Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Финансовая система

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР) по теме: Финансовая система
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 2:25:59
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                СОДЕРЖАНИЕ



    Введение………………………………………………………………………………..

    Глава 1. Теоретические подходы к характеристике финансовой системы………

    1.1. Понятие финансовой системы………………………………………..………… 

    1.2. Структура финансовой системы ………………………………………………..

    Глава 2. Своеобразие и перспективы финансовой системы РФ……………………

    2.1. Оценки состава российской финансовой системы…………………….……….

    2.2. Государственная финансовая политика………………………………………..

    2.3. Тенденции изменений финансовой системы……………………………………
    Заключение……….……………………………………………………………………

    Литература……………………………………………………………………………..

    Приложение…………………………………………………………………………...


    .3

    .5

    .5

    .8

    10

    10

    15

    21

    26

    29

    30

















                                                   ВВЕДЕНИЕ


    Актуальность темы работы обусловлена тем, что в последние годы в связи с переходом к рыночным отношениям происходят глубокие изменения в экономике России. В значительной степени эти изменения обусловлены уточнением, а иногда и сменой приоритетов, стимулов и факторов развития общества и страны. На смену политической и псевдосоциальной подоплеке принятия решений экономического характера, имевшей место в нашей стране в годы централизованного планирования и управления, пришел здоровый прагматизм, выражающийся в оценке, прежде всего экономической целесообразности подобных решений.

    Происходит реструктуризация экономики, все большее число предприятий становятся реально самостоятельными, финансовые результаты и экономическая оправданность и эффективность все чаще выступают основными критериями при принятии управленческих решений в системах любого уровня. Этим обусловливается стремительный рост значимости прикладных экономических наук - финансов предприятий, менеджмента, маркетинга и др. Одновременно происходит и определенная переоценка ценностей в фундаментальных экономических науках, проявляющаяся, прежде всего в принятии и адаптации ключевых положений микро- и макроэкономики, неоклассической теории финансов, теории современного институционализма.

    Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального построения финансовой системы, понимаемой в широком смысле и не сводящейся лишь к финансам государства. Именно в этой сфере в нашей стране в ее послереволюционном развитии наблюдались весьма существенные отклонения от общемировой тенденции.

    Тем временем в мировой экономике происходит неуклонное смещение приоритетов в сторону финансов частного сектора, которое стремительно ускорилось во второй половине XX века и в научном плане оформилось в так называемую неоклассическую теорию финансов, делающую упор на финансы частного сектора, в частности на такую их организацию, которая позволяла бы с помощью рыночных механизмов осуществлять свободные переливы капитала из одной сферы экономики в другую.

    Данные аспекты, в той или иной степени влияют на особенности отечественной финансовой системы.

              Цель работы состоит в теоретико-методологическом анализе своеобразия финансовой системы национальной экономики.

              Задачи работы:

    1. Охарактеризовать понятие «финансовая система». 

    2. Определить структуру финансовой системы.

    3. Сопоставить разновидности оценок состава российской финансовой системы.

    4. Выявить основные особенности и тенденции развития финансовой системы национальной экономики.

    Объект исследования: теоретические подходы к формированию финансовой системы национальной экономики.

    Предметом исследования являются особенности финансовой системы РФ. 















           ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ

                                         ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ


                                            1.1. Понятие финансовой системы



    С одной стороны, финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

    С другой стороны, финансовая система - это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта[1].

    В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Доходы субъектов экономических отношений подразделяются на первичные и конечные.

    Источником первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме: заработной платы наемных работников; прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов; налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), у государства, органов местного самоуправления.

    Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т.п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов. Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.

    Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления.

    Финансовый механизм представляет собой систему организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов.

    В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).

    Помимо распределительной и контрольной функций, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, государственный кредит) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.

    Финансы, как отмечалось ранее, выражают общественные отношения, большое разнообразие которых характерно в условиях рынка. Однако это разнообразие не исключает наличие между ними общих черт, а именно:

    1) все финансовые отношения осуществляют, распределение ВВП и НД;

    2) все финансовые отношения участвуют в формировании фондов и денежных средств, в использовании их;

    3) все финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.

