Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Разработка методик для обеспечения готовности детей к школе Методики и рекомендации по обеспечению готовности детей к школе

  • Вид работы:
    Отчет по практике по теме: Разработка методик для обеспечения готовности детей к школе Методики и рекомендации по обеспечению готовности детей к школе
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:20:34
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Разработка методик для обеспечения готовности детей к школе Методики для обеспечения готовности детей к школе

     



    1. Умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе

    2. Умственное и речевое развитие

    3. Графический диктант

    4. Образные представления

    5. Анализ образца

    6. Одномоментное восприятие количества

    7. Методики на развитие движений

    8. Рекомендации по повышению уровня готовности к школе

    Приложения








































    Введение


    В настоящее время параллельно существуют трехлетнее и четырехлетнее начальное обучение. Это значит, что родители могут отдавать детей в школу как с семи, так и с шести лет. Однако не все вопросы шестилетнего обучения решены в современной школе. Мы полагаем, что на местах должны быть созданы комиссии из опытных педагогов-практиков и школьных психологов, которые могли бы выявлять степень соответствия возможностей каждого малыша требованиям школьного обучения. Полученные данные позволили бы обоснованно определять, какие дети могут быть приняты в I класс с шести лет, кого следует оставить в детском саду, а кто мог бы обучаться по программе I класса в условиях детского сада. Ответственность за прием детей в школу ложится на школьного психолога и учителей.

    При разработке комплекса методик мы исходили из тех конкретных условий, в которые ставит первоклассника существующая школа с ее классно-урочной системой и действующими программами. Как показывает практика, эти условия требуют от учащихся определенного уровня произвольности действий, умения организовать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями взрослого, анализировать предлагаемый образец (выделять его из материала); предполагает определенный уровень развития мышления и речи, наличие желания идти в школу.

    Следует оговориться, что по мере совершенствования существующей системы обучения понятие «готовность к школе» и соответствующий комплекс методик будут меняться. Так, например, если удастся добиться резкого уменьшения наполняемости первых двух классов школы, то можно будет в некоторой степени изменить требования к дисциплине.

    Предполагается, что дети, обнаружившие низкий уровень готовности к школе, должны быть приняты в школу в семь лет. При этом родители или воспитатели детского сада должны проводить соответствующую коррекционную работу. Основой для ее органи­зации могут также стать наши рекомендации.


    1. Умение ориентироваться в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе.


    Прежде чем начинать беседу с ребенком, надо дать ему осмотреться в новой для него ситуации. Лучше, если родители будут находиться вне поля зрения ребенка, чтобы он общался не с ними, а с педагогом. Однако с особо застенчивыми и робкими кто-либо из родителей может сесть рядом, чтобы успокоить, но подсказывать ни при каких условиях нельзя.

    Разговаривать с малышом нужно неофициально, доверительно. Поэтому вопросы нежелательно зачитывать по бумажке. В случае, если ребенок затрудняется с ответом, его нужно подбодрить. Ни в коем случае не следует его торопить, ругать за плохой ответ (или отсутствие ответа), проявлять недовольство.

    Рекомендуемые вопросы:

    1. Как тебя зовут?

    2. Сколько тебе лет?

    3. Как зовут твоих родителей?

    4. Как называется город (село, деревня, поселок), где ты живешь?

    5. Каких ты знаешь домашних животных? Каких ты знаешь диких животных?

    6. В какое время года на деревьях появляются листья?

    7. Что остается на земле после дождя?

    8. Чем отличается день от ночи?

    9. Хочешь ли ты идти в школу?

    10.Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?

    11. Как, по-твоему, лучше учиться - дома с мамой или в школе с учительницей?

    Оценка результатов

    По результатам беседы заполняются первые два пункта прото­кола обследования (Приложение I). Знак «+» ставится:

    вопросы 14: верный ответ (в том числе, если называются уменьшительные имена);

    вопрос 5: названо не меньше 2 домашних и 2 диких животных; не названы дикие животные вместо домашних и наоборот:

    вопрос 6: «весной», «когда зима кончилась» и т.д.:

    вопрос 7: «лужи», «грязь», «мокрость», «вода», «слякоть» и т.п.:

    вопрос 8: «днем светло», «днем солнце, а ночью луна», «ночью спят» и т.п.:

    вопрос 9: утвердительный ответ:

    вопрос 10: указания на занятия, получение знаний и т.п. (ответы, в которых называются только «игры с ребятами», «перемена», уточняется, что «в школе не надо спать днем» и т.п. оцениваются знаком «-»):

    вопрос 11: предпочтение школьного обучения домашнему.

