Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Интернет-трейдинг - новый

  • Вид работы:
    Отчет по практике по теме: Интернет-трейдинг - новый
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:20:05
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    1.   ВВЕДЕНИЕ 

    2.   ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРНЕТ-ТРЕЙДИНГЕ   

    3.   ПРАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ТРЕЙДИНГА     

    4.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ    

    5.   ТАБЛИЦЫ  

    6.   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ       


                                                         ВВЕДЕНИЕ


    Интернет-трейдинг – информационная система, автоматизирующая взаимодействие между брокером и его клиентами с использованием сети Интернет. Цель системы - заключение сделок с ценными бумагами.

    Система предоставляет клиенту: рыночную информацию для принятия решений; средства для формирования и передачи брокеру приказов на сделку; информацию о состоянии портфеля клиента, поданных им приказов и заключенных сделках.

    Массовый интерес к разработке таких систем в России обусловлен успехом интернет-брокеров на Западе, в первую очередь в США. Значительное снижение стоимости использования сети Интернет позволило наряду с предоставлением традиционных брокерских услуг (с использованием телефона и /или бумажных документов) предоставлять и услуги электронного заключения сделок, стоимость которых существенно ниже как для клиента, так и для брокера. Интернет-трейдинг особенно необходим компаниям, ориентирующимся на рынок частных инвесторов (физических лиц), поскольку они вынуждены работать с большим количеством относительно небольших по стоимости клиентских приказов.

    Интернет-трейдинг впервые получил известность в середине 90-х годов как технология, позволяющая упростить и ускорить процесс приема заявок от частных инвесторов на операции с ценными бумагами, а также как чрезвычайно прибыльный бизнес. В конечном итоге это привело к пересмотру ряда экономических моделей и концепций функционирования мировых финансовых рынков в целом, возникновению принципиально новой конкурентной среды, разработке технологических стандартов, появлению новых игроков, торговых площадок и финансовых инструментов.

    Онлайновые технологии подоспели как раз вовремя и оказались манной небесной для дисконт-брокеров. Получившаяся в результате этого симбиоза модель бизнеса оказалась экономически востребованной и, более того, фактически создала новый рынок услуг. Интернет-трейдинг, как и любой И-бизнес, растет за счет оборота. Заработала самодостаточная цепочка: чем меньше комиссия и проще технология, тем больше клиентов, а значит - больше транзакций, больше прибыль, несмотря на то, что комиссия постоянно снижается. Рядом с брокерами сразу появились поставщики финансовой информации, начали издаваться новые журналы, книги, проводиться конференции, открываться учебные и консалтинговые центры и т. д. Возникла целая отрасль услуг. С другой стороны, этот бизнес, «расшевелив» новый слой клиентов, привлек на фондовый рынок массу частных инвесторов. Спрос на акции неминуемо толкал котировки вверх, поддерживал высочайшую ликвидность и привел к расцвету инвестиционной эйфории. Многие аналитики считают, что этот феномен явился основной причиной подъема американского рынка акций в целом за последние годы.

    ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОВРЕМЕННОМ

    ИНТЕРНЕТ-ТРЕЙДИНГЕ

     

    Основные ожидания бан­киров, серьезно занимающихся интернетом, связаны в основном с будущим. Если дина­мика экономики еще несколько лет будет по­ложительной, население активнее пойдет в банки, и тогда этот опыт и возможность пре­доставить клиентам комплексные услуги мо­гут оказаться для банка серьезным конкурент­ным преимуществом. Конечно, пока что зна­чительную долю пользователей Сети состав­ляют “нищие студенты”, но скоро они выучатся и начнут зарабатывать, став благодаря своему достатку и активности наиболее ин­тересной для банкиров группой населения.

    Этот фактор уже заметен в тех странах, где интернет появился раньше, чем в России, например в Скандинавии, где поколение студентов образца середины 90-х уже стало состоятельными людьми с высоким уровнем дохода и хорошей технологической подго­товкой. Именно этот слой и представляет со­бой значительную группу пользователей те­ле- и интернет-банкинга, который в той же Скандинавии казался малоперспективным еще пять лет назад.

    Под “интернет-банкингом” подразумевает­ся, как правило, обслуживание счетов клиен­тов - физических лиц через интернет. Набор услуг, оказываемых банками таким клиентам, уже сейчас достаточно широк. Так, первая из открывшихся в России систем - “Интернет сервис банк” Автобанка - позволяет пользо­вателям покупать и продавать валюту и цен­ные бумаги, оплачивать коммунальные услу­ги и услуги операторов связи, совершать пе­реводы, открывать валютные и рублевые депозиты, пополнять карточные счета, получать выписки по всем своим счетам и так далее. Пользователями системы могут стать владель­цы счетов в Автобанке, заплатившие порядка тысячи рублей за подключение, но все опера­ции за исключением межбанковских плате­жей и зачисления на счет безналичных рублей бесплатны для пользователя, а по операциям с валютой даже предоставляется скидка. Сей­час системой пользуются около 2 тыс. чело­век, оборот по интернет-счетам за февраль составил 55 млн. рублей. Еще один лидер в интернет-банкинге, Гута-банк, сумел привлечь к обслуживанию в системе “Телебанк” уже по­рядка 2,5 тыс. клиентов.

    Всего же подобные услуги в России сейчас оказывают порядка двадцати банков, и это крайне мало в сравнении с развитыми стра­нами - США и тем более, Северной Евро­пой. Мало и по общему числу клиентов, вос­требовавших эту услугу, и по их доле в общем числе клиентов банков. Даже у банков-ли­деров оно составляет доли процента.

    Причины не очень высокого спроса на та­кого рода услуги и их незначительного пред­ложения довольно просты. Скептики отме­чают все еще сохраняющееся недоверие кли­ентов к банковской системе в целом и выска­зывают опасения, что высокотехнологичные, нетрадиционные для российского рынка услуги просто не найдут потребителя. Действи­тельно, если учитывать, что, по данным различных источников, от 27 до 34% населения страны ничего не знает про интернет, что аудитория Сети сгруп­пирована в основном в Москве и Санкт-Пе­тербурге, да еще собрать воедино все требова­ния, которым должен отвечать потенциаль­ный пользователь интернет-банкинга (нес­колько неправдоподобный образ молодого, но весьма состоятельного и чрезвычайно за­нятого человека, сильно озабоченного сво­им будущим), становится понятно, что такая услуга вряд ли может быть сейчас массовой. Этот факт признают и в банках-активистах.

