Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Ценностные ориентации студенческой молодежи. Характеристика социального портрета современного студента

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Ценностные ориентации студенческой молодежи. Характеристика социального портрета современного студента
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:27
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Ценностные ориентации студенческой молодежи. Характеристика             

                                 социального портрета современного студента


    Молодежь – это молодое, подрастающее поколение [Словарь русского языка. Под ред. Г.П. Князькова, т. 2. М., 1958, с. 398]; молодые люди; юноши, девушки [Большой толковый словарь русского языка. Под ред. С.А. Кузнецова. – СПб., 2000, с. 552].

    Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжи­тельности жизни людей, расширении границ молодежного возраста. В разных условиях естественно различны и границы возраста, считающегося молодежным. Принято, что границы рассматриваемого контингента находятся в основном в диапа­зоне от 15 до 30 лет. «В среднем в 15 лет молодой человек фи­зиологически перестает быть ребенком и становится подрост­ком, именно с этого возраста он наиболее восприимчив в сози­дательном отношении, начинается формирование трудовых, нравственных навыков и качеств. Именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном пла­не: продолжить учебу в средней школе или, например, посту­пить в профтехучилище или техникум, происходит массовое разделение учащихся в школе на продолжающих обучение и поступающих на работу» [Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспетивы. – М., 1983, c. 36].

    Обычно к 30-ти годам человек достигает, как правило, про­фессиональной зрелости, завершается формирование его се­мьи, и он занимает более-менее стабильное положение в об­ществе.

    Период социального созревания молодежи в последние де­сятилетия удлинялся. Несмотря на то, что современная моло­дежь созревает физически и интеллектуально быстрее, чем предыдущие поколения, происходило определенное "старение" молодежи. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для других государств. Однако в нашей стране период социальной адаптации молодежи дольше, чем на Запа­де. Возрастная граница, отделяющая молодых от срока соци­альной зрелости, далеко вышла за пределы 24-25 лет и со­ставляла  у нас 30-35 лет. [Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи, c.36].

    Удлинение сроков адаптации молодежи объяснялось следу­ющими главными причинами. Во-первых, увеличением пери­ода получения образования: школа, техникум, высшее учеб­ное заведение, аспирантура задерживали пребывание человека в процессе обучения нередко до 35 лет; во-вторых, молодежь не могла удовлетворить свои элементарные потребности, взять на себя ответственность за свое благосостояние, материальное обеспечение своей семьи без помощи родителей. Это растягива­ло сроки адаптации молодежи в обществе, порождало инфан­тильность и иждивенчество.

    Таким образом, возрастные границы молодости - лишь от­носительный, приблизительный ориентир, поскольку в каж­дом конкретном случае могут быть различные отклонения [Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи, c.37]. Тем не менее, в указанный возрастной период происходят обычно основные события в жиз­ни человека: он поступает в учебное заведение, устраивается на работу, обзаводится семьей. Происходит процесс социа­лизации молодого человека - социальной адаптации (или, на­против, интегративного включения в общество). Для многих молодых людей такое включение начинается в студенческие годы.

    Студенчество (от лат. studens – усердно занимающийся;  англ. - studentship; нем.  - studentenschaft; фран. - e`tudiants) - учащиеся высших учебных заведений, представляющие собой социально-демографическую группу с определенным общественным положением, ролью и статусом, а также определенную социально-профессиональную группу, характеризующуюся общностью интересов, субкультурой и образом жизни при возрастной однородности, которой не имеют другие социально-профессиональные группы  [Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. – М.,  1998. с. 225].

    Студенчество – это социальная группа, состоящая из молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях. Существенная социальная черта студенчества – его близость по характеру деятельности, интересам, ориентациям к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но, прежде всего, по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов. Общей мировой тенденцией в условиях научно-технической революции является быстрый рост студенчества, главным образом в индустриально развитых странах. С этим связаны демократизация высшего образования, расширение социальных источников пополнения студенчества. [Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г.В. Осипова. – М., 1998. с. 544].

    Проблемы студенческой молодежи достаточно широко освещены в отечественной литературе. Педагогические аспекты в деятельности вузов рассматриваются в исследованиях  В.Л. Абушенко, Т.П. Богдановой, А.Г. Быстрицко-го, Н.Ф. Головатого, Е.В. Затуловской, В. М. Капицына, В.Т. Лисовского,    О.А. Раковской,  М.Ю. Рощина, Г.С. Степанова,  В.А. Титова, Н.М. Трофимова, и других.

    Ценностные ориентации молодежи исследовались в работах Л.А. Аза, Э.В. Быкова, М.П. Карпенко, В.А. Лапшова, М.Х. Тихма и других.

