Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Отчет по практике в исправительных учреждениях Проблемы правового регулирования организации исполнения наказаний

  • Вид работы:
    Отчет по практике по теме: Отчет по практике в исправительных учреждениях Проблемы правового регулирования организации исполнения наказаний
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:20:23
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание:


    Введение................................................................................................ 3

    1. Обоснование выбора научной тематики.......................................... 5

    2. Краткий обзор имеющихся литературных данных

     по теме исследования.......................................................................... 7

    3. Основная часть................................................................................. 9

    3.1. Методика проведения исследования............................................. 9

    4. Математическая (статистическая) обработка результатов............... 19

    5. Анализ полученных результатов...................................................... 22

    Заключение:........................................................................................... 24

    Выводы................................................................................................. 27

    Библиографический список................................................................. 30

    Приложение 1........................................................................................ 37

    Приложение 2........................................................................................ 38

    Приложение 3........................................................................................ 39



    Введение


    В настоящее время существует достаточное количество проблем, относящихся к вопросам правового регулирования организации исполнения наказаний в исправительных учреждениях.

    Данные проблемы не могут не беспокоить законодателя, правозащитников и практических работников.

    В этой связи организации отбывания наказания в исправительных учреждениях в России в настоящее время уделяется значительное внимание со стороны ученых в области права, государственных деятелей и общественности.

    Все это свидетельствует об актуальности проблем. Кроме того, столь высокое внимание к организации отбывания наказания в исправительных учреждениях обусловливается зависимостью от изменений в экономике, политике, идеологии и в конечном итоге выбором средств борьбы с преступностью.

    Становление новых общественных отношений требует соответствующих научно обоснованных законодательных решений, точного их толкования и практического применения.

    Объектом исследования является комплекс правоотношений в сфере организации исполнения наказаний в исправительных учреждениях.

    Предмет исследования – правовые основы и организация исполнения наказаний в исправительных учреждениях.

    Цель работы состоит в комплексном анализе правовых основ и организации исполнения наказаний в исправительных учреждениях, выявлении проблем и разработке предложений по их устранению.

    Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:

    - провести теоретический обзор литературы по изучению исправительных  учреждений.

    -    раскрыть понятие и отличительные черты условий отбывания наказания в исправительных  учреждениях;

    -    охарактеризовать особенности обеспечения условий отбывания наказаний  в исправительных  учреждениях;

    -    выявить проблемы правового регулирования условия отбывания наказаний в исправительных  учреждениях, и разработать пути их решения.

    Методологической основой исследования послужили общенаучные и частно научные методы познания.


    1. Обоснование выбора научной тематики

    6 июля 1993 г.[1] был принят закон Российской Федерации «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР», который внес существенные изменения в деятельность уголовно-исполнительной системы.

    Данный закон ликвидировал ИТК усиленного режима, а осужденные, содержащиеся в этих колониях переводились в колонии общего режима. Закон изменил систему распределения осужденных по видам режима, взяв за основу общественную опасность конкретной личности, а не количества судимостей, чем вошел в противоречие с принципом дифференциации исполнения наказания, так как в одном исправительном учреждении оказались лица как впервые судимые так и рецидивисты.

    Знаменательным явлением в развитии уголовно-исполнительной системы явился Закон РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[2], Закон состоит из 7 глав и 38 статей.

    В первой главе определены принципы, задачи и правовые основы деятельности уголовно-исполнительной системы; полномочия органов власти и управления.

    Во второй главе раскрываются организация уголовно-исполнительной системы и обеспечение ее деятельности.

    Третья глава посвящена основам организации деятельности учреждений, исполняющих наказания. В ней определены права и обязанности учреждений, исполняющих наказания, виды производств и предприятий, порядок привлечения осужденных к труду и обучению. Четвертая глава посвящена правам и обязанностям работников уголовно-исполнительной системы. В ней определяется, кто может быть отнесен к работникам уголовно-исполнительной системы и трудовым коллективом этой системы.

    Пятая глава раскрывает специфические вопросы, связанные с общими правилами, требованиями и особенностями применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы  физической силы, спецсредств и оружия. В шестой главе раскрываются правовые основания правовой и социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы. В последней, седьмой главе, изложены требования к контролю за деятельностью уголовно-исполнительной системы.

    Завершающим этапом в становлении организации исполнения наказаний в исправительных учреждениях стало принятие Уголовно-исполнительного кодекса (далее - УИК РФ[3]).

    Мы изучим все изменения в уголовном кодексе, в отношении функционирования исправительных учреждений. Проведем исследование контингента осужденных, находящихся в исправительных учреждениях по возрасту и состоянию здоровья и рассмотрим проблемы в законодательстве РФ по содержанию осужденных.

    2. Краткий обзор имеющихся литературных данных

    по теме исследования


    Теоретическая основа работы включает труды известных российских ученых, относящиеся к теме исследования, таких как: С.Н. Братановский, А.И Зубков, Ю.И. Калинин, Л.В. Комаров, А.С. Кононец, А.С. Михлин, В.И.Селиверстов, А.В. Симонян, Ю.Б. Утевский и других. Использованы монографии, авторефераты, комментарии к законодательству, учебные пособия, а также публицистические материалы.

    В юридической литературе, термин «режим» употребляется и в узком, и в широком смыслах. С.В. Познышев писал: «Пенитенциарный режим в широком смысле этого слова обнимает всю систему мер, посредством которых пенитенциарные учреждения стремятся к достижению своих целей. Сюда относятся, во-первых, все способы размещения и подразделения заключенных для целей исправительно-трудового воздействия на них, или так называемые «пенитенциарные системы», а во-вторых, весь распорядок жизни, который устанавливается в исправительных учреждениях и все применяемые в них меры воздействия на заключенных»[4].

    По мнению Б.С. Утевского, «режим в узком смысле слова слагается из распорядка дня, из регулирования порядка передвижения, в пределах места лишения свободы, из правил, устанавливающих формы обмена лишенных свободы с внешним миром, из системы мер поощрения и мер дисциплинарного воздействия и т.д., т.е. из всего того, что составляет совокупность внешних признаков лишения свободы, специфических для этой меры уголовной репрессии»[5].

    В последующих работах Б.С. Утевский исходил из того, что существует лишь одно, узкое понятие режима как ряда строго обязательных для заключенных правил внутреннего распорядка, правил содержания заключенных в условиях изоляции, установленных законом[6].

    «Налаженный быт и медицинское обслуживание в исправительных учреждениях благотворно влияют на осужденных, вырабатывают у них положительные навыки и привычки, обеспечивают сохранение здоровья, нормальное физическое состояние и активную трудовую деятельность» - отмечает О.Г. Перминов[7].

    Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения обязаны принимать все возможные меры, направленные на охрану здоровья любого человека, где бы он ни находился, защищая тем самым общество в целом.

    Применительно к осужденным, лишенным свободы, данная обязанность государства может реализовываться в создании условий, обеспечивающих поддержание их здоровья с начального момента изоляции от общества (во время следствия), в период отбывания наказания в виде лишения свободы и какое-то время после освобождения из исправительного учреждения» - пишет Т.Ф. Минязева[8].

    Нормативной основой исследования являются: Конституция РФ, положения Уголовно-исполнительного законодательства России, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительст­ва РФ, приказы министерств и ведомств.

    Эмпирическая база исследования состоит из статистических данных и информационных материалов МВД Росси, ФСИН России.


    3. Основная часть:

    3.1. Методика проведения исследования


    УИК РФ дифференцирует учреждения и органы, исполняющие наказания, по двум основаниям, в зависимости от того, что лежит в основе классификации - вид наказания или вид учреждения либо органа, его исполняющего. В зависимости от вида наказания учреждения и органы подразделяются на следующие группы: 1) исполняющие наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества (разд. II УИК РФ), - штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; 2) исполняющие наказания, связанные с изоляцией от общества (разд. III и IV УИК РФ), - арест; лишение свободы; содержание в дисциплинарной воинской части; 3) исполняющие наказания в отношении осужденных военнослужащих (разд. V УИК РФ) - ограничение по военной службе; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; 4) исполняющие наказание в виде смертной казни.

    По второму основанию органы и учреждения, исполняющие наказания, дифференцируются на следующие категории: 1) суд, исполняющий лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 2) Федеральная служба судебных приставов, исполняющая наказание в виде штрафа; 3) командование воинских частей, исполняющее наказания в отношении осужденных военнослужащих в виде содержания в дисциплинарной воинской части, ареста, ограничения по военной службе, а также осуществляющее контроль за условно осужденными военнослужащими; 4) учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, исполняющие остальные виды наказаний.

    Лишение свободы - наиболее часто назначаемый судами РФ вид наказания. Его удельный вес на протяжении многих лет стабильно составляет свыше 30% от всех уголовных наказаний[9]. Лишение свободы может быть назначено как на определенный срок, так и пожизненно. Для его исполнения законодательством предусмотрена разветвленная система исправительных учреждений. К ИУ относятся: исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы[10] выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77 УИК РФ). Существуют колонии-поселения трех видов. Они предназначены для содержания осужденных: за преступления, совершенные по неосторожности,  за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, переведенных из исправительных колоний общего и строгого режимов на основании и в порядке, установленных частями второй и третьей статьи 78 УИК РФ. Вместе с тем, суду предоставлено право с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима. В колониях-поселениях могут совместно отбывать наказание мужчины и женщины.

    В остальных исправительных учреждениях мужчины и женщины отбывают наказание раздельно. В исправительных колониях общего режима, помимо указанных выше, отбывают наказание мужчины, осужденные за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы.

    Понятие лиц, ранее не отбывавших лишение свободы дал Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 12 ноября 2001 г. № 14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений»[11]. В соответствии с этим постановлением не могут рассматриваться как ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы: а) осуждавшееся к наказанию в виде исправительных работ или ограничения свободы лицо, которому по основаниям, предусмотренным частью 3 ст. 50 и частью 4 ст. 53 УК РФ, эти наказания были заменены лишением свободы; б) лицо, к которому за совершенное преступление в соответствии с частью 2 ст. 55 УК РФ суд вместо лишения свободы применил наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части; в) лицо, находившееся в исправительном учреждении по приговору суда, если в отношении него приговор отменен в порядке надзора с прекращением дела либо изменен и назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или применено условное осуждение; г) осуждавшееся к лишению свободы лицо, фактически не отбывавшее наказание в исправительных учреждениях в связи с применением к нему амнистии или освобождением от отбывания наказания в порядке помилования либо неприведением в исполнение приговора в случаях истечения установленных законом сроков давности согласно статье 83 УК РФ; д) лицо, ранее осуждавшееся, к лишению свободы в пределах срока нахождения его под стражей в качестве меры пресечения, поскольку оно не отбывало наказание в исправительном учреждении; е) лицо, отбывающее лишение свободы, в случае его осуждения к лишению свободы за преступление, совершенное до вынесения первого приговора; ж) лицо, осужденное к лишению свободы и отбывшее наказание в местах лишения свободы за деяния, преступность и наказуемость которых устранена действующим законом, а равно если действующим законом за их совершение не предусмотрено наказание в виде лишения свободы. Исправительные колонии строгого режима предназначены для отбывания наказания мужчинами, осужденными за совершение впервые особо тяжких преступлений, а также при рецидиве и опасном рецидиве преступлений, если они ранее отбывали лишение свободы.

    Исправительные колонии особого режима предназначены для отбывания наказания мужчинами, совершившими преступления при особо опасном рецидиве, осужденными к пожизненному лишению свободы, а также к смертной казни и помилованными Президентом РФ с заменой этого наказания лишением свободы пожизненно или на срок в 25 лет. Женщины, кроме направленных в колонии-поселения, отбывают наказание в колониях общего режима. Как видим, законодатель установил льготные условия для отбывания лишения свободы женщинами. В тюрьмах отбывают наказание только совершеннолетние мужчины, осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов. Первым двум категориям суд может назначить отбывание части срока наказания в тюрьме, а остальной срок - в исправительной колонии. Какую именно часть срока осужденный будет отбывать в тюрьме, определяет суд. Закон никаких ограничений не содержит. Что касается третьей категории, то этим осужденным назначается отбывание наказания в тюрьме на срок до трех лет. Оставшийся срок отбывается в колонии того режима, из которого осужденный переведен в тюрьму.

    В воспитательные колонии направляются лица, которым к моменту вынесения приговора не исполнилось 18 лет. В этих колониях они могут находиться, как правило, до достижения 21 года, но при отрицательном поведении переводятся судом по представлению администрации воспитательной колонии в изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет, или в исправительные колонии общего режима по достижении 18-летнего возраста.

    Лечебные исправительные учреждения предназначены для содержания и амбулаторного лечения больных открытой формой туберкулеза (в том числе и в случаях назначения обязательного лечения от этого заболевания), а также обязательного лечения от алкоголизма и наркомании. В лечебно-профилактических учреждениях (больницах, специальных психиатрических и туберкулезных больницах) содержатся и проходят лечение осужденные, нуждающиеся в лечении в условиях стационара.