    Эти общие черты создают единую финансовую категорию, включающую различные финансовые отношения, которые имеют свою специфику и выделяются из общей совокупности финансов.

    Например, налоговые отношения являются частью финансовых отношений, но в то же время имеют свои особенности, которые выделяют их из общей совокупности финансовых отношений.

    Именно эти специфические признаки позволяют сгруппировать отдельные финансовые отношения в определенные сферы и звенья, каждая из которых отличается особыми формами формирования и использования, и следовательно, играет решающую роль в процессе общественного воспроизводства.




















                             1.2. Структура финансовой системы

     

    Как известно, финансовая система состоит из трех основных элементов: 1) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании); 2) совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов; 3) система финансовых органов – финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами. 

    Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. 

    Как правило, выделяют следующие звенья в сфере субъектов хозяйствования: финансы коммерческих организаций; финансы некоммерческих организаций и финансы предприятий без образования юридического лица.

    Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет «как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

    Таким образом, в состав финансовой системы входят две крупные сферы и звенья, входящие в их состав: централизованные финансы и де централизованные финансы. Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть также подразделена на три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно: у хозяйствующих субъектов,  у населения,  у государства и органов местного самоуправления. В каждой из выделенных подсистем используются специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов; каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

    Существующие различия, как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений:

    - финансы организаций (хозяйствующих субъектов);

    - публичные финансы (государственные и муниципальные финансы);

    - финансы домашних хозяйств (домохозяйств)[2].

    Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов.

    Итак, финансовая системапредставляет собой совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.

     







    ГЛАВА 2. СВОЕОБРАЗИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

    ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ


                         2.1.  Оценки состава российской финансовой системы

    Финансовая система России по сферам, подсистемам и звеньям отображена в приложении 1. Однако, как показывает анализ литературы, среди авторов нет единого мнения в отношении ее состава и структуры.

    Несмотря на то, что все теоретики выделяют один основной критерий, по которому происходит разделение финансовой системы на сферы и звенья (роль субъекта в общественном воспроизводстве), всё же видны расхождения в структуре. 

    Основным из дискуссионных вопросов является выделение страхования как самостоятельной сферы финансовой системы. Например, такие авторы как С.В. Галицкая, Ю.А. Вавилов, В.М. Родионова выделили три сферы финансовой системы. Причем структура этих сфер тоже различна у разных авторов.

    Например, Ю.А. Вавилов[3] в сфере страхования выделяет два звена: некоммерческое (государственное страхование) и коммерческое страхование.

    В.М. Родионова и С.В. Галицкая[4] выделяет пять звеньев: социальное страхование, личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

    М.В. Романовский[5] выделяет такую сферу как финансы субъектов хозяйствования и делит её на: коммерческие предприятие и организации, некоммерческие организации и финансовые посредники.

    В.М. Родионова выделяет сферу финансы предприятий, учреждений, организаций и выделяет в ней следующие звенья: финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих коммерческую деятельность; финансы общественных объединений.

    По мнению Ю.А. Вавилова финансы экономических (хозяйствующих) субъектов делятся на: финансы коммерческих организаций; финансы некоммерческих организаций; финансы предприятий без образования юридического лица; финансы домохозяйств.

    А.М. Ковалёва[6] выделяет финансы таких хозяйствующих субъектов, как: государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных, общественных.

     Таким образом, еще одним важным вопросом является состав сферы финансов субъектов хозяйствования.

    Аналогичные расхождения происходят в сфере государственные и муниципальные финансы.

    По Ю.А Вавилову в состав этой сферы входят: федеральные финансы, финансы Субъектов Федерации, местные финансы.

    В.М. Родионова в составе государственных финансов выделила: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

    А.М. Ковалёва выделила сферу общегосударственные финансы и в её составе: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок.

