СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1.
Особенности
восприятия образов Италии и Рима в русской литературе начала XIX века...............................................................................4
2. Римская тема в творчестве А.С. Пушкина..................................................5
3. Итальянские мотивы в произведениях
поэтов пушкинской поры.........8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................14
ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................15
ВВЕДЕНИЕ
Рим занимает
особое место на карте мира. Когда-то это была огромная и могущественная
империя, ознаменовавшая собой целую эпоху в развитии человеческой цивилизации,
сейчас - это один из самых прекрасных и удивительных городов Земли, столица
Италии. Как нигде, здесь слышно дыхание вечности, но седые камни не подавляют
своим величием, а напротив, вплетаются в быстрокипящую жизнь современной
метрополии как некий необходимый ей орнамент.
Возникновение
итальянской темы в русской литературе первой трети XIX века связано с расширением
поэтической «географии» художественного творчества и стремлением русских
писателей осмыслить «место» своего отечества в общеевропейском культурном
пространстве. Противостояние западников и славянофилов было направлено на
разрешение таких вопросов, как взаимовлияние России и Европы,. взаимопритяжении
и взаимоотталкивании культур России и Запада, о сущности и роли русского
европейца, поскольку именно в контексте этих проблем, в конечном счете, будет
разрешаться культурная и политическая судьба России в XXI веке.
Рассмотрение итальянской темы в русской литературе начала XIX века
представляется нам тем более важным, что культура Европы в целом была основана
на античном фундаменте, древней Греции и древнего Рима. И, как считают
исследователи[1],
именно Италия, «возросшая на развалинах Рима, около эпохи Возрождения», сыграла
особую роль в духовной жизни Европы.
Цель нашей
работы – выявление основных черт в образах Рима и Италии в литературе первой
четверти XIX века.
Предметом
нашего исследования и является итальянская тема в творчестве таких поэтов и писателей
XIX века, как А.С. Пушкин, Рылеев,
Катенин, Кюхельбекер, Батюшков.
В качестве
основного объекта анализа нами будут рассматриваться произведения данных
авторов, написанные в первой трети XIX века, в которых возникают образы Италии
и Рима.
1. Особенности восприятия образов Италии и Рима в русской
литературе начала XIX века
Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима был!
Ф. Тютчев
Итальянская
культура как наследница культуры античной всегда активно воспринималась в
России. Поистине масштабный характер этот процесс приобретает со второй
половины XVII века и - особенно - в эпоху Петра I и Екатерины II. Расцвет же итальянского
Ренессанса в России, как считают исследователи[2],
приходится на первую треть XIX века - пушкинскую эпоху, когда произведениями
итальянской живописи и скульптуры украшают не только царские палаты, но и
дворянские усадьбы.
Особую страницу взаимоотношений России и Италии представляет литературный пласт
культуры. В XIX веке в Италии становятся известными и
и получают признание произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского и Толстого, а в
России изучается итальянская литература (прежде всего переводится Данте).
Италия сыграла свою особую роль в жизни многих русских писателей. Именно в начале
XIX века образы Рима и Италии прочно войдут в русскую литературу (К.Н.
Батюшков, А.С. Пушкин, К.Ф. Рылеев, Е.А. Баратынский, Шевырев, Ф.Н. Глинка,
К.А. Бахтурин, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, и др.).
Прежде всего,
это можно объяснить интересом русских поэтов и писателей к эпохе античности
вообще, с которой тесно связывался в их сознании Рим, а, следовательно, и
Италия. Однако, здесь прослеживаются две тенденции: античная цивилизация
воспринимается с одной стороны, как колыбель искусств, как идеал, образец, с
другой стороны, ближе к середине XIX века римское античное наследие начинает
ассоциироваться с закатом, гибелью Римской империи и поэты больше обращаются к
современной им Италии. Падение великой древней империи писатели видят, как
правило, в тирании правителей Рима, в наличии рабства, проецируя эти тенденции
на российскую действительность начала XIX века и показывая таким образом
состояние современного им общества. Это характерно, прежде всего, для эпохи
декабризма.
В поэзии А.С. Пушкина как
наиболее значительного поэта первой четверти XIX века и его современников образ
Рима характеризуется следующими определениями: вечный, древний, великий,
величавый, державный, могучий, неодолимый, сильный, неблагодарный, гордый,
свободный, падший, унылый, всепожирающий, ужасный, развратный, грозный, буйный,
а Италия – святая, счастливая, прекрасная, прелестная, златая, цветущая Авзония.
