СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ- 3
1. Финансово-экономический механизм функционирования
муниципальных образований-- 4
2. Организационный механизм функционирования
муниципальных образований-- 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ- 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ-- 24
ПРИЛОЖЕНИЕ- 25
Нынешний этап развития
российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие
социально-экономические и политические проблемы переходного периода, отражает
его противоречивость, незавершенность и неопределенность многих процессов и
решений.
Российское государство
объективно заинтересовано в развитии института местного самоуправления. Оно в
силу своей природы выступает связующим звеном между населением и государственными
структурами, эффективным инструментом региональной политики. Развитие местного
самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной
целостности; снижению вероятности возникновения социальных напряжений и
национальных конфликтов; формированию адаптированной к местным особенностям
экономики. Местное самоуправление — это реальный механизм реализации широкого
круга наиболее близких населению социальных проблем и удовлетворения наиболее
важных потребностей населения в социальной сфере, решения государственных
задач силами местных органов самоуправляемых территорий путем передачи им
отдельных государственных полномочий.
Основной целью местного
самоуправления является
обеспечение социально-экономического развития муниципального образования
на основе воспроизводства факторов экономического роста и повышения уровня
жизни населения.
Реальное и эффективное
местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и
условий, которые в своей совокупности формируют основы местного самоуправления:
правовую, территориальную, организационную, финансово-экономическую.
В данной работе
рассмотрим организационно-экономический механизм функционирования муниципальных
образований.
При всей важности целесообразного
определения сущностных принципов формирования и развития местного
самоуправления эффективность функционирования механизма местного самоуправления
в первую очередь определяется его финансово-экономическими возможностями.
К важнейшим параметрам
экономической деятельности на уровне местного самоуправления относятся:
основные принципы организации местных финансов; источники формирования и направления
использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы финансового
и бюджетного планирования в муниципальных образованиях; взаимоотношения органов
местного самоуправления с финансовыми институтами; гарантии финансовых прав
органов местного самоуправления и их ответственность за выполнение финансовых
обязательств.
Финансово-экономическую
основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность,
имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного
самоуправления, местный бюджет и иные местные финансовые и прочие ресурсы,
формирующиеся и использующиеся в интересах населения муниципальных образований
[3, с. 154].
Состояние
финансово-экономической основы местного самоуправления, в свою очередь, во
многом обусловлено состоянием экономики государства в целом, его финансов.
Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает,
что оно, государство, берет на себя определенные обязательства по созданию экономических,
финансовых и иных условий, необходимых для развития местного самоуправления.
Европейская Хартия о
местном самоуправлении закрепляет в ст. 9 следующие общие принципы организации
финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления:
ü органы местного самоуправления имеют
право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными
собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться
при осуществлении своих функций;
ü финансовые средства органов местного
самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом
полномочиям;
ü по меньшей мере, часть финансовых
средств органов местного самоуправления должна формироваться из местных сборов
и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать
в пределах, определенных законом;
ü финансовые системы, на которых
основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно
разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это возможно, за
изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных
органов;
ü защита более слабых в финансовом
отношении органов местного самоуправления требует процедур финансового
выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки
результатов неравномерного распределения потенциальных источников
финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или
меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в
пределах их компетенции.
Эти пять основных
положений Европейской Хартии местного самоуправления можно рассматривать в
качестве общих принципов, которые должны определять финансово-налоговую
политику демократического государства, в том числе и России, применительно к
местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны [3,
с. 156].
Вопрос о собственности
местных органов власти в мировой практике не имеет однозначного решения. Во
многих странах местным органам власти могут принадлежать предприятия, оказывающие
услуги местному населению: транспортные и энергетические предприятия;
коммунальные и жилищные хозяйства; предприятия рекреационной инфраструктуры и
т.п.
