Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Становление и изменение правового статуса прокурора в российском гражданском процессе

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Становление и изменение правового статуса прокурора в российском гражданском процессе
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:18
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Становление и изменение правового статуса прокурора в российском гражданском процессе

             В период формирования в России правового государства происходит реформирование всей правовой системы.

    Существенные изменения претерпело и гражданское процессуальное законодательство, поскольку стало очевидным, что многие его нормы устарели.

    Государственной Думой Федерального Собрания РФ 23 октября 2002 года был принят новый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации[1] (далее – ГПК РФ). Он вступил в действие с 1 февраля 2003 года.

    Внесенные в закон изменения преследовали цель совершенствования правового регулирования процессуальной деятельности, обеспечения свободы личности, оптимального соотношения публичного и частного в гражданском процессе.

    В связи с этим особый интерес представляет действующий в российском гражданском процессуальном праве институт защиты публичных интересов прокурором и иными уполномоченными органами.

    При подготовке ГПК РФ 2002 года высказывались мнения юристов о том, что данный институт не соответствует произошедшим изменениям в общественно-политической и экономической жизни страны, участие прокурора и иных уполномоченных органов в гражданском процессе несет в себе угрозу свободе личности, является неоправданным вмешательством в частноправовые отношения граждан[2].

    Эти опасения были восприняты законодателем, в связи с чем в порядок гражданско-процессуальной защиты прав и интересов других лиц были внесены существенные изменения.

    Тем не менее, этот институт был сохранен в ГПК РФ, что вновь вызвало многочисленные диспуты по поводу необходимости существования такового.

    Несомненно, что изучение истории создания и развития какого-либо государственного органа помогает лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов, историческую необходимость выполнения функций, возложенных на этот орган, принять меры законодательного и организационного характера, направленные на повышение эффективности деятельности этого органа в современных условиях.

    Истоки защиты прокурором прав, свобод и законных интересов граждан нужно начинать искать с исторического осмысления роли прокуратуры в системе государственных органов.

    Прокуратура как самостоятельный государственный институт была учреждена Петром I в 1722 году. Указ Петра I от 12 января 1722 году гласил: «Быть при Сенате генерал-прокурору». Прокуратура задумывалась Петром I как надзирающий орган за правопорядком, деятельностью государственных органов, как «око государево». Предполагалось, что генерал-прокурор должен стоять на страже интересов императора, государства, церкви и всех граждан, которые не могут сами в достаточной степени защитить свои интересы[3].

    Таким образом, изначально на прокуратуру была возложена функция защиты прав, причем, в силу традиционно имеющихся факторов, на первом месте стояли интересы императора и государства, а также церковных структур. Однако в равной степени на прокурора возлагалась и обязанность защиты всех тех лиц, которые сами не могут защитить свои интересы.

    И до 1864 года прокурорский надзор осуществлялся не только за соответствием закону деятельности поднадзорных органов, но и надзор вообще за их деятельностью, в том числе за поведением чиновников.

    Прокуратура Российской Империи практически всегда была верным стражем царского самодержавия, являлась органом сугубо реакционным.

    В последующие годы после смерти Петра I, особенно в период царствования Анны Иоановны, прокуратура практически бездействовала.

    В своих прежних прерогативах прокуратура была восстановлена в период царствования Елизаветы Петровны. Как и во всех направлениях государственной и политической деятельности, она стремилась восстановить реформы своего отца и многого в этом достигла.

    Указом Императрицы от 12 декабря 1741 года была восстановлена прокуратура в рамках Указа Петра I от 1722 года. Прокуратуре был придан ряд полномочий по осуществлению надзора за проведением в жизнь действующих и вновь принимаемых законов, что привело к повышению эффективности и действенности прокурорского надзора.

    В период царствования Екатерины II в существенной мере был усилен местный прокурорский надзор. Этому в немалой степени способствовало принятое в 1775 года «Учреждение о губерниях», в котором были сформулированы задачи и полномочия губернских прокуроров.

    При Павле I, одержимом идеей «все созданное Екатериной II изменить и переделать», был существенно ослаблен прокурорский надзор, в значительной мере были сокращены штаты органов прокуратуры как в центре, так и на местах. Однако в целом прокуратура продолжала оставаться активно действовавшим государственным органом.

