Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Особенности морально-психологической подготовки разведывательных подразделений

  • Вид работы:
    Отчет по практике по теме: Особенности морально-психологической подготовки разведывательных подразделений
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:20:16
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                СОДЕРЖАНИЕ


    Введение............................................................................................................... 3

    Глава 1. Морально-психологическое обеспечение как вид обеспечения деятельности Вооруженных Сил................................................................................................ 5

    1.1. Основы морально-психологического обеспечения..................................... 5

    1.2. Особенности морально-психологического обеспечения боевой деятельности………………………………………………………………………..16

    Глава 2. Основы морально-психологической подготовки разведывательных подразделений………………………………………………………………………18

    2.1. Уяснение задач,  оценка обстановки и морально-психологического

    состояния личного состава разведывательных подразделений…………………18

    2.2. Подготовка предложений на организацию морально-психологической

    подготовки разведывательной операции…………………………………………22

    2.3. Планирование морально-психологической подготовки……………………24

    2.4. Постановка  задач по морально-психологическому обеспечению………...26

    Заключение…………………………………………………………………………28

    Список литературы………………………………………………………………...29


    Введение


    Любой вид воинской деятельности осуществляется одновременно в двух сферах: и материальной, и духовной. Война это всегда борьба, противоборство не только материальных, физических, но прежде всего духовных, морально-психологических сил человека, общества, государства. Именно поэтому проблема обеспечения необходимого морально-психологического состояния войск так остро ставится в настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации.

    Актуальность темы работы определяется ролью морального фактора как важнейшего и неотъемлемого слагаемого боевой готовности и боеспособности вооруженных сил, мощи государства. Это специфическое состояние общественного сознания, выражающее степень готовности и способности общества и армии стойко переносить все испытания войны и, не утратив воли к борьбе, достигнуть поставленных целей.

    Содержание морального фактора определяется:

    - совокупностью политических, нравственных, правовых, исторических, философских, религиозных и других знаний, идей, взглядов, чувств; силой и направленностью воли;

    - отношением людей к целям и характеру войны, проявляющимся в их деятельности и поведении.

    Самое совершенное оружие и боевая техника в руках морально и психологически неподготовленных к бою людей превращается в груду металла или без труда достается противнику.

    Анализ современных войн и военных конфликтов подтверждает тенденцию к возрастанию требований к морально-психологическому состоянию военнослужащих. При равном соотношении сил и средств, одинаковой технической оснащенности войск рассчитывать на успех может только та армия, личный состав которой в морально-психологическом отношении превосходит противника, способен сохранять психологическую устойчивость и волю к победе в любой обстановке.

    Морально-психологическое состояние определяет морально-психологи-ческую готовность и способность личного состава успешно действовать в условиях высокого динамизма, маневренности, скоротечности, расширения пространственного размаха боевых действий, предельного напряжения сил сторон и массовых потерь.

    Оно обеспечивает психологическую устойчивость войск в обстановке ожидания применения противником средств массового поражения. Ожидание опасности, неопределенность - одно из самых характерных, сложных и труднопереносимых психологических состояний. Выдержать связанные с этим состоянием морально- психологические нагрузки, сохранив ясность мысли и твердую волю, значит сохранить боеспособность.[1]

    После применения противником высокоточного оружия, систем залпового огня, особое значение приобретает снижение боевых психологических потерь, быстрое восстановление морально-психологической устойчивости и способности личного состава продолжать выполнение боевых задач. Массовые, непрерывно возрастающие физические потери, заражение местности, пожары, завалы, нарушения системы управления и жизнеобеспечения, острейший дефицит медицинской помощи и другие факторы будут оказывать деморализующее воздействие, могут лишить людей способности думать, понимать, управлять собой, и тем самым, вывести из строя целые подразделения (части).

    Целью данной работы является определение основных теоретических положений морально-психологического обеспечения деятельности ВС РФ и направлений деятельности по МПО личного состава разведывательных подразделений.



    Глава 1. Морально-психологическое обеспечение как вид обеспечения

    деятельности Вооруженных Сил

     

    1.1. Основы морально-психологического обеспечения


    Как вид обеспечения, морально-психологическое обеспечение (МПО) осуществляется соответствующими управлениями, отделами и службами под единым руководством командующего (командира), при организующей роли штаба в целях достижения необходимого морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил в ходе решения всех боевых, учебно-боевых задач и в процессе повседневной жизнедеятельности войск (сил). Непосредственными организаторами и исполнителями МПО являются органы воспитательной работы.

    МПО организуется и осуществляется на следующих уровнях[2]:

    1. Оперативно-стратегическом, в который входят объединения, группы войск, округа и виды ВС.

    2. Оперативно-тактическом, который затрагивает части и соединения.

    Силы и средства МПО, органы его управления содержатся по штатам мирного времени, но работают и готовятся с учётом вероятного развития событий.