    По системе М.В. Романовского сфера государственные и муниципальные финансы включает в себя бюджетную систему и государственный кредит. В свою очередь бюджетная система делится: на федеральный бюджет, территориальные бюджеты субъектов федерации, бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты), бюджеты фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования.

    Для того, чтобы понять и доказать состав и структуру финансовой системы РФ (см. прил. 1) необходимо четко уяснить роль субъектов в общественном воспроизводстве, задачи, которые они выполняют, источники формирования финансовых ресурсов, направление распределения прибыли.

    Бюджетным кодексом Российской Федерации к числу основных принципов организации бюджетной системы отнесены принцип разграничения доходов и расходов и принцип самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации.

    Указанные принципы требуют четкого разграничения полномочий и ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за формирование и исполнение соответствующих бюджетов в рамках законодательно установленных для каждого уровня бюджетной системы доходных источников и расходных обязательств. Однако действующее законодательство не обеспечивает реализацию данных принципов, что негативно сказывается на выполнении органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций, ведет к потенциальной несбалансированности бюджетной системы, снижает эффективность использования бюджетных средств.

    Несмотря на тенденцию к повышению доли федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации, вызванную, главным образом, проведением налоговой реформы (отмена оборотных налогов) и созданием Фонда компенсаций, бюджетная система Российской Федерации характеризуется достаточно высокой децентрализацией бюджетных ресурсов.

    В то же время органы государственной власти субъектов Российской Федерации и особенно органы местного самоуправления наделены крайне ограниченными формальными (законодательно установленными) полномочиями по формированию своих доходов и расходов.

    В части, касающейся доходных источников, более 80% налоговых доходов региональных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов, в основном утверждаемых ежегодными законами о бюджете. При этом, если для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации нормативы отчислений являются едиными и достаточно стабильными, то для местных бюджетов они подвержены постоянным и, как правило, мало обоснованным изменениям. Низкий удельный вес закрепленных на долгосрочной основе отчислений от федеральных налогов и (или) доходов от собственных (региональных или местных) налогов снижает заинтересованность региональных и местных органов власти в экономическом развитии соответствующих территорий, что, в свою очередь, приводит к увеличению «неформальной» налоговой нагрузки на экономику, скрытой дифференциации налогового пространства и искажению условий равной конкуренции.

    С точки зрения расходов основной особенностью бюджетной системы Российской Федерации является низкая степень самостоятельности региональных и особенно местных органов власти в формировании своих бюджетных расходов. По данным инвентаризации, проведенной Минфином России и финансовыми органами субъектов Российской Федерации в 2008 г., общий объем «необеспеченных федеральных мандатов» (нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, возлагающих обязанности по финансированию бюджетных расходов в установленном объеме на региональные и местные бюджеты без предоставления соответствующих доходных источников), достигает 8% ВВП при среднем их исполнении на уровне менее 30%. Кроме того, даже в тех сферах, за которые формально отвечают органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, действуют централизованно установленные нормативы (в т.ч. в отношении заработной платы в бюджетной сфере).

    В такой ситуации, с одной стороны, невозможно обеспечить устойчивую сбалансированность региональных бюджетов и, с другой стороны, определить сферу обязательств федерального бюджета как по отношению к населению (в части предоставления установленных федеральными законами социальных пособий и льгот, а также выплаты заработной платы), так и к бюджетам других уровней (в части предоставления средств на финансирование соответствующих обязательств).

    Недостаток законодательно установленных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по формированию доходов и расходов соответствующих бюджетов, а также общая «неразделенность» бюджетов разных уровней оборачиваются недостатком ответственности за проведение на местах рациональной и прозрачной налогово-бюджетной политики.

    Таким образом, в целом, несмотря на ряд позитивных тенденций, фундаментальная проблема разграничения на долгосрочной основе между бюджетами разных уровней расходных полномочий и адекватных им доходных источников остается нерешенной.














    2.2. Государственная финансовая политика

    Каждый уровень финансовой системы обладает определенной самостоятельностью, принимает и осуществляет свои решения. Вместе с тем важно, чтобы эти решения были в известной мере упорядочены, согласованны друг с другом, преследовали бы какую-то общую для всей страны цель. Это достигается проведением определенной финансовой политики, за выработку и реализацию которой несет ответственность прежде всего федеральный центр.

