она осуществляется различными органами государственной власти и уп­равления, общественными формированиями, для которых функ­ция предупреждения преступности не является главной или про­фессиональной. Социальной профилактике посвящен, например, Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних».

    2. Специальный уровень (социально-педагогическая профилак­тика) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или про­блем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осу­ществляется в процессе деятельности соответствующих субъек­тов, для которых профилактическая функция является профес­сиональной.

    3.  Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отноше­нии конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклоне­ния или проблемности. Например, в Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений несовершенно­летних» индивидуальная профилактическая работа определяется как деятельность по своевременному выявлению несовершенно­летних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобще­ственных действий. В зависимости от стадии развития проблемы профилактика бывает нескольких видов: ранняя профилактика, непосредственная профилактика и т.п.

    В социальной профилактике нуждается все население, и преж­де всего люди, входящие в «группы риска». Однако подходы к этим категориям людей различны, как различны программы со­циально-профилактической работы в случаях конкретных про­блем и ситуаций риска.

    Одно из направлений профилактической деятельности соци­ального педагога — профилактика дезадаптации.

    Термин «адаптация» употребляется, с одной стороны, для ха­рактеристики уровня приспособленности человека к условиям среды. С другой стороны, адаптация выступает как процесс при­способления личности к меняющимся условиям. Важно видеть взаимный характер адаптации человека и той среды, с которой он вступает в регулятивные связи в труде и жизни.

    Для обозначения ситуации нормы используется термин «ус­тойчивая адаптация» (синоним — норма, здоровье). При измене­нии привычных условий жизни появляются факторы, вносящие дезорганизацию в психическую деятельность. В этом случае дол­жен включиться механизм переадаптации. Под переадаптацией се­годня понимают процесс перехода из состояния устойчивой адаптации в привычных условиях в состояние относительно устойчи­вой адаптации в новых непривычных (измененных) условиях су­ществования либо результат этого процесса, имеющий успешное значение для личности.

    Стадиями социальной дезадаптации, с которыми чаще всего приходится иметь дело социальному педагогу, являются школь­ная и социальная дезадаптация.

    Школьная дезадаптация — несоответствие социопсихологиче­ского и психофизиологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, овладение которыми становится затрудни­тельным или в крайних случаях невозможным. В результате появ­ляются «педагогически запущенные» несовершеннолетние, неус­певающие и склонные к конфликтам. Как правило, различные поступки и асоциальные проявления у них объясняются не не­знанием, непониманием или неприятием общепринятых мораль­ных и правовых норм, а неспособностью тормозить свои аффек­тивные вспышки или противостоять влиянию окружающих (аф­фективный и волевой уровни).

     Педагогически запущенные несо­вершеннолетние при соответствующей психолого-педагогической поддержке могут быть реабилитированы в условиях школьного учебно-воспитательного процесса.

     Ключевыми факторами реабилитации должны стать доверие, опора на полезные интересы, свя­занные не столько с учебной деятельностью, сколько с будущи­ми профессиональными планами и намерениями, а также пере­стройка на более эмоционально теплые отношения с учителями и одноклассниками.

    Социальная дезадаптация — более высокая степень дезадапта­ции, характеризующаяся асоциальными проявлениями (скверно­словие, курение, дерзкие выходки) и отчуждением от основных институтов социализации — семьи и школы. Отчуждение соци­ально запущенных несовершеннолетних от семьи и школы при­водит к затруднениям в профессиональном самоопределении, за­метно снижает усвоение ценностно-нормативных представлений, норм морали и права, способность оценивать себя и других с этих позиций, руководствоваться ими в своем поведении. Такие под­ростки нуждаются в более серьезной социально-педагогической и социально-психологической помощи, которая лучше всего мо­жет быть оказана в специализированных учреждениях (центры социально-педагогической реабилитации и т.п.).

    2. 2. Профилактика дезадаптивного пове­дения в школе

    Основными направлениями профилактики дезадаптивного пове­дения в деятельности социального педагога являются:

    -  ранняя диагностика детей «группы риска». Можно выделить следующие группы детей, име­ющих повышенный риск развития дезадаптивных форм наруше­ния поведения:

     дети, находящиеся на воспитании в семьях с различным уровнем социальной дезадаптации;

    дети с высокой наследственной отягощенностью психическими и психосомати­ческими заболеваниями;

     дети с гипердинамическим синдромом;

    дети, находящиеся в условиях депривации;

     дети, находящиеся под гиперопекой со стороны родителей, близких, воспитате­лей[5];

    -  консультационно-разъяснительная работа с родителями, пе­дагогами;

    -  мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего, в том числе се­мьей;

    -  организация коррекционно-реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходи­мых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб;

    -  патронаж дезадаптированных несовершеннолетних;

    -  разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведе­ния.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ

    В настоящее время  роль социального педагога имеет особо важное значение. Система образования, ориентируется  в своей деятельности не только  на обучение, но и на  вос­питание ребенка, формирование его личности. Среди сфер, где особенно нужен соци­альный педагог, — это школа, и его работа в школе — особый вопрос.

