Аннотация
Тема данной работы - «Методологии
определения целей и задач системы управления».
Целью данной работы
является теоретический анализ особенности методологии определения целей и задач
системы управления.
Объектом исследования
является исследование систем управления.
Предмет исследования – методология
определения целей и задач системы управления.
Работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении раскрывается
актуальность выбранной темы, цель и задачи работы.
В первой главе
анализируются сущность и содержание методологии исследования систем управления,
включая понятие методологии в исследовании систем управления.
Во второй главе проведен
анализ процедуры исследования систем управления, а именно, дана характеристика
этапов исследования систем управления, проанализировано значение проблемы в
методологии исследования систем управления.
В заключении подводятся
итоги проделанной работы.
Работа включает 2 рисунка
и 3 приложения.
Методология определения целей и задач
системы управления
Содержание:
Введение. 4
1. Сущность и содержание методологии исследования систем
управления. 6
1.1 Исследования как составная
часть менеджмента организации. 6
1.2 Понятие
методологии в исследовании систем управления. 8
1.3 Характеристика подходов в
исследовании систем управления. 10
2. Процедура исследования систем управления. 13
2.1 Характеристика этапов
исследования систем управления. 13
2.2 Значение проблемы в
методологии исследования систем управления. 17
Заключение. 22
Список используемых источников: 24
Приложения. 25
Система управления –
совокупность взаимосвязанных элементов, способ реализации технологии
управления, предполагающий воздействие на объект с целью изменения его
состояния и процессных характеристик.
Система управления не может
стоять на месте, проявляя гибкость и эластичность, она должна всегда
соответствовать динамике изменений общественной жизни. Совершенствование
управления осуществимо при прочной опоре на прогнозы социально-экономического
развития, позволяющее видеть целостность направлений развития, а также продумывать
целостность и комплексность самой структуры управления. Совершенствование
управления - задача комплексная, то есть не только экономическая или политическая,
но и нравственная, связанная с совершенствованием гуманистических начал
управления, с его ориентацией на человека.
Актуальность темы
исследования. Исследование
систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и
совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними
и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и
общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного
развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и
возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений.
В наиболее общем виде под
системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих
определенную целостность, некоторое единство.
Целью данного реферата является анализ методологии
определения целей и задач системы управления.
Задачи исследования
данного реферата:
-
охарактеризовать
исследования как составную часть менеджмента организации;
-
рассмотреть понятие
методологии в исследовании систем управления;
-
дать характеристику
подходов в исследовании систем управления;
-
дать характеристику
этапов исследования систем управления;
-
определить значение
проблемы в методологии исследования систем управления.
1.1 Исследования
как составная часть менеджмента организации
Для проведения научного
исследования в менеджменте значимым является владение методологией,
исследовательскими приемами и методами. При проведении исследований на
предприятиях перед исследователями ставятся цели, требующие не только анализа и
выявления проблем, но и обоснования рекомендаций, предложенных для их
разрешения. Оценка состояния, диагностика, профилактика негативных тенденций,
поиск «узких мест» в системе управления, определение новых направлений
деятельности требуют от менеджера системного видения, владения научно-категориальным
аппаратом исследования.[1]
Для достижения цели
исследования необходимо четко определить основные понятия: объект, предмет,
новизну, практическую значимость, методы исследования; знать технологии
управления, уметь определять проблему в исследовании процессов и систем
управления, осуществлять системный анализ факторов прямого и косвенного
воздействия, понимать эффективность, ограничения и условия использования
различных методов.
Процесс исследования
осуществляется в рамках управляемой системы и управляющих подсистем, следовательно,
касается всех аспектов деятельности организации. Исследованию подлежат сильные
и слабые стороны организации, процесс производства и сбыта (на предприятии),
финансовое состояние, службы маркетинга, персонал, а также организационная
культура.
