Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Ценностные ориентации студенческой молодежи как показатель личностного соответствия студента избранной профессии

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Ценностные ориентации студенческой молодежи как показатель личностного соответствия студента избранной профессии
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:27
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

            2.2. Ценностные ориентации студенческой  молодежи как показатель

                          личностного соответствия студента избранной профессии

     

    Проводимые в обществе реформы ускорили и одновременно затруднили про­цессы самоопределения студенчества. Если раньше в своем выборе молодежь опиралась на опыт предшествующих поколений, то сейчас в обществе, осно­ванном на рыночных отношениях, она лишена этих ориентиров и вынуждена приобретать новый социальный опыт.

    В общественном сознании существуют «сквозные» ценности, которые являются стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести об­разованность, трудолюбие, честность, порядочность, воспитанность, интелли­гентность и некоторые другие. Снижение значимости этих ценностей в тот или иной период вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство. Сего­дня можно говорить об определенной девальвации в массовом сознании нрав­ственных жизненных критериев. Соответствующим образом на это реагирует студенчество: «Это общество не ценит честных, ответственных людей, оно не платит им деньгами и признанием. Поэтому образование я получаю для позна­ния себя и других объектов, а не для того, чтобы снискать с его помощью об­щественное признание и послужить этому обществу» [Положение детей и молодежи в России: проблемы, политика, благотворитель­ная деятельность. М.: Агенство социальных информации. 1998. С. 15]. Вместе с тем, исследо­вания показывают, что «представление о кризисе идеалов и ценностей студен­тов нуждается в серьезном уточнении. Да, разрушились многие идеологемы, исчезли политизированные иллюзии и стереотипы. Но сфера нравственная, ориентация на порядочность и искренность в межличностных отношениях ока­залась более устойчивой. [Вишневский Ю.Р., Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х // Со­циологические исследования. 1997. № 10. С. 60].

    В выборе жизненного пути студентов важнейшую роль играют социаль­ные ориентации - система представлений индивида или группы о существую­щих общественных отношениях и о своем реальном или предполагаемом месте в системе этих отношений. В качестве иллюстрации социальных ориентации студенческой молодежи исследователи выделяют три основные стратегии её поведения в зависимости от того, как молодые люди оценивают сегодняшнюю ситуацию, насколько им удается приспособиться к рыночным отношениям, к новым требованиям в сфере труда [Лоншакова Н.А. Развитие жизненных и профессиональных ориентации студентов технического вуза. Дисс. канд. Екатеринбург. 1998. С. 36; Петрова Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. М. 1995. С. 22-23].

    Первый тип - это «профессиональная ори­ентация», для его представителей работа является ценностью в плане раскры­тия личных способностей, возможностей реализации профессиональных зна­ний. Содержание труда для этой группы является основным критерием в выбо­ре работы, не позволяющим отдать предпочтение менее квалифицированному, но более высоко оплачиваемому труду, ущемляющему их личностное и про­фессиональное достоинство. Большинство принадлежащих этой группе в пери­од обучения в вузе подрабатывают только по своей специальности и в даль­нейшем сохраняют верность своей профессии. Хотя для данной категории свойственны высокие профессионализм и степень удовлетворения выполняе­мой работой, избежать серьезных проблем психологического плана, связанных с неадекватно низким материальным вознаграждением за свой труд, ей удается далеко не всегда.

    Второй тип - это «стратегия прагматического поведения», которая исхо­дит из отношения к работе исключительно как к источнику материальных благ. Данный тип предполагает сознательную ориентацию на зарплату, внешние ма­териальные стимулы, независимо от содержания деятельности. Носители дан­ной стратегии легко вписываются в нынешние рыночные отношения, свободно меняют род занятий, без труда находят себе новое рабочее место и, прежде все­го, рассчитывают на собственные силы, а не на государственную политику в сфере занятости, призванную облегчить вхождение выпускников вузов в ры­нок. Высшее образование выступает для представителей этой группы в качест­ве инструмента, необходимой стартовой ступени для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться бизнесом. По нашему мнению, представителям данной группы свойственен активный конформизм. Для этого типа приспособление к новым условиям пройдет наименее болезненно.

    Тенденция преобладания инструментальных мотивов получения высшего образования ведет к тому, что процесс выбора специальности в вузе, профес­сии, стал за последние 5-8 лет абсолютно прагматичным. «Ценность образо­вания как самостоятельного социального феномена, имеющего социокультурную, личностную и статусную привлекательность, отступила на более дальний план» [Петрова Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. М. 1995. С. 24].

    Третий тип - «конформистский», представителям которого свойственно успешное приспособление к любому виду деятельности, так как у них практи­чески отсутствуют профессиональные амбиции, они не претендуют на возмож­ности профессионального и должностного роста. Эту поведенческую стратегию рассматривается как пассивный конформизм. Основой такого типа социаль­ного поведения является ослабление установки на самоопределение, на само­стоятельный выбор пути. Данную группу студентов, с одной стороны, можно назвать «не определившимися», для которых образование и профессия не пред­ставляют интереса, так как первоначальный выбор специальности в вузе был ошибочным и самоопределение произойдет позже. С другой стороны, у представителей этой группы, как правило, актуальными являются проблемы лично­го плана - бытовые, жилищные, семейные.