    Морально-психологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил это комплекс согласованных мероприятий (организационных, воспитательных и учебных), осуществляемых всеми органами военного управления и должностными лицами армии и флота с целью формирования необходимого для эффективного выполнения боевых и учебно-боевых задач в мирное и военное время морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил.

    Сущность морально-психологического обеспечения 0заключается в том, что оно призвано охватить большую часть нематериальной сферы подготовки и ведения войны, операций, применения Вооруженных Сил в различных конфликтах и миротворческих акциях, обеспечения морально-психологической безопасности России, ее Армии и Флота, их боеспособности и боевой готовности. Этот вид обеспечения должен охватить практически всю духовную сферу воинской деятельности, все уровни психики военнослужащих и гражданского персонала: и сознательный (рациональный), и эмоционально-чувственный, и подсознательный. Он должен обеспечить подготовку и надежное функционирование психики в самых экстремальных условиях воинской службы как в мирное время так и в боевой обстановке.

    Содержанием МПО является воздействие на те структурные компоненты личности и психологии воинского коллектива, от которых зависит необходимое морально-психологическое состояние военнослужащих и ВС в целом.

    Наиболее общими целями МПО выступают[3]:

    - формирование у личного состава Вооруженных Сил системы морально-нравственных ценностей, правил, норм и принципов поведения, нравственных мотивов, побуждений и стремлений овладеть боевой специальностью, качественно выполнять учебно-боевые задачи, быть готовым к умелым действиям в боевой обстановке;

    - развитие у военнослужащих и гражданского персонала психологической устойчивости, повышение функциональной надежности их психики, подготовка их сознания и психики к быстрому переключению на боевой режим работы, немедленному выполнению боевых задач в любой, самой сложной обстановке;

    - формирование глубокого понимания военнослужащими, гражданским персоналом, всем населением страны необходимости и общественной значимости воинской службы, обеспечения безопасности и обороноспособности Российской Федерации, создания и содержания боеготовых Вооруженных Сил;

    - воспитание у личного состава уважения к Конституции, законам, общевоинским уставам, гордости за принадлежность к Армии и Флоту России, своему виду (роду) войск, соединению, части; создание на этой основе и постоянное поддержание в Вооруженных Силах высокого уровня правопорядка, организованности, воинской и трудовой дисциплины, здоровой морально-нравственную атмосферы;

    - выработка у личного состава Вооруженных Сил способности противостоять информационно-психологическому воздействию со стороны любых противников государства и не допускать его.

    Принципы организации МПО:  оперативность; объективность и взвешенность; доступность изложения и восприятия; целеустремленность; системность; охват всех категорий военнослужащих, учет их особенностей; разнообразие форм и методов; участие всех категорий должностных лиц.

    Общие задачи, решаемые в ходе МПО деятельности ВС[4]:

    1. Достижение необходимого морально-психологического состояния личного состава ВС, его готовности к выполнению служебных обязанностей как в мирное так и в военное время.

    2. Изучение и прогнозирование морально-психологического состояния военнослужащих и гражданского персонала в различных условиях, разработка на этой основе рекомендаций для принятия решений соответствующими командирами (начальниками).

    3. Обеспечение сплоченности воинских коллективов частей и подразделений, развитие дружбы и войскового товарищества, укрепление единоначалия, сознательной воинской дисциплины и правопорядка, достижение высокой исполнительности и организованности.

    4. Активное противодействие постоянному массированному информационно-психологическому воздействию противника на войска (силы) и население страны, нейтрализация его отрицательных последствий.

    Эти задачи решаются в ходе информационно-воспитательной, социально-правовой, культурно-досуговой, социально-психологической работы, психологической подготовки, психологического сопровождения боевой деятельности войск и информационно-психологического противодействия.

    Информационно-воспитательная работа осуществляется в целях формирования у военнослужащих высоких моральных качеств на основе утверждения в их сознании и поведении общественно-значимых идеалов, мотивов, интересов и высоких духовных потребностей. Именно ИВР определяет содержательную сторону МПО и включает[5]:

    - постоянное отслеживание и анализ военно-политической обстановки в мире, стране, на стратегическом направлении, в регионе дислокации и на этой основе выработку оценки политической и социально-экономической ситуации в районе дислокации, отношения органов местной власти и населения к военнослужащим, подготовку выводов и рекомендаций командованию для принятия управленческих решений;

    - непрерывное и оперативное военно-политическое информирование личного состава, разъяснение Указов Президента Российской Федерации, приказов и распоряжений Министра обороны РФ, его заместителей, главнокомандующих, командующих, командиров и начальников, стоящих перед войсками (силами) задач, участие в организации их выполнения;

    - изучение и распространение в войсках (силах) социально-политической информации, обобщение результатов исследований состояния общественного мнения, настроений, запросов и интересов военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, координацию информационно-воспитательной работы воспитательных структур;

    - организацию и проведение общественно-государственной подготовки личного состава войск (сил);

    - активное взаимодействие с государственными органами и общественными организациями в целях военно-патриотического воспитания военнослужащих, допризывной молодежи, населения в регионах дислокации войск (сил).

