ГЛАВА II. ПРОБЛЕМНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ
ОРИЕНТАЦИЙ
СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
2.1. Структура проблемных факторов
формирования ценностных
ориентаций студенческой молодежи
Исследование теоретических
и методологических проблем формирования жизненных ценностных студенческой
молодежи, проведенный в первой главе, показал, что на формирование ценностных
ориентаций студенчества в современных условиях оказывает влияние ряд факторов:
наличие в обществе социально-экономических и политических противоречий,
ослабление государственного политического и идеологического прессинга,
расширение социальной самостоятельности и инициативы студентов. Происходит
переоценка ценностей, критическое осмысление опыта предшествующих поколений, формируются
новые представления о своем профессиональном будущем и будущем общества.
Для определения проблемных факторов формирования
ценностных ориентаций студенческой молодежи мы провели исследование работ, в
которых показано влияние проводимых в обществе реформ на процессы самоопределения
студенчества. Результаты анализа литературы показывают, что если раньше в своем
выборе молодежь опиралась на опыт предшествующих поколений, то сейчас в
обществе, основанном на рыночных отношениях, она лишена этих ориентиров и
вынуждена приобретать новый социальный опыт. Это связано с тем, что «кризис в
российском обществе породил острейший конфликт поколений, который не исчерпывается
традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на
одежду, во вкусах к музыке, манерах поведения. В России он касается
политических, философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества
и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь
общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача
материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует» [17,
99].
Социальные ценности,
которыми жили старшие поколения, в новой исто-
рической ситуации во многом утратили практическое значение
и в силу этого не наследуются, поскольку, как считает современная молодежь, не
пригодны ей ни для настоящей, ни для будущей жизни. Молодое поколение оказалось
в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие общества
на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в
стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую
самостоятельно, нередко вопреки представлениям старшего поколения [29, 26].
Ряд авторов отмечают, что
студенты последних двух десятилетий были поставлены в достаточно сложные
условия: им приходится самим решать, что ценнее; обогащение любыми способами
или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность
адаптироваться к новым условиям; отказ от ограничительной функции прежних
моральных норм вообще или скорейшая их выработка в соответствии с новыми
социально-политическими ориентирами общества, основанными на критериях
нравственности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья
как оплот успешного существования [25, 301-305].
В современной России идет
процесс трансформации прежних ценностных ориентации, переживающих кризис, в
новые, которые уже заявили о себе, но четко еще не определились, что
соответствует состоянию аномии, описываемому П. Монсоном: наша нравственность
испытала регресс, но другая не развилась достаточно быстро, чтобы заполнить
пустоту, оставленную прежней нравственностью в наших сознаниях. Наша вера
поколеблена; традиция потеряла власть; индивидуальное суждение освободилось от
коллективного [19, 10].
Известно, что ценностная
шкала определяет стратегически жизненные цели индивида, выступает регулятором
поведения, в значительной мере определяет социальные и политические ориентации
личности. Студенческая молодежь как одна из самых чувствительных к переменам и
мобильных социальных групп является своеобразным барометром общественного
настроения, показывающим изменения стратегических ориентиров в системе
социальных и политических ценностей.
В общественном сознании
существуют «фундаментальные» ценности, которые являются стержневыми в любой
сфере деятельности. К ним можно отнести образованность, трудолюбие, честность,
порядочность, воспитанность, интеллигентность и некоторые другие. Снижение
значимости этих ценностей в тот или иной период вызывает в нормальном обществе
серьезное беспокойство. Сегодня, на наш взгляд, можно говорить об определенной
девальвации в массовом сознании нравственных жизненных критериев.
Соответствующим образом на это реагирует студенчество: «Это общество не ценит
честных, ответственных людей, оно не платит им деньгами и признанием. Поэтому
образование я получаю для познания себя и других объектов, а не для того,
чтобы снискать с его помощью общественное признание и послужить этому
обществу» [23, 15]. Вместе с тем, исследования показывают, что «представление
о кризисе идеалов и ценностей студентов нуждается в серьезном уточнении. Да,
разрушились многие идеологемы, исчезли политизированные иллюзии и стереотипы.
Но сфера нравственная, ориентация на порядочность и искренность в межличностных
отношениях оказалась более устойчивой. И это - при всех издержках - позитивный
момент» [4, 60].
Исследования современной
молодежной среды, в том числе студенческой, - отмечает большинство авторов, -
выявили ряд новых, не характерных для предыдущих поколений, явлений и
процессов, суть которых состоит в:
а) ухудшении по многим
позициям социального положения молодого поколения, существенно расширяющего
зону конфликта молодежи с обществом;
б) нарушении процесса
передачи жизненного опыта от поколения к поколению, что ставит молодых людей
перед необходимостью не столько усвоения, сколько отрицания опыта
предшествующих поколений;
в) изменении механизмов
социализации молодежи, появлении в этом процессе новых социальных посредников,
характерных для рыночных отношений в экономике [32, 93-106].
