Ключевым понятием данного
подхода является «система». В настоящее время в научной литературе можно найти
несколько сотен его дефиниций. Наиболее популярным следует назвать определение
Л. фон Берталанфи: «Система — это комплекс взаимодействующих компонентов»[1].
Однако большинство исследователей справедливо критикует данное определение за
то, что оно не отражает многие существенные признаки системы. И сегодня можно
констатировать, что в науке нет ни одного общепринятого определения понятия
«система». В своем исследовании мы используем определение С.А. Саркисяна и
Л.В. Голованова, понимающих под системой не просто совокупность множества
единиц, в которой каждая единица подчиняется законам причинно-следственных
связей, а единство отношений и связей отдельных частей, обусловливающих выполнение
определенной сложной функции, которая и возможна лишь благодаря структуре из
большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов[2].
Так как в практике образовательной
деятельности педагоги учебного заведения занимаются проектированием и
построением системы образовательного процесса, являющейся одной из
разновидностей многочисленного класса социальных систем, то следует дать
определение системы подготовки учащихся в образовательном процессе именно с
этой точки зрения.
Система подготовки
учащихся в образовательном процессе - это упорядоченное множество
взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в
образовательном учреждении функции содействия развитию познавательной самостоятельности
личности ребенка.
Наряду с понятиями
«система» в «терминологическую составляющую» системного подхода входят и такие
понятия, как:
- системность —
отличительная особенность сложно организованных объектов (систем) природной и
социальной действительности, выражающаяся в наличии у таких объектов интегральных
свойств и качеств, отсутствующих у их элементов;
- компонент — это
какая-либо часть системы, вступающая в определенные отношения с другими ее
частями;
- элемент — минимальная
единица системы, которую в ее рамках можно считать неделимой;
- структура — это способ
установления устойчивых связей и отношений между элементами системы в процессе
их взаимодействия и интеграции;
- связь — наличие
взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-нибудь;
- системообразующий
фактор — это существенное обстоятельство, создающее и поддерживающее
целостность, устойчивость и неповторимость системы.
Усвоение перечисленных и
некоторых других понятий позволяет учителю или руководителю образовательного учреждения
более системно строить свою мыслительную или практическую деятельность, более
адекватно выбирать способы познания и управления системными явлениями и процессами.
Не случайно сорок лет назад известный ученый-педагог Ф.Ф. Королев предложил обогатить
педагогическую терминологию понятиями системного подхода для использования их
как инструментов мыслительной деятельности в открытии и познании неизвестных и
слабоизученных сторон педагогических явлений и процессов[3].
Второй составляющей
системного подхода являются принципы, т.е. исходные положения и основные
правила деятельности по познанию и преобразованию системных объектов.
Принцип целостности. Он
назван первым потому, что именно целостность считают главным критерием
отнесения того или иного объекта к классу систем, а самого процесса познавательной
или практической деятельности - к разряду системных.
Раскрывая содержание
положения о целостности, исследователи обращают внимание на следующие аспекты:
1) система состоит
из определенной совокупности компонентов (элементов, подсистем), взаимосвязь и
взаимодействие которых обусловливают целостность системного образования;
2) целостность
характеризуется наличием у системы интегративных качеств, не присущих отдельным
ее частям;
3) систему можно представить
целостным образованием только тогда, когда она обоснованно, учитывая
объективно существующие связи и отношения, выделяется исследователем или
практиком из окружающей среды.
Каждый из перечисленных
аспектов имеет важное методологическое значение для практики педагогической
деятельности.
Во-первых, при
моделировании и построении системы подготовки учащихся в образовательном
процессе учебного заведения педагоги должны иметь отчетливые представления о ее
структуре и составе. На наш взгляд, к числу основных составляющих системы подготовки
учащихся можно отнести пять компонентов:
а) индивидно-групповой
(администрация, учителя и сотрудники учреждения образования);
б) ценностно-ориентационный
(ценности сообщества детей и взрослых; цели воспитания; перспективы жизнедеятельности
ученической общности; принципы и ключевые идеи построения системы подготовки
личности);
в) функционально-деятельностный
(формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции
системы; управление и самоуправление процессом подготовки);
г) отношенческо-коммуникативный
(отношения в сообществе детей и взрослых; внутренние и внешние связи системы подготовки);
д) диагностико-результативный
(критерии и показатели
эффективности процесса подготовки, формы, методы и приемы изучения, анализа и
оценки функционирования
системы подготовки учащихся)[4].
Во-вторых, надо
осознавать, что ни один из названных компонентов не обладает интегративным
качеством системы подготовки учащихся в образовательном процессе в целом, а лишь
обеспечение их взаимосвязи и взаимодействия способствует реализации в
образовательном учреждении функции содействия интеллектуальному,
духовно-нравственному и физическому развитию учащихся.
В-третьих, важно понять,
что система подготовки учебного заведения - не единственный фактор развития
личности ребенка, а поэтому следует учитывать реальные и потенциальные
возможности развивающего влияния на учащихся других социальных и природных
систем.
