Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Регулирование отчислений в бюджет от интернет-бизнеса

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Регулирование отчислений в бюджет от интернет-бизнеса
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:11
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Регулирование отчислений в бюджет от интернет-бизнеса


    Представляется, что успешность регулирования процесса отчислений в бюджет от интернет-бизнеса обусловлена способностью государства нейтрализовать «более выгодное положение», в котором находятся Интернет-компании по сравнению с оффлайновыми предприятиями, которым приходится выплачивать налоги со всех коммерческих операций.

    Указанное «выгодное положение», во-первых, детерминировано особенностями функционирования Интернета, как вида связи, которые напрямую связаны с конкуренцией.

    В настоящее время российская индустрия связи регулируется множеством нормативов и находится под жестким контролем. В результате, монополисты рынка связи используют свое исключительное положение для ограничения развития отрасли. В частности:

    - Информационные сети многих сетевых провайдеров построены на линиях, арендованных у национальных телефонных компаний, зачастую государственных или занимающих монопольное положение. В отсутствие действенной конкуренции телефонные компании могут вводить искусственно завышенные цены на аренду линий и ограничения на их использование, что препятствует оказанию услуг сетевыми провайдерами.

    - Чтобы попасть к своим подписчикам, сетевым провайдерам зачастую приходится приобретать услуги местных АТС у государственных и монопольных телефонных компаний. Такие услуги также нередко предлагаются по сильно завышенным расценкам, что приводит к росту стоимости информационных услуг для клиентов. 

    - Сетевые провайдеры нуждаются в средствах связи с сетями действующих компаний связи, чтобы все пользователи сети могли беспрепятственно обмениваться информацией. Монопольные или доминирующие на рынке телефонные компании зачастую требуют оплачивать услуги по межсистемной связи между компаниями намного выше себестоимости, а также отказывают в предоставлении подобных услуг, ссылаясь на проблемы с объемом сети и потребности других провайдеров.

    - Многие годы многие компании связи пользовались своим монопольным статусом в целях ограничения соединения средств связи с технологического оборудования с сетью. Даже после того, как монопольное положение было ими утрачено, используется обременительная политика "совместимости" для ограничения конкуренции, создавая затруднения для потребителей услуг связи.

    Все эти препятствия обусловили ограниченность доступа к Интернету и его высокую стоимость, что замедляет развитие и уменьшает выгоды всех видов бизнеса посредством Интернета, а для малого бизнеса является существенным «стимулом» для ухода от уплаты налогов.

     Таким образом, в сфере развития инфраструктуры правительство должно сосредоточить усилия на большей открытости отрасли для привлечения инвестиций и усиления конкуренции, что, на наш взгляд, положительным образом скажется на регулировании процесса отчислений в бюджет от интернет-бизнеса. Но, поскольку, указанный аспект не вполне соотносится с проблемой данного исследования, мы не будет более подробно останавливаться на предложениях по регулированию отчислений в бюджет, обусловленных деятельностью индустрии связи.

    Во-вторых, регулирование процесса отчислений в бюджет от интернет-бизнеса, детерминировано самой системой налогообложения.

    В зарубежных источниках решение рассматриваемой проблемы увязывается  с введением ряда налоговых льгот для Интернет-бизнеса и предложениями по оптимизации механизма налогообложения онлайновых проектов.

    Например, в США существует мораторий  (до октября 2006 г.) на налогообложение онлайновых бизнес-проектов, согласно которому, запрещается налогообложение услуг по предоставлению доступа в Интернет и введение специальных налогов на деятельность онлайновых компаний. В настоящее время вся электронная коммерция в США не облагается налогами. Бюджеты штатов и федеральный бюджет теряют значительную часть доходов, но федеральные и региональные власти США идут на это, чтобы сохранить лидерство "новой" экономики. При этом наблюдается поразительное единство законодательной и исполнительной ветвей власти [Воронов Ю.П. Электронная коммерция: проблемы мировые и российские//Экономическое обозрение, 2001. - № 1].

    По понятным причинам отечественные подходы несколько иные, поэтому объективно вхождение России в электронный бизнес тормозит система налогообложения. Основная причина нам видится в проблеме компетентностного подхода, поэтому первым нашим предложением по регулированию отчислений в бюджет от интернет-бизнеса является создание налоговых отделов (постов) онлайн.

    Целесообразным также является разработка таких схем налогообложения интернет-бизнеса, которые бы способствовали его развитию.