Для анализа сильных и
слабых сторон организации руководство предприятия должно оценить: обладает ли
фирма силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости
могут осложнить будущие проблемы. Метод, который используется для диагностики
внутренних проблем, называют управленческим обследованием. Данный метод
основан на комплексном исследовании различных функциональных зон организации.
Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется включить
пять функциональных зон:[2]
-
маркетинг;
-
финансы
(бухгалтерский учет);
-
производство;
-
персонал;
-
организационную
культуру;
-
имидж
организации.
Анализируя теоретические
основы исследования, менеджер рассматривает научные подходы, теории, концепции,
парадигмы, сравнивает разные точки зрения на исследуемую проблему. На основе
теоретического анализа формируется собственное видение проблемы и возможные
пути ее разрешения. Из всей группы анализируемых методов, необходимо выбрать те,
которые будут адекватны ситуации, сложившейся на предприятии. Исследование в
любой из функциональных подсистем менеджмента должно сопровождаться расчетами,
анализом количественных и качественных параметров. Значительное место в
организации исследования на предприятиях занимает работа с информацией, ее
анализ, идентификация, классификация и обработка данных. Банк данных
предприятий включает большую группу документов, которые могут являться
информационной основой исследования. Это СТП предприятия, устав, баланс и
другие документы финансовой отчетности, структура, приказы, отчеты
функциональных служб, планы, протоколы, нормативные документы, рекламации и
т.д.
Получение данных
экспертной оценки и социологические опросы существенно расширят проблемное поле
исследования, позволят восполнить недостаток информации, полученной из других
источников.
Исследования как
составная часть менеджмента выдвигают следующие задачи:
1. Достижение
оптимального соотношения между управляемой и управляющей подсистемами (сюда входят
показатели норм управляемости, показатели эффективности работы аппарата
управления, сокращение затрат на управление);
2. Повышение
производительности труда управленческих работников и рабочих производственных
подразделений;
3. Улучшение использования
материальных, трудовых, финансовых ресурсов в управляющей и управляемой
подсистемах;
4. Снижение затрат на
продукцию или услуги и повышение их качества.
В результате проведения
исследований должны быть сформулированы конкретные предложения по совершенствованию
системы управления организацией.
Любая деятельность
человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской
деятельности методология играет решающую, определяющую роль.
Методология исследования
систем управления основывается на разумной организации деятельности менеджеров
предприятия по рационализации системы управления. Она предполагает установление
целей, предмета исследований, границ исследования, выбор средств и методов исследований,
средств (ресурсов) и этапов проведения исследовательских работ.
Методология каждого
исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели. Целью
исследования является поиск наиболее эффективных вариантов построения системы
управления и организации ее функционирования и развития, при этом частными
целями исследования могут выступать мониторинг качества управления, создание
атмосферы творчества и инноваций в системе управления, выявление проблем,
которые могут привести к кризисам работы предприятия, повышение квалификации
персонала управления, анализ стратегий и пр.
Цели исследования
подразделяют на текущие и перспективные, общие и локальные, постоянные и
эпизодические и т.д.
Объектом исследования
является система управления, которая относится к классу социально-экономических
систем, а следовательно ее основополагающим элементом является человек,
деятельность которого определяет особенности всех процессов функционирования и
развития системы.
Предметом исследования
является проблема. Проблема — это реальное противоречие, требующее своего
разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством
разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики
управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и
потребностей в инновациях и пр. Цель составляет базу распознавания и выбора
проблем в исследовании систем управления.
Методология исследования
предполагает также выделение ориентиров и ограничений, которые позволяют
проводить более последовательное и целенаправленное исследование.
Схема
показывает развитый арсенал методов исследования систем управления. Владея этим
арсеналом, менеджер может решить задачу построения
модели системы управления, оценки состояния системы управления, диагностики
системы управления, расчетов характеристик системы управления, постановки
диагноза, выявления и устранения организационных патологий (рис. 1).
