Содержание.
Введение
5
1.Теоретические основы логистики товародвижения
7
1.1 Сущность понятий «логистика» и «логистика
товародвижения» 7
1.2 Особенности и элементы
логистики товародвижения 9
1.3. Перспективы организации
товародвижения на логистической
основе 13
2 Анализ системы управления
товародвижением на ООО ПКФ
«Консалекс»
17
2.1 Характеристика деятельности ООО ПКФ «Консалекс»
17
2.2 Организация управления
товародвижением на предприятии
ООО ПКФ «Консалекс»
17
3. Рекомендации по совершенствованию
системы
управления товародвижением на ООО ПКФ «Консалекс»
25
3.1 Предложения по оптимизации
системы распределения 25
3.2. Управление цепочками
поставок 31
4.
Математическая часть
38
Заключение 40
Список
литературы
41
Введение
Логистика – наука о
планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и
информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника
до конечного потребителя.
Проблемы логистики уже
более 25 лет в нарастающих масштабах привлекают внимание ученых, специалистов,
руководителей фирм, предприятий и корпораций развитых стран мира. Этот острый
интерес проявляется в научном и практическом планах. Проникновение логистики в
сферу экономики в существенной степени обязано компьютеризации управления. В
действительности мы имеем дело с быстро развивающейся инфраструктурой в сфере
экономики и организации производства и с новым научным направлением. Эта
инфраструктура основывается на современных достижениях науки и техники. В
России имеются некоторые удачные примеры логистических систем, хотя в своей
повседневной практике мы не относим их к области логистики.
Внедрение логистических подходов в управлении товародвижением
приобрело большую актуальность на современном этапе развития российской экономики.
Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с
динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями
и организациями сопряженных отраслей. Возросли возможности для улучшения их
взаимодействия на основе расширения хозяйственной самостоятельности и
инициативы посреднических структур и транспортных предприятий,
совершенствование их договорных отношений и взаимного экономического стимулирования.
На основе логистических подходов экономические методы должны
получить воплощение в практике производственных структур – у изготовителей и
производственных потребителей, а также в системе коммерческо-посреднических
организаций и предприятий. С помощью этих методов обеспечивается экономическая
заинтересованность хозяйствующих субъектов в повышении эффективности конечных
результатов хозяйственной деятельности за счет экономии и прибыли от логистических
операций и услуг.
Широкое применение логистики в практике хозяйственной
деятельности объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между
приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю. Логистика позволяет
минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их
использования, позволяет существенно сократить время доставки товаров, ускоряет
процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Логистика, прежде всего,
включает организацию и осуществление товародвижения в сфере обращения. К
логистической деятельности правомерно относить следующие функции: формирование
хозяйственных связей; определение потребности в перевозках продукции, их
объемах и направлениях, последовательности и звенности передвижения продукции
через места складирования; координацию оперативного управления поставками и
перевозками; формирование и регулирование запасов продукции; развитие,
размещение и организацию складского хозяйства; выполнение операций,
непосредственно предшествующих и завершающих перевозку продукции.
Актуальность развития
функций логистического управления товародвижением многократно возросла в
условиях перехода к рыночным отношениям. Это вызвано рядом причин и, прежде
всего, динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между
предприятиями и организациями сопряженных отраслей, в том числе
производственной инфраструктуры. На современном этапе возросли возможности для
радикального улучшения взаимодействия предприятий с коммерческо-посредническими
структурами в сфере обращения средств производства и транспортными
организациями на основе расширения хозяйственной свободы и инициативы.
1 Теоретические основы
логистики товародвижения
1.1 Сущность понятий «логистика»
и «логистика товародвижения»
Наиболее распространенным
на сегодня является подход к логистике товародвижения как научно-практическому
направлению хозяйствования, заключающемуся в эффективном управлении
материальными и информационными потоками в сфере товарообращения. Ряд авторов
представляет логистику как интегрированную систему - процесс материалопотоков и
информации: информационные потоки, по их мнению, необходимы при изучении
потребностей производства, планировании ресурсопотребления, планировании
распределения и сбыта, и они взаимодействуют с материальными потоками при
закупке, приемке материалов, складировании готовой продукции, ее
транспортировке.
Уже давно многие
отечественные разработки непосредственно включали элементы логистической науки
и были посвящены формам, методам управления и хозяйственным процессам товародвижения.
Это относится к совершенствованию структуры совокупных запасов продукции,
формированию оптимальных партий поставки продукции, управлению складским
хозяйством, рационализации грузопотоков, комплексному управлению
товародвижением и др. Но эти разработки были недостаточно связаны между собой,
не имели объединяющей основы, не осуществлялись в рамках целостной науки о
материалопотоках. Не акцентировалось внимание на оптимизации совокупных затрат
в процессе товародвижения. Поэтому ранее выполненные наработки и полученные
результаты требуют качественно нового развития с позиций логистического
подхода.
Здесь, по крайней мере,
значимы 5 факторов: экономический, организационно-экономический,
информационный, технический и специфический (для российских условий),
связанный с регулированием хозяйственных процессов.
Таблица 1.1 – Факторы, обеспечивающие
актуальность логистики
Фактор
|
Содержание фактора
|
1 Экономический
|
Сейчас во главу угла ставится поиск
возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения ради
собственной прибыли навязанные с ней интересы потребителя, оказание ему
комплекса услуг. Вот и получается, что, если в условиях развития рыночных
отношений принцип
"расчет => выгода => потребитель" находится в центре внимания, то признаки логистики в своей совокупности
обеспечивают воплощение этого принципа.
|
2
Организационно-экономический
|
Наряду
с дроблением структур, автономизацией новых образований, децентрализацией
управления они сопровождаются развитием ассоциативных начал в хозяйственной
деятельности. При смешанной форме собственности все более устойчивое
положение приобретают интеграционные формы управления и тяга к координации,
которые в особенности характерны для логистических процессов взаимодействия
предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складов и транспорта. Особенно
актуально развитие информационных связей, которые являются причиной и
следствием рыночных отношений, взаимообусловливают друг друга. Информатика
наиболее тесным образом связывает рынок и логистику, поскольку ее предметом,
средством и составляющей логистических процессов являются информационные
потоки.
|
3
Технический
|
Логистика
как система управления, ее субъекты и объекты управления развиваются на
основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве
и в сфере управления (при автоматизации и компьютеризации управления),
обеспечивающих решающий успех на рынках товаров и услуг. В свою очередь,
коммерческая инициатива и товарно-денежные отношения стимулируют внедрение
новой техники в процессы товародвижения, которые в условиях технической
модернизации требуют эффективного управления на логистической основе.