    Второе наше предложение по регулированию отчислений в бюджет от интернет-бизнеса является нормативное закрепление применения процедуры налогообложения интернет-бизнеса, как для оффлайновых предприятий малого бизнеса.

    Охарактеризуем особенности налогообложения малых предприятий в современных условиях. Во-первых, это - упрощенная система налогообложения.

    Упрощенная система налогообложения введена Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ).

    Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

    Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

    - налога на прибыль организаций,

    - налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании главы 21 НК РФ в качестве налогового агента),

    - налога на имущество организаций,

    - единого социального налога.

    Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

    - налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности),

    - налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель в соответствии с нормами главы 21 НК РФ выступает налоговым агентом),

    - налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),

    - единого социального налога в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц [Самохвалова Ю.Н. Некоторые вопросы применения упрощенной системы налогообложения // Консультант бухгалтера, 2003. - № 3].

    Рассмотрим теперь отчисления, которые производятся предприятием, применяющим упрощенную систему налогообложения.

    В конце каждого отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев) малые предприятия представляют в налоговую инспекцию налоговую декларацию по единому налогу. Об этом сказано в статье 346.23 НК РФ. Форма декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 03.03.2005 № 30н.

    Декларация состоит из титульного листа и трех разделов:

    1. «Сумма единого (минимального) налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежащая уплате, по данным налогоплательщика».

    2. «Расчет единого и минимального налогов».

    3. «Расчет суммы убытка, уменьшающей налоговую базу по единому налогу за налоговый период».

    Показатели декларации формируются на основании Книги учета доходов и расходов, утвержденной приказом МНС России от 28.10.2002 № БГ-3-22/606.

    Порядок заполнения декларации определяется выбором объекта налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

    В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

    В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

    Помимо единого налога заменяющего вышеперечисленные налоги, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее УСН), являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд и взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Кроме того, они могут выплачивать пособия по временной нетрудоспособности своим работникам. Поэтому отчетность по взносам в ПФР и ФСС России для этих организаций обязательна.

    Организации, применяющие УСН, выступают по отношению к своим работникам в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию. Они могут выплачивать работникам пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременные пособия при рождении ребенка и др.

    Порядок выплаты организациями, применяющих УСН, пособий по временной нетрудоспособности определен Федеральным законом от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан».

    Согласно этому закону организации, применяющие УСН, выплачивают пособия по временной нетрудоспособности работникам из двух источников:

    - за счет средств ФСС России - в размере, не превышающем 1 МРОТ в месяц;

    - за счет собственных средств - в размере, превышающем 1 МРОТ в месяц.

    При этом статья 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» устанавливает, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц не может превышать 12480 руб.

    Предприятия также должны уплачивать взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это предусмотрено Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ.

    Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу по трудовым договорам. Размер страхового тарифа определяется региональным отделением ФСС России. Он зависит от того, к какому классу профессионального риска отнесена организация в соответствии с группами отраслей (подотраслей) экономики.

    В то же время некоторые налоги такие организации могут не уплачивать из-за отсутствия объекта налогообложения (например, транспортный налог).

    Однако, если у организации, применяющей УСН, есть автомобиль, она владеет земельным участком или является пользователем других природных ресурсов, количество налоговых деклараций и расчетов возрастает. Если же фирма выполняет обязанности налогового агента по НДС или налогу на прибыль, то ей надо представить в налоговую инспекцию декларации и по этим налогам.

    В качестве примера рассмотрим отчеты, которые предприятие должно сдать в налоговую инспекцию по итогам полугодия. Данные наглядно представим в таблице 3.1 [Кропивко М.Д. Организация применяет УСН: как отчитаться за полугодие // Российский налоговый курьер, 2005. - № 13].


            Таблица 3.1. - Отчеты по итогам полугодия, которые необходимо сдавать

                                   предприятиям применяющим УСН


    Вид отчетности

    Срок сдачи за первое полугодие 2005 года

    Кто сдает

    Налоговая декларация по единому налогу

    Не позднее 25 июля (п. 1 ст. 346.23 НК РФ)

    Все организации

    Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование

    Не позднее 20 июля (п. 3 ст. 243 НК РФ)

    Все организации

    Расчетная ведомость по средствам ФСС России

    Не позднее 15 июля (п. 5 ст. 243 НК РФ)

    Все организации

    Отчет по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в ФСС России отдельными категориями страхователей

    Не позднее 15 июля (п. 5 ст. 243 НК РФ)

    Налогоплательщики, добровольно уплачивающие страховые взносы

    Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия

    До 29 июля (постановление Росстата от 14.09.2004 № 41)