    Деятельность органов прокуратуры была существенно трансформирована и усилена в период царствования Александра II.

    Еще до судебной реформы, в 1862 году, Государственный Совет Российской Империи принял «Основные положения о прокуратуре», в которых определялось государственное назначение прокурорского надзора, его содержание (предмет), задачи и полномочия прокуроров. Весьма четко было определено назначение прокуратуры: «Наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи». В «Основных положениях о прокуратуре» были сформулированы принципы организации и деятельности прокуратуры, которые оставались незыблемыми на протяжении всего периода существования Российской Империи.

    К их числу относятся:

    - единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора;

    - осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей системы органов прокуратуры;

    - осуществление «верховного» надзора в Российской Империи Генерал-прокурором (он же министр юстиции);

    - строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим; несменяемость прокуроров;

    - независимость прокуроров от «местных» влияний при принятии ими любого решения.

    С начала проведения правовой реформы 1864 года полномочия прокурора были сужены в интересах укрепления судебной системы.

    В ходе реформы полномочий прокурора в гражданском судопроизводстве подверглись серьезным изменениям в направлении перенесения основных функций прокуратуры в сферу судопроиз­водства.

    В гражданском процессе прокурор выступал, как прави­ло, с заключением после состязания сторон. Если дело пред­ставляло публичный интерес, то прокурору предоставлялось право выступать в качестве «главной стороны», состязаясь с другой стороной в качестве истца или ответчика и защищая не права лиц или ведомств, а самую силу закона[4].

    Однако при участии прокурора в гражданском процессе он не наделялся правом на предъявление иска в защиту интересов государства и общества.

    Правовой статус прокурора в гражданском судопроизвод­стве предопределялся отсутствием в последнем публичных начал и несвязанностью гражданского оборота с экономичес­кой и социальной функциями государства.

    Царская прокуратура была упразднена в 1917 году. Декретом о суде №1, и до 1922 года прокуратура в России отсутствовала, поскольку молодое Советское государство видело в ней оплот царских порядков и монархических законов. И в первое время сама мысль о восстановлении прокуратуры считалась реакционным поползновением.

    Развернулась широкая дискуссия по вопросам функционирования и полномочий прокуратуры.

    Однако объективные условия возродили в 1922 году прокуратуру в России. В числе основных причин такого возрождения определялась необходимость единой общероссийской законности, единого централизованного органа, осуществляющего надзорные функции.

    В 1924 году была образована Прокуратура Верховного суда СССР, которая действовала на основании Положения о Верховном суде СССР от 23 ноября 1923 года, а позже Положения о Верховном суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР от  24 июля 1929 года.

    На Прокуратуру Верховного суда СССР возлагались:

    - наблюдение, с точки зрения Конституции СССР и общесоюзного законодательства, за законностью постановлений наркоматов СССР и других центральных учреждений СССР, постановлений ЦИК союзных республик и их президиумов;

    - наблюдение за законностью действий ОГПУ;

    - надзор за законностью решений, приговоров и определений Верховного суда СССР и наблюдение за правильным и единообразным применением общесоюзного законодательства в практике судебных учреждений СССР и союзных республик.

    В связи с необходимостью дальнейшего укрепления законности во всесоюзном масштабе постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 года была образована Прокуратура СССР, а 17 декабря 1933 года утверждено Положение о Прокуратуре СССР.

    В нем были определены функции прокуратуры и порядок их осуществления, а также отрасли прокурорского надзора, которые в основном сохранились и поныне:

    - общий надзор;

    - надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ и милиции;

    - надзор за предварительным расследованием;

    - надзор за правильным и единообразным применением законов судебными органами;

    - надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений.

    Очередным важным этапом в развитии прокуратуры стало принятие 24 мая 1955 года Положения о прокурорском надзоре в СССР. В нем были законодательно закреплены и получили дальнейшее развитие идеи о назначении законности в государстве и о роли органов прокурорского надзора в ее неуклонном обеспечении.

    С принятием Конституции 1977 года связаны дальнейшие шаги по обеспечению надлежащего надзора за законностью. Одним из них было решение о выработке Закона о прокуратуре СССР. Такой закон был принят 30 ноября 1979 года. В нем нашли закрепление и правовую регламентацию основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, основные направления их деятельности.

