Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Инвестиции в Москву - отчет о практике

  • Вид работы:
    Отчет по практике по теме: Инвестиции в Москву - отчет о практике
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:20:04
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание отчета о преддипломной практике:

    1. Основные понятия и правовое положение иностранных инвестиций в Российской Федерации  …………..………………………………………………2

    1.1.Понятие иностранных инвестиции и их виды ……………………………2

    1.2. Инвестиционное законодательство………………………………...…….11

    2. Поступление иностранных инвестиций в Россию ……………………..…16

    3. Москва как центр поступления иностранных инвестиций в России .... 22 

    3.1. Инвестиционный климат города Москвы …………………………….. 22

    3.2. Инвестиционная инфраструктура города Москвы……………………. 27

    3.3.Поступление иностранных инвестиций в экономику города Москвы.. 32 


    Заключение ……………………………………………………………………… 41

    Используемые источники и материалы ……….………………………….….42

    1.Основные понятия и правовое положение  иностранных инвестиций в Российской Федерации.

    1.1. Понятие иностранных инвестиции и их виды

     

    Термин «инвестиция» происходит от латинского слова «invest», что означает вкладывать (в более широкой трактовке он выражает вложение капитала с целью его дальнейшего возрастания).

    Инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые направляются в объекты предпринимательской деятельности, в результате которой формируется прибыль или достигается иной полезный результат.1

    Как экономическая категория инвестиций характеризуют:

    - вложение капитала в объекты предпринимательской деятельности с целью прироста первоначальной авансированной стоимости;

    - денежные отношения, возникающие между участниками инвестиционной деятельности в процессе реализации инвестиционных проектов.

    Инвестиции в объекты предпринимательской деятельности осуществляются в различных формах. Для учета, анализа и планирования их классифицируют по определенным признакам.

    Во-первых, по объектам вложений денежных средств:

    -реальные инвестиции (капитальные вложения) – авансирование денежных средств в материальные и нематериальные активы предприятия;

    -финансовые инвестиции (портфельные) – вложение денег в различные финансовые инструменты.

    Во-вторых, по характеру участия в инвестиционной деятельности:

    -прямые инвестициинепосредственное участие инвестора в инвестиционной деятельности;

    -косвенные инвестиции осуществляются через финансовых посредников: коммерческие банки, посредники, инвестиционные фонды.

    В-третьих, по формам собственности инвестиции подразделяются на: государственные, частные, смешанные и иностранные.

    На территории России инвестиции осуществляются главным образом в форме капитальных вложений, в том числе и иностранные инвестиции. Хотя в большинстве развитых стран основные инвестиции осуществляются в виде портфельных инвестиций и составляют более 70 % всех инвестиционных потоков.

    Принципы регулирования инвестиционной сферы в России определяются Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».1 Закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории России, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

    Правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ осуществляется Федеральным законом «Об иностранных инвестициях РФ»2 (далее ЗИИ). Который направлен на  привлечение и эффективное использование в российской экономике иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. ЗИИ обеспечивает основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а так же условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов в России.

    Под иностранными инвестициями понимается, вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору (если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ), в том числе:

    - денег, а так же ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ);

    - иного имущества;

    - имущественных прав;

    -исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности имеющих денежную оценку (интеллектуальную собственность);

    - услуг и информации.

    Инвестиции на территорию РФ могут осуществлять иностранные инвесторы, которыми могут быть: иностранные юридические лица; иностранные организации не являющиеся юридическими лицами; иностранные граждане; лица без гражданства; международные организации; иностранные государства.

    Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиционную деятельность на территории РФ путем:               

    - долевого участия в организациях, создаваемых совместно с российскими юридическими  лицами  или гражданами;

    -создания организаций, полностью принадлежащих  иностранным  инвесторам,  филиалов  иностранных юридических лиц;

    - приобретения акций, долей участия, паев и других ценных бумаг;

    -приобретение иных  имущественных  прав  и  осуществления  иной  деятельности,  не  запрещенной действующим законодательством.                                                                

    При осуществлении своей деятельности на территории РФ иностранный инвестор  обязан  соблюдать  антимонопольное  законодательство  РФ  и  не  допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики.

    Как уже сказано выше, на территории России иностранные инвестиции осуществляются главным образом в форме капитальных вложений. При этом капитальные вложения неразрывно связаны с реализацией реальных инвестиционных проектов.

    Под инвестиционном проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии со стандартами, предусмотренными законодательством РФ.

    Государство заинтересовано в привлечение иностранного капитала в экономику страны, поэтому для иностранных инвесторов осуществляющих крупные капитальных вложений, государство предусмотрело более благоприятное положение на российском рынке инвестиций. Тем самым государство стимулирует привлечение крупного иностранного капитала в страну, который осуществляется в форме приоритетных инвестиционных  проектов.

    Под приоритетным инвестиционным проектом понимается:

    - инвестиционный  проект,  суммарный  объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. руб. (проект  может  осуществляться   как   путем участия    иностранного     инвестора     в коммерческой   организации,   так   и   без токового);

    -инвестиционный  проект,  в  котором  минимальная доля (вклад)  иностранных  инвесторов  в  уставном (складочном)  капитале  коммерческой   организации составляет не менее 100 млн. руб (Проект может осуществляться только  путем  участия иностранного инвестора в коммерческой  организации с иностранными инвестициями.

    Приоритетные инвестиционные проекты подлежат включению в перечень, утверждаемый Правительством РФ. На деятельность по осуществлению таких проектов должны распространяться помимо общих преференций, особые льготы и гарантии, которыми не будут обладать участники «рядовых» инвестиционных проектов.

    В настоящее время в России, классификация иностранных инвестиций осуществляется по следующим основным видам:

    - прямые иностранные инвестиции;

    - портфельные иностранные инвестиции;

    - прочие иностранные инвестиции.

    Наибольший удельный вес в поступлении иностранного капитала приходятся на прочие инвестиции, или другими словами всевозможным кредитам. Разные формы кредита (просто получение, компенсационные сделки, лизинг) означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с помощью кредита, остается в руках российского владельца.

    Прочие иностранные инвестиции включают в себя, в основе, следующие средства заимствования: торговые кредиты; кредиты международных финансовых организаций на срок до 180 дней (краткосрочные) и более 180 дней (долгосрочные); прочие ссуды и займы российских компаний за рубежом. Наибольший удельный вес в прочих иностранных инвестициях занимают долгосрочные иностранные кредиты, который составляет аж 77%. В основном это кредиты, предназначенные на обслуживание внешнеторговых операций. И с учетом того, что доля России в международной торговле, по данным ВТО, сейчас быстро растет, оснований полагать, что значение данного вида инвестиций будет снижаться, пока нет. 

    С точки зрения  показателей развития российской экономикой наиболее значимыми являются поступления прямых (в особенности) и портфельных инвестиций. При этом объем прямых иностранных инвестиций характеризует развитости рынка и благоприятного инвестиционного климата сложившегося в стране. Прямые иностранные инвестиции – это форма долгосрочного вложения иностранного капитала, которое осуществляется путем непосредственного участия иностранного инвестора в инвестиционной деятельности.

    Прямая иностранная инвестиции может осуществляться в форме:

    - приобретения иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации (в форме хозяйственного товарищества или общества) на территории РФ;

    - вложения капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;

    - осуществления на территории РФ финансовой аренды (лизинга) отдельных видов оборудования, таможенная стоимость которых составляет не менее 1 млн. рублей.

    Прямые иностранные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо РФ. Прямые зарубежные инвестиции представляют собой также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания, как правило, использует новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.

    Прямые инвестиции - основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничной компанией. По определению МВФ прямыми иностранные инвестиции признаются в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству - не менее 10%, в странах Европейского Сообщества - 20-25%, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии - 50%.

    Для прямых инвестиций характерно то, что при них инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка; они отличаются большей степенью риска, большей суммой, чем при портфельных инвестициях, и более высоким сроком капиталовложений. Такие инвестиции предпочтительны для стран - импортеров иностранного капитала. Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями: организация новых предприятий и скупка или поглощение уже существующих компаний.

