Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Статус прокурора, предъявившего иск в защиту граждан в суде первой инстанции

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Статус прокурора, предъявившего иск в защиту граждан в суде первой инстанции
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:18
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Статус прокурора, предъявившего иск в защиту граждан в суде первой инстанции

             Гражданские дела рассматриваются и разрешаются различными судами – Верховным Судом Российской Федерации, верховными судами республик, краевыми, областными, судами городов федерального значения, автономной области и автономного округа, городскими, районными, военными и иными специализированными судами.

    Районными (городскими) судами рассматривается большинство дел, поэтому основная нагрузка по обеспечению участия прокурора в суде первой инстанции ложится на прокуроров районов (городов).

    Как уже было установлено ранее, участие прокурора в рассмотрении судами первой инстанции дел в порядке гражданского судопроизводства может осуществляться в двух формах:

    1. Обращение в суд с заявлением в порядке искового или же особого производства.

    2. Вступление в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В некоторых же случаях, предусмотренных законом, вступление прокурора в дело является обязательным.

    О двух формах участия прокурора в гражданском процессе говорит В.В.Пиляева, однако при этом она сохраняет терминологию ч.1 ст.41 уже утратившего юридическую силу ГПК РСФСР (примеры: «путем предъявления иска», «путем вступления в любой стадии гражданского процесса»)[1]

    Законодательное ограничение форм участия прокурора в гражданском процессе по сравнению с ранее действовавшими нормами заставляет обратиться к научному подходу к определению статуса прокурора в судопроизводстве.

    Прокурор не обладает правом применения мер принуждения к лицам, виновным в нарушении закона. Однако он не может оставаться безучастным, если возникает необходимость устранить нарушение закона, восстановить нарушенные права и охраняемые законом интересы государства, предприятий, организаций и граждан[2].

    В этих целях ему предоставлено право обратиться в суд с исковым заявлением, чтобы посредством судебного воздействия восстановить нарушенный закон.

    Предъявление прокурором иска является одним из средств его реагирования на установленные нарушения закона.

    В то же время, нельзя забывать о том, что не всякое нарушение закона требует обязательного вмешательства прокурора. В некоторых случаях стороны могут защитить свои права и интересы путем личного обращения в суд. В силу принципа диспозитивности стороны, прежде всего, сами должны позаботиться о защите своих субъективных прав и интересов, поэтому обращение в суд прокурора по любому гражданско-правовому спору ведет к подмене сторон[3].

    Исковое заявление подается прокурором с соблюдением общих требований, установленных гражданско-процессуальным законом. Вместе с тем законодатель установил и дополнительные требования: в исковом заявлении прокурора не только должно быть указано, какие права, свободы и законные интересы граждан или неопределенного круга лиц были нарушены, но и обязательно должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. Поэтому прокурору недостаточно установить факт нарушения – он должен также определить, каким именно способом можно эти нарушения устранить; в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска прокурора.

    Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам отстаивать в суде свои интересы.

    В ГПК РФ содержится прямое указание на то, что в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином.

    Гражданско-процессуальное законодательство не содержит перечня уважительных причин и критериев состояния здоровья, препятствующих гражданину обратиться в суд.

    Поэтому прокурор при подготовке заявления должен выяснить причины, по которым гражданин не может обратиться в суд, представить доказательства невозможности самостоятельного обращения, приложить копии необходимых документов.

    Суд может отказать в приеме искового заявления в том случае, если лицо, в защиту которого предъявляется иск, не имеет права на обращение в суд.

    Дело, возбужденное по заявлению прокурора в интересах конкретного лица, рассматривается судом с обязательным участием этого лица.

    Несмотря на то, что прокурор, участвуя в рассмотрении дел судом, осуществляет свои надзорные функции, его права и обязанности в процессе гражданского судопроизводства не могут превышать обычных процессуальных прав и обязанностей стороны в гражданском процессе. Вместе с тем прокурор занимает в гражданском процессе особое положение, связанное с тем, что выступает он от имени государства.

    Другим способом участия прокурора в рассмотрении гражданского дела судом является его вступление в процесс. Вступление в процесс может быть как правом, так и обязанностью прокурора.

