Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Терроризм и захват заложников

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Терроризм и захват заложников
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:21
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение. 3

    1. Понятия «терроризм» и «захват заложников»: обзор литературы. 6

    2. Отражение понятия «терроризм» и «борьба с терроризмом» в законодательстве стран мира. 8

    3. История отечественного законодательства об ответственности за захват заложников. 17

    Заключение. 22

    Список использованной литературы.. 25

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение


    К существующим глобальным угрозам безопасности, таким, как нищета, вооруженные конфликты, инфекционные болезни, ухудшение экологии, распространение оружия массового поражения, транснациональная организованная преступность, добавилось и такое социально-негативное явление, как терроризм.

    Это явление становится инструментом решения всевозможных религиозных, этнических, политических и иных конфликтов, количество которых в современном мире постоянно возрастает. При этом государство и общество несут большие человеческие потери, терпят организационный и материальный ущерб.

    Наиболее широкое распространение терроризм получил в конце XX - начале XXI веков. Одной из причин этого является использование при совершении террористических деяний достижений научно-технического прогресса. Терроризм как никакое другое явление показывает, что знания можно использовать и в деструктивных целях. Деятельность по удовлетворению материальных, информационных и интеллектуальных потребностей общества, с одной стороны, обернулась угрозой для его безопасности, с другой. Появились такие разновидности терроризма, как технологический, ядерный, химический, биологический, информационный и др. Частота и жестокость террористических преступлений в Российской Федерации дают нам основание говорить о том, что наша страна, столкнувшаяся с данным явлением в массовом масштабе сравнительно недавно, в конце 80-х -начале 90-х г.г. XX века, находится в эпицентре борьбы с этим злом. Уголовная ответственность за практику терроризма в России существует более десяти лет.

    В связи с распространением терроризма становится актуальным проведение комплексного анализа, связанного с научным описанием, объяснением, оценкой и прогнозированием отношений в сфере борьбы с терроризмом. Сюда включено исследование как правовых мер по борьбе с терроризмом, так и практики применения этих мер, а также их взаимного соответствия.

    Сложность и многогранность терроризма требует подробного изучения уголовно-правового и криминологического аспектов данного явления. Чем более полными и определенными будут теоретические знания и законодательство в области борьбы с терроризмом, тем более эффективными могут быть меры, направленные на противодействие этому явлению.

    Целью всего исследования стало изучение теоретических и практических проблем, возникающих в современных условиях борьбы с терроризмом, анализ причин возникновения данных проблем, определение путей их разрешения, а также оценка действующего законодательства по борьбе с терроризмом и выработка предложений по его совершенствованию на основе комплексного изучения уголовно-правового и криминологического аспектов современного терроризма.

    На данном этапе исследования необходимо решить следующие задачи:

    1. Провести обзор литературы с целью определения понятий «терроризм» и «захват заложников».

    2. Провести анализ законодательных актов разных стран мира с целью выявления места борьбы с терроризмом как в каждой отдельно взятой стране, так и в мире.

    3. Рассмотреть историю отечественного законодательства об ответственности за захват заложников.

    Методологическую основу исследования составляет всеобщий диалектический метод познания, а также общенаучные методы: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, системно-структурный, исторический, формально-логический и др.; частнонаучные (специальные) методы познания: статистический, сравнительно-правовой, логико-юридический, конкретно-социологический (наблюдение, опрос, анализ документов, экспертные оценки и др.).

    Теоретической основой исследования являются положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных авторов в области уголовного права, криминологии, философии, социологии, психологии, международного права.

    Нормативную базу исследования представляют Конституция РФ, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство РФ, Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты РФ, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ относительно темы исследования, а также международные документы и зарубежное законодательство по борьбе с терроризмом.


     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Понятия «терроризм» и «захват заложников»: обзор литературы


    В современных условиях проблема терроризма занимает особое место среди явлений криминальной действительности. Терроризм сегодня угрожает подорвать основы стабильности и мирового правопорядка. Особую обеспокоенность вызывает потенциальная угроза использования террористами для достижения своих целей ядерных, химических, биологических и других материалов. Данное обстоятельство настоятельно требует принятия действенных мер по противостоянию и предупреждению террористической деятельности, укрепляющей культ насилия, способствующей усилению чувства неуверенности граждан в собственной безопасности, сеющей страх и апатию.