    Организации - субъекты малого предпринимательства

    Иная статистическая отчетность

    В сроки, установленные Росстатом для представления иной статистической отчетности

    Организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства


    Налоговая декларация по транспортному налогу

    Устанавливается законодательными актами субъектов РФ

    Налогоплательщики, на которых зарегистрированы транспортные средства

    Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу

    Не позднее 31 июля (п. 3 ст. 398 НК РФ); в 2005 году срок переносится на 1 августа

    Организации, являющиеся плательщиками земельного налога в соответствии с главой 31 НК РФ[1]

    Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций

    Не позднее 28 июля (п. 3 ст. 289 НК РФ)

    Налоговые агенты по налогу на прибыль

    Налоговая декларация по НДС

    Не позднее 20 июля (п. 5 ст. 174 НК РФ)

    Налоговые агенты по НДС

     

    Следует отметить, что переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется предприятиями в добровольном порядке. В случае если предприятия не хотят применять данный льготный режим, применяется общая система налогообложения, при которой уплачиваются налоги заменяемые единым налогом.

    Этот режим, безусловно, имеет как достоинства, так и недостатки. Несомненными достоинствами упрощенной системы налогообложения являются:

    — снижение налогового бремени налогоплательщика,

    — упрощение учета, в том числе налогового,

    — упрощение налоговой отчетности,

    — налогоплательщик сам выбирает объект налогообложения из двух возможных вариантов,

    — право переносить убытки прошлых налоговых периодов на будущие налоговые периоды,

    — относительно низкие ставки единого налога [Калгин В. Поблажки для малого бизнеса // Практическая бухгалтерия, 2004. - № 2].

    Если сравнивать льготный режим налогообложения, действовавший до 01.01.2003 г., то новый налоговый режим во многом выигрывает. Например, по сравнению ранее применяемым режимом, в новой редакции значительно расширен список расходов, принимаемых в целях налогообложения, пороговая сумма годового дохода повышена с 10 млн. рублей до, в 2006 году, 20 млн. рублей, пороговая численность наемных работников повышена с 15 человек до 100 человек и т.д. [Пособия для предпринимателей: Упрощенная система налогообложения. – М.: ЗАО «МАРП», 2006]

    В Российской Федерации действует еще один льготный режим для малых предприятий – система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (введена Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ). Однако интернет-бизнес не попадает в состав видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых предприятия могут применять данный льготный режим.

    Проведенный нами опрос сайтов малого интернет-бизнеса свидетельствуют о первостепенной значимости проблемы налогообложения.

    На необходимость предоставления налоговых льгот указало 100% опрошенных), в частности наиболее важным аспектом считается упрощение и стабильность системы налогообложения (72% опрошенных).

    Таким образом, для нормального функционирования предприятия интернет-бизнеса, целесообразным является разработка системы налогообложения, которая, с одной стороны, способствовала бы развитию предприятия и отличалась простотой, а с другой стороны, не позволяла бы уклоняться от уплаты налогов.

    Следующий момент, который необходимо учитывать – это особенности налогообложения интернет-бизнеса. В интернет-бизнесе существует гораздо больше налоговых проблем и спорных вопросов, обусловленных организацией ведения бизнеса (см. рис. 1.1).

    Например, в общем виде такая структура, как электронные биржи, является самостоятельным юридическим лицом, подпадающим под действие тех же требований налогообложения, что и большинство других аналогичных предприятий. При этом электронная биржа может позволить себе обойтись без необходимой традиционной бирже инфраструктуры, обеспечивающей сопровождение сделок повышенной сложности, - зачем оформлять уплату налога с продаж, налога на добавленную стоимость, таможенной пошлины и т.д., если вся сделка осуществляется по прямой электронной почте между продавцом и покупателем? Соблазны уйти от уплаты налогов возникают при изучении возможностей интернет-бизнеса очень часто. А вместе с ними появляются и проблемы.

    Для их разрешения нами предлагаются следующие основные направления в части налогообложения субъектов интернет-бизнеса: снижение налоговой нагрузки, упрощение порядка налогообложения, ведения учета и отчетности.

    Однако первым этапом разработки является регистрация предприятий интернет-бизнеса.

    Для этого нами предлагается налоговой онлайн (отделам, постам) при регистрации доменных имен в домене RU[2] ставить интернет-сайты на налоговый учет.