    Итоговый уровень ориентировки в окружающем мире, запаса знаний (пункт 1) определяется на основе подсчета числа «плюсов» по вопросам 1 — 8. Высокий уровень — 7 — 8 «плюсов», «сред­ний» —5 — б, «низкий» — 4 и менее.

    Итоговый уровень сформированности положительного отношения к школе (пункт 2) определяется по вопросам 9 — 11. Высокий уровень — 3 «плюса», средний — 2, низкий — 1 или ни одного.

    2. Умственное и речевое развитие

    Методика 1 (мышление и речь)

    Понимание грамматической конструкции

    Проверяющий произносит медленно и четко: «Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу». Желательно повторить предложение дважды, чтобы быть уверенным, что ребенок хорошо его расслышал. Затем задается вопрос: «Что Петя делал раньше (смотрел кино или читал книгу)?»

    Выполнение словесных поручений

    На столе в беспорядке лежат карандаши. Проверяющий гово­рит: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания спрашивается: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?»

    Если ребенок не может правильно выполнить задание, оно упрощается. Проверяющий говорит: «Возьми карандаши и убери их в ящик». Затем задаются те же вопросы.

    Изменение существительных по числу

    Проверяющий говорит ребенку: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу карандаш, а ты должен ответить карандаши». Далее проверяющий называет 11 существительных в единственном числе: книга, ручка, лампа, стол, окно, город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок. Если, изменяя слово книга (первое из называемых проверяющим), малыш обнаружи­вает недостаточно четкое понимание инструкции (отвечает: книжки, много книг и т.д.), следует вновь дать образец правильного ответа: «книга — книги».

    Рассказ по картинкам

    Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой — умывается, на третьей — завтракает, на четвертой — идет в школу). Проверяющий просит разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.

     «Систематизация»

    Методика направлена на выявление уровня развития действий логического мышления на материале систематизации объектов по величине и форме. В методике используются задачи на размещение геометрических фигур в матрице, составленной по двум признакам. Квадратная таблица, разделенная на 36 клеток (б рядов по 6 клеток). Верхний ряд таблицы заполнен убывающими по величине треугольниками, нижний ряд - убывающими по величине кругами. Левая колонка таблицы заполнена геометрическими фигурами: треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг (все фигуры самые крупные). Правая колонка заполнена теми же фигурами, но самыми мелкими. Внутренние клетки не заполнены. Под таблицей внизу расположены по 3 фигуры, которые ребенок должен разместить в пустых клетках в соответствии с формой и величиной этих фигур.

    Инструкция. Перед вводной задачей детям говорят: «Рассмотрите внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свое место, свою клеточку. (Дети рассматривают таблицу.) А теперь давайте посмотрим середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. А внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице. Клеточки, куда их нужно поставить, отмечены крестиками. Посмотрите внимательно, для какой фигурки поставлен каждый крестик. Покажите, в какую клеточку нужно, поставить каждую фигурку».                                                   После правильного выполнения вводного задания (если необходимо, то взрослый исправляет ошибки) дается инструкция к основным заданиям. «На следующих страницах нарисованы другие три фигурки. Найдите их места в таблице и отметьте те клеточки, куда их надо поставить; на каждой таблице у вас будет отмечено по три клеточки».

    Оценка результатов

    На основе выполнения описанных заданий заполняется третий пункт протокола. Выполнение каждого из заданий оценивается знаками «+», «±» или «-».

    В задании 1: знаком «+» отмечается правильный ответ на вопрос, знаком «-» — неправильный (знак «±» не используется).

    В задании 2: знаком «+» отмечается верное выполнение полной инструкции и правильный ответ на оба вопроса, знаком «-» — невыполнение ни полной, ни упрощенной инструкции. Проме­жуточные результаты отмечаются знаком «±».