    Современное международное право до настоящего времени не имеет единого подхода к определению терроризма, что вызывает серьезные трудности в объединении усилий государств в борьбе с терроризмом, так как нет единого понимания, против кого и в защиту чего должны быть направлены совместные усилия государств.

    По определению И.И. Карпеца, терроризм – это международная либо внутригосударственная, но имеющая международный (то есть охватывающая два и более государств) характер организационная и иная деятельность, направленная на создание специальных организаций и групп для совершения убийств и покушения на убийство, нанесения телесных повреждений, применения насилия и захвата людей в качестве заложников с целью получения выкупа, насильственного лишения человека свободы, сопряженного с глумлением над личностью, применением пыток, шантажа и т.д.; терроризм может сопровождаться разрушением и разграблением зданий, жилых помещений и иных объектов[1].

    По мнению Л.А. Моджорян, «терроризм – это акты насилия, совершаемые отдельными лицами, организациями или правительственными организациями, направленные на устранение нежелательных государственных и политических деятелей и дестабилизацию государственного правопорядка в целях достижения определенных политических результатов»[2].

    Терроризм может быть внутригосударственным или международным. Профессор Л.А. Моджорян рассматривает терроризм как международное преступление, когда: 1) террористический акт совершен за пределами государства, выходцами которого являются террористы; 2) террористический акт направлен против иностранцев, пользующихся международной защитой, их имущества и средств передвижения; 3) подготовка террористического акта ведется в одном государстве, а осуществляется он в другом; 4) совершив террористический акт в одном государстве, террорист укрывается в другом и встает вопрос о его выдаче[3].

    Ю.М. Колосов и Дж. М. Левитт предлагают несколько иные критерии международного терроризма:

    1)  в результате террористического акта ущерб причиняется иностранцу;

    2)  в результате террористического акта причиняется ущерб имуществу иностранца;

    3)  акт терроризма совершается гражданами одного государства на территории другого или за пределами национальной юрисдикции какого-либо государства;

    4)  лицо, совершившее террористический акт, укрывается на территории иностранного государства;

    5)  подготовка террористического акта осуществляется на территории иностранного государства;

    6)  террористический акт совершается при попустительстве или при содействии органов иностранного государства.

    2. Отражение понятия «терроризм» и «борьба с терроризмом» в законодательстве стран мира.


    Интересно, что в законодательстве США, точнее в Своде законов дано два определения международного терроризма: краткое (в титуле 22) и развернутое (в титуле 18). Вот что в нем записано: «Международный терроризм означает - (А) насильственные действия или иные действия, представляющие опасность для человеческой жизни, являющиеся нарушением уголовного законодательства США или иного государства, при условии, что уголовное правонарушение было совершено в пределах юрисдикции США или иного государства; а также (В) действия, совершаемые с целью запугать или принудить гражданское население; или оказывать влияние на политику правительства; а также (С) действия, которые имеют место изначально вне территориальной юрисдикции США или за пределами их национальных границ, но совершаемые преступниками с целью запугать или принудить США или ту страну, где находится преступник, или получить политического убежища»[4]. То есть и здесь территориальный признак играет главенствующую роль.

    История борьбы с терроризмом началась с решений Первого Международного Конгресса уголовного права, состоявшегося в 1926 году в Брюсселе. Их реализацией явилась серия конференций, посвященных проблеме терроризма. Были сделаны попытки выработки понятия международного преступления в целом и терроризма в частности.

    Этапным в становлении международного сотрудничества в борьбе с терроризмом стал 1937 год. В Женеве была принята Конвенция о предупреждении и пресечении терроризма. В силу она не вступила, но оказала важное значение на последующую практику. В частности, на характер и содержание принятых значительно позже Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года и Европейскую конвенцию по борьбе с терроризмом 1977 года.

    Первая половина ХХ века в связи с событиями Мировых воин и последующим распадом мирового сообщества на два враждебных лагеря не смогла принести ощутимых результатов в антитеррористической борьбе.

    Начиная с конца 60-х годов значительно увеличилось количество террористических актов против официальных представителей государств и международных организаций. Имели место захваты заложников, убийства крупных политических деятелей. Все это способствовало созданию обоснованного общественного мнения об эскалации терроризма в мире. Террористические акты стали совершаться и против обычных граждан. Это потребовало от мирового сообщества усиления сотрудничества по борьбе с этими преступлениями. При ООН в 1973 году был создан Специальный комитет по международному терроризму. По его инициативе Генеральная Ассамблея ООН в 1984 году приняла специальную резолюцию «О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах». Эта резолюция отвергла все концепции, оправдывающие факты международного терроризма[5].

