Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Структура и функции электорально-правовой культуры

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Структура и функции электорально-правовой культуры
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:19
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    .

    Электорально-правовая культура общества отражает правовую действительность и регулирует поведение личности в сфере права. Для наиболее полной характеристики электорально-правовой культуры необходимо рассмотреть ее структуру.

    Рассматривая структуру электорально-правовой культуры, мы исходим из необходимости раскрыть ее внутренние элементы, способные наиболее ярко продемонстрировать ее строение, механизмы развития, средства и способы воздействия на различные стороны жизнедеятельности индивидов.

    В зависимости от подхода к интерпретации системы культуры в целом разные авторы за основу моделирования ее структуры берут неодинаковые критерии. Анализ юридической литературы показывает, что в научных исследованиях имеет место простое перечисление структурных элементов.

    Так, по мнению В.П.Сальникова: "В качестве составных частей электорально-правовой культуры выступают компоненты юридической надстройки: право, правосознание, правоотношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность, критерии политической оценки правовой деятельности".[1]

    Семитко А.П. считает, что элементами (подсистемами) правовой культуры являются ее уровневые состояния, т.е. «степени правового развития» таких компонентов системы правовой жизни общества как:

    1.   правовые тексты (акты-документы и тексты, имеющие юридическое содержание);

    2.   правовая деятельность (теоретическая и практическая);

    3.   правовое сознание (включая когнитивный, эмоциональный и установочный компоненты);

    4.   субъект-носитель правовой культуры (общество, классы, коллективы, отдельные индивиды);[2]

    Другие авторы ( В.И.Каминская, А.Р.Ратинов, Н.М.Кейзеров) в состав правовой культуры включают правотворческую деятельность, правовую науку, право, правоотношения, критерии политической оценки права и правового поведения, правосознание, правовое поведение, правые учреждения.[3]

    Е.В.Аграновская отмечает, что для наиболее полной характеристики электорально-правовой культуры личности необходимо рассматривать ее структуру через наличие идеологических и социально-психологических компонентов.[4]

    Некоторые авторы в качестве структурных элементов электорально-правовой культуры выделяют: правовую культуру личности и общества.[5]

    Что касается правовой культуры общества, то она включает в себя такие «показатели» как:

    1.   достигнутый уровень правового сознания, 

    2.   полноценное законодательство, выражающееся не только в социальной ценности, действенности принимаемых законов, но и самой культуре законодательства,

    3.   развитую правовую систему,

    4.   широкий спектр прав и свобод человека,

    5.   юридическую грамотность основной массы населения.

    Наиболее характерными чертами электорально-правовой культуры личности являются:

    1.   высокий уровень правосознания

    2.   знание действующих законов страны

    3.   соблюдение, исполнение или использование этих законов ибо только одно знание не может дать желаемых результатов

    4.   убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними

    5.   правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми

    6.   правовая активность, т.е. целенаправленная поддержанию правопорядка в обществе.

    Мы полагаем, что компонентный состав электорально-правовой культуры должен быть представлен как гармонично сочетающаяся и развивающаяся система, состоящая из подсистем и отражающая определенный характер и уровень творческой деятельности личности, в процессе которой она приобретает или развивает свои правовые знания, умения, навыки, выступает как результат творческой деятельности в сфере права. Предлагаемый подход, на наш взгляд, имеет как теоретическое, так и практическое значение, по причине того, что позволяет учитывать уровень развития культуры граждан.

    Так как исследовать указанные подсистемы в одной работе не представляется возможным, мы дадим им краткую схематичную характеристику.

    Существенной характеристикой правовой электорально-правовой культуры является технико-юридическая безупречность законодательства,  уровень развития всей системы правовых текстов данного общества, направленных на реализацию          избирательного права.

    По мнению Сальникова В.П. Культура закона предполагаетнаучное и стройное построение законодательства, определение оптимльных методов правового регулирования, строгую правотворческую процедуру, использование новейших средств и приемов юридической техники.[6]

    Среди правовых текстов наиболее важное значение для оценки электорально-правовой культуры имеет система юридических актов, начиная от Основного Закона (Конституции) государства, заканчивая актами местных органов власти и управления.