    В задании 3: знак «+» ставится в том случае, если ребенком допущено не больше двух ошибок. Ошибки могут быть разными: перестановка ударения (стол — столы), искаженные формы мно­жественного числа (город — городы, ребенок — ребенка, ухо — ухи) и т.п. Если для большинства обследуемых детей в силу особенностей местной речи характерны ошибки типа браты, окны и т.п., то при оценке результатов они не учитываются. Знак «-» ставится в том случае, когда допущено 7 и более ошибок. Промежуточные результаты (3 — 6 ошибок) отмечаются знаком «±».

    В задании 4: знаком «+» отмечается правильное расположение картинок и правильное описание изображенных событий. Не считается ошибкой изменение последовательности картинок, если оно разумно обосновано (например, вместо последовательности «просыпается — умывается — завтракает — идет в школу» дана последовательность «приходит из школы — умывается — ужинает

    —ложится спать»). Знак «±» ставится в случае, когда ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать, знак «-» — когда последовательность картинок случайна.

    В задании 5 (оценка методики «Систематизации»): за каждую правильно отмеченную клеточку начисляется одно очко. Максимальное количество очков за выполнение всего задания - 24.

    1 уровень низший-1-8.,       2 уровень средний- 9-16.,         З уровень высший- 17-24.

    Типы выполнения задания. Первый тип- случайное расположение фигур, без учета как сериационных, так и классификационных отношений.

    Второй тип - расположение фигур в ряде случаев на основе классификационных отношений, но без учета сериации.

    При третьем типе выполнения дети, как правило, учитывают классификационные и частично сериационные отношения. Они допускают отдельные ошибки (сдвиг в ряду фигур одинаковой формы на одну-две клетки).

    Четвертый тип - расположение фигур с учетом как классификационных, так и серационных отношений. Дети допускают отдельные сдвиги в расположении фигур на одну градацию вправо или влево, но ни одного случая обмена фигур разных форм.

     

    Итоговый уровень развития мышления и речи оценивается как «высокий», если все пять заданий идут со знаком «+»; как «низкий» — если выполнение четырех или всех пяти заданий оценено знаком «-», а также если два задания оценены знаком «-», а остальные три — знаком «+». В промежуточных случаях уровень оценивается как «средний».


    3. Графический диктант


    Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять простейшие указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии.

    Методика проводится следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками (рис.1). В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости — дополнительные данные. После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения: «Сейчас мы с вами будет рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете — ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провел линию на одну клетку вправо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки влево (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?»

    После того, как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит:1«Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

    Нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успе­вали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолже­ние узора дается полторы-две минуты. Нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее — самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет ошибки, помогая детям точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы не переворачивались листки и новый узор начинался с нужной точки. В случае необходимости он ободряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.

    После самостоятельной работы проверяющий говорит:

    «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

    Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, проверяющий говорит: «Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Три клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

    Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора: «Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево (слово влево выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево (слово влево опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор». (рис.2)

    Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.

















































































































































































































































































































































































































































































































































    Лист из тетради в клетку

    Рис. 1




















































































































































































































































































    Рис.2

    Оценка результатов методики 2

    Результаты вносятся в 4-й пункт протокола. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров отдельно оценивается выполне­ние диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:

    Точное воспроизведение узора — 4 балла (неровность линии, «дрожащая» линия, «грязь» и т.п. не снижают оценки).

    Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, — 3 балла.

    Воспроизведение с несколькими ошибками — 2 балла.

    Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, — 1 балл.

    Отсутствие сходства даже в отдельных элементах — 0 баллов.

    За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.

    Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки:

    одну — за выполнение диктанта, другую — за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4.

    Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной (то есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 8. Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов). По результатам исследования можно говорить  о трех уровнях:

    Высокий-         12-16 баллов,

    Средний-         7-11 баллов,

    Низкий-  0-5 баллов.

    4. Образные представления

     

    Собирание разрезных картинок

    Ребенку предлагается сложить картинку из частей, лежащих так, как показано на рис.3. Проверяющий говорит: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант (рис.4). В обоих случаях не следует называть изображенные предметы.


    Рис.3


    Рис.4


    Рисунок человека

    Малышу предлагается нарисовать человека («дядю»). Если он говорит, что не умеет рисовать, его надо ободрить, объяснить, что в этом возрасте все дети не очень хорошо рисуют, но все равно каждый рисунок по-своему интересен. При упорном отказе можно спросить: «Что есть у человека?» После ответа (например, «голова») предложить: «Так нарисуй голову». Затем спросить: «Что еще есть у человека?» и предложить нарисовать следующую названную часть тела и т.д. В конце обязательно нужно спросить:

    «Ты нарисовал все, что нужно?»



