Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Сущность и содержание бухгалтерского дела

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Сущность и содержание бухгалтерского дела
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:20
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение........................................................................................................... 3

    1. Сущность и содержание бухгалтерского дела..................................... 5

    2. Связь бухгалтерского дела с другими науками................................. 15

    3. Нормативное регулирование бухгалтерского дела............................ 19

    Заключение..................................................................................................... 24

    Список литературы............................................................................................























    Введение


    В современных условиях хозяйствования оперативность и качество бухгалтерской информации во многом зависит от того, насколько рационально организован бухгалтерский учет на предприятии или в организации и насколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерских служб и специалистов в области бухгалтерского учета составляющих основу содержания бухгалтерского дела.

    Таким образом, решение перечисленных задач возможно только при условии изучения специалистами в области бухгалтерского учета базовых понятий, целей и задач бухгалтерского учета, а также основных принципов и требований, получения знаний о строении форм и методов учета, что в целом и составляет сущность бухгалтерского дела.

    При организации бухгалтерского дела следует учитывать развитие хозяйственных связей между российскими и зарубежными предприятиями, а также возможность привлечения средств зарубежных инвесторов. Это обусловливает необходимость организации бухгалтерского дела в соответствии с принципами, максимально приближенными к международным стандартам бухгалтерской отчетности.

    Целью работы является рассмотрение сущности бухгалтерского дела и места бухгалтерского дела в системе научного знания.

    Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

    1) рассмотреть сущность и задачи бухгалтерского дела;

    2) выявлена взаимосвязь бухгалтерского дела с другими науками;

    3) определено нормативное регулирование бухгалтерского дела.

    В настоящее время развитие и совершенствование рыночных отношений обусловливает повышение требований к оперативно­сти и качеству принимаемых управленческих решений. Основой для выработки таких решений являются данные о финансовом состоянии организации, размере и структуре активов, находящихся в распоряжении организации, а также о размере и состоянии собственного и заемного капитала. Эти данные формируются, обобщаются и группируются в процессе осуществления бухгалтерского дела. Таким образом, подсистема бухгалтерского дела является одной из обязательных и наиболее существенных подсистем информационной управленческой системы. Поэтому рассматриваемая в работе тема является актуальной на настоящем этапе развития бухгалтерского учета.
























    1. Сущность и содержание бухгалтерского дела


    Определение понятия «бухгалтерское дело» в специальной литературе на сегодняшний день отсутствует, однако, изучая историю развития бухгалтерского учета, мы сталкиваемся с понятием «счетоводство».

    Согласно определению, представленному в Большом бухгалтерском словаре, счетоводство – это совокупность принципов учета, а также процесс ведения бухгалтерского учета путем регистрации хозяйственных операций и хранения учетной документации.

    «Счетоводство», являясь синонимом терминов «бухгалтерия», «книговодство», «книговедение», дает право считать ее наукой и техникой бухгалтерского дела одновременно.

    История развития науки показывает, что новые отрасли знания выделяются в самостоятельные науки тогда, когда определенный круг вопросов практической деятельности приобретает важное самостоятельное значение и требует углубленной научной разработки.

    В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектами познания понимаются реальные объекты бытия, подвергающиеся исследованию, под предметом познания – конкретные направления исследования.

    Если исходить из данного определения, то объектом бухгалтерского дела является организация процесса его ведения, результатом которого будет обобщенная информация о фактах хозяйственной деятельности, сгруппированная по экономическому признаку на счетах бухгалтерского учета. К объектам бухгалтерского дела также можно отнести учетную информацию, бухгалтерскую отчетность, документацию, инвентаризационные данные об экономических действиях и событиях, циклы деятельности организации, различные показатели деловой активности.

    В специальной литературе взаимосвязи между объектами бухгалтерского учета могут характеризоваться путем разложения общих понятий на частные. Так, финансовую отчетность можно представить в виде различных статей бухгалтерского баланса или какой-либо другой формы, содержание статей – в виде счетов бухгалтерского учета.

