Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Европейский суд по правам человека и значение его решений для деятельности ФСБ РФ

  • Вид работы:
    Отчет по практике по теме: Европейский суд по правам человека и значение его решений для деятельности ФСБ РФ
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:20:03
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:


    С О Д Е Р Ж А Н И Е

    Введение. 2




    Глава I. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

    И ГРАЖДАНИНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ.. 4



    Глава II. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА И И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЗНАЧЕНИЕ РЕШЕНИЙ СУДА ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 10



    Глава III. РЕШЕНИЯ ЕРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ОРГАНОВ ФСБ.. 18




    Заключение. 23










    Список источников. 26

    Введение

             Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) представляет собой централизованную систему.

             ФСБ России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о данной службе.

             При этом деятельность ФСБ России осуществляется на основе принципов законности, централизации управления органами федеральной службы безопасности и пограничными органами, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ, мирного разрешения пограничных споров, взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

             Несомненно, что в условиях возрастания роли права в жизни общества и государства совершенствование правового обеспечения деятельности органов федеральной службы безопасности приобретает особую актуальность, прежде всего в связи с изменением отношения государства к соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

             Тем более, что в настоящее время, как это указано в п.4 ст.15 Конституции РФ[1], нормы международного права имеют приоритетное значение перед нормами национального в случае их противоречия.

             В настоящее время граждане Российской Федерации имеют также возможность обжалования действий государственных органов и должностных лиц не только в отечественные, но и международные инстанции, в том числе и Европейский суд по правам человека.

             Таким образом, очевидна актуальность на сегодняшний день проблемы соблюдения прав и свобод человека государственными органами и их должностными лицами, даже в рамках такой специфической деятельности, как обеспечение безопасности государства.

             При этом работники государственной службы должны знать нормы не только российского права о соблюдении прав и свобод человека, но и международного, так как оно является составной частью российского законодательства.

             Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данной работы, посвященной вопросам значения решений Европейского суда по правам человека для деятельности органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

             Объект исследования – комплекс теоретических и практических проблем значения решений Европейского суда по правам человека для органов ФСБ.

             Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников.




    Глава I. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

    И ГРАЖДАНИНА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

             В соответствии со ст.1 Федерального закона от 03.04.1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»[2] Федеральная служба безопасности – единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

             Согласно ст.4 Закона о ФСБ правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

             Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

             Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов:

             - законность;

             - уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

             - гуманизм;

             - единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;

             - конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

             Таким образом, соблюдение прав и свобод человека и гражданина является одним из основополагающих начал деятельности ФСБ.

             Как следует из ст.32 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

    Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

             То есть, в Конституции сформулирована одна из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации.

    В Конституции понятие «высшая ценность» отнесено к человеку, его правам и свободам.

    Характерно, что в таких терминах не определяется никакой другой правовой институт, входящий в понятие основ конституционного строя.

    Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности Российская Федерация признала требования демократического международного сообщества, таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года[3]. С вступлением России в Совет Европы обрела значение Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года[4].

    Указанные международные акты и ст.2 Конституции исходят из понимания того, что права и свободы человека возникают и существуют не по соизволению государства. Основой прав и свобод является человеческое достоинство.

    Согласно преамбулам Всеобщей декларации прав человека и Пактов о правах человека признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

    В ст.2 Конституции РФ формулируется правовой принцип в наиболее общем виде.

    Конкретный перечень прав и свобод излагается в ст.ст.6, 7, 13, 15 гл.1 и в гл.2 Конституции.

    В ст.2 впервые провозглашается обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права человека.

    Признание прав и свобод человека в Российской Федерации означает, что личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект бесконтрольной государственной деятельности, а как равноправный субъект, реализующий свои конституционные права.

    В Российской Федерации никто не может быть ограничен в правомерных средствах защиты своего человеческого достоинства и основанных на нем прав.

    Государство не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод: обязанность соблюдать права и свободы предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации.