    Именно прямые иностранные инвестиции считаются в мировой практике наиболее качественной формой инвестиций, поскольку они, с одной стороны, наименее ликвидны (их сложнее репатриировать) и, соответственно, более рискованны для инвесторов, поэтому их приток свидетельствует о намерении иностранных инвесторов вкладывать капитал «всерьез и надолго». С другой стороны, именно прямые иностранные инвестиции способствуют созданию новых производств, рабочих мест, притоку современных технологий.

    Далее перейдем ко второму виду иностранных инвестиций – портфельные инвестиции, которые являются одной из разновидностей финансовых инвестиций. Они представляют собой вложение средств в различные финансовые инструменты, среди которых наиболее значения имеют ценные бумаги. Портфельные инвестиции направлены на формирования оптимального набора финансовых активов (портфеля инвестиций) и управления им в процессе проведения операций с ценными бумагами.

    Приток иностранных портфельных инвестиций необходим, так как увеличивает ликвидность вложений.  Более того, большинство западных инвесторов выбирают портфельные инвестиции как ориентир для реальных капиталовложений, проверяя их доходность и надежность для последующего вложения капитала в экономику страны. 

    Портфельными иностранными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.

    Портфельные инвестиции - такие капитальные вложения, доля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций. Эти инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов). В ряде случаев международные корпорации, обладая портфельными инвестициями, реально контролируют иностранные предприятия в силу двух причин: из-за значительной распыленности акций среди инвесторов и из-за наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы (имеются в виду лицензионные и франчайзинговые соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание).

    Повышение роли портфельных инвестиций в России, в последнее время связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которых способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.

    Внутренний рынок корпоративных облигаций хоть и является быстроразвивающимся сегментом российского рынка ценных бумаг, однако не может обеспечить достаточного объема долгосрочных инвестиций. Помимо финансовых аспектов (относительная дешевизна заимствований за рубежом) на соотношение внутреннего и внешнего сегмента влияет неразвитость инфраструктуры и значительные административные барьеры.

     Несмотря на высокие темпы развития финансового рынка, российские компании, как и государство в целом, пока не рассматривают институты финансового рынка в качестве основного механизма привлечения инвестиций. Основным источником инвестиций российских компаний по-прежнему остаются собственные средства либо займы и первичные размещения акций на зарубежных финансовых рынках. Внутренний финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности по качественным активам, а значительные объемы сделок с российскими активами осуществляются на зарубежных торговых площадках, куда уходит основная доля акций, находящихся в свободном обращении. Долгосрочные инвестиционные ресурсы недавно созданных обязательных накопительных систем размещаются на финансовом рынке неэффективно.

    Причины складывающейся ситуации многогранны. Определенную роль сыграло отставание в развитии российской инфраструктуры финансового рынка. Нормативная правовая база, регулирующая различные аспекты деятельности по инвестированию на российском фондовом рынке, до конца не сформирована.

    Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что РФ - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов «Макдональдс»), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). РФ необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо все они способствуют будущему увеличению производительной мощи экономики.

    1.2. Инвестиционное законодательство

     

    Основным документом в области привлечения иностранных инвестиций является Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г. N160-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Последние изменения были внесены в апреле 2008 г. Этот закон регулирует условия для предпринимательской деятельности иностранных инвесторов и устанавливает национальный режим с определенными изъятиями для их деятельности.

    В законе устанавливается стабильность условий для деятельности инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект, основные гарантии обеспечения прав инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также предусматривает защиту прав и интересов деятельности иностранных инвесторов на территории России.

    Закон предусматривает возможность предоставления дополнительных льгот иностранным инвесторам со стороны субъектов РФ и органов местного самоуправления, в рамках компетенции предусмотренной в Законе. Решения по вопросам предоставления вышеуказанных льгот принимаются соответствующими органами законодательной власти в регионах РФ.

    Наряду с Законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", процесс иностранного инвестирования регулируется комплексом законов, постановлений и других нормативных актов, как федерального, так и регионального (московского) уровня.

    В частности, можно отметить следующие основные нормативные акты, играющие существенную роль в расширении инвестиционных возможностей, предоставляемых иностранным инвесторам:

    "О банках и банковской деятельности", федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I (с изменениями и дополнениями);

    "О соглашениях о разделе продукции", федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

    "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 122-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

    "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

    "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

    "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

    "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

    "О концессионных соглашениях", федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

    "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

    "О защите конкуренции", федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

    "О Банке развития", федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ;

    Для сохранения высоких темпов роста экономики, расширения объемов привлекаемых иностранных инвестиций и совершенствования их структуры, органы государственной власти Российской Федерации продолжают деятельность, направленную на улучшение инвестиционного климата в стране.

    Принята четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, что позволит значительно повысить защиту прав на интеллектуальную собственность. Прорабатывается концепция Экологического кодекса.

    В последнее время были внесены изменения в различные действующие нормативные акты, а также приняты новые законы, направленные на улучшение предпринимательского климата и стимулирование инвестиционной деятельности.

    Особо следует отметить федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

    Контроль за иностранными инвестициями в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, будет осуществлять Правительственная комиссия, основными задачами которой, являются:

    - предварительное согласование сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение;

    - согласование установления контроля иностранного инвестора (или группы лиц) над указанными хозяйственными обществами.

    Планируется принять законы "Об организованных рынках и биржевой торговле" и "О формировании, инвентаризации и государственном кадастровом учете недвижимого имущества".

    Осуществляется административная реформа, призванная обеспечить четкое разграничение функций, полномочий и финансирования между структурами государственного управления и устранить избыточное вмешательство государства в экономику.

    Развернута активная работа по дебюрократизации экономики и устранению административных барьеров, осложняющих деятельность иностранных инвесторов и предпринимателей в целом.

    Упрощена процедура регистрации и постановки на налоговый учет юридических лиц на основе принципа "одного окна".

    Внесены поправки в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности (с изменениями и дополнениями). Они предусматривают сокращение числа лицензируемых видов деятельности.

    Ведется разработка концепции государственной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций. Предусмотрено ее закрепление в соответствующей государственной целевой программе на среднесрочную перспективу.

    Значительные возможности для инвестирования открывают пенсионная и страховая реформы. Правительство РФ уже одобрило законопроекты, значительно повышающие эффективность и открытость страховой системы страны. В частности, одобрена Стратегия развития страхования в Российской Федерации на 2008-2012 гг. Ее реализация позволит сконцентрировать свободные финансовые ресурсы для долгосрочных инвестиций в отечественную экономику.

    Особое внимание уделяется развитию финансовой инфраструктуры. Одна из важнейших задач в данной сфере – повышение доверия к банковской системе.

    Начата реализация широкомасштабной банковской реформы, главной задачей которой является повышение капитализации и надежности банковской системы. Все российские банки представляют в ЦБ отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Кроме России, аналогичные требования выполняются только в Австралии, Великобритании, Новой Зеландии.

    Ожидается принятие закона «О консолидированной финансовой отчетности», который предусматривает обязательное применение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) открытыми акционерными обществами, прошедшими процедуру допуска их акций для торговли на фондовой бирже.

    Федеральное законодательство регламентирует деятельность иностранных инвесторов по всей территории Российской Федерации.

    Вместе с тем, в тех случаях, когда требуется уточнить какие-либо положения, непосредственно связанные с деятельностью иностранных инвесторов на территории Москвы, федеральное законодательство дополняется региональным. Например, закон Москвы от 13 марта 2002 г. № 12 "О территориальной единице с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград" или закон Москвы от 26 декабря 2001 г. № 80 "О территориальной единице с особым статусом "Водный стадион".

