Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Влияния информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов

  • Вид работы:
    Отчет по практике по теме: Влияния информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:19:58
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение. 3

    Глава 1. Теоретический анализ использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса студентов. 5

    1.1 Познавательный интерес и его роль в процессе обучения из анализа психолого-педагогической литературы.. 5

    1.2 Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе. 15

    Глава 2. Изучение влияния информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов. 29

    2.1 3.1 Оценка уровня познавательного интереса студентов. 29

    2.2 Эффективность использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса. 32

    Заключение. 35

    Список литературы.. 37


    Введение


    Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

    При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: "Страшная это опасность - безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает". Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: " …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам".

    Из опыта работы и личных наблюдений известно, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.

    Развитие познавательной активности определяется качественными изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном показателях (Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е.). Энергетический показатель характеризует заинтересованность в деятельности, настойчивость в познании. Содержательный показатель характеризует результативность деятельности в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.

        В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова, и др.), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович), общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин и др.). Изучение этого вопроса заставляет обратить внимание на ситуацию, в которой происходит развитие личности, и социальные нормы, в рамках которых происходит это развитие.

    Изучение и использование различных типов ситуаций получило распространение и в педагогической психологии (проблемные ситуации - А.М. Матюшкин, Г.И. Щукина и др., противоречивые ситуации – Н.Е. Веракса).

    Актуальность проблемы определила тему исследования: «Влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов».

    Цель исследования: определить способы развития познавательного интереса средствами информационных технологий.

    Объект исследования: познавательный интерес.

    Предмет исследования: влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.

    Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач:

    1.   Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

    2.   Проанализировать сущность познавательного интереса в педагогике и психологии.

    3.   Выявить специфику и применение информационных технологий  образовательном процессе.

    4.   Экспериментально проверить влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.

    Методы исследования:

    теоретические - анализ научной литературы по теме исследования;

    опытно-экспериментальные - тестирование;,  моделирование.

    Глава 1. Теоретический анализ использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса студентов

    1.1 Познавательный интерес и его роль в процессе обучения из анализа психолого-педагогической литературы


    В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательного интереса

    Интерес — эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности.

    Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

    Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

    Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.

    Познавательный интерес обеспечивает напряжение мысли каждого ученика, а знание добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти. Познавательный интерес создаёт условия для проявления детьми творчества, побуждает учащихся самостоятельно думать. Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности младшего школьника. Проблема формирования устойчивого интереса у учащихся является одной из актуальных проблем современной школы.

    Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.

    Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов младших школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания[14, c. 82].

    Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса. Результаты исследований познавательного интереса позволяют ориентировать учителей в технологии формирования качеств личности школьника через познавательный интерес.

    Педагоги к проблеме познавательного интереса и значению его в воспитании личности с 17-го века. В 20-м веке этой проблемой занимались многие известные педагоги. В. А. Сухомлинский установил, что любознательность — это особенность познавательного интереса. Она становится устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в формировании личности. М. А. Данилов и М. Н. Скаткин вывели, что познавательный интерес и его становление — показатель общего развития школьников. Д. Б. Эльконин выявил, что познавательный интерес младших подростков определяется возрастными новообразованиями — стремлением к взрослости и вместе с тем развитием самостоятельности.

    Познавательный интерес может с различной силой влиять на формирование различных качеств личности, даже у школьников с одинаково высоким познавательным потенциалом. В одних случаях он обращен к приложению приобретенных знаний с целью получения ощутимых результатов. В других — лежит у основания глубокой теоретической направленности личности. У третьих — уже может определять жизненные планы. Т.о. познавательный интерес в его более совершенном виде, способствует общей направленности подростка, может играть роль в структуре его личности [11, c.24].

    Влияние на формирование личности обусловливается условиями: 1) уровнем развития; 2) его характером, наличие глубокого интереса обеспечивает значительные сдвиги в развитии личности; 3) взаимосвязью познавательного интереса и других мотивов; 4) своеобразием интереса в познавательном процессе; 5) связью познавательного интереса с жизненными перспективами.

    Проявлением интереса учащихся в учебном процессе является их интеллектуальная активность, о которой можно удить по многим действиям.

    В психолого-педагогической литературе существует несколько трактовок познавательного интереса. В определении А.Г. Ковалева познавательный интерес это - 1) осознанная потребность; 2) познавательное отношение; 3) направленность внимания. Этот же автор коротко формулирует интерес как увлечение объектом. Наиболее полная характеристика познавательного интереса дана в следующем определении: ”Интерес - мотив или избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности”.

    Г.И.Щукина, дополняет этот перечень следующими определениями интереса: это - 1) избирательная направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов; 2) проявление умственной и эмоциональной активности; 3) активатор разнообразных чувств и своеобразная чувствительность ребенка; 4) тенденция к занятию деятельностью, вещами, процессом занятий; 5) своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека; 6) структура, состоящая из потребностей; 7) активное познавательное, эмоционально-познавательное отношение к миру [22, c. 80].