    Право и правовые законы являются основополагающей культурной ценностью. Закон как инструмент организации общественных отношений выступает в качестве средства социального регулирования и контроля. Способность создавать законы и есть зрелый элемент культуры общества, которая в последующем формирует законодательство. При этом необходимо подчеркнуть, что совершенные законы формируют право, как одно из проявлений культуры. Ценность закона в его относительной самостоятельности, которая проявляется в его способности воздействовать на проявления электорально-правовой культуры. Закон, во-первых, являясь отражением правовой идеологии, способствует появлению прогрессивных подходов к решению проблем правового регулирования. Во-вторых, на основе положений законов издаются подзаконные    нормативные акты, свидетельствующие об уровне электорально-правовой культуры, утверждается система правоотношений, отвечающих ее стандартам. В-третьих, законом создаются государственные учреждения, органы, способные нести в общество электорально-правовую культуру. В-четвертых законом создаются или оформляются те учреждения (органы), которые способны нести юридическую культуру в широкие массы.[7]

    Вжнейшее место в структуре правовой культуры вообще и электорально-правовой культуры в частности занимает правовое сознание. Никакая человеческая деятельность немыслима вне сознания индивидов.[8]

    Пиголкин А.С. представляет правосознание как особую разновидность общественного сознания, которая представляет собой совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли.[9]

    Структурно оно складывается из двух основных компонентов: правовой психологии и правовой идеологии.

    Рассмотрим эти структурные элементы применительно к основному субъекту избирательных правоотношений-избирателю. Так, содержанием правовой психологии избирателей выступают их чувства, эмоции, переживания, настроения в связи с реализацией ими норм избирательного права.

    Правовая психология избирателя представляет собой своего рода стихийный слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях гражданина или социальной группы на государство, право, проводимыегосударством реформы, избирательную систему  и т.д.

    Правовая психология избирателей - наиболее глубинная, скрытая от непосредственного понимания сфера правового отражения, это прежде всего область чувств, настроений, эмоций, представлений и иллюзий. Они проявляются в человеке в результате столкновения его с жизненными реалиями и в особенности с явлениями государственной жизни. Здесь отношение к правовым явлениям складывается на стихийном уровне. Чувственное восприятие действительности сопровождает затем и более высокие ступени познания окружающего мира, правовая психология не теряет своей специфики и не растворяется в рациональном. Поэтому очень важно как для процесса правотворчества, так и для процессов реализации права знать психологические закономерности восприятия и реагирования избирателя на государственно-правовые институты, так как игнорирование юридической психологии населения в правовой практике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий.

    Другим структурным элементом электорально-правовой культуры является правовая идеология.

    По мнению Синюковай Т.В. правовая идеология представляет собой совокупность юридических идей, категорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.[10]

    По сравнению с правовой психологией, первичной субстанцией, которой выступают психологические переживания людей, идеология включает в себя концептуально оформленные идеи и понятия о необходимости и роли права о его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь.

    Ведущими в правовой идеологии являются идеи:

    Неотъемлемых прав и свобод человека

    Закона как акта высшей юридической силы

    Законности

    Охраны права государством и связанность самого государства правом.[11]

    Сфера применения правовой идеологии  не индивидуальные и стихийно-массовые отношения людей, что характерно для правовой психологии, а нацеленность на выражение интересов, потребностей государства, политических партий, общественных движений и в отличие от правовой психологии, которая фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект, правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы правовых явлений.

    По мнению Е.А.Лукашевой, "правовая идеология является систематизированным, научно обоснованным, теоретизированным отражением потребностей и интересов всего общества в юридических понятиях и категориях. Правовая идеология - это концептуальные положения, сформированные как система представления всего общества о сущности, особенностях, принципах права и правового регулирования, о формах и методах проведения правовых установлений в жизнь, об объективной необходимости для государства режима законности."[12]

    И.Л.Гранат полагает, что правовая идеология есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных групп и слое населения.[13]

    Л.И.Спиридонов пишет: "Правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности".[14]

    Таким образом, обобщая вопросы, связанные с рассуждениями о правовой идеологии, ее соотношениях с правовой психологией, необходимо отметить, что правовая идеология характеризуется как систематизированное, научно обоснованное, теоретизированное выражение потребностей и интересов общества, его социальных групп посредством научных идей, теорий и учений.