    Положение прокурора в гражданском судопроизводстве было определено законодателем как положение должностного лица, осуществляющего надзор за всем, что происходит в суде, в том числе и за деятельностью самого суда на всех стадиях рассмотрения дела, включая надзор за соблюдением сроков рассмотрения дел и исполнением решений.

    Согласно ст.12 ГПК РСФСР в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 августа 1980 года[5], прокурор был обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.

    Итак, основной чертой деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве в советский период стало усиление вмеша­тельства государства в «частноправовые отношения» и тем самым в споры, рассматриваемые в рамках гражданского про­цесса.

    Это проявилось, в том числе в предоставлении прокурору широких полномочий в гражданском судопроизводстве, позволяющих ему «как начать дело, так и вступить в дело в любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или трудящихся масс» (еще ст.2 ГПК 1923 года).

    Впоследствии регламентация полномочий прокурора в граж­данском процессе направлялась на осуществление им надзо­ра за законностью рассмотрения гражданских дел в судах.

    Таким образом, в советский период прокуратура была чрезмерно идеологизирована, фактически надзирала за исполнением постановлений партии и правительства, выполняя эту функцию и при осуществлении надзора за судами.

    Очевидно, что такое положение прокурора несло в себе противоречие с рядом норм и принципов гражданского процессуального права, на что обращалось внимание в литературе[6]. Это противоречие должно было найти свое разрешение в законодательном порядке, и в нормативных актах стали появляться нормы, по-иному, нежели ГПК РСФСР, определяющие положение прокурора в гражданском процессе.

    Такие изменения были впервые отражены в Федеральном законе от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»[7], в котором уже не упоминалось об осуществлении прокурором надзора за рассмотрением гражданских дел судами, а указывалось на то, что прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, рассматривают жалобы на вступившие в законную силу судебные решения.

    Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» внес много нового в теорию и практику прокурорского надзора.

    Законом в связи с происшедшими в нашем обществе изменениями, были существенно ограничены объем и полномочия прокурорского надзора по сравнению с ранее действовавшим законодательством.

    Это стало результатом столкновения различных концепций развития прокуратуры. В некоторых из них просматривалось стремление к значительному сокращению функций прокуратуры, превращению ее лишь в орган уголовного преследования, поддержания обвинения в суде.

    В Конституции РФ 1993 года[8] деятельность органов прокуратуры регламентируется ст.129, включенной в раздел «Судебная власть», хотя прокуратура не входит в систему судебной власти.

    Согласно ст.129 Конституции РФ, прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Организация и порядок деятельности прокуратуры регламентируются федеральным законом.

    В соответствии с п.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

    Непосредственно участие прокурора в гражданском процессе регламентируется ст.35-36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которым прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

    Прокурор или его заместитель, независимо от участия в судебном разбирательстве, вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу, и принести протест на незаконное или необоснованное решение суда.

    Однако указанные нормы Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» существенно противоречат нормам ГПК РФ, которым, в частности, не предусмотрено право прокурора на обращение в суд в защиту государственных и общественных интересов, право истребования из судов гражданских дел, принесения протестов по любому делу, независимо от участия в нем прокурора, а также право на вступление в дело (для дачи заключения) по любому делу, если этого требуют защита прав граждан и охраняемые законом интересы общества и государства.

    В связи с этим в последние годы наряду с необходимостью реформирования прокуратуры неоднократно проводилась мысль о ликвидации одного из основных видов ее деятельности – общего надзора как высшего надзора за исполнением законов и соответствием законам подзаконных актов.

    Приводились доводы о том, что прокуратура не справляется с надзорными функциями ввиду их огромного объема, поскольку резко увеличилось количество поднадзорных органов, в том числе предприятий различных форм собственности[9].

    Авторы Концепции судебной реформы в Российской Федерации предложили реформировать органы прокуратуры, пересмотреть вверенные ей функции[10].

    Основная проблема, вокруг которой, как и в 60-х годах XIX века, развернулась широкая дискуссия, стала звучать следующим образом: «должна ли будущая прокуратура сохранить ту сферу деятельности, которую мы привыкли называть общим надзором, останется ли прокуратура органом, на которую возложен надзор за законностью в стране, или станет лишь властью обвинительной, органом уголовного преследования»[11].

