Содержание
Введение. 3
1.
Современное состояние автомобильного рынка России. 4
2.
Иностранные автопроизводители в России. 10
3.
Перспективы российского автомобильного рынка. 16
Заключение. 30
Приложения. 35
Автомобильная
промышленность - одна из ведущих отраслей промышленности России. Это
подтверждается статистическими данными. Так, численность работающих в ней
составляет 4,6% от всех занятых в промышленности в целом
и 13% - от работников машиностроении. Автопром даёт 3,8% от всего
объёмов промышленного производства и 23% от объёмов машиностроения. Эти
показатели корреспондируются с подобным соотношением в Европейском Союзе.
Инвестиции в основной капитал предприятий автомобилестроения также растут
неуклонно с 2000 года. Прогнозируется, что в текущем году их
доля составит свыше 35% от всех инвестиций в машиностроение[1].
Объемы производства
автомобильной техники в 1998–2010 годах также увеличивались по
нарастающей: выпуск легковых автомобилей - с 838,8 тысяч до
1 млн. 150 тысяч, грузовых автомобилей - с 145,8 тысяч
до 210 тысяч, автобусов - с 45,7 тысяч до 82 тысяч
единиц.
Изменение объёмов
производства за период 1998–2010 годах отражает тенденции, которые имели
место в экономике России. Последние 3 года производство и продажа автомобильной
техники стабильно возрастает, что также соответствует позитивным изменениям
в промышленности. Это следствие принятых Правительством Российской
Федерации мер, направленных на развитие автомобильной промышленности, которые
были выработаны совместно с автомобильным бизнесом.
На долю Москвы сейчас
приходится чуть более 10% российского парка и порядка 20% российского рынка
легковых автомобилей. Еще порядка 6,2% парка и 8-10% рынка приходится на долю
Московской области. На учет в ГИБДД Москвы ежегодно встает более 30% иномарок,
продаваемых на российском рынке. Несмотря на ежегодное смещение доли продаж в
пользу регионов, по ряду иностранных брендов (в основном наиболее дорогих) доля
Москвы по-прежнему превышает 50%. Московский рынок является также «транзитным»
для регионов близлежащих к Москве. Значительная часть покупателей из областей,
граничащих или находящихся в радиусе 300-600 км от Москвы (Тульская, Владимирская,
Тверская, Смоленская, Калужская, Рязанская, Ярославская, Ивановская и др.)
приобретает новые автомобили в столице. Это добавляет к ёмкости московского
автомобильного рынка еще примерно 30-50%, и позволяет активно развивать
дилерский бизнес.[2]
В столице сейчас работает
более 200 официальных дилеров, 90% из которых торгуют иномарками. Московский
рынок из года в год неуклонно растет. В 2007 году в Москве было продано 205
тысяч новых легковых автомобилей, из которых 80 тысяч (39%) пришлось на
иномарки. В 2008 году на рынке Москвы было реализовано уже 240 тысяч машин, при
этом доля иномарок выросла до 52% (125 тыс.шт.). По итогам 2009 года в Москве
было зарегистрировано порядка 290 тысяч новых автомобилей, из которых на
иномарки пришлось уже 2/3 рынка - 191,6 тысяч (66%). На 2010 год аналитики
прогнозируют увеличение рынка Москвы до 350 тысяч новых машин. На долю иномарок
в этом году придется примерно 77% московского рынка (270 тыс. шт.).
Рис. Продажа автомобилей
Марочная структура рынка
Москвы по иномаркам во многом повторяет общероссийские тенденции. Хотя
небольшие перестановки в рейтинге марок все же существуют. Лидером в столице по
итогам прошлого года, как и в целом на российском рынке, была марка Hyundai с
долей 14,4%. На второй позиции Ford, который имел 10,75% столичного рынка.
Следом идут Mitsubishi (9,66%), Nissan (9,02%) Toyota (7,06%), Daewoo (5,73%),
Mazda (5,52%), Renault (4,34%), Kia (4,12%), и замыкает десятку лидеров Volkswagen
с рыночной долей в 2,83%.
Согласно официальным
данным, по состоянию на начало 2010 года в Москве проживало 10 млн. 407 тыс.
человек и числилось 2 млн. 623,3 тыс. легковых автомобилей. То есть, на каждую
1000 жителей приходилось 252 автомобиля. Это существенно больше среднего
показателя по России, который составляет 176 автомобилей. На протяжении всего
«постсоветского» периода структура московского парка планомерно менялась. Доля
иномарок в парке Москвы до середины 90-х годов находилась на уровне ниже 10%. К
концу прошлого десятилетия она выросла до 20%. В 2007 году доля иномарок
преодолела 30% рубеж, а сейчас уже приближается к 40% парка. По ежегодным
темпам прироста, иномарки значительно опережают российские марки. Причем в
последние три года в Москве наблюдается практически нулевая, и даже
отрицательная динамика прироста парка автомобилей отечественных марок. Самой
распространенной иномаркой в Москве пока является Volkswagen (9% парка
иномарок). Но, учитывая темпы ежегодного прироста, уже в 2007 году его могут
обойти Toyota и Ford, которые к началу года занимали 8,2% и 7,2% столичного
парка иномарок соответственно. В первую десятку также входят Mercedes (6,7%),
Nissan (6,3%), Mitsubishi (6,3%), Audi (5,6%), BMW (5,3%), Opel (5,2%), Hyundai
(5,1%).[3]
По динамике прироста
парка за последние два года лидируют Hyundai (252%), Porsche (198%), Citroen
(126%), Mazda (124%), Infiniti (122%), Lexus (120%) и Suzuki (109%) (прим. -
среди марок с парком более 1000 шт.). В целом, за последние 5 лет Москва и
Московская область обеспечила 40% прироста парка иномарок в России. Тем самым,
парк иномарок столичного региона за пять лет (с 2001 по 2010 год) увеличился в
2,2 раза и превысил 1,4 млн. единиц.
В СССР в условиях
малоэффективной социалистической экономики и при низком уровне жизни в 1990
году один автомобиль приходился на 21 человека. В условиях, когда 70-75% ВВП
расходовалось военно-промышленным комплексом, в стране не было средств на
строительство дорог, на создание широкой сети автозаправок, дилерских площадок,
гаражей, станций техобслуживания. Не имея возможности активно развивать
автостроение и смежные отрасли, правящая коммунистическая элита систематически
пыталась дискредитировать стремление многих людей иметь свой автомобиль.
Партийные идеологи усиленно отстаивали тезис о ненужности личного
автотранспорта.
После распада СССР,
несмотря на все экономические невзгоды переходного периода, выпавшие на долю
многих групп населения, автопарк России непрерывно возрастал. Сегодня в России
20 млн. автомобилей, то есть одна машина приходится на 7-8 человек.
Разный уровень
обеспеченности личным транспортом коррелирует со значительными различиями в
уровне жизни москвичей и населения остальных регионов. Среди москвичей намного
больше людей, которых можно отнести к среднему классу. Они не столь богаты,
как, скажем, в Европе, но уже не хотят возврата к тоталитарной системе и голосуют
за центристские и правые партии.