    Критерием для определения размера налога может стать лимит выручки от реализации предприятием интернет-бизнеса товаров (услуг) - именно данный критерий является наиболее распространенным в мировой практике. На данный момент организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, ее доходы не превысили 15 млн. рублей. Недостатком данного положения является единый лимит для всех видов деятельности, согласно варианту, распространенному в мировой практике, валовый оборот предприятия должен быть дифференцированным по видам деятельности.

    Целесообразным, по нашему мнению, является замена единым налогом следующих налогов: налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на имущества предприятия, налога на автотранспортные средства и некоторые другие налоги. При этом следует сохранить уплату предприятиями интернет-бизнеса отчислений в пенсионный фонд и фонд социального страхования. Таким образом, максимально упроститься система налогообложения, а также ведение бухгалтерского учета.

    При этом возможным является введение двух вариантов налогообложения: с уплатой налога на добавленную стоимость и без его уплаты. В зависимости от выбранного варианта следует разработать разные ставки налогообложения.

    Предлагаемый подход обусловлен следующим фактом. При применении системы налогообложения без уплаты НДС предприятие реализуют товары, оказывает услуги, либо производит работы без налога на добавленную стоимость. Если потребителями товаров, работ, услуг являются плательщики НДС, то они могут отказаться от продукции предприятия «без НДС». Ведь им нечего будет поставить к вычету. Если же потребителями товаров, работ, услуг являются физические лица или организации, сами не являющиеся плательщиками НДС, то проблем с данным вопросом не будет.

    Поэтому предприятия интернет-бизнеса должны самостоятельно определиться, какой вариант для них является оптимальным, с уплатой НДС или отказом от его уплаты.

    Предлагается упростить процедуру перехода предприятия интернет-бизнеса от обычной системы налогообложения к льготной системе. Для этого на стадии регистрации предприятия налоговой онлайн самостоятельно, на основании устава и других предоставленных данных будущих собственников предприятия, устанавливается возможность применения льготной системы.

    Для действующих предприятий интернет-бизнеса переход к льготному налогообложению будет осуществляться на основании заявления.

    Кроме этого в предлагаемую нами схему налогообложения интернет-бизнеса входит база налогообложения, ставка налога, сроки уплаты налогов, порядок учета налогов с заработной платы работников предприятия и ведение бухгалтерского учета.

    1. База налогообложения.

    Для выбора базы налогообложения проанализируем зарубежный опыт налогообложения малого предпринимательства.

    Теоретически одной из самых привлекательных форм налогообложения является использование налогов «cash-flow», то есть налогов на потоки денежных средств. Эти налоги по существу являются налогами на потребление. Исследователями подчеркиваются такие черты налогов на потоки денежных средств, как простота их определения и ясность, нейтральность по отношению к капиталовложениям, а также легкость администрирования.

    Shome P. и Schutte C. [Shome P., Schutte C., Cash-Flow Tax//Tax Policy Handbook, ed. By Partharasarathi Shome, Washington D.C.: Tax Policy Division, Fiscal Affairs Department, International Monetary Fund, 1995, p. 169-176] выделяются три типа налогов «cash-flow» в зависимости от базы налогообложения.

    В первом случае (R-based Corporate Cash-Flow Tax, real) базой налога является чистый поток реальных трансакций в денежном выражении, то есть разница выручки от реализации и стоимости используемых в производстве факторов.

    Второй тип налога на потоки денежных средств (RF-based Corporate Cash-Flow Tax, real plus financial) отличается от налога на чистый поток реальных трансакций тем, что в его базу включается еще и разница между полученными займами и выплаченным долгом и разность полученных и уплаченных процентов.

    Наконец, третьим типом налога на потоки денежных средств (S-based Corporate Cash-Flow Tax) облагаются чистые потоки средств от предприятия акционерам, то есть сумма выплаченных дивидендов и выкупленных акций за вычетом новых выпусков акций. Если единственным налогом на предприятия является налог «cash-flow», то отличие налога второго типа от налога третьего типа в том, что база второго включает величину налога, а третьего – нет.

    Простейшей для вычисления и поэтому особенно привлекательной при налогообложении малого предпринимательства выглядит налог первого типа, то есть налог на чистый поток реальных трансакций. Эта база налогообложения нейтральна в отношении инвестиционных решений и аналогична базе, используемой для малого бизнеса в других странах. Например, многие консультанты или предприниматели в США предпочитают, чтобы их облагали налогом на предпринимательский доход как индивидуумов. Такое налогообложение по американским правилам предусматривает базу налога, эквивалентную базе налога на поток наличности.

