Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Системный взгляд на процесс образования

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Системный взгляд на процесс образования
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:15
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Ключевым понятием дан­ного подхода является «система». В настоящее время в науч­ной литературе можно найти несколько сотен его дефиниций. Наиболее популярным следует назвать определение Л. фон Берталанфи: «Система — это комплекс взаимодей­ствующих компонентов»[1]. Однако большинство исследовате­лей справедливо критикует данное определение за то, что оно не отражает многие существенные признаки системы. И сегодня можно констатировать, что в науке нет ни одного общепринятого определения понятия «система». В своем исследовании мы используем опреде­ление С.А. Саркисяна и Л.В. Голованова, понимающих под системой не просто совокупность множества единиц, в ко­торой каждая единица подчиняется законам причинно-следственных связей, а единство отношений и связей отдельных частей, обусловливающих выполнение определенной сложной функции, которая и возможна лишь благодаря структуре из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов[2].

    Так как в практике образовательной деятельности педагоги учебного заведения занимаются проектированием и построением системы образовательного процесса, являющейся одной из разновидностей многочисленного класса социальных си­стем, то следует дать определение системы подготовки учащихся в образовательном процессе именно с этой точки зрения.

    Система подготовки учащихся в образовательном процессе - это упорядо­ченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию познавательной самостоятельности личности ребенка.

    Наряду с понятиями «система» в «терминологическую составляющую» системного под­хода входят и такие понятия, как:

    - системность — отличительная особенность сложно организованных объектов (систем) природной и социальной дей­ствительности, выражающаяся в наличии у таких объектов интегральных свойств и качеств, отсутствующих у их элементов;

    - компонент — это какая-либо часть системы, вступаю­щая в определенные отношения с другими ее частями;

    - элемент — минимальная единица системы, которую в ее рамках можно считать неделимой;

    - структура — это способ установления устойчивых свя­зей и отношений между элементами системы в процессе их взаимодействия и интеграции;

    - связь — наличие взаимной зависимости, обусловлен­ности, общности между чем-нибудь;

    - системообразующий фактор — это существенное обстоятельство, создающее и поддерживающее целостность, устойчивость и неповторимость системы.

    Усвоение перечисленных и некоторых других понятий позволяет учителю или руководителю образовательного учреждения  более системно строить свою мыслительную или практическую деятельность, более адекватно выбирать способы познания и управления системными явлениями и про­цессами. Не случайно сорок лет назад известный ученый-педагог Ф.Ф. Королев предложил обогатить педагогическую терминологию понятиями системного подхода для использования их как инструментов мыслительной деятельности в  открытии и познании неизвестных и слабоизученных сто­рон педагогических явлений и процессов[3].

    Второй составляющей системного подхода являются прин­ципы, т.е. исходные положения и основные правила деятель­ности по познанию и преобразованию системных объектов.

    Принцип целостности. Он назван первым потому, что именно целостность считают главным критерием отнесения       того или иного объекта к классу систем, а самого процесса  познавательной или практической деятельности - к разря­ду системных.

    Раскрывая содержание положения о целостности, иссле­дователи обращают внимание на следующие аспекты:

    1)      система состоит из определенной совокупности компонентов (элементов, подсистем), взаимосвязь и взаимодействие которых обусловливают целостность системного образования;

    2)      целостность характеризуется наличием у системы интегративных качеств, не присущих отдельным ее частям;

    3)      систему можно представить целостным образованием  только тогда, когда она обоснованно, учитывая объективно существующие связи и отношения, выделяется исследова­телем или практиком из окружающей среды.

    Каждый из перечисленных аспектов имеет важное мето­дологическое значение для практики педагогической дея­тельности.