Рис. 1. Методология исследований систем управления (ИСУ)[3]
В настоящее время
структуру исследований систем управления можно представить в виде схемы
предметной области (Приложение 1).
Главную роль в
методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на
три группы: формально-логические, общенаучные и специфические.
Формально-логические —
это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу
исследований управления.
Общенаучные методы
отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа.
Специфические — это
методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность
управленческой деятельности.
1.3 Характеристика
подходов в исследовании систем управления
Еще одной составляющей
методологии в исследовании систем управления являются подходы или исходная
позиция, с которой исследование начинается и которая определяет его
направленность относительно цели.
Ряд авторов выделяет
аспектный, системный и концептуальный подходы.
Аспектный подход
представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по
принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема
развития персонала может иметь экономический аспект,
социально-психологический, образовательный и т. д.
Системный подход - это подход к исследованию объекта
(проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы,
внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на
исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов,
исходя из общего предназначения объекта.
Сущность системного
подхода сводится к тому,
что деятельность любой части системы оказывает некоторое влияние на
деятельность всех других ее частей. Этот принцип есть следствие известного
положения диалектики, требующего рассмотрения всех явлений в их причинной
зависимости
Концептуальный подход —
предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса
ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и
преемственность исследования.
Кроме того, выделяют эмпирический,
прагматический и научный подходы. В случае эмпирического подхода основой
исследования является опыт, если исследование направлено на задачи получения
ближайшего результата, то прагматический. Научный подход характеризуется
научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в
его проведении, что предполагает его востребованность и эффективность.
Характер объекта и
предмета исследования определяет также разнообразие подходов и приоритетов.
Подход к исследованию характеризует ракурс видения проблемы, набор методов
исследования, общее направление его проведения. Это исходная позиция при
подступе к решению проблемы.
Подходы могут быть
эмпирическим или прагматическим. Первый построен главным образом на опыте и
его реализации в исследовании, второй — на решении проблем, дающем сиюминутный
успех, непосредственную отдачу. Такие исследования необходимы, и их
игнорировать невозможно. Но наибольшую ценность имеют исследования, построенные
на научно-концептуальном подходе. Это исследования по принципиальным проблемам,
преследующие перспективные цели и использующие в полной мере современные
методологии и научные достижения.
Среди всей совокупности
возможных подходов сегодня наибольшее значение имеют подходы, отражающие роль
в управлении человеческого фактора. Он является альтернативой
технократическому и организационно-административному подходам. В обобщенном
представлении он может быть назван социально-экономическим подходом. Для него
основной исходной позицией исследования является человек и его деятельность, в
которой решающую роль играет экономический интерес
По факторам динамики
различают функционально-структурный подход и информационный, отражающий систему
обработки информации. При этом наиболее эффективным является диахронический, в
котором главным фактором исследования выступают изменения, характеризующие
функционирование и развитие системы управления, а также фактор времени.
Относительно цели
исследования выделяют функционально-стоимостной и проблемно ориентированный
подходы. Наибольший эффект, однако, имеет программно-целевой подход,
характеризующийся четкостью цели исследования и конкретностью ее отражения в
программе исследования.
2.1 Характеристика
этапов исследования систем управления
Игнатьева А.В., Максимцов
М.М. последовательность любого исследования представляют следующим образом
(рис. 2).
Рис. 2 Этапы
исследования объекта управления[4]
На первом этапе выявляют
потребности в исследовании, исследуют проблемы, стоящие перед конкретной
системой управления, выбирают из них главную, определяющую актуальность
проведения исследования. С этой целью проблему четко формулируют.
На втором этапе
выявляются объект и предмет исследования.
На третьем этапе выбирают
методологию проведения исследования, т.е. совокупность целей, методов, приемов
управления в процессе проведения исследования.
На четвертом этапе
изучаются ресурсы (материальные, трудовые, финансовые ресурсы, оборудование,
информация), необходимые для проведения исследования.