    Финансовая политика государства имеет большую специфику, оно не ставит своей целью получение прибыли, как обычный экономический субъект, его решения диктуются общественными интересами. То же с определенной поправкой можно сказать о центральном банке, он проводит денежную политику, имея в виду необходимость улучшения общего экономического и финансового состояния всего народного хозяйства, - это его главная задача, хотя определенную прибыль он и получает.

    Безусловно, ведущее значение имеет финансовая политика государства. В условиях рынка – это главный рычаг экономического воздействия государства.

    Основу финансовой политики государства составляют стратегические направления использования финансовых ресурсов, предусматривающие решение главных задач развития экономики на данном этапе.

    Переход отечественной экономики на рыночные условия, к сожалению, привел к глубокому экономическому кризису, спаду производства, расстройству финансовой системы. При всяком сокращении производства финансовые ресурсы сокращаются в большей мере. Во-первых, они уменьшаются как результат падения объема доходов. Доходы тоже сокращаются сильнее объема производства, так как в общей выручке возрастает доля постоянных затрат. Кроме того, падение объема сказывается и на структуре их использования. В уменьшившихся доходах возрастает доля так называемых обязательных расходов. У всех экономических самодеятельных субъектов при сокращении производства неизбежно снижаются финансовые ресурсы, поскольку они формируются за счет «свободной» части денежных доходов. Это именно та часть доходов, которая может быть использована их владельцем по своему усмотрению на любые цели сверх текущих обычных потребностей. Поэтому в условиях кризиса и сокращается инвестиционный спрос, а также спрос на товары длительного пользования и т.д. Производственный кризис обычно сопровождается и финансовым кризисом, ростом долгов, невозможностью их возврата, банкротствами. На протяжении почти всего начала рыночных реформ наблюдался бюджетный дефицит, неплатежи предприятий, рост внутренней и внешней задолженностей страны.

    В последние годы наметились положительные тенденции в экономическом состоянии России, началось увеличение производства, удалось приостановить нарастание внешней задолженности и сократить ее общий объем, появилась возможность разработать программу долгосрочного развития страны.

    В ближайшей перспективе наиболее актуальными экономическими задачами являются:

    ·   обеспечение дальнейшего роста производства и объема доходов в хозяйстве с целью достижения их докризисного уровня (1988-1990гг.) и возможного превышения. Этому должно способствовать и принятое решение об удвоении ВВП в 2010 г.;

    ·   сохранения положительного сальдо внешней торговли и улучшение платежного баланса;

    ·   дальнейшее развитие системы образования, науки и научных исследований на перспективных направлениях;

    ·   существенное улучшение социального обслуживания населения.

    В соответствии с этим основными направлениями финансовой политики на макроуровне должны стать:

    ·   создание условий для активации инвестирования свободных финансовых ресурсов в материальное производство;

    ·   регулирование уровня инфляции и ставок процента таким образом, чтобы содействовать росту рентабельности реального сектора;

    ·   проведение налоговой реформы, призванной стимулировать все экономические субъекты к расширению производства, увеличению доходов, к переходу от теневой к легальной хозяйственной деятельности;

    ·   существенная реструктуризация финансовых потоков в хозяйстве, сокращение дотационных платежей из бюджета, реформа пенсионного дела; жилищно-коммунального хозяйства и др.;

    ·   обеспечение устойчивого равновесия доходов и расходов бюджета;

    ·   регулярные платежи по внешнему долгу, дальнейшее существенное сокращение общего объема государственной задолженности.

    С учетом мирового опыта общая финансовая политика может быть с некоторой условностью разделена на два основных направления:

    1 – денежно-кредитная политика;

    2 – налогово-бюджетная политика.

    В условиях России ответственными за проведение денежно-кредитной политики является Центральный банк и Правительство РФ. В этот раздел финансовой политики входит регулирование объема денежной массы, установление уровня процента и воздействие на всю систему процентных ставок, определение уровня инфляции, то есть ограничение по возможности роста цен, а также валютный курс и формирование валютных резервов.

