Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Человек в мире культуры

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Человек в мире культуры
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:53:27
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    1. Философское понятие культуры, ее сущность и место

     в характе­ристике  общества и человека................................................. 3

    2. Человек как субъект и объект культуры............................................. 6

    3. Типология культур. Культура массовая и элитарная. Россия

    в диалоге  культур....................................................................................... 8

    Список литературы................................................................................... 15

    1. Философское понятие культуры, ее сущность и место

    в характе­ристике общества и человека.

    Культуру можно определить как совокупность всех видов творческой деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплощенных в материальных и духовных ценностях.

    Поскольку к сфере культуры относятся результаты человече­ской деятельности (определенные материальные ценности, чрез­вычайно разнообразные по своей материальной форме) и спосо­бы, средства, методы самой человеческой деятельности, которые также очень разнообразны и имеют не только материальную, но и духовную форму, то различают культуру материальную и куль­туру духовную[1].

    Материальная культура охватывает очень широкий круг ве­щей, среди которых, собственно, протекает вся жизнь как каждого отдельного человека, так и общества в целом. Под материаль­ной культурой понимают совокупность любых материальных ценностей, когда-либо созданных человечеством на протяжении своей истории и сохранившихся поныне. К материальной культу­ре относят: орудия и средства производства, технику, техноло­гию; культуру труда и производства; материальную сторону быта; материальную сторону окружающей среды.

    К духовной культуре относится сфера производства, распреде­ления и потребления разнообразнейших духовных ценностей. Область духовной культуры включает в себя все результаты ду­ховной деятельности человечества: науку, философию, искусст­во, мораль, политику, право, образование, религию, сферу руково­дства обществом и управления им. К духовной культуре принад­лежат также и соответствующие учреждения, организации (науч­ные институты, вузы, школы, театры, музеи, библиотеки, кон­цертные залы и др.), которые в совокупности обеспечивают функционирование духовной культуры.             

    Разделение культуры на духовную и материальную относительно. Очень часто невозможно однозначно отнести те или иные явления к области материальной или же духовной культуры. Одними своими гранями они принадлежат к культуре материальной, другими — к культуре духовной. Так, в частности, изготовление орудий труда или каких-либо предметов, удовлетворяющих материальные потребности людей и общества (а это элементы материальной культуры), невозможно без участия че­ловеческой мысли, таким образом, этот процесс относится и к сфере духовной культуры.

    Культура, не может оставаться в застывшем положении, она всегда находится в развитии.  Трансформируясь,  она передается, словно по эстафете, от одного поколения другому. История культуры представлялась бы колоссальной нелепостью, если бы каждое следующее поколе­ние начисто отметало достижения предыдущего. В культурном на­следии необходимо вдумчиво отделять то, что принадлежит буду­щему, от того, что уже отошло в прошлое.  «В судьбе отдельных, сменяющих друг друга, вырастающих друг возле друга, соприкасающихся, оттесняющих и подавляющих друг друга культур исчерпывается содержание всей человеческой истории...»[2]                                          

    Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделя­лась, в конечном счете сводится к производству либо материаль­ных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение ис­пользовать их для дальнейшего прогресса человечества, переда­вать от поколения к поколению и составляют культуру. К куль­туре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека. При­нято различать материальную и духовную культуру.

    Таким образом, культура охватывает все достижения челове­чества в области как материального, так и духовного производства. Она заключается не только в содержании труда, в его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и теоретическими задача­ми. Исходной формой и первоисточником развития культуры яв­ляются человеческий труд, способы его осуществления и резуль­таты. Мир культуры пребывает вне сознания отдельных людей как реализованные мышление, воля и чувства предшествующих поко­лений человечества.

    Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении при­роды, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, челове­ческие чувства, умения не передаются новому поколению по на­следству — они формируются в ходе усвоения уже созданной куль­туры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.

    Культура не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а актив­ное творческое их использование человечеством для улучшения жизни. Общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры. Овладение вещественной и духовной культу­рой заключается в усвоении приемов оперирования вещами, сло­вами и мыслями[3].

    Культура — это не только результат человеческой деятельнос­ти, но и исторически сложившиеся способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры общения, име­нуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, и приемы, а также уровень мышления.

    2. Человек как субъект и объект культуры.

    Каждый человек уже с детства находится под влиянием куль­туры, а точнее — культурной среды с тем или иным (высоким или низким) уровнем культуры, опредмеченной в соответствующих ценностях или антиценностях.

     Воспитание и обучение человека состоит в его приобщении к культуре, в усвоении накопленных обществом знаний, умений, привычек, а также духовных ценно­стей и норм поведения той страны, в которой он живет. Характер воспитания и образования, присущий обществу на определенной ступени его развития, является показателем уровня культуры данного общества. Духовная культура также  важный фактор общественного  про­гресса. Ее уровень определяет степень интеллектуального, эсте­тического, художественного и морального развития общества. С понятием «культура» связан процесс приобретения знаний и опыта в той или иной области деятельности, усвоения человеком определенной системы ценностей, выбора собственной линии поведения.

    Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении при­роды, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями. Способности, знания, челове­ческие чувства, умения не передаются новому поколению по на­следству — они формируются в ходе усвоения уже созданной куль­туры.

    Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека. Поскольку важнейшей функцией культуры является функция социализации и инкультурации,  человек с детства усваивает  определенные знания, нормы  и ценности, необходимые для жизни в качестве полноправного члена общества.  В обществе, как и в приро­де, постоянно происходит смена поколений, люди рождаются и умира­ют. Но в отличие от животных человек не имеет врожденных программ действий. Эти программы он получает от культуры, научается жить, мыс­лить и действовать в соответствии с ними.

    Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детст­ва. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, сознательно или бессознательно перенимают дети, определяя тем самым свое поведе­ние на многие годы вперед. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые демонстрируют сверстники, учителя, вооб­ще взрослые. Детство — важнейший период социализации, именно в дет­стве почти на 70% формируется личность. Но социализация на этом не за­канчивается. Она — процесс непрерывный, не останавливающийся на протяжении всей человеческой жизни. Так усваивается социальный опыт, накопленный народом, сохраняется и передается из поколения в поколе­ние культурная традиция, что обеспечивает стабильность культуры.

    Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенную культурную среду, из которой он впитывает, усваивает систему знаний, ценностей, нормы поведения. Этот процесс усвоения навыков и знаний, необходимых для жизни в той или иной культуре, по­лучил название инкультурация.

    Процессы социализации и инкультурации заключаются не только в формировании среды, окружающей человека, они предполагают актив­ную внутреннюю работу самого человека, стремящегося овладеть необ­ходимой для жизни информацией. Поэтому, усвоив обязательный для данной культуры комплекс знаний, человек начинает развивать свои индивидуальные способности — будь то музыкальные или художествен­ные задатки, интерес к математике или технике, словом, все, что может пригодиться в будущем — все равно, станет ли это профессией или заня­тием в часы досуга.



    3. Типология культур. Культура массовая и элитарная.

    Россия в диалоге культур.

    Канадский социолог и культуролог Герберт Маклюэн выдвинул идею, что средоточием культуры являются средства общения, которые формируют сознание людей и их образ жизни. Смена средств и способов общения меняет взгляд человека на мир и формы деятельности. И Мак­люэн предлагает свою типологию: дописъменные (бесписьменные), пись­менные (книжные) и экранные (информационные) общества и куль­туры[4].

    В дописьменном обществе (культуре) человек передавал свой жиз­ненный опыт при помощи устной речи, которая доминировала в обще­нии людей, будучи вплетенной в практическую деятельность «племенно­го человека». Восприятие мира и все формы общения здесь основаны на слухе и других органах чувств. Человек еще не отделяет себя от других членов общества, мышление его преимущественно мифологическое, а восприятие мира — синкретическое. Особое внимание уделяется ри­туалам, гаданиям, пророчествам. Они построены на обычаях и коллек­тивном опыте, которые выступают как форма социальной памяти. По­этому дописьменная культура придает большое значение природным приметам, которые помогают запомнить время начала сельскохозяй­ственных работ, она ориентирована на материальные предметы и ве­щи, потому что вещи помогают сохранить приобретенный опыт (фор­ма вещей непосредственно связана с материалами, из которых они сделаны, а значит, и с технологией изготовления). Важнейшим средст­вом общения и передачи информации здесь служит язык, который обеспечивает не только непосредственное общение людей, их трудовую деятельность, но и создает предпосылки для формирования духовной сферы культуры.

    Письменные культуры формируются впервые в цивилизациях Древ­него Востока (Шумер, Древний Египет) около IV тыс. до н. э. и продолжа­ют существовать в наше время. Основу этого типа культуры составляет письмо, имеющее разную технику, опирающееся на разные языки, раз­ные культурные традиции и формы духовной культуры. Зарождение письменности существенно меняет культуру, поскольку стимулирует развитие и распространение рационального знания, расширение соци­альных отношений, возникновение социальных иерархий и формирова­ние национального государства. Кроме того, письменность является са­мой эффективной формой коллективной памяти.

    Особым этапом в развитии письменной культуры становится изо­бретение книгопечатания, которое сформировало новый взгляд на мир в виде «линейной перспективы». Не слух и осязание, а зрение ста­ло теперь определять образ мира. С этого времени все большее число людей получает возможность приобщаться к знаниям, окончательно закрепляется доминирующее положение науки в европейской куль­туре, следствием чего стало развитие техники и промышленные рево­люции.