    Вопрос о правовой идеологии избирателей в современной ситуации имеет принципиальное значению. А.П.Бутенко отмечает: "Из истории хорошо известно, что повышенный интерес общественной мысли к человеческой личности, как правило, совпадал с переходными, особенно кризисными периодами общественного развития, то есть теми историческими переломами, когда гражданин оказывался перед лицом новых, резко изменившихся условий, когда менялись привычные стереотипы, менялся и складывался новый стиль жизни".[15]

    Мы полагаем, что именно современная идеология нашего народа и государства должна взять лучшее от прошлого и настоящего. Вот почему сегодня нарастает общественная потребность в новой демократической государственно-правовой идеологии для России, которая не будет иметь ничего общего с диктатом, навязыванием и установлением ее в качестве единственно верной. Справедливо пишет Н.А. Косолапов о том, что принципы и механизмы воспроизводства такой идеологии в общественном сознании должны быть отличны от прошлого. И в связи с этим уместно выделить аспект, в основе которого мысль о том, что "никакая идеология не может рассчитывать на прочный успех у того или иного народа, если она не считается с его менталитетом".'[16] Таким образом, правовая идеология избирателей формируется на основе воззрений, которые лежат в основе развития российского государства. Ее формирование возможно на основе менталитета народа, так как пренебрежение им чревато "весьма тяжелыми последствиями для реформ в России в целом".

    Таким образом, выделение субъектного аспекта структуры электорально-правовой культуры избирателей в конечном итоге позволит, учитывая зависимость степени правового развития граждан, перенести акцент с правосознания на его носителей, вовлечь в орбиту анализа многие собственно субъективные характеристики, социальные, социально-экономические, организационные, присущие для категории избирателей.

    Ю.А.Веденеев отмечает, что электорально-правовая культура - это одновременно процесс и состояние, проявление исторической инерции и развития, социальной традиции и инноваций.[17]

    В психологической стороне электорально-правовой культуры необходимо выделить познавательный, оценочный и поведенческий элементы.

    Познавательный компонент включает в себя совокупность знаний, суждений, взглядов по правовым вопросам. Мы исходим из положения о том, что в праве находят выражение самые разнообразные отношения и интересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, формирует объем его свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и социальными группами. Можно сделать вывод о том, что познавательный компонент заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни.

    На уровне обыденной практики задачи познания граждан состоят не в выявлении и изучении общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении относящихся к правовой реальности событий, действий, состояний, признаков, связанных в первую очередь с реализацией ими своего избирательного права.

    Субъектами такого познания выступают как собственно граждане, так и законодатели: каждый из них использует представление о сущном и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании. На наш взгляд, необходимо подчеркнуть, что знание права, законов является признаком, характеризующим уровень электорально-правовой культуры. Вместе с тем сам процесс познания не должен сводиться к механическому накоплению правовых знаний, а предполагает понимание принципов права, его важнейших целей, ценности законодательства, направленного на регулирование избирательных правоотношений.

    Познавая нормы избирательного права, гражданин осознает свое место и роль в рамках процесса государственного строительства. В условиях демократических преобразований изучение норм избирательного права позволяет гражданам на основе полученных знаний ориентироваться в ситуации, отстаивая те или иные ценности.

    Оценочный компонент психологической стороны электорально-правовой культуры состоит в том, что с его помощью дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка будет выражаться в деятельности субъектов избирательных правоотношений избирателей по установлению (отождествлению) различных жизненных обстоятельств, их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве.

    Оценочный элемент включает в себя оценку правовых явлений и норм, правовые чувства в связи с этой оценкой и отношение к правовым ценностям. В.И.Гойман отмечает: "Ценность права состоит в его способности быть выразителем идеи справедливости..., утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом".[18]

    Уважительное отношение к праву, убежденность в справедливости законов, осознание его социальной ценности необходимо рассматривать с нормативной и практической сторон. С нормативной стороны уважительное отношение к праву мы рассматриваем с точки зрения роли закона в обществе, направленного на формирование чувства права и законности, совершенствование законодательства, увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения, совершение юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности. Практическая сторона оценочного компонента находит выражение в непосредственном отношении к правовым ценностям. Либо индивиды на основе норм права уважительно относятся к ценностям общества и следуют их требованиям, либо проявляют пассивность. В нашем случае это находит проявление в активности и пассивности избирателей.

