Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Философия Платона

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Философия Платона
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:25
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    1.  ОНТОЛОГИЯ ПЛАТОНА: УЧЕНИЕ ОБ ИДЕЯХ, О ДУШЕ.................... 3

    2. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ПЛАТОНА............................................................. 6

    3.  «ИДЕАЛЬНОЕ» ГОСУДАРСТВО ПЛАТОНА ...................................... 10

    ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.................................................................. 12























    1.  ОНТОЛОГИЯ ПЛАТОНА: УЧЕНИЕ ОБ ИДЕЯХ, О ДУШЕ.



    Платон -  первый античный философ, книги которого полностью сохранились до нашего времени. Главным действующим лицом большинства произведений Плато­на является Сократ, «справедливейший из людей» и «наилучший фи­лософ».

    Главное положение его философской системы заключается в том, что мир, воспринимаемый человеческими чувствами, есть лишь слабое отражение, бледный отпечаток самостоятельно существующих  «идей» (греч. eidos, idea — «вид», «наружность», «образ», «способ», «красо­та») — сверхчувственных, только в мышлении постигаемых прообра­зов всех вещей. В этих отвлеченных, наделенных самостоятельным су­ществованием «идеях» заключено то общее, которое, подобно предметам, отбрасывающим тень, проявляется в разнообразии отдель­ных вещей, воспринимаемых при помощи зрения, слуха и т.д. Только эти умопостигаемые общие понятия («идеи») существуют реально, вечно и неизменно; напротив, мир чувственных вещей реален не более, чем мир теней. Познание универсальных сущностей — «стольности», «чашности», «человечности» и т.д. — тождественно припоми­нанию (греч. anamnesis). Согласно Платону, душа человека бессмертна и в состоянии после вхождения в тело «помнить» все то, что она со­зерцала в «тамошнем мире».

    Так, наблюдая прекрасные вещи, человек «вспоминает» прекрасное; сопоставляя две вещи, сходные между собой, он «вспоминает» понятие сходства; видя «общее» между стола­ми, или домами, или людьми, человек «вспоминает» «идеи» этих вещей — вечные и неизменные. Постигая с помощью чувств нечто прекрасное, доброе, справедливое, большее или меньшее и тому подобное, человек вспоминает когда-то известные, но забытые при рож­дении истины — это «идеи» добра, красоты, справедливости и т.д. Сам человек, утверждает Платон, это его душа[1]. Душа безвидна и лишена телесных свойств. Он  излагает несколько аргумен­тов в пользу ее бессмертия: все возникает из противоположного, зна­чит, и душа из здешнего мира переходит в загробный, а из загробного возвращается в здешний; душа бессмертна постольку, поскольку бес­смертны сами «идеи», т.е. объекты ее познания; душа не есть одна из вещей — живущих и умирающих, но является принципом жизни — бессмертным и не подверженным гибели. В другом платоновском диалоге - «Федре» — о душе говорится иначе. Сущность ее заключается в том, что она «движет себя сама», в отличие от телесных вещей, которые движутся по причине воздействия. То, что движет само себя, не может возникнуть или «иметь начало»; оно само есть начало и не имеет конца, — по этой причине душа может быть только бессмерт­ной.

    Согласно Платону, в душе человека соединяются два начала: разум­ное «светлое» и неразумное «темное». Она подобна упряжке из двух коней — черного, неистового, и белого, благородного нрава, управляе­мой только одним возничим — разумом. Душа принадлежит и земно­му миру, и занебесной области. «Эту область занимает бесцветная, без очертаний, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души — уму, на нее-то и направлен истинный род знания». Совершенная и окрыленная, душа парит в вы­шине и правит миром, если же она теряет крылья, то носится, пока не ухватится за что-нибудь твердое, тогда она вселяется туда и полу­чает земное тело, которое, благодаря ее силе, кажется движущимся само собой.