Для построения
экономического фундамента гражданского общества в России необходимо
значительное (в два-три раза) повышение уровня жизни во всей стране с доведением
его, как минимум, до сегодняшнего уровня Москвы. Если принять количество личных
автомобилей как один из способов оценки материального благосостояния граждан,
то создание экономического фундамента гражданского общества можно будет считать
завершённым, когда российский автопарк достигнет не менее 40 млн. автомобилей.
В 2001 году производство легковых автомобилей в России возрастёт, по данным
Роскомстата, на 5% и составит 1,05 млн. Количество ежегодно продаваемых
импортных машин не превышает 200 тыс. единиц (новых - 30-40 тыс. и подержанных
- 150-160 тыс.). Другими словами, машины с ценой 25-40 тыс. долларов
приобретает в России один из 5 тысяч жителей, автомобиль стоимостью 3-5 тыс.
долларов - один из 150.
С учётом необходимости
замены хотя бы половины бегающих сегодня автомобилей автопарк в России может
достигнуть 40 млн. к 2015 году, при условии, что ежегодный прирост продаж машин
будет около 8% и через 15 лет составит 3 млн. в год. При ежегодном приросте
продаж автомобилей всего на 5% парк автомобилей в 40 млн. будет достигнут в
России не ранее 2020 года. Для справки: выпуск автомобилей в Испании в
настоящее время достиг 3 млн.
По сведениям Федеральной таможенной
службы РФ, на сегодняшний день только легковых автомобилей ввезено в Россию
свыше 565 тыс. Разумеется, статистика таможенной службы не учитывает
иностранные автомобили, которые собираются на территории России в рамках
программы промышленной сборки, принятой российским правительством. Пока не
располагают таможенники и итоговыми показателями за весь 2010 год. А ведь
традиционно россияне совершают больше покупок именно в последние месяцы года.
Тем не менее, уже очевидно, что 2010 год станет рекордным по количеству
проданных иномарок.[4]
Уже несколько лет подряд
российский автомобильный рынок является одним из самых быстро развивающихся в
мире. А второй год подряд иностранные производители добиваются и вовсе
рекордных показателей. В прошлом году было продано 440 тыс. автомобилей. А в
этом году, по мнению президента компании Ford в России и СНГ Хенрика Нензена
(Henrik Nenzen), рынок иномарок в России достигнет 850 тыс. автомобилей. То
есть в России будет продано иномарок даже больше, чем автомобилей местного
производства, а рост рынка составит почти 50%.
Естественно такие
прогнозы не бывают безосновательными. По сведениям, распространенным
Ассоциацией европейского бизнеса в России за 9 месяцев 2010 года объем продаж
уже достиг 685759 машин. То есть по сравнению с прошлогодним достижением
увеличился на 58%. На этом усредненном фоне успехи отдельных марок выглядят еще
более впечатляюще. Причем, рост продаж наблюдался не только в сегменте
бюджетных автомобилей. К примеру, за истекший период объем продаж недешевых
Mercedes-Benz Vans возрос на 348%, а Porsche на 225%. Удвоили продажи
престижные Lexus. Правда, в количественном выражении показатели продаж этих
марок выглядят не столь впечатляюще, как, скажем, рост продаж Renault. При
соизмеримых относительных показателях роста - объем продаж автомобилей Renault
увеличился на 197% - в абсолютных цифрах было продано на порядок больше. Почти
40 тыс. автомобилей этой французской марки нашли покупателей России. Заметно
возросли продажи у корейской KIA - на 177%. За 9 месяцев 2010 года было продано
свыше 33 тыс. автомобилей. А также у Citroen. Эта компания удвоила свои продажи
в России.
Поменялся в России и
лидер продаж. На первое место, потеснив корейскую марку Hyundai, вырвалась
Chevrolet. За 9 месяцев объем продаж автомобилей этой марки достиг отметки в 77
тыс. То есть на 63% больше прошлогодних показателей. Продажи автомобилей марки
Hyundai с прошлого года практически не выросли, хотя и сохраняются на достаточно
высоком уровне - более 69 тыс. автомобилей. Зато заметно увеличила продажи компания
Ford. С января по октябрь автомобилей этой марки было продано свыше 68 тыс. при
росте объема продаж 83%. Причем, автомобиль Ford Focus в этот период оказался
самым популярным среди других иномарок. Таким образом, на сегодняшний день в
тройке лидеров российского рынка оказалось сразу две американские марки.
Любопытно, что при столь
существенном росте сбыта автомобилей иностранного производства, спрос
продолжает оставаться достаточно высоким, о чем свидетельствуют очереди из потенциальных
покупателей. До сих пор россиянам приходится ожидать даже типовые автомобили по
два месяца и более.
Впрочем, нынешние столь
высокие показатели роста продаж иностранных автомобилей в России блекнут на
фоне продаж крупнейшего игрока российского автомобильного рынка - компании
АвтоВАЗа. Уже несколько лет подряд это предприятие продает порядка 700 тыс.
автомобилей. Ожидается, что в этом году рост продаж АвтоВАЗа составит около 3%.
Предполагается, что всего в России будет продано 840 тыс. легковых автомобилей,
собранных на российских предприятиях.[5]
В 2009 году УАЗ продал
около 67 тысяч внедорожников. План 2010 года предусматривает реализацию около
63 тысяч автомобилей. Большая часть из них - это внедорожники нового модельного
ряда, в том числе 17 тысяч перспективных автомобилей "Patriot" (в
прошлом году УАЗ выпустил около 5 тысяч "патриотов").
Ситуация усложняется тем,
что растет конкуренция отечественных автомобилей с иностранными.
В 2009 году ГАЗ выпустил
55055 легковых автомобилей, 169268 грузовых и легких коммерческих автомобилей,
18716 автобусов. По предварительным данным, выручка за 2009 год составила 3
млрд. долларов, EBITDA (прибыль до уплаты налогов, процентов, износа и
амортизации) - 315 млн. долларов.
И все же успех
иностранных производителей автомобилей в России нельзя отрицать. Ожидается, что
впервые за многие годы будет продано автомобилей иностранных марок больше, чем
российских.
Сейчас в России есть
потребители, желающие купить автомобиль от иностранного производителя.
Почти не осталось в мире
автогигантов, которые бы не имели своих заводов в России. Если иностранцы
запустят все проекты, объявленные за последний год, к 2009-2010 гг. россияне
получат 1 млн. иномарок.[6]
Уже фактически пять лет недалеко
от Санкт-Петербурга выпускается один из самых популярных и недорогих
автомобилей гольф-класса Ford Focus. Следом в России двинулись Renault, GM,
BMV, Kia и Chery. Готовятся к началу сборки на предприятиях российского
концерна "Северсталь–авто" автомобили Fiat, Ssang Yong и Isuzu. Летом
этого года в районе Шушары под Санкт-Петербургом состоялась закладка завода
компании Toyota, который уже к концу 2007 г начнет выпускать модель Camry. В
ближайшем будущем приступит к производству у нас своих автомобилей японский
Nissan. И, наконец, группа компаний Volkswagen начала в августе строительство
собственного производства в Калуге. А через год с конвейера выйдут первые
автомобили моделей VW Golf и Skoda Oktavia. Рвутся на российский рынок и
китайцы. Так, китайская компания Great Wall намерена построить в Елабуге завод
по производству внедорожников. Но соглашение пока не достигнуто.[7]
Отмечу, что общий объем
инвестиций во все сборочные производства должен составить около 2 млрд долл.