На пятом этапе выбирают
методы проведения исследования с учетом существующих ресурсов и целей исследования.
На шестом этап определяют
порядок проведения исследований, распределяют полномочия и ответственность и
составляют регламентирующие документы, а также определяют технологию подготовки
и утверждения управленческих решений при проведении исследований.
На седьмом этапе
полученные результаты фиксируют и проводят анализ. Такими результатами могут
быть отдельные рекомендации, новая модель системы управления, улучшенные нормы
управляемости, методики, способствующие оперативному и успешному разрешению
проблемы. На этом этапе предварительно оценивают эффективность исследований,
т.е. соотносят затраты на проведение исследований и полученные результаты.
Иногда процесс
исследования конкретного объекта производится в соответствии с эталонной
моделью системы управления, этапы проведения исследования в соответствии с
которой представлены в Приложении 2.
Исследования разных видов
предполагают различные процессуально-методологические схемы их проведения.
Например, для исследования стратегии сначала разрабатывают цели и концепции, а
для исследования какого-либо частного вопроса функционирования фирмы не заостряют
на этом внимание, а просто определяют проблему и разрабатывают решение. Можно
сделать это на основе разработки рабочей гипотезы, предваряющей решение и его
последствия (Приложение 3).
Очень часто в качестве
этапа процесса исследования используется разработка гипотезы, которая может
быть эффективным средством поиска путей решения проблемы, подходов к ее
пониманию.
Гипотеза
- априорное, интуитивное
предположение о возможных свойствах, структуре, параметрах, эффективности
исследуемого объекта или процесса. Ее выдвигают в начале исследования
малоизученной проблемы. Основой гипотезы является вся совокупность данных, в
том числе неосознанные данные по решаемой проблеме или такое же предположение
об аналогии исследуемой проблемы с исследованными ранее. В процессе
исследования гипотезу либо подтверждают, либо отвергают.
Выдвижения
гипотезы позволяет минимизировать затраты времени и средств на получение
желаемого результата исследования или установление факта невозможности его
достижения при отклонении, например, статистическом, гипотезы. Основное
практическое назначение гипотезы - концентрировать усилия в наиболее
продуктивных, перспективных направлениях, избежать распыления сил в процессе
исследования.
Основной
источник гипотезы - это интуиция. Интуицией называют способность постижения
истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Основа интуиции - подсознательные информация и прогностические способности
индивидуума по выдвижению адекватных этой информации гипотез.
Принято
различать два вида гипотез:[5]
1.
гипотеза как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и
последующую экспериментальную проверку составляющего гипотезу предположения;
2.
гипотеза как структурный элемент научной теории.
Научная
гипотеза, как правило, выдвигается в контексте развития науки при необходимости
решения каких-либо конкретных проблем, с целью объяснения новых
экспериментальных данных, либо устранения противоречий теории с результатами
экспериментов.
Замена
одной гипотезы в процессе развития науки другой, более соответствующей
наблюдаемым явлениям, не означает признания абсолютной ложности заменяемой
теории или ее бесполезности. Отрицание гипотезы тоже считают результатом, а
иногда и этапом развития науки. При выдвижении новой гипотезы учитывают как положительные
стороны, так и недостатки существующей гипотезы. Новая гипотеза получает
признание только в том случае, если она устраняет недостатки известной.
В
качестве научных положений гипотезы должны удовлетворять требованиям
принципиальной проверяемости. Для этого они должны обладать свойствами фальсифицируемости
(опровержения) и верифицируемости (подтверждения). Гипотезы могут выдвигаться
относительно:[6]
1) свойств исследуемого объекта;
2) характера
взаимодействия с внешней средой. Например, для механических систем известна
гипотеза изотонного отображения внешней нагрузки (чем больше нагрузка, тем
больше реакция);
3) характера взаимодействия с внешней средой;
4) ограничений на свойства, параметры и т.д.
Гипотезу
либо подтверждают как истинную, и она трансформируется в реальное достоверное
знание, либо отвергают.