    В сферу налогово-бюджетной политики, естественно, входит формирование налоговой системы (ставок налогов и условий их взимания), сбор налогов и, конечно же, распределение сформированного фонда государственных финансовых ресурсов в соответствии с заранее определенными принципами, возникновение дефицита или профицита бюджета. Ответственными за проведение данного направления финансовой политики в России являются Федеральное Собрание, Президент РФ и Правительство РФ.

    Оба направления финансовой политики тесно взаимодействуют и должны быть согласованы между собой. Вопрос инфляции, к примеру, зависит и от денежной, и от бюджетной политики, то же самое относится к проблемам государственного долга, платежного баланса, уровню безработицы, объему инвестиций и т.д. Можно сказать, что любая важная экономическая задача требует для своего решения использования всех средств финансовой политики, выработанных в обществе в ходе его развития.

    Следует отметить, что в условиях современной России государственная финансовая политика одной из своих главных целей имеет создание цивилизованного рынка. Пятнадцатилетие реформы, к сожалению, не привели к образованию нормального (по мировым стандартам) рынка, и сложившаяся экономическая система нуждается в значительном усовершенствовании.

    Главная цель очевидна и всем понятна – подъем производства, известен и главный ответственный за достижение этой цели – государство. Но государство после всех прошедших преобразований может воздействовать на экономический рост в основном через свою финансовую политику, именно она и оказывается главным средством обеспечения роста экономики. Поэтому государственная финансовая система как решающее звено всех финансовых отношений общества должна стимулировать развитие хозяйства и рост уровня жизни населения. Общеэкономические задачи в современных условиях выступают прежде всего как финансовые проблемы.

    Таким образом, именно финансовая политика государства является в нынешних условиях главным фактором и выходом из кризиса, и организации экономического развития, именно оная совершенствует наши рыночные отношения и обеспечивает решение социальных вопросов. Финансовая политика обычно ориентируется на определенный круг показателей, характеризующих как экономическое, так и финансовое состояние общества. Число этих показателей очень большое, они различаются в зависимости от тех объектов, которым они присущи. Можно рассматривать макроэкономический уровень хозяйства, можно анализировать положение отдельных отраслей регионов, предприятий или групп населения. Поскольку для государственных финансов в первую очередь важно общее положение народного хозяйства, то и для государственной финансовой политики наиболее существенны глобальные финансовые характеристики экономического и социального положения общества.

    В условиях рыночного хозяйства финансы очень четко характеризуют экономическое положение. Хорошая экономика имеет хорошие финансы, и наоборот. Общая характеристика экономического положения, с точки зрения финансов, называется финансовым состоянием хозяйства. Понятие финансового состояния включает в себя не только экономические, но и чисто финансовые проблемы, например государственный долг.

    Применительно к макроуровню, то есть для всего народного хозяйства, рассматриваемого как единое целое, обычно выделяют следующие показатели для характеристики его финансового состояния:

    ·   доходы и расходы государства, дефицит или профицит бюджета;

    ·   государственный долг;

    ·   сальдо платежного баланса;

    ·   уровень инфляции;

    ·   уровень процентных ставок;

    ·   валютный курс;

    ·   объем денежной массы;

    ·   курс ценных бумаг;

    ·   объем доходов и расходов, сбережений и долгов укрупненных экономических субъектов;

    ·   валютные резервы.

    Помимо этого имеется близкие к финансовым, обычно называемые экономическими, показатели, также очень важные для финансового состояния. Это объемы производства, инвестиций, основных доходов, уровень запасов, численность безработных.

    За всеми этими индикаторами идет систематическое наблюдение, и они регулярно публикуются. Доступность финансовой информации всем желающим с ней познакомиться – важный признак демократического общества.