Уже больше года действует
постановление правительства РФ "О внесении изменений в Таможенный тариф РФ
в части автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки", по которому
автопроизводителям дозволяется ввозить в Россию комплектующие практически
беспошлинно или с весьма символической мздой в 3-5%.
Режим промышленной сборки
определяется постановлением правительства РФ № 166 «О внесении изменений в
Таможенный тариф РФ в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной
сборки», принятым в марте 2009 года. Постановление предусматривает снижение до
3–5% или полную отмену ввозных пошлин на ряд позиций автодеталей,
предназначенных для сборки автомобилей в России. Согласно совместному приказу
Минпромэнерго, МЭРТ и Минфина, на новом производстве в течение двух с половиной
лет, а на существующем – в течение полутора лет должен быть налажен цикл
сварки, окраски и сборки кузова. Объемы льготного ввоза компонентов должны быть
снижены через два года после пуска цикла сборки, сварки и окраски на 10%, через
три с половиной года снова на 10% и через четыре с половиной года – еще на 10%.
Мощность производства должна быть не менее 25 тыс. автомобилей в год при работе
в две смены.[8]
Объединение
автопроизводителей России (ОАР), Минпромэнерго и МЭРТ подготовили поправки в
постановление правительства № 166, регулирующее порядок промышленной сборки.
Поправки должны учесть интересы производителей двигателей, коробок передач,
мостов и других сложных комплектующих. Если поправки будут приняты, детали, необходимые
для их производства, также будут ввозиться по льготным таможенным пошлинам.
Изменения режима ввоза комплектующих ожидают уже как минимум три производителя,
в частности «ZF-Кама». По прогнозам ОАР, новые правила могут вступить в силу
уже через два месяца.
Спустя месяц после
подписания приказа у промсборки появился первый инвестор - "ИжАвто"
(входит в группу СОК), организовавшее выпуск автомобилей корейской Kia. Осенью 2009
года новое соглашение о промсборке подписало "Северсталь-авто",
которое наладило выпуск корейских внедорожников SsangYong на подконтрольном
Заводе микролитражных автомобилей (ЗМА, Набережные Челны), а также будет
выпускать модели Fiat (на ЗМА и вновь построенном сборочном корпусе в Елабуге).
Группа ГАЗ также собирается импортировать в режиме промсборки компоненты для
выпуска автомобилей Chrysler Sebring и Dodge Stratus (их сборка будет идти на
Горьковском автозаводе).
С начала 2010 года заявки
в МЭРТ на подписание инвестсоглашения стали подавать иностранные автоконцерны:
японские Toyota и Nissan, немецкий Volkswagen, американский General Motors, ОАО
"Автофрамос" (контролируется французским Renault), французский PSA
Peugeot Citroen. Все названные автоконцерны намерены построить автосборочные заводы
в России, и их заявки, за исключением PSA Peugeot Citroen, уже одобрены. Кроме
того, возможность подачи заявки рассматривает японская Mitsubishi и китайская
Great Wall. Переговоры с МЭРТом о строительства завода также вел немецкий
Daimler Chrysler, однако он вышел из переговоров, посчитав проект
нерентабельным. С середины лета на режим промсборки был переведен завод
"Форд-Всеволожск" (подконтролен концерну Ford). До этого он
пользовался другими льготами (режим свободного таможенного склада), что дало
повод чиновникам упрекать завод в несоблюдении уровня локализации.[9]
Выход большинства
автосборочных проектов на полную мощность намечен на 2009-2010 год. К 2010 году
иностранные автозаводы будут выпускать в России более 490 тыс. автомобилей, что
позволит им занять 22% российского авторынка. В то же время будет расти импорт
автомобилей в Россию. В 2010 году импорт составит 44, 5% рынка (870 тыс.), а в
2010 году вырастет до 47% (1 млн). Таким образом, "российские
иномарки" будут вытеснять с рынка автомобили отечественных производителей.
Их доля должна сократиться с 44% в этом году до 31 % в 2010 году. Всего же в
2010 году в России с учетом импорта и местной сборки будет продаваться около 1,
6 млн новых иномарок, тогда как весь рынок составит 2,2 млн автомобилей[10].
Ford Focus. По
инвестиционному соглашению, подписанному американской компанией с российскими
властями, производство выстроилось по принципу "льготы в обмен на
сборку". Ford получил право беспошлинно ввозить в Россию автокомплектующие
и собирать автомобили. Правда, российские власти поставили условие: в течение
пяти лет компания Ford должна довести локализацию производства автомобиля Ford
Focus до 50%. При этом уже к концу 2010 года Ford обязался выйти на уровень
локализации в 40%.
Уже несколько лет с
успехом продается совместное детище GM и российского АвтоВАЗа - автомобиль
Chevrolet Niva. Объявили о начале строительства сборочных предприятий в России
Toyota, Nissan, Volkswagen. И со всеми из них российское правительство
заключило инвестиционные соглашения аналогичные фордовскому. Практически во
всех случаях Россия гарантирует таможенные послабления, правда, в обмен на
последующую локализацию автосборочного производства. Однако принципы, которые
легли в основу этих соглашений, несколько разные.
На изменении позиций VW и
Toyota, возможно, сказались определенные успехи их американских конкурентов –
Ford и GM, наращивающих производство в России. Причем GM, вложившая средства в
выпуск обновленной российской «Нивы», намеревается вот-вот ставить на конвейер
своего СП с АвтоВАЗом уже и совершенно не российскую Astra (Chevrolet Viva).
Что касается немцев, то им и ранее пришлось изменить позицию по «народному
автомобилю» для других стран, запустив в Бразилии сборку дешевой VW Gol (модель
должна начать продаваться в России по цене 8–9 тыс. евро). То есть в принципе
есть что предложить российским покупателям в сегменте, который по российским
понятиям не сильно «дешевый» и «массовый», но все-таки значительный – за него
же собирается бороться и Renault, и уже борется GM с Chevrolet Niva.
Французский концерн
Peugeot-Citroen заинтересован в создании совместного производства с
"ГАЗом".
Также ведутся переговоры
еще с порядка 5-6 китайскими и российскими компаниями, которые готовы начать
лицензионную сборку китайских автомобилей.
Россия сможет подписывать
соглашения с международными автопроизводителями до момента окончания
переговоров в рамках присоединения к ВТО.
В компании Ford ест планы
наладить сборку легкового Mondeo, а в последствие и внедорожника Maverik.
Компания давно собиралась расширить модельный ряд выпускаемый в России
автомобилей. С 2007 года Ford намерен начать производство вышеупомянутых
автомобилей. Сейчас Ford собирает во Всеволжске только автомобили марки Focus,
впрочем, пользующиеся неизменным спросом.
Еще один автоконцерн, но
уже южнокорейский – KIA Motors – также не намерен останавливаться на достигнутом.
В первом полугодии текущего года он продемонстрировал рост продаж на 186 проц
благодаря полюбившейся россиянам Spectra, сборка которой налажена на мощностях
"ИжАвто" группы СОК. Уже к концу этого года в Ижевске начинается
выпуск новой Kia Rio, и производители надеются, что она закрепит этот успех.
