Содержание
1. Понятие «картина мира». Специфика
философской картины мира........ 3
2. Проблема бытия в философии................................................................... 6
3. Основные типы и формы бытия.............................................................. 12
Список литературы...................................................................................... 15
1. Понятие
«картина мира». Специфика философской картины мира.
«Картина
мира» — важная философская категория. В отличие от категории «материя»,
фиксирующей лишь объективную реальность и её основное свойство — независимость
от человеческого сознания, картина мира дает представление об устройстве,
внутренней организации и развитии всего мира, всего бытия, включая и человека.
Поэтому естественнонаучное представление о строении мира, или
естественнонаучная картина мира, соответствующая тому или иному уровню развития
науки, и прежде всего астрономии, физики, химии, биологии, составляет лишь
часть, или фрагмент более общей и фундаментальной философской категории
«картина мира», лежащей в основании мировоззрения данной эпохи.
В
истории человеческой культуры картина мира постоянно менялась. На ранних этапах
развития философии, когда она еще во многом зависела от религии и
религиозно-мифологических представлений, картина мира была
религиозно-философская. В новое время, и особенно в наши дни, в эпоху бурного
научно-технического прогресса, это научно-философская картина.
Назначение философии,
рисующей эту картину мира, состоит в том, что она выдвигает на передний план
задачу познания мира во всех его связях, по всем его многообразии. Она
выдвигает в качестве центральной методологической установки требование изучить
все проявления, все формы бытия, взаимодействие субъективной и объективной
реальности, а не только какой-то одной формы материи или сознания.
Современная
научно-философская картина мира как бы очерчивает постоянно расширяющееся поле
познания и деятельности человека, выявляет ту область, за которую он несёт
ответственность перед собой и перед грядущими поколениями. Всё это требует
рассматривать мир в единстве и целостности. Рассматривая развитие и изменение
картины мира и опираясь на ленинское определение материи, можно сформулировать
важный мировоззренческий и методологический вывод: миру присуще единство. Что
это означает? Прежде всего, что на основании современных естественнонаучных
представлений о свойствах предметов, окружающих нас на Земле и за её пределами,
в космосе, можно утверждать, что все они имеют единое физико-химическое
строение. Иными словами, любые материальные явления и процессы состоят из
молекул, атомов, элементарных частиц и других видов вещества, а также самых
различных физических полей. Из этого следует, что все материальные явления
могут быть изучены, описаны и поняты человеком на основании науки, эксперимента
и практики, без привлечения каких-либо идеалистических и религиозных воззрений,
без обращения к чему-либо таинственному, сверхъестественному.
Христианское
мировоззрение также утверждает, что мир един, однако видит единство мира в том,
что он создан богом по единому, непостижимому для человека замыслу. В
действительности же подлинное единство мира состоит в его материальности. Из
этого следует, что единый объективный мир есть взаимосвязанное целое,
развивающееся по своим собственным законам. Древний человек считал мир
непознаваемым и хаотическим, таинственным и загадочным, потому что был слаб
перед лицом слепых стихийных сил природы. Современный человек, вооруженный
новейшей научной техникой, приборами и инструментами, уже не считает мир
хаотичным и загадочным. Человек может познать материальный мир как единое
взаимосвязанное целое, может взаимодействовать с ним и преобразовывать его[1].
Вместе с тем единство
мира не сводится лишь к единству его физико-химического строения. Живая природа
не сводится просто и однозначно к молекулам, атомам, элементарным частицам,
кваркам и различным физическим полям. Тем более нельзя свести к ним
общественную жизнь и её носителя — человека, с его желаниями и замыслами,
открытиями и заблуждениями, с его разнообразной и сложной культурой и
созидательным творчеством. Включение человека и всех форм его жизнедеятельности
в картину мира позволяет установить глубокое единство и взаимосвязь между ним и
созданным им миром культуры, миром технических сооружений, городов и
транспортных магистралей, с одной стороны, и миром живой и неживой природы — с
другой.
Это единство состоит в
том, что бытиё, охватывающее все эти миры, постоянно развивается, усложняется,
причём каждый новый уровень развития надстраивается над предыдущим, вырастает
из него и, вместе с тем создаёт нечто принципиально новое, не существовавшее
ранее. Именно этот процесс позволяет проследить единство мира на всех стадиях его
развития и усложнения — от физических частиц до живых организмов и человека.
Исследование этого единства, углубленный анализ лежащих в его основе
закономерностей — одна из важнейших специфических задач философии.
