Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Характеристика конфискации по уголовному праву

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Характеристика конфискации по уголовному праву
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:26
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Введение

    1. История развития законодательства о конфискации

    2. Сравнительно-правовой анализ зарубежного законодательства о конфискации

    3. Понятие, правовая природа и место конфискации в системе мер уголовно-правового характера

    Литература



     

    ВВЕДЕНИЕ


    В теории уголовного права в последние годы ведется активный поиск альтернативных наказаниям, связанным с изоляцией от общества, мер уголов­но-правового характера.  Среди  мер уголовно-правового характера одно из центральных мест занимает конфискация имущества, регламентация которой в российском зако­нодательстве претерпела достаточно противоречивые трансформации. С момента принятия Уголовного кодекса РФ 1996 г. уголовное законодательство о конфискации имущества изменялось дважды. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» конфискация имущества исключена из системы наказаний.

    Конфискация как вид наказания или иная мера уголовно-правового характера начиная с древнего мира рассматривается по существу всеми государствами в качестве необходимого и эффективного сред­ства противостояния преступности и борьбы с ней. В целом ряде основопола­гающих международных конвенций государствам – участникам рекомендуется или даже предписывается предпринимать меры в соответствии с их правовыми системами по применению конфискации имущества, полученного преступным путем, доходов от него, орудий, средств и предметов преступления.

    Конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера призвана стать важным правовым средством воздействия на общественные отношения, связанные с совершением преступлений. Социально-правовая значимость конфискации имущества проявляется в том, что ее применение призвано обеспечить восстановление социальной спра­ведливости и, одновременно, устранить экономическую основу современной преступности, приобретающей все более организованный, агрессивно-террористический, корыстный и коррупционный характер. При поиске различ­ных законодательных моделей конфискации имущества необходимо учитывать и интересы нормального функционирования экономических отношений, то есть недопустимо превращать ее в своеобразное орудие экспроприации, передела собственности.

    Конфискация имущества в новом правовом качестве призвана усилить уголовное наказание за совершение преступлений, предусмотренных ст. 104.1 УК РФ, повысить результативность мер правового воздействия на преступников. Это, в свою очередь, должно способствовать дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности, более широкому применению наказаний имущественного характера в том числе штрафа и исправительных работ.

    Общественная значимость исследований конфискации имущества стала еще более очевидной в связи с ее введением в УК РФ в качестве иной меры уголовно-правового характера на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. №153-ФЗ. Это обстоятельство объясняется, прежде всего 1) отказом законодателя от традиционного подхода к конфискации как виду дополнительно­го наказания и, соответственно, новой трактовкой ее юридической природы, 2) половинчатостью и неопределенностью положений закона о конфискации имущества, которые на практике могут свести на нет ее социальное назначение, и 3) несогласованностью соответствующих положений УК РФ, с одной сторо­ны, УПК РФ и УИК РФ, с другой.

    Проблемы конфискации имущества традиционно находились в центре внимания специа­листов в области уголовного и уголовно-процессуального права Они рассмат­ривались в работах, посвященных общим проблемам уголовного права либо дополнительным наказаниям. Известны также отдельные монографические ис­следования и значительный круг научных статей, специально посвященных конфискации имущества. Наиболее весомый вклад в разработку вопросов, связанных с конфиска­цией имущества, внесли П.А. Аветисян, Г.В. Аршба, Г.В. Багаутдинов, Б.В. Бу­латов, Б.Б. Бушная, В.Н. Веселова, А.В. Галахова, М.А. Гаранин, М.Н. Голоднюк, И.И. Голубов, Р.А. Гюльалиева, Ю.М. Демин, А.И Друзин, А.А. Жижиленко, З.З. Зинатуллин, А В Кобахидзе, В.М. Корнуков, Л.Л. Крутиков, Ю.И. Кулешов, Л.В. Лобанова, П.С. Метельский, А.С. Михлин, И А Марогулова, И А Павлухин, В.А. Пименов, Н.С. Таганцев, П.В. Тепляшин, И.Б. Тутынин, А.В. Федоров, А.Л. Цветинович, К.Н. Шутов, А.И. Чучаев, И.Г. Яшкина и др. Следует, однако, отметить, что многие труды по конфискации имущества выполнены на основе анализа советского законодательства или первоначальной редакции соответствующих норм УК РФ и УПК РФ. Проводимые исследования касались конфискации как вида наказания, которая в настоящее время таковым не является, и поэтому значительно устарели.

     

    1. История развития законодательства о конфискации

    В своем историческом развитии конфискация имущества как мера правового воздействия прошла ряд основных этапов, основу анализа которых составляют источники действовавшего в тот период законодательства[1]. Они отражают определенные этапы развития Российского государства, что позволяет глубже понять происходящие в обществе явления и события того периода.

    Первый этап связан с дореволюционными источниками русского права. Так, уже ранние редакции Русской Правды (Краткая и Пространная) содержали нормы, упоминающие о конфискации имущества. Это наказание применялось за поджог, разбой, казнокрадство и другие опасные преступления. Так, ст. 7 Русской Правды (пространная редакция) устанавливала: «Будеть ли стал на разбои без всякоя свады, то за разбойника люди не платять, но выдадять и всего с женою и с детьми на поток и на разграбление»[2].

    Дальнейшее законодательное развитие конфискации имущества содержится в Артикуле воинском от 26 апреля 1715 г. Несмотря на то, что Артикул воинский изначально предназначался, прежде всего, для военнослужащих и должен был применяться военными судами, многие его нормы предусматривали ответственность и за общие уголовные преступления. В Артикуле предусматривались различные виды наказаний, в том числе имущественные, которые чаще всего применялись к офицерам. К их числу относится штраф, вычет из жалования, конфискация имущества[3].

    Новое развитие институт конфискации имущества получил в принятом 8 апреля 1782 г. Уставе благочиния или полицейском[4]. Его принятие было вызвано наметившимся обострением социальных противоречий, что привело к реорганизации местного административного и судебного аппарата. Виновные в приеме посторонних лиц для проживания, несообщении о вновь прибывших явных свидетельств или добрых порук подлежали суровому наказанию, вплоть до ссылки на галеры и конфискации имущества или битья кнутом и ссылки на каторгу.

    Важной вехой развития российского уголовного законодательства стало принятие в 1845 г. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных[5]. Согласно ст. 61 Уложения, «к наказаниям как уголовным, так и исправительным присоединяется, в некоторых определяемых законами случаях, церковное покаяние, по распоряжению духовного начальства осужденных. Определяется также в случаях, именно законом означенных, и конфискация всех или части принадлежащих осужденным вещей или других имуществ». Конфискация имущества, согласно ст. 277 Уложения, предусматривалась за участие в бунте или заговоре против власти верховной, а также в государственной измене. При этом предусматривалась конфискация всего родового и благоприобретенного виновными имущества.

    Следующий этап в развитии законодательства о конфискации начинается с Октябрьской социалистической революции (1917 г.) и заканчивается принятием УК РФ 1996 г. если до октябрьской революции 1917г. рос­сийский законодатель довольно сдержанно относился к конфискации имущест­ва с точки зрения ее фискальной функции, то в советский период она стала рас­сматриваться в качестве одной из острых форм репрессии в отношении пред­ставителей «эксплуататорских» классов, своеобразного орудия экспроприации частной собственности.

