Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Отчет о практике в прокуратуре

  • Вид работы:
    Отчет по практике по теме: Отчет о практике в прокуратуре
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:20:20
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание:


    Введение:............................................................................................... 3

    1. Обоснование выбора научной тематики.......................................... 5

    2. Краткий обзор имеющихся литературных данных

     по теме исследования.......................................................................... 7

    3. Основная часть:................................................................................ 10

    3.1. Методика проведения исследования............................................. 10

    4. Статистическая обработка результатов............................................ 24

    5. Анализ полученных результатов...................................................... 25

    Заключение:........................................................................................... 26

    Выводы................................................................................................. 28

    Библиографический список................................................................. 31

    Приложение 1........................................................................................ 40


    Введение:


    Понимая всю важность деятельности государства и его органов, в том числе прокуратуры, нельзя не отметить, в частности, попытки некоторых правоведов, политических деятелей, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации в сложный период развития российского общества и государства добиться ликвидации прокурорского надзора, ограничения функций прокуратуры, целями деятельности которых, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»[1] является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Эти попытки в определенной мере увенчались успехом: в законодательстве прокурорский надзор стал называться не «высшим» (как в течение многих лет до этого), а просто «надзором», что терминологически уравняло его с надзорными органами исполнительной власти; в Конституции Российской Федерации 1993 года, в отличие от ранее действовавшей, нет главы о прокуратуре: ст.129 Конституции РФ, посвященная прокуратуре, находится в главе седьмой «Судебная власть», хотя прокуратура не входит в судебную систему; Генеральный прокурор Российской Федерации не был включен в конституционный перечень субъектов законодательной инициативы, лишен права обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросам соответствия правовых актов Конституции. В то же время, благодаря взвешенной и мудрой позиции законодателя, потенциал прокуратуры в настоящий период довольно объемен и многообразен, и прокуратура, действуя в пределах своей компетенции только ей присущими методами и средствами (не подменяя другие органы), занимает важное место в системе государственных органов на территории всей Российской Федерации. Организационная и функционально-процессуальная деятельность прокуратуры активно способствует сохранению в России единого правового пространства. Именно прокуратура во всех отраслях надзорной деятельности вносит достойный вклад в решение важнейшей задачи – защиты прав и законных интересов человека и гражданина, общества и государства.

    Объект исследования – общественные отношения, связанные с конституционно-правовым статусом органов прокуратуры в современный период.

    Предмет исследования – теоретические положения доктрины права и нормы законодательства, регулирующие статус, организацию и деятельность органов прокуратуры в Российской Федерации.

    Цель исследования – на основе анализа работ ученых и норм законов и иных актов о статусе и функциях прокуратуры рассмотреть конституционно-правовой статус органов прокуратуры Российской Федерации, выявить проблемы и изучить перспективы совершенствования правового регулирования статуса прокуратуры в современной России.

    С учетом данной цели были поставлены следующие задачи:

    - изучить особенности становления и развития прокуратуры РФ в литературе;

    - рассмотреть конституционно-правовые основы института прокуратуры РФ;

    - раскрыть систему органов прокуратуры РФ;

    - выявить компетенцию и функции органов прокуратура РФ;

    - проанализировать проблемы, связанные с изменением статуса прокуратуры в РФ;

    - рассмотреть пути совершенствования правового регулирования конституционно-правового статуса органов прокуратуры в РФ.


    1. Обоснование выбора научной тематики

    Активное обсуждение вариантов реформы прокурорского надзора началось в начале 90-х годов и продолжается в настоящее время. Спектр предложений довольно широк и позволяет говорить о потенциальной возможности отнесения органов прокуратуры к любой из ветвей власти – законодательной, исполнительной или судебной[2]. В научных изданиях высказываются совершенно разные точки зрения. Сам характер прокурорских функций диктует необходимость их успешной реализации при обязательном условии независимости прокуратуры от всех ветвей власти, но при активном сотрудничестве с ними. Прокурорский надзор в настоящее время распространяется на широкий круг органов исполнительной власти: федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Этот большой блок по надзорной работе является элементом сдерживания исполнительной власти[3]. Деятельность по надзору за исполнением законов органами исполнительной власти представляет собой одну из самых обширных областей работы органов прокуратуры. Объясняется это, прежде всего, разветвленностью системы органов исполнительной власти, ее громадным кадровым составом и значительным охватом сфер жизнедеятельности населения страны, что, в свою очередь, требует эффективного и оперативного прокурорского надзора за исполнением законов.

    Задачей прокуратуры является обеспечение соответствия актов, издаваемых органами государственной исполнительной власти и их должностными лицами, Конституции РФ, федеральным законам, а также их точное исполнение.

    Особое место во взаимодействии прокуратуры и исполнительной власти занимает координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Подчинение или вхождение прокуратуры в состав исполнительной или судебной власти приведет к разрушению складывающейся в государстве и столь необходимой системы сдержек и противовесов, усилит опасность нарушения законов и многократно увеличит вероятность злоупотребления властью. Кроме того, если прокуратура войдет в состав исполнительной власти, она будет осуществлять надзор за остальными ветвями власти – за исполнением законов представительными органами и в некоторой степени судебными. Что, в свою очередь, будет противоречить принципу разделения властей и сделает невозможным дальнейшее построение правового государства.

    Вопрос о конституционном закреплении места и роли прокуратуры в государственном механизме, выполняемых ею функций давно назрел и требует своего разрешения.

    Учитывая необходимость обеспечения стабильности Конституции, нормы, посвященные прокуратуре, должны содержать не переходные положения, а отражать тот статус прокуратуры и ту систему ее функций, которые присущи ей в демократическом правовом государстве и которые должны выступать конечной целью проводимой реформы.

    Таким образом, отсутствие конституционного решения вопроса о функциях и полномочиях прокуратуры стало одной из причин различных подходов к определению места прокуратуры в системе органов государственной власти.

