Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Формирование готовности студентов вузов на основе принципа гуманизации высшего образования

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Формирование готовности студентов вузов на основе принципа гуманизации высшего образования
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:25
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Формирование готовности студентов вузов на основе принципа гуманизации высшего образования


    Система высшего образования, имеющая длительную историю, к сегодняшнему моменту накопила достаточно большой опыт в подготовке профессионалов, отвечающих самым высоким требованиям и играющих важную роль в жизни общества. Использование этого богатейшего опыта, его переосмысление через призму современных требований и творческий перенос в современные условия позволили бы более эффективно решать возникшие перед системой высшего образования проблемы. Часть этих проблем сформировалась сравнительно недавно, но, тем не менее, приобрела значительную остроту.

    В условиях развития современного общества все отчетливее выступает одна из этих проблем – осознание необходимости изменения качества образования человека, его ориентация на создание новой системы ценностей, в которой определяющую роль будут играть духовные факторы и готовность к профессиональной деятельности. Эта тенденция тесно связана с развитием процесса высшего образования как процесса гуманизации. Однако, эта проблема не нова. Поэтому для поиска путей ее решения необходимо обратится к опыту прошлого, для того чтобы в ходе ретроспективного анализа рассмотреть, каким образом с помощью гуманизации образования на различных этапах развития системы высшего образования происходило формирование готовности студентов к профессиональной деятельности.

    Формирование готовности к профессиональной деятельности тесно связывалось с идеями гуманизма, изменяющимися  с течением времени и зависящими от социально-экономического и исторического развития общества, что получило отражение в процессе становления высшего образования.

     «Официальная» история высших учебных заведений Univcrsitas inagistrorum et scolarum (сообщество преподавателей и учеников) начинается, как из­вестно, в средние века. Однако прообразы высших учебных заведений существовали и в более раннее время. Это Пифагорейский союз – закры­тое объединение послушников и математиков (VI век до н.э.); философ­ская школа Платона в Древней Греции, которая получила название Ака­демия (IV век до н.э.); Ликей Аристотеля, где особое внимание уделя­лось наукам о природе (философии, физике, математике и др.). Первая в истории европейской культуры система образования формировала не столько специалиста и профессионала, сколько личность, подготовлен­ную к гражданской ответственности, личность с определившимися и востребуемыми обществом ценностными ориентациями. Гимназическое образование, воспитанность сочетались с должным «почитанием богов» и законов, образованностью и эстетической развитостью, включая забо­ту о здоровье и красоте тела – т.е. образование того времени формирова­ло и развивало все те качества человека, которые и сегодня составляют суть понятия «культурный человек»[27].

      Свое развитие идеи гуманизации образования нашли в античной системе образования. Предположения о том, что не следует бояться богов или ожидать от них помощи, вера в то, что человек способен перенести все страдания и сострадать ближнему, что каждый человек достоин счастья и может его достичь, получили свое развитие в Древней Греции.

     История провысшего образования в III веке до н. э. связа­на с именами Птолемея, Архимеда, Евклида, Эратосфена. Наиболее из­вестным образовательным центром в 308 – 246 гг. до н. э. был Музей, основанный Птолемеем в Александрии. Данное учебно-научное учреж­дение было ориентировано на преподавание в основном естествен­нонаучных дисциплин (астрономии, геометрии, географии, физики, ме­дицины и др.). Занятия велись в форме лекций, не отличавшихся, впро­чем, особой системностью. Слушателям была предоставлена не всегда оправданная свобода выбора, что существенно сказывалось на качестве образования. Научные исследования того времени были автономны, дисперсны и не всегда предполагали наличие школы, возглавляемой выдающимся ученым, передаваемые знания – отрывочны и бессистемны[96].

    Таким образом, ориентация на гуманизацию и демократизацию образования (в том её понимании) не всегда приводила к желаемым результатам и не оправдывалась с точки зрения качества получаемых знаний, ориентировала на развитие личности, а не профессиональной готовности.

    Большой интерес в свете исследования образовательного процесса представляет  система обучения того времени, рассматривающая различные формы и методы приобретения знаний  в их целостном единстве. Система обучения того времени лишь отдаленно напоминает со­временные институты высшего образования, однако именно тогда произошла ин­теграция двух видов деятельности (научной и образовательной), которые впоследствии стали признаком высшего образования. Кроме того, интерес вызывает опыт формирования иерархии ценностей на ос­нове мировоззренческих представлений, не потерявший своей актуаль­ности и в настоящее время.

    Формирование христианского мировоззрения, основанного на этике и принципах христианской морали, также внесло свое понимание личностно-смысловой готовности студентов к профессиональной деятельности в процессе образования. Причем здесь на первый план выходит понятие смысла, воплощенное в системе особых моральных норм и ценностей. Например, в идее человеколюбия: «Сия есть заповедь моя, да любите друг друга, как возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих… Я уже не называю вас рабами, что раб не знает, что делает господин его; но я называю вас друзьями,… Сие заповедаю вам, да любите друг друга»[7; С.200]. Идеи гуманизма в образовании не только «научат чему-то, но воссоздает образ души человеческой»[84; С.6].               

      К концу XIII в., основной формой высших учебных заведений являлись университеты, которые, несмотря на свою малочисленность, пре­вратились в важнейшие центры культурной жизни Европы. Они отличались наднациональностью, демократичностью,  богатством интеллектуальной и духовной жизни. Основной их миссией было приобщение молодых людей к совокупности всех видов знаний, развитие интеллекта ради обновления культуры. Общеевропейскую известность в это время приобрели университеты гг. Болоньи, Пари­жа. Монпелье, Оксфорда, Падуи, Саламанки, Кембриджа.

    Таким образом, средневековые университеты рассматривали личностно-смысловую готовность к профессиональной деятельности исключительно как «нравственное улучшение»[1381; С.23].  Данный принцип находит свое отражение в трудах Григория Нисского и Иоанна Лествичника. Августин Блаженный в рассмотривал готовность к профессиональной деятельности как процесс совершенствования учащегося, как динамическое развитие человеческой личности[28; С.158]. Именно позиция Августина Блаженного, ставшего непререкаемым авторитетом в вопросах теологии и философии, вплоть до Фомы Аквинского, легла в основу преподавания в средневековых университетах.

    Эпоха великих географических открытий не внесла дополнений в проблему формирования личностно-смысловой готовности студентов к профессиональной деятельности. В лучшем случае ее связывали с формированием системы моральных и нравственных ценностей.

    В исламском мире прототипами высшего образования были медресе (появившиеся в XI-ХШ веке на Ближнем Востоке) и Высшие  школы Кордовы, Толедо, Севильи (в Испании, которая в то время была мусульманской).  Для данных учебных учреждений также было характерно понимание готовности к профессиональной деятельности как личностного совершенствования. Так, Ибн Баджжа, арабский философ, преподававший в медресе Сарагосы и Гранады, в своей работе «Образ жизни уединившегося» рисует картину нравственного самосовершенствования человека. Он считает, что человек в несовершенном обществе может достичь счастья, слившись с «универсальным активным умом» [131]. Не менее важное значение для проуниверситетской системы Востока имели труды Ибн Рушда. Его идея о постепенном интеллектуальном развитии человечества стала одной из основных в высшей школе на Востоке.