|
4
Информационный
|
Особенно
актуально развитие информационных связей, которые являются причиной и
следствием рыночных отношений, взаимообусловливают друг друга. Информатика
наиболее тесным образом связывает рынок и логистику, поскольку ее предметом,
средством и составляющей логистических процессов являются информационные
потоки.
|
5
Регулирование хозяйственных процессов
|
Большое значение для актуальности логистики
приобретает необходимость в государственной поддержке процессов
товародвижения. Использование различных методов государственного управления
для регулирования этих процессов адекватно логистическим подходам. Они применимы и эффективно
используются не только на уровне предприятий и организаций-участников процесса
товародвижения, но и в масштабах деятельности региональных и федеральных
органов управления.
|
Следовательно, внедрение
логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую
актуальность на современном этапе развития российской экономики. Это связано с
интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным
увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями
сопряженных отраслей, в том числе производственной инфраструктуры. Возросли
возможности для улучшения их взаимодействия на основе расширения хозяйственной
самостоятельности и инициативы посреднических структур и транспортных
предприятий, совершенствования их договорных отношений и взаимного
экономического стимулирования.
Нужно также учитывать,
что задачи организации товаропотоков заключаются сейчас в широком
использовании экономических методов управления, которым адекватны и развитию
которых способствуют приоритеты логистики. Это относится ко всем звеньям
логистического процесса, сферам товародвижения и ко всем функциям логистики как
системы управления.
На основе логистических
подходов экономические методы должны получить воплощение в практике
производственных структур - у изготовителей и производственных истребителей, а
также в системе коммерческо-посреднических организаций и предприятий. С помощью
этих методов обеспечивается экономическая заинтересованность хозяйствующих
субъектов в повышении эффективности конечных результатов хозяйственной
деятельности за счет экономии и прибыли от логистических операций и услуг.
Кроме того, принципиальное значение приобретают экономические методы
регулирования и стимулирования на уровне федеральных и региональных органов
государственного управления, чтобы составить систему государственной поддержки
развития в народном хозяйстве рациональной организации материалопотоков.
1.2 Особенности и
элементы логистики товародвижения
Как хозяйственному
процессу, системе управления и науке, т.е. всем
аспектам логистики товародвижения
свойственны три характерных признака.
Во-первых, в сфере товарообращения логистика
включает и рассматривает различные стадии и операции товародвижения как единое
целое. Составляющие его части связаны друг с другом или взаимосвязаны, взаимозависимы
и требуют системного подхода при управлении и изучении.
Во-вторых, затраты по этим стадиям и операциям
осуществляются и учитываются как взаимосвязанные, взаимозависимые.
Поэтому они рассчитываются в совокупности, анализируются комплексно и требуют
скоординированного подхода в системе управления.
В-третьих, комплексный подход в логистике
товародвижения осуществляется во имя ритмичного, своевременного и качественного
обеспечения потребителей товарами и заказчиков услугами с наименьшими
затратами как у потребителей, заказчиков, так и у взаимодействующих с ними
других субъектов рынков товаров и услуг.
Логистику товародвижения
отличают присущие ей узловые элементы, имеющие ключевое значение для данной
сферы логистики:
Таблица 1.2 - Элементы логистики
товародвижения
Элемент
|
Характеристика элемента
|
1.Хозяйственные
связи между изготовителями материалов, изделий, оборудования и их потребителями
|
В
процессе реализации, продажи и купли выпускаемая продукция выступает в
качестве товаров, которые приобретаются на товарных рынках непосредственно
потребителями или закупаются предприятиями и организациями - коммерческими
посредниками между производителями и потребителями.
|
2.
Товары
|
После
завершения непосредственно производственного процесса и до его возобновления
у производственных потребителей товары складируются и перевозятся. Процесс
товародвижения начинается на складах готовой продукции и заканчивается с
поступлением товаров на материальные или потребительские склады.
|
3.
Склады и запасы продукции
|
Склады
составляют не только важнейший элемент логистики товародвижения, но материально-техническую
базу процесса товародвижения, а запасы являются всеобщей формой нахождения
товаров в процессе товародвижения.
|
4.
Текущие и единовременные затраты на всех стадиях и на все операции товародвижения
|
Учитываются
и анализируются в комплексе, оптимизируются и относятся на единицу реального
материалопотока. Данный элемент наиболее существенно отличает логистику
товародвижения от других областей логистики.
|
Существующие складские
предприятия и склады могут быть объединены в несколько групп по двум
признакам: по своему назначению и принадлежности.
По своему назначению
складские объекты подразделяются на следующие группы:
- предназначенные для
хранения готовой продукции в местах ее производства (помимо хранения,
подсортировка продукции перед ее отправкой, маркировка, упаковка, подготовка к
погрузке и погрузочные операции);
- материальные склады
потребителей продукции (приемка продукции, ее выгрузка, расфасовка, хранение и
подготовка продукции к производственному потреблению);
- многообразные складские
предприятия, функционирующие в сфере товарообращения, в том числе
оптово-торговые, заготовительные организации (кроме указанных функций, они
обеспечивают концентрацию товаров, подкомплектовку продукции, подборку ее в
нужном ассортименте, организуют доставку товаров мелкими партиями или завоз их
на другие склады оптовиков), транспортные терминалы (разукрупняют грузопотоки,
выполняют транспортно-экспедиционные операции и перевалки грузов с одного вида
транспорта на другой, обеспечивают накопление сезонных запасов), резервные
базы и склады (осуществляют хранение резервных запасов продукции).
По своей принадлежности к
различным предприятиям, объединениям, концернам, министерствам и отраслям
места складирования могут быть сгруппированы так:
- склады, принадлежащие
предприятиям-изготовителям промышленных отраслей;
- материальные склады в
промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, в непроизводственных
отраслях;
- материальные склады и
перевалочные складские базы, терминалы транспортных предприятий и организаций;
- складские предприятия и
склады в торговле товарами конечного потребления;
- складские предприятия и
склады посреднических организаций в материально-техническом обеспечении и в
системе заготовок сельхозпродукции;
- складские базы,
принадлежащие органам государственного управления резервами, министерствам и
ведомствам обороны и государственной безопасности.
Находясь на складах
готовой продукции и в сфере товарообращения, товары образуют сбытовые или товарные
запасы; при хранении на материальных складах или на резервных базах и складах
одного ведомства они находятся в форме производственных запасов; при перевозке
товары образуют транспортные или запасы товаров в пути.