Таким образом, существует
целый комплекс проблем формирования ценностных ориентаций студенческой
молодежи, которые отечественные исследователи, как показал проведенный анализ научной
литературы, трактуют по разному.
Так, например, Климова
С.Г., проведя анализ материальных проблем студенчества, указывают, что спектр
материальной обеспеченности российского студенчества довольно широк.
Значительной части студентов (40%) родители оказывают материальную помощь,
следовательно, вполне закономерным является достаточно спокойное самочувствие
студентов особенно младших курсов, когда большинство даже имеющих низкий
уровень доходов оценивают свое материальное положение как «удовлетворительное».
В связи с этим лишь небольшая часть студентов в качестве главной называют
проблему «материального благополучия» [12, 71].
Клямкин И.М. и Лапкин
В.В. указывают на то, что уровень дохода специалистов, работающих в основных
социальных сферах - образовании и здравоохранении, крайне низок и составляет,
например, 35 - 40% от дохода аппарата управления, не говоря уже о результатах
сравнения со сферой предпринимательства. Большинство студенчества такая
ситуация явно не устраивает и может в конечном итоге явиться причиной
социального конфликта.
Уровень доходов студентов
является одним из факторов, определяющих социально-политические ориентации, так
как имеется взаимосвязь материального положения индивида и его
социально-политической позиции. Имеется две точки зрения на значение указанного
фактора. Первая заключается в том, что чем более обеспечен студент, тем более
он склонен участвовать в политике, Эти студенты либо сами имеют высокий доход,
либо этот доход обеспечивают им родители. Менее обеспеченные студенты тратят
силы и время на добывание средств к существованию и на политику времени не
остается. Другая точка зрения заключается в том, что наименее обеспеченные
индивиды максимально заинтересованы в изменении существующей политической
системы и поэтому должны отличаться повышенной общественно-политической
активностью.
Студенты полагают, что
«не стоит идти на сделки с совестью ради богатства», отвергают принцип «неважно
каким способом добыто богатство: деньги не пахнут» [14, 101]. При этом следует
отметить, что в России в последние годы появились возможности обогащения, не
требующие высокого уровня образования. Для части молодых людей эти пути
достаточно привлекательны, хотя они, как правило, не ведут к настоящему
успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни.
Некоторые находят точку приложения своих сил в сфере «теневой экономики», так
как есть возможность получать высокий доход, что для многих оборачивается не
только утратой чести, но и потерей жизни. Из опрошенных в 1997 году студентов
76,5% отметили, что считают для себя неприемлемым работу в криминальных
группировках, и около 20% считают, что временно этим можно заняться [17].
Вардомацкий А.П. считает,
что студенты младших курсов демонстрируют большую ориентацию на постматериалистические
ценности, нежели студенты старших курсов. То есть по мере взросления студенты,
как правило, становятся более материалистически ориентированными. Это
происходит по ряду причин, среди которых можно выделить следующие: сложности в
трудоустройстве, неадекватная оплата труда, появление детей и возникающую
вслед за этим необходимость их обеспечения и т.д. Но в совокупности
студенческая молодежь отдает приоритет ценностям постматериализма: 40,8%
выбирают и материалистические и постматериалистическйе индикаторы, а 32,0% -
только постматериалистические [3, 47-51].
Золотова И. и Зуев А.
указывают на то, что одними из самых важных для студенчества вопросов являются
проблемы собственно образовательного процесса. Различные прогнозы о снижении
престижа высшего образования не оправдались, более того, в мире происходит
«образовательный бум», значительно увеличивший потребности общества в
образованных и профессионально компетентных людях, имеющих фундаментальную
подготовку по специальности и готовых к освоению новых знаний. Получение
высшего образования рассматривается молодежью как один из достаточно
эффективных путей адаптации в сложном современном мире. После некоторого спада
престиж высшего образования в течение 90-х годов повышается. Так, если в 1994
году исследователи отмечали, что лишь 20% студентов не жалеют, что поступили в
вуз и хотят учиться, а 60% считали, что высшее образование не является
необходимым условием для «нормальной жизни», то к настоящему времени ситуация
изменилась в лучшую сторону, о чем свидетельствуют многочисленные исследования
[9, 39; 26, 21; 8, 21].
Багдасарьян Н.Г.
полагает, что многие студенты, поступившие в вузы в начале 90-х годов,
оказались в ситуации, когда избранная ими профессия, еще достаточно престижная
5-6 лет назад, сегодня не востребована обществом в полной мере. Нет, например,
возможности получить отдачу от общества и государства на педагогическом поприще.