    Усилилась борьба и на региональном уровне. В феврале 1971 года была заключена Вашингтонская конвенция о предотвращении и наказании терроризма, принимающего форму международно значимых преступлений против личности, и связанного с этим вымогательства; в 1977 году - Европейская конвенция по борьбе с терроризмом, в 1987 году - аналогичная Региональная конвенция, заключенная государствами Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК).

    В 1990 году в Гаване состоялся Восьмой Конгресс ООН по предупреждению преступности, который уделил особое внимание, среди прочих проблем, на террористическую деятельность, имеющую транснациональный характер. Таким образом, было обращено внимание на устойчивый международный характер террористической преступности[6].

    События второй половины ХХ века, характеризующиеся всплеском террористической деятельности, привели к созданию международной нормативной базы сотрудничества. На сегодняшний день действуют 12 универсальных международно-правовых актов и 7 региональных соглашений. Эти документы создают полноценную основу для борьбы с преступностью.

    В то же время история конца XX -начала XXI веков еще раз подтвердила справедливость утверждения Л.Н. Галенской о том, что центр тяжести в этой борьбе должен находиться во внутригосударственной области, а международная имеет только вспомогательный характер[7].

    В 1973 году в Риме под эгидой ИКАО проходила международная конференция по воздушному праву. Она должна была разработать нормы об ответственности государств за несоблюдение принципов обеспечения безопасности воздушных сообщений, закрепленных в Гаагской и Монреальской конвенциях. В связи с противодействием СССР такому подходу конференция потерпела неудачу.

    В ответ на это страны семерки в 1978 году договорилась в Бонне о коллективных санкциях в виде полного бойкота воздушных сообщений в отношении тех государств, которые отказывались выполнять правила «либо выдай, либо накажи», предусмотренное Гаагской конвенцией в отношении угонщиков. В 1981 году бойкот был применен против Афганистана, против Южно-Африканской республики - его угроза. В конце 80-хх на основании этого неофициального соглашения бойкот был объявлен против Ливии, которая обвинялась в организации террористического акта, повлекшего взрыв бомбы на борту рейса 103 самолета авиакомпании «Пан-Америкэн» в декабре 1988 года, в результате которого погибло более 70 человек[8].

    24 февраля 1988 года Монреальская конвенция была дополнена Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию.

    Протокол, в частности, возлагает на любое государство-участника обязательство устанавливать свою юрисдикцию над упомянутыми преступлениями, когда преступник находится на его территории и оно не выдает его.

    Тем не менее, преступления против воздушных судов продолжали совершаться. Пиком для авиации нашей страны стал 1990 год, в течение которого было совершено 33 преступления, из числа которых в 9-ти случаях самолеты были угнаны за пределы нашей страны. Всего за период с 1990 по 1994 годы в России произошло в два раза больше террористических актов, связанных с воздушными судами, чем за предшествующие 32 года.

    Каждое государство обязано в своем внутреннем законодательстве квалифицировать указанные деяния как преступления и с учетом их тяжести предусмотреть соответствующие наказание.

    О мерах, принимаемых в отношении преступника, государства обязаны безотлагательно сообщить либо непосредственно, либо через Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций:

    1)  государству, на территории которого было совершено преступление;

    2)  государству или государствам, гражданином которого является предполагаемый преступник, или в случае, если он является апатридом, на территории которого он постоянно проживает;

    3)  государству или государствам, гражданином которого является заинтересованное лицо, пользующееся международной защитой, или от имени которого оно осуществляло свои функции;

    4)  всем другим заинтересованным государствам; и

    5)  межправительственной международной организации, агент или любое должностное лицо которой является соответствующим лицом, пользующимся международной защитой[9].

    Конвенция предусматривает сотрудничество государств путем принятия всех практические осуществимых мер по предотвращению подготовки в пределах их соответствующих территорий, совершения этих преступлений и в пределах или вне пределов их территории, а также обмена информацией и координацией действий по предотвращению преступлений.

    О результатах уголовно-процессуальных действий в отношении предполагаемого преступника информируется Генеральный Секретарь Организации Объединенных Наций, который направляет данную информацию другим государствам-участникам.

    Хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство: п.3 ст.2 обязывает государства принимать «все надлежащие меры для предотвращения других посягательств на личность, свободу и достоинство лица, пользующегося международной защитой». Бельгийский юрист И. Салмон считает, что применение на практике концепции «надлежащих мер» представляет собой весьма деликатное дело, так как толкование этой концепции затруднительно, а ни одно из государств не имеет единоличного права на это, арбитраж же конвенциями не предусмотрен. Эту точку зрения поддерживает и Ю.Г. Демин.

    Однако можно и не совсем согласиться с этими взглядами. Ценность Конвенции 1973 года, среди прочего, как раз и заключается в том, что в соответствии со ст.13 любой спор между двумя или более государствами-участниками, касающийся толкования или применения Конвенции, который не урегулирован путем переговоров, передается, по просьбе одного из них, на арбитраж, или в Международный Суд.

    В конце ХХ века получил широкое распространение, как в международном масштабе, так и в нашей стране захват заложников. Но здесь надо иметь в виду различие между захватом заложников и аналогичным преступлением международного характера. Захват заложников будет уголовным преступлением международного характера, если:

    1)  преступники и их жертвы являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за их пределами;

    2)  заложниками являются лица, пользующиеся международной защитой;

    3)  готовилось это преступление в одном государстве, а совершено в другом;

    4)  преступники укрываются в другом государстве и встает вопрос о их выдаче[10].

    17 декабря 1979 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников. Преступлением является захват или удержание лиц, сопровождаемые угрозой убийства, нанесения повреждений или дальнейшего удержания таких лиц (заложников) для того, чтобы заставить третью сторону совершить любой акт или воздержаться от такового.

    В ст.1 Конвенции также подчеркивается, что преступником является любое лицо, которое совершает или пытается совершить акт захвата заложников, а также принимающее участие в ином качестве в совершении акта (например, пособник).

    Государства-участники Конвенции предусматривают в национальном законодательстве наказания за это как за преступление тяжкого характера.

    Государство-участник, на территории которого удерживается заложник, «принимает меры, которые оно считает целесообразным, для облегчения положения заложника, в частности, обеспечения его освобождения.

    Государства-участники обязываются также сотрудничать в предотвращении захвата заложников путем принятия всех осуществимых мер, обмена информацией и координации принятия административных и других соответствующих мер.

    Ст.5 Конвенции закрепляет уже известный нам принцип «либо выдай, либо накажи сам».

    В то же время, как справедливо отмечают Ю.М. Колосов и Дж. М. Левитт, данная конвенция несколько иначе решила ряд спорных моментов:

    −   во-первых, в соответствии со ст.12, конвенция не применяется к акту захвата заложников, совершенному в ходе вооруженных конфликтов, как они определены в Женевских конвенциях 1949 года и Протоколах к ним, включая вооруженные конфликты, когда народы, осуществляя свое право на самоопределение, ведут борьбу против колониального господства, иностранной оккупации и расистских режимов;

    −   во-вторых, ст.14 запрещает толкование конвенции, как оправдывающей нарушения территориальной целостности или политической независимости какого-либо государства вопреки Уставу ООН;

    −   в-третьих, ст.9 запрещает государству удовлетворять просьбу о выдаче, если имеются веские основания считать, что просьба о выдаче была направлена с целью преследования или наказания лица по причинам, связанным с его расовой, религиозной, национальной или этнической принадлежностью, или политическими взглядами.

    Разделяя это мнение, хотелось бы обратить внимание на иную точку зрения, бытующую у американских юристов. Так, Пол Б. Стифан III считает, что ст.14 «оставляет нерешенным вопрос о том, является ли нарушением Устава ООН или других норм международного права вмешательство, предпринятое с целью освобождения заложников, удерживаемых другим государством».

    Террористическая уголовная деятельность сегодня представляет собой действия, направленные против жизни, как конкретного лица, так и против жизни неопределенного количества людей, которое выражается в насилии либо угрозе его применения. В этих целях может осуществляться и разрушение каких-либо объектов. События последних десятилетий дают основания для вывода, что все чаще в целях устрашения террористы совершают свои преступные деяния в отношении обычных граждан. Нередки случаи, когда преступления совершаются против граждан другого государства, как правило, туристов. Это характерно для террористических группировок, действующих на Ближнем Востоке. Таким образом, существенными признаками терроризма, характеризующими его как создающее постоянную угрозу миру и безопасности во всем мире, являются систематический характер и неизбирательное действие. А такое действие, как правило, осуществляется при помощи взрывчатых веществ, которыми начиняют припаркованные в людных местах автомобили.