    В основе такого подхода лежит концепция Конфуция.          Он впервые показал, что «фундаментом всего образования и воспитания оказывалось взращивание моральной воли в человеке. Человеческая личность… первичнее и важнее отвлеченного знания» [84; С.16].

      Университетское образование в период Возрождения продолжало тради­ции прошлых эпох по формированию личностно-смысловой готовности к профессиональной деятельности. В боль­шинстве европейских, американских и азиатских университетов «пере­дача личного опыта Учителя» была необходимым компонентом ее формирования. 

    В. Дафельтре, М. Монтень, Т. Мор, Ф. Рабле, Э. Роттердамский и другие развивали идеи о гармоническом развитии личности, связи воспитания с жизнью, развития самодеятельности и активности детей, рассматривая эти качества как основу профессионализма. Так, например, Монтень М. в работе «Опыты» утверждает, что преподаватель и студент – равноправные искатели истины, а наилучший способ обучения – беседа.[150; С.114].

      Заслуга эпохи Возрождения состоит в том, что они впервые сформулировали идеал гармоничного человека, сущностным признаком которого является гармония как соответствие телесной организации человека его духовно-нравственному миру, то есть определили взаимосвязь личностного и смыслового компонентов готовности студентов к профессиональной деятельности. Н.Д. Соколова высказала положение о том, что гуманизм XV-XVI вв. взрастил «нового» человека с такими качествами как: уважение к человеку, вера в его силы [150; C.93].

      Верджерио П., итальянский гуманист, в педагогическом трактате «О благородных нравах и свободных науках» впервые дал систематическое изложение принципов педагогики,  так же отразившихся в университетском образовании. К числу основных принципов гуманистической педагогики им были отнесены такие принципы: взаимосвязь обучения и воспитания, их социальная направленность; светский характер обучения и воспитания; придание решающей роли в образовании гуманитарным дисциплинам (моральная философия, история, риторика); учет возрастных особенностей; признание важности физического воспитания [51; С.140].

      Таким образом, в трудах гуманистов эпохи Возрождения были заложены основы педагогики, характеризующие личностную готовность к профессиональной деятельности: «… уважение к личности, индивидуальности; необходимость гуманизации и гуманитаризации учебно-воспитательного процесса, его индивидуализация, гуманизация отношений «преподаватель-студент» посредством исключения из них насилия и авторитаризма; необходимость создания условий для всестороннего развития обучающихся»[150; C.15]. Эти положения приобретают особую актуальность в современный период, когда проблема формирования готовности к профессиональной деятельности в процессе гуманизации образования вновь выходит на передний план.

      В гуманизме эпохи Возрождения нашли отражение утверждающиеся в то время проявления «эгоистического антропоцентризма в понимании человеческой цивилизации». «Человек был поставлен в центр цивилизации, вследствие чего формировалась новая конечная цель – человек может всемерно использовать окружающую природу, брать из нее все»[124; C.17].

    В конечном итоге это привело к формированию новоевропейской системы образования (бэкониаиская модель образования), соответство­вавшей «отраслевой» структуре общества. Для нее было характерно признание истинным лишь инструментальное знание и освобождение науки от философского анализа. Характерными чертами университетского образования становятся изменения в гуманитарных науках – происходит обособление от естествознания, растет специализация отдельных дисциплин  [58]. Окончательно формируется задача высшего образования не просто дать определенный набор знаний, но и сформировать готовность к профессиональной деятельности и наполнить ее личностно-смысловым содержанием.

    В это время (начало XVIII века) в России не существовало ни науки европейского типа, ни университетов. По Велению Петра I 28 сентября 1724 года создается Российская академия наук и Петербургский универ­ситет. С самого начала университетское образование в России строилось на двух основных принципах, сочетании профессиональной и интеллек­туальной подготовки студентов и объединении в единый организм науки, подготовки кадров всех ступеней (гимназия, университет, Академия Наук). Таким образом, в истории  Российского университетского образования идеи гуманизма и профессиональной готовности присутствовали с самого начала. Они выразились и в провозглашенном равенстве между дворянством и разночинцами, и в преподавании преимущественно на русском языке, и в складывающихся традициях равенства между студентами [64;С. 42].

    После долгих усилий в 1755 г. М. В. Ломоносову (при поддержке И. И. Шувалова) удалось организовать новый университет в Москве. В соответствии с планом Ломоносова в Московском университете были образованы три факультета: философский, юридический и медицинский. Безусловно, что такие предметы как Закон Божий присутствовали в учебной программе, но несли в себе скорее воспитательную, а не образовательную функции [96; С. 54]. Достаточно интересной (и на наш взгляд весьма актуальной и для на­стоящего времени) была методика подготовки специалистов. Свое обучение студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Эти особенности подготовки рассматривались как необходимое условие готовности выпускников к предстоящей профессиональной деятельности.

    Такая методика подготовки специалистов в университете предполагала формирование мировоззрения, основанного на признании ценности человека как личности, его прав на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Именно это способствовало ориентации студента на осознанный и ответственный выбор значимых для него знаний, поведения и поступков в разнообразных жизненных ситуациях.

    В основу системы обучения российских университетов также были положены «немецкие» подходы – жесткие и обязательные программы, обязательное посещение студентами всех курсов лекций и других видов занятий. Вместе с тем, важной особенностью организации учебного про­цесса в университетах России являлось применение таких методов пре­подавания, как наблюдение, опыт, эксперимент, наглядность обучения, что способствовало более прочному усвоению учебного материала и со­действовало образованию у студентов навыков самостоятельной иссле­довательской работы, необходимых в профессиональной деятельности. Студенты не только ставили опыты в специально оборудованных кабинетах и лабораториях, но и привлекались к сбору материалов для словаря русского языка, к составлению учебных пособий, к переводу иностранной научной, учебной и художественной лите­ратуры, к составлению гербариев и коллекций и т.п.

    В это время в Европе и России начинается усиленное социально-экономического развития: рост промышленности и торговли, интенсификация сельского хозяйства, развитие производительных сил и т.д. Это привело к появлению новых типов высших учебных заведений. Окончательно формируются и требования к выпускникам – успешное вступление в профессиональную деятельность сразу же после окончания курса обучения.

    В период правления Александра III развитие высшего об­разования в стране продолжалось. В 80 – 90-е гг. был открыт ряд новых учебных заведений: Томский университет, Женский медицинский инсти­тут в Петербурге, Харьковский технологический институт, политехниче­ские институты в Киеве и Варшаве и др. Это ознаменовало собой новое обращение к проблеме профессиональной готовности, связанное с устремлениями человеческой личности и распространением идей естественных прав человека, в том числе и на образование[150].

    Обращаясь к деятельности западных университетов в этот период, хотелось бы отметить, что формирование профессиональной готовности посредством гуманистических идей играли значительную роль в их истории. Так,  Дж. Дьюи в работе «Демократия и образование. Введение в философию» излагает свои взгляды на гуманистическое воспитание. Позиция ученого основывается на следующих положениях: пропаганда свободы, самостоятельности, независимости человека; признание самоценности как учебных, так и социальных интересов студента; отрицании авторитарности в воспитании и образовании; в процессе обучения необходимо опираться на собственный жизненный опыт личности; развивать такие умения и навыки у  человека, которые имеют для него жизненно важное значение; постоянно изучать явления изменяющегося мира; использовать все возможности для развития личности; решать все основные вопросы обучения и воспитания с учетом потребностей личности, а не на основе их интерпретации педагогами[62].

