Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Сознание, его происхождение и сущность

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Сознание, его происхождение и сущность
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:15
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

    ФГОУ СПО Йошкар-Олинский строительный техникум













    РЕФЕРАТ

    По предмету: Философия

    на тему:

    Сознание, его происхождение и сущность











    Выполнил: студент гр. ЗЮ-34 Конаков Д. А. Шифр № 15

    Проверил: преподаватель Королева Н.Л.











    г. Йошкар-Ола

    2005 год



    План


    1. Происхождение человека и его сознания

    2. Что такое отражение

    3. Сознание и мозг

    4. Сущность и активность сознания

    5. Сознание и кибернетика

    Список использованной литературы
























    1 Происхождение человека и его сознания

    Человек неисчис­лимыми нитями родства связан с животным миром. Eго породил жи­вотный мир. По многим анатомно-физиологическим признакам шимпанзе больше напоминает человека, поэтому его называют чело­векообразной обезьяной. Рост шимпанзе - 1,4 - 1,5 м, вес - 50 - 60 кг. У него нет хвоста. Строение головного мозга тоже приближает шимпанзе человеку. У человека и обезьян во внешнем облике и во внутреннем строении есть много общих признаков, которые под­тверждают, что люди эти черты унаследовали от животных предков. Например, у человека, как у обезьян, волосы на руке от плеча и от кисти направлены к локтю. Кожные узоры на ладонях и подошвах человека поразительно похожи на обезьяньи. А если взглянуть на ногти, то обнаруживаем удивительное сходство.

    Наблюдается много общего и в процессе их жизненного цик­ла. После 8-9 месяцев внутриутробного развития у человекообразных обезьян рождается детеныш весом около 2 кг. До 5-6 месяцев дете­ныш беспомощен и еще долго питается молоком матери. У него, как у ребенка, 20 молочных зубов, которые к 12-15 годам заменяются 32 постоянными, половое созревание наступает в возрасте 8-12 лет, а у самцов позже. У человекообразных обезьян те же, присущие и чело­веку четыре группы крови. 18 общих видов наружных и внутренних паразитов, которые у других млекопитающих не встречаются. Все это свидетельствует о тонком биохимическом родстве человека с обезьянами.

    Большие изменения поверхности материков и ландшафтов, климата заставили предков человека осваивать наземный образ жиз­ни. Первым шагом на пути перехода от обезьяноподобного предка к человеку было осваивание прямой походки, изменяются функции передних конечностей. Они стали совершенствоваться, так посте­пенно развиваются человеческие руки. Условия жизни оказались ме­нее благоприятными, чем в лесах. Пищи было меньше и добывать ее было гораздо сложнее. В борьбе за существование они начали поль­зоваться предметами, пригодными для добывания пищи и защиты от хищников. Этот был путь к очеловечиванию. Употребление таких «орудий» сделалось у наших двуногих предков систематическим, привычным занятием и хорошо помогало им в борьбе за жизнь. Появились первоначальные трудовые действия, то есть в их руках ока­зывались уже настоящие, специально сделанные орудия, хотя очень простые. Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превра­щения обезьяны в человека» создал трудовую теорию происхожде­ния человека В ее основе лежит глубокая вера о том, что именно трудовая деятельность сформировала человека, то есть труд создал самого человека.

    Овладение огнем - огромное достижение древнейших людей, которое помогло им преодолеть многие трудности существования. Огонь согревал, появилась возможность употреблять вареное мясо. Мясная пища богата важными питательными веществами, которых не содержат растения. Она укрепляла организм древнейших людей, способствовала лучшей работе их головного мозга и развитию умст­венных способностей. В процессе становления человеческого рода объектом отбора стала не только физическая сила, но и развитие моз­га. Этот процесс отбора затрагивал прежде всего умственные спо­собности первобытных людей, так как группы людей с более разви­тым мозгом получили решительное преимущество. Их потомки бы­стро вытеснили представителей оставшихся групп.

    Неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преоб­разовалась, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим. Так возникает членораздельная речь. Но этому предшествовала «долгая» история. Вся совокупность суровых условий жизни, коллективная деятельность первобытных людей во время охоты, защиты от врагов, изготовление и примене­ние орудий труда, добывания и использования огня и т.п. требовали определенного согласования и распределения трудовых функций между людьми. Выполнение этих функций создавало жестокую не­обходимость и потребность что-то сказать друг другу и постепенно возникает соответствующий орган речи.

    Язык также древен, как и сознание. Сознание возникает од­новременно с речью. Например, пока у ребенка нет речи, у него нет и сознания. У животных нет сознания и языка равного человеческому. То немногое, что животные умеют сообщать друг другу, может быть сообщено без речи. Например, тело пчел покрыто буквально лесом чувствительных волосков и клеток, благодаря которым пчела быстро обнаруживает корм, улавливает перемену погоды, реагирует на по­требности семьи. Важнейшее средство общения между пчелами - особое телодвижение на сотах, так называемые «танцы». Действи­тельно, в этих движениях, как в настоящем танце, ест ритм, какие-то определенные фигуры, довольно четкие повороты, пробеги, круже­ния. Танцующая пчела такими движениями передает своим сестрам определенную информацию. Однако все эти средства сигнализации принципиально отличаются от человеческой речи.

    Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного об­щения высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Происхождению речи человека предшествовал длительный период развития. И в объяснении этого явления существуют различные теории. Биологические теории объ­ясняют происхождение языка эволюцией человеческого организма, то есть совершенствованием органов чувств, речевого аппарата и мозга. Среди биологических теорий наиболее известны две - звуко­подражательная и междометная. Звукоподражательная теория объяс­няет происхождение языка эволюцией органов слуха, воспринимаю­щих крики животных (особенно домашних). Согласно этой теории язык возник как подражание животным.

    Междометная (или рефлексная) теория объясняет происхож­дение языка теми переживаниями, которые испытывает человек. Первые слова по этой теории - непроизвольные выкрики, междоме­тия, рефлексы, которые выражали боль или радость, страх или голод. В дальнейшем эти выкрики приобретали символическое значение, обязательное для всех членов данного сообщества. В данной концеп­ции игнорируются социальные факторы. Биологическая сторона во­проса преувеличивается.

    Мимико-жестикулярные и звуковые средства сыграли осо­бую биологическую основу в формировании сознания и речи челове­ка. Язык жестов и в настоящее время наблюдается у многих племен. Например, у австралийского племени аранда известно около 450 раз­личных жестов, которые не только указывают предметы, но и обо­значают общие представления. Вдовам австралийского племени варрамунга запрещается говорить в течение года, Но они, собравшись вместе и молча, ведут оживленный разговор при помощи пальцев и локтей.

    Жестикуляция - явление историческое и социальное. Она начинает играть различную роль у разных народов. На протяжении часового разговора, например, мексиканец использует жестикуляцию 180 раз, француз - 120 раз, итальянец - 80, а финн - всего один раз. Русские сдержаны в проявлении своих чувств. Если они начинают активно размахивать руками, то такое речевое поведение часто осу­ждается как признак невоспитанности.

    В ходе эволюции человека звуковой язык совершенствуется, а язык жестов начинает играть вспомогательную роль. Жесты менее удобны, чем звуки. Произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с теми или иными предметами и действиями. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств.

    Сознание возникает прежде всего под воздействием трудовой деятельности. Истинно трудовая деятельность человека и возникно­вение у него сознания начинается с процесса изготовления орудий труда, который знаменует начало целенаправленной, сознательной деятельности человека. Трудовая деятельность способствовала ста­новлению логических форм мышления: анализа и синтеза, суждения и умозаключения. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием выполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия.