Престиж высшего
образования увеличивается по мере реализации высшей школой потребности общества
в подготовке необходимых специалистов, и сегодня возрастает число студентов,
которые уверены, что после окончания вуза удастся работать по выбранной
профессии и иметь достойное материальное вознаграждение. C другой стороны, современная
социально-экономическая ситуация не позволяет надеяться всему студенчеству на
реализацию жизненных планов, связанных напрямую с выбранной специальностью в
вузе. В ближайшем будущем это неизбежно приведет к росту числа тех, кто
считает, что ошибся в своем профессиональном выборе и не рассматривает его как
окончательный. Первые признаки разочарования части студентов в сделанном
выборе наблюдаются последние два - три года. Основной причиной отказа от профессионального
выбора студенты называют бесперспективность и отсутствие стимулов
профессионального роста. Многие сомневаются в реальной возможности сделать
карьеру и прогнозируют, что общество не будет проявлять должной заинтересованности
в их профессиональном росте, не создаст условий для должного материального
вознаграждения их труда, а также, что сама выбранная ими профессия не имеет
реальных перспектив, т.е. нет возможности реализа- ции собственных
способностей [2, 125-129]. Неуверенность студентов, на наш
взгляд, более чем обоснована. До
настоящего времени интеллектуальный труд,
особенно в бюджетной сфере, оценивается обществом
неадекватно низко.
Анализ проблем
трудоустройства выпускников вузов, вторичной занятости студентов
свидетельствует о наличии определенной адаптации студенчества к изменившимся
условиям окружающей социальной среды. В то же время данная проблема требует
проведения дальнейших исследований, ибо ответы на вопросы: насколько
адаптировались студенты к рыночным условиям, какая часть из них не только
готова к рынку психологически, но и занимает активную позицию, участвуя в
различных видах рыночной деятельности, - позволят с определенной долей
вероятности прогнозировать отношение студенчества к государственной социальной
и экономической политике.
Ряд авторов (Вишневский
Ю.Р., Рубина Л.Я. и др.) указывают, что среди студентов все более значимыми становятся личностные
ориентиры. Особенно это проявляется в представлениях молодых людей об успехе в
жизни, что рассматривается социологами как индикатор ценностных ориентации.
Существенным изменениям подверглось само понятие «успех». В период до 90-х
годов успехом считались хорошая успеваемость, общественное признание, принадлежность
к комсомольским и партийным структурам, к «номенклатуре». В настоящее время,
по мнению большинства студентов, с понятием «успех в жизни» связано, прежде
всего, достижение благополучия посредством карьеры, эффективная
предпринимательская деятельность, для определенной части молодежи - членство в
криминальных группировках. Изменились и атрибуты «успеха». Сегодня это дорогие
автомобили, недвижимость, наличие валютных счетов и т.п., что ранее было либо
совершенно недоступно, либо являлось основанием для уголовного преследования.
Составляющими успеха в жизни являются: «дело по душе и интересная работа»
(58%), «возможность полнее проявить себя, свои способности» (57%), «высокий
заработок и материальное благополучие» (57%), «хорошие, верные друзья» (56%),
«хорошие отношения в семье» (56%), «удовлетворенность в любви, интимной жизни»
(53%), «душевное равновесие» (32%) [4, 61].
Щепкин Е.В. отмечает, что
студенты, ориентированные на успех, более сосредоточены на себе, строят
взаимоотношения по принципу «ты - мне, я - тебе», чаще видят в окружающих
соперников и конкурентов, нежели товарищей. В качестве хороших друзей видятся
те люди, которые могут пригодиться в дальнейшем при поиске работы, организации
собственного дела [34, 93-94].
Результаты исследования,
проведенного Пелевиной Т.В., показывают, что в основе поведения современного
студенчества лежит ориентация на социальную самостоятельность и личную
активность, которые детерминированы совокупностью личностно-психологических
качеств. В качестве определяющих качеств современного студенчества выделяются:
«жесткость позиции, если уверен в своей правоте» (63,5%), «целеустремленность» (60,0%),
«сильная воля» (58,5%), «предприимчивость» (57,4%), «индивидуализм» (56,3%),
«жизненный оптимизм, вера в свои силы и будущее» (51,0%) [22, 38].
Целеустремленность как
волевая характеристика личности, направленная на управление действиями и поступками,
тесно связана с такими индивидуально-психологическими свойствами, как
самостоятельность и инициативность, которые являются приоритетными для
становления и жизненного самочувствия студенчества в современных,
неопределенных, меняющихся условиях. Также среди личных качеств современного
молодого специалиста особую роль играют уверенность в своих силах и
возможностях, лидерство и авторитарность, ориентация на свою референтную
группу, профессиональная компетентность и деловитость, инициативность и предприимчивость,
коммерческий расчет и умение рисковать, прагматизм и работоспособность,
энергичность и упорство. Эти качества определяют ценностные ориентации и
мотивацию поведения студенчества, выбор жизненной стратегии. Такое дополнение
к социально-психологическому портрету студенчества, приведенному в первой
главе, является основой для тревоги по поводу будущего российского общества.