      Несомненно, идеи Дж. Дьюи имеют большое значение для решения задач образования современных студентов, ибо не утратили актуальность и в настоящее время.

    Новое понимание готовности студентов к профессиональной деятельности было сформировано в период становления Советской власти. Возникшая еще в русле марксистской теории идея «готовности к труду», не могла не отразится в истории высшего образования[48].

    Основные принципы готовности к профессиональной деятельности в этот период рассматривались однонаправлено по отношению к воспитанию, так как речь шла о воспитании подрастающего поколения в духе «коммунистического» или «социалистического» гуманизма, о подчинении всех видов духовной жизни общества идеям коммунистической морали.

    Личностно-смысловой аспект готовности к профессиональной деятельности тесно связывался с системой коллективных ценностей и готовности осуществлять любую трудовую деятельность. Так, А.С. Макаренко отмечал, что профессиональная деятельность предполагает отказ от материальной заинтересованности и установление во главу угла личного удовлетворения и коллективного морального поощрения [111; С.198].

    При этом необходимо отметить, что на различных этапах существования нашего общества и государства цели и содержание такового обучения были не одинаковыми, а точнее говоря, крайне разнились. Так, в эпоху советского строя, подготовку считали необходимым производить к труду вообще. Программной для этого вопроса стала работа А.А. Смирнова «О психологической подготовке к труду», издававшаяся в 1932, 1961 и 1984 годах [148, С. 229-241]. Именно там были изложены основополагающие принципы формирования «человека нового типа» ракурсе подготовки к труду, представляющая собой психолого-педагогическую переработку марксистско-ленинских построений [148, С. 232-237]. К основным таким принципам можно отнести:

    ·   Отказ от материальной заинтересованности как основы эффективного профессионального труда, а установление во главу угла личного удовлетворения и коллективного морального поощрения (личностный смысл – мой вклад в построение социалистического (коммунистического) общества нового типа).

    ·   Упор на дисциплину и самодисциплину, контроль и самоконтроль в условиях процесса подготовки к нему и последующего осуществления.

    Несколько позже, в 1990-х годах, в условиях глобальных социальных, политических и экономических изменений, осуществленных и протекавших на тот момент в нашей стране, возобладала иная – монетаристстическая концепция, проявившаяся не только чисто в политике и экономике, но и в рассматриваемых в данном исследовании вопросах. Монетаристическая теория во главу угла ставит именно деньги и нечего более, главная регулирующая роль в обществе отдана в этих условиях никем и ничем не сдерживаемому рынку. Таким образом, можно сказать, что монетаристическая теория представляет собой обратную советской, полярную точку зрения на вопрос о профессиональной готовности специалиста, которую мы, применительно к теме нашего исследования, можем выразить в следующих постулатах:

    ·   Основа профессиональной деятельности в получении именно материальной выгоды от осуществления профессиональной деятельности(личностный смысл в получении высокой и повышенной материальной выгоды от процесса и результата труда).

    ·   Готовность должна быть, таким образом, привита и развита исключительно к тем видам как профессиональной, так и общей деятельности, которая может обеспечить повышенный уровень материального достатка.

    ·   Мобилизирующим, дисциплинирующим и контролирующим фактором здесь выступает высшая цель в достижении материальной выгоды.

    Новейшая история нашей страны показывает, что описанные выше монитаристические идеалы весьма быстро распространились в нашем обществе и привели к формированию практически нового поколения специалистов, отличающихся именно указанными выше характеристиками с точки зрения личностного смысла подготовки к профессиональной деятельности и ее последующего осуществления. Результаты профессиональной деятельности когорты специалистов, вооруженных именно такими принципами нет необходимости оглашать в данной работе, они видны весьма ярко и их последствия многие отрасли отечественной экономики ощущают до сих пор.

    Исходя из этого, на первый план, сегодня, не однобоко профессиональная подготовка к «зарабатыванию денег», а формирование гармонично развитого специалиста, в котором высокий уровень профессиональной подготовки органично сочетается с гуманистической направленностью личности, осознанно сформированной у специалиста путем целенаправленного воспитательного воздействия.

    Именно эта двуединая характеристика личности специалиста вооруженного глубокими знаниями по избранной профессии и обладающей развитыми гуманистическими принципами отношения к осуществлению профессиональной деятельности призвана, на наш взгляд, противодействовать тоталитарно меркантильному подходу к профессиональным характеристикам и возобладать над ним.  Получение такого результата становиться возможным при использовании эффективных инструментов, одним из которых является гуманистическая парадигма в образовательном процессе.

    Обращение к проблеме формирования личностно-смысловой готовности к профессиональной деятельности с начала 90-х г.г. ХХ века не случайно. Это объясняется целым комплексом социально-экономических причин[43, С. 10]. Тем не менее, именно эти причины сформировали устойчивое понимание готовности к профессиональной деятельности на основе монитаристской концепции.

    Недостатки этих позиций были определены в результате широкого распространения личностный подход в современном высшем образовании. Этот подход, направленный на развитие и преобразование личности, позволил внести в понимание такой педагогической категории как «готовность к профессиональной деятельности» личностно-смысловое содержание.

    Большое количество работ, посвященных разработке положений личностно-ориентированного образования, показывает необходимость и значимость этой проблемы в педагогической науке. В их числе хотелось бы отметить исследования В.В.Краевского[90], Б.С. Гершунского[47], М.И. Махмутова[113],  В.А. Сластёнина[147], Э. Ф. Зеера[69], Н.В. Лежневой[99], А.С. Белкина[20], В.П.. Беспалько[25]. В этих и других исследованиях, посвященных личностно ориентированному образованию, выделяется ряд основополагающих принципов, в том числе:

    1.   Признание учащегося высшей ценностью образовательного процесса, как личности целостной, творческой, как субъекта образовательного процесса, способного не только усвоить «готовые, рафинированные от противоречий истины», но и творчески самореализоваться в личностно-ориентированном процессе их «открытия».

    2.   Опора на положительные качества личности и вера в оптимистическую перспективу ее развития.

    3.   Предоставление личности всех гражданских прав и гарантий их реализации.

    4.   Создание необходимых условий для реализации потребности ощущать себя неповторимой личностью.

    5.   Признание права на уважительное отношение со стороны всех участников образовательного процесса.

    6.   Установление отношений сотрудничества между педагогом и воспитанником с учетом возрастных особенностей.

    7.   Ориентация в развитии на высокий уровень развития ценностного сознания и самосознания, духовной, нравственной, интеллектуальной и методологической культуры личности, способности к сотворчеству и диалогу.

    Делая акцент на личностно ориентированом подходе, необходимо обозначить особенности индивидуального и личностного подходов в системе образования. Необходимо отметить, что доминирование личностного подхода над индивидуальным определяет тот факт, что подход к студенту как личности обеспечивает его развитие, личностный рост и готовность к профессиональной деятельности [19].