    Провозглашение защиты прав и свобод человека и гражданина означает также государственную обязанность создать специальные учреждения по охране прав и свобод.

    Это суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры, а также институт Уполномоченного по правам человека.

    Обязанность государства конкретизировать посредством законов права и свободы человека и гражданина и защищать их предусмотрена во всех главах Конституции.

    В системе правосудия фундаментальной гарантией обеспечения прав человека является деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, эффективно отстаивающего с момента своего существования права человека и гражданина.

    Действующие акты в сфере гражданского, пенсионного, уголовного и других отраслей законодательства подвергаются Конституционным Судом Российской Федерации интенсивной ревизии с целью прекращения действия юридических норм, нарушающих Конституцию Российской Федерации.

    Расширяется сфера презумпций и принципов в области прав человека:

    - непосредственное, прямое действие норм Конституции и постановлений Конституционного Суда Российской Федерации;

    - презумпция невиновности;

    - признание возмещения морального вреда;

    - запрет издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, и ряд других.

    Таким образом, ст.2 Конституции обеспечивает свободу человеческой личности, демократизм и жизнеспособность государства и общества.

    Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина означает, что государство (в том числе его органы и должностные лица):

    - признает принадлежащие человеку и гражданину в силу рождения или в силу гражданства неотъемлемые и неотчуждаемые права и свободы;

    - соблюдает эти права и свободы, то есть не вмешивается в сферу самостоятельного осуществления человеком и гражданином своих прав и свобод и пользования ими, но создает условия для их реализации (например, государство не осуществляет контроль за волеизъявлением избирателя, но создает условия для проведения свободных, демократических выборов);

    - защищает права и свободы от всяческих посягательств и нарушений.

    Согласно ст.6 Закона о ФСБ, государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении федеральной службой безопасности своей деятельности.

    Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    Лицо, полагающее, что органами федеральной службы безопасности либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанных органов и должностных лиц в вышестоящий орган федеральной службы безопасности, прокуратуру или суд.

    Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации получать разъяснения и информацию от органов федеральной службы безопасности в случае ограничения своих прав и свобод.

    Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе требовать от органов федеральной службы безопасности возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного действиями должностных лиц органов федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей.

    Один из способов защиты нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также конституционно-правового статуса личности в целом закреплен в ст.53 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

    В ст.53 Конституции закреплен общий принцип имущественной ответственности государства за вред, причиненный гражданам в результате незаконных действий органов государственной власти и их должностных лиц.

    Существование и действие рассматриваемой статьи особенно важно, поскольку «важнейшее место в системе гарантий прав и свобод занимает институт правовой ответственности государства, его органов»[5].

    В Конституции РФ подчеркивается, что возмещается вред, причиненный не только неправомерными действиями, то есть активным поведением органов исполнительной власти (их должностных лиц), но и бездействием.

    Последнее предполагает невыполнение органами исполнительной власти в установленные сроки и в надлежащем порядке возложенных на них обязанностей, неосуществление действий, которые они в соответствии с законом или иным нормативным актом обязаны были совершить.

    С помощью этой нормы каждый гражданин, находящийся на территории Российской Федерации может защитить свои права и законные интересы, так как «...любой человек... имеет право на защиту жизни, собственности, личной неприкосновенности, других прав, принадлежащих ему...»[6].

    Полученные в процессе деятельности органов федеральной службы безопасности сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные причинить вред его законным интересам, не могут сообщаться органами федеральной службы безопасности кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    В случае нарушения сотрудниками органов федеральной службы безопасности прав и свобод человека и гражданина руководитель соответствующего органа федеральной службы безопасности, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

    Должностные лица органов федеральной службы безопасности, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.



    Глава II. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

    И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЗНАЧЕНИЕ РЕШЕНИЙ СУДА

    ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



    Европейский Суд по правам человека является уникальным судебным учреждением, не имеющим аналогов в истории институтов международного права.

