Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Структура проблемных факторов формирования ценностных

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Структура проблемных факторов формирования ценностных
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:19
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    ГЛАВА II.  ПРОБЛЕМНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ

                       ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ  МОЛОДЕЖИ

     2.1. Структура проблемных факторов формирования ценностных

                                ориентаций студенческой  молодежи


    Исследование теоретических и методологических проблем формирования жизненных ценностных студенческой  молодежи, проведенный в первой главе, показал, что на формирование ценностных ориентаций студенчества в современных условиях оказывает влияние ряд факторов: наличие в обществе социально-экономических и политических противоречий, ослабление государственного политического и идеологического прессинга, расширение социальной само­стоятельности и инициативы студентов. Происходит переоценка ценностей, критическое осмысление опыта предшествующих поколений, формируются но­вые представления о своем профессиональном будущем и будущем общества.

    Для определения проблемных факторов формирования ценностных ориентаций студенческой  молодежи мы провели исследование работ, в которых показано влияние проводимых в обществе реформ на про­цессы самоопределения студенчества. Результаты анализа литературы показывают, что если раньше в своем выборе молодежь опиралась на опыт предшествующих поколений, то сейчас в обществе, осно­ванном на рыночных отношениях, она лишена этих ориентиров и вынуждена приобретать новый социальный опыт. Это связано с тем, что «кризис в россий­ском обществе породил острейший конфликт поколений, который не исчерпы­вается традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей» во взглядах на одежду, во вкусах к музыке, манерах поведения. В России он ка­сается политических, философских, мировоззренческих, духовных основ раз­вития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, ко­гда передача материального и духовного наследия преемникам практически от­сутствует» [17, 99].

    Социальные ценности, которыми жили старшие поколения, в но­вой исто-

    рической ситуации во многом утратили практическое значение и в си­лу этого не наследуются, поскольку, как считает современная молодежь, не пригодны ей ни для настоящей, ни для будущей жизни. Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать раз­витие общества на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих цен­ностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки представлениям старшего поколения [29,  26].

    Ряд авторов отмечают, что студенты последних двух десятилетий были поставлены в достаточно сложные условия: им приходится самим решать, что ценнее; обогащение любыми способами или приоб­ретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям; отказ от ограничительной функции прежних моральных норм вообще или скорейшая их выработка в соответствии с новыми социально-политическими ориентирами общества, основанными на критериях нравствен­ности; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования [25, 301-305].

    В современной России идет процесс трансформации прежних ценност­ных ориентации, переживающих кризис, в новые, которые уже заявили о себе, но четко еще не определились, что соответствует состоянию аномии, описы­ваемому П. Монсоном: наша нравственность испытала рег­ресс, но другая не развилась достаточно быстро, чтобы заполнить пустоту, ос­тавленную прежней нравственностью в наших сознаниях. Наша вера поколеб­лена; традиция потеряла власть; индивидуальное суждение освободилось от коллективного [19,  10].

    Известно, что ценностная шкала определяет стратегически жизненные цели индивида, выступает регулятором поведения, в значительной мере опре­деляет социальные и политические ориентации личности. Студенческая моло­дежь как одна из самых чувствительных к переменам и мобильных социальных групп является своеобразным барометром общественного настроения, показы­вающим изменения стратегических ориентиров в системе социальных и поли­тических ценностей.

    В общественном сознании существуют «фундаментальные» ценности, которые являются стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести об­разованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интелли­гентность и некоторые другие. Снижение значимости этих ценностей в тот или иной период вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. Сего­дня, на наш взгляд, можно говорить об определенной девальвации в массовом сознании нрав­ственных жизненных критериев. Соответствующим образом на это реагирует студенчество: «Это общество не ценит честных, ответственных людей, оно не платит им деньгами и признанием. Поэтому образование я получаю для позна­ния себя и других объектов, а не для того, чтобы снискать с его помощью об­щественное признание и послужить этому обществу» [23, 15]. Вместе с тем, исследо­вания показывают, что «представление о кризисе идеалов и ценностей студен­тов нуждается в серьезном уточнении. Да, разрушились многие идеологемы, исчезли политизированные иллюзии и стереотипы. Но сфера нравственная, ориентация на порядочность и искренность в межличностных отношениях ока­залась более устойчивой. И это - при всех издержках - позитивный момент» [4, 60].

    Исследования современной молодежной среды, в том чис­ле студенческой, - отмечает большинство авторов, - выявили ряд новых, не характерных для предыдущих поколе­ний, явлений и процессов, суть которых состоит в:

    а) ухудшении по многим позициям социального положения молодого по­коления, существенно расширяющего зону конфликта молодежи с обществом;

    б) нарушении процесса передачи жизненного опыта от поколения к поко­лению, что ставит молодых людей перед необходимостью не столько усвоения, сколько отрицания опыта предшествующих поколений;

    в) изменении механизмов социализации молодежи, появлении в этом процессе новых социальных посредников, характерных для рыночных отноше­ний в экономике [32, 93-106].