    В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» решения о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Штатная численность персонала сохраняется неизменной в течение двух лет при уменьшении численности осужденных в случаях проведения амнистии, изменения законодательства Российской Федерации, условий исполнения наказаний и в других случаях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 указанного Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом. В интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими. Как известно, УК РФ[12] выделил пожизненное лишение свободы в самостоятельный вид наказания (п. «м» ст.44). Однако по своей правовой природе и иным юридическим признакам оно не отличается от лишения свободы на определенный срок (п. «л» ст.44). Данная категория осужденных отбывает наказание в колониях особого режима, хотя и отдельно от лиц, совершивших преступления при особо опасном рецидиве. В этой связи в УИК РФ не выделена специальная глава, регулирующая порядок и условия исполнения пожизненного лишения свободы. Статьи 126, 127 УИК РФ регламентируют отдельные особенности отбывания наказания в колониях особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы. Указанная категория осужденных содержится в камерах численностью, как правило, не более двух человек, первоначально все осужденные, прибывшие в колонию, содержатся на строгих условиях. По истечении 10 лет осужденные могут быть переведены на обычные условия содержания, а затем, опять-таки по истечении 10 лет, - на облегченные.

    Дифференциация условий отбывания наказания в отношении несовершеннолетних более глубокая. Она предусматривает разделение осужденных на четыре категории, каждая из которых находится в соответствующих условиях отбывания наказания: обычные, облегченные, льготные и строгие (ст.132 УИК РФ). При этом условия отбывания в зависимости от вида режима воспитательной колонии не дифференцируются: они одинаковы для осужденных, находящихся в воспитательной колонии как общего, так и усиленного режимов. В ИК строгого режима осужденные отбывают наказание в обычных, облегченных и строгих условиях (ст. 122 УИК РФ). Часть 3 статьи 124 УИК РФ регламентирует перевод осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, из обычных условий отбывания наказания в строгие. В строгие условия помещают лиц, прибывших в ИК особого режима за совершение умышленных преступлений в местах лишения свободы. По вопросу о переводе в тюрьму из ИК осужденных, нарушающих установленный порядок отбывания наказания, законодатель занимает противоречивую позицию. Так, в п. 7 ст. 74 УИК РФ речь идет о таких переводах в общей форме: в тюрьму могут быть переведены из ИК (без указания вида режима) осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. В п. »в» ч. 4 ст. 78 УИК РФ речь идет уже об осужденных, переведенных только из ИК общего и строгого режимов. В ч. 1 статьи 130 УИК РФ перечень видов ИК расширен и уточнен: в тюрьме содержатся осужденные, переведенные из ИК общего, строгого и особого режимов. Конечно, подобная коллизия правовых норм в одном законе должна быть устранена, тем более что особой необходимости перевода в тюрьмы осужденных, отбывающих наказание в ИК особого режима, нет, поскольку отбывание наказания в этих колониях в строгих условиях практически не отличается от условий отбывания наказания на строгом режиме в тюрьмах (за исключением размера расходования денежных средств и продолжительности времени прогулки). В тюрьмах отбывают наказание только мужчины. В настоящее время в тюрьмах не могут содержаться осужденные женщины, как по приговору суда, так и в порядке изменения вида ИУ. В целях хозяйственного обслуживания тюрем в них содержатся также осужденные, которым суд определил отбывание наказания в ИК общего режима. Эти осужденные содержатся отдельно от «тюремных сидельцев» и в условиях общего режима ИК. Срок, назначенный по приговору суда для отбывания наказания в тюрьме, исчисляется со дня прибытия осужденного в тюрьму. Если в период пребывания в СИЗО к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения на строгом режиме исчисляется со дня заключения под стражу. В тюрьмах устанавливаются два вида режима: общий и строгий. Облегченных условий отбывания наказания в силу специфики данного вида ИУ не предусмотрено, так как в тюрьмах должна обеспечиваться максимальная степень изоляции осужденных. Именно этим тюрьмы отличаются от ИК, в том числе ИК особого режима. В строгих условиях в соответствии со статьей 132 УИК РФ должны отбывать наказание осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, и ранее отбывавшие лишение свободы. В этих условиях отбывают также наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. В строгих условиях отбывает наказание 1,3% от общего числа несовершеннолетних осужденных. В срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях зачитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер. Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания (в них содержится 4,1% всех несовершеннолетних осужденных).

    Итак, в УИК РФ для осужденных предусмотрена трехступенчатая система: обычные, облегченные и строгие условия отбывания наказания в виде лишения свободы (ст.87). Условия эти предусмотрены для осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях общего режима (ст.ст.120, 121), строгого (ст.ст.122, 123), особого (ст.ст.124, 125 УИК РФ). В тюрьмах УИК РФ установлены два вида режима: общий и строгий (ст.ст.130, 131). Ступенчатая система условий отбывания наказаний призвана стимулировать положительное поведение осужденныхоснованиями для перевода из более строгих условий содержания в менее строгие служат: отбытие определенного срока наказания на более строгих условиях; добросовестное отношение к труду и отсутствие взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания. Основанием, для перевода осужденного из менее строгих условий, в более строгие служит признание осужденного злостным нарушителем. Конкретные основания переводов осужденного из одних условий в другие регулируются ст. 120, 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ. Правовое регулирование материально-бытового обеспечения осужденных в ИУ осуществляется УИК РФ, нормативными актами Правительства РФ и иных государственных органов.Материально-бытовое обеспечение осужденных реализуется по следующим направлениям: 1) создание необходимых жилищных и коммунально-бытовых условий; 2) обеспечение питанием; 3) вещевое обеспечение; 4) организация торговой сети и иных источников дополнительного материально-бытового обеспечения осужденных. В соответствии со ст. 99 УИК РФ устанавливается минимальная норма жилой площади: от 2 до 5 кв. м в расчете на одного осужденного. Такой разброс в нормах метража обусловлен главным образом медицинскими требованиями и половозрастными особенностями осужденных[13]. Нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством РФ. На сегодняшний момент они урегулированы Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время»[14] (в настоящее время СИЗО ФСБ переданы в ведение ФСИН). Норм питания существует несколько и они варьируются в зависимости от состояния здоровья осужденных, возраста, состояния беременности и т.п. Данным Постановлением РФ утверждены минимальные нормы питания для осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время. Также статья 99 УИК РФ содержит весьма специфическую норму, относящуюся к отказникам от работы. Так, с осужденных, уклоняющихся от работы, расходы на питание, вещевое довольствие и коммунально-бытовые услуги удерживают из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Определенную специфику имеет материально-бытовое обеспечение осужденных беременных женщин, осужденных кормящих матерей и осужденных женщин, имеющих детей. В соответствии со ст. 100 УИК РФ, в ИУ, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, образуются дома ребенка, которые представляют собой своеобразные детские учреждения со своим специальным штатом, включающим кухню, готовящую питание для детей. Дома ребенка выгораживаются в отдельную зону на территории ИУ, соответствующим образом оборудуются, вплоть до создания игровых комнат, комплектуются музыкальными инструментами, детской одеждой, игрушками и всем необходимым для детей младшего возраста. Еще одним дополнительным источником удовлетворения материально-бытовых потребностей осужденных служат поступающие им денежные переводы, посылки, передачи, бандероли. Количество, содержание и порядок их получения определяются уголовно-исполнительным законодательством и Правилами внутреннего распорядка ИУ. В соответствии со ст. 101 УИК РФ, администрация ИУ несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Медико-санитарное обеспечение осужденных включает в себя: амбулаторное, стационарное и специализированное лечение, санитарный надзор и аптечное обеспечение, проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий; определение трудоспособности осужденных и их правильное трудоустройство; выявление и принудительное лечение алкоголиков, наркоманов и лиц, страдающих венерическими заболеваниями, организацию работы по пропаганде медицинских и гигиенических знаний и др. Проведя статистическое исследование контингента осужденных, находящихся в местах лишения свободы, мы получим информацию об условиях их содержания и состоянии здоровья.