    Прокурор, как правило, вступает в рассматриваемый спор в следующих случаях:

    - когда затрагиваются права и законные интересы лица, не правомочного являться стороной по делу. Прежде всего, это касается интересов несовершеннолетних;

    - при рассмотрении исков к средствам массовой информации о защите чести и достоинства – ввиду большого общественного значения данной категории дел;

    - по заявлениям граждан об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего.

    Прокурор вправе вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Решая вопрос о вступлении в дело, прокурор должен принимать во внимание как общественную значимость дела, так и его сложность. В последнем случае участие прокурора необходимо для того, чтобы уменьшить вероятность принятия судом незаконного или необоснованного решения.

    Ответ на вопрос о процессуальном положении прокурора в суде первой инстанции является непростым, и в науке гражданского процессуального права существует, по крайней мере, четыре разных точки зрения:

    - прокурор является в процессе стороной;

    - прокурор является в процессе особого рода представителем стороны;

    - прокурор является во всех случаях представителем государства и занимает в процессе особое процессуальное положение;

    - прокурор является стороной (в процессуальном или условном смысле), когда он предъявляет иск, и представителем государства в тех случаях, когда вступает в уже начавшийся процесс[4].

    Сторонники первой точки зрения берут за основу инициативу субъекта по возбуждению дела в суде: тот, кто возбудил процесс, является истцом, а следовательно, стороной по делу[5].

    Основным аргументом второй группы авторов является то, что прокурор возбуждает дело в интересах заинтересованного лица, следовательно, является его представителем, хотя и отличным от представителя по договору. Следовательно, юридический (процессуальный) интерес служит критерием для определения процессуального положения прокурора[6].

    «Органы прокуратуры собственно в производстве гражданских дел, осуществляя интерес публичный, вместе с тем ратуют за интерес частный, когда последний представляется обеспеченным не в достаточной степени, причем отдельные черты участия их в некоторых, по крайней мере, случаях дают право считать органы прокуратуры именно за представителей одной из сторон в процессе»[7].

    Третья группа авторов полагает, что в какой бы форме прокурор ни участвовал в гражданском деле, он всегда является представителем государства, выступающим в защиту закона, и не может рассматриваться ни в качестве стороны, ни в качестве представителя (хотя и особого рода), ни в качестве процессуального истца[8].

    И, наконец, по мнению четвертой группы авторов, следует различать процессуальное положение прокурора в зависимости от формы его участия в гражданском процессе. Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в чужих интересах, определяется ими как положение процессуального истца, что подчеркивает процессуальную природу интереса прокурора в деле против материально-правового интереса истца. Прокурор же, участвующий в деле для дачи заключения, является, по их мнению, представителем государства[9].

    Анализ изложенных точек зрения позволяет заметить несостоятельность позиций авторов первых двух групп.

    На самом деле стороной в споре прокурор быть не может в силу того, что не имеет в деле материально-правового интереса, а инициатива по возбуждению процесса не является существенным, определяющим признаком понятия истца. При участии в деле для дачи заключения прокурор не только не возбуждает дело, но и может вступить в него в заключительных стадиях процесса, не проявляя свойственную сторонам активность.

    Нельзя отождествлять прокурора и только с представителем. А.Х.Гольмстен, давая определение представителя в гражданском процессе, пишет, что представитель – «это лицо, осуществляющее процессуальные права другого от имени того, кому права эти принадлежат, и исполняющее процессуальные обязанности от имени того, на ком они лежат, и при этом с тем, чтобы последствия его действия были отнесены на счет представляемого»[10].

    Можно заметить, что существенными признаками судебного представительства являются следующие:

    - осуществление представительских функций от имени лица, участвующего в деле;

    - осуществление процессуальных прав и исполнение процессуальных обязанностей представляемого в интересах последнего;

    - действие представителя в гражданском процессе в пределах предоставленных ему полномочий;

    - наличие заинтересованности представителя в деле.

