Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Отчет по практике в нотариате Проблемы франчайзинга

  • Вид работы:
    Отчет по практике по теме: Отчет по практике в нотариате Проблемы франчайзинга
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:20:24
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание:


    Введение................................................................................................

    1. Обоснование выбора научной тематики..........................................

    2. Краткий обзор имеющихся литературных данных

     по теме исследования..........................................................................

    3. Основная часть:................................................................................

    3.1. Методика проведения исследования.............................................

    4. Математическая (статистическая) обработка результатов...............

    5. Анализ полученных результатов......................................................

    Заключение...........................................................................................

    Выводы.................................................................................................

    Список литературы...............................................................................

    Приложения..........................................................................................




    Введение


    Актуальность работы: Правовая природа договора коммерческой концессии является сложной, в нем содержатся элементы таких договоров, как лицензионного, имущественного найма, совместной деятельности, агентского. По словам В.В.Витрянского, это понятие было использовано при подготовке ГК РФ как наиболее соответствующее по смыслу английскому «franchising» и не имеет ничего общего с концессионными соглашениями[1].

    Специфика этого договора, как и других самостоятельных договоров, заключается, прежде всего, в его предмете. Изучение его является очень важной задачей в праве, так как он получает широкое распространение в России, при развитии нового вида ведения предпринимательской деятельности.

    Объект исследования – договор коммерческой концессии (франчайзинга). Предмет – правовая сущность договора коммерческой концессии (франчайзинга

    Цель работы – изучение договора коммерческой концессии (франчайзинга) в праве. Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:

    провести обзор литературы и законодательства, по вопросам франчайзинга;

    сравнить подходы к определению франчайзинга, в зарубежных странах и РФ.

    проанализировать договор коммерческой концессии (франчайзинга): понятие, предмет, права, обязанности и ответственность сторон, вопросы заключения, изменения и прекращения договора;

    провести сравнительный анализ договора коммерческой концессии со смежными договорами.

    законодательное регулирование договора коммерческой концессии в рамках действия четвертой части ГК РФ.


    1. Обоснование выбора научной тематики

    В ГК РФ отсутствует содержание понятия договора коммерческой концессии. Термин «франчайзинг» и «франшиза» в ГК РФ также не употребляется. Кроме того, нет и общепринятой терминологии для обозначения франчайзинга как рода предпринимательской деятельности, что в определенной степени препятствует правильному толкованию и уяснению существа договора коммерческой концессии. В числе обязанностей пользователя по договору в ст.1032 ГК РФ отсутствует такая, как обязанность по выплате вознаграждения правообладателю. Поэтому в данную статью требуется включить такое важное положение. Один из пробелов в правовом регулировании коммерческой концессии касается качества предоставляемой пользователю информации. ГК РФ не содержит требований по раскрытию правообладателем информации о предлагаемом им комплексе исключительных прав, что делает его незащищенным от мошеннических действий ложных правообладателей. Следует включить в закон положение о том, что пользователь вправе при определенных условиях ознакомиться с комплексом исключительных прав, а потом уже подписывать договор коммерческой концессии. При этом также важно предусмотреть в законе ответственность правообладателя за практическую применимость и реализуемость его франшизы. Правовое регулирование франчайзинга в России осуществляется гл.54 ГК РФ[2], которая именует его «коммерческой концессией». В соответствии со ст.1027 ГК РФ предметом данного договора является комплекс исключительных прав, передаваемый для организации бизнеса.

    В состав этих исключительных прав входят права двух категорий: во-первых, права на фирменное наименование и товарный знак, которые по своей природе являются открытыми и общеизвестными, и, во-вторых, права на использование методов ведения бизнеса правообладателя, которые составляют его ноу-хау и являются закрытой информацией. Передача прав на объекты промышленной собственности, принадлежащие правообладателю, оформляется лицензией. При этом нужно иметь в виду, что, в отличие от других прав, права промышленной собственности носят территориальный характер. Патент, выданный в одной стране, защищает патентообладателя только в этой стране, а для приобретения прав на изобретение в другом государстве необходимо получать новый патент уже в этом государстве. Поэтому, если правообладателем является иностранное лицо, оно может перед заключением франчайзингового договора зарегистрировать свои права на передаваемые пользователю объекты промышленной собственности в российском патентном ведомстве. Если же правообладатель передает не защищенные в нашей стране товарные знаки и другие объекты интеллектуальной собственности, в договоре обычно содержится оговорка о том, что пользователь не вправе без письменного согласия правообладателя подавать заявку на регистрацию патента, дизайна, товарного знака и приобретать любые иные касающиеся интеллектуальной собственности правообладателя права.

    В договоре четко указывается перечень всех передаваемых исключительных прав. Для договора коммерческой концессии, так же как для агентского и дистрибьюторского договоров, характерно наличие ряда ограничительных условий. Основное ограничительное условие – это исключительная территория деятельности пользователя. Оно означает, что, во-первых, за пользователем закрепляется определенная конкретная территория, на которой он будет сбывать товары правообладателя, а во-вторых, на период действия франчайзингового договора правообладатель обязуется не предоставлять аналогичных комплексов прав третьим лицам для реализации на данной территории предусмотренных договором товаров, а также воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории. В свою очередь пользователь берет на себя обязательство не заключать аналогичных договоров с конкурентами правообладателя. Примерный перечень ограничительных условий, которые могут быть внесены сторонами в договор, предусмотрен п.1 ст.1033 ГК РФ. Так, Федеральный закон от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[3] установил допустимость вертикальных соглашений, если эти соглашения являются договорами коммерческой концессии (п.1 ст.12). Вместе с тем в ГК РФ содержится и ряд запретов, нарушение которых будет однозначно квалифицироваться как нарушение законодательства о конкуренции. Согласно п.2 ст.1033 ГК РФ условия договора, по которым:

    - правообладатель может определять цену продажи товара пользователем либо устанавливать верхний или нижний предел такой цены;

    - пользователь может продавать товары исключительно определенной категории покупателей либо покупателям, имеющим место нахождения на договорной территории, являются ничтожными.

    Положения данной статьи дублируют соответствующие нормы Закона о защите конкуренции (п.1 ст.11) и нормы ранее действовавшего Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[4] и являются исключением из общего правила, предусмотренного ст.12 ныне действующего Закона. В договоре обязательно указываются товары, сбыт которых предполагается организовать с помощью франчайзинга. Перечень категорий таких товаров обычно указывается в приложении к договору. Договором также может быть предусмотрена возможность внесения в него изменения с предварительного письменного согласия франчайзера (правообладателя).

    Обязанности правообладателя состоят в следующем.

    1. Он должен передать комплекс информации и документации, с помощью которого пользователь развернет деятельность по сбыту товаров правообладателя. Этот комплекс представляет собой ноу-хау правообладателя и в деловой практике именуется Системой, то есть сводом конфиденциальной информации по управлению и ведению бизнеса правообладателя.