    Именно поэтому мировое сообщество вынуждено было сформировать более широкий подход к борьбе с этим видом преступности. В 1990 году в Монреале была принята Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения. Она создала условия для раскрытия любых террористических акций, совершаемых с использованием взрывчатых веществ.

    90-е годы ХХ столетия продемонстрировали усложнение международной уголовной преступности, превращение ее в транснациональную организованную преступность. Не случайно, Генеральная Ассамблея ООН в 1994 году, принимая Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма, выразила убежденность в целесообразности более тесной координации и сотрудничества между государствами в борьбе с преступлениями, связанными с терроризмом, включая оборот наркотиков, незаконную торговлю оружием, «отмывание денег» и контрабанду ядерных и других потенциально смертоносных материалов[11].

    Террористические акты с применением взрывных устройств приобрели все более широкие масштабы. Ответом на это стало принятие в 1998 году Генеральной Ассамблеей ООН Международной конвенции по борьбе с бомбовым терроризмом.

    Сутью этой конвенции является принятие договаривающимися государствами обязательства привлекать к ответственности лиц, виновных в бомбовом терроризме, если оно не экстрадирует их в другое государство, которое обратилось с запросом о выдаче.

    Задача ликвидации терроризма потребовала и смещения акцента в борьбе: с пресечением отдельных террористических преступлений на пресечение самой террористической деятельности. Определяющим условием последней является серьезная, регулярная финансовая подпитка, позволяющая развивать материальную и людскую составляющие.

    Важность проблемы, предполагающей затрагивание таких сторон жизни государств, как экономическая безопасность, право собственности, банковская тайна, и в целом внешняя и внутренняя экономическая политика потребовали серьезной работы со стороны государств мира. Она завершилась принятием в декабре 1999 года Генеральной Ассамблеей ООН Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма.

    Согласно ст.8 Конвенции каждое государство принимает в соответствии с принципами своего внутреннего права необходимые меры для того, что определить, обнаружить, заблокировать или арестовать любые средства, используемые или выделенные в целях совершения преступлений, входящих в сферу действия Конвенции, а также средства, полученные в результате таких преступлений, для целей возможной конфискации.

    Степень ответственности государств и намерения серьезно сотрудничать выражается в их готовности принятия всех практически осуществимых мер, в частности, путем изменения, при необходимости, их внутреннего законодательства для воспрепятствования или противодействия подготовке в пределах их соответствующих территорий к совершению преступлений на их территории или за ее пределами.

    Оценивая в целом тенденции развития международно-правового сотрудничества в борьбе с терроризмом, можно отметить, что оно шло в направлении фиксации новых террористических вызовов и определении ответственности за них.

    Мировое сообщество пришло к пониманию внеклассовости терроризма, его опасности для всего человечества, к пониманию необходимости искоренения условий и возможностей террористической деятельности.

    Однако до окончательного решения проблемы еще далеко. Важно то, что ООН видит перспективу. В числе первоочередных задач выдвигается укрепление существующей нормативно-правовой базы, в частности, через присоединение всех государств-членов к существующим 12 контртеррористическим международно-правовым документам и к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года и 3 Протоколам к ней, а также создание механизма контроля их выполнения.


    3. История отечественного законодательства об ответственности за захват заложников


    Проблема захвата заложников имеет глубокие исторические корни и многовековую историю. В древние времена заложников захватывали (главным образом для обращения их в рабство) во время междоусобных войн и завоевательных походов, причем в качестве захватчиков выступали как преступники (пираты), так и военачальники, и политические деятели государств. По мере развития цивилизации спектр причин захватов заложников расширялся. Их стали захватывать для обеспечения выполнения условий договоров, покорности и послушания завоеванных народов, собственного обогащения (получение выкупа), обмена на пленных и т.д.

    Уголовное законодательство Русского государства и Российской империи за похищение человека предусматривало суровую ответственность. Русская Правда предусматривала два вида преступлений против личной свободы: продажа полусвободного человека («если господин продаст закупа в полное холопство, то за обиду 12 грив»), а также лишение свободы по ложному обвинению («если свяжут мужа без вины, то 12 грив за сором»). Строгие наказания за похищение человека предусматривали Судебник 1497 г., Соборное уложение 1649 г., Воинский артикул Петра I. Однако отдельно ответственность за захват заложников ни одним законом предусмотрена не была. Фактически о захвате заложников не было известно и уголовно-правовой науке[12].