    Очень важно, что все экономические проблемы (и трудности, и успехи) получают четкую количественную характеристику в финансовых показателях, что и создает предпосылку для принятия определенных решений, соответствующих данной ситуации и поставленной цели. Экономическая деятельность очень часто связана со значительным риском, финансы, конечно, не могут его устранить, но с помощью денежных (финансовых) показателей можно оценить последствия рискованных решений, вероятность их наступления, а также смягчить результаты возможных неудач.

     

                                2.3. Тенденции изменений финансовой системы


                Для дальнейшего повышения результативности развития рассмотренных выше составляющих финансовой системы требуется решение ряда проблем, в том числе:

    - низкая экономическая эффективность государственного сектора экономики;

    - сложившаяся сеть бюджетополучателей не является оптимальной, что снижает эффективность использования средств федерального бюджета;

    - бюджетные ассигнования распределяются между бюджетными учреждениями без учета результатов их деятельности;

    - до сих пор не выработаны эффективные механизмы, обеспечивающие реализацию права на получение доступной и качественной медицинской помощи для всех слоев населения, и в первую очередь для неработающих граждан;

    - задерживается формирование новой системы обязательного медицинского страхования;

    - общая налоговая нагрузка на предпринимательскую деятельность для многих видов экономической деятельности все еще неоправданно велика, в результате чего снижаются возможности для модернизации и диверсификации производства, а также создания новых рабочих мест,  отсутствуют налоговые стимулы для инвестиционной деятельности;

    - налоговая реформа мало затронула вопросы налогового администрирования, в том числе вопросы упрощения налогового учета и улучшения взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.

    Финансовая система состоит из совокупности сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Поэтому изменение какого-либо звена финансовой системы может повлечь за собой изменение всей системы в целом, так как все звенья взаимосвязаны между собой.

    Считается, что 2010 год станет годом кардинальных изменений всей финансовой системы государства. Это произойдет в связи с изменениями в бюджете и межбюджетных отношениях, большое влияние окажет налоговая реформа и разграничения полномочий в некоторых округах РФ.

    В консолидированном бюджете 2010 года предусмотрен фонд на стабилизацию денежных проблем регионов в связи с изменением финансовой системы государства в будущем году и заменой натуральных льгот выплатами. Размер этого фонда составляет 30 миллиардов рублей на год. Половина этой суммы будет направлена на осуществление выплат льготным категориям граждан. Шесть миллиардов из этой части будут потрачены на оплату детских пособий из расчета 110 рублей на одного ребенка в месяц. Оставшиеся 17 миллиардов рублей пойдут на покрытие дефицитов региональных бюджетов при переходе на денежные выплаты взамен натуральных льгот. 

    Что касается транспортной льготы, то в наступившем году в ОАО «РЖД» будет направлено восемь миллиардов рублей из федерального бюджета, чтобы железнодорожники обеспечивали в полном объеме льготные пассажирские междугородние и пригородные перевозки в будущем году.

    Что касается налоговой реформы, то с самого начала принимались конкретные меры по совершенствованию налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговой системе стабильности и большей прозрачности, повышения уровня нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям организаций и потребителей, пересмотра и отмены большинства налоговых льгот, снижения налогового бремени за счет реформирования отдельных видов налогов, сокращения числа налогов и сборов, отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов.

    Среди основных тенденций – совершенствование налоговой сферы. Как известно, в 2009 году был отменен Закон РФ от 27.12.91 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Перечень налогов, которые платятся сегодня, закреплен в редакции статей 12-15 Налогового Кодекса.

    Регрессивную шкалу ставок налога будут вправе применять все налогоплательщики без каких-либо условий. Предприятия, которые используют труд инвалидов, и организации, учрежденные инвалидами и их общественными организациями, смогут применять льготу по отношению к выплатам в рамках не только трудовых, но и гражданско-правовых договоров.

    Основные поправки, которые внесены в главы 23 и 25 НК РФ, касаются ставок налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. 