2. Проблема
бытия в философии
Учение о
бытии получило название «онтология» (от греч. ontos — сущее и logos — учение). Этот термин ввел в XVII в. немецкий философ Г. Гоклениус. Под онтологией понимают отдельную
отрасль философского знания, суть которой обнаруживается при анализе отношений,
связей и взаимодействий между такими категориями и понятиями, как «человек»,
«мир», «бытие», «материя», «сознание», «пространство», «время», «движение» и
др.
Глагол
«быть» в прошедшем, настоящем, будущем времени, а также связка «есть» принадлежат
к числу наиболее употребительных слов во многих языках («есть» — в русском, «ist» — немецком, «is» — английском, «est» — французском). Философия
использует термин «быть», «бытие» для определения не просто существования, а
того, что гарантирует существование. Поэтому слово «бытие» получает в
философии особое содержание, понять которое возможно, только обратившись к
философской проблеме бытия.
Проблема
бытия принадлежит к так называемым «вечным вопросам» философии, поскольку она
касается наиболее существенных параметров человеческой жизни, а,
следовательно, и мировоззрения человека. Вопрос о сущности бытия, способах и
формах его существования рассматривался уже философами Древнего мира. Так,
древнегреческий философ Парменид считал, что бытие существует, оно
неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия, нет.
Все эти идеи содержатся в его утверждении: «Следует говорить и думать, что сущее
есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет». Бытие не может
возникать, исчезать или изменяться, утверждал он, считая бытие совершенным,
вечным и неизменным. Его аргументация основывалась на недопущении противоречия.
Бытие может возникнуть лишь из небытия, но ведь небытия нет, а значит неоткуда
и возникать. Точно также доказывалось, что бытие не может ни измениться, ни
исчезнуть. Лишь бытие объявляется достойным объектом для познания, ибо все
несовершенное и изменчивое не дает возможности знания[2].
Иную
мысль высказал Гераклит. Он считал, что стабильного, устойчивого бытия
нет вообще, сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия.
Космический огонь Гераклита (основа мира) в наглядно-образной форме выражает
бытие как вечное становление[3].
Платон
обосновал другую,
прямо противоположную традицию в толковании бытия. Бытие — это мир идей,
являющихся истинными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие
противопоставляется Платоном неистинному, под которым имеются в виду доступные
человеческим чувствам вещи и явления. Платон объединил интуиции Гераклита и Парменида,
создав учение о двух родах бытия: подлинном (умопостигаемом) и неподлинном
(чувственном). Неподлинный вид бытия присущ видимым вещам, а подлинный -
невидимым идеям. Идеи - вечны, совершенны и неизменны, тогда как вещи -
временны, подвержены изменениям и несовершенны. Вещи зависимы от идей, ибо
представляют собой их копии. Идеи существуют вне пространства и времени, т.е.
трансцендентны миру. Вещи существуют в пространстве и во времени, т.е.
имманентны миру[4].
В
современной философской мысли также существуют противоположные взгляды
относительно, сущности бытия. Так, экзистенциализм, который обрел
значительное влияние в 20—60-е годы XX в., объектом философии признает внутреннее бытие человека, которое
имеет название экзистенция. Экзистенция — это иррациональное в мире человека,
составляющее его неповторимость и противостоящее «предметному бытию». Неотомисты
высшей реальностью признают «чистое бытие», понимая его как божественное
первоначало, имеющее духовное содержание. Представители неопозитивизма считают,
что отношение мышления к бытию является псевдопроблемным, поскольку философский
анализ не распространяется на объективную реальность, а ограничивается лишь
непосредственным опытом или языком. Проблема бытия изначально включала два
подхода в ответе на вопрос: что избрать первоначалом философствования: бытие
или небытие? «Бытие» противопоставляется «небытию». Небытие (ничто) – это
категория для обозначения того, чего нет, что не существует.
Для
подавляющего большинства философских систем понятие «бытие» понималась как
исходный, основополагающий момент всех последующих рассуждений. В
диалектических концепциях понятия бытия и небытия рассматривались как
противоположности, предполагающие друг друга, как диалектическое единство при
определяющей роли бытия. Однако, наряду с этими представлениями, существовали
попытки понятие «бытие» вывести из «небытия». В современных условиях
существования человеческой цивилизации возрождение интереса к «небытию»,
связано с целым рядом глобальных проблем, способных весь мир превратить в
«небытие».
Как и
любая философская категория, бытие отражает предельно общие свойства вещей и
процессов. Она фиксирует, во-первых, факт их существования в прошлом,
настоящем и будущем, и, во-вторых, в своем существовании они объединяются со
всем тем, что есть в мире, т.е. бытие – это существование мира как
беспредельной и непреходящей целостности. Но существование явлений мира бывает
двух родов: как объективная реальность, существующая вне человеческого сознания
(например, явления и предметы природы), и субъективная реальность, существующая
только в нашем мышлении, воображении (мысль, понятия, идеи). Эти две реальности
тесно связаны между собой, их единство, охватывающее все возможные состояния
материального и духовного мира, и обозначается категорией бытия.