Производственные запасы,
товарные или сбытовые запасы продукции производственного
назначения и соответствующие транспортные запасы составляют
в целом совокупный запас продукции производственно-технического назначения.
Существуют различные
способы управления запасами (анализа, учета, регулирования, контроля),
получившие особое распространение при анализе и регулировании производственных
запасов. Например, метод анализа ABC - с
классификацией складируемых материалов или деталей: на дорогостоящие, но в
меньшем количестве; средних стоимости и объема; низкой стоимости и в большом
количестве. Или метод XYZ - с
распределением материалов на постоянно потребляемые; сезонного потребления;
нерегулярно потребляемые.
Запасы измеряются и
оцениваются в натуральном, стоимостном и относительном выражениях. В свою
очередь, запасы в относительном выражении могут оцениваться через дни расхода
(потребления) и реализации, а также через коэффициент оборачиваемости запасов.
Средства, вложенные в запасы продукции, с учетом коэффициента эффективности
являются составляющей совокупных затрат в процессе товародвижения.
1.3 Перспективы
организации товародвижения на логистической основе
Многоплановая и ведущая
роль в организации товародвижения будет принадлежать оптово-торговым и
логистическим посредникам в ближайшие годы. Испытав переходный период,
оптово-торговые посредники постепенно сокращают спад объемов своей
деятельности и начинают улучшать качественные показатели. Анализ состояния их
функционирования, тенденций и прогнозных оценок развития свидетельствует о том,
что ожидается увеличение объемов и видов оказываемых ими логистических услуг.
Становятся реальными
преобладание в их деятельности транспортно-экспедиционных услуг и интеграция их
с транспортными терминалами. Повышается роль других посреднических структур
(оптовых рынков, товарных бирж) в организации товародвижения. Поэтому
перспективы организации товародвижения нужно рассматривать в направлении
развития и совершенствования функционирования логистико - посреднических
структур.
В целом к оптовым посредникам на рынках товаров
производственного назначения относятся организации и предприятия,
обеспечивающие взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей этих
товаров по поводу их купли-продажи и призванные оказывать указанным предприятиям
связанные с товарообращением многообразные услуги, в том числе по организации
товародвижения (логистические услуги).
Помимо оптово-торговых
посреднических организаций и предприятий по продукции
производственно-технического назначения, к оптово-посредническим относятся и
другие структуры. Вместе они представлены на рисунке 1:
Рисунок 1.1 - Система оптовых
посредников на рынках товаров производственного назначения
Значительная часть
структур, показанных на этой схеме, непосредственно связана с организацией
товародвижения. К ним относятся, кроме межотраслевых и отраслевых организаций
и предприятий, в том числе выполняющих функции посредников по товарам для
государственных нужд: получающие развитие организации по оказанию
транспортно-экспедиционных и других новых логистических услуг; оптовые рынки
товаров производственно-технического назначения и товарно-сырьевые биржи,
имеющие транспортно-фрахтовые отделения (в составе организованных товарных
рынков).
На изменения в количестве
коммерческо-посреднических организаций будут и дальше влиять разнодействующие
факторы.
С одной стороны,
ожидается продолжение процесса выделения из структуры крупных
коммерческо-посреднических организаций и промышленных предприятий
самостоятельных оптовых посредников с небольшой численностью работающих.
Возможно дальнейшее развитие специализированных (по своим функциям и видам
реализуемой продукции) обслуживающих производство предприятий.
С другой стороны, на
сокращение количества предприятий оптовой торговли могут повлиять наметившиеся
тенденции интеграции структур на основе концентрации складского хозяйства и
комплексирования выполняемых функций для повышения эффективности обслуживания,
а также самоликвидация убыточных организаций.
Получит развитие
интеграция оптовых посредников в торгово-финансовые группы. По мере накопления
опыта работы региональные торгово-финансовые группы могут преобразовываться в
межрегиональные и межгосударственные структуры в составе межгосударственных
финансово-промышленных групп (либо производственных и коммерческих транснациональных
объединений или инфраструктурных корпораций).
Ожидаемые изменения в
объемах деятельности предприятий-посредников будут зависеть, во-первых, от
динамики развития производства промышленной продукции и, во-вторых, активизации
посреднической деятельности предприятий оптовой торговли.
По мере прекращения спада
промышленного производства оно будет сопровождаться замедлением снижения
объемов реализации продукции производственного назначения через оптовых
посредников. Однако до сих пор сокращение объемов реализации происходило не
только под влиянием спада промышленного производства, но было связано также со
специфическими трудностями в деятельности оптовых посредников: с уменьшением
числа обслуживаемых предприятий при заинтересованности их в осуществлении
поставок по прямым связям - без посредников в связи с ростом
снабженческо-сбытовых надбавок; с увеличением затрат предприятий оптовой
торговли на складские операции и другие оказываемые услуги; перепрофилированием
сложившейся товарной специализации.
Несмотря на отмеченные
трудности, падение объемов общей реализации и реализации продукции со складов,
надо полагать, прекратится к 2006-2008 гг. не только благодаря стабилизации
производства, но и под воздействием следующих факторов: коммерческой активности
и предприимчивости в деятельности посреднических организаций; осуществления
новых видов логистического обслуживания, в том числе учитываемых как
транзитные операции, экономичные для посредника и эффективные для клиентуры;
развития современных форм и методов транспортно-экспедиционных и логистических
услуг.
2 Анализ системы
управления товародвижением на ООО ПКФ «Консалекс»
2.1 Характеристика деятельности
ООО ПКФ «Консалекс»
Общество с ограниченной
ответственностью производственно-коммерческая фирма «Консалекс» создана в
декабре 2003 года. ООО ПКФ «Консалекс» является коммерческой организацией,
целью деятельности которой является получение прибыли путем осуществления
производственно-коммерческой деятельности.
Фирма занимается
производством консервов на арендованных линиях. ООО ПКФ «Консалекс» работает на
арендованном у Астраханского рыбоконсервного комбината сардинном заводе, и в
настоящее время здесь выпускаются консервы «Килька неразделанная необжаренная в
томатном соусе».
В ближайшее время
планируется задействовать две дополнительные производственные линии по выпуску
натуральных консервов с добавлением масла (лещ, толстолобик, щука) и консервов
«Килька в масле типа «Сардины».
2.2 Организация
управления товародвижением на предприятии ООО ПКФ «Консалекс»
Товародвижение возникает
в процессе закупки сырья и материалов и распределения предприятием готовой
продукции. В данной курсовой работе будет рассмотрено товародвижение в процессе
сбыта продукции.