    Проблемы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи рассматриваются в исследованиях  Л.А. Аза, А.П. Вардомацкого, Лисовского В.Т. Карпенко М.П., В.А. Лапшова, Н.Ф. Головатого, В.Г. Васильева Э.Н. Фаустовой,  Л.С. Щенниковой и других авторов.

    Признавая студенчество как социальную группу, состоящую из молодежи, В. Сунгоркин, например, считает молодежное общество явлением возрастным, внешним по отношению к молодежи, которой всегда было свой­ственно стремление самоутвердиться [Сунгоркин В. Молодежь в зеркале статистики. Собеседник, 1988, № 13. - С 10].

    О.А. Раковская утверждает, что молодежь не столько специфическая социальная или демографическая группа общества, сколько находящаяся в становлении особая его часть, положение кото­рой детерминировано социально-экономическим состоянием общества [Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспетивы. – М., 1983, с. 7].

    В.М. Капицын представляет молодежь как общность,  которая включает  в свой состав конкретных индивидов, но не сводится к их ариф­метической сумме. Сама общность, - утверждает автор, - рождает новое каче­ство объединения; с другой стороны, из чувства принад­лежности к общности вытекают определенные ориенти­ровки индивидов [Капицын В.М., Красова Е.Ю. Приручить  Левиафана. - Воронеж , 1991].

    Превращение индивида в способную к активному труду и творчеству личность про­исходит в процессе воздействия на него взрослых по­средством обучения и «введения» в системы социальных ценностей и образцов поведения [Андреенкова Н. В Проблема социализации личности//Социальное исследование, вып. 3. – М., 1970, с 43—44].

    Таким образом, индивид включается в социальные отношения – соци-ализацию, которая осуществляется путем усвоения человеком социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.

    Социализация — это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности [Психология: словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990, с. 373]. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимо­действовать с другими людьми.

    Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как "воспитание", "обучение", "развитие личности".

    «Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы "факторами". Такими факторами социали­зации являются: целенаправленное воспитание, обучение и слу­чайные социальные воздействия в деятельности и общении.

    Воспитание и обучение, интересующие нас в большей степени как предмет данного исследования (в узком смысле), — это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду и формирования у него определен­ных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности [Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М., 1995, с. 194].

    Социализация включает в себя ряд аспектов, но главным, на наш взгляд,  является выработка на основе полученных знаний и воспитания, социального опыта и культуры совокупности ценностных представле­ний о действительности. Именно выработанные ценност­ные представления об окружающей общественной среде, о хорошем и плохом, о должном и желанном, о самом себе       и т.п.  являются теми определенными критериями, которые обосновывают реальные действия личности.

    В современном обществе формирова­ние ценностных представлений личности происходит, пре­жде всего, под целенаправленным воздействием семьи, школы, средств массовой информации, трудовых коллективов и т.п. Общество с помощью своих соци­альных институтов целенаправленно «прививает» молодежи традиционные социальные ценности. Последние, реализуясь в ре­альном поведении, характеризуют направленность и содержание социальной активности личности [Смирнов Г.Л. Советский человек: формирование социалистического типа личности. - М, 1973, с 233].

    Социальные ориентиры молодежи формируются под влия­нием, прежде всего сложившихся целевых установок всего общества, взаимообусловленных процессами, происходящими в экономике [Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспетивы. – М., 1983, c. 10].

    Социализация соответствует добровольному принятию человеком социально-политических ценностей и установок, сформированных на каждом этапе развития общества. Она проходит через всю человеческую жизнь. В какие-то моменты истории процесс социализации протекает эволюционно, носит постепенный размеренный характер, в другие отрезки времени, может быть, сродни взрыву  [Молодежь и демократизация советского общества. Под ред. С.А. Шавеля. – Минск, 1990].

    Вместе с тем в широком смысле, на наш взгляд можно говорить, что  социальное развитие молодежи под­разумевает развитие:

    - общее (в отличие от частичного — физического, умст­венного и т. д.) и общностное, т. е. затрагивающее всех членов данной общности, а не отдельных ее представите­лей или некоторые категории;

    - изменяющее общественное положение, политическое и социальное значение, место и роль молодежи в обще­стве;

    - направленное на обеспечение равных стартовых воз­можностей для жизненного самоопределения, создание условий каждому реализовать себя;

    - формирующее социально зрелую, активную и творче­скую личность, в полной мере оснащенную всем необхо­димым (знаниями, умениями, навыками) для того, чтобы успешно поддерживать и развивать общественную сис­тему (отношения, производство, нормы, ценности, иде­алы).