Заметим, что образы
Древнего Рима и современной столицы Италии в поэтических фрагментах часто
совмещаются. Через достопримечательности современного Рима поэтическое
воображение проникает в Рим древний.
2. Римская
тема в творчестве А.С. Пушкина
О творчестве
Пушкина написано огромное количество научных работ, затрагивающих самые разные
проблемы, в том числе и проблему античного наследия, поэтому мы упомянем лишь
основные тенденции, относящие непосредственно к теме Италии и Древнего Рима в
его произведениях первой четверти XIX века..
Римская тема
проходит через все творчество поэта, мелькая в различных его произведениях,
начиная с раннего периода: Калигула (ода «Вольность», 1818); Назон («Евгений
Онегин»); Брут («К портрету Чаадаева», 1817-1820); Юлий Цезарь, Октавиан Август
(«К Гнедину», 1821); кесарь, Рубикон, державный Рим («Кинжал», 1821) и т.д.
В
стихотворении «К Лицинию» (1815) Рим рисуется как мрачное место, где процветают
рабство, бесправие, жестокость, подлость, где императоры погрязли в разврате,
окруженные любимцами и льстецами:
Развратный
юноша воссел в совет мужей;
Любимец
деспота сенатом слабым правит;
На Рим
простер ярем, отечество бесславит;.[3]..
Совершенно
очевидно, что сей неприглядный образ проецируется Пушкиным на собственное
отечество. Поэт видит лишь одно средство борьбы с таким положением вещей:
подобно римскому поэту сатирику Ювеналу обличать пороки общества в сатирах. Он
предсказывает Риму, а значит и своему родному государству гибель от рабства:
О Рим, о
гордый край разврата, злодеянья!
Придет
ужасный день, день мщенья, наказанья.
Предвижу
грозного величия конец:
Падет, падет
вселенныя венец.
***
Исчезнет Рим,
его покроет мрак глубокой;
И путник,
устремив на груды камней око,
Воскликнет, в
мрачное раздумье углублен:
«Свободой Рим
возрос, а рабством пагублен».[4]
В
четверостишии «К портрету Чаадаева» (1817-1820) упомянут Брут, с которым
сравнивается друг поэта:
Он вышней
волею небес
Рожден в
оковах службы царской;
Он в Риме был
бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он –
офицер гусарской.[5]
Вообще данный
персонаж риской истории чрезвычайно идеализируется Пушкиным в ранней лирике. Он
ассоциируется у поэта с борцом за свободу, который свергнул тирана-отца.
Например, в стихотворении «Кинжал» (1921):
Шумит под
Кесарем заветный Рубикон,
Державный Рим
упал, главой поник закон;
Но Брут
восстал вольнолюбивый:
Ты кесаря
сразил – и мертв объемлет он
Помпея мрамор
горделивый.[6]
Тема Рима
затрагивалась Пушкиным и позже в стихотворении «К вельможе» (1830), а в более
поздние годы была продолжена им не только в стихах, но и прозе: это «Египетские
ночи» и незаконченные прозаические произведения поэта «Мы проводили вечер на
даче...» и «Повесть из римской жизни».
Италия же в творчестве
Пушкина на протяжении всей жизни поэта и ассоциировались главным образом с
мифологемами искусства и поэзии, свободолюбия и романтизма. Так, в
вольнолюбивых стихах поэта периода южной ссылки Италия - родина революции,
карбонариев, которые «шалят» в Неаполе (послание «В. Л. Давыдову», 1824).
Одновременно для него актуализировался код Италии как «златой» и «прекрасной»
родины сосланного Овидия, что придавало ей черты второй духовной родины поэта
через систему параллелей Италия (Рим) - Петербург, Овидий - Пушкин («К
Овидию»). Впоследствии, уже в «Египетских ночах», Италия (Неаполь) станет
родиной художника-импровизатора, вынужденного продавать свой талант в условиях
наступившего «железного века». Наконец, Венеция становится у Пушкина синонимом высокого
романтического мира.
Таким образом, мы видим,
что в творчестве А.С.Пушкина образ Рима отражён в таких признаках, как
Священная Римская империя; великое, сильное государство; родина римского поэта
Овидия Назона; страна греха, рабства.