    Мы видим много общего у этих авторов, но в целом они представляют весьма обширный веер определений познавательного интереса. По мнению И.А.Зимней, интерес - сложное неоднородное явление и определяется как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы. Также встречаем, что интерес является одним из звеньев системы устойчивых мотивов, определяющих направленность личности).

    Устойчивый интерес, обладая универсальностью, наглядно демонстрирует достижение учителем ставящихся им перед собой и обучаемым им коллективом педагогических задач. Развитые способности могут сформироваться при постоянном стимулировании познавательного интереса, активным взаимодействии непосредственного и опосредствованного интересов, при этом интерес должен быть активным, широким и глубоким. Здесь учитель должен не только давать знания, но и всесторонне развивать необходимые умения, многие, доводя до навыков. Глубокое осознание своего долга и призвания - это уже область воспитательной работы возлагающая на учителя огромную ответственность. Всё это и определяет универсальность устойчивого интереса, он включает в себя элементы других интересов.

    В современной социологии, философии, психологии и педагогике актуальной является проблема определения сущности, структуры и содержания понятия "интерес". Социальные основы теории интереса рассматривали многие философы и социологи: А. С. Айзикович, Г. И. Гак, Г. Е. Глезермян, М. И. Заозеров, А. Г. Здравомыслов и др. В определении категории интереса важным является соединение в нем объективного и субъективного начал: интересы людей не просто продукт их воли и сознания, они также обусловлены общественными отношениями. Сущность интереса как общего феномена и социального явления - в его объективно-субъективом основании. В интересе отражается объективная действительность, устанавливается связь человека с объективным миром, из которого человек выбирает то, что является для него ценным, необходимым и значимым [14, c. 109].

    Рассматривая интерес как педагогическую проблему, Г. И. Щукина утверждает, что "всякий интерес, если он социально полезен, по своему предметному содержанию и направленности представляет большую ценность для личности подрастающего человека". В этом положении подчеркивается образовательная самоценность интереса.

    Интерес рассматривается, во-первых, в его связи с различными психическими процессами. Особенно часто выделяются эмоциональные, интеллектуальные, регулятивные: интерес как избирательная направленность внимания человека (Н. Ф. Добрынин), как проявление его умственной и эмоциональной активности (С. Л. Рубинштейн).

    Во-вторых, интерес рассматривается с точки зрения его включенности в важнейшие личностные образования - отношения, потребности, направленность личности, процессы сознания и деятельности; он изучался как особый сплав эмоционально-волевых интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Я. А. Гордон), реализующий активно-познавательную функцию сознания (В. Н. Мясищев, А. Г. Иванов), вызывающий эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н. Г. Морозова) [14, c. 10].

    Особенно важной для характеристики общего феномена "интерес" является его принадлежность как интегративного свойства личности ко всем сторонам жизнедеятельности человека, но одна из самых значительных областей его "приложения" - познавательная деятельность. Познавательный интерес особое значение имеет в школьном возрасте, так как в школе основной деятельностью является познавательная деятельность, а учение становится фундаментальной основой жизни.

    Проблеме исследования познавательного интереса посвящены работы Г. И. Щукиной, А. С. Роботовой, Л. С. Дягилева, В. Н. Филиппова, А. А. Журкина, В. А. Горшковой, И. Я. Ляпиной, Б. Ф. Башарина, В. Б. Бондаревского и др. Познавательний интерес выступает как "избирательная направленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психологические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности". Главное отличие познавательного интереса от образовательной потребности - его высокая степень осознанности, предметная целенаправленность.

    Выделяют следующие сущностные стороны познавательного интереса:

    1. Предметом его является самое значительное свойство человека: стремление познавать окружающий мир, "проникать в его многообразие, отражать в сознании... причинно-следственные связи, закономерности...". В познавательном интересе заключена исключительная возможность постигать существо научных истин, добытых человечеством, раздвигать рамки познания от незнания в сторону знания.

    2. Сопряженность с формированием многообразных личностных отношений, таких, как избирательное отношение к той или иной области науки, деятельности, общению с соучастниками познания. На основе познания предметного мира и отношения к нему формируются миропонимание, мировоззрение.

    3. Способность побуждать личность к постоянному поиску способов деятельности по преобразованию действительности.

    4. Способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них [11, c. 208].

    В. Г. Денисова выделяет две группы причин возникновения познавательного интереса: внешние и внутренние.

    1. Внешние по отношению к личности события:

    а) …всё новое, неожиданное, неизведанное, проблематичное, всё то, что ставит задачу и требует работу мысли;

    б) «заражение» чужими интересами: коллектива, близких и знакомых;

    в) «навязывание» интереса другими людьми.