ООО ПКФ «Консалекс»
производит только один вид продукции - консервы «Килька неразделанная
необжаренная в томатном соусе». Этот продукт пользуется устойчивым и достаточно
высоким спросом не только на территории астраханской области, но и за ее
пределами. Высокий уровень спроса на эти консервы обусловливается многими
факторами, наиболее значимыми из которых являются:
1 относительно низкая
розничная цена (порядка 6,5 – 7,5 руб./шт.),
2. длительный срок
хранения,
3.. достаточно высокие
вкусовые качества и т.д.
Исходя именно из
вышеперечисленных факторов, ООО ПКФ «Консалекс», приступая к работе в конце
1996 – начале 1997 г. в условиях дефицита средств, решило сосредоточить все
свое внимание на выпуске именно этого вида консервов.
Сбыт
продукции ООО ПКФ «Консалекс»
осуществляется следующим образом: после окончания производственного процесса
консервы направляются на склад готовой продукции, где они должны находиться в
течение не менее 15 суток (по технологической инструкции). После этого консервы
готовы к реализации.
Система сбыта
продукции ООО ПКФ «Консалекс» крайне упрощена. Предприятие реализует свою
продукцию оптовым покупателям (как правило, это юридические лица, хотя
покупателем может быть и физическое лицо). В существующей системе сбыта у предприятия
имеется только один распределительный центр – это непосредственно сам склад
готовой продукции.
Оптовые покупатели
самостоятельно осуществляют транспортировку продукции с этого склада до своих
распределительных центров, находящихся, как правило, в месте потребления товара
(это могут быть оптовые склады, склады розничной торговли, магазины и т.д.)
Из множества способов
доведения своей продукции до конечного потребителя предприятие выбрало только
один, самый простой и не требующий от самого предприятия каких-либо особых
усилий и затрат на реализацию своей продукции.
Схема распределения
продукции для данного предприятия представлена на рисунке 2.1:
Рисунок 2.1. Схема системы распределения продукции ООО
ПКФ «Консалекс»
У рассматриваемого
предприятия за два года его работы на рынке сложились определенные устойчивые
связи с несколькими предприятиями, занимающимися оптовыми закупками рыбных
консервов - ООО «Аквамарин», ООО «Вариант», ООО «Дельта-М», ООО «Мариуль», МП
Мужарова А. А. Все эти предприятия зарегистрированы и работают в Астраханской
области.
В таблице 2.1. показан
удельный вес каждого посредника в общей сумме реализуемой продукции за 2003 и 2004
гг.:
Таблица 2.1 - Удельный вес каждого
посредника в общей сумме реализуемой продукции за 2003 и 2004 гг.
Покупатель
|
2003
|
2004
|
Изменение
|
тыс. банок.
|
%
|
тыс. банок.
|
%
|
тыс. банок.
|
%
|
1. ООО «Аквамарин»
|
359,560
|
18,35%
|
480,234
|
24,19%
|
120,674
|
5,83%
|
2. ООО «Вариант»
|
486,030
|
24,81%
|
301,774
|
15,20%
|
-184,256
|
-9,61%
|
3. ООО «Дельта-М»
|
243,196
|
12,41%
|
247,342
|
12,46%
|
4,146
|
0,04%
|
4. ООО «Мариуль»
|
770,210
|
39,31%
|
915,340
|
46,10%
|
145,130
|
6,79%
|
5. МП Мужарова А.А.
|
100,324
|
5,12%
|
40,894
|
2,06%
|
-59,430
|
-3,06%
|
Итого:
|
1959,320
|
100,00%
|
1985,584
|
100,00%
|
26,264
|
-
|
Как видно из приведенных
в таблице данных, в 2004 г. по сравнению с 2003 г. количество предприятий, с
которыми сотрудничает ООО ПКФ «Консалекс», осталось без изменений, а вот в
структуре сбыта произошли достаточно серьезные изменения. Наглядно эти
изменения показаны на рис. 2.2 и 2.3.:
Рисунок 2.2 Структура реализации
продукции в 2003 году
Рисунок 2.3 Структура реализации продукции
в 2004 году
Как видно из рисунков, в 2004
г. произошло увеличение доли ООО «Мариуль» (с 39,3% до 46,1%) и ООО «Аквамарин»
(с 18,4% до 24,2%). Таким образом, в 2004 г. два этих предприятия покупали у
ООО ПКФ «Консалекс» 70,3% его продукции.
Снизился удельный вес
закупок ООО «Вариант» (с 24,8% до 15,2%), а доля Малого предприятия Мужарова
А.А. стала совсем незначительной, снизившись с 5,1% до 2,1%.
Доля ООО «Дельта-М»
практически не изменилась (12,4% – 12,5%)
Таким образом, в
результате изменения структуры сбыта продукции сложилась ситуация, когда
значительную долю своей продукции (70,3%) предприятие реализует лишь двум
организациям, а остальная ее часть приходится на долю 3-х предприятий, причем
МП Мужарова А.А. уже практически не влияет на структуру сбыта, т.к. покупает у
предприятия всего 2,1% его продукции, и по всей видимости, в 2005 г. не будет
осуществлять оптовых закупок у ООО ПКФ «Консалекс».
Как уже описывалось выше,
используемая предприятием система сбыта имеет всего один распределительный
центр – склад готовой продукции. Схематически данная система уже была
изображена на рисунке 2.1. Более подробное ее изображение, учитывающее реальное
количество посредников, дано на рисунке 2.4:
Рисунок 2.4 - Схема системы
распределения продукции ООО ПКФ “Консалекс”
Следует отметить, что
складская сеть, через которую осуществляется распределение материального
потока, является значимым элементом логистической системы. Построение этой
сети оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе
доведения товаров до потребителей, а через них и на конечную стоимость
реализуемого продукта. Поэтому для каждого предприятия так важно грамотно
построить свою складскую сеть.
Данная распределительная
система не отвечает многим логистическим принципам, на которых должны строиться
системы распределения с точки зрения оптимизации потоковых процессов, т.е. в
конечном итоге эта система не способствует максимизации прибыли, получаемой
предприятием от реализации своей продукции.
Система с одним
распределительным центром в данном случае имеет для предприятия как свои
положительные, так и отрицательные свойства:
Положительные моменты:
1.
Предприятию не
нужно создавать обширную сеть складов, обсуживающих какую-либо территорию, у
него нет потребности в создании разветвленной складской инфраструктуры, поэтому
оно не несет дополнительных расходов на содержание дополнительных складов;
2.
Предприятие не
несет больших транспортных издержек, т.к. при существующей системе
распределения предприятие не содержит значительного парка транспортных средств
в связи с тем, что само не осуществляет самостоятельных перевозок своей
продукции;
3.