    По мусульманскому праву народов, населяющих современную территорию Российской Федерации, законным считался захват невольников - пленных в результате боевых действий. В соответствии с адатами (обычаями) народов Дагестана ответственность предусматривалась лишь за похищение женщины. Ответственность же за похищение мужчин отсутствовала в связи с тем, что таких примеров не было, так как это могло вызвать кровную месть между тухумами (родами). Вместе с тем история Кавказской войны показывает, что похищение человека другой национальности или захват его в качестве заложника не признавались преступными.

    В отечественном уголовном законодательстве, начиная с советских времен, понятия «захват заложников» не было. В соответствии с УК РСФСР 1922 г. предусматривалась уголовная ответственность с наказанием в виде лишения свободы сроком до одного года за насильственное незаконное лишение кого-либо свободы, совершенное путем задержания или помещения его в каком-либо месте (ст. 159). По ст. 160 УК РСФСР предусматривалась уголовная ответственность за лишение свободы способом, опасным для жизни или здоровья лишенного свободы или сопровождающимся для него мучениями – лишение свободы со строгой изоляцией, по ст. 161 за помещение в больницу для душевнобольных заведомо здорового лица из корыстных или иных личных видов - наказание в виде лишения свободы сроком не менее пяти лет. В ст. 162 УК РСФСР говорилось, что похищение, сокрытие или подмен чужого ребенка с корыстной целью, из мести или иных личных видов карается лишением свободы на срок до четырех лет со строгой изоляцией[13].

    В УК РСФСР 1960 г. первоначально предусматривалась уголовная ответственность лишь за похищение или подмену ребенка (ст. 125), а также незаконное лишение свободы (ст. 126), в связи с чем действия лиц, похитивших взрослого человека или захвативших его в качестве заложника, могли быть квалифицированы только как незаконное лишение свободы, что не соответствовало смыслу закона.

    На протяжении ряда лет захват заложников рассматривался как разновидность международного терроризма наряду с пиратством, актами, направленными против безопасности гражданской авиации, а также незаконные захват и использование ядерных материалов. Лишь в 1987 г., после ратификации СССР Международной конвенции о борьбе с захватом заложников, была введена ответственность за захват заложников.

    В соответствии со ст. 126-1 УК РСФСР данным преступлением признавались: «Захват или удержание лица в качестве заложника, соединенные с угрозой убийством, причинением телесных повреждений или дальнейшим удержанием этого лица, в целях понуждения государства, международной организации, физического или юридического лица или группы лиц совершить или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника» (при этом предусматривались один основной и один квалифицированный состав). В ч. 2 ст. 126-1 предусматривалась ответственность за совершение действий, указанных в ч. 1, если они повлекли тяжкие последствия. Максимальное наказание за совершение преступления предусматривалось в качестве лишения свободы на срок от пяти до 15 лет с конфискацией имущества или без таковой[14].

    Статья 126-1 была расположена в главе 3 УК РСФСР «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности» наряду с нормами, предусматривающими ответственность за похищение и подмен ребенка (ст. 125) и оставление в опасности (ст. 127), что не отражало характерных особенностей данных преступных действий, более соответствующих преступлениям против общественной безопасности. Кроме того, ст. 126-1 УК РСФСР не содержала примечания аналогично действующей ст. 206 УК РФ, в соответствии с которой лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Данное обстоятельство стимулирует возвращение виновным, захватившим или удерживающим заложника, на что обращали внимание специалисты.

    Как отмечают О. Ю. Резепкин и И.А. Журавлев, существенным пробелом первоначального варианта нормы об ответственности за захват заложников было наличие примечания, в соответствии ст. 206 УК РФ, не распространялось на случаи совершения такого преступления на территории СССР, когда лицо, захватившее или удерживающее заложника, находится на территории СССР, и это лицо, а также заложник являются гражданами СССР. Данное положение фактически ущемляло права граждан СССР, в отношении которых совершался захват либо они удерживались в качестве заложника. Лишь Законом от 18 февраля 1993 г. данное примечание было исключено[15].