Результаты исследования
бывают непосредственными в виде конкретных рецептов, рекомендаций, моделей,
инновационных программ, стратегий, методик, систем мотивации и пр. Но
результаты могут быть и опосредованными. Такими являются, например, имидж
фирмы, социально-психологическая атмосфера работы, антикризисное развитие и
пр. Результаты исследования могут основными и дополнительными.
2.2 Значение
проблемы в методологии исследования систем управления
Распознавание и
формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования.
Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение
результатов и установление ориентиров и ограничений.
Под проблемой понимается
несоответствие фактического состояния управляемого объекта (например, производства
продукции) желаемому или заданному (запланированному). Именно в связи с
отклонением от плановых (или нормативных) состояний, которое отмечается в
определенный момент времени или прогнозируется на будущее, и возникают чаще
всего проблемы в организациях. Но их источником может быть и изменение самих
целей или нормативов. Например, если в результате анализа информации о продажах
изделия руководство предприятия принимает решение о снятии его с производства
и переключении на другой вид продукции, это может радикально изменить целевые
установки всех подразделений, связанных с данными видами продукции. Менеджеры
должны заново составить планы, найти и перераспределить ресурсы, организовать
обучение персонала и т.д.
Совершенно очевидно, что введение изменений, требующих для
реализации ресурсов и времени, должно быть обосновано анализом факторов,
оказывающих воздействие на состояние и положение организации.
Совокупность факторов и условий,
вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией, а
рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов
позволяет описать проблемную ситуацию. Описание проблемной ситуации, как
правило, содержит две части: характеристику самой проблемы (места и времени ее
возникновения, сущности и содержания, границ распространения ее воздействия
на работу организации или ее подразделений и ситуационные факторы, ведущие к
появлению проблемы (они могут быть внешними и внутренними по отношению к
организации).
Внутренние факторы, такие
как цели и стратегия развития, состояние портфеля заказов, структура производства
и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ, в том
числе НИОКР и т.д. в наибольшей мере зависят от самого предприятия. Внутренние
факторы влияют на систему управления и в значительной степени способствуют
достижению стоящих перед ней целей.
Внешние факторы в
незначительной мере поддаются воздействию со стороны менеджеров организации, так
как формируются внешней средой, в которой работает организация. В современных
условиях эта среда характеризуется большой сложностью, динамичностью и
неопределенностью, что существенно затрудняет учет внешних факторов при
принятии управленческих решений. Учет многочисленных и разнообразных факторов
среды, выбор главных среди них и предвидение возможных изменений — сложнейшая
задача, стоящая перед менеджерами.
Установить проблему —
значит определить границы системы, в пределах которой она рассматривается,
уровень, на котором она должна решаться.
При определении проблемы
возникает сложность выделения причинно-следственных связей. Установление
главной проблемы позволит сформулировать цель решения задачи.
Проблема — это
противоречие, которое несет в себе в той или иной степени элементы новых,
неизвестных ранее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих
усилий, решение задачи требует либо знаний, либо типовых схем и алгоритмов.
В практике исследования
систем управления большое значение имеет:[7]
1) отделение реальных проблем от мнимых;
2) отбор реальных проблем по критерию
необходимости их разрешения;
3) отбор проблем по критерию ценности
ожидаемого результата;
4) выбор проблем в соответствии с
критерием возможностей их разрешения.
Установление и распознавание
проблемы является важным этапом исследования систем управления. Оно
предполагает комбинацию и последовательность множества различных операций.
1. Формулирование
проблемы, состоящее из вопрошения, постановки центрального вопроса;
контрадикции, т. е. фиксации того противоречия, которое легло в основу
проблемы; финитизации — предположительного описания предполагаемого результата.