    Однако социализация претерпевает по мере про­должения словесных боев самое существенное изменение. Появляются не только новые ценности и жизненные ориентиры [Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. - М., 1990].  Каждое новое поколение, неизбежно опираясь на опыт предыдущего, оценивает и осваивает мир на свой лад, привнося в созидательную деятельность новые приемы и средства, приноравливаясь к условиям и обстановке своего времени.

    Таким образом, в ходе социализации у молодежи формируются различ­ные ценностные представления о социальной значимости тех или иных жизненных факторов. При этом одним жизненным факторам отдается предпочтение, им выно­сится высокая моральная оценка; другими пренебрега­ют, их низко ценят; к третьим относятся безразлично и т. п.

    Такая избирательность придает ценностным пред­ставлениям молодежи известную стройность: в них обна­руживаются определенные направленности восприятия внешних социальных воздействий. Естественно, любая такая направленность не может не сказываться в прак­тической деятельности молодежи. Здесь все дело в том, что доминирующие направленности в ценностных пред­ставлениях играют роль как бы ориентиров деятельно­сти и в качестве таковых воздействуют на социальное поведение молодежи.

    Однако специфика исследования обозначенных проблем заключается, прежде всего, в том, что мо­лодежь в социальном и возрастном отношении находится в пе­реходном состоянии. Эта переходность определяет: во-первых, необходимость изучения проблем молодежи как части всего общества; во-вторых, требование дифференцировать молодежь как слой по целому ряду признаков, основные из которых - возраст, пол, вид занятий и деятельности, социально-экономи­ческое положение и т.д.

    В современной науке не существует единого подхода к рассмотрению личностных ориентаций каждого конкретного молодого поколения.

    М.Н. Руткевич, например, считает, что ориентации молодежи следует рассматривать как субъективный фактор, как пропускаемое через призму интересов личности отображение объективных потребностей общества и условий существования молодежи, включая выдвигаемую обществом раскладку вакантных «мест» в системе образо­вания и народном хозяйстве. Данное отражение, - считает автор, - с пол­ным правом можно назвать «своеобразным», так как в жизненных планах непосредственно отображаются инте­ресы личности, а они складываются как результат дейст­вия многих формирующие сознание факторов, как осо­знаваемых, так и неосознаваемых, воздействующих сти­хийно  [Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. – М., 1988, с. 130].

    Реализация социальной ориентации, в широком понимании связана с целост­ной картиной жизненного пути, со всем комплексом жиз­ненных ориентации, направленностью на основные социальные ценности. Некоторые исследователи называют ее «жизненной программой», наличие которой придает личности, группе определенную целостность, в этом случае имеется система представлений молодого человека о существующих общественных отношениях и о своем предполагаемом месте в системе этих отношений. При этом приходится сталкиваться и с отклонениями, не­полным принятием норм, и с тем, что у некоторых моло­дых людей подчас складывается ориентация на чуждые ценности, на паразити­ческое существование за счет семьи или общества.

    Более точно отображающим исследуемый процесс М.Н. Руткевич связывает с термином «жизненные планы молодежи», обоснованию рационального употребления, которого была посвящена книга, вышедшая еще в 1966 году [Жизненные планы молодежи. Свердловск, 1966]. В этом термине находит выражение идеализированное отражение будущего жизненного пути вступающих в жизнь молодых граждан [Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. – М., 1988, с. 128].

    В данном понятии, на наш взгляд, не вполне адекватно выражается сущность процесса отражения в сознании молодежи общественных потребностей, преломленных че­рез призму личного восприятия окружающих условий, включая возможности, предоставляемые учреждениями системы образования. Иначе говоря, жизненные планы — это обобщенное выражение не только направленности ориентаций, но  способов и путей реализации ожиданий в отношении буду­щего социального положения.

    В.А. Попов           предполагает, что потребности и ценности молодежи являются в значительной мере продуктом молодежной субкультуры и они могут быть не связаны с общепризнанными ценностями и нормами. Эта молодежная субкультура включает в себя разнообразный спектр мотивации, которой для некоторых подростков оказывается вполне достаточно для поддержания их ограниченной духовной жизни. Именно здесь и заключается один из самых серьезных истоков  ценностных установок, принимаемых обществом за основу при целенаправленном воздействии на формирующуюся личность в системе воспитания [Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентации учащейся молодежи. – 1999, с. 96].

    В отечественной литературе, в основном, приводится восемь-двенадцать типов ценностных ориентаций молодежи.

    Например, в результатах исследований, проведенных московским центром социально-психологи­ческой адаптации подростков, называются следующие ценности учащейся молодежи:

    1. Счастливая семейная жизнь. 2. Нали­чие хороших и верных друзей.      3. Свобо­да как независимость в поступках и дей­ствиях. 4. Материально-обеспеченная жизнь. 5. Любовь. 6. Здоровье. 7. Уверен­ность в себе. 8. Интересная работа. 9. Познание. 10. Красота природы и ис­кусства. 11. Творчество. 12. Активная, деятельная жизнь [Подросток на перекрестке эпох. М., 1997].