Предприятие имеет
возможность продавать свою продукцию оптовым покупателям по более низкой цене,
т.к. в эту цену не включаются транспортные расходы. Эта низкая цена может
привлечь тех оптовых покупателей, у кого создана широкая сеть распределительных
центров, налажено транспортное хозяйство, и они, соответственно, имеют
возможность доставлять товары до своих оптовых баз с минимальными издержками.
Отрицательные моменты:
1.
В условиях
существующей распределительной системы предприятие достаточно сильно зависит от
своих оптовых покупателей. Исходя из результатов анализа структуры сбыта, можно
заметить, что подавляющее большинство своей продукции (98%) предприятие
реализует всего четырем посредникам. Т.е. можно сделать вывод, что структура
сбыта ООО ПКФ «Консалекс» является недостаточно диверсифицированной, в
результате чего данное предприятие сильно подвержено колебаниям спроса со
стороны вышеперечисленных оптовых покупателей, а это, в свою очередь, может
негативно сказаться в будущем на успешности реализации продукции предприятия. В
данном случае эти оптовые покупатели могут в определенной ситуации диктовать
предприятию свои условия, добиваясь для себя определенных выгод и пользуясь
тем, что предприятие достаточно сильно от них зависит;
2.
Данная
распределительная система, когда оптовый покупатель вынужден самостоятельно
вывозить продукцию предприятия с его склада, приводит к ограничению числа
покупателей, готовых сотрудничать с ООО ПКФ «Консалекс». Ведь далеко не у
каждого посредника есть желание самостоятельно осуществлять доставку купленной
им продукции данного предприятия до своего распределительного центра, возлагая
тем самым на себя все издержки, связанные с транспортировкой товара до оптового
склада, его дальнейшим складированием и доставкой его в различные торговые
точки. Именно поэтому у ООО ПКФ «Консалекс» такое незначительное число торговых
посредников;
3.
На рисунке 2.4.
не случайно большая часть материальных потоков направлена в одну сторону. Фирма
ведет свою деятельность на достаточном расстоянии от мест, где находится
большинство торговых точек. То есть нельзя сказать, что склад готовой продукции
предприятия находится на равном удалении от центров ее распределения. Таким
образом, при данном расположении склада транспортные расходы посредников
достигают достаточно высокого значения, что, естественно, увеличивает цену, по
которой посредники будут реализовывать продукцию предприятия – это, в свою
очередь, уменьшит спрос на эту продукцию. А так как. на территории области
аналогичный продукт производят и другие предприятия, то часть потребителей
может переключиться на их продукцию, если она будет дешевле. Можно сделать
вывод, что существующая система распределения не оптимизирована с точки зрения
величины суммарных транспортных издержек, которые несут все участники процесса
распределения, а это в конечном итоге приводит к неэффективному использованию
ресурсов, и, как следствие, к завышенной конечной цене продукции предприятия;
4.
Существующая
система распределения приводит к тому, что предприятие в перспективе теряет
часть своей прибыли. В 2003 г. себестоимость единицы продукции составила 4,39
руб., а реализационная цена – 5,50 руб. Прибыль на единицу продукции = 5,50 –
4,39 = 1,11 руб.
Розничная цена в 2004 г.
на эти консервы колебалась от 6,50 до 7,00 руб./ед. Расчеты показывают, что
даже при перевозке партий консервов небольшими грузовыми автомобилями
(например, «Газель») суммарные транспортные и складские издержки на одну банку
не превышают 50 коп. Таким образом, при самостоятельной доставке своей
продукции до конечного потребителя, предприятие будет иметь возможность
реализовывать консервы по цене от 6,50 до 7,00 руб., тогда как суммарные
затраты на единицу составят: 4,39 + 0,50 = 4,89 руб.
Даже при цене 6,50 руб.
за банку прибыль на единицу составит: 6,50 – 4,89 = 1,61 руб., увеличившись на
0,5 руб. по сравнению с существующим уровнем. Суммарная годовая прибыль от
реализации возрастет на: 1985,584 тыс. банок * 0,5 руб./бан. = 992,792 тыс.
руб.
Эта дополнительная сумма
прибыли способна покрыть дополнительные расходы на приобретение грузового
транспорта и покупку (или аренду) дополнительных складов.
3 Рекомендации по
совершенствованию системы управления товародвижением на ООО ПКФ «Консалекс»
3.1
Предложения по оптимизации системы распределения
Исходя из результатов
анализа системы распределения, проведенного в предыдущих пунктах, можно сделать
общий вывод о том, что существующая система распределения продукции ООО ПКФ
«Консалекс» не отвечает многим требованиям логистики, не обеспечивает
максимизации прибыли предприятия, приводит к увеличению транспортных расходов
при доставке готовой продукции со склада предприятия до конечного потребителя и
т.д.
Тем не менее, данная
структура применяется предприятием вот уже более двух лет, и пока руководство
предприятия не намерено вносить в нее сколь либо значимые изменения. Это
обусловлено тем, что для изменения сложившейся системы требуются значительные
капиталовложения (создание парка транспортных средств, аренда или покупка
складских помещений в черте города), а кроме того, требуется качественно иной
подход к организации управления материальными и информационными потоками.
Предприятию необходимо также установить прямые связи с непосредственными
потребителями его продукции
Конечно, со временем все
эти расходы окупятся, причем, как показали расчеты, срок окупаемости не
превысит 1-1,5 года.
Принципы, которыми
руководствуется руководство предприятия, ясны. Ведь данная структура сбыта
является наиболее «безболезненной» для предприятия в краткосрочном периоде,
т.к. все транспортные и складские расходы в этом случае минимальны, а
предприятие избавлено от необходимости самостоятельно заниматься розничной
продажей своей продукции.
Но если рассмотреть
долгосрочную перспективу, учитывая влияние положительных и отрицательных
факторов внешней среды, то очевидным становится то, что существующую систему
необходимо изменять, оптимизировать в соответствии с основными логистическими
принципами.
Оптимизация существующей
распределительной системы может быть проведена по нескольким направлениям:
1.
Необходимо
увеличить количество распределительных центров (оптовых складов);
2.
Необходимо оптимально
разместить эти склады на обслуживаемой территории;
3.
Необходимо создать
достаточный парк транспортных средств требуемой грузоподъемности и рационально
организовать его работу по доставке продукции предприятия от места производства
до места потребления;
4.