    Эффективность ИВР достигается[6]:

    - конкретным планированием, умелым определением сил и средств ИВР, творческим их применением, своевременной постановкой задач;

    - целеустремленной организацией ИВР в подразделениях и частях;

    - непрерывным изучением и прогнозированием военно-политической и социально-экономической обстановки, своевременным реагированием на ее изменения;

    - подготовкой справочных материалов для командиров и участвующего в ИВР актива, их своевременным инструктированием;

    - постоянной связью с военнослужащими и членами их семей, проведением воспитательных мероприятий с учетом их запросов и настроений;

    - поддержанием постоянной связи с органами военного управления, государственными и общественными организациями;

    - организацией устойчивого руководства ИВР.

    Социально-правовая работа осуществляется с целью разъяснения и реализации в войсках (силах) установленных законами и иными правовыми актами обязанностей, прав и льгот военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил; создания в воинских и трудовых коллективах социальных и правовых условий, которые способствуют более эффективному решению задач боевой готовности, выполнению возложенных на них обязанностей.

    СПрР организуется и проводится на основе существующего законодательства, положений общевоинских уставов, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации.

    Эффективность СПрР достигается активным разъяснением и последовательным проведением в войсках (силах) социальной и правовой политики в области оборонного строительства, создания необходимых условий для реализации установленных законами обязанностей, прав и льгот военнослужащих, воспитания у них высокой ответственности за выполнение воинского долга, военной присяги и воинских уставов.

    Основные задачи социально-правовой работы:

    - изучение и прогнозирование социальной обстановки в воинских и трудовых коллективах, выработка и проведение в жизнь практических мер по обеспечению здоровой моральной атмосферы среди военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;

    - организация и проведение правового воспитания различных категорий военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, включающего проведение занятий по правовой подготовке, систему правового информирования и консультационную работу;

    - обучение командного состава правовым основам служебной деятельности;

    - выявление социально-психологических причин происшествий, преступлений, нарушений воинской дисциплины; выработка конкретных психологических мер по предупреждению глумлений и издевательств, неуставных взаимоотношений, самоубийств, уклонений от воинской службы и других происшествий и преступлений; участие в осуществлении практических мер психологической работы по сплочению воинских коллективов, укреплению правопорядка, организованности и воинской дисциплины;

    - методическая помощь и координация работы офицерского собрания, совета прапорщиков, женсоветов и профсоюзных организаций;

    - анализ состояния воинской дисциплины и правопорядка, выработка предложений и рекомендаций по ее укреплению, работа по их реализации;

    - организация и совершенствование контрольной деятельности внутрипроверочных комиссий и комиссий общественного контроля.

    Осуществляться СПрР должна в тесном единстве с другими видами воспитательной работы.

    Культурно-досуговая работа организуется и осуществляется в интересах воспитания личного состава средствами литературы, искусства и отдыха.

    Она включает:

    - воспитание преданности народу и Отечеству, верности воинскому долгу средствами литературы и искусства;

    - приобщение личного состава к общечеловеческим и национальным культурным и нравственным ценностям, эстетическим нормам, лучшим традициям армии и флота;

    - изучение и удовлетворение культурных интересов военнослужащих и развитие их творческих способностей;

    - создание условий для полноценного отдыха и культурного общения в целях поддержания на высоком уровне морально-психологического и физического состояния личного состава;

    - участие в проведении мероприятий по информированию военнослужащих, а также в спортивно-массовой, оздоровительной, туристической и экскурсионной работе.

    Формы и методы деятельности Домов офицеров, офицерских клубов, Домов культуры, клубов, библиотек, музеев, ансамблей песни и пляски определяются конкретными условиями обстановки, спецификой решаемых войсками (силами) задач, местом дислокации, имеющимися культурно-творческими силами и материально-техническими возможностями.

    КДР должна служить средством духовно-нравственного возвышения и творческого развития военнослужащих, вестись на строгой научной основе, способствовать выполнению всех учебно-боевых задач через создание у них необходимого эмоционально-психологического настроения. Непременным условием её организации является тесная связь с другими видами работы и воспитания.

    Социально-психологическая работа осуществляется в целях оптимизации жизни и деятельности воинских коллективов, малых групп и индивидуального поведения военнослужащих в интересах выполнения военно-профессиональ-ных задач. Она включает:

    - организацию индивидуальной и групповой деятельности военнослужащих, целенаправленное управление социально-психологическими процессами;

    - обеспечение психологической готовности личного состава войск (сил) к вооруженной защите Отечества;

    - формирование психологической устойчивости личного состава в ходе выполнения задач боевой готовности, боевого дежурства (боевой службы), боевой подготовки;

    - оптимизацию управленческой деятельности органов военного управления.