    Вместе с тем банковские интернет-проекты весьма требовательны к ресурсам. Рос­сийские специалисты оценивают первона­чальные затраты банка на одного пользова­теля онлайн-системы в среднем в 400 - 600 долларов. Полноценное же технологическое решение обойдется в сумму от 1 до 5 млн. долларов в зависимости от размера банка. Плюс к тому необходимо пройти массу бюрократических процедур включая получение лицензии, которая обходится в десятки тысяч долларов.

    По словам различных отечественных специалистов, серьезными сдерживающи­ми факторами развития интернет-банкинга в России остаются и затянувшееся законода­тельное оформление электронно-цифровой подписи, и недостаточное развитие телекоммуникаций, на доведение которых до европейского уровня потребуется, по оценкам за­падных специалистов, порядка 50 млрд. долларов, и недостаточное количество компа­ний, предлагающих услуги аутсорсинга.

    Вопрос окупаемости - самый неприятный для всех проектов, связанных с интернетом; в интернет-среде до недавнего времени его вообще предпочитали не касаться. Банкиры на эту тему рассуждают охотнее. В интернет-банкинге есть и имиджевый элемент, и ком­мерческий. Имиджевый заключается в том, что, когда набирается критическая масса бан­ков, предлагающих такую услугу, те, кто та­кую услугу не предлагает, начинают проигры­вать. Они теряют клиентов, и это уже чистый убыток. Доля банков, предоставляющих услуги интернет-банкинга, в общем числе банков сейчас крайне низка, но среди них такие гиганты, как Автобанк, Гута-банк, “Менатеп Санкт-Петер­бург”. Еще один заметный игрок, Альфа-банк, видимо, представит свое решение в бли­жайшее время. Получается, что сектор крупных банков, работающих с населением, уже довольно сильно “интернетизирован” (если, впрочем, не принимать в расчет особый во всех отношениях Сбербанк), поэтому отсут­ствие этой услуги означает хоть пока в основ­ном имиджевый, но уже проигрыш.

    Вместе с тем есть вполне поддающиеся оценке преимущества, которые может полу­чить банк при добросовестной реализации интернет-решения. Во-первых, это эконо­мия на обслуживании частных клиентов за счет автоматизации этого процесса. По об­щей оценке, проведение операции с исполь­зованием человеческого труда обходится примерно в один доллар (в эту оценку вклю­чается и возможность ошибки). При прове­дении операций через интернет их стоимость падает до десятка центов, а при больших масштабах (начиная от 50 тыс. человек), выйти на которые в конечном счете и рассчитыва­ют крупные банки, и до нескольких центов.

    Стоит, правда, отметить, что серьезной экономии и значительной эффективности проекта можно добиться, если исповедовать комплексный подход к развитию интернет-банкинга. В числе комплексных услуг можно привести интернет-трейдинг, систему обслуживания юридических лиц и электронные торговые пло­щадки, электронные магазины и платежные системы для интернет-торговли. Интернет-проект банка окупается за счет косвенных факторов: увеличения ак­тивов, привлечения новых клиентов, роста оборотов и транзакционных комиссий, то есть за счет факторов, проявляющихся в дру­гих подразделениях банка.

    Крупные организации слабо подвержены веяниям моды, к тому же со своими корпо­ративными клиентами в отличие от физи­ческих лиц банки уже очень давно общают­ся дистанционно, на Западе - около двад­цати лет. В России подавляющее большин­ство банков также используют системы “клиент - банк”, и многие переводят их в интернет. Сам по себе этот перевод ничего не дает: операции не проходят в онлайне, бухгалтерские системы клиента и банка не интегрируются, но и здесь комплексный подход может принести плоды.

    Востребованность этого сервиса со стороны потребителей подтверждает и реакция фондового рынка. Например, именитый брокерский дом Charles Schwab еще несколько лет назад был аутсайдером. Вовремя уловив тенденцию и переориентировавшись на предоставление услуг в режиме онлайн, он в 1996 году стал ведущим Интернет-брокером в мире. Сейчас Charles Schwab обслуживает около 3,3 млн. инвестиционных счетов, совершая порядка 180 тыс. транзакций в день (Таблица № 1 – в конце работы). В 2008 году он сохранил лидирующее положение, но испытал сильнейшее давление со стороны молодых и агрессивных конкурентов, демпингующих на комиссии. Как следствие, акции Charles Schwab заметно подешевели за 2008 год. Несмотря на это, его капитализация почти в два раза превышает аналогичный показатель крупнейшего (пока оффлайнового) инвестиционного банка Merrill Lynch.

    Опыт Америки показывает, что такие возможности приводят к взрывному росту количества новых игроков. Если в 2001 году в Европе было лишь 45 дисконт-брокеров, то сейчас – более 120. В таблице № 2 приведены 10 ведущих европейских онлайновых брокеров (часть из которых являются подразделениями банков) по итогам 2008 года. Как видно, по сравнению с США в Европе данный сектор пока слабо развит. Это связано как с экономическими факторами и несовершенством законодательства, так и с традиционным менталитетом, отсутствием “привычки” делать такого рода вложения. Однако основным тормозом является отсутствие достаточного числа разнообразных инструментов (акций, паев взаимных фондов, облигаций и т.п.), позволяющих использовать инвестиции на фондовом рынке как механизм накопления, минимизации налогов, как элемент пенсионных схем и т.д.

    В США покупка акций как способ минимизации налогов, накопления средств на образование, роста пенсионных сбережений, является естественной. Например, открыв так называемый individual retirement account (IRA) – персональный пенсионный счет, американец может отчислять на него ежегодно определенную сумму, выводимую из под налогообложения, и производить любые операции по покупке-продаже активов. Прибыль с такого счета также не облагается налогом, при условии, что наличные могут быть сняты только после выхода на пенсию. В Европе таких возможностей и, соответственно, стимула нет, а основными клиентами Интернет брокеров являются не консервативные “домохозяйки”, а молодые спекулянты.

    Наиболее развит Интернет-трейдинг в Германии, стоящей "одинокой вершиной" на фоне европейской отсталости в этом вопросе. Конкуренцию Германии могут составить только Франция, где, несмотря на весьма малую клиентскую базу, объем торговли в 2008 году составил 70% от немецкого, и Швеция, банки которой являются наиболее современными с точки зрения Интернет-технологий. Безусловным лидером по темпам роста как уровня сервиса, так и самого рынка акций являются скандинавские страны, в частности, Финляндия и Норвегия. Их суммарный вклад не превышает 5%, однако в силу всеобщей "мобилизации" и взрывного развития технологии WAP, позволяющей обеспечить доступ к информации и торгам через мобильный телефон, перспективы весьма серьезные. Аутсайдерами по темпам развития являются Великобритания и Швейцария. Скорее всего, это во многом связано с их системой налогообложения и высокой стоимостью услуг.