    Уже в Постановлении Всероссийского Революционного Комитета № 513 от 28  ноября  1917 г.  говорилось, что «лица, занимающиеся тайной, выделкой или продажей алкоголя, его суррогатов или вообще алкогольных напитков, предаются военно-революционному суду и подвергаются штрафу вплоть до конфискации имущества»[6]. Данным постановлением предусмотрен запрет на занятие индивидуальной трудовой деятельностью без соответствующего на то разрешения, где в качестве правовой меры воздействия, наряду со штрафом, предусматривалась конфискация имущества.

    В этот период принимаются решительные меры по противодействию взяточничеству и спекуляции. Так, 8 мая 1918 г. принят Декрет СНК РСФСР «О взяточничестве», в котором устанавливалось, что «если лицо, виновное в даче или принятии взятки, принадлежит к имущему классу и пользуется взяткой для сохранения или приобретения привилегий, связанных с правом собственности, то оно приговаривается к наиболее тяжелым, неприятным и принудительным работам, и все его имущество подлежит конфискации»[7]. Классовый подход к назначению наказания того периода состоял в том, что виновный приговаривался к наиболее тяжелым, неприятным и принудительным работам, а все его имущество подлежало конфискации.

    Период гражданской войны (1918-1920 гг.) отличается созданием правовой базы для укрепления существующего режима. Конфискация имущества предусматривалась «Положением о революционных военных трибуналах», утвержденным декретом ВЦИК от 20 ноября 1919 г., а также Декретом СНК РСФСР от 16 апреля 1920 г. «О реквизициях и конфискациях». Право конфискации предоставлялось, в частности, Президиуму ВЧК, революционным трибуналам и народным судам[8].

    17 октября 1921 г. был издан специальный Декрет СНК «О порядке реквизиции и конфискации имущества частных лиц и обществ»[9], который определил, что конфискацией считается безвозмездное принудительное отчуждение государством имущества, применяемое как наказание по приговорам народных судов, революционных трибуналов и чрезвычайных комиссий по делам, по которым последним предоставлено право вынесения приговора, а равно по распоряжению административных властей и в случае конфискации, применяемой в виде наказания. Органы власти, производящие конфискацию, обязаны были оставить владельцу конфискуемого имущества и членам его семьи предметы домашнего обихода, орудия мелкого или кустарного производства, если они служат средством к существованию и не являются предметами эксплуатации труда, а также продукты питания, необходимые для личного потребления осужденного и его семьи на срок не менее 6 месяцев.

    Конфискация имущества была самым распространенным наказанием по УК РСФСР 1922 г. Так, из 200 статей Особенной части кодекса конфискация упоминалась в 55 статьях (28%). Применялась конфискация за так называемые контрреволюционные преступления, за преступления против порядка управления, хозяйственные и воинские преступления. Конфискация предусматривалась как основным, так и дополнительным видом наказания.

    22 ноября 1926 г. 2-й сессией ВЦИК XII созыва был принят УК РСФСР, который введен в действие с 1 января 1927 г. Он более детально урегулировал особенности назначения наказания. Раздел четвертый «О мерах социальной защиты, применяемых по Уголовному кодексу в отношении лиц, совершивших преступление», в ст. 20 предусматривал возможность применения в качестве мер социальной защиты полную или частичную конфискацию имущества (п. «л»). Развивая это положение, ст. 40 рассматриваемого УК РСФСР закрепляла, что «Конфискация имущества состоит в принудительном и безвозмездном отчуждении в пользу государства всего или точно определенного судом имущества осужденного, являющегося его личной собственностью или долей в общей собственности». Данное определение содержит указание на принудительный характер и безвозмездность отчуждения имущества, как конструктивный признак рассматриваемой меры правового характера. В этом определении содержится указание на то, что подлежащее конфискации имущество является его личной собственностью или долей в общей собственности[10].

    28 марта 1927 г. постановлением ЦИК и СНК РСФСР был принят «Сводный закон о реквизиции и конфискации имущества»[11], который устанавливал применение конфискации как меры наказания лишь «в случаях, специально предусмотренных, соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РСФСР». Число таких статей было сокращено.

    Принятые 25 декабря 1958 г. Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик в разделе 3 «О наказании» в ст. 21 «Виды наказаний» закрепили, что кроме основных наказаний к осужденным могут применяться дополнительные наказания, в числе которых называется конфискация имущества[12]. Содержание конфискации имущества содержалось в ст. 30 Основ, согласно которой конфискация имущества состояла в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося личной собственностью осужденного. Часть 2 ст. 30 Основ закрепляла положение, согласно которому конфискация имущества может быть назначена только за государственные и тяжкие корыстные преступления в случаях, указанных в законе.

    27 октября 1960 г. был принят Уголовный кодекс РСФСР, который вступил в действие с 1 января 1961 г. Глава четвертая «О наказании» в числе видов наказания предусматривала конфискацию имущества (п. 10 ст. 21), а ст. 22 УК содержала указание о том, что конфискация имущества может применяться только в качестве дополнительного вида наказания[13]. Согласно ч. 1 ст. 35 УК РСФСР 1960 г. «Конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося личной собственностью осужденного. Если конфискуется часть имущества, то суд должен указать какая часть имущества конфискуется, или перечислить конфискуемые предметы». Согласно ч. 2 ст. 35, «не подлежат конфискации предметы, необходимые для осужденного и лиц, находящихся на его иждивении, согласно перечню, данному в приложении к настоящему Кодексу».

    Анализ УК РСФСР 1960 года позволяет сделать вывод о том, что в регламентации наказания в виде конфискации имущества, практически ничего не изменилось. Это наказание могло быть применено как в обязательном порядке, так и по усмотрению суда. Санкции статей 64-69 УК (особо опасные государственные преступления), 77 (бандитизм), 78 (контрабанда), 93 (хищение в особо крупных размерах) и некоторых других предусматривали конфискацию имущества в обязательном порядке. За совершение таких преступлений, как, например, кража, грабеж, разбой, совершенные при отягчающих обстоятельствах, конфискация могла применяться по усмотрению суда.

    Третий этап развития регламентации конфискации имущества приходится на принятие Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 г., который вступил в законную силу с 1 января 1997 года. Предусмотренная в ст. 44 УК РФ система наказаний содержит исчерпывающий перечень их видов, расположенных в определенном порядке с учетом тяжести, где предусматривалась и конфискация имущества - п. «ж». В соответствии с ч. 1 ст. 52 УК РФ конфискация имущества определялась как принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Новым было содержавшееся в ч. 2 данной статьи предписание об установлении конфискации имущества за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений. Не подлежало конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством РФ. Согласно п. «ж» ст. 44 УК РФ, конфискация имущества являлась видом наказания и применялась в качестве дополнительного вида наказания (ч. 3 ст. 45 УК РФ) в случаях, предусмотренных законом.

    В соответствии с Федеральным законом от 08 декабря 2003 г. № 162 конфискация имущества как вид наказания (ст. 52 УК РФ) начиная с 11 декабря 2003 г. признана утратившей силу. Избыточно частое реформирование уголовного законодательства, по справедливому утверждению Р.А. Базарова, обусловливает негативное воздействие на общественное правосознание, правоприменительную практику противодействия преступности[14]. Исключение в декабре 2003 г. из УК РФ конфискации имущества как дополнительного вида наказания вызвало в юридическом мире справедливую негативную реакцию[15].