    2. Внутренние по отношению к личности процессы:

    а) развивающиеся потребности личности;

    б) собственная деятельность личности: источником познавательного интереса является, главным образом, процесс сосредоточенной углубленной деятельности, направленной на решение познавательной задачи;

    в) перерастание одного интереса в другой, путём смены объекта, формирование новых интересов на базе старых [2, c. 28].

    Познавательный интерес представляет собой ценное интегративное свойство личности, включающее в себя следующие психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, мнемические. Это не просто совокупность отдельных процессов, а особое качество, "...обеспечивающее духовное богатство личности, помогающее ей отобрать из окружающей действительности личностно значимое и ценное".

    Г. И. Щукина рассматривает следующие последовательные стадии развития познавательного интереса:

    1. Любопытство - элементарная стадия, обусловленная внешними подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Избирательная направленность исчезает по мере устранения этих внешних причин любопытства, но, с другой стороны, занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.

    2. Любознательность - ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.

    3. Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в общественные связи, закономерности познания.

    4. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность.

    Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие сочетания [24, c. 116].

    Показателем наличия и уровня познавательного интереса является мотивируемая им деятельность [2,c. 6]. В.Г. Денисова выделяет 4 уровня познавательного интереса:

    Низкий уровень характеризуется кратковременной деятельностью, направленной на узнавание и воспроизведение.

    Средний уровень — деятельность освоенная, манипуляционная, более длительная.

    Высокий уровень — длительная самостоятельная деятельность, частично-поискового характера.

    Высший уровень — длительная, самостоятельная деятельность, сложная креативная деятельность [2, c. 84].

    Б. Ф. Башарин в статье "Место и роль познавательного интереса в познавательной деятельности учащегося" опирается на следующие положения: реальное отношение человека к миру, отражаясь в сознании, а это происходит благодаря интересу, приобретает устремленность на тот или иной объект и предмет деятельности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что беспредметных интересов не существует, интерес всегда направлен на качественные преобразование внешних объектов и предметов.

    Эта мысль встречается и у классика российской педагогики П. Ф. Каптерева: "Интерес есть стремление к определенной деятельности. По самой своей природе он динамичен, активен, отсутствие деятельности и интерес - противоречие".

    Таким образом, многие ученые справедливо видят в интересе внутренний источник энергии, обогащающий действия человека, направляющий вектор его деятельности. С другой стороны, несомненно то, и это установлено исследователями (С. Л. Рубинштейн, Н. А. Менчинская, И. Я. Лернер), что основным источником познавательного интереса является процесс сосредоточенной, углубленной деятельности, направленной на решение познавательной задачи.

    "Формируя и развивая познавательный интерес, - подчеркивает Б. Ф. Башарин, - следует иметь в виду, что побуждающее действие оказывает не столько интерес, сколько сама деятельность". С другой стороны, деятельность, не стимулируемая интересом, угасает. Это позволяет автору сделать следующий вывод: формирование познавательной деятельности и познавательного интереса происходит одновременно. Познавательный интерес выступает как условие и результат деятельности, а познавательная деятельность в свою очередь является источником и целью интереса. Возникновение и развитие интереса в процессе деятельности напоминает житейский афоризм об аппетите, который приходит во время еды. Путь к формированию познавательного интереса, предлагаемый Б. Ф. Башариным, - интеллектуальная "...активность, понимаемая как способность, стремление к целенаправленному, энергичному выполнению интеллектуальной деятельности".

    Сравнивая понятия "образовательная потребность" и "познавательный интерес", можно сделать вывод, "...что взаимосвязь между ними очень сложна. Однако ставить между ними знак равенства нельзя. Познавательный интерес вырастает из потребности знать, ориентироваться в действительности, но высокой духовной направленностью он становится лишь на высшем уровне своего развития, который достигается далеко не у каждого не только школьника, но и зрелого человека" [17, c. 165].

    Таким образом, познавательный интерес стимулирует деятельность, делает ее осмысленной и успешной и сам обогащается и развивается в процессе активной, сосредоточенной, углубленной интеллектуальной деятельности.

    Вопросы ученика, обращенные к учителю более всего знаменуют познавательный интерес. Самостоятельно заданный вопрос выражает поиск, активное стремление найти первопричину. Инертный, равнодушный к учению ученик не задает вопросов, его интеллект не тревожит нерешенные вопросы. 

    Ученика с развитым познавательным интересом характеризуют следующие особенности:

    ·   Стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроках вопросов, в дополнениях, в поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения.    

    ·   Активное оперирование приобретенным багажом знаний и умений.

    ·   Стремление поделиться с другими новой свежей информацией, подчерпнутой из различных источников за пределами обучения

    В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познаниям, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область -   познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

    У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и различный характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

    Элементарным уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, полученной учеником на уроке.

    Более высоким уровнем его является интерес к познаниям существенных свойств предметов и явлений, составляющих более глубокую часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. На этом уровне интерес находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности. Эта стадия, как показали исследования, характерны для младших подростков, которые еще не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть и в глубь вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в изучении.