Мировой опыт показывает, к каким результатам приводит доминирование жесткого индивидуализма
в сочетании с авторитарностью, с упорством и ставкой на «сильную волю» в
достижении поставленных целей, в общественном сознании. Такой набор ценностей
и определяемых ими моделей поведения не оставляет места для реализации идей
социального партнерства, социальной солидарности, социальной справедливости,
социальной защищенности, то есть не оставляет места для реализации ценностей,
признанных всем цивилизованным миром, наконец, ценностей, провозглашенных
Конституцией Российской Федерации 1993 года. Если наиболее прогрессивная часть
общества, а студенчество можно обоснованно отнести к таковой, избирает данную
модель общественных отношений, то полномасштабный социальный конфликт
неизбежен в обозримом будущем [18,
88-89].
Анализ исследований,
проведенных политологами, социологами, психологами среди студентов различных
вузов, выявляет ряд факторов, характеризующих отношение студентов к понятиям
«индивидуализм» и «коллективизм», являющееся в определенной мере своеобразной
основой социально-политических ориентации студенчества. Можно условно выделить
группу «индивидуалистов», тяготеющих к индивидуалистической системе ценностей
западного типа, и группу «коллективистов», ориентирующихся главным образом на
традиционалистскую ценностную систему, связанную с российской ментальностью.
Понятие «индивидуализм» вызывает «положительные» эмоции и «скорее
положительные» у 63% опрошенных, тогда как «коллективизм» - лишь у 35% «положительные»
и «скорее положительные» [7, 14].
Бабинцев В.П. считает,
что очевиден крен студенческих предпочтений в сторону индивидуализма,
наблюдается тенденция приоритетного восприятия индивидуальных интересов перед
общественными. Молодые люди, «желающие принести пользу стране и человечеству»,
составляют лишь около 16% [1, 31]. Социальная полезность личности, как неотъемлемый
элемент коллективистской системы ценностей, становится, по нашему мнению, все
менее значимой для сегодняшних студентов. Усиление индивидуалистических
тенденций в сознании студенчества проявляется и в ослаблении интереса к
политике.
Так, Попов И. отмечает,
что политическая сфера жизнедеятельности основной массе студентов безразлична.
«Новости» не смотрят, на выборы и референдумы не ходят, а Бурбулиса считают
сортом карамели. В студенческой среде даже неприлично интересоваться или, тем
паче, заниматься политикой» [24, 12].
Результаты диссертационного исследования,
проведенного Шмулевской М.В., показывают, что молодые люди замкнуты в круге
своих корпоративных интересов. Студенчество определяет для себя роль пассивного
наблюдателя с соответствующим отношением к современной власти, и основной
формой интереса молодежи к политике сегодня является информационная. Однако разрозненность
и противоречивость доступной студентам информации о политических процессах в
обществе препятствует формированию системы необходимых политических знаний и
ценностных ориентации на когнитивном (познавательном) уровне. В связи с этим
определяющим направление политических ориентации студенчества становится
аффективный (эмоциональный) уровень, мотивации политического участия определяются
в большей степени эмоциональным, а не рациональным отношением к сфере политики.
Так, например, российские студенты, как и большинство граждан страны, делают
свой политический выбор на основе симпатий к лидерам, а не к партиям. В то же
время отсутствие знаний влечет и отсутствие эмоций, безразличие и потерю
интереса. Оптимальным же является формирование эмоционального уровня ценностных
ориентации на основе когнитивных процессов, оценки, складывающейся на основе
знаний о проблеме или объекте. В свою очередь, потеря интереса ослабляет мотивы
приобретения знаний об объекте оценки. Образуется замкнутый круг, который
может быть разорван лишь под влиянием обстоятельств, способных спровоцировать
эмоции [33, 36-47].
Вместе с тем Лапкин В.В.,
Клямкин И.М. и ряд других авторов указывают на то, что студенты весьма критично
оценивают выстроенную в современной России политическую систему общества.
Существующая модель российской демократии, в представлении значительной части
студентов не согласуется ни с идеей справедливости, ни с идеей общественного
порядка, что можно расценивать как кризисные явления процесса становления
демократии в России. Усиливается разочарование в так называемых рыночных
отношениях с России, хотя большая часть студенчества верит в рынок как в
единственный выход из экономического кризиса. Неэффективная налоговая политика,
коррумпированность властных структур, правовая незащищенность и многие другие
факторы способствуют дискредитации рынка, отталкивая от него значительное
число молодых людей [14, 102].
Если в начале 90-х годов, - указывают авторы, - только 5% опрошенных студентов
считали, что реализуемая в современной России модель демократии и рыночной
экономики неизбежно ведет к хаосу и анархии, то в 1995 году так думало уже 37%
респондентов [14, 102].
Изученные нами
социологические исследования показывают, что лишь 4,9% молодежи Центрального
региона России (Брянской, Калужской, Тульской, Орловской, Тамбовской и других
областей) в 1995 году полагали, что в политике и экономике происходили
позитивные изменения, и в 1996 году количество таких оптимистов не увеличилось
и составило 5%. Аналогичны результаты 1997 года. Отвечая на вопрос, «Как, по
Вашему мнению, дела в России идут в правильном или неправильном направлении?»,
респонденты, где большей частью представлено студенчество, ответили следующим
образом: общество недостаточно внимательно относится к проблемам молодежи, даже
«хуже, чем к другим группам населения», требующим социальной поддержки [6,
18].