    Основанием отражения взаимосвязи счетов являются факты хо­зяйственной деятельности, которые в результате становятся основным объектом бухгалтерского дела. Основанием формирования учетной информации являются учетные сообщения как описания фактов хозяйственной деятельности, содержащие следующие обязательные реквизиты:

    • вид факта хозяйственной деятельности;

    • способ и единица измерения (оценка);

    • объекты, участвующие в осуществлении факта хозяйственной деятельности;

    • субъекты, между которыми осуществляется факт хозяйственной деятельности (в обязательном порядке должны быть указаны ответственные лица, а также проверены законность, экономическая целесообразность и достоверность отражаемой информации);

    • время действия факта хозяйственной деятельности (при признании доходов и расходов организации для учета в соответствующем периоде);

    • признаки связей между фактами хозяйственной деятельности;

    • количественную характеристику современного факта хозяйственной деятельности.

    К основным циклам текущей, финансовой и инвестиционной деятельности ученые и специалисты, несмотря на отдельные различия в их названии и содержании, относят получение доходов, формирование расходов, приобретение, производство, возникновение и исполнение текущих обязательств и др.

    Признание факта хозяйственной деятельности в качестве основного объекта бухгалтерского дела позволяет выделить документацию и финансовую отчетность как носителей информации о деятельности организации.

    Особенности предмета бухгалтерского дела обусловлены его целями, связанными с организацией учетного процесса и учетной деятельности при совершении фактов хозяйственной деятельности, подтверждением достоверности бухгалтерской отчетности, анализом деятельности организации. [2, С. 9]

    Учетный процесс, направленный на получение осведомляющей информации о состоянии активов и источниках их образования, реализует информационную функцию учета, конечным продуктом которой являются регистры аналитического и синтетического учета, баланс и отчетность.

    Цель учетной деятельности – анализ сложившейся хозяйственной ситуации, выработка конкретного решения, организация и контроль его выполнения.

    Содержание объекта и предмета бухгалтерского дела определяют его метод.

    Метод бухгалтерского дела в самом общем виде представляет собой способ комплексного изучения законности, достоверности и целесообразности осуществления фактов хозяйственной деятельности на основе использования учетной и различной внеучетной информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов (аудит, внутренний контроль), юридического и экономического анализа их содержания.

    Определяя место бухгалтерского дела среди других областей знания, можно отметить, что по своему содержанию оно является частью многих наук в самом широком смысле.

    Бухгалтерское дело требует знаний в области финансового и управленческого учета, аудита, экономического анализа, компьютерных систем обработки данных, экономики предпринимательства (бизнеса), гражданского права, кредитования, банковского дела, налогового законодательства и др.

    Законодательство России обязывает организации вести бухгалтерский (финансовый) учет. Но для принятия управленческих решений существует необходимость организации управленческого учета.

    В мировой практике существуют разные подходы к этому вопросу. Так, в Германии для управленческого и финансового учета существуют отдельные планы счетов. В учетной практике США управленческий учет представляет собой отдельный блок внутри финансового учета. Во Франции используют два плана счетов – финансового и управленческого учета, а взаимодействие между ними осуществляется через специальные счета (экраны).

    В российской практике также возможна организация управленческого учета. С введением Плана счетов в 2000 году в организационном аспекте предусмотрены возможности применения двух вариантов построения управленческого учета:

    • в рамках единой с финансовым учетом системы счетов;

    • в рамках самостоятельной системы счетов (счета финансового учета и счета управленческого учета).

    Для российской практики характерна единая система счетов расходов, представленная счетами с 20 по 29. Данный вариант предусматривает классификацию расходов на прямые и косвенные и подсчет полной себестоимости проданных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг на счете 20 «Основное производство».

