В
период формирования в России правового государства происходит реформирование
всей правовой системы.
Существенные изменения претерпело и гражданское процессуальное законодательство,
поскольку стало очевидным, что многие его нормы устарели.
Государственной Думой Федерального Собрания РФ 23 октября 2002 года был
принят новый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации[1]
(далее – ГПК РФ). Он вступил в действие с 1 февраля 2003 года.
Внесенные в закон изменения преследовали цель совершенствования правового
регулирования процессуальной деятельности, обеспечения свободы личности,
оптимального соотношения публичного и частного в гражданском процессе.
В связи с этим особый интерес представляет действующий в российском
гражданском процессуальном праве институт защиты публичных интересов прокурором
и иными уполномоченными органами.
При подготовке ГПК РФ 2002 года высказывались мнения юристов о том, что
данный институт не соответствует произошедшим изменениям в общественно-политической
и экономической жизни страны, участие прокурора и иных уполномоченных органов в
гражданском процессе несет в себе угрозу свободе личности, является
неоправданным вмешательством в частноправовые отношения граждан[2].
Эти опасения были восприняты законодателем, в связи с чем в порядок
гражданско-процессуальной защиты прав и интересов других лиц были внесены
существенные изменения.
Тем не менее, этот институт был сохранен в ГПК РФ, что вновь вызвало
многочисленные диспуты по поводу необходимости существования такового.
Несомненно, что изучение истории создания и развития какого-либо государственного
органа помогает лучше понять историческое предназначение этого органа, его
место в системе иных государственных органов, историческую необходимость
выполнения функций, возложенных на этот орган, принять меры законодательного и
организационного характера, направленные на повышение эффективности
деятельности этого органа в современных условиях.
Истоки защиты прокурором прав, свобод и законных интересов граждан нужно
начинать искать с исторического осмысления роли прокуратуры в системе
государственных органов.
Прокуратура как самостоятельный государственный институт была учреждена
Петром I в 1722 году. Указ Петра I от 12 января 1722 году гласил: «Быть при
Сенате генерал-прокурору». Прокуратура задумывалась Петром I как надзирающий
орган за правопорядком, деятельностью государственных органов, как «око
государево». Предполагалось, что генерал-прокурор должен стоять на страже
интересов императора, государства, церкви и всех граждан, которые не могут сами
в достаточной степени защитить свои интересы[3].
Таким образом, изначально на прокуратуру была возложена функция защиты
прав, причем, в силу традиционно имеющихся факторов, на первом месте стояли
интересы императора и государства, а также церковных структур. Однако в равной
степени на прокурора возлагалась и обязанность защиты всех тех лиц, которые
сами не могут защитить свои интересы.
И до 1864 года прокурорский надзор осуществлялся не только за соответствием
закону деятельности поднадзорных органов, но и надзор вообще за их
деятельностью, в том числе за поведением чиновников.
Прокуратура Российской Империи практически всегда была верным стражем
царского самодержавия, являлась органом сугубо реакционным.
В последующие годы после смерти Петра I, особенно в период царствования
Анны Иоановны, прокуратура практически бездействовала.
В своих прежних прерогативах прокуратура была восстановлена в период
царствования Елизаветы Петровны. Как и во всех направлениях государственной и
политической деятельности, она стремилась восстановить реформы своего отца и
многого в этом достигла.
Указом Императрицы от 12 декабря 1741 года была восстановлена прокуратура
в рамках Указа Петра I от 1722 года. Прокуратуре был придан ряд полномочий по
осуществлению надзора за проведением в жизнь действующих и вновь принимаемых
законов, что привело к повышению эффективности и действенности прокурорского
надзора.
В период царствования Екатерины II в существенной мере был усилен местный
прокурорский надзор. Этому в немалой степени способствовало принятое в 1775
года «Учреждение о губерниях», в котором были сформулированы задачи и
полномочия губернских прокуроров.
При Павле I, одержимом идеей «все созданное Екатериной II изменить и
переделать», был существенно ослаблен прокурорский надзор, в значительной мере
были сокращены штаты органов прокуратуры как в центре, так и на местах. Однако
в целом прокуратура продолжала оставаться активно действовавшим государственным
органом.
