Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Философия и мировоззрение-

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Философия и мировоззрение-
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:25
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    1. Мировоззрение, его сущность, структура.------------------------------ 3

    2. Исторические формы мировоззрения----------------------------------- 8

    3. Специфика философского мировоззрения.--------------------------- 11

    Список литературы----------------------------------------------------------- 13

    1. Мировоззрение, его сущность, структура.

    Мировоззре­ние — неотъемлемый атрибут человеческого сознания. Каждый человек имеет мировоззрение, и у каждого человека оно индиви­дуально-специфическое. Одна из вечных философских проблем: что же такое мировоззрение человека, как его понимать, каково его социальное значение?

    В наипростейшем понимании слова мировоззрение — это со­вокупность взглядов человека на мир и смысл жизни. Если кон­кретизировать, то мировоззрение - это совокупность обобщенных представлений о действительности, которые отображают, рас­крывают и предопределяют практическое и теоретическое отно­шение человека к миру, способ восприятия, осмысления и оценки им окружающей действительности и самого себя как конкретно-ис­торического субъекта познания и практики[1].

     Мировоззрение — не просто обобщенное представление о мире, а форма самосознания человека, узловыми категориями которого выступают понятия «мир» и «человек». Через эти понятия субъ­ект мировоззрения осознает свое назначение в мире и формирует жизненные установки. Отношение «мир — человек» — это основ­ной вопрос мировоззрения.

    Мировоззрение существу­ет в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества (как форма реализации духовной сущности мировоззрения). И все это в орга­ническом единстве — ведь о мировоззрении человека мы судим по делам его.

    Таким образом, определение соотношения философии и мировоззре­ния можно сформулировать так: философия — это система ос­новополагающих идей в составе мировоззрения человека и обще­ства.

    Мировоззрение представляет собой сложное духовное явле­ние, для которого характерна целостность, единство всех компо­нентов. Структуру мировоззрения составляют и выполняют в нем важную роль такие элементы, как:

    Обобщенные знания. Они являются основной, информацион­ной базой мировоззрения. Чем больше знаний у того или иного народа либо у того или иного человека, тем более серьезное обос­нование получает соответствующее мировоззрение. К  мировоззрению относятся не все и не любые знания, а лишь те, которые являются жизненно важными для человека,  которые   практически и теоретически раскрывают сущность отношений между человеком и миром в каждую историческую эпоху.

    Убеждения. Это внутренние социально-психологические  элементы духовности, благодаря которым воспринимаются или же, наоборот, отбрасываются мировоззренческие знания. Убеж­дения — это не только интеллектуальная позиция, но и эмоцио­нальное состояние, стойкая психологическая установка, уверен­ность в справедливости своих принципов, идей, взглядов. Поэто­му убеждения являются одним из необходимых структурных эле­ментов мировоззрения.

     Убеждения — это твердо состав­ленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже — в под­сознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувст­вами. Мировоззрение срастается с миром чувств и формами пове­дения, оно очерчивает личность, придавая качественную опреде­ленность ее духовному миру. В сфере убеждений невозможна сделка — двух безусловных принципов убеждения в душе одной и той же цельной и принципиальной личности быть не может. Характеризуя природу убеждений, С.Н. Булгаков писал: «Чрезвычайно важную промежуточную ступень между верою и знанием составляет так называемое убеждение. Убеждение есть субъективно наиболее ценная для нас часть наших мнений, но вместе с тем убежденным можно быть лишь в том, что не имеет характера логической бесспорности, а в большей или меньшей сте­пени поддерживается верой. Нельзя быть убежденным, например, в том, что сегодня такое-то число»[2].

    Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений — это еще не лич­ность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, иг­рающий навязанные ему роли и в конечном счете утрачивающий свое собственное Я. Известно, что именно идейная убежденность по­зволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать сильнейший инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и со­вершать героические поступки. Необходимо отметить, что мировоззрение должно быть рассмотрено под углом зрения его истинности, точнее говоря, меры его истинности. Только истинные убеждения могут служить результативным принципом жизни че­ловека. Убеждение человека дурно, если оно ложно.