    2. Краткий обзор имеющихся литературных данных по теме исследования

    Статус прокуратуры уже давно является объектом внимания ученых. В трудах таких русских ученых как А.Д.Градовский, Н.В.Муравьев заложены основы учения о российской прокуратуре. Среди современных ученых, исследующих особенности статуса и деятельности органов прокуратуры, можно отметить работы В.И.Баскова, В.Н.Кудрявцева, Б.В.Коробейникова и др. Ряд авторов – И.В.Велиев, В.Г.Бессарабов, Р.Б.Хуторецкий и др., - в своих трудах обосновывают концепцию отнесения прокуратуры к самостоятельной ветви власти. Другие ученые, например, В.Д.Ломовский, С.А.Осипян, полагают, что прокуратура входит в состав одной из трех имеющихся ветвей власти – законодательной, исполнительной или судебной.

    В работе использованы труды С.А.Авакьяна, И.М.Байкина, В.Г.Бессарабова, А.Н.Ванькаева, В.А.Кузьмина, Е.В.Китровой, Н.В.Мельникова, В.Ю.Шобухина и др., а также положения нормативно-правовых актов, регулирующих статус и деятельность прокуратуры. Очевидно, что изучение конституционно-правового статуса органов прокуратуры имеет серьезную основу. В то же время, концептуальных, комплексных работ по данной теме в настоящее время практически нет, данная тема открыта для научного анализа. По оценке профессора А.Сухарева, «в настоящее время прокуратура подвергается суровым испытаниям – от попыток растворения ее независимой централизованной сущности в контрольно-ведомственных паллиативах до прямого демонтажа державного ока государева»[4]. Теоретические аспекты определения места и роли прокуратуры в системе правовых институтов российского государства и общества исследованы в работах В.Божьева, С.Ефимичева, В.Михайлова и других ученых, которые придерживаются точки зрения о том, что прокуратура – опора именно правового государства. Некоторые ученые полагают, что необходимо упразднить систему независимого надзора прокуратуры, демонтировав ее основы, или перестроить ее по западным образцам, лишив ее стержневой функции – надзора за исполнением законов. В.Ломовский считает, что прокуратура должна находиться при законодательной власти потому, что, с одной стороны, «верховная законодательная власть после принятия законов не может, как и не должна, оставаться безучастной к их исполнению. Поэтому она сохраняет за собой функцию обеспечения единства законности, выполняет ее непосредственно, а также с помощью Конституционного Суда, Уполномоченного по правам человека, Правительства, всей исполнительно-распорядительной, судебной деятельности, а также через прокуратуру».

    Следует согласиться с мнением И.В.Велиева о том, что предписанный Конституцией России и Федеральным законом «О прокуратуре РФ» порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора РФ по представлению Президента РФ Советом Федерации и обязанность прокурора ежегодно представлять палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в стране ни в коей мере не свидетельствуют о подчиненности либо вхождении прокуратуры в законодательную или исполнительную ветвь власти[5].

    С.А.Осипян так обосновывает свое видение прокуратуры в системе судебной ветви власти: «Анализ принципов организации и деятельности прокуратуры, ее полномочий и функций в плоскости природы, эволюции и современности свидетельствует, что на всех этапах формирования, развития и деятельности российская прокуратура фактически и юридически оказывалась на стыке исполнительной и судебной властей. Однако в силу характера выполняемых функций, связанных в большей мере с исполнительной властью, прокуратура являлась и является автономной подсистемой этой власти, тяготеющей к сфере исполнительной власти: в дореволюционной России – к исполнительной власти императора; в советский период к контрольной власти коллегиального президента СССР – Президиума Верховного Совета (формально) и Политбюро ЦК КПСС (фактически); в Российской Федерации – к исполнительной власти Президента России. Объективные основы вхождения прокуратуры в систему исполнительной власти обусловлены природой выполняемых ею функций, целей и задач, которые органически вписываются в сферу полномочий Президента РФ как главы государства и исполнительной власти, гаранта Конституции и национальной законности, защиты прав и свобод граждан, охраны суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (ч.2 ст.80). Бесспорно, прав И.П.Виноградов, утверждающий о том, что взаимодействие прокуратуры и суда – это проблема сотрудничества и взаимного профессионального контроля с целью повышения уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности[6]. Профессор К.Скворцов считает, что «нельзя согласиться с ныне принятой моделью трех властей. В это прокрустово ложе не вписываются реалии нашей современной государственности. В Конституции России (ст.11) закреплены четыре ветви государственной власти: Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды. Прокуратура – это инструмент, механизм контроля за реализацией полномочий (предписаний) всех ветвей государственной власти путем надзора за точным исполнением законодательных актов»[7]. В настоящее время прокуратура лишена функции судебного надзора.

    3. Основная часть:

    3.1. Методика проведения исследования


    Методологическую основу исследования составила диалектическая теория познания и основанные на ней методы исследования, позволившие исследовать проблему комплексно: провести исторический и сравнительный анализы. Использованы такие принципы исследования, как историзм, научная обоснованность, социальный подход и приоритет общечеловеческих ценностей. Автором также используются сравнительно-правовой, исторический, социологический и статистический методы, комплексный анализ. В Конституции Российской Федерации правовому статусу органов прокуратуры РФ посвящена ст.129. Согласно п.«о» ст.71 Конституции РФ правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры РФ находится в ведении Российской Федерации.

    Правовой основой статуса и организации деятельности прокуратуры РФ, помимо Основного Закона, являются:

    - Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

    - Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 года[8];

    - Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»[9];

    - Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»[10].