    Т.П. Бог­данова выделяется восемь типов ценностных ориентаций рабочей молодежи, но уже несколько иных по содержанию [Богданова Т. П. Труд и социальная активность молодежи. - Минск 1972, с. 143]. Совершенно другие (шесть) типы ори­ентаций молодых инженеров промышленных предприятий пред­ставлены А. Г. Белым [Белый А. Г. Мотивационные ориентации инженеров промыш­ленного предприятия, с. 109].

    В.И. Русецкая по результатам своих исследований расставляет молодежные приоритеты следующим образом: создани­е семьи, общение с друзьями,  работа по специаль­ности, учеба, чтение литературы, занятия физкультурой и спортом, просмотр телепередач, посещение вечеров танцев, дискотек, просмотр кинофильмов [Молодежь и научно-технический прогресс. Под ред. Е.М. Бабосова. – М., 1989, с. 29].

    А.Г. Здравомыслов и  В.А. Ядов анализируют восемь видов ценностных ориентаций [Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности//Социология в СССР, т. 2, 1990].

    При типологизации цен­ностных ориентаций исследователи опираются на общечеловеческие ценности, но пользуются различными эмпирическими основаниями, аргументируя последние обычно спецификой изучаемых объектов.

    Однако такой разнобой в отношении оснований типологизации ценностных ориентации приводит подчас к несопоставимости ре­зультатов эмпирических исследований ценностных ори­ентаций и невозможности соответствующих обобщений. Следовательно, нужна, прежде всего, разработка типоло­гизации ценностных ориентации по единому основанию. Например, можно произвести типологизацию ценностных ориентации по сферам действия основных социальных ценностей.

    Тогда, как указывает Л.А. Лаза, крупный блок составят а) ориентации на ценности трудовой деятельности, включая и ориента­цию на труд как на самоценность. Другой крупный блок составят б) ориентации на ценности свободного времени, включая и ориентацию на свободное время как на са­моценность.

    Следующие три блока ориентаций, - считает автор, -  тесно связаны как со сферой труда, так и со сферой свободного времени и в этом смысле могут быть названы перекрещивающи­мися: в) ориентация на ценности общественно-полити­ческой деятельности, г) ориентация на ценности образо­вания, д) ориентация на ценности семьи. Каждая из этих ориентации, имея самостоятельное значение, может проявляться либо в сфере труда, либо в сфере свобод­ного времени, либо в обеих сферах одновременно [Аза Л.А. и др. Ценностные ориентации рабочей молодежи. – Киев, 1978.]

    В исследовании социальных ориентиров различных общест­венных групп одним из центральных понятий является соци­альный статус.

    Социальный статус – это интегративный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе в системе социальных связей и отношений [Краткий, словарь по социологии. М.: Политиздат. 1988, с. З88].

    Он выражается в оценке некоторой совокуп­ности материальных и нематериальных признаков, взаимос­вязанных между собой. В перечень этих признаков входят ма­териальное положение, престиж профессии, уровень культуры и образованности человека, достигнутое общественное положе­ние, приобщенность к некоторым социальным группам, сло­ям, кругу и т.п.

    Социальный статус может оцениваться самим человеком, т.е. носить характер внутренней оценки, и рассматриваться извне - людьми, социальными группами, обществом в целом. Вопрос об оценке признаков социального статуса сложен. Тут материальные признаки переплетаются с нематериальными, а признаки, лежащие на поверхности явлений, с более скрыты­ми - глубинными, которые имеют неоднозначную трактовку в зависимости от региональных, национальных, этических и других условий. Признаки социального статуса выступают в роли социальных ориентиров.

    Одно из главных мест среди социальных ориентиров зани­мает материальное положение. Работа и активная трудовая ус­тановка могут быть средством достижения определенного материального положения и социального статуса. Однако снижение социально-экономической активности молодежи ставит острую необходимость изучения именно вопросов, связанных с материальным стимулированием и достижением определенного уровня благосостояния. Тем более, что в нашей стране пока не существует концепции дифференцированной соци­альной политики; имеющиеся до сих пор программные установки были нацелены, как правило, на среднего человека, на население в целом.

    Важным показателем в формировании социальных ориен­тиров является пол. Многие социальные проблемы на Западе изучаются именно под этим углом зрения. Разная установка мужчин и женщин в разные периоды их жизни имеет существенное значение при разработке оптимального соотношения определенных стимулирующих факторов. В изученных работах данному аспекту уделяется явно недоста­точное внимание.