     Все вместе, т.е. единство души и тела, получает название «смертный» или «животное существо». Теряет же крылья та душа, у которой темный конь оказывается сильнее. Деградация душ происхо­дит по-разному. «Душа, видевшая всего больше, попадает в зародыш будущего философа и любителя красоты, преданного Музам и Эроту; вторая за ней — в царя, соблюдающего законы, в человека воинствен­ного и способного управлять, третья — в государственного деятеля, в хозяина, в дельца; четвертая — в того, кто усердно занимается упраж­нением или врачеванием тела; пятая по порядку будет вести жизнь прорицателя или причастного таинствам; шестая станет поэтом или художником; седьмая станет ремесленником или земледельцем; вось­мая — софистом или демагогом; девятая — тираном. Из всех них тому, кто проживет, соблюдая справедливость, достанется лучшая доля, а тем, кто ее нарушит, — худшая». Пока человек живет, его душа все время томится по прежней блаженной жизни. Вслед за пифагорейцами Платон называет тело «гробницей души».  Только любовь к мудрости (философия) вновь окрыляет душу, кони души устремляются ввысь, видят там истину и совершенную красоту. «Сам человек — это душа человека, но душа человека не есть сам че­ловек. Душа есть вместилище мудрости».















































    2. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ ПЛАТОНА

    Платон разрабатывал сократовс­кое наследие в период упадка афин­ского города-государства. Афины терпели унизительные военные по­ражения и страдали от неудачного политического руководства, тогда как многие, подобно софистам, ос­паривали обоснованность любых по­пыток найти незыблемое и прочное знание. Эпистемология, или рассуж­дение о природе знания, имела ре­шающее значение для величайшего воспитанника Сократа, так как, если нельзя отличить истинное знание от ложного, невозможно и продвинуть сократовское исследование ценнос­тей и души. В немалой мере Платон стремился создать общественную и политическую стабильность, укоре­нив их в нравственных и духовных абсолютах.

    Платон вступил в диалог со сво­ей эпохой и со своими предшествен­никами, и некоторые из важнейших его идей стали следствием попытки решить эпистемологические пробле­мы, завещанные ему великими мыс­лителями прошлого. У Гераклита  Платон заимствовал мысль о том, что чувственный мир находится в постоянном потоке становления и не может выступать объектом устойчивого и истинного знания. Платон разделял пифагорейскую страсть к математики, как методу постижения вечных истин и их положении о взаимосвязанности всех частей природы. Подобно пифагорейцам, путем к спасению он считал очищение души от ограничений материй. Пифагорейская теория перевоплощения также оказала своё влияние на Платона[2].

    Мыслителем, оказавшим на Пла­тона самое большое влияние после Сократа, был Парменид (ок. 450 г. до н.э.). Парменид первым привлек внимание к основному вопросу гре­ческой метафизики: какова приро­да истинного бытия? Чтобы отве­тить на этот вопрос, Парменид тща­тельно рассмотрел природу станов­ления, развития и роста. Он заклю­чил, что, вопреки показаниям на­ших чувств, становление невозмож­но; разум подсказывает нам, что все сущее есть, а несущего не существует. Таким образом, по Пармениду, на­лицо только две фундаментальные категории реальности — бытие и не­бытие[3].

    Размышляя над учениями Парменида и Гераклита, Платон устано­вил взаимосвязь между категория­ми устойчивости и неустойчивости, единства и многообразия — словом, неизменного и становящегося. Все это было сведено им к проблеме од­ного и многого. Итак, что в мире становления остается незыблемым? Или, другими словами, что в из­менчивом остается неизменным? По Платону, разум созерцает мир неизменных идей. Образцом для него была математика, наглядно показы­вающая истину, стоящую вне эм­пирического мира. Форма (или идея) треугольника сохраняет само­тождественность, хотя она может проявиться в этом или том треуголь­нике. Согласно Платону, бытие, или вся совокупность сущего, имеет уро­вень, подверженный вечному ста­новлению, которое подобно бегу­щему потоку; в то же время оно об­ладает устойчивым уровнем, подоб­ным руслу реки, который поддер­живает постоянно сменяющийся поток.

