Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Философия культуры

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Философия культуры
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:25
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

    1.  ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ГЕНЕЗИС И ДИНАМИКА

    КУЛЬТУРЫ. СОЦИАЛЬНЫЕ  ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ............................. 4

    2. ТИПЫ И ВИДЫ КУЛЬТУРЫ. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ

    КУЛЬТУРА. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА........................................................ 9

    3.   ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ......................... 16

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 18

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 20
















    ВВЕДЕНИЕ


    Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделя­лась, в конечном счете сводится к производству либо материаль­ных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению.

    Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении при­роды, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, челове­ческие чувства, умения не передаются новому поколению по на­следству — они формируются в ходе усвоения уже созданной куль­туры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.

    Культура не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а актив­ное творческое их использование человечеством для улучшения жизни. Общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Овладение вещественной и духовной культу­рой заключается в усвоении приемов оперирования вещами, сло­вами и мыслями.

    Культура — это не только результат человеческой деятельнос­ти, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, име­нуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, и приемы, а также уровень мышления.



    1.  ФИЛОСОФСКОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ. ГЕНЕЗИС И ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ. СОЦИАЛЬНЫЕ  ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ.


    Культуру можно определить как совокупность всех видов творческой деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплощенных в материальных и духовных ценностях.

    Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении при­роды, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, челове­ческие чувства, умения не передаются новому поколению по на­следству — они формируются в ходе усвоения уже созданной куль­туры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.

    Культура не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а актив­ное творческое их использование человечеством для улучшения жизни. Общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Овладение вещественной и духовной культу­рой заключается в усвоении приемов оперирования вещами, сло­вами и мыслями[1].

    Культура — это не только результат человеческой деятельнос­ти, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, име­нуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, и приемы, а также уровень мышления.

    Культура не может существовать, не обновляясь, она всегда есть единство традиции и новации. Культурологические теории и школы XX в. предложили свои объяснения процесса изменений в культуре.

    Первые научные представления о культурной динамике появились в XIX в. в рамках эволюционизма, ведущего направления в науке того вре­мени. Правда, сам термин «динамика» еще не употреблялся. Ученые го­ворили об эволюции, постепенном закономерном развитии общества и культуры, рисовали общую картину истории человеческого общества от первобытного состояния до современного цивилизованного уровня. Од­нако они абсолютизировали процессы развития, считая, что все культур­ные изменения должны представлять движение от простого к сложному. Иными словами, они говорили о запрограммированном прогрессивном усложнении культуры.

    Начиная с XX в. расширяются представления о характере и направ­ленности изменений в культуре. Теперь под изменениями понимают не только развитие, но и любые трансформации внутри культуры, например кризисы, возврат к старому, полное исчезновение. Начинают говорить о постоянных сдвигах и трансформации культурных форм, которые могут быть упорядоченными и неупорядоченными, интенсивными и слабыми, устойчивыми и неустойчивыми, ведущими к развитию или к кризису.

    В русле структурно-функционального подхода в культурологии ос­новное внимание стали уделять изучению феноменов культуры как цело­стных систем, элементы которых, обеспечивающие стабильность этих систем, связаны между собой. При этом были поставлены вопросы об ис­точниках и причинах культурных изменений, а также о взаимодействии культурных явлений и форм.

    Этапной для анализа вопроса культурных изменений стала книга П. Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1937—1941), где и был впервые введен в научный оборот термин «динамика культуры». Се­годня под динамикой культуры понимают не только развитие, но и любое изменение культуры, устойчивый порядок взаимодействия состав­ляющих ее компонентов, ту или иную ее периодичность, стадиальность, направленность к какому-нибудь состоянию.

    Постепенно определился круг вопросов, связанных с динамикой культуры, — типы и формы (модели) культурных изменений, детерми­нанты и механизмы культурной динамики. Модели динамики культуры позволяют взглянуть на культуру извне.

    В связи со структурной сложностью культуры ее социальные функции многочисленные и системно взаимосвязанные. Ведущими среди них являются функции коммуникации, трансляции и трансмутации. Другие задания культуры подчинены этим функциям или дополняют и конкретизируют их.