    Таким образом, существует целый комплекс проблем формирования ценностных ориентаций студенческой  молодежи, которые отечественные исследователи, как показал проведенный анализ научной литературы, трактуют по разному.

    Так, например, Климова С.Г., проведя анализ материальных проблем студенчества, указывают, что спектр материальной обеспеченности российского студенчества доволь­но широк. Значительной части студентов (40%) родители оказывают матери­альную помощь, следовательно, вполне закономерным является достаточно спокойное самочувствие студентов особенно младших курсов, когда большин­ство даже имеющих низкий уровень доходов оценивают свое материальное по­ложение как «удовлетворительное». В связи с этим лишь небольшая часть сту­дентов в качестве главной называют проблему «материального благополучия» [12, 71].

    Клямкин И.М. и Лапкин В.В. указывают на то, что уровень дохода специалистов, работающих в основных социальных сферах - образовании и здравоохранении, крайне низок и составляет, например, 35 - 40% от дохода ап­парата управления, не говоря уже о результатах сравнения со сферой предпри­нимательства. Большинство студенчества такая ситуация явно не устраивает и может в конечном итоге явиться причиной социального конфликта.

    Уровень доходов студентов является одним из факторов, определяющих социально-политические ориентации, так как имеется взаимосвязь материаль­ного положения индивида и его социально-политической позиции. Имеется две точки зрения на значение указанного фактора. Первая заключается в том, что чем более обеспечен студент, тем более он склонен участвовать в политике, Эти студенты либо сами имеют высокий доход, либо этот доход обеспечивают им родители. Менее обеспеченные студенты тратят силы и время на добывание средств к существованию и на политику времени не остается. Другая точка зре­ния заключается в том, что наименее обеспеченные индивиды максимально заинтересованы в изменении существующей политической системы и поэтому должны отличаться повышенной общественно-политической активностью.

    Студенты полагают, что «не стоит идти на сделки с совестью ради богатства», отвергают принцип «неважно каким спосо­бом добыто богатство: деньги не пахнут» [14, 101]. При этом следует отметить, что в России в последние годы появились возможности обогащения, не требующие высокого уровня образования. Для части молодых людей эти пути достаточно привлека­тельны, хотя они, как правило, не ведут к настоящему успеху, а усиливают ощущение духовной пустоты и бессмысленности жизни. Некоторые находят точку приложения своих сил в сфере «теневой экономики», так как есть воз­можность получать высокий доход, что для многих оборачивается не только утратой чести, но и потерей жизни. Из опрошенных в 1997 году студентов 76,5% отметили, что считают для себя неприемлемым работу в криминальных группировках, и около 20% считают, что временно этим можно заняться [17].

    Вардомацкий А.П. считает, что студенты младших курсов демонстрируют большую ориентацию на постматериалистические ценности, нежели студенты старших курсов. То есть по мере взросления студенты, как правило, становятся более материалистически ориентированными. Это происходит по ряду причин, среди которых можно выделить следующие: сложности в трудоустройстве, не­адекватная оплата труда, появление детей и возникающую вслед за этим необ­ходимость их обеспечения и т.д. Но в совокупности студенческая молодежь от­дает приоритет ценностям постматериализма: 40,8% выбирают и материали­стические и постматериалистическйе индикаторы, а 32,0% - только постмате­риалистические [3, 47-51].

    Золотова И. и Зуев А. указывают на то, что одними из самых важных для студенчества вопросов являются проблемы собственно образовательного процесса. Различные прогнозы о снижении пре­стижа высшего образования не оправдались, более того, в мире происходит «образовательный бум», значительно увеличивший потребности общества в образованных и профессионально компетентных людях, имеющих фундамен­тальную подготовку по специальности и готовых к освоению новых знаний. Получение высшего образования рассматривается молодежью как один из дос­таточно эффективных путей адаптации в сложном современном мире. После некоторого спада престиж высшего образования в течение 90-х годов повыша­ется. Так, если в 1994 году исследователи отмечали, что лишь 20% студентов не жалеют, что поступили в вуз и хотят учиться, а 60% считали, что высшее обра­зование не является необходимым условием для «нормальной жизни», то к на­стоящему времени ситуация изменилась в лучшую сторону, о чем свидетельст­вуют многочисленные исследования [9, 39;  26, 21;  8, 21].

    Багдасарьян Н.Г. полагает, что многие студенты, поступившие в вузы в начале 90-х годов, оказались в ситуа­ции, когда избранная ими профессия, еще достаточно престижная 5-6 лет на­зад, сегодня не востребована обществом в полной мере. Нет, например, воз­можности получить отдачу от общества и государства на педагогическом по­прище.