Деятельность органов прокуратуры была существенно трансформирована и
усилена в период царствования Александра II.
Еще до судебной реформы, в 1862 году, Государственный Совет Российской
Империи принял «Основные положения о прокуратуре», в которых определялось
государственное назначение прокурорского надзора, его содержание (предмет),
задачи и полномочия прокуроров. Весьма четко было определено назначение
прокуратуры: «Наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской
Империи». В «Основных положениях о прокуратуре» были сформулированы принципы
организации и деятельности прокуратуры, которые оставались незыблемыми на
протяжении всего периода существования Российской Империи.
К их числу относятся:
- единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора;
- осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей
системы органов прокуратуры;
- осуществление «верховного» надзора в Российской Империи
Генерал-прокурором (он же министр юстиции);
- строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим; несменяемость
прокуроров;
- независимость прокуроров от «местных» влияний при принятии ими любого
решения.
С начала проведения правовой реформы 1864 года полномочия прокурора были
сужены в интересах укрепления судебной системы.
В ходе реформы полномочий прокурора в гражданском судопроизводстве
подверглись серьезным изменениям в направлении перенесения основных функций
прокуратуры в сферу судопроизводства.
В гражданском процессе прокурор выступал, как правило, с заключением
после состязания сторон. Если дело представляло публичный интерес, то
прокурору предоставлялось право выступать в качестве «главной стороны»,
состязаясь с другой стороной в качестве истца или ответчика и защищая не права
лиц или ведомств, а самую силу закона[4].
Однако при участии прокурора в гражданском процессе он не наделялся
правом на предъявление иска в защиту интересов государства и общества.
Правовой статус прокурора в гражданском судопроизводстве предопределялся
отсутствием в последнем публичных начал и несвязанностью гражданского оборота с
экономической и социальной функциями государства.
Царская прокуратура была упразднена в 1917 году. Декретом о суде №1, и до
1922 года прокуратура в России отсутствовала, поскольку молодое Советское
государство видело в ней оплот царских порядков и монархических законов. И в
первое время сама мысль о восстановлении прокуратуры считалась реакционным
поползновением.
Развернулась широкая дискуссия по вопросам функционирования и полномочий
прокуратуры.
Однако объективные условия возродили в 1922 году прокуратуру в России. В
числе основных причин такого возрождения определялась необходимость единой
общероссийской законности, единого централизованного органа, осуществляющего
надзорные функции.
В 1924 году была образована Прокуратура Верховного суда СССР, которая
действовала на основании Положения о Верховном суде СССР от 23 ноября 1923
года, а позже Положения о Верховном суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда
СССР от 24 июля 1929 года.
На Прокуратуру Верховного суда СССР возлагались:
- наблюдение, с точки зрения Конституции СССР и общесоюзного законодательства,
за законностью постановлений наркоматов СССР и других центральных учреждений
СССР, постановлений ЦИК союзных республик и их президиумов;
- наблюдение за законностью действий ОГПУ;
- надзор за законностью решений, приговоров и определений Верховного суда
СССР и наблюдение за правильным и единообразным применением общесоюзного
законодательства в практике судебных учреждений СССР и союзных республик.
В связи с необходимостью дальнейшего укрепления законности во всесоюзном
масштабе постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 года была образована
Прокуратура СССР, а 17 декабря 1933 года утверждено Положение о Прокуратуре
СССР.
В нем были определены функции прокуратуры и порядок их осуществления, а
также отрасли прокурорского надзора, которые в основном сохранились и поныне:
- общий надзор;
- надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ и милиции;
- надзор за предварительным расследованием;
- надзор за правильным и единообразным применением законов судебными
органами;
- надзор за законностью и правильностью деятельности
исправительно-трудовых учреждений.
Очередным важным этапом в развитии прокуратуры стало принятие 24 мая 1955
года Положения о прокурорском надзоре в СССР. В нем были законодательно
закреплены и получили дальнейшее развитие идеи о назначении законности в
государстве и о роли органов прокурорского надзора в ее неуклонном обеспечении.