    Информационная, или экранная, культура рождается в условиях господства электроники, когда современные средства массовой комму­никации создают принципиально новые формы общения. Переход от книги к экрану как главному средству общения в некотором смысле вер­нул людей XX в. на начальную ступень развития, где пластичность речи позволяла выражать любые, самые фантастические образы. Развитие эк­ранной техники усилило значение осязания и слуха в общении с себе по­добными. Электронные средства вновь возвращают культуру к перво­бытной устной традиции. Однако между ними есть и принципиальное отличие — в информационной культуре установлена глобальная комму­никативная сеть, что позволяет человеку, обладающему современными средствами связи, получить любые знания, не выходя из дома. Она зримо облегчает контакты между людьми, разрушая национальные, государст­венные и культурные границы, активно формируя единую мировую культуру, основанную на глобальных технологиях.

    Другой вариант современной типологии культур — деление их на традиционные и современные (модернизированные).

    Традиционные культуры характеризуются замкнутостью и изолиро­ванностью, другие культуры в силу своей чуждости воспринимаются как враждебные. Отношения между людьми здесь строятся на основе прин­ципов солидаризма — благородства, честности, справедливости, уваже­ния к членам своего коллектива. Интересы индивида здесь подчиняются интересам общества, что по­рождает низкую степень развития личностного начала. Отсюда важней­шим моральным регулятором поведения члена племени выступает чувст­во стыда, а не вины. Дело в том, что чувство вины служит выражением озабоченности индивида своей внутренней правотой, а стыд — озабочен­ностью тем, как будут оценены его поступки другими людьми — члена­ми его общины.

    Здесь бережно сохраняются традиции как основные регуляторы об­щественной жизни, что исключает любые нововведения. По этой при­чине происходит консервация как социокультурных, так и экономиче­ских структур и отношений в общине, что порождает представление об ограниченности доступных жизненных благ. Таким образом, можно назвать одну характерную черту традиционных культур — их эгалита­ризм, т.е. убеждение, что каждый член сообщества должен получить не­обходимую для жизни часть средств существования независимо от лич­ного трудового вклада. Отсюда — отсутствие мотивации для увеличения производства.

    Становление модернизированной культуры начинается в XVI в. и ха­рактеризует современное состояние европейской культуры. Важнейшая ее особенность — отказ от традиций и ориентация на новации, форми­руются специфические культурные ценности. Это — ориентация на дос­тижение успеха, соперничество капиталов, статусов и та, что в итоге по­рождает еще одну характерную черту — ориентацию на индивидуализм, включающую признание прав личности, ее свободы и независимости от общества и государства. Главный итог развития модернизированной культуры — построение современного демократическою общества, га­рантирующего гражданские, политические и имущественные права че­ловека.

    Наконец, еще один современный вариант типологии — разделение культур в зависимости от форм и способов познания мира, которые оп­ределяют нормы и идеалы, доминирующие в обществе. Этот методологи­ческий принцип позволяет различать два типа культур — восточный и западный.

    Восточный тип культуры характеризуется интуитивным, эмоцио­нальным, непосредственным восприятием мира. Время в таких культу­рах понимается как нечто конкретное, конечное, как замкнутый цикл, в который включаются и природа и история. Поэтому на Востоке попу­лярны концепции переселения душ и высшего блага как слияния с при­родой. При этом доминирует убеждение, что если индивид рождается в семье, то она возвышается над индивидом. Семейные отношения пере­носятся на общество в целом, в результате чего складывается иерархия социальных статусов, которую венчает обожествляемая личность монар­ха, деспота.

    Западный тип культуры создает научно-технические цивилизации с их концепциями равенства людей, общества равных возможностей, оди­наковых норм и демократии. Основанная на частной собственности, за­падная культура породила систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого гражданина принимать участие в обще­ственной жизни, систему гарантий и защиты его интересов, совокуп­ность прав и свобод, способствующих раскрытию личностных качеств индивида. Главным ее итогом стало формирование совершенно нового типа человека — активного, творческого, уверенного в своих силах, рас­считывающего только на себя и свои возможности.

    Вопрос о культурной принадлежности России к Востоку или Западу всегда стоит отдельно. Срединное положение России между Европой и Азией считают основной причиной сочетания в русской культуре при­знаков как восточной, так и западной цивилизаций. Специфическое гео­графическое положение России позволяет говорить о ее особом истори­ческом пути и особой миссии в истории и культуре человечества, призна­вать факт исключительности русской культуры. Очевидно, что сочетание восточных и западных элементов культуры стало важнейшим свойством

    Существует еще  одно разделение культуры: на массовую и элитарную. Элитарность представляет собой особое свойство культуры, которое характеризуется тем, что культурные ценности создаются, во-первых, вне народной среды и без опоры на народную культуру, и, во-вторых, создаются для «избранных» в расчете на интеллектуальную верхушку общества. На практике это означает, что для адекватного восприятия элитарной культуры необходима специальная подготовка, овладение некоторым запасом культурных знаний и навыков, которые не приходят сами собой. Элитарность - категория исторически подвижная: так, например, музыка Бетховена, романы Тургенева, живопись Пикассо, доктрина марксизма, теория Фрейда и пр. в свое время были, безусловно, элитарны, но с развитием общей культуры народа, под влиянием пропаганды, под действием системы образования и т.п. постепенно во многом свою элитарность утратили.