    Ценности. Ценности - это положительное или отрицательное отношение к явлениям окружающего мира, которое основывается на потреб­ностях и интересах людей, культуре определенного социума. Их человек усваивает в процессе жизни. По смыслу и сущности цен­ности отличаются от знаний. Знаниям присуще стремление к ис­тине — объективному познанию реального мира, ценности же воплощают в себе особое отношение людей ко всему окружаю­щему в соответствии с их стремлениями, потребностями, интересами.

    Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек и общество признают как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Эта ориентация выражается и в практическом отношении людей к этим ценностям.

    Истинная сущность человека определяется не его отдельными качествами и порой случайными поступками, а пре­обладающими интересами и ценностными интересами. Жизнь об­щества в немалой степени зависит от господствующего мировоз­зрения, от того, какие убеждения и идеалы исповедует образован­ная часть общества, что считает наивысшей ценностью на шкале всей иерархии ценностей.

    Идеалы. Это мировоззренческая форма целенаправленного отображения действительности, мысленный образец совершен­ства, норма, к которой следует стремиться как к конечной цели. Важная особенность идеалов заключается в том, что они пред­ставляют собой опережающее отображение действительности. Следует подчеркнуть, что общественный идеал выполняет не только целенаправляющую, но и оценочную (аксиологическую) функцию по отношению социального субъекта к объекту и к са­мому себе. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделирова­нии будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Человек испытывает потребность измышлять идеалы: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечество.

    Многие великие умы задумывались над тем, что такое «идеал»? И.С. Тургенев писал: «Жалок тот, кто живет без идеала!»[3].

    Имея в виду именно идеал, К. Маркс писал, что идеи, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть: это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца. Во все времена, ут­верждал Р. Роллан, были люди, отдававшие жизнь за свои идеалы. По словам Сенеки, когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Анало­гично думал и Л.Н. Толстой: «идеал — это путеводная звезда; без нее нет твердого направления, а нет направления, нет и жизни»[4].

    Вера. Проблема ценностей в составе мировоззрения тес­нейшим образом связана с такими феноменами духа, как вера. Вера, утвержденная на глубокой нравствен­ной потребности души - один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Может ли быть так, чтобы человек в течение всей своей жизни ни во что не верил? Такого быть не может: хоть дрем­лющая вера, но непременно наличествует в душе даже такого че­ловека, про которого говорят, что он Фома неверующий.

    Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой не­устранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры. Кроме того, у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравст­венно-психологическая необходимость веры: без нее, как и без до­казательного знания, жить не только духовно, но и практически невозможно. Скажем, вера в добродетель опирается на чувство ее необходимости, на чувство того, что она слита воедино с моим сокровеннейшим Я, которое нравственно воспитано и социально абсолютно необходимо.

    Жизненные нормы. Это образцы, стандарты деятельности, ко­торые сложились исторически или установились как определен­ные правила поведения, их выполнение отдельным человеком или группой людей является необходимым условием подчинения личной деятельности общественным требованиям.

    Итак, мировоззрение — это своеобразная интегративная це­лостность знаний и ценностей, разума и чувств, интеллекта и действия, критического сомнения и сознательной убежденности. Общее функционирование названных элементов и создает ту це­лостную систему духовного мира человека, которая побуждает к практическому действию, к определенному образу жизни и мыс­ли.

    Мировоззрение в целом возникает как общечеловеческое яв­ление, т. е. оно присуще каждому человеку в нормальном состоянии. Но именно общечеловеческий характер мировоззрения пре­допределяет его чрезвычайное разнообразие, ведь люди очень по-разному представляли и представляют мир и себя в нем.