    Географический охват его деятельности велик – примерно для 800 млн. женщин и мужчин, живущих в 43 государствах, Европейский Суд выступает неким единым для всех судебным органом, куда эти миллионы людей вправе подать свои жалобы на действия властей, которые они считают нарушениями своих фундаментальных прав.

    Европейский Суд устанавливает единые стандарты правопорядка для государств – участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это те стандарты, что оказывают прямое воздействие на внутреннее право государств и правоприменительную практику.

    С течением лет европейская Конвенция стала неотъемлемой частью правовых систем государств – «ветеранов» Совета Европы; процесс врастания Конвенции во внутригосударственное право идет сейчас в странах, которые недавно присоединились к Совету Европы.

    Причем этот процесс происходит благодаря нормам прецедентного права, создаваемым Европейским Судом на основе рассмотрения конкретных жалоб.

    Европейский суд состоит из 15 судей, девяти генеральных прокуроров (назначаются по общему согласию на 6 лет). Суд разрешает споры между государствами ЕС, между органами Европейского союза и государствами-членами, между органами ЕС, между Европейским союзом и юридическими и физическими лицами, готовит экспертные заключения.

    Европейский суд по правам человека является наднациональным органом правосудия, решения которого обязательны для исполнения государствами – членами Совета Европы, в отношении которых они вынесены, и состоит из судей, число которых соответствует количеству государств – участников Конвенции.

    Конвенция не предусматривает ограничения числа судей одного гражданства. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет.

    Однако полномочия половины судей, избранных на первых выборах, прекращаются через три года, чтобы судейский состав обновлялся наполовину каждые три года.

    Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве и не выступают от имени государств. Они не вправе заниматься никакой деятельностью, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью, а также постоянным характером их работы в Суде. Срок полномочий судей истекает по достижении ими 70 лет. На пленарных заседаниях Суд избирает сроком на три года Председателя Суда, двух заместителей Председателя Суда и двух Председателей Секций (ст.21, 26 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

    Суд может по просьбе Комитета министров Совета Европы выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и протоколов к ней. Просьбы о вынесении консультативных заключений рассматриваются Большой Палатой, чьи заключения выносятся большинством голосов.

    Каждый судья вправе в качестве приложения к заключению либо изложить свое особое мнение, выводы которого совпадают или расходятся с постановлением, либо только указать на наличие особого мнения (ст.47-49 Конвенции).

    Суд также обладает юрисдикцией в отношении межгосударственных дел.

    Согласно Федеральному закону РФ от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»[7] Российская Федерация в соответствии со ст.46 Конвенции признала ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов.

    Постановления Суда, принимаемые в отношении Российской Федерации, обязательны для всех государственных и муниципальных органов Российской Федерации.

    Более того, постановления Суда, вынесенные в отношении России, являются основанием для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебных решений, принятых национальными судебными органами РФ.

    Среди специалистов все чаще отмечается существенное влияние прецедентов Европейского суда на российскую правовую систему, в особенности на судебную практику[8].

    Действительно, появляется больше случаев, в которых решения, вынесенные Европейским судом, влекут за собой конкретные изменения, как в отдельных делах, так и общих подходах судов к толкованию российского права. Это подтверждается практикой Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации.

    В.А.Канашевский в книге «Международные нормы и гражданское законодательство России» отмечает, что высшие судебные инстанции России при рассмотрении гражданско-правовых и иных дел фактически опираются на положения прецедентной практики.

    Так, в Постановлении от 27 июня 2000 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений ч.1 ст.47 и ч.2 ст.51 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И.Маслова Конституционный Суд Российской Федерации, сославшись на Постановления Европейского суда по правам человека, воспринял содержащиеся там правовые позиции и общий подход, заключающийся в том, что для определения прав обвиняемого и подозреваемого значимым является не формальное признание лица таковым на основании процессуальных актов органов дознания, следствия или прокуратуры, а фактическое положение лица, в отношении которого осуществляется публичное уголовное преследование, когда уполномоченными органами власти предприняты меры, реально ограничивающие его свободу и личную неприкосновенность, в том числе свободу передвижения. В противном случае, отметил Конституционный Суд Российской Федерации, реализация права на защиту и права пользоваться помощью адвоката (защитника) ставится в зависимость от усмотрения этих органов, что открывает возможность для недопустимых произвольных властных действий в отношении лица, чьи конституционные права и свободы ограничиваются.