    Человеку недостаточно иметь биологически полноценный мозг, чтобы обладать человеческим сознанием. Он должен еще жить в обществе, в коллективе. Вне коллектива, семьи, общества нет и че­ловеческого мышления. Он возникает как результат жизни людей в обществе. Вне общества не может быть сознания, точно также не может быть и речи, языка. Лишь в процессе труда человек все глуб­же и глубже отражает в своем сознании предметы, сравнивает их между собою, подмечает общие признаки, их различие, получает оп­ределенные понятия. Формирование человека обусловлено той об­щей социальной средой, в которой он живет и трудится. Социальная среда - это все то, что окружает человека в его жизни. Человек, в от­личие от животных, живет в особой среде, какой является общество. Человека нельзя рассматривать изолировано от общества, от среды, в которой он живет. Ребенок, появившись на свет, является человеком и в то же время таковым не является. Он пока человек только в воз­можности, а станет действительно человеком тогда, когда освоит че­ловеческие условия существования.

    Труд и речь явились главными факторами для развития го­ловного мозга первобытных людей, а также их сознания. В течение 10-15 млн. лет длился процесс преобразования обезьяноподобного предка человека в существо, способное производить необходимые средства к жизни, что неразрывно связано с появлением сознания. Наконец, 40-50 тыс. лет тому назад появился собственно человек.

    Известно немало фактов, когда малолетние дети выросли вне человеческого общества, так и не приобретая признаков человече­ского облика. В настоящее время известны десятки случаев нахож­дения «диких детей», выращенных волками, медведями и даже сам­кой леопарда. Все они бегали на четвереньках, питались сырым мя­сом, не умели говорить, не обладали человеческим разумом. Так, в 1920 году в Индии в волчьем логове были найдены две девочки в возрасте 3-х и 8-ми лет. Меньшую назвали Амалой, старшую – Камалой. Вскоре младшая умерла. Старшая прожила среди людей око­ло девяти лет. В первое время они протяжно выли по-волчьи. Их гла­за светились в темноте, ели мясо без помощи рук, лакали воду. Камала выучила всего около 100 слов. Умерла она в 17-летнем возрас­те, достигнув уровня развития 4-летнего ребенка. Здесь возникает такой вопрос: почему мышление у них так отстало? Чтобы обладать человеческим сознанием при наличии биологически полноценного мозга, человек должен жить в обществе, в семье, коллективе.

     

     

    2  Что такое отражение

    Миллионы лет назад на нашей Земле была только неживая природа и не было никаких живых организмов. Затем возникла жизнь, появились растения и животные. Возникнове­ние жизни на Земле - новая ступень в развитии материи, которая явилась более сложной по своему строению и приобрела особые свойства. Одним из них стало такое свойство, как раздражитель­ность, то есть способность реагировать на внешние раздражения. Та­кие свойства имеются у растений. Например, если прикоснуться к мимозе, она свернет свои лепестки. Реагируют на внешние раздра­жения даже простейшие животные: амеба и различные одноклеточ­ные растения и животные. Отражение является всеобщим свойством материи. Оно связано с тем, что предметы и явления находятся в универсальной взаимосвязи и взаимодействии. Воздействуя друг на друга, они производят при этом те или иные изменения, которые вы­ступают в виде определенного «следа», который фиксирует эти воз­действия. Например, некоторые окаменелости отчетливо хранят от­печатки древнейших рыб и растений. На снегу остаются следы на шей обуви. Каждый из нас наблюдал, как растения своеобразно реа­гируют на холод и тепло. Цветы весьма тонко «чувствуют» влияние прохлады вечером или ночью, в холодную и теплую погоду.

    При дальнейшем развитии органического мира на Земле поя­вились животные с более сложным строением, которые стали обла­дать чувствительностью. Чувствительность — это более высокая форма отражения внешнего мира, которая является свойством нерв­ной системы животных. Органы чувств - это «аппараты», служащие для отражения, для информирования организма об изменениях в ок­ружающей среде или внутри самого организма. Чем большего разви­тия достигают нервная система и мозг животного, тем более высокий у него и уровень психики. Наибольшего развития она достигла у че­ловека.