    Представляется, что отказ законодателя от конфискации имущества, имевший место в 2003 г, нельзя оценить однозначно. С одной стороны, он обоснованно отказался от советского наследия в трактовке конфискации и оп­ределении ее социальной направленности, но с другой – инициаторы такого ре­шения, как говорится, «выплеснули вместе с водой и ребенка», поскольку не предусмотрели конфискацию имущества, приобретенного в результате престу­пления, а также имущества, предназначенного или используемого при совер­шении преступления. Этим самым была исключена возможность применения конфискации в отношении того имущества и доходов от него, которые были приобретены в результате преступных махинаций в процессе приватизации в псевдорыночных условиях 90-х годов прошлого столетия, и, одновременно, го­сударство фактически отказалось от одного из наиболее эффективных рычагов сдерживания и противостояния коррупции, экономической и организованной преступности.

    Однако, в последние годы Россия ратифицировала несколько международных соглашений, которыми в рамках правовой системы государства-участника предусмотрено наличие такой меры, как конфискация[16]. Кроме того, Россия уже давно является участником ряда конвенций, где также фигурирует конфискация[17]. Таким образом, Россия невольно стала нарушителем норм международного права из-за отсутствия конфискации в нашем уголовном законодательстве.

    27 июля 2006 года Федеральным законом № 153-ФЗ наименование раздела VI изложено в следующей редакции: «Иные меры уголовно-правового характера», который дополнен главой 15.1 «Конфискация имущества». Законодательное определение конфискации имущества содержится в ст. 104.1 УК РФ, которое отличается от ранее существовавших определений. В нем содержится указание на предмет конфискации, его виды и условия. Предусматривается возможность конфискации денежной суммы взамен имущества (ст. 104.2 УК РФ) и возмещение причиненного ущерба (ст. 104.3 УК РФ).

    Поводя итог историческому анализу нормативно-правовых актов о конфискации имущества, можно сделать вывод, что конфискация имущества являлась важным правовым средством регулирования общественных отношений, связанных с совершением преступлений, которая способствует предупреждению преступлений, восстановлению социальной справедливости и исправлению осужденного или иных лиц.

    2. Сравнительно-правовой анализ зарубежного законодательства о конфискации

    Эффективность применения уголовного законодательства о конфискации имущества и определение тенденций его развития предполагает изучение зарубежного опыта в данной сфере. В зарубежных странах институт конфискации имущества отличается своими особенностями, касающимися как структуры анализируемых норм, так и их содержания.

    Правовой базой универсализации уголовного законодательства СНГ являлся Модельный Уголовный кодекс, принятый Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств СНГ 17 февраля 1996 г. в разделе III «Наказание», Главы 9 «Понятие, цели и виды наказания» ст. 57 указывалось на то, что конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственность осужденного. Конфискация имущества могла быть установлена законом за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, в случаях, предусмотренных нормами Особенной части. Не подлежало конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством[18].

    В соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162 конфискация имущества как вид наказания (ст. 52 УК РФ) начиная с 11 декабря 2003 г. признана утратившей силу[19]. Однако в других странах СНГ конфискация имущества сохранилась. УК Республики Молдова в разделе 3 «О наказании» содержит положение о том, что кроме основных видов наказаний к осужденным может применяться конфискация имущества, как дополнительное наказание (ст. 21 УК). Согласно ч. 1 ст. 33 УК РМ, конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства имущества осужденного, которое предназначено или использовано им для совершения преступления либо добыто им в результате совершения преступления, а также доходов, полученных в результате использования добытых преступных путем имущества и ценностей. В этом определении воспроизведены такие присущие конфискации признаки, как принудительность и безвозмездность изъятия принадлежащего осужденному имущества. При этом указывается на его принадлежность - добыто в результате совершения преступления. Конфискации подлежат и доходы, полученные в результате использования добытых преступных путем имущества и ценностей. Конфискуются также незаконно полученные деньги и подарки, а стоимость незаконно полученных услуг взыскивается по решению судебной инстанции, а если они не обнаружены, судебная инстанция взыскивает с осужденного эквивалентную денежную сумму, исходя го их стоимости на момент совершения преступления. Не подлежат конфискации предметы, необходимые для осужденного и лиц, находящихся на его иждивении, согласно перечню, данному в приложении к УК Республики Молдова. В случае применения к осужденному конфискации имущества государство не отвечает по долгам и обязательствам осужденного, если они возникли после принятия органами дознания, следствия или судом мер по сохранению имущества без согласия этих органов.

    Уголовный кодекс Азербайджанской Республики определяет конфискацию имущества как принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства орудий и средств, использованных осужденным при совершении преступления, а также имущества, добытого преступным путем (ч. 1.1. ст. 51 УК). Согласно ч. 1 ст. 43 УК АР конфискация имущества применяется только в качестве дополнительного вида наказаний. Указывая на принудительность и безвозмездность изъятия принадлежащего осужденному имущества, законодатель, в первую очередь, предусматривает конфискацию орудия и средства совершения преступления, а затем имущества, добытого преступным путем. Конфискация имущества назначается только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса (ч. 2). Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному и лицам, находящимся его иждивении (ч. 3 ст. 43 УК АР)[20].

    Близким по своему содержанию является предусмотренное в ч. 1 ст. 51 Уголовного кодекса Республики Казахстан понятие конфискации имущества, которая определяется как принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Этим определением подчеркивается деление конфискации на полную и частичную. В соответствии со ст. 39 УК РК конфискация имущества является дополнительным видом наказания. Конфискация имущества устанавливается за преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса, что подчеркивает ограниченный характер ее применения. Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящемся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному уголовно-исполнительным законодательством[21].

    Уголовный кодекс Республики Туркменистан в разделе 3 «Наказание» предусматривает главу 8 «Понятие, цели и виды наказания», которая к видам наказаний относит и конфискацию имущества. В ч. 1 ст. 52 УК РТ конфискация имущества определяется как принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства имущества, являющегося собственностью осужденного и приобретенного способом, запрещенным законом.  Законодательство Республики Туркменистан, таким образом, обращает внимание на предмет конфискации - имущество, приобретенное способом, запрещенным законом. Конфискация имущества устанавливается за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие, совершенные с корыстной целью, и может быть назначена только в случаях, предусмотренных уголовным законом (ч. 2). Из этого следует, что юридическим основанием применения конфискации имущества является, во-первых, совершение преступления определенной категории (средней тяжести, тяжкого и особо тяжкого) и, во-вторых, с корыстной целью. Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении, согласно перечню, данному в Приложении к Уголовному кодексу Республики Туркменистан (ч. 3 ст. 52 УК РТ).

    Статья 42 Уголовного кодекса Кыргызской Республики относит конфискацию имущества к дополнительным видам наказания. Согласно ч. 1 ст. 52 УК КР конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Если конфискуется часть имущества, суд должен указать, какая именно часть имущества конфискуется или перечислить конфискуемые предметы. Конфискация имущества может быть установлена законом за тяжкие или особо тяжкие преступления, а также за корыстные преступления (ч. 2). Конфискация имущества не применяется за совершение преступлений средней тяжести, что сужает количество норм, предусматривающих возможность ее применения. Не подлежат конфискации имущество предметы, необходимые для осужденного и лиц, находящихся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному Уголовно-исполнительным кодексом Кыргызской Республики (ч. 4 ст. 52 УК КР).