    Безусловно, прокурор не может быть отнесен к представителю, даже особого рода. Хотя внешне участие прокурора в процессе при возбуждении им дела в чужих интересах может выглядеть как осуществление представительских функций, тем не менее по существу процессуальные права реализуются прокурором в интересах закона. Иск предъявляется прокурором в силу возложенных на него функций по охране государственных и общественных интересов. Даже при возбуждении дела прокурором в интересах конкретного лица, то есть в защиту частного интереса, прокурор обязан отказаться от иска, если в ходе разбирательства дела придет к выводу о его необоснованности.

    В отличие от прокурора, представитель обязан настаивать на исковых требованиях в интересах представляемого. Кроме того, прокурору может быть заявлен отвод, если он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности (ст.18 ГПК РФ). Заявление отвода представителю по мотиву его личной заинтересованности является абсурдом. Иск прокурором предъявляется от своего имени, а не от имени лица, в интересах которого такой иск заявлен. Следовательно, прокурор по своему положению не может быть отнесен к представителю стороны в процессе.

    Так, Д.М.Чечот считает, что «отождествление прокурора, предъявившего иск, со стороной происходит в силу того, что некоторые товарищи до сих пор считают, что любое лицо, предъявившее иск, должно считаться истцом. Подобное положение нам представляется неправильным, так как в таком случае нужно было бы считать, что недееспособный не может являться стороной в деле, поскольку он иска не предъявляет и в деле не участвует, но зато его законный представитель, предъявивший иск, должен считаться истцом»[11].

    Из указанного Д.М.Чечот все же делает неубедительный вывод о том, что, независимо от формы участия прокурора в процессе, его процессуальное положение не меняется: прокурор в гражданском процессе есть представитель государства.

    В обоснование своего вывода Д.М.Чечот ссылается на различия в правовом регулировании участия в процессе прокурора и иных органов, правомочных обращаться за судебной защитой чужих прав, а именно: прокурор вправе возбудить в суде любое дело, тогда как иные субъекты – «процессуальные истцы» - могут возбуждать гражданские дела лишь в случаях, указанных в законе.

    Нетрудно заметить, что Д.М.Чечот берет за основу несущественный признак. Более веские доводы в пользу указанной точки зрения приводит М.А.Викут, которая указывает, что попытка рассматривать прокурора, предъявившего иск как сторону в процессуальном смысле, исключает надзорный характер его деятельности в гражданском судопроизводстве[12].

    Вместе с тем обе точки зрения не учитывают, что прокурор может участвовать в гражданском процессе в двух формах: предъявить иск и вступить в дело для дачи по нему заключения, занимая при этом неодинаковое процессуальное положение. Как правильно отмечено В.Н.Аргуновым, прокурор, вступающий в начатое дело, и прокурор, возбуждающий его, хотя и являются лицами, участвующими в деле, не могут не занимать в процессуальных правоотношениях различного положения[13].

    С тем, что прокурор, предъявивший иск, - процессуальный истец или сторона в процессуальном смысле, по существу соглашается и А.Ф.Козлов. Однако, по его мнению, оба суждения неудачны, поскольку стороны – это субъекты гражданского процессуального, а не материального права[14]. Причем, своего определения процессуальному положению прокурора, возбудившего дело, А.Ф.Козлов не дает.

    Не соглашаясь с А.Ф.Козловым, отметим, что любое определение требует абстракций, а потому не может не быть неточным применительно к конкретным явлениям. Тем не менее, определение процессуального положения прокурора, возбудившего дело, как процессуального истца имеет и практический, и теоретический смысл. Такое определение процессуального положения прокурора подчеркивает, во-первых, его инициативу по возбуждению дела и участие в процессе на активной стороне (принцип состязательности предполагает разграничение сторон на активную и пассивную) и, во-вторых, материальную незаинтересованность прокурора в деле, а чисто процессуальную природу его интереса.

    Поэтому более предпочтительна та точка зрения, в соответствии с которой наиболее верным является понимание процессуального положения прокурора, возбудившего гражданское дело в чужих интересах, как процессуального истца.