Философский
смысл категории бытия характеризуется двумя особенностями:
- она
обозначает существование мира как беспредельного и непреходящего целого. Мир
существует не только здесь и сейчас, но везде и всегда, он не имеет ни начала,
ни конца, ни во времени, ни в пространстве;
-
однако этот факт не означает, что мир везде такой, каков он здесь и сейчас, и
что он будет всегда таким, то есть бесконечно многообразный мир непрерывно
изменяется.
Проблема
бытия, реальности чего-либо — это фундаментальная мировоззренческая и
методологическая проблема. Дело в том, что объективную реальность, действующую
во всех существующих вещах и явлениях, мы не в состоянии охватить своим
мышлением ни во всем ее объеме, ни во всех способах ее проявления. Критерий реальности
несводим к критерию чувственной достоверности.
Существование
реальности трансцендентной, например бытие Бога, есть чрезвычайно сложный
вопрос. «Онтологическое доказательство бытия Бога» уже рассматривалось.
Философы придерживаются разных мнений относительно того, возможно ли в принципе
— с точки зрения логики — такое доказательство. Для религиозной веры здесь нет
сомнений, для нее это скорее «опытный факт». Вопрос в том, можно ли доказать
бытие Бога неверующему[5].
Проблема
реальности имеет огромное значение для науки.
Во-первых,
это относится к разнообразным «необычным явлениям». Возьмем, например,
экстрасенсорные феномены, связанные с излучением живыми системами энергии и
информации. В силу своей крайней необычности эти явления многим представляются
загадочными, таинственными, даже сверхъестественными. Но ведь, как показывают
многочисленные опыты и наблюдения, эти явления существуют. Следовательно, они естественны
в своем реальном бытии. Поэтому можно сказать, что само представление о
сверхъестественном характере этих явлений обусловливается не сущностью этих
явлений, а ошибочным пониманием их сущности.
Точно
так же мышление современного человека занято поисками внеземного разума, хотя у
некоторых это и вызывает насмешки.
Естественным
человек считает то, что существует и действует согласно известным
современной науки законам, т.е. то, что вписывается в исторически сложившуюся на
сегодняшний день научную картину мира. Естественное в таком смысле не надо переоценивать,
а «сверхъестественное» — соответственно недооценивать.
Во-вторых,
известно, что и реальность, и истина об этой реальности, и смысл даже самих
развитых частных наук есть всегда частные виды и реальности, и истины и что все
это доступно и даже необходимо в пределах некоторой специальной области, но
это способно утратить и саму предметную область, и истинность, и осмысленность
за ее пределами.
Различные
научные понятия в ходе исторического развитии переходили из области чисто
теоретической в вещественную, приобретали «материальный статус» и наоборот.
Долгое время атомы и молекулы, электрон, ген и т.п. существовали только как
удобные теоретические схемы, причем господствовало убеждение, что «их никто не
видел и не увидит». Но достаточно быстро, под влиянием ли поразительных
экспериментов типа измерения заряда одного-единственного электрона, или
появления глубокой теоретической концепции — двойной спирали ДНК (т.е.
структуры гена) все эти понятия «овеществились», приобрели исключительно
прочный материально-бытийный смысл. С другой стороны, весьма убедительное для
современников понятие эфира как материальной субстанции, светоносной среды,
столь же быстро «развеществилось» после создания теории относительности.
Таким
образом, бытие – это философская категория, обозначающая существование независимого
от сознания человека объективного мира и самого сознания, единство объективной
и субъективной реальности.
3.
Основные типы и формы бытия.
Современная
материалистическая философия понимает бытие как такую категорию, которая охватывает все
сущее — как материальные, так и духовные феномены. Бытие не отождествляется и
не сводится лишь к материальным образованиям, а включает в себя и мир
человеческого духа, все духовные явления, которые по своей сути являются
идеальными. Вместе с тем следует помнить, что бытие не является чем-то
аморфным, а всегда имеет определенную структуру, оно структурировано.
Вследствие
этого можно выделить следующие, относительно самостоятельные, формы бытия[6]:
1) бытие
природы, которое детализируется и в свою очередь разделяется на бытие
девственной природы (т. е. бытие вещей и процессов, которые существуют
независимо от человека и его деятельности) и на бытие рукотворной природы (или
бытие вещей и процессов, созданных людьми).