    Тем не менее, J.P. Morgan в своем докладе “Брокерский бизнес через Интернет: неудержимый рост” оценивает увеличение количества счетов в Европе до 2,5 млн. в 2009 году и до 8 млн. в 2002. Этому будет способствовать и общий рост числа пользователей Интернет – от 43 млн. в мае 2008 до 126 млн. к 2002.

    Появление и рост числа дисконт-брокеров в США был вызван отменой ограничений на минимальный размер комиссии в 1975 году. Двигателями американского рынка онлайновых услуг стали два обстоятельства: низкая цена и элементарность сервиса (“просто щелкни мышкой”). В Европе фактором роста бизнеса станет не технология сервиса как таковая, а расширение клиентской базы и ряд законодательных и структурных решений, в частности предполагаемая реформа пенсионной системы, что позволит привлечь имеющиеся накопления на рынок.

    Если говорить о возможности выхода на новые географические рынки, то, хотя в Рос­сии через интернет корпоративные клиен­ты пока не привлекались, примеры эконо­мии на создание и поддержку филиальной сети за счет интернета уже есть. По утвер­ждению Юрия Савельева, заместителя председателя правления банка “Менатеп Санкт-Петербург” (www.menatepspb.com), за счет того, что филиаль­ная сеть работает на арендованных каналах и не увеличивает штат, банк экономит около двух с половиной миллионов долларов.

    Стратегия банка в интернете может быть разной, но если о формах участия банка в электронном бизнесе еще есть время спорить, то со стратегией банкам нужно определять­ся уже в ближайшем будущем. В случае, если с выходом в интернет можно “еще годик подождать, и ничего страшного не будет”, то через три-пять ближайших лет не понявший прелести ин­тернета банк будет просто вытеснен с рынка.

    ПРАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ТРЕЙДИНГА


    Система Интернет-трейдинга устанавливается в банке или финансовой компании, которая работает на одном или нескольких рынках (государственные и корпоративные ценные бумаги, валютный, срочный рынок, векселя и т.д.). Организаторами рынка являются биржи или группы компаний (внебиржевой рынок). При этом финансовые компании, которые имеют непосредственный доступ к рынку (доступ к торговым системам бирж или внебиржевым торговым системам) выступают в качестве брокеров. Все остальные компании имеют доступ к рынку только через брокеров и имеют статус инвесторов.

    Традиционная схема взаимодействия брокера и инвестора подразумевает их общение по телефону, в ходе которого брокер называет клиенту текущие цены на рынке, а клиент дает заявки на покупку или продажу. Полученные заявки брокер вводит в торговую систему с соответствующего биржевого терминала, установленного у него.

    Система Интернет—трейдинга предназначена для автоматической подачи заявок инвестором непосредственно в торговые системы бирж, а также для мониторинга состояния своего портфеля в режиме реального времени. Естественно, что при этом все операции клиент совершает только в пределах лимитов, установленных для него брокером. Таким образом брокер по-прежнему остается необходимым звеном, определяющим порядок работы клиента на рынке.

    Система должна обеспечивать весь комплекс операций, необходимых для управления клиентами со стороны брокера: администрирование клиентов, отслеживание и управление лимитами, связь с back office, организация электронного документооборота с клиентами и т.д.

    Система состоит из следующих элементов:

    1.Шлюзы в торговые системы бирж.

    2.  Автоматизированный комплекс брокерской компании, включающий в себя:

    o  систему сбора заявок;

    o  систему управления лимитами;

    o  систему безопасности.

    3.Рабочее место брокера.

    4.Рабочие места клиентов.

    Общая схема системы Интернет-трейдинга, включающая все ее компоненты, представлена на Рис. 1.

    Рассмотрим подробнее все элементы системы.

    Шлюзы в торговые системы бирж это программно-аппаратные комплексы, предназначенные для автоматического обмена информацией между брокером и торговой системой биржи. Как правило шлюз представляет собой компьютер, находящийся у брокера и подключенный к выделенной корпоративной сети биржи. По соображениям безопасности многие биржи требуют, чтобы обмен информацией с этим компьютером осуществлялся только через COM-порт и не был подключен к локальной сети компании, в которой он установлен.


     



     











    Рисунок 1. Общая схема системы интернет-трейдинга


    Схема подключения шлюза выглядит как показано на Рис. 2.

     










    Рисунок 2. Схема подключения шлюза


    Некоторые биржи или торговые системы еще не имеют автоматических шлюзов с торговыми системами. В этом случае передача заявки, полученной от клиента, может осуществляться трейдером с терминала соответствующей биржи.

    В общем случае системы Интернет-трейдинга могут не иметь подключения к биржам или внешним торговым площадкам - торги осуществляются в рамках локальной группы клиентов одного брокера. То есть каждый клиент может торговать не со всеми участниками рынка или биржи, а только с клиентами своего же брокера. Это вполне оправданно, если количество клиентов у одного брокера достаточно велико.

    В этом случае появляется необходимость в блоке "Торговая система брокера", показанном на р.

    Данный функциональный блок выполняет следующие функции:

    · формирует очереди заявок;

    · осуществляет поиск встречных заявок и заключение сделок.

    Формирование очереди заявок показано на Рис. 3.

     










                        Рисунок 3. Формирование очереди заявок


    Фактически торговая система брокера функционирует аналогично торговым системам бирж.

    Система сбора заявок

    Система сбора заявок является ключевым элементом системы Интернет-трейдинга и обеспечивает организацию процесса взаимодействия брокера и клиента, брокера и биржи, а также других подсистем брокерского комплекса.

    В эту систему входят следующие элементы:

    · контроллер прикладного протокола обмена данными с клиентом;

    · сервер приложений, обеспечивающий генерацию запросов к базе данных, на основании сообщений, полученных от клиента;

    · сервер баз данных;

    · контроллер прикладного протокола обмена данными с биржами и торговыми площадками;

    · Web-сервер для поддержки Java клиентов.

    В качестве транспортного протокола передачи данных между клиентом и брокером используется стандартный протокол TCP/IP, однако, с точки зрения функциональности и надежности взаимодействия клиента и брокера большое внимание должно быть уделено протоколу прикладного уровня.

    Прикладной протокол должен обеспечивать:

    1. Адресность сообщений и маршрутизацию при обмене сообщений между клиентами.

    2. Надежность доставки на прикладном уровне, которая обеспечивается получением подтверждений от всех звеньев, по которым проходит сообщение (например, при разрыве связи между брокером и биржей, клиент должен быть корректно извещен о невозможности доставки его сообщения на биржу, несмотря на то, что оно успешно получено брокером).