С принятием Конституции 1977 года связаны дальнейшие шаги по обеспечению
надлежащего надзора за законностью. Одним из них было решение о выработке Закона
о прокуратуре СССР. Такой закон был принят 30 ноября 1979 года. В нем нашли
закрепление и правовую регламентацию основополагающие принципы организации и
деятельности органов прокуратуры, основные направления их деятельности.
Положение прокурора в гражданском судопроизводстве было определено
законодателем как положение должностного лица, осуществляющего надзор за всем,
что происходит в суде, в том числе и за деятельностью самого суда на всех
стадиях рассмотрения дела, включая надзор за соблюдением сроков рассмотрения
дел и исполнением решений.
Согласно ст.12 ГПК РСФСР в редакции Указа Президиума Верховного Совета
РСФСР от 1 августа 1980 года[5],
прокурор был обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно
принимать меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения
ни исходили.
Итак, основной чертой деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве
в советский период стало усиление вмешательства государства в «частноправовые
отношения» и тем самым в споры, рассматриваемые в рамках гражданского процесса.
Это проявилось, в том числе в предоставлении прокурору широких полномочий
в гражданском судопроизводстве, позволяющих ему «как начать дело, так и
вступить в дело в любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует
охрана интересов государства или трудящихся масс» (еще ст.2 ГПК 1923 года).
Впоследствии регламентация полномочий прокурора в гражданском процессе
направлялась на осуществление им надзора за законностью рассмотрения
гражданских дел в судах.
Таким образом, в советский период прокуратура была чрезмерно идеологизирована,
фактически надзирала за исполнением постановлений партии и правительства,
выполняя эту функцию и при осуществлении надзора за судами.
Очевидно, что такое положение прокурора несло в себе противоречие с рядом
норм и принципов гражданского процессуального права, на что обращалось внимание
в литературе[6].
Это противоречие должно было найти свое разрешение в законодательном порядке, и
в нормативных актах стали появляться нормы, по-иному, нежели ГПК РСФСР,
определяющие положение прокурора в гражданском процессе.
Такие изменения были впервые отражены в Федеральном законе от 17 января
1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»[7],
в котором уже не упоминалось об осуществлении прокурором надзора за рассмотрением
гражданских дел судами, а указывалось на то, что прокуроры участвуют в
рассмотрении дел судами, рассматривают жалобы на вступившие в законную силу
судебные решения.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» внес много нового
в теорию и практику прокурорского надзора.
Законом в связи с происшедшими в нашем обществе изменениями, были существенно
ограничены объем и полномочия прокурорского надзора по сравнению с ранее
действовавшим законодательством.
Это стало результатом столкновения различных концепций развития
прокуратуры. В некоторых из них просматривалось стремление к значительному
сокращению функций прокуратуры, превращению ее лишь в орган уголовного
преследования, поддержания обвинения в суде.
В Конституции РФ 1993 года[8]
деятельность органов прокуратуры регламентируется ст.129, включенной в раздел
«Судебная власть», хотя прокуратура не входит в систему судебной власти.
Согласно ст.129 Конституции РФ, прокуратура РФ составляет единую
централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и
Генеральному прокурору РФ. Организация и порядок деятельности прокуратуры
регламентируются федеральным законом.
В соответствии с п.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской
Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых
в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья,
возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном
суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного
числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое
общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или
арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Непосредственно участие прокурора в гражданском процессе регламентируется
ст.35-36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно
которым прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе
обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса,
если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества
и государства.
Прокурор или его заместитель, независимо от участия в судебном разбирательстве,
вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или
категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление
вступили в законную силу, и принести протест на незаконное или необоснованное
решение суда.
Однако указанные нормы Федерального закона «О прокуратуре Российской
Федерации» существенно противоречат нормам ГПК РФ, которым, в частности, не
предусмотрено право прокурора на обращение в суд в защиту государственных и
общественных интересов, право истребования из судов гражданских дел, принесения
протестов по любому делу, независимо от участия в нем прокурора, а также право
на вступление в дело (для дачи заключения) по любому делу, если этого требуют
защита прав граждан и охраняемые законом интересы общества и государства.