    Уголовный кодекс Республики Узбекистан относит конфискацию имущества (ст. 43) к дополнительным видам наказания. Согласно ст. 53 УК РУ конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Конфискация имущества может быть назначена судом только в случае, если она предусмотрена Особенной частью УК. Не подлежит конфискации жилой дом, квартира, предметы домашней обстановки и утвари, одежда и другие предметы, необходимые для нормальной жизнеобеспеченности семьи осужденного. Однако это не распространяется на случаи, когда жилье или нежилые помещения использовались для совершения такого вида особо тяжкого преступления,  как измена государству, и при посягательстве на конституционный строй, Президента Республики Узбекистан, при совершении акта терроризма, диверсии либо если эти преступления сопряжены с умышленным убийством, разбоем, грабежом или другими тяжкими, особо тяжкими преступлениями - они конфискуются в доход государства.

    Согласно ст. 48 Уголовного кодекса Республики Таджикистан, конфискация имущества может быть назначена как дополнительное наказание лишь в случаях, прямо предусмотренных в Особенной части Уголовного кодекса. Понятие конфискации имущества содержится в ст. 57 УК РТ, согласно которой конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства имущества, являющегося собственностью осужденного (ч. 1). Определяя признаки конфискации (принудительность и безвозмездность изъятия), законодатель указывает и категории преступлений, за совершение которых возможно применение данного вида наказания - за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса (ч. 2). Не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении (ч. 3 ст. 57 УК РТ).

    Близким по содержанию является законодательство Республики Украины. Согласно ч. 2 ст. 52 УК РУ, конфискация имущества относится к числу дополнительных видов наказания. Понятие конфискации имущества содержится в ч. 1 ст. 59 УК РУ, согласно которой наказание в виде конфискации имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Если конфискуется часть имущества, суд должен указать, какая именно часть имущества конфискуется или перечислить конфискуемые предметы. Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие корыстные преступления и может быть назначена только в случаях, специально предусмотренных в Особенной части УК РУ (ч.2). Перечень имущества, не подлежащего конфискации, определяется законом Украины (ч. 3 ст. 59 УК)[22].

    Несколько иной подход к конфискации имущества содержится в УК Республики Беларусь, предусматривающем общую и специальную конфискацию. Общая конфискация может применяться к лицам, совершившим преступления, в качестве дополнительного наказания (ст. 48 УК). Согласно ч.1 ст. 61 УК РБ, конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Конфискация имущества устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями УК РБ (ч. 2). Конфискация имущества не может назначаться в качестве дополнительного наказания к штрафу или исправительным работам (ч. 3). При конфискации части имущества суд должен указать, какая часть имущества подлежит конфискации или перечислить предметы, подлежащие конфискации (ч. 4). Не подлежит конфискации имущество, жизненно необходимое для осужденного или лиц, находящихся на его иждивении, согласно перечню, предусмотренному Уголовно-исполнительным кодексом Республики Беларусь (ч. 5). Независимо от категории преступления и вида наказания применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства орудий и средств совершения преступления, принадлежащих осужденному вещей, изъятых из оборота; имущества, приобретенного преступным путем, а также предметов, которые непосредственно связаны с преступлением, если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу (ч. 6 ст. 61 УК РБ).

    Вызывает интерес уголовное законодательство Эстонской Республики, которое, определяя виды наказания (ст. 21 УК ЭР), конфискацию имущества не упоминает. Однако в ст. 33 УК содержится положение о том, что суд может применять к средствам и орудиям совершения преступления, а также к имуществу, добытому преступным путем, специальную конфискацию (ч. 1)[23].

    В уголовном законодательстве Латвийской Республики выделяется полная конфискация всего имущества, принадлежащего осужденному, и частичная. Данная классификация применяется к конфискации как виду уголовного наказания. Согласно ст. 42 УК Латвийской Республики конфискацией имущества является принудительное безвозмездное отчуждение в собственность государства всего или части имущества, находящегося в собственности осужденного (ч. 1). Конфискация имущества может быть назначена только в случаях, предусмотренных Особенной частью УК ЛР. При этом суд, назначая частичную конфискацию имущества, должен конкретно указать, какое имущество подлежит конфискации. Закон определяет не подлежащее конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении (ч. 4 ст. 42 УК ЛР). Этим законоположением учитываются права и законные интересы членов семьи осужденного. Может быть конфисковано также находящееся в собственности осужденного имущество, которое он передал другому физическому или юридическому лицу. Конфискация всего имущества осужденного распространяется как на его личную собственность, так и на его долю в общей собственности[24].

    Анализ норм Уголовного кодекса Франции 1992 г. свидетельствует о сопоставимости основных принципов и институтов российского и французского уголовного права. Это относится, прежде всего, к первоочередной защите личности и назначению наказаний. В разделе 3 «О наказаниях» в главе 1 «О видах наказаний» ст. 131-6 содержится положение о том, что если какой-либо проступок подлежит наказанию в виде тюремного заключения, то могут быть назначены одно или несколько наказаний, лишающих или ограничивающих права виновного. К числу таких наказаний относится и конфискация имущества, применение которой детализировано законом. Конфисковано может быть одно или несколько транспортных средств, принадлежащих осужденному (п. 4), одно или несколько экземпляров оружия, принадлежащего осужденному или находящегося в его свободном распоряжении (п. 7), предусмотрена также возможность конфискации вещи, которая служила или была предназначена для совершения преступного деяния, или вещи, которая от него получена[25].

    Статья 131.21 УК Франции предусматривает наказание в виде конфискации, которая является обязательным для предметов, квалифицированных законом или регламентом в качестве опасных или вредных. Конфискация налагается на вещь, которая служила или была предназначена для совершения преступного деяния, или вещь, которая от него получена, за исключением предметов, подлежащих возвращению. Помимо этого, она может налагаться на любое движимое имущество, определенное законом или регламентом, наказывающим преступное деяние. Если вещь, подлежащая конфискации, не была передана или не может быть представлена, конфискация предписывается по стоимости. Для взыскания суммы, составляющей стоимость вещи, подлежащей конфискации, применяются положения, относящиеся к принудительному заключению. Вещь, подлежащая конфискации, передается государству, за исключением случаев, когда предусматривается ее уничтожение или присуждение, однако она остается обремененной в размере ее стоимости вещными правами, законно установленными в пользу третьих лиц. Содержание рассматриваемых норм свидетельствует о том, что речь идет, прежде всего, о специальной конфискации, т.е. о конфискации орудий и предметов преступления, а также о материальных ценностях, полученных в результате совершения преступления[26].

    УК ФРГ предусматривает главу, посвященную конфискации имущества и изъятию предметов преступления (глава седьмая), которая состоит из параграфов и абзацев, регламентирующих особенности конфискации имущества. В §73 рассматриваются предпосылки конфискации имущества. В них, в частности, говорится о том, что если совершено противоправное деяние и исполнитель или подстрекатель, или пособник получили какую-либо имущественную выгоду от деяния или из него, то суд назначает конфискацию имущества, приобретенного таким образом. Это положение не действует, если потерпевший выдвинул вследствие деяния претензию, исполнение которой лишало бы исполнителя или подстрекателя и пособника стоимости полученного в результате деяния (абз. 1). Назначенная конфискация распространяется и на извлеченную выгоду. Она может распространяться также на предметы, которые приобрел исполнитель или подстрекатель и пособник путем отчуждения приобретенного предмета, или в качестве компенсации за его повреждение, разрушение или изъятие, или на основе приобретенного права (абз. 2). Если исполнитель или подстрекатель и пособник действовали в интересах другого, и последний получил благодаря этому имущественную выгоду, то назначение конфискации направляется согласно абз. 1 и 2 и против него (абз. 3). Конфискация предмета назначается также и тогда, когда он принадлежит или иным образом находится в распоряжении третьего лица, которое получило его в результате преступного деяния, если ему были известны обстоятельства этого деяния (абз.4).