Образ Италии содержит
следующие признаки: европейское государство; прекрасная страна, красивый,
романтичный край; южная, тёплая страна; резиденция римского папы (Ватикан);
государство в период войны с Наполеоном; католическая страна; Рим – жители
Рима.
3. Итальянские мотивы
в произведениях поэтов пушкинской поры
В творчестве поэтов
пушкинской эпохи концепт Древний Рим раскрывается в следующих признаках: город
на семи холмах; город язычников; край свободы и законов; город-жертва.
Так, упоминание событий в
истории Древнего Рима, его знаменитых людей мы видим в стихотворении
поэта-декабриста К. Рылеева «К временщику» (1820). Автор говорит о том, что
государственных деятелей нужно судить по их поступкам, и в доказательство
приводит свое отношение к Цицерону:
И в Цицероне мной не
консул – сам он чтим
За то, что им спасен от
Катилины Рим...
И далее поэт выражает
надежду, что современных ему тиранов постигнет участь римских императоров:
Тиран, вострепещи!
Родиться может он –
Иль Кассий, или Брут, иль
враг царей Катон![7]
Рим – как могущественная
империя, которая является образцом свободного правового государства, появляется
в оде К. Рылеева «Гражданское мужество» (1823):
Лишь Рим, вселенной
властелин,
Сей край свободы и
законов,
Возмог произвести один
И Брутов двух, и двух
Катонов.[8]
И наоборот, Рим – как
государство рабов под властью императора-тирана, наделенного абсолютной
властью, алчного, презревшего закон, делающего только для собственной выгоды,
предстает перед нами в стихотворении А. Шишкова «К Метеллию» (1815-1814):
Метеллий! Помоги узнать
римлян и Рим!
***
Где ж правда? Где ж
трудов стяжанье и награда?
Отчаянье в полях,
коварство в недрах града,
И веси отцвели, как в
осень злак полей.
***
Как алчность вечная
несытого владельца
Пожрет надежду, труд и счастье
земледельца,
Закона глас молчит! Под
сень его злодей
Спокойно кроется от
дремлющих судей.[9]
Автор не знает, как долго
это будет продолжаться, но уверен, что все изменится:
О! Скоро ль гром небес,
сей мститель справедливый,
Злодейства сильного раздастся
над главой,
Исчезнет власть твоя,
диктатор горделивый,
И в Риме процветет
свобода и покой?
***
Нет, нет! Настанет день,
свободный от оков,...
И он уверен, что случится
это может только в результате революционного переворота, здесь прямая
перекличка с идеями декабристов.
Воспрянет римлянин, мечом
в кровавой длани
Омоет свой позор и стыд
своих отцов![10]
Италия в поэзии
современников поэта сформирован признаками, которые, с одной стороны,
пересекаются с признаками, вербализованными в поэзии А.С.Пушкина, а с другой
стороны, являются новыми. Италия – это страна с особым небом; страна великих
героев, край былого величия; страна искусства, совершенной природы.
О красоте Италии, о ее
древности, о тех тайнах, которые она хранит, как наследница античности, с упоением
рассказывает в своих «Европейских письмах» В. Кюхельбекер:
«...я теперь в Италии, в
земле. Коей жители в отношении политическом и нравственном без сомнения
занимали некогда первое место между народами европейского мира.
Как описать тебе, мой
друг, чувства, с которыми я в первый раз вступил на сей классический берег, на
сей феатр минувших, всемирных происшествий? Тени повелителей вселенной
встретили, кажется, меня у самой пристани: я видел призраки древнего
могущества, древней славы, древнего просвещения,...»[11]
В числе красот, которые
он мечтает посетить в этой стране, поэт упоминает и Рим: «Меня ждет Рим, ждут
развалины Августовой древности,...». Он наслаждается причастностью к этой
вековой древности, восхищается ею: «И я в Риме, в бессмертном Риме! Все пережил
он перевороты, все возрасты племен, обитавших в Гесперии. Ни галлы, ни
Катилина, ни Спартак, ни Серторий, ни ужасные сыны его Сулла и Марий, ни первые
триумвираты, ни вторые не смогли его стереть с лица земного,... Рим пребывал
неколебим, и Рим-город расширялся над целыми областями». Автор описывает, каким
видится ему этот город, а также делится с читателями своими размышлениями о
том, почему же Рим остается «вечным городом»: «Рим существует, между тем как
города столь же богатые и могущественные, между тем как Париж, как Лондон
исчезли с земли. Что же могло быть причиною его целостности посреди общего
разрушения? Слава на сей раз была хранительницею жизни, или, лучше сказать,
бальзамом, употребленным судьбою для сбережения мумии древнего Рима»[12].