    Коммуникативная функция культуры. Суть этой функции заключается в том, что рядом с биологическими формами общения, а затем вместо них, или, усовершенствуя их, люди создают все новые и новые способы обмена данными, мыслями, чувствами. Передача культурной информации не обеспечивается автоматически, на склонение, скажем, от генетической организации в природе.

     Общение как процесс должно постоянно поддерживаться творческими усилиями его участников по оформлению содержания собственного сознания и пониманию других людей. Самый величественный продукт культуры, который обеспечивает коммуникацию, — Слово. Язык, устный и письменный, является древним и вечно молодым работающим изобретением культуры. И пусть поэт сказал когда-то, что «мысль прореченная является неправдой», потенциал словесно знакового способа общения человечество еще не исчерпало. В значительной мере оно подчинило себе и превратило наглядно образную коммуникацию (показ, передачу образов и чувств, через внушение, сопереживание, и тому подобное).

    Трансляционная функция культуры. Это, в сущности, та же коммуникация, но развернутая в социально историческом времени и пространстве. Под трансляцией нужно понимать, прежде всего функцию передачи социального опыта от одного поколения людей к другому, от эпохи к эпохе. Культура обеспечивает преемственность человеческого существования для многих поколений, создавая более или менее надежную защиту от экологических законов регуляции жизни. Это объясняет, в частности, постоянный рост населения Земли, серьезное влияние, на который может иметь только культурный фактор. Трансляция культуры чрезвычайно многоплановая. Чаще в ней выделяют духовный и материальный компоненты. Духовная, или субъектная трансляция иногда называется человека творческой функцией культуры, потому что она направлена на формирование личности в диапазоне, приемлемом для данного общества. На эту сторону трансляции работают все социальные институты и отношения, которые мы привыкли называть системой воспитания и образования.

    Материальная, или предметная сторона культурной трансляции выражается в том, что мы наследуем и принимаем как таковой мир искусственно созданных предметов, сооружений, механизмов. Среда существования человека все в большей степени благодаря механизмам культурной преемственности превращается в технологическую сферу. Особенное значение для культурного выживания человечества имеют механизмы наследования технологических знаний. Именно передача «мозаики технологий» от поколения к поколению сформировала потребность не просто в словах, а в понятиях о предметах и процессах, вовлеченных в человеческую деятельность.

    Функция трансляции, вместе с тем, имеет свои особенности в передаче информации. Очевидно, что объем социальной культурной памяти постоянно растет, но и он не безграничен. Выходя за рамки коммуникации, эта функция предусматривает обязательный выбор и отбор материала, который передается. А поскольку жизненные цели и потребности людей переменчивы, накопленный культурный багаж постоянно испытывает переоценку, идет процесс пересмотра. Нельзя отрицать и возможность потери культурной информации.

    Функция трансмутации может быть определена как творческая функция культуры. Мутацией называют реорганизацию структур воссоздания информации, перестройку самого аппарата носителей информации. Чтобы жизнь людей в обществе была стойкой, необходимо разнообразие форм культурной преемственности. Сохранение социальной системы через усиление разнообразия элементов и связей между ними — такое основное назначение данной функции культуры.

    Например, в примитивных обществах имя человека или предмета никогда не было случайным, поскольку в них воплощалась предполагаемая «программа» поведения, действий. Однако сведения, которые накапливаются, в связи с их значимостью для человеческого содружества, не могли оставаться достоянием лишь индивидуального опыта. Поэтому возникли новые, сверхиндивидуальные каналы передачи культурной информации, в частности миф, а значительно позже — наука. Дополнительно можно указать такие функции культуры, как нормативно-регулятивная, сигнефикативная, игровая, рекреативная, формирующая стиль. Некоторые исследователи считают, что культура выполняет также «репрессивную» функцию — через подавление биологической агрессивности человека социальными средствами или превращение ее в социально приемлемые формы.