    Исследование ценностных ориентаций студенческой  молодежи как показателя личностного соответствия студента избранной профессии представляется нам как анализ не только приведенных трех стратегий поведения молодежи.       Приобретение профессии выражается различными уровнями цен­ностных ориентаций. Во-первых, ориентация на желае­мую специальность, доминиро-вание ценности труда по избранной профессии в иерархии ценностей структуры отражают один из наиболее общих уровней ориентации – уровень жизненных ориентаций.

    В этом случае труд является основной сферой жизнедеятельности человека, самовыражения и самоутверждения личности, профессия сферой проявления ориентации на труд, местом реализации ориентации.

    Во-вторых, этот уровень цен­ностных ориентации тесно связан с другим, когда цен­ностью, на которую направлена ориентация, становится сама профессия.

    В-третьих, ориентация на приобретение спе­циальности проявляется через ценности образования, так как различные типы учебных заведений, являясь каналами профессиональной подготовки, предоставляют воз­можность реализации ориентации на приобретение специальности.

    В-четвертых, в выборе ценностями ста­новятся различные стороны профессии – самовыраже­ние, материальное и моральное вознаграждение, условия труда и др. Именно этот уровень ценностных ориентаций наиболее часто выступает непосредственной мотивацией самого выбора, когда определяющими решение указыва­ются данные стороны профессии. Например, выбор «юридической» спе­циальности, как показывают наши исследования, чаще всего отражает не привлекатель­ность и даже не престиж профессии, а ориентацию на материальное вознаграждение.

    Общественное мнение во многом опережает реаль­ные возможности общества в предоставлении рабочих мест высококвалифицированного труда, к которому стремится молодежь. Ориентация учащихся на приобре­тение профессии основывается на представлениях моло­дежи об объектах выбора и критериях, на основе кото­рые предпочитаются определенные сферы профессио­нальной подготовки. Критериями опенки выступают ценности образования и профессии, а также значение, придаваемое различным сферам жизнедеятельности че­ловека, референтом же объектов выбора выступают престиж и привлекательность профессий.

    Изучая ценности структуры мотивационной основы выбора профессии, необходимо, на наш взгляд, учитывать степень сформированности ориентации, особенно время начала фор­мирования ориентации на профессию, так как длитель­ность и постоянство профессионального интереса указы­вают на более глубокое усвоение ценностей профессии, на более высокую степень сформированности ориента­ции на приобретение специальности (причем на различ­ных уровнях). Важно учитывать также степень инфор­мированности молодежи о различных сторонах про­фессии. Следует отметить, что указанные аспекты формирования ориентации на приобретение профессии в то же время являются и показателями самого процесса выбора профессии, т.е. отражают объективную сторону выбора. Так, степень удовлетворенности выбором опре­деленного типа учебного заведения, в котором приобре­тается профессия, отражает степень эффективности де­ятельности данного учебного заведения. Ведь неудовлетворенность выбором учебного заведения может вызывать после начала трудового пути текучесть кадров, усили­вать миграцию, что свидетельствует о неэффективности подготовки.

    Анализ данных следует начать с опре­деления значимости работы по специальности в иерархии жизненных, ценностей молодежи. Эта ценность является одной из наиболее значимых - свыше половины опрошенных нами студентов – представители электромеханического и строительного факультетов Северо-Кавказского государственного технологического университета указали, что в жизни человека она имеет очень большое значение, и около 35% — довольно большое значение, т.е. 9 из 10 студентов признают значимость работы по специ­альности в жизни человека. Однако необходимо отметить, что здесь мы фиксируем не проявление ориентации на труд по специальности, а лишь оценку индикатора структуры ценностей жизни, причем на когнитивном уровне.

    Важное значение приобретает и анализ отношения студентов к учебе. Оно определяется через ту нравственную цель, которою личность преследует при получении образова­ния. Ценность образования определяется нами той сте­пенью общественной значимости, с которой студент в последующем стремится применить полученные зна­ния. Педагогическая наука выделяет две особенности образования как индивидуальной нравственной ценности. Первая из них связана с престижем получения законченной фор­мы образования, дающей право на тот или иной со­циальный статус (получение профессии, возможность поступления на работу и т.п.), что рассматривается одно­временно через призму достоинства и чести как возвы­шение нравственное. Однако стремление получить дип­лом или аттестат, будучи безотносительным к качеству получаемых знаний, может носить и утилитарный ха­рактер. Вторая особенность образования обусловлена осознанием необходимости учебы как ориентации на максимальное развитие способностей в рамках того или иного официально определенного уровня образования и на максимальную последующую отдачу знаний на пользу об­щества. 

    Результаты нашего исследования показывают, что, осознавая для себя важность и значимость учебы (та­кого мнения в Северо-Кавказском государственном технологическом университете придерживается почти 90% учащихся), большинство студентов сознательно осуществ­ляют выбор профессионального и жизненного пути в соответствии с собственными представлениями и целя­ми. В этом заключается одна из важных сторон мораль­ной направленности ориентации молодежи, призванной решать вопросы «кем быть?» и «каким быть?» в их тесной взаимосвязи.