    Поведенческий компонент электорально-правовой культуры представляется, на наш взгляд, совокупностью таких элементов, как навыки, умения, привычки, мотивы, правовая готовность, социально-правовая активность граждан.

    Информация о нормах избирательного права порождает у субъектов избирательного процесса комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения.

    Усвоение гражданами ценностных ориентации общества происходит посредством социальных доктрин, культивирующихся в нем, которые на основе их изучения становятся основой устойчивой позиции человека в повседневной жизни, особым стимулом к правомерному поведению. Данное поведение не является самоцелью. Электорально-правовая культура находит свое истинное проявление в социально-правовой активности граждан. Социально-правовую активность избирателей мы связываем с сознательной, свободной, внутренне необходимой, детерминированной высокими потребностями и интересами деятельностью избирателей в отстаивании тех ценностей, которые складываются под влиянием социальных и психофизиологических факторов.

    Для оценки электорально-правовой культуры с точки зрения уровня и глубины познания правовых явлений, в т.ч. выборов, овладения процедурой их проведения необходимо выделить обыденный, профессиональный, теоретический уровни.

    Обыденный уровень ограничен повседневными рамками деятельности граждан в период реализации ими избирательного права. Специфика обыденной электорально-правовой культуры такова, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется гражданами в период реализации ими своего избирательного права и, собственно, представляет собой основу деятельности субъектов избирательных правоотношений.

    В свою очередь профессиональный уровень складывается у лиц, которые по роду занятий занимаются вопросами реализации избирательного права, в т.ч. членов избирательных комиссий всех уровней. В масштабах страны количество данных лиц весьма незначительно. Вместе с тем необходимо отметить, что для данной категории субъектов избирательных правоотношений (кроме профессиональной деятельности они выступают и в качестве избирателей) свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, связанных с реализацией избирательных прав граждан.

    Электорально-правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, характерных для выборов вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких - то отдельных направлений. На наш взгляд, она может быть выработана коллективными усилиями ученых - философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников. Примером развития теоретического уровня электорально-правовой культуры является Федеральная программа повышения правовой культуры избирателей РФ. Анализ данной программы подтверждает, что соединение общих усилий может привести к определенным результатам. Вместе с тем пренебрежение одним из элементов в ее выполнении будет способствовать только накоплению такого материала, который будет тормозить весь процесс формирования электорально-правовой культуры. Мы имеем в виду прежде всего недостаток финансирования, формальное выполнение ее положений и др.

    Таким образом, рассматривая структуру электорально-правовой культуры избирателей с точки зрения ее глубины, мы полагаем, что,

    во-первых, в электорально-правовой культуре присутствуют все три уровня, 

    во-вторых, уровень электорально-правовой культуры зависит от уровня деятельности органов, обеспечивающих организацию и проведение выборов и, прежде всего избирательных комиссий, как центров формирования и повышения электорально-правовой культуры,

    в-третьих, в целом для избирателей характерен обыденный уровень электорально-правовой культуры.

    Применительно к отдельным категориям избирателей (юристы, члены избирательных комиссии) оправдано и является более содержательным определение "профессиональная правовая культура".

    Одним из основных аспектов исследования, имеющего весьма значимое научное и практическое значение для уяснения социального значения электорально-правовой культуры является исследование её функций.

      По мнению А.К.Уледова, функциональный подход к исследованию помогает выяснить, как функции выполняют компоненты духовной жизни, каков механизм их действия, при каких условиях и на каких уровнях они функционируют.[19]

    Мы исходим из положения о том, функции права – есть наиболее существенные направления и стороны его воздействия на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права.[20]

    Функции электорально-правовой культуры в целом помогают более наглядно представить все связи имеющиеся между правом и его претворением в жизнь.    