    База потока наличности является относительно сложной, потому что при ее исчислении заработная плата должна отделяться от прибыли, так как расходы на заработную плату разрешено вычитать из базы налога. Но она позволяет разделить налог на зарплату с налогами на доход от капитала, что является важным для определения величины социальных выплат, которая определяется на базе заработной платы. При этом, такой налог в условиях определенности не имеет искажающего воздействия на инвестиционные решения, поскольку чистая приведенная стоимость порождаемого активом потока доходов после налогообложения пропорциональна доналоговой чистой приведенной стоимости с коэффициентом пропорциональности, зависящим только от ставки налога. То есть, внутренняя норма доходности проекта остается неизменной после введения налога. Иначе говоря, такой налог является налогом на экономическую прибыль предприятия. Разумеется, отсутствие переноса убытков снижает приемлемый риск инвестирования, но, поскольку принятие упрощенного режима налогообложения определяется выбором предпринимателя при условии соответствия характеристик предприятия заданным ограничениям, то в целом налоговая система если и дестимулирует рисковые инвестиции, то в силу ограниченной вычитаемости убытков, предусмотренной при налогообложении прибыли.

    Налогом может облагаться и валовая выручка. Такую базу проще рассчитывать, потому что не нужно оценивать стоимость факторов. То есть налоговая онлайн может контролировать только стоимость выпуска. Издержки такого подхода заключаются в том, что это налог с оборота по реализации, он включается в издержки производства, и, следовательно, экономически неэффективен, так как оптимальное решение фирмы относительно объема выпуска при заданных ценах в этом случае искажается. Более того, если обложению налогом подлежат несколько производителей промежуточной продукции в производственной цепи, искажение возникает в каждом из таких случаев, то есть возникает эффект каскада. Следует оговорить, что обычно налог от выручки используется в качестве вмененного налога, заменяющего налог на доход.

    Выбор базы налогообложения зависит от того, какие налоги предполагается заменить налогом на интернет-бизнес. По мнению многих специалистов, в области налогообложения в качестве базы целесообразней использовать поток наличности, чем базу налога на прибыль.

    Использование валовой выручки в качестве базы налогообложения целесообразно только в тех случаях, когда преобладают соображения администрирования.

    На основании вышеизложенного, оптимальным для интенет-бизнеса, по нашему мнению, является принятие за базу для исчисления единого налога - потока денежных средств предприятия (cash-flow - чистый поток реальных трансакций в денежном выражении, что соответствует первому рассмотренному варианту).

    База налога будет представлять собой разницу выручки от реализации и стоимости используемых в производстве (торговле, реализации услуг) факторов. Для определения базы налога чистый поток наличности (поступления денежных средств за вычетом платежей) уменьшается на суммы поступлений, не относящиеся к реализации (например, суммы полученных кредитов), и увеличивается на суммы, уплаченные предприятием, но не являющиеся платежами за факторы (например, погашение кредита и выплата процентов).

    В данном случае важным является вопрос о том, какие поступления денежных средств не включаются в базу налога и какие выплаты предприятия не подлежат вычету.

    Несомненным является тот факт, что на некоторые виды расходов (реклама, представительские расходы) необходимо ввести нормативы в соответствии, с которыми часть их уменьшает базу налогообложения, а часть нет. В частности нами предлагается установить норматив в 20% для предприятий интернет-бизнеса. 20% - это, как показал опрос по выборке данного исследования, средний показатель накладных расходов (создание и раскрутка сайта, разработка программ, оплата провайдеру и пр.) для фирм, осуществляющих бизнес посредством Интернета.   

    Приведем пример определения базы налогообложения в соответствии с предложенным вариантом. Такой расчет, возможно, выполнить на основании формы существующего журнала доходов и расходов предприятия, разработанного для предприятий осуществляющих учет по упрощенной системе налогообложения, с некоторой корректировкой существующей формы (табл. 3.2).


    Таблица 3.2. - Расчет базы налогообложения для исчисления единого налога


    Регистрация

    Сумма

    № п/п

    Дата регистрации первичного документа

    Содержание

    операции

    Поступления

    в т. ч. поступления, учитываемые при исчислении налоговой базы

    Расходы

    в т. ч. расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы

    1







    2







    3







    Итого за квартал







    Поток денежных средств к начислению



    Рассмотрим на практическом примере порядок определения налоговой базы предприятия. В данном случае предполагается, что предприятия не являются плательщиками НДС и оказывает на рынке интернет-технологий услуги по размещению рекламы, раскрутки сайтов и их созданию.