    Важную роль в формировании нравственного мира молодежи играет система образования. Усиление влия­ния на формирование нравственного облика молодого поколения определяется как увеличением количества молодежи, охваченной различными формами образова­ния, так и качественной перестройкой последних в со­ответствии с требованиями общества. В частности, это связано с увеличением в программах учебных заведений различного типа доли общественных дис­циплин, способствующих формированию мировоззрен­ческих установок, ценностных ориентаций, нравственного облика студентов.

    Так, в Северо-Кавказском государственном технологическом университете в структуру становления нравственных ориентаций учащейся молодежи входит преподавание истории, культурологии, этики, философии, политологии и других дисциплин. Однако нравственная позиция личности не измеряется только наличием знаний и логических аргументов в пользу социально оправдан­ных действий, она предполагает способность человека переживать и сопереживать. Непременное условие фор­мирования нравственных ориентации личности — чувст­во морального удовлетворения, способного выполнять роль важного морального стимула в поведении и по­ступках человека.

    В нашем исследовании большая часть опрошенных высказала мнение о том, что учеба не доставляет им внутреннего удовлетворения, а учебное заведение не является местом, которое они с удовольствием посещают.

    Одна из важнейших характеристик нравственного сознания личности — ее ориентации в области мораль­ных норм и этических понятий. Как показали опросы, современное молодое поколение имеет достаточно ясное представление о значении добра, справедливости, чести. Большое значение для характеристики моральных ориентации имеет уверенность личности в правоте соб­ственных моральных суждений.

    Исследование показало, что молодежь осуждающе относится к проявлениям в поведении и действиях неко­торых людей элементов престижной культуры, обывательщины, эгоизма. Практически все опрошенные не разделяют позицию людей, которые «обоготворяют» вещи и рас­сматривают их приобретение как главную цель в жизни. Критично настроены юноши и девушки и по отношению к тем, кто стремится приобретать «духовные предметы потребления» с единственной целью — не выглядеть хуже других, не отставать от «моды».

    Отрицательное отношение к поведению таких людей высказало около 3/4 опрошенных. Боль­ше половины их не одобряет позицию людей, стремя­щихся овладеть иностранным языком, научиться музыке с целью выделиться. Еще более высок процент (60) осуждающих тех, кто маскирует отсутствие культуры за внешними формами культурного поведения людей или же не интересуется модой, не заботится о своем благо­получии, быте. Молодежь не видит ничего предосуди­тельного в том, что человек стремится обставить свой быт удобными и красивыми вещами, желает быть хоро­шо и модно одетым.

    Практика и данные исследования свидетельствуют о том, что и сами молодые люди, как правило, ориентиру­ются на получение разнообразных жизненных благ, ак­тивно стремятся реализовать в практике интересы, свя­занные с благополучием, обеспечением максимума бытовых удобств. Такая позиция не противостоит целевой установке молодого поколения, основанной на прин­ципах современной морали. Однако в среде учащихся есть немало юношей (12%) и девушек (27%), которые стремятся к приобретению дорого­стоящих и модных вещей за счет своих родителей, не соотнося количество и качество приобретаемых мате­риальных благ с количеством и качеством личного тру­дового вклада.

    Ориентация некоторых молодых людей преимущест­венно на материальные блага при недостаточно прочной установке на духовные и моральные ценности отрица­тельно сказывается на реализации личностных качеств, соответствующих нормам морали, от­рицательно отражается на развитии и саморазвитии личности в сфере социальной активности, трудовой и культурно-познаватель-ной деятельности.

    В связи с этим существенное значение для характе­ристики нравственных ориентаций молодежи приобре­тает выяснение ее отношения к нравственно-негативным формам поведения и аморальным путям и средствам жизненного благоустройства.

    Проведенное исследование показало высокую степень «неодобрения» студентов встречающимися отклонения­ми от общепринятых норм и правил поведения.

    Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что в среде молодежи вербальное выражение моральной позиции далеко не всегда отражает реальное поведение. Искореняется ли пьянство, наркомания, хулиганство и другие формы антиобщественного и противоправного поведения некоторых представителей молодого поколения? 68% опрошенных отрицательно ответили на этот вопрос.

    Однако, проводя опрос студентов подобным образом, мы столкнулись с пониманием того, что нам не удается определить, какие все-таки ценностные ориентации можно считать критериями личностного соответствия студента избранной профессии. Поэтому мы предложили семидесяти респондентам определить рейтинг следующих групп ценностей именно с точки зрения профессионального становления: активная жизнедеятельность; интересная работа; материальная обеспеченность; общественное признание; уверенность в себе; альтруизм; построение карьеры; образованность (широта знаний, высокая общая культура); эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); изменение социального статуса; облегчение поисков работы.

    Результаты ответов (приложение 5) показали, что наивысший рейтинг составили следующие группы ценности:

    1. Образование.

    2. Приобретение специальности.

    3. Облегчение поисков работы.

    4. Обеспечение материального благополучия.

    5. Построение карьеры.

    6. Изменение социального статуса.