    Прокурор, участвующий в деле для дачи заключения, также занимает самостоятельное процессуальное положение, отличное от процессуального положения других лиц, участвующих в деле. По определению А.Х.Гольмстена, процессуальное положение прокурора следующее: «Он обязан давать по всем этим делам заключение. Под заключением разумеется устное изложение прокурором его взгляда о том, как следует разрешить данное дело, в виду обстоятельств, представленных сторонами, и на основании точного смысла законов. Он в заключении своем не ограничивается юридической стороною дела, но входит в обсуждение и фактической его стороны. Следовательно, давая заключение, он не вступает в состязание со сторонами, не является стороною и как бы помогает суду правильно разрешить данное дело»[15].

    Согласно ч.3 ст.45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Из приведенной нормы ГПК РФ понятно, что: 1) прокурор вступает в процесс с конкретной процессуальной обязанностью – дачи заключения; 2) случаи вступления прокурора в процесс строго очерчены рамками закона; 3) целью вступления прокурора в процесс является реализация возложенных на него полномочий.

    ГПК РФ не раскрывает правовую категорию «прокурорские полномочия». Очевидно, что под полномочиями прокурора следует подразумевать круг процессуальных прав, реализация которых связана с достижением целей, указанных в Законе «О прокуратуре Российской Федерации», то есть целей обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

    В отличие от обращения прокурора в интересах конкретного гражданина, когда по инициативе прокурора возбуждается гражданский процесс и действия прокурора направлены на обеспечение реализации права судебной защиты конституционных прав и свобод конкретной личности, вступление прокурора в уже начатый процесс носит абстрактную цель, поскольку она не вытекает из необходимости защиты прав или интересов этого лица, а направлена скорее на упреждение возможных нарушений законности.

    По мнению М.В.Гадиятовой, «обращаясь с заявлением в суд, прокурор, как правило, осуществляет реагирование на уже выявленное нарушение закона, а в случаях, когда он вступает в уже начатый процесс, в основе его деятельности лежит реагирование на любые нарушения и принятие мер для их предупреждения»[16].

    Вступивший в процесс прокурор не связан с кем-либо из его участников прокурорско-надзорным правоотношением, и основанием для вступления его в процесс является прямое указание в законе.

    Существуют определенные категории гражданских дел, участие прокурора в которых обязательно в силу закона. Коль скоро вступление прокурора в процесс имеет целью реализовать «функциональную направленность - обязанность перед государством, наделившим прокурора функцией реагирования на любое нарушение закона»[17], ограничение его права на вступление только в некоторые категории дел нелогично, необоснованно сужает возможности прокурорского реагирования.

    Однако ГПК РФ не раскрыл сущности полномочий прокурора в гражданском процессе, возбужденном не по его инициативе. Круг полномочий должен определяться исходя из набора процессуальных прав участника процесса (ст.35). Прокурор, вступивший в процесс, не наделен такими процессуальными правами, как предоставление доказательств, дача объяснений суду и заключение мирового соглашения. При этом только прокурор в процессе наделен правом дачи заключения в целом по делу.

    Среди вышеперечисленных процессуальных прав в качестве правомочий по осуществлению надзора за соблюдением законности, прав и свобод граждан могут выступать такие процессуальные права, как дача правового заключения по делу и обжалование судебных постановлений.

    В рамках норм ГПК РСФСР и Конституции СССР 1977 года прокурор был наделен правом осуществлять надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах (ст.3 Закона СССР от 30.11.1979 года «О прокуратуре СССР»). Это та самая отрасль надзора, против которой и выступали разработчики Концепции судебной реформы в РСФСР. Прокурор в Советском Союзе осуществлял надзорные правомочия в судебном процессе при разрешении гражданских дел.

    Специфические процессуальные правомочия, которыми наделялся только прокурор:

    - принесение кассационного, частного и надзорного протеста на решение, определение суда независимо от участия в деле (статьи 282, 320 ГПК РСФСР);

    - дача заключения по вопросам, возникавшим во время судебного разбирательства дела, и по существу дела в целом во всех судебных инстанциях (ст.41);

    - истребование дела из суда для разрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста (ст.322);

    - приостановление исполнения судебного решения при принесении протеста в порядке надзора (ст.323).