    В дополнение к законам, Правительство Москвы регулярно принимает постановления и распоряжения, в той или иной степени, относящиеся к иностранным инвестициям. Например, Постановление Правительства Москвы от 20.05.2008г. № 417-ПП "О дальнейшем развитии системы подготовки и проведения торгов при реализации инвестиционных проектов в сфере капитального строительства на территории города Москвы" или Постановление Правительства Москвы от 10.10.2006 № 795-ПП "О совершенствовании порядка организации проведения инвестиционных торгов".




























    2. Поступление иностранных инвестиций в Россию 


    По состоянию на конец 2009 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил 268,2 млрд. долларов США, что на 1,4 % больше по сравнению с предыдущем годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходится на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе – 55,5% (на конец 2008 года – 51,6%), доля прямых иностранных инвестиций составила 40,7% (на конец 2008 года – 46,3%), портфельных - 3,8% (на конец 2008 года -2,1%).


    Общий объем иностранных инвестиций поступивших в 2009 году в экономику России, по типам (млн. долл. США)1



    2009



    2008



    Млн. долл.

            в %

    к

    Млн. долл.

    в %

    к



    преведущ. году

    итогу


    преведущ. году

    итогу

    Инвестиции

    81927

    79,0

    100

    103769

    85,8

    100

    в том числе:

    прямые


    15906


    58,9


    19,4


    27027


    97,2


    26,0

    Портфельные

    882

    62,3

    1,1

    1415

    33,7

    1,4

    прочие

    65139

    86,5

    79,5

    75327

    84,7

    72,6


    В российскую экономику в 2009 году поступило 81,9 млрд. долларов США иностранных инвестиций, что на 21% меньше аналогичного показателя 2008 года.

    Общий объем поступивших иностранных инвестиций в российскую экономику в 2009 г. уменьшился за счет снижения всех составляющих (Таблица №3.). Прочие вложения иностранных инвесторов в российскую экономику по отношению к соответствующим периодам предыдущего года снижались в течение шести кварталов (III квартал 2008 г. – IV квартал 2009 г.). В 2009 году данные показатели снизились на 20,5%, по отношению к 2008 году. Хотя в III и IV кварталах 2009 г. отмечался их рост.

    Разнонаправленная динамика по различным направлениям иностранных вложений в российскую экономику демонстрирует следующие изменения структуры иностранных инвестиций. Иностранные вложения от прямых инвесторов  в 2009 году направлялись в основном в организации, осуществляющие  деятельность по добыче полезных ископаемых, по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, в оптовой и розничной торговле, по ремонту автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов общего пользования, в строительство, в финансовую деятельность. Общая  величина прямых иностранных инвестиций  в указанные виды деятельности составляет 11,9 млрд. долларов США, или 75% от всех прямых вложений (Приложение № 4).

    При этом по итогам 2009 г. иностранные вложения в промышленность упали почти в 1,5 раза, в сферу строительства снизились в 3 раза относительно соответствующего периода предыдущего года. Более низкие темпы снижения вложений в промышленную сферу по сравнению с аналогичными показателями совокупных иностранных инвестиций в российскую экономику привело к росту ее удельного веса в отраслевой структуре иностранных инвестиций по отношению к предыдущему году.

    В обрабатывающие отрасли за 9 месяцев текущего года вложено иностранных инвестиций на 43,2% меньше, чем за соответствующий период 2008 г. (в январе–сентябре 2008 г. отмечался рост на 22,6%). Иностранные вложения в добывающую промышленность за 9 месяцев 2009 г. снизились на 30,4% по отношению к соответствующему периоду 2008 г. (в январе–сентябре 2008 г. отмечалось сокращение в 1,8 раза). В обрабатывающей промышленности почти в 2 раза снизились инвестиции в пищевую промышленность, в 2,2 раза – в химическое производство, составив 1,5 млрд. долларов США и 989 млн. долларов США, соответственно. Иностранные вложения в металлургию в январе–сентябре 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились в 3,5 раза до 13,4 млрд. долл.

    Анализ поквартальной динамики иностранных инвестиций в промышленность в текущем году свидетельствует об увеличении темпов снижения иностранных вложений в 2009 г. по сравнению с аналогичными периодами 2008 г. Так в 2009 году в Российскую экономику поступило 81,9 млрд. долларов США, что на 21 % меньше, чем в 2008 году (в I квартале 2009 года – 12,0 млрд. долларов США (на 30,3% меньше чем в 2008 году); во II квартале 2009 года – 20,2 млрд. долларов США (на 31,2% меньше чем в 2008 году); в III квартале 2009 года – 22,5 млрд. долларов США (на 22,9% меньше чем в 2008 году); в IV квартале 2009 года – 27,2 млрд. долларов США (на 2,8% меньше чем в 2008 году)).

    Иностранные вложения в металлургию в 2009 году снизились на 69% по отношению к соответствующему показателю в 2008 г., во II и III кварталах они сократились в 5,2 раза и 4,7 раз, а по итогам 2009 года в 3,2 раза. Интерес иностранных инвесторов к добыче полезных ископаемых в I и III кварталах 2009 г. также снижался (на 55,2% и 44,9%, соответственно), во II квартале их рост оценивался в 16,3%, а по итогам 2009 года данные показатели снизились на 39%. Рост иностранных вложений в пищевую промышленность в I квартале 2009 г. составил 55,2% по отношению к аналогичному периоду 2008 г., во II и III кварталах они сократились в 1,7 раза и 4,7 раза, а по итогам 2009 года данные показатели снизились на 40%.

    Удельный вес прямых инвестиций снизился с 27,0 млрд. долларов США в 2008 году до 15,9 млрд. долларов США в 2009 году, что составляет 41,1%. Доля прочих инвестиций за данный период увеличилась с 72,6% до 86,5%. Поквартальная динамика демонстрирует существенные различия в структуре иностранных инвестиций в промышленность в текущем году. В течение года доля прямых вложений снижалась, удельный вес прочих инвестиций, наоборот, рос.

    В структуре иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в промышленности также были отмечены изменения. В сфере добычи полезных ископаемых в 2009 г. доля прямых вложений снизилась до 39,0% (январь–сентябрь 2008 г. – 53,7%). Объем прямых вложений в данную сферу составил 2,2 млрд долл., что в 2,2 раза ниже аналогичного показателя за январь–сентябрь 2008 г. Доля прочих вложений в добычу, снижение которых по итогам 9 месяцев 2009 г. оценивается в 41,3% (до 3,1 млрд долл.), увеличилась до 55,0% (январь–сентябрь 2008 г. – 45,9%).

    По состоянию на конец 2009 года основными инвесторами в России были: Люксембург, Кипр, Нидерланды, Великобритания, Германия, Китай, Франция, Япония, Британские острова. На долю этих стран пришлось 77,2% всех и 83,6% прямых накопленных иностранных инвестиций в РФ (см. Приложение  2).

    Люксембург в 2009 г.  стал лидером по притоку капитала в Россию – 11,72 млн. долларов США (в 2008 году 5 место и 7,07 млн. долларов США), причем незначительно уступая Нидерландам – 11,64 млн. долларов США (в 2008 году 3 место и 14,94 млн. долларов США). Третье место по поступлениям иностранных инвестиций занимает Китай – 9,76 млн. долларов США. Прежние лидеры - Кипр, Германия и Великобритания - оказались на вторых ролях соответственно с 8,6, 7,3 и 6,4 млн. долларов США, поступивших в 2009 году в Россию  капиталов. Стабильны позиции Франции, Швейцарии и офшорных инвесторов из Виргинских островов. Собственно, на инвесторов из офшорных территорий с 2005 по 2009 года пришлось в целом более 40% всех капиталов, направленных в Россию.

    Главную роль здесь играют сильные позиции Люксембурга, Нидерландов и Кипра, которые вместе по итогам 2009 г. лидируют  по накопленным инвестициям в России, аккумулировав более 50% всех капиталов. При этом характерно, что, если в инвестициях из Люксембурга безоговорочно доминируют кредиты (96%), то во вложениях из Нидерландов и Кипра (59% и 68,2% соответственно) составляют прямые инвестиции - факт более благоприятный для России как страны-реципиента.