    3. Максимально компактный формат передачи информации, запросов к базам данных и т.д. для минимизации траффика между брокером и клиентом и снижения требований к пропускной способности Интернет-каналов.

    4. Поддержку бродкастинговых сообщений.

    Вся информация в торговой системе делится на две части:

    1. Информация о ходе торгов (котировки, сделки), одинаковая для всех.

    2. Персонализированная информация, связанная с заявками, портфелем и лимитами конкретного инвестора, а также текстовые сообщения, посылаемые клиентами друг другу.

    Информация второго типа должна передаваться в виде адресных сообщений, предназначенных конкретному получателю, а информация первого типа в виде широковещательных сообщений, передаваемых один раз и доставляемых всем клиентам одновременно.

    Для передачи информации первого типа могут применяться технологии, апробированные на информационном рынке, в частности, технологии широкого вещания через спутниковые и эфирные каналы (Рис. 4).

     













                     Рисунок 4. Схема доставки данных к клиенту


    В этом случае клиент использует специальное приемное устройство, подключаемое к компьютеру, через которое получает весь основной информационный поток, дающий основную нагрузку на каналы связи. Таким образом Интернет используется только для приема персонализированной информации и отправки заявок. Это позволяет клиенту использовать низкоскоростное подключение к Интернет, что особенно актуально для регионов. Возможность использования таких систем реализована, например, в системе Интернет—трейдинга "NetInvestor".

    Управление лимитами и рабочее место брокера

    В соответствии с общей схемой работы, брокер должен контролировать операции, выполняемые клиентами. Управление клиентами включает в себя функции, которые выполняются в двух режимах: автоматическом и ручном.

    В автоматическом режиме выполняется контроль заявок на соответствие лимитам и изменение лимитов при совершении сделок или изменении цен на рынке.

    В ручном режиме выполняются следующие функции:

    · регистрация клиентов и работа с клиентской базой;

    · управление лимитами клиентов;

    · мониторинг клиентских заявок;

    · разграничение прав доступа;

    · ввод заявок от имени клиента, в случае проблем со связью у клиента;

    · обеспечение работы субброкеров.

    Последний пункт (Обеспечение работы субброкеров) связан с тем, что клиентом брокера может являться другой брокер, имеющий свою клиентскую базу. Субброкер имеет возможность управлять своими клиентами в пределах лимитов, открытых на него основным брокером. Эта схема может строиться иерархически, как показано на Рис. 5.

     

    Рисунок 5. Схема взаимодействия: клиент-субброкер-брокер


    Для реализации вышеперечисленных "ручных" функций в системе должно быть предусмотрено автоматизированное рабочее место брокера, где находится исчерпывающая информация обо всех клиентах и их действиях.

    Правила проведения автоматизированных операций по управлению клиентами, их заявками, лимитами и т.д. составляют внутреннюю бизнес-логику системы. На практике правила работы системы очень часто меняются, поэтому очень важно предложить такие технологические решения, которые не требовали бы переделок системы при каждом изменении торговых схем или при появлении новых активов.

    Хотя формально все Интернет-брокеры обеспечивают доступ к различным финансовым инструментам, включая акции, котируемые на различных биржах, государственные ценные бумаги, корпоративные облигации, паи взаимных фондов, опционы, фьючерсы и т.д., их услуги совсем не равнозначны.

    Критериями выбора брокера являются удобство и скорость доступа, стоимость обслуживания, минимальная сумма депозита, размер комиссионных, сроки и стоимость вывода средств со счета, набор предлагаемых инструментов, полнота информации, предоставляемой клиенту на сайте (аналитика, котировки и др.), спектр дополнительных финансовых услуг (в частности, кредитование под залог имеющихся на счете ценных бумаг) и т.д. Клиенту может быть открыт обычный денежный (cash), маржинальный (cash/margin) или опционный (option) счета. Минимальный депозит, требуемый для открытия, составляет 1000-5000 долларов (в зависимости от типа счета и брокера). Однако надо понимать, что при игре на столь малых суммах прибыль может оказаться меньше комиссионных, заплаченных брокеру. Золотая середина в данном случае - вопрос дискуссионный.

    С денежного счета осуществляется обычная покупка или продажа акций. Принимаются лимит-, маркет- и стоп-ордера. Маржинальный счет в основном используется для открытия коротких позиций (в том числе без покрытия) в рамках технологии margin trading, когда брокер кредитует операции клиента под залог имеющихся на счету средств (размер плеча - 1:2).

    Если инвестор “угадал” движение рынка, то торговля с маржей позволит получить дополнительную прибыль при меньших вложениях. Однако и потери будут больше в случае ошибки. Существует отдельный список акций, для которых разрешены сделки с маржей. В частности, акции, цена которых меньше 5 долларов, обычно с маржей не торгуются. С опционного счета производится торговля производными финансовыми инструментами (фьючерсы и опционы), и его открытие требует большего начального депозита (обычно от 3000 долларов) в силу повышенных рисков. На остаток наличных средств на счете брокеры начисляют от 5 до 7% годовых. Таким образом, даже при отсутствии операций деньги клиента, по меньшей мере, защищены от инфляции. Кроме того, брокер может выписать клиенту чековую книжку, открыть кредитную карту, выдать кредит под залог средств и т.д.

    Важным критерием выбора является наличие информационной поддержки. Брокеры могут предоставлять клиентам котировки (в режиме реального времени или с задержкой), графики (часто - с возможностью проведения технического анализа), новости и отчеты компаний, услуги по ведению портфеля (пересчет его текущей стоимости), советы по покупке и продаже, исследования рынка в целом и отдельных его ceгментов. Безусловно, такой информации часто недостаточно для профессионала, который пользуется также альтернативными источниками. Обычно брокеры имеют отлаженную службу поддержки клиентов. Например, на любой вопрос, отправленный в Ameritrade по электронной почте, в течение одного часа будет получен персональный ответ.

    Комиссия брокера зависит не от суммы сделки в долларах, а от количества акций. Достаточно низкие комиссионные предлагает Datek - 9,99 доллара за сделку объемом до 5000 акций. E*Trade объявляет в рекламе 14,95 доллара (однако если вы захотите продать или купить акции на NASDAQ, то фирма возьмет с вас уже 19,95 доллара), Charles Schwab берет 29,95 доллара за операцию объемом до 1000 акций (качество и репутация стоят денег). Некоторые условия торгов и открытия счета приведены в таблице № 4.