    Для определения детерминант ценностных ориентаций студенческой  молодежи семидесяти респондентам было предложено оценить специфику политических и нравственных ориентиров по данным видам ориентаций; рассказать каково их восприятие ситуации в  системе высшего образования и статуса образования в обществе; назвать основной мотив поступления на учебу; показать ощущают ли студенты уверенность в связи с переходом к рынку; каковы социальные условия жизни студентов и материальная базу университета; как университет формирует общую культуру студентов и способствует реализации способностей; как оценивают студенты перспективность своего диплома, престижность обучения на своем факультете; бояться ли безработицы; какое значение в работе имеют заработки, интерес и престиж профессии; как оценивают перспективу заниматься интересным делом, которую предоставляет профессия; есть ли возможности хорошо зарабатывать, открыть свое дело, сотрудничать с иностранными партнерами, занимать престижное положение в обществе; перечислить основные черты современного студенчества и т.п.


              Первый вид ориентаций, по ответам респондентов, характеризует присутствие в качестве решающего мотива поступления в университет желание стать образованным и культурным человеком.

    Характерно, что ориентация на образование наиболее распространены среди студентов первого и последнего курсов. Желание повысить уровень культуры и стать образованным человеком за время обучения претерпевает некоторые изменения.  На первом курсе ориентации на образование как на способ стать культурным и образованным человеком наиболее сильны, ко второму году обучения они снижаются, но к старшим курсам вновь наблюдается рост ориентации на приобщение к культуре. Это объясняется тем, что пришедший в вуз первокурсник имеет романтизированные представления о вузовской жизни, Окунувшись в реальную атмосферу  вуза течение первого года обучения, студент неизбежно вносит коррективы в свои представления, а в чем-то и разочаровывается. Этот временный спад наблюдается ко второму курсу. Но расширение опыта вузовской жизни позволяет в дальнейшем более объективно оценивать ее положительные и отрицательные стороны. Поэтому первоначальные ориентации,    если    они    не носили поверхностный характер, восстанавливаются и утверждаются.

    Студенты, ориентации которых обнаруживают достаточно высокое положение ценности образования в структуре ценностей, соглашаясь с определением состояния системы высшего образования как «кризисного» (53%),тем не менее признают, что сегодня обществу как никогда нужны люди с высшим образованием (51,4%), которых все же по прежнему уважают (14%), также они считают, что в последние три года престиж высшего образования приобрел тенденцию к росту (56%). В целом же российское образование ничуть не хуже зарубежного (28%), но 84% полагают, что сегодня высоко котируются только дипломы московских вузов.

    Группа  студентов с данным  типом  ориентации, зная о «рыночных» изменениях в высшем образовании, высказывает беспокойство в связи со сложностями трудоустройства выпускников (69,2%) и слабой социальной защищенностью студентов (64,6%).

    Однако, студенты, ориентации которых близки к первому типу, более других связывают рыночную экономику с представлениями о научно-техническом прогрессе, проявляя тем самым общую ориентированность на прогрессивные изменения. Они в меньшей степени адаптированы к новым условиям и менее мобильны, реже ориентированы на получение еще одной специальности (88,5%). Эти студенты более ориентированы на духовную сферу общественного производства и чаще, чем представители других ориентационных типов, хотят работать в сфере науки и образования после окончания учебы (82,8%). Среди дополнительных специальностей, которые они хотели бы получить, чаще встречаются профессии, связанные наукой и творчеством (31,4%). Фактором, позволяющим   достичь успеха в жизни,  чаще других называют образование и выказывают обеспокоенность состоянием республиканской науки, образования, культуры (55,7%). Больше других ценят эрудицию, порядочность и меньше придают значение престижным ценностям, славе, умению делать деньги (28%). Принадлежность к студенчеству и интеллигентность представляют для этих студентов единый комплекс понятий. Но поскольку экономические условия требуют повышенного внимания к материальной сфере, не отрицают важность заработков, но более других настроены честно и много работать и зарабатывать (78,5%). При выборе специальности для этих студентов большое значение имеет возможность приносить в будущем пользу обществу. Им в большей степени присуще чувство долга перед обществом, наступление периода взрослости, а значит переход человека в новое качество, они связывают с приобретением чувства ответственности перед обществом. Для них характерно более частое обращение к понятиям "долг", "ответственность" убеждение, что власть - это, в первую очередь, ответственность (68,6%). 

    Второй вид ориентации характерен для студентов, интересы которых сосредоточены преимущественно  на  получении конкретной специальности.

    Им свойственно убеждение в том, что общество в данный момент нуждается в специалистах с высшим образованием -  выпускниках отечественных вузов, которые могут быть хорошо подготовлены в стенах Северо-Кавказского государственного технологического университета (64%).