Необходимо
наладить прямые связи с потребителями продукции предприятия (как с физическими,
так и с юридическими лицами), заключить договоры с торговыми точками
(магазинами) по реализации продукции предприятия. Т.е. максимально
диверсифицировать структуру сбыта, что обеспечит предприятию устойчивый и
равномерный спрос на его продукцию и снизит торговый риск до минимума;
5.
В то же время,
нельзя терять уже наработанных связей с оптовыми покупателями, а предложить им
и в дальнейшем работать на взаимовыгодных условиях, причем в новых условиях у них будет возможность выбора наиболее
удобного для них центра распределения, что снизит их транспортные издержки.
Конечно, покупая товар непосредственно вблизи своих центров распределения,
посредники уже будут рассчитывать на более высокую цену, в которую предприятие
заложит свои издержки по доставке продукции к месту потребления. Следует
отметить, что после оптимизации системы распределения эти издержки будут
сведены к минимуму, что при существующем уровне розничной цены на продукцию
предприятия увеличит его прибыль.
Одним из основных
моментов оптимизации распределительной системы является определение
необходимого количества складов. В первую очередь тут нужно учитывать
количество потребителей, их расположение, а также объем потребляемого ими
материального потока. Приоритетным фактором здесь, как в прочем при любом
процессе оптимизации, является минимизация суммарных издержек.
Если сделать число складов
небольшим (1-2), то в этом случае транспортные расходы по доставке будут
наибольшими. Вариант с большим количеством распределительных центров
предполагает наличие 5-6 распределительных центров, максимально приближенных к
местам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае
транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление в
системе распределения такого количества дополнительных складов увеличивает
эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, на управление
всей распределительной системой. Не исключено, что дополнительные затраты в
этом случае могут значительно превысить экономический выигрыш, полученный от
сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям.
При изменении количества
складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом доведения
материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается. В качестве
переменных выступают следующие издержки
1. Транспортные
расходы. Весь объем транспортной работы по доставке товаров потребителям,
соответственно и транспортных расходов, делят на две группы:
§
расходы, связанные с доставкой товаров на склады системы
распределения (назовем эту категорию транспортных работ дальними перевозками);
§
расходы по доставке товаров со складов потребителям (ближние
перевозки).
При увеличении
количества складов в системе распределения стоимость доставки товаров на
склады, то есть стоимость дальних перевозок, возрастает, так как увеличивается
количество ездок, а также совокупная величина пробега транспорта. Характер
зависимости не прямолинейный, так как здесь имеются условно-постоянная и
условно переменная составляющие, в результате чего расходы по доставке растут
медленнее, чем расстояние. Например, при увеличении расстояния с 20 до 60
километров (в 3 раза) расходы по доставке возрастают лишь в 2 раза.
Другая часть
транспортных расходов — стоимость доставки товаров со складов потребителям, с
увеличением количества складов снижается. Это происходит в результате резкого
сокращения пробега транспорта.
Суммарные транспортные
расходы при увеличении количества складов в системе распределения, как
правило, убывают. Однако это снижение не носит столь выраженный характер, как
снижение расходов на ближние перевозки, так как на форму зависимости влияет
увеличение расходов на завоз товаров на склады (при увеличении количества
складов).
Общий график
зависимости транспортных расходов от количества
используемых складов приведен на рисунке 3.1
Рисунок 3.1 - Зависимость
суммарных затрат, связанных с транспортировкой товаров, от количества складов в
системе распределения
2. Расходы на
содержание запасов. При увеличении числа складов сокращается зона
обслуживания каждого из них. Сокращение зоны обслуживания влечет за собой и сокращение
запасов на складе. Однако запас сокращается, как правило, не столь быстро, как
зона обслуживания. Причин тому может быть несколько. Например, необходимость
содержания страхового запаса. В модели с одним складом страховой запас
необходимо иметь в одном месте. Увеличение складской сети влечет за собой
тиражирование страхового запаса, то есть, создавая несколько складов,
необходимо в каждом из них создать страховой запас. В результате суммарный
запас во всех складах возрастет (по сравнению с запасом в распределительной
системе с одним центральным складом)
Рисунок 3.2 - Зависимость
затрат на содержание запасов от количества складов в системе распределения
3. Расходы, связанные
с эксплуатацией складского хозяйства - При увеличении количества складов в
системе распределения затраты, связанные с эксплуатацией одного склада, снижаются.
Однако совокупные затраты распределительной
системы на содержание всего складского хозяйства, возрастают. Происходит это в
связи с так называемым эффектом масштаба: при уменьшении площади склада
эксплуатационные затраты, приходящиеся на один квадратный метр. увеличиваются.
В общем виде
графически зависимость между количеством складов в системе распределения и
размером эксплуатационных затрат представлена на рисунке 3.3:
Рисунок 3.3 - Зависимость
затрат, связанных с эксплуатацией складского хозяйства, от количества складов в
системе распределения
4. Расходы, связанные
с управлением складской системой - Характер данной зависимости представлен на рисунке
3.4. Здесь также действует эффект масштаба, в связи с чем при увеличении
количества складов кривая расходов на системы управления делается более
пологой.
Рисунок 3.4 - Зависимость
затрат, связанных с управлением распределительной системой, от количества
входящих в нее складов
Зависимость совокупных
затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее
складов, полученная путем сложения всех графиков, указанных в этом пункте,
приведена на рисунке 3.5. Абсцисса минимума кривой совокупных затрат даст нам
оптимальное значение количества складов в системе распределения (в нашем случае
— 4 склада).
Рисунок 3.5 - Зависимость совокупных
затрат на функционирование системы распределения от количества входящих в нее
складов
Итак, в нашем случае предпочтительным
является вариант, согласно которому район будет обслуживаться тремя
дополнительными складами. Всего в системе распределения будет функционировать
четыре склада, так как склад готовой продукции по-прежнему может выполнять
распределительную функцию.
3.2 Управление цепочками поставок
Цепочка поставок
представляет собой один из типов логистической системы, целью которой является
наиболее эффективное обеспечение определенными товарами некоторого сегмента
рынка. Она может формироваться из разных промышленных и торговых предприятий
или только торговых предприятий. Мелкие цепочки поставок могут принадлежать
одному и тому же торговому предприятию или холдингу. В крупные и сложные цепочки
поставок могут входить различные промышленные, торговые и транспортные
предприятия логистики в России.