    В действующем Уголовном кодексе РФ 1996 г. ст. 206, предусматривающая ответственность за захват заложника, помещена в главе 24 «Преступления против общественной безопасности» раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за похищение человека и незаконное лишение свободы, были помещены в раздел VII «Преступления против личности», как и в УК РСФСР. Таким образом, ответственность за совершение указанных деяний была дифференцирована в зависимости от родового объекта. При этом была изменена редакция названия статьи - «Захват заложника», а не «Захват заложников», как было ранее в УК РСФСР, что более точно отражает характер преступления с точки зрения, как его сущности, так и юридической техники.





    Заключение


    Подводя итоги исследования можно сделать следующие выводы.

    Терроризм – это сложное и объемное явление, включающее правовые, психологические, исторические, политические, социальные, философские и иные аспекты. При этом формы и методы террористической деятельности постоянно совершенствуются, подстраиваясь под практику противодействия ей. В связи с этим борьба с терроризмом представляет собой довольно сложный комплекс разнообразных мер, в том числе и правовых, в которые включается и уголовно-правовое воздействие. Однако масштабы совершаемых в террористических целях преступлений говорят о том, что эффективной системы борьбы с терроризмом как в мире, так и в России в настоящее время еще не создано.

    В России идет процесс формирования системы антитеррористического законодательства. Принят Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», подписан Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. №116 «О мерах по противодействию терроризму», издаются другие нормативные акты, ратифицируются международные документы, а также модернизируется существующее законодательство. Так, например, Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс РФ и еще в 14 действующих нормативных актов.

    Захват заложника не является новым видом преступления, появившимся в последнее время. Древние обычаи, бытовавшие в первобытных племенах, укоренились впоследствии на многие века. Уголовная ответственность за захват заложников существует с античных времен, и в настоящее время она включена в УК большинства стран мира.

    XX век оказался особенно богатым как на количество случаев захвата заложников, так и на многообразие целей, которые при этом достигались, что не только двумя прошедшими мировыми войнами, но и значительным количеством локальных войн и конфликтов в разных частях планеты. Причем тяжесть последствий таких действий постоянно увеличивается, что в определенной степени связано с захватом заложников на воздушном и водном транспорте.

    Захват заложника относится к числу транснациональных, конвенционных преступлений, поэтому оно может причинять вред не только общественной безопасности, жизни и здоровью людей, личной свободе, безопасности и неприкосновенности человека, но и отношениям Российской Федерации с другими государствами. Учитывая повышенную общественную опасность, законодатель относит захват заложника к числу тяжких преступлений, а при квалифицирующих обстоятельствах - к особо тяжким.

    Захват заложника - это противоправное завладение человеком, сопровождающееся лишением его свободы. Он может совершаться различными способами: тайным, открытым, насильственным, ненасильственным.

    Предупреждение актов по захвату заложников должно осуществляться одновременно в нескольких направлениях: 1) воздействие на основные, даже глобальные явления и процессы в обществе, обладающие террористическим эффектом, так как в последнее время массовый захват заложников связан именно с террором. Данное направление можно назвать стратегическим, и было бы естественно, если бы ему предшествовало бы долгосрочное и даже сверхдолгосрочное прогнозирование наиболее значительной террористической активности с определением их возможных субъектов; 2) выявление и предотвращение захвата заложников, которые могли бы быть совершены в недалеком будущем или даже в ближайшее время. Это предполагает выявление субъектов и объектов возможного преступления, его причин, способов и иных обстоятельств; 3) пресечение совершающегося акта захвата заложников в отношении государственных и общественных деятелей, задержание виновных и предание их суду. Чрезвычайно важно наказание не только рядовых исполнителей и пособников, но и организаторов и вдохновителейпреступления, что, как известно, очень трудно; 4) предупреждение, предотвращение и пресечение таких сходных с захватом заложников преступлений, как терроризм, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, и т.д. Особое место в деятельности государственных и общественных организаций по борьбе с заложничеством принадлежит международным организациям, а также координации усилий разных стран в предупреждении и пресечении этого зла.

    Помимо названных направлений борьбы с таким явлением как захват заложников необходимо бороться с этим злом как можно эффективнее и на законодательном уровне, улучшать и углублять законодательство, регулирующее борьбу с терроризмом, устанавливающее за него ответственность.

    Включение в уголовный кодекс специального состава преступления - захват заложников - представляет собой значительный шаг вперед в деле более эффективного использования уголовного закона в борьбе со столь опасным преступлением.