    Одна из важнейших сторон проблемы выбора социальных ориентиров - выбор сферы занятий. Такой аспект исследования дает основу для решения проб­лем распределения ресурсов молодежи и их динами­ческого роста в профессиональном отношении. Это означает выход, в конечном счете, на проблему соотношения распредели­тельной и стимулирующей функции в экономическом контексте.

    Важным аспектом проблемы формирования позитивных со­циальных ориентиров является изучение соотношения старто­вых условий жизни и динамики благосостояния молодежи (городской, сельской, обучающейся в различных учебных заведениях т.д.).

    Малоисследованной проблемой до сих пор остается старто­вый уровень жизни молодых людей, имеющих семьи. Конкретно здесь речь идет о социально-эконо­мическом портрете молодой семьи. Именно семья играет глав­ную роль в формировании экономической самостоятельности и ответственности молодых людей. В молодой семье, остающей­ся до сих пор основной потребительской ячейкой общества, наиболее полно раскрываются социально-экономические функ­ции молодежи, начинается формирование целей благосостоя­ния.

    Что может дать предложенный для исследований круг вопросов, касающихся ценностных ориентаций студенческой молодежи? Прежде всего, различные ори­ентации в данной схеме упорядочиваются по общему критерию и, несмотря на свою специфичность, обнару­живают способность к сопоставлению.

    Так опреде­ленные ориентации студентов на общение, учебу, на индивидуаль­ное потребление культурных ценностей, на физическое развитие и укрепление здоровья являются разными по содержанию, но  принадлежат од­ному типу ориентаций — на ценности свободного вре­мени, ибо реальная активность согласно указанным ориентациям может проявляться преимущественно в сфере свободного времени. Следовательно, ориентации на ценности свободного времени у студенчества могут быть сопоставимы с аналогич­ными ориентациями в сфере свободного времени других групп молодежи. То же самое можно сказать об упорядочении и возможностях сопоставимости ориентации на ценности трудовой и общественно-поли­тической деятельности, образования, семьи.

    Разумеется, предложенная схема типологизации цен­ностных ориентации не исключает иных типологий. Так, например, при исследовании ценностных ориентации рабочей молодежи, проведенном Л.А. Аза, было выделено два следую­щих аспекта: ретроспективный и актуальный. Первый был связан с выявлением ценностных критериев моло­дежи при выборе рабочей профессии. Второй предпола­гал актуальные ценностные критерии рабочей молодежи в се трудовой деятельности. Такая аналитическая операция позволила уви­деть степень согласованности прошлых ретроспективных и актуальных ценностных критериев [Аза Л.А. и др. Ценностные ориентации рабочей молодежи. – Киев, 1978].

    Аналогичный подход приемлем, на наш взгляд, и при рассмотрении ценностных ориентаций студенческой молодежи.

    В данном исследовании студенческая молодежь понимается как  демографическая и временная социальная группа учащихся высших учебных заведений с определенным общественным положением, ролью и статусом, кото­рые детерминируются социально-экономическим состоянием общества.

    В широком смысле слова ценностная ориентация студента представляет собою мотивирующий фактор, объясняющий определенную направленность, мировоззрение и со­циальную активность.

    С точки зрения  Л.А. Аза ценностная ориента­ция студента выражает систему установок, т. е. субъективное отношение личности к стоящим перед ней целям и задачам, изби­рательную мобилизованность и готовность к их реализации. Со­циальная установка, таким образом, является методологическим определением, через которое реализуются ценностные ориента­ции личности в отношении социальной действительности и к са­мому себе. Когда же это отношение направлено „вовнутрь" на самого себя в виде самоприказа, самооценки или стремления к самоутверждению, оно выступает в своем личностном аспекте. [Аза Л.А., Бегека Н.А. и др. Формирование духовной культуры студенческой молодежи. - Киев, 1991].

    Ценностная иерархия студентов по результатам исследований А.П. Вардомацкого выглядит следующим образом  1) здоровье, 2) любовь (взаимная), 3) счастливая семейная жизнь 4) работа как творчество, 5) дети, 6) красота (природы, искусства человека), 7) общение, 8) духовная свобода (возможность свободно высказывать свои мнения, публиковать их в печати и т.п.), 9) материальная свобода (возможность реализации своих разумных потребностей исходя только из своих ресурсов, независимость от де­нежных поступлений родителей), 10) общественное при­знание, 11) работа как средство делать добро людям, 12) работа как средство оставить после себя след на земле (личное бессмертие), 13) вещи-условия (вещи как необходимое условие для продуктивной работы), 14) впечатления, 15) работа как средство заработка, 16) удовольствия, 17) вещи «комфорт» (хорошая квартира, дача машина и т.п., обеспечивающие комфортабельное материальное окружение), 18) власть (ощущение того, что от твоих решений зависят ход важных событий, судь­бы люден и т.п. ), 19) слава, 20) вещи «престиж» (хоро­шие вещи обеспечивающие чувство уверенности в себе) [А.П. Вардомацкий. Место творчества в ряду жизненных ценностей студенческой молодежи//Молодежь и научно-технический прогресс. Под ред. Е.М. Бабосова. – М., 1989, с. 157].

