Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Философская картина мира. Учение о бытии

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Философская картина мира. Учение о бытии
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:25
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    1. Понятие «картина мира». Специфика философской картины мира........ 3

    2. Проблема бытия в философии................................................................... 6

    3. Основные типы и формы бытия.............................................................. 12

    Список литературы...................................................................................... 15



    1. Понятие «картина мира». Специфика философской картины мира.

    «Картина мира» — важная философская категория. В отличие от категории «материя», фиксирующей лишь объективную реальность и её основное свойство — независимость от человеческого сознания, картина мира дает представление об устройстве, внутренней организации и развитии всего мира, всего бытия, включая и человека. Поэтому естественнонаучное представление о строении мира, или естественнонаучная картина мира, соответствующая тому или иному уровню развития науки, и прежде всего астрономии, физики, химии, биологии, составляет лишь часть, или  фрагмент более общей и фундаментальной философской категории «картина мира», лежащей в основании мировоззрения данной эпохи.

    В истории человеческой культуры картина мира постоянно менялась. На ранних этапах развития философии, когда она еще во многом зависела от религии и религиозно-мифологических представлений, картина мира была религиозно-философская. В новое время, и особенно в наши дни, в эпоху бурного научно-технического прогресса, это научно-философская картина.

    Назначение философии, рисующей эту картину мира, состоит в том, что она выдвигает на передний план задачу познания мира во всех его связях, по всем его многообразии. Она выдвигает в качестве центральной методологической установки требование изучить все проявления, все формы бытия, взаимодействие субъективной и объективной реальности, а не только какой-то одной формы материи или сознания.

     Современная научно-философская картина мира как бы очерчивает постоянно расширяющееся поле познания и деятельности человека, выявляет ту область, за которую он несёт ответственность перед собой и перед грядущими поколениями. Всё это требует рассматривать мир в единстве и целостности. Рассматривая развитие и изменение картины мира и опираясь на ленинское определение материи, можно сформулировать важный мировоззренческий и методологический вывод: миру присуще единство. Что это означает? Прежде всего, что на основании современных естественнонаучных представлений о свойствах предметов, окружающих нас на Земле и за её пределами, в космосе, можно утверждать, что все они имеют единое физико-химическое строение. Иными словами, любые материальные явления и процессы состоят из молекул, атомов, элементарных частиц и других видов вещества, а также самых различных физических полей. Из этого следует, что все материальные явления могут быть изучены, описаны и поняты человеком на основании науки, эксперимента и практики, без привлечения каких-либо идеалистических и религиозных воззрений, без обращения к чему-либо таинственному, сверхъестественному.

    Христианское мировоззрение также утверждает, что мир един, однако видит единство мира в том, что он создан богом по единому, непостижимому для человека замыслу. В действительности же подлинное единство мира состоит в его материальности. Из этого следует, что единый объективный мир есть взаимосвязанное целое, развивающееся по своим собственным законам. Древний человек считал мир непознаваемым и хаотическим, таинственным и загадочным, потому что был слаб перед лицом слепых стихийных сил природы. Современный человек, вооруженный новейшей научной техникой, приборами и инструментами, уже не считает мир хаотичным и загадочным. Человек может познать материальный мир как единое взаимосвязанное целое, может взаимодействовать с ним и преобразовывать его[1].

    Вместе с тем единство мира не сводится лишь к единству его физико-химического строения. Живая природа не сводится просто и однозначно к молекулам, атомам, элементарным частицам, кваркам и различным физическим полям. Тем более нельзя свести к ним общественную жизнь и её носителя — человека, с его желаниями и замыслами, открытиями и заблуждениями, с его разнообразной и сложной культурой и созидательным творчеством. Включение человека и всех форм его жизнедеятельности в картину мира позволяет установить глубокое единство и взаимосвязь между ним и созданным им миром культуры, миром технических сооружений, городов и транспортных магистралей, с одной стороны, и миром живой и неживой природы — с другой.

    Это единство состоит в том, что бытиё, охватывающее все эти миры, постоянно развивается, усложняется, причём каждый новый уровень развития надстраивается над предыдущим, вырастает из него и, вместе с тем создаёт нечто принципиально новое, не существовавшее ранее. Именно этот процесс позволяет проследить единство мира на всех стадиях его развития и усложнения — от физических частиц до живых организмов и человека. Исследование этого единства, углубленный анализ лежащих в его основе закономерностей — одна из важнейших специфических задач философии.


    2. Проблема бытия в философии

    Учение о бытии получило название «онтология» (от греч. ontos — сущее и logos — учение). Этот термин ввел в XVII в. не­мецкий философ Г. Гоклениус. Под онтологией понимают отдельную отрасль философского знания, суть которой обнаружи­вается при анализе отношений, связей и взаимодействий между такими категориями и понятиями, как «человек», «мир», «бы­тие», «материя», «сознание», «пространство», «время», «движе­ние» и др. 