     Собственно, помимо Кипра высокой долей прямых инвестиций в накопленных капиталовложениях характеризуются только Германия (40,7%) Виргинские острова (59,6%). У остальных государств намного выше доля кредитов.

    Говоря об отраслевых приоритетах инвесторов из различных стран, необходимо прежде всего отметить исключительно высокий интерес представителей Нидерландов к добыче топливно-энергетических полезных ископаемых в России. На них пришлось 3/4 всех вложений в отрасль. Также относительно высокий интерес к добыче полезных ископаемых в целом проявили представители Япония и Кипр.

    В обрабатывающих производствах в числе основных инвесторов входят представители Германии (20%), а также Великобритании, Швейцарии. Речь идет прежде всего о химическом и металлургическом производстве, производстве готовых металлических изделий. Эти же страны проявили наибольший интерес к сфере строительства (правда, место Германии здесь заняли представители Финляндии и Кипра). Люксембург доминирует в кредитовании внешней торговли (34,8%), также в торговле сильны позиции Нидерландов и Германии (26,1% и 12,8%).

    Люксембург и Нидерланды  (9,8% и 8,0% от общего итога) заняли 2 и 3 место по вложениям в сферу транспорта и связи, где лидерство захватили инвесторы из Китая 66%. Что неудивительно, так как передовые технологии «поднебесной» развиваются по всем направлениям, особенно по передовым. В финансовой деятельности около 28% пришлось на вложения из Кипра. Здесь же сильны позиции инвесторов из Ирландии и Нидерландов. В операциях с недвижимостью лидируют Кипр (21,7%), Великобритания и Люксембург, а в сфере предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг - Кипр (43,5%) и США (см. Приложение 3).

    Отраслевая и региональная структура распределения иностранных инвестиций. Остановимся подробнее на объемах инвестиций, накопленных на конец 2009 г. в основных сферах отечественной экономики.

    В сельском хозяйстве, как и прежде, уровень иностранных инвестиций крайне мал, всего 0,5% от общего объема вложений в страну (см. Приложение 4). Собственно, в этом нет ничего удивительного: зарубежным партнерам намного выгоднее ввозить в Россию готовую сельскохозяйственную продукцию, которая во многих странах производится в избытке, чем создавать у нас конкурентоспособные производства. Исключение составляют только вложения в сельскохозяйственные предприятия, предназначенные для поставки сырья для пищевых производств, которые в нашей стране давно освоены иностранцами и развиваются быстрыми темпами. Здесь преобладают прямые капиталовложения (75% всех вложений), которые позволяют инвесторам реально контролировать производственный процесс и управлять им.

    Шестая часть всех иностранных капиталов, накопленных в России, сосредоточена в сфере добычи полезных ископаемых. Эта же сфера в 2009 г. аккумулировала порядка 12,5% всех поступивших в страну за год инвестиций из-за рубежа. Абсолютным лидером является здесь добыча сырой нефти (и природного газа), на которую по-прежнему приходится 17% всех накопленных капиталов, несмотря на некоторое снижение ее доли в притоке инвестиций. В этой сфере также доминируют прямые инвестиции (60% всех вложений), поскольку иностранные партнеры стремятся получить контроль над ключевыми российскими месторождениями топливных ресурсов там, где это возможно. 
    Обрабатывающие производства  и оптово-розничная торговля являются самыми крупными сферами иностранных вложений по итогам 2009 г. (27,1% и 27,8% притока). Вполне логично, что в этой сфере, куда иностранный капитал проник еще на стадии приватизации, по-прежнему относительно велика доля вложений в форме кредитов  (80,6% и 84,6% соответственно).

    3. Москва как центр поступления иностранных инвестиций в России

    3.1. Инвестиционный климат города Москвы


    В условиях интеграции российской экономики в глобальные финансовые рынки, приоритетным направлением стало формирование привлекательного инвестиционного климата.

    Это справедливо, как в отношении экономики Российской Федерации, так и для её регионов и, в первую очередь, для Москвы.

    В инвестиционном плане, Москва, как субъект федерации, является ведущим регионом России. Правительство Москвы эффективно реализует рациональный комплекс мер, обеспечивающий привлекательность инвестиционного климата города, привлечение иностранных инвестиций путем предоставления иностранным инвесторам административных преференций и государственной поддержки в виде налоговых льгот.

    В Москве оформлен земельный кадастр, внесены радикальные изменения в систему земельно-правовых отношений, платежей за землепользование, определены и соблюдаются условия предоставления городом государственных гарантий. В Москве сформирован портфель высокоэффективных инновационных целевых приоритетных инвестиционных проектов и программ, многие их них успешно реализуются с участием иностранных инвесторов. Правовые отношения между Правительством Москвы и иностранными инвесторами регулируются городскими нормативно-правовыми актами, выступающими базовым элементом привлекательного инвестиционного климата Москвы.

    Государственная поддержка инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в Москве предоставляется в форме:

    ­ налоговых льгот в пределах сумм, зачисляемых в бюджет города Москвы;

    ­ поручительств Москвы по кредитам, привлеченным инстранными инвесторами для реализации городских приоритетных инвестиционных проектов и программ;

    ­ финансовой поддержки иностранных инвесторов с использованием средств городского бюджета;

    ­ льгот при аренде государственного недвижимого имущества Москвы;

    ­ отсрочек и рассрочек по платежам за предоставление объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы (на срок до пяти лет);

    ­ предоставления инвестиционного налогового кредита;

    ­ участия Москвы в экспертизе и реализации городских приоритетных инвестиционных проектов.

    Уникальное положение Москвы, как столицы и исторического центра России, является ключевым элементом, способствующим привлекательности города для иностранных инвесторов. Очевидно, иностранные инвестиции, привлеченные в экономику Москвы, работают не только на нее, но и на Московскую область, на субъекты Федерации, входящие в состав Центрального федерального округа и, в конечном счете, на интересы всей страны. Иностранные инвесторы, инвестируя свои средства должны понимать, что эти средства имеют значение не только для Москвы, но и оказывают влияние на многие регионы Российской Федерации.

    Организационная структура органов государственной власти города Москвы нацелена на адекватное отражение потребностей иностранных инвесторов в оперативном и эффективном решении вопросов, возникающих в процессе принятия и практической реализации ими своих инвестиционных решений.

    Факторы, оказывающие позитивное влияние на укрепление притока в Москву иностранных инвестиций:

    ­прозрачная и прогнозируемая деятельность Правительства Москвы, охватывающая все вопросы жизнедеятельности города;

    ­ определенная самостоятельность Москвы в реализации на городской территории всего комплекса земельно-имущественных отношений;

    ­предоставление инвесторам на конкурсной основе земельных участков для коммерческих целей. Заключение иностранным инвестором договора аренды гарантирует ему юридическую возможность построить на арендованном земельном участке коммерческий объект и эффективно его эксплуатировать. Особенно важно: построенный иностранным инвестором коммерческий объект является его частной собственностью.

    Правительство Москвы и Московская городская Дума, используя вышеназванные факторы и эффективно реализуя политику содействия иностранным инвесторам, не только поддерживает привлекательный инвестиционный климат города, но и обеспечивает его инновационное развитие и совершенствование.

    Правовой режим иностранных инвестиций в Москве определяется положениями многосторонних международных договоров, участницей которых является Российская Федерация. Кроме того, Российская Федерация заключила 58 двухсторонних межгосударственных и межправительственных соглашений о взаимной защите иностранных инвестиций.

    На территории Москвы, как и на всей территории России, для иностранных инвесторов действует национальный режим. В рамках правового национального режима к предприятиям, полностью или частично принадлежащим иностранным инвесторам применяются те же правила, что и к российским юридическим и физическим лицам. Отдельные ограничения, установленные в Российской Федерации для иностранных инвесторов, соответствуют мировой практике и не носят дискриминационного характера.

    Перспективы дальнейшего развития городского законодательства по регулированию иностранных инвестиций в Москве зависят от вступления Российской Федерации в ВТО.

