Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Цели и основные принципы обучения

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Цели и основные принципы обучения
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:27
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение..................................................................................................... 3

    1. Понятие процесса обучения,   его цели и функции.................... 4

    2. Принципы обучения............................................................................ 8

    Заключение.............................................................................................. 15

    Список литературы................................................................................ 16

    Введение

    Важной педагогической закономерностью является зависимость содер­жания обучения, методов, средств и форм от целей образования и обуче­ния, поставленных обществом, от целей конкретной школы. Отсутствие четкой цели превращает стройный логичный процесс обучения в случай­ный набор действий учителей и учащихся при овладении знаниями, умения­ми и навыками, ведет к нарушению системности и систематичности в зна­ниях, что не способствует формированию научного мировоззрения, а также затрудняет управление учебным процессом.

    Обучение – это  планомерная  и систематическая работа учителя с учащимися, основанная на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях, установках, поведении и в самой личности под влиянием учения, овладения знаниями и ценностями, а также собственной практической деятельности. Обучение является целенаправленной деятель­ностью, это подразумевает намерение учителя стимулировать учение как субъективную деятельность самих учащихся.

    Обучение — целенаправленный процесс организации и стимулирова­ния активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладе­нию научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-эстетических взглядов и убеж­дений.










    1. Понятие процесса обучения,   его цели и функции

     Под обучением понимают активную целенаправленную по­знавательную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навы­ков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.

    Существует несколько определений понятия «процесс обучения».

     «Процесс обучения — это движение ученика под руководством учителя по пути овладения знаниями» (Н. В. Савин).

    «Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели — вооруже­нию обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и вос­питанию» (Г. И. Щукина).

    «Процесс обучения — это целенаправленное взаимодействие преподава­теля и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников» (Ю. К. Бабанский).

    Различное понимание процесса обучения свидетельствует, что это дос­таточно сложное явление. Если обобщить все приведенные выше понятия, то процесс обучения можно определить как взаимодействие учителя и уча­щихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире и формируют научное мировоззрение, всесто­ронне развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные каче­ства и ценностные ориентиры в соответствии с личными и общественными интересами и потребностями.

    Для процесса обучения характерны следую­щие признаки:

    а) целенаправленность;

     б) целостность;

     в) двусторонность;

    в) совместная деятельность учителя и учащихся;

     г) управление развитием и воспитанием учащихся;

    д) организация и управление этим процессом.

    Таким образом, педагогические категории «обучение» и «процесс обуче­ния» — не тождественные понятия. Категория «обучение» определяет явле­ние, тогда как понятие «процесс обучения» (или «учебный процесс») — это развитие обучения во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения.

    Задачами процесса обучения являются:

    •    стимулирование учебно-познавательной активности учащихся;

    •    формирование познавательных потребностей;

    •  организация познавательной деятельности обучающихся по овладе­нию научными знаниями, умениями и навыками;

    • развитие познавательных и творческих способностей обучающихся;

    •  формирование учебных умений и навыков для последующего само­образования и творческой деятельности;

    •  формирование научного мировоззрения и воспитание нравственно-эстетической культуры.

    Противоречия и закономерности учебного процесса детерминируют его функции. Целостный процесс обучения выполняет ряд важных функций.

     Во-первых, это образовательная функция. В соответствии с ней главное на­значение процесса обучения заключается в том, чтобы:

    •    вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в соответствии с принятым стандартом образования;

    •    научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности;

    •    научить самостоятельно приобретать знания;

    •    расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения образования и профессионального самоопределения.

    Во-вторых, развивающая функция обучения. В процессе овладения сис­темой знаний, умений и навыков происходит развитие:

    •    логического мышления (абстрагирование, конкретизация, сравне­ние, анализ, обобщение, сопоставление и др.);

    •    воображения;

    •    различных видов памяти (слуховой, зрительной, логической, ассо­циативной, эмоциональной и т. п.);

    •    качеств ума (пытливость, гибкость, критичность, креативность, глу­бина, широта, самостоятельность);

    •    речи (словарный запас, образность, ясность и точность выражения мысли);

    •    познавательного интереса и познавательных потребностей;

    •    сенсорной и двигательной сфер.

    Таким образом, реализация этой функции обучения обеспечивает раз­витый интеллект человека, создает условия для постоянного самообразова­ния, разумной организации интеллектуальной деятельности, осознанного профессионального образования, творчества.

    В-третьих, воспитывающая функция обучения. Процесс обучения как процесс взаимодействия учителя и учащихся объективно имеет воспиты­вающий характер и создает условия не только для овладения знаниями, умениями и навыками, психического развития личности, но и для воспита­ния, социализации личности. Воспитывающая функция проявляется в обеспечении:

    •   осознания учеником своей учебной деятельности как социально зна­чимой;

    •  формирования его нравственно-ценностных ориентиров в процессе овладения знаниями, умениями и навыками;

    •    воспитания нравственных качеств личности;

    •    формирования положительных мотивов учения;

    •  формирования опыта общения между учащимися и сотрудничества с учителями в учебном процессе;

    •    воспитательного воздействия личности учителя как примера для подражания.