Кроме того, в "ИжАвто" планируют начать сборку внедорожника KIA
Sorento. Планируется, что в год в России будет выпускаться 7-8 тысяч машин этой
модели. Рыночная цена внедорожника составит около 30 тысяч долларов.
В 2010 г аналогичные соглашения российское правительство уже подписало с германской компанией
Volkswagen, американской General Motors, японской Nissan.
Сегодня в России -
настоящий автомобильный бум, несмотря на кризис. Люди хотят покупать
автомобили, и у них есть деньги для этого. И, как следствие, спрос на многие популярные
модели уже давным-давно превышает предложение. В Россию снова вернулось некогда
популярное понятие "дефицит": просто прийти в салон и купить машину
уже нельзя. Нужно заказывать и ждать, от месяца до полугода, в зависимости от
того, насколько популярную модель вы выбрали.[11]
В такой ситуации объемы
продаж растут значительно: даже самые смелые планы автопроизводителей "перекрываются".
В официальных отчетах импортеров отдельных марок фигурируют совершенно
нереальные показатели - годовой прирост продаж составляет сто пятьдесят, сто
восемьдесят, двести пятьдесят процентов! В итоге Россия постепенно становится
одним из крупнейших автомобильных рынков в мире. Сейчас, к примеру, она пятая в
Европе.
А ведь это, судя по
всему, только начало: бурный рост продаж продолжается вот уже несколько лет
подряд. И, что самое интересное, вопреки всем прогнозам аналитиков, которые
предрекают скорое насыщение рынка, год от года процент прироста становится все
больше и больше! И никто даже представить не может, с какими показателями будет
закончен 2010-й год.
Поэтому сегодня Россия -
рай для автопроизводителей. Здесь продаются практически все марки мира, начиная
от элитарных экзотических Marcos, Aston Martin и заканчивая
"народными" Uz-Daewoo, Dacia, Hyundai. Не говоря уже о китайских
производителях, которые, похоже, считают Россию главным стратегическим рынком.
Впрочем, похоже, так же
считают и все остальные. Пять лет назад в Россию опасались вкладывать деньги, а
сегодня практически каждый производитель имеет здесь свое официальное
представительство. Огромные средства вкладываются в развитие дилерской сети, в
формирование складов запчастей, в продвижение брэндов в регионах. Рекламные
бюджеты исчисляются миллионами долларов, для российского рынка создаются специальные
модификации и версии, адаптация конкретно "под Россию" давно уже
стала обязательной у большинства компаний. В общем, все работают на
перспективу.
В целях повышения
конкурентоспособности была разработана Концепция развития автомобильной
промышленности.
Концепция развития
автомобильной промышленности России определяет цели, задачи и приоритеты
развития этой отрасли промышленности для удовлетворения потребностей
внутреннего рынка, развития производительных сил, увеличения экспорта автомобильной
техники и обеспечения национальной безопасности. Концепция учитывает накопленный
опыт стран, осуществляющих проведение активной государственной политики в
области развития автомобилестроения.
Концепция рассчитана на
период до 2010 года.
Целями Концепции являются
создание условий, обеспечивающих развитие российской автомобильной
промышленности, ее интеграцию в мировое автомобилестроение, а также повышение
эффективности производства современной конкурентоспособной автомобильной
техники, удовлетворяющей потребности населения, государства и субъектов
хозяйствования[12].
Указанные цели
предполагают решение следующих задач с учетом реализации основных положений
программы социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу:
насыщение транспортного
комплекса страны современной автомобильной техникой, соответствующей
международным требованиям по экологии и безопасности;
совершенствование
экономической и социальной инфраструктуры автомобильной промышленности;
создание благоприятных
условий для ввода в действие и эффективной эксплуатации новых мощностей по
производству автомобильной техники;
развитие конкуренции в
сфере изготовления автомобильной техники, еее сбыта и оказания сервисных услуг;
обеспечение финансовой
прозрачности деятельности предприятий и организаций автомобильной
промышленности;
повышение
производительности труда;
проведение эффективной
таможенно-тарифной политики, направленной на оптимизацию таможенных пошлин на
автомобильную технику и автомобильные компоненты;
поэтапная интеграция
России в мировой автомобильный рынок;
организация с участием
стратегических инвесторов, в том числе иностранных, новых производств по
выпуску автомобильной техники и комплектующих изделий;
повышение уровня
обороноспособности государства за счет разработки и выпуска военной
автомобильной техники нового поколения, в том числе двойного назначения.
Приоритетными
направлениями развития производства автомобильной техники и автомобильных
компонентов являются:
организация выпуска
конкурентоспособной автомобильной техники, отвечающей перспективным
международным требованиям;
увеличение производства
легковых автомобилей особо малого и малого классов;
обновление парка
автобусов общественного пользования за счет выпуска автотранспортных средств с
улучшенными потребительскими свойствами, а также автотранспортных средств,
приспособленных для перевозки инвалидов;
расширение производства
автомобильных компонентов высокого технического уровня;
углубление
производственной кооперации в автомобилестроении и смежных отраслях;
повышение доли
высокотехнологичных и наукоемких производств в отечественной автомобильной
промышленности.
Автомобильная промышленность
- ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и
социального развития Российской Федерации. Наличие развитой автомобильной
промышленности является важным элементом обеспечения национальной безопасности
государства.
Производство
автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями
электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других
отраслей промышленности, что обеспечивает занятость около 5 млн. человек из
числа трудоспособного населения.
Главным фактором,
обеспечивающим привлекательность отечественной автомобильной техники, является
ее сравнительно низкая цена. Однако ввозимая из-за границы в значительных
объемах бывшая в эксплуатации автомобильная техника составляет серьезную
конкуренцию отечественной продукции.
В российской
автомобильной промышленности активно происходят процессы интеграции
автомобильных заводов, а также производителей автомобильных компонентов в
укрупненные бизнес-группы.
С участием ведущих
мировых автомобильных фирм создаются новые мощности по производству автомобилей
и совместные предприятия по изготовлению современных агрегатов, узлов и
компонентов автомобилей.
Развернуты производства
по сборке отечественных автомобилей в ряде иностранных государств.
Уже сейчас наши
автомобили успешно продаются в Африке, Азии и Латинской Америке. Ведутся
переговоры о создании сборочных производств в названных регионах мира. Но
экспансию сдерживает неразвитость сервисной сети, отсутствие целенаправленной
рекламной кампании и непроработанность некоторых маркетинговых вопросов.
Действует
гармонизированная с европейскими требованиями обязательная сертификация
автотранспортных средств и комплектующих изделий в соответствии с принятыми
Российской Федерацией международными обязательствами в этой сфере.
Автомобильная
промышленность обладает необходимым научным потенциалом, квалифицированными
инженерными кадрами и специалистами для создания и внедрения перспективных
технологий. Широко используются для нужд автомобилестроения возможности
предприятий оборонно-промышленного комплекса.
К 2010 году
прогнозируется увеличение рынка легковых автомобилей до 2,2-2,5 млн. штук.
Парк легковых автомобилей
возрастет к 2010 году с 21,2 до 30-33 млн.штук, в том числе иностранного
производства с 4,6 до 7-8 млн.штук. При этом число легковых автомобилей на 1
тыс.жителей увеличится со 140 до 245 штук.