Реакцией студенчества на
негативное социальное самочувствие является «гражданская эмиграция», суть
которой состоит в обрыве социальных связей с обществом, в стремлении уйти от
гражданской ответственности, отказе от активной роли в изменении общества в
соответствии со своими интересами и идеалами [21, 354]. «Социальное отчуждение
проявляется чаще всего в апатии, равнодушии, в безразличии к политической
жизни общества, в позиции «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации
проявление каких-либо четких политических установок минимально» [30, 134-135].
Анализ материалов
исследований, проведенных в последние годы различными социологическими
службами, позволяет охарактеризовать динамику участия студенчества в
политической жизни российского общества и состояние политических ориентации
современного российского студенчества. В этом процессе выделяется три периода:
1. В условиях
социально-политических перемен начала 90-х годов студенческая молодежь стала
участником различных неформальных объединении, среди которых объединения политической
направленности, еще не занимали заметного места.
2. Середина 90-х годов
характеризуется высоким темпом социально-политических процессов, определившим
приоритетность политической активности. Так более половины опрошенных
студентов заявляли, что они готовы участвовать в президентских выборах 1996
года, так как участие в выборах дает возможность людям влиять на действия
властей. И действительно, в 1996 году, когда молодежь оказалась под мощным
пропагандистским прессингом («Голосуй, а то проиграешь!»), ее электоральную
активность просто «зашкалило». В январе 1996 года о своем намерении принять
участие в выборах заявляли 66%, в апреле - 70%, а в июне - 83% молодых
избирателей. Доверие к Б.Н. Ельцину, кандидатуру которого поддержало
большинство студенчества, было высоко.
3. Отсутствие
положительных результатов реформирования российского общества породило в конце
90-х годов разочарование в эффективности действующей власти и основная масса
студенчества потеряла интерес к политике. Уже через год после президентских
выборов 1996 года полностью доверяли Президенту РФ лишь 3 - 4%, а
Государственной Думе - 1 - 2% опрошенных молодых людей [15, 28]. В итоге от 80
до 90% респондентов испытали состояние политической апатии, индифферентного
отношения к политике, они отличаются пассивной электоральной позицией,
утрачивают доверие к государству, не сочувствуют никаким из присутствующих на
политической арене партиям и движениям, не доверяют никому из современных
политических лидеров России, мотивируя это нереальностью политических программ
[20; 31, 14]. Исследователи выделяют особый превалирующий блок политических
ориентации студенчества, который условно можно обозначить как
«неудовлетворенность ходом дел в стране, недоверие лидерам, олицетворяющим
политическую ситуацию» [28, 49-61].
Хотя положение дел в стране студенчество оценивает менее критично, чем
остальные возрастные группы, но 60% респондентов согласны с данным утверждением.
Студенты охотнее
обсуждают не далекие от их повседневной жизни политические события, а свои
социальные проблемы, которые, естественно, не лишены определенного
политического содержания. На этом уровне можно говорить о косвенном,
опосредованном интересе к политике, «Пассивные» потребители информации имеют
общие представления о политической жизни страны, об основных участниках
политического процесса, но их политическая активность практически равна нулю.
Отсутствие интереса, на наш взгляд, можно объяснить рядом причин. Во-первых,
вследствие разочарованности студенчества ходом экономических и политических
преобразований в России. Во-вторых, в виду того, что представители молодого
поколения слишком скупо представлены в различных партиях и во властных
структурах. Возрастная группа 21-30 лет в 1996 году была представлена в
различных избирательных объединениях от 0,7 до 29,5%. 29,5% - это цифра
избирательного блока «Будущее России - Новые имена», 18,4% составила
представленная в списках ЛДПР молодежная организация, 14,9% дал молодежный
союз Демократической партии России. В-третьих, отсутствие интереса к политике
может объясняться «политической усталостью» общества, которая проявилась и в
студенческой среде.
Мы согласны с
исследователями, которых настораживает отсутствие интереса студенчества к
политике, прежде всего потому, что это явление гораздо более сложное и
многогранное, чем может показаться первоначально. В основе такого «неинтереса»
лежит конформизм, представляющий для общества даже большую опасность, чем
безразличие [5, 56].