    Построение варианта учета с использованием самостоятельной системы счетов предусматривает разделение расходов на условно-переменные и условно-постоянные, подсчет сокращенной себестоимости и списание условно-постоянных расходов в уменьшение доходов в том отчетном периоде, в котором они возникли. Общий подход к организации данного варианта управленческого учета заключается в том, что общехозяйственные расходы, собранные на счете 26, списываются непосредственно на счет 90 «Продажи».

    Если организация принимает вариант с двумя системами счетов, то ею открываются отражающие счета, представляющие собой элементы затрат (п. 8 ПБУ 10/99). В формировании себестоимости участвуют счета с 20 по 39 Плана счетов бухгалтерского учета.

    Финансовый и управленческий учет являются поставщиком ин­формации, необходимой для управления организацией и принятия соответствующих решений, составления бухгалтерской отчетности, организации учетного процесса. Информация, поставляемая бухгалтерским учетом (финансовым и управленческим), должна отвечать требованиям полноты, достоверности, существенности, полезности, понятности, своевременности.

    Таким требованиям должна отвечать любая информация, однако значимость их может быть различной. Так, для финансового учета главное требование – достоверность информации, а для управленческого – ее существенность.

    Содержание объектов бухгалтерского дела и условия его исследования предопределяют выбор и последовательность применения экономического анализа. Он осуществляется с целью выявления основных закономерностей развития хозяйствующего субъекта, их взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторов, определивших те или иные результаты деятельности организации. Инструментами экономического анализа являются балансовый и индексный методы, факторный анализ, методы группировок, сравнений, исчисления относительных величин, относящиеся к группе экономико-математических методов. Информационной базой служат данные, полученные в системе бухгалтерского учета. Экономический анализ, осуществляемый на уровне хозяйствующего субъекта, может быть финансовым, управленческим, анализом финансовой отчетности, текущим, ретроспективным, экспресс-анализом, вертикальным, горизонтальным и т.д. Любой компонент экономического анализа определяется целями, преследуемыми при его проведении, и соответствующей информацией, получаемой в результате ведения учетного процесса.

    Взаимосвязь между бухгалтерским делом и аудитом осуществляется на уровне отчетной информации. В настоящее время функции аудита выходят за рамки проверки и подтверждения достоверности и объективности представленной бухгалтерской отчетности. Все чаще аудиторские фирмы занимаются операционным аудитом, оказанием и предоставлением услуг в области управления, налогообложения, осуществления финансовых операций, оценки заключенных договоров с точки зрения юридических требований и т.д.

    В настоящее время ведение компьютеризированного бухгалтерского учета – не редкость. В связи с этим каждый бухгалтер (аудитор, оценщик, аналитик, финансовый менеджер) должен обладать знаниями в области электронной обработки данных и контроля на уровне, необходимом для принятия соответствующего решения и взаимодействия со специалистами. Счетные работники должны иметь достаточно высокую квалификацию, чтобы давать оценку и принимать решения об операциях в системе компьютеризированного учета.

    Реформирование бухгалтерского учета в России, его адаптация к рыночным условиям и международным стандартам потребовало уточнения действующих правил его ведения.

    В международной практике правила получили название принципов бухгалтерского учета, что нашло отражение как в международных, так и многих национальных стандартах бухгалтерского учета.

    Наличие основополагающих правил, принципов (допущений и требований) бухгалтерского учета предполагает их обязательное исполнение.

    По существу, они объясняются самим предназначением бухгалтерского учета в рыночной экономике, который призван формировать полные и достоверные данные об имущественном и финансовом положении организации, выступать способом общения деловых людей, быть составляющей общегосударственной системы формирования микро- и макроэкономических показателей. Все это становится возможным лишь на основе единых подходов и правил ведения бухгалтерского учета.

    Принципы, правила и требования, которые будут рассмотрены нами, позже, - это не стопроцентная унификация учетного процесса. Эти правила устанавливают рамки в построении системы учета в организациях, которые необходимо соблюдать при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса.