Но красота Италии могут
быть пагубна, прежде всего, для нее самой. Об этом говорит в своем сонете
(1825) поэт П. Катенин:
Италия! Италия! Зачем
Тебя судьба ущедрила
красою?
Сей вредный дар
неразлучим с тобою,
И корень он твоим
несчастьям всем.
Будь менее прекрасна ты
собою,
Иль более сильна владеть
мечом,
Чтоб не пылал к тебе
любви огнем,
Чтоб не губил пришлец
тебя войною,...[13]
Римская тема
нашла свое отражение также в стихотворении К.Н. Батюшкова «Элегия» (1817). Пафос
вечного города мы видим в этом произведении:
Какое торжество готовит древний Рим?
Куда текут народа шумны волны?
***
О древнее квиритов пепелище!
Земля священная героев и чудес!
Развалины и прах красноречивый![14]
Интересно
отметить, что Рим, завораживающий своей многовековой тайной и «силой исполинской»,
Батюшков так или иначе сравнивает со стихией. Кроме того, автор обращает свое
творческое внимание на далекое героическое прошлое человечества, идеализируя
минувшие века и находя в них близкие и понятные человеку XIX столетия мотивы и
образы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассудком или
«теоретически» вряд ли можно расчислить обаяние Италии и Рима и тайну
их целостности, способности объединять уникальное и даже прямо
противоборствующее: древность и современность, свободу и тиранию, спокойствие и
войну, красоту и безобразие. Еще Древний Рим явил удивительные примеры этой
способности: в самом начале он сочетался с законченной культурой
покидающих историю этрусков, потом с совершеннейшей культурой эллинов,
затем постиг тысячелетние откровения Египта и Ближнего Востока, а вслед
за этим, долго сопротивляясь, воспринял пришедшее из презираемой
Иудеи христианство, одев его в мрамор и насытив жизненными красками
и, наконец, немного запоздало опомнившись, Рим поставил под власть Христа
когда-то враждебное Ему, раскопанное и отныне бережно хранимое античное
«язычество».
В русской литературе
начала XIX в. эти противоречия нашли свое непосредственное отражение и стали в
свою очередь одним из средств художественного выражения для поэтов и писателей.
Италия ассоциировался с современными поэтам и писателям образом страны, Древний
Рим связывался с Великой Римской империей времён Нерона, Августа, Цезаря и
других римских правителей. В поэзии А.С.Пушкина и его современников Рим
характеризовался как вечный, великий, величавый, неодолимый, сильный, гордый,
свободный, рабский падший, всепожирающий, ужасный, развратный, а Италия –
святая, счастливая, прекрасная, прелестная, златая, цветущая Авзония.
ЛИТЕРАТУРА
1. Автухович Т.Е. Рим в русской поэзии
первой половины XIX века: эмблема - аллегория - символ - образ // Образ Рима в
русской литературе: Межд. сб. науч. работ: Рим - Самара, 2001.
2.
Батюшков К. Н.
Сочинения в двух томах. Т.1. - М., 1989.
3.
Бочаров И.,
Глушакова Ю. Итальянская Пушкиниана. М., 1991.
4.
Декабристы:
Поэзия. Драматургия. Проза. Публицистика. Литературная критика. / Сост. В.
Орлов. – М.: Художественная литература, 1951.
5. Зиновьева О.А. Концепт Италия в
поэтической концептосфере А.С.Пушкина // Текст – дискурс – картина мира. Вып.3.
Воронеж: Истоки, 2007.
6. Комолова Н.П. Предисловие // Италия и
русская культура XV-XX веков. М., 2000.
7. Муратов П.П. Образы Италии. - М.:
Республика, 1994.
8. Немцев В.И. Рим в русской культуре //
Образ Рима в русской литературе: Межд. сб. науч. работ: Рим - Самара, 2001.
9. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 17 т.
Т 1. – М.,: Воскресенье, 1994.
10. Созина Е.К. Римская тема в русской литературе //
Созина Е.К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург, 2001.