    Основными задачами являются:

    - изучение и анализ индивидуально-психологических характеристик военнослужащих различных категорий, социально-психологических характеристик воинских коллективов, войск в целом;

    - прогнозирование наиболее вероятного развития социально-психологических процессов в воинских коллективах, поведения отдельных военнослужащих, групп и категорий военнослужащих в той или иной ситуации, возникающей в процессе выполнения поставленных перед войсками задач;

    - выработка для органов военного управления конкретных предложений и рекомендаций, участие в реализации практических мер по управлению социально-психологической обстановкой в войсках, морально-психологическим состоянием личного состава в интересах поддержания боевой готовности, выполнения поставленных задач, подготовки объединений, соединений и частей, укрепления правопорядка, организованности и дисциплины;

    - социально-психологический анализ стиля управленческой деятельности в воинских коллективах, выработка предложений, рекомендаций и реализация практических мер по укреплению единоначалия, авторитета командных кадров.

    Психологическая подготовка это целенаправленный процесс формирования у военнослужащих и воинских коллективов психологической устойчивости к отрицательному влиянию факторов современного боя и психологических качеств, обеспечивающих эффективную боевую деятельность в любых условиях.

    Основные задачи психологической подготовки:

    - психологическая адаптация к факторам боевой обстановки;

    - формирование представлений у личного состава о предстоящей операции (боевых действиях), возможных действиях противника и изменениях обстановки;

    - обучение методам саморегуляции психических состояний;

    - обеспечение устойчивости навыков владения оружием, боевой техникой и способов боевого поведения.

    Психологическая подготовка делится на общую (общую для всех видов и родов войск), специальную (подготовка к боевой деятельности военнослужащих конкретного вида или рода войск) и целевую (подготовка к конкретному виду боя, к конкретной боевой задаче).  

    Психологическое сопровождение боевой деятельности войск (сил) (ПСБД)

    Психологическое сопровождение это комплекс непрерывно осуществляемых мероприятий по формированию, укреплению и развитию у военнослужащих психологических качеств, обеспечивающих высокую психологическую устойчивость и готовность выполнить боевую задачу в любых условиях.

    Психологическое сопровождение организуется во всех видах боевых действий войск (сил) на основании решения командира (начальника).

    Целью ПСБД является достижение высокой боевой активности военнослужащих, способности переносить высокие нервно-психические нагрузки и сохранять боеспособность в любых условиях.

    При этом решаются следующие задачи:

    - формирование психологической готовности военнослужащих, частей и подразделений вступить в бой, применить оружие и боевую технику в его экстремальных условиях;

    - поддержание психологической устойчивости военнослужащих, подразделений и частей к воздействию устрашающих и психотравмирующих факторов боя, позволяющей сохранять высокую боевую активность;

    - выработка для органов военного управления предложений и рекомендаций по управлению социально-психологическими процессами в войсках (силах), поддержанию здорового морально-психологического состояния личного состава, обеспечивающих выполнение поставленных задач;

    - предупреждение психических расстройств, оказание психологической помощи в боевой обстановке и восстановление психических и физических сил военнослужащих.

    ПСБД достигается:

    - своевременным и целенаправленным проведением комплекса мероприятий по психологической подготовке, формированию у военнослужащих высоких морально-боевых качеств;

    - управлением социально-психологическими процессами в войсках (силах);

    - прогнозированием психологических потерь в предстоящих боевых действиях;

    - психологической профилактикой и реабилитацией военнослужащих.

    ПСБД включает :

    - целевую подготовку психики военнослужащих к выполнению конкретных учебно-боевых и боевых задач;

    - осуществление профилактических мероприятий по снижению боевых психических потерь, сохранению боевой активности военнослужащих;

    - психокоррекцию, оперативную психологическую помощь;

    - психологическую реабилитацию военнослужащих, получивших боевые психические травмы (БПТ);

    Информационно-психологическое противодействие (ИПП).

    Объектом информационно-психологического противодействия является сознание и психика личного состава и населения.

    Необходимость выделения этого вида МПО объясняется необходимостью подготовки сознания и психики военнослужащих к боевым действиям с учетом и адекватным реагированием на осуществляемое психологическое воздействие со стороны противостоящих сил, нейтрализацией отрицательных последствий этого воздействия.

    ИПП проводится с целями:

    - нейтрализовать информационно-психологическое воздействие со стороны какого-либо государства в мирное время, вероятного противника в угрожаемый период и реального противника в боевой обстановке;

    - изменить в свою пользу соотношение морально-психологических сторон поддерживать его на уровне, необходимом для успешного ведения боевых действий, операций, войны.

    ИПП включает:

    - анализ морально-психологической обстановки в стране, в стратегических районах, на операционных направлениях, в районах операций, боевых действий, пунктах дислокации и т.д.

    - отслеживание, сбор, анализ и обобщение данных о возможностях отдельных стран и групп государств осуществлять информационно-психологическое воздействие на наши войска и население;

    - прогнозирование вероятного характера и возможных последствий осуществляемых противником психологических операций, информационно-психологического воздействия на личный состав ВС и население России;

    - срыв (ослабление результатов) психологических операций противника стратегического, оперативного, тактического масштабов с участием всех видов ВС, родов войск и сил специального назначения;

    - противодействие постоянному массированному идеологическому, информационно-психологическому, другим видам воздействия на сознание и психику военнослужащих, гражданского персонала ВС и населения страны;

    - нейтрализацию негативных последствий осуществленного противником воздействия на сознание, мораль и психику военнослужащих;

    - психоэнергетическое противоборство и другие виды нетрадиционного воздействия на сознание и психику человека;

    - подготовку сил и средств для осуществления информационно-психологического противоборства.