    Как указывалось выше, многие мелкие брокеры лишь собирают поток заявок и передают их на исполнение маркет-мейкерам, не имея никакой возможности влиять на скорость и цен, исполнения. Напротив, крупные брокеры, например Charles Schwab, являются владельцам компаний маркет-мейкеров, то есть исполняют ордера фактически сами. Datek, кроме того, располагает собственной сетью электронной связи Island.

    Для маркет-мейкера, который котирует акцию в обе стороны, основным источником дохода является не комиссия, а спред (разница между ценой покупки и продажи). Имея прямой доступ к рынку, брокер, увидев, например, заявку на покупку, может успеть купить акции "под клиента" и затем продать их ему. При этом реальная стоимость транзакции для клиента будет включать эту "дельту". При разнице всего лишь в 1/8 на сделке в 500 акций брокер дополнительно зарабатывает на клиенте 62,5 доллара, что намного больше комиссионных. Именно поэтому заявка на покупку или продажу по рыночной цене (маркет-ордер) очень выгодна для брокера, особенно в момент быстрого изменения рынка. Безусловно, такую ситуацию практически невозможно отследить, тем более что многие брокеры, чтобы избежать "разборок" с клиентами по поводу "долгого" исполнения ордеров, указывают при подтверждении сделки лишь дату, а не точное время транзакции. Поэтому одним из критериев “порядочности” брокера служит скорость исполнения сделки. Например, Datek вообще не берет комиссионных с клиента, если рыночный ордер не исполнен в течение 60 секунд, хотя при большом наплыве заявок ордер может исполняться несколько (а в ряде случаев десятки) минут. Своевременное и быстрое исполнение брокером заявок гораздо важнее размера комиссионных. Даже за несколько минут цена акции может значительно "уплыть" в ту или другую сторону, особенно во время рыночных скачков. В результате потери на курсе могут намного превысить экономию на комиссии. Чаще всего это случается во время первичного размещения акций. Более того, при скачках рынка вполне возможна ситуация, когда будет превышен лимит средств на счете. Например, клиент хотел купить 1000 акций по 1 доллару, исходя из остатка в 1000 долларов. Реальная цена сделки может оказаться 1200 долларов и клиенту придется срочно покрывать разницу. Чтобы обезопасить себя от этой ситуации, нужно использовать лимит-ордера (фиксированная цена исполнения). При этом большое значение имеет скорость загрузки интерфейса на клиентский компьютер и время реакции программного обеспечения.

    Открытие инвестиционного счета у брокера предполагает передачу ему же полномочий по ведению (пользуясь российской терминологией) счета номинального держателя в соответствующем депозитарии. Брокер обычно имеет “торговое место” и собственный счет на торговых площадках, инструменты которых он предлагает клиенту. Купив для клиента акции, брокер зачисляет их на свой счет, но учитывает на клиентском отдельном субсчете. Все права собственности (включая право на получение дивидендов по акциям) при этом остаются за клиентом.

    Распоряжение на вывод средств с инвестиционного счета нельзя подать через Интернет. Оно должно быть письменным (можно по факсу), а в ряде случаев требует телефонного подтверждения. До недавнего времени брокеры проводили платежи со счета в пользу третьих лиц, что фактически придавало инвестиционному счету функции расчетного. Сейчас брокер может переводить деньги только на именной расчетный счет инвестора по его заявке. Это ограничение полезно, так как повышает безопасность — постороннее лицо, даже получив доступ к паролю и счету клиента, не сможет перевести деньги на свой счет. Те инвестиционные компании, которые до сих пор обеспечивают возможность свободного перевода средств со счета, являются, как правило, очень крупными институтами, либо принадлежат крупному банку, либо банк принадлежит им.

    Также необходимо отметить, что качество и надежность сделок зависят скорее от репутации компании, чем от технических средств доступа. Любой брокер обязан получить государственную лицензию на осуществление инвестиционной деятельности, а уважающая себя компания, кроме того, всегда является членом SIPC (Securities Investor Protection Corporation, www.sipc.com). Это означает, что средства клиента застрахованы на сумму до 500 тыс. долл. (до 100 тыс. наличными) на случай банкротства брокера.

    В настоящее время в мире существует несколько сотен онлайновых брокеров. Их списки, рейтинги (которые очень быстро меняются в силу бурного развития отрасли) и ссылки можно найти на сайтах www.niultex.com, www.the-street.com, www.pathfinder.com/money/broker/, а также среди информационных материалов APCIMS (The Associations of Private Client Investment Managers and Stockbrokers -www.apcims.co.uk), рейтингового агентства Weiss Ratings, консалтинговой компании Gomez Advisors и др.

    В таблице № 5 приведен рейтинг ведущих американских онлайн-брокеров, составленный на основе опроса клиентов по пяти критериям. Отметим, что “вес” каждого признака, то есть важность для конкретного инвестора определяется его опытом, стилем и методом инвестирования, размером счета и т.д. Поэтому "оптимальный" брокер должен определяться для каждой категории инвесторов. Например, начинающий трейдер боится доверить брокеру сумму больше, чем 2-5 тыс. долларов. Ему нужно время, чтобы “войти в курс”, для него важна легкость сервиса. Для “богатого” (100 тыс. долларов на счете) не важна цена, но существенно наличие персонализированного сервиса, качественных исследований и комментариев по рынку, низкие кредитные ставки при использовании маржинального счета, рекомендации и информация о предстоящих первичных размещениях, расширенные возможности управления счетом, придание последнему функций расчетного (включая чековую книжку, депозиты, оплату счетов и т.д.). Конечно, для различных групп клиентов эти критерии имеют разное значение. Поэтому начинающим брокерам можно порекомендовать услуги National Discount Brokers, Suretrade, E*Trade; средним (до 50 тыс. долларов на счете) – Charles Schwab, National Discount Brokers, DLJdirect; дэй-брокерам – Datek Online, Suretrade, National Discount Brokers. Среди специализированных дэй-брокеров отметим компании TradeCast (www.tradecast.com) и CyBerCorp (www.cybercorp.com).

    Американские онлайновые брокеры имеют гораздо больший опыт работы, чем их европейские коллеги, и гораздо более лояльно относятся к клиентам из-за рубежа. Поэтому начинающим трейдерам, которые интересуются в основном акциями из листинга NASDAQ и NYSE, надежнее работать с “американцами”. Основная сложность работы с “европейцами” - незнание соответствующего языка. С другой стороны, именно через них удобнее выходить на национальные рынки, среди которых наиболее интересными являются итальянский и немецкий. Среди итальянских брокеров можно рекомендовать www.fineco.com, www.bipip.com, с февраля 2009 года такой сервис предоставляет крупнейший банк Credito Italiano, где создано специальное подразделение www.tradinglab.com. Информацию можно получить на www.ilsole24ore.it и www.soldionline.it. Среди немецких отметим www.consors.de и www.fimatex.de, через которых, в частности, можно получить доступ к бирже EUREX.