Зарубежный и
отечественный опыт показывает, что муниципальная собственность используется для
удовлетворения многих потребностей, в том числе для: экономического развития
(например, производственные площади, офисные и торговые помещения, и
недвижимость, сдаваемая в аренду под торговлю, офисы, коммерческие цели и
приносящие доход муниципальному образованию); предоставления социальных услуг
(школьные здания, учреждения социального обеспечения, досуговые центры,
библиотеки, лицеи и т.п.); размещения населения в муниципальных домах; административных
целей (занимаемые сотрудниками и муниципальными службами общественные здания).
Согласно Закону «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав
муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, муниципальные
внебюджетные фонды; имущество органов местного самоуправления; муниципальные
земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
муниципальные предприятия и организации; муниципальные банки и другие финансово-кредитные
организации; муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные
учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; другое движимое и
недвижимое имущество, приобретенное муниципальным образованием в результате
его хозяйственной деятельности, дарений, иных отчуждений имущества в его
пользу, не противоречащих законодательству (ст. 29).
Резюмируя сказанное,
можно выделить следующее. Эффективность местного самоуправления во многом
зависит от решения проблем муниципальной собственности, среди которых: принципы
и порядок формирования муниципальной собственности; организация ее эффективного
использования; управление муниципальной собственностью в пределах
территориальных сообществ.
Проблема формирования
финансовой основы органов местного самоуправления, проведения сбалансированной
бюджетно-финансовой политики относится к числу наиболее сложных [3, с. 162].
Вопросы местных финансов
в настоящее время регулируются Федеральным законом «О финансовых основах
местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г., № 126-ФЗ. Закон определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает
источники формирования и направления использования финансовых ресурсов
местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных
образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми
институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.
Финансовые средства,
находящиеся в распоряжении муниципального образования, это средства местного
бюджета; муниципальные внебюджетные (включая валютные) средства; финансовые
ресурсы предприятий и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
средства, мобилизуемые на финансовом рынке (ссуды, займы, кредиты, ценные
бумаги и т.п.). Формирование и использование местных финансовых ресурсов,
находящихся в распоряжении муниципальных образований, основывается на принципах
самостоятельности местных финансов, государственной финансовой поддержке,
гласности формирования и использования финансовых ресурсов. Финансовые средства
местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям по решению вопросов
местного значения, предоставленным муниципальным образованиям Конституцией РФ,
федеральными законами и законами субъектов РФ.
Органы государственной
власти РФ и субъектов РФ содействуют развитию местных финансов. В частности,
указанные органы регулируют отношения между бюджетами субъектов РФ и местными
бюджетами, а также между федеральными бюджетами и местными бюджетами — в
рамках федеральных целевых программ; участвуют в решении вопросов местного
значения путем выполнения федеральных целевых программ и региональных программ;
распределяют средства, выделяемые для финансирования федеральных и
региональных программ, между муниципальными образованиями, осуществляют
контроль за эффективным и целевым использованием этих средств; разрабатывают
государственные минимальные социальные стандарты, устанавливают социальные
нормы и т.п.
Основным инструментом
формирования финансовой основы местного самоуправления является право органов
муниципального образования самостоятельно формировать, пополнять, утверждать и
исполнять местный бюджет, а также контролировать его исполнение.
В нашей стране длительное
время существовала унитарная бюджетная система, при которой каждый нижестоящий
бюджет был составной частью вышестоящего, а все вместе они образовывали единый
государственный бюджет. С 1991 г. Россия перешла к принятому в большинстве
развитых стран бюджетному устройству, предусматривающему независимость местных
бюджетов, что дает истинную, а не формальную самостоятельность местным органам
самоуправления.
Местный бюджет определяется как совокупность
организационных бюджетных отношений, посредством которых часть финансовых
ресурсов страны направляется в распоряжение местных органов власти (муниципальных
образований) для решения вопросов местного значения, а также осуществления
органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий
субъектов РФ [3, с. 164].