    Кроме этого, среди других следует назвать познавательную (гносеологическую, мыслетворческую), экспрессивную (которая дает возможность «увидеть» внутренний мир индивида), этическую, идентификационную и консолидационную функцию культуры[2].








    2.      ТИПЫ И ВИДЫ КУЛЬТУРЫ. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА.


    Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение ис­пользовать их для дальнейшего прогресса человечества, переда­вать от поколения к поколению и составляют культуру. К куль­туре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека. При­нято различать материальную и духовную культуру.

    К материальной культуре относятся прежде всего средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общест­венного бытия. Материальная культура, уровень и характер ее развития тесно связаны и определяются производственными отно­шениями, господствующими в данном обществе. Понятие матери­альной культуры охватывает широкий круг вещей и процессов, которые служат человеку. Материальная культура является пока­зателем уровня практического овладения человеком природой.

    К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населе­ния, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искус­ство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития мате­риальных и духовных потребностей и интересов людей. Сущест­венной составляющей духовной культуры является религия. Ду­ховная культура отлагается в «вещной» форме: книги, картины, кино, архитектурные сооружения, скульптуры и т.д. Все это живет и сотрудничает с современным поколением и является куль­турой, сокровищами всех богатств человеческого духа только в соотношении с живым разумом.

    Таким образом, культура охватывает все достижения челове­чества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, в его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задача­ми. Исходной формой и первоисточником развития культуры яв­ляются человеческий труд, способы его осуществления и резуль­таты. Мир культуры пребывает вне сознания отдельных людей как реализованные мышление, воля и чувства предшествующих поко­лений человечества.

    Канадский социолог и культуролог Герберт Маклюэн выдвинул идею, что средоточием культуры являются средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни. Смена средств и способов общения меняет взгляд человека на мир и формы деятельности. И Мак­люэн предлагает свою типологию: дописъменные (бесписьменные), пись­менные (книжные) и экранные (информационные) общества и куль­туры[3].

    В дописьменном обществе (культуре) человек передавал свой жиз­ненный опыт при помощи устной речи, которая доминировала в обще­нии людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенно­го человека». Восприятие мира и все формы общения здесь основаны на слухе и других органах чувств. Человек еще не отделяет себя от других членов общества, мышление его преимущественно мифологическое, а восприятие мира — синкретическое. Особое внимание уделяется ри­туалам, гаданиям, пророчествам. Они построены на обычаях и коллек­тивном опыте, которые выступают как форма социальной памяти. По­этому дописьменная культура придает большое значение природным приметам, которые помогают запомнить время начала сельскохозяй­ственных работ, она ориентирована на материальные предметы и ве­щи, потому что вещи помогают сохранить приобретенный опыт (фор­ма вещей непосредственно связана с материалами, из которых они сделаны, а значит, и с технологией изготовления). Важнейшим средст­вом общения и передачи информации здесь служит язык, который обеспечивает не только непосредственное общение людей, их трудовую деятельность, но и создает предпосылки для формирования духовной сферы культуры.

    Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древ­него Востока (Шумер, Древний Египет) около IV тыс. до н. э. и продолжа­ют существовать в наше время. Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, раз­ные культурные традиции и формы духовной культуры. Зарождение письменности существенно меняет культуру, поскольку стимулирует развитие и распространение рационального знания, расширение соци­альных отношений, возникновение социальных иерархий и формирова­ние национального государства. Кроме того, письменность является са­мой эффективной формой коллективной памяти.

    Особым этапом в развитии письменной культуры становится изо­бретение книгопечатания, которое сформировало новый взгляд на мир в виде «линейной перспективы». Не слух и осязание, а зрение ста­ло теперь определять образ мира. С этого времени все большее число людей получает возможность приобщаться к знаниям, окончательно закрепляется доминирующее положение науки в европейской куль­туре, следствием чего стало развитие техники и промышленные рево­люции.