    УК ФРГ предусматривает возможность конфискации денежной суммы взамен имущества (§ 73а.). Если конфискация определенного предмета невозможна вследствие его свойств или по другой причине или невозможна конфискация предмета, его заменяющего, то суд назначает конфискацию денежной суммы, которая соответствует стоимости предмета. Подобное распоряжение суд выносит также наряду с конфискацией предмета, если его стоимость ниже извлеченной субъектом материальной выгоды. Конфискация имущества применяется по усмотрению суда. Конфискация не назначается, если она является неоправданно жестокой мерой по отношению к тому лицу, у которого производится конфискация, а также, если ко времени решения вопроса об этом в имуществе у данного лица нет предметов, приобретенных преступлением, или если приобретенное имеет лишь незначительную ценность (§ 73с).

    Предусмотрена расширенная конфискация (§73d). Если совершено противоправное деяние, предусмотренное Законом, то суд назначает конфискацию предметов исполнителя или подстрекателя и пособника также и тогда, когда обстоятельства свидетельствуют о том, что эти предметы были получены для совершения противоправного деяния или в результате него. Конфискация применяется и тогда, когда предмет не принадлежал или не находился в распоряжении исполнителя или подстрекателя и пособника, но это лицо приобрело его для совершения противоправного деяния или в результате него. Вызывают интерес предусмотренные § 73е последствия конфискации. Если суд выносит решение о конфискации предмета, то собственность на вещь или право на нее переходит к государству одновременно со вступлением в законную силу этого решения, если вещь принадлежит в данное время лицу, относительно которого вынесено решение о конфискации. Права третьих лиц на предмет сохраняются.

    Предусмотрена также конфискация денежной суммы взамен предмета (§ 74с). Если исполнитель или подстрекатель и пособник использовали предмет, в частности, отчуждали или употребляли его до принятия решения об изъятии этого предмета, если последний принадлежал им ко времени совершения деяния, и об изъятии которого могло бы быть вынесено решение, и если они иным образом уклонялись от изъятия предмета, то суд может вынести решение об изъятии у исполнителя или подстрекателя и пособника денежной суммы в размерах, соответствующих стоимости предмета (абз.1). Подобное решение суд может вынести также наряду с изъятием предмета или наряду с ним, если исполнитель или подстрекатель и пособник еще до решения об изъятии обременил предмет правом третьего лица, о погашении или возмещении которого не может быть вынесено решение, а в случае изъятия - нельзя было бы дать соответствующее на этот счет распоряжение; если суд выносит решение наряду с изъятием, то размер стоимости возмещения измеряется по размеру стоимости предмета (абз.2). Если решение о конфискации имущества или изъятии отдельного предмета невыполнимо или недостаточно, то суд может дополнительно назначить конфискацию имущества или конфискацию стоимости отдельных предметов (§76 УК ФРГ)[27].

    Глава 9 УК Дании «Иные правовые последствия наказуемого деяния», предусматривает уголовно-правовые нормы, регламентирующие применение конфискации имущества. В частности, в §75 содержится положение, согласно которому доходы, извлеченные из любого преступного деяния, или сумма, им эквивалентная, могут быть полностью или частично конфискованы. Если размер такой суммы не был достаточно определен, то может быть конфискована сумма, предполагаемая эквивалентной доходам (п. 1). Из этого следует, что конфискация доходов, полученных преступным путем, может быть полной или частичной. В развитие этого положения п. 2 §75 закрепляет: ниже перечисленные предметы также могут быть конфискованы, если это является необходимым с целью предупреждения последующих преступлений или оправдано особыми обстоятельствами: предметы, использованные или использование которых предполагалось в преступном деянии; предметы, созданные преступным деянием; и предметы, благодаря которым преступное деяние было совершено иным образом. Данной нормой предусмотрена возможность вместо конфискации указанных предметов (п. 2) конфисковать сумму, эквивалентную их стоимости или части их стоимости. В соответствии с п. 1 §76 УК Дании конфискация может производиться у любого лица, которому были непосредственно направлены  доходы  от преступного деяния.  Наряду  с  конфискацией предметов, конфискованы могут быть и суммы, эквивалентные их стоимости или части их стоимости. Конфискация может производиться у лица, которое несет ответственность за преступление, или кто действовал от имени такого лица (п. 2).

    Предусматривается также возможность полной или частичной конфискации имущества, принадлежащего лицу, признанному виновным в совершении наказуемого деяния (§76 п. «а» УК Дании). Основанием применения данных видов конфискации является, во-первых, совершенное деяние, которое по своей сути может повлечь значительную выгоду; во-вторых, когда совершенное деяние наказуемо тюремным заключением на срок шесть и более лет, и в-третьих, при совершении кражи при особо отягчающих обстоятельствах (ч. 1 ст. 286 УК Дании). Вызывает интерес содержащееся в §77 УК Дании указание на то, что если при конфискации лицо предъявляет иск о возмещении ущерба в связи с данным преступлением, то конфискованное имущество или суммы, эквивалентные их стоимости или части их стоимости, могут быть использованы для удовлетворения иска о возмещении ущерба. Если преступник выплатил потерпевшей стороне компенсацию в соответствии с приговором, то конфискуемая сумма подлежит соответствующему уменьшению. В соответствии с §77 «а» при наличии причин полагать, что предметы благодаря их свойствам и в связи с другими существующими обстоятельствами могут быть использованы в преступном деянии, они могут быть конфискованы, если данная мера предполагается необходимой для предупреждения преступного деяния[28]. Из этого следует, что конфискации подлежат, прежде всего, доходы, извлеченные из любого преступного деяния, или сумма, им эквивалентная. Конфискуются также предметы, используемые в преступной деятельности или созданные преступным путем. В этом проявляется, прежде всего, предупредительный потенциал рассматриваемых норм.