    2. Правообладатель обязан предоставить право пользования его фирменным наименованием, товарным знаком и другими принадлежащими ему объектами промышленной собственности. Для этого на имя пользователя оформляются соответствующие лицензии.

    3. Правообладатель должен обучить пользователя методам ведения своего бизнеса, для чего проводятся соответствующие курсы обучения.

    4. После того как пользователь приступит к практической работе, правообладатель должен оказывать ему постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в повышении квалификации сотрудников. Стороны налаживают тесное взаимодействие и на протяжении всего срока действия договора ведут систематический обмен информацией.

    Обязанностью правообладателя является контроль за качеством работы пользователя. Эта обязанность является чрезвычайно важной для него, поскольку в соответствии с п.1 ст.1034 ГК РФ правообладатель несет субсидиарную ответственность за продажу пользователем товаров несоответствующего качества. Данная норма направлена, прежде всего, на защиту прав потребителей, однако некоторые исследователи считают ее положения спорными. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (п. 1 ст. 1027 ГК). По своей юридической природе данный договор является консенсуальным, возмездным, двусторонним. Применяются различные формы вознаграждения: фиксированные единовременные, или периодические платежи, процент отчислений от выручки, наценка на оптовую цену товара и др. Необходимо подчеркнуть, что данный договор может использоваться исключительно, в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем, его сторонами могут быть лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (п. 3 ст. 1027 ГК). Это - один из немногих сугубо предпринимательских договоров. Поэтому к отношениям между его участниками применимы специальные правила ГК об обязательствах при осуществлении предпринимательской деятельности. Предмет договора коммерческой концессии составляет, во-первых, комплекс исключительных прав, закрепленных за правообладателем и индивидуализирующих либо его (право на фирменное наименование или коммерческое обозначение), либо также производимые им товары, выполняемые работы или оказываемые услуги (право на товарный знак или знак обслуживания). Договором может быть предусмотрено предоставление пользователю прав на использование других объектов "интеллектуальной собственности" - изобретений, промышленных образцов, программ для ЭВМ и т.д. Во-вторых, предметом договора является возможность использования принадлежащей правообладателю и охраняемой им коммерческой информации (ноу-хау), не подлежащей какой-либо специальной государственной регистрации (ст. 139 ГК), а также его деловой репутации и коммерческого опыта, в том числе в виде различной документации по организации и ведению предпринимательской деятельности. В-третьих, франчайзинг предполагает постоянное техническое и консультационное содействие пользователю со стороны правообладателя с целью обеспечения необходимого качества производимых им по договору (т.е. под маской правообладателя) товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг. Наш закон, однако, не считает это условие обязательным, ставя его в зависимость от усмотрения сторон (п. 2 ст. 1031 ГК). Обязательной составной частью предмета концессионного договора в соответствии с п. 1 ст. 1031 ГК является инструктаж пользователя и его работников по всем вопросам, связанным с осуществлением переданных ему правообладателем прав. Таким образом, в концессионном договоре можно обнаружить элементы лицензионного договора (разрешение на использование объектов исключительных прав), договора об оказании возмездных услуг (консультативное и техническое содействие), договора простого товарищества (сотрудничество при исполнении договора для достижения общих предпринимательских целей) и даже договора купли-продажи (приобретение необходимой технической и деловой документации). Вместе с тем такой договор не содержит элементов представительства, комиссии или агентского договора, так как пользователь всегда действует не только от своего имени и за свой счет, но и в своих интересах, осуществляя самостоятельную предпринимательскую деятельность. Однако договор коммерческой концессии (франчайзинга) не относится к числу смешанных (комплексных) договоров в смысле п. 3 ст. 421 ГК. Не является он и разновидностью известных гражданскому праву договоров, на базе которых он развивался. В соответствии с ГК договор коммерческой концессии представляет собой вполне самостоятельный вид гражданско-правового договора (что исключает субсидиарное применение к регулируемым им отношениям каких-либо правил о перечисленных договорах).

    Концессионный договор должен быть заключен в письменной форме под страхом ничтожности (п. 1 ст. 1028 ГК). Кроме того, он подлежит государственной регистрации в органе, осуществившем регистрацию правообладателя (как юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя). Если же правообладатель зарегистрирован в иностранном государстве, то концессионный договор, предполагаемый к исполнению в России, необходимо зарегистрировать в органе, осуществившем регистрацию пользователя (регистрация договора в органе, осуществившем регистрацию правообладателя, в этом случае не требуется). Необходимость такой регистрации вызывается использованием зарегистрированными ранее средствами индивидуализации предпринимателей или производимых ими товаров и услуг, что затрагивает интересы других участников имущественного оборота, прежде всего потребителей. При отсутствии такой регистрации заключенный в письменной форме концессионный договор не приобретает силы в отношениях с третьими лицами (абз. 3 п. 2 ст. 1028 ГК), но связывает заключивших его участников (ср. п. 3 ст. 433 ГК). С одной стороны, такое положение в интересах потребителей лишает пользователя возможности начать использование предоставленного ему комплекса исключительных прав, а с другой - позволяет участникам еще до регистрации договора начать проведение необходимой подготовительной работы (передачу документации, инструктаж работников и т.д.) уже на основе признанного заключенным договора. Поскольку предметом данного договора может стать разрешение на использование некоторых объектов исключительных прав, подлежащих государственной регистрации (охраняемых патентным законодательством), т.е., по сути, лицензионные отношения, становится необходимой также государственная регистрация концессионного договора в патентном ведомстве под страхом признания его ничтожным (абз. 4 п. 2 ст. 1028 ГК, п. 2 ст. 13 Патентного закона, ст. 27 Закона о товарных знаках). По смыслу закона речь идет о регистрации договора лишь в части использования соответствующих объектов исключительных прав, т.е. о выдаче и оформлении соответствующих лицензий, включая их регистрацию и уплату установленных пошлин и сборов[5].

    В гл.54 ГК РФ, регулирующей договоры коммерческой концессии, не предусматриваются специальные нормы об ответственности сторон за нарушение встречных договорных обязательств. Если стороны не согласуют в договоре основания, форму и размер имущественной ответственности, то к стороне, не выполнившей обязательства или выполнившей его ненадлежащим образом, будут применяться санкции исходя из общих норм обязательственного права, установленных в гл.25 ГК РФ. В частности, учитывая, что договор регулирует отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, сторона, нарушившая договор, будет нести ответственность и при отсутствии ее вины согласно п.3 ст.401 ГК РФ, причем при определении размера убытков может быть взыскан не только реальный ущерб, но и упущенная выгода. Однако, имея в виду, что теперь к договору коммерческой концессии могут применяться правила разд. VII ГК РФ о лицензионном договоре, следует признать возможность применения к этим договорным отношениям соответствующих положений о защите исключительных прав правообладателя. В частности, например, в том случае, когда пользователь применяет средства индивидуализации способом, не предусмотренным договором, либо по прекращении договора, либо иным образом за пределами прав, предоставленных пользователю по договору (п.3 ст.1237 ГК РФ). Следует также учитывать нормы об ответственности за нарушение исключительных прав на секрет производства (ст.1472 ГК РФ). За разглашение конфиденциальных сведений предусматривается санкция – возмещение убытков, причиненных правообладателю, если иная ответственность не предусмотрена договором.