    Информационная, или экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой комму­никации создают принципиально новые формы общения. Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вер­нул людей XX в. на начальную ступень развития, где пластичность речи позволяла выражать любые, самые фантастические образы. Развитие эк­ранной техники усилило значение осязания и слуха в общении с себе по­добными. Электронные средства вновь возвращают культуру к перво­бытной устной традиции. Однако между ними есть и принципиальное отличие — в информационной культуре установлена глобальная комму­никативная сеть, что позволяет человеку, обладающему современными средствами связи, получить любые знания, не выходя из дома. Она зримо облегчает контакты между людьми, разрушая национальные, государст­венные и культурные границы, активно формируя единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях.

    Другой вариант современной типологии культур — деление их на традиционные и современные (модернизированные)[4].

    Традиционные культуры характеризуются замкнутостью и изолиро­ванностью, другие культуры в силу своей чуждости воспринимаются как враждебные. Отношения между людьми здесь строятся на основе прин­ципов солидаризма — благородства, честности, справедливости, уваже­ния к членам своего коллектива. Интересы индивида здесь подчиняются интересам общества, что по­рождает низкую степень развития личностного начала. Отсюда важней­шим моральным регулятором поведения члена племени выступает чувст­во стыда, а не вины. Дело в том, что чувство вины служит выражением озабоченности индивида своей внутренней правотой, а стыд — озабочен­ностью тем, как будут оценены его поступки другими людьми — члена­ми его общины.

    Здесь бережно сохраняются традиции как основные регуляторы об­щественной жизни, что исключает любые нововведения. По этой при­чине происходит консервация как социокультурных, так и экономиче­ских структур и отношений в общине, что порождает представление об ограниченности доступных жизненных благ. Таким образом, можно назвать одну характерную черту традиционных культур — их эгалита­ризм, т.е. убеждение, что каждый член сообщества должен получить не­обходимую для жизни часть средств существования независимо от лич­ного трудового вклада. Отсюда — отсутствие мотивации для увеличения производства.

    Становление модернизированной культуры начинается в XVI в. и ха­рактеризует современное состояние европейской культуры. Важнейшая ее особенность — отказ от традиций и ориентация на новации, форми­руются специфические культурные ценности. Это — ориентация на дос­тижение успеха, соперничество капиталов, статусов и та, что в итоге по­рождает еще одну характерную черту — ориентацию на индивидуализм, включающую признание прав личности, ее свободы и независимости от общества и государства. Главный итог развития модернизированной культуры — построение современного демократическою общества, га­рантирующего гражданские, политические и имущественные права че­ловека.

    Наконец, еще один современный вариант типологии — разделение культур в зависимости от форм и способов познания мира, которые оп­ределяют нормы и идеалы, доминирующие в обществе. Этот методологи­ческий принцип позволяет различать два типа культур — восточный и западный.

    Восточный тип культуры характеризуется интуитивным, эмоцио­нальным, непосредственным восприятием мира. Время в таких культу­рах понимается как нечто конкретное, конечное, как замкнутый цикл, в который включаются и природа и история. Поэтому на Востоке попу­лярны концепции переселения душ и высшего блага как слияния с при­родой. При этом доминирует убеждение, что если индивид рождается в семье, то она возвышается над индивидом. Семейные отношения пере­носятся на общество в целом, в результате чего складывается иерархия социальных статусов, которую венчает обожествляемая личность монар­ха, деспота.

    Западный тип культуры создает научно-технические цивилизации с их концепциями равенства людей, общества равных возможностей, оди­наковых норм и демократии. Основанная на частной собственности, за­падная культура породила систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого гражданина принимать участие в обще­ственной жизни, систему гарантий и защиты его интересов, совокуп­ность прав и свобод, способствующих раскрытию личностных качеств индивида. Главным ее итогом стало формирование совершенно нового типа человека — активного, творческого, уверенного в своих силах, рас­считывающего только на себя и свои возможности.