      Реализация этого подхода через формирование содержания направленности личности, ее значимых интересов, преобладающих мотивов деятельности, оценок, приоритетов представляет собой развитие ценностных ориентации личности студента[125, С. 38]. Ориентация человека на высшие духовные ценности (жизнь, творчество, свобода, благо, добро, прекрасное), преобладание духовных ценностей над материальными свидетельствует о духовности человека, дает нам основание для выявления результатов процесса гуманизации в процессе формирования готовности к профессиональной деятельности.

    Таким образом, в истории педагогики накоплен значительный опыт формирования готовности к профессиональной деятельности на основе построения гуманистической образовательной системы. На основании вышесказанного, мы можем сделать вывод, что система высшего образования использовала идеи гуманизма для формирования готовности студентов к профессиональной деятельности. Прежде всего, следует назвать следующие положения, которые остаются актуальными для высшего образования  и в настоящее время. Адаптация данных положений в настоящее время, на наш взгляд, может быть весьма плодотворной. К их числу мы относим следующие положения:

    - происходящий в образовательной системе процесс модернизации  все больше привлекает наше внимание к принципам гуманизации и технологиям гуманистического образования и воспитания, рассматриваемым сегодня как эффективные педагогические инструменты формирования личностно-смысловой готовности студента к профессиональной деятельности;

    - однако современная система образования еще не в состоянии обеспечить социальный заказ общества – воспитание человека способного полноценно жить в условиях нестабильности и неопределенности, готового принимать ответственные решения и действовать на основе гуманистических идеалов;

    - целями создания образовательной системы с выраженной направленностью не на простое научение профессии, а в не менее значительной степени формирование личностно смысловой готовности студента к профессиональной деятельности должно стать развитие гуманистических качеств личности, наиболее полно выражает отношение человека к природе, людям, коллективу, обществу в целом, а так же к самому себе, собственной деятельности и к своему будущему[51]. При этом важно не столько  умение пользоваться приобретенными знаниями в решении проблем, сколько возможность самостоятельно видеть проблемы и ставить вопросы, приобретать новые знания и умения, использовать ранее накопленные знания в реальной и конкретной жизненной ситуации;

    - в педагогике необходимо перенести акцент с культурно-образовательной модели, в которой доминирует усвоение систематизированных основ наук, на социо- и культурообразующую роль образования и воспитания. При этом «образование должно стать гуманитарным в самом глубоком смысле этого слова. То есть сформировать достоинство как нерушимое ядро личности, чувство долга перед самим собой, которое в течение всей жизни будет подталкивать к рефлексии по поводу собственного профессионализма; выработать способность к самоконтролю; обрести себя в глубоких связях  с историей и культурой»[163; С.63];

    - современная гуманистическая парадигма образования обладает значительным потенциалом для  перехода к образовательным технологиям, построенным на принципах – фундаментальности, целостности, формировании нравственного императива;

    - педагогический аспект проблемы гуманизма определяет пути всестороннего и гармонического развития молодежи, раскрывает содержание образовательного идеала современного общества. Специфика педагогического аспекта гуманизма состоит в формировании гуманистических убеждений и гуманных отношений, в воспитании человеколюбия и уважения человеческого достоинства.


    Выводы


    1. Анализ философской и психолого-педагогической  литературы показал, что в теории и практике мировой педагогики накоплен значительный опыт  по проблеме формирования личностно-смысловой готовности студентов вузов к профессиональной деятельности. Однако вопросы, связанные с определением личностно-смысловой составляющей в обозначенной проблеме, остаются до сих пор недостаточно исследованными, не в полной мере изучена роль гуманитарных дисциплин для активизации рассматриваемого процесса.

     2. В ходе исследования уточнены понятия «ценностно-смысловая готовность студентов к профессиональной деятельности», понимаемое нами  как двуединство способности специалиста с одной стороны эффективно решать производственные задачи, саморазвиваться и самосовершенствоваться в рамках профессии на основе интеграции специальных знаний, умений и навыков, мотивации деятельности, а также, что не менее важно, личностно обусловленных человеческих качеств, формирующихся посредством гуманистического образования и воспитания выраженного в определенном уровне развития личности.  

    3. Рассмотрение  образовательного процесса вуза позволило нам выделить систему приоритетных принципов построения гуманитарных курсов: диверсификации, прагматизации и интернационализации обучения и    выделить компоненты, связанные с компонентами структуры личностно-смысловой готовности студентов к профессиональной деятельности соответственно: ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности) – мировоззренческий компонент; мотивационный (положительное отношение к профессии, интерес к ней, ответственность за выполнение задач) – личностный компонент; операционный (владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями и др.) – оценочный компонент; волевой (самоконтроль, самомобилизация, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей) – когнитивный компонент.

    4. Изучение основных подходов к профессиональной деятельности, средств ее развития позволило обозначить систему педагогических условий, способствующих  формированию личностно-смысловой готовности студентов к профессиональной деятельности:

    - рабочие программы гуманитарных курсов ориентированы на профессиональное и личностное саморазвитие и самореализацию студента вуза в условиях профессиональной деятельности;

    - в основе гуманитарных курсов положен комплекс заданий, который отражает принципы развития творческой рефлексивной и коммуникационной направленности личности студента;

    - между преподавателями и студентами будет реализован демократический стиль общения.



    Список использованной литературы

    1. Азаров, Ю. Студент : возможности личностного роста [Текст] / Ю.  Азаров // Высшее образование в России. – 2002. – № 1. – С. 50–57.

    2.   Айнштейн, В. Преподаватель и студент: практика общения [Текст] / В. Анштейн // Высшее образование в России.  – 2000. –  № 6.  – С. 35–39.

    1. Акимов, А. Е. Суперпространство гуманной педагогики [Текст] / А.Е.  Акимов // Три ключа. Педагогич. вестник. Вып. 6. – М., 2003. – С. 13– 15.
    2.  Актуальные проблемы управления образования в регионе [Текст] : сб. научно-методических материалов / Под ред. С. А. Репина. – Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2001. – Вып. 1 (17). – 238 с.

    5.   Александрова, В. Г. Духовная традиция гуманной педагогики [Текст] / В. Г.Александрова. – М. : Изд–во МГУ, 2003. –224 с.