Природа
безгранична в пространстве, времени и вечна. Вторая, или очеловеченная природа
зависима от первой. С одной стороны, во второй природе воплощен материал
первой, иными словами объективная, первичная реальность, с другой — в ней
воплощены труд, воля и знания человека, его душа. Вторая природа — это орудия и
условия работы, средства связи, потребности человеческого духа — все то, что
составляет цивилизованное бытие, материальную и духовную культуру;
2) бытие
человека, в котором для удобства анализа следует выделить телесное
существование человека как части природы и специфическое человеческое бытие.
Человек
является частью природы и в этом отношении подчиняется действию ее законов.
Наличие тела предопределяет смертность человека, он втянут в диалектику бытия —
небытия и, как все тела природы, проходит состояния возникновения, становления
и гибели. Человеческое тело, как и все тела природы, подвержено действию закона
сохранения вещества и энергии, т. е. его составляющие переходят в другие
состояния естественной природы. Для существования человеческого тела необходимо
повседневное его воспроизведение (питание, защита от холода и других
опасностей). Материализм уделяет этим фактам первоочередное внимание, считая,
что материя первична, а дух, сознание — вторично. Для того чтобы мыслить,
необходимо обеспечить жизнь человеческому телу. Отсюда — необходимость сохранения
жизни, самосохранения человека и выживания человечества, а это выражается в
потребности иметь питание, одежду, жилье, чистую окружающую среду;
3) бытие
духовного, которое существует как индивидуализированное духовное и
объективное (внеиндивидуальное) духовное. Бытие индивидуализированное духовное
— это внутренний мир человека. Он охватывает сознательное и бессознательное.
При таком подходе дух — это понятие, тождественное индивидуальному сознанию, а
в узком понимании — это мышление. Сознание — это способность головного мозга
человека целенаправленно отражать бытие мира, преобразовывать его в образы и
понятия. Оно существует как невидимый процесс впечатлений, ощущений,
переживаний, мыслей, а также идей, убеждений, ценностей, установок,
стереотипов. Сознание имеет необратимый характер, быстротечный и неоднородный.
По форме этот процесс хаотичен, но вместе с тем у него есть определенный
порядок, устойчивость, структура, та или иная степень дисциплины и воли.
Сознание
человека является одновременно и его самосознанием, т. е. осознанием своего
тела, мыслей и чувств, своего отношения к другим людям и своего положения в обществе,
т. е. самопознания. Самосознание — это своеобразный центр нашего сознания.
Специфика
индивидуального сознания — в его смертности, но некоторые его части
преобразуются во внеиндивидуальную духовную форму, а также становятся
достоянием других людей. В поступках объективируются фрагменты человеческого
сознания, по ним судят о замыслах, мотивах, целях, идеях людей. Специфика
внеиндивидуального духовного бытия состоит в том, что его элементы сохраняются,
совершенствуются и свободно перемещаются в социальном пространстве и времени;
4) бытие
социального, которое делится на бытие отдельного человека в обществе и
бытие самого общества. Каждый человек непрерывно вступает в контакт с другими
людьми, является членом разных социальных групп: семьи, производственной общности
(коллектива), нации. Таким образом, он существует в тесной связи с другими
индивидами. Вся деятельность людей осуществляется в рамках, присущих данному
социуму общественных отношений: политических, правовых, экономических,
моральных и др.
Таким
образом, категория «бытие» — это предельно общая философская
абстракция, которая объединяет по признаку существования разнообразнейшие
явления и процессы природы, человеческие общности и отдельных людей, социальные
институты, уровни, формы и состояния человеческого сознания.
И хотя
эти явления и процессы относятся к различным сферам бытия, все они объединены
определенной общей основой. Но можно ли говорить о единстве беспредельно
разнообразного мира? Отвечая утвердительно на этот вопрос, мы приходим к
представлению об общей основе всего сущего.
Список
литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия:
Учебник. - М., 2004. - Гл. XX, XXI, XXII.
2. Гайденко П. П. Бытие и разум //
Вопросы философии. - 1997. - №7.
3. Мир философии. -М., 1991.-4.1.-Разд.
2. -С. 182-248.
4. Новая философская энциклопедия: В 4
т. М., 2000—2001.
5. Соколов В. В. Философия Средних веков. М., 2001.
6.
Спиркин А. Г.
Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-изд. М.: Гардарики, 2008.
7. Философия в вопросах и ответах;
Учебное пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. - М., 2003. - Гл.
«Онтология».
8. Философия: Учебное пособие. - Ростов
н/Д, 2003. - Гл. III.
9. Хрестоматия по истории философии: В 3
ч. М., 2001.
10. Чанышев А. Н. История древней философии. М., 1999.