    Престиж высшего образования увеличивается по мере реализации высшей школой потребности общества в подготовке необходимых специали­стов, и сегодня возрастает число студентов, которые уверены, что после окон­чания вуза удастся работать по выбранной профессии и иметь достойное мате­риальное вознаграждение. C другой стороны, современная социально-экономическая ситуация не позволяет надеяться всему студенчеству на реализацию жизненных планов, связанных напрямую с выбранной специальностью в вузе. В ближайшем будущем это неизбежно приведет к росту числа тех, кто считает, что ошибся в своем профессиональном выборе и не рассматривает его как окончательный. Первые признаки разочарования части студентов в сделан­ном выборе наблюдаются последние два - три года. Основной причиной отказа от профессионального выбора студенты называют бесперспективность и отсут­ствие стимулов профессионального роста. Многие сомневаются в реальной возможности сделать карьеру и прогнозируют, что общество не будет прояв­лять должной заинтересованности в их профессиональном росте, не создаст ус­ловий для должного материального вознаграждения их труда, а также, что сама выбранная ими профессия не имеет реальных перспектив, т.е. нет возмож­ности реализа-       ции собственных  способностей  [2, 125-129]. Неуверенность студентов, на  наш

    взгляд, более чем обоснована. До настоящего времени интеллектуальный труд,

    особенно в бюджетной сфере, оценивается обществом неадекватно низко.

    Анализ проблем трудоустройства выпускников вузов, вторичной занято­сти студентов свидетельствует о наличии определенной адаптации студенчест­ва к изменившимся условиям окружающей социальной среды. В то же время данная проблема требует проведения дальнейших исследований, ибо ответы на вопросы: насколько адаптировались студенты к рыночным условиям, какая часть из них не только готова к рынку психологически, но и занимает активную позицию, участвуя в различных видах рыночной деятельности, - позволят с оп­ределенной долей вероятности прогнозировать отношение студенчества к госу­дарственной социальной и экономической политике.

    Ряд авторов (Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. и др.) указывают, что среди студентов все более значимыми становятся личностные ориентиры. Особенно это проявляется в представлениях молодых людей об успехе в жизни, что рассматривается социологами как индикатор ценностных ориентации. Существенным изменениям подверглось само понятие «успех». В период до 90-х годов успехом считались хорошая успеваемость, об­щественное признание, принадлежность к комсомольским и партийным струк­турам, к «номенклатуре». В настоящее время, по мнению большинства студен­тов, с понятием «успех в жизни» связано, прежде всего, достижение благополу­чия посредством карьеры, эффективная предпринимательская деятельность, для определенной части молодежи - членство в криминальных группировках. Из­менились и атрибуты «успеха». Сегодня это дорогие автомобили, недвижи­мость, наличие валютных счетов и т.п., что ранее было либо совершенно недос­тупно, либо являлось основанием для уголовного преследования. Составляю­щими успеха в жизни являются: «дело по душе и интересная работа» (58%), «возможность полнее проявить себя, свои способности» (57%), «высокий зара­боток и материальное благополучие» (57%), «хорошие, верные друзья» (56%), «хорошие отношения в семье» (56%), «удовлетворенность в любви, интимной жизни» (53%), «душевное равновесие»  (32%) [4, 61].

    Щепкин Е.В. отмечает, что студенты, ориентированные на успех, более сосредоточены на себе, строят взаимоотношения по принципу «ты - мне, я - тебе», чаще видят в окру­жающих соперников и конкурентов, нежели товарищей. В качестве хороших друзей видятся те люди, которые могут пригодиться в дальнейшем при поиске работы, организации собственного дела [34,  93-94].

    Результаты исследования, проведенного Пелевиной Т.В., показывают, что в основе поведения современного студенчества лежит ориентация на со­циальную самостоятельность и личную активность, которые детерминированы совокупностью личностно-психологических качеств. В качестве определяющих качеств современного студенчества выделяются: «жесткость позиции, если уверен в своей правоте» (63,5%), «целеустремленность» (60,0%), «сильная во­ля» (58,5%), «предприимчивость» (57,4%), «индивидуализм» (56,3%), «жизнен­ный оптимизм, вера в свои силы и будущее» (51,0%) [22, 38].

    Целеустремленность как волевая характеристика личности, направленная на управление действиями и поступками, тесно связана с такими индивидуально-психологическими свойст­вами, как самостоятельность и инициативность, которые являются приоритет­ными для становления и жизненного самочувствия студенчества в современ­ных, неопределенных, меняющихся условиях. Также среди личных качеств со­временного молодого специалиста особую роль играют уверенность в своих силах и возможностях, лидерство и авторитарность, ориентация на свою рефе­рентную группу, профессиональная компетентность и деловитость, инициатив­ность и предприимчивость, коммерческий расчет и умение рисковать, прагма­тизм и работоспособность, энергичность и упорство. Эти качества определяют ценностные ориентации и мотивацию поведения студенчества, выбор жизнен­ной стратегии. Такое дополнение к социально-психологическому портрету студенчества, приведенному в первой главе, явля­ется основой для тревоги по поводу будущего российского общества. Мировой опыт показывает, к каким результатам приводит доминирование жесткого ин­дивидуализма в сочетании с авторитарностью, с упорством и ставкой на «сильную волю» в достижении поставленных целей, в общественном сознании. Та­кой набор ценностей и определяемых ими моделей поведения не оставляет мес­та для реализации идей социального партнерства, социальной солидарности, социальной справедливости, социальной защищенности, то есть не оставляет места для реализации ценностей, признанных всем цивилизованным миром, на­конец, ценностей, провозглашенных Конституцией Российской Федерации 1993 года. Если наиболее прогрессивная часть общества, а студенчество можно обоснованно отнести к таковой, избирает данную модель общественных отно­шений, то полномасштабный социальный конфликт неизбежен в обозримом будущем [18, 88-89].