    Н.Ф. Федотова приводит 8 блоков личностных качеств, которые можно рассматривать как ценностные ориентиры:

    1) качества, характеризующие гражданскую позицию: честность и принципиальность, коллекти­визм, общественная активность, чувство долга;

    2) качества, необходимые для будущей профессиональной деятельности: увлеченность профессией, трудолюбие, энергичность и деловитость, организаторские спо­собности; 

    3) «деловые» качества и умения, необходимые для организации быта и семейной жизни: умение обеспечить себя и свою семью материально, практичность в житейских делах, уме­ние сочетать работу на производстве с домашними делами, уме­ние рационально расходовать денежные средства;

    4) волевые свойства личности: сила воли, настойчивость, организованность, целеустремленность;

    5) гуманистические качества: доброта и отзывчивость, за­ботливость по отношению к близким, верность в любви и друж­бе, мягкость и уступчивость;

    6) коммуникативные свойства и умения: общительность, жизнерадостность, умение вести себя в обществе, умение ла­дить с людьми;

    7) качества, характеризующие развитие интеллекта: образо­ванность и широта кругозора, способность понимать мысли и переживания других людей, чувство юмора, трезвость ума и рассудительность;

    8) качества, связанные с характеристикой желаемого внеш­него облика: физическое здоровье, внешняя привлека­тельность, опрятность, умение следить за своей внешностью [Социально-психологические проблемы нравственного воспитания личности. Под ред. В.Е. Семенова. – Л., 1984, с. 53]

    Обобщая рассмотренные ценностные ориентации молодежи и их особенности у студенчества, можно сказать, что ценностные ориентации студенческой молодежи - это определенные социальные ценности, выступающие в качестве жизненных приоритетов, основных средств их достижения и регулирующие поведение студентов.

    Опираясь на ценностные ориентации студенческой молодежи в советский период, такие авторы как Э.В. Быков, А.П. Вардомацкий, Э.К. Васильев, Н.Ф. Головатый, М.П. Карпенко, М.В. Кибакиy, В.А. Лапшов, В.Т.  Лисовский, Л.С. Щенникова и другие пытались составить обобщенный социально-демографический портрет студенчества.

    Так, например, по результатам проведенных исследований А.А. Козлов разработал следующую типологию сту­денческого контингента.

    1. Студенты с высоким уровнем систематичности рабо­ты. Им присущи развитые деловые навыки, и поэтому они сравнительно легко преодолевают барьер адаптации.

    2. Студенты со средним уровнем систематичности ра­боты. Трудовые навыки у них довольно полно, хотя не­равномерно развиты. В целом они успешно преодолевают адаптационный барьер, но показатели успеваемости име­ют ниже, чем студенты первого типа.

    3. Студенты с низким уровнем систематичности рабо­ты. Характеризуются слабым включением в учебный про­цесс, с трудом преодолевают адаптационный барьер, сама адаптация носит поверхностный характер. Успева­емость, как правило, ниже средней, а нередко и плохая [Социально – демографический портрет студента. Под ред. Э.К. Васильева - М., 1986].

    Типологизацию студентов можно проводить по различ­ным критериям. Но особую значимость имеют такие кри­терии, как направленность интересов, мировоззренческая и нравственная позиция, уровень активности в таких сфе­рах жизни, как научная, общественная, сво­бодное время, быт, коллективизм и культура.

     С учетом названных выше критериев группой социологов были разработаны 16 типов студентов [            ].

    Поскольку идеальной моделью личности является гар­монически развитый индивид, то в качестве целевого приз­нака в типологии личности должна выступать гармоничность, то есть составляющие модель качества личности, которые должны гармонически сочетаться. Взяв за отправ­ную точку анализа практическую деятельность, были выбраны четыре группы качеств, которые должны наиболее полно характеризовать сту­дента, его роль в обществе, а именно ориентацию на:

    1) учебу, науку, профессию; 2) общественную деятельность (активную жизненную позицию); 3) куль­туру (высокую духовность); 4) коллектив (общение в коллективе).

    Для упрощения модели в исследовании не выделялось градации каж­дого параметра, а ограничилось лишь констатацией его наличия или отсутствия. В полученной типологии 16 типов. Из них крайние типы:

    — Тип 1: индивид активен во всех четырех сферах. В реальности это студент, который умеет гармонично сочетать все виды деятельности. Это «идеальный студент», идеал будущего специалиста.