Ряд исследований
свидетельствует о доминировании в студенческой среде установок на классический
либерализм. Однако мы полагаем, что либеральные ориентации такого рода и
сознании студенчества носят ситуативный характер, обусловленный
массированностью политической пропаганды, отсутствием возможности общества, в
том числе и студенчества, и полной мере осознать и взвесить все стороны
(преимущества и недостатки) такого вектора общественного развития. По данным
фонда «Общественное мнение», в 1993 году ключевым в сознании российских
студентов явилось признание ценности индивидуальной свободы и частной
собственности. Студенты, наряду с предпринимателями и фермерами, свободу
поставили на первое место, в то время как среди населения в целом свобода
заняла лишь пятое место [10, 77]. Популярными
среди студентов становятся те ценности, которые олицетворяют освобождение от
идеологической и политической опеки государства. Опрос, проведенный в 1994
году, зафиксировал сохранение приоритетности индивидуальных прав и свобод, но
при этом возросло значение блока «социальная защищенность и социальные
гарантии». Среди значимых ценностей 60% студентов назвали права человека, 33% -
свободу выбора и убеждений, 23% - гарантии политических прав личности, столько
же - 23% - гарантии социальных прав. По-прежнему студенты оказались единственной
социальной группой, в которой такая ценность как «верховенство государственных
интересов над интересами личности» не получила никакой поддержки. Они проявили
повышенный спрос на «индивидуализм» [13, 64]. И мы согласны, что «молодое
поколение уже другое. Оно лучше адаптируется к рыночным условиям; молодые в
большей степени индивидуалисты, чем старшее поколение, в большей мере
полагаются на свои силы» [35, 12]. Однако в конце 90-х годов наступает
равнодушие, а нередко и неприязнь к либеральной идеологии. Студенчеству
становится ближе идея социально ориентированного рыночного общества. Данная
модель развития экономики не освобождает государство от необходимости
регулировать часть общественных отношений, обеспечивая социальные гарантии
населения в области здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и
т.д. Первейшей обязанностью власти, по мнению студентов, является
предоставление льгот более слабым группам населения (94%). Большая часть видит
необходимость осуществления бесплатного медицинского обслуживания и среднего образования
(65%), Гораздо меньше, по мнению студентов, «долг» государства перед человеком
в трудоустройстве и обеспечении жильем. То есть студенческая молодежь против
излишней опеки государства над трудоспособными и здоровыми гражданами, и
совершенно иное мнение по поводу социальных гарантий в отношении более слабой
группы населения [27, 39]. Следует вывод, что молодые люди хотят справедливого
распределения социальных благ, ожидают повышение уровня социальных гарантий,
Однако, ориентации на распределительную систему, на уравниловку у студенчества
нет. В этой среде достаточный вес имеют ценности, присущие либеральной,
рыночной экономической системе, с элементами конкуренции, с достаточной
дифференциацией доходов, находящихся в зависимости от количества и качества
труда, с минимальным участием государства в регулировании экономической сферы жизнедеятельности общества. В то же время
студенчество ориентировано на довольно высокую планку минимальных социальных
гарантий, на перераспределение ресурсов общества в соответствии с принципами
социальной справедливости, с перераспределением доходов, полученных субъектами
либеральной экономики.
Таким образом, на наш
взгляд, студенчество ориентировано на либеральные отношения в экономике и
социал-демократические отношения в социальной сфере. Можно сказать, что такие
взгляды в значительной мере соответствуют принципам неолиберализма.
Студенчество не в восторге от результатов российских социально-политических
реформ, однако, заблуждаются те, кто видит в современном студенчестве
потенциальную опору для возврата России к распределительной системе, для
реставрации авторитарного строя. Студенты скорее ориентированы на эволюцию
страны в сторону «цивилизованного рынка», то есть к формированию общественных
отношений, характерных для большинства развитых стран.
Современное российское
студенчество по своим социально-политическим ориентациям, на наш взгляд, также
может быть охарактеризовано как продемократическое. Студенты поддерживает
демократические перемены в обществе, считая, что демократия позволит молодым
людям самореализоваться, что демократия обеспечит равенство всех граждан перед
законом, что рыночные отношения - условие успешного развития экономики. Им
близка точка зрения, что «рыночные отношения расширили возможности личности,
дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных ориентаций» [11,
92].
Несмотря на весьма
значительные трудности, с которыми молодым людям приходится встречаться едва ли
не ежедневно, и явно ограниченные возможности самореализации, они сохраняют
высокий уровень оптимизма и веру в то, что в обозримом будущем для них
возможно изменение к лучшему. Современные студенты видят себя в качестве
граждан новой России и в этом смысле можно утверждать, что мы имеем дело с
новым поколением россиян [16, 11].
Подводя итоги анализа
литературы по проблемам формирования ценностных ориентаций студенчества, можно
объединить все «трудности» развития социальных ценностей, выступающих в
качестве жизненных приоритетов, основных средств их достижения и регулирующие
поведение студентов в две группы: социальные и личностные.
Социальные проблемные факторы можно, на наш взгляд,
классифицировать на социально-экономические, социально-политические,
социально-психоло-гические и «чисто» социальные.
К социально-экономическим
трудностям формирования ценностных ориентаций студенчества следует, по нашему
мнению, отнести:
отсутствие возможности
общества, в том числе и студенчества, и полной мере осознать и взвесить все
стороны (преимущества и недостатки) «рыночного вектора» общественного развития;
неэффективность
экономической политики государства, коррумпирован-ность властных структур,
правовую незащищенность и многие другие факторы, способствующие дискредитации
системы рыночных отношений, отталкивающих от занятия бизнесом значительного
числа молодых людей.