    Диплом университета о высшем образовании, по их мнению, котируются достаточно высоко и заслуживают уважения (84%). Эти студенты проявляют самый большой интерес к своей специальности, и возможность заниматься интересным делом имеет для них максимальное значение. Отмечается слабое влияние мотивов перехода в новый социальный статус на решение этих студентов поступить в вуз на строительный и инженерный факультеты. Интерес к специальности также связан с профессиональным будущим. Перспективность, по их мнению, диплома (77%) является главным фактором,  определяющим выбор вуза и специальности, а четкая профессиональная ориентация выдвигает уровень преподавания в вузе на одно из первых мест по значимости. Среди этих студентов чаще можно встретить обучающихся одновременно по двум    вузовским  специальностям (25,7%). О сосредоточенности на профессиональных интересах говорит тот факт, что среди них больше всего владельцев персональных компьютеров (14%). Как и большинство респондентов, они предпочитает некоммерческий вуз, которые обеспечивают наибольшую стабильность диплома. Но поиск работы предпочитают вести  самостоятельно (37%),  надеясь,  что наличие специальности облегчит для них решение этой задачи. Среди них шире распространено представление о том, что каждый должен заботиться о себе сам,  не рассчитывая на помощь государства, а также,  что  связи, образование и предприимчивость более всего позволяют достичь успеха в жизни. После окончания вуза эти респонденты более других предполагают работать по своей специальности, в своей республике.

    Как следствие уверенности в своих профессиональных качествах, им менее других свойственно предубеждение против работы в частном предприятии по найму, и опасения остаться без работы.  В данной группе также наибольшее число тех, кто в качестве основного источника доходов использует постоянную работу по найму (64%). Принадлежность к студенчеству у респондентов, ориентированных на приобретение специальности, чаще, чем в других группах ассоциируется с понятиями «трудолюбие», «работоспособность» (30%).

    Ведущим мотивом поступления в Северо-Кавказский государственный технологический университет для третьего вида ориентации является облегчение поисков работы в дальнейшем. Этот тип ориентации распространен примерно одинаково на исследуемых факультетах. Имидж высшей школы для студентов с данным типом ориентации в целом соответствует образу высшей школы в глазах большинства студентов:  они признают потребности общества в  специалистах с университетским дипломом, соответствие отечественного образования мировым стандартам, отмечают рост престижа образования в последние годы, но меньше всех говорят об обесценивании и развале системы образования (58,5%). Однако дипломы московских вузов они ценят более других.  Связывая этот факт  с основной целью получения образования - поиском работы - следует предположить, что диплом столичного вуза признается ими более конкурентоспособным на рынке труда в связи с переориентацией экономики по образцу западных обществ. Выбор университета при поступлении определила скорее не перспективность диплома, а отсутствие возможности поступить в другой вуз и повышенные возможности поиска работы по выбранной специальности.  Учеба в университете дает более реальные представления о перспективах трудоустройства для 82% опрошенных. Склонность к стабильности вообще отличает этот тип ориентации. Студенты, для которых характерен данный тип ориентации хотели бы работать на производстве (28,6%) и в сфере обслуживания (54,2%), так как эти отрасли, по их мнению, обеспечивают относительную стабильность. По этой же причине они отдали приоритет государственному вузу. Предрасположенность к стабильности создает особый дискомфорт при ее недостатке. Этим объясняется «повышенная» боязнь безработицы (47%). Чаще других они отмечают среди перемены в высшей школе, связанных с переходом к рынку, появление сложностей с трудоустройством выпускников. Отмена распределения больше чем для кого-либо означает для них угрозу безработицы, в связи с чем они реже других высказываются против восстановления гарантированного трудоустройства выпускников вуза. При этом государственному и вузовскому распределению предпочитают менее централизованное   -   через биржу труда. Среди перспектив, которые открывает профессия, более всего ценят возможность устроиться на работу. Большинство предполагает по окончании учебы (81%) работать по своей специальности, но в то же время чаще других допускают возможность работать по другой специальности, что связано с неуверенностью найти работу по своей. Однако более 40% отвергают возможность остаться без работы, считая, что удачно выбранная профессия увеличивает шансы трудоустройства. В целом выказывают удовлетворение тем, что профессия позволяет заниматься интересным делом. Но к своей работе предъявляют требования, связанные, прежде всего, с высокими заработками (36%), затем - с интересным содержанием работы (29%), и после - с соответствием специальности (25%).  В основном они удовлетворены той возможностью зарабатывать деньги, которую предоставляет их профессия, но 36% перспективы открыть свое дело оценивают низко.

    Больше других - 52% связывают свою работу в акционерном предприятии, а 19% предпочитают работать в собственном бизнесе.

    Отношение к приобретению еще одной специальности в целом не отличается от других респондентов. 26% готовы рассмотреть возможность получения  педагогической специальности, как дополнительной, и наиболее стабильной.

     Склонность к стабильности снижает психологическую готовность к адаптацию в условиях рыночных отношений. Больше, чем кто-либо, эти студенты связывают студенчество с периодом беззаботности. Среди них больше всего тех, для кого стипендия остается основным источником дохода (64%).

    Рынок ассоциируется у них со свободой и безработицей, и больше, чем у других  студентов, - с бедностью (24%). Но в то же время, эти респонденты меньше всех отмечают рост потребности в социальной защите студентов (21%) и считают, что успеха позволяют достичь уверенность в себе, профессионализм, предприимчивость (55,7%), тем самым, обнаруживая противоречивость их отношения к рынку.