    Глагол «быть» в прошедшем, настоящем, будущем времени, а также связка «есть» принадлежат к числу наиболее употребитель­ных слов во многих языках («есть» — в русском, «ist» — немецком, «is» — английском, «est» — французском). Философия использует термин «быть», «бытие» для определения не просто существова­ния, а того, что гарантирует существование. Поэтому слово «бы­тие» получает в философии особое содержание, понять которое возможно, только обратившись к философской проблеме бы­тия.

    Проблема бытия принадлежит к так называемым «вечным вопросам» философии, поскольку она касается наиболее сущест­венных параметров человеческой жизни, а, следовательно, и ми­ровоззрения человека. Вопрос о сущности бытия, способах и формах его существования  рассматривался  уже философами Древнего мира. Так, древнегреческий философ Парменид считал, что бытие существует, оно неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия, нет. Все эти идеи со­держатся в его утверждении: «Следует говорить и думать, что су­щее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет». Бытие не может возникать, исчезать или изменяться, утверждал он, считая бытие совершенным, вечным и неизменным. Его аргументация основывалась на недопущении противоречия. Бытие может возникнуть лишь из небытия, но ведь небытия нет, а значит неоткуда и возникать. Точно также доказывалось, что бытие не может ни измениться, ни исчезнуть. Лишь бытие объявляется достойным объектом для познания, ибо все несовершенное и изменчивое не дает возможности знания[2]

    Иную мысль высказал Гераклит. Он считал, что стабильного, устойчивого бытия нет вообще, сущность бытия в вечном становле­нии, в единстве бытия и небытия. Космический огонь Гераклита (основа мира) в наглядно-образной форме выражает бытие как вечное становление[3].

    Платон обосновал другую, прямо противоположную традицию в толковании бытия. Бытие — это мир идей, являющихся истин­ными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие противопоставляется Платоном неистинному, под которым име­ются в виду доступные человеческим чувствам вещи и явления. Платон объединил интуиции Гераклита и Парменида, создав учение о двух родах бытия: подлинном (умопостигаемом)  и неподлинном (чувственном). Неподлинный вид бытия присущ видимым вещам, а подлинный - невидимым идеям. Идеи - вечны, совершенны и неизменны, тогда как вещи - временны, подвержены изменениям и несовершенны. Вещи зависимы от идей, ибо представляют собой их копии. Идеи существуют вне пространства и времени, т.е. трансцендентны миру. Вещи существуют в пространстве и во времени, т.е. имманентны миру[4].

    В современной философской мысли также существуют про­тивоположные взгляды относительно, сущности бытия. Так, экзи­стенциализм, который обрел значительное влияние в 20—60-е го­ды XX в., объектом философии признает внутреннее бытие чело­века, которое имеет название экзистенция. Экзистенция — это иррациональное в мире человека, составляющее его неповтори­мость и противостоящее «предметному бытию». Неотомисты высшей реальностью признают «чистое бытие», понимая его как божественное первоначало, имеющее духовное содержание. Пред­ставители неопозитивизма считают, что отношение мышления к бытию является псевдопроблемным, поскольку философский анализ не распространяется на объективную реальность, а огра­ничивается лишь непосредственным опытом или языком. Проблема бытия изначально включала два подхода в ответе на вопрос: что избрать первоначалом философствования: бытие или небытие? «Бытие» противопоставляется «небытию». Небытие (ничто) – это категория для обозначения того, чего нет, что не существует.

    Для подавляющего большинства философских систем понятие «бытие» понималась как исходный, основополагающий момент всех последующих рассуждений. В диалектических концепциях понятия бытия и небытия рассматривались как противоположности, предполагающие друг друга, как диалектическое единство при определяющей роли бытия. Однако, наряду с этими представлениями, существовали попытки понятие «бытие» вывести из «небытия». В современных условиях существования человеческой цивилизации возрождение интереса к «небытию», связано с целым рядом глобальных проблем, способных весь мир превратить в «небытие».

    Как и любая философская категория, бытие отражает предельно общие свойства вещей и процессов. Она фиксирует, во-первых, факт их существования в прошлом, настоящем и будущем, и, во-вторых, в своем существовании они объединяются со всем тем, что есть в мире, т.е. бытие – это существование мира как беспредельной и непреходящей целостности. Но существование явлений мира бывает двух родов: как объективная реальность, существующая вне человеческого сознания (например, явления и предметы природы), и субъективная реальность, существующая только в нашем мышлении, воображении (мысль, понятия, идеи). Эти две реальности тесно связаны между собой, их единство, охватывающее все возможные состояния материального и духовного мира, и обозначается категорией бытия.