    В «Теэтете» Платон задается це­лью опровергнуть ошибочные тео­рии о природе знания. Здесь, как и в «Федоне», он критикует точку зрения софистов, утверждавших, что знание — это только восприя­тие. Он опровергает в высшей сте­пени субъективистский взгляд, по которому все, что кажется истин­ным индивиду, является ввиду это­го истинным. Будь это так, возража­ет Платон, ни об одном человеке нельзя было бы сказать, что он пре­восходит другого мудростью. Будь это так, будь каждый мерилом собствен­ной мудрости, тогда как могут стран­ствующие наставники, софисты, притязать на то, что они обучают мудрости? По Платону, чувства не дают нам полной картины реально­сти. Необходима рациональная реф­лексия, суждение, исправляющее обманчивый чувственный опыт (как в случае с палкой, которая кажется в воде изогнутой, хотя мы знаем, что это не так). Платон доказывал, что разум судит о сходстве или не­сходстве двух чувственных впечат­лений. Способность считать что-то более или менее равным, более или менее прекрасным предполагает на­личие фундаментальной нормы ра­венства и красоты. Таким образом, все, что мы видим, слышим, про­буем на вкус, ощупываем, чуем, подвержено постоянным изменени­ям, тогда как истинное знание, на взгляд Платона, является знанием прочного и неизменного. Иметь ис­тинное знание, значит иметь непог­решимое знание реального, а реаль­ное может быть схвачено только с помощью ясного, исчерпывающего определения.

    В знаменитом отрывке из «Госу­дарства» Платон приводит сравне­ние с линией, позволяющее ему разделить все знание на область мне­ния и область подлинного знания[4]. Мнение относится к частному (на­пример, к частному проявлению справедливости), тогда как знание направлено на всеобщее (таково, например, знание сущности спра­ведливости, применимое ко всем случаям, выступающее в качестве нормы для частных ее проявлений). По Платону, мнения могут быть поколеблены критикой или проти­воречащими им фактами, чего не может произойти с истинным зна­нием.

     В «Государстве» он пробует разъяснить свою идею, выделив че­тыре ступени познания, каждой из которых соответствует свой класс объектов.  Низшая ступень — область чистой гадательности, чьими объек­тами являются образы сновидений или отражения на воде.

    Более высо­кую познавательную ступень обра­зует вера, или мнение, когда мож­но уже отличить материальные пред­меты от их отражений. На этой ста­дии человек уверенно ориентирует­ся в мире, полагаясь на чувствен­ный опыт. Только поднявшись еще выше, до уровня рассудка, мы об­ретаем знание — только перейдя, так сказать, от конкретной лошади к сущности, «лошадиности», делаю­щей всех лошадей похожими друг на друга и отличными от людей или других животных.

     Однако, чтобы возвыситься до высшего первонача­ла, необходимо сделать еще один шаг. При восхождении к знанию каждая ступень поднимает на более высо­кий уровень абстракции, уводя все дальше от частного и постоянно приближая к всеобщему; от тени лошади — к специфической лоша­ди — к «лошадиности» — к фунда­ментальному первопринципу, объемлющему все биологическое существование.

    По Платону, общее понятие — это не субъективная, но объектив­ная сущность вещей. Универсалии являются объектами мышления; «лошадиность» и «треугольность» от­крываются, а не творятся, мысля­щим умом. Таким образом, идея бла­га есть то, что делает все вещи бла­гими.

    На трудности, возникающие при определении местоположения этих идей, указал ученик Платона Арис­тотель, критиковавший воззрение, по которому формы существуют от­дельно от конкретных чувственных вещей, где-то «вне» предметов и ума всякого мыслящего субъекта. Арис­тотель сурово критиковал учителя, потому что ему было непонятно, каким образом идея человека или идея треугольника могут быть «ве­щами», существующими отдельно и помимо действительно существую­щих людей или треугольников. Язык самого Платона нередко подкрепляет критику Аристотеля. В «Федоне», чтобы подчеркнуть объек­тивность понятия, Платон заявляет о том, что идеи существуют в сфе­ре, отдельной от чувственного мира, тогда как в позднем «Тимее» вещи называются «копиями» идей. Одна­ко рассуждения об отдельном суще­ствовании форм не могут быть втис­нуты в пространственный язык, так как идеи не могут находиться в «не­котором месте» — они нематериаль­ны. Иметь местоположение в про­странстве и времени — состояние, возможное только для тел.