    Анализ исследований, проведенных политологами, социологами, психологами среди студентов раз­личных вузов, выявляет ряд факторов, характеризующих отношение студентов к понятиям «индивидуализм» и «коллективизм», являющееся в определенной мере своеобразной основой социально-политических ориентации студенчества. Можно условно выделить группу «индивидуалистов», тяготеющих к индиви­дуалистической системе ценностей западного типа, и группу «коллективистов», ориентирующихся главным образом на традиционалистскую ценностную сис­тему, связанную с российской ментальностью. Понятие «индивидуализм» вы­зывает «положительные» эмоции и «скорее положительные» у 63% опрошен­ных, тогда как «коллективизм» - лишь у 35% «положительные» и «скорее по­ложительные» [7, 14].

    Бабинцев В.П. считает, что очевиден крен студенческих предпочтений в сторону индиви­дуализма, наблюдается тенденция приоритетного восприятия индивидуальных интересов перед общественными. Молодые люди, «желающие принести пользу стране и человечеству», составляют лишь около 16% [1, 31]. Социальная полезность личности, как неотъемлемый элемент коллективистской системы ценностей, становится, по нашему мнению, все менее значимой для сегодняшних студентов. Усиление индиви­дуалистических тенденций в сознании студенчества проявляется и в ослаблении интереса к политике.

    Так, Попов И. отмечает, что политическая сфера жизнедеятельности основной массе студентов безразлична. «Новости» не смотрят, на выборы и референдумы не ходят, а Бурбулиса счита­ют сортом карамели. В студенческой среде даже неприлично интересоваться или, тем паче, заниматься политикой» [24, 12].

    Результаты диссертационного исследования, проведенного Шмулевской М.В., показывают, что молодые люди замкнуты в круге своих корпоративных интересов. Студенчество определяет для себя роль пассивного наблюдателя с соответствующим отношением к современной власти, и основ­ной формой интереса молодежи к политике сегодня является информационная. Однако разрозненность и противоречивость доступной студентам информации о политических процессах в обществе препятствует формированию системы необходимых политических знаний и ценностных ориентации на когнитивном (познавательном) уровне. В связи с этим определяющим направление полити­ческих ориентации студенчества становится аффективный (эмоциональный) уровень, мотивации политического участия определяются в большей степени эмоциональным, а не рациональным отношением к сфере политики. Так, на­пример, российские студенты, как и большинство граждан страны, делают свой политический выбор на основе симпатий к лидерам, а не к партиям. В то же время отсутствие знаний влечет и отсутствие эмоций, безразличие и потерю интереса. Оптимальным же является формирование эмоционального уровня ценностных ориентации на основе когнитивных процессов, оценки, склады­вающейся на основе знаний о проблеме или объекте. В свою очередь, потеря интереса ослабляет мотивы приобретения знаний об объекте оценки. Образует­ся замкнутый круг, который может быть разорван лишь под влиянием обстоятельств, способных спровоцировать эмоции [33,  36-47].

    Вместе с тем Лапкин В.В., Клямкин И.М. и ряд других авторов указывают на то, что студенты весьма критично оценивают выстроенную в со­временной России политическую систему общества. Существующая модель российской демократии, в представлении значительной части студентов не со­гласуется ни с идеей справедливости, ни с идеей общественного порядка, что можно расценивать как кризисные явления процесса становления демократии в России. Усиливается разочарование в так называемых рыночных отношениях с России, хотя большая часть студенчества верит в рынок как в единственный выход из экономического кризиса. Неэффективная налоговая политика, кор­румпированность властных структур, правовая незащищенность и многие дру­гие факторы способствуют дискредитации рынка, отталкивая от него значи­тельное число молодых людей [14, 102]. Если в начале 90-х годов, - указывают авторы, - только 5% опрошен­ных студентов считали, что реализуемая в современной России модель демо­кратии и рыночной экономики неизбежно ведет к хаосу и анархии, то в 1995 году так думало уже 37% респондентов [14, 102].

    Изученные нами социологические исследования показывают, что лишь 4,9% молодежи Центрального региона России (Брянской, Калужской, Тульской, Орловской, Тамбовской и других областей) в 1995 году полагали, что в политике и экономике происходи­ли позитивные изменения, и в 1996 году количество таких оптимистов не уве­личилось и составило 5%. Аналогичны результаты 1997 года. Отвечая на во­прос, «Как, по Вашему мнению, дела в России идут в правильном или непра­вильном направлении?», респонденты, где большей частью представлено сту­денчество, ответили следующим образом: общество недостаточно внимательно относится к проблемам молодежи, даже «хуже, чем к другим группам населения», требующим социальной под­держки [6, 18]. 