    1. Алексашина, И. Новая философия образования : пути и проблемы становления [Текст] / И. Алексашина // Директор школы. – 2001. – № 1. – С. 71–74.
    2. Амонашвили, Ш. А. Школа жизни [Текст] / Ш.А. Амонашвили.– М. : Издат. дом Шалвы Амонашвили, 2000. –114 с.
    3.  Амонашвили, Ш. А. Педагогическая симфония  Ч. 1. [Текст] / Ш. А. Амонашвили. – Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 1993. –224 с.
    4.  Андреев, В. М. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.М. Андреев. – Казань : Изд-во Казанского университета, 1998. –168 с.
    5.  Асмолов, А. Г. Личность : психологическая стратегия воспитания [Текст] / А. Г. Асмолов // Образование. –2002. –  № 1. – С. 17–32.
    6. Артамонова, Е.И. Философско-педагогические основы формирования духовной культуры современного учителя: [Моногр. 1 / [Текст] / Е.И. Артамонова; Моск. пед. гос. ун-т. – М.: Прометей, 2005. – 198 с.
    7.  Атутов, П. Р. Методологические проблемы национально-регионального образования [Текст]  / П. Р. Атутов, М. М.  Будаева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 25–32.
    8.  Афанасьев, Ю. Н. Universitas humana. Гуманитарный университет третьего тысячелетия [Текст] / Ю. Н.  Афанасьев.– М. : РГГУ, 2000. – 464 с.
    9.  Афонина, Т. М. Педагогика : курс лекций и семинарские занятия [Текст] / Т. М. Афонина, О. А. Лебедушкина. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. – 512 с. (Серия “Учебники и учебные пособия”).
    10.  Балл, Г. А. Анализ педагогического воздействия и его педагогическое воздействие [Текст] / Г. А. Балл, М. С. Бугрин // Вопросы психологии. – 1994. –  № 4. – С. 19–22.
    11.  Балл, Г. А. Нормы деятельности и творческая активность личности [Текст] / Г. А. Балл // Вопросы психологии. – 1990. – № 2. – С . 25–32.
    12.  Баранов, А. А. Влияние социальной дифференциации на образовательные ориентации горожан [Текст] / А. А. Баранов, Н. Г. Иванова // Социс. – 2003. – № 2. – С. 72–78.
    13.  Батышев, С. Я. Реформы профессиональной школы : опыт, поиск, задачи, пути реализации [Текст] / С. Я.  Батышев. –  М..: Высш. шк., 1987. – 340 с.
    14.  Беликов, В. А. Философия образования личности : Деятельностный аспект : Монография. [Текст] / В. А. Беликов. – М. : Владос, 2004. – 357с.
    15.  Белкин, А. С. Возрастная педагогика [Текст] / А. С. Белкин. – Екатеринбург : Изд-во УрГПУ, 1999. – 272 с.
    16.  Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? [Текст] / А. С. Белкин. – М. : Просвещение, 1991. – 170 с.
    17.  Белозерцев, Е. П. Русское образование: уроки истории, идеи и принципы [Текст] / Е. П. Белозерцев //Alma mater. – 1994. –№ 5. – С. 18–24,  № 6. – С. 15–19.
    18.  Беляева, Л. А. Актуальные проблемы гуманитарного познания [Текст] / Л. А.  Беляева // Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе: перспективы модернизации / Материалы VI Международной научно-практической конференции, 17 мая 2002 г. – Екатеринбург. – 2002. – С. 13–25.
    19.  Берулава, М. Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах : Теор. – методол. аспект [Текст] / М. Н. Берулава, А. А. Пинский. – Томск : Томск. ун-т, 1988. – 221 с.
    20.  Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В. П. Беспалько.– М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО “МОДЭК”, 2002. – 352 с.
    21.  Библер, В. С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы [Текст] / В. С. Библер // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 4. – С. 34–58.
    22.  Бим-Бад, Б. М. Педагогические течения в начале XX века. Лекции по педагогической антропологии и философии [Текст] / Б. М. Бим-Бад. – М. : Изд-во «Университет РАО», 2003. – 208 с.
    23.  Блаженный Августин [Текст] / А. Блаженный. – М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2002. – 224 с.
    24.  Боброва, С. Е. Формирование гуманитарного типа знания как фундаментальная задача университетского образования. В 3 ч. Ч. 1. [Текст] / С. Е.  Боброва // Труды Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика высшей школы: ценностные ориентиры обновления содержания образования».– М. : Уникум-центр, 2001 – 104с.
    25.  Бодалев, А. А. О взаимосвязи общения и отношения [Текст] / А. А.  Бодалев // Вопросы психологии. – 1994. – №1. – С. 16–21.
    26. Бодалев, А. А. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях [Текст] / А. А.  Бодалев // Советская педагогика. – 1991. – № 5. – С. 11–19.
    27.  Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. – №  4. – С. 11–17.
    28.  Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан // : Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2001. – 304 с.
    29.   Боровская, С. В. Педагогические условия повышения эффективности профессионально-творческой самообразовательной деятельности будущего учителя [Текст] : дис. … канд. пед. наук. / С. В. Боровская. – Челябинск : ЧГПУ, 1999. – 175 с.
    30.  Борщенюк, В. Н. Теоретические основания и  организационно-педагогические условия реализации комплексной модели регионального профессионального образования (на материалах Нижневартовского региона Ханты-Мансийского автономного округа) [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук. / В. Н. Борщенюк. – Томск, 2001. – 16 с.
    31.  БСЭ [Текст]. Ч. 1. – М.: Советская энциклопедия, 1972. – 623 с.
    32.  Буева, Л. П. Человек : деятельность и общение [Текст] / Л. П.  Буева. – М. : Мысль, 1978. – 216 с.
    33.  Булгаков, С. Н. Философский смысл троичности [Текст] / А. Г. Придчин // Из истории гуманистической мысли. – М. : Изд-во МГУ, 1993. – 517 с.
    34.  Булынский, Н. Н. Особенности формирования содержания образования в современных образовательных учреждениях [Текст] / Н. Н. Булынский, А. И. Берсенев // Теоретические и практические проблемы профессионального образования в современных образовательных учреждениях : Межвуз. сб. науч. трудов. – Челябинск : ЧГАУ, 2002. – С. 4 – 12.
    35.   Бурмистрова, Н. А. Психолого-медико-психологическое сопровождение образования обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии [Текст] / Н. А. Бурмистрова // :  сб. науч.-метод. материалов. – Челябинск : гл. управл. образов. и науки Челяб. обл., 2002. – 101 с.

    41.  Варданян, Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога) [Текст] : автореф. дис. … д-ра психол. наук / Ю.В. Варданян. – М., 1999. – 38 с.