    Развитие психики в животном мире было связано с появлени­ем сложных психических процессов, дающих более совершенные формы отражения окружающей действительности и приспособления к ее изменениям. За развитием ощущений у животных появились восприятия. У высших позвоночных возникают представления, за­чатки мышления, совершенствуется память. На развитие психики животных большое влияние оказывает их образ жизни. Весь дли­тельный процесс психического развития жизни организмов состоит из двух весьма различных, но взаимосвязанных периодов: развития психики у животных и развития сознания человека.

    Материалистическая философия исходит из того, что созна­ние является свойством не всякой, а лишь высокоорганизованной материи, оно связано с деятельностью мозга. Научная теория созна­ния основывается на принципе отражения, то есть психического вос­произведения объекта в мозгу человека в виде ощущений, воспри­ятий, представлений, понятий и умозаключений.

    Сознание - специфически человеческий способ отражения действительности. Своей биологической предпосылкой сознание имеет длительный период развития психики. У животных в ходе их эволюции появилась способность психического отражения внешних воздействий лишь тогда, когда у них возникла нервная система. Со­вершенствование психики животных под влиянием условий жизни тесно связано с развитием их мозга. Взаимодействие между организ­мом и окружающим миром, а также между отдельными частями организма обеспечивается с помощью безусловных и условных реф­лексов.

    В основе возникновения и развития сознания выступают пси­хические процессы. И.М. Сеченов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский и их последователи раскрыли рефлекторную природу психических процессов и дали возможность понять психику как систему активной деятельности, которая формируется под влиянием внешнего мира.

    Рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражите­ля, продолжается нервными процессами коры мозга и заканчивается ответной деятельностью организма. В качестве раздражителя могут быть предметы объективного мира, а также словесные раздражители. Нервно-мозговые механизмы осуществляют анализ и синтез раздра­жений. По своей материальной природе нервно-физиологические процессы - электрохимические. Без физиологических, биофизиче­ских, биоэлектрических процессов в мозгу не возникают ни чувства, ни мысли.

    Наша беседа об отражении была бы неполной, если мы оста­вим без внимания проблемы информации. В процессе отражения происходит передача информации, на основе которой можно судить о признаках и свойствах воздействующего предмета и явления. Ин­формацию несут в себе и тексты книг, статей, радио и телевидение, устная речь, различные природные явления и т.д.

    На уровне живой природы информация не только передается и воспринимается, но и активно используется для выработки того или иного вида поведения. Живые существа должны приспосабли­ваться к новым условиям жизни. Инстинкт самосохранения требует получения достоверной и всесторонней информации, без которой они не в состоянии выжить. Информация является сигналом, преду­преждающем о непосредственных важных событиях, связанных с жизнедеятельностью животного. Отражение человеком внешнего мира отличается от отражения его животными. Если животные при­спосабливаются к условиям жизни, то люди не только приспосабли­ваются к естественным природным условиям, но изменяют сущест­вующий мир и создают вторую природу, исходя их своих сегодняш­них и будущих потребностей.

    Человек отражает внешний мир, возникает образ предмета в мозгу. Но этот образ не сама вещь. Будучи отражением действитель­ности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностя­ми. Образ (идеальное) зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от богатства и бедности, практиче­ского опыта людей. Идеальность образа состоит в том, что он не сво­дим ни к материальным внешним предметам, ни физиологическим процессам в мозгу. Люди осознают вещи, себя, свои мысли, абсо­лютно не подозревая, что же творится в самом мозгу. С помощью хирургических инструментов невозможно извлечь мысль из вещест­ва мозга. Образ огня не жжет, а образ камня лишен веса и твердости.