    Долгие годы исследовавший деятельность прокуратуры В.М.Савицкий признал, что российская прокуратура сегодня – рудимент тоталитарной системы советского периода. Стержневой функцией прокуратуры автор видел лишь осуществление уголовного преследования, то есть предлагал вернуться к положению органов прокуратуры в России с 60-х годов XIX века до 1917 года.[12]

    Вместе с тем высказывались позиции, которые сводились к общему выводу: «в настоящее время не нужны радикальные перемены в положении прокурора»[13]. Склонившись к данной точке зрения, законодатель сохранил и укрепил позиции прокуратуры в системе государственных органов, обеспечил ее независимость, расширил некоторые направления ее функционирования и, наконец, содержание деятельности прокуратуры тесно связал с надзором за исполнением законов, что и определяет предназначение прокуратуры в государстве. И все же участие прокурора в гражданском судопроизводстве в настоящее время существенно ограничено.

    Задачи и основные направления деятельности прокуроров в гражданском судопроизводстве сформулированы в Конституции Российской Федерации, Основах гражданского судопроизводства, ГПК РФ, Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации», а также в приказах Генерального прокурора Российской Федерации.

    Прокурор обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.

    В соответствии с требованиями, вытекающими из указанных нормативных актов, Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют свои полномочия при рассмотрении гражданских дел в судах с тем, чтобы:

    - выполнялось требование закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях;

    - выносились по каждому делу законные и обоснованные решения, определения и постановления;

    - решения, определения и постановления суда своевременно, в соответствии с требованиями закона, обращались к исполнению.

    Прокуроры способствуют осуществлению целей правосудия и выполнению задач, стоящих перед судом, при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону.

    Определяя задачи прокуроров в сфере гражданского судопроизводства на современном этапе, Генеральный прокурор России предлагает подчиненным прокурорам сосредоточить особое внимание на защите гарантированных Конституцией РФ и иными законами прав и свобод граждан, обеспечении законности при осуществлении правосудия по гражданским делам, устранении и искоренении нарушений законности.

    При этом Генеральный прокурор предлагает целенаправленно использовать средства прокурорского воздействия в интересах успешного осуществления задач по защите имущественных интересов граждан, государства, прав предприятий и трудовых коллективов.

    Как одно из необходимых условий укрепления законности в сфере экономики указывается на роль прокурорского надзора в возмещении ущерба, причиненного гражданам, государству, предприятиям и организациям.

    При применении полномочий прокурора главный упор сделан на борьбу с нарушениями конституционных прав граждан, укрепление предусмотренных законом новых экономических отношений.

    Участие прокуроров в гражданском судопроизводстве обеспечивают Генеральный прокурор РФ, прокуроры республик в составе Российской Федерации, прокуроры краев, областей, городов и районов. В целях оперативного руководства деятельностью органов прокуратуры в этом направлении надзора в Генеральной прокуратуре РФ, прокуратурах республик, краев и областей образованы управления и отделы по надзору за законностью судебных постановлений по гражданским делам. В районах и городах эти функции выполняют заместители или помощники районного или городского прокурора.

    В целях успешного выполнения стоящих перед прокурорами задач закон предоставляет прокурору необходимые для этого полномочия. В концентрированной форме они изложены в ст.35 Закона о прокуратуре, ГПК РФ и приказах Генерального прокурора.

    Осуществляя защиту прав, свобод и законных интересов граждан в гражданском судопроизводстве, прокурор в пределах своей компетенции:

    - участвует в судебном разбирательстве дел первой инстанции, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции;

    - дает заключения по вопросам, возникающим при рассмотрении дел;

    - направляет в суд исковые заявления, дает заключения в целом по гражданским делам;

    - совершает иные процессуальные действия, предусмотренные законом;

    - вносит представления на незаконные и необоснованные решения, определения и постановления суда, постановления судей;

    - проверяет законность обращения к исполнению решений, определений и постановлений суда по тем делам, в которых принимал участие;

    - принимает меры в случаях, предусмотренных законом, к пересмотру решений, определений и постановлений по гражданским делам.

    Таким образом, осуществляя предоставленные законом полномочия, прокурор организует свою работу в гражданском судопроизводстве таким образом, чтобы реально способствовать проведению в жизнь законодательства о всестороннем, полном, объективном и своевременном разбирательстве гражданских дел в суде, чтобы по каждому делу были вынесены законные и обоснованные решения.