В соответствии с уставами
муниципальных образований формирование местных бюджетов должно соответствовать
требованиям самостоятельности, достоверности, сбалансированности, гласности и
единства, которые обеспечиваются:
·
наличием
собственных источников доходов;
·
правом определять
направления использования и расходования бюджетных средств;
·
правом
разрабатывать, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет;
·
правом
использовать по своему усмотрению доходы местного бюджета, полученные
дополнительно в ходе его исполнения, и запретом на изъятие органами
государственной власти свободных остатков средств местных бюджетов;
·
правом на
компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых
органами государственной власти;
·
ответственностью
органов местного самоуправления за исполнение местного бюджета.
Формирование местного
бюджета, согласно ст. 5 Федерального Закона «О финансовых основах местного
самоуправления в РФ», осуществляется путем применения единой методологии,
государственных минимальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых
органами государственной власти. Кроме того, органы государственной власти
субъектов РФ в процессе осуществления бюджетного регулирования и органы
местного самоуправления в процессе формирования местных бюджетов
руководствуются нормативами минимальной бюджетной обеспеченности.
Представительные органы
местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном
процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципа ми бюджетного процесса,
установленными федеральными законами и законами субъекта РФ.
Глава муниципального
образования, иные должностные лица местного самоуправления несут
ответственность за исполнение местных бюджетов в соответствии с федеральными
законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Местный бюджет имеет
доходную и расходную части. Доходную часть бюджета формируют четыре основных
источника:
1) отчисления от федеральных и региональных налогов в
рамках
межбюджетных взаимоотношений;
2) перечисления из федеральных и региональных специализированных
фондов;
3) местные налоги;
4) местные неналоговые фонды.
К собственным доходам
местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, установленные в соответствии
с федеральными законами, другие собственные доходы местных бюджетов (в частности,
доходы от приватизации и реализации муниципального имущества, доходы от сдачи в
аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений и
муниципальных земель, платежи за пользование недрами и природными ресурсами,
доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей, штрафы, подлежащие
к перечислению в местный бюджет, подоходный налог с физических лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица и т.п.), доли федеральных налогов и доли субъектов РФ, закрепленные за
местными бюджетами на постоянной основе (например, часть подоходного налога с
физических лиц, часть налога на прибыль организаций, часть налога на
добавленную стоимость по товарам отечественного производства, часть акцизов на
спирт, водку и ликероводочные изделия и т.п.).
Нормативы отчислений (в
процентах) в местный бюджет от регулирующих федеральных и региональных налогов
устанавливаются в соответствии с законодательством РФ, в первую очередь,
Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», а также
законами субъектов РФ.
Расходная часть местных
бюджетов включает: а) расходы, связанные с решением вопросов местного
значения; б) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного самоуправления; в) расходы, связанные
с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам; г) иные
расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.
Порядок исполнения
расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования
или иным правовым актом органа муниципального самоуправления.
У местного самоуправления
до сих пор не сформировалась необходимая материальная база в виде целостной
системы его финансового обеспечения. Более того, статистические данные свидетельствуют,
что имеющаяся база все более размывается.
Финансовая
самостоятельность органов местного самоуправления фактически не обеспечивается
вследствие чрезвычайно низкой доли местных налогов и сборов в общем объеме
доходов, что вызвано высоким уровнем использования налогооблагаемой базы
государственными налогами и страховыми взносами. В результате местные налоги
накладываются на ту же самую налогооблагаемую базу, что не позволяет органам
местного самоуправления обеспечить приемлемый уровень доходов собственных
бюджетов, не оказывая излишнего налогового давления на население муниципальных
образований.
Тем самым процесс
составления, утверждения и исполнения бюджета муниципального образования почти
полностью зависит от ежегодного закрепления федеральными и региональными органами
государственной власти за местными бюджетами как федеральных, так и
региональных налогов и сборов.