Принцип коммуникативности
(связи). Ученые не без основания утверждают, что познать систему означает,
прежде всего, изучить ее коммуникации - внутренние и внешние связи. Очень
близкую точку зрения о значении и роли связей в управлении социальными
системами и процессами выразил академик В.М. Глушков. По его меткому замечанию,
управление есть процесс дирижирования связями.
В системах, особенно
социального типа, существует огромное количество связей. Философы-системологи
И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин выделяют семь групп связей:
- связи взаимодействия
объектов, их сторон и свойств;
- связи порождения, имеющие
и другое наименование - генетические связи преобразования;
- связи строения, которые
нередко называют структурными;
- связи функционирования;
- связи развития, которые
вызывают существенные изменения в строении объекта и формах его жизни;
- связи управления[5].
Принцип структурности.
Благодаря устойчивости структур обеспечивается целостность системы,
упорядоченность взаимодействия ее компонентов. Наряду с устойчивостью
(разумеется, относительной) структура обладает и такими качествами, как
подвижность и изменчивость. Именно с этими свойствами структуры многие ученые
связывают возможности преобразования системы и появления у нее нового
интегративного (системного) качества.
Исследователи социальных
систем усматривают взаимосвязь между структурой системы и эффективностью ее
функционирования. Нам также приходилось неоднократно наблюдать эту
взаимосвязь при анализе результативности учебно-воспитательного процесса в
образовательных учреждениях. Нередко педагогические коллективы школ, работающие
практически в одинаковых условиях и имеющие очень сходные по многим параметрам
кадры, добиваются заметно отличающихся результатов. Одной из главных причин
такой разницы является отличие в степени структурированности школьных коллективов
и их жизнедеятельности
Принцип управляемости и
целенаправленности. Цель и управление следует рассматривать не только как
важнейшие элементы социальных систем, но и как системообразующие факторы их
функционирования и развития.
Цель обусловливает состав
компонентов системы, их свойства и взаимосвязи. Правильный выбор целевых
ориентиров — одно из главных условий успешного становления образовательной
системы и дальнейшего ее развития. При разработке целей руководителям и
педагогам необходимо помнить о требованиях, предъявляемых к целевым ориентирам
процесса образования. Они должны быть:
а) направлены на
развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного,
коммуникативного, эстетического и физического потенциалов;
б) сопряжены с
интересами и ценностными установками государства и общества, соответствовать
особенностям учебного заведения и условиям его жизнедеятельности;
в) трудными, но
реально достижимыми;
г) конкретными,
обладать временной определенностью,
финансовыми и другими ресурсами для их реализации;
д) обеспечены
кадровыми, материальными, финансовыми
и другими ресурсами для их достижения;
е) гибкими, т.е.
обладать при необходимости способностью к корректировке;
ж) диагностичными.
В свою очередь,
достижение целевых ориентиров в значительной мере зависит от форм и способов
управления жизнедеятельностью системы. Относя социальные системы к разряду
самоуправляемых, ученые подчеркивают приоритетную роль самодеятельных и
самоуправленческих начал в функционировании и развитии систем, обеспечении их
целостности.
В последние четыре
десятилетия в менеджменте ведется активный поиск путей, форм и способов
формирования субъектной позиции в производственной и других сферах
жизнедеятельности социальной организации у всех ее членов, а не только у тех,
кто согласно должностным обязанностям выполняет управленческие функции. Такая
же проблема существует и в педагогической практике. Ее решение позволит
повысить эффективность процесса обучения и воспитания учащихся.
Принцип развития.
Развитие системы определяется в науке как процесс количественных и
качественных изменений, обусловливающий формирование ее нового интегративного
свойства и переход с одного уровня целостности на другой. Каждая система
проходит в своем развитии 4 этапа:
- возникновение;
- становление;
- период зрелости;
- преобразование.
В тот или иной период
своего развития всякая система заключает в себе остатки прошлого, настоящее,
составляющее ее качественную специфику, и ростки будущего.
При моделировании и
построении системы подготовки учащихся в образовательном процессе надо правильно
определить уровень развития школьного сообщества и его членов. Только после
этих диагностико-аналитических операций возможно осуществление оптимального
выбора целей, содержания, форм и способов организации процесса подготовки учащихся.
К сожалению, не всегда поступают так педагоги и руководители учебных заведений.
Нередко их действия не «попадают» в зону ближайшего развития ребенка или
детского коллектива, что существенным образом снижает их результативность.
Изложив исходные
положения — принципы системного подхода — конспективным образом, обратим свой
взор на третью составляющую системного подхода, т.е. на методы познания и
преобразования педагогических систем. Чаще всего к таковым относят системный
анализ, системный синтез и моделирование.