    Предметом деятельности прокурора являются не только решения, определения и постановления суда, но и законность процессуальных действий, выполняемых как до судебного рассмотрения гражданского иска, так и в ходе его рассмотрения.

    Прокурор, не имея никакого личного интереса, а исходя лишь из общегосударственных интересов, следит за тем, чтобы соблюдались требования гражданского и гражданского процессуального законов как составом судей, так и участвующими в деле лицами – сторонами, третьими лицами, свидетелями, экспертами, переводчиками, представителями органов государственного управления, содействующими суду.

    В Концепции развития прокуратуры на переходный период заложены основные аспекты взаимодействия прокуратуры и суда, что проявляется во внешнем контроле за судебной де­ятельностью и деятельностью прокуратуры, в соотношении правозащитной функции прокуратуры и суда, во взаимодей­ствии судебной власти и др[14]. Исходя из этой концепции в Закон о прокуратуре введен раздел «участие прокурора в рас­смотрении дел судами».

    В развитие Закона о прокуратуре Генеральным прокуро­ром был издан Приказ № 1 от 5 января 1997 года «Об участии проку­рора в гражданском судопроизводстве», акцентирующий вни­мание подчиненных прокуроров на наиболее важных направ­лениях этой деятельности, целью которой определена «защита конституционных и иных охраняемых законом прав и интересов граждан, общества и государства, содействие мето­дами прокурорского надзора осуществлению правосудия».

    Приказ Генерального прокурора РФ учитывал значитель­ные изменения гражданского процессуального законодатель­ства, введенные Федеральным законом от 30 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процес­суальный кодекс РСФСР», направленные на усиление действия принципов диспозитивности, состязательности и равно­правия сторон, а также на снижение активности суда в соби­рании доказательств.

    В связи с этим роль прокурора, участвующего в деле, не подменяющего стороны, а помогающего суду рассмотреть и правильно разрешить спор, существенно возросла.

    Полномочия прокурора, участвующего в судебном рас­смотрении гражданских дел, регулируются гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации. Его процессуальный статус определяется тем, что прокурор вме­сте со сторонами, третьими лицами и органами государствен­ного управления включается в круг лиц, участвующих в деле. Его юридическая заинтересованность в процессе имеет лишь процессуально-правовой характер и обусловлена возложенной законом на органы прокуратуры обязанностью по осуществле­нию надзорных полномочий за соблюдением Конституции Рос­сийской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

    Процессуальное положение прокурора, предъявившего иск, характеризуется также некоторыми особенностями, от­личающими его от других лиц, участвующих в деле. Это зак­лючается в освобождении прокурора от уплаты судебных рас­ходов. Прокурор является истцом в процессуальном смысле, а носителем материальных прав выступает в деле лицо, в инте­ресах которого процесс возбужден. Поэтому такое лицо вправе распорядиться принадлежащими ему материальными правами: заключить с ответчиком мировое соглашение; к нему может быть предъявлен встречный иск. Прокурор же подобными правомочиями не обладает, поэтому он не является ответчи­ком по встречному иску, не вправе заключить мировое согла­шение.

    В процессе прокурор не связан своей позицией, изложен­ной в исковом заявлении, и позицией лица, в интересах кото­рого заявлен иск. Прокурор, придя к выводу о несостоятель­ности заявленных требований, вправе отказаться полностью или в части от предъявленного иска. Однако отказ прокурора от иска не лишает заинтересованное лицо права требовать рассмотрения дела.

    К числу общих полномочий следует отнести право знако­миться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, уча­ствовать в исследовании доказательств, задавать вопросы дру­гим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объясне­ния суду, представлять свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в деле, опротестовывать решения и опре­деления суда и пользоваться другими процессуальными права­ми, предоставленными им ГПК РФ.

    Специальные полномочия позволяют прокурору предъяв­лять иски и заявления в интересах других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана го­сударственных или общественных интересов или прав и охра­няемых законом интересов граждан.

    Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в суде первой инстанции осуществляется в формах предъявления и поддержания в суде иска, а также участия в рассмотрении судом гражданских дел и дачи заключения.

    Прокурор не осуществляет надзор за рассмотрением судами гражданских дел. Статья 12 ГПК РСФСР, закреплявшая надзорные функции прокурора в гражданском судопроизводстве, исключена Федеральным законом от 7 августа 2000 года № 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР»[15] и не воспроизведена в новом ГПК РФ.