    Прокуратура является одним из важнейших органов государственной власти (конституционно закрепленных), но согласно ст.129 Конституции РФ, не входит ни в одну из перечисленных в ст.10 Конституции РФ ветвей власти. То есть, можно говорить о том, что правовой статус прокуратуры РФ в Конституции РФ до сих пор не определен. Конституционными гарантиями организационной обособленности прокуратуры России служат особый порядок ее формирования, а также наделение правовым статусом самостоятельного звена единой системы государственной власти (ст.71, 83, 102, 129 Конституции РФ). В соответствии со ст.4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в основу организации и деятельности органов прокуратуры положены принципы единства системы, ее централизации, независимости, законности и гласности. В своей совокупности они выступают в качестве отраслевых принципов, раскрывающих сущность прокурорско-надзорной власти. Они осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории России, участвуют через прокуроров в рассмотрении дел судами, расследуют преступления, координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другими правонарушениями. Каждый прокурор в пределах своей компетенции наделен соответствующими полномочиями и правовыми средствами по реализации единых для всей системы функций. Для осуществления своих функций прокуратура России использует особые полномочия, специфические формы и методы деятельности, которые по своему характеру не могут применяться другими органами государственной власти. Актами прокурорского реагирования на нарушения закона являются протесты, представления, постановления и предостережения. В таком сочетании они не встречаются в практике деятельности государственных органов иных ветвей власти. Средством достижения столь важной цели служит прокурорский надзор, который осуществляется за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов всеми федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также за соответствием издаваемых ими правовых актов нормам действующих законов (ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года Генеральный прокурор Российской федерации имеет право обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституций и уставов субъектов РФ на предмет соответствия их Конституции РФ[11]. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ (ст.102 Конституции РФ). Ежегодно он представляет палатам Федерального Собрания и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. При этом Совету Федерации Федерального Собрания РФ указанный доклад Генеральный прокурор РФ представляет лично на заседании палаты. Следовательно, доклад является формой контроля за деятельностью прокуратуры Российской Федерации. Федеральный закон «О прокуратуре РФ» не допускает создание и деятельность на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуроры вносят соответствующие предложения Генеральному прокурору РФ, которые учитываются при принятии решений по организационным вопросам[12]. Система органов прокуратуры закреплена в Федеральном законе «О прокуратуре РФ» и представляет собой разветвленную сеть территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, организационно между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка. Система органов прокуратуры строится в соответствии с государственно-федеративным и административно-территориальным устройством России. Кроме того, при организации военных и иных специализированных прокуратур учитываются приоритетные направления надзора или особенности организации объекта надзора.

    Систему органов прокуратуры РФ составляют:

    - Генеральная прокуратура РФ (Приложение № 1);

    - прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;

    - прокуратуры городов и районов и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры;

    - научные и образовательные учреждения.

    Система органов прокуратуры РФ, которую возглавляет Генеральный прокурор РФ, состоит из трех звеньев (уровней).

    Высшим звеном является Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ. К прокуратурам второго звена относятся прокуратуры республик в составе Российской Федерации, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных округов и Еврейской автономной области, а также специализированные прокуратуры: Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, прокуратура ЗАТО г.Межгорье и комплекса «Байконур», прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы ФСБ России, Московская городская военная прокуратура. К прокуратурам третьего (низового) звена органов прокуратуры относятся прокуратуры районов и городов (в городах без районного деления), а также военные прокуратуры гарнизонов и приравненные к ним прокуратуры. Вопросы совершенствования структуры органов прокуратуры и повышения эффективности обеспечения прокурорского надзора регламентируются Приказами Генерального прокурора РФ. К территориальным прокуратурам относятся: Генеральная прокуратура, прокуратуры края, прокуратуры области, прокуратуры г.Москвы и г.Санкт-Петербурга, прокуратура автономной области, прокуратуры автономных округов, прокуратуры городов и районов, иные территориальные (межрайонные) прокуратуры. Специализированные органы прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы, создаваемым в тех случаях, когда существует объективная необходимость обеспечения законности в специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общества и государства.

    Специализированные прокуратуры можно разделить на два типа:

    - прокуратуры первого типа осуществляют возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений. К ним относятся военные прокуратуры и прокуратуры на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях – ЗАТО (до 2001 года данные прокуратуры наименовались прокуратурами войсковых частей);

    - прокуратуры второго типа выполняют задачи и функции прокурорского надзора наряду с территориальными. К ним относятся транспортные прокуратуры, природоохранные прокуратуры и прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.

    Военные прокуратуры возглавляет Главная военная прокуратура (ГВП), которая является структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ. Органы военной прокуратуры организуются в соответствии с принципом строительства Вооруженных Сил РФ и Военно-Морского Флота РФ и включают в себя:

    - Главную военную прокуратуру;

    - военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы ФСБ России;

    - Московскую городскую военную прокуратуру и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;

    - военные прокуратуры гарнизонов, объединений, соединений и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

    Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.46 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Приказом Генерального прокурора РФ от 9 сентября 2002 года № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур»[13] на военных прокуроров возложен:

    - надзор за исполнением Конституции РФ, законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей и иных граждан руководителями и должностными лицами органов управления и военного управления, воинских частей, учреждений, организаций, предприятий и иных военизированных подразделений Вооруженных Сил РФ, Внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной службы ФСБ России, Службы внешней разведки РФ и ряда других ведомств;

    - надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и осуществления оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения;

    - надзор за исполнением должностными лицами органов и войск Федеральной пограничной службы РФ законов, а также соблюдением прав и гарантий граждан в изоляторах временного содержания и помещениях, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию на основании Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»[14], а также за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан (юридических лиц), допустивших нарушения пограничного режима в пограничной зоне, в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также правил добычи, использования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов и иные административные правонарушения стандартов и норм природоохранного законодательства, отнесенные законом к компетенции Федеральной пограничной службы России;

    - уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения.

    Генеральный прокурор РФ возложил на транспортных прокуроров осуществление надзора за законностью правовых актов и исполнением законов Государственным таможенным комитетом, Министерством путей сообщения РФ, Министерством транспорта РФ (за исключением вопросов автомобильно-дорожной службы), Федеральной авиационной службой России, Федеральной службой речного флота России и входящими в их систему государственными предприятиями, учреждениями, организациями и контролирующими органами, общественными объединениями транспорта, Межгосударственным авиационным комитетом. Они также расследуют дела о преступных нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности транспортных средств и дела о контрабанде и других нарушениях таможенного законодательства.

    Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями, перечень которых определяется прокурором соответствующего субъекта Федерации. Они также производят предварительное следствие по делам об экологических преступлениях, совершенных преимущественно на поднадзорных природоохранным прокурорам предприятиях.

    В целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, были образованы прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Они имеют статус районных прокуратур и подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации.

    Они также производят предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных осужденными в исправительно-трудовых учреждениях, а также по службе работниками этих учреждений, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы. В систему органов прокуратуры входят также научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами. Системой органов прокуратуры руководит Генеральный прокурор РФ, возглавляющий Генеральную прокуратуру РФ и назначаемый на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ (ч.1 ст.12 Федерального закона «О прокуратуре РФ). В таком же порядке происходит освобождение Генерального прокурора от должности согласно п.«з» ч.1 ст.102 Конституции РФ. В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей – один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями. Срок полномочий Генерального прокурора РФ – пять лет. Сообщение о назначении Генерального прокурора РФ на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати. Генеральный прокурор РФ ежегодно лично представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Коллегия Генеральной прокуратуры является совещательным органом, необходимым для выработки решений по наиболее актуальным вопросам организации и деятельности органов прокуратуры. Заседания коллегии проводятся в плановом порядке или по указанию Генерального прокурора РФ, но не реже одного раза в два месяца. Структура Генеральной прокуратуры РФ, так же как и иных прокуратур, не является застывшей, она изменяется в соответствии с изменениями задач, стоящих перед прокуратурой, функций и приоритетов в ее деятельности. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе»[15] на территории России было создано семь федеральных округов. В связи с этим Приказом Генерального прокурора РФ от 5 июня 2000 года № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах»[16] в составе Генеральной прокуратуры РФ были образованы управления в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Функции управления Генеральной прокуратуры в Южном федеральном округе были возложены на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональным отношениям на Северном Кавказе.

    Управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах в 2002 году были преобразованы в отделы Генеральной прокуратуры, в федеральных округах на основании Положения об отделах Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, утвержденного Генеральным прокурором РФ 2 сентября 2002 года. Отделы являются самостоятельными структурными подразделениями Генеральной прокуратуры и не заменяют других подразделений Генеральной прокуратуры. Руководство и контроль за деятельностью, находящихся в федеральных округах прокуратур субъектов РФ, они осуществляют в рамках предоставленных им полномочий и предметов ведения. Отделы Генеральной прокуратуры в федеральных округах проводят комплексные, а также целевые проверки. Руководство прокурорской системой осуществляет аппарат Генеральной прокуратуры РФ, подразделения которого в пределах своей компетенции осуществляют оперативное руководство и контроль за деятельностью прокуратур субъектов Федерации, а также иных нижестоящих органов прокуратуры. Управления возглавляют начальники, являющиеся одновременно старшими помощниками Генерального прокурора РФ. В этих подразделениях работают старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, а также старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и их помощники. Штатную численность и структуру Генеральной прокуроры РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает Генеральный прокурор РФ. Он же утверждает положения о структурных подразделениях Генеральной прокуратуры РФ. Структура Генеральной прокуратуры РФ регулярно приводится в соответствие с изменениями, происходящими в системе органов управления на территории России. В Генеральной прокуратуре РФ планирование работы обеспечивается в соответствии с ее Регламентом. Согласно ст.13 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми самими субъектами РФ. Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и только им могут быть освобождены от занимаемой должности. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ. К ним относятся прокуроры городов и районов, а также прокуроры специализированных прокуратур. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Сообщения о назначении прокуроров на должность и об освобождении их от должности публикуются в печати.

    Прокуратура следит за исполнением законов, входящих в правовую систему РФ. Ее составляют федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств и т.п.). Обеспечение единства законности на территории всей страны – необходимое условие социального, экономического и политического развития страны и ее регионов. Оно означает единообразное понимание и применение законов, непротиворечивость законодательства, верховенство законов над иными правовыми средствами регулирования.

    Помимо надзора законодатель возложил на органы прокуратуры ряд иных функций. В их числе:

    - участие прокуроров в рассмотрении дел судами;

    - координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

    - участие в правотворческой деятельности;

    - выпуск специальных изданий.

    Общие цели деятельности органов прокуратуры определены в п.2 ст.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», и одним из основных направлений деятельности прокуратуры по обеспечению верховенства закона является осуществление надзорной функции.

    Прокурорский надзор состоит:

    - в наблюдении за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства;

    - в принятии мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передает дело на рассмотрение соответствующего государственного органа или суда.

    Прокуратура осуществляет надзор за исполнением официально опубликованных законов. В соответствии со ст.4 Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»[17] официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением конституций, уставов субъектов Федерации, а также за исполнением законов субъектов Федерации, принятых ими в соответствии со своей компетенцией и не противоречащих Конституции РФ. Возможные пути осуществления данной деятельности намечены в указании Генеральной прокуратуры РФ от 10 сентября 2003 года № 36/7 «Об организации прокурорского надзора за соответствием федеральному законодательству конституций и уставов субъектов Российской Федерации в связи с принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 года № 13-П».

    Важной составной частью общей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан органами прокуратуры является надзор за исполнением требований уголовно-исполнительного законодательства и Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[18]. В соответствии с настоящим ФЗ и полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ, органы прокуратуры наделены функцией уголовного преследования включая предварительное следствие и поддержание обвинения в суде. Согласно ст.ст.21, 37 УПК РФ прокурор осуществляет уголовное преследование от имени государства по уголовным делам. Федеральным законом «О прокуратуре РФ» и Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 года № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»[19] на органы прокуратуры возложена функция координации деятельности правоохранительных органов. Прокуроры в полной мере, установленной законодательством, участвуют в уголовном, гражданском и арбитражном процессе и могут опротестовывать противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В целях обеспечения надлежащей реализации прокурорами полномочий в судебных стадиях судопроизводства, законности и обоснованности поддержания государственного обвинения Генеральной прокуратурой изданы Приказы «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» № 28 от 3 июня 2002 года, «О поддержании государственного обвинения» № 51 от 20 августа 2002 года, «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве» № 51 от 2 декабря 2003 года, «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве» № 20 от 5 июня 2003 года[20]. В них детально указаны действия прокуроров в различных ситуациях судебного процесса.