    Вместе с тем сохраняются правила гл.54 Кодекса об ответственности сторон договора перед третьим лицами – потребителями концессионных товаров и услуг. Правообладатель отвечает по требованиям, предъявляемым к пользователю покупателями концессионных товаров, а также заказчиками работ или услуг. Он несет субсидиарную ответственность перед потребителем за качество товаров, работ и услуг. Общие нормы субсидиарной ответственности установлены ст.399 ГК РФ. Вступая в отношения с пользователем, покупатель или заказчик вправе рассчитывать на получение изделий и услуг, эквивалентных тем, которые он получил бы непосредственно от правообладателя. В зависимости от сферы действия договора требования к правообладателю подпадают под общие нормы об ответственности продавца за качество продаваемых товаров, установленные ст.ст.469-477 ГК РФ, либо под общие нормы об ответственности подрядчика за качество выполненных работ (ст.ст.721-725 ГК РФ), которые распространяются и на оказание возмездных услуг. При этом следует также учитывать специальные правила о розничной купле-продаже (ст.ст.503-505 ГК РФ) и об ответственности за качество работ, выполняемых по бытовому подряду (ст.737 ГК РФ). Если по договору коммерческой концессии пользователь не только продает, но и сам производит товар правообладателя (производственная концессия), то потребитель имеет право заявить свои требования по поводу такого товара как обеим сторонам, так и любой из сторон в соответствии с правилами о солидарной ответственности. Договор коммерческой концессии может быть заключен на определенный срок (в этом случае обычно оговариваются условия его возможного досрочного расторжения) либо без указания срока. Если договор был заключен без указания срока его действия, то допускается односторонний отказ от договора при условии уведомления другой стороны не менее чем за шесть месяцев. Договор, заключенный на определенный срок, прекращается по общим основаниям, предусмотренным ГК для расторжения договоров. Договорные отношения в этом случае могут быть прекращены по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон. Таким общим основанием, установленным ст.450 ГК РФ, является нарушение существенных для данного договора обязательств. К ним можно отнести, в частности, нарушение пользователем принятого на себя обязательства сохранить в тайне сведения о секрете производства (ноу-хау), отказ правообладателя передать пользователю согласованную между ними информацию, необходимую для выполнения договора. Во всех случаях досрочное прекращение договорных отношений, а также расторжение договора, в котором не указывался срок его действия, должны быть оформлены в том же порядке, в каком был заключен договор (в письменной форме), и зарегистрированы в патентном ведомстве. Защищая интересы добросовестного пользователя, закон закрепляет за ним преимущественное право на возобновление договора коммерческой концессии на тех же условиях в течение трех лет с момента окончания срока действия первоначального договора. Возможность продления договора в определенной мере страхует имущественные интересы пользователя, рискующего своим капиталом при создании нового хозяйственного комплекса под «брендом» правообладателя. До истечения трехлетнего срока правообладатель, желая дать концессию или разрешить выдачу субконцессии на той же территории, на которой действовал договор с прежним пользователем, обязан предложить ему заключить новый договор. В случае если правообладатель нарушил права пользователя, заключив договор концессии с другим лицом или выдав разрешение на субконцессию, то он обязан возместить пользователю понесенные им вследствие этого убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду.

    2. Краткий обзор имеющихся литературных данных

    по теме исследования


    Проблемам экономических взаимоотношений крупного и малого бизнеса (в частности, в области взаимодействия на основе системы франчайзинга) посвящены работы ученых Е. В. Балацкого, Н. Л. Быченко, А. В. Виленского, А. Орлова, В. А. Рубе, А. М. Хаит, А. А. Шулуса и др. Вопросы истории, сущностных характеристик франчайзинга рассматривались в работах зарубежных исследователей Л. Мейтланда, М. Мендельсона, Н. Сирополиса, Б. Смита, Дж. Стэнфорда и др. Исследованию вопросов организационно-правового механизма формирования системы франчайзинга посвящены работы Е. Н. Васильевой, Д. Н. Землякова, Г. Б. Кочеткова, А. З. Майлера, М.О. Макашева, О. В. Новосельцева, И. В. Рыковой, С. А. Сосны, А. В. Цирата, И. П. Янушкевича и др.

    Договор франчайзинга, по мнению М.И. Кулагина, используется в основном с целью создания системы распределения товаров[6] В качестве правообладателя по договору коммерческой концессии, как правило, выступает коммерческая организация, в редких случаях - физическое лицо, являющееся предпринимателем. Договор коммерческой концессии и договор аренды. Ю.В. Романцом была высказана точка зрения, что договор коммерческой концессии "является договором, входящим в группу обязательств, направленных на передачу объектов гражданских прав во временное пользование", "нормы института коммерческой концессии так же, как и правила о любом договоре, направленном на передачу объектов гражданских прав во временное пользование, регламентируют правовые элементы, связанные с передачей объектов гражданских прав, пользованием ими и их возвратом"[7]

    Действительно, договор коммерческой концессии предполагает передачу правообладателем принадлежащих ему прав на объекты исключительной собственности пользователю на определенный срок (т.е. в пользование или в аренду) и в этом договоре используются отдельные элементы, присущие арендным правоотношениям. Однако по договору коммерческой концессии передача имущества контрагенту не производится. Речь идет лишь о предоставлении права на использование этих прав. Кроме того, в силу специфики результатов интеллектуальной собственности возможность фактического использования этих объектов не обусловлена их передачей другому лицу. Стремление российских правоведов обнаружить сходство и установить различия между договором коммерческой концессии и многими другими договорами В.В. Витрянский объясняет тем, что указанный договор появился в системе договорных обязательств сравнительно недавно, и, как и всякий новый гражданско-правовой договор, он впитал в себя элементы различных договоров[8] Так, в договоре коммерческой концессии можно увидеть отдельные условия, присущие лицензионному договору (предоставление права на использование исключительных прав); договору простого товарищества (сотрудничество правообладателя и пользователя, направленное на достижение общего результата); договору комиссии и агентскому договору (совершение пользователем сделок и иных юридических и фактических действий, способствующих удовлетворению интересов правообладателя) и иным гражданско-правовым договорам. Однако, несмотря на внешнее сходство договора коммерческой концессии с другими договорами, проведенное сравнение позволяет сделать вывод, что договор коммерческой концессии является самостоятельным видом гражданско-правового договора. Это значит, что при отсутствии среди норм, содержащихся в гл. 54 ГК РФ, специальных правил, регулирующих правоотношения, вытекающие из договора коммерческой концессии, исключается применение каких-либо иных норм, предназначенных для регламентации других договорных форм.