    Согласно общепринятому толкованию Платона, идеи отличны от конкретных чувственных вещей. Они являются тем, что ум знает как объект мышления, тогда как чув­ственный мир может быть объектом только чувственного опыта. В «Ти­мее» воображение Платона рисует Демиурга, творящего материальную вселенную по образцу идей, изоб­раженных как самостоятельные объекты, не зависимые от творца материального мира. Таким образом, время есть подвижный образ вечно­сти.

    3.  «ИДЕАЛЬНОЕ» ГОСУДАРСТВО ПЛАТОНА



    Государство, согласно Платону, возникает по той причине, что ни один человек не может удовлетворить свои потреб­ности в одиночку и вынужден обращаться к помощи других[5]. Государ­ство создается с целью обеспечения  людям  благополучия и безопасности. Трем частям души (разумной, аффективной и вожделеющей) соответствуют три сословия граждан: правители, или философы; ох­ранители государства — «стражи»; и демиурги — ремесленники и земледельцы. Каждому сословию (типу души) должна соответствовать своя добродетель: мудрость, мужество, благоразумие.

    Соответствие всех этих моментов, достижимое правильным воспитанием, приводит к возникновению справедливости, идеального государства и посмерт­ной награды; несоответствие — к появлению несправедливости, раз­ных форм несовершенного государственного устройства (тимократия, олигархия, демократия, тирания) и к загробному наказанию.

    Платон предлагает свой собственный вариант «идеального государства». Здесь воспитанию человека подчиняется все — быт, занятия, досуг, даже само рождение гражданина. Править в таком государстве должны только философы: «Пока в государствах, — пишет Платон, — не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и влас­тители не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется в одно — государственная власть и философия... до тех пор государствам, да и всему человечеству, я полагаю, не избавиться от  не­счастий». Отбор в сословия должен произво­диться с учетом природных задатков людей на основании испытаний, чтобы правители были мудры, «стражи» — мужественны, а демиур­ги — благоразумны. Среди демиургов за каждым следует закрепить только одно ремесло. Торговлей должны заниматься только «самые слабые телом и непригодные ни к какой работе»[6]. Специального вос­питания требуют «стражи», к сословию которых принадлежат и жен­щины. Для них Платон отрицает возможность семьи и частной соб­ственности;   браки   у   них   заключаются   навсегда   и   подчиняются соображениям государственной целесообразности; дети «стражей» не знают своих родителей и почитают любого мужчину и женщину в качестве матери или отца.

    Все граждане в государстве, невзирая ни на какие отличия, должны блюсти справедливость. Платон этим поня­тием обозначает не только «законность распределения граждан со­гласно достоинству каждого», но и сам смысл земного человеческого существования. В таком понимании справедливость выступает сино­нимом государства, с одной стороны, и важнейшим жизненным до­стоянием человека — с другой. Истинный смысл справедливости от­крывается только перед лицом, бессмертия. Справедливость этого мира имеет целью освобождение от него, ибо достигшая высшей справедливости душа освобождается от дальнейших земных вопло­щений.




























    ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА


    1. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. - СПб.: ТООТК «Петрополис», 1994.

    2. История философии: Учебник для вузов/ В. Ильин. - СПб., 2003. -Гл. 1,2.

    3. Краткая история философии. - М., 1996. 

    4. Платон. Государство. «Олма - Пресс», М., 1991.

    5. Платон. Федон. Федр // Философская антропология. 4.1. - Йошкар-Ола, 1993.-С. 19-22.

    6. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. С. 91—93, 103— 104.

    7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой филосо­фии. -М., 1991.



    [1] Платон. Федон. Федр // Философская антропология. 4.1. - Йошкар-Ола, 1993.-С. 19-22.

    [2] Платон. Диалоги «Менон и Федер », с.115-125,141-151

    [3] Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. Ч. 1. С. 91—93, 103— 104.


    [4] Платон. Государство. «Олма - Пресс», М., 1991.

    [5] Платон. Государство. «Олма - Пресс», М., 1991.



    [6] Платон. Государство. «Олма - Пресс», М., 1991.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Философия Платона ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.