    Еще одним направлением участия в правотворческой деятельности можно считать участие работников Генеральной прокуратуры РФ (по решению руководства Генеральной прокуратуры) в рабочих группах, создаваемых в Государственной Думе и других органах для разработки проектов законодательных и иных нормативных актов. Данный процесс детализирован Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 9 августа 1996 года № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации»[21] и указанием Генеральной прокуратуры РФ от 20 декабря 1996 года № 75/22 «О недостатках в работе по выполнению Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 09.08.1996 года № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации»[22].

    4. Математическая (статистическая) обработка результатов

    По данным Уполномоченного по правам человека в РФ, в 2007 году более половины всех жалоб граждан были связаны с нарушением их конституционных прав и свобод при осуществлении уголовного судопроизводства, обеспечении правопорядка. Эта негативная тенденция свидетельствует о преждевременности существенного ограничения полномочий прокурора в сфере уголовного судопроизводства, которые необходимо частично восстановить.

    В 2006 году прокурорами в сфере уголовного судопроизводства было выявлено и устранено:

    - почти 2,3 млн. нарушений закона;

    - отменено более 1,5 млн. незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела;

    - по 40094 уголовным делам даны письменные указания;

    - 220 тыс. материалов возвращены для дополнительной проверки;

    - в 18 тыс. случаях следователям, дознавателям отказано в возбуждении уголовного дела;

    - поставлено на учет 144 тыс. ранее не зарегистрированных преступлений;

    - отменено более 38 тыс. незаконных постановлений о прекращении уголовных дел и более 357 тыс. постановлений о приостановлении предварительного следствия и дознания.

    В столице, например, каждый районный прокурор выявлял и устранял в среднем, около тысячи нарушений, в органах дознания и предварительного следствия.

    5. Анализ полученных результатов


    Положения судебно-правовой реформы и указанные многочисленные нарушения закона обусловили необходимость совершенствования законодательства, в том числе в сфере уголовного судопроизводства, системы управления органами расследования преступлений и т.д. В частности, в связи с созданием Следственного комитета при прокуратуре РФ были внесены изменения и дополнения в более чем 30 федеральных законов. Такой процесс не бывает безболезненным. Принятые решения значительно сократили возможности прокурора реагировать на нарушения законов. К сожалению, эффективных механизмов устранения процессуальных разногласий между прокурором и должностными лицами, осуществляющими предварительное расследование, в ныне действующем уголовно-процессуальном законодательстве практически нет. На современном этапе общественных преобразований также приоритетны защита конституционных основ РФ, ее целостности и безопасности, единства законности на всей территории страны, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, совершенствование деятельности всех звеньев прокурорской системы в области противодействия преступности. В настоящее время отмечаются целенаправленные действия по вытеснению прокуратуры РФ с конституционного правового поля. Оппоненты стабильного позитивного развития России осознают, что система органов прокуратуры – одна из несущих опор нашего государства и от определения ее места и роли как в государственном правообеспечивающем механизме, так и в системе общественных координат будет очень многое зависеть для будущего России.

    Ослабление государственного контроля за состоянием законности неминуемо осложнит криминальную ситуацию, прежде всего в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина, резко усугубит разбалансированность конституционно установленной вертикали государственной власти и т.д.

    Заключение:


    Система органов прокуратуры закреплена в Законе «О прокуратуре РФ» и представляет собой разветвленную сеть территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, организационно между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка. Законом запрещено создание на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ. Подтверждением необходимости укрепления конституционно-правового статуса прокуратуры, как свидетельствуют результаты исследования, служит широкий комплекс функций органов прокуратуры: защита прав и свобод человека и гражданина; исполнение законов, входящих в правовую систему РФ, и т.д. Прокуроры также: участвуют в рассмотрении дел судами; координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участвуют в правотворческой деятельности; выпускают специальные издания, Генеральная прокуратура РФ осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ. В настоящее время в России нет аналогов органам прокуратуры, которые выполняли бы такой комплекс функций, поэтому положение прокуратуры в РФ уникально. Налицо высокая востребованность органов прокуратуры для общества.

    Неопределенность конституционно-правового статуса прокуратуры РФ требует законодательных изменений в тексте Основного Закона страны – Конституции РФ. Ст.129 Конституции РФ посвящена статусу органов прокуратуры, при этом сама статья размещена в главе «Судебная власть». Тогда как, в соответствии со ст.10 Конституции РФ, прокуратура не входит ни в одну из перечисленных этой статье ветвей власти. То есть, прокуратура РФ не является органом ни законодательной власти, ни исполнительной, ни судебной. Анализ нормативной базы и работ ученых позволяет говорить о том, что прокуратура имеет все признаки самостоятельной ветви государственной власти, так как она организационно обособлена от других органов государственной власти, отличается специфическими принципами организации и деятельности, наличием функциональных связей между всеми звеньями системы, использует особые формы и методы реализации своих полномочий, обладает реальной возможностью уравновешивать с помощью сдержек и противовесов другие ветви власти. В связи с этим необходимо включить в Конституцию РФ отдельную главу, посвященную статусу и деятельности прокуратуры, где указать ее назначение, функции и объекты надзора. В настоящее время завершается судебная реформа. Однако сделанный реформаторами акцент на судебную форму защиты прав и свобод граждан не означает, что умаляется роль прокурорской формы защиты в виде прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор определенно имеет ряд преимуществ: оперативность разрешения обращений граждан, доступность, безвозмездность. Поэтому прокуратура должна развиваться именно как надзорный правозащитный орган, и роль правозащитной функции прокуратуры будет возрастать по мере построения правового государства. Можно прогнозировать, что в обозримом будущем прокуратура останется единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор за исполнением законов, и будет способствовать посредством своей деятельности укреплению всех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. В статье 129 Конституции России необходимо закрепить независимость прокуратуры и указать хотя бы ее основную функцию – надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов.