    ИПП организуется и осуществляется постоянно (как в мирное так и военное время) во всех видах деятельности войск (сил) на основании решения командующего, командира (начальника).

    Такова краткая характеристика структурно-содержательной стороны морально-психологического обеспечения в целом.

     

    1.2. Особенности морально-психологического обеспечения боевой   

    деятельности войск


    Самой общей и наиболее главной целью МПО в военное время будет создание и поддержание такого морально-психологического состояния личного состава ВС и населения страны, которое позволит добиться успеха в войне.

    С обострением ситуации, в угрожаемый период и в боевой обстановке МПО будет иметь, дополнительно к задачам мирного времени, следующие задачи[7]:

    - формировать у военнослужащих необходимое для боя морально-психологическое состояние, перевести их сознание и психику на боевой режим работы, постоянно наращивать моральное превосходство над противником;

    - поддерживать способность военнослужащих переносить длительные боевые, эмоционально-психологические нагрузки, действовать в бою осознанно и эффективно;

    - осуществлять своевременную психодиагностику, психокоррекцию, психореабилитацию личного состава, получившего боевые психические травмы;

    - максимально снизить боевые психические потери;

    - активно осуществлять информационно-психологическое противодействие в целях снижения результативности (срыва) психологических операций противника[8].

    Основное содержание МПО в этот период составляют психологическое сопровождение боевой деятельности и информационно-психологическое противодействие. Созидательная работа сохранится и усилится, но задача не допустить деморализации своих войск (сил), уберечь их от психологического поражения будет наиболее актуальной.

    В целях избежания повторов считаю возможным ограничиться тем, что содержательное наполнение всех направлений работы по МПО в военное время осуществляется исходя из специфики вида (рода) ВС, особенностей ведения операций (боевых действий) на различных ТВД (в регионах) с учетом особенностей своих войск и войск противника, а также остальных факторов влияющих на морально-психологическое состояние войск.

    Глава 2. Основы морально-психологической подготовки разведывательных подразделений


    2.1. Уяснение задач,  оценка обстановки и морально-психологического

    состояния личного состава разведывательных подразделений


    При уяснении задач командир, его заместитель  по  воспитательной работе должны понять: замысел старшего начальника, место и роль подразделений в его осуществлении; цель  морально-психологической подготовки  в предстоящей разведывательной операции; задачи,  решаемые силами  и  средствами старшего начальника.

    Оценка обстановки и  морально-психологического  состояния включает:

    - изучение и анализ политико-экономических условий и особенностей района разведывательной операции и качественного состава его  населения; морально-психологического состояния разведывательных подразделений противника и своих.

    Оценка проводится в полосе (зоне) ответственности и по направлениям сосредоточения  основных усилий разведывательных подразделений на всю глубину операции.

    К основным  принципам  оценки морально-психологического состояния сторон и прогнозирования вероятного характера его изменения относятся: объективность  и  реалистичность подходов;  всесторонность и комплексность анализа; строгая обоснованность оценок и выводов; единство морально-психологического и военного анализа.

    При оценке политико-экономических условий района операции и качественного состава его населения анализируются следующие вопросы:

    - на  территории какого (каких) государства (государств) расположен район операции.  Отношение этого государства к военно-политическим союзам;

    - в состав какого операционного,  стратегического направления  он входит;

    - общественно-политическое устройство страны, социальный и национальный состав населения, его вероисповедания и уровень религиозности;

    - отношение населения к войне и войскам сторон;

    - наличие политических партий и общественных организаций,  их военно-политические ориентации,  степень возможного влияния на население района;

    - особенности национальной психологии, обычаи, нравы населения;

    - общая экономическая характеристика района;

    - особенности инфраструктуры, наиболее крупные объекты промышленности, транспорта, связи;

    - сеть теле- и радиовещания, полиграфическая база;

    - наличие групп (поселений),  незаконно  проникших  с  территорий сопредельных государств,  их поведение,  влияние на коренное население региона;

    - степень  подверженности населения пропаганде,  психологическому воздействию противника.

    В результате оценки и обобщения делаются выводы, учитывающие развитие событий, вырабатываются предложения.