    Таким образом, овладевая знаниями об окружающей действительности и о себе, учащийся приобретает способность принимать решения, регули­рующие его отношение к действительности. Одновременно он познает мо­ральные, социальные и эстетические ценности и, переживая их, формирует свое отношение к ним и создает систему ценностей, которыми руковод­ствуется в практической деятельности.























    2. Принципы обучения

    Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения.

    Принципы обучения (дидактические принципы) — это основные (общие, ру­ководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

    Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

    Принципы обучения по своему происхождению являются теоретиче­ским обобщением педагогической практики. Они носят объективный ха­рактер, возникают из опыта практической деятельности. Поэтому принципы являются руководящими положениями, которые регулируют деятель­ность в процессе обучения людей. Они охватывают все стороны процесса обучения.

    В то же время принципы носят субъективный характер, так как отража­ются в сознании педагога по-разному, с различной степенью полноты и точности.

    Неправильное понимание принципов обучения или их незнание, не­умение следовать их требованиям не отменяют их существования, но дела­ют процесс обучения ненаучным, малоэффективным, противоречивым.

    Соблюдение принципов обучения — важнейшее условие эффективно­сти процесса обучения, показатель педагогической культуры преподавателя.

    История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения, т. е. принци­пы обучения носят исторический характер. Одни принципы исчезают, дру­гие появляются. Это говорит о том, что дидактика должна чутко улавливать изменения требований общества к образованию и своевременно реагиро­вать на них, т. е. строить такую систему принципов обучения, которая вер­но указывала бы путь к достижению цели обучения.

    Ученые издавна уделяли большое внимание обоснованию принципов обу­чения. Первые попытки в этом направлении были предприняты Я. А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Я. А. Коменский сформулировал и обосновал такие принципы обучения, как принцип природосообразности, прочности, доступности, систематичности и др.

    Большое значение принципам обучения придавал К. Д. Ушинский. Им наиболее полно раскрыты дидактические принципы:

    •    обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно труд­ным и не слишком легким;

    •    обучение должно всячески развивать у детей самостоятельность, ак­тивность, инициативу;

    •    порядок и систематичность — одно из главных условий успеха в обучении, школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

    •    обучение должно вестись природосообразно, в соответствии с пси­хологическими особенностями учащихся;

    •    преподавание всякого предмета должно непременно идти таким пу­тем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть молодые силы.

    Формулировки и количество принципов изменялись и в последующие десятилетия (Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Т. А. Ильина, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и др.). Это результат того, что еще до конца не открыты объективные законы педагогического процесса.

    В классической дидактике наиболее общепризнанными считаются сле­дующие дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, связи теории с практикой.

    Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, на­копленному мировой цивилизацией. Данный принцип требует, чтобы для усвоения обучаемым предлагались подлинные, прочно установленные нау­кой знания (объективные научные факты, концепции, теории, учения, за­коны, закономерности, новейшие открытия в разных областях человеко-знания) и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки.

    В основе принципа научности лежит ряд закономерностей: мир позна­ваем, и объективно верную картину развития мира дают знания, проверен­ные практикой; наука в жизни человека играет все более значимую роль; научность обучения обеспечивается прежде всего через содержание образо­вания.

    Принцип доступности. Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нрав­ственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал.

    При слишком усложненном содержании изучаемого материала у учащихся понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление.

    Вместе с тем принцип доступности не означает, что содержание обуче­ния должно быть упрощенным, предельно элементарным. Исследования и практика показывают, что при упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. В процессе обучения сла­бо реализуется его развивающая функция.

    Принцип сознательности и активности. Принцип сознательности и активности в обучении требует осознан­ного усвоения знаний в процессе активной познавательной и практи­ческой деятельности. Сознательность в обучении — это позитивное от­ношение обучаемых к обучению, понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в значимости получаемых знаний. Сознательное усвоение знаний обучаемыми зависит от ряда условий и факторов: мо­тивов обучения, уровня и характера познавательной активности, орга­низации учебного процесса, применяемых методов и средств обучения и т. д. Активность обучаемых — это их интенсивная умственная и прак­тическая деятельность в процессе обучения. Активность выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, уме­ний и навыков.

    В основе данного принципа лежат закономерности: ценность челове­ческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной ум­ственной деятельности; собственная познавательная активность обучаемых оказывает определяющее влияние на прочность, глубину и темп овладения учебным материалом, является важным фактором обучаемости.

    Принцип наглядности. Одним из первых в истории педагогики стал оформляться принцип на­глядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в дидакти­ческом принципе наглядности.

    Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосред­ственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения.

    В обоснование этого принципа существенный вклад внесли Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков и др.