Системный анализ - это
комплекс взаимосвязанных приемов и процедур исследования и конструирования
сложных и сверхсложных объектов и процессов. От обычного анализа, по мнению
философов И.В. Блауберга и Э.Г. Юдина, системный анализ отличается своими
исходными установками: стремлением с максимальной полнотой учесть все
характеристики объекта и рассмотреть его как систему; ярко выраженным
междисциплинарным подходом к решению проблем познания или управления;
проблемно ориентированной, а не функциональной организацией исследований и
разработок[6].
Крупнейший отечественный
специалист в области педагогического менеджмента Ю.А. Конаржевский предложил
использовать при изучении систем обучения и воспитания основные компоненты
системного анализа:
1) морфологический
анализ, позволяющий выяснить, из каких элементов состоит система, что они собой
представляют, каков их набор;
2) структурный анализ,
способствующий выяснению внутренней организации системы, определению характера связей
элементов, выявлению системообразующих связей и отношений;
3) функциональный
анализ, направленный на раскрытие функций системы в целом и ее отдельных
компонентов, на изучение механизма функционирования целостного организма
системы и ее основных частей;
4) генетический
(исторический) анализ, позволяющий исследовать зарождение, становление,
дальнейшее развитие и преобразование системы[7].
Только применение всех
перечисленных компонентов системного анализа способствует формированию
системного знания об изучаемой системе. К сожалению, очень часто практические
работники, анализируя результаты учебно-воспитательной работы за какой-то
период времени, ограничивают свою рефлексивно-аналитическую деятельность
осуществлением лишь морфологического и изредка структурного анализа.
Сущность метода
системного синтеза заключается в попытке ученого и практика осуществить
интеграцию системных представлений об одном и том же объекте, полученных при
различных «срезах» с этого объекта. «При системном синтезе, — указывает чешский
исследователь Я. Скалкова, — речь идет о преодолении односторонней, узкоспециализированной
точки зрения на изучаемый объект (или на исследуемую проблему) и о
комплектовании разных знаний в систему знаний (из разных научных областей или
из разных областей общественной практики)»[8].
Под моделированием в
педагогике принято понимать метод познавательной и практической деятельности,
позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность,
важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса, получить и
использовать новую информацию о настоящем и будущем состоянии, закономерностях
и тенденциях функционирования и развития процесса воспитания. Моделирование педагогического
процесса существенным образом отличается от технического моделирования.
При изучении
особенностей, возможностей и условии применения метода моделирования в
проектировании и построении систем подготовки учащихся образовательных учреждений
нами был разработан алгоритм совместных действий педагогов, учащихся и
родителей по формированию модельных представлений о системе подготовки личности
в конкретном учебном заведении:
- создание инициативной
группы для моделирования системы подготовки школьников;
- формирование членами
инициативной группы своего видения настоящего и будущего состояния
образовательного учреждения, его системы подготовки учащихся в образовательном
процессе;
- поиск инициаторами
своих сторонников в сообществе педагогов, учащихся и родителей;
- установление контактов
с научно-методическими центрами района, города, области, страны или отдельными
учеными и методистами;
- разработка программы
(плана) действий по построению модели системы подготовки учащихся в
образовательном процессе;
- ознакомление педагогов
с теорией и практикой системы подготовки, ее теоретическими и методическими
основами;
- диагностика состояния и
результативности учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития познавательной
самостоятельности личности школьников, определение образовательного и
воспитательного потенциала окружающей среды, путей и способов его реализации;
- проведение работы по
актуализации и стимулированию деятельности педагогов, учащихся и родителей по подготовки
школьников;
- создание творческих
групп и их деятельность по уточнению и разработке деталей системы подготовки
учащихся в образовательном процессе;
- конструирование модели
системы подготовки учащихся в образовательном процессе и составление программы
ее построения;
- мысленное
экспериментирование реализации модельных представлений и апробация отдельных
элементов системы;
- обсуждение в школьном
сообществе модельных разработок и программы построения мы системы подготовки
учащихся в образовательном процессе;
- проведение
научно-методической и управленческой экспертизы модели системы подготовки
учащихся в образовательном процессе и программы ее построения;
- утверждение модели и
программы построения системы подготовки учащихся в образовательном процессе на
заседании педагогического совета и общешкольной конференции.
Правильное осуществление
перечисленных действий не только позволяет сформировать научно обоснованные
представления о системе подготовки учащихся образовательного учреждения, но и
способствует успешной их реализации в последующей деятельности.
Завершая разговор о
системном подходе, необходимо заметить, что системный взгляд на процесс образования.
Первая страта - это учебно-воспитательная
система всего образовательного учреждения, в рамках которой педагогический коллектив
стремится упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на
процесс развития познавательной самостоятельности учащихся. Вторую страту
составляет образовательное пространство класса, где и проходит наибольшее
количество актов педагогического взаимодействия. Но существует и третья страта,
которую можно назвать системой педагогического обеспечения индивидуальной
траектории развития ребенка. Поэтому в учебном заведении целесообразно вести
работу и по построению системы подготовки учащихся образовательного учреждения,
и по созданию систем подготовки учащихся классов, и по формированию системы
поддержки индивидуального развития познавательной самостоятельности каждого
учащегося.