    При  оценке  морально-психологического  состояния  разведывательных подразделений противника анализируются следующие вопросы:

    - государственная принадлежность войск и сил, особенно при коалиционном составе.  Наличие противоречий между представителями различных государств;

    - национальный  состав.  Характер отношений между военнослужащими различных  национальностей. Приверженность военнослужащих национальной ограниченности, чувству  национальной исключительности,  другим национальным предрассудкам;

    - социально-классовый состав соединений и частей.  Характер отношений между рядовым, сержантским и офицерским составом;

    - система комплектования разведывательных подразделений. Соотношение между кадровыми профессионалами и призванными из резервов;

    - возрастные  характеристики  категорий  военнослужащих (офицеры, сержанты, рядовые);

    - опыт воинской службы и боевых действий.  Уровень боевой обученности личного состава, знание ими района боевых действий;

    - вероисповедания личного состава,  вероятность межконфессиональных противоречий;

    - состояние воинской дисциплины, организованности и порядка. Уровень исполнительности и законопослушания различных категорий  военнослужащих, характер правонарушений;

    - морально-психологические  и профессиональные качества руководящего командного состава противника (образование,  опыт, характер, темперамент, воля и т.д.);

    - степень  идеологической  обработки личного состава (отношение к войне, к правительству, уверенность в своей правоте и т.п.);

    - состояние психологической готовности к ведению боевых действий;

    - боевой настрой,  уверенность в своих силах, оружии, технике, фундаментальная надежность психики и т.д.;

    - наличие и готовность сил и  средств  психологической  борьбы  к проведению разведывательной операции.

    С учетом особенностей группировки разведывательных подразделений противника,  региона  могут анализироваться и другие факторы, оказывающие влияние на МПС противника.

    При  оценке  морально-психологического  состояния  своих разведывательных подразделений анализируются следующие вопросы[9]:

    - социальный и национальный состав разведывательных подразделений;

    - уровень религиозности личного состава, наличие религиозных противоречий между  верующими  военнослужащими,  принадлежащих  различным конфессиям;

    - характер взаимоотношений между военнослужащими различных национальностей;

    - возрастные  характеристики  различных категорий военнослужащих, уровень их общеобразовательной подготовки;

    - опыт воинской службы,  боевых действий,  уровень боевой обученности и боевой слаженности, знание личным составом района боевых действий;

    - укомплектованность офицерским составом  и  специалистами, определяющими  боевую способность;

    - состояние морально-психологической готовности  личного  состава  к выполнению боевых задач в самых экстремальных условиях;

    - состояние информированности военнослужащих разведывательных подразделений;

    - степень подверженности военнослужащих психологическому воздействию противника, возможности разведывательных подразделений по организации защиты личного состава от этого воздействия.

    В результате анализа и  оценки  морально-психологической обстановки  и  состояния разведывательных подразделений,  делаются основные выводы для:

    1. Подготовки предложений командиру для  выработки замысла и принятия решения.

    2. Подготовки распоряжения по организации морально-психологической подготовки.

    3. Планирования и организации морально-психологической подготовки.

    4. Определения основных мероприятий по противодействию информационному и психологическому воздействию противника.

    Может  также  прогнозироваться  морально-психологическое состояние личного состава на случай ухудшения экологической обстановки  в результате воздействия оружия и боевой техники на  объекты  атомной, химической и др. промышленности, а также влияние климата, погоды, смены часовых поясов на самочувствие и боевую готовность личного состава.

    Для оценки морально-психологической обстановки и состояния личного состава используются[10]:

    - информация штабов, других органов военного управления (разведсводки, информационные бюллетени, сборники, пресс-бюллетени и т.п.);

    - донесения и доклады органов воспитательной работы,  взаимодействующих частей;

    - средства массовой информации,  государственные и местные органы власти, общественные объединения;

    - документы,  захваченные у противника,  в том числе в результате специального поиска, протоколов допросов военнопленных и другие источники.

    При оценке морально-психологической обстановки заместитель командира  по воспитательной работе заслушивает предложения,  анализирует  справочно-информационный материал.

    На основе оценки морально-психологической обстановки делаются выводы о способах и методах работы по организации морально-психологической подготовки.


        2.2. Подготовка предложений на организацию морально-психологической подготовки разведывательной операции


    На  основе замысла командира и оценки морально-психологической обстановки и состояния  личного состава разведывательных подразделений заместитель по воспитательной работе готовит  предложения  по  организации  морально-психологического  обеспечения разведывательной  операции, которые содержат:

    - выводы  из  оценки  морально-психологической  обстановки района операции и состояния личного состава разведывательных подразделений;

    - цель и основные направления морально-психологической подготовки операции;

    - последовательность  проведения  мероприятий морально-психологичес-кой подготовки;

    - привлекаемые силы и средства для решения задач  морально-психоло-гической подготовки;

    - основные меры по защите своих разведывательных подразделений от информационно-психологического воздействия противника;

    - выводы из анализа и  прогнозирование  морально-психологического состояния разведывательных подразделений,  возможных психологических потерь, других негативных последствий воздействия боевой обстановки на сознание и психику военнослужащих.

    Командир в решении определяет цель, задачи и  основное содержание морально-психологической подготовки, порядок и способы их выполнения; основные вопросы взаимодействия в интересах морально-психологической подготовки и вопросы защиты разведывательных подразделений от  информационно-психологического воздействия противника.