    Эти правомочия составляли костяк полномочий прокурора по «надзору за судом». В результате реформирования процессуального законодательства правомочия прокурора не претерпели серьезных изменений, за исключением прав на истребование гражданских дел из судов первой инстанции (что, кстати, неблагоприятно отразилось на правозащитной функции прокуратуры[18]), на приостановление исполнения судебных решений при принесении протеста в порядке надзора и на обжалование всех без исключения судебных решений независимо от участия прокурора.

    Основные процессуальные права прокурора как участника гражданского процесса (права дачи заключения и обжалования судебных постановлений) сохранились.

    Следовательно, есть все основания считать, что полномочия прокурора на дачу заключения и на обжалование судебных постановлений представляют собой процессуальные средства прокурорского надзора в гражданском процессе.

    Вместе с тем не раскрывается понятие «заключение прокурора», не определены его процессуально-правовое значение и содержание. Остается непонятным, о чем дает заключение прокурор и какое значение оно имеет для суда.

    Следовательно, в ГПК РФ необходимо более детально регламентировать вопрос дачи прокурором заключения по делу. В частности, следует дать законодательное понятие заключения прокурора, установить перечень дел и вопросов, по которым дается заключение, определить его значение для суда.

    Как видится, содержание заключения прокурора должно отвечать требованиям, предъявляемым к содержанию решения суда (ст.198 ГПК РФ). В частности, оно должно содержать: оценку требований истца и возражений ответчика; определение круга обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела (ч.2 ст.56 ГПК РФ); указание на обстоятельства, установленные судом; нормы материального и процессуального права, подлежащие применению.

    Соответственно в ГПК РФ должна быть внесена специальная статья под названием «Содержание заключения прокурора». При этом необходимо закрепить обязательность участия прокурора в процессе в установленных законом случаях.

    Итак, прокурор, участвующий в деле путем дачи заключения, является представителем государства. Такое представительство основывается на прямом указании закона и вытекает из закрепленного в законодательстве права прокурора вступить в дело в любой стадии для дачи по нему заключения. Поэтому прокурор, как и всякий иной законный представитель, вступает в дело без специальной доверенности. Однако, в отличие от законного представителя, прокурор не участвует в деле ни на стороне истца, ни на стороне ответчика, а представляет интересы государства и общества. Поэтому процессуальное положение прокурора, участвующего в деле путем дачи заключения, может быть определено как государственное представительство.

    Прокурор относится к лицам, участвующим в деле, при этом признается в качестве самостоятельного участника гражданского процесса. Процессуальный закон не относит его ни к сторонам, ни к третьим лицам, ни к лицам, обращающимся за защитой прав и свобод других лиц, ни к заинтересованным лицам. ГПК РФ выделяет прокурора среди остальных участников процесса, что служит основанием считать его терминологически одновременно процессуальным участником и представителем государственного органа, наделенного собственной компетенцией в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

    Роль прокурора в защите прав, свобод и законных интересов граждан значительна, поэтому мы считаем, что ч.1 ст.45 ГПК РФ не должна содержать никаких изъятий из права прокурора на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Ограничение права на обращение прокурора в суд сказывается на состоянии защищенности (обеспеченности) основных прав и свобод человека и гражданина в России. Прокурорский надзор, направленный на защиту прав и свобод, в том числе и с привлечением средств судебной власти, - это путь к укреплению и гарантированности конституционно-правового статуса личности.

    Приведенная позиция поддерживается практическими работниками как органов прокуратуры, так и суда. Так, по мнению прокурора Калужской области В.Н.Давыдовой и заместителя прокурора Петроградского района Санкт-Петербурга Б.В.Бабкина, «ослаблять и сужать надзорную функцию прокурора в сфере гражданского судопроизводства недопустимо, а тем более ее упразднять, не заменив адекватными функциями государства либо общества»[19]. По мнению судьи Курского областного суда Н.Колоколова, «участие органов прокуратуры в отправлении правосудия нуждается не в свертывании, а в совершенствовании... В нашем государстве исторически сложилось, что значительная роль в защите прав, свобод человека и гражданина отводилась прокуратуре»[20].