    Применительно к электорально-правовой культуре общества, личности функции отражают деятельность ее структурных элементов. С точки зрения А.П.Семитко электорально-правовая культура выполняет ряд весьма важных функций среди которых особо выделяются информационная, воспитательная и регулятивная.[21] По мнению В.П.Сальникова, электорально-правовая культура выполняет несколько специфических функций: познавательно-преобразовательную,          праворегулятивную,          ценностно-нормативную,  правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.[22] В.А.Сапун к познавательной и оценочной функциям добавляет конкретизационную функцию.[23]Е.А.Лукашева считает обоснованным выделение таких функций как гносеологическая или познавательная, моделирования, регулирования, воспитательного воздействия.[24]

     Г.И. Балюк, выделяя общественно-преобразующую, познавательную, аксиологическую, информационную и коммуникативную функции электорально-правовой культуры, подчеркивает, что при всем функциональном  многообразии основной остается функция  формирования и развития личности.[25]

    Функциями правовой культуры у Е.А.Зорченко являются заключенные в системе человеческой деятельности способы ее осуществления, которые необходимы для наличия и развития правовой системы. Отсюда основной функцией правовой культуры является историческое и структурно-системное поддержание единства и целостности человеческой деятельности посредством правовых культурных ценностей (право, правоотношения, правосознание и т.д.).

    Важнейшей функцией у Е.А.Зорченко является воспитательная функция т.е. функция формирования навыков правомерного и социально-активного поведения в сферах правотворчества и правоприменения, правоохранительной деятельности. Воспитательная функция интегративна. Она объединяет те функции правовой культуры, которые способствуют совершенствованию личных качеств индивида: информационную, познавательную, коммуникатиную и др.[26]

    Исследуя правовую культуру личности Е.В.Аграновская указывает на такие её функции как:

    1.   отражение правовой действительности

    2.   выработка ценностно-нормативной ориентации личностью в правовой сфере, регулирование ее поведения.[27]

    В целом наиболее традиционным в юридической науке является выделение познавательно-преобразовательной, регулятивной, оценочной функций правовой культуры. Вместе с тем, учитывая специфику электорально-правовой культуры, объем ее воздействия на граждан, мы полагаем, что наряду с отмеченными функциями можно выделить:

    •воспитательную функцию;

    •функцию моделирования;

    •коммуникативную функцию;

    •публичную функцию.

             Из краткого обзора литературы ясно, что проблема функций правовой культуры продолжает оставаться актуальной и требует новых исследований, которые должны вестись в контексте анализа системных связей правовой культуры как общества та и личности. Без анализа функциональной роли невозможно понять ее содержание и закономерности развития.

    Проанализировав предложенные характеристики функций правовой культуры нам представляется следующее видение функций электорально-правовой культуры:

    Познавательная функция электорально-правовой культуры заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений в сфере избирательного права  проявляет себя сама сущность электорально-правовой культуры- усвоение им норм избирательного права, осознание индивидом выборов в качестве основного средства формирования органов власти.

    Знание гражданами основополагающих норм избирательного права, порядка образования избирательных комиссий и их компетенции, оценка их деятельности составляют необходимую препосылку формирования у населения высокой электорально-правовой культуры, вооружает его средствами ориентации в непростой сфере избирательного права и процесса.

    Познавательная функция неразрывно связана с правовой информированностью, знанием и пониманием права. В связи с этим возникает вопрос о видах и объемах правовой информации, необходимой для избирателей. Условно среди правовых знаний, которыми должен обладать избиратель, можно выделить знание избирателями своих прав и обязанностей, знание законов о выборах, знание порядка деятельности избирательных комиссий, порядка обжалования решений, ущемляющих избирательные права граждан.

    Праворегулятивная функция электорально-правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого, динамичного и эффективного функционирования элементов избирательной системы.[28]

    Электорально-правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации граждан, социальных групп, концентрации их усилий на формировании правового государства.

    Электорально-правовая культура, обеспечивая социальное сплочение, позволяет не только осуществлять правовое общение между ними, но и регулировать их взаимоотношения в юридической сфере.

    Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции электорально-правовая культура обеспечивает взаимность прав и обязанностей избирателей, упорядочивает деятельность субъектов избирательных правоотношений в целом.

    Регулятивная функция предполагает ситуацию, когда основные правовые требования воплощаются в готовность активно и осознанно их выполнять, превращаются в регулятор деятельности избирателей.

    Особую значимость в реализации регулятивной функции имеет правовая установка[29]-готовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправному поведению, складывающаяся под влиянием ряда социальных и психофизиологических факторов.

    Правовая установка сообщат устойчивый, постоянный, целенаправленный характер той или иной деятельности, выступая своего рода стабилизатором в меняющейся социальной среде.