К 2010 году
прогнозируется увеличение рынка автобусов до 67-70 тыс. штук, при этом доля
продажи автобусов большого и особо большого классов возрастет с 8 процентов до
16-17 процентов.
К 2010 году
прогнозируется увеличение рынка грузовых автомобилей не менее чем в 1,5 раза.
Парк грузовых автомобилей
к 2010 году увеличится с 4,5 до 5,1-5,4 млн. штук.
Стратегия деятельности
автомобильных компаний на внутреннем и внешнем автомобильных рынках заключается
в укреплении и расширении позиций при реализации автомобильной техники за счет
повышения ее конкурентоспособности, развития сервисного обслуживания,
совершенствования системы продажи.
Этому будет способствовать
принятие российскими производителями мер по обеспечению устойчивости цен на
реализуемую автомобильную технику, в том числе путем снижения издержек,
развития кооперационных связей с поставщиками материалов и комплектующих
изделий.
Одним из направлений
развития внутреннего рынка автомобильной техники является создание сети
компаний по лизингу автотранспортных средств.
Для повышения
эффективности лизинга необходимо обеспечить ценовую стабильность, рыночную
конкуренцию, доступность среднесрочных банковских кредитов. Не менее важным
условием является наличие стабильной нормативно-правовой базы, регламентирующей
эту сферу деятельности.
Использование механизма
финансового лизинга будет одним из важных факторов проведения рыночной реформы
городского пассажирского транспорта, предусмотренной федеральной целевой
программой "Модернизация транспортной системы России (2006 - 2010
годы)".
Экспортные возможности
российских производителей автомобилей сдерживаются не только из-за
недостаточного технического уровня готовой продукции, но и из-за слабо развитой
сети сбыта, технического обслуживания и ремонта. Кроме того, продвижение на
новые рынки, занятые передовыми зарубежными компаниями, требует длительной подготовительной
работы и значительных финансовых ресурсов.
Стратегия российского
экспорта на начальном этапе должна базироваться на возможности продажи
автомобильной техники (сравнительно недорогой и простой) в развивающиеся страны
и организации там сервисной сети.
Повышение
конкурентоспособности автомобильной техники достигается путем проведения
институциональных преобразований, развития производства высокотехнологичных
автомобильных компонентов и материалов, применения государственных стандартов,
отвечающих международным требованиям, совершенствования научно-технического и
кадрового обеспечения.
Необходима разработка
соответствующих международным нормам отечественных стандартов, устанавливающих
требования к автотранспортным средствам и их компонентам.[13]
Добровольная сертификация
продукции автомобилестроения будет способствовать повышению показателей
качества, надежности, приспособленности к условиям эксплуатации, других
потребительских свойств автомобильной техники.
Предусматриваются
следующие основные направления развития автомобильной промышленности:
реформирование
существующих автомобильных комплексов путем их разделения на отдельные виды
производств с сохранением технологической специализации по изготовлению
агрегатов, узлов, деталей, технологической оснастки и заготовок и расширением
кооперационных связей;
передача объектов
социальной сферы, находящихся на балансе предприятий, в ведение муниципальных
органов власти;
организация
широкопрофильных корпоративных холдинговых структур и ассоциаций с целью
концентрации финансовых, производственных, кадровых и интеллектуальных
ресурсов, а также диверсификации производства.
Создание сборочных
производств с участием ведущих автомобильных компаний обеспечит применение
передовых технологий производства автомобильной техники и сокращение
технологического отставания российской автомобильной промышленности при
минимальных инвестиционных затратах. Это позволит организовать выпуск перспективных
конкурентоспособных автомобилей для внутреннего и внешнего рынков.
Одной из стратегических
целей таких производств является освоение выпуска современных автомобильных
компонентов и материалов на отечественных заводах. При этом будут созданы
дополнительные рабочие места в ряде отраслей промышленности, в том числе с
использованием потенциала предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Степень государственного
стимулирования и поддержки должна быть дифференцированной в зависимости от
объемов инвестиций, направленных на создание производства, и доли затрат,
произведенных на территории Российской Федерации при изготовлении автомобильной
техники.
Особое внимание должно
быть уделено развитию производства автомобильных компонентов, определяющих
технический уровень и качество автомобильной техники, в том числе двигателей,
агрегатов трансмиссии, тормозных систем, рулевого управления, элементов
подвески, систем нейтрализации отработавших газов, электронных систем управления
и электрооборудования.
Разработка и производство
автомобильных компонентов должны осуществляться специализированными фирмами,
поставляющими продукцию широкой номенклатуры и разных типоразмеров
изготовителям автотранспортных средств. Оптимальный объем продажи позволяет
таким фирмам быстро окупать вложения, вкладывать значительные инвестиции в
научно-исследовательские разработки и расширение производства, оперативно внедрять
новые технологии и поддерживать конкурентоспособность своих изделий. При этом
совершенствование компонентов специализированными фирмами будет обеспечивать повышение
конкурентоспособности автомобильной техники.
Необходимо стимулировать
развитие производства комплектующих изделий, конструкционных и эксплуатационных
материалов на предприятиях смежных отраслей промышленности, в том числе новых
поколений шин, удовлетворяющих требованиям по уровню шума и экологии, изделий
электронной и электротехнической промышленности, прогрессивных видов
металлопродукции, пластмасс и лакокрасочных материалов, а также моторных
топлив, масел, смазок и рабочих жидкостей.
Развитие
автомобилестроительной отрасли базируется на фундаментальных и прикладных
исследованиях, направленных на создание новых видов автомобильной техники,
отвечающих перспективным требованиям по безопасности, экологии и надежности.
Приоритетными
направлениями проведения научных исследований на среднесрочную перспективу
являются: использование альтернативных видов топлива (водород, метанол, этанол,
диметиловый эфир, биотопливо); создание топливных элементов и комбинированных
энергетических установок; разработка двигателей внутреннего сгорания с регулируемыми
рабочим объемом и степенью сжатия, а также внедрение алгоритмов отбора
мощности, обеспечивающих минимальные затраты энергии на передвижение и высокую
проходимость; создание нового поколения автоматической трансмиссии, интегрированных
(интеллектуальных) систем безопасности, бортовых систем диагностики и контроля,
а также математических моделей физико-химических процессов сгорания топлива и
преобразования энергии; освоение и внедрение технологий, обеспечивающих
сопровождение продукции автомобилестроения в течение ее полного жизненного
цикла.
Для решения этих задач
необходимо обеспечить формирование на предприятиях автомобилестроения
соответствующего кадрового потенциала с использованием комплексной системы
непрерывного образования и повышения квалификации специалистов всех уровней,
соответствующей последним достижениям мировой науки и техники. Основным
направлением развития отечественной автомобильной промышленности является
интеграция в мировое автомобилестроение с учетом экономических интересов
страны.
Одной из важнейших задач
провозглашенного Россией стратегического курса на ее интеграцию в мировую
экономику является вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО)[14].