    Таким образом, можно заключить, что на следующем этапе исследования необходимо рассмотреть понятия «терроризм» и «захват заложника» с уголовно-правовых и криминологические аспектов.











    Список использованной литературы


    1. Конституция Российской Федерации. - М.: АСТ, 2009.

    2. Международная конвенция о борьбе с захватом заложников // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на 34 сессии. - Нъю-Иорк: ООН, 1980.

    3. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. -М.: АСТ, 2009.

    4. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: АСТ, 2009.

    5. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 1998 г. "О борьбе с терроризмом" // Профессионал, 1998, К2 4 (25).

    6. Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 33. Ст. 3349.

    7. Антипов В.И. Уголовно-правовая борьба органов внутренних дел с посягательствами на общественную безопасность. Учебное пособие. – Киев, 2007.

    8. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. - М.: Щит-М, 2008.

    9. Босхолов С. Современная политика в сфере борьбы с преступностью // Сотрудничество правоохранительных органов России и США в борьбе с новыми видами экономических преступлений. - М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2008.

    10. Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений (понятие, значение и правила). - М.: Инфра-М, 2008.

    11. Гринько Д. Борьба с терроризмом и захватом заложников (уголовно- правовые и криминологические проблемы) // Автореф... канд. юрид. наук. -Ростов-на-Дону, 2008.

    12. Козлова Н.Н. Уголовная ответственность за захват заложников // Дисс.канд. юрид. наук. - М., 2007.

    13. Комиссаров В. Захват заложников: происхождение нормы, вопросы совершенствования // Законность, 2009, № 3, С. 42 - 46.

    14. Лоскутов А.Г. Уголовная ответственность за захват заложников в местах лишения свободы// Автореф... канд. юрид. наук. - М., 2009.

    15. Ляхов А.Г. Проблемы сотрудничества государств в борьбе с международным терроризмом. - М.: Логос, 2008.

    16. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. - М.: БЕК, 2007.

    17. Петрищев В.Е. Проблемы профилактики терроризма в России // Преступность: стратегия борьбы / Под ред. А.И. Долговой. - М.: Логос, 2008.

    18. Преступность и реформы в России / Под ред. А.И. Долговой. - М.: Криминологическая Ассоциация, 2008.

    19. Старков В.И., Горшкова Н.К. Захват заложников и их освобождение. - М.: Гардарики, 2009.







    [1] Преступность и реформы в России / Под ред. А.И. Долговой. - М.: Криминологическая Ассоциация, 2008.

    [2] Преступность и реформы в России / Под ред. А.И. Долговой. - М.: Криминологическая Ассоциация, 2008, С.112.

    [3] Гринько Д. Борьба с терроризмом и захватом заложников (уголовно- правовые и криминологические проблемы) // Автореф... канд. юрид. наук. -Ростов-на-Дону, 2008, С.25.

    [4] Международная конвенция о борьбе с захватом заложников // Резолюции и решения, принятые Генеральной Ассамблеей на 34 сессии. - Нъю-Иорк: ООН, 1980.

    [5] Босхолов С. Современная политика в сфере борьбы с преступностью // Сотрудничество правоохранительных органов России и США в борьбе с новыми видами экономических преступлений. - М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2008, С.29.

    [6] Босхолов С. Современная политика в сфере борьбы с преступностью // Сотрудничество правоохранительных органов России и США в борьбе с новыми видами экономических преступлений. - М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2008, С.33.

    [7] Там же, С.37.

    [8] Босхолов С. Современная политика в сфере борьбы с преступностью // Сотрудничество правоохранительных органов России и США в борьбе с новыми видами экономических преступлений. - М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2008, С.81.

    [9] Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. - М.: Щит-М, 2008, С.101.

    [10] Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. - М.: Щит-М, 2008, С.124.

    [11] Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений (понятие, значение и правила). - М.: Инфра-М, 2008, С.118.

    [12] Комиссаров В. Захват заложников: происхождение нормы, вопросы совершенствования // Законность, 2009, № 3, С. 42.

    [13] Комиссаров В. Захват заложников: происхождение нормы, вопросы совершенствования // Законность, 2009, № 3, С. 44.

    [14] Комиссаров В. Захват заложников: происхождение нормы, вопросы совершенствования // Законность, 2009, № 3, С. 46.

    [15] Старков В.И., Горшкова Н.К. Захват заложников и их освобождение. - М.: Гардарики, 2009, С.59.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Терроризм и захват заложников ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.