Важнейшим условием
развития местного самоуправления является его организационная структура,
представляющая собой своего рода несущую конструкцию, от правильного построения
которой во многом зависят эффективность самоуправления, оптимальность сочетания
местных, региональных и общегосударственных интересов.
Организационные основы местного самоуправления представляют
собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих структуру органов
местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также
регулирующих организацию муниципальной службы.
Исходя из приоритета прав
и свобод личности, в системе органов местного самоуправления можно выделить
две составляющие — политическую и организационно-управленческую.
К первой относятся: избирательная система при выборах
представительного органа (мажоритарная, пропорциональная, смешанная или иная)
и способ выборов главы муниципального образования (населением или из состава
представительного органа; механизм формирования местной администрации (главой
муниципального образования, представительным органом, наем на конкурсной
основе). Формирование этой составляющей в большой степени зависит от численности
жителей, культурно-политических и социально-экономических особенностей
территории. Одно дело г. Екатеринбург — один из крупнейших городов страны, другое
— расположенный рядом город-спутник Березовский, и совсем другое — любое село.
Организация местной власти у них будет политически различной.
Во второй составляющей
местного самоуправления выделяются три устойчивых элемента местной власти: представительные и исполнительные
органы, главное должностное лицо. Они в соответствии с Конституцией РФ и
законами реализуют цели самоуправления и государственной политики (в случае
наделения органов самоуправления отдельными государственными полномочиями).
Наименование органов местного самоуправления устанавливается уставами
муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ с учетом
национальных, исторических и иных местных традиций.
Учитывая российскую
специфику и традицию, сложившуюся в последние годы, нежелательность сочетания в
представительных и исполнительных органах одного и того же уровня местного самоуправления
русских и иностранных слов, во многих муниципальных образованиях используют
терминологию: «дума (совет) — администрация — глава местного самоуправления».
Современное
общероссийское законодательство о местном самоуправлении допускает
использование нескольких моделей организации аппарата власти муниципальных
образований. И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов, например, на основе анализа функциональной
специализации разных органов и должностных лиц, а также с точки зрения их
формирования, выделили шесть основных моделей организации местного
самоуправления в России. Самой распространенной сегодня моделью местного
самоуправления, по их мнению, является такая, при которой предусматривается
введение должности главы муниципального образования, который как и Дума
избирается непосредственно населением. Он выступает одновременно и высшим
должностным лицом своего муниципального образования, его официальным
представителем, и главой администрации. На местах, поэтому, главы
муниципальных образований доминируют над всеми иными органами. Строго говоря,
при этой модели глава остается подотчетным Думе только в качестве руководителя
местной администрации.
Представительный орган
местного самоуправления. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» (ст. 15) устанавливает, что каждое муниципальное
образование должно иметь выборный орган местного самоуправления. Имеется в
виду представительный орган, члены которого избираются всем населением
муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании, обладают правом представлять
интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории
муниципального образования. В отдельных поселениях (главным образом сельского
типа) уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта РФ
может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных
органов местного самоуправления собранием (сходом) граждан, т.е. в форме
прямого волеизъявления. Если власть принадлежит народу (населению
муниципального образования) и осуществляется через посредство его избранных
представителей, то именно депутаты в своей совокупности реализуют его общую
волю, а образуемый ими орган является высшим представительным
нормоустанавливающим органом местного самоуправления. Никакой другой орган
местного самоуправления не вправе издавать подобные правовые акты, в том числе
и избранное всем населением самоуправляющейся территории первое лицо (голова,
мэр), который также является представителем народа и в этом смысле его
представительным органом. Но и представительный орган местного самоуправления
не вправе принимать управленческие акты, устанавливающие индивидуальную норму,
индивидуальное правило, что относится к полномочиям исполнительного органа
местного самоуправления.
Таким образом, с учетом
принципа разделения властей представительный орган местного самоуправления не
может являться исключительно высшим органом местного самоуправления.