    Еще более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причино-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. На этом уровне в учебном процессе особенно ощутимы движение ученика, который обнаруживает не только схватывание общего смысла, но и глубокое опосредование осознание самых важных, существенных сторон изучаемого, который способен видеть диалектику явлений, обнаруживать глубокий интерес к познанию закономерностей [17, c. 166].

    Указанные уровни интереса довольно общо рисуют нам тенденции его развития. В реальном процессе путь, проделываемый познавательным интересом, характеризуется более сложными и тонкими взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает в другую, одна вырастает из другой, одна сопутствует другой. Но при всем этом в каждый данный момент учитель все же может видеть, на каком уровне развития интереса к знаниям находится школьник [3, c. 98].


    1.2 Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе


    Стремление к интеграции в области образования, как одна из наиболее ярко проявляемых тенденций, диктует необходимость выхода в единое мировое образовательное пространство. Отсюда такой интерес во всех странах мира к новым информационным технологиям и, в частности, к компьютерным телекоммуникациям, которые открывают окно в это мировое пространство. В настоящее время все большее значение приобретают такие возможности, как получение образования на расстоянии, общение учащихся, учителей не только в рамках одной школы, района, но и других регионов страны, мира. С помощью современных информационных технологий становится реальным получать образование не только очно, но и дистанционно, не покидая родного дома. Глобальная сеть Интернет открывает доступ к информации в научных центрах мира, библиотеках, что создает реальные условия для самообразования, расширения кругозора, повышения квалификации. Появляется возможность организации совместных проектов учащихся разных стран мира, обмена опытом учителями, студентами, учеными.

    Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

    В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

    Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов [16, c.22].

    Основные черты современных ИТ:

    ·   компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;

    ·   хранение больших объёмов информации на машинных носителях;

    ·   передача информации на любые расстояния в ограниченное время.

    В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».

    И.В. Роберт под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимает программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных). К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды) [5, c. 144].

    По мнению специалистов управления экономикой и образованием для реализации современных информационных технологий требуется:

    -создать технологические условия, аппаратные и программные средства, телекоммуникационные системы, обеспечивающие нормальное функционирование сферы производства;

    -обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда в национальных конкурентоспособных информационных технологий и ресурсов;

    -обеспечить первоочередное развитие опережающего производства информации и знаний;

    -подготовить квалифицированные кадры;

    -реализовать комплексное внедрение информационных технологий в сферу производства, управления, образования, науки, культуры, транспорта, энергетики и др.

    Международные образовательные учреждения разрабатывают новые направления деятельности для создания условий перехода на современные информационные технологии. По их мнению, наиболее быстрый способ включения нашей страны в мировую образовательную систему - создание учебным заведениям России условий для использования глобальной сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях глобального информационного общества. Министерство образования РФ видит следующие пути вхождения отечественной системы образования в мировую информационно-образовательную среду:

    -совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по информатике и современным информационным технологиям;

    -переподготовка преподавателей в области современных информационных технологий;

    -информатизация процесса обучения и воспитания;

    -оснащение системы образования техническими средствами информатизации;

    -создание современной национальной информационной среды и интеграция в нее учреждений образования;

    -создание на базе современных информационных технологий единой системы дистанционного образования в России;

    -участие России в международных программах, связанных с внедрением современных информационных технологий в образование [11, c.129].

    Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

    -использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

    -использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

    -рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

    -использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

    -использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

    -организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

    -использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

    -интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий

    Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:

    -вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);

    -трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);

    -комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;

    -графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);

    -моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений [16, c.53].

    Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

    На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.

    Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

    Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. И.В. Роберт выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

    1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий :

    -повышение эффективности и качества процесса обучения;

    -повышение активности познавательной деятельности;

    -углубление межпредметных связей;

    -увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

    2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

    -развитие различных видов мышления;

    -развитие коммуникативных способностей;

    -формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

    -эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

    -формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

    -развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

    -формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.

    3) Работа на выполнение социального заказа общества:

    -подготовка информационно грамотной личности;

    -подготовка пользователя компьютерными средствами;

    -осуществление профориентационной работы в области информатики.

    Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако, процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным.

    Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию [14, c.29].

    Компьютерные учебные программы заявили о себе, как о средстве обучения, в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров, но до сих пор не имеют общепризнанного и «узаконенного» названия. Наиболее часто встречаются такие формулировки, как: программно-методический комплекс, обучающие программы, программные средства учебного назначения, контролирующе-обучающие программы и др. Наиболее широким из них является понятие - программное средство учебного назначения.

    И.В. Роберт применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средство учебного назначения (ПСУН):

    -индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

    -осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;

    -осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

    -высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

    -визуализировать учебную информацию;

    -моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;

    -проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;

    -формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

    -развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

    Перечень ПСУН на современном этапе включает в себя электронные (компьютеризированные) учебники; электронные лекции, контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач и генераторы примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; учебно-методические комплексы; программно-методические комплексы; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов занятий.