    Философский смысл категории бытия характеризуется двумя особенностями:

    - она обозначает существование мира как беспредельного и непреходящего целого. Мир существует не только здесь и сейчас, но везде и всегда, он не имеет ни начала, ни конца, ни во времени, ни в пространстве;

     - однако этот факт не означает, что мир везде такой, каков он здесь и сейчас, и что он будет всегда таким, то есть бесконечно многообразный мир непрерывно изменяется.

    Проблема бытия, реальности чего-либо — это фундаментальная  мировоззренческая и методологическая проблема. Дело в том, что объективную реальность, действующую во всех существующих вещах и явлениях, мы не в состоянии охватить своим мышлением ни  во всем ее объеме, ни во всех способах ее проявления. Критерий реальности несводим к критерию чувственной достоверности.

    Существование реальности трансцендентной, например бытие Бога, есть чрезвычайно сложный вопрос. «Онтологическое доказательство бытия Бога» уже рассматривалось. Философы придерживаются разных мнений относительно того, возможно ли в прин­ципе — с точки зрения логики — такое доказательство. Для религиозной веры здесь нет сомнений, для нее это скорее «опытный факт». Вопрос в том, можно ли доказать бытие Бога неверующему[5].

    Проблема реальности имеет огромное значение для науки.

     Во-первых, это относится к разнообразным «необычным явлениям». Возьмем, например, экстрасенсорные феномены, связанные с излучением живыми системами энергии и информации. В силу своей крайней необычности эти явления многим представляются загадочными, таинственными, даже сверхъестественными. Но ведь, как показывают многочисленные опыты и  наблюдения, эти явления существуют. Следовательно, они естественны в своем реальном бытии. Поэтому можно сказать, что само представление о сверхъестественном характере этих явлений обусловливается не сущностью этих явлений, а ошибочным пониманием их сущности.

    Точно так же мышление современного человека занято поисками внеземного разума, хотя у некоторых это и вызывает насмешки.

    Естественным человек  считает  то,  что существует и действует согласно известным современной науки законам, т.е. то, что вписывается в исторически сложившуюся на  сегодняшний день научную картину мира. Естественное в таком смысле не надо переоценивать, а «сверхъестественное» — соответственно недооценивать.

    Во-вторых, известно, что и реальность, и истина об этой реальности, и смысл даже самих развитых частных наук есть всегда частные виды и реальности, и истины и что все это доступно и даже  необходимо в пределах некоторой специальной области, но это способно утратить и саму предметную область, и истинность, и осмысленность за ее пределами.

    Различные научные понятия в ходе исторического развитии переходили из области чисто теоретической в вещественную, приобретали «материальный статус» и наоборот. Долгое время атомы и молекулы, электрон, ген и т.п. существовали только как удобные теоретические схемы, причем господствовало убеждение, что «их никто не видел и не увидит». Но достаточно быстро, под влиянием ли поразительных экспериментов типа измерения заряда одного-единственного электрона, или появления глубокой теоретической концепции — двойной спирали ДНК (т.е. структуры гена) все эти понятия «овеществились», приобрели исключительно прочный материально-бытийный смысл. С другой стороны, весьма убеди­тельное для современников понятие эфира как материальной суб­станции, светоносной среды, столь же быстро «развеществилось» после создания теории относительности.

    Таким образом, бытие – это философская категория, обозначающая существование независимого от сознания человека объективного мира и самого сознания, единство объективной и субъективной реальности.

    3. Основные типы и формы бытия.

    Современная материалистическая философия понимает бытие как такую категорию, которая охватывает все сущее — как мате­риальные, так и духовные феномены. Бытие не отождествляется и не сводится лишь к материальным образованиям, а включает в себя и мир человеческого духа, все духовные явления, которые по своей сути являются идеальными. Вместе с тем следует помнить, что бытие не является чем-то аморфным, а всегда имеет опреде­ленную структуру, оно структурировано.

    Вследствие этого можно выделить следующие, относительно самостоятельные, формы бытия[6]:

    1) бытие природы, которое детализируется и в свою очередь разделяется на бытие девственной природы (т. е. бытие вещей и процессов, которые существуют независимо от человека и его дея­тельности) и на бытие рукотворной природы (или бытие вещей и процессов, созданных людьми).

    Природа безгранична в простран­стве, времени и вечна. Вторая, или очеловеченная природа зависи­ма от первой. С одной стороны, во второй природе воплощен ма­териал первой, иными словами объективная, первичная реаль­ность, с другой — в ней воплощены труд, воля и знания человека, его душа. Вторая природа — это орудия и условия работы, средства связи, потребности человеческого духа — все то, что составляет цивилизованное бытие, материальную и духовную культуру;      

    2) бытие человека, в котором для удобства анализа следует вы­делить телесное существование человека как части природы и специфическое человеческое бытие.