    Пример Конституционного Суда РФ по обоснованию судебных актов ссылками на прецеденты Европейского суда по правам человека восприняли Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ.

    Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»[9] применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского суда по правам человека. Постановления Европейского суда по правам человека в отношении РФ, принятые окончательно, являются обязательными для всех органов государственной власти РФ, в том числе и для судов. Подчеркнута необходимость осуществления судопроизводства с учетом разумных сроков в смысле п.1 ст.6 Конвенции, реализации судами права на вынесение частного определения при выявлении обстоятельств, способствовавших нарушению прав и свобод, гарантированных Конвенцией. В данном Постановлении также содержатся ссылки на практику Европейского суда по правам человека, в которых сформулированы правовые позиции в отношении разумных сроков судебного разбирательства, продолжительности сроков содержания подсудимого под стражей, содержание понятия бесчеловечного обращения (п.10-15).

    Как уже упоминалось ранее, решения Европейского суда обязательны для государства, в отношении которого они вынесены. Согласно п.2 ст.46 Конвенции окончательное постановление Суда направляется Комитету министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением.

    Для целей исполнения решений Европейского суда по правам человека могут приниматься меры общего и индивидуального характера. Меры общего характера, принимаемые государством-ответчиком при исполнении решений Суда, крайне разнообразны и могут состоять в конституционных и законодательных реформах, изменении судебной практики.

    Европейский суд по правам человека 15 июля 2002 года огласил свое Постановление по делу «Калашников против Российской Федерации», где признано, что в отношении заявителя были нарушены положения ст.3, 5 и 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Во исполнение данного решения Европейского суда по правам человека Правительство РФ издало специальное распоряжение от 10 декабря 2002 года № 1727-р о выплате компенсации и судебных издержек. Комитет министров Совета Европы в предварительной резолюции от 4 июня 2003 года отметил, что РФ выплатила заявителю оговоренную компенсацию в установленные сроки, одновременно указав, что остается проблема общего характера в отношении условий содержания заключенных в следственных изоляторах, которая связана с уголовной реформой и реформой пенитенциарной системы, и установил сроки для предоставления сведений о дальнейшем прогрессе в принятии общих мер.

    Комитет министров Совета Европы следит за тем, чтобы заявителям выплачивались присужденные им компенсации, а также при необходимости принимались другие практические шаги по исправлению ситуаций, нарушающих Конвенцию, - пересматривались дела, снимались запреты, выдавались виды на жительство и т.д. Комитет министров также добивается того, чтобы государства принимали меры, исключающие аналогичные нарушения в будущем, - вносили изменения в законодательство, судебную и административную практику, строили новые пенитенциарные учреждения.

    Как показывает практика, за много лет не было случаев неисполнения решений Суда о выплате денежной компенсации в установленный для этого трехмесячный срок. Были отдельные случаи задержек. Неисполнение решений Суда может повлечь приостановление и даже прекращение членства государства в Совете Европы.

    На интернет-конференции Совета Европы и Европейского суда по правам человека «Европейские стандарты защиты прав человека. Обеспечение доступа в Российской Федерации» М.Б.Лобов подчеркнул, что исполнение решений Европейского суда по правам человека – это продолжение судебной процедуры в рамках Конвенции. И в данном случае уникальная черта механизма Конвенции в том, что она предусматривает систематический контроль исполнения каждого судебного решения, что во многом является тем фактором, который объясняет эффективность Конвенции и достижения, которые она имеет на сегодняшний день.