    Рассмотрим более подробно программные средства учебного назначения, которые наиболее широко используются в системе образования.

    Обучающая программа (ОП) - это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно способствовать максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП является лишь частью всей системы обучения, следовательно, должна быть увязана со всем учебным материалом, выполняя свои специфические функции и отвечая вытекающим из этого требованиям.

    Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:

    -наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;

    -расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;

    -завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;

    -использование автоматического устройства;

    -индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах) [20, c.83].

    Электронный учебник - это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

    Электронные учебники были изначально разработаны для организации дистанционного образования. Однако, со временем, благодаря своим возможностям обучения они переросли эту сферу применения. Электронный учебник на лазерном диске теперь может использоваться совершенно самостоятельно и автономно как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого либо курса, точно так же, как и обычный бумажный учебник.

    Для того чтобы электронный учебник стал популярным, он должен быть универсальным, то есть одинаково пригодным как для самообразования, так и для стационарного обучения, полным по содержанию, высоко информативным, талантливо написанным и хорошо оформленным. Такой учебник можно предложить любому учащемуся и он может стать существенным подспорьем для преподавателя при организации им занятий по самоподготовке учащихся иди студентов, а также проведении зачетов и экзаменов по отдельным предметам.

    Наличие мультимедиа (multi - много, media - среда). - богатейшего арсенала способов иллюстрации изучаемого явления. Продукты мультимедиа применяют многообразные разновидности информации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку. Такое объединение ведет к использованию разнообразных технических устройств регистрации и воспроизведения информации, допускающих управление от компьютера телевизором, видеомагнитофоном, HiFi-аудиосистемой, проигрывателем компакт-дисков (СD), магнитофоном и электронными музыкальными инструментами. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, то есть зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным. Мультимедиа повышает качество обучения и позволяет удерживать внимание обучаемого. Если раньше изношенный черно-белый фильм «Действия населения в условиях химической тревоги», показываемый на занятиях по гражданской обороне, был пределом мечтаний, то современные технические средства позволяют создать куда более зрелищные учебные пособия в виде компьютерной анимации или даже игры.

    Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях. Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного шара. Не вызывает сомнения предположение о том, что в обозримом будущем компьютер станет одним из главных средств общения между людьми.

    До начала 90-х годов в России сеть Интернет оставалась преимущественно научно-исследовательской компьютерной сетью, с помощью которой ученые обменивались результатами своих работ, а студенты различных университетов поддерживали связь друг с другом.

    В последние годы компьютер стал доступным не только для взрослых, но и для большинства детей. По исследованию компании "КОМКОН", численность российских пользователей сети Интернет на начало 2002 года составляет 3,7-3,8 миллиона человек в возрасте в среднем от 12 до 34 лет, относительный прирост за каждый из последних трех лет составляет более 120%. По данным статистических исследований сайта "ИнфоАрт", около десяти крупнейших российских серверов уже перешли рубеж миллионного посетителя. Что же касается «детского» пользования сетью Интернет, то если на 1996 год средний возраст начала знакомства с новыми информационными технологиями приходился на 16-17 лет, то уже в 2001 году более половины респондентов - 5-7-классники и даже дети младшего школьного возраста [21, c.86].

    Позитивная возможность современных Internet-технологий - возможность использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайновым словарем, выбрав его из списка доступных, препарировать виртуальную лягушку. Как о перспективе недалекого будущего можно говорить и о «виртуальных» онлайн-лабораториях, в которых ученики будут проводить эксперименты на оборудовании, расположенном на другом континенте или в соседнем здании.

    Еще одна возможность, которую успешно используют современные учителя и профессора, - развитие и поощрение творческого потенциала учащихся. Публикации в Internet лучших дипломов и курсовых, сочинений, собраний работ по учебному курсу, гипертекстовых рефератов не только дадут возможность ученикам выполнить мини-исследование, но и помогут преподавателю формировать банк материалов по изучаемому курсу. Для реализации намеченных проектов от учащихся, как и от учителя требуется владение компьютерной грамотностью, которая предполагает:

    -умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться компьютерной телекоммуникационной технологией, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользоваться базами данных, распечатывать информацию на принтере;

    -владение коммуникативными навыками при общении с программными продуктами;

    -умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте;

    -в случае международного проекта - практическое владение языком партнера;

    -умение войти в сеть (электронную почту);

    -умение составить и отправить по сети письмо;

    -умение «перекачать» информацию из сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого или гибкого диска - в сеть;

    -структурировать полученные письма в специальной директории;

    - работать в системах DOS и WINDOWS, пользуясь редакторами WORD разной модификации;

    -входить в электронные конференции, размещать там собственную информацию и читать, «перекачивать» имеющуюся в различных конференциях информацию.