В связи с этим в последние годы наряду с необходимостью реформирования
прокуратуры неоднократно проводилась мысль о ликвидации одного из основных
видов ее деятельности – общего надзора как высшего надзора за исполнением
законов и соответствием законам подзаконных актов.
Приводились доводы о том, что прокуратура не справляется с надзорными функциями
ввиду их огромного объема, поскольку резко увеличилось количество поднадзорных
органов, в том числе предприятий различных форм собственности[9].
Авторы Концепции судебной реформы в Российской Федерации предложили
реформировать органы прокуратуры, пересмотреть вверенные ей функции[10].
Основная проблема, вокруг которой, как и в 60-х годах XIX века, развернулась широкая
дискуссия, стала звучать следующим образом: «должна ли будущая прокуратура
сохранить ту сферу деятельности, которую мы привыкли называть общим надзором,
останется ли прокуратура органом, на которую возложен надзор за законностью в
стране, или станет лишь властью обвинительной, органом уголовного преследования»[11].
Долгие годы исследовавший деятельность прокуратуры В.М.Савицкий признал,
что российская прокуратура сегодня – рудимент тоталитарной системы советского
периода. Стержневой функцией прокуратуры автор видел лишь осуществление
уголовного преследования, то есть предлагал вернуться к положению органов прокуратуры
в России с 60-х годов XIX века до 1917 года.[12]
Вместе с тем высказывались позиции, которые сводились к общему выводу: «в
настоящее время не нужны радикальные перемены в положении прокурора»[13].
Склонившись к данной точке зрения, законодатель сохранил и укрепил позиции
прокуратуры в системе государственных органов, обеспечил ее независимость,
расширил некоторые направления ее функционирования и, наконец, содержание
деятельности прокуратуры тесно связал с надзором за исполнением законов, что и
определяет предназначение прокуратуры в государстве. И все же участие прокурора
в гражданском судопроизводстве в настоящее время существенно ограничено.
Задачи и основные направления деятельности прокуроров в гражданском
судопроизводстве сформулированы в Конституции Российской Федерации, Основах
гражданского судопроизводства, ГПК РФ, Федеральном законе «О прокуратуре
Российской Федерации», а также в приказах Генерального прокурора Российской
Федерации.
Прокурор обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно
принимать предусмотренные законом меры к устранению нарушений закона, от кого
бы эти нарушения ни исходили.
В соответствии с требованиями, вытекающими из указанных нормативных
актов, Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют свои
полномочия при рассмотрении гражданских дел в судах с тем, чтобы:
- выполнялось требование закона о всестороннем, полном, объективном и
своевременном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях;
- выносились по каждому делу законные и обоснованные решения, определения
и постановления;
- решения, определения и постановления суда своевременно, в соответствии
с требованиями закона, обращались к исполнению.
Прокуроры способствуют осуществлению целей правосудия и выполнению задач,
стоящих перед судом, при строгом соблюдении принципа независимости судей и
подчинения их только закону.
Определяя задачи прокуроров в сфере гражданского судопроизводства на
современном этапе, Генеральный прокурор России предлагает подчиненным
прокурорам сосредоточить особое внимание на защите гарантированных Конституцией
РФ и иными законами прав и свобод граждан, обеспечении законности при
осуществлении правосудия по гражданским делам, устранении и искоренении
нарушений законности.
При этом Генеральный прокурор предлагает целенаправленно использовать
средства прокурорского воздействия в интересах успешного осуществления задач по
защите имущественных интересов граждан, государства, прав предприятий и
трудовых коллективов.
Как одно из необходимых условий укрепления законности в сфере экономики
указывается на роль прокурорского надзора в возмещении ущерба, причиненного
гражданам, государству, предприятиям и организациям.
При применении полномочий прокурора главный упор сделан на борьбу с
нарушениями конституционных прав граждан, укрепление предусмотренных законом
новых экономических отношений.
Участие прокуроров в гражданском судопроизводстве обеспечивают Генеральный
прокурор РФ, прокуроры республик в составе Российской Федерации, прокуроры
краев, областей, городов и районов. В целях оперативного руководства
деятельностью органов прокуратуры в этом направлении надзора в Генеральной
прокуратуре РФ, прокуратурах республик, краев и областей образованы управления
и отделы по надзору за законностью судебных постановлений по гражданским делам.