    В России в настоящее время не существует нормативно урегулированного единообразного механизма по исполнению решений Европейского суда по правам человека, что, однако, не является препятствием к их исполнению.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    - Европейский суд по правам человека является наднациональным механизмом защиты прав, охраняемых Конвенцией;

    - постановления Европейского суда по правам человека, обязательные для Российской Федерации, выступают в качестве фактора развития законодательства РФ и других государств – членов Совета Европы и согласования его с положениями Конвенции. Также учитываются постановления, принимаемые Судом в отношении иных государств – участников Конвенции, которые не являются обязательными для нашей страны, так как Европейский суд по правам человека рассматривает все ранее вынесенные им постановления как прецеденты. Принимая постановление по конкретному делу, Суд, как правило, ссылается на ранее принятые им судебные акты по аналогичным делам. Современный уровень интеграции государств предопределяет схожее правовое развитие, то есть жалоба, поданная гражданином одного государства, может быть поддержана представителем другой страны. Отсюда можно сделать вывод о том, что изучение практики Суда полезно для всех участников Совета Европы, распространивших действие Конвенции на свою территорию;

    - непосредственно воздействовать на законодательство государства – участника Конвенции Суд не может – он не вправе признавать недействительными правовые нормы и акты внутреннего законодательства либо требовать этого. Суд не вправе отменить по жалобе заявителя приговор или решение, вынесенное национальным судом, не является вышестоящей инстанцией по отношению к национальной судебной системе. Однако он создает прецедент, обязательный, как и любое судебное решение, для исполнения в отношении спорящих сторон и указывающий остальным потенциальным заявителям не только на само нарушение их прав, но и на один из вариантов защиты. Государство самостоятельно определяет меры, необходимые для устранения выявленных Судом нарушений;

    - постановления Суда влияют на общественное мнение, зачастую используются в качестве инструмента политического давления для достижения целей.





























    Глава III. РЕШЕНИЯ ЕРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ОРГАНОВ ФСБ


    В качестве правоохранительного органа Федеральная Служба безопасности выполняет значительный объем работы по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

    Государством гарантируется соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении органами ФСБ своей деятельности.

    Не допускается ограничение их прав и свобод, кроме случаев, предусмотренных федеральными и конституционными законами.

    Традиционно органы ФСБ были, есть и будут связаны с необходимостью наделения их правом на проведение оперативно-розыскной деятельности.

    Ст.13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[10] закрепляет, что на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям в том числе и органов федеральной службы безопасности.

    При этом, указанный Федеральный закон определил, что оперативно-розыскная деятельность есть государственная деятельность, которая осуществляется специально уполномоченными органами как гласно, так и негласно.

    Однако, поскольку использование средств и методов ОРД может существенно затрагивать конституционные права и свободы граждан, а потому и требуется установление государственного контроля.

    Ст.3 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» называет принципы оперативно-розыскной деятельности. Это: законность, уважение и соблюдение прав человека и гражданина, конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств.

    Характер действий розыскной деятельности, которыми должны руководствоваться при проведении мероприятий ОРД, согласно ст.ст.23 и 25 Конституции РФ требуют принятия судебного решения на предмет ограничения права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также неприкосновенности жилища.

    Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 декабря 1993 года «О некоторых вопросах, связанных с применением ст.ст.23 и 25 Конституции РФ»[11] подчеркнул необходимость неукоснительного соблюдения прав человека при их ограничении.

    Конституционный Суд РФ в Определении от 2 октября 2003 года №345 также отразил, что Конституция Российской Федерации, предусматривая ограничение права на тайну телефонных переговоров, имеет целью обеспечение интересов общества и государства, составляющих в единстве с интересами личности совокупность национальных интересов России.

    Таким образом, законодатель специально детализирует и конкретизирует отдельные положения гл.2 Конституции РФ в отношении важности соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в процессе тех или иных оперативно-розыскных мероприятий уполномоченными на то органами исполнительной власти.