    Современная ситуация вызывает у них большую, по сравнению с другими группами, неуверенность, но более половины ждут улучшения ситуации. Также они более других считают российский бизнес основой для реформирования экономики страны. Озабоченность материальной стороной жизни сочетается с большей, чем у других студентов, ориентацией на ценности, связанные с духовной сферой (27%). Они также более охотно отмечают, что успех зависит от таланта. Больше всех испытывают удовлетворение от состояния душевного комфорта. Тяга к стабильности проявляется также в популярности суждения о том, что не важно быть первым, но важно быть на своем месте (45,7%). Больше, чем кто-либо хотят видеть в себе такое качество как легкость в общении.

    Представления о гражданском долге для многих из них связаны лишь с необходимостью защищать отечество при посягательствах извне. Взросление эти студенты связывают с началом самостоятельного принятия решений, а также, чаще остальных - с приобретением профессии, которое принимает роль фактора смены социального статуса. Этот фактор устанавливает связь данного типа ориентации с видом, в котором определяющей является ориентация на смену социального статуса.

    Четвертый тип ориентации, в котором доминируют ориентации на материальное благополучие, более всего распространен среди студентов электромеханического факультета Северо-Кавказского государственного технологического университета.

    Как и большинство респондентов, студенты, которым свойственен данный тип ориентации, видят социальную потребность в специалистах с высшим образованием и говорят об уважении общества к ним. Они менее других ценят дипломы столичных вузов, реже признают обесценивание и снижение престижа отечественного образования и реже констатируют его развал. В то же время, чаще других считают рост требований к качеству подготовки специалистов в университете  и более ответственное отношение студентов к учебе следствием перехода к рынку (32%). Главными факторами, определившими решение о поступлении в университет, для них являются перспективность диплома и стабильность вуза. После поступления на учебу перспективы диплома вызывают у    них разочарование  и  оцениваются как средние, что говорит о подверженности    влиянию имиджа  перспективности выбранных специальностей (77,4%). Высокую оценку получает лишь стабильность вуза. В связи с важностью этого фактора предпочтение отдастся государственным учебным заведениям. Отношение к проблемам гарантированного трудоустройства выпускников вуза в целом совпадает с отношением остальных респондентов. Но возможность самостоятельного выбора работы они реже других считают результатом отмены системы распределения. В то же время они менее склонны поддерживать возврат вузовского распределения. Следовательно, проблема гарантированного трудоустройства волнует их меньше и не ассоциируется в сознании с достижением основной цели получения высшего образования - поиска ключа к жизненному успеху и материальному благополучию.

    Высокие  заработки имеют наибольшее значение при выборе профессии. Студенты с данным типом ориентации реже других допускают, что будут работать по другой специальности после окончания университета. Более чем кто-либо они говорят о том, что достичь успеха помогает уверенность себе, образование, предприимчивость, работоспособность и полезные связи (82,8%). Для них наиболее желательна работа на собственном частном, либо в совместном предприятии, и наименее - в акционерном обществе и на частном предприятии по найму. Работа в чужом подчинении не относится к слагаемым успеха, напротив,  руководящая должность и престижное место работы наиболее желательны (здесь наблюдается сходство с типом ориентации, который определяется стремлением к должностной карьере). Общие требования этих студентов к будущей работе следующие: высокооплачиваемая, интересная, с перспективой продвижения и, желательно, по специальности. Каждый третий из этих студентов более других хотел бы иметь еще одно высшее образование (предпочтительнее экономическое или юридическое, спрос на которое, по их мнению, очень велик), хотя почти никто не осуществляет это желание.

    Специфику нравственных ориентаций данного типа составляет следующее: большая обеспокоенность такими общественными проблемами, как межнациональные конфликты, социальная защита пенсионеров, безработных и т.п.  Более других считают своим гражданским долгом свое участие в различных общественных объединениях. Оценивая степень востребованности обществом различных профессий,  чаще признают существование спроса  на «созидательные» специальности. Переход ко взрослой жизни связывают с началом принятия самостоятельных решений. Ценность человека, чаще других, ставят в зависимость от его полезности для общества и проявляют самые слабые ориентации на иждивенчество. Принадлежность к студенчеству более всего ассоциируется с беззаботным периодом жизни, отсутствием серьезных проблем. Эти студенты более других ощущают уверенность в связи с переходом к рынку,  и  их ожидания от реформ носят самый оптимистический характер.

    Пятый тип ценностных ориентации респондентов определяют ориентации на должностную карьеру. Они, более чем кто-либо, убеждены, что в настоящий момент общество как никогда нуждается в специалистах с высшим образованием (27%). Больше чем другие говорят, что студенты стали ответственнее с переходом к рынку. Меньше всех удовлетворены тем, как университет формирует общую культуру студентов и способствует реализации способностей (30%), но выше остальных респондентов оценивают практические навыки работы, полученные в вузе и то, как вуз формирует умение приспособиться к рынку (46%).

    Среди студентов с данным типом ориентации шире распространены стереотипные представления о "рыночном" и "нерыночном"  характере вузовских специальностей. Они чаще других отмечают перспективность диплома, престижность обучения, материальную базу университета как факторы, оказавшие влияние при поступлении. Среди них больше тех, кто оценивает социальные условия жизни студентов и материальную базу вуза достаточно высоко. Выше всех они оценивают перспективность своего диплома, престижность обучения на своем факультете, а также уровень организации вузом рекламы своей специальности. В то же время их оценка стабильности университета самая низкая (57%). Как и большинство, больше доверяют государственным учебным заведениям. Боязнь безработицы в связи с отменой распределения невелика, а мнения по поводу восстановления распределения разделились примерно поровну.