    Несмотря на преимущества и перспективы включения Internet-технологий в образование, существует область образования, где развитие информационных технологий, с точки зрения педагогов, принесло больше вреда, чем пользы. Если в бумажную эру наиболее распространенным способом обойти контроль было списывание домашнего задания у соседа по парте или обмен курсовыми работами в масштабах одного вуза, то сейчас обмен рефератами и подобным материалом поставлен на поток: найти реферат на интересующую тему в Internet или на специальном СD не составляет особого труда [21, c.89].

    Однако, не останавливаясь на издержках Internet-технологий, обратим свое внимание на их особенности.

    На базе сетевых технологий возник совершенно новый вид учебных материалов: Internet -учебник. Область применения Internet-учебников велика: обычное и дистанционное обучение, самостоятельная работа. Снабженный единым интерфейсом, такой Internet -учебник может стать не просто пособием на один учебный курс, а постоянно развивающейся обучающей и справочной средой.

    Internet:-учебник обладает теми же качествами, что и компьютерный учебник, плюс возможность тиражирования практически без носителя - существует одна версия учебного материала в сети Internet и ученик-пользователь получает к ней доступ привычным для себя способом через свой браузер. Это вносит существенные преимущества по сравнению с электронным учебником, а именно:

    -сокращается путь от автора учебника к ученику;

    -появляется возможность оперативно обновлять содержание учебника;

    -сокращаются расходы на изготовление учебника;

    -решается проблема идентичности, то есть почти на всех аппаратных платформах материал будет выглядеть практически одинаково (отличия, конечно же, будут, но их влияние на работу ученика с учебником можно свести к минимуму);

    -появляется возможность включения в учебник любого дополнительного материала, которой уже имеется в сети Internet.

    Очень ценно, что доступ к Internet-учебнику возможен с любой машины, подключенной к сети Internet, что позволяет при наличии интереса со стороны пользователей попробовать освоить какой либо курс дистанционного обучения.

    Обилие средств разработки и конвертации в стандарты документов, принятых в World Wide Web, позволяет преподавателю достаточно легко готовить учебные материалы, не изучая дополнительно сложных языков программирования и не прибегая к помощи сторонних разработчиков.

    Однако, гораздо большие перспективы сулит не электронный учебник сам по себе, а объединение учебников с программами, контролирующими знания ученика, дополненное общением между преподавателем и учащимися в реальном времени [16].

    Таким образом, современные тенденции российского образования определяют основные приоритеты в процессе подготовки подрастающего поколения к активной жизни в обществе и самореализации и выделяют, в качестве активного и актуального средства использование информационных технологий. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Информационные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

    Глава 2. Изучение влияния информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов


    2.1 Оценка уровня познавательного интереса студентов


    Проанализировав психолого-педагогическую литературу (глава 1) были выделены основные теоретические положения, требующие практического доказательства: определена необходимость и значимость использования в процессе преподавания информационных технологий, способствующих влиянию на познавательный интерес студентов.

    В соответствии с темой и целью работы, нами была составлена программа эксперимента.

    Цель опытно-экспериментальной работы: оценить эффективность использования информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.

    Задачи опытно-экспериментальной работы:

    провести начальный срез по определению уровня сформированности познавательного интереса студентов групп;

    внедрить в образовательный процесс информационные технологии (электронные учебники, мультимедийные устройства, выход в Интернет в экспериментальной группе;

    оценить эффективность проведенной работы, определить влияние информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов.

    Опытно-экспериментальная работа проходила в несколько этапов:

    констатирующий – сбор и анализ теоретических исследований по проблеме; выявление общих теоретических положений; сбор данных об уровне познавательного интереса студентов контрольной и экспериментальной групп до начала проведения эксперимента;

    экспериментальный –внедрение в образовательный процесс в экспериментальной группе информационных технологий;

    контрольный - оценка эффективности использования информационных технологий; проведение контрольных срезов по определению уровня познавательного интереса; анализ полученных данных, обобщение результатов работы.

    Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ЧПК г. Челябинска. В эксперименте принимали участие учащиеся 3 курса

    контрольная группа – 307 - состав 25 человек;

    экспериментальная группа – 308 – состав 25 человек.

    Возрастной состав одинаковый групп одинаковый; группы обучаются по одному Государственному стандарту. В процессе теоретического и производственного обучения с группами работает один состав преподавателей.

    Основываясь на положениях об опытно-экспериментальной работе, нами был проведен констатирующий срез уровня познавательного интереса студентов (см. табл.1,2,3).


    Таблица 1

    Результаты констатирующего среза знаний у студентов, контрольная группа

    № п/п

    Ф.И. учащегося

    Оценки констатирующего среза

    1.    

    Леонид А.

    5

    2.    

    Кирилл В.

    5

    3.    

    Альберт Ау.

    5

    4.    