В районах и городах эти функции выполняют заместители или помощники районного
или городского прокурора.
В целях успешного выполнения стоящих перед прокурорами задач закон
предоставляет прокурору необходимые для этого полномочия. В концентрированной
форме они изложены в ст.35 Закона о прокуратуре, ГПК РФ и приказах Генерального
прокурора.
Осуществляя защиту прав, свобод и законных интересов граждан в гражданском
судопроизводстве, прокурор в пределах своей компетенции:
- участвует в судебном разбирательстве дел первой инстанции, апелляционной,
кассационной и надзорной инстанции;
- дает заключения по вопросам, возникающим при рассмотрении дел;
- направляет в суд исковые заявления, дает заключения в целом по гражданским
делам;
- совершает иные процессуальные действия, предусмотренные законом;
- вносит представления на незаконные и необоснованные решения, определения
и постановления суда, постановления судей;
- проверяет законность обращения к исполнению решений, определений и
постановлений суда по тем делам, в которых принимал участие;
- принимает меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру
решений, определений и постановлений по гражданским делам.
Таким образом, осуществляя предоставленные законом полномочия, прокурор
организует свою работу в гражданском судопроизводстве таким образом, чтобы
реально способствовать проведению в жизнь законодательства о всестороннем,
полном, объективном и своевременном разбирательстве гражданских дел в суде,
чтобы по каждому делу были вынесены законные и обоснованные решения.
Предметом деятельности прокурора являются не только решения, определения
и постановления суда, но и законность процессуальных действий, выполняемых как
до судебного рассмотрения гражданского иска, так и в ходе его рассмотрения.
Прокурор, не имея никакого личного интереса, а исходя лишь из общегосударственных
интересов, следит за тем, чтобы соблюдались требования гражданского и
гражданского процессуального законов как составом судей, так и участвующими в
деле лицами – сторонами, третьими лицами, свидетелями, экспертами,
переводчиками, представителями органов государственного управления,
содействующими суду.
В Концепции развития прокуратуры на переходный период заложены основные
аспекты взаимодействия прокуратуры и суда, что проявляется во внешнем контроле
за судебной деятельностью и деятельностью прокуратуры, в соотношении
правозащитной функции прокуратуры и суда, во взаимодействии судебной власти и
др[14].
Исходя из этой концепции в Закон о прокуратуре введен раздел «участие прокурора
в рассмотрении дел судами».
В развитие Закона о прокуратуре Генеральным прокурором был издан Приказ
№ 1 от 5 января 1997 года «Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве»,
акцентирующий внимание подчиненных прокуроров на наиболее важных направлениях
этой деятельности, целью которой определена «защита конституционных и иных
охраняемых законом прав и интересов граждан, общества и государства, содействие
методами прокурорского надзора осуществлению правосудия».
Приказ Генерального прокурора РФ учитывал значительные изменения
гражданского процессуального законодательства, введенные Федеральным законом
от 30 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный
кодекс РСФСР», направленные на усиление действия принципов диспозитивности,
состязательности и равноправия сторон, а также на снижение активности суда в
собирании доказательств.
В связи с этим роль прокурора, участвующего в деле, не подменяющего
стороны, а помогающего суду рассмотреть и правильно разрешить спор, существенно
возросла.
Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении гражданских
дел, регулируются гражданско-процессуальным законодательством Российской
Федерации. Его процессуальный статус определяется тем, что прокурор вместе со
сторонами, третьими лицами и органами государственного управления включается в
круг лиц, участвующих в деле. Его юридическая заинтересованность в процессе
имеет лишь процессуально-правовой характер и обусловлена возложенной законом на
органы прокуратуры обязанностью по осуществлению надзорных полномочий за
соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов,
действующих на территории Российской Федерации.
Процессуальное положение прокурора, предъявившего иск, характеризуется
также некоторыми особенностями, отличающими его от других лиц, участвующих в
деле. Это заключается в освобождении прокурора от уплаты судебных расходов. Прокурор
является истцом в процессуальном смысле, а носителем материальных прав
выступает в деле лицо, в интересах которого процесс возбужден. Поэтому такое
лицо вправе распорядиться принадлежащими ему материальными правами: заключить с
ответчиком мировое соглашение; к нему может быть предъявлен встречный иск.