    Во-первых, при моделировании и построении системы подготовки учащихся в образовательном процессе учебного заведения педагоги должны иметь отчетливые представления о ее структуре и составе. На наш взгляд, к числу основных составляющих системы подготовки учащихся можно отнести пять компонентов:

    а)      индивидно-групповой (администрация, учителя и сотрудники учреждения образования);

    б)      ценностно-ориентационный (ценности сообщества де­тей и взрослых; цели воспитания; перспективы жизнедея­тельности ученической общности; принципы и ключевые идеи построения системы подготовки личности);

    в)      функционально-деятельностный (формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции си­стемы; управление и самоуправление процессом подготовки);

    г)      отношенческо-коммуникативный (отношения в сообществе детей и взрослых; внутренние и внешние связи системы подготовки);

    д)      диагностико-результативный (критерии и показатели
    эффективности процесса подготовки, формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки функционирования
    системы подготовки учащихся)[4].

    Во-вторых, надо осознавать, что ни один из названных компонентов не обладает интегративным качеством  системы подготовки учащихся в образовательном процессе в целом, а лишь обеспечение их взаимосвязи и взаимодействия способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию учащихся.

    В-третьих, важно понять, что система подготовки учебного заведения - не единственный фактор развития личности ребенка, а поэтому следует учитывать реальные и потенциальные возможности развивающего влияния на учащихся других социальных и природных систем.

    Принцип коммуникативности (связи). Ученые не без ос­нования утверждают, что познать систему означает, прежде всего, изучить ее коммуникации - внутренние и внешние связи. Очень близкую точку зрения о значении и роли свя­зей в управлении социальными системами и процессами выразил академик В.М. Глушков. По его меткому замеча­нию, управление есть процесс дирижирования связями.

    В системах, особенно социального типа, существует ог­ромное количество связей. Философы-системологи И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин выделяют семь групп связей:

    - связи взаимодействия объектов, их сторон и свойств;

    - связи порождения, имеющие и другое наименова­ние - генетические связи преобразования;

    - связи строения, которые нередко называют структурными;

    - связи функционирования;

    - связи развития, которые вызывают существенные из­менения в строении объекта и формах его жизни;

    - связи управления[5].

    Принцип структурности. Благодаря устойчивости струк­тур обеспечивается целостность системы, упорядоченность взаимодействия ее компонентов. Наряду с устойчивостью (разумеется, относительной) структура обладает и такими качествами, как подвижность и изменчивость. Именно с этими свойствами структуры многие ученые связывают воз­можности преобразования системы и появления у нее ново­го интегративного (системного) качества.

    Исследователи социальных систем усматривают взаимо­связь между структурой системы и эффективностью ее функ­ционирования. Нам также приходилось неоднократно наблю­дать эту взаимосвязь при анализе результативности учебно-воспи­тательного процесса в образовательных учреждениях. Нередко педагогические коллективы школ, работающие практичес­ки в одинаковых условиях и имеющие очень сходные по многим параметрам кадры, добиваются заметно отличаю­щихся результатов. Одной из главных причин такой разни­цы является отличие в степени структурированности школь­ных коллективов и их жизнедеятельности

    Принцип управляемости и целенаправленности. Цель и управление следует рассматривать не только как важнейшие элементы социальных систем, но и как системообразующие факторы их функционирования и развития.

    Цель обусловливает состав компонентов системы, их свой­ства и взаимосвязи. Правильный выбор целевых ориенти­ров — одно из главных условий успешного становления образовательной системы и дальнейшего ее развития. При раз­работке целей руководителям и педагогам необходимо помнить о требованиях, предъявляемых к целевым ориен­тирам процесса образования. Они должны быть:

    а)      направлены на развитие личности ребенка, формиро­вание его интеллектуального, нравственного, коммуника­тивного, эстетического и физического потенциалов;

    б)      сопряжены с интересами и ценностными установками государства и общества, соответствовать особенностям учебного заведения и условиям его жизнедеятельности;

    в)      трудными, но реально достижимыми;

    г)      конкретными, обладать временной определенностью,
    финансовыми и другими ресурсами для их реализации;

    д)      обеспечены кадровыми, материальными, финансовыми
    и другими ресурсами для их достижения;

    е)      гибкими, т.е. обладать при необходимости способно­стью к корректировке;

    ж)     диагностичными.