    Привлекательность инвестиционного климата Москвы после присоединения России к ВТО повысится в рамках политики либерализации таможенных пошлин. К эффективным мерам либеризации можно отнести отмену пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу в течение трех лет после присоединения России к ВТО. В целом, обязательства России затронут 116 секторов услуг. Все это обеспечит стабильные и предсказуемые условия работы для иностранных инвесторов на всей территории страны.

    Условия осуществления иностранных инвестиций и правовой режим деятельности иностранных инвесторов в России не могут быть менее благоприятными, чем условия осуществления инвестиций и правовой режим деятельности отечественных инвесторов.

    В некоторых случаях иностранные инвестиции являются даже более защищенными по сравнению с отечественными инвестициями. В отношении иностранных инвесторов продолжает действовать тот нормативный акт, в рамках которого они начали финансирование инвестиционного проекта, а принятый новый нормативный акт, ухудшающий положение иностранного инвестора, не имеет силы.

    Российская Федерация гарантирует иностранным инвесторам судебную защиту. В Москве действует положение, когда только суд, независимый от законодательной и исполнительной ветвей власти, рассматривает споры, возникающие между иностранными инвесторами и государством (в лице органов власти).

    Особую роль в финансовой стабилизации играют страховые финансы, без которых невозможно практическое управление глобальными финансовыми потоками, в том числе и инвестициями. Иностранные инвестиции связаны со многими коммерческими и некоммерческими рисками. Правительство Москвы содействует развитию в городе рынка страхования иностранных инвестиций от некоммерческих рисков.

    Страхование иностранных инвестиций от некоммерческих рисков осуществляет Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций – МАГИ (Multilateral Investment Guarantee Agency - MIGA). Использование на территории Российской Федерации принципов и методов МАГИ по страхованию иностранных инвестиций от некоммерческих рисков повышает привлекательность инвестиционного климата Москвы. Функционирование МАГИ в Российской Федерации – свидетельство её эффективной интеграции в глобальное финансовое и инвестиционное сообщество.

    Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов федерации, руководствуются международными принципами и методами привлечения иностранных инвестиций и их защиты от дискриминационных действий.

    В итоге можно отметить, что инвестиционный климат города Москвы имеет устойчивой тренд в сторону положительного значения, начиная с 2002 года, когда Правительство Российской Федерации приняло пакет мер, направленных на либерализацию правового режима регулирования иностранных инвестиций на территории России.

    Правительство Москвы ведет активную и планомерную деятельность, направленную на обеспечение устойчивого роста экономики города. В Москве многие институты повышают привлекательность инвестиционного климата, среди них:

    ­городская прозрачная правовая система привлечения и управления иностранными инвестициями, включающая законы, постановления, инструкции и рекомендации, организационные структуры, сопровождающие и контролирующие отношения чиновников с иностранными инвесторами в рамках действующего законодательства;

    ­эффективный механизм разрешения споров между иностранными инвесторами и государством посредством независимого судебного разбирательства;

    ­международный механизм защиты интересов иностранных инвесторов, основанный на участии Российской Федерации во многих двухсторонних и многосторонних международных Договорах и Конвенциях;

    ­механизм избежания двойного налогообложения прибыли и имущества иностранных инвесторов, основанный на участии Российской Федерации в двухсторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключенных со многими странами мира;

    ­новый механизм привлечения иностранных инвестиций в экономику Москвы и защиты иностранных инвесторов - особая экономическая зона технико-внедренческого типа "Зеленоград»;

    ­Московское агентство поддержки экспорта и инвестиций.

    3.2. Инвестиционная инфраструктура города Москвы

     

    Инвестиционная инфраструктура Москвы, как совокупность организаций и учреждений, участвующих в инвестиционном процессе, широка и разнообразна. В ее состав входят следующие основные элементы:

    Аудиторские компании. Значительная часть аудиторов Москвы объединена в Московскую аудиторскую палату, созданную в 1992 г. По состоянию на 01.10.2009 г. в ее составе было более 1600 юридических и физических лиц, из которых 987 действовало на территории города Москвы. Палата создана в целях содействия развитию и совершенствованию аудиторской деятельности, увеличения профессионального потенциала аудиторских кадров, представления и защиты прав и законных интересов аудиторских организаций и аудиторов, работающих самостоятельно, и прежде всего, своих членов.

    Банки. Многие московские банки объединены в Московский банковский союз, созданный в 1989 г. В настоящее время в его составе насчитывается 169 банков, совокупный размер активов которых превышает 75% от совокупного объема активов всех российских банков. Основными целями Московского банковского союза являются координация деятельности московских банков, представление и защита их интересов. А также формирование оптимальных условий для социально-экономического развития Московского региона, повышение имиджа коммерческих банков и содействие банкам в реализации их уставных целей и задач.

    Биржи. В Москве активно действуют 15 фондовых, товарных и валютных бирж, а также представительства крупнейших зарубежных операторов биржевого рынка. Основные биржи постоянно работают над совершенствованием биржевых технологий, соответствующих всем мировым стандартам. Биржевые специалисты регулярно вводят новые продукты и услуги, делая, тем самым, торговлю на площадке максимально удобной, простой и высокодоходной. Новые возможности и продукты, совершенствование законодательства, развитие инфраструктуры, обеспечение защиты прав собственности способствуют притоку иностранного капитала в страну и делают биржевую торговлю в России привлекательной для всех категорий инвесторов. Московские биржи должны сыграть важную роль в превращении Москвы в один из крупнейших финансовых центров в мире.

    Страховые компании. Большинство московских страховых компания объединено во Всероссийский союз страховщиков, созданный в 1996 г. В состав этого Союза входит более двухсот страховых компаний, в том числе крупнейших, обеспечивающих поступление 70% совокупной национальной страховой премии, региональные страховые ассоциации, участники инфраструктуры страхового рынка. Непосредственно в Москве зарегистрировано 125 компаний. Основная цель Союза – защита интересов своих членов, развитие и совершенствование национального страхового дела. В рамках основной цели Союз объединяет страховщиков Российской Федерации для содействия развитию национального страхового дела, формированию инфраструктуры страхового рынка, отвечающей потребностям экономики Российской Федерации, созданию оптимальных условий страхования имущественных интересов населения и хозяйствующих субъектов, развитию страхового предпринимательства, урегулированию отношений между страховщиками, а также страховщиков и других субъектов экономики.

    Оценочные компании. В рейтинге 119 ведущих оценочных компаний, 55 позиций приходится на долю Москвы. Российский рынок оценки развивается ускоренными темпами. Это во многом является следствием благоприятных внешних факторов, таких как значительный рост ВВП страны, существенное усиление инвестиционных возможностей государства, бизнеса и населения, а также продолжения рыночных реформ в экономике". К основным объектам оценки относятся – бизнес и ценные бумаги, недвижимое имущество, оборудование и транспортные средства, активы и основные фонды, инвестиционные проекты, а также нематериальные активы и интеллектуальная собственность.

    Юридические компании. В Москве действует около 1000 российских и зарубежных юридических фирм и компаний. Среди услуг, оказываемых юридическими компаниями клиентам, можно отметить – сопровождение бизнеса, экспертизу документов и составление договоров, регистрация фирм и предприятий в Москве, внесение изменений в учредительные документы, представительство в судах всех инстанций, трудовые споры и т.д.

    Лизинговые компании. В Москве действует около 150 лизинговых компаний, 68 из которых входит в список 130 крупнейших лизинговых компаний страны. Лизинг все более прочно занимает подобающее ему место в качестве одного из главных финансовых механизмов обновления основных фондов в экономике. Уже сейчас лизинг в России стал основным инструментом приобретения ряда важнейших видов основных средств, таких как сельскохозяйственная техника, племенная продукция, авиация, автомобильный и железнодорожный транспорт. В лидерах рынка находятся сделки с легковым и грузовым автотранспортом: в сумме они значительно опережают остальные объекты лизинга.

    Рейтинговые агентства. В Москве действует около 10 отечественных рейтинговых агентств, различной направленности. Отечественные рейтинговые агентства приобретают все больший вес в глазах российских компаний.