    4. Математическая (статистическая) обработка результатов

    Охарактеризуем правовой статус лечебных учреждений ФСИН. По данным 2007 г. в местах лишения свободы Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации насчитывается около 808,5 тыс. человек[15], из которых 650 тысяч находятся на диспансерном учете у медицинских работников (в основном по поводу язвы желудка, ишемической болезни сердца, соматических заболеваний)[16], в том числе почти 500 тысяч осужденных страдают социально значимыми заболеваниями (туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, болезнями, передаваемыми половым путем, и т.п.)[17].

    Лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ), которые предназначены для медицинского обслуживания разных категорий больных осужденных. Деятельность ЛПУ представляется весьма значимой ввиду того, что в России стационарная медицинская помощь оказывается более чем в 110 больницах уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), общей мощностью около 34 000 коек, из них: соматических - 14610, туберкулезных - 13530, психиатрических - 770[18].

    В структуре заболеваемости осужденных, попадающих в ЛПУ, в целом по России преобладают болезни органов дыхания (около 21 - 24%), психические расстройства (20 - 22%), инфекционные и паразитические заболевания (17 - 18%) и болезни кожи и подкожной клетчатки (10 - 11%)[19]. Большое количество среди лишенных свободы больных туберкулезом и лиц с психическими расстройствами постепенно находит свое отражение в практике и законе.

    По данным проведенного в 2005 - 2008 гг. исследования, больные туберкулезом осужденные, отбывающие наказание в лечебных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы ФСИН России, распределяются по возрастным группам следующим образом: от 21 до 30 лет - 49% осужденных, от 31 до 40 лет - 30,7% осужденных, от 41 до 50 лет - 14% осужденных. Доли лиц крайних возрастных групп незначительны. В самой молодой группе до 20 лет - 3%, а в группе старше 50 лет - 3,3% осужденных. Полученные данные свидетельствуют, что чаще в ЛИУ для туберкулезных больных находятся лица молодого и среднего трудоспособного возраста от 21 до 40 лет (79,9%). Как правило, эти лица более интенсивно подвержены алкоголизму, потребляют наркотические средства и психотропные вещества. В 2004 г. в лечебных исправительных учреждениях для содержания туберкулезных больных 3,5% осужденных находятся на обязательном лечении от алкоголизма, а 2,8% осужденных находятся на обязательном лечении от наркомании. Изучение возрастного состава осужденных имеет практическое значение для деятельности лечебных исправительных учреждений. Зная распределение осужденных по возрасту, легче планировать производственную базу лечебных мастерских, деятельность школ и технических училищ[20].

    С учетом омоложения состава осужденных такой фактор следует отнести к числу неблагоприятных, так как холостые осужденные характеризовались хуже других осужденных по ряду показателей. Так, среди них 19,6% злостно нарушали установленный порядок (среди осужденных, состоявших к моменту ареста в браке, - 6,3%). Изучение семейного положения осужденных показало, что семья играет важную роль как антикриминогенный фактор. Женатые реже совершают преступления, чем не состоящие в браке.

    Трудоспособными являются 87,5% осужденных, инвалидов 1-й и 2-й групп - 8,6%, а инвалидов 3-й группы - 3,9%. Хотя и по данным предыдущих исследований процент нетрудоспособных среди осужденных был незначителен, в 2004 г. он стал еще меньше[21].

    По полученным нами данным 3,5% осужденным было назначено лечение от алкоголизма или наркомании.

    «Проведенный анализ уровня образования больных туберкулезом осужденных показал, что среднее общее образование имеют 60,4% осужденных, среднее специальное 29,0%, начальное - 6,3%, высшее - 2,4%, неграмотных - 1,9% осужденных. До осуждения 73,2% лиц были трудоустроены или учились. Не работали или не учились всего 24% осужденных, а 2,8% получали пенсионное обеспечение. Как и раньше, большинство осужденных принадлежали к рабочим - самой многочисленной социальной группе среди населения. Уменьшилась доля служащих, незначительно изменилось соотношение других категорий. Выявленные в ходе исследования признаки позволяют выделить исследуемую категорию, как наиболее уязвимую в криминогенном отношении. В частности, отношение некоторых осужденных к себе, во многом и предопределило появление у них туберкулеза, а именно: приверженность к алкоголю, потреблению наркотических средств и психотропных веществ, отсутствие постоянной работы и стремления иметь семью. Анализ практики показывает, что в лечебных исправительных учреждениях имеется и часть нарушителей, отказывающихся от назначенного им противотуберкулезного лечения. Более того, часто такие больные осужденные вступают в конфликты с врачами и администрацией учреждения. Их численность составляет до 4% от общей численности больных туберкулезом осужденных.

    5. Анализ полученных результатов

    Актуальнейшей проблемой организации отбывания наказания в исправительных учреждениях являются вопросы по условиям отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы в лечебных исправительных учреждениях для осужденных, больных туберкулезом. Пробелы в действующем уголовно-исполнительном законодательстве касаются деятельности лечебных исправительных учреждений и, в частности, лечебных исправительных учреждений для осужденных, больных туберкулезом. Статистические данные представлены в Приложениях 1-3 к работе. Приведенные данные свидетельствуют об увеличении количества случаев заболевания туберкулезом, что подтверждает существующую проблему отбывания наказания в исправительных учреждениях такими лицами наказания. В настоящее время прослеживается такая же тенденция.