    Общие принципы, правила, требования установлены в таких нормативно-правовых документах, как Закон «О бухгалтерском учете», Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и др.

    Принципы, правила и требования бухгалтерского учета следует рассматривать в единстве, поскольку каждый из принципов и каждое из правил и требований дополняют общую систему бухгалтерского учета, в связи с чем их взаимодействие иногда сравнивается с «принципом Эйфелевой башни», все опоры которой несут общую нагрузку сооружения в целом. Таким образом, принципы и требования бухгалтерского учета в целом образуют единую систему, которая не отвергает ни одной из ее составляющих (опор). Поэтому несоблюдение отдельных принципов, правил и требований бухгалтерского учета без достаточных на то оснований при определенных условиях может трактоваться как неправильное ведение бухгалтерского учета и неудовлетворительная организация бухгалтерского дела.

    Однако реализация некоторых из этих требований в сегодняшних условиях затруднена незавершенностью и противоречивостью действующей нормативной базы.

    Сказанное не означает, что организация ни в каких ситуациях не вправе отступать от правил и требований. В реальной жизни возможны случаи, когда организация должна исходить из иных допущений. Например, принцип о непрерывности деятельности не применим при определении учетной политики на период ликвидации организации. Однако подобные ситуации являются исключениями из общего правила.

    Кроме того, выбор способов ведения учета бывает сопряжен с необходимостью отдать предпочтение тому или иному требованию. Например, способы, обеспечивающие полноту учета фактов хозяйственной деятельности, могут не вполне отвечать такому требованию, как рациональность, и наоборот. В подобных ситуациях руководство и специалисты организации должны оценить степень влияния избираемого способа на полезность финансовой (учетной) информации и решить, какому требованию отдать предпочтение. Иными словами, чаще всего формирование учетной политики есть процесс достижения баланса между принципами и требованиями исходя из профессионального суждения бухгалтера.

    Становление рыночной экономики в России потребовало разработки новой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организации, а также определения роли государственных органов в ее создании.

    Основными задачами организации бухгалтерского учета являются:

    • формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

    • обеспечение информацией для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью;

    • предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

    При этом в сферу бухгалтерского дела включаются:

    1. Прием, регистрация входящей и исходящей корреспонденции и ее отправка по назначению.

    2. Прием документов на рассмотрение и подписание администрацией.

    3. Распределение рассмотренных администрацией документов между структурными подразделениями и сотрудниками для исполнения и ознакомления сотрудников с директивными актами.

    4. Учет стадий прохождения исполнения документов с обеспечением их сохранности.

    5. Сдача дел в архив и обеспечение их хранения.

    Часть бухгалтерского дела, непосредственно связанная с созданием документов, называется документированием. Особое место среди документов бухгалтерии занимает немногочисленная, но исключительно важная для этого подразделения организационно-распорядительная документация, обеспечивающая как организацию работы бухгалтерии (положение о бухгалтерии, должностные инструкции сотрудникам бухгалтерии), так и нормативно-правовую основу многих финансовых и расчетно-денежных операций (приказы и распоряжения по основной деятельности, гарантийные письма, акты ревизий, протоколы заседаний и т.д.). Правильное составление и оформление этих документов в соответствии с действующими нормативными актами – один из важнейших элементов бухгалтерского дела. [3, С. 7]

    Другой существенной стороной организации ведения бухгалтерского дела является систематизация и хранение всех образующихся в бухгалтерии документов, необходимых впоследствии не только для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и для предъявления этих документов при аудиторской или налоговой проверке.

    Порядок ведения специфической бухгалтерской документации (ее составление, оформление, хранение и пр.) детально описан в нормативных актах Минфина, МНС и Центробанка РФ.

    Руководители предприятий несут персональную ответственность за документальный фонд предприятия.

    Принципиально важными для решения вопросов взаимодействия предприятий с архивными учреждениями являются «Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах» и «Положение об Архивном фонде РФ», утвержденные Указом Президента РФ от 17.03.94 № 552.