    Несомненно, фактор ограниченности участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел имеет основополагающее значение в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. В соответствии с данным правовым принципом строится все ненадзорное направление деятельности прокуратуры по участию в гражданском судопроизводстве.

    Действие данного фактора, закрепленного в праве, фактически ограничивает вмешательство органов прокуратуры в гражданское судопроизводство, вычленяя лишь строго определенную категорию рассматриваемых судом дел, в разбирательстве которых прокурор вправе принимать участие.

    В науке нет однозначного отношения к исследуемому принципиальному положению. Одни ученые считают, что участие прокурора в рассмотрении судом гражданских дел не должно иметь каких-либо ограничений. Другие, наоборот, высказывают и обосновывают свою позицию об ограничении участия прокурора в рассмотрении судами гражданских (арбитражных) дел.

    Так, по мнению Г.А.Жилина, приоритет частноправового интереса требует ликвидировать участие прокурора в гражданском процессе[21]. Как представляется, автор данной позиции не принимает во внимание того, что, лишая прокурора права на участие в рассмотрении судом гражданских дел, пострадают как частные, так и публичные интересы. Прокурор в суде есть представитель единственного государственного органа, в чью компетенцию входит обязанность защиты интересов социально незащищенного круга субъектов и неопределенного круга лиц. Следовательно, упразднение деятельности прокуратуры по участию в рассмотрении гражданских дел в суде приведет к нарушению гарантированных конституцией прав и свобод человека и гражданина. Необходимость участия прокурора в рассмотрении судом гражданских дел в горрайпрокуратурах определяется исходя из задач охраны прав и законных интересов граждан, общества, государства, а также общественной значимости конкретного спора[22].

    Е.А.Борисова предлагает расширить принцип диспозитивности путем ограничения участия прокурора в гражданском процессе[23]. По этому пути пошел и законодатель, определяя статус прокурора в новом ГПК РФ.

    Участие прокурора в процессе вызвано необходимостью защиты безгласного или неперсонифицированного общественного интереса[24]. Вследствие чего, несмотря на расширение пределов диспозитивного начала, участие прокурора в современном гражданском процессе все еще соответствует определению, данному А.Т.Боннером, в соответствии с которым инициатива прокурора, суда, органов управления рассматривается как исключения из «чистой» диспозитивности[25].

    Таким образом, фактор ограничения участия прокурора в рассмотрении судами гражданских дел есть такое начало, в силу которого участие прокурора в рассмотрении гражданским судом дел возможно лишь по ограниченной категории дел и в случаях, прямо предусмотренных действующим процессуальным законодательством.

    Это продиктовано, в первую очередь, разделением права на публичное и частное, ограниченным вмешательством государства в частноправовые, гражданско-правовые отношения. В связи с чем вмешательство государства в эти отношения должно быть минимальным.

    В то же время, оценивая изученные выше полномочия – подача иска и вступление в дело для дачи заключения, нельзя переоценить их важность и необходимость на сегодняшнем этапе развития судебной системы в России.

    В ГПК РФ, по сравнению с предыдущим, ограничены лишь основания применения данных полномочий. Поэтому более правильно говорить о статусе прокурора как об особом участнике гражданского процесса, основными задачами которого является защита общественных благ и интересов общества (пусть даже выражающихся в защите прав и свобод человека), охрана правопорядка. Н.А.Чечина вслед за Е.В.Васьковским предлагает обозначить данное положение прокурора как «правозаступничество»[26].

    Как верно указывает Л.Степина, «сейчас механизм защиты для большинства граждан стал слишком дорог. Состоятельное лицо всегда может пригласить опытного и знающего адвоката, а неимущий гражданин один на один с судом. При таком положении, ни о каком равенстве говорить не приходится. На сегодня прокуратура – единственный орган, куда граждане обращаются за защитой своих прав бесплатно»[27]. Кроме того, как обоснованно отмечается в литературе, «только прокуратура в силу особенностей ее государственно-правового статуса обладает возможностью отслеживать спорные правовые акты нормативного и индивидуального характера, не защищая корпоративные интересы»[28].