    1.  Вербицкая, Л. Н. Гуманитарное образование в современной России [Текст] / Л. Н. Вербицкая // Высшее образование в России. – 1996. – № 1. – С. 79-84.
    2.  Верепцов, А. И. Влияние рынка труда на профессиональную ориентацию студентов [Текст] : автореф. дис. … канд. соц. наук. / А. И. Верепцов. – Екатеринбург, 2003. – 21 с.
    3.  Виленский, М.Я. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя [Текст] : Учеб. пособие / М.Я. Виленский, С.Н. Зайцева – М.: Прометей, 1993 – 115 с.
    4.  Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С. М. Вишнякова. – М. : НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
    5.  Возрастная психология : Детство, отрочество, юность [Текст]: Хрестоматия : Учеб. пособие для студ. пед. вузов / В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 624 с.
    6.   Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века [Текст] / Б. С. Гершунский. – М. : Педагогическое общество России, 2002. –  512с.
    7.  Гончаров,  И. Ф.  О комплексном подходе к  делу обучения и воспитания учащихся в техникумах в свете решений XXV съезда КПСС : метод. рекоменд. [Текст] / И. Ф. Гончаров. – М., 1978. – 63 с.
    8.  Горобцов, А. В.  О формировании содержания подготовки современных специалистов [Текст] / А. В. Горобцов // Регионализация вузовского образования. Состояние и проблемы. / Материалы межвуз. науч.-метод. конференции, 2-3 февр. 2000 г. – Новосибирск. – 2000. – 77 с.
    9.   Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст] / М. Т. Громкова // : Учеб. пособие для вузов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.  (Серия  «Педагогическая школа. XXI век».)
    10. Гуманистические образовательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) [Текст] / Е. И. Соколова, Н. П. Селиванова.– М.: Педагогическое общество России, 1988. – 336 с.
    11.  Данилюк, А. Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств. [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... докт. пед. наук. – Ростов–на–Дону, 2001. – Режим доступа: http://www.oim.ru/reader.asp.
    12.  Девятова, С. В., Купцов, В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования [Текст] / С. В. Девятова, В. И. Купцов // Социально-политический журнал. – 1995. – № 6. – С. 107 – 115; 1996. – № 1. – С. 125 – 132.
    13.  Демченко, О. Н. Проблемный метод в преподавании философии. // Проблемы современного образования в специфических региональных условиях : Материалы региональной научно-практической конференции, 22-25 апреля 2003 г. / О. Н. Демченко.– Норильск, 2003. – 264 с.
    14.  Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире [Текст] : Учеб. пособие для студ. вузов. по пед. специальностям / А. Н. Джуринский. – М. : Владос, 1999. – 199 с.
    15.  Димов, В. М. Актуальные проблемы образования [Текст] / В. М. Димов, Л. В. Лесная // Социально-политический журнал. – 1995. – № 2. – С. 169 – 183.
    16.   Долженко, О. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего образования [Текст] / О.  Долженко // Alma mater. – 2000. – № 10. – С. 25 – 30.
    17.  Дудина, М. Н. Педагогика : долгий путь к гуманистической этике [Текст] / М. Н. Дудина. – Екатеринбург : Наука (Уральское отдел.), 1998. – 312 с.
    18. Дурай-Новакова, К.М. Акмеологические особенности творческой готовности к профессиональной деятельности организаторов сельского здравоохранения [Текст]со: автореф. дис. … канд. пед. наук. / К. М. Дурай-Новакова. – Владимир, 2004. – 22с.беннльского здравоохранения».
    19. Дуранов, М. Е. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. [Текст] / М. Е. Дуранов, В. И. Жернов, О. В. Лешер. – Челябинск. : ЧГПИ, 1996. – 315с.
    20.  Дусавицкий, А. К. Развитие личности в учебной деятельности [Текст] / А. К. Дусавицкий. – М., 1996. – 238 с.
    21.  Дьюи, Д. Демократия и образование [Текст] / Д. Дьюи // - М. : Педагогика – Пресс, 2000. – 382 с.
    22.  Жильцов, Е. Н. Проблемы финансово-экономической деятельности высшей школы [Текст] / Е. Н. Жильцов // Молодежь, образование, рынок : сб. науч. трудов. – М.: НИИВО, 1992. – 39 c.
    23.  Жуков, В. И. Университетское образование: история, социология, политика [Текст] / В. И. Жуков. – М. : Академический  Проект, 2003. – 384 с.
    24.  Загвязинский, В. И. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания [Текст] / В. И. Загвязинский, Ш. А. Амонашвили, А. Ф. Закирова // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 3 –11.
    25.  Загвязинский, В. М. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. М. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Академия, 2003. – 208 с.
    26.  Закон Российской Федерации «Об образовании»  // Высшее образование в России. – 1992. – № 3. – С. 5 – 35
    27.   Зевина, Д. Цель или средство? [Текст] / Д. Зевина // Высшее образование в России. – 2002. – № 2. – С. 87 – 92.
    28.   Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования : компетентностный подход [Текст] / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. – 2004. – № 3. – С. 42–53.
    29.  Зеер, Э. Ф. Психология   профессионального образования [Текст] / Э. Ф. Зеер. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 397 с.
    30.  Зеер, Э. Ф. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста [Текст] / Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова.  – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. – 245 с.
    31.  Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А.Зимняя // : Учебник для вузов. – 2-е изд., доп. и испр. и перераб. – М. : Лотос, 2000. – 384 с. 
    32.  Золотарев, И. И. Образовательные программы и государственные стандарты [Текст]  /И. И. Золотарев, А. Г. Ивасенко // Регионализация вузовского образования. Состояние и проблемы / Материалы межвуз. науч.-метод. конференции, 2-3 февр. 2000 г.  – Новосибирск, 2000. – 77 с.
    33.  Зорина, Л. Я. Отражение идеи самоорганизации в содержании образования [Текст] / Л. Я. Зорина // Педагогика. – 1996. –  № 4. – С. 45 – 52.
    34. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб. : Изд-во «Питер», 2000. – 512 с.
    35.  Каган, М. С. Человеческая деятельность [Текст] / М. С. Каган. – М. : Просвещение, 1974. – 334 с.
    36.  Кагерманьян, В. С. Влияние развития науки, техники, экономики и культуры на содержание высшего и профессионального образования [Текст] / В. С. Кагерманьян, М. Г. Гарунов, Л. Г. Семушкина. – М., 1996. – 44 с.
    37.  Казанцева, Л. А. Дидактические основы применения исследовательского метода в условиях гуманизации образования [Текст] : автореф. дис. … док. пед. наук. / Л. А. Казанцева. – Казань, 1999. – 36с.
    38.  Карпова, Ю. А. Инновации, интеллект, образование. Монография [Текст] / Ю. А. Карпова. – М. : Изд-во МГУЛ, 1998. – 262 с.
    39.   Клинберг, Л. Проблемы теории обучения [Текст] / Пер. с нем. – М. : Просвещение, 1970. – 391 с.
    40.  Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров // : для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2001. – 176 с.
    41.  Коллегов, А. А. Общепедагогические аспекты подготовки специалистов на младших курсах. [Текст] / А. А. Коллегов, В. Л. Куровский // Проблемы современного образования в специфических региональных условиях / Материалы региональной научно-практической конференции, 22-25 апреля 2003 г. – Норильск, 2003. – 264 с.
    42.   Конституция Российской Федерации [Текст]. – СПб. : Регата, Издат. дом «Литера», 2000. – 48 с.
    43.  Конфуций и его школа [Текст]. – М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 176 с.
    44.  Концепция интеграции академической науки и высшего гуманитарного образования [Текст]. – 2-е изд. – Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 1999. – 36 с.
    45. Косов,  Б. Б. Личность : актуальные проблемы системного подхода [Текст] / Б. Б. Косов // Вопросы психологии. – 1997. –  №7. – С. 73–77.
    46.  Косюк, Л. К. Центральная фигура – ученик как личность. Из опыта создания личностно ориентированной системы обучения [Текст] / Л. К.  Косюк // Директор школы. – 1995. – № 5. – С. 28–35.
    47.  Коханович, Л. И. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе [Текст] / Л. И. Коханович и др. //– М. : НИИВО, 1994. – 28 с.
    48.  Коханович, Л. И. Гуманитаризация высшего образования : опыт, поиски, проблемы [Текст] / Л. И. Коханович, Р. Ф. Махова, Ю. И. Куфтырев, Л. И. Мигалин и др. // Система воспитания в высшей школе : Обзор информ. – М. : НИИВО, 1992. – Вып. 3. – 40 с.
    49.  Краевский, В. В. Воспитание или образование? [Текст] / В. В. Краевский // Педагогика. – 2001. – №3. – С. 3–10.
    50.  Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2001. – 992 с.
    51.  Куваев, С. П. Профессиональное сознание и профессиональная мотивация как направления формирования социально-компетентной личности учащихся [Текст] / С. П. Куваев, Л. В. Толпечина // Социально-гуманитарное образование в средней и высшей школе : перспективы модернизации / Материалы VI Международной научно-практической конференции, 17 мая 2002 г. – Екатеринбург. – 2002. – С. 36–41.