    Выводы

    Вся система органов прокуратуры строится на принципах единства и централизации, подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

    Систему органов прокуратуры РФ составляют:

    - Генеральная прокуратура РФ;

    - прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;

    - прокуратуры городов и районов и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры;

    - научные и образовательные учреждения.

    Система органов прокуратуры РФ, которую возглавляет Генеральный прокурор РФ, состоит из трех звеньев (уровней).

    Высшим звеном является Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ.

    К прокуратурам второго звена относятся прокуратуры республик в составе Российской Федерации, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных округов и Еврейской автономной области, а также специализированные прокуратуры.

    К прокуратурам третьего (низового) звена органов прокуратуры относятся прокуратуры районов и городов (в городах без районного деления), а также военные прокуратуры гарнизонов и приравненные к ним прокуратуры. В систему органов прокуратуры входят также научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами.

    Система органов прокуратуры закреплена в Законе «О прокуратуре РФ» и представляет собой разветвленную сеть территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, организационно между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка. Законом запрещено создание на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ. Это является одним из условий реализации основополагающего принципа построения и функционирования прокуратуры – единства и строгой централизации системы прокурорских органов. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Что касается компетенции и функций органов прокуратуры, то следует отметить, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности.

             Прокуратура следит за исполнением законов, входящих в правовую систему РФ.

             Помимо надзора законодатель возложил на органы прокуратуры ряд иных функций. В их числе:

             - участие прокуроров в рассмотрении дел судами;

             - координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

             - участие в правотворческой деятельности;

             - выпуск специальных изданий.

             Органы прокуратуры согласно Конституции РФ и Федеральному закону «О прокуратуре РФ» принимают активное участие в правотворческой деятельности.

             Говоря о проблеме статуса прокуратуры РФ, следует отметить, что основополагающим нормативным правовым актом, в котором закреплен конституционно-правовой статус прокуратуры, является Конституция РФ. В соответствии со ст.129 Конституции РФ прокуратура является одним из важнейших органов государственной власти. Однако при этом не входит ни в одну из перечисленных в ст.10 Конституции РФ ветвей власти. К тому же, по справедливому мнению многих ученых, ст.129 Конституции РФ, закрепившая статус прокуратуры, необоснованно помещена в главу «Судебная власть», тогда как прокуратура РФ ни структурно, ни функционально не связана с органами судебной власти.

    Как было установлено в исследовании, прокуратура РФ не является органом ни законодательной власти, ни исполнительной, ни судебной. Главная задача прокуратуры – наблюдать и пресекать все нарушения закона, как было наказано основателем российской прокуратуры Петром I. Современное положение прокуратуры в системе государственных органов обусловлено историческими, национальными и культурными особенностями развития нашей страны. Поэтому, очевидно, что прокуратура имеет все признаки самостоятельной ветви государственной власти, так как она организационно обособлена от других органов государственной власти, отличается специфическими принципами организации и деятельности, наличием функциональных связей между всеми звеньями системы, использует особые формы и методы реализации своих полномочий, обладает реальной возможностью уравновешивать с помощью сдержек и противовесов другие ветви власти. Как видится, прокурорский надзор организационно нуждается в концептуальной корректировке. Его цели и направления, отмеченные широтой и неопределенностью, нуждаются в уточнении. Вопрос о конституционном закреплении места и роли прокуратуры в государственном механизме, выполняемых ею функций давно назрел и требует своего разрешения. Конституция РФ должна содержать не переходные положения, а отражать тот статус прокуратуры и ту систему ее функций, которые присущи ей в демократическом правовом государстве и которые должны выступать конечной целью проводимой реформы. Прокуратура РФ должна функционально и структурно сохранить свою конституционную независимость и правовую самостоятельность. Поэтому, очевидно, что сложившуюся ситуацию необходимо разрешить законодательным путем, путем внесения изменений в Конституцию РФ.

    Библиографический список


    1. Нормативно-правовые акты РФ:


    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 года № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст.445.

    2. Федеральный конституционный закон РФ от 30.05.2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»//Собрание законодательства РФ. 04.06.2001. № 23. Ст.2277.

    3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 года № 174-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч.I). Ст.4921.

    4. Федеральный закон РФ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»//Собрание законодательства РФ. 13.03.2006. № 11. Ст.1146.

    5. Федеральный закон РФ от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях»//Собрание законодательства РФ. 16.07.2001. № 29. Ст.2950.

    6. Федеральный закон РФ от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»//Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. № 21. Ст.1930.

    7. Федеральный закон РФ от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»//Собрание законодательства РФ. 17.07.1995. № 29. Ст.2759.

    8. Федеральный закон РФ от 17.11.1995 года № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. №  47. Ст.4472.

    9. Федеральный закон РФ от 08.05.1994 года № 3-ФЗ «О статусе Члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 12.07.1999. № 28. Ст.3466.

    10. Федеральный закон РФ от 14.06.1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»//Собрание законодательства РФ. 20.06.1994. № 8. Ст.801.

    11. Федеральный закон РФ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»//Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 20.02.1992. № 8. Ст.366.

    12. Закон РФ от 01.04.1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»//Российская газета. 04.05.1993. № 84.

    13. Указ Президента РФ от 13.05.2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе»//Собрание законодательства РФ. 2000. № 20. Ст.2112.

    14. Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 года № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»// СПС «КонсультантПлюс».



    2. Нормативно-правовые акты РСФСР и СССР:


    1. Конституция СССР 1924 года//Чистяков О.И. Конституция СССР 1924 года. Учебное пособие. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2004 .

    2. Конституция СССР 1936 года//Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 1936. № 283.

    3. Конституция РСФСР 1937 года//Конституции и конституционные акты РСФСР (1918-1937). – М.: Издательство «Ведомостей Верховного Совета РСФСР», 1940. – С.184-189.