2. Построение проблемы,
представленное операциями стратификации — расщепления проблемы на подвопросы,
без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос;
композиции — группировки и определения последовательности решения подвопросов,
составляющих проблему; локализации — ограничения поля изучения в соответствии
с потребностями исследования, отграничения известного от неизвестного в области
объекта исследования; вариантификации — выбора установки на возможность замены
любого вопроса проблемы любым другим и поиска альтернатив для всех элементов
проблемы.
3. Оценка проблемы,
характеризующаяся такими действиями, как кондификация — выявление всех условий,
необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и
пр.; инвентаризация — проверка наличных возможностей и предпосылок;
когнификация — выяснение степени проблемности, соотношения известного и
неизвестного в той информации, которую необходимо использовать при исследовании;
уподобление — нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой;
квалификация — отнесение проблемы к определенному типу.
4. Обоснование проблемы,
представляющее собой последовательную реализацию процедур экспозиции —
установления ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы
с другими проблемами;
актуализации — приведения
доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения; компроментации —
выдвижения сколь угодно большого числа возражений против проблемы; демонстрации
— объективного синтеза результатов, полученных на стадии актуализации и
компроментации.
5. Обозначение проблемы,
состоящее в экспликации понятий — перекодировке, переводе проблемы на иной
научный или обычный язык; интимизации — выборе словесной нюансировки выражения
проблемы и подборе понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы.
В зависимости от опыта,
квалификации и характера исследователя возможно изменение состава и
последовательности процедур и операций. Некоторые из них могут осуществляться
параллельно с другими, например стратификация и вариантификация; некоторые
реализуются по мере развертывания всех процедур и операций, например экспликация
понятий и уподобление.
Выделяют несколько
уровней постановки проблемы.
Низший уровень постановки
проблемы характеризуется интуитивными ощущениями менеджера или исследователя о
противоречиях в системе управления. Они возникают в качестве трудностей и препятствий
в работе и наводят на мысль об их устранении. В этом случае просто формулируется
вопрос, но о дальнейшем превращении его в проблему как предмет исследования не
очень задумываются и заботятся.
Следующий уровень
постановки проблемы — ее описание в соответствии с принятыми правилами, которые
не всегда отражают эффективную методологию работы с проблемой.
Наиболее высокий уровень
постановки проблемы заключается в ее отработке по цели и стратегии фирмы и
поиску новых форм и разработке проектов. Этот уровень характеризуется
сознательным использованием всех процедур постановки проблемы.
Первым методологическим
принципом исследования: проблема — это противоречие, которое предстает нам
иногда в качестве абсурда.
Второй методологический
принцип — принцип оценки. Любые события, явления, противоречия мы оцениваем по
критериям важности, объективности, актуальности, связи с другими явлениями,
сложности.
Третий методологический
принцип — принцип распознавания. Всегда возникает необходимость отождествления,
сравнения, определения класса явления, принадлежности к определенной
типологической группе. Это позволяет глубже понять новое явление, определить
его свойства и характер, сделать оценку более существенной. А если явление не
укладывается в существующие типологические схемы, то возникает возможность их
изменения, дополнения, развития. Это тоже акт исследования, развития науки,
иногда это ведет к научному открытию.
Методологические принципы
исследования помогают найти эффективный вариант его проведения, целенаправленного
осуществления. Ведь принципы — это правила деятельности, которые ее, с одной
стороны, ограничивают, а с другой — поддерживают и облегчают, потому что они
отражают концентрированный опыт успешного исследования.
Методология работы с
проблемой обеспечивает и качественное планирование исследования, и его
организацию.
Важным фактором является
также создание психологической готовности и «созревание» исследователя к
работе по этой проблеме.
Все разнообразие проблем,
которые характеризуют предмет исследования систем управления можно представить
в совокупности трех групп: проблемы поведения объекта управления (производство,
офис, фирма, предприятие и пр.), проблемы поведения субъекта управления и проблемы
взаимодействия субъекта и объекта управления.