    В течение отчетного периода (допустим месяц), были осуществлены следующие операции:

    — 01.01.06. – 25 000 руб. – реализованы услуги по размещению рекламе в интернете (поступила выручка);

    — 02.01.06. – 38 000 руб. – поступила выручка от реализации услуг по созданию интернет сайта;

    — 03.01.06. – 13 000 руб. – затраты на размещение рекламы в СМИ;

    — 05.01.06. – 12 000 руб. – поступила выручка от внесения изменений и корректировок в интернет сайт потребителя;

    — 10.01.06. – 45 000 руб. – выдана заработная плата работникам предприятия;

    — 10.01.06. – 6300 руб. взносы на обязательное пенсионное страхование;

    — 11.01.06. – 100 000 на расчетный счет поступили средства кредита на покупку оргтехники и оборудования;

    — 13.01.06. – 43 000 руб. приобретены компьютеры и принтер на полученные на эти цели кредит;

    — 17.01.06. – 54 000 руб. – поступила выручка от реализации услуг по созданию интернет сайта;

    — 20.01.06. – 250 руб. расходы на приобретение канцелярских товаров;

    — 25.01.06. – 12 000 руб. – реализованы услуги по размещению рекламе в интернете (поступила выручка);

    — 28.01.06. – 1300 руб. - проценты, уплачиваемые за предоставление кредитов.

    Расчет налогооблагаемой базы представим в таблице 3.3.

    На основании данных таблицы 3.3 можно сделать вывод, что расчет налогооблагаемой базы для предприятия, осуществляемого свой бизнес посредством интернет является несложным. В данном случае основная задача – правильно определить, какие поступления и расходы не учитываются при налогообложении.


    .

    Таблица 3.3. - Расчет базы налогообложения для исчисления единого налога


    Регистрация

    Сумма

    № п/п

    Дата регистрации первичного

    документа

    Содержание операции

    Поступления

    в т. ч. поступления, учитываемые при исчислении налоговой базы

    Расходы

    в т. ч. расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы

    1

    01.01.06

    Реализованы услуги по размещению рекламе в интернете (поступила выручка)

    25000

    25000



    2

    02.01.06

    Поступила выручка от реализации услуг по созданию интернет сайта

    38000

    38000



    3

    03.01.06

    Затраты на размещение рекламы в СМИ



    13000

    13000

    4

    05.01.06

    Поступила выручка от внесения изменений и корректировок в интернет сайт потребителя

    12000

    12000



    5

    10.01.06

    Выдана заработная плата работникам предприятия



    45000

    45000

    6

    10.01.06

    Взносы на обязательное пенсионное страхование



    6300

    6300

    7

    11.01.06

    На расчетный счет поступили средства кредита на покупку оргтехники и оборудования

    100000




    8

    13.01.06

    Приобретены компьютеры и принтер на полученные на эти цели кредит



    43000

    43000

    9

    17.01.06

    Поступила выручка от реализации услуг по созданию интернет сайта

    54000

    54000



    10

    20.01.06

    Расходы на приобретение канцелярских товаров



    250

    250

    11

    25.01.06

    Реализованы услуги по размещению рекламе в интернете (поступила выручка)

    12000

    12000



    12

    28.01.06

    Проценты, уплачиваемые за предоставление кредитов



    1300

    1300

    Итого за месяц

    241000

    141000

    108850

    108850

    Поток денежных средств к начислению




    32150


    Естественным является исключение из налогооблагаемой базы поступление на расчетный счет кредита, так как данная операция не является поступлением от реализации товаров и услуг. В то же время стоимость приобретенных основных средств включается в состав расходов предприятия. Также включается в состав расходов уплачиваемые проценты за пользование кредитом.

    Таким образом, база налогообложения – это разница между поступлениями и расходами, учитываемыми при налогообложении.

    2. Ставки налога.

    Представляется целесообразным заметно снизить ставки налогообложения в первые 2 года существования предприятий. Однако здесь существует следующая проблема: предприятия по истечению этого периода могут ликвидироваться по решению собственников предприятия и на их месте организовываться новые. Такая практика активно использовалась ранее, при льготном налогообложении. Поэтому целесообразным является сделать оговорку в законе о налогообложении интернет-бизнеса, что в случае ликвидации существующего предприятия в период снижения ставки, должно производиться доначисление налога по полной существующей ставке налогообложения.