    Участие уголовно-исполнительной системы (на правах государственного заказчика) в реализации подпрограммы «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России» Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)» позволило заметно повысить уровень лечебно-диагностического процесса. Выделяемые ассигнования дали возможность обеспечить подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, современными препаратами первого (основного) ряда и организовать обеспечение препаратами второго (резервного) ряда, существенно улучшить клинико-диагностическое оборудование противотуберкулезных учреждений.

    А.С. Кононец справедливо отмечает, что учреждения ФСИН России не являются источником заболевания туберкулезом в стране, а, скорее, наоборот, в СИЗО, как правило, выявляют туберкулезных больных. В 2003 г. в учреждениях впервые выявлено 17,6 тысячи человек, больных туберкулезом. Это 15% от всех впервые зарегистрированных случаев в Российской Федерации. В следственные изоляторы в прошедшем году поступило 17,3 тысячи больных активными формами туберкулеза. Среди впервые выявленных больных туберкулезом более 75% не были ориентированы в своем диагнозе, до заключения под стражу имели длительно текущие хронические заболевания, нервно-психические расстройства, наркоманию, алкоголизм, ВИЧ-инфекцию[22]. Темпы снижения заболеваемости и смертности осужденных от туберкулеза за истекшие пять лет достаточно обнадеживающие. Однако уровни регистрируемых показателей, характеризующих заболеваемость туберкулезом, свидетельствуют о продолжающемся эпидемическом процессе в учреждениях ФСИН России и как логическое продолжение - сложившейся эпидемической ситуации в системе гражданского здравоохранения, отражающей уровень социально-экономического состояния общества[23].

    Реализация основных целей и задач пенитенциарного здравоохранения полностью согласуются с политикой Российского государства, направленной на гуманизацию исполнения уголовных наказаний[24]. Что касается мер поощрения, применяемых к больным туберкулезом осужденным, то здесь прослеживается представляющая практический интерес зависимость: чем старше осужденный, тем больше у него поощрений, а больные осужденные старше сорока лет не только ведут более правильный образ жизни в лечебном исправительном учреждении, но и более добросовестно относятся к лечению. Еще одной практической проблемой является отсутствие надлежащего материального обеспечения осужденных. Итак, выявленные проблемы не позволяют говорить об эффективной реализации условий отбывания наказания в исправительных  учреждениях, поэтому необходимо сконцентрировать внимание на разработку мер, которые помогут решить выявленные проблемы.

    Заключение:

    Для повышения эффективности лечения больных осужденных считаем необходимым увеличить число специальных больниц - туберкулезных и особенно психиатрических. Ведь если осужденных к лишению свободы, больных активной формой туберкулеза, насчитывается более 90 тысяч человек, а имеющих психические расстройства - 236 тысяч человек[25], то в ЛПУ, рассчитывая из вышеобозначенных данных, на одно «туберкулезное» место при обострении заболевания постоянно претендует свыше 6, а на «психиатрическое» место - свыше 306 человек.

    Анализ ст. 101 УИК РФ показывает, что к лечебно-профилактическим учреждениям относятся больницы общего профиля, а также специальные туберкулезные и психиатрические больницы, на основании чего можно предположить, что все они являются самостоятельными учреждениями. Вместе с тем еще недавно первоначальная редакция УИК РФ предусматривала, что к ЛПУ относятся также медицинские части, которые функционируют исключительно как структурные подразделения исправительных колоний, тюрем и следственных изоляторов. Таким образом, изменения 2001 г. УИК РФ[26] приблизили лечебно-профилактические учреждения к возможности их самостоятельного функционирования.

    Проведенный анализ статуса лечебно-профилактических учреждений Российской Федерации показал следующие результаты:

    подавляющая часть больниц по-прежнему не является самостоятельным учреждением и функционирует обычно при исправительных колониях;

    правом самостоятельного функционирования обладают обычно межобластные больницы, в которые нередко направляются больные осужденные из других субъектов РФ;

    наибольшее количество ЛПУ является либо больницами общего профиля, либо туберкулезными больницами; и как уже было отмечено, очевидна недостаточность психиатрических больниц.

    В ч. 9 ст. 16 УИК РФ лечебно-профилактические учреждения не упомянуты среди органов, которые исполняют наказание в виде лишения свободы. Аналогичный вывод можно сделать и при анализе ст. 56 и 58 УК РФ. До сих пор лечебно-профилактические учреждения занимали особое, еще до конца не определенное, место. Вероятно, это проистекает из того, что в настоящее время лечебно-профилактические учреждения имеют одну важную задачу - лечение осужденных[27]. В этой связи немаловажным представляется некоторая оценка деятельности лечебных исправительных учреждений (далее - ЛИУ). В соответствии с ч. 2 ст. 101 УИК РФ содержание и лечение осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией осуществляется в ЛИУ. На практике эти учреждения специализируются на амбулаторном лечении осужденных, больных открытой формой туберкулеза, по сравнению с ЛПУ. В то же время в ЛИУ, как и в лечебно-профилактических учреждениях, некоторые осужденные проходят лечение и стационарно - ведь в лечебных исправительных учреждениях функционируют медицинские части, являющиеся их структурными подразделениями[28]. Правовой статус лечебных исправительных учреждений в уголовно-исполнительном законодательстве не определен, как и в отношении ЛПУ. Не может в достаточной степени помочь в определении статуса лечебных учреждений УИС и общегражданское законодательство, действующее в отношении территориальных органов здравоохранения, совместно с ведомственными актами Минздрава[29]. Для решения проблемы преемственности в лечении больных туберкулезом, освобождающихся из мест лишения свободы, территориальными органами здравоохранения, необходимо в главах 21 и 22 УИК РФ четко прописать действия администрации исправительного учреждения, территориальных органов здравоохранения, а также обязанности освобождающегося лица по дальнейшему прохождению обязательного лечения, а также меры возможного воздействия при уклонении от лечения. В этих целях предлагается главу 21 УИК РФ дополнить ст. 179.1 УИК РФ. Для повышения эффективности лечения больных осужденных считаем необходимым увеличить число специальных больниц - туберкулезных и психиатрических. Для того, чтобы лечебно-профилактические учреждения пробрели самостоятельный статус учреждения, исполняющего наказания, необходимо в ч. 9 ст. 16 УИК РФ указать лечебно-профилактические учреждения среди органов, которые исполняют наказание в виде лишения свободы. Аналогичный вывод можно сделать и при анализе ст. 56 и 58 УК РФ. До сих пор лечебно-профилактические учреждения занимали особое, еще до конца не определенное, место. В связи с этим предлагается ч. 9 ст. 16 УИК РФ изложить в новой редакции. Следует повысить эффективность деятельности профилактических служб органов здравоохранения системы исправительных учреждений. Для этого необходимо проводить обязательные и систематические медицинские осмотры лиц с момента применения к ним мер процессуального принуждения. Важно также повысить ответственность администрации исправительных учреждений за недостаточную или несвоевременную реакцию на факты ухудшения состояния здоровья осужденных (и подследственных) или нарушение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований содержания лиц, изолированных от общества.