    Как видно, гражданское процессуальное законодательство идет по пути расширения действия принципа диспозитивности, что выразилось, в частности, в уменьшении объема полномочий прокурора. Тем не менее экономическое и социальное развитие современного российского государства не позволяет минимизировать участие прокурора в гражданском процессе. Поэтому в ныне действующем ГПК РФ закреплен компромиссный вариант правового положения прокурора, основанный на теории «истца в процессуальном смысле» с сочетанием с определенными специфическими особенностями, свойственными статусу прокурора, установленному в ГПК РСФСР[29].

    К сожалению, очевидное урезание прав прокурора по всем направлениям существенно снизили авторитет не только судебных актов, но и самой судебной системы в целом.

    При этом, если судебная власть стремится ограничить участие прокурора в гражданском процессе, то вызвано это вовсе не желанием создания дополнительной устойчивости судебных актов и упорядочения гражданского оборота, а всего лишь корпоративными интересами суда[30].

     Действительно, ни одному органу государства не добавляет радости ситуация, когда другой независимый орган указывает ему на необходимость исправления очевидных ошибок. Любой судья скажет, что ему гораздо проще объясниться со сторонами по делу и разрешить спорную ситуацию без вмешательства и надзора прокурора. Пусть при этом немного будет «подвинут» в сторону процессуальный и материальный закон... Ведь в этом случае все можно «списать» на судебное усмотрение и внутреннее убеждение судьи.

    Однако еще И.А.Покровский говорил, что «...наша мысль пока не может придумать ничего иного, кроме все того же пресловутого судейского усмотрения, которое приводит, в конце концов, только к уничтожению всякого правопорядка»[31].

    Еще при Петре I Именным Указом от 18.01.1722 года были учреждены прокуроры в первую очередь именно при судах, а также напомнить слова из Именного Указа Петра Великого от 27.01.1722 года «Должность Генерал-Прокурора» «...3. Должен смотреть над всеми прокуроры, дабы в своем звании истинно и ревностно поступали ... 11. И понеже сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет, и ежели что поманит, или иное какое дело ведением и волею преступит, то яко преступник указа и явный разоритель государства наказан будет...»[32].

    Именно об этом следует помнить законодателю, лишившему прокурора значительной части полномочий в гражданском процессе. Тем более, что роль прокурора в защите прав, свобод и законных интересов граждан значительна, поэтому закон не должна содержать никаких изъятий из права прокурора на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.



                                       Выводы

     

    В действующем ГПК РФ продекларирована триада процессуальных полномочий прокурора:

    - по обращению в суд с заявлениями, указанными в ч.1 ст.45 ГПК РФ, как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;

    - по вступлению в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами;

    - по подаче апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

    Если раньше прокурор был вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требовала охрана государственных или общественных интересов либо прав и охраняемых законом интересов граждан, то в ГПК РФ прокурор ограничен правом обращения с заявлением только в защиту интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, либо прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, который в силу состояния здоровья, возраста, недееспособности или других уважительных причин не может сам обратиться в суд. При этом прокурор обязан представлять суду доказательства, подтверждающие невозможность предъявления иска самим гражданином, что влечет судейское усмотрение.

     



    [1] Пиляева В.В. Комментарий к Гражданскому процессуальном кодексу Российской Федерации. – М.: ТК Велби, 2003. – С.36-37.

    [2] Басков В.И., Коробейников Б.В. Прокурорский надзор: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. – М.: Издательство «Зерцало», 2000. – С.317.

    [3] Лутченко Ю.И. Возбуждение прокурором гражданского дела //Советское государство и право. 1982. № 8. – С.103.

    [4] Чечот Д.М. Участники гражданского процесса. – М.: 1960. – С.175.

    [5] Строгович М.С. О системе науки судебного права//Советское государство и право. 1939. № 3. – С.66-67; Добровольский А.А. Участие органов государственного управления в гражданском процессе. – М.: 1958. – С.128-132; Викут М.А. Правовое положение прокурора, предъявившего иск в интересах другого лица//Вопросы теории и практики прокурорского надзора. – Саратов: 1974. – С.135.