    — Тип 16: отсутствие активности по всем выделенным критериям. Односторонняя, не сформировавшаяся, а не­редко и аморальная личность.

    Остальные 14 типов — промежуточные, из которых четыpe приближаются к первому, т.е. включают различные комбинации трех положительных и одной отрицательной ориентации, четыре тяготеют к шестнадцатому типу, поскольку являются комбинацией трех отрицательных и одной положительной ориентации, и шесть содержат со­четание двух противоположных позиций.

    В.Т. Лисовский приводит свое описание следующих типов студентов:

    1. «Гармоничный». Выбрал свою специальность осоз­нанно. Учится очень хорошо, активно участвует в науч­ной и общественной работе. Развит, культурен, общите­лен, глубоко и серьезно интересуется литературой и ис­кусством, событиями общественной жизни, занимается спортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и на­дежный товарищ.

    2. «Профессионал». Выбрал свою специальность осоз­нанно. Учится, как правило, хорошо. В научно-исследо­вательской работе участвует редко, так как ориентирован на послевузовскую практическую деятельность. Принима­ет участие в общественной работе, добросовестно вы­полняя поручения. По мере возможности занимается спортом, интересуется литературой и искусством, главное для пего — хорошая учеба. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется уважением в коллективе.

    3. «Академик». Выбрал свою специальность осознан­но. Учится только на «отлично». Ориентирован на учебу в аспирантуре. Поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим заня­тиям. По мере возможности принимает участие в обще­ственной работе, но с коллективом академической группы связан слабо. Литературой и искусством интересуется с большим выбором. Спортом занимается редко. Честен и порядочен. Непримирим к недостаткам.

    4. «Общественник». Ему свойственна ярко выражен­ная склонность к общественной деятельности, которая зачастую преобладает над другими интересами и порой отрицательно сказывается на учебной и научной актив­ности. Однако уверен, что профессию выбрал верно. Его глубоко уважают в коллективе за честность, принципи­альность, отзывчивость, порядочность, непримиримость к недостаткам. Интересуется литературой и искусством, заводила в сфере досуга.

    5. «Любитель искусств». Учится, как правило, хоро­шо, однако в научной работе участвует редко, так как его интересы направлены в основном в сферу литературы и искусства. Ему свойствен развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко художественная эрудиция. В студенческом коллективе — признанный авторитет. С ним постоянно советуются, с его мнением считаются. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен, актив­ный общественник.

    6. «Старательный». Выбрал специальность не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая максимум усилий. И хотя не обладает развитыми способностями, задолженностей, как правило, не имеет. Малообщите­лен в коллективе, в группе к нему относятся снисходитель­но. Литературой и искусством интересуется слабо, так как много времени занимает учеба, но любит бывать в кино, на эстрадных концертах и дискотеках. Физкуль­турой занимается в рамках вузовской программы. Честен и порядочен. После окончания вуза не прочь поступить в аспирантуру.

    7. «Середняк». Учится «как получится», не прилагая особых усилий. И даже гордится этим. Его принцип: «Получу диплом и буду работать не хуже других». Вы­бирая профессию, особенно не задумывался. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испыты­вает удовлетворения. Не прочь заняться наукой, если это не потребует больших затрат труда. От общественных поручений не отказывается, если их дают, но сам актив­ности не проявляет. Подвержен престижному потребле­нию культуры. В коллективе у него обычно со всеми хорошие отношения, конфликтных ситуаций избегает. Ра­ди собственного спокойствия может в сложной ситуации отойти в сторону.

    8. «Разочарованный» Человек, как правило, способ­ный, но избранная специальность оказалась для него малопривлекательной. Однако убежден, что раз посту пил, то вуз нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения. Стремится утвердить себя в различного рода хобби, искусстве, спор­те. Отношения с товарищами по группе неровные, но, как правило, честен и порядочен.

    9. «Лентяй». Учится, как правило, слабо, по принци­пу «наименьшей затраты сил». Но вполне доволен собой. О своем профессиональном призвании не задумывается всерьез. В научно-исследовательской и общественной ра­боте участия не принимает. В коллективе студенческой группы к нему относятся как к «балласту». Иногда но­ровит словчить, воспользоваться шпаргалкой, приспосо­биться. Круг интересов в основном в сфере досуга.

    10. «Творческий». Ему свойствен творческий подход к любому делу — будь то учеба или общественная работа. [Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. - М., 1990].

    Каково же «представительство» студентов в перечисленных типах?