    Выводы


    Оценивая, с практической точки зрения результативность норм УИК РФ, необходимо отметить, что введение в исправительных учреждениях трех видов условий отбывания наказания - обычных, облегченных для положительно характеризующихся и соблюдающих режим содержания осужденных, строгих - для злостных нарушителей режима, дало возможность администрации учреждений более дифференцированно подходить к нарушителям режима содержания, изолировать злостных нарушителей от основной массы осужденных в запираемые помещения и, таким образом, более усиленно воздействовать на состояние дисциплины в сторону уменьшения количества совершаемых осужденными правонарушений.

    Как показывает практика, в результате действия норм нового уголовно-исполнительного законодательства количество нарушений режима содержания в учреждениях уголовно-исполнительной сократилось более чем в 1,5 раза. Однако нарушения режима отбывания наказания осужденными продолжают оставаться объективной реальностью существования исправительных учреждений, в том числе лечебных исправительных учреждений для осужденных, больных туберкулезом.

    В отличие от ИТК РСФСР (ст. 12) Уголовно-исполнительный кодекс РФ в части 1 ст. 74 выделяет лечебные исправительные учреждения в самостоятельный вид исправительных учреждений. К сожалению, ни нормы УИК РФ, ни существующие научно-практические комментарии[30] не содержат разъяснений по порядку и условиям отбывания наказания в лечебных исправительных учреждениях, а лишь содержат указания на категории осужденных, которые могут в них содержаться (ст. 18, ч. 8 ст. 74 УИК РФ).

    В соответствии с частью 4 ст. 80 УИК РФ требования раздельного содержания осужденных не распространяются на лечебные исправительные учреждения. Осужденные, направленные в указанные учреждения, должны содержаться в условиях, установленных законом для колонии того вида, который назначен судом.

    На основании части 1 ст. 87 УИК РФ в пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться, как отмечалось ранее, в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, а в тюрьме устанавливаются общий и строгий виды режима. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие осуществляется по основаниям, предусмотренным статьями 120, 122, 124, 127, 130 и 132 УИК РФ. Решение о переводе осужденного из одних условий в другие принимается комиссией исправительного учреждения.

    Данные нормы связывают перевод на строгие условия отбывания наказания с признанием осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

    Действующее законодательство делает отступление от требований, изложенных в статье 87 УИК РФ. В частности, статьи 128, 129 УИК РФ, регламентирующие порядок и условия отбывания наказания в колониях-поселениях (подвид исправительных колоний), не содержат норм по установлению отбывания наказания в трех условиях, указанных в статье 87 УИК РФ, в воспитательных колониях выделяют четвертые - льготные условия отбывания наказания.

    Представляется, что в условиях роста заболеваемости туберкулезом, которая в учреждениях уголовно-исполнительной системы приобрела характер эпидемии, в условиях недостаточности диагностического оборудования, лекарственных средств, финансирования, - и это положение констатировано в Постановлении Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О положении в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ» от 24 декабря 1998 г. № 567-СФ[31], - необходимо четко в законе - УИК РФ - сформулировать условия отбывания наказания в ЛИУ для осужденных, больных туберкулезом, особенно в ШИЗО, ПКТ, строгих условиях, где содержание злостных нарушителей осуществляется в запираемых помещениях с ограничением времени прогулок, что, на мой взгляд, противоречит методам лечения туберкулеза.

    В соответствии с частью 4 статьи 18 УИК РФ к осужденным, больным открытой формой туберкулеза, учреждением, исполняющим наказание, по решению медицинской комиссии применяется обязательное лечение. Однако освобождение таких осужденных из мест лишения свободы производится в зависимости не от прохождения полного курса лечения, а от отбытого срока наказания. В то же время положения глав 21 и 22 УИК РФ не содержат конкретных норм по контролю за осужденными, освобождаемыми из мест лишения свободы. Это приводит к тому, что многие больные туберкулезом не проходят полного курса лечения и соответственно представляют опасность для окружающих.

    Думается, что в главах 21 и 22 УИК РФ должны быть четко прописаны действия администрации исправительного учреждения, территориальных органов здравоохранения, а также обязанности освобождающегося лица по дальнейшему прохождению обязательного лечения, а также меры возможного воздействия при уклонении от лечения.

    Безопасность законопослушного населения должна быть обеспечена не только изоляцией преступника от общества, но и возвращением в общество здорового человека.

    Библиографический список

    Нормативные правовые акты


    1. Конституция РФ принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г. // Российская газета – 25.12.1993. - № 237

    2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8.01.1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 6.06.2007 г.) // СЗ РФ. – 1997. - № 2. - Ст. 198.

    3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 г.) // СЗ РФ. – 1996. - № 25. –Ст. 2954.

    4. Федеральный закон от 9.03.2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и другие законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. – 14.03.2001.

    5. Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 19.06.2007 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 19.08.1993. - № 33. - Ст. 1316.

    6. Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время» (в ред. от 7.05.2006 г.) // СЗ РФ. -  2005. - № 16. - Ст. 1455.

    7. Приказ Минюста РФ от 3.11.2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (в ред. от 3.03.2008 г.) // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. – 2005. - № 12.

    8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 640 и Министерства юстиции РФ № 190 от 17.10.2005 г. // Официально опубликован не был. СПС Гарант.

    9. Приказ Минюста РФ от 25.01.1999 г. № 20 «Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (в ред. от 05.03.2004 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 8.03.1999. - № 10.

    10. Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 г. № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Федеративной Социалистической Республики // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1990. - № 2. - Ст. 22.

    11. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 декабря 1998 г. № 567-СФ «О положении в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1999. - № 2. – Ст. 248.

    12. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, утв. ВС РСФСР 18.12.1970 г. (в ред. от 21.12.1996 г.) // Свод законов РСФСР. - Т. 8. – С. 753. Утратил силу.

    13. Закон Российской Федерации от 06.07.1993 г. № 5329-1 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. - № 32. - Ст. 1234. Утратил силу.

    14. Закон СССР от 11.07.1969 г. «Об утверждении Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик» // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1969. - № 29. - Ст. 247. Утратил силу.