    Изменится и распределение налога на прибыль по уровням бюджетов, хотя общая величина ставки останется прежней – 24 процента. Сумма налога будет распределяться между двумя бюджетами - федеральным (налог будет зачисляться но ставке 6,5%) и бюджетом региона (по ставке 17,5%). В настоящее время в федеральный бюджет налог уплачивается по ставке 5%, в региональный - по ставке 17% и в местный - по ставке 2%. При этом субъекты Российской Федерации, как и прежде, будут вправе понизить ставку налога, зачисляемого в их бюджеты. Но она не сможет быть ниже 13,5%, тогда как сейчас - 13%.

    Скорее всего, увеличатся показатели базовой доходности по всем видам деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Например, базовая доходность при оказании бытовых услуг составит 7500 руб., автотранспортных услуг - 6000 руб.

    Увеличатся акцизы на все виды подакцизных товаров: алкоголь, табак, топливо и автомобили.

    Очевидно, предприятиям вместо платы за пользование водными объектами надо будет платить водный налог. Сейчас плата за пользование водными объектами устанавливается региональными законами, а новый водный налог – федеральный. Это значит, что регионы уже не вправе изменить то, что установлено главой 25.2 НК РФ. Ставки водного налога увеличены по сравнению с ныне действующими, но теперь не платя за сточные воды, которые налогоплательщики сбрасывают в реки, озера и т.д. Новый налог в полном объеме будет поступать в бюджеты субъектов РФ. 

    В Налоговый Кодекс Российской Федерации внесен ряд поправок, связанных с проводимой административной реформой. Ранее Федеральным Законом от 29.06.04 № 58-ФЗ такие поправки уже вносились. Из Кодекса были исключены ссылки на МНС России и заменены на Министерство финансов РФ и на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов. В комментируемых же изменениях Федеральная налоговая служба России называется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Еще один необходимый атрибут развитой финансовой системы - внешняя конвертируемость национальной валюты. Это резко уменьшает транзакционные издержки расчетов в нацвалюте, способствует развитию высоколиквидных, интернациональных финансовых центров, работающих в данной валюте, в том числе и на базе финансовых инструментов, номинированных в этой валюте.















                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

    В нашей стране написано много научных работ и учебников по финансовой системе. Но если рассматривать структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурные элементы сфер также не одинаковы. Поэтому я хочу провести свой анализ всех составных частей финансовой системы, рассмотреть различия и сходства тех структур, которые предлагают авторы книг и прийти к единой, более правильной, на мой взгляд, финансовой системе. 

    Не исключено, что тот состав и структура системы, которая является правильной сейчас, будет оставаться верной и в последующее время. Ведь в России за год происходит большое количество изменений в экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки. С 2009г. произошли большие изменения в налоговом законодательстве, изменения затронули также и Бюджетный кодекс РФ. Поэтому в данной курсовой работе рассмотрены также и изменения, которые могут повлиять на финансовую систему, её состав и структуру в связи с принятыми новыми законами.

    Развитие крупномасштабного товарного производства, связанное с возникновением национальных и транснациональных организаций корпоративного типа (с долевой акционерной формой уставного капитала), повлекло за собой совершенствование методов, способов мобилизации, использования, распределения денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса.

    Особую значимость в этом распределительном процессе приобретают вопросы движения денежных средств, обособленные от движения товаров. Они сопряжены как с различными формами кредита, так и с распределением и перераспределением стоимости совокупного общественного продукта между различными субъектами, каждый из которых претендует на получение определенной доли в произведенном продукте в соответствии с действующими правовыми нормами или обычаями делового оборота, что и является собственно сферой финансовых отношений.

    Отличительным признаком финансовых отношений является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, - децентрализованными.

    Из доходов от различных видов деятельности хозяйствующих субъектов формируются специальные фонды денежных средств в виде накоплений амортизационных отчислений, задолженности по заработной плате, платежам в бюджет и внебюджетные фонды, а также прибыли, часть которой через налоговую систему поступает в распоряжение государственных органов и органов местного самоуправления, а оставшаяся часть идет на расширенное воспроизводство, накопление и распределяется в виде предпринимательского дохода, дивидендов и т.п. Необходимо отметить, что формирование указанных фондов носит строго регламентированный характер, и это является еще одним отличительным признаком финансовых отношений.