Элементами цепочки
поставок как сложной технико-экономической системы являются перегрузки,
складирование, комплектация, перемещение и транспортировка грузов различными
видами транспорта, оформление транспортных и учетных документов и другие
материальные и информационные операции, выполняемые на различных стадиях
продвижения грузопотока от отправителя до получателя и конечного потребителя
товара. Наиболее целесообразно и эффективно цепочка поставок может быть спланирована
и реализована с использованием основных принципов деловой логистики:
- соответствие
потребностям целевого сегмента рынка товаров:
- приоритет распределения
товаров перед их производством;
- доставка нужного
товара, в нужном количестве, в нужное время, в нужное место, нужного качества,
в нужном состоянии и по приемлемой для потребителей конкурентоспособной цене;
- анализ и оптимизация не
отдельных звеньев, а всей логистической цепи, начиная с конца процесса доставки
грузов, в направлении, обратном грузопотоку;
- оптимальный уровень
обслуживания клиентов и т.д.
Важнейшим условием
создания рациональных цепочек поставок является их надежное и всестороннее
информационное обеспечение (желательно в реальном масштабе времени), также
относящееся к основным принципам деловой логистики и включающее полную
информацию:
- о грузах и
грузопотоках, о всех участниках логистической цепи, о видах транспорта и
маршрутах перевозок грузов (включая взаимодействие разных видов транспорта);
- о потребностях рынка;
- об условиях
перегрузок и складирования грузов:
- о характеристиках
складов и грузовых терминалов на пути следования грузов:
- о месте нахождения
грузов и т.д.
Термин «управление
цепочками поставок» обозначает интегрированное процессно ориентированное
планирование и управление товарными, информационными и финансовыми потоками в
общей цепочке создания стоимости от поставщиков сырья до конечных потребителей.
Концепция управления
цепочками поставок (Supply Chain Management) отличается различными подходами.
Настало время провести структурирование концепции. Для этого концепция создания
сетей поставок для промышленных предприятий разделена на зоны действия SCM, которые в свою очередь сравниваются
между собой и анализируются. С учетом приоритета в данной концепции самого
управления цепочками поставок как такового задачи планирования и управления
разграничиваются по содержанию и по времени. На этой основе можно
сформулировать концептуальные подходы к управлению будущей цепочкой поставок с
учетом интеграции в нее логистических предприятий.
Основными целями
концепции являются улучшение процесса ориентации на клиенту, оптимизация и
синхронизация производства со сбитом, повышение гибкости процесса включения в
план заказов и процессов производства, а также сокращение складских запасов и
сроков поставки для всей цепочки.
На схеме зон действия
(рисунок 3.6) показана роль, которая отводится управлению цепочками поставок. С
точки зрения качества результата и степени оптимизации зоны действу SCM теоретически можно интерпретировать
как фазы, однако все процессы развития и изменения, происходившие или которые 6yдут происходить в будущем, часто
протекают 0 различных зонах действия параллельно.
Участники SCM
Общая сеть Синхронизация
Отдельные участки Сотрудничество
сети
Клиенты и
Интеграция
поставщики
Предприятия Оптимизация
Качество
действий
Независимое Совместные Обмен Имитационное
управление процессы сообщениями планирование
Рисунок 3.6 – Зоны действия
управления цепочкой поставок
Первая зона действия
концепции SCM-оптимизация - фокусируется на функцию
предприятия, т.е. на образовании внутренней цепочки поставок. Основой для этого
является постоянная ориентация предприятия на процессы. В свою очередь
эта ориентация, о одной «стороны, задает основные направление в
организации структур и процессов, а с другой стороны, предоставляет в качестве
поддержки универсальные системы планирования. Предпосылкой для создания
подобных систем является интегрированная прогpаммная инфраструктура. Важной исходной точкой для
предприятия в этой зоне является имитационное планирование потребностей и
мощностей внутри собственного предприятия, для чего используются имитационные
модели.
Вторая зона действия
концепции SCM - интеграция - подразумевает интеграцию клиентов,
поставщиков и логистических предприятий. В этой зоне партнеры из
непосредственно примыкающих этапов создания стоимости включаются в электронный
обмен информацией. Через универсальный коммуникационный канал происходит
соединение всех конечных процессов предприятий, входящих во внутренние цепочки
процессов. Основной целью всех предшествующих видов деятельности является
соединение всех производственных предприятий. И здесь, как и прежде, самое
широкое распространение получило классическое соединение на основе
электронного обмена данными. Для малых и средних предприятий, учитывая
стоимость лицензий, предпочтительным оказался обмен данных через Интернет, так
как в этом случае не нужна двусторонняя системная интеграция. Кроме этого, все
активнее стараются утвердиться на рынке стандартные форматы сообщений XML, которые позволяют при сохранении
гибкости систем уменьшить количество интерфейсов.
Третья зона действия
концепции SCM - сотрудничество - это осознанная совместная работа
по организации процессов в условиях кооперации. Самые современные проекты
включают в себя согласованное планирование потребностей и мощностей по всем
параметрам планирования внутри цепочки поставок. Для поддержания стабильности
процессов в качестве поддержки используется контроль на исполнительском
уровне.
И, наконец, можно вывести
четвертую, пока еще причисляемую в возможной перспективе, зону деятельности -
синхронизацию. Теоретически она является высшей ступенью эволюции SCM. Эта ступень предполагает
синхронизацию процессов. во всей цепочке поставок. Цель
синхронизации - достижение общего оптимума. И здесь необходимо единое управление,
которое осуществляет общее выравнивание потребностей и мощностей всех партнеров
по цепочке и, по сути, соответствует управлению ресурсами внутри цепочки
поставок. Для того чтобы достигнуть теоретически обозначенной зоны действия
«синхронизация цепочки поставок», необходимо, чтобы партнеры по цепочке поставок
отказались от своей автономии в области управления. Все партнеры по цепочке
поставок должны предоставить наиболее важные данные по управлению. Это позволит
реализовать плановые показатели общей оптимизации
Современному предприятию
нужна информационная система, которая автоматизирует все основные операции по цепочкам
поставок: процедуру размещения заказов на товары,
поставку, хранение, транспортировку, перегрузки с одних видов транспорта на
другие и т.д. и объединяет в информационном отношении территориально
разрозненные предприятия и подразделения, участвующие в доставке грузов
получателям.
Внедрение на торговом и
промышленно-торговом предприятии информационно-управляющей системы,
поддерживающей непрерывный поток цепочек поставок, обеспечивает экономическую
эффективность по следующим основным направлениям:
• Объединение всех данных о товарах,
заказах, транспорте, складах в единую систему;
• Контроль местонахождения, состояния и
движения товара в реальном масштабе времени:
• Поддержание оптимальных запасов
товаров на складах по всей снабжающей цепочке на основании ретроспективного
анализа, достоверных прогнозов и экспертных оценок;
• Сокращение сроков и себестоимости доставки
товаров, поддержание конкурентоспособности цепочек поставок;
• Уменьшение трудоемкости переработки
информации, штатов работников и количества возможных ошибок в планировании и
управлении цепочками поставок;
• Обеспечение руководства компании надежной
и своевременной информацией для прогнозирования направлений развития и
расширения бизнеса.