    В свою очередь, достижение целевых ориентиров в значи­тельной мере зависит от форм и способов управления жизне­деятельностью системы. Относя социальные системы к разря­ду самоуправляемых, ученые подчеркивают приоритетную роль самодеятельных и самоуправленческих начал в функциониро­вании и развитии систем, обеспечении их целостности.

    В пос­ледние четыре десятилетия в менеджменте ведется активный поиск путей, форм и способов формирования субъектной по­зиции в производственной и других сферах жизнедеятельнос­ти социальной организации у всех ее членов, а не только у тех, кто согласно должностным обязанностям выполняет управленческие функции. Такая же проблема существует и в педа­гогической практике. Ее решение позволит повысить эффек­тивность процесса обучения и воспитания учащихся.

    Принцип развития. Развитие системы определяется в на­уке как процесс количественных и качественных изменений, обусловливающий формирование ее нового интегративного свойства и переход с одного уровня целостности на другой. Каждая система проходит в своем развитии 4 этапа:

    - возникновение;

    - становление;

    - период зрелости;

    - преобразо­вание.

     В тот или иной период своего развития всякая систе­ма заключает в себе остатки прошлого, настоящее, состав­ляющее ее качественную специфику, и ростки будущего.

    При моделировании и построении систе­мы подготовки учащихся в образовательном процессе надо правильно определить уровень развития школьного сообщества и его членов. Только после этих диагностико-аналитических операций возможно осуществление оптимального выбора целей, содержания, форм и способов организа­ции процесса подготовки учащихся. К сожалению, не всегда поступают так педагоги и руководители учебных заведений. Нередко их действия не «попадают» в зону ближайшего раз­вития ребенка или детского коллектива, что существенным образом снижает их результативность.

    Изложив исходные положения — принципы системного подхода — конспективным образом, обратим свой взор на третью составляющую системного подхода, т.е. на методы познания и преобразования педагогических систем. Чаще всего к таковым относят системный анализ, системный син­тез и моделирование.

    Системный анализ - это комплекс взаимосвязанных при­емов и процедур исследования и конструирования сложных и сверхсложных объектов и процессов. От обычного анализа, по мнению философов И.В. Блауберга и Э.Г. Юдина, систем­ный анализ отличается своими исходными установками: стремлением с максимальной полнотой учесть все характеристики объекта и рассмотреть его как систему; ярко выраженным междисциплинарным подходом к решению проблем позна­ния или управления; проблемно ориентированной, а не функ­циональной организацией исследований и разработок[6].

    Крупнейший отечественный специалист в области педа­гогического менеджмента Ю.А. Конаржевский предложил использовать при изучении систем обучения и воспитания основные компоненты системного анализа:

    1) морфологический анализ, позволяющий выяснить, из каких элементов состоит система, что они собой представ­ляют, каков их набор;

    2) структурный анализ, способствующий выяснению внутренней организации системы, определению характера связей элементов, выявлению системообразующих связей и отношений;

    3)      функциональный анализ, направленный на раскрытие функций системы в целом и ее отдельных компонентов, на изучение механизма функционирования целостного орга­низма системы и ее основных частей;

    4)      генетический (исторический) анализ, позволяющий исследовать зарождение, становление, дальнейшее развитие и преобразование системы[7].

    Только применение всех перечисленных компонентов си­стемного анализа способствует формированию системного знания об изучаемой системе. К сожалению, очень часто прак­тические работники, анализируя результаты учебно-воспитательной работы за какой-то период времени, ограничивают свою реф­лексивно-аналитическую деятельность осуществлением лишь морфологического и изредка структурного анализа.

    Сущность метода системного синтеза заключается в по­пытке ученого и практика осуществить интеграцию систем­ных представлений об одном и том же объекте, полученных при различных «срезах» с этого объекта. «При системном синтезе, — указывает чешский исследователь Я. Скалкова, — речь идет о преодолении односторонней, узкоспециа­лизированной точки зрения на изучаемый объект (или на исследуемую проблему) и о комплектовании разных зна­ний в систему знаний (из разных научных областей или из разных областей общественной практики)»[8].