Результаты проведенного
исследования позволили сделать следующие выводы:
Для проведения
исследования систем управления важным является владение методологией,
исследовательскими приемами и методами. В процессе проведения исследований систем
управления перед исследователями ставятся цели, требующие не только анализа и
выявления проблем, но и обоснования рекомендаций, предложенных для их
разрешения.
Оценка состояния,
диагностика, профилактика негативных тенденций, поиск «узких мест» в системе
управления, установление новых направлений деятельности требуют от менеджера
системного видения, владения научно-категориальным аппаратом исследования.
Главная задача
профессионала — менеджера заключается в построении и отладке эффективной
организации для реализации необходимого комплекса бизнес-процессов. Для этого
необходимо изучить методы, инструменты и технологию исследования системы
управления предприятием.
Исследование систем
управления рационально проводить на основе выбранной методологии, представляющей
собой совокупность целей, методов и средств, необходимых для комплексного
исследования. Для успеха исследования методология играет решающую роль.
Методология - это логическая
организация деятельности человека состоящая определении цели и предмета
исследования, подходов и ориентиров в его ведении, выборе средств и методов,
определяющих наилучший результат. Любая деятельность человека характеризуется
методологией. Но в исследовательской деятельности методология играет решающую
роль в успехе.
С практической точки
зрения методика проведения исследований, как правило, включает три основных
раздела: теоретический, методический, организационный. В теоретическом разделе
определяются основные цели, задачи, предмет и объект исследования. Методический
раздел содержит обоснование выбора метода проведения исследований, сбора и
обработки данных, анализ полученных результатов, способы их оформления.
Организационный раздел представляет, прежде всего, план проведения
исследований, формирование команды исполнителей, распределение трудовых и
финансовых ресурсов. Здесь же определяется и организационная форма проведения
исследований, т.е. индивидуальные или коллективные исследования, исследования,
проводимые внутренними или внешними специалистами. Выделяются специальные
отделы, службы управления изменениями, целевые проектные подразделения, которые
будут задействованы в проведении исследования систем управления.
Методология начинается с
выбора, постановки и формулирование целей, при это объектом исследования
выступает система управления. В качестве предмета исследования выступает
сторона или свойство объекта, т.е. проблема, требующая разрешения.
Процесс исследования
системы управления – это последовательность этапов его осуществления, выбор и
сочетание приоритетов. Исследования предполагают различные
процессуально-методологические схемы его проведения. Это связано с различными
деятельностями на каждом этапе исследования. В основе исследования лежит
гипотеза, назначение которой в устранении противоречия между новыми фактами и
старыми теориями.
В современной литературе выделяют
различные классификации подходов или позиций исследования, например, выделяют
подходы аспектный, системный и концептуальный. Также подходы могут быть
эмпирическими, прагматическими и научными.
Главную роль в методологии играют
средства и методы исследования, которые подразделяют на три группы: формально -
логические, общенаучные и специфические.
1. Блинов А.О., Захаров В.Я. Исследование
систем управления: Опросы для менеджеров. – М.: Элит-2000, 2008.
2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование
систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые,
экспериментальные исследования. – М.: Крылья, 2004.
3. Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование
систем управления. – М.: МарТ; 2004.
4. Игнатьева А.В., Максимцов М.М.
Исследование систем управления. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2009.
5. Макашева З.М. Исследование систем
управления. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: КноРус, 2009.
6. Мельников В.П. Исследование систем
управления. – М.: Academia, 2008.
7. Михайлов Л.М. Исследование систем
управления. – М.: Экзамен, 2009.
8. Мухин В.И. Исследование систем
управления. – М.: Экзамен, 2006.
9. Мыльник В.В. Титаренко Б.П.
Волочиенко В.А. Исследование систем управления. – М.: Академический проект,
2006.
10. Фрейдина Е.В. Исследование систем управления. 2-е изд.
– М.: Омега-Л, 2009.
Приложение 1
Структура
исследования систем управления
Приложение 2
Исследование объекта управления в соответствии с
эталонной моделью
Приложение 3
Методологические схемы исследования