    Большее значение в профессии имеют заработки, затем - интерес и престиж. Последнему более других респондентов придается особое значение. Высоко оценивают перспективу заниматься интересным делом, которую предоставляет профессия. Им свойственная самая уверенность в своих возможностях устроиться на работу, хорошо зарабатывать, открыть свое дело, сотрудничать с иностранными партнерами, занимать престижное положение в глазах окружающих. Студентов с этим типом ориентации больше среди тех, кто намерен по окончании университета продолжать учиться,  либо открыть свое дело,  а также работать за пределами республики. Они предпочитают работу на собственном частном предприятии, высокооплачиваемую и интересную. Работа по специальности, как и работа с перспективой продвижения по службе, не смотря на выраженное желание сделать карьеру, занимают третье место по важности. Меньше всех эти студенты видят для себя лично возможность остаться без работы.  Отношение ко второму высшему образованию  не имеет специфических черт, но в качестве второго высшего  образования  чаще  других  респондентов   предпочитают юридическое (28%). Проявляют самую большую готовность платить за дополнительное образование. В суждениях более циничны - чаще остальных соглашаются, с тем, что в жизни не идеалов, в которые можно было бы верить. Убеждены, что конкуренция и состязательность важнее взаимопомощи и поддержки (55,7%).

    Среди тех, кто считает власть синонимом жизненного успеха, большую часть составляют студенты с данным типом ориентации. Ключом к успеху считают связи и уверенность в себе (80%). Эти студенты составляют большинство среди тех, кто считает деньги фактором жизненного успеха. В то же время их больше всех беспокоит проблема социальной защиты населения. Своим гражданским долгом считают участие в политической жизни страны и помощь окружающим людям. Начало самостоятельного принятия решений, и приобретения материальной независимости больше чем кто-либо связывают со взрослостью. Они чаще других хотели бы видеть спутником жизни знаменитого, физически сильного человека, хотя в целом менее всего придают значение последнему качеству. Также менее других придают значение внешности. Больше других ценят в друзьях легкость в общении и обладание полезными связями. Умение делать деньги имеет большую ценность, поэтому велико желание видеть это качество в себе, в своем спутнике жизни, и в своих знакомых. Также больше других хотят видеть себя образованными людьми. В знакомых преимущественно ценят чувство юмора. Студенчество ассоциируется с беззаботностью, но они чаще других называют студента невеждой. Более всех убеждены, что государство должно регламентировать свободу своих граждан, и меньше   всех ценят человеческую жизнь. При этом реформы экономики вызывают у них неуверенность и раздражение, и именно раздражение. Однако больше всех проявляют желание организовать собственное предприятие, и у некоторых оно уже имеется. Чаще других студентов являются владельцами квартир, автомобилей, коттеджей. Эти студенты менее всех считают себя материально независимыми от родителей. Среди них больше всего тех, кто живет без особых материальных забот. Студенческие подработки и постоянная работа часто связана со специальностью, поэтому решительней остальных респондентов они настроены совмещать работу с учебой.

    Шестой тип  ценностных ориентаций основывается на представлении о высшем образовании как одном из способов изменения социального статуса. Основной мотив поступления на учебу студентов с данным типом ориентации - желание изменить жизнь. Но таких респондентов оказалось очень мало на электромеханическом и строительном факультетах Северо-Кавказского государственного технологического университета.

    Этот тип доминирует среди старших возрастных групп - 23 года и старше. Основным отличием студентов, ориентированных на смену социального статуса, является   большая экономическая самостоятельность и независимость от родителей, более высокая степень адаптации в «рынке».

    Эти студенты скептическое отношение к происходящим переменам и к жизни в целом,  противоречивость и крайность оценок. Они более других «недолюбливают» реформы, и считают, что за последнее время стали жить хуже; менее всех готовы платить за основное или дополнительное обучение. Экономическая независимость от родителей также подталкивает к поиску дополнительных источников доходов. Респондентов с данным типом ориентации также больше среди тех, кто имеет свое дело и для кого собственный бизнес является основным источником доходов.

    В  то  же время эти студенты доминируют и среди тех,  кто отрицательно относится к возможности иметь собственный бизнес (27%). По их мнению, рыночная экономика принесла не только большие заработки, но и эксплуатацию.

    Восприятие ситуации в  системе высшего образования и статуса образования в обществе отличается самым большим пессимизмом. Особу «обеспокоенность» вызывает у них социальная незащищенность студентов и выпускников вузов. Чаще других, признавая возможность остаться без работы по своей специальности, студенты с этим типом ориентации все же реже лично испытывают страх перед безработицей, больше ценят независимость от государства и самостоятельность при выборе работы. Это объясняется их большей моральной готовностью к новым условиям и прагматичностью. Высоко ценятся такие качества личности  как мобильность, способность рисковать. Сам основной мотив поступления на учебу - желание изменить жизнь свидетельствует о динамичности характера этих респондентов. Главными факторами жизненного успеха считают уверенность и себе, предприимчивость, связи в обществе (68%).