    Западный рынок чрезвычайно богат на сюрпризы. То, что сейчас сектор высоких технологий безумно растет, в частности в результате накачки деньгами инвесторов, “убегающих” с традиционных рынков, вовсе не означает скорых прибылей. Этот сектор - ниша для дэй-трейдеров. Сформировать же диверсифицированный среднесрочный портфель, тем более в рамках 2-3 тыс. долларов (больше вряд ли кто-то рискнет сразу) весьма непросто. Возможным способом решения задачи является “копирование” структуры портфеля одного из взаимных фондов, работающих в конкретном узком секторе рынка (связь, биотехнологии и т.д.). На поиск такого портфеля требуется не больше 30 минут (ссылки можно найти на www.fundforum.com и www.onlineinvestor.com). По сути, вкладчики таких фондов экономят время, доверяя менеджеру управление своими деньгами, но теряют в доходности. Можно повысить свою доходность, регулярно проводя перекладку портфеля.

    Вкладчику, пожелавшему самостоятельно составить портфель, на анализ потребуется минимум 3-4 часа. При этом вряд ли инвестиционное решение окажется лучше. Так что лучше оставить эту задачу профессионалам.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

    Что электронный бизнес может дать бан­ковской сфере? Снижение стоимости опе­раций за счет уменьшения операционных и административных расходов. Согласно амери­канской статистике, средняя стоимость операции, выполняемой традиционными банковскими спо­собами, составляет 1 доллар 20 центов. Аналогичная операция, проведенная с применением ин­тернет-технологий, стоит 10 центов. Средняя сто­имость одного филиала составляет около 1 млн. долларов, а расширить интернет-бизнес на новые регионы можно почти бесплатно. Конечно, соб­ственно развитие интернет-технологий требует сравнительно крупных начальных инвестиций в разработку стратегии и новых технологических решений, в аппаратуру, безопасность, на имидж и маркетинг, на создание условий прозрачности и доверия. Но когда эти вложения уже сделаны, то дальнейшее развитие бизнеса требует минималь­ных дополнительных затрат.

    Но самое главное, что даст электронный биз­нес банковской системе, - это возможность сло­мать границы между предоставляемыми продуктами и видами бизнеса; возможность значительно более полно удовлетворять запросы клиентов, и не только в традиционных видах услуг, но и в смежных областях; это и потенциал совмещения различных видов бизнеса с целью максималь­ного удовлетворения запросов клиентов и повышения эффективности бизнеса. Процитируем руководителя фирмы IBM Луи Герстнера: «Настоящая революция заключается не в технологии. Революция в тех изменениях институциональных процессов, которые должны произойти, чтобы полностью абсорбировать преимущества новых технологий»[1].

    Многие российские финансовые организации начали внедрять электронный бизнес, но пока делают лишь первые шаги на этом поприще. По­рой шаги эти хаотичны и недостаточно продума­ны, что в результате не приводит к желаемым ре­зультатам. Я дам совет; не копируйте. Прояви­те изобретательность - приложения, с которы­ми будут работать ваши клиенты, должны быть непохожи на разработки конкурентов.

    Говоря о проблемах развития электронного бизнеса в России, я бы выделил четыре группы проблем. Прежде всего это юридические воп­росы, связанные с пробелами в законодатель­стве. Должен быть принят закон об электронной подписи, не опирающийся на какую-либо спе­цифическую технологию. Кроме того, необходи­мо законодательно признать эквивалентность транзакций, выполненных электронным спосо­бом и выполненных традиционными способами. Нуждается в разъяснении и налоговый статус операций, проводимых через интернет, причем без введения новых налогов.

    Вторая группа проблем - инфраструктурные. Необходима эффективная система поставок то­варов, приобретенных через интернет, и нали­чие надежной системы проведения платежей включая совершенствование юридической и нормативной базы.

    Следующая группа - безопасность и дове­рие. По данным западных аналитиков, новый интернет-сайт посещается в течение 28 секунд после открытия и атакуется хакерами в бли­жайшие пять часов. Шестьдесят процентов се­тей подвергается попыткам стороннего про­никновения более чем 30 раз в год. Поэтому продавец услуг через интернет обязан разра­ботать соответствующие меры защиты. Он дол­жен знать, кому он продает услуги, адекватно идентифицировать покупателя, который, в свою очередь, должен быть полностью уверен, что продавец принял все разумные меры без­опасности и ответственно выполняет все тре­бования.

    Наконец, необходимо наличие опыта и ресур­сов. Но к парадоксальному преимуществу Рос­сии в развитии электронного бизнеса можно от­нести ее пятилетнее отставание от мировых ли­деров: российские банки могут не повторять многочисленных ошибок, сделанных их запад­ными собратьями, а выбрать и адаптировать к собственным нуждам хорошо отработанные и проверенные практикой решения.

    Сверх чудес от интернета уже никто не ждет. Настало время прагматического просчета реаль­ных возможностей. Нет новой экономики, но есть просто экономика, в которой электронному биз­несу уже отведено свое собственное место.

    Таблица № 1


    Крупнейшие американские Интернет-брокеры


    Место

    Брокер

    Доля рынка, %

    Кол-во счетов, тыс.

    Объем открытых счетов, млрд. $

    1

    Schwab

    22,0

    3 300

    348,7

    2

    E*Trade

    15,3

    1 881

    44,0

    3

    Waterhouse

    13,3

    1 300

    88,0

    4

    Fidelity

    11,4

    3 466

    269,0

    5

    Datek

    10,0

    340

    10,6

    6

    Ameritrade

    8,8

    686

    31,6

    7

    DLJ Direct

    3,8

    347

    21,7

    8

    Scottrade

    2,7

    201

    5,3

    9

    Cybercorp

    1,8

    3

    0,2

    10

    Suretrade

    1,6

    158

    2,4

    Источник: U.S. Bancorp Piper Jaffray.


    Таблица № 2


    Ведущие европейские Интернет-брокеры по итогам 2008 года


    Место

    Имя

    Владелец

    Количество счетов, тыс.