    Это позволяет сделать вывод о том, что прокуратура осуществляет такую функцию, как участие прокурора в рассмотрении гражданских дел, которая была закреплена в Федеральном закона «О прокуратуре Российской Федерации».

    Прокурор участвует в деле для дачи заключения в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций только по тем делам, которые прямо указаны в ГПК РФ и других федеральных законах.

    В настоящее время прокурор лишен права на вступление в дело для дачи заключения по своей инициативе. Суд также не может инициировать участие прокурора в деле, если это прямо не предусмотрено законом.

    Прокурор вправе обращаться в суд с иском (заявлением) в интересах конкретного гражданина лишь в том случае, если последний по уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

    Обращение прокурора в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований закон не ограничивает (ст.45 ГПК РФ).

    Не имеет прокурор и полномочий по истребованию из судов гражданских дел. Это основано на конституционном принципе равенства сторон: таких прав нет и у других лиц, участвующих в деле.

    Прокурор не наделен также правом принесения протестов по делам. Лишь в тех случаях, когда прокурор участвовал в деле либо его участие в деле предусмотрено законом, прокурор вправе принести апелляционные, кассационные представления (ст.ст.320, 336 ГПК РФ).

    Должностные лица органов прокуратуры могут обратиться в суд надзорной инстанции с представлениями о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений только в том случае, если в рассмотрении дела участвовал либо вправе был участвовать прокурор (ст.376 ГПК РФ).

    Надзорные представления прокурора, в отличие от существовавшего ранее порядка принесения протеста на судебные постановления, вступившие в законную силу, рассматриваются в суде надзорной инстанции по тем же правилам, что и надзорные жалобы сторон. Это означает, что прокурор не вправе передавать дело на рассмотрение по существу в суд надзорной инстанции. Таким правом наделены в настоящее время лишь судьи соответствующих Верховных Судов субъектов РФ, Верховного Суда РФ.

    В целом роль прокурора в гражданском процессе представляется как одна из гарантий соблюдения законности при осуществлении правосудия по гражданским делам, защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в особой социальной поддержке, а также государственных и общественных интересов.

    В современном гражданском процессе прокурор является должностным лицом, представителем государства, он наделен комплексом процессуальных прав и обязанностей в целях содействия методами прокурорского надзора осуществлению правосудия, защиты конституционных и иных охраняемых законом прав и интересов граждан, нуждающихся в особой социальной защите, а также общества и государства.



    [1] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ//Российская газета. 20 ноября 2002 года.

    [2] Похмелкин В. Участие прокуратуры в рассмотрении гражданских дел – юридический атавизм//Российская юстиция. 2001. № 5, и др.


    [3] Законность. 1992. № 1. – С.28-30.

    [4] Судебные уставы с изложениями рассуждений, на коих они осно­ваны. – СПб.: 1864. Ч.1. – С.178-179.

    [5] ГПК РСФСР//Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1980. № 32. Ст.987.

    [6] Жуйков В.М. Права человека и власть закона. – М.: 1995. – С.160-161.

    [7] Федеральный закон РФ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. № 47. Ст.4472.

    [8] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 25.12.1993. № 237.

    [9] Напр.: Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура?//Российская юстиция. 2001. № 9  и др.

    [10] Концепция судебной реформы. – М.: 1992. – С.58-60.

    [11] Кореневский Ю. Отменять общий надзор прокуратуры преждевременно//Российская юстиция. 1995. № 4. – С.38.

    [12] Савицкий В.М. Стержневая функция прокуратуры – осуществление уголовного преследования//Российская юстиция. 1994. № 10. – С.24-28.

    [13] Ломовский В. Не рубите дуб//Российская юстиция. 1994. № 8. – С.23; Костенко Н. Прокуратура – опора президентской власти//Российская юстиция. 1994. № 11. – С.25-27.

    [14] Прокуратура Российской Федерации (Концепция развития на пере­ходный период).  – М.: 1994. – С.46-47.

    [15] Федеральный закон РФ от 07.08.2000 года № 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР»//Собрание законодательства РФ. 14.08.2000. № 33. Ст.3346 (документ утратил силу).

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Становление и изменение правового статуса прокурора в российском гражданском процессе ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.