    В соответствии с действующим законодательством по архивному делу органы управления на местах принимают меры по улучшению работы с документацией на предприятиях. Предусмотрен штраф до семидесяти минимальных окладов за утрату дел постоянного и долговременного хранения (гибель документов, незаконное их уничтожение) и за оставление архивов в бесхозном неучтенном состоянии; до тридцати пяти минимальных окладов – за необоснованный отказ от передачи документов в государственный архив; до двадцати восьми минимальных окладов – за несоблюдение сроков упорядочения документов постоянного и долговременного хранения (проведение экспертизы ценности документов, их научно-техническая обработка, составление описей дел).

    Помочь бухгалтеру избежать негативных моментов при общении с любыми контролирующими органами (налоговая инспекция, архивная служба, аудит) и призвано правильное ведение бухгалтерского дела.










    2. Связь бухгалтерского дела с другими науками


    Бухгалтерское дело является составляющей частью управления и представляет собой сложную систему отражения и познания различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной жизни. Сущность же указанных процессов и явлений раскрывается экономической теорией. Поэтому общей теоретической основой познания объектов бухгалтерского дела является экономическая теория, изучающая экономические законы производства и распределения материальных благ в обществе.

    Информация бухгалтерского дела широко используется для характеристики экономики различных организаций и отраслей народного хозяйства, расчета различных показателей экономической эффективности процессов воспроизводства материальных благ. Отсюда следует, что бухгалтерское дело тесно связано с такими науками, как макро- и микроэкономика (организаций различных отраслей народного хозяйства).

    Данные бухгалтерского дела используются в планировании (бюджетировании), прогнозировании, контроле и анализе хозяйственно-финансовой деятельности организации.

    Планирование как функция управления немыслимо без теснейшей связи с бухгалтерским делом. Так, планирование представляет собой совокупность целей и задач дальнейшего эффективного развития предприятия и выбор наиболее оптимального варианта достижения поставленных целей. В процессе этой работы в качестве исходной базы используются экономические данные бухгалтерского учета предшествующих периодов. Данные же бухгалтерского учета текущего периода используются для контроля за выполнением плановых показателей, а также являются основой для корректировки планов, нормативов и прогнозов.

    Экономические данные управления и производства широко используются при составлении различных производственных смет, текущих и перспективных планов (бюджетов) продаж, затрат на производство и себестоимость продукции и т.п.

    Информация бухгалтерского дела содержит сведения, необходимые для осуществления такой функции управления, как контроль. Так, внутрихозяйственный контроль (аудит) изучает в основном хозяйственные операции с целью выработки рекомендаций по эффективному использованию ресурсов, оптимизации финансовой политики и достижению качественных результатов ее деятельности. В процессе контроля выявляются отклонения от планов, смет, нормативов и т.п., выявляются нарушения зако­нодательных актов и документов внутренней регламентации.

    Для выполнения всех перечисленных контрольных работ в качестве фактических результатов для сравнения, выявления отклонений и нарушений используются данные бухгалтерского дела.

    В общий комплекс экономических наук входит и экономический анализ хозяйственно-финансовой деятельности. Экономический анализ, используя специальные способы и приемы, призван изучать всю систему принятия и выполнения управленческих решений, выявлять причины отрицательных отклонений и разрабатывать мероприятия по мобилизации выявленных резервов. В процессе экономического анализа комплексно используются экономические показатели, которые дают наиболее полную и до­стоверную характеристику деятельности организации. Кроме того, экономический анализ осуществляется в основном работниками бухгалтерии (профессиональными бухгалтерами – бухгалтерами-аналитиками, экспертами, финансовыми менеджерами). Таким образом, экономический анализ хозяйственно-финансовой деятельности напрямую связан с бухгалтерским делом.