    Положительная правовая установка позволяет упорядочивать процесс правового воздействия, освобождая субъекта от необходимости каждый раз заново принимать решения в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях.

    По нашему мнению, праворегулятивная функция имеет внутренние и внешние проявления.

    Внутренняя сторона праворегулятивной функции носит социально ориентированный характер и представляет собой процесс усвоения избирателями ценностей, лежащих в основе формирующегося демократического государства, приобретения опыта участия в демократических выборах, появления у избирателей на основе опыта и практики собственных правовых ориентации, которые составляют основу свободного выбора избирателей.

    Внешняя сторона регулятивной функции электорально-правовой культуры находит выражение в правовом поведении избирателей, в деятельности по осуществлению избирателями своих прав и обязанностей, которая в конечном итоге свидетельствует не только о мере познания ими правовых ценностей, но, прежде всего, о мере их использования.

    Важнейшим компонентом для характеристики регулятивной функции электорально-правовой культуры является степень ее активности. Полученные данные показывают, что у большинства избирателей сегодня отсутствует установка на активную позицию в сфере реализации своих избирательных прав примером тому может служить постоянно повышающийся процент неявки избирателей к урнам для голосования.. Поэтому, на наш взгляд, воспитание избирателей, повышение их социально-правовой активности является одной из важнейших задач.

    Оценочная функция электорально-правовой культуры состоит в том, что с помощью нее дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым.

    Правовая оценка-это деятельность субъектов права как граждан так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении.[30]

    Оценочная функция проявляется в оценке гражданами избирательного законодательства, качества проведения выборов и в оценочном отношении избирателя к результатам своей деятельности, направленной на качественное изменение окружающей правовой действительности. Оценочная функция электорально-правовой культуры состоит в "измерении" избирателем, группой избирателей сложившейся в обществе законности, правопорядка, правоотношений путем сопоставления этих ценностей с аналогичными ценностями за определенный период развития общества. Наиболее выраженным и комплексным показателем оценочной функции является отношение избирателей к своему решению о поддержке того или иного кандидата в ходе выборов.

    Воспитательная функция выражается в формировании правовых качеств личности.[31]

     В первую очередь это подразумевает под собой  формирование чувства уважения к праву как таковому, правовым явлениям в частности выборам, воспитание чувства гражданской ответственности и высокой социальной активности.

    Функция моделирования электорально-правовой культуры выделена нами в самостоятельную в связи с тем, что она выражается в возможности формировать соответствующие модели избирательных систем (мажоритарная, пропорциональная, смешанная) и применять их как на уровне Федерации, так и в субъектах федерации, муниципальных образованиях. Она находит свое проявление в модели поведения субъектов избирательных правоотношений (поведение в рамках правовых предписаний и поведение, направленное на нарушение избирательных прав граждан и, соответственно, защиту этих нарушенных прав). Все эти модели поведения представляют собой различного рода сочетания правовых знаний, норм права, регулирующих процедуры как избирательной компании в целом, так и отдельных ее элементов.

    Избирательная компания представляет собой процессы: легитимации представительных органов власти посредством всенародного волеизъявления (всеобщих, свободных, равных выборов); вовлечения широких слоев населения в систему властных отношений; обеспечения гражданского согласия. При этом основным субъектом социального управления избирательной компании являются органы государственной власти. В число их обязанностей по обеспечению избирательной компании входит: разработка нормативно- правовой базы выборов; ее материально-техническое и информационное обеспечение; контроль за соблюдением избирательного законодательства; координация деятельности различных звеньев госаппарата, связанной с ее ходом; изучение общественного мнения электората и учет его результатов в своей работе.

    В конечном итоге избирательная компания, будучи определенным образом организована и упорядочена, в том числе нормами права, приобретает относительную самостоятельность и тем самым становится способной к моделированию.

    Коммуникативная функция электорально-правовой культуры, на наш взгляд, состоит в том, что она служит важной идеологической основой для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов между субъектами избирательных правоотношений, передачи необходимой информации и сознательного управления ими. И в этом плане значительная роль принадлежит деятельности избирательных комиссий всех уровней.