     

     

    3 Сознание и мозг

    Сознание связано только с частью мозга, с корой больших полушарий и не постоянно, а в определенные перио­ды времени, во время бодрствования. На каком уровне филогенети­ческого развития животных, у кого из наших предков впервые воз­никло сознание, пока точные экспериментальные данные отсутству­ют. Нет единой точки зрения и по вопросу о том, когда, на каком уровне индивидуального развития появляется сознание у человече­ских детей. А размах развития человеческого мозга впечатляющий. Начиная с абсолютного нуля, мозг ребенка к концу девятого месяца внутриутробного развития достигает 335 граммов. На этом, как из­вестно, развитие мозга не кончается. К моменту рождения толщина коры больших полушарий новорожденного едва достигает 20 про­центов коры мозга взрослого человека. К пятнадцати годам вес мозга успевает увеличиться в четыре раза и достичь 1350 граммов, что практически равняется массе мозга взрослого человека. Одновре­менно происходит и серьезное совершенствование его конструкции. Развитие человеческого мозга занимает около пятнадцати лет. Клет­ки человеческого мозга переселяются в нужное место. Каждая клетка должна попасть в определенное место и в точно назначенный срок. Должен быть тщательно разработан график движения мозговых кле­ток.

    Мозг и нервы состоят из нейронов, то есть нервных клеток, соединенных друг с другом отростками. Мозг имеет несколько час­тей. В позвоночнике находится спинной мозг, регулирующий про­стейшие движения. Он переходит в продолговатый мозг, ведающий различными процессами жизнеобеспечения в организме, такими, как пищеварение, кровообращение, дыхание и др. Большие полушария головного мозга состоят из подкорковых узлов и коры головного мозга, управляющей всей психикой и сознанием человека. Чем выше уровень развития животного, тем большую часть веса тела составля­ет головной мозг. Так, у кита он занимает по весу всего 1/20000 часть тела, у слона - 1/400, у обезьяны - 1/100, а у человека- 1/46.

    Особое значение в жизнедеятельности человека имеет кора больших полушарий мозга, которая состоит в среднем из 14-15 мил­лиардов нейронов. Они разные, от каждой отходит до тридцати свя­зей (по-гречески 'синапсов) к соседним нейронам. В этом обилии нейронов и изобилии синапсов рождается мысль. Среднее число свя­зей у нейрона 15, умножая на количество нейронов, находим, что общее количество связей в мозгу примерно 200 миллиардов. В одном грамме ткани головного мозга человека содержится до пяти миллио­нов кристалла магнетита. Видимо, именно с этим связана чувстви­тельность многих из нас к магнитным бурям. Кора полушарий мозга делится на части: лобную, височную, теменную, затылочную. Внут­ри мозга существует тончайшая функциональная дифференциация отдельных частей. Наиболее важную роль выполняют лобные доли коры. Задняя и передняя части мозга составляют главные функцио­нальные системы. Передние отделы мозга обеспечивают процессы программирования деятельности, вырабатывают инструкцию, регу­лируют психическую деятельность. Задняя кора перерабатывает ин­формацию. В затылочных отделах коры размещаются корковые от­делы зрительного, в теменных - кожного, в височных - слуховой анализатор.

    Хотя объем и вес мозга имеют некоторое значение в психи­ческой жизни человека, но особенно важна структура мозга. По весу мозга нельзя судить об уме человека. Мозг некоторых выдающихся людей был значительно больше среднего веса (так, у И.С. Тургенева он весил 2120 г, И.П. Павлова - 1653 г), а у других талантливых лю­дей меньше (у писателя А. Франса мозг весил всего 1170 г).

    Инстинктивные реакции, эмоциональные процессы имеют своим органом «подкорковый» аппарат. Электрическое раздражение подкорковой части мозга вызывает то удовольствие, радость, бла­женную улыбку, то гнев, ярость, страх и т.д.

    Когда нарушаются лобные доли, больные не могут создавать и удерживать сложные программы поведения. Они легко отвлекают­ся побочными раздражителями, не умеют должным образом осуще­ствлять самоконтроль. У них снижена инициатива, ослаблена организованность, проявляется бестактность и нередко общее тупоумие, наивность, эмоциональная несдержанность, отсутствует творческая игра воображения и сила абстракции. При поражении затылочно-теменных отделов мозговой коры левого полушария нарушается ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отно­шениями, счет в уме и т.д.