    Уголовный кодекс Швейцарии в разделе 3 «Наказания, меры безопасности и другие меры» в главе первой «Отдельные наказания и меры» регламентирует особенности применения конфискации имущества и её виды. В нем речь идет о конфискации опасных предметов. Вне зависимости от наказуемости определенного лица судья распоряжается о конфискации предметов, которые служили для совершения преступного деяния или были для этого определены, или были получены в результате совершения преступного деяния, если эти предметы угрожают безопасности людей, нравственности или общественному порядку. Судья может предписать привести в негодность конфискованные предметы или уничтожить их (ст. 58 УК). Анализ данной нормы свидетельствует о том, что применение конфискации напрямую не связано с назначение наказания и является самостоятельным юридическим институтом, призванным обеспечить безопасность людей, нравственности или общественного порядка. В статье 59 УК Швейцарии предусмотрена конфискация имущественных выгод. Судья распоряжается о конфискации имущественных выгод, которые были получены в результате совершения преступного деяния или были предназначены для того, чтобы дать повод для преступного деяния или вознаградить за его совершение, поскольку они не передаются потерпевшему для восстановления правомерного положения. Конфискация исключается,     если третье лицо приобрело имущественные выгоды, не зная об основаниях конфискации и поскольку оно заплатило равноценное вознаграждение, или конфискация может представлять для него несоразмерную суровость. В отличие от законодательства других государств, ст. 59 УК Швейцарии регламентирует сроки давности конфискации имущества: давность конфискации составляет пять лет; если на условное преследование преступного деяния распространяются более длительные давностные сроки, то эти сроки применяются и к конфискации. Конфискация объявляется официально. Претензии потерпевшего и третьих лиц принимаются в течение пяти лет после официального объявления (ч. 1). Если подлежащих конфискации имущественных выгод больше нет в наличии, то судья признает замену требования государства по возмещению убытков. Судья может полностью или частично отказаться от замены требований по возмещению убытков, если предполагается, что они не подлежали взысканию или серьезно препятствовали бы ресоциализации потерпевшего. Согласно ч. 3 ст. 59 УК Швейцарии, судья распоряжается о конфискации всех имущественных выгод, которые находятся в распоряжении у преступной организации. Если объем конфискационных имущественных выгод нельзя установить вообще или только с несоизмеримыми издержками, то судья может сам его оценить[29].

    Свод законов Соединенных Штатов Америки в части 2 «Уголовный процесс» главы 227 «Приговоры» в подразделе «А», рассматривающего общие положения в § 3554 «Приказ об уголовной конфискации», содержит положение о том, что при вынесении приговора подсудимому, который    признан    виновным    в    совершении    преступлений         о злоупотреблении наркотиками, суд в дополнение к основному наказанию постановляет о конфискации имущества подсудимого в пользу Соединенных Штатов. Наряду с конфискацией имущества законодательство США в качестве вида наказания применяет и штраф, который может быть назначен в дополнение к любому другому наказанию. К учету факторов предназначения наказания в виде штрафа § 3572 рассматриваемого Свода законов содержит указание о необходимости изъятия у подсудимого незаконной выгоды от преступления (п. 5). Изъятие незаконной выгоды рассматривается как конфискация имущества, обеспечивающая выплату штрафа. Этим определяется общность социально-правовой сущности конфискации имущества и штрафа как вида наказания[30].

    Конфискация имущества является предметом правового регулирования уголовного законодательства Англии. Так, Закон «О полномочиях уголовных судов» 1973 г. регламентирует полномочия суда Короны в отношении штрафа и залога. Ст. 31 Закона закрепляет положения, согласно которому суд назначает штраф или конфискует залог какого-либо лица, он может издать приказ, устанавливающий срок уплаты суммы штрафа или суммы залога. В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закон о полномочиях уголовных судов 1973г., при назначении штрафа любому лицу или конфискации залога суд Короны должен издать приказ, определяющий срок лишения свободы, который такое лицо должно отбыть, если какая - либо сумма, подлежащая уплате, не будет им надлежащим образом уплачена. Срок лишения свободы, установленный за совершение преступлений, предусматривающих конфискацию имущества, не должен превышать 12 месяцев, и лицо, в отношении которого был издан приказ о назначении штрафа или конфискации залога судом Короны, не должно быть помещено в тюрьму. Исключение составляют случаи, когда: а) при совершении преступления, подлежащего наказанию в виде лишения свободы, суд сочтет такое лицо, не имеющим достаточных средств для выплаты надлежащей суммы; б) суд придет к выводу, что это лицо вряд ли будет долго проживать в Великобритании, чтобы успеть выплатить надлежащую сумму; или в) приказ издан судом, приговорившим такое лицо к немедленному лишению свободы или помещению в центр задержания за это или иное преступление, либо это лицо уже отбывает срок лишения свободы или помещено в центр задержания[31].

    Конфискации подлежит также имущество осужденного, использованное или предназначенное для использования в преступных целях. Когда лицо осуждено за преступление по обвинительному акту, подлежащее наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года или более, и суд, рассматривающий дело, придет к выводу, что какое-либо имущество, находившееся в его распоряжении или под его контролем во время задержания (ст. 43): а) было использовано в целях совершения преступления или способствования совершению какого-либо преступления; или б) было предназначено им для использования с этой целью, суд может издать приказ на основании этого параграфа и в отношении такого имущества.

    Уголовный кодекс Японии в главе 2 «Наказание» ст. 19 «Конфискация» дает перечень предметов, которые могут быть конфискованы: предмет, который является образующим элементом преступления; предмет, который был употреблен при совершении преступления или предназначался для этого; предмет, который появился в результате преступления или был получен на основании преступления либо был получен как вознаграждение за преступление; предмет, полученный в обмен на предмет, названный в предыдущем пункте. Конфискация возможна, если предмет не принадлежит иному, кроме преступника, лицу: однако этот предмет может быть конфискован даже если он принадлежит иному, кроме преступника, лицу, если иное, кроме преступника, лицо получило этот предмет после преступления, будучи осведомлено о его характере. Ст. 19-2 УК Японии предусматривает возможность взыскания эквивалентной суммы. Если предмет не может быть конфискован полностью или частично, то взамен может быть взыскана соответствующая денежная сумма. Согласно ст. 20 УК Японии конфискация не может назначаться за преступления, влекущие только уголовный арест или малый штраф, если это не предусмотрено специальными положениями[32].

    Анализ уголовного законодательства зарубежных государств показал, что конфискация имущества в странах Содружества Независимых Государств (СНГ) рассматривается как дополнительное наказание, а в странах дальнего зарубежья как самостоятельный правовой институт. Во многих государствах общая конфискация отсутствует, чаще встречаются уголовные законы, в которых предусматривается лишь специальная конфискация. Так, в Особенной части Уголовного кодекса США речь идет о конфискации предметов и орудий преступления, а также полученной выгоды или имущества в результате преступления. Имеющийся положительный опыт работы других стран по конфискации имущества позволяет совершенствовать уголовный закон России и практику его применения.

    3. Понятие, правовая природа и место конфискации в системе мер уголовно-правового характера

    Являясь правовым последствием совершенного преступления, уголовная ответственность реализуется в процессе применения к виновному мер уголовного наказания либо иных мер уголовно-правового характера (ч. 2 ст. 2 УК РФ). Поиск путей замены лишения свободы иными мерами воздействия на правонарушителей в современных условиях - не только уголовно-правовая, но и актуальная социальная проблема. На первый план выдвигается исправление правонарушителей без лишения свободы или в условиях ограниченной свободы, в том числе путем применения уголовно-правовых средств имущественного характера[33].

    Указание в ч. 2 ст. 2 УК РФ на то, что задачи Уголовного кодекса осуществляются не только путем определения, какие опасные для личности, общества и государства деяния признаются преступлениями, и установления видов наказания, но и путем установления иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений, является важным фактором развития правовой мысли. В число иных мер уголовно-правового характера Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 53 включена конфискация имущества (глава 15.1 УК РФ)[34].

    На мой взгляд, следует согласиться с Д.Ю. Борченко, который полагает: «наиболее общей категорией явля­ется уголовно-правовое воздействие, которое в более широком смысле охватывает как воздействие уголовного закона на общественные отношения, сознание и поведение их участников, начиная с его введения и вплоть до погашения или снятия судимости. В более же узком понимании уголовно-правовое воздейст­вие означает специально-превентивное воздействие, осуществляемое только на лиц, совершивших преступление или же деяние, предусмотренное нормами Особенной части УК РФ»[35].