    Непосредственная связь бухгалтерского дела и аудита заключается в том, что проведение ревизий и аудиторских проверок осуществляется в основном по данным бухгалтерского дела. Выявленные в ходе проверки отдельные результаты в свою очередь используются для исправления и корректировки учетных записей (при выявлении ошибок, недостач или излишков ценностей и т.п.).

    Тесная связь существует также между бухгалтерским делом и финансовыми дисциплинами (финансы, финансовый менеджмент, деньги, кредит, банки, биржевое дело, налоги и налогообложение). Показатели бухгалтерского дела используются при составлении финансовых бюджетов, бизнес-планов, расчетов по налогам и налоговых деклараций. В свою очередь указанные дисциплины изучают определенные стороны хозяйственных процессов, в них исследуется сущность и закономерности определенных хозяйственных явлений.

    В бухгалтерском деле отражаются эти же хозяйственные явления для их контроля и управления ими. Например, по данным показателям бухгалтерского дела осуществляется контроль за выполнением финансовых планов, целевым использованием кредитов, правильностью начисления и своевременностью пере­числения налогов в бюджет и т.д.

    Использование показателей бухгалтерского дела для статистических обобщений обеспечивают тесную связь бухгалтерского дела с экономической статистикой.

    Данные бухгалтерского дела в организациях используются не только для контроля экономических расчетов, но и при проверке законности функционирования организации. Отсюда следует, что бухгалтерское дело неразрывно связано и с такой наукой, как правоведение.

    Информация бухгалтерского дела широко используется в процессе: осуществления маркетинговых исследований; проведения работ по проектированию научной организации труда и производства; осуществления экономико-математического моделирования отдельных процессов и хозяйственных результатов. На базе всех указанных научных разработок и проектных работ администрация организации может принимать обоснованные управленческие решения на всех уровнях и участках хозяйственной деятельности экономического субъекта. В то же время функция обратной связи бухгалтерского дела обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования способов получения полезной, уместной и надежной информации для решения управленческих задач. Вот почему бухгалтерское дело тесно связано с такими дисциплинами, как менеджмент, маркетинг, научная организация производства, экономика труда, экономико-математическое моделирование и программирование. [3, С. 11]

    Оперативность получения информации, а также ее качество и эффективность использования в управлении хозяйственными процессами организации значительно повышается в условиях автоматизации бухгалтерского дела. Использование ЭВМ предполагает применение различных приемов и способов систем компьютерной обработки данных (КОД). Поэтому уровень подготовки бухгалтера должен быть достаточно высоким в области информационных технологий для выполнения работ по обработке информации, необходимой для организации бухгалтерского дела. Отсюда следует, что бухгалтерское дело связано также с информатикой, компьютеризацией учетно-аналитических вопросов и информационными системами в экономике.














    3. Нормативное регулирование бухгалтерского дела


    В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России имеет четырехуровневую структуру.

    Первый уровень составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организациях.

    Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями). Важным документом данного уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации. В нем законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи аудиторского заключения, понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц различных организационно-правовых форм. Подробно изложены принципы составления и положения договоров, заключенных хозяйствующими субъектами с клиентами, банками, другими организациями с целью своевременного и качественного выполнения обязательств.

    К этой же группе документов можно отнести и Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором сделана попытка установить правила организации налогового учета. В свою очередь принципы налогового учета должны базироваться на данных, полученных на основе традиционных принципов бухгалтерского учета.

    Второй уровень системы нормативного регулирования составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности. Документы второго уровня утверждаются Министерством финансов РФ, на которое возложено методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в народном хозяйстве в целом по стране.

    Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета Минфином России разработаны и приняты следующие нормативные документы по бухгалтерскому учету:

    • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом от 29 июля 1998 г. № 34н (с изменениями и дополнениями);

    • Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика органи­заций» (ПБУ 1/98), утвержденное Приказом от 9 декабря 1988 г. № 60н;

    • Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), утвержденное Приказом от 20 декабря 1994 г. № 167;

    • Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утвержденное Приказом от 10 января 2000 г. № 2н;

    • Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное Приказом от 6 июля 1999 г. № 43н;

    • Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-про­изводственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное Приказом от 9 июня 2001 г. № 44н;

    • Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом от 30 марта 2001 г. № 26н;

    • Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное Приказом от 25 ноября 1998 г. № 56н;

    • Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01), утвержденное Приказом от 28 ноября 2001 г. № 96н;

    • Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное Приказом от 6 мая 1999 г. № 32н (с изменениями и дополнениями);

    • Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом от 6 мая 1999 г. № ЗЗн (с изменениями и дополнениями);

    • Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффи­лированных лицах» (ПБУ 11/2000), утвержденное Приказом от 13 января 2000 г. № 5н (с изменениями и дополнениями);

    • Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное Приказом от 27 января 2000 г. № Ин;

    • Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное Приказом от 16 октября 2000 г. № 92н;

    • Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденное Приказом от 16 октября 2001 г. № 91н;

    • Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01), утвержденное Приказом от 2 августа 2001 г. № 60н;

    • Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утвержденное Приказом от 2 июля 2002 г. № 66н;

    • Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), утвержденное Приказом от 19 ноября 2002 г. № 155н;

    • Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденное Приказом от 19 ноября 2002 г. № 144н.

    Третий уровень нормативного регулирования представляют собой нормативные документы, являющиеся по существу подзаконными актами, которые представлены в виде методических указаний по ведению бухгалтерского учета, в том числе в инструкциях, рекомендациях и т.п. К этой группе документов относятся методические указания по бухгалтер­скому учету материально-производственных запасов, методические ука­зания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, по заполнению форм бухгалтерской отчетности и др. Одним из важнейших документов этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. К ним также можно отнести многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, векселя, чистые активы и др.). Документы этого уровня утверждаются как Минфином РФ, так и другими органами управления, которым законодательно предоставлены соответствующие права (например, Центральным банком России, Министерством РФ по налогам и сборам и др.).

    Четвертый уровень составляют приказы, методические указания, инструкции, которые издаются самими хозяйствующими субъектами и в которых раскрываются базовые и нормативные положения, устанавливаемые в нормативных документах 1 – 3-го уровней, с учетом особенностей и специфики деятельности той или иной организации. [3, С. 12]

    Примером таких нормативных документов являются приказы, касающиеся учетной политики организации, методов оценки и амортизации тех или иных объектов бухгалтерского учета, документов и документооборота и т.д. Особенность документов четвертого уровня состоит в том, что изложенные в них рекомендации и методические положения не могут противоречить нормативным документам 1 – 3-го уровней.

    Министерством финансов РФ в 2001 г. был утвержден долгосрочный план развития системы бухгалтерского учета. В трехэтапном плане, охватывающем период до 2010 г., излагаются цели развития бухгалтерского учета и мероприятия, направленные на создание системы бухгалтерского учета, совместимой с МСФО. При этом в плане рассматриваются порядок и сроки осуществления мероприятий в отношении различных групп организаций. Концепция разработки этого документа заключается в том, что развитие системы бухгалтерского учета является составной частью общего процесса становления рыночных отношений в Российской Федерации. Содержание представленного документа подчеркивает, что в результате разделения права собственности и функций управления формируются новые для России группы внешних пользователей финансовой отчетности (в частности, акционеры), заинтересованных в получении объективной и подробной финансовой информации, а также ее сопоставимости на международном уровне.

    В соответствии с содержанием плана одним из важнейших условий реформирования бухгалтерского учета в России является обеспечение эффективного контроля за внедрением бухгалтерских стандартов как со стороны рынка капиталов, так и со стороны государственных органов.