    При старении осуществляется перестройка функциональной активности отдельных частей коры головного мозга, благодаря чему высшая нервная деятельность человека может сохраняться до глубо­кой старости на высоком уровне. Но при этом несколько снижается логическая память. Память на непосредственно воспринимаемые объекты не очень страдает. С возрастом изменяется способность к рассуждениям. Если принять ее в 20 лет за 100 единиц, то через 30 лет у нас будет 80, а через 40 лет - 75 единиц. Способность накапли­вать словарный запас сохраняется значительно дольше у людей вы­сокого интеллекта, она даже продолжает развиваться.

    Наш мозг - это живая вселенная внутри нас. Он всю жизнь работает, в этом никто из нас не сомневается. Нам кажется, что мозг работает независимо от нас, и влиять на его работу мы не в состоя­нии. Оказывается мы не правы, так как некоторые люди «интеллек­туально» стареют в молодые годы, другие в 70-80 лет сохраняют яс­ность и остроту мысли. Ученые такое явление объясняют тем, что мозг либо недостаточно упражняется, либо излишне перегружается. Если подвести итог, то справедливым будет такое утверждение, что действительно с возрастом у человека снижаются или даже утрачи­ваются полностью некоторые функции, необходимые для полно­кровной жизни. Но вместе с тем у него и в старости сохраняется спо­собность усваивать новую информацию. У человека сохраняется на довольно высоком уровне и коэффициент умственного развития, хо­тя он зависит от рода занятий и состояния здоровья.

     

     

     

     

     

     

    4 Сущность и активность сознания

    Возникает необходи­мость выяснения вопроса о том, как философы определяют природу сознания? Понятие «сознание» не однозначно. Человеческое созна­ние - явление сложное и многоаспектное, поэтому оно является объ­ектом изучения множества наук, среди которых философия, психо­логия, биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция. Каж­дая из названных наук дает свое определение сознания. Например, Л.Г. Спиркин дает следующее определение сознания: «Сознание -это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщении, оценочном и целена­правленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении дейст­вий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека» (А.Г. Спиркин «Сознание и самосознание», М, 1972, С. 83).

    Формирование сознания предполагает: 1) способность ста­вить осуществимые цели; 2) умение контролировать свои чувства, мысли и поступки, 3) отдавать отчет в своих действиях; 4) предви­деть последствия своих поступков", 5) осуществлять самовоспитание воли характера, личности в целом."

    Если сознание - явление многоаспектное, то оно представля­ет как сложную структуру, состоящую из множества составляющих его элементов. В структуре сознания необходимо выделить следую­щие моменты, как осознание человеком вещей и самого себя, его пе­реживания. В структуре сознания человека особое место занимают его знания, без которых не может возникнуть и существовать ника­кое, даже самое элементарное создание. Но степень и уровень знаний и познаний по своему характеру весьма многообразны. Выделяют следующие уровни и формы осознания существующего мира, самого себя: обыденные и теоретические; правовое и политическое, эстети­ческое и религиозное, нравственное и т.д. Ощущение, восприятия, представления, понятия, суждения и умозаключение образуют ядро сознания. Сознание - это не просто сумма суждений и умозаключе­ний. В его формировании и функционировании присутствуют также и человеческие эмоции, наше чувство и настроение. В реальной жиз­ни сознание не существует, не вызывая те или иные эмоции.

    Человек со своим сознанием может изменить не только при­родную среду и общественные порядки, но сознание имеет свойство разумного регулирования своего поведения. В связи с этим мы должны выяснить одну особенность, то есть в обыденной речи, когда во мнениях людей кого-то осуждают, то мы часто слышим такое вы­ражение и говорят, что у него нет сознания. В данном случае путают понятия «сознание» и «сознательность». Любой психически нор­мальный человек не лишен сознания. У человека сознание имеется, но нет сознательности. Сознательность - это качество проявления нашего сознания в реальной жизни, которое отвечает моральным и правовым нормам и принципам поведения человека, существующим в данном обществе.