    Доля на рынке, %

    1

    Ccomdirekt

    Commerzbank

    155

    18,9

    2

    CanSors

    Schmidt Bank

    130

    15,8

    3

    Schwab Europe

    Charles Schwab

    130

    15,8

    4

    Direkt Anglage Bank

    Hypo Vereinsbank

    90

    11

    5

    Bank 24

    Deutsche Bank

    90

    11

    6

    Cortal

    Paribas

    74

    9

    7

    SE Banker”

    SE Banken

    50

    6.1

    8

    Net-Trade

    Swedbank

    18

    2.2

    9

    Nordnet

    Ohmans Fondkomission

    13

    1,6

    10

    Fimatex

    Societe Generale

    11

    1.3



    Таблица № 3


    Сравнение цен на услуги брокеров


    Компания

    Способ связи

    Цена трансакции, $

    Merrill Lynch

    Через "живого" брокера

    373

    Charles Schwab

    Через "живого" брокера

    144

    Charles Schwab

    Через Интернет

    29,95

    Ameritrade

    Через Интернет

    8


    Брокеры, входящие в топ-лист журнала "Forbes"

    1.   AB Watley (www.abwattey.com);

    2.   Accutrade (www.accutrade.com);

    3.   AFTrader (America First Associates) (www.aftrader.net);

    4.   American Express Financial Direct (www.americanexpress.com/direct/);

    5.   Ameritrade (www.ameritrade.com);

    6.   BCL (Burke, Christensen. & Lewis Securities, Inc.) (www.bclnet.com);

    7.   Bidwell & Company (www.bidwell.com);

    8.   Brown & Company (www.brownco.com);

    9.   Bull & Bear (www.bullbear.com);

    10.   Bush Burns (www.bushburns.com);

    11.   Charles Schwab (www.schwab.com);

    12.   Citicorp Investment Services (www.citibank.com/us/investments/);

    13.   CompuTEL (www.computel.com);

    14.   Datek (www.datek.com);

    15.   DLJdirect (www.dljdirect.com);

    16.   Dreyfus Brokerage Services (www.edreyfus.com);

    17.   E*Trade (www.etrade.com);

    18.   Empire Financial Group (www.empirenow.com);

    19.   Fidelity.com (www.fidelity.com);

    20.   Firstrade (www.firstrade.com);

    21.   Freeman Welwood (www.froomanwelwood.com);

    22.   InvesTrade (www.investrade.com);

    23.   JB Oxford & Company (www.jboxford.com);

    24.   Merrill Lynch Direct (www.mldirect.com)

    25.   Mr. Stock (www.mrstock.com);

    26.   MSDW (www.discoverbrokerage.com);

    27.   Muriel Siebert & Co. (www.siebertnet.com);

    28.   My Discount Broker (www.mydiscountbroker.com);

    29.   National Discount Brokers (www.ndb.com);

    30.   Net Investor (www.netinvestor.com);

    31.   Onelnvest (www.oneinvest.com);

    32.   Peremel (www.peremel.com);

    33.   Quick & Reilly (www.quickwaynet.com);

    34.   RJ Forbes (www.rjforbes.com);

    35.   Scottrade (www.scottrade.com);

    36.   Scudder (www.scudder.com);

    37.   Sunlogic (www.sunlogic.com);

    38.   Suretrade (www.suretrade.com);

    39.   Swiftrade (www.swiftrade.com);

    40.   Rowe Price Brokerage (www.troweprice.com);

    41.   Trade4less (www.trade4less.com);

    42.   TradeOptions (www.tradeoptions.com);

    43.   Trading Direct (www.tradingdirect.com);

    44.   Vanguard Brokerage Services (www.vanguard.com);

    45.   Vision Trade (www.visiontrade.com);

    46.   Wall Street Access (www.wsaccess.com);

    47.   Wall Street Electronica (www.wallstreete.com);

    48.   Wang Investments (www.wangvest.com);

    49.   Waterhouse (www.waterhouse.com);

    50.   WebStreet Securities (www.webstreet.com);                 

    51.   Wit Capital (www.witcapital.com);

    52.   WellsTrade (www.wellsfargo.com);

    53.   Wyse (www.wyse-sec.com)

    54.   Wingspan (www.wingspan.com);                        

    55.   Your Discount Broker (www.ydb.com).

    Таблица № 4


    Сравнительный анализ стоимости услуг.


    Ставка кредитования сделки на марже

    Дополнительная комиссия при сделке свыше 5000 акций, $

    Индикация текущего состояния портфеля

    Стоимость данных о котировках в реальном времени, $

    Обязательства по исполнению маркет-ордера

    Маркет-ордер, комиссия за сделку до 5000 акций, $

    Лимит-ордер, комиссия за сделку до 5000 акций, $

    Мин. депозит для открытия счета, $


    7,25%

    9,99

    да

    Бесплатно, без ограничений

    в течение 60 с, иначе комиссия не взимается

    9,99

    9,99

    2009

    Datek

    9,25%

    50,00

    нет

    Бесплатно, с ограничениями и задержкой до 20 мин.

    нет

    19,95 (14,95 для сделок на NYSE и AMEX)

    19,95

    1000

    E*Trade

    8,50%

    ----

    нет

    20,00 в месяц

    нет

    8,00

    13,00

    2009

    Ameritrade

    8,50%

    100,00

    нет

    20,00 за 500 котировок

    нет

    20,00

    20,00

    1000

    DLJdirect

    7,50%

    100,00

    нет

    5,00 за 100 котировок

    нет

    12,00

    12,00

    1000

    Waterhouse

    8,25%

    149,95

    нет

    1,50 в мин.

    нет

    29,95

    29,95

    2500

    Charles Schwab


    Таблица № 5

     

    Рейтинг ведущих американских онлайн-брокеров по совокупности критериев (без специализированных дэй-брокеров, пятибалльная система)


    I. Удобство и легкость ввода заявок, навигации по сайту, дружелюбность интерфейса.

    II. Качество сервиса в целом.

    III. Скорость и точность исполнения сделок, контроль текущего состояния заявки.

    IV. Разнообразие предлагаемых активов, наличие информационных ресурсов, исследований рынка, средств обработки данных, ведения портфеля и т.д.