    С принятием УК РФ, по мнению проф. И. Звечаровского, категориальный аппарат уголовного права обогатился рядом понятий, ранее либо вообще не известных этой отрасли права, либо встречавшихся лишь на уровне теоретических изысканий. В числе последних, с точки зрения юридической значимости, прежде всего, привлекает внимание такое понятие, как меры уголовно-правового характера[36]. Полагаем, к иным (помимо наказания) мерам уголовно-правового ха­рактера относятся только те меры, через которые реализуется уголовная ответ­ственность В их круг входят: 1) условное осуждение, 2) условно-досрочное ос­вобождение от отбывания наказания, 3) отсрочка отбывания наказания (ст. 82 УК), 4) принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним, 5) принудительные меры медицинского характера, со­единенные с исполнением наказания и 6) конфискация имущества.

    Прежде всего, следует отметить то положительное, что с включением в раздел VI УК дополнительной главы 15.1 "Конфискация имущества" законодатель устранил один из тех технико-юридических изъянов, когда название раздела УК полностью совпадает с названием единственной главы, в нем содержащейся. В этой связи при подходе, избранном законодателем к решению интересующей нас проблемы, можно было бы пойти еще дальше и включить в этот раздел ("Иные меры уголовно-правового характера") и нормы о принудительных мерах воспитательного воздействия, а оставшийся нормативный материал об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних (гл. 14 УК) рассредоточить по соответствующим главам Общей части УК.

    На первый взгляд положительное можно усмотреть и в том, что, назвав раздел VI УК «Иные меры уголовно-правового характера» и поместив в нем две главы «Принудительные меры медицинского характера» и «Конфискация имущества», законодатель, хотя и не дав определения понятия мер уголовно-правового характера, установил исчерпывающий перечень таких мер и тем самым поставил точку в известной полемике по поводу толкования ч. 2 ст. 2 УК, которая развернулась после принятия УК РФ 1996 г.[37]

    В УК РФ понятие «иные меры уголовно-правового характера» не определено, хотя в ст. ст. 2, 6, 7 УК закрепляется возможность применения за совершение преступления не только уголовного наказания, но и иных мер уголовно-правового характера. В одних работах меры уголовно-правового характера рассматриваются, как включающие все формы реализации уголовной ответственности, в других они охватывают только принудительные меры воспитательного и медицинского характера, в третьих - приравниваются к мерам уголовно-правового воздействия[38].

    По нашему мнению, иные меры уголовно-правового характера относятся к некарательным средствам уголовно-правового воздействия на лиц, совершив­ших преступление, а их сущность заключается в государственном осуждении (порицании) преступления и лица, его совершившего, выражающемся в право-ограничениях некарательного характера. Социальный смысл этих мер заключа­ется в том, чтобы поставить осужденного в определенные рамки поведения и на основе менее значительных правоограничений обеспечить достижение целей уголовной ответственности. Они могут применяться либо в качестве альтерна­тивы реальному наказанию, либо в виде вспомогательной и дополняющей нака­зание меры уголовно-правового воздействия. В процессе применения уголовно­го закона они вплетаются в ткань системы наказаний, усиливая ее многообра­зие, расширяют возможности для индивидуализации уголовной ответственно­сти, нейтрализуют недостатки системы наказаний и, тем самым, придают ей универсальный характер[39].

    Таким образом, иные меры уголовно-правового характера - это меры государственно­го принуждения, предусмотренные в нормах Общей части УК РФ, назначаемые по обвинительному приговору суда либо в процессе исполнения наказания ли­цу, признанному виновным в совершении преступления вместо наказания либо в качестве дополнительной к наказанию уголовно-правовой меры, заключаю­щиеся в осуждении лица и совершенного им преступления от имени государст­ва и правоограничениях некарательного характера и направленных на достиже­ние целей наказания. Конфискация, на наш взгляд, относится именно к иным мерам уголовно-правового характера.

    В этимологическом смысле понятие конфискации, являясь производным от латинского слова «confiscatio», означает отобрание имущества в казну. Следует положительно оценить новацию законодателя, предусмотревше­го в УК РФ конфискацию имущества в качестве иной меры уголовно-правового характера и ограничившего сферу ее применения только имуществом, связан­ным с совершением преступления. До принятия Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ», конфискация имущества применялась в виде дополнительного наказания и определялась как принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного (ч. 1 ст. 52 УК РФ). Этот вид наказания назначался за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных из корыстных побуждений, в случаях, прямо предусмотренных уголовным законом. Конфискация имущества применялась по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении, как правило, корыстного преступления.

    Включение конфискации имущества в УК РФ на основании Федерально­го закона от 27 июля 2006 г, продиктовано не стрем­лением законодателя усилить карательный потенциал назначаемого вида нака­зания, а интересами лишения преступников незаконно приобретенных денег, ценностей и иного имущества, устранения экономической основы терроризма, организованной преступности, изъятия у них орудий и иных средств соверше­ния преступлений, то есть, в конечном итоге, стремлением предупредить со­вершение новых преступлений.

    Согласно Европейской   конвенции   об   отмывании,   выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г., конфискация определяется как «мера, назначенная судом в результате производства в связи с уголовным правонарушением или уголовными правонарушениями, приводящая к лишению имущества». Каждая страна обязана и вправе принимать «законодательные и другие меры, которые могут быть необходимы, чтобы предоставить ей возможность конфисковывать орудия и доходы или имущество, стоимость которых соответствует этим доходам»[40]. Как верно заметил В.В. Лунев, «отсутствие данной меры правового воздействия способствовало тому, что этим было устранено самое эффективное и самое гуманное наказание, которое несло в себе серьезное предупредительное начало»[41]. Восстановление конфискации имущества в ином качестве призвано устранить возникшее противоречие.

    Законодательное определение конфискации вытекает из содержания 104.1 УК РФ, согласно которой конфискация имущества представляет собой принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства указанного в пунктах «а»-«г» этой статьи имущества. Одним из признаков, присущих конфискации имущества, является принудительный характер его обращения в доход государства. Принудительность состоит в обязательном, безвозмездном обращении по решению суда денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступления, в доход государства. Безвозмездность означает отсутствие какой-либо компенсации вместо принудительно изъятых денег, ценностей и иного имущества в доход государства.

    В нынешнем виде конфискация имущества, согласно ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, есть принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства определенных видов имущества. Исчерпывающий перечень данных видов имущества содержится в самом уголовном законе. Таким образом, законодатель, во-первых, заметно изменил сферу возможного применения рассматриваемого института. В перечень преступлений, за которые может быть назначена данная мера, он включил не только деяния с неярко выраженной корыстно-насильственной направленностью (ст. 126, 209 УК), но и другие категории преступлений (ст. 275, 276, 282.1 УК). Во-вторых, в предмет конфискации оказалось включенным не только имущество, непосредственно принадлежащее осужденному, но и то, которое он успел передать другим организациям или третьим лицам. В-третьих, к предмету конфискации законодатель отнес также орудия и средства совершения преступлений. В-четвертых, была ограничена возможность обращения данной меры только на то имущество, которое было получено в результате совершения преступлений или как доход от преступной деятельности[42].