    Человек является частью природы и в этом отношении под­чиняется действию ее законов. Наличие тела предопределяет смертность человека, он втянут в диалектику бытия — небытия и, как все тела природы, проходит состояния возникновения, ста­новления и гибели. Человеческое тело, как и все тела природы, подвержено действию закона сохранения вещества и энергии, т. е. его составляющие переходят в другие состояния естественной природы. Для существования человеческого тела необходимо повседневное его воспроизведение (питание, защита от холода и других опасностей). Материализм уделяет этим фактам первооче­редное внимание, считая, что материя первична, а дух, созна­ние — вторично. Для того чтобы мыслить, необходимо обеспечить жизнь человеческому телу. Отсюда — необходимость со­хранения жизни, самосохранения человека и выживания челове­чества, а это выражается в потребности иметь питание, одежду, жилье, чистую окружающую среду;

    3) бытие духовного, которое существует как индивидуализиро­ванное духовное и объективное (внеиндивидуальное) духовное. Бытие индивидуализированное духовное — это внутренний мир человека. Он охватывает сознательное и бессознательное. При таком подходе  дух — это понятие, тождественное индивидуальному сознанию, а в узком понимании — это мышление. Сознание — это способность головного мозга человека целенаправленно отражать бытие мира, преобразовывать его в образы и понятия. Оно существует как не­видимый процесс впечатлений, ощущений, переживаний, мыс­лей, а также идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов. Сознание имеет необратимый характер, быстротечный и неодно­родный. По форме этот процесс хаотичен, но вместе с тем у него есть определенный порядок, устойчивость, структура, та или иная степень дисциплины и воли.

    Сознание человека является одновременно и его самосозна­нием, т. е. осознанием своего тела, мыслей и чувств, своего отно­шения к другим людям и своего положения в обществе, т. е. самопознания. Самосознание — это своеобразный центр нашего сознания.

    Специфика индивидуального сознания — в его смертности, но некоторые его части преобразуются во внеиндивидуальную духовную форму, а также становятся достоянием других людей. В поступках объективируются фрагменты человеческого созна­ния, по ним судят о замыслах, мотивах, целях, идеях людей. Спе­цифика внеиндивидуального духовного бытия состоит в том, что его элементы сохраняются, совершенствуются и свободно пере­мещаются в социальном пространстве и времени;

    4) бытие социального, которое делится на бытие отдельного человека в обществе и бытие самого общества. Каждый человек непрерывно вступает в контакт с другими людьми, является чле­ном разных социальных групп: семьи, производственной общно­сти (коллектива), нации. Таким образом, он существует в тесной связи с другими индивидами. Вся деятельность людей осуществ­ляется в рамках, присущих данному социуму общественных от­ношений: политических, правовых, экономических, моральных и др.

    Таким образом, категория «бытие» это предельно общая философская абстракция, которая объединяет по признаку существования разно­образнейшие явления и процессы природы, человеческие общности и отдельных людей, социальные институты, уровни, формы и состоя­ния человеческого сознания.

    И хотя эти явления и процессы отно­сятся к различным сферам бытия, все они объединены опреде­ленной общей основой. Но можно ли говорить о единстве бес­предельно разнообразного мира? Отвечая утвердительно на этот вопрос, мы приходим к представлению об общей основе всего су­щего.

     

     

    Список литературы

     

    1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М., 2004. - Гл. XX, XXI, XXII.

    2. Гайденко П. П. Бытие и разум // Вопросы философии. - 1997. - №7.

    3. Мир философии. -М., 1991.-4.1.-Разд. 2. -С. 182-248.

    4. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000—2001.

    5. Соколов В. В. Философия Средних веков. М., 2001.

    6. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-изд. М.: Гардарики,  2008.

    7. Философия в вопросах и ответах; Учебное пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. - М., 2003. - Гл. «Онтология».

    8. Философия: Учебное пособие. - Ростов н/Д, 2003. - Гл. III.

    9. Хрестоматия по истории философии: В 3 ч. М., 2001.

    10. Чанышев А. Н. История древней философии. М., 1999.



    [1] Философия в вопросах и ответах; Учебное пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. - М., 2003. - Гл. «Онтология». С. 27-28.


    [2] Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000—2001. С. 241.

    [3] Там же. С. 243.

    [4] Антология мировой философии: Античность. - М., 2001. С. 156.

    [5] Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-изд. М.: Гардарики,  2008.

    [6] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - М., 2004. - Гл. XX. С. 245.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Философская картина мира. Учение о бытии ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.