    Вопрос о культурной принадлежности России к Востоку или Западу всегда стоит отдельно. Срединное положение России между Европой и Азией считают основной причиной сочетания в русской культуре при­знаков как восточной, так и западной цивилизаций. Специфическое гео­графическое положение России позволяет говорить о ее особом истори­ческом пути и особой миссии в истории и культуре человечества, призна­вать факт исключительности русской культуры. Очевидно, что сочетание восточных и западных элементов культуры стало важнейшим свойством

    Существует еще  одно разделение культуры: на массовую и элитарную. Элитарность представляет собой особое свойство культуры, которое характеризуется тем, что культурные ценности создаются, во-первых, вне народной среды и без опоры на народную культуру, и, во-вторых, создаются для «избранных» в расчете на интеллектуальную верхушку общества. На практике это означает, что для адекватного восприятия элитарной культуры необходима специальная подготовка, овладение некоторым запасом культурных знаний и навыков, которые не приходят сами собой. Элитарность - категория исторически подвижная: так, например, музыка Бетховена, романы Тургенева, живопись Пикассо, доктрина марксизма, теория Фрейда и пр. в свое время были, безусловно, элитарны, но с развитием общей культуры народа, под влиянием пропаганды, под действием системы образования и т.п. постепенно во многом свою элитарность утратили. Элитарность культуры имеет свои сильные и слабые стороны. Главное позитивное свойство элитарности - это обеспечение прогрессивного развития культуры, создание новых культурных ценностей, а следовательно, расширение культурного диапазона национальной и мировой культуры. Далее, элитарность поддерживает интеллектуальный уровень культуры, выполняя в обществе роль культурного лидера. Практически ни одна общественная культура не может обойтись без интеллектуальной верхушки: при отсутствии таковой общество захлестнет волна массовой культуры.

    Массовая культура – это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней. Поэтому массовая культура часто принимает формальный характер. Функционируя, она лишается сущностного содержания, и, в частности, традиционной морали. В другом подходе массовая культура определяется как явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовой культура является еще и потому, что она массово ежедневно производится. Это культура повседневной жизни, доступно предоставляемая аудитории средствами массовой коммуникации[5].

    Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подхода Д. Белла, согласно которому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания[6]. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек. Коммуникация же между «частичными» людьми, узкими специалистами, к сожалению, осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне «массового человека», т. е. на среднем общедоступном языке, которым и является массовая культура. Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство.

    В заключение следует подчеркнуть, что культура реально су­ществует как исторически сложившаяся разноуровневая система, обладающая своими вещными формами, своей символикой, тра­дициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни — этой центрирующей силой, живой душой культуры.

     

    3.  ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ.

     

    Каждый человек уже с детства находится под влиянием куль­туры, а точнее — культурной среды с тем или иным (высоким или низким) уровнем культуры, опредмеченной в соответствующих ценностях или антиценностях.

     Воспитание и обучение человека состоит в его приобщении к культуре, в усвоении накопленных обществом знаний, умений, привычек, а также духовных ценно­стей и норм поведения той страны, в которой он живет. Характер воспитания и образования, присущий обществу на определенной ступени его развития, является показателем уровня культуры данного общества. Духовная культура также  важный фактор общественного  про­гресса. Ее уровень определяет степень интеллектуального, эсте­тического, художественного и морального развития общества. С понятием «культура» связан процесс приобретения знаний и опыта в той или иной области деятельности, усвоения человеком определенной системы ценностей, выбора собственной линии поведения.

    Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека. Поскольку важнейшей функцией культуры является функция социализации и инкультурации,  человек с детства усваивает  определенные знания, нормы  и ценности, необходимые для жизни в качестве полноправного члена общества.  В обществе, как и в приро­де, постоянно происходит смена поколений, люди рождаются и умира­ют. Но в отличие от животных человек не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, научается жить, мыс­лить и действовать в соответствии с ними.

    Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детст­ва. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым свое поведе­ние на многие годы вперед. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые демонстрируют сверстники, учителя, вооб­ще взрослые. Детство — важнейший период социализации, именно в дет­стве почти на 70% формируется личность. Но социализация на этом не за­канчивается. Она — процесс непрерывный, не останавливающийся на протяжении всей человеческой жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколе­ние культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.

    Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения. Этот процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре, по­лучил название инкультурация.