    4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик 1977 года//Сборник «Конституция общенародного государства». – М.: 1978. – С.111-144.

    5. Декрет о суде № 1 от 14 ноября 1917 года//Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 4. Ст.50.

    6. Положение о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 года//1Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 36. Ст.424.

    7. Постановление ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 года «Об утверждении Положения о прокуратуре Союза ССР»//Собрание законодательства СССР. 1934. № 1. Ст.2-а, 2-б.

    8. Положение о Верховном суде СССР от 23 ноября 1923 года//Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1923. № 10. Ст.311.

    9. Положение о Верховном суде СССР и Прокуратуре Верховного Суда СССР от  24 июля 1929 года//Собрание узаконений РСФСР. 1929. № 41. Ст.434.

    10. Постановление ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 года «Об учреждении Прокуратуры Союза ССР»//Собрание законодательства СССР. 1933. № 40. Ст.239.

    11. Закон о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 года//Ведомости Верховного Совета СССР. 1979. № 49. Ст.843.

    12. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 года «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР»//Ведомости Верховного Совета СССР. 1955. № 9. Ст.222.

    13. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 года «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «О прокуратуре СССР»//СПС «КонсультантПлюс».


    3. Судебная практика и формы реагирования прокуратуры:


    1. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан»//Собрание законодательства РФ. 28.07.2003. № 30. Ст.3101.

    2. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 года № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации»//Вестник Конституционного Суда. 1999. № 3.

    3. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14.05.2002 года № 56-Г02-10//СПС «КонсультантПлюс».

    4. Постановление координационного совещания руководителей правоохранительных органов РФ от 18 февраля 1998 года, утвержденное Генеральной прокуратурой РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ГТК РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ 7, 17, 11, 19, 14 марта 1998 года//СПС «КонсультантПлюс».

    5. Приказ Генерального прокурора РФ от 5 июня 2000 года № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах»//СПС «КонсультантПлюс».

    6. Приказ Генерального прокурора РФ от 9 сентября 2002 года № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур»//СПС «КонсультантПлюс».

    7. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 13 ноября 2000 года № 141 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»//СПС «КонсультантПлюс».

    8. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 декабря 2003 года № 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве»//СПС «КонсультантПлюс».

    9. Приказ генеральной прокуратуры РФ от 20 августа 2002 года № 51 «О поддержании государственного обвинения»//СПС «КонсультантПлюс».

    10. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 22 мая 1996 года № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина»//СПС «КонсультантПлюс».

    11. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25 апреля 2000 года № 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»//СПС «КонсультантПлюс».

    12. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 июня 1996 года № 35 «Об организации работы в связи с изданием журнала «Прокурорская и следственная практика» - органа Генеральных прокуроров стран СНГ»//СПС «КонсультантПлюс».

    13. Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 3 июня 2002 года № 28 «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»//СПС «КонсультантПлюс».

    14. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 4 февраля 2004 года № 3 «О внесении изменений в Приказ Генерального прокурора РФ от 05.08.2003 года № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах»//СПС «КонсультантПлюс».

    15. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 июня 2003 года № 20 «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве»//СПС «КонсультантПлюс».

    16. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 9 августа 1996 года № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации»//СПС «КонсультантПлюс».

    17. Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и ГТК РФ от 25 ноября 1997 года № 69/777/425/700 «Об утверждении Инструкции по взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России»//СПС «КонсультантПлюс».

    18. Распоряжение Генеральной прокуратуры РФ от 11 сентября 1998 года № 64/5р «О взаимодействии с редакцией журнала «Законность»//СПС «КонсультантПлюс».

    19. Указание Генерального прокурора РФ от 18 марта 1996 года № 17/20 «Об улучшении взаимодействия органов прокуратуры с научными и образовательными учреждениями системы прокуратуры Российской Федерации в деятельности по укреплению законности и правопорядка»//СПС «КонсультантПлюс».

    20. Указание Генеральной прокуратуры РФ и ФСБ РФ от 18 апреля 2002 года № 20-27/10 «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органами федеральной службы безопасности»//СПС «КонсультантПлюс».

    21. Указание Генеральной прокуратуры РФ от 20 декабря 1996 года № 75/22 «О недостатках в работе по выполнению Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 09.08.1996 года № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации»//СПС «КонсультантПлюс».


    4. Литературные источники:

    1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е изд., изм. и доп. В 2 т. Т.1. – М.: Юристъ, 2006.

    2. Алиева И.Д. Защита гражданских прав прокурором и иными уполномоченными органами. – М.: Волтерс Клувер, 2006.

    3. Андреев Г. Прокуратура – опора законности и государства//Законность. 2008. № 9.

    4. Антонов И.А., Горленко В.А. Функции прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства: понятие, содержание, «тенденции к сокращению»//Российский следователь. 2008. № 20.

    5. Байкин И.М. Взаимоотношение прокуратуры и судебной власти в системе разделения властей России//Российский судья. 2008. № 7.

    6. Бессарабов В.Г., Хуторецкий Р.Б. Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности. – М.: 2006.

    7. Богданова Н.А. Истоки и становление государственного права как науки и учебной дисциплины: вклад ученых и профессоров Московского университета//Конституционное (государственное) право в Московском университете. – М.: МГУ, 2005.

    8. Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России//Государство и право. 2002. № 5.

    9. Бриль Г.Г., Корняков А.А. Правовое регулирование прокурорского надзора в пореформенной России (вторая половина XIX века)//История государства и права. 2008. № 2.

    10. Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы: Монография. – М.: Издательский Дом «Буквовед», 2006.

    11. Ванькаев А.Н. Место и роль прокуратуры в системе разделения властей Российской Федерации//Российский следователь. 2008. № 10.

    12. Ванькаев А.Н. Прокуратура России: исторический опыт и перспективы//История государства и права. 2007. № 15.

    13. Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации//Право и политика. 2005. № 10.

    14. Виноградов И.П. Место и роль органов российской прокуратуры в механизме разделения властей: теоретико-правовое исследование. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Коломна: 2000.