    Ведущее положение на рынке занимают российские агентства RusRatings, "Эксперт РА", "РБК.Рейтинг", AK&M, Национальное рейтинговое агентство, которые в той или иной степени конкурируют с дочерними подразделениями западных рейтинговых агентств Standart&Poor's, Mody's, Fitch Ratings. Сегодня крупные компании имеют три- четыре рейтинга различных агентств. Особенно заинтересованы в получении рейтинга компании, работающие в финансовом секторе, в частности, банки и страховые компании. Примечательно, что высокий рейтинг вовсе не является необходимостью, скорее, наличие рейтинга важно само по себе, так как является заявкой компании на финансовую прозрачность и устойчивость.

    Агентства финансовой информации. В Москве активно работают несколько десятков информационных агентств, специализирующихся в финансово-экономической сфере. Используя современные информационные технологии, они сообщают новости, которые определяют конъюнктуру финансового рынка, получают и распространяют в режиме реального времени потоки данных со всех ведущих торговых площадок страны, а также международную информацию. Эксперты агентств оперативно готовят аналитические прогнозы и комментарии по ситуации на финансовых рынках, так, чтобы обеспечить максимальное удобство для своих подписчиков.

    Профессиональные участники рынка ценных бумаг. В Москве функционирует несколько сотен компаний, осуществляющих брокерскую, дилерскую и депозитарную деятельность. А также деятельность по управлению ценными бумагами, определению взаимных обязательств, ведению реестра владельцев ценных бумаг и организации торговли на рынке ценных бумаг.

    Управляющие компании. В Москве действует более 70 крупнейших управляющих компаний. Из 10 российских управляющих компаний, обладающих максимальной надежностью, 9 – находятся в Москве.

    Инвестиционные компании. В Москве действует около 350 инвестиционных компаний и венчурных фондов. Из 9 российских инвестиционных компаний, обладающих максимальной надежностью, 7 – находятся в Москве.

    Агентства содействия инвестициям. С 2007 года в Москве действует Московское Агентство поддержки экспорта и инвестиций (МАПЭИ), созданное Московской торгово-промышленной палатой при содействии Правительства Москвы. В рамках МАПЭИ действует информационно-аналитическая система "Московская экспортная инициатива", призванная обеспечивать информационную поддержку предприятий Москвы во внешнеторговой и инвестиционной сфере.

    Консалтинговые компании. В Москве действует несколько сотен консалтинговых компаний. Только на направлениях "выставочное дело", "логистика", "таможня" и "внешнеэкономическая деятельность" специализируется более 122 компаний.

    Маркетинговые компании. В Москве зарегистрирована Гильдия маркетологов, объединяющая более 220 маркетинговые компании, 147 из которых работают в Москве. Основная миссия Гильдии – содействие социально-экономическому прогрессу, развитию социально-ориентированной рыночной экономики и личному профессиональному росту членов Гильдии, осуществляемое посредством обмена информацией, взаимовыгодного сотрудничества и внедрения современных социально-этичных методов ведения конкурентной борьбы, отвечающих высоким профессиональным стандартам.

    Перспективы для инвестирования в Россию, в Москву в частности, слишком многообещающи, чтобы ее игнорировали иностранные инвесторы, и у города есть все необходимые возможности и потенциал для интеграции в глобальный инвестиционный рынок. Конкурентные преимущества Москвы очевидны: огромный внутренний рынок, развитость финансовых институтов, наличие кадров с достаточно высоким уровнем образования, способных к восприятию новейших технологий в производстве и управлении, относительно дешевая рабочая сила.

    В настоящее время иностранные инвестиции при их растущей значимости пока не стали фактором, способствующим устойчивому росту московской экономики и повышению ее конкурентоспособности. Достигнутые качественные и количественные показатели не вполне соответствуют инвестиционному потенциалу и нуждам столицы. Значительная часть направляемых в экономику Москвы зарубежных вложений не связана с развитием наукоемких производств и в недостаточной степени способствует решению проблемы импортозамещения.

    В этих условиях все более актуальной становится разработка комплексной концепции государственной политики в сфере привлечения зарубежных инвестиций, в которой должны быть определены отраслевые и территориальные приоритеты, меры снижения инвестиционных рисков и улучшения инвестиционного климата, задачи и полномочия структур, которые обеспечивают реализацию государственных интересов в данной сфере.

    В ближайшем будущем отраслевая структура привлекаемых иностранных инвестиций должна существенно измениться. Новые зоны притяжения капитала будут развиваться вокруг крупных инфраструктурных проектов, которые представляют собой огромное поле для деятельности. С завершением этапа экстенсивного инвестирования – застраивания свободных земельных участков - необходимо начать новый этап. И дело не в том, что финансовый кризис вмешался в планы девелоперов. Завершение экстенсивного инвестирования связано с объективными причинами – отсутствием свободных зон для нового масштабного строительства. Дальнейшее развитие города Москвы будет связано с изменением отраслевой структуры инвестиций и ориентации на совершенно новые сегменты рынка.

    3.3. Поступление иностранных инвестиций в экономику

    города Москвы. 


    По признанию международного журнала «EUROMONEY» в этом году Москва стала наиболее привлекательным городом для инвестиций среди стран и городов Восточной и Центральной Европы. Таким образом, несмотря на снижение объемов иностранных инвестиций, благоприятный инвестиционный климат Москвы существенно не пострадал. Этих результатов Москва смогла достичь благодаря профессиональным усилиям и программным мерам Правительства Москвы по преодолению последствий экономического кризиса. По прогнозу аналитиков не стоит ожидать резких скачков в поступлении зарубежных инвестиций. В настоящее время необходимо зафиксировать полученные результаты и сохранить определенную стабильность. Однако работа по улучшению качественного состава иностранных инвестиций, увеличению доли прямых иностранных инвестиций и направлению этого потока в наиболее приоритетные городские отрасли и проекты должна развиваться и совершенствоваться.

    В связи с тем, что данные о поступлении иностранных инвестиций в экономику города Москвы за 2009 года на момент написания отчета о преддипломной практики и сбора материалов для написания диплома, отсутствовали. Поэтому для анализа поступлений иностранных инвестиций в экономику города Москвы будут использоваться данные по итогам 9 месяцев 2009 года.  

    По состоянию на начало октября 2009 года накопленный иностранный капитал в экономике г. Москвы составил 105 млрд 263,6 млн долл. США, что на 9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходится на прочие инвестиции – 67%, преимущественно на прочие кредиты на срок свыше 180 дней. Доля прямых инвестиций составила 31,8%, портфельных – 1,2%. Основные страны-инвесторы по объему накопленного капитала в экономике г. Москвы по итогам 9 месяцев 2009 года в порядке убывания капиталов - Люксембург (26,9 млрд долл. США), Великобритания (15,1 млрд долл. США), Кипр (14,8 млрд долл. США), Нидерланды (14,6 млрд долл. США), Германия (7,9 млрд долл. США). На долю этих стран приходится 79,3 млрд долл. США, или 75,3% общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых – 23,9 млрд долл. США, или 22,7% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

    По итогам 9 месяцев 2009 года общий объем привлеченных иностранных инвестиций в экономику Москвы составил  28,210 млрд долл. США (снижение на 0,5%  по сравнению с 9 месяцами  2008 г.).

    Видовая структура привлеченных средств была сформирована следующим образом:

    * прямые инвестиции – 3 млрд 366 млн долл. США, 11,9% общего объема привлеченных иностранных инвестиций, снижение объема на 25,3% по сравнению с отчетным периодом 2008 г.;

    * портфельные – 296,7 млн долл. США, 1,1%, рост объема на 70% по сравнению с отчетным периодом 2008 года;

    * прочие – 24 млрд 548 млн  долл. США, 87 %, рост объема на 3,7%  по сравнению с отчетным периодом 2008 года.

    По итогам девяти месяцев 2009 года удельный вес поступивших иностранных инвестиций в экономику г. Москвы составил 52% от общего объема иностранных инвестиций, поступивших за 9 месяцев текущего года в экономику Российской Федерации.