    Если органы ФСБ либо их должностные лица нарушили права и свободы гражданина, то он вправе обжаловать действия указанных органов и должностных лиц в вышестоящий орган ФСБ, прокуратуру или в судебном порядке.

    При этом, согласно ч.3 ст.46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Таким органом является и Европейский суд по правам человека.

    Как справедливо отмечает проф. Г.В.Игнатенко, формулировка Конституции РФ «дает основания для такой «прописки» общепризнанных принципов и норм и международных договоров Российской Федерации в российской правовой системе, при которой эти принципы, нормы, договоры, не вторгаясь прямо во внутригосударственный нормативный комплекс, в российское законодательство, взаимодействует с ним в правоотношениях, в правоприменительном процессе, в структуре правопорядка»[12].

    В соответствии с ч.3 ст.1 УПК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются также составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство.

    Важнейшим выводом из данной нормы федерального закона является необходимость изучения всех основных решений Европейского суда по правам человека, причем не только тех, которые вынесены в отношении России, но и иных.

    Дело в том, что при вынесении своего решения Европейский суд толкует различные нормы Европейской конвенции по правам человека, которая является составной частью правовой системы РФ. Данное толкование является обязательным и для Российской Федерации.

    Однако есть еще один очень важный аспект необходимости изучения всех решений Европейского суда по правам человека.

    Известно, что Суд выносит решения по типичным делам. Изучив и уяснив общие подходы Суда, можно рекомендовать, например, адвокатам – обжаловать решение в Европейский Суд, где обнаруживаются типичные нарушения, по которым уже вынесены решения Суда. В таких делах решения будут предсказуемы.

    Работникам прокуратуры и судьям следует не допускать в своей практике таких нарушений, которые уже обнаружены Европейским судом и признаны нарушением Конвенции, а значит и нарушением российского права.

    Это же можно в полной мере отнести и к деятельности работников ФСБ. Органам ФСБ требуется тщательно изучить содержание решений Европейского суда по правам человека, чтобы не допустить ошибок при реализации своей деятельности. Это позволит избежать обжалования действий органов ФСБ гражданами в Европейский суд по правам человека.

    К сожалению, в настоящее время еще в российском законодательстве не закреплена обязанность официального перевода и официальной публикации решений Европейского суда по правам человека.

    С текущими решениями можно ознакомиться на официальном сайте Европейского суда по правам человека в Интернете, а с текстами некоторых наиболее важных решений, на русском языке можно ознакомиться в сборнике «Европейский суд по правам человека. Избранные решения».

    В связи с этим на новое поколение российских юристов сегодня возлагается новая дополнительная обязанность: подробнейшее изучение всех норм, содержащихся в международных договорах Российской Федерации.

    К примеру, предложения о специальных должностях в судах неоднократно обсуждались юридической общественностью.

    Так, при обсуждении проблем восстановительного правосудия говорилось о неизбежности повышения качества судебных решений в том случае, если ему предшествует деятельность судебного социального работника как помощника в сборе информации об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, об особенностях такой личности. В этом же аспекте говорится о должности «посредника», которому могут быть поручены посреднические переговоры между обвиняемым (подозреваемым).

    Как видится, такие должности необходимы и в органах ФСБ, тем более, чти по роду деятельности их работа часто граничит между законом и его нарушением.

    Специалист-международник, имея профессиональные знания, надо полагать, обеспечит:

    - разъяснение по содержанию отдельных норм международного права;

    - поиск судебных прецедентов Европейского суда;

    - разъяснение их применения в конкретном случае.

    Такая должность в органах ФСБ может способствовать правильному формированию у работников органов правового мышления современного уровня, необходимого для своевременной защиты прав граждан, юридических лиц, общества и государства.

    Специалисту-международнику можно поручить анализ материалов с позиций применения общепризнанных принципов и норм международного права, обеспечения соблюдения прав и свобод граждан и иных лиц, чьи законные интересы могут быть затронуты действиями и решениями органов ФСБ.