    Заместитель по  воспитательной  работе (начальник органа воспитательной работы) принимает решение по выполнению  задач  с  учетом особенностей по  этапам разведывательной операции,  организует и осуществляет планирование и взаимодействие в интересах МПО.

    Принимая решение на выполнение задач заместитель по воспитательной работе (начальник органа  воспитательной  работы)  определяет:

    - что  необходимо сделать в первую очередь,  исходя из выводов и анализа обстановки;

    - направления сосредоточения основных усилий; 

    - основные направления информационно-воспитательной, психологической,  военно-социальной и культурно-досуговой  работы, 

    - порядок обеспечения разведывательных подразделений техническими средствами; 

    - меры по защите своих подразделений и противодействию информационно-психологическим  операциям противника;

    - порядок проведения социологических исследований;

    - организацию управления, порядок оказания помощи подчиненным разведывательным подразделениям, контроль и проверку исполнения  отданных распоряжений по морально-психологическому обеспечению.


        2.3. Планирование морально-психологической подготовки


    Морально-психологическая подготовка планируется заместителем по воспитательной работе (начальником органа воспитательной  работы)  во  взаимодействии  со штабом,  с участием должностных лиц оперативных групп,  взаимодействующих подразделений.

    Планирование заключается в детальной разработке всех составляющих в  соответствии  с  принятым на операцию решением командующего (командира).

    При планировании разведывательной операции могут применяться методы последовательной или параллельной работы или их сочетание.

    Метод последовательной  работы является основным при подготовке к операции при наличии достаточного времени. При этом планирование морально-психологической подготовки осуществляется последовательно.

    Метод параллельной работы  применяется  при  ограниченных  сроках подготовки  операции.  При этом планирование морально-психологической подготовки организуется и осуществляется  одновременно во всех звеньях органов воспитательной работы. В этом случае заместитель командира по воспитательной  работе может отдавать предварительные распоряжения (указания) или ориентировать их о  предстоящих  действиях.

    В ходе ориентирования заместитель по воспитательной работе  доводит:

    - краткие выводы из оперативной и морально-психологической обстановки,  сведения  о противнике,  его силах и средствах психологических операций, характере их возможного применения;

    - задачи  объединения  (в  пределах  необходимого) цели и задачи морально-психологической подготовки, поставленные командующим (командиром).

    Кроме того, отдает указания о проведении первоочередных мероприятий,  сроках подготовки расчетов и предложений для принятия  решения, планирования и разработки директивы (распоряжения) по морально-психологической подготовки.[11]

    Мероприятия по  морально-психологическому обеспечению планируются с учетом размаха и особенностей проводимой операции, театра военных  действий,  характера решаемым задач. При планирования морально-психологической подготовки определяются:

    · цели и задачи морально-психологической подготовки, порядок их доведения до разведывательных подразделений и их органов воспитательной работы;

    · мероприятия по видам морально-психологической подготовки разведывательных подразделений, последовательность и способы их выполнения;

    · привлекаемые силы и средства морально-психологической подготовки,  порядок их  размещения,  использования и управления с пунктов управления;

    · порядок и сроки представления информации о морально-психологическом обеспечении;

    · порядок расстановки офицеров органа воспитательной работы;

    · перечень, содержание и сроки разрабатываемых документов;

    · организация  и  содержание  взаимодействия с органами государственной власти и управления,  органами воспитательной работы разнородных разведывательных подразделений, союзных армий, ФСБ, ФПС, МВД,ФАПСИ;

    · мероприятия по восполнению некомплекта военнослужащих в органах воспитательной работы различных звеньев, их подготовке к работе, перемещению и порядок восстановления потерь;

    · порядок и содержание работы по оказанию помощи органам воспитательной работы и осуществлению контроля за организацией и  проведением мероприятий морально-психологической подготовки;

    · управление морально-психологической подготовкой.

    План подписывается заместителем по воспитательной  работе  и  утверждается командующим (командиром).


    2.4. Постановка  задач по морально-психологическому обеспечению


    Задачи разведывательным подразделениям доводятся директивами, приказами,  распоряжениями,  графическими боевыми документами,  сигналами боевого управления. При необходимости могут выдаваться распоряжения по отдельным направлениям морально-психологической подготовки.  Способы доведения задач определяются  командирам (по АСУ,  средствами закрытой связи или устно с обязательным документальным подтверждением, а также офицерами связи).

    Директивы, распоряжения  должны быть краткими,  предельно ясными, исключающими различное их толкование.

    Директивы обычно  пишутся в произвольной форме,  а распоряжения по установленной форме.

    В  директиве (распоряжении) по морально-психологическому обеспечению указываются:

    · краткие выводы из оперативной и морально-психологической обстановки;

    · цели и задачи морально-психологической подготовки при подготовке  и  в  ходе  операции;

    · основные  мероприятия  по  направлениям  морально-психологической подготовки  применения  разведывательных подразделений;

    · организация использования местных  средств массовой информации, полиграфической базы, учреждений культуры и религиозных учреждений;

    · порядок обеспечения разведывательных подразделений печатными изданиями,  техническими средствами морально-психологической подготовки, их ремонта и восстановления;

    · порядок и сроки представления донесений и информации о  морально-психологической обстановке;

    · порядок подготовки, перемещения и восстановления потерь органов воспитательной работы.