    Оценка результатов

    По результатам выполнения этих двух заданий заполняется пятый пункт протокола. Каждое из заданий оценивается знаками «+», «±» или «-».

    Собирание разрезной картинки оценивается знаком «+» в том случае, когда правильно сложена первая (сложная) картинка. Если она сложена неверно, а вторая (более простая) — верно, то ставится знак «±». Если обе картинки собраны неверно, ставится знак «-».

    Примеры  рисунка человека

    Рис.5

    При оценке рисунка человека учитывается наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, туловища, рук, ног;

    наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос или шапки, обуви, одежды;

    способ изображения рук и ног: одной чертой («низкий» уровень) или двумя чертами, так что видна толщина конечностей («высокий» уровень).

    Рисунок оценивается знаком «+», если имеются все семь основных частей и не менее трех второстепенных деталей; руки и ноги имеют толщину (рис.5). Рисунок оценивается знаком «-», если изображено пять или меньше основных частей (вне зависимости от наличия дополнительных деталей и от способа изображения рук и ног). В промежуточных случаях рисунок оценивается знаком «±».

    Например (рис.5):

    A. Глаза, руки, ноги, пальцы  (по пять пальцев). Итого: «-» низкий.

    B.   Глаза, рот, руки, волосы. Итого: «-» низкий.

    C. Глаза, рот, нос, руки, ноги (руки и ноги – двойные линии), уши, пальцы . Итого: «±» средний.

    D. Глаза, рот, руки, ноги, волосы, шея, пальцы (по пять пальцев), ступни, изображение, промежуточное между схематическим (ноги) и пластическим (руки, шея). Итого: «±» средний.

    E.   Глаза, рот, нос, руки, ноги, уши, пальцы (по пять пальцев), ступни, одежда,  изображение, промежуточное между схематическим (руки) и пластическим (ноги). Итого: «+» высокий.

    F.   Глаза, рот, нос, руки, ноги, волосы, шея, уши, пальцы (по пять пальцев), ступни, одежда,  изображение пластическое. Итого: «+» высокий.


    Итоговый уровень расценивается как «высокий», если выполнение обоих заданий отмечено знаком «+», как «низкий» — если выполнение обоих заданий отмечено знаком «-» или выполнение одного —знаком «-», а другого —«±». В промежуточных случаях итоговый уровень оценивается как «средний».

    5. Анализ образца


    На столе перед ребенком выкладывается из спичек фигурка человека так, чтобы образец (рис.6) не соответствовал детскому стандартному варианту (рис.7). Сначала проверяющий спрашивает: «Что это?» Если малыш не может ответить, то взрослый уточняет: это человек. Если же он считает, что получился самолет, то возражать не обязательно. Затем проверяющий говорит: «Я хочу, чтобы ты мне сделал точно такого же. Внимательно посмотри. Запомнил? Теперь я его закрою, а ты сделай точно такого же человечка». Образец закрывается листом бумаги, ребенку дают спички и указывают место на столе (рядом с закрытой фигурой), где он должен выполнить задание. Внимание испытуемого не следует обращать ни на какие особенности исходной фигуры, говорится только — «внимательно посмотри».

    В большинстве случаев наблюдаются те или иные неточности, например спички выложены головками к центру, ноги широко расставлены.

    Когда работа закончена, проверяющий говорит: «Молодец, хорошо, но давай посмотрим, у тебя точно так же, как у меня, или нет» (открывается образец). Ребенок может сказать, что все точно так же, или же отчасти исправить конструкцию, например, перевернуть спички, но не сдвинуть ноги, или наоборот. В этих случаях экспериментатор задает наводящие вопросы: «Что есть у человека? Посмотри, у тебя так же?» и т.д. То есть проверяющий, не называя частей образца, побуждает малыша последовательно их осмотреть. Если и в этом случае не замечается никаких расхождений, то тогда дается прямая подсказка: что у моего человечка на ногах? (После этого ребенок, как правило, исправляет свою фигурку.)