    Так, Закон Республики Молдова от 1 октября 1997 года № 1335-XIII «О франчайзинге» в ст.1 определяет франчайзинг как систему договорных отношений между предприятиями, в которых сторона, именованная франчайзер, предоставляет стороне, именованной франчайзи, право производить и (или) продавать конкретную продукцию (товар), оказывать конкретные услуги от имени и под товарным знаком франчайзера, а также право пользования его технической и организационной помощью.

    В законодательстве Республики Казахстан франчайзинг назван как комплексная предпринимательская лицензия, представляющая собой предпринимательскую деятельность, при которой правообладатель комплекса исключительных прав предоставляет его в пользование на возмездной основе другому лицу[9]. Аналогично Республике Казахстан в Гражданском кодексе Республики Беларусь в гл.53 франчайзинг также является синонимом комплексной предпринимательской лицензии.

    В США имеется специальное законодательство о франчайзинге как федеральное, так и принятое в отдельных штатах, но собственно франшизных отношений оно не регулирует, а посвящено в основном преддоговорным отношениям сторон и заключению соглашения. В актах используются понятия «франшиза» или «франчайзинг»[10]. В Постановлении № 436 «Требования о раскрытии информации, запретах, касающихся франчайзинга, и благоприятных условиях франчайзинга» 1978 года Федеральная торговая комиссия США (ФТК) определяет «франшизу» как длительные коммерческие отношения, возникающие по любому соглашению в соответствии с которым:

    1. (А) Франчайзи предлагает, продает или сбывает другому лицу (но не франчайзеру) товары или услуги, которые идентифицированы торговой маркой, знаком обслуживания, фирменным наименованием, рекламой или иным коммерческим символом, определяющим фирму-франчайзера; или отвечают стандартам качества, прямо или косвенно предписанным франчайзером; или поставляются франчайзером; или поставляются третьим лицом (поставщиком), с которым франчайзи ведет дело и который прямо или косвенно рекомендован франчайзером и связан с ним.

    (Б) Франчайзер осуществляет или имеет полномочия осуществлять тщательный контроль за методами работы франчайзи, включая организацию предприятия, рекламные мероприятия, маркетинг, деловые связи; или обеспечивает франчайзи различными торговыми точками или обслуживает его расчетные операции по торговле указанными товарами или услугами; или обеспечивает помещения предприятия-франчайзи автоматами для продажи мелких товаров, стеллажами или другим инвентарем, используемым франчайзи, когда последний предлагает, подает или сбывает товары или услуги от имени франчайзера; или предоставляет франчайзи услуги лица, способного обеспечить его розничными точками, помещениями или другими услугами, перечисленными выше.

    2. Франчайзи при условии приобретения права на франшизную деятельность или на открытие деятельности в рамках франшизной системы обязан произвести оплату франчайзеру или его филиалу.

    В Великобритании франчайзинг получил определение в 1986 году в Законе «О финансовых услугах» как соглашение о праве на ведение предпринимательской деятельности, согласно которому лицо получает прибыль или доход, пользуясь предоставленным ему по соглашению правом использовать торговую марку, дизайн или другую интеллектуальную собственность, либо репутацию, ассоциируемую с ними[11]. В Законе Франции от 31 декабря 1989 года № 89-1008 «О развитии коммерческих и кустарных предприятий и улучшении экономических, правовых и социальных условий их функционирования» (Закон Дубена) франчайзинг определяется как предоставление одним лицом в распоряжение другого лица торгового имени или марки, с требованием от последнего соблюдения в своей деятельности отношений эксклюзивного или почти эксклюзивного характера. Модельный закон «О раскрытии информации о франшизе», разработанный экспертами Международного института унификации частного права (УНИДРУА) в Риме в 2002 году, использует термин «франшиза» и раскрывает его как право, предоставленное одной стороной (франчайзером), уполномочивающее и обязывающее другую сторону (франчайзи) в обмен на прямую или косвенную финансовую компенсацию осуществлять предпринимательскую деятельность по продаже товаров или оказанию услуг от своего имени, но по системе, разработанной франчайзером, которая включает в себя: ноу-хау и содействие со стороны франчайзера, предписывает основные приемы и способы, которыми должна осуществляться деятельность, предусматривает текущий контроль со стороны франчайзера и использование товарного знака, знака обслуживания, фирмы или логотипа, принадлежащих франчайзеру. Под понятие франшизы также подпадают:

    - права, предоставленные франчайзером субфранчайзеру в соответствии с соглашением о мастер-франчайзинге;

    - права, предоставленные субфранчайзером субфранчайзи в соответствии с субфранчайзинговым соглашением;

    - права, предоставленные франчайзером другой стороне в соответствии с соглашением о развитии.

    Важную роль в определении франчайзинга и обосновании его правовой природы в Европе сыграло решение Европейского Суда по делу № 161/84 от 28 января 1986 года (дело «Pronuptia»), который указал, что франчайзинг следует рассматривать как договор sui generis, отличный как от традиционных торгово-посреднических договоров (агентских, комиссионных и т.п.), так и от эксклюзивных распределительных договоров типа коммерческой концессии. Франчайзинг представляет собой возможность использовать независимым торговцам за плату фирменное наименование и коммерческие методы предприятия-дистрибьютора. В странах континентально-правовой системы суды не играют самостоятельной нормотворческой роли, исключением из этого порядка является судебная практика по франчайзингу Европейского Суда, имеющая значение только для стран – участниц ЕС, чьи решения имеют прецедентный характер. В определении франчайзинга, закрепленном в Регламенте КЕС №4087/88, раскрывается одна из важных его составляющих – франшиза, означающая пакет прав промышленной или интеллектуальной собственности, относящихся к товарным знакам, фирменным наименованиям, вывескам магазинов, полезным моделям, дизайну, авторскому праву, ноу-хау или патентам, которые должны использоваться для перепродажи товаров или оказания услуг конечным потребителям. Под франшизным соглашением согласно этому же Регламенту понимается соглашение, посредством которого одно предприятие, франчайзер, предоставляет другому предприятию, франчайзи, в обмен на прямое или косвенное финансовое встречное удовлетворение право использовать франшизу для продвижения на рынке определенных видов товаров и (или) услуг; оно включает как минимум обязанности, относящиеся к:

    - использованию общего наименования или вывески магазина и предоставлению единообразно оформленных помещений и (или) средств транспорта, указанных в договоре;

    - сообщению франчайзером франчайзи ноу-хау;

    - длительному предоставлению франчайзером франчайзи коммерческой или технической помощи в течение срока действия соглашения.