    [6] Малицкий А. Комментарий к ГПК советских республик. – Харьков: 1929. – С.23.

    [7] Адамович В.И. Очерк русского гражданского процесса. Вып. 1. – СПб.: Типолит и фототип П.И.Бабкина, 1895. – С.27.

    [8] Гольмстен А.Х. Учебник русского гражданского судопроизводства. – СПб.: 1907. – С.91, 236; Ченцов Н.В. Проблемы защиты интересов в гражданском судопроизводстве. – Томск: Издательство ТГУ, 1980. – С.115.

    [9] Тадевосян В.С. Прокурорский надзор в СССР. – М.: 1956. – С.229; Демократические основы советского социалистического правосудия. – М.: Наука, 1965. – С.275; Аргунов В.Н. Участие прокурора в гражданском процессе. – М.: 1991. – С.33-34.

    [10] Гольмстен А.Х. Учебник русского гражданского судопроизводства. – СПб.: 1907. – С.109.

    [11] Чечот Д.М. Участники гражданского процесса. – М.: 1960. – С.177.

    [12] Викут М.А. Правовое положение прокурора, предъявившего иск в интересах другого лица//Вопросы теории и практики прокурорского надзора. – Саратов: 1974. – С.135.

    [13] Аргунов В.Н. Участие прокурора в гражданском процессе. – М.: Издательство МГУ, 1991. – С.119.

    [14] Козлов А.Ф. Прокурор – лицо, участвующее в деле. – М.: Юридическая литература, 1992. – С.41.

    [15] Гольмстен А.Х. Учебник русского гражданского судопроизводства. – СПб.: 1907. – С.235.

    [16] Гадиятова М.В. Участие прокурора при рассмотрении гражданских дел судами: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Екатеринбург: 2005. – С.46.

    [17] Власов А.А. Гражданский процесс: Учеб. пособие. – М.: 2005. – С.112.

    [18] Ефремов А. Организационно-правовые аспекты применения органами прокуратуры ГПК РФ//Законность. 2004. № 1. – С.7-9.

    [19] Права человека и правозащитная функция прокуратуры: к 50-летию Всеобщей декларации прав человека//Правоведение. 1999. № 1.

    [20] Колоколов Н. Судебная власть и государственное управление//Законность. 1999. № 7. – С.5.

    [21] Жилин Г.А. Цели гражданского судопроизводства и их реализация в суде первой инстанции. – М.: 2000. – С.214.

    [22] Лазарев Р.И. Обеспечение участия прокурора в гражданском процессе//Законность. 2002. № 1. – С.11.

    [23] Борисова Е.А. Апелляция в гражданском и арбитражном процессе. – М.: 1997. – С.73.

    [24] Концепция судебной реформы в Российской Федерации. – М.: 1992. – С.62, 100.

    [25] Боннер А.Т. Принцип диспозитивности советского гражданского процессуального права. – М.: 1987. – С.45.

    [26] Гражданский процесс. Учебник/Под ред. В.А.Мусина, Н.А.Чечиной, Д.М.Чечота. – М.: Проспект, 2001. – С.85.

    [27] Мтепина Л. Проект ГПК РФ и роль прокурора в гражданском судопроизводстве//Законность. 2001. № 7. – С.4.

    [28] Абрамов Д., Беркович Е. Предъявление прокурором заявлений в интересах неопределенного круга лиц//Российская юстиция. 2001. № 9. – С.38.

    [29] Ушаков О.В. Участие прокурора в гражданском процессе//Арбитражный и гражданский процесс. 2003. №6.

    [30] Мананников О.В. Участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе в современных условиях//Арбитражный и гражданский процесс. 2004. № 11.

    [31] Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. Изд. 3-е, стереотип. – М.: Статут, 2001. – С.295.

    [32] Законодательство Петра I. – М.: Юридическая литература, 1997. – С.133-135.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Статус прокурора, предъявившего иск в защиту граждан в суде первой инстанции ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.