    93.   Кузин, Ф. А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты [Текст] / Ф. А. Кузин // : Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – 6-е изд., доп. – М.: Ось, 1989. – 203 с.

    1.  Куркин, Е. Б. Управление образованием в условиях рынка [Текст] / Е. Б. Куркин. – М. : Новая школа, 1997. – 144 с.
    2.  Лавров, П. Л. Философия и социология. Избранные произведения [Текст] : в 2 т. / И.С. Книжкина-Ветрова. – М. : Мысль, 1965. – 1 т. – 752 с., 2 т. – 703 с.
    3.  Ладыжец, Н. С. Развитие идеи западного университета [Текст] / Н. С. Ладыжец. – Ижевск : Филиал изд–ва Нижегородского университета при УдГУ, 1991. –  84 с.
    4.  Леванова, Е.А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком [Текст] : Метод. пособие / Е. А. Леванова. – М. : Академия, 2007. – 222 с.
    5. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования [Текст] : Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / М. М. Левина. – М. : Академия, 2001. – 270 с.
    6.  Лежнева, Н. В. Мониторинг учебно-воспитательного процесса при личносто-ориентированном обучении [Текст] / Н. В. Лежнева. – Челябинск, 1999. – 221 с.
    7. Лежнина, Л.В. Готовность к профессии как результат непрерывного образования [Текст] / Л.В. Лежнина // Классический университет в российском образовательном пространстве (к 90-летию Пермского государственного университета): материалы Междунар. науч.-метод. конф. (Пермь, Перм. ун-т, 11-14 октября 2006г.) / Перм. ун-т.- Пермь, 2006. – С. 393–394.
    8.  Леоньтев, А. А. Педагогическое общение [Текст] / А. А. Леоньтев, М. К. Кабардов. – М., 1996. – 395 с.
    9.  Леонтьева, В. Гуманистические перспективы образования [Текст] / В. Леонтьева // Высшее образование в России. – 1999. – № 4. – С. 33–38.
    10.  Лихачев, А. Е. Антропологический принцип в отечественной педагогике [Текст] / В. И. Панова, В. П. Лебедева // Учителю об экологии детства. - Черноголовка: Издательский отдел ЦКФЛРАО, 1995. –  С. 77–96.
    11.  Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций [Текст] : Учеб. пособие для студ. пед. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2000. – 523 с.
    12. Лихачев, Д. С. Великое наследие [Текст] / Д. С. Лихачев // – М. : Изд-во «Современник», 1979. – 366 с.
    13. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов // – М. : Наука, 1984 – 444 с.
    14. Лоншакова, Н. А. Региональный вуз и рынок труда : Проблемы адаптации [Текст] / Н. А. Лоншакова // Социс. – 2003. – № 2. – С. 68–72.
    15.  Лузик, Э. Разработка и внедрение критериально-ориентированных тестов достижений по учебным дисциплинам [Текст] / Э.Лузик. – Киев, 1996. – 173 с.
    16. Лукацкий, М. А. Философия образования : История становления и болезни роста [Текст] / М. А. Лукацкий // Образование и общество. – 2004. – №2  – С. 76 – 80.
    17. Маврина, И. А. Социальность как сущностная характеристика современного образования [Текст] : автореф. … д-ра пед. наук. / И. А. Маврина. – Тюмень, 2000. – 44 с.
    18. Макаренко, А. С. Избранные педагогические сочинения [Текст] / А. С. Макаренко // В 2 ч. Ч. 1. – М. : Педагогика, 1978. – 512 с.
    19. Маслоу, А.  Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – М. : Просвещение, 1970. – 316 с.
    20. Махмутов, М. И. Теория и практика проблемного обучения [Текст] / М. И. Махмутов. – Казань : Таткнигиздат,  1972. – 551с.
    21. Мещеряков, А. С. Теоретические основы проектирования содержания профессионального образования. Методологический аспект : Монография [Текст] / А. С. Мещеряков, В. В. Шапкин. – Пенза : Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2000. – 156 с.
    22. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А. В. Мудрик. – М., 1984.
    23. Найсер, У. Познание и реальность [Текст] / У. Найсер. – М. : Просвещение, 1981. – 319 с.
    24. Неустроев, Г. Н. Профессионально-личностный рост педагога и студента в процессе обучения [Текст] / Г. Н. Неустроев. – Челябинск : Челяб.  гос. агроинженерный  ун-т, 1998. – 148 с.
    25. Нужнова, С. В. Педагогические условия развития профессионального мышления студентов вуза (на примере изучения общеобразовательных дисциплин) [Текст]: дис. … канд. пед. наук. / С. В. Нужнова. – Челябинск, 2002. – 166 с.
    26. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст] / Г. М.Андреева, Я. Яноушека. – М. : Академия, 1987. – 166 с.
    27. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – М. : Изд-во «Советская энциклопедия», 1964. – 900 с.
    28. Осницкий,  А. К. Проблемы исследования субъектной активности [Текст] / А. К. Осницкий // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – С. 12–22.
    29.  Осницкий,  А. К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики [Текст] / А. К. Осницкий. – Нальчик, 1996. – 154 с.
    30.  Основы педагогических технологий : Краткий толковый словарь [Текст] / А.С. Белкин. – Екатеринбург : Издательство УрГПУ, 1995. – 22с.
    31.   Педагогическая энциклопедия [Текст] : в 4 т. / А. Г. Александров, А. В. Арциховский; гл. ред. Н. А. Каиров. – М. : Советская энциклопедия, 1996. – 1, 3, 4 т.
    32.  Педагогические технологии [Текст] : Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / В.С. Кукушкин.  – М. : ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с. (Серия «Педагогическое образование»)
    33.  Петракова, Т. И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков [Текст] : автореф. дис. …  д-ра пед. наук. / Т. И. Петракова. – М., 1999. – 27 с.
    34.  Петровский, А. В. Субъектность : новая парадигма в образовании [Текст] / А. В. Петровский // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 1 – С. 121 – 122.
    35. Пищулин, В. Г. Университет в провинции: теория и практика организации университетского образования в условиях филиала [Текст] / В. Г. Пищулин.  – Челябинск : Фрегат, 2002. – 274 с.
    36. Подласый, И. П. Педагогика : Новый курс [Текст] / И. П. Подласый, А. В. Коржуев : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 576 с.: ил.
    37. Поляков, В. А. Производительный труд школьников [Текст] / П.Р. Атутов. – М. : Педагогика, 1986. – 119 с.
    38.  Попков, В. А. Дидактика высшей школы [Текст] / В. А.Попков //: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2001. – 136 с.
    39.  Попков, В. А., Коржуев, А. В. Учебный процесс в вузе : состояние, проблемы, решения [Текст] / В. А.Попков, А. В. Коржуев // – М. : Из-во МГУ, 2000. – 432 с.
    40.  Психологическая диагностика детей и подростков [Текст] / К. М. Гуревич, Е. М. Борисова. – М. : Международная педагогическая академия, 1995. – 360 с.
    41.  Пугачева, Е. Синергетический подход к системе высшего образования [Текст] / Е. Пугачева // Высшее образование в России. – 1998. – № 2. – С. 99–101.
    42.  Разбегаева, Л. П. Теория и практика гуманитарного образования : ценносто-коммуникативный подход [Текст] : автореф. дис. … д-ра пед. наук. / Л. П. Разбегаева. – Волгоград, 2001. – 41 с.