    При определении ставки налога следует, на наш взгляд, учитывать мнение налогоплательщиков. Проведенный нами опрос сайтов малого интернет-бизнеса показал, что при ставке 20% намерены честно заявлять о своих доходах  8% сайтов; при ставке 18% - 13% сайтов; при ставке 16% - 18% сайтов; при ставке 14% - 25% сайтов; при ставке 12% - 36% сайтов.

    На вопрос, готовы ли предприниматели платить налоги в объемах на 2-3% больше при 50%-й скидке в течение первых 2 лет, 96% ответили утвердительно.

    Поэтому представляется разумным ставку налога принять - 20%. Соответственно в первые 2 года предприятия уплачивают 10% от установленной ставки.

    Для предприятий принявших решение уплачивать НДС, ставка налогообложения – 16%, соответственно льготная ставка в первые два года – 8%.

    Следует отметить, что услуги интернет-бизнеса имеют спрос, как у физических лиц, так и у юридических лиц, поэтому при выборе порядка налогообложения, руководитель каждого предприятия должен самостоятельно определиться с приоритетным для него вариантом в зависимости от целевого сегмента, на который будет ориентированна его деятельность.

    3. Сроки уплаты налогов.

    Исходя из того, что в современных условиях процессы оплаты за товары и услуги, а также расчета налогов во многом автоматизированы, мы считаем, что приемлемым является то, чтобы в течение года уплата предварительных авансовых платежей по итогам квартала производилась не позднее 15 числа следующего за кварталом месяца; по итогам года окончательный расчет с корректировкой авансовых платежей - до 15 февраля следующего за отчетным годом. Таким образом, сохраняется существующее положение упрощенной системы налогообложения: налоговым периодом признается календарный год; отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

    4. Порядок учета налогов с заработной платы работников предприятия.

    С позиций горизонтальной справедливости, а также для того, чтобы налоговая система не порождала дополнительных искажений, необходимо, чтобы платежи в пенсионный фонд и фонды социального страхования совпадали с платежами, которые были бы исчислены при таком же уровне заработной платы во всех других случаях. Особенно это актуально в современных условиях, когда произошло значительное изменение в системе пенсионного обеспечения, и платежи в пенсионный фонд являются залогом будущего благополучия работника предприятия, так как их часть идет на формирования дополнительной пенсии работника.

    Поскольку указанные платежи представляют собой фиксированный процент от заработной платы, их расчет несложен, и издержки ведения учета не должны препятствовать установлению единого порядка для всех получающих заработную плату. В случае налогообложения потока наличности, учет заработной платы при любом варианте является необходимым, поскольку она подлежит вычету из налогооблагаемой базы. Те платежи в социальные фонды, которые относятся на себестоимость по правилам налогообложения прибыли при полном учете, в случае малого предприятия должны также начисляться, перечисляться в бюджет или в соответствующие фонды и вычитаться из налогооблагаемой базы.

    5. Ведение бухгалтерского учета.

    Следует отметить, что одним из достоинств предлагаемой системы налогообложения малого бизнеса (налог на потоки наличности) является возможность вести учет без применения двойной проводки, по упрощенной методике.

    Целесообразным является предоставить предприятиям интернет-бизнеса возможность выбора ведения бухгалтерского учета - в соответствии с общепринятой системой (с использованием двойной запаси на счетах бухгалтерского учета) и по упрощенной форме.

    Регистрация хозяйственных операций должна осуществляться налогоплательщиком в книге учета поступлений и выбытия денежных средств (книгу предлагается, равно как и другие документы, оформлять в электронному виде для предоставления посредством интернет налоговой онлайн), с указанием содержания хозяйственной операции, в момент соответственно поступления денежных средств на счет налогоплательщика в банке (или на кошелек электронных денег) или выбытия денежных средств со счета (кошелька) налогоплательщика. Отражению в книге учета поступлений и выбытия денежных средств подлежат все хозяйственные операции налогоплательщика, связанные с поступлением или выбытием денежных средств. Для налогоплательщиков, имеющих статус налогоплательщиков налога на добавленную стоимость, соответствующие суммы доходов и расходов принимаются для расчета налогооблагаемой базы без учета указанного отдельной строкой в платежных документах налога на добавленную стоимость.

    Безусловный характер должно носить требование к плательщикам по сохранению документации (что при использовании электронных книг в определенной степени облегчено). Упрощенный учет не освобождает налогоплательщика от обязанности хранить счета-фактуры, квитанции и учетную документацию, достаточную для проверки доходов и результатов (что при использовании компьютерных технологий еще более удобно). Наличие адекватной документации должно требоваться в качестве обязательного условия применения упрощенного учета.