    Дмитрий Н.

    3

    5.    

    Алексей П.

    4

    6.    

    Олег М.

    3

    7.    

    Игорь Т.

    3

    8.    

    Александр М.

    3

    9.    

    Николай Л.

    3

    10.  

    Евгений С.

    3

    11.  

    Денис А.

    3

    12.  

    Илья У.

    5

    13.  

    Евгений В.

    4

    14.  

    Михаил Р.

    4

    15.  

    Альберт Ав.

    5

    16.  

    Эдуард А.

    3

    17.  

    Сергей А.

    3

    18.  

    Сергей Б.

    4

    19.  

    Антон Б.

    4

    20.  

    Алексей Ц.

    4

    21.  

    Александр Л.

    4

    22.  

    Денис В.

    3

    23.  

    Костя Г.

    3

    24.  

    Олег Д.

    4

    25.  

    Алексей К.

    3

    Таблица 2

    Результаты констатирующего среза знаний у студентов, экспериментальная группа

    № п/п

    Ф.И. учащегося

    Оценки констатирующего среза

    1.    

    Женя К.

    3

    2.    

    Андрей К.

    4

    3.    

    Никита Р.

    5

    4.    

    Марат К.

    4

    5.    

    Женя И.

    4

    6.    

    Алексей П.

    5

    7.    

    Марат К.

    5

    8.    

    Максим О.

    3

    9.    

    Вячеслав П.

    5

    10.  

    Николай У.

    4

    11.  

    Андрей Т.

    3

    12.  

    Коля Т.

    4

    13.  

    Дима Я.

    4

    14.  

    Марат Н.

    5

    15.  

    Алексей Ч.

    4

    16.  

    Александр И.

    4

    17.  

    Николай К.

    3

    18.  

    Михаил Д.

    3

    19.  

    Ринат Б.

    3

    20.  

    Рустам М.

    3

    21.  

    Рустам Д.

    3

    22.  

    Андрей К.

    3

    23.  

    Дима К.

    3

    24.  

    Женя Л.

    5

    25.  

    Максим Ж.

    3

    Таблица 3

    Сравнительная таблица уровня познавательного интереса у студентов контрольной и экспериментальной групп

    Группа

    Результаты среза

    Абсолютн. %

    Качествен.

    %

    5

    4

    3

    307 (К)

    5

    8

    12

    100

    52

    308 (Э)

    6

    8

    11

    100

    56


    Анализируя полученные данные, можно отметить, что уровень познавательного интереса у студентов в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах приблизительно одинаков (52 % и 56 %).

    Предполагаем, что включение в образовательный процесс информационных технологий будет способствовать формированию устойчивых познавательных потребностей, формированию более полных знаний по специальности, умений и навыков.


    2.2 Эффективность использования информационных технологий в процессе развития познавательного интереса


    При проведении опытно-экспериментальной работы, информационные  технологии в виде использования электронных учебников на предметах, мультимедийных презентаций, работы с опорой на Интернет проводились в  экспериментальной группе, и для более объективной оценки эффективности предложенной программы – на отдельных занятиях использовались в контрольной группе.

    Уровень познавательного интереса определялся методом независимых характеристик, которые студенты выносили на каждом занятии, оценивая заинтересованность и активность. В таблицах представлен средний балл.

    Таблица 4

    Результаты определения познавательного уровня студентов контрольной группы

    № п/п

    Ф.И. учащегося

    Оценки контрольного среза

    1.    

    Леонид А.

    4

    2.    

    Кирилл В.

    4

    3.    

    Альберт Ау.

    3

    4.    

    Дмитрий Н.

    3

    5.    

    Алексей П.

    4

    6.    

    Олег М.

    3

    7.    

    Игорь Т.

    5

    8.    

    Александр М.

    3

    9.    

    Николай Л.

    4

    10.  

    Евгений С.

    5

    11.  

    Денис А.

    4

    12.  

    Илья У.

    4

    13.  

    Евгений В.

    3

    14.  

    Михаил Р.

    5

    15.  

    Альберт Ав.

    3

    16.  

    Эдуард А.

    3

    17.  

    Сергей А.

    4

    18.  

    Сергей Б.

    5

    19.  

    Антон Б.

    3

    20.  

    Алексей Ц.

    3

    21.  

    Александр Л.

    4

    22.  

    Денис В.

    4

    23.  

    Костя Г.

    4

    24.  

    Олег Д.

    5

    25.  

    Алексей К.

    3


    Таблица 5

    Результаты определения познавательного уровня студентов

    экспериментальной группы

    № п/п

    Ф.И. учащегося

    Оценки контрольного среза

    1.    

    Женя К.

    4

    2.    

    Андрей К.

    4

    3.    

    Никита Р.

    5

    4.    

    Марат К.

    5

    5.    

    Женя И.

    4

    6.    

    Алексей П.

    4

    7.    

    Марат К.

    4

    8.    

    Максим О.