    15. Виноградов О. Прокуратура в системе органов государственной власти//Законность. 1997. № 4.

    16. Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. Т.1. – М.: 1945.

    17. Гершевский Ю.Р. Причины возникновения института прокуратуры в России//Законность. 2008. № 12.

    18. Грузнова Г. Организация деятельности прокуратуры по рассмотрению обращений граждан//Законность. 2008. № 5.

    19. Гурлянд, И.Я. Приказ великого государя тайных дел. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1902.

    20. Дегтярова Н.Н. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: институциональный и сравнительный анализ: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М.: 2000.

    21. Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII века и ее роль в формировании абсолютизма. – М.: Наука, 1987.

    22. Джатиев В. Зачем России прокуратура?//Законность. 2008. № 8.

    23. Елизаров А.Б. Роль и место прокурорского надзора в триаде властей//Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 1.

    24. Жаров А. Эти полномочия у прокурора есть//Законность. 2008. № 8.

    25. Зайков С.Ю. Конституционно-правовой статус прокуратуры в РФ: современное состояние и перспективы. – М.: 2002.

    26. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Неизвестная Фемида. Документы, события, люди. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

    27. Казанник А.И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: мифы и реальность//Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 5.

    28. Казанцев С.М. История царской прокуратуры. – СПб., 1993.

    29. Кайнов В.И., Садыгова М.М. Роль прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей: теоретико-правовой аспект//История государства и права. 2007. № 9.

    30. Кигас В. Прокуратура Австрии: место и роль в уголовном судопроизводстве//Законность. 2007. № 4.

    31. Клочков В.Г. Проблемы измерения и оценки эффективности прокурорского надзора по защите прав и свобод человека//Безопасность бизнеса. 2008. № 1.

    32. Кобзарев Ф.М. Правовой статус российской прокуратуры и проблемы его развития. – М.: 2002.

    33. Кожевников О.Л., Кравчук В.В. Краткие разъяснения к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации»: Учебное пособие/Под ред. О.Л.Кожевникова. – Екатеринбург: 2006.

    34. Кони А.Ф. Собрание сочинений. – М.: Юридическая литература, 1968. Т.5.

    35. Левко О. Роль прокурора в обеспечении экологической безопасности//Законность. 2008. № 6.

    36. Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура//Российская юстиция. 2001. № 9.

    37. Лукоянов Д. Место прокуратуры в государственном механизме//Законность. 2006. № 11.

    38. Мельников Н.В. Прокуратура России и ее роль в обеспечении конституционных прав и свобод граждан. Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. – Ростов-на-Дону: 2001.

    39. Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. – М.: 2003.

    40. Мельников Ю., Володина И. Право законодательной инициативы прокурора//Законность. 2008. № 5.

    41. Сухарев А.Я. Державное «око» в осаде (к вопросу о реформе прокуратуры): Учебное пособие. – М.: ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2001.


    Приложение 1




    [1] Федеральный закон РФ от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»//Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 20.02.1992. № 8. Ст.366.

    [2] Зайков С.Ю. Конституционно-правовой статус прокуратуры в РФ: современное состояние и перспективы. – М.: 2002. – С.47.

    [3] Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. – М.: 2003. – С.37; Ванькаев А.Н. Место и роль прокуратуры в системе разделения властей Российской Федерации//Российский следователь. 2008. № 10.

    [4] Сухарев А.Я. Державное «око» в осаде (к вопросу о реформе прокуратуры): Учебное пособие. – М.: ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2001. – С.12.

    [5] Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации//Современное право. 2005. № 10.

    [6] Виноградов И.П. Место и роль органов российской прокуратуры в механизме разделения властей: теоретико-правовое исследование. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Коломна: 2000. – С.20.

    [7] Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры. Круглый стол//Государство и право. 1994. № 5.

    [8] Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 года № 174-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч.I). Ст.4921.

    [9] Федеральный конституционный закон РФ от 30.05.2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»//Собрание законодательства РФ. 04.06.2001. № 23. Ст.2277.

    [10] Федеральный закон РФ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»//Собрание законодательства РФ. 13.03.2006. № 11. Ст.1146.

    [11] Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 года № 13-П «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан»//Собрание законодательства РФ. 28.07.2003. № 30. Ст.3101.

    [12] Кожевников О.Л., Кравчук В.В. Краткие разъяснения к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации»: Учебное пособие/Под ред. О.Л.Кожевникова. – Екатеринбург: 2006. – С.32.

    [13] Приказ Генерального прокурора РФ от 9 сентября 2002 года № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур»//СПС «КонсультантПлюс».

    [14] Закон РФ от 01.04.1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»//Российская газета. 04.05.1993. № 84.

    [15] Указ Президента РФ от 13.05.2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе»//Собрание законодательства РФ. 2000. № 20. Ст.2112.

    [16] Приказ Генерального прокурора РФ от 5 июня 2000 года № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах»//СПС «КонсультантПлюс».

    [17] Федеральный закон РФ от 14.06.1994 года № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»//Собрание законодательства РФ. 20.06.1994. № 8. Ст.801.

    [18] Федеральный закон РФ от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»//Собрание законодательства РФ. 17.07.1995. № 29. Ст.2759.

    [19] Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 года № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»//СПС «КонсультантПлюс».

    [20] Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 3 июня 2002 года № 28 «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»//СПС «КонсультантПлюс».; Приказ генеральной прокуратуры РФ от 20 августа 2002 года № 51 «О поддержании государственного обвинения»//СПС «КонсультантПлюс»; Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 2 декабря 2003 года № 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве»//СПС «КонсультантПлюс»; Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 июня 2003 года № 20 «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве»//СПС «КонсультантПлюс».

    [21] Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 9 августа 1996 года № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации»//СПС «КонсультантПлюс».

    [22] Указание Генеральной прокуратуры РФ от 20 декабря 1996 года № 75/22 «О недостатках в работе по выполнению Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 09.08.1996 года № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации»//СПС «КонсультантПлюс».

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Отчет о практике в прокуратуре ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.