    В единстве языка и сознания главными являются сознание, мышление, так как они требуют особого подбора слов для наших мыслей. Язык не существует вне мышления, но и мысли не сущест­вуют оторвано от языка. Речь представляет собой процесс общения, обмена мыслями, чувствами, который осуществляется с помощью языка. Сознание и речь тесно связаны между собой. Но надо заме­тить, что речь - это не мышление, иначе, как отметил Л. Фейербах, величайшие болтуны должны были быть величайшими мыслителя­ми.

    Отличие мыслительной деятельности человека от животного заключается в том, что человек обладает выработанной в процессе социально-культурной практики членораздельной речью, конкрет­ным образным, а также абстрактным мышлением. Языковое мышле­ние является одной из форм действительного мышления человека, причем такой формой, которая резко отличается от конкретного, об­разного мышления.

    Языковое мышление осуществляется на основе осознания значений слов„знаков и символов. Абстрактное, языковое мышление внесло качественные изменения в развитие человека и всего челове­чества, оно позволило как бы удвоить его духовные силы. В созна­нии человека практический мир вещей, предметов и поступков суще­ствует в виде мира понятий, слов, отражающих свойство и характе­ристики объективного мира.

    Язык - средство обмена мыслями, средство общения между людьми, материальная оболочка мышления, поэтому язык справед­ливо называют орудием мышления. Мышление осуществляется на основе использования слов (понятий), которые в себе содержат сово­купность знаний о предметах и явлениях. Знание механизма мышле­ния, а также самого «аппарата» мышления, то есть человеческого мозга, имеет в наши дни особое научно-техническое значение, ибо оно предоставляет человеку возможности моделировать определен­ные мыслительные процессы в кибернетических системах.

    Сознательность, сознание связаны с самосознанием лично­сти, когда она оценивает свои знания, поступки и мотивы поведения. Самосознание свойственно не только отдельному человеку, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до уров­ня понимания своего положения в существующем общественном строе. Осознание человеком своего собственного «Я» может осуще­ствляться на разном уровне: от глубокого и ясного самосознания до смутного, неопределенного понимания того, что происходит в его «душе», психике. Человек не только мыслит, но он знает себя и рас­суждает о том, что он делает, думает и как чувствует его Организм. В формировании самосознания играют важную роль общения с други­ми людьми, а также факт сравнения самого себя с другими людьми. Человек поднимается до уровня понимания своего положения в се­мье, коллективе, обществе. Такие близкие по значению человеческие качества, как самосознание, самооценка, самоконтроль, самоотноше­ние, раскрывая активность сознания, формируются только лишь на определенном этапе развития личности и только лишь под влиянием социального образа жизни. Объектом анализа при самосознании ста­новятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, интересы, цели, собственная человеческая деятельность, положение в коллективе, семье, обществе и т.д. У разных людей разная степень самосознания. Обращения философов к самосознанию начинается с Сократа, который провозгласил принцип: «Познай самого себя».

    Активность сознания направлена, прежде всего, на познание и на самопознание. Человек познает не только внешний мир, но и са­мого себя. Познать самого себя - это великий стимул в развитии че­ловеческой личности, Самое трудное - познать самого себя. Но, не­смотря на сложность этого процесса, человек, как он стал существом мыслящим, во все времена стремился раскрыть свои способности, хотя немногим удалось познать самого себя. С познания самого себя все и начинается, им все определяется - линия жизни, дело жизни. Ученые это формулируют так, чтобы труд был творческим, необхо­димо соответствие призвания человека и данного вида трудовой дея­тельности. Что такое призвание и как его найти и реализовать? Лю­бой человек, если он психологически нормальный, имеет широкий диапазон творческих задатков. Имея эти врожденные задатки, ребе­нок в какой-то сфере может стать «генералом». Но часто им не ста­новится по причине незнания самого себя, в силу отсутствия усло­вий, а также, не имея достаточной степени воли и желания.

    Чтобы выявить свои способности, надо начать что-то делать. В каждом человеке заложены определенные способности и очень разные. Но будь человек хоть трижды одарен своими способностями, он не узнает о них до той самой поры, пока не начнет действовать с целью выяснения и использования своих способностей. Активные действия, работа, занятия - вот условия для проявления способно­стей. Разве можно, например, сказать о человеке, что он одаренный пианист, если он хоть и действительно одаренный, никогда не садил­ся за рояль?