В настоящее время в
России имеются информационно-управляющей системы цепочек поставок трех
основных типов: АСУ отдельных складов, системы управления обеспечения
материалами и комплексные системы управления цепочками поставок. Наиболее
целесообразно при выборе системы управления предпочтение отдавать комплексным
информационно-управляющим системам цепочек поставок, которые обеспечивают наибольший
экономический эффект для предприятия. Одной из таких систем является система AWACS (Advanced Warehouse Administration and Control System), разработанная за рубежом и адаптированная к
российским условиям.
Особенностью этой системы
является то, что она автоматизирует не только отдельные склады, но всю цепочку
поставок. Основой ее служит центральный модуль, на который могут замыкаться
несколько десятков и сотен АСУ отдельными складами и производственными
предприятиями. Отдельные системы, установленные на удаленных друг от друга
складах и предприятиях, обмениваются данными между собой и с центральным
модулем по внутреннему протоколу с использованием сервера. Интерфейс позволяет
этим системам обмениваться достаточно компактным объемом информации, что очень
важно при сегодняшнем состоянии и ценах на сетевые услуги и при использовании
коммутированного доступа к этим услугам.
Передаваемая информация
включает в себя словесные сообщения, электронные документы, команды и
подтверждение действий, данные о складских запасах, объемах поступления и
выдачи грузов и т.д. В центральном модуле происходит накопление первичных
статистических данных и прогнозирование потребностей и отгрузок с учетом
сезонных колебаний потребностей в товарах.
Система AWACS выполняет весь комплекс задач по
управлению цепочками поставок е любой разветвленной логистической сети. Она
внедрена и успешно работает на многих предприятиях Европы и России,
включающих до 100 и более удаленных подразделений и филиалов.
4 Математическая часть.
Исходные данные:
Предприятие заключило контракты с девятью организациями на
поставку продукции (таблица 4.1).
Задание:
распределить потребителей продукции в соответствии с АВС классификацией и
разработать требования по организации и управлению поставками для каждого класса.
Таблица 4.1 - Исходные данные.
Организация – потребитель
продукции
|
Стоимость контрактов по вариантам, тыс. ден. ед.
|
Вариант 4
|
1.
Региональная оптовая база
2.
Предприятия мелкооптовой торговли
3.
Предприятия розничной торговли
4.
АО “Эра”
5.
АО “Олимпик”
6.
АО “Спецкомплект”
7.
Завод “Дельта”
8.
Лакокрасочный завод
9. АО “Спецмонтаж”
|
33,3
46,2
11,8
0,2
2,3
5,8
0,2
0,1
0,1
|
Решение: Методические
указания к выполнению задания
1) расположим потребителей по мере убывания заключенных с
ними контрактов на поставку продукции;
Таблица
4.2 - Потребители по мере убывания контрактов
Организация – потребитель
продукции
|
Стоимость контрактов по вариантам, тыс. ден. ед.
|
Вариант 4
|
1.
Предприятия мелкооптовой торговли
2.
Региональная оптовая база
3.
Предприятия розничной торговли
4.
АО “Спецкомплект”
5.
АО “Олимпик”
6.
АО “Эра”
7.
Завод “Дельта”
8.
Лакокрасочный завод
9.
АО “Спецмонтаж”
|
46,2
33,3
11,8
5,8
2,3
0,2
0,2
0,1
0,1
|
Итого
|
100
|
2) вычертим
кривую Лоренца
3)
разобьем потребителей на группы в зависимости от удельного веса стоимости
контрактов в общем товарообороте предприятия:
группа
А – около 80 % от общего товарооборота – предприятия мелкооптовой торговли и
региональная оптовая база
группа
В – 15-20 % от общего товарооборота - АО “Спецкомплект” и АО “Олимпик”
группа
С – 5-10 % от общего товарооборота - АО “Эра”, Завод “Дельта”, Лакокрасочный
завод, АО “Спецмонтаж”
4)
установим критерии и охарактеризуем требования к организации и управлению
поставками продукции для каждого класса потребителей. Результаты сравнительной
характеристики представлены в таблице 3.
Таблица 4.3 - Результаты
сравнительной характеристики
Критерии рациональной
организации и управления поставками
|
Классы потребителей
|
А
|
В
|
С
|
1. Степень контроля
|
высокая
|
средняя
|
низкая
|
2. Определение момента выдачи
заказов
|
тщательное
|
экономичное
|
не определяется
|
3. Учет текущего уровня
запасов
|
тщательный
|
обычный
|
не ведется
|
4. Периодичность проверки
наличных запасов
|
один раз в неделю
|
один раз в месяц
|
один раз в год
|
Заключение
В данной курсовой работе
рассмотрены вопросы, решаемые логистикой в области товародвижения продукции.
Даны и раскрыты определения понятий «логистика» и «логистика товародвижения»,
выделены особенности и элементы логистики товародвижения как науки, обрисованы
некоторые перспективы организации товародвижения на логистической основе.
Во второй части
представлено общая характеристика деятельности предприятия ООО ПКФ «Консалекс»,
которое занимается производством консервов и описана непосредственно организация
управления товародвижением при сбыте продукции на данном предприятии
В третьей части данной
курсовой работы даны рекомендации по совершенствованию системы управления
товародвижением на ООО ПКФ «Консалекс» - выдвинуты предложения по оптимизации
системы распределения продукции между потребителями, а также дано представление
об управлении цепочками
поставок
Список литературы
1 Гаджинский А.М.
Логистика: Учебник. М., 1998. .
2 Голоденко Б.А.
Логистика в системном представлении, Воронеж, 2000.
3. Гордон М.П., Карнаухов
С.В. Логистика товародвижения. М., 1998.
4 Логистика / Под ред.
Б.А. Аникина. М., 2000
5. Маликов О.Б. Деловая
логистика, СПб., 2003.
6. Неруш Ю.М.
Коммерческая логистика: Учеб. М., 1997.
7. Неруш Ю.М.,
«Логистика», учебник для вузов, М., 2000..
8. Николайчук В.Е., «Логистика», учебное пособие,
С.-Пб., 2002
9. Новиков О.А., Уваров С.А.
Логистика: Учеб. пособие. - СПБ., 1999.
10. Промышленная
логистика/И.Н. Омельченко, А.А. Колобов - М., 1997.