    Под моделированием в педагогике принято пони­мать метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса, получить и использовать новую информацию о настоящем и будущем состоянии, законо­мерностях и тенденциях функционирования и развития про­цесса воспитания. Моделирование педагогического процесса существенным образом отличается от технического модели­рования.

    При изучении особенностей, возможностей и условии применения метода моделирования в проектировании и по­строении систем подготовки учащихся образовательных учрежде­ний нами был разработан алгоритм совместных действий педагогов, учащихся и родителей по формированию модельных представлений о системе подготовки личности в конкретном учебном заведении:

    - создание инициативной группы для моделирования системы подготовки школьников;

    - формирование членами инициативной группы своего видения настоящего и будущего состояния образовательно­го учреждения, его системы подготовки учащихся в образовательном процессе;

    - поиск инициаторами своих сторонников в сообществе педагогов, учащихся и родителей;

    - установление контактов с научно-методическими цен­трами района, города, области, страны или отдельными уче­ными и методистами;

    - разработка программы (плана) действий по построе­нию модели системы подготовки учащихся в образовательном процессе;

    - ознакомление педагогов с теорией и практикой  системы подготовки, ее теоретическими и методическими основами;

    - диагностика состояния и результативности учебно-вос­питательного процесса, анализ условий развития познавательной самостоятельности личности школьников, определение образовательного и воспитательного потенциала окру­жающей среды, путей и способов его реализации;

    - проведение работы по актуализации и стимулирова­нию деятельности педагогов, учащихся и родителей по подготовки школьников;

    - создание творческих групп и их деятельность по уточ­нению и разработке деталей системы подготовки учащихся в образовательном процессе;

    - конструирование модели системы подготовки учащихся в образовательном процессе и составление программы ее построения;

    - мысленное экспериментирование реализации модель­ных представлений и апробация отдельных элементов  системы;

    - обсуждение в школьном сообществе модельных разра­боток и программы построения мы системы подготовки учащихся в образовательном процессе;

    - проведение научно-методической и управленческой экс­пертизы модели системы подготовки учащихся в образовательном процессе и программы ее построения;

    - утверждение модели и программы построения системы подготовки учащихся в образовательном процессе на заседании педагогического совета и общешкольной конференции.

    Правильное осуществление перечисленных действий не только позволяет сформировать научно обоснованные пред­ставления о системе подготовки учащихся образовательного учреждения, но и способствует успешной их реализации в последующей деятельности.

    Завершая разговор о системном подходе, необходимо за­метить, что системный взгляд на процесс образования.

    Пер­вая страта - это учебно-воспитательная система всего образова­тельного учреждения, в рамках которой педагогический кол­лектив стремится упорядочить влияние всех факторов и структур школьного сообщества на процесс развития познавательной самостоятельности уча­щихся. Вторую страту составляет образовательное простран­ство класса, где и проходит наибольшее количество актов педагогического взаимодействия. Но существует и третья страта, которую можно назвать системой педагогического обеспечения индивидуальной траектории развития ребенка. Поэтому в учебном заведении целесообразно вести работу и по построению системы подготовки учащихся образовательного учреждения, и по созданию систем подготовки учащихся клас­сов, и по формированию системы поддержки индивидуаль­ного развития познавательной самостоятельности каждого учащегося.




    [1] Л. фон Берталанфи. Общая теория систем – критический обзор/L. von Bertalanffy, General System Theory - A Critical Review, «General Systems», vol. VII, 1962, p. 1-20./ Перевод Н. С. Юлиной// #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Саркисян С.А., Голованов Л.В. Прогнозирование развития больших систем. – М.: Статистика, 1975. – С.27

    [3] Королев Ф.Ф. Развитие основных идей советской педагогики.  – М.: Педагогика, 1968. – С.153

    [4] Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – С.91

    [5] Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Педагогика, 1973. – С.61

    [6] Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Педагогика, 1973. – С.114

    [7] Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. – Псков, 1996. – С.73

    [8] Скалкова Я. Методология и методика педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1989. – С.41

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Системный взгляд на процесс образования ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.