    Статус взрослого человека связывают с получением образования, необходимостью заботиться о родителях,  а также  с приобретением собственности. Прагматизм проявляется и в некоторых представлениях о социальной жизни: склонны считать, что для общества более целесообразна забота о детях, чем о стариках. Более того, их отличает и некоторый цинизм: чаще других признают, что такое качество как порядочность не имеет значения,   и считают, что человек по своей природе эгоист. Безразличие и скепсис называют основными чертами современного студенчества.

    В то же время, как следствие особой противоречивости сознания этих респондентов, они лидируют в своем желании быть полезными людям и обществу, быть хорошими специалистами в своей сфере деятельности. Еще одним симптомом альтруизма является большее, чем у других студентов желание выработать в себе такое качество как доброта.

    Представления об изменениях в жизни эти респонденты нередко связывают с вхождением в новую специфическую культурную среду вуза, представляющую для них особую ценность. В этом проявляется связь с первым  типом  ориентации,  который  определяется стремлением приобщиться к духовной культуре. В связи с этим есть основания полагать, что в сознании респондентов с данным типом ориентации представления о более высоком социальном статусе связываются с более высоким уровнем культуры. Вообще для данного типа характерны те студенты, для кого уровень культуры в университете стал решающим фактором при поступлении на учебу, больше  всего студентов данной группы.   Вообще для этой группы характерна более высокая ценность качества общения: образованность собеседников, собственные коммуникативные способности и т.д.

    В отличие от других, респонденты, стремящиеся изменить прежний социальный статус, более удовлетворены тем, насколько университет формирует общую культуру студентов и склонны выше оценивать имеющийся уровень культуры в вузе. Соответственно   проявляется   и   большая удовлетворенность уровнем преподавания. Обучение в университете,  помимо приобретения специальных   знаний и навыков, является для них источником определенного жизненного опыта. В то время как развитие практических навыков работы по специальности,  по их мнению, незначительно, достаточное развитие в стенах вуза получают организаторские и деловые качества студентов.

    Восприятие высшего образования как  основного фактора, влияющего на дальнейшую жизнь, ориентирует на предпочтение стабильного обучения. В связи с этим студенты с данным типом ориентации менее всех хотели бы учиться в коммерческом вузе. Выбор вуза производится ими более тщательно, о чем говорит большая требовательность к уровню организации рекламы вуза.

    При этом, смена социального статуса связывается не столько с получением определенной специальности,   устройством на работу и заработками, сколько с получением высшего образования как такового. Эти респонденты менее всех ориентированы на приобретение какой-либо другой   дополнительной специальности. В тех случаях, когда эти ориентации присутствуют, они более относятся к специальностям, обеспечивающим, интересную работу, а не тем, которые пользуются особым спросом па рынке труда. Респонденты с данным типом, ориентации чаще других отмечают, что получаемая ими специальность дает возможность заниматься интересным делом, но ниже всех оценивают возможность хорошо зарабатывать с ее помощью.  

    Особый интерес проявляется к работе за пределами республики, вместе с тем эти можно отметить их лидерство и среди тех, кто считает, что жить следует на своей Родине, со своим народом.

    Политические ориентации этих респондентов отличаются большей склонностью к сильной власти,  способной навести порядок в стране. Представив себя на месте Президента, они чаще говорят о  силовых методах решения государственных проблем. К тому же большее предпочтение оказывают таким формам проявления гражданской активности как участие в выборах и референдумах, защита отечества и добросовестный труд - действиям, которые не нарушают общественный порядок. Учитывая невысокий уровень доходов студентов с данным типом ориентации можно проследить подтверждение тенденции зависимости авторитарных ориентации от уровня материальной обеспеченности респондентов, зафиксированной социологами в последнее время в ценностном сознании молодежи [Курганский С.И. Ценностные основы современного культурного процесса. – Автореферат дисс… канд. социол. наук. – М.,1995; Курзанова Н.И. Ценностное сознание молодежи: сущность, структура,  тенденции. – Автореферат  дисс… канд. социол. наук. -  М., 1993 и др.].

    В целом анализ содержания видов ценностных ориентаций студентов позволяет сделать вывод о противоречивости их ценностного сознания. Тем не менее, определенные доминанты позволяют выявить общую направленность динамики ценностей.

    Каждый тип ценностных ориентации содержит ориентации на ценности, которые являются объектами потребностей экономической безопасности, что  выявляет «материалистический» (свойственный технократическому менталитету) характер студенческой системы ценностей. В то же время потребности идущих в университет молодых людей включают потребности в познании и просвещении, человеческом общении, духовном совершенствовании, самореализации, самооценке, самоидентификации. Ценности, выступающие объектами  данных потребностей, носят социокультурный характер.

    Соотношение  ориентаций на «материалистические» и социокультурные ценности являются априори основным показателем личностного соответствия студента избранной профессии. Понимание данного соотношения, а также разработка механизмов преодоления проблемных факторов формирования                  ценностных ориентаций студенчества может быть положено в основу моделирования педагогической деятельности по формированию ценностных ориентаций студенческой  молодежи.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Ценностные ориентации студенческой молодежи как показатель личностного соответствия студента избранной профессии ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.