Численный состав
представительных органов местного самоуправления, определяемый согласно Закону
уставами муниципальных образований, весьма разнообразен. Причем он не одинаков
даже в представительных органах муниципальных образований одного уровня. Многое
зависит от объема работ данного представительного органа, численности
населения муниципального образования и т.д. В законах о местном самоуправлении
некоторых субъектов РФ устанавливаются предельные нормы численности состава
депутатов представительных органов всех или отдельных уровней, либо общий
минимальный или максимальный состав и т.п. В частности, в Саратовской области
установлено, что количественный состав депутатов определяется в зависимости от
числа жителей муниципального образования: при численности населения до 1000
чел. — до 5 депутатов; от 1000 до 5000 чел. — до 7 депутатов; от 5000 до 50 000
чел. — до 11 депутатов; от 50 000 до 200 000 чел. — до 17 депутатов; свыше 200
000 чел. — до 21 депутата.
Согласно Уставу
муниципального образования в Екатеринбургскую городскую Думу входит 27
депутатов.
Одно из непременных
условий деятельности представительного органа состоит в том, что он принимает
решения коллегиально. Смысл коллегиальности — в нахождении наиболее верного
решения, которое нередко отражает разные точки зрения, компромисс между
различными политическими группировками, избранными в представительный орган.
Истинная коллегиальность обеспечивается тогда, когда депутаты регулярно собираются
вместе для решения вопросов, входящих в их компетенцию.
Основной формой
деятельности представительного органа являются сессии (заседания),
периодичность созыва, которых определяется уставом муниципального образования
и регламентом представительного органа (как правило не реже одного раза в два
(три) месяца). Сессии (заседания) созываются главой муниципального образования
(председателем представительного органа) в соответствии с планом работы
представительного органа.
В соответствии со ст. 18
Закона № 154-ФЗ депутаты могут осуществлять свои полномочия на постоянной
основе.
Хотя внутреннее строение
представительных органов местного самоуправления, порядок и организационные
формы их деятельности определяются муниципальными образованиями самостоятельно
и закрепляются их уставами, а также регламентами, другими правовыми актами,
принимаемыми этими органами, можно представить типовую схему представительного
органа местного самоуправления. Она включает следующие структурные звенья (см.
рис. 1 в Приложении 1):
þ руководящие органы и должностные лица
(председатель и его заместители, президиум);
þ функционально-отраслевые
подразделения (постоянные и временные комиссии);
þ рабочие звенья (секретариат,
аппарат);
þ территориальные органы (депутатские
группы).
Председатель
представительного органа и его заместители избираются в соответствии с
уставами муниципальных образований и регламентами представительных органов
местного самоуправления на первом заседании представительного органа нового
созыва. Этими же актами определяются основания и порядок досрочного прекращения
их полномочий.
Для предварительного
рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению представительного
органа, а также для содействия реализации его решений, контроля за их
исполнением представительный орган местного самоуправления образует из числа
депутатов, постоянные и временные комиссии, комитеты, другие органы. Например,
в составе Екатеринбургской, городской Думы образованы и функционируют
постоянные комиссии по следующим вопросам: бюджета и экономической политики;
правоохранительной деятельности; городского хозяйства и муниципальной
собственности; социальной политики; по местному самоуправлению, связи с
общественностью, средствами массовой информации. К работе в комиссиях на общественных
началах привлекаются специалисты различных отраслей (экономисты, политологи,
социологи и т.п.). Перечисленные органы в своей деятельности подотчетны и
подконтрольны представительному органу. Решения комиссий, принимаемые по
вопросам их ведения, носят рекомендательный характер.