    В распоряжениях по морально-психологической подготовки указываются: 

    - краткие выводы из  морально-психологической  обстановки;

    - основные задачи морально-психологической подготовки, решаемые данным подразделением;

    - время размещения (развертывания), маршруты и порядок перемещения; 

    - организация связи,  охраны и обороны;

    - вопросы материально-технического обеспечения, ремонта и восстановления технических средств морально-психологической подготовки;

    - срок готовности к выполнению поставленных задач.

    В первую очередь задачи доводятся до разведывательных подразделений,  которые решают главные задачи, начинают действовать раньше других или которым остается меньше времени для подготовки к операции.

    Ответственность за доведение задач морально-психологической подготовки до разведывательных подразделений возлагается на заместителя командующего (командира) по воспитательной работе.



    Заключение


    Морально-психологическое обеспечение   (МПО)  представляет  собой комплекс мероприятий, согласованных по целям и задачам, последовательности, привлекаемым силам и средствам, проводимых командующими и органами военного (боевого) управления по созданию и  поддержанию  морально-психологического состояния личного состава войск (сил), необходимого для успешной подготовки и проведения операции (боя).

    Содержание и конкретные задачи МПО определяются на основе законов Российской Федерации,  указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, директив Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации,  указаний Главного  управления  воспитательной  работы Министерства обороны Российской Федерации,  а также решениями командующих (командиров), с учетом особенностей и способов ведения боевых действий, реального состояния войск (сил).

    Морально-психологическое обеспечение включает: информационно-воспитательную, психологическую, военно-социальную и культурно-досуго-вую работу, противодействие информационно-психологическому воздействию противника.

              Морально-психологической подготовки разведывательных подразделений отличается от работы в других частях особенностями в оценка обстановки и морально-психологического состояния личного состава разведывательных подразделений, подготовкой предложений на организацию морально-психологической подготовки разведывательной операции, планированием морально-психологической подготовки и особенностями в задачах по морально-психологическому обеспечению разведчиков.




                                                   Список литературы


    1. Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А., Караяни А.Г., Черкасов А.В. Морально-психологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Концептуально-методологические основы. - М.:ВУ, 1997.

    2. Калинчук Л.В., Караяни А.Г., Логинов И.П. Технологии морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. -М.:ВУ, 1997. - 88 С.

    3. Мисюра В.Ф. Управление психологическими состояниями военнослужащих в условиях воинской деятельности. - М.:ВАФ, 1994.-59 С.

    4. Наставление по морально-психологическому обеспечению операций (боевых действий) ВС РФ. - М., 2000.

    5. О морально-психологической подготовке личного состава (Практика работы). - М.: ВСППИ ВС, 1992.

    6. Основы теории и практики психологической борьбы. Учебник. -М., 1993.-552 С.

    7. Психолого-педагогические проблемы деятельности командных кадров. Учебное пособие. - М.:ВАФ, 1993. - С.202-243.

    8. Теория и практика воспитательной работы в Российской армии. Теоретический труд. - М.:ВАФ,1994.

    9. Тютченко А.М. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценка и пути формирования. - М.:ГАВС,1994.-43 С.

    10.  Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. Учебное пособие. - М.: ВПА, 1989.






    [1] Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. Учебное пособие. - М.: ВПА, 1989.


    [2] Арзамаскин Ю.Н., Бублик Л.А., Караяни А.Г., Черкасов А.В. Морально-психологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Концептуально-методологические основы. - М.:ВУ, 1997.


    [3] Калинчук Л.В., Караяни А.Г., Логинов И.П. Технологии морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. -М.:ВУ, 1997. - 88 С.


    [4] Наставление по морально-психологическому обеспечению операций (боевых действий) ВС РФ. - М., 2000.


    [5] Мисюра В.Ф. Управление психологическими состояниями военнослужащих в условиях воинской деятельности. - М.:ВАФ, 1994.-59 С.


    [6] Мисюра В.Ф. Управление психологическими состояниями военнослужащих в условиях воинской деятельности. - М.:ВАФ, 1994.-59 С.


    [7] Психолого-педагогические проблемы деятельности командных кадров. Учебное пособие. - М.:ВАФ, 1993. - С.202-243.


    [8] См. О морально-психологической подготовке личного состава (Практика работы). - М.: ВСППИ ВС, 1992 и Основы теории и практики психологической борьбы. Учебник. -М., 1993.-552 С.


    [9] Тютченко А.М. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценка и пути формирования. - М.:ГАВС,1994.-43 С.


    [10] Материалы лекций Военного института.

    [11] Тютченко А.М. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценка и пути формирования. - М.:ГАВС,1994.-43 С.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Особенности морально-психологической подготовки разведывательных подразделений ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.