проблему «материального
благополучия» студентов.
проблемы собственно образовательного процесса:
невостребованность избранной профессии, бесперспективность и отсутствие
стимулов профессионального роста, сомнения в реальной возможности сделать
карьеру и прогнозы, что общество не будет проявлять должной заинтересованности
в профессиональном росте, не создаст условий для должного материального
вознаграждения труда и т.п.
К социально-политическим
факторам можно отнести:
отсутствие возможности в
полной мере реализовать наиболее значимые ценности: права человека, свобода
выбора и убеждений, гарантии политических прав личности, гарантии социальных
прав;
разрозненность и
противоречивость доступной студентам информации о политических процессах в
обществе, что препятствует формированию системы необходимых политических знаний
и ценностных ориентации на когнитивном (познавательном) уровне;
проблема выбора
социально-политических ориентиров.
К социально-психологическим
проблемам формирования ценностных ориентаций студенчества следует, ни наш
взгляд, отнести:
невозможность реализации
в полном объеме человеческого стремления к осмысленной жизни (выбранной цели)
в силу объективно непреодолимых и неоправданных препятствий:
содержание социальной
мотивации не всегда адекватно целям общества, конкретным задачам современного
этапа социально-экономического развития;
отсутствие
психолого-педагогической заботы общества о молодом поколении [36].
К «чисто» социальным факторам относятся:
обрыв у студентов
социальных связей с обществом, стремление уйти от гражданской ответственности,
отказаться от активной роли в изменении общества в соответствии со своими
интересами и идеалами;
отсутствие социального
опыта (преемственности, материальной культуры, способов труда, норм общения,
ценностей, идеалов, традиций и т.д.);
конфликт поколений;
становление все менее
значимой для сегодняшних студентов социальной
полезности личности, как неотъемлемого элемента коллективистской
системы ценностей;
воссоздание не в полном
объеме разрушенных традиционных механизмов социализации, связанных с
необходимостью включения молодежи во «взрослые заботы», в хозяйство, в труд, в
ответственные отношения;
отсутствие универсальности
социализирующих возможностей высшего образования;
значительная
отстраненность общества от вопросов определения профессиональной пригодности,
призвания, продвижения и т.п. студентов; передача данных проблем на усмотрение
индивида или его семьи, которая, в свою очередь, зачастую просто не имеет
возможности предоставить молодым людям все необходимое для их развития и
профессионального становления;
извращенные принципы общественного
признания и вознаграждения за труд, технократические подходы к социальной
сфере, отсутствие гласности, злоупотребления некоторых должностных лиц и т.п.
К личностным проблемам
формирования ценностных ориентаций студенчества, на наш взгляд, следует отнести:
замкнутость молодых людей
в круге своих корпоративных интересов;
девальвацию в
студенческом сознании нравственных жизненных критериев;
снижение
значимости таких ценностей как образованность, трудолюбие, честность,
порядочность, воспитанность, интеллигентность и некоторые другие;
преобладающую двухполюсность жизненных ориентаций: с
одной стороны, слабая направленность на социальную самостоятельность и личную
активность, гражданская инертность и апатия, пассивность и равнодушие; с другой
стороны, доминирование жесткого индивидуализма в сочетании с авторитарностью,
с упорством и ставкой на «сильную волю» в достижении поставленных целей,
вандализм и агрессивность, потребительство и конформизм.
Таковы проблемные факторы
формирования ценностных ориентаций у студенческой молодежи, вытекающие из
проведенного нами анализа научной
литературы.
Для определения же реально «действующих» проблемных
факторов был проведен опрос 20 преподавателей и 75 студентов, которым было
предложено определить, какие из объединенных в две группы (социальные и
личностные) «трудности» действительно являются причинами проблем при
формировании ценностных ориентаций студенчества.
Выборка экспертов имеет
следующую характеристику.
Среди преподавателей 80%
- мужчины и 20% - женщины. Из них: 1 ректор; 1 – декан; 4 – профессора; 6 –
доцентов; 2 – старших преподавателя; 6 – ассистенты-преподаватели. 55% – с педагогическим стажем более 20
лет, 25% – со стажем
более 15 лет и 20% – со
стажем более 10 лет.
Среди опрошенных
студентов – представители электромеханического и строительного факультетов Северо-кавказского
государственного технологического университета: 32% - 2 курса; 68% - 5 курса.
78% - юноши, 22% - девушки.
По результатам ответов преподавателей (приложения 1,
3) самой важной проблемой формирования ценностных ориентаций у студенческой
молодежи является бесперспективность и отсутствие после окончания вуза
стимулов профессионального роста, а также отсутствие социального опыта (по 75%
опрошенных). На второе место преподаватели поставили отсутствие универсальности
социализирующих возможностей высшего образования, а также обрыв у студентов
социальных связей с обществом, стремление уйти от гражданской ответственности,
отказаться от активной роли в изменении общества в соответствии со своими
интересами и идеалами (по 70%). На третьем месте - проблема выбора
социально-политических ориентиров, а также отсутствие возможности у
студенчества определить преимущества и недостатки рыночной экономики (по 60%).