     

     

     

     


     









    Заключение


    Итак, правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

    При этом, деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    Одним из основных принципов осуществления деятельности федеральной службой безопасности является соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

    Так, государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении федеральной службой безопасности своей деятельности.

    Поскольку частью российской правовой системы является международное законодательство, то особое значение приобретают для национального права решения Европейского суда по правам человека.

    Европейский суд по правам человека является наднациональным механизмом защиты прав, охраняемых Конвенцией о правах человека.

    При этом, постановления Европейского суда по правам человека, обязательные для Российской Федерации, выступают в качестве фактора развития законодательства РФ и других государств – членов Совета Европы и согласования его с положениями Конвенции. Также учитываются постановления, принимаемые Судом в отношении иных государств – участников Конвенции, которые не являются обязательными для нашей страны, так как Европейский суд по правам человека рассматривает все ранее вынесенные им постановления как прецеденты. Принимая постановление по конкретному делу, Суд, как правило, ссылается на ранее принятые им судебные акты по аналогичным делам. Современный уровень интеграции государств предопределяет схожее правовое развитие, то есть жалоба, поданная гражданином одного государства, может быть поддержана представителем другой страны. Отсюда можно сделать вывод о том, что изучение практики Суда полезно для всех участников Совета Европы, распространивших действие Конвенции на свою территорию.

    Непосредственно воздействовать на законодательство государства – участника Конвенции Суд не может – он не вправе признавать недействительными правовые нормы и акты внутреннего законодательства либо требовать этого. Суд не вправе отменить по жалобе заявителя приговор или решение, вынесенное национальным судом, не является вышестоящей инстанцией по отношению к национальной судебной системе. Однако он создает прецедент, обязательный, как и любое судебное решение, для исполнения в отношении спорящих сторон и указывающий остальным потенциальным заявителям не только на само нарушение их прав, но и на один из вариантов защиты. Государство самостоятельно определяет меры, необходимые для устранения выявленных Судом нарушений.

    Постановления Суда влияют на общественное мнение, зачастую используются в качестве инструмента политического давления для достижения целей.

    В качестве правоохранительного органа Федеральная Служба безопасности выполняет значительный объем работы по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

    Государством гарантируется соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении органами ФСБ своей деятельности.

    Не допускается ограничение их прав и свобод, кроме случаев, предусмотренных федеральными и конституционными законами.

    Именно поэтому роль изучения и соблюдения постановлений Европейского суда по правам человека в деятельности органов ФСБ имеет особое значение, поскольку в рамках специфической деятельности органов ФСБ по соблюдению государственной безопасности возможны нарушения прав и свобод человека, которые могут быть обжалованы не только в российские суды, но и Европейский суд по правам человека.

    Ведь если органы ФСБ либо их должностные лица нарушили права и свободы гражданина, то он вправе обжаловать действия указанных органов и должностных лиц в вышестоящий орган ФСБ, прокуратуру или в судебном порядке.

    Важнейшим выводом из изложенного является необходимость изучения всех основных решений Европейского суда по правам человека, причем не только тех, которые вынесены в отношении России, но и иных.

    Тем более, что уже для многих европейских государств решения Европейского суда по правам человека и нормы Европейской конвенции о защите прав человека являются ориентиром в формировании национального законодательства в области прав и свобод человека и гражданина.
















    Список источников:

    Нормативные акты и судебная практика:

             1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 25.12.1993. № 237.


             2. Всеобщая декларация прав человека 1948 года. – М.: Международная защита прав и свобод человека. – М.: 1990.


             3. Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года Права и свободы личности. Вып.11. – М.: 1995.


             4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года. – М.: Международная защита прав и свобод человека. – М.: 1990.


             5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. – М.: Международная защита прав и свобод человека. – М.: 1990.