    В различных странах существует два подхода к его работе. Или социальный педагог сотрудничает со школой, или он является ее штатным работником.

    Сотрудничая со школой, прикрепленный социальный педагог часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нор­мализации отношений, выясняет причины непосещения учени­ками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с деть­ми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей, страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребенку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции. От школьно­го врача он узнает о длительной болезни ребенка, причинах ее, и, чтобы предотвратить отставание в учебе, помогает заниматься дома или в больнице[6].

    Социальный педагог рабо­тает с неблагополучными семьями, отстающими учениками, со­здает детские объединения для проведения свободного времени, привлекает к этому родителей.

    Социальный педагог в школе выполняет  разнообразные функции.  В отличие от учителя-предметника, он — не за учительским столом, а в школь­ном клубе, в секции, в «тусовке», в разновозрастном отряде, там, где необходима его помощь и содействие ребенку. Он выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они стоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные.

    Иногда помощь этим детям может состоять только в том, что­бы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом слу­чае — научить контролировать свои поступки, быть в себе уве­ренным. Но и в том и другом случае от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

    Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной ра­боте с родителями. Он организовывает различные секции и клу­бы, разнообразные трудовые, туристские и краеведческие от­ряды.

    Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей соци­альной микросредой и общественностью микрорайона. Он пери­одически информирует педагогический коллектив школы о пси­хологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Он играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

    Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключенным из школы. Он помогает устроить их в другую шко­лу, помочь освоиться в новом коллективе.

    Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского  труда.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Изменения в нашей стране повлияли на существующую систе­му образования -  на ней не мог не отразиться социальный, эконо­мический и политический кризис общества. Общеобразователь­ная школа должна пересмотреть свою учебную, воспитатель­ную и социальную роль, выдвинув на первый план социальные функции.

    —  Это, по-прежнему, решение задачи выполнения Закона о всеобщем образовании, но организация образования строится в интересах детей и подростков.

    — Это организация воспитательной работы в школе на том же уровне, что и обучение.

    — Это переориентация всей деятельности школы с тем, чтобы поставить в центре всей ее работы личность ребенка, его интере­сы и способности, организовать по-настоящему заботу о детях, утвердить «педагогику ненасилия».

    — Это организация всей работы школы при развитии активно­сти детей, детского самоуправления, создания различных детских объединений, клубов.

    Таким образом, основной социальной задачей школы остается воспитание Че­ловека, Гражданина и осуществление права ребенка на образо­вание.

    На современную школу возложена обязанность выполнения пре­зидентской программы «Дети России», в соответствии с которой оказывается педагогическая и социальная помощь детям, нужда­ющимся в социальной защите.




    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Конституция Российской Федерации //СПС Гарант.

    2. Федеральный  закон РФ «Об образовании»//Консультант Плюс.

    3. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних»//Консультант Плюс.

    4. Введение в новую профессию: Социально-исторический контекст // Социальная работа. — 2004. — № 1. — С. 13.

    5. Закатова И.Н. Развитие социально-педагогических функций общеобра­зовательной школы в современных условиях. (Автореферат). — М., 2006.

    6. Лодкина Т. Социальный педагог приходит в семью//Воспитание школьни­ка. 2006. № 5. — С. 35—38.

    7. Лященко А.И. Организация и управление социальной работой в Рос­сии. - М., 2005. - С. 17.

    8. Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррек­ция, психопрофилактика: Учеб.-практ. пособие. — М., 2000. — С. 30—31.

    9. Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учрежде­нии для детей и подростков с девиантным поведением. Утверждено постановле­нием Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 240; поправ­ки от 08.01.1997 г.

    10. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждаю­щихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено по­становлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867 // Вестник психосоци­альной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1998. — № 4. — С. 80—87.



    [1] Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждаю­щихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено по­становлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867 // Вестник психосоци­альной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1998. — № 4. — С. 80—87.

    [2] Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учрежде­нии для детей и подростков с девиантным поведением. Утверждено постановле­нием Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 240; поправ­ки от 08.01.1997 г.


    [3] Введение в новую профессию: Социально-исторический контекст // Социальная работа. — 2004. — № 1. —С. 13.

    [4] Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррек­ция, психопрофилактика: Учеб.-практ. пособие. — М., 2000. — С. 31.

    [5] Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррек­ция, психопрофилактика: Учеб.-практ. пособие. — М., 2000. — С. 30—31.


    [6] Закатова И.Н. Развитие социально-педагогических функций общеобра­зовательной школы в современных условиях. (Автореферат). — М., 2006. С. 25.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Работа социального педагога в школе ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.