    В России все разрабатываемые положения по бухгалтерскому учету (стандарты) исходят из норм, заложенных в МСФО. Однако переход на международные стандарты осуществляется прежде всего для того, чтобы сделать финансовую отчетность организаций прозрачной, а следовательно, создать условия для привлечения дополнительных средств инвесторов на развитие предпринимательства, в том числе малого и среднего. Вместе с тем концепция реформирования бухгалтерского учета с ориентировкой на МСФО имеет недостаток, заключающийся в том, что если наши организации смогут попасть на американский финансовый рынок свободных капиталов, то они вынуждены будут составлять бухгалтерскую отчетность не только на основе МСФО, но и отдельно по нормам GAAP. Необходимо также разрабатываемые ПБУ приводить к сопоставлению их содержания с параметрами и критериями МСФО. Это позволит говорить о гармонизации и стандартизации российского бухгалтерского учета и отчетности с международными стандартами.



    Заключение


    Бухгалтерская информация широко используется при про­ведении мероприятий экономического и финансового анализа, планирования деятельности хозяйствующих субъектов и прогнозирования их развития, контроля за количественными и качественными показателями предпринимательской или иной деятельности.

    В настоящее время решение данных задач существенно осложняется проблемами становления и развития рыночных отношений и связанной с этим многоукладностью экономики.

    Все это обусловливает создание широкой сети негосударственных структур и существенно меняет роль такого традиционного для всех учреждений, организаций и предприятий структурного подразделения, как бухгалтерия. Вместо простого учетного органа бухгалтерия становится одним из важнейших подразделений, определяющим финансовую стратегию предприятия и влияющим на развитие его хозяйственной деятельности.

    Учетная политика любого предприятия независимо от форм собственности, грамотный анализ финансово-хозяйственной деятельности, взаимодействие с налоговыми службами – это принципиальные, ключевые моменты в работе любой организации, обладающей полной самостоятельностью и выживающей в условиях острой конкурентной борьбы.

    Эффективность функционирования предприятия требует постоянного совершенствования организации и деятельности бухгалтерии, улучшения ее кадрового состава, внедрения прогрессивных информационных технологий обработки экономической информации.

    Важным направлением улучшения работы любой бухгалтерии является совершенствование организации и ведения делопроизводства – как одного из основных составляющих метода бухгалтерского дела.

    Бухгалтерское дело – это система отражения различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной жизни.

    Элементами метода бухгалтерского дела являются многочисленные виды документов (финансовых, расчетно-денежных, первичных учетных, отчетно-статистических, организационно-распорядительных) – «продукты» труда работников бухгалтерии, включающие в себя основные показатели, отражающие жизнеспособность предприятия и перспективы его дальнейшего существования.

    Таким образом, деятельность бухгалтерской службы по сбору, регистрации, обобщению информации обо всех хозяйственных операциях на предприятии в специально разработанных и оформленных бухгалтерских документах, а также организация их движения, учета и хранения – составляет сущность бухгалтерского дела.

    Ведение бухгалтерского дела означает, что каждый факт хозяйственной деятельности должен быть зафиксирован в письменной форме. Отсутствие документа означает, что экономическое событие не имело места.

    Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.











    Список литературы


    1. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник. Ю.А. Бабаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 476 с.

    2. Бухгалтерское дело: Учебное пособие / Под ред. Н.Н. Хахоновой. – М.: МарТ, 2004. – 384 с.

    3. Бухгалтерское дело: Учебное пособие / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 382 с.

    4. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет. М.: Финансы и статистика, 2004. –564 с.

    5. Козлова, Е.П. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 732 с.

    6. Куттер, М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник/ М.И. Куттер - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 640 с.

    7. Палий, В.Ф. Финансовый учет: Учебное пособие- 2-е изд., перераб. и доп./ В.Ф. Палий, В.В.Палий. – М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2001. – 672 с.

    8. Пошерстник, Н.В. Документооборот в бухгалтерском учете/ Н.В. Пошерстник, Е.Б. Пошерстник – СПб.: «Издательский дом Герда», 2004. – 304 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Сущность и содержание бухгалтерского дела ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.