    Реакцией студенчества на негативное социальное самочувствие является «гражданская эмиграция», суть которой состоит в обрыве социальных связей с обществом, в стремлении уйти от гражданской ответственности, отказе от ак­тивной роли в изменении общества в соответствии со своими интересами и идеалами [21,  354]. «Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, равно­душии, в безразличии к политической жизни общества, в позиции «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо четких политических установок минимально» [30, 134-135].

    Анализ материалов исследований, проведенных в последние годы различными социологическими службами, позволяет охарактеризовать динамику участия студенчества в политической жизни российского общества и состояние поли­тических ориентации современного российского студенчества. В этом процессе выделяется три периода:

    1. В условиях социально-политических перемен начала 90-х годов студенческая молодежь стала участником различных неформальных объединении, среди которых объединения политической направленности, еще не занимали заметного места.

    2. Середина 90-х годов характеризуется высоким темпом социально-политических процессов, определившим приоритетность политической актив­ности. Так более половины опрошенных студентов заявляли, что они готовы участвовать в президентских выборах 1996 года, так как участие в выборах дает возможность людям влиять на действия властей. И действительно, в 1996 году, когда молодежь оказалась под мощным пропагандистским прессингом («Голо­суй, а то проиграешь!»), ее электоральную активность просто «зашкалило». В январе 1996 года о своем намерении принять участие в выборах заявляли 66%, в апреле - 70%, а в июне - 83% молодых избирателей. Доверие к Б.Н. Ельцину, кандидатуру которого поддержало большинство студенчества, было высоко.

    3. Отсутствие положительных результатов реформирования российского общества породило в конце 90-х годов разочарование в эффективности дейст­вующей власти и основная масса студенчества потеряла интерес к политике. Уже через год после президентских выборов 1996 года полностью доверяли Президенту РФ лишь 3 - 4%, а Государственной Думе - 1 - 2% опрошенных молодых людей [15, 28]. В итоге от 80 до 90% респондентов испытали состояние поли­тической апатии, индифферентного отношения к политике, они отличаются пассивной электоральной позицией, утрачивают доверие к государству, не со­чувствуют никаким из присутствующих на политической арене партиям и дви­жениям, не доверяют никому из современных политических лидеров России, мотивируя это нереальностью политических программ [20; 31, 14]. Исследователи выде­ляют особый превалирующий блок политических ориентации студенчества, ко­торый условно можно обозначить как «неудовлетворенность ходом дел в стра­не, недоверие лидерам, олицетворяющим политическую ситуацию» [28, 49-61]. Хотя по­ложение дел в стране студенчество оценивает менее критично, чем остальные возрастные группы, но 60% респондентов согласны с данным утверждением.

    Студенты охотнее обсуждают не далекие от их повседневной жизни политические события, а свои социальные проблемы, которые, естественно, не лишены определенного политического со­держания. На этом уровне можно говорить о косвенном, опосредованном инте­ресе к политике, «Пассивные» потребители информации имеют общие пред­ставления о политической жизни страны, об основных участниках политического процесса, но их политическая активность практически равна нулю. От­сутствие интереса, на наш взгляд, можно объяснить рядом причин. Во-первых, вследствие разочарованности студенчества ходом экономических и политиче­ских преобразований в России. Во-вторых, в виду того, что представители мо­лодого поколения слишком скупо представлены в различных партиях и во вла­стных структурах. Возрастная группа 21-30 лет в 1996 году была представле­на в различных избирательных объединениях от 0,7 до 29,5%. 29,5% - это циф­ра избирательного блока «Будущее России - Новые имена», 18,4% составила представленная в списках ЛДПР молодежная организация, 14,9% дал молодеж­ный союз Демократической партии России. В-третьих, отсутствие интереса к политике может объясняться «политической усталостью» общества, которая проявилась и в студенческой среде.

    Мы согласны с исследователями, которых настораживает отсутствие интереса студенчества к политике, прежде всего потому, что это явление гораздо более сложное и многогранное, чем может показаться первоначально. В основе тако­го «неинтереса» лежит конформизм, представляющий для общества даже большую опасность, чем безразличие [5, 56]. 