    Процессы социализации и инкультурации заключаются не только в формировании среды, окружающей человека, они предполагают актив­ную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необ­ходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности — будь то музыкальные или художествен­ные задатки, интерес к математике или технике, словом, все, что может пригодиться в будущем — все равно, станет ли это профессией или заня­тием в часы досуга.

     

     

     

     

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Таким образом, философия культуры это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры.

    Философия культуры располагает огромным количеством фактов. Они описываются в русле культурной антропологии, социологии культуры, теологии культуры, этнологии, культурфилосо фии, истории культуры. Однако добытая противоречивая эмпирия фактов далеко не всегда проясняет метафизические проблемы. Продвижение от одной культурной эпохи к другой существенно преображает панораму культуры.

    Так рождается теоретическая потребность обнаружить некое единство культурного процесса, инварианты социодинамических моделей, архетипные ситуации, закономерности повторения и преображения постоянных компонентов культуры. С помощь философского умозрения осваивается разноликий человеческий опыт, возможности приобщения индивида к культурному космосу. Философия культуры пытается проникнуть в самые неожиданные и вечно возобновляемые парадоксы человеческого бытия.

    Философия культуры, если абстрактно продумывать ее предназначение, действительно выступает в разных смыслах. Можно, например, требовать от философии культуры выставления идеала будущей культуры. Тогда культурфилософы на основании конкретных фактов культурного процесса вынуждены будут создавать условный образ опоэтизированной образцовой культуры. В этом случае культурфилософ призван обосновать общезначимую норму, которая позволила бы оценивать действительно существующие состояния культуры.

    Ценности, которые конституируют культуру, рождаются из недр человеческого бытия. В этом смысле философ призван отыскивать ценности или демонстрировать способность их глу бинного^онимания и сопереживания. Но можно представить и иную ситуацию. Ценности могут создаваться культурфилософа ми. Этот ход мысли ведет к образу идеальной или заданной культуры. Но можно, судя по всему, выставить перед философией культуры более локальные цели. В частности, можно вменить культурфилософу задачу вживания в исторически преднаходимую, данную культуру. Однако станет ли такой анализ философским? Это возможно только в том случае, если генетические исследования психологического анализа, социологического сравнения и исторического развития будут иметь не самодовлеющее значение. Они будут служить лишь материалом для обнаружения той основной структуры, которая присуща всякому культурному творчеству во временном, сверхэмпирическом существе разума.

    Между этими двумя разновидностями философии культуры возможен ряд промежуточных состояний. Дело в том, что нельзя построить идеальную модель культуры, не обращаясь к эмпирическому культурному опыту. Рано или поздно все равно возникнет вопрос о том, где реально может воплотиться искомый проект, как он может развиться из конкретного состояния культуры. С другой стороны, философское истолкование культуры неизбежно порождает прогностический аспект. Любой миг культуры, если он осмыслен исторически, сопряжен с размышлением о будущем его состоянии.

    Философия культуры существует сегодня во множестве вариантов. Для отечественных исследователей актуальной становится задача разработки ее проблематики, ее различных вариантов. Рождается новое исследовательское направление, призванное восстановить утраченную богатейшую традицию русской религиозной философии.

     

     

     

     

     

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1993.

    2. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

    3. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

    4. Культурология. XX век.: Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.

    5. Садохин А.П.      Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. — М.: Эксмо, 2007.

    6. Современная западная историческая социология. М., 1989.

    7. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-изд. М.: Гардарики,  2008.

    8. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. - М., 2003. - Гл.ХХУ, XXVI.

    9. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.

    10. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

    11. Шагинская Е. Н. Массовая культура XX века: очерк теорий. – М., 2000.



    [1] Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-изд. М.: Гардарики,  2008.


    [2] Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.


    [3] Современная западная историческая социология. М., 1989.

    [4] Садохин А.П.      Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. — М.: Эксмо, 2007.


    [5] Шагинская Е. Н. Массовая культура XX века: очерк теорий. – М., 2000.

    [6] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1993.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Философия культуры ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.