    Литература


    15. Белов Ю. Проблемы медицины в местах лишения свободы // Человек: преступление и наказание. Вестник РВШ МВД России. - 1994. - № 1(2). - С. 50 – 63.

    16. Бородулин В.Г. Об итогах работы в 2000 году по организации медицинского обеспечения лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России // Медицина в пенитенциарной системе России. - М.: Права человека, 2001. - С. 55 - 82.

    17. Братановский С.Н., Кизилов В.В. Правовое регулирование организации и деятельности медицинских учреждений в России / Под ред. С.Н. Братановского. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2005. – 274 с.

    18. Бабаян С.Л., Багреева Е.Г., Данилин Е.М. Анализ состава осужденных и проблемы воспитательной работы с ними в ВК // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2008. - № 3. – С. 45 - 50.

    19. Вежнина Н., Кучеров А. А как на практике? // Воспитание и правопорядок. - 1989. - № 5. - С. 51 - 55.

    20. Груничева Г. А. История развития исправительных учреждений для  преступников // История государства и права. - 2006. - № 7. - С. 4 - 10.

    21. Долженкова Г.Д. Международное пенитенциарное сотрудничество в области социального обеспечения осужденных к лишению свободы. // Журнал российского права. - 2001. - № 3. – С. 32 - 39.

    22. Журавлев М.П., Михлин А.С. Общая характеристика осужденных к лишению свободы. Выпуск 1. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1972. – 95 с.

    23. Законодательство России: с древних времен до октябрьской революции / Сборник нормативно-правовых актов. – М., 1997. – 903 с.

    24. Законодательные акты России. Т. 3. – М., 2005. – 830 с.

    25. Законодательные акты России. Т. 4. – М., 2005. – 913 с.

    26. Калинин Ю.И. Курсом гуманизации уголовно-исполнительной политики // Теоретические и прикладные проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы. Сборник научных трудов № 1. - М.: НИИ УИС Минюста России, 2007. - С. 7 - 23.

    27. Катков В. Компетентно, деловито, творчески... // Преступление и наказание. - 2001. - № 4. - С. 22 – 27.

    28. Катков В. Отвести угрозу туберкулеза // Преступление и наказание. - 2002. - № 1. - С. 39 - 46.

    29. Кирсанов В., Никольский Ю. Пенитенциарная медицина. Какой ей быть? // Воспитание и правопорядок. - 1989. - № 9. - С. 2 - 10.

    30. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации  (постатейный) / Науч. ред. А.С. Михлин. – М.: Издательство «Юрайт», 2008. –  624 с.

    31. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ / Под общей ред. О.О. Миронова; науч.ред. А.С. Михлин и В.И. Селиверстов. – М.: Инфра-норма, 2006. – 835 с.

    32. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под. ред. А.И. Зубкова. – М.: «Норма», 2005. – 732 с.

    33. Кононец А.С. Большое вам всем спасибо! // Преступление и наказание. - 2005. -  № 7. - С. 8 - 12.

    34. Кононец А. На острие проблем // Преступление и наказание. - 2002. - № 12. - С. 7 - 11.

    35. Кононец А.С. Организация противотуберкулезной помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики. Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. - М., 2007. - С. 20 - 41.

    36. Кононец А. Ведомственная медицина: приоритетные направления // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2001. - № 1. - С. 28 - 33.

    37. Кутуков С.А. Уголовно-исполнительная система как часть общества6 социальные функции и проблемы взаимодействия // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2008. - № 1. – С. 45 - 49.

    38. Калинин Ю. Курсом обновления // Преступление и наказание. - 2003. - № 7. - С. 7 - 13.

    39. Кашуба Ю.А., Скиба А.П. О статусе лечебных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2006. - № 1. – С. 55 - 60.

    40. Комарова Л.В. Правовое регулирование исполнения наказания в лечебных исправительных учреждениях: Автореф. диссер. к.ю.н. - Краснодар: КЮИ МВД РФ, 2006. – 24 с.

    41. Кузьменко В., Куличев В. Гуманизация... с завтрашнего числа // Воспитание и правопорядок. - 1989. - № 7. - С. 37 - 43.

    42. Лашин М.П., Утевский Ю.Б. Краткий анализ обследования заключенных, отбывавших наказание в местах лишения свободы МВД РСФСР. - М.: Научно-исследовательский институт милиции МВД РСФСР, 1961. – 171 с.

    43. Минязева Т.Ф. Правовая охрана здоровья осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях //  Журнал российского права. – 2005. - № 1. – С. 34 - 39.

    44. Михлин А.С. Роль социальных и демографических свойств личности в исправлении и перевоспитании осужденных к лишению свободы. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1970. – 286 с.

    45. Михлин А.С., Новиков А.А. Характеристика мужчин, отбывающих наказание в ИТК. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1982. – 127 с.

    46. Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право. Учебник. – М.. 2004. – 419 с.

    47. Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. - М., 1923. – 314 с.

    48. Расюк А. Курс лечения - доверие // Воспитание и правопорядок. - 1989. - № 10. - С. 48 – 52.

    49. Рудин А. Из истории наказаний и развития системы исправительных учреждений / Актуальные проблемы правоохранительной деятельности. - Владимир: ВЮИ ФСИН, 2006. - С. 140 - 157.

    50. Сажин В.Л., Юрьев В.К. Здоровье и болезни заключенных. - СПб: Лань, 1999. – 215 с.

    51. Селиверстов В., Шмаров И. Правовое регулирование исполнения наказаний в виде лишения свободы и смертной казни // Российская юстиция. – 1997. - № 5 – С. 23 - 29.

    52. Сержантов Н. Вторая медицинская кафедра в «Матросской тишине» // Преступление и наказание. - 2007. - № 6. - С. 36 - 40.

    53. Сизый А.Ф. Уголовно-исполнительное право. – М., 2005. – 613 с.

    54. Симонян А.В. Лишенные свободы и их распределение по исправительным учреждениям: Автореф. диссер. к.ю.н. - Краснодар: КЮИ МВД РФ, 2002. – 25 с.

    55. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ «О нарушениях прав граждан сотрудниками МВД РФ и УИС РФ» // Защита прав граждан. - М.: Юрид. лит., 2001. - С. 409.

    56. Советское исправительно-трудовое право. Общая часть. - М. 1977. – 450 с.

    57. Ткачевский Ю.М. Российская прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. – М.: Издательский Дом «Городец», 2007. – 390 с.

    58. Ткачевский Ю.М. Режим отбывания и исполнения наказания в виде лишения свободы // Законодательство. – 2006. - № 2. - С. 43 - 51.

    59. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Зубкова. - М., 2005. – 872 с.