    В ряде европейских стран, таких как Франция, Бельгия, Швейцария, используется термин «коммерческая концессия», но употребляется он в качестве «эксклюзивного» договора, то есть соглашения, в силу которого передается право на исключительное распространение товаров третьим лицам[12]. Следовательно, можно сделать вывод, после проведенного нами исследования литературы и законодательства, что «коммерческая концессия» в данных европейских странах по своей правовой природе отличается от «коммерческой концессии», закрепленной в гл.54 ГК РФ.


    3. Основная часть:

    3.1. Методика проведения исследования


    Опыт применения этого нового для российского рынка типа договорных связей показал: чтобы успешно их развивать, необходимо существенно скорректировать правовое регулирование договора коммерческой концессии и прежде всего отдельные положения гл.54 ГК РФ. В связи с чем, при принятии части четвертой ГК РФ, посвященной правам на результаты интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации, в гл.54 ГК были внесены соответствующие изменения (п.п.4-11 ст.25 Федерального закона от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»[13]). Они вступили в силу 1 января 2008 года.

    Нельзя не учитывать также сложившуюся ситуацию, при которой возможность участия в договорных отношениях граждан-предпринимателей предполагала, что они должны быть носителями либо фирменного наименования, либо коммерческого обозначения. В то же время, согласно п.1 ст.19 ГК РФ, гражданин приобретает и осуществляет свои права и обязанности под своим именем. Поэтому общая норма, содержащаяся в п.3 ст.23 ГК РФ о распространении правил Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, здесь была неприменима.

    Что касается коммерческого обозначения, то возможность его реального использования в качестве альтернативы фирменного наименования, хотя и предусматривалась ГК РФ, исключалась вследствие отсутствия для этого необходимой правовой базы. Исключительные права гражданина или юридического лица на средства индивидуализации признавались и признаются в случаях и в порядке, установленных законом. Российское законодательство до принятия части четвертой ГК РФ не регулировало охрану коммерческого обозначения (оно упоминалось только в гл.54 ГК РФ). Не было определено не только само понятие, но и условия защиты прав на коммерческое обозначение, в частности при столкновении с правами на зарегистрированное фирменное наименование или товарный знак.

    Учитывая, что передача и использование прав на фирменное наименование или коммерческое обозначение относились к существенным условиями договора коммерческой концессии, практическое участие граждан – индивидуальных предпринимателей в таком договоре (в качестве как правообладателя, так и пользователя) не имело реальных правовых оснований вследствие указанных пробелов в российском законодательстве, а это сужало, конечно, сферу применения договора в экономическом обороте. Часть четвертая ГК РФ восполняет этот пробел.

    На данных статистики, мы увидим изменения по развитию франшизного метода ведения бизнеса в России с 1995 года по 2004 год.

    4. Математическая (статистическая) обработка результатов


    В последнее время намечается тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса. Так, согласно статистике, с 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, с 2000 по 2001 год, за 2 года - 37, а за один 2002 год - уже 29. При этом улучшается качество франшизных предложений, а технологии, которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерчески выгодными, возникает все больше положительных примеров внедрения франчайзинга.

    На графике представлен рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с 1995 года по 2004 год. Рисунок 1. (Приложение 1)

    Тем не менее, к сожалению можно констатировать, что темпы развития франчайзинга в России относительно невелики по сравнению с развитыми странами.

    Анализ законодательства Российской Федерации и сложившейся практики позволяет сделать вывод: индивидуальный предприниматель не может быть субъектом права на фирменное наименование, однако он, выступая в гражданском обороте под своим собственным именем, имеет право на коммерческое обозначение принадлежащих ему предприятий и деловых центров. Такие коммерческие обозначения, как магазин «Людмила», ресторан «Южные ночи», кафе «Золотой ключик», химчистка «Блеск», аптека «Ромашка», Центр недвижимости «Ваш дом» и т.д. позволяют предпринимателю дополнительно индивидуализировать свой бизнес. Кроме того, эти коммерческие обозначения привлекают клиентуру и носят рекламный характер, что является немаловажным фактором для успешного ведения бизнеса по схеме франчайзинга. Проблемные вопросы, связанные с участием в договоре коммерческой концессии индивидуального предпринимателя, отражены и в материалах судебной практики. Новая концепция договора коммерческой концессии поможет устранить проблемы, выявленные правоприменительной практикой. Согласно ст.1225 ГК РФ коммерческое обозначение включено в перечень средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана. Более того, в части четвертой ГК РФ вопросам использования коммерческих обозначений и защиты прав на них, впервые посвящены самостоятельные ст.ст.1538-1541. Так, статья 1538 ГК РФ определяет коммерческое обозначение как средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий, принадлежащих юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, а также индивидуальным предпринимателям. В этой же статье уточняется, что коммерческое обозначение не является фирменным наименованием и не подлежит обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Поскольку с 1 января 2008 года из предмета договора коммерческой концессии исключены любые указания на передачу права использования фирменного наименования правообладателя, которое в составе прочих сведений подлежит обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ, отменяется и государственная регистрация договоров коммерческой концессии в налоговых органах, осуществляющих регистрацию правообладателей. Отменяются также все нормы, регламентирующие правовые последствия, предусмотренные на случай отсутствия такой регистрации. В соответствии с прежней редакцией п.2 ст.1028 ГК РФ без регистрации договора коммерческой концессии в налоговом органе договор не имел юридической силы в отношении третьих лиц. Исходя из смысла данной статьи для самих сторон (правообладателя и пользователя) договор коммерческой концессии вступал в силу с момента его подписания. В данной ситуации трудно было понять логику законодателя. Ведь пользователь, заключив договор коммерческой концессии, преследует главную цель – как можно скорее использовать в своей предпринимательской деятельности исключительные права, принадлежащие правообладателю (в том числе право на использование его фирменного наименования, что допускалось прежней концепцией договора). Но такое использование возможно лишь в отношениях с третьими лицами, и именно в этих отношениях пользователь не мог ссылаться на договор коммерческой концессии без его государственной регистрации. Аналогичная проблема возникала и при реализации ст.1032 ГК РФ, которая обязывала пользователя информировать покупателей, заказчиков и прочих лиц наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак или знак обслуживания правообладателя в силу договора коммерческой концессии. Часть четвертая ГК РФ устранила указанные проблемы, создававшие препятствия в практике применения договора коммерческой концессии. В соответствии с новой редакцией п.2 ст.1028 ГК РФ обязательная регистрация договоров коммерческой концессии в налоговых органах отменена. С 1 января 2008 года эти договоры подлежат государственной регистрации только в Роспатенте. Необходимость регистрации договоров коммерческой концессии в Роспатенте обусловлена наличием регистрационной процедуры не только при возникновении и закреплении исключительных прав на товарные знаки, изобретения и другие объекты промышленной собственности, но и при передаче этих прав. В отличие от налоговых органов, которые не проводили правовую экспертизу регистрируемого договора коммерческой концессии, Роспатент проводит как формальную экспертизу поданных документов, так и экспертизу по существу. Несоблюдение требований закона относительно регистрации договора коммерческой концессии в Роспатенте влечет для сторон серьезные последствия – признание договора ничтожным. Данное положение, закрепленное в прежней редакции ст.1028 ГК РФ, остается неизменным и в новой концепции договора коммерческой концессии. Согласно ст.167 ГК РФ общие последствия недействительности сделок выражаются в двусторонней реституции – возврате сторонами друг другу всего полученного по сделке. Недействительная сделка не влечет юридических последствий и признается недействительной с момента ее совершения. С 1 января 2008 года в соответствии с новой редакцией п.1 ст.1031 ГК РФ из обязанностей правообладателя исключена обязанность по выдаче пользователю предусмотренных договором лицензий. Практика показала, что данная норма была излишней, так как она дублировала обязанность правообладателя зарегистрировать договор коммерческой концессии в Роспатенте. Следует указать еще на одну новеллу в содержании договора коммерческой концессии. В новой формулировке п.1 ст.1027 ГК РФ вместо передачи прав на охраняемую коммерческую информацию предусмотрена передача прав на секрет производства (ноу-хау). Изменение формулировки объясняется тем, что ст.1465 части четвертой ГК РФ вводит понятие секрета производства (ноу-хау), которое по своему содержанию охватывает и понятие коммерческой информации, охраняемой в режиме коммерческой тайны, установленное действующим Законом о коммерческой тайне. Несомненно, рассмотренные новеллы гл.54 ГК РФ, введенные в связи с принятием части четвертой ГК РФ, открывают новые перспективы для успешного ведения бизнеса по схеме франчайзинга в Российской Федерации.