    6. Федеральный закон РФ от 03.04.1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»//Собрание законодательства РФ. 10.04.1995. № 15. Ст.1269.


    7. Федеральный закон РФ от 12.08.1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»//Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. №  33. Ст.3349.


    8. Федеральный закон РФ от 30.03.1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней»//Собрание законодательства РФ. 06.04.1998. № 14. Ст.1514.


    9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»//Российская газета. 2 декабря 2003 года.


    10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 1993 года «О некоторых вопросах, связанных с применением ст.ст.23 и 25 Конституции РФ»//Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 4.

     

    Литература:

             1. Абдуллаев М.И. Права человека и закон. – СПб.: 2004.


    2. Берестнев Ю.Ю. Российская правовая система и европейские стандарты//Российская юстиция. 2001. № 1.


    3. Горшкова С.А. Европейская защита прав человека и реформирование российской судебной правовой системы//Журнал российского права. 2002. №7.


    4. Едидин Б.А. Исполнение решений Европейского суда по правам человека: современные проблемы теории и практики//Арбитражный и гражданский процесс. 2004. № 11.


    5. Ивачев И.Л. Возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (конституционно-правовой аспект)//Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 8.


    6. Канашевский В.А. Международные нормы и гражданское законодательство России. – М.: Международные отношения, 2004.


    7. Ковлер А.И. Европейское право прав человека и Конституция России//Журнал российского права. 2004. № 1.


    8. Матвеев Д.Ю. Обеспечение реализации в Российской Федерации постановлений Европейского суда по правам человека//Юрист-международник. 2004. № 4.


    9. Международное право/Под ред. Г.В.Игнатенко, О.И.Тиунова. Учебник. – М.: 1995.


    10. Мурашова Е.Н. Восприятие решений Европейского суда по правам человека национальными правовыми системами и их реализация в деятельности органов власти национального государства//Журнал российского права. 2006. № 3.


    11. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). – Издание 3-е, исправленное и дополненное. – М.: Юрайт-Издат, 2006.


    12. Фриберг Э. Европейский суд по правам человека: сегодняшние заботы и завтрашние реформы//Российская юстиция. 2002. № 12.


    13. Чиркин В.Е. Современное государство. – М.: 2001.



    [1] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 25.12.1993. № 237.

    [2] Федеральный закон РФ от 03.04.1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»//Собрание законодательства РФ. 10.04.1995. № 15. Ст.1269. Далее – Закон о ФСБ.

    [3] Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года. – М.: Международная защита прав и свобод человека. – М.: 1990. – С.14-57.

    [4] Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года Права и свободы личности. Вып.11. – М.: 1995. – С.86-129.

    [5] Абдуллаев М.И. Права человека и закон. – СПб.: 2004. – С.202.

    [6] Чиркин В.Е. Современное государство. – М.: 2001. – С.250.

    [7] Федеральный закон РФ от 30.03.1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней»//Собрание законодательства РФ. 06.04.1998. № 14. Ст.1514.

    [8] Канашевский В.А. Международные нормы и гражданское законодательство России. – М.: Международные отношения, 2004. – С.256-258; Берестнев Ю.Ю. Российская правовая система и европейские стандарты//Российская юстиция. 2001. № 1; Горшкова С.А. Европейская защита прав человека и реформирование российской судебной правовой системы//Журнал российского права. 2002. № 7; Ковлер А.И. Европейское право прав человека и Конституция России//Журнал российского права. 2004. № 1.

    [9] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»//Российская газета. 2 декабря 2003 года.

    [10] Федеральный закон РФ от 12.08.1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»//Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. №  33. Ст.3349.

    [11] Постановление от 24 декабря 1993 года «О некоторых вопросах, связанных с применением ст.ст.23 и 25 Конституции РФ»//Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 4.

    [12] Международное право/Под ред. Г.В.Игнатенко, О.И.Тиунова. Учебник. – М.: 1995. – С.116.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Европейский суд по правам человека и значение его решений для деятельности ФСБ РФ ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.