    По мнению А. Вешнякова деятельность избирательных комиссий, направленных на совершенствование электорально-правовой культуры граждан состоит:

    - в участии избирательных комиссий субъектов Федерации в правотворческой деятельности;

    - в проведении регионального законодательства о выборах в соответствии с   нормами  Конституции   РФ,  федерального  законодательства,   в  т.ч.   на основании  решений   Конституционного   Суда  РФ,   Верховного   Суда  РФ, региональных судов общей юрисдикции, принятых в ходе рассмотрения ими жалоб о нарушениях избирательных прав граждан;

    -    в выработке постановлений Центральной избирательной комиссии, регулирующих избирательный процесс;

    -  в правозащитной деятельности избирательных комиссий субъектов РФ (участие в суде, рассмотрение дел на заседаниях);

    -   во  взаимодействии   избирательных  комиссий  с  судами,  органами прокуратуры, органами внутренних дел.

    Важнейшей стороной деятельности избирательных комиссий всех уровней является повышение уровня профессионализма ее членов. Нет необходимости утверждать, что уровень профессионализма членов избирательных комиссий напрямую влияет на взаимоотношения субъектов избирательных правоотношений. Подтверждение данного положения находим у Ю.А. Веденеева, В.И. Лысенко, которые полагают, что проведение демократических выборов предполагает новую социокультурную среду их протекания. В связи с этим вполне закономерно ставятся "вопросы подготовки профессиональных кадров избирательных комиссий и освоение современных стандартов электорального поведения всеми его юридическими участниками".[32]

    Обобщая изложенное в параграфе "Структура и функции электорально-правовой культуры" необходимо отметить, что именно эти категории позволяют увидеть социально-политический институт избирателей в движении, подчеркнуть его значение для совершенствования правовой системы, укрепления законности и демократии, углубления политических и экономических преобразований в стране.





    [1] Сальников В.П.Правовая культура советского человека. Л., 1982. С.5

    [2] Семитко А.П.указ. соч. С. 37

    [3] См. например Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры.// Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. С.42.

    [4] Арановская А.А.Правовая культура и обеспечение прав личности. М., Наука, 1988, С.21

    [5] См. например Алексеев, Пиголкин……

    [6] Семитко А.П. указ. Соч. С.23

    [7] Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М., ЮРИСТЪ, 2001. С.487

    [8] Теория правосознания представлена в отечественном правоведении многими работами: Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963; Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973, Кобзюра Н.И. Социалистическое право и общественное сознание. Киев, 1979, Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. М., 1989, Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988

    [9] Пиголкин А.С. Общая теория права. М., Изд. МГТУ им.Н.Э.Баумана. 1996. С. 144

    [10] Синюкова Т.В. Понятие, структура и виды праовсознания // Матузов Н.И., Малько В.В. Теория государства и права. М., ЮРИСТ. С.614

    [11] Пиголкин А.С. указ.соч. С. 147

    [12] Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973.

    [13] Гранат И.Л.

    [14] Спиридонов Л.И.

    [15] Бутенко А.П.

    [16] Косолапов Н.А.

    [17] Веденеев Ю.А. Политичекая демократия и электорально-правовая культура граждан // Государство и право.-1997.-№ 2.-С. 37

    [18] Гойман В.И.

    [19] Уледов А.К.

    [20] Байтин М.И. О принципах и функциях права.// Правоведение. 2003. № 1, С.12

    [21] Семитко А.П.

    [22] Семитко А.П. Понятие, структура и функции правовой культуры развитого социализма// XXVII съезд КПСС и актуальные проблемы государства и права в условиях развитого социализма. Барнаул, 1986. С. 30

    [23] Сапун в.А. Социалистическое правосознание и реализация советского права. Владивосток, 1984, С.

    [24] Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973

    [25] Балюк Г.И. Взаимосвязь правовой культуры и социалистической демократии. Киев, 1984. С. 5-6

    [26] Зорченко Е.А.Формирование правовой культуры трудящихся. Минск, 1984. С.18-20

    [27] Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988. С. 24-28

    [28] Сальников В.П. Правовая культура.// Матузов Н.., Малько В.В. Теория государства и права. М., Юрист.С.635

    [29] См. Щербакова Н.В. Проблемы праовой установки личности. Ярославль, 1993.

    [30] Синюкова Т.В. указ. Соч. С.618

    [31] Семитко А.П. указ. соч. .С. 105

    [32] Веденеев Ю.А.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Структура и функции электорально-правовой культуры ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.