Вступление в ВТО позволит
отечественным автомобильным компаниям:
получить возможность
участвовать в мировой торговле на общепринятых и равных условиях;
использовать механизм ВТО
для защиты и отстаивания интересов производителей автомобильной техники;
повысить инвестиционную
привлекательность автомобильной отрасли, так как иностранные инвесторы смогут
рассчитывать на более стабильные торгово-политические условия;
облегчить экспорт
автомобильной техники, производимой в России, на рынки третьих стран;
приблизить отечественные
технические стандарты на автомобильную технику к международным нормам;
усилить конкуренцию на
российском внутреннем рынке между отечественными и иностранными производителями
автотранспортных средств.
Зарубежный опыт
показывает, что развитие национальной автомобильной промышленности во многом
определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных
условий для осуществления инвестиционной деятельности, защиту внутреннего
рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
Проведение активной
государственной политики в области развития автомобилестроения предполагает
осуществить следующие основные меры:
разработка механизма,
обеспечивающего создание новых и модернизацию действующих производственных
мощностей по выпуску передовой автомобильной техники и ее компонентов;
создание условий для
привлечения средств, направленных на реализацию высокоэффективных проектов,
осуществляемых на конкурсной основе;
предоставление грантов
для проведения НИОКР по разработке новой автомобильной техники и ее
компонентов;
применение механизмов
таможенно-тарифного регулирования;
усиление антимонопольного
контроля на рынках товаров, услуг и капитала;
проведение активной
политики в области экспорта;
стимулирование развития
лизинга автотранспортных средств, кредитование приобретения автомобильной
техники физическими и юридическими лицами;
создание инвестиционно
привлекательных условий для организации совместно с ведущими зарубежными
компаниями специализированного производства автомобильных компонентов;
повышение
конкурентоспособности автомобильной техники путем применения стандартов,
отвечающих международным требованиям;
развитие
специализированных мощностей по изготовлению узлов и агрегатов, в том числе
двигателей внутреннего сгорания;
сохранение на крупнейших
предприятиях автомобильной промышленности кузовных и сборочных производств;
выделение заготовительных,
вспомогательных и агрегатных производств в самостоятельные предприятия
(юридические лица);
передача объектов
социальной сферы местным администрациям;
развитие дилерских и
сервисных сетей, в том числе фирменных, а также пунктов инструментального
контроля технического состояния транспортных средств.
Использование методов и
механизмов таможенно-тарифного регулирования в области автомобилестроения
должно осуществляться с учетом обеспечения защиты отечественных
товаропроизводителей, необходимой для реализации инвестиционных программ
предприятий автомобильной промышленности и насыщения отечественного рынка конкурентоспособной
техникой. Таможенные пошлины на ввозимые компоненты и материалы для
промышленной сборки автомобильной техники должны быть оптимизированы. Это
позволит снизить себестоимость изготовления автомобилей и стимулировать
развитие сборочных производств в России. При изготовлении отечественных
автомобилей должны использоваться автомобильные компоненты, производимые в
различных странах мира, что будет способствовать повышению технического уровня
и качества продукции, процессам интеграции в мировое автомобилестроение. Предусматривается
снижение таможенных пошлин на технологическое оборудование для
автомобилестроения, не производимое в Российской Федерации.
В целях развития
автомобильной промышленности государство намерено осуществить меры по созданию
условий для ускоренного технического переоснащения предприятий этой отрасли
промышленности, содействуя:
формированию крупных
корпораций и компаний в области производства автомобилей и автомобильных
компонентов;
организации
межведомственной системы контроля технического уровня, безопасности, ресурса и
других потребительских свойств автомобильной техники в процессе эксплуатации;
совершенствованию
стандартизации и сертификации автомобильной техники и ее компонентов;
созданию базы данных и
мониторингу межотраслевых научно-технических разработок, в том числе двойного
назначения, для использования в автомобилестроении;
стимулированию работ в
области фундаментальных и прикладных исследований;
созданию особых
экономических зон для организации новых и модернизации существующих производств
автомобильных компонентов;
оптимизации
мобилизационных мощностей предприятий автомобилестроения;
созданию эффективной
инфраструктуры информационного научного обеспечения;
формированию в отрасли
кадрового потенциала, отвечающего потребностям ее развития.
Первоочередными мерами
государственной поддержки развития отечественного автомобилестроения являются:
включение важнейших
работ, направленных на создание новых высокоэффективных производств в области
изготовления автомобильных компонентов, в действующие и разрабатываемые
федеральные целевые программы;
разработка
российско-белорусской программы развития дизельного автомобилестроения;
содействие развитию
системы финансового лизинга в области производства и реализации
автотранспортных средств общественного пользования;
разработка нормативных
актов, определяющих требования к утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей
и регламентирующих организацию их переработки;
завершение передачи
объектов жилищно-коммунальной сферы из ведения предприятий автомобильной
промышленности в ведение органов местного самоуправления;
содействие в реализации
инвестиционных проектов, осуществляемых на территории Российской Федерации с
участием иностранных автомобильных фирм;
введение системы
страхования автомобильного транспорта и гражданской ответственности с учетом
возраста автомобилей;
снижение ставок
таможенных пошлин на технологическое оборудование, компоненты, агрегаты, узлы,
детали и комплектующие изделия, не производимые в Российской Федерации;
повышение ввозных
таможенных пошлин на автомобили и автобусы с большим сроком эксплуатации;
выравнивание таможенных
платежей для юридических и физических лиц при ввозе на таможенную территорию
Российской Федерации подержанных легковых автомобилей;
обновление автомобильных
колонн войскового типа;
закупка отечественной
автомобильной техники для государственных нужд.
Автопром в России с
каждым годом набирает обороты. Большинство иностранных автогигантов, пользуясь
значительным спросом, занялись в России собственным производством. В итоге по
предварительным подсчетам экспертов к 2012 году в нашей стране будут
реализовываться около трех миллионов автомобилей. Примерно две трети этого
числа придется на иномарки, считают аналитики.
Причины автомобильного
бума понятны – доходы граждан растут, и автомобиль в России до сих пор
считается элементом престижа. Причем многие покупают транспорт классом выше
того, что могут себе позволить. Если в той же Америке вряд ли кто-то купит
автомобиль дороже собственного полугодового дохода, то в России менеджер с
доходом, скажем, в 1000 долларов, с легкостью позволяет себе в кредит машину за
20-30 тысяч долларов. И потом три года ползарплаты отдает банку за долги.
Поэтому рост интереса к более дорогим, чем уже заслужившие народную любовь
"бюжетные" Renault Logan и Chewrolet Lanos, закономерен. Россиянам
остро не хватает иномарок – именно такой вывод делают аналитики рынка на
основании существующей ситуации с продажами. Иностранные концерны не всегда
могут обеспечить необходимые обороты конвейера "как только, так
сразу", поэтому за популярными моделями выстраиваются очереди. И если
продажи выросли в 1,5 раза, то спрос – гораздо больше. Сейчас сложно купить
любую сколько-нибудь популярную иномарку. На тот же Ford Focus или Honda Civic
очереди выстраиваются от полугода до года, с более дорогими моделями ситуация
та же. На рынке даже появилась новая услуга – купить первые места в такой
очереди, пододвинув срок приобретения вожделенной иномарки, можно за 500-1000
долларов. И эта услуга пользуется спросом. Очереди продают на специальных
форумах, в интернет-магазинах, их даже ищут, чтобы побыстрее купить понравившееся
авто.