     Ряд исследований свидетельствует о доми­нировании в студенческой среде установок на классический либерализм. Однако мы полагаем, что либе­ральные ориентации такого рода и сознании студенчества носят ситуативный характер, обусловленный массированностью политической пропаганды, отсут­ствием возможности общества, в том числе и студенчества, и полной мере осознать и взвесить все стороны (преимущества и недостатки) такого вектора общественного развития. По данным фонда «Общественное мнение», в 1993 году ключевым в сознании российских студентов явилось признание ценности индивидуальной свободы и частной собственности. Студенты, наряду с пред­принимателями и фермерами, свободу поставили на первое место, в то время как среди населения в целом свобода заняла лишь пятое место  [10, 77]. Популярными среди студентов становятся те ценности, которые олицетворяют освобождение от идеологической и политической опеки государства. Опрос, проведенный в 1994 году, зафиксировал сохранение приоритетности индивидуальных прав и свобод, но при этом возросло значение блока «социальная защищенность и со­циальные гарантии». Среди значимых ценностей 60% студентов назвали права человека, 33% - свободу выбора и убеждений, 23% - гарантии политических прав личности, столько же - 23% - гарантии социальных прав. По-прежнему студенты оказались единственной социальной группой, в которой такая цен­ность как «верховенство государственных интересов над интересами личности» не получила никакой поддержки. Они проявили повышенный спрос на «индивидуализм» [13, 64]. И мы согласны, что «молодое поколение уже другое. Оно лучше адаптируется к рыночным условиям; молодые в большей степени индивидуали­сты, чем старшее поколение, в большей мере полагаются на свои силы» [35, 12]. Одна­ко в конце 90-х годов наступает равнодушие, а нередко и неприязнь к либе­ральной идеологии. Студенчеству становится ближе идея социально ориенти­рованного рыночного общества. Данная модель развития экономики не осво­бождает государство от необходимости регулировать часть общественных от­ношений, обеспечивая социальные гарантии населения в области здравоохра­нения, образования, пенсионного обеспечения и т.д. Первейшей обязанностью власти, по мнению студентов, является предоставление льгот более слабым группам населения (94%). Большая часть видит необходимость осуществления бесплатного медицинского обслуживания и среднего образования (65%), Го­раздо меньше, по мнению студентов, «долг» государства перед человеком в трудоустройстве и обеспечении жильем. То есть студенческая молодежь против излишней опеки государства над трудоспособными и здоровыми гражданами, и совершенно иное мнение по поводу социальных гарантий в отношении более слабой группы населения [27, 39]. Следует вывод, что молодые люди хотят справедли­вого распределения социальных благ, ожидают повышение уровня социальных гарантий, Однако, ориентации на распределительную систему, на уравниловку у студенчества нет. В этой среде достаточный вес имеют ценности, присущие либеральной, рыночной экономической системе, с элементами конкуренции, с достаточной дифференциацией доходов, находящихся в зависимости от коли­чества и качества труда, с минимальным участием государства в регулировании экономической сферы жизнедеятельности общества. В то же время студенчест­во ориентировано на довольно высокую планку минимальных социальных га­рантий, на перераспределение ресурсов общества в соответствии с принципами социальной справедливости, с перераспределением доходов, полученных субъ­ектами либеральной экономики.

    Таким образом, на наш взгляд, студенчество ориентировано на либеральные отношения в экономике и социал-демократические отношения в социаль­ной сфере. Можно сказать, что такие взгляды в значительной мере соответст­вуют принципам неолиберализма. Студенчество не в восторге от результатов российских социально-политических реформ, однако, заблуждаются те, кто ви­дит в современном студенчестве потенциальную опору для возврата России к распределительной системе, для реставрации авторитарного строя. Студенты скорее ориентированы на эволюцию страны в сторону «цивилизованного рын­ка», то есть к формированию общественных отношений, характерных для большинства развитых стран.

    Современное российское студенчество по своим социально-политическим ориентациям, на наш взгляд, также может быть охарактеризовано как продемократическое. Студенты поддерживает демократические перемены в обществе, считая, что демократия позволит молодым людям самореализоваться, что демократия обеспечит равенство всех граждан перед законом, что рыночные отношения - условие успешного развития экономики. Им близка точка зрения, что «рыноч­ные отношения расширили возможности личности, дали простор формированию широкого спектра идей и ценностных ориентаций» [11,  92].

    Несмотря на весьма значительные трудности, с которыми молодым людям приходится встречаться едва ли не ежедневно, и явно ограниченные возможности самореа­лизации, они сохраняют высокий уровень оптимизма и веру в то, что в обозри­мом будущем для них возможно изменение к лучшему. Современные студенты видят себя в качестве граждан новой России и в этом смысле можно утверждать, что мы имеем дело с новым поколением россиян [16, 11].

    Подводя итоги анализа литературы по проблемам формирования ценностных ориентаций студенчества, можно объединить все «трудности» развития социальных ценностей, выступающих в качестве жизненных приоритетов, основных средств их достижения и регулирующие поведение студентов в две группы: социальные и личностные.

    Социальные проблемные факторы можно, на наш взгляд, классифицировать на социально-экономические, социально-политические, социально-психоло-гические и «чисто» социальные.

    К социально-экономическим трудностям формирования ценностных ориентаций студенчества следует, по нашему мнению, отнести:

    отсут­ствие возможности общества, в том числе и студенчества, и полной мере осознать и взвесить все стороны (преимущества и недостатки) «рыночного вектора» общественного развития;

    неэффективность экономической политики государства, кор­румпирован-ность властных структур, правовую незащищенность и многие дру­гие факторы, способствующие дискредитации системы рыночных отношений, отталкивающих от занятия бизнесом значи­тельного числа молодых людей.