Правовое,
организационно-методическое, информационное и материально-техническое
обеспечение деятельности представительного органа местного самоуправления
осуществляется через специально образованный собственный аппарат или через
аппарат исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
Деятельность аппарата регулируется актами местного представительного органа,
должностными инструкциями его сотрудников. Территориальные органы Думы
представлены депутатскими группами, объединяющими депутатов на добровольной
основе для совместной работы по осуществлению своих полномочий в избирательных
округах. Так, Устав г. Екатеринбурга предусматривает, что депутаты Думы,
избранные на территории одного из районов города, могут образовывать
депутатскую группу.
Модель «староста — сход»
реализуется в небольших муниципальных образованиях, где возможно проведение
схода (собрания) всего правоспособного населения. Сход (собрание) избирает
старосту (председателя), который является главой местного самоуправления и
обладает всеми исполнительными, отчасти распорядительными полномочиями. Модель
«староста — сход» применима на уровне территориального общественного
самоуправления, где она является основной.
Первое должностное
лицо местного самоуправления. Необходимость первого должностного лица (главы)
муниципального образования и его правовой статус установлены Законом № 154-ФЗ
(ст. 16), любое волевое решение этих вопросов приводит к конфронтации
представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Должность
Главы муниципального образования — одна из ключевых в системе местного
самоуправления. В период реформирования местного самоуправления особенно
необходим авторитетный выборный руководитель, который мог бы организовать и
возглавить деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории
муниципального образования. Причем само муниципальное образование решает,
избирать ли Главу путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при
тайном голосовании, либо представительным органом местного самоуправления из
своего состава. На практике в большинстве случаев глава муниципального
образования избирается населением на основе законов, принятых субъектами РФ.
Согласно Уставу г.
Екатеринбурга глава города как высшее должностное лицо, олицетворяющее собой
местную власть, избирается всем населением муниципального образования на четыре
года в соответствии с законодательством РФ и Свердловской области, в частности
законом «О статусе глав муниципальных образований и выборных глав
администраций поселений, сельсоветов Свердловской области» от 21 августа 1997
г. № 52-03.
Глава местного
самоуправления (первое должностное лицо) может быть наделен правом входить в
состав представительного органа местного самоуправления и председательствовать
на его заседаниях (иными словами, он становится первым лицом местного
самоуправления). Подобная модель не входит в противоречие ни с российским
опытом самоуправления (можно вспомнить структуру городского самоуправления,
введенного реформой 1870 г.: городской голова являлся одновременно и
председателем городской думы, и председателем городской управы), ни с опытом
западных стран, где муниципалитет обычно состоит из выборной коллегии во главе
с мэром (бургомистром) и чиновничьего исполнительного аппарата. Варианты, при
которых глава местного самоуправления, возглавляя представительный орган
местного самоуправления, входит в его состав, в наибольшей степени соответствуют
тезису о представленности в этом органе интересов, взглядов, настроений
различных слоев и групп населения.
Глава муниципального
образования основывает свою деятельность на принципах единоначалия и
персональной ответственности. Единоначалие реализуется, например, в том, что
глава муниципального образования подписывает и издает правовые акты, которые
являются актами не администрации, а главы самоуправляющейся территории.
Единоначалие не исключает коллегиального обсуждения и выработки решений по
важнейшим проблемам жизнедеятельности муниципального образования. В этих целях,
например, при главе муниципального образования «город Екатеринбург» образован
постоянно действующий орган — коллегия, которая функционирует под руководством
главы города. Глава муниципального образования подотчетен в своей деятельности
населению и представительному органу местного самоуправления.
Исполнительный орган
местного самоуправления. Исполнительно-распорядительным органом местного
самоуправления является администрация (города, села, другого муниципального
образования), которая осуществляет свою деятельность под руководством первого
лица (главы) муниципального образования.
Администрация
осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными
нормативными актами Российской Федерации и субъекта РФ, уставом муниципального
образования, решениями представительного органа, постановлениями и распоряжениями
главы муниципального образования. Администрация муниципального образования
подотчетна представительному органу в пределах своей компетенции.