Причины такого ажиотажа
не только в росте доходов населения, хотя он тоже присутствует. По данным
Росстата, за первые пять месяцев текущего года с 8 до 13 проц выросла доля
людей, способных без труда покупать вещи длительного пользования. Продолжает
развиваться и автокредитование. В борьбе за новых клиентов банки совместно с
автосалонами предлагают новые льготные программы. Но еще одна неожиданная
причина – резкий рост цен на недвижимость. По разным оценкам, за первое
полугодие жилье в Москве подорожало на 30-50 проц. Многие граждане, копившие на
квартиру, поняли, что за ценами им не поспеть. Кое-кто из них бережет деньги,
ожидая обвала на рынке недвижимости, а кое-кто, отчаявшись, покупает хорошую
машину, желая хотя бы так улучшить качество жизни. Это означает, что в
ближайшее время спада на рынке автопродаж ждать не придется. Иностранные
производители будут спешить "застолбить место" в России, несмотря на
спорные моменты вокруг локализации. Ведь ожидаемая прибыль может быть огромной
– по темпам роста продаж наша страна уже давно обошла США и Европу. Только в
Москве на 1000 жителей приходится около 300 автомобилей, в других крупных городах
цифры приближаются к этим. И пока россияне не "насытятся" дешевыми,
дорогими и очень дорогими иномарками, спрос на изделия отечественного автопрома
будет падать, считают эксперты.
Как видим из проведенного
анализа, российский автомобильный рынок растет. Но, тем не менее,
конкурентоспособность отечественного автопрома оставляет желать лучшего. В
связи с этим была разработана Концепция развития автопромышленности
Реализация мер,
предусмотренных Концепцией, позволит:
провести коренную
модернизацию предприятий автомобильной промышленности России и обеспечить их
выход на мировой автомобильный рынок;
создать с участием
стратегических инвесторов новые производственные мощности по изготовлению
автомобилей, а также узлов, агрегатов и компонентов;
увеличить налоговые
отчисления в бюджеты всех уровней и платежи во внебюджетные фонды;
снизить количество
дорожно-транспортных происшествий;
увеличить ресурс
автомобильной техники;
уменьшить удельный расход
топлива;
повысить экологические
качества выпускаемых в России автомобилей;
снизить экологическую
нагрузку на окружающую среду в результате воздействия автомобильной техники;
снизить материалоемкость
автотранспортных средств;
увеличить обеспеченность
населения легковыми автомобилями в 1,7 раза.
Реализация Концепции
позволит создать интегрированную в мировое автомобилестроение
конкурентоспособную автомобильную промышленность, обеспечить удовлетворение
растущего платежеспособного спроса на автомобильную технику, повысить экспортный
потенциал отечественного машиностроения, оказать позитивное влияние на рост
налоговых поступлений в консолидированный бюджет и отчислений во внебюджетные
фонды.
Список литературы
1. Автомобильная промышленность: анализ,
прогноз, варианты стратегии. Материалы Института комплексных стратегических
исследований, представленные на семинаре «Стратегия развития». – М.: Высшая
школа бизнеса МГУ. 21.10.2009
2. Афанасьев А.Н. Пошлины на ввозимые в
Россию иномарки останутся высокими. Журнал «Деньги». 20.11.2009.
3. Демидов Н.П. Дилеры дают жару. Газета
«Эксперт Северо-Запад». 24.04.2009.
4. Ежегодное информационно-аналитическое
издание «Автомобильный рынок России». Информационно-аналитическое агентство "LADAONLINE".
2009.
5. Калужский И.Т. Перспективы
автомобильной промышленности выглядят весьма оптимистично. Журнал «За рулем»,
№4 2009 года.
6. Караваев Е.Г. Такие разные
автомобили. Рейтинги качества и популярности в России известных иномарок.
Журнал «Деньги». № 12 2009 года
7. Когогин С.Н. Автомобильная
промышленность России - настоящее и будущее. www.kamaz.net
8. Козловский П.Р. Рынок вперед. Журнал
«Клаксон», №7, 2009.
9. Маркетинговый отчет «Анализ
автомобильного рынка и парка Москвы». Аналитическое агентство «АВТОСТАТ». 2009.
10. Павлов Е.Н. Как развивалась промсборка автомобилей в
России. Журнал «Коммерсантъ». 03.11.2009.
11. Парфенов Д.Р. Россия - мировая автомобильная Мекка.
www.og.ru
12. Пашков В.И. Автомобильная промышленность России// Журнал
«Автомобильная промышленность», 2009 год, № 3.
13. Погребняк Е. Перспективы развития российской
автомобильной промышленности при вступлении в ВТО. - М., 2009.
14. Прокофьева Е.А. Отечественная автомобильная
промышленность. Историко-библиографический обзор. Журнал «Relga». №11, 2009
год.
15. Сакаев А.П. Промсборка для комплектаторов.
www.zollru.ru
16. Шварц А. Автомобиль и построение гражданского общества
в России. Журнал «Деньги». №17 2009. год.
17. Юров А.Н. Впервые иномарки сумеют обойти россиян по
уровню продаж. РИА-Новости. 16.10.2009.
18. Яковлев К.Н. Жизнь продолжается. www.motor-mag.ru
Приложение 1
Продажи иностранных марок в России в
сентябре / за 9 месяцев 2008 / 2009г.г.