    5. Анализ полученных результатов


    Мы проводили исследование развития и регулирования договора коммерческой концессии (франчайзинга) в РФ в период его становления в отечественном праве. Необходимость этого исследования обоснована развитием нового вида договорных отношений в предпринимательской деятельности, в период развития новых видов предпринимательской деятельности. Договор коммерческой концессии (франчайзинга), предусмотрен статьями 1027–1040 Гражданского кодекса. Согласно договору, одна организация (правообладатель) разрешает другой (пользователю) использовать в ее предпринимательской деятельности свое исключительное право. В договоре также указывается срок, в течение которого организация может использовать право, и указывается вознаграждение, которое она должна перечислить правообладателю. Договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации (ст.1028 ГК РФ). Она осуществляется в налоговом органе по месту регистрации правообладателя. Порядок регистрации таких договоров утвержден Приказом Минфина России от 12.08.05 г. № 105н. Если объект договора (товарный знак, знак обслуживания) зарегистрирован и охраняется в соответствии с Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», то договор коммерческой концессии проходит еще одну регистрацию в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков (Роспатент). В отношениях с третьими лицами стороны договора вправе ссылаться на него лишь с момента регистрации. Регистрацию договора осуществляет правообладатель, но в договоре эту обязанность можно переложить и на пользователя (ст.1031 ГК РФ ). Государственной регистрации подлежат также договор коммерческой субконцессии, а также каждое изменение договора и прекращение договора в вышеуказанном порядке[14]. Из всех категорий торгово-распределительных договоров франчайзингу наиболее близок именно эксклюзивный (дистрибьюторский) договор. Сфера действия дистрибьюторских коммерческих концессий относительно узка и распространяется только на торговлю, но не на сферу обслуживания и уж тем более не на сферу производства[15]. Франчайзинг же, напротив, предполагает не столько организацию бизнеса в области распределения товаров, сколько расширение рынков в сфере оказания услуг и производства продукции. Дистрибьютор по эксклюзивному договору не производит соответствующие товары, а лишь перепродает их, в то время как пользователь в отношениях франчайзинга фактически становится на место производителя и потому применительно к договору франшизы можно говорить о продаже готового бизнеса, точнее сказать, о передаче технологии его ведения, осуществлении деловых операций по определенным правилам[16]. В дополнение к указанию на несовпадение сфер применения франчайзинга и дистрибьюторского договора С.А.Сосна обращает внимание на вторую особенность франшизы, не свойственную эксклюзивным соглашениям. Она состоит в высокой степени сотрудничества (интеграции) франчайзера и франчайзи[17]. Правообладатель оказывает пользователю франшизы услуги по обучению персонала последнего, выполняет работы по оформлению коммерческих помещений контрагента, инструктирует его относительно эффективных методик ведения бизнеса и т.п. В российской правоприменительной практике не наблюдается единства подходов к разграничению договора коммерческой концессии и эксклюзивного (дистрибьюторского) договора, чему в свете буквального смысла формулировок, содержащихся в ст.1027 ГК РФ, имеется логичное объяснение:

    - п.2 ст.1027 ГК РФ не исключает существования договора коммерческой концессии, ориентированного исключительно на продажу (перепродажу) пользователем товаров правообладателя;

    - в п.1 ст.1027 ГК РФ изначально заложена возможность включения в состав комплекса лишь тех исключительных прав, которые обычно предоставляются производителем эксклюзивному дистрибьютору. Ими являются права на товарный знак и на коммерческое обозначение. В отсутствие исключительного права на использование объекта, призванного индивидуализировать реализуемые распространителем товары, и объекта, предназначенного для идентификации предприятия (пункта продаж), в коммерческих помещениях которого осуществляется торговля, приобретение статуса эксклюзивного дистрибьютора может стать затруднительным. Для решения вопроса о том, к какому виду договора (коммерческой концессии или дистрибьюторскому) относится соответствующее соглашение, необходимо последовательно использовать два следующих критерия:

    - вид предпринимательской деятельности, на осуществление которой рассчитан заключенный сторонами контракт;

    - наличие либо отсутствие в договоре условий, направленных на полноценное замещение пользователем (дистрибьютором) правообладателя (производителя) в отношениях с третьими лицами в процессе осуществления предпринимательской деятельности по договору.