    Географическая структура поступивших в г. Москву иностранных инвестиций по итогам 9 месяцев 2009 года

    По итогам 9 месяцев 2009 года основной объем привлеченных  в Москву иностранных инвестиций приходится на следующие страны дальнего зарубежья.


    Таблица 1. Географическая структура привлеченных иностранных инвестиций в экономику города Москвы за 9 месяцев 2009 года по странам дальнего зарубежья

    п/п


    Наименование страны

    Объем привлеченных инвестиций за 9 месяцев 2009 г., млн долл. США

    Удельный вес страны в общем объеме привлеченных ИИ, %

    1.

    Люксембург

    7393

    26,2

    2.

    Нидерланды

    6190

    21,9

    3.

    Китай

    5068

    17,9

    4.

    Германия

    2236

    7,9

    5.

    Кипр

    1898

    6,7

    6.

    Великобритания

    1074

    3,8

    7.

    Франция

    460,3

    1,6

    8.

    Виргинские о-ва (Брит.)

    416,8

    1,5

    9.

    Ирландия

    298,9

    1,1

    10.

    США

    257,9

    0,9

    11.

    Швейцария

    227,8

    0,8

    12.

    Швеция

    126,4

    0,4


    По сумме привлеченного за 9 месяцев 2009 года капитала наиболее активны инвесторы из следующих стран дальнего зарубежья: Люксембурга, Нидерландов, Китая, Германии, Кипра и Великобритании.

    На эту группу стран-лидеров из дальнего зарубежья приходится в среднем  24,9 млрд долл. США, или свыше 88%  от общей суммы привлеченного за 9 месяцев 2009 г. в экономику города Москвы иностранного капитала.

    Среди стран-участников СНГ лидерами по привлечению инвестиций в экономику города Москвы по итогам 9 месяцев 2009 года являются Беларусь (444,3 млн долл .США), Киргизия (169,6 млн долл. США), Армения (43,3 млн долл .США), Украина (5,5 млн долл.США). Страны-участники СНГ инвестировали в совокупности  710,7 млн долл. США, или 2,5% всех иностранных инвестиций, поступивших в экономику города Москвы за 9 месяцев 2009 года.

    Страны Балтии за 9 месяцев текущего года привлекли в городскую экономику 27,5 млн долл. США, или 0,1% всех иностранных инвестиций, поступивших в экономику города Москвы за 9 месяцев 2009 года.


    Отраслевая структура поступивших в экономику города  Москвы иностранных инвестиций по итогам 9 месяцев  2009 года.

    Таблица 2. Объем иностранных инвестиций по видам экономической деятельности, поступивших в экономику города Москвы за 9 месяцев 2009 года

    Наименование

    отраслей

    Поступило

    ИИ, млн долл. США

     % к

    итогу

    в       том

           числе

    прямые

    портфельные

    Прочие

    Всего, в том числе по

    видам экономической деятельности

    28210,8

    100,0

    3365,8

    296,7

    24548,3

    Оптовая и розничная торговля

    14254,1

    50,5

    1307,2

    0,9

    12946,0

    Транспорт и связь

    7832,4

    27,8

    32,8

    -

    7799,6

    Операции с недвижимым имуществом

    1953,7

    6,9

    826,4

    2,6

    1124,7

    Обрабатывающие производства, из них:

    производство пищевых продуктов;

    издательская и полиграфическая промышленность;

    производство кокса и нефтепродуктов;

    химическое

    производство;

    производство прочих неметаллических минеральных; продуктов

    1744,7


    65,3



    29,4




    1532,0



    35,7



    35,6


    6,2



















    120,8


    32,4



    14,8




    -



    35,5



    3,1


    0,01


    -



    -




    -



    0,2



    -


    1623,9


    32,9



    14,6




    1532,0



    -



    35,5


    Финансовая деятельность

    1475,7

    5,2

    231,3

    293,1

    951,3

    Добыча полезных ископаемых

    724,1

    2,6

    723,1

    -

    0,960

    Строительство

    118,7

    0,42

    60,8

    0,0

    57,9

    Прочие отрасли

    107,4

    0,38

    63,4

    2,69

    43,94


    По сравнению с аналогичным периодом 2008 года поступление иностранных инвестиций за 9 месяцев текущего года сохранило во многом отраслевую структурную динамику. В частности, отрасль «Оптовая и розничная торговля», как и в аналогичном периоде 2008 года, несмотря на небольшое снижение на 0,5% объемов поступления иностранных инвестиций, остается наиболее  востребованной сферой вложения зарубежного капитала, концентрируя свыше 50% всех поступивших зарубежных средств. Качественный состав инвестиций в данную отрасль остается неблагоприятным из-за преобладания прочих инвестиции в форме кредитов – 90,8% общего объема иностранных инвестиций в отрасль.

    Наиболее высокие темпы прироста иностранных инвестиций наблюдаются в отрасли «Транспорт и связь» (в 15,3 раза по сравнению с отчетным периодом  2008 года), «Обрабатывающие производства» (в 1,9 раза).

    По сравнению с отчетным периодом прошлого года иностранные поступления существенно снизились в такие отрасли, как «Строительство» (в 4,9 раз), «Операции с недвижимым имуществом» (в 3,9 раза), «Финансовая деятельность» (в 1,6 раза).

    Инвестиции, направленные из г. Москвы за рубеж,  по итогам 9 месяцев 2009 года. Распределение по отраслям и странам


    Общий объем  инвестиций, направленных за рубеж из Москвы за 9 месяцев 2009 года, составил 53,772 млрд. долл. США (рост на 0,3% по сравнению с отчетным периодом 2008 года). Видовая структура складывалась из:

    * прямых инвестиций –  15 млрд. 129 млн. долл. США, 28,2% общего объема инвестиций, направленных из Москвы; рост объема в 2,4 раза по сравнению с отчетным периодом 2008 г.;

    * прочих –  38 млрд. 581 млн. долл. США, 71,7%; снижение объема на 19% по сравнению с отчетным периодом 2008 года;

    * портфельных –  60,96 млн. долл. США, 0,1%, рост объёма в 2,7 раза по сравнению с отчетным периодом 2008 года.


    Таблица 3. Инвестиции, направленные из г. Москвы за рубеж, по основным странам- получателям дальнего зарубежья за 9 месяцев 2009 года

     

    Страна

    вложения московских

    инвестиций

    Направлено

    за 9 месяцев 2009 года,

    млн долл. США, всего

     % к итогу

                  в том

    прямые,

    млн долл. США

    числе

    портфельные,

    млн долл. США


    прочие,

    млн долл. США

    Всего инвестиций,

    в том числе:

    53771,6

    100

    15129,2

    60,957

    38581,5

    Швейцария

    31458,4

    58,5

    590,6

    -

    30867,8

    Нидерланды

    9630,6

    17,9

    9357,6

    0,03

    273,0

    Кипр

    3349,9

    6,2

    3126,0

    59,8

    164,0

    Гибралтар

    1000,1

    1,9

    1000,0

    -

    0,1

    Великобритания

    754,0

    1,4

    -

    -

    754,0

    Виргинские о-ва

    (Брит).

    620,6

    1,2

    11,3

    -

    60,9

    Германия

    333,9

    0,6

    64,6

    -

    269,4

    США

    300,9

    0,5

    300,0

    -

    0,9

    Другие страны

    6323,2

    11,8

    679,1

    1,127

    6191,4

     


    В основные страны-получатели дальнего зарубежья (Швейцария, Нидерланды, Кипр, Гибралтар, Великобритания) за 9 месяцев 2009 года было направлено 46,193  млрд долл. США, или 86% всех направленных за рубеж  инвестиций московского происхождения.

    В страны-участники СНГ было направлено 5,847 млрд долл. США, или 10,9% всех направленных за рубеж  инвестиций московского происхождения. Наибольшие объемы инвестиций московского происхождения были направлены в Беларусь (75%), Украину (20%) и Киргизию (9,7%).