    проблему «материального благополучия» студентов.

    проблемы собственно образовательного процесса: невостребованность избранной профессии, бесперспективность и отсут­ствие стимулов профессионального роста, сомнения в реальной возможности сделать карьеру и прогнозы, что общество не будет прояв­лять должной заинтересованности в профессиональном росте, не создаст ус­ловий для должного материального вознаграждения труда и т.п.

    К социально-политическим факторам можно отнести:

    отсутствие возможности в полной мере реализовать наиболее значимые ценности:  права человека, свобода выбора и убеждений, гарантии политических прав личности,  гарантии социальных прав;

    разрозненность и противоречивость доступной студентам информации о политических процессах в обществе, что препятствует формированию системы необходимых политических знаний и ценностных ориентации на когнитивном (познавательном) уровне;

    проблема выбора социально-политических ориентиров.

    К социально-психологическим проблемам формирования ценностных ориентаций студенчества следует, ни наш взгляд, отнести:

    невозможность реализации в полном объеме че­ловеческого стремления к осмыс­ленной жизни (выбранной цели) в силу объективно непреодолимых и не­оправданных препятствий:

    содержание социальной мотивации не всегда адекватно целям общества, конкретным задачам совре­менного этапа социально-экономического развития; 

    отсутствие психолого-педагогической заботы общества о моло­дом поколении [36].

    К «чисто» социальным факторам относятся:

    обрыв у студентов социальных связей с обществом, стремление уйти от гражданской ответственности, отказаться от ак­тивной роли в изменении общества в соответствии со своими интересами и идеалами;

    отсутствие социального опыта (преемственности, материальной культуры, способов труда, норм общения, ценностей, идеалов, традиций и т.д.);

              конфликт поколений;

    становление все менее значимой для сегодняшних студентов социальной

    полезности личности, как неотъемлемого элемента коллективистской системы ценностей;

    воссоздание не в полном объеме разрушенных традиционных механизмов социализа­ции, связанных с необходимостью включения молодежи во «взрослые заботы», в хозяйство, в труд, в ответственные отношения;

    отсутствие универсальности социа­лизирующих возможностей высшего образования;

    значительная отстраненность об­щества от вопросов определения профессиональной пригодности, призвания, продвижения и т.п. студентов; передача данных проблем  на усмотрение индивида или его семьи, которая, в свою очередь, зачастую прос­то не имеет возможности предоставить молодым людям все необходи­мое для их развития и профессионального становления;

    извращенные принципы об­щественного признания и вознаграждения за труд, технократические подходы к со­циальной сфере, отсутствие гласности, злоупотребления некоторых должностных лиц и т.п.

    К личностным проблемам формирования ценностных ориентаций студенчества, на наш взгляд,  следует отнести:

    замкнутость молодых людей в круге своих корпоративных интересов;

              девальвацию в студенческом сознании нрав­ственных жизненных критериев;

    снижение значимости таких ценностей как об­разованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интелли­гентность и некоторые другие;

    преобладающую двухполюсность жизненных ориентаций: с одной стороны, слабая направленность на со­циальную самостоятельность и личную активность, гражданская инертность и апатия, пассивность и равнодушие; с другой стороны, доминирование жесткого ин­дивидуализма в сочетании с авторитарностью, с упорством и ставкой на «сильную волю» в достижении поставленных целей, вандализм и агрессивность, потребитель­ство и конформизм.

    Таковы проблемные факторы формирования ценностных ориентаций у студенческой  молодежи, вытекающие  из  проведенного  нами анализа научной

    литературы.

    Для определения же реально «действующих» проблемных факторов был проведен опрос 20 преподавателей и 75 студентов, которым было предложено определить, какие из объединенных в две группы (социальные и личностные) «трудности» действительно являются причинами проблем при формировании ценностных ориентаций студенчества.

    Выборка экспертов имеет следующую характеристику.

    Среди преподавателей 80% - мужчины и 20% - женщины. Из них: 1 ректор; 1 – декан; 4 – профессора; 6 – доцентов; 2 – старших преподавателя; 6 – ассистенты-преподаватели.  55% –  с педагогическим стажем более 20 лет, 25% – со стажем более 15 лет и 20% – со стажем более 10 лет.

    Среди опрошенных студентов – представители электромеханического и строительного факультетов Северо-кавказского государственного технологического университета: 32% - 2 курса; 68% - 5 курса. 78% - юноши, 22% - девушки.

    По результатам ответов преподавателей (приложения 1, 3) самой важной проблемой формирования ценностных ориентаций у студенческой молодежи является бесперспективность и отсут­ствие после окончания вуза стимулов профессионального роста, а также отсутствие социального опыта (по 75% опрошенных). На второе место преподаватели поставили отсутствие универсальности социа­лизирующих возможностей высшего образования, а также обрыв у студентов социальных связей с обществом, стремление уйти от гражданской ответственности, отказаться от ак­тивной роли в изменении общества в соответствии со своими интересами и идеалами (по 70%). На третьем месте - проблема выбора социально-политических ориентиров, а также отсут­ствие возможности у студенчества определить преимущества и недостатки рыночной экономики (по 60%). Далее следуют низкая эффективность экономической политики государства; слабая направленность на со­циальную самостоятельность и личную активность, гражданская инертность и апатия, пассивность и равнодушие (по 55%); отсутствие возможности в полной мере реализовать наиболее значимые социально-политические ценности и конфликт поколений; становление все менее значимой для сегодняшних студентов социальной полезности личности; невозможность реализации выбранной цели в силу объективно непреодолимых и не­оправданных препятствий (по 50%).