Марки
|
2009
9 месяцев
|
2008
9 месяцев
|
%
|
Сент
2010
|
Сент
2009
|
%
|
Chevrolet (вкл. СП GM-АвтоВАЗ)
|
77 334
|
47 586
|
63%
|
11 212
|
6 074
|
85%
|
Hyundai
|
69 204
|
68 745
|
1%
|
5 413
|
8 215
|
-34%
|
Ford
|
68 245
|
37 253
|
83%
|
11 270
|
6 894
|
63%
|
Toyota
|
68 133
|
45 417
|
50%
|
9 953
|
5 615
|
77%
|
Mitsubishi
|
51 706
|
39 064
|
32%
|
5 935
|
5 024
|
18%
|
Daewoo
|
50 709
|
39 733
|
28%
|
6 846
|
3 128
|
119%
|
Nissan
|
50 551
|
32 905
|
54%
|
6 420
|
4 036
|
59%
|
Renault
|
48 818
|
18 533
|
163%
|
6 349
|
3 286
|
93%
|
Kia
|
44 080
|
16 875
|
161%
|
5 387
|
2 565
|
110%
|
Mazda
|
23 646
|
13 832
|
71%
|
3 462
|
2 239
|
55%
|
Volkswagen
|
13 589
|
8 235
|
65%
|
1 801
|
1 152
|
56%
|
Opel
|
12 183
|
7 043
|
73%
|
1 673
|
681
|
146%
|
Suzuki
|
11 400
|
6 738
|
69%
|
1 455
|
904
|
61%
|
Peugeot
|
11 315
|
6 413
|
76%
|
1 483
|
688
|
116%
|
Honda
|
11 098
|
5 763
|
93%
|
1 618
|
651
|
149%
|
Skoda
|
9 472
|
5 412
|
75%
|
1 565
|
801
|
95%
|
Citroen
|
8 899
|
4 537
|
96%
|
1 032
|
559
|
85%
|
Lexus
|
7 305
|
3 699
|
97%
|
1 058
|
615
|
72%
|
Audi
|
7 294
|
4 433
|
65%
|
1 110
|
617
|
80%
|
Mercedes-Benz
|
6 709
|
3 272
|
105%
|
902
|
402
|
124%
|
BMW
|
6 624
|
4 810
|
38%
|
771
|
773
|
0%
|
Volvo
|
6 518
|
3 645
|
79%
|
845
|
601
|
41%
|
Subaru
|
4 802
|
2 937
|
64%
|
721
|
388
|
86%
|
Land Rover
|
4 263
|
2 782
|
53%
|
544
|
371
|
47%
|
Ssang Yong
|
2 551
|
67
|
3707%
|
178
|
66
|
170%
|
Volkswagen Commercial Vehicles
|
2 316
|
1 335
|
73%
|
385
|
187
|
-
|
Mercedes-Benz Vans
|
1 640
|
417
|
293%
|
216
|
51
|
324%
|
Chrysler
|
1 092
|
668
|
63%
|
130
|
82
|
59%
|
Porsche
|
974
|
338
|
188%
|
92
|
47
|
96%
|
Jeep
|
969
|
682
|
42%
|
109
|
75
|
45%
|
Jaguar
|
611
|
368
|
66%
|
75
|
39
|
92%
|
MINI
|
369
|
283
|
30%
|
41
|
35
|
17%
|
Dodge
|
368
|
-
|
-
|
42
|
-
|
-
|
Cadillac
|
318
|
175
|
82%
|
45
|
26
|
73%
|
Fiat
|
262
|
68
|
285%
|
244
|
6
|
-
|
Saab
|
223
|
207
|
8%
|
20
|
21
|
-5%
|
Hummer
|
161
|
95
|
69%
|
41
|
13
|
215%
|
Alfa Romeo
|
7
|
55
|
-87%
|
0
|
5
|
-
|
Lancia
|
1
|
-
|
-
|
0
|
-
|
-
|
Итого
|
685 759
|
434 420
|
58%
|
90 443
|
56 932
|
59%
|
Приложение 2
25 наиболее продаваемых иностранных
моделей в России за 9 месяцев
#
|
Модель
|
2009
9 месяцев
|
2008
9 месяцев
|
%
|
Сент
2010
|
Сент
2009
|
%
|
1
|
Ford Focus
|
44 763
|
25 691
|
74%
|
7 794
|
4 677
|
67%
|
2
|
Mitsubishi Lancer
|
36 315
|
27 108
|
34%
|
3 974
|
3 593
|
11%
|
3
|
Daewoo Nexia
|
33 164
|
27 629
|
20%
|
4 321
|
2 314
|
87%
|
4
|
Renault Logan
|
32 845
|
2 262
|
1352%
|
4 078
|
1 073
|
280%
|
5
|
Chevrolet Niva (СП GM-АвтоВАЗ)
|
29 388
|
32 938
|
-11%
|
3 943
|
3 869
|
2%
|
6
|
Chevrolet Lanos
|
25 786
|
-
|
-
|
4 317
|
-
|
-
|
7
|
Hyundai Accent
|
25 759
|
28 757
|
-10%
|
2 246
|
3 095
|
-27%
|
8
|
Toyota Corolla
|
23 019
|
16 982
|
36%
|
4 024
|
2 474
|
63%
|
9
|
Nissan Almera
|
22 780
|
14 839
|
54%
|
2 486
|
1 526
|
63%
|
10
|
Kia Spectra
|
18 247
|
-
|
-
|
2 534
|
-
|
-
|
11
|
Daewoo Matiz
|
17 545
|
12 104
|
45%
|
2 525
|
814
|
210%
|
12
|
Mazda3
|
12 945
|
6 610
|
96%
|
2 179
|
1 314
|
66%
|
13
|
Toyota Camry
|
12 060
|
9 914
|
22%
|
2 007
|
1 473
|
36%
|
14
|
Chevrolet Lacetti
|
11 509
|
5 025
|
129%
|
1 470
|
398
|
269%
|
15
|
Mazda6
|
9 817
|
6 259
|
57%
|
1 166
|
835
|
40%
|
16
|
Hyundai Tucson
|
9 205
|
3 477
|
165%
|
944
|
378
|
150%
|
17
|
Toyota Avensis
|
9 112
|
6 367
|
43%
|
827
|
465
|
78%
|
18
|
Hyundai Getz
|
8 809
|
11 456
|
-23%
|
148
|
1 153
|
-87%
|
19
|
Toyota RAV 4
|
8 589
|
4 977
|
73%
|
1 320
|
424
|
211%
|
20
|
Renault Megane
|
8 201
|
6 102
|
34%
|
1 170
|
933
|
25%
|
21
|
Ford Fusion
|
8 143
|
3 471
|
135%
|
986
|
675
|
46%
|
22
|
Nissan Primera
|
7 901
|
7 029
|
12%
|
759
|
826
|
-8%
|
23
|
Nissan X-Trail
|
6 974
|
5 329
|
31%
|
791
|
768
|
3%
|
24
|
Ford Mondeo
|
6 899
|
3 670
|
88%
|
785
|
742
|
6%
|
25
|
Hyundai Sonata
|
6 871
|
8 252
|
-17%
|
1 134
|
1 420
|
-20%
|
Приложение 3
Проекты иностранных
автоконцернов в России
Автопроизводитель
|
Объем пр-ва (тыс. шт.)
|
Размер инвестиций
|
Регион
|
Модельный ряд
|
Toyota
|
25-50
|
$150
млн
|
Санкт-Петербург
|
Toyota
Camry
|
Nissan
|
50
|
$200
млн
|
Санкт-Петербург
|
не раскрывается
|
General
Motors
|
25
|
$115
млн
|
Санкт-Петербург
|
Chevrolet
Captiva и новая модель на платформе Chevrolet Lacetti
|
Volkswagen
|
115
|
€370
млн
|
Калужская
обл.
|
Skoda
Octavia и новая модель на платформе VW Polo
|
\"Автофрамос\"
(Renault)
|
60
|
€230
млн
|
Москва
|
Renault
Logan
|
\"Форд-Всеволожск\"
|
62
|
$200
млн
|
Ленинградская обл.
|
Ford
Focus
|
\"Северсталь-авто\"
(сборка SsangYong)
|
30
|
$70
млн
|
Набережные
Челны
|
Rexton,
Kyron, Actyon
|
\"Северсталь-авто\"
(сборка легковых Fiat)
|
до
50
|
не
называются
|
Набережные
Челны
|
Albea,
Linea
|
Группа
ГАЗ (сборка Chrysler и Dodge)
|
65
|
$150
млн
|
Нижний
Новгород
|
Chrysler
Sebring и Dodge Stratus
|
PSA
Peugeot Citroen*
|
25-50
|
оцениваются
в $200 млн
|
неизвестен
|
Peugeot
307 и Citroen C4
|
\"Ижавто\"
(сборка Kia)
|
87
|
$100
млн
|
Ижевск
|
Spectra,
Rio JB, Sorento
|
Great
Wall*
|
50
|
$70-100
млн
|
Елабуга
|
Deer
G3 и Hover
|
Приложение 4
Результаты реализации
Концепции развития автомобильной промышленности России (основные параметры)