    2. Исторические формы мировоззрения

    В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или мате­риалистическим, религиозным или атеистическим[5].

    Идеалистическое и мате­риалистическое мировоззрение.  Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущност­ной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга.

    Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которо­му истинное бытие принадлежит не материи, а духовному на­чалу — разуму, воле. Но  мате­риальное и духовное — это единое сущее. Вне этого прин­ципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мирозда­нии. В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм несовместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего.

    С нравственно-психоло­гической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. В практике обще­ния, в литературе понятие мировоззрения употребляется и в более узком смысле, например, говорят: «философское мировоззрение», «политическое мировоззрение» или «художественное мировоззрение» и т.п.

    По критерию всеобщности можно выделить такие типы мировоззрения, как индивидуальное, групповое (профес­сиональное, национальное, классовое), общечеловеческое и др. Однако вне личности и без личности не может существовать ни одна мировоззренческая система. По степени исторического раз­вития выделяют такие типы мировоззрения, как античное, сред­невековое, современное и др. По степени теоретической «зрело­сти» — жизненно-практическое и теоретическое.

    Жизненно-практическое мировоззрение представляет собой совокупность разнообразных, иногда взаимоисключающих ми­ровоззренческих понятий, идей, взглядов, целей социального субъекта. Такое мировоззрение порождается непосредственными условиями жизни и опытом людей, передающимся из поколения в поколение. Оно носит стихийный, несистематизированный ха­рактер, составляя набор сентенций житейской мудрости, выра­женных в пословицах, поговорках, притчах и других фольклор­ных формах. Этот уровень мировоззрения существует в форме здравого смысла.

    На протяжении истории человеческой цивилизации сформи­ровались такие типы мировоззрения: мифологический, религиоз­ный и философский.

     Мифологическое мировоззрение. Мифология (от греч. mifosсказание и loqos — слово, понятие, учение) является универсаль­ным типом мировоззрения первобытных обществ; у всех этносов первоначальным мировоззрением была мифология, содержащая в своей основе миф — выдуманный рассказ, плод народной фан­тазии, в котором явления природы или культуры представлены в наивно-антропоморфной форме. Миф был единой универсальной формой сознания. Он отображал мироощущение, мировосприятие и миропонимание той эпохи, в которую создавался. В мифологическом сознании закреплены поэтическое богатство и мудрость разных народов.               

    В мифе невозможно отделить реальное от фанта­стического, существующее от желаемого, духовное от материаль­ного, зло от добра и т. д. Поэтому миф приобрел такую форму целостности, которая для других форм сознания является невоз­можной. Кроме того, миф для носителей мифологического соз­нания был не вымышленным рассказом, а самой реальностью. С развитием и усложнением форм жизни мифологиче­ская мудрость перестает удовлетворять человека. Миф как специ­фическая степень общественного сознания постепенно изживает себя, разлагается, и из него выделяется целый ряд направлений духовной деятельности, которые характерны уже для цивилизационно развитых обществ.

    Религиозное мировоззрение. Это второй исторический тип ми­ровоззрения. Условиями для его формирования стали: переход от первобытного строя к рабовладельческому обществу и определенные достижения в организации общественного производства, в первую очередь в разделении труда, в частности выделении ум­ственного труда. Как социально-историческое явление религия изменялась вместе с изменением форм общественной жизни, ко­торые она отображала. Этапами ее эволюции были первобытные верования (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм), националь­ные (иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство) и мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

    Религия — явление многоплановое и многозначное. Сегодня, несмотря на научные достижения, которые, казалось бы, отрица­ют ее мировоззренческие положения, религия продолжает быть большой социально организованной и организующей силой в мире. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, добра, терпимости, сочувствия, милосердия, долга, справедливости. Но в религиоз­ном мировоззрении могут отражаться и противоположные на­строения, идеи: фанатизм, враждебное отношение к людям дру­гой веры и т. п.