    5

    9.    

    Вячеслав П.

    3

    10.  

    Николай У.

    3

    11.  

    Андрей Т.

    5

    12.  

    Коля Т.

    4

    13.  

    Дима Я.

    5

    14.  

    Марат Н.

    5

    15.  

    Алексей Ч.

    5

    16.  

    Александр И.

    4

    17.  

    Николай К.

    4

    18.  

    Михаил Д.

    5

    19.  

    Ринат Б.

    3

    20.  

    Рустам М.

    5

    21.  

    Рустам Д.

    5

    22.  

    Андрей К.

    4

    23.  

    Дима К.

    3

    24.  

    Женя Л.

    3

    25.  

    Максим Ж.

    4


    Таблица 6

    Сравнительная таблица уровня познавательного интереса студентов контрольной и экспериментальной групп (контрольный срез)

    Группа

    Результаты среза

    Абсолютн. %

    Качествен.

    %

    5

    4

    3

    307 (К)

    5

    10

    10

    100

    60

    308 (Э)

    10

    10

    5

    100

    80


    Проанализировав полученные данные можно отметить, что в экспериментальной группе качественный показатель выше, чем в контрольной (80% и 20% соответственно). В экспериментальной группе увеличилось количество студентов поставивших отличные оценки (с 10 человек до 16), в контрольной группе этот показатель остался без изменений. И в КГ , и в ЭГ увеличилось количество студентов, поставивших  оценки «хорошо» ( с 8 человек до 10) и снизилось количество студентов, определивших заинтересованность на «3» – с 11 учащихся до 5 в экспериментальной группе, и с 12 до 10 – в контрольной. Таким образом, можно отметить, что внедрение в образовательный процесс информационных технологий влияет на развитие познавательного интереса, имеет положительный результат и эффективно влияет на повышение качества образования студентов.

    Заключение

     

    Формирование компетентного специалиста, профессионала – одна из главных задач современной профессиональной педагогики. Одной из составляющих профессионально подготовленного специалиста является его теоретическая подготовка по дисциплинам, предусмотренным Государственным образовательным стандартом по специальности, практическая подготовка, предусмотренная практическими занятиями и практикой, а также – самостоятельная работа студента по закреплению полученных знаний, умения и навыков.

    Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

    Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

    Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

    В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.

    Проведенная работа не решает всех поставленных задач, тем не менее, позволяет наметить основные направления работы по совершенствованию и применению информационных технологий в профессиональном образовании. Считаем, что дальнейшее изучение данной темы необходимо и актуально, т.к. в современном образовательном пространстве все больше внимания уделяется технологизации и информатизации.

    Список литературы



    1. Баранникова С.А.. Рабочие программы или куррикулумы? // Образование и мониторинг, № 1 (январь - февраль), 2002.

    2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика, - Екатеринбург, Деловая книга,2006. -  200 с.

    3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 2003. – 230 с

    4. Быля Т.Н., Быля О.И. Изучаем информатику, программируя на Бэйсике.-М.: Рольф, 2007.-160с.: илл.

    5. Гершунский Б.С. Философия образования. — М., 1998. — 428 с.

    6. Гершунский Б.С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. — М., 2005. - 600 с.

    7. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные издания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ - 2006, 98 с.

    8. Зайцева С. А. Иванов В. В. Информационные технологии в образовании. – М., 2005. – 120 с.

    9. Зимина О.В.. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании. Теория, методика, практика.- СПб, 1997. – 120 с.

    10. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2000. – 78 с.

    11. Леонтьев А.А. Психология общения. — М., 1997. – 100 с.

    12. Материалы IX Международной конференции «Информационные технологии» (9—12 ноября 1999 г.). — М., 1999. – 102 с.

    13. 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. В.С Леднева, Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. — М., 1999. - 263 с.

    14. Леднев B.C. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. — М., 2001. — 264 с.

    15. Моисеева М.В. Введение в компьютерные коммуникации // Информатика и образование, 20093, № 4.

    16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2002. – 310 с.

    17. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высш. шк., 1990. – 402 с.

    18. Орлов О.С. Как составить образовательную программу. - М., Наука, 2005. – 320 с.

    19. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций / Иностранные языки в школе, 1998, № 5, 6.

    20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М. Народное образование, 2004. – 240 с.

    21. Сластенин В.А.  и др. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997. – 140 с.

    22. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. Пед. общество России, М., 2000. – 210 с.

    23. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред Е.С.Полат. — М., 2000. – 140 с.

    24. Тихонов М.Ю. Информационное общество: Философские проблемы управления наукой и образованием. — М., 1998. 0 226 с.

    25. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке(IT&T ES'2007): Материалы международной научной конференции,ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: ЭГРИ, 2007. - 222 с.

    26. Хоффман Пол Е. Internet. Краткий справочник. — М.,1995. — 313 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Влияния информационных технологий на развитие познавательного интереса студентов ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.