    В распределении совокупного общественного продукта участвует и население, получая свою долю в форме заработной платы, предпринимательского дохода, дивидендов и других форм перераспределения. Кроме того, население участвует в формировании централизованных фондов денежных средств посредством уплаты налогов, других платежей, носящих обязательный характер. Эта система денежных отношений, связанных с формированием и использованием доходов и расходов населения, также является сферой финансовых отношений.

          Эволюция финансовых систем теснейшим образом связана и с относительным ростом доходов экономики. Постепенный переход к экономике финансовых рынков по существу предполагает достижение реальной экономикой некоего достаточно высокого уровня внутренней финансовой эффективности, за счет которого и формируется ее инвестиционный потенциал, с одной стороны, и инвестиционная привлекательность с другой. Очевидная недостаточная финансовая эффективность реального сектора российской экономики, - по крайней мере,   множества   экономических   агентов,   -   также   отрицает   в   этой   связи возможность организации массового финансирования нефинансовых экономических агентов через финансовый рынок.

    Заметим, что положительная динамика реального сектора российской экономики достигнута в основном на базе самофинансирования. Разумеется, это не самый эффективный способ использования имеющегося потенциала финансирования, но, по-видимому, прямое внутреннее финансирование до последнего времени было единственно доступным способом массового финансирования. Сейчас возникает задача дальнейшего продвижения по пути к экономике финансовых рынков. Но в рамках проводимой финансовой политики вполне возможно, что при наличии внешней атрибутики экономики финансовых рынков сохранится сегодняшняя ситуация с точки зрения массового финансирования.

    Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества.

    Следует отметить, что не существует какого-либо одного, определенного пути, по которому следовало бы идти, разрабатывая рыночную финансовую систему. Нельзя полностью принимать модель какого-либо государства, даже процветающего. Опыт показывает, что успешные элементы структурной экономической реформы не могут быть не связаны с традициями, обычаями, культурой и историей страны, проводящей реформу. Хотя основные принципы могут служить указателями вдоль дороги реформы, успех любых попыток преобразования в конце концов будет измеряться тем, могут ил они работать и создавать доверие в тех конкретных условиях, в которых они применяются.

    Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

























                                                     Литература


    1.   Абрамова М.А. Финансы и кредит. - М.: Юриспруденция, 2007.

    2.   Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М., 2005.

    3.   Вавилов Ю.Я. Финансы. - М.: Социальные отношения, 2008.

    4.   Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. - М.: Экзамен, 2008.

    5.   Говтвань О. Д. Основные тенденции в развитии денежно-кредитной и финансовой ситуации в России // «Вектор». Экономическое обозрение. 2007. - № 1.

    6.   Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. - М.: ЮНИТИ, 1997.

    7.   Евстигнеев Е.Н. Финансовое право. - СПб., 2006.

    8.   Ковалева А.М. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2007.

    9.   Общая теория денег и кредита./ Под ред. Е.Ф. Жукова. - М., 2005.

    10.   Пискунов А.Д. Оценка механизмов накопления кризисного потенциала в российском финансовом секторе //Проблемы прогнозирования, 2007. - № 3.

    11.   Родионова В.М. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 1995.

    12.   Романовский М.В. Финансы. - М.: Юрайт, 2005.

    13.   Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. - М.: Перспектива, 1996.

    14.   Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2005.

    15.   Финансы / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1996.

    16.   Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы и статистика, 1997.

    17.   Хэррис Дж. Мэнвилл. Международные финансы. -М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996.

    18.   Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: Инфра-М, 1997.



    Приложение 1





    [1] Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2005. - с. 124.


     

    [2] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы и статистика, 1997. – С. 68.


    [3] Вавилов Ю.Я. Финансы. - М.: Социальные отношения, 2008.

    [4] Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. - М.: Экзамен, 2008; Родионова В.М. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 1995.

    [5] Романовский М.В. Финансы. - М.: Юрайт, 2005.

    [6] Ковалева А.М. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2007.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Финансовая система ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.