Далее следуют низкая эффективность экономической политики государства; слабая
направленность на социальную самостоятельность и личную активность,
гражданская инертность и апатия, пассивность и равнодушие (по 55%); отсутствие
возможности в полной мере реализовать наиболее значимые социально-политические
ценности и конфликт поколений; становление все менее значимой для сегодняшних
студентов социальной полезности личности; невозможность реализации выбранной
цели в силу объективно непреодолимых и неоправданных препятствий (по 50%).
Среди самостоятельно добавленных
преподавателями проблем особое внимание следует обратить на то, что 80%
опрошенных считают самой большой «трудностью» формирования ценностных
ориентаций у студенчества является убеждение, что «все можно купить» и
отсутствие у студентов нормальных условий самовыражения и самоутверждения.
По результатам ответов
студентов (приложения 2, 4) самыми важными проблемами формирования ценностных
ориентаций являются: проблема выбора социально-политических ориентиров (75%
опрошенных); отсутствие социального опыта (преемственности, материальной
культуры, способов труда, норм общения, ценностей, идеалов, традиций и т.д.) -
65,3%; слабая материальная обеспеченность студентов, а также неадекватность
содержания личностной мотивации задачам современного этапа
социально-экономического развития (по 59%); конфликт поколений и отсутствие
возможности у студенчества определить преимущества и недостатки рыночной
экономики (по 55%); значительная отстраненность общества от вопросов
определения профессиональной пригодности, призвания, продвижения и т.п.
студентов (46,7%); низкая эффективность экономической политики государства
(44%).
Среди добавленных к предложенному нами списку
проблем особое внимание следует обратить на то, что более 75% студентов считают
самыми большими «трудностями» формирования ценностных ориентаций неудовлетворительную
организацию практической работы в вузе и отсутствие достаточно сильной
мотивации при выборе ими будущей профессии.
Обобщая результаты исследования литературных и
социальных источников, а также мнение преподавателей и студентов, можно
сказать, что в структуру проблемных факторов формирования ценностных ориентаций
студенчества входит:
бесперспективность и отсутствие после окончания
вуза стимулов профессионального роста;
отсутствие у студентов социального опыта;
отсутствие универсальности социализирующих возможностей
высшего образования;
обрыв у студентов социальных связей с обществом,
стремление уйти от гражданской ответственности, отказаться от активной роли в
изменении общества в соответствии со своими интересами и идеалами;
проблема выбора социально-политических ориентиров
студенческой молодежи;
низкая эффективность экономической политики
государства;
отсутствие возможности у студенчества определить
преимущества и недостатки рыночной экономики;
неадекватность содержания
личностной мотивации задачам современного этапа социально-экономического
развития;
слабая направленность на социальную
самостоятельность и личную активность, гражданская инертность и апатия,
пассивность и равнодушие;
отсутствие возможности в полной мере реализовать
наиболее значимые социально-политические ценности;
конфликт поколений;
становление все менее значимой для сегодняшних
студентов социальной полезности личности;
невозможность реализации выбранной цели в силу
объективно непреодолимых и неоправданных препятствий;
сформировавшееся у многих
молодых людей убеждение, что «все можно купить»;
отсутствие у студентов
нормальных условий самовыражения и самоутверждения;
слабая материальная
обеспеченность студентов;
значительная
отстраненность общества от вопросов определения профессиональной пригодности,
призвания, продвижения и т.п. студентов;
неудовлетворительная
организацию практической работы в вузе;
отсутствие достаточно сильной
мотивации при выборе студентами будущей профессии.
Анализ данной структуры показывает, что преодоление
объективных трудностей формирования ценностных ориентаций возможно путем проведения
соответствующих социально-экономических преобразований и относится к прерогативе
государства.
Создание же
механизмов преодоления проблемных факторов формирования ценностных ориентаций
студенческой молодежи и моделирование педагогической деятельности по
формированию общественно значимых ценностей, скорее всего, возможно для
исключения таких «трудностей» как:
отсутствие у студентов социального опыта;
отсутствие универсальности социализирующих
возможностей высшего образования;
неадекватность содержания
личностной мотивации задачам современного этапа социально-экономического
развития;
слабая направленность на социальную
самостоятельность и личную активность, гражданская инертность и апатия,
пассивность и равнодушие;
конфликт поколений;
сформировавшееся у многих
молодых людей убеждение, что «все можно купить»;
отсутствие у студентов
нормальных условий самовыражения и самоутверждения;
значительная отстраненность
общества от вопросов определения профессиональной пригодности, призвания,
продвижения и т.п. студентов;
неудовлетворительная
организацию практической работы в вузе.
Преодоление
указанных проблемных факторов формирования жизненных ценностных молодежи
относится, на наш взгляд к возможностям педагогического процесса по
формированию у студентов социально-значимых ценностных ориентаций.