Прокурор же подобными правомочиями не обладает, поэтому он не является ответчиком
по встречному иску, не вправе заключить мировое соглашение.
В процессе прокурор не связан своей позицией, изложенной в исковом
заявлении, и позицией лица, в интересах которого заявлен иск. Прокурор, придя
к выводу о несостоятельности заявленных требований, вправе отказаться
полностью или в части от предъявленного иска. Однако отказ прокурора от иска не
лишает заинтересованное лицо права требовать рассмотрения дела.
К числу общих полномочий следует отнести право знакомиться с материалами
дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять
доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим
лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам, заявлять ходатайства, давать
устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения по
всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать против
ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в деле,
опротестовывать решения и определения суда и пользоваться другими
процессуальными правами, предоставленными им ГПК РФ.
Специальные полномочия позволяют прокурору предъявлять иски и заявления
в интересах других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого
требует охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых
законом интересов граждан.
Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции
осуществляется в формах предъявления и поддержания в суде иска, а также участия
в рассмотрении судом гражданских дел и дачи заключения.
Прокурор не осуществляет надзор за рассмотрением судами гражданских дел.
Статья 12 ГПК РСФСР, закреплявшая надзорные функции прокурора в гражданском
судопроизводстве, исключена Федеральным законом от 7 августа 2000 года № 120-ФЗ
«О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР»[15]
и не воспроизведена в новом ГПК РФ.
Это позволяет сделать вывод о том, что прокуратура осуществляет такую
функцию, как участие прокурора в рассмотрении гражданских дел, которая была
закреплена в Федеральном закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокурор участвует в деле для дачи заключения в судах первой, апелляционной,
кассационной и надзорной инстанций только по тем делам, которые прямо указаны в
ГПК РФ и других федеральных законах.
В настоящее время прокурор лишен права на вступление в дело для дачи
заключения по своей инициативе. Суд также не может инициировать участие
прокурора в деле, если это прямо не предусмотрено законом.
Прокурор вправе обращаться в суд с иском (заявлением) в интересах
конкретного гражданина лишь в том случае, если последний по уважительным
причинам не может сам обратиться в суд.
Обращение прокурора в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц
или интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований закон не
ограничивает (ст.45 ГПК РФ).
Не имеет прокурор и полномочий по истребованию из судов гражданских дел.
Это основано на конституционном принципе равенства сторон: таких прав нет и у
других лиц, участвующих в деле.
Прокурор не наделен также правом принесения протестов по делам. Лишь в
тех случаях, когда прокурор участвовал в деле либо его участие в деле предусмотрено
законом, прокурор вправе принести апелляционные, кассационные представления
(ст.ст.320, 336 ГПК РФ).
Должностные лица органов прокуратуры могут обратиться в суд надзорной
инстанции с представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений
только в том случае, если в рассмотрении дела участвовал либо вправе был
участвовать прокурор (ст.376 ГПК РФ).
Надзорные представления прокурора, в отличие от существовавшего ранее
порядка принесения протеста на судебные постановления, вступившие в законную
силу, рассматриваются в суде надзорной инстанции по тем же правилам, что и
надзорные жалобы сторон. Это означает, что прокурор не вправе передавать дело
на рассмотрение по существу в суд надзорной инстанции. Таким правом наделены в
настоящее время лишь судьи соответствующих Верховных Судов субъектов РФ,
Верховного Суда РФ.
В целом роль прокурора в гражданском процессе представляется как одна из
гарантий соблюдения законности при осуществлении правосудия по гражданским
делам, защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в особой
социальной поддержке, а также государственных и общественных интересов.
В современном гражданском процессе прокурор является должностным лицом,
представителем государства, он наделен комплексом процессуальных прав и
обязанностей в целях содействия методами прокурорского надзора осуществлению
правосудия, защиты конституционных и иных охраняемых законом прав и интересов
граждан, нуждающихся в особой социальной защите, а также общества и
государства.