    В страны Балтии было направлено 143,4 млн долл. США, или 0,3% всех направленных за рубеж  инвестиций московского происхождения. Наибольшие объемы инвестиций московского происхождения были направлены в Литву (63%).


    Инвестиции московского происхождения за рубежом были распределены преимущественно в следующих отраслях.


    Таблица 4. Инвестиции, направленные из г. Москвы за рубеж, по основным видам экономической деятельности за 9 месяцев 2009 года..

     

    Наименование

    отраслей

    Направлено

    за 9 месяцев 2009 года,

    млн долл. США,всего

     % к итогу

                 в том

    прямые,

    млн долл. США

    числе

    портфельные,

    млн долл. США

    прочие,

    млн долл. США

    Всего,

    в том числе по

    видам экономической деятельности

    53771,6

    100

    15129,0

    60,96

    38581,0

    Оптовая и розничная торговля

    47700,0

    88,7

    11494,4

    -

    36205,9

    Обрабатывающие производства

    3581,3

    6,7

    2713,9

    -

    867,4

    Финансовая деятельность

    1066,9

    2,0

    375,5

    2,5

    689,0

    Транспорт и связь

    715,8

    1,3

    33,0

    28,7

    654,1

    Операции с недвижимым имуществом

    509,2

    0,9

    353,4

    0,4

    155,5

    Другие отрасли

    198,4

    0,4

    158,8

    29,36

    9,1


    По итогам девяти месяцев 2009 года удельный вес инвестиций московского происхождения, направленных за рубеж, составил 76,9%  общего объёма всех российских инвестиций, направленных за рубеж за данный период.

    По итогам девяти месяцев  2009 года в г. Москве распределение иностранных инвестиций в экономике г. Москвы характеризуется следующими  особенностями.

    По состоянию на начало октября 2009 года накопленный иностранный капитал в экономике г. Москвы возрос на 9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 105 млрд. 264 млн. долл. США.

    Как и прогнозировалось ранее, общий объем поступивших иностранных инвестиций в экономику г.Москвы за 9 месяцев 2009 г. существенно не уменьшился (снижение лишь на 0,5% ) и составил  28 млрд 210 млн долл. США. Объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику Российской Федерации за 9 месяцев 2009 года, составил 54,7 млрд долл. США, снижение на 27,8%. Удельный вес Москвы по объему привлеченных иностранных инвестиций  составил 52% от общего объема привлеченных иностранных инвестиций в экономику России. Таким образом, иностранные инвестиции, поступившие за 9 месяцев 2009 года в экономику г. Москвы, сформировали более половины объема иностранных инвестиций, поступивших в экономику Российской Федерации в целом.

    Наметилась некоторая стабилизация на инвестиционном поле столицы, инвестиционный климат Москвы продолжает сохранять свою привлекательность для зарубежных инвесторов. В инвестиционных предпочтениях иностранных инвесторов сохраняется устойчивое доминирование отрасли «Оптовая и розничная торговля», в данном секторе сосредоточено свыше 50% всех иностранных инвестиций, привлеченных в экономику столицы. Демонстрируют хорошую динамику темпы прироста иностранных инвестиций в следующие отрасли: «Транспорт и связь» (рост в 15,3 раза по сравнению с отчётным периодом  2008 года), «Обрабатывающие производства» (в 1,9 раза).

    За 9 месяцев 2009 года в московскую экономику поступали инвестиции из 127 стран-экспортеров капитала. На долю 6 наиболее крупных инвесторов дальнего зарубежья приходилось  24,9 млрд долл. США, или свыше 88% общей суммы привлеченного за 9 месяцев 2009 г. в экономику г. Москвы иностранного капитала. Лидерами по привлечению иностранных инвестиций среди стран дальнего зарубежья стали следующие страны (в порядке убывания привлеченных объемов): Люксембург, Нидерланды, Китай, Германия, Кипр и Великобритания.

    Несмотря на снижение притока капиталов на 60% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, продолжает развиваться инвестиционная деятельность  по привлечению капиталов в экономику города Москвы из стран-участников СНГ. За 9 месяцев 2009 года страны-участники СНГ при доминирующем вкладе Беларуси инвестировали в совокупности  в экономику Москвы 701,7 млн долл. США, или 2,5% всех иностранных инвестиций, поступивших в экономику города Москвы за отчетный период.

    Страны Балтии за 9 месяцев текущего года привлекли в городскую экономику 27,5 млн долл. США, или 0,1% всех иностранных инвестиций, поступивших в экономику города Москвы за 9 месяцев 2009 года.

    Продолжает развиваться инвестиционная деятельность московских предприятий по направлению капиталов за рубеж.

    Общий объем  инвестиций за рубеж из Москвы за 9 месяцев  2009 года составил 53,772 млрд долл. США  (рост на 0,4% по сравнению с отчетным периодом 2008 года). За 9 месяцев 2009 года московские предприятия осуществляли инвестиционную деятельность в 65 странах (в 60 – в отчетном периоде 2008 года). Наибольшие вложения были направлены (в порядке убывания объемов) в  следующие страны: Швейцарию, Нидерланды, Беларусь, Кипр, Украину, Гибралтар, Великобританию. По видам экономической деятельности московские инвестиции за рубежом были сконцентрированы в следующих отраслях: «Оптовая и розничная торговля» (88,7%), «Обрабатывающие производства» (6,7%), «Финансовая деятельность» (2%), «Транспорт и связь» (1,3%), «Операции с недвижимым имуществом» (0,9%).



















    Заключение


    Эксперты отмечают, что кризисные явления последних месяцев оказали определенное негативное воздействие на поведение инвесторов, и многие из них были вынуждены заморозить свои проекты. Но вместе с тем инвестиционный потенциал Москвы остается по-прежнему весьма высоким и интерес зарубежных инвесторов к различным проектам в Москве не ослабевает.

    В условиях кризиса многие инвесторы заморозили свои проекты, тем не менее, положительный интерес и серьезные намерения со стороны европейских и азиатских инвесторов присутствуют.

    Кризис заставил некоторых инвесторов свернуть или приостановить свои проекты, но в то же время способствовал активизации новых групп инвесторов. Эксперты отмечают, что финансовый кризис может нести в себе новые возможности. Неся в себе негативные последствия для одних участников рынка, он предоставляет новые возможности другим.

    Из-за кризиса проекты, связанные с американскими и японскими инвесторами притостановились, но при этом увеличился интерес со стороны арабских и китайских фондов - эти страны кризис наименее затронул.

    Финансовый кризис для одних — беда, а для других — старт и широкие возможности. На рынке города Москвы, так и страны в целом наметились тенденции и процессы перераспределения капиталов и собственности.

    Инвестиционный имидж Москвы в целом может быть охарактеризован как позитивный. Москва характеризуется благоприятным инвестиционным климатом и привлекательна для зарубежных инвесторов. При этом, безусловно, отмечается наличие серьезных проблем, которые оказывают негативное воздействие на инвестиционный климат Москвы, и существенно затрудняют приход и работу инвесторов, как зарубежных, так и российских.




    Используемые источники и материалы



    1.Великомыслов Ю.А. Иностранные инвестиции. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование деятельности предприятия с иностранными инвесторами, 2005. Материалы портала #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">1 Бочаров В.В. Инвестиции: учебник для вузов /В.В. Бочаров. - СПб. «Питер», 2004. С.9.


    1 Российская Федерация. Законы. «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» [федер.закон принят 25 февраля 1999 г. (с изм. и доп. от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г., 27 июля 2007 г.)]/ Информационно-справочная система «Гарант», версия от 01.03.2010 г.

    2 Российская Федерация. Законы. «Об иностранных инвестициях в РФ» [федер.закон принят 9 июля 1999 г. (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 22 июля 2005 г., 3 июня 2006 г., 29 апреля 2008 г.)]/ Информационно-справочная система «Гарант», версия от 01.03.2010 г.



    1 Таблица составлена по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, 2010г.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Инвестиции в Москву - отчет о практике ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.