    На наш взгляд, конфискация характеризуется специфически­ми признаками, отличающими ее от остальных иных мер уголовно-правового характера 1) она не является самостоятельной формой реализации уголовной ответственности, 2) не является и альтернативной наказанию мерой, а всегда сочетается с наказанием, 3) может сочетаться как с основным видом наказания, так и с совокупной мерой, то есть с основным и дополнительным видами наказаний, 4) может назначаться и при применении таких иных мер уголовно-правового ха­рактера, как условное осуждение, отсрочка отбывания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, 5) объектом ее воздействия являются имущество, полученное в результате преступления, имущество, используемое либо предназначенное для определенной в законе преступной деятельности, а также орудия и иные средства совершения преступления, 6) может выступать в качестве меры уголовно-правового характера, ограничивающей имущественные права осужденного или третьих лиц (только в той части, которая касается кон­фискации находящегося в законном владении имущества).

    В заключении сформулируем следующее определение: Конфискация имущества – это  мера государственного принуждения, предусмотренная уголовным законом, назначаемая по обвинительному приго­вору, определению или постановлению суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, заключающаяся в принудительном безвозмездном и окончательном отобрании (изъятии) находящегося в незаконном (или в закон­ном) владении у осужденного или другого лица с последующим обращением в собственность государства имущества, полученною в результате совершения преступления, и доходов от него либо имущества, используемого или предна­значенного для финансирования терроризма и организованной преступной дея­тельности, либо орудий, оборудования, иных средств совершения и предметов преступления.




    [1] Архипенко Т.В. Конфискация имущества по уголовному законодательству Российской Федерации - точки зрения на правовую природу конфискации как "иной меры уголовно-правового характера. – М., 2009. С. 12.

    [2] Российское законодательство Х-ХХ веков. Законодательство Древней Руси. В 9-ти томах М., 1984. Т.1. С. 64.

    [3] Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.4. М, 1986. С. 305.

    [4] Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.4. М, 1986. С. 111.

    [5] Российское законодательство Х-ХХ веков. Т.5. М., 1987. С. 357.

    [6] Документы Первой Пролетарской революции. ОГИЗ. 1936. С. 28.

    [7] СУ РСФСР 1918. №13. Ст. 185.

    [8] Швеков Г.В. Первый советский уголовный кодекс. М., «Высшая школа», 2007. С. 30.

    [9] СУ РСФСР 1921. №70. Ст. 564.

    [10] См.: Дорофеева Ю.А. Реквизиция, конфискация и национализация в законодательстве России // Вестн. Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Серия "Юриспруденция". Вып. 8. Тольятти, 2008. С. 273-287.

    [11] СУ РСФСР 1927 г. №38. Ст. 248.

    [12] Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. №1. Ст. 6.

    [13] См.: Уголовное право России. Часть общая: Учебник / Под ред. Л.Л. Кругликова. М., 2008. С.113.

    [14] Базаров Р.А. Уголовный кодекс Российской Федерации: реформы и их социальная обусловленность // Актуальные проблемы юридической науки на современном этапе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (28-29 апреля 2005 г.). Челябинск: Фрегат, 2005. С.218.

    [15] Кузнецова Н. Мнение ученых о реформе УК (или QUI PRODEST?) // Уголовное право. 2004. N 1. С. 26 - 27; Скобликов П. Конфискация имущества как наказание: доводы за и против // Уголовное право. 2009. N 2. С. 61 - 63; Голик Ю.В., Землюков С.В., Иванов Н.Г. и др. Самый гуманный УК в мире // Известия. 2004. 6 марта и др.

    [16] Конвенция ООН против коррупции 2003 г.; Международная конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.; Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.

    [17] См.: Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.; Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.; Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г. и др.

    [18] См. Лозовицкая Г.П. Общий сравнительно-правовой комментарий и сравнительные таблицы уголовных кодексов государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ): В 2 ч. /Под ред. П.Г. Пономарева. Саратов: Издательство Саратовской государственной академии права, 2009. Ч. 2. С. 107.

    [19] Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4848.

    [20] Лозовицкая Г.П. Указ. раб. С. 88.

    [21] Уголовный Кодекс Республики Казахстан (от 16 июля 1997 г № 167-1 в ред. 2005 г.). Алматы, 2005. С. 13.


    [22] См.: Уголовный кодекс Украины. Харьков: «Одиссей», 2003. С.30-31.

    [23] Уголовный кодекс Эстонской республики./Науч. ред. и перевод с эстонского В. В. Запевалова; вступ. статья канд. юрид. наук. доц. СПбГУ Н.И. Мацнева. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 56-57.

    [24] Уголовный кодекс Латвийской Республики / Науч. ред. и вступ. статья канд. юрид. наук А.И. Лукашова и канд. юрид. наук Э.А. Саркисовой. Перевод с латышского канд. юрид. наук А.И. Лукашова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С.78.

    [25] Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии): Сборник законодательных материалов/ Под ред. И. Д. Козочкина. М.: Зерцало, 2008. С.200-201.

    [26] См.: Новый Уголовный кодекс Франции. М.: Проспект, 2008. С.324.

    [27] Уголовный кодекс ФРГ / Пер. с нем. М.: Зерцало-М, 2001. С. 50-55.

    [28] Уголовный кодекс Дании / Научное редактирование и предисловие С. С. Беляева, канд. юрид. наук СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.  С. 66-71.

    [29] Уголовный кодекс Швейцарии / Пер. с нем. М.: Зерцало, 2000. С. 28-29.

    [30] Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии): Сборник законодательных материалов/ Под ред. И. Д. Козочкина. М.: Зерцало, 2008. С. 78.

    [31] Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии): Сборник законодательных материалов/ Под ред. И. Д. Козочкина. М: Зерцало, 2008. С. 39-40.

    [32] Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии): Сборник законодательных материалов/ Под ред. И. Д. Козочкина. М.: «Зерцало, 2008. С.232-233.

    [33] Рагулин А. проблемы применения конфискации имущества в уголовном праве // Уголовное право. 2007. N 1.

    [34] Бубон К.В. Что делать, или Чем заменить конфискацию имущества // Адвокат. 2006. № 2. С.20.

    [35] Борченко Д.Ю. Конфискация имущества как мера уголовно-правового характера: понятие, природа, социальное предназначение и порядок применения: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Казань, 2007. С. 12.

    [36] Звечаровский И. Меры уголовно-правового характера: понятие, система, виды // Законность. 2009. № 3. С. 36.

    [37] См.: Звечаровский И. Понятие иных мер уголовно-правового характера // Законность. 2007. N 1. С.73.

    [38] Звечаровский И., Землюков С.В. Понятие и содержание мер уголовно-правового характера // Государство и право на рубеж веков. М, 2009. С.79-80.

    [39] Дуюнов В.К. Уголовно-правовое воздействие: понятие, основание, механизм // Рос. следователь. 2009. № 4. С. 28.

    [40] Конвенция   об   отмывании,   выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности: Заключена в г. Страсбурге 08.11.1990 // Бюллетень международных договоров. 2003. N 3. С. 14-46.

    [41] Лунев В.В. Конфискация имущества из УК РФ незаконно исключена: что дальше? // Государство и право. 2006. № 4. С. 6.

    [42] Коробеев А., Кулешов Ю. Будет ли востребована ст. 312 УК после восстановления института конфискации имущества? // Уголовное право. 2007. N 2. С.27.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Характеристика конфискации по уголовному праву ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.