    43.  Ратанова, Т. А., Шляхта, Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности [Текст] / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. – М., 1998. – 320 с.
    44.   Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс // – М. : Прогресс, 1994. – 480 с.
    45.  Российская педагогическая энциклопедия [Текст] : в 2 т. / В. В. Давыдов. – М. : Большая сов. энциклоп., 1999. – 1 т.  – 669 с.
    46.  Руденко, В. Н. Цивилизационно-культурологическая парадигма развития университетского образования [Текст] / В. Н. Руденко, О. В. Гукаленко // Педагогика. – 2003. – № 6. – С. 32–39.
    47.  Рюмшина, Л. И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов [Текст] / Л. И. Рюмшина // Вопросы психологии. – 2000. – № 1. – С. 19–22.
    48. Санжаева, Р.Д. Проблема определения готовности к профессиональной деятельности [Текст] / Р.Д. Санжаева // Научно-методический журнал «Вестник Владимирского Государственного педагогического университета». Выпуск 15. Владимир: Издательство «Нерль», 2007  – С. 30–47.
    49. Санкин, Л. Гуманистическая среда воспитания [Текст] / Л. Санкин, Г. Тонконогая // Высшее образование в России. – 2003. – № 6. – С. 44 – 51.
    50.   Сериков, Г. Н. Управление образованием : Системная интерпретация [Текст] / Г. Н.Сериков // : Монография. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998. – 664 с.
    51.  Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]  В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : Академия, 2002. – 576 с.
    52.  Сластёнин, В. А. Гуманистическая парадигма образования  как основа формирования отечественной стратегии профессиональной подготовки учителя [Текст] / В. А. Сластёнин, В. Н. Шиянов. – М. : Просвещение, 1996. – 284 с.
    53. Сластенин, В. А. Технология профессионально-личностного развития будущего учителя, его готовность к организации воспитательного процесса в образовательном учереждении  [Текст] : Науч.-метод. рек. / М-во образования РФ / В. А. Сластенин  и др. – М. : Новый учебник, 2003. – 169 с.
    54.  Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность [Текст]  В.А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М. : Магистр, 1997. – 221 с.
    55.  Смирнов, А.А. О психологической подготовке к труду [Текст]    / А.А. Смирнов – М.: Просвещение, 1984. – 96 с.
    56.   Смолин, О. Н. Долгосрочные ориентиры российского образования [Текст] / О. Н. Смолин // Человек. – 2003. – № 5. – С. 25 – 52.
    57.  Соколова, Н. Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике [Текст]. – Екатеринбург : Изд-во Уральского Государственного Педагогического Университета, 1992. – 110с.
    58.   Сохраняева, Т. В. Ценности образования на фоне меняющегося образа человека [Текст] / Т. В. Сохраняева // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – С. 48 – 64.
    59.  Стоунс, Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения [Текст] / Н. Ф. Талызина //  – М., 1984. – 409 с.
    60.   Сушенцева, Л. И. Гуманистическое мироотношение : сущность, специфика, диалектика [Текст] : дис. … канд. филос. наук. – / Л. И. Сушенцева. –Екатеринбург, 1994. – 133 с.
    61.  Тангян, С. А. Высшее образование в перспективе XXI столетия [Текст] / С. А. Тангян // Педагогика. – 2000. – № 2. – С. 3–10.
    62.  Тарханова, С. В. Адаптация студентов как  компонент формирования гуманитарной среды вуза [Текст] / С. В. Тарханова // Теоретические и практические проблемы профессионального образования в современных образовательных учреждениях : Межвуз. сб. науч. трудов. – Челябинск : ЧГАУ, 2002. – С. 25–27.
    63. Ушакова, М. В. Высшая школа современной России : тенденции и прогнозы [Текст] / М. В. Ушакова // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 4. – С. 166 – 179.
    64.   Философский словарь [Текст] /Под ред.  И.Г. Фролова. – 5-е изд. – М. : Политиздат, 1986. – 620 с.                                         
    65.  Философский энциклопедический словарь [Текст] / С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. // – 2-е изд. – М. : Сов. энциклопедия. – 815 с.
    66.  Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе : Методология, цели и содержание, творчество [Текст] / Ю. Г.Фокин // : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Академия, 2002. – 224 с.
    67.    Фромм, Э. Психоанализ и этика [Текст] / Э. Фромм // – М. : Республика,  1993. – 342 с.
    68.  Холодная, М. А. Психология интеллекта : парадоксы исследования [Текст] / М. А. Холодная. – Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1997. – 392с.
    69.  Хуторской, А. В. Дидактичекая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А .В. Хуторской. – М. : Из-во МГУ, 2003 – 416 с.
    70.  Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст] / Д. В.Чернилевский // : Учеб. пособие для вузов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 437 с.
    71.  Шабунин, Л. Е. Педагогические основы гуманитарной подготовки студентов технического колледжа к профессиональной самоорганизации [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук.  /Л. Е. Шабунин.– Липецк, – 2000. – 18 с.
    72.  Шадриков, В. Д. Социальные науки и гуманитаризация высшего образования в России [Текст] / В. Д. Шадриков // Высшее образование в России. –  1992. – № 3 – С. 45–52.
    73.  Шамова  Т.И. Управление образовательными системами [Текст] / Т. И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.И. Шибанова // : Учеб. пособие для вузов. – М. : Академия, 2002. – 382 с.
    74. Шиянов, Е. Н. Гуманистическая педагогика России : становление и развитие [Текст] / Е. Н.Шиянов, Н. Б. Ромаева // : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М. : Народное образование; Илекса; Ставрополь : Сервисшкола, 2003. – 336 с.
    75. Щуркова, Н. У. Педагогическая технология [Текст] / Н. У. Щуркова. – 2-е изд. доп. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.
    76.  Эмоции и личность [Текст] / Ю. П. Строков. – Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1998. – 148 с.
    77.  Энциклопедия профессионального образования [Текст] : в 3-х т. / С. Я. Батышев. – М. : Росс. акад. образования, 1998 – 1 т. – 566 с.
    78.  Якиманская, И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения [Текст] / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1995. – № 2. – С. 44–52.
    79.  Яковлева, Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач [Тескт] : дис.  … д-ра пед. наук. / Н. М. Яковлева. – Челябинск. – 1992. – 403 с.
    80.  Ярушева, С. А. Педагогические условия развития профессионального интереса у студентов вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин [Текст] : дис. … канд. пед. наук. / С. А. Ярушева. – Челябинск, 2002. – 183 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Формирование готовности студентов вузов на основе принципа гуманизации высшего образования ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.