Внутренняя структура
местной администрации представляет собой сложное организационно-функциональное
единство руководящих должностных лиц, ее аппарата и подразделений (см. рис. 2
в Приложении 2). Структура, порядок формирования, организация работы
подразделений местного исполнительного органа полностью зависят от объема
выполняемых функций и инфраструктуры, находящейся в его распоряжении. Поэтому
при определении внутренней структуры местной администрации управленческие
критерии являются основными.
Глава муниципального
образования и его заместители являются руководящими должностными лицами
администрации. Глава муниципального образования осуществляет общее руководство
ад мииистрацией и
непосредственно направляет работу своих заместителей, отдельных структурных
подразделений. Глава самоуправляющейся территории определяет число своих
заместителей, которые руководят отдельными отраслями местного хозяйства,
деятельностью подчиненных им структурных подразделений.
Для руководства отраслями
и сферами местного хозяйства в составе администрации на основании постановлений
главы муниципального образования создаются комитеты, департаменты, управления,
сектора, отделы и другие структурные подразделения отраслевого и
функционального назначения, непосредственно подчиненные главе муниципального
образования и его заместителям.
В частности, в структуре
администрации г. Екатеринбурга функционируют: а) комитеты (по экономике;
внешних экономических связей; по защите прав потребителей; земельным ресурсам и
землеустройству; управлению городским имуществом; транспорту и связи;
промышленности и науке; развитию товарного рынка и др.; б) управления
(финансово-бюджетное; социальной защиты населения; государственной регистрации
субъектов предпринимательской деятельности; жилищной политики; народного
образования; здравоохранения; культуры; делами молодежи; органов записи актов
гражданского состояния; благоустройства и др.; в) прочие подразделения
(главархитектура; инспекция государственного архитектурно-строительного
надзора и т.п.).
Структура, порядок формирования,
полномочия и организация работы комитетов, управлений, отделов и других
подразделений определяются положениями, утвержденными обычно главой местного
самоуправления. В частности, глава г. Екатеринбурга в целях упорядочения
деятельности структурных подразделений городской администрации издал
постановление от 24 февраля 1997 г. № 117 «Об утверждении регламента работы
главы города и администрации г. Екатеринбурга».
Руководители структурных
подразделений администрации издают приказы в пределах своей компетенции.
Собственно аппарат
местной администрации образует совокупность внутренних структурных
подразделений, основное назначение которых — оказание содействия в работе
руководящим органам администрации.
На аппарат возложено
юридическое, организационно-техническое, хозяйственное обслуживание
администрации. Кроме того, аппарат выполняет организационно-методические и
контрольные функции. Традиционно аппарат местной администрации образуют отделы:
общий, организационный, кадровой службы, информационно-аналитический,
юридический и др., приемная по личным вопросам граждан, секретариат,
пресс-служба, советники, помощники руководства администрации, иные
подразделения, осуществляющие техническое обслуживание исполнительного органа.
К определению источников финансирования
органов местной администрации законы субъектов РФ и уставы муниципальных
образований подходят по-разному. В одних случаях устанавливается правило,
согласно которому их деятельность финансируется исключительно за счет средств
местного бюджета. При этом органы администрации не могут заниматься
предпринимательской деятельностью и состоять на хозрасчете. В других случаях
закрепляется порядок, по которому структурные подразделения администрации
(комитеты, управления, отделы и др.) могут финансироваться из бюджета, либо
состоять на хозрасчетной или смешанной основе. Они могут обладать правами
юридического лица. Имущество структурных подразделений администрации входит в
состав муниципальной собственности и закрепляется за ними на правах оперативного
управления, если иное не предусмотрено законодательством.
В заключение резюмируем
основные моменты, прозвучавшие в работе.
К важнейшим параметрам
экономической деятельности на уровне местного самоуправления относятся:
основные принципы организации местных финансов; источники формирования и направления
использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы финансового
и бюджетного планирования в муниципальных образованиях; взаимоотношения органов
местного самоуправления с финансовыми институтами; гарантии финансовых прав
органов местного самоуправления и их ответственность за выполнение финансовых
обязательств.