    60. Уголовно-исполнительное право / Под ред. И.В. Шмарова. - М., 2002. – 572 с.

    61. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации / Под ред. И.Л. Трунова. – М.: Издательство Эксмо, 2007. – 671 с.

    62. Уголовно-исполнительное право. Учебное пособие / Под ред. А.Я. Гришко. - М.: МосУ МВД России, 2003. – 513 с.

    63. Утевский Б.С. Советская уголовно-исполнительная политика. - М., 1934. – 617 с.

    64. Фефелов В.А. Уголовно-исполнительное право России. Общая часть: Учебное пособие для образовательных учреждений МВД России. - Рязань, 2007. – 538 с.

    65. Федюкин И.Ф. Осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы за хулиганство. Выпуск 8. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1973. – 78 с.

    66. Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г. / Под ред. д.ю.н., проф. А.С. Михлина. - М.: Юриспруденция, 2001. – 197 с.

    67. Хрестоматия по истории государства и права России / Под ред. Ю.М. Титова. – М.: ПРОСПЕКТ, 2001. – 783 с.

    68. Хохлов И.В. Характеристика больных туберкулезом осужденных // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2008. -  № 1. – С. 32 - 40.

    69. Шкель Т. В квартире, на нарах // Российская газета. - 2005. - 3 нояб.

    70. Ширвиндт Е.Г., Утевский Б.С. Советское исправительно-трудовое право. - М., 1953. – 580 с.

           Приложение 1

     

     


    Рис. 1. Рост количества заключенных, больных активным туберкулезом,                         в учреждениях УИС (по годам)[32]



    Приложение 2





    Рис. 2 Рост количества заключенных, больных активным туберкулезом                      (при общей численности заключенных в 1 миллион человек)[33]

    Приложение 3




    Рис. 3 Динамика смертности от ТБ среди заключенных                                                   на 100 тысяч человек[34]





    [1] Закон Российской Федерации от 06.07.1993 г. № 5329-1 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РСФСР и Исправительно-трудовой кодекс РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. - № 32. - Ст. 1234. Утратил силу.

    [2] Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (в ред. от 19.06.2007 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 19.08.1993. - № 33. - Ст. 1316.

    [3] Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 6.06.2007 г.) // СЗ РФ. – 1997. - № 2. - Ст. 198.

    [4] Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. - М., 1923. - С. 13-14.

    [5]Утевский Б.С. Советская уголовно-исполнительная политика. - М., 1934. - С. 176.

    [6] Ширвиндт Е.Г., Утевский Б.С. Советское исправительно-трудовое право. - М., 1953. - С. 180.

    [7] Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право. Учебник. – М.. 2004. – С. 219.

    [8] Минязева Т.Ф. Правовая охрана здоровья осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях //  Журнал российского права. – 2005. - № 1. – С. 34.

    [9] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации  (постатейный) / Науч. ред. А.С. Михлин. – М.: Издательство «Юрайт», 2008. – С. 87.

    [10] Приказ Минюста РФ от 25.01.1999 г. № 20 «Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (в ред. от 05.03.2004 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 8.03.1999. - № 10.

    [11] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 г. № 14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений»  // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2002. - № 1.

    [12] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 г.) // СЗ РФ. – 1996. - № 25. –Ст. 2954.

    [13] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ / Под общей ред. проф. О.О.Миронова; науч.ред.проф .А.С.Михлин и проф.В.И.Селиверстов. –М.: Инфра-норма, 2006. – С. 301.

    [14] Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время» (в ред. от 7.05.2006 г.) // СЗ РФ. -  2005. - № 16. - Ст. 1455.

    [15] Шкель Т. В квартире, на нарах // Российская газета. - 2005. 3 нояб.

    [16] Кононец А.С. Большое вам всем спасибо! // Преступление и наказание. - 2005. -  № 7. - С. 8.

    [17] Сержантов Н. Вторая медицинская кафедра в «Матросской тишине» // Преступление и наказание. - 2007. - № 6. - С. 36.

    [18] Бородулин В.Г. Об итогах работы в 2000 году по организации медицинского обеспечения лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России // Медицина в пенитенциарной системе России. - М.: Права человека, 2001. - С. 55.

    [19] Бородулин В.Г. Об итогах работы в 2000 году по организации медицинского обеспечения лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России // Медицина в пенитенциарной системе России. - М.: Права человека, 2001. - С. 56; Сажин В.Л., Юрьев В.К. Здоровье и болезни заключенных. - СПб: Лань, 1999. - С. 15.

    [20] Хохлов И.В. Характеристика больных туберкулезом осужденных // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2008. -  № 1. – С. 34.

    [21] Лашин М.П., Утевский Ю.Б. Краткий анализ обследования заключенных, отбывавших наказание в местах лишения свободы МВД РСФСР. - М.: Научно-исследовательский институт милиции МВД РСФСР, 1961. - С. 13; Журавлев М.П., Михлин А.С. Общая характеристика осужденных к лишению свободы. Выпуск 1. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1972. - С. 31; Федюкин И.Ф. Осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы за хулиганство. Выпуск 8. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1973.- С. 14; Характеристика осужденных к лишению свободы. По материалам специальной переписи 1999 г. / Под ред. д.ю.н., проф. А.С. Михлина. - М.: Юриспруденция, 2001. - С. 16.

    [22] Кононец А.С. Организация противотуберкулезной помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики. Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. - М., 2007. - С. 36.

    [23] Кононец А.С. Указ.соч. – С. 36.

    [24] Калинин Ю.И. Указ.соч. – С. 5.

    [25] Калинин Ю. Курсом обновления // Преступление и наказание. - 2003. - № 7. - С. 7.

    [26] Федеральный закон от 9.03.2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс РФ и другие законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. – 14.03.2001.

    [27] Комарова Л.В. Правовое регулирование исполнения наказания в лечебных исправительных учреждениях: Автореф. диссер. к.ю.н. - Краснодар: КЮИ МВД РФ, 2006. – С. 12.

    [28] П. 13 совместного Приказа от 17.10 2005 г. Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 640 и Министерства юстиции РФ № 190 // Официально опубликован не был. СПС Гарант.

    [29] Братановский С.Н., Кизилов В.В. Правовое регулирование организации и деятельности медицинских учреждений в России / Под ред. С.Н. Братановского. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2005. - С. 40 - 74.

    [30] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ / Под ред. проф. А.И Зубкова. – М: ИННФРА – НОРМА, 2005. – С. 221.

    [31] Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24.12 1998 г. № 567-СФ «О положении в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1999. - № 2. – Ст. 248.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Отчет по практике в исправительных учреждениях Проблемы правового регулирования организации исполнения наказаний ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.