    Если выяснилось, что договор ориентирован исключительно на перепродажу одним лицом товаров, поставляемых ему другим лицом, то необходимо определить, осуществляет ли, поставщик контроль за деятельностью распространителя товаров, и выполняет ли последний инструкции поставщика. Если поставщиком деятельность продавца в части методик реализации товаров и надлежащего использования в этих целях комплекса исключительных прав контролируется и очевидно стремление сторон к нивелированию различий в технологии осуществления соответствующей предпринимательской деятельности, подобное соглашение надлежит считать договором коммерческой концессии. Концептуальное деление всех договоров по распоряжению исключительными правами на две указанные группы всецело воспринято частью четвертой Гражданского кодекса РФ. В контексте данной классификации коммерческую концессию следует отнести именно к группе договоров о предоставлении права на использование объектов интеллектуальной собственности, то есть к лицензионным договорам. Кроме того, со вступлением 1 января 2008 года в силу изменений в правила, посвященные договору франшизы, содержание ст.1027 ГК РФ дополнилось п.4. В нем сказано, что к договору коммерческой концессии подлежат применению правила о лицензионном договоре, поскольку это не противоречит положениям главы 54 Гражданского кодекса РФ и существу договора коммерческой концессии. В этом, по-видимому, и будут черпать силы сторонники идеи смешения двух рассматриваемых договорных моделей. Тем не менее, факт субсидиарного применения норм о лицензионных соглашениях к договору коммерческой концессии не оправдывает смешение указанных договорных типов. Е.А.Суханов подчеркивает, что договор франшизы, в отличие от лицензионного договора, дает возможность использовать не один определенный объект интеллектуальной собственности, а комплекс объектов исключительных прав, а также иных объектов имущественных прав[18]. Именно данное отличие договора коммерческой концессии от лицензионных соглашений, как правило, ложится в основу судебных решений по делам, где так или иначе встает вопрос о разграничении указанных договорных конструкций[19]. Однако, в ряде случаев суды игнорируют данное различие, признавая лицензионный договор договором коммерческой концессии[20], что свидетельствует об отсутствии устоявшегося подхода правоприменителя к пониманию сущности выделяемого в литературе критерия, позволяющего разграничить смежные правовые институты

    Заключение


    Итак, франчайзинг – это урегулированное нормами гражданского права общественное отношение между субъектами предпринимательской деятельности по поводу возмездного предоставления правообладателем правопользователю на договорной основе права использования комплекса исключительных прав. Договор коммерческой концессии (франчайзинга), предусмотрен статьями 1027–1040 Гражданского кодекса. Согласно договору, одна организация (правообладатель) разрешает другой (пользователю) использовать в ее предпринимательской деятельности свое исключительное право. Например, фирменное название, охраняемую коммерческую информацию, товарный знак, знак обслуживания, деловую репутацию и т. д. В договоре также указывается срок, в течение которого организация может использовать право, и указывается вознаграждение, которое она должна перечислить правообладателю. Договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации (ст.1028 ГК РФ). Правовое регулирование фарнчайзинга (договора коммерческой концессии) осуществляется как общими правовыми нормами различных отраслей права, так и специальными нормами, посвященными регулированию именно коммерческой концессии. В РФ нормы о договоре коммерческой концессии и франчайзинговых отношениях содержатся, в основном, в части второй и четвертой ГК РФ, а также некоторых федеральных законах и иных нормативно-правовых актах. Следовательно, можно сделать вывод, что «коммерческая концессия» в данных европейских странах по своей правовой природе отличается от «коммерческой концессии», закрепленной в гл.54 ГК РФ. Существует значительное расхождение в понимании франчайзинга США и европейскими странами.

    Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» внес значительные изменения в правовое регулирование договора коммерческой концессии. Несомненно, рассмотренные в данной работе новеллы гл.54 ГК РФ, введенные в связи с принятием части четвертой ГК РФ, открывают новые перспективы для успешного ведения бизнеса по схеме франчайзинга в Российской Федерации.

    В то же время, следует отметить ряд проблем, касающихся правового регулирования отношений франчайзинга в России, которые еще следует разрешить. Так, в ГК РФ отсутствует содержание понятия договора коммерческой концессии. Термин «франчайзинг» и «франшиза» в ГК РФ также не употребляется. Кроме того, нет и общепринятой терминологии для обозначения франчайзинга как рода предпринимательской деятельности, что в определенной степени препятствует правильному толкованию и уяснению существа договора коммерческой концессии. По сути, содержание главы 54 ГК РФ в целом соответствует понятию «франчайзинг», поэтому, как видится, термин «коммерческая концессия» может быть заменен термином «франчайзинг» и дать ему понятие. В числе обязанностей пользователя по договору в ст.1032 ГК РФ отсутствует такая как обязанность по выплате вознаграждения правообладателю. Поэтому в данную статью требуется включить такое важное положение. ГК РФ содержит и иные пробелы в правовом регулировании коммерческой концессии, одна из которых касается качества предоставляемой пользователю информации. Следует включить в закон положение о том, что пользователь вправе при определенных условиях ознакомиться с комплексом исключительных прав, а потом уже подписывать договор коммерческой концессии. При этом важно предусмотреть в законе ответственность правообладателя за практическую применимость и реализуемость его франшизы. Кроме того, и в самом ГК РФ, требуется упорядочить регулирование условий договора коммерческой концессии. В их числе условие о предмете, об объеме предоставляемых прав, о виде предпринимательской деятельности, о виде коммерческой концессии, о цене и формах оплаты, о дополнительных услугах. Возможно также появление дополнительных существенных условий для определенного вида коммерческой концессии.

    Выводы


    Правовое регулирование франчайзинга может осуществляться как общими правовыми нормами различных отраслей права, так и специальными нормами.

    В связи с этим, как видится, в дополнение к положениям ГК РФ о договоре коммерческой концессии необходимо принятие специального Федерального закона «О франчайзинге в Российской Федерации», который не только обеспечит правильность, единообразность понимания понятий и терминов, используемых в данном Законе, а также и всей отрасли гражданского права относительно франчайзинга, но и будет направлен на защиту прав и законных интересов потенциальных франчайзеров и франчайзи.

    В ГК РФ требуется упорядочить регулирование условий договора коммерческой концессии.

    В их числе условие о предмете, об объеме предоставляемых прав, о виде предпринимательской деятельности, о виде коммерческой концессии, о цене и формах оплаты, о дополнительных услугах. Возможно также появление дополнительных существенных условий для определенного вида коммерческой концессии.

    Вопрос о правовом регулировании франчайзинга в России до настоящего времени остается открытым, и мнения специалистов в этой области расходятся. Конечно, невозможно с большой точностью классифицировать существующие точки зрения и придерживающиеся этих точек зрения группы специалистов, но в первом приближении можно говорить о следующих вариантах:

    · ничего не изменять в сложившемся порядке регулирования.

    · внести дополнительные изменения в 54 главу Гражданского Кодекса РФ.

    · ввести специальный закон, регулирующий франчайзинг.

    Список литературы

    1. Нормативно-правовые акты:

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, от 30.11.1994 года № 51-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст.3301.

    2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая, от 26.01.1996 года № 14-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст.410.

    3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть четвертая, от 18.12.2006 года № 230-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 25.12.2006. № 52 (1 ч.). Ст.5496.

    4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч.1). Ст.3.

    5. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31.05.1991 года № 2211-1)//Ведомости СНД и ВС СССР. 26.06.1991. № 26. Ст.733 (утратили силу).