    Элитарность культуры имеет свои сильные и слабые стороны. Главное позитивное свойство элитарности - это обеспечение прогрессивного развития культуры, создание новых культурных ценностей, а следовательно, расширение культурного диапазона национальной и мировой культуры. Далее, элитарность поддерживает интеллектуальный уровень культуры, выполняя в обществе роль культурного лидера. Практически ни одна общественная культура не может обойтись без интеллектуальной верхушки: при отсутствии таковой общество захлестнет волна массовой культуры.

    Массовая культура – это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней. Поэтому массовая культура часто принимает формальный характер. Функционируя, она лишается сущностного содержания, и, в частности, традиционной морали. В другом подходе массовая культура определяется как явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовой культура является еще и потому, что она массово ежедневно производится. Это культура повседневной жизни, доступно предоставляемая аудитории средствами массовой коммуникации.

    Одним из наиболее интересных и продуктивных следует признать подхода Д. Белла, согласно которому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания[5]. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек. Коммуникация же между «частичными» людьми, узкими специалистами, к сожалению, осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне «массового человека», т. е. на среднем общедоступном языке, которым и является массовая культура. Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство.

    Расширение открытости России привело к усилению ее зависимости от происходящих в мире культурно-информационных процессов, прежде всего таких, как глобализация культурного развития и культурной индустрии, коммерциализация культурной сферы, усиление зависимости культуры от крупных финансовых инвестиций; сближение «массовой» и «элитарной» культур; развитие современных информационных технологий и мировых компьютерных сетей, стремительное увеличение объема информации и скорости ее передачи; снижение национальной специфики в мировом информационно-культурном обмене.

    Международное культурное сотрудничество включает связи в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, музейного, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма, а также по линии общественных групп и организаций, творческих союзов и отдельных групп граждан.

    Мировой опыт показывает, что наиболее успешной стратегией дос­тижения межкультурной компетенции является интеграция — сохране­ние собственной культурной идентичности наряду с овладением куль­турой других народов. Процесс глобализации, ведущий к взаимозависимости культур, народов и цивилизаций, вызывает к жизни необходимость перехода от иерархиче­ской системы отношений, построенных на принципах господства и подчи­нения, к системе отношений, основанных на принципах демократии, плю­рализма и толерантности[6].

    Вместе с тем глобализация создает предпосылки, затрудняющие диалог культур. Это — нарастающее многообразие и все уг­лубляющаяся социальная поляризация в мире, активизация религиозного фундаментализма и воинствующего национализма, рост числа их адептов, неспособность существующих социальных институтов защитить любую эт­ническую культуру в новых условиях. Поэтому возникает потребность в консенсусе, достичь которого можно, лишь осознав, что удовлетворить соб­ственные интересы нельзя без учета интересов другого. Проблемы поиска своего места в мировом культурном пространстве, формирования национально ориентированных подходов во внутренней и внешней культурной политике представляют в настоящее время особую актуальность для России.




    Список литературы


    1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1993.

    2. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1992.

    3. Каган М.С. Философия культуры. СПб., ПИТЕР, 2006.

    4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. -М, 2002. -Гл. 2.1,2.2.

    5. Мир философии. - М., 1991. - Ч. 2. - Разд. VII (п.1).

    6. Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М., Эксмо, 2007.

    7. Самосознание европейской культуры XX века. - М., 1991.

    8. Современная западная историческая социология. М., 1989.

    9. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-изд. М.: Гардарики,  2008.

    10.   Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. - М., 2003. - Гл.ХХУ, XXVI.

    11.   Шагинская Е. Н. Массовая культура XX века: очерк теорий. – М., 2000. – №2.

    12.   Шишкина В.И., Пурынычева Г.М. История русской философии (XI-начало XX вв.). - Йошкар-Ола, 1997.

    13.   Шпенглер О. Закат Европы // Очерки мировой истории. Т. 1. — М., 1993.



    [1] Каган М.С. Философия культуры. СПб., ПИТЕР, 2006.


    [2] Шпенглер О. Закат Европы // Очерки мировой истории. Т. 1. — М., 1993.


    [3] Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-изд. М.: Гардарики,  2008.


    [4] Современная западная историческая социология. М., 1989.


    [5] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1993.

    [6] Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М., Эксмо, 2007.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Человек в мире культуры ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.