    Философское мировоззрение. Этот тип мировоззрения в совре­менных условиях рассматривается как один из влиятельных и действенных типов. Он, как и религия, развился из первичной мифологии, унаследовав ее мировоззренческие функции. Но что же роднит философию с рассмотренными типами мировоззрения и что от них отличает?

    Объединяет их общая направленность — дать картину мира, включая человека с его отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого бытия.

    3. Специфика философского мировоззрения.


    Философ­ское мировоззрение имеет, в отличие от других видов мировоззрения свои специфические особенности:

    а) философскому мировоззрению присуща не чувственно-об­разная, как в предшествующих типах мировоззрения, форма по­стижения действительности, а абстрактно-понятийная. У него предельно широкий уровень обобщения (категории, принципы), которые выходят на границу бытия и небытия;

    б)  философское мировоззрение — это теоретическая форма мировоззрения, исторически возникшая и первая форма систематизированного теоретического мышления вообще. Оно на­правлено на критическое исследование и решение мировоззренче­ских проблем с целью повышения степени достоверности и на­дежности таких решений;

    в) отличие философского мировоззрения от мифологическо­го и религиозного состоит в том, что религия и мифология совпадают с соответствующим мировоззрением, тогда как философия составляет ядро научного мировосприятия и обеспечивает ему целостность, взаимосвязь и определенность;

    г) в отличие от религии и мифологии, философия в осмысле­нии мира систематически опирается на научные знания. Но если в начале своего существования философское мировоззрение ба­зировалось на частичных, не систематизированных знаниях, то современное мировоззрение имеет возможность полного исполь­зования, как теперь говорят, Большой науки. Вместе с тем фило­софия оказывает огромное влияние на развитие науки. Она вы­ступает общей методологией научного познания;

    д) философия стремится ставить и решать предельные, абсо­лютные проблемы человеческого бытия;

    е)  философия исследует познавательное, ценностное, соци­ально-политическое, моральное и эстетическое отношение чело­века к миру; вырабатывает определенные критерии и принципы общественной и индивидуальной деятельности, опираясь не на авторитет, а на знание господствующей в мире необходимости.

    Таким образом, философское мировоззрение — закономер­ный этап в духовном развитии человечества, которое было пер­еловлено как изменениями в общественном бытии людей, так и развитием различных областей общественного сознания.

    Перечисленные исторические типы мировоззрения есть не что иное, как типизированные и абстрагированные формы дея­тельности человека в определенные исторические промежутки времени в соответствии с развитием культуры и познания. Эти формы деятельности выступают проявлением и выражением соз­нания и самосознания человека, практически ориентированных на преобразование мира и самого себя в соответствии с нормами культуры и цивилизации.

     

    Список литературы



    1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М, 2004. -Разд. 1.

    2. Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. М., 1993.

    3. Данильян О. Г. Философия: учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. – М.: Эксмо, 2007.

    4. История философии: Учебник для вузов / В. Ильин. - СПб., 2003.

    5. Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. -1997.-№9.-С. 36-45.

    6. Монтень М. Опыты. - М., 1954. - Кн. 1. - С. 207-209.

    7. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

    8. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-изд. М.: Гардарики,  2008.

    9. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1928-1958. Т. 18.

    10. Тургенев И. А. Собрание сочинений в 10 т-х. Т. 8.М., Академия, 1989.

    11. Философия и мировоззрение. М.:  Наука, 1990.

    12. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление// Философская ан­тропология. 4.1. - Йошкар-Ола, 1993. - С. 8-10.



    [1] Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. -1997.-№9.-С. 36-45.


    [2] Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 245.

    [3] Тургенев И. А. Собрание сочинений в 10 т-х. Т. 8.М., Академия, 1989. С. 124.

    [4] Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. М.; Л., 1928-1958. Т. 18. С. 247.


    [5] Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997. С. 58.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Философия и мировоззрение- ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.