    По данным социологических исследований, проведенных в начале 90-х годов, только 24—26% студентов отличались высоким уровнем трудо­вой активности в учебном процессе, фактически каждый четвертый студент часто пропускал занятия, до одной трети приходили на занятия неподготовленными.

    Студентам 18 вузов страны была задана серия вопро­сов, касающихся их учебной деятельности. Выяснилось, по их собственному признанию, что учатся в основном на «отлично» — 9,4 %, на «хорошо» и «отлично» — 35,7%, на «хорошо» и «удовлетворительно» 44,7%, в основном на «удовлетворительно» — 10,3 %.

    Причины этого явления следующие: во-первых, демографический спад, открывший на фоне низких конкурсов дорогу в вуз слабо подготовленным и социально незрелым моло­дым людям, во-вторых, несформированность нравствен­но-деловых качеств студентов, в-третьих, неразработан­ность стимулов, что освобождает студента от необхо­димости бороться за свое место и право получить диплом.

    Проведенные социологические исследования также свидетельствуют, что в течение семестра систематически работают лишь 26,5 % студентов, время от времени — 63,1 % и почти не работают— 10,6%. Такая пассивность студентов в учебном процессе во многом объясняется как серьезными недостатками в его организации, так и несформированностью гражданской позиции будущего спе­циалиста.

    Один из главных недостатков работы высшей школы 90-х годов — это, на наш взгляд, формализм в оценке знаний. Не секрет, что чуть ли не основными критериями оценки работы вузовской кафедры являлось число сданных и несданных студентами зачетов, количество «двоек» и «пя­терок». Это приводило к тому, что порой непринципи­альные преподаватели шли на поводу у нерадивых студентов. Исключительно разлагающе действует на сту­дентов несовершенство оценок и нетребовательность преподавателей, низкая учебная дисциплина, возможность безнаказанно пропускать занятия, бытующая еще у некоторых убежденность, что из вуза все равно не от­числят, так как надо выполнять план выпуска.

    В последние 10 лет духовный мир студентов развивается на фоне господствующего сейчас в России прагматизма, озабоченности, прежде всего материальными проблемами. В современном обществе наблюдается моральная растерянность. Молодые люди хотят иметь нравственные идеалы, а предложить им что-либо позитивное современное общество не может, разве что рели­гиозные ценности  [Л.С. Щенникова. Духовные ориентиры псковских студентов. 1999].

    Из результатов исследований, проведенных М.П. Карпенко, видно, что многие студенты (особенно в том вузе, где не изучают этику и эстетику) путаются в понятиях морали, не видят разницы между красотой и красивостью, подвержены стереотипам в оценке про­изведений искусства и творчества различных художников. Только у немногих формируются самостоятельные культурные интересы, большинство просто плывет по течению. Студенты плохо разбираются в вопросах культуры и искусства, мало интересуются ими [Карпенко М.П., Лапшов В.А., Кибакиy М.В. Социальный портрет студента негосударственного вуза].

    Сложившаяся в настоящее время конкретная ситуация в обществе ориентирует молодых людей на получение, в основном, профессионального образования, не заботясь о повышении своего культурного уровня. К тому же, как свидетельствуют практика учебно-воспитательного процесса в вузах и многочисленные публикации, в последние годы проявилось известное ослабление внимания к гума­нитарным дисциплинам. Образ интеллектуала, который является не только специалистом в какой-то профессиональной области, но и легко ориентируется в сфере культуры, любит искусство, читает хорошую литературу и сам не чужд творческих устремлений, уходит в прошлое.

    B вузе молодой человек сталкивается с непривычной системой методов обучения и с трудностями усвоения нового материала, с необходимостью самостоятельно распоряжаться бюджетом времени, с новой средой дру­зей и товарищей, а приезжие — с особенностями образа жизни в общежитии, с необходимостью освоения незна­комого города и т. п. Это вносит существенные изменения в личность студента, создает ряд трудностей в воспита­нии и обучении. Все эти факторы сильно влияют на про­цесс адаптации студента к новым условиям, содержанию и характеру учебного труда. [Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. - М., 1990].

    В научной литературе подчеркивается, что в личностном отношении студенческий возраст имеет особое значение как период более активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социаль­ных ролей взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессиональные, трудовые, семейные и т. д. [Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л , 1968, с 109].

    Анализ научных исследований последних лет показал, что этот процесс еще недостаточно глубоко изучен и социально-демографический портрет студента XXI века пока еще не представлен в отечественной литературе. Изучение роли студенчества в социальной структуре общества, с ее объективными социально-экономическими и социально-демографическими характеристиками, которые дают возможность более четко оценить социолого-психологические факторы формирования ценностных ориентаций молодежи и является одной из целей данного исследования.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Ценностные ориентации студенческой молодежи. Характеристика социального портрета современного студента ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.