    Пути реализации этого принципа сформулированы Я. А. Коменским в «Золотом правиле дидактики»: «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением; слы­шимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — укусом; до­ступное осязанию — путем осязания. Если же какие-либо предметы и явле­ния можно сразу воспринимать несколькими чувствами — предоставить нескольким чувствам».

    И. Г. Песталоцци показал, что необходимо сочетать применение нагляд­ности со специальным мысленным формированием понятий. К. Д. Ушин­ский раскрыл значение наглядных ощущений для развития речи обучае­мых. Л. В. Занков вскрыл возможные варианты сочетания слова и нагляд­ности. Если эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, а зрительного — 25%, то их одновременное включение в процесс обу­чения повышает эффективность восприятия до 65%.

    Принцип наглядности в обучении реализуется путем демонстрации изу­чаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за про­исходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в есте­ственных условиях, в трудовой и производственной деятельности.

    Средствами наглядности служат:

    •    натуральные объекты: растения, животные, природные и производ­ственные объекты, труд людей и самих учащихся;

    •    объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии и др.;

    •    изобразительные средства обучения: картины, фотографии, диафиль­мы, рисунки;

    •    символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и др.;

    •    аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, те­левизионные передачи, компьютерная техника;

    •    самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др.

    Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, зна­ния приобретают личностный смысл.

    Принцип систематичности и последовательности. Принцип систематичности и последовательности в обучении предпола­гает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

    В основе принципа систематичности и последовательности лежит ряд закономерностей: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира; про­цесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последователь­ности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных зна­ний.

    Принцип прочности. Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закреп­ление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установлен­ные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного мате­риала зависит от объективных факторов (содержания материала, его струк­туры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю; память носит избиратель­ный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важ­ный и интересный для обучаемых учебный материал.

    Принцип воспитывающего обучения. Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономер­ность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель и не ставит специальной цели оказать воспитательное воздей­ствие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материа­ла, своим отношением к сообщаемым знаниям, применяемыми методами организации познавательной деятельности учащихся, своими личностными качествами. Это воспитательное воздействие значительно усиливается, если учитель ставит соответствующую задачу и  стремится эффективно ис­пользовать в этих целях все имеющиеся в его распоряжении средства.  

    Принцип связи теории с практикой. Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение науч­ных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших пу­тей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение.

    В основе этого принципа лежат закономерности: практика — критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результа­тов; практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обу­чения; чем больше приобретаемые учащимися знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

    Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным осо­бенностям (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы со­держание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам и индивидуальному развитию обучаемых. Уровень познавательных возмож­ностей и личностного развития определяет организацию учебной деятель­ности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся.

    Существуют два основных пути учета индивидуальных особенностей:   индивидуальный подход (учебная работа проводится по единой программе со всеми при индивидуализации форм и методов работы с каждым) и   дифференциация (разделение учащихся на однородные группы по способностям, возможностям, интересам и др. и работа с ними по разным программам).  До 90-х гг. XX в. основным направлением в работе школы был индиви­дуальный подход. В настоящее время приоритет отдается дифференциации обучения. В реальном процессе обучения принципы выступают во взаимосвязи друг с другом. Нельзя как переоценивать, так и недооценивать тот или иной принцип, так как это ведет к снижению эффективности обучения. Только в комплексе они обеспечивают успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств, форм обучения и позволяют эффективно ре­шать задачи современной школы.

    Заключение

    Обучение – это целенаправленная по­знавательная деятельность ученика под руководством учителя, цель которой -  приобретение учащимся системы научных знаний, умений и навы­ков, формирование у него  интереса к учению, развитие познавательных  и творческих  способностей , а также нравственных качеств личности.

    Задачами процесса обучения являются:  стимулирование учебно-познавательной активности учащихся; формирование познавательных потребностей;  организация познавательной деятельности обучающихся по овладе­нию научными знаниями, умениями и навыками; развитие познавательных и творческих способностей обучающихся;  формирование учебных умений и навыков для последующего само­образования и творческой деятельности;  формирование научного мировоззрения и воспитание нравственно-эстетической культуры.

    Принципы обучения — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

    Основными  принципами обучения являются: принцип научности обучения, принцип доступности, принцип сознательности и активности, принцип наглядности,  принцип систематичности и последовательности, принцип прочности усвоения знаний, принцип воспитывающего обучения,  принцип связи теории с практикой и принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых.

    Эти  дидактические принципы являются общеприня­тыми, они составляют основу традиционной системы обучения.  Классические дидактические принципы помогают в определении целевых установок обучения, а также могут слу­жить руководством учителю в конкретных ситуациях обучения на уроках.



    Список литературы

    1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

    2. Дьяченко В. К. Новая дидактика. М., ТК Велби, Изд-во Проспект, 2001.

    3. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.

    4. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. ву­зов: В 2 кн. Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 2005.

    5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина: В 2 ч. М., 2002.

    6. Современная дидактика: теория и практика / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 2004.

    7. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Цели и основные принципы обучения ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.