    V. Цена транзакции.

    VI. Суммарная оценка.

    Имя брокера

    Адрес в Интернете

    I

    II

    III

    IV

    V

    VI

    Charles Schwab

    www.schwab.com

    5

    4

    4

    5

    2

    5

    National Discount Brokers

    www.ndb.com

    4

    2,5

    4,5

    4

    3,5

    5

    DLJdirect

    www.dlJdirect.com

    3,5

    2,5

    3,5

    4,5

    3,5

    4,5

    Suretrade

    www.suretrade.com

    3

    3

    3

    3

    5

    4,5

    Datek Online

    www.datek.com

    4

    2,5

    3,5

    1,5

    5

    4

    E*Trade

    www.etrade.com

    4

    2,5

    1,5

    4,5

    3,5

    4

    Fidelity

    www.fidelity.com

    3

    4,5

    2

    4

    2

    3,5

    Quick & Reilly

    www.quickwaynet.com

    2,5

    2

    4

    2,5

    3,5

    3

    ScoTTrade

    www.skottrade.com

    2,5

    1,5

    3,5

    2

    4,5

    3

    Waterhouse Securities

    www.waterhouse.com

    1,5

    2,5

    3

    3,5

    4,5

    3

    Discover Brokerage

    www.discoverdirect.com

    2

    3,5

    1,5

    3,5

    3,5

    3

    A.B. Watley

    www.abwatley.com

    1,5

    2,5

    2,0

    2

    4,5

    2,5

    Ameritrade

    www.ameritrade.com

    2

    2

    2

    2,5

    4,5

    2,5

    Web Street Securities

    www.webstreet.com

    2

    2,5

    1,5

    1,5

    4

    2

    Brown & Company

    www.brownco.com

    1,5

    1,5

    2

    1,5

    5

    2

    Источник: Money, Piper Jaffry.

    Список литературы


    1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: “Проспект”, 2006.

    2. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон РФ от 2 февраля 1995 г. № 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 8. – С. 1213-1225.

    3. Об участии в международном информационном обмене: Федеральный закон РФ от 4 июля 2003 г. № 85-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2003. - № 25. – С. 8654-6861.

    4. Александров Д.К. Интернет – праву быть // www.advocats.kiev.ua

    5. Александров С. Паутина опасностей // Финансовая Россия – 2006 (май). - № 19. – С. 11.

    6. Алексеев И.Ю. Электронная торговля: правовые проблемы предпринимательской деятельности в Интернет // Московский журнал международного права. – 2006. – № 4. – С. 275-278.

    7. Аммосов Ю. Когда едет крыша, держись за фундамент // Эксперт. – 2006. - № 24. – С. 8-10.

    8. Аммосов Ю. Силиконовая тайга: Манифест новой экономики // Эксперт. – 2001. - № 6. – С. 81-89.

    9. Аммосов Ю., Шпагина М. От революции к эволюции // Эксперт. – 2001. – № 14. – С. 87-90.

    10.   Аузан В. Битуби, пиар, иарпи // Эксперт. – 2006. - № 28. – С. 6-11.

    11.   Аузан В. В2С: Васk to College // Эксперт. – 2001. – № 10. – С. 81-84.

    12.   Аузан В. Интернет – задача на завтра // Эксперт. – 2001. - № 11. С. 76-78.

    13.   Аузан В. Интернет и деньги // Эксперт. – 2006. - № 16. – С. 82-86.

    14.   Аузан В. Канцелярщина // Эксперт. – 2001. - № 14. – С. 93-94.

    15.   Аузан В. С чистого листа // Эксперт. – 2006. - № 24. – С. 13.

    16.   Аузан В. Хотят ли русские В2В //Эксперт. – 2001. - № 10. – С. 94-96.

    17.   Аузан В., Гришанков Д. Центры прибыли // Эксперт. – 2006. - № 16. – С. 86-87.

    18.   Африн Д. Электронное правительство // Эксперт. – 2001. - № 14. – С. 90-92.

    19.   Баяхчев В.Г. Расследование хищений, совершаемых в кредитно-финансовой сфере с использованием электронных средств // Законодательство. – 2006. – С. 53-59.

    20.   Богданов С. Модель бизнеса для бизнеса // Финансист. – 2006. - № 2. – С. 45-47.

    21.   Большаков А. Стратегия ломки границ // Эксперт. – 2001. - № 11. – С. 80.

    22.   Ванин А. Сокращая дистанцию // Эксперт. – 2006. - № 24. – С. 17.

    23.   Грек А. Компьютерный кошелек // Эксперт. – 2004. – № 25. – С. 44-45.

    24.   Гурдин К. Возможен ли NASDAQ в России? // Финансовая Россия. – 2001 (март) - № 10. – С. 17.

    25.   Гурдин К. Возможен ли NASDAQ в России? // Финансовая Россия. – 2001 (март) - № 10. – С. 17.

    26.   Гута-брокер – электронный брокер нового поколения // Эксперт. – 2001. - № 10. – С. 93.

    27.   Земсков А.И. Доступ к электронным ресурсам от Бонна до Владивостока // Научные и технические библиотеки. – 2006. – № 7. – С. 25-37.

    28.   Имери В. Как сделать бизнес в Internet. – К.; М.; СПб., 2004. – С. 191-203; 319-336.

    29.   Инджикян Р. Проблемы развития электронной коммерции в сфере финансовых услуг // Финансист. – 2006. - № 11-12. – С. 106-112.

    30.   Киселева С., Решетин Е. Виртуальное страхование // Эксперт. – 2001. - № 11. – С. 108-112.

    31.   Кулешов А. Кустари-одиночки без госмоторчика // Эксперт. – 2001. - № 6. – С. 90-92.

    32.   Лидеры российского виртуального шопинга // Эксперт. – 2006. – № 16. – С. 77-82.

    33.   Мамыкин А.А. Стратегия и тактика маркетинга в Интернет // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. - № 2. – С. 63-66.

    34.   Мелюхин И. Электронные деньги и банковские операции в компьютерных сетях // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. – С. 118-125.

    35.   Моисеев С. С Internet-авоськой по магазинам // Научный парк. – 2004. - № 6. – С. 54-58.

    36.   Нагапетьянц Н., Гуреев С. Internet-маркетинг // Маркетинг. – 2004. - № 5. – С. 99-110.

    37.   Обухова Н. Российский бизнес уходит в сеть // Финансовая Россия. – 2006. - № 24. – С. 6.

    38.   Паринов С.И. Виртуальная экономика Сибири // ЭКО. – 2003. - № 9. – С. 65-78.

    39.   Паршенцев А.А. Проблема и перспективы развития электронных магазинов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. - № 3. – С. 84-89.

    40.   Плотников В. В сетях коммерции // Финансовая Россия. – 2007 (апрель) - № 12. – С. 11.

    41.   Поваляев А. Цель определяет средства // Эксперт. – 2001. - № 6. С. 94-96.

    42.   Расстегаев А. Клонирование технологий // Эксперт. – 2006. - № 8. – С. 6-10.

    43.   Сигунов В. Виртуализация пирамид // Эксперт. – 2006. - № 15. – С. 12-17.




    [1] www.capgemini.com/focus/ архив журналов Focus.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Интернет-трейдинг - новый ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.