              Среди самостоятельно добавленных преподавателями проблем особое внимание следует обратить на то, что 80% опрошенных считают самой большой «трудностью» формирования ценностных ориентаций у студенчества является убеждение, что «все можно купить» и отсутствие у студентов нормальных условий самовыражения и самоутверж­дения.

    По результатам ответов студентов (приложения 2, 4) самыми важными проблемами формирования ценностных ориентаций являются: проблема выбора социально-политических ориентиров (75% опрошенных); отсутствие социального опыта (преемственности, материальной культуры, способов труда, норм общения, ценностей, идеалов, традиций и т.д.) - 65,3%; слабая материальная обеспеченность студентов, а также неадекватность содержания личностной мотивации  задачам совре­менного этапа социально-экономического развития   (по 59%); конфликт поколений и отсут­ствие возможности у студенчества определить преимущества и недостатки рыночной экономики (по 55%); значительная отстраненность об­щества от вопросов определения профессиональной пригодности, призвания, продвижения и т.п. студентов (46,7%); низкая эффективность экономической политики государства (44%).

              Среди добавленных к предложенному нами списку проблем особое внимание следует обратить на то, что более 75% студентов считают самыми большими «трудностями» формирования ценностных ориентаций неудовлетворительную организацию практической работы в вузе и отсутствие достаточно сильной мотивации при выборе ими будущей профессии.

    Обобщая результаты исследования литературных и социальных источников, а также мнение преподавателей и студентов, можно сказать, что в структуру проблемных факторов формирования ценностных ориентаций студенчества входит:

    бесперспективность и отсут­ствие после окончания вуза стимулов профессионального роста;

    отсутствие у студентов социального опыта;

    отсутствие универсальности социа­лизирующих возможностей высшего образования;

    обрыв у студентов социальных связей с обществом, стремление уйти от гражданской ответственности, отказаться от ак­тивной роли в изменении общества в соответствии со своими интересами и идеалами;

    проблема выбора социально-политических ориентиров студенческой молодежи;

    низкая эффективность экономической политики государства;

    отсут­ствие возможности у студенчества определить преимущества и недостатки рыночной экономики;

    неадекватность содержания личностной мотивации  задачам совре­менного этапа социально-экономического развития; 

    слабая направленность на со­циальную самостоятельность и личную активность, гражданская инертность и апатия, пассивность и равнодушие;

    отсутствие возможности в полной мере реализовать наиболее значимые социально-политические ценности;

    конфликт поколений;

    становление все менее значимой для сегодняшних студентов социальной полезности личности;

    невозможность реализации выбранной цели в силу объективно непреодолимых и не­оправданных препятствий;

    сформировавшееся у многих молодых людей убеждение, что «все можно купить»;

    отсутствие у студентов нормальных условий самовыражения и самоутверж­дения;

    слабая материальная обеспеченность студентов;

    значительная отстраненность об­щества от вопросов определения профессиональной пригодности, призвания, продвижения и т.п. студентов;

    неудовлетворительная организацию практической работы в вузе;

    отсутствие достаточно сильной мотивации при выборе студентами будущей профессии.

    Анализ данной структуры показывает, что преодоление объективных трудностей формирования ценностных ориентаций возможно путем проведения соответствующих социально-экономических преобразований и относится к прерогативе государства.

    Создание же механизмов преодоления проблемных факторов формирования ценностных ориентаций студенческой  молодежи и моделирование педагогической деятельности по формированию общественно значимых ценностей, скорее всего, возможно для исключения таких «трудностей» как: 

    отсутствие у студентов социального опыта;

    отсутствие универсальности социа­лизирующих возможностей высшего образования;

    неадекватность содержания личностной мотивации  задачам совре­менного этапа социально-экономического развития; 

    слабая направленность на со­циальную самостоятельность и личную активность, гражданская инертность и апатия, пассивность и равнодушие;

    конфликт поколений;

    сформировавшееся у многих молодых людей убеждение, что «все можно купить»;

    отсутствие у студентов нормальных условий самовыражения и самоутверж­дения;

    значительная отстраненность об­щества от вопросов определения профессиональной пригодности, призвания, продвижения и т.п. студентов;

    неудовлетворительная организацию практической работы в вузе.

    Преодоление указанных проблемных факторов формирования жизненных ценностных молодежи относится, на наш взгляд к возможностям педагогического процесса по формированию у студентов социально-значимых ценностных ориентаций.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Структура проблемных факторов формирования ценностных ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.