    Творческая активность сознания объясняется тем, что мыш­ление определяет цель, способ и характер практической деятельно­сти человека. Человек всегда имел и имеет материальные и духовные потребности. Для удовлетворения этих потребностей необходимо знание самой природы и общественных явлений. Прежде чем что-либо сделать реально, человек «делает» это идеально, в своем пред­ставлении. Человек мысленно представляет результат, способ осуще­ствления, средства достижения этого результата. «Паук совершает операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамля­ет некоторых людей - архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении этого человека, т.е. идеально» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 23, С. 189).

    Что лежит в основе целеполагающей деятельности человека? Неудовлетворенность существующим миром и потребность изменить его в соответствии с желаниями людей, реформировать обществен­ные порядки, расстаться с устаревшими нормами и прокладывать новые пути. Сознание в обобщенной и целенаправленной форме от­ражает действительность и творчески осмысливает обстановку, ре­альные условия и убеждается в том, что существующий мир и его порядки не удовлетворяют. Человек своими действиями решает из­менить его и для этого определяет конкретные цели, которые высту­пают как отраженная в сознании потребность, как природная и исто­рическая необходимость.

    Активная роль сознания проявляется в способности его воз­действовать на общественное бытие, играть роль движущей силы развития общества. Научные открытия, передовые экономические, политические, правовые взгляды явились основой научно-технической революции, помогли совершить в ряде стран «экономическое чудо», повысить трудовую активность и резко поднять уро­вень жизни народа. Все это, в свою очередь, в корне изменило обще­ственное бытие людей.

    Активность сознания выражается в том, что передовые обще­ственные, естественно-научные и технические идеи и взгляды могут предвосхитить будущее, раскрыть тенденции развития общества в целом и его отдельных сторон. Опираясь на предыдущие знания, че­ловек получает возможность предвидения, строит свои планы на бу­дущее. Сознание обладает способностью предвидеть результаты сво­их личных действий, а также прогнозировать последствия деятельно­сти отдельных личностей и народных масс. Это означает, что созна­ние на теоретическом и на обыденном уровнях способно опережать существующую жизнь, общественное бытие.

     

     

    5 Сознание и кибернетика

    Сегодня стало модным употреб­лять термин - искусственный «интеллект». Под этим обычно пони­мают такую организацию использования современных возможностей кибернетических машин, которые «пришли» на помощь человеку. На чем базируются принципы кибернетики? Они основываются на неко­торых общих закономерностях, присущих живым организмам. Для всех них характерна способность получать информацию, перераба­тывать и запоминать ее, осуществлять управление и действовать по принципу обратной связи. Когда машина работает, она не понимает, ради чего совершаются эти действия, каковы последствия этих дей­ствий. Человек, действуя, думает о результатах и последствиях своей деятельности.

    Похоже ли вообще машинное мышление на человеческое? Эти и другие аналогичные вопросы решает биологическая киберне­тика. Биокибернетика - эта такая наука, которая занимается создани­ем и работой кибернетических машин для изучения живого организ­ма. Наше тело оказалось словно насквозь пронизано кибернетикой, то есть самоуправляющиеся устройства обнаружены не только в цен­тральной нервной системе, но и в каждой составляющей нас клеточ­ке. Сто триллионов таких крошечных кибернетических автоматов работают внутри нас. Автоматические регуляторы поддерживают в нашем теле нормальное давление крови, состав желудочного сока, следят за ритмическими сокращениями сердца, легких и т.д.











    Список использованной литературы

    1.   Бердяев Н.А. Самосознание. М., 1963.

    2.   Введение в философию. М., 1991. Ч. 1

    3.   Ведин И.Ф. Бытие человека. Деятельность и смысл. Рига, 1987.

    17.  Пекелис В.Д. Твои возможности человек. М., 1986.

    18.  Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988.

    19.  Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1983.

    20.  Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Сознание, его происхождение и сущность ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.