    6. Федеральный закон РФ от 18.12.2006 года № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 25.12.2006. № 52 (1 ч.). Ст.5497.

    7. Федеральный закон РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»//Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст.3434.

    8. Федеральный закон РФ от 29.07.2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»//Собрание законодательства РФ. 09.08.2004. № 32. Ст.3283.

    9. Закон РСФСР от 22.03.1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»//Бюллетень нормативных актов. 1992. №№ 2-3.


    2. Литература:


    1. Смирнова Е.В. Договор коммерческой концессии (франчайзинг) // Преподавание права Европейского Союза в российской вузах (II): Материалы семинара, Москва, 5-7 декабря 2000 г.. - М.; Статут, 2001. - с.306-317

    2. Орлова О. Договор франчайзинга // Право и экономика. - М.; Юрид. Дом "Юстицинформ", 2003. - № 7. - с.45-47

    3. Смирнова Е.В. Зарубежное законодательство по франчайзингу: сравнительный анализ // Ежегодник сравнительного правоведения. - М.; Норма, 2002. - с.198-224

    4. Артамонова М.А. К вопросу о соотношении договора коммерческой концессии, договоров франшизы и франчайзинга // Актуальные проблемы частноправового регулирования: Материалы Всероссийской IV научной конференции молодых ученых (г. Самара, 23 - 24 апреля 2004 г.). - Самара; Изд-во Самар. ун-та, 2004. - с.220-222

    5. Хлебников Ю.В. Коммерческая концессия и франчайзинг: одно ли это и то же? // Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета. - Ставрополь; Изд-во СГУ, 2003. - Вып. 3. - с.100-102

    6. Вацковский Ю.Ф. Международный франчайзинг: оформление договорных отношений // Право и экономика. - М.; Юрид. Дом "Юстицинформ", 1997. - № 2. - с.44-48

    7. Сосна С.А. Новое в гражданском праве: франчайзинг // Государство и право. - М.; Наука, 1997. - № 7. - с.25-32

    8. Грушецкий Ю. Особенности договора франчайзинга на современном этапе развития экономики // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. - Минск, 2002. - № 12/2. - с.68-78

    9. Гражданско-правовое регулирование предоставления комплекса исключительных прав по договору франчайзинга: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Козина Е.А.. - М., 2005. - 32 с.

    10.   Рыкова И. Франчайзинг - форма распространения новых знаний и технологий // Интеллектуальная собственность: Промышленная собственность. - М., 2005. - № 10. - с.40-46

    11.   Орлова О.А. Франчайзинг как форма деловых связей // Законодательство и экономика. - М., 2002. - № 4. - с.19-22

    12.   Правовые вопросы становления франчайзинга в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Месяшная Н.В.. - М., 2008. - 23 с.

    13.   Регулирование договора коммерческой концессии (франчайзинга) в гражданском праве России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Шульга Д.В.. - Волгоград, 2005. - 24 с.

    14.   Франчайзинг и франчайзинговый договор: Учебно-практическое пособие / Цират А.В.. - Киев; Истина, 2002. - 240 с.

    15. Варданян М.Л. Дистрибьюторский договор как форма осуществления иностранными компаниями предпринимательской деятельности на территории России//Законодательство и экономика. 2008. № 8.

    16. Городов О.А. Право на средства индивидуализации: товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения. – М.: Волтерс Клувер, 2006.

    17. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарий, алфавитно-предметный указатель/Под ред. О.М.Козырь, А.Л.Маковского, С.А.Хохлова. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996.

    18. Гражданское и торговое право капиталистических государств. Издание третье, переработанное и дополненное/Отв. ред. Е.А.Васильев. – М.: Международные отношения, 1993.

    19. Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 1: Учебник (издание второе, переработанное и дополненное)/Под ред. Е.А.Суханова. – М.: Волтерс Клувер, 2004.

    20. Гражданское право: В 4 т. Том 4: Обязательственное право: Учебник/Отв. ред. Е.А.Суханов. – М.: Волтерс Клувер, 2006.

    21. Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т.2/Отв. ред. А.П.Сергеев, Ю.К.Толстой. – М.: ТК «Велби»; Издательство «Проспект», 2004.

    22. Гримм Д.Д. Основы учения о юридической сделке в современной немецкой доктрине пандектного права. Пролегомены к общей теории гражданского права. Том I. – СПб.: Типография М.М.Стасюлевича, 1900.

    Приложение 1


    Рисунок 1. Рост российских франшизных компаний


    Приложения




    [1] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. Книга третья. – М.: 2002. – С.421.

    [2] Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая, от 26.01.1996 года № 14-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст.410.

    [3] Федеральный закон РФ от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»//Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст.3434.

    [4] Закон РСФСР от 22.03.1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»//Бюллетень нормативных актов. 1992. №№ 2-3.

    [5] Поскольку в отсутствие регистрации договора в патентном ведомстве он считается ничтожным, следует согласиться с мнением о том, что при необходимости такой регистрации ее следует осуществлять до регистрации договора в органе регистрации юридических лиц (см.: Авилов Г.Е. Указ. соч. С. 579). В противном случае данный договор как ничтожный не приобретет юридической силы не только для третьих лиц, но и для его участников.

    [6] Кулагин М.И. Избранные труды. М., 1997. С. 265.

    [7] Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С. 362.

    [8] Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 983.

    [9] Закон Республики Казахстан от 24 июня 2002 года № 330 «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)»//#"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. – С.209.

    [11] Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. – С.167.

    [12] Сосна С.А. Новое в гражданском праве: франчайзинг//Государство и право. 1997. № 7. – С.29.

    [13] Федеральный закон РФ от 18.12.2006 года № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 25.12.2006. № 52 (1 ч.). Ст.5497.

    [14] Смирнова Е.В. Зарубежное законодательство по франчайзингу: сравнительный анализ // Ежегодник сравнительного правоведения. - М.; Норма, 2002. С.198-224


    [15] Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. – С.74-81.

    [16] Рыкова И. Особенности национального франчайзинга//Бизнес-адвокат. 2002. № 11. – С.12.

    [17] Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. – С.80.

    [18] Гражданское право: В 2 т. Том II. Полутом 1: Учебник (издание второе, переработанное и дополненное)/Под ред. Е.А.Суханова. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – С.627.

    [19] Решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.10.2005 года № А40-35294/05-93-298//СПС «КонсультантПлюс»; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.04.2002 года № А56-16500/01//СПС «КонсультантПлюс».

    [20] Постановление ФАС МО от 06.09.2006 года № КА-А40/8195-06//СПС «КонсультантПлюс»; Постановление ФАС Поволжского округа от 17.11.2005 года № А65-2110/04-СГ3-28//СПС «КонсультантПлюс».

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Отчет по практике в нотариате Проблемы франчайзинга ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.