    Таким образом, рассмотрев проблемы регулирования процесса отчислений в бюджет от интернет-бизнеса, можно сделать следующие выводы:

    1. Опыт развития налоговых отношений привел нас к осмыслению необходимости ослабления налогового бремени, которое возможно посредством использования для интернет-бизнеса действующей системы налогообложения малого оффлайного предпринимательства.

    В настоящее время в России действуют три системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства: общепринятая и два особых режима – а) упрощенная система налогообложения, учета и отчетности; б) система налогообложения вмененного дохода.

    Предприятия, относящиеся интернет-бизнесу, могут применять только один льготный режим – упрощенную систему налогообложения или соответственно общий режим.

    Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.

    Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате: налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, единого социального налога.

    Объектом налогообложения при упрощенной системе являются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

    Помимо единого налога заменяющего вышеперечисленные налоги, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее УСН), являются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд и взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Кроме того, они могут выплачивать пособия по временной нетрудоспособности своим работникам. Поэтому отчетность по взносам в ПФР и ФСС России для этих организаций обязательна.

    Этот режим, безусловно, имеет как достоинства, так и недостатки. Несомненными достоинствами упрощенной системы налогообложения являются: снижение налогового бремени налогоплательщика, упрощение учета, в том числе налогового, упрощение налоговой отчетности, относительно низкие ставки единого налога, налогоплательщик сам выбирает объект налогообложения из двух возможных вариантов, право переносить убытки прошлых налоговых периодов на будущие налоговые периоды.

    2. В общем виде механизм регулирования отчислений в бюджет от интернет-бизнеса может быть представлен следующим алгоритмом взаимодействия налоговых органов и интернет-бизнеса (рис. 3.1).

     










    Рисунок 3.1. - Алгоритмом взаимодействия налоговых органов и интернет-бизнеса

    3. В качестве совершенствования системы налогообложения интернет-бизнеса нами предлагаются следующие изменения.

    Единым налогом должна осуществляться замена следующих налогов: налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на имущества предприятия, налога на автотранспортные средства и некоторые другие налоги. Следует сохранить уплату малыми предприятиями отчислений в пенсионный фонд и фонд социального страхования. При этом возможным является разработка двух вариантов налогообложения: с уплатой налога на добавленную стоимость и без его уплаты. В зависимости от выбранного варианта – разработать разные ставки налогообложения.

    Ставку налога принять - 20%. Соответственно, в первые два года предприятия уплачивают 10% от установленной ставки. Для предприятий принявших решение уплачивать НДС, ставка налогообложения – 16%, соответственно, льготная ставка в первые два года – 8%.

    Простейшей для вычисления и поэтому особенно привлекательной при налогообложении малого предпринимательства выглядит налог первого типа, то есть налог на чистый поток реальных трансакций. Эта база налогообложения нейтральна в отношении инвестиционных решений и аналогична базе, используемой для малого бизнеса в других странах.

    База налога будет представлять собой разницу выручки от реализации и стоимости используемых в производстве факторов. Для определения базы налога чистый поток наличности (поступления денежных средств за вычетом платежей) уменьшается на суммы поступлений, не относящиеся к реализации (например, суммы полученных кредитов), и увеличиваются на суммы, уплаченные предприятием, но не являющиеся платежами за факторы (например, погашение кредита и выплата процентов).

    Также необходимым является разработать лимиты выручки для отнесения предприятия к малому интернет-бизнесу в зависимости от его отраслевой особенности. Наши предложения в данной части приведены в главе 1.

    Следует отметить, что одним из достоинств предлагаемой системы налогообложения малого бизнеса (налог на потоки наличности) является возможность вести учет без применения двойной проводки, по упрощенной методике. Целесообразным является предоставить предприятиям возможность выбора ведения бухгалтерского учета - в соответствии с общепринятой системой (с использованием двойной запаси на счетах бухгалтерского учета) и по упрощенной форме.



     

    [1] Аналогично отчетность по иным налогам и сборам (водному налогу, сборам за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и т. п.) организации, применяющие УСН, сдают, только если являются плательщиками этих налогов и сборов.

     

    [2] В современных условиях в домене RU действует заявительный порядок регистрации доменных имен. Регистратор не уполномочен производить предварительную проверку заявляемых к регистрации доменных имен на соответствие их каким-либо объектам, в том числе объектам исключительных прав (средствам индивидуализации) и др.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Регулирование отчислений в бюджет от интернет-бизнеса ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.