Финансово-экономическую
основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность,
имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного
самоуправления, местный бюджет и иные местные финансовые и прочие ресурсы,
формирующиеся и использующиеся в интересах населения муниципальных образований.
Состояние финансово-экономической
основы местного самоуправления, в свою очередь, во многом обусловлено
состоянием экономики государства в целом, его финансов. Признание и
гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что оно,
государство, берет на себя определенные обязательства по созданию
экономических, финансовых и иных условий, необходимых для развития местного
самоуправления.
Также важнейшим условием
развития местного самоуправления является его организационная структура,
представляющая собой своего рода несущую конструкцию, от правильного построения
которой во многом зависят эффективность самоуправления, оптимальность сочетания
местных, региональных и общегосударственных интересов.
Организационные основы
местного самоуправления представляют собой совокупность муниципально-правовых
норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и
принципы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальной
службы.
В
организационно-управленческой составляющей местного самоуправления выделяются
три устойчивых элемента местной власти: представительные и исполнительные
органы, главное должностное лицо. Они в соответствии с Конституцией РФ и
законами реализуют цели самоуправления и государственной политики (в случае
наделения органов самоуправления отдельными государственными полномочиями).
Наименование органов местного самоуправления устанавливается уставами
муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ с учетом
национальных, исторических и иных местных традиций.
Учитывая российскую
специфику и традицию, сложившуюся в последние годы, нежелательность сочетания в
представительных и исполнительных органах одного и того же уровня местного самоуправления
русских и иностранных слов, во многих муниципальных образованиях используют
терминологию: «дума (совет) — администрация — глава местного самоуправления».
Внутреннее строение
представительных органов местного самоуправления, порядок и организационные
формы их деятельности определяются муниципальными образованиями самостоятельно
и закрепляются их уставами, а также регламентами, другими правовыми актами,
принимаемыми этими органами.
При этом типовая схема
представительного органа местного самоуправления включает следующие структурные
звенья: руководящие органы и должностные лица (председатель и его
заместители, президиум); функционально-отраслевые подразделения (постоянные и
временные комиссии); рабочие звенья (секретариат, аппарат); территориальные
органы (депутатские группы).
1. Федеральный закон «О финансовых
основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.1997 №126-ФЗ
(ред. от 11.12.2004)// Российская газета.-1997.- 30
сентября
2. Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995
№154-ФЗ (ред. от 08.12.2003)//Российская газета
1995.- 1 сентября
3. Анилища Е. Г., Тертышный А. Т. Основы
местного самоуправления. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 326 с.
4. Бабун Р. В. Организация местного
самоуправления: Учебное пособие. – Спб. др.: ПИТЕР, 2005. – 192 с.
5. Барашев Г. В. Местное самоуправление.
– М.: Издательство Московского университета, 1998. – 350 с.
6. Белов В. Г., Смольков В. Г. Местное
самоуправление. – М.: Право и закон, 2001. – 173 с.
7. Васильев В. И. Местное
самоуправление. – М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 1999. – 453 с.
8. Еремян В. В. Муниципальная история
России: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2003. – 526 с.
9. Иванова В. Н., Гузов Ю. Н.,
Безденежных Т. Н. Технологии муниципального управления. – М.: Финансы и
статистика, 2003. – 452 с.
10. Игнатов В. Г. Местное самоуправление. – Ростов н/Д:
Феникс, 2001. – 414 с.
11. Игнатов В. Г. Местное самоуправление: Учебное пособие.
– 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 378 с.
12. Кнорринг В. И. Основы государственного и
муниципального управления: Учебник. – М.: ЭКЗАМЕН, 2004. – 414 с.
Приложение 1
Типовая схема представительного
органа местного самоуправления
Приложение 2
Внутренняя структура местной
администрации