    Детям, которые сразу же построили фигуру, точно соответствующую образцу, можно дополнительно предложить более сложную конструкцию — «кроватку» (рис.8). Вос­произвести такой образец сразу без ошибок обычно не удается, поскольку он асимметричен, и эта асимметрия не имеет функционального объяснения. Однако взрослый настаивает на том, чтобы все было сделано в точности как у него. Дальнейшая процедура эксперимента такая же, как в основном задании.


     











         Рис. 6                   Рис.7                                    Рис.8

    Оценка результатов

    По итогам выполнения заданий заполняется шестой пункт протокола. При «высоком» уровне готовности к школе ребенок способен самостоятельно обнаружить отклонения и внести коррективы. Не обязательно, чтобы фигура сразу же в точности соответствовала образцу, вполне допустимы указанные выше часто встречающиеся отклонения. Показателем «среднего» уровня готовности является умение исправить свою фигурку с помощью взрослого, который фиксирует внимание малыша на определенных частях или даже особенностях образца, например, говорит: «Посмотри, что у него на ногах?» Не готовый к школе ребенок даже при максимальной помощи не исправляет ошибки в своей конструкции. Например, после ответа на вопрос, что у человека на ногах, он ничего не меняет в расположении спичек, а когда его спрашивают, одинаково ли стоят фигурки (у твоего человечка ноги широко раздвинуты, а у моего сдвинуты), он отвечает, что одинаково. Иногда такие дети исправляют то, что исправлять не обязательно, например, поправляют не очень аккуратно лежащую спичку.

    При любых результатах выполнения второго задания уровень готовности считается неплохим, если в первом задании все сделано правильно.

    6. Одномоментное восприятие количества

    На столе перед испытуемым россыпью лежат спички. Проверяющий говорит ему: «Бери отсюда столько спичек, сколько буду братья». Затем он берет одну спичку, показывает ее на ладони и сразу зажимает в кулаке (время предъявления должно быть коротким, поскольку проверяется не способность к пересчету, а возможности одномоментного восприятия количества). Потом ма­лышу предлагается взять спички. Количество спичек фиксируется. Далее показываются 2 спички, и вся процедура повторяется. Потом показываются 3, 4 и 5 спичек. Одновременно спрашивают: сколько у тебя спичек? Иногда дети сразу называют число, а иногда предварительно пересчитывают спички. Если ребенок затрудняется ответить, задается дополнительный вопрос: у тебя столько же, сколько у меня, или нет? Если малыш начинает сомневаться в том, что у него столько же, то это проявление тревожности (к готовности к школе не относится). Если же в ответ на дополнительный вопрос он отвечает «столько же» и только после этого соображает, сколько у него спичек, то это отрицательно характеризует его готовность.

    Оценка результатов

    На основе выполнения описанных заданий заполняется восьмой пункт протокола. «Высокий» уровень фиксируется, когда ребенок способен к одномоментному восприятию 4 — 5 спичек, «средний» -3 спичек, «низкий» - 1 — 2 спичек.


    7. Методики на развитие движений

    Методика 1 (мелкие движения)

    Определить уровень развития мелких движений можно с помощью задания «езда по дорожке».

    Проверяющий предлагает ребенку «проехать по дорожке», соединив линией изображения машины и дома ( рис.9). Нужно объяснить, что линию необходимо проводить, не отрывая карандаша от бумаги. Инструкция звучит так: «Ты водитель. Тебе надо проехать к этому домику. Ты поедешь вот так (на рисунке-образце учитель показывает, как надо «ехать по дорожке»). Карандаш должен все время двигаться по бумаге, иначе получится, что машина взлетела, как самолет. Ехать надо аккуратно, чтобы машина не съехала с дороги».

    Оценка результатов

    На основе выполнения задания «езда по дорожке» заполняется девятый пункт протокола. Результаты анализа рисунка человека привлекаются в качестве дополнительного материала.

    Результат оценивается как «высокий», если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более трех раз, отсутствуют нарушения линии. Результат оценивается как «низкий», если имеется 3 или более выходов за пределы дорожки; даже при отсутствии выходов результат оценивается как «низкий», если в рисунке человека или задании «езда по дорожке» наблюдаются ярко выраженные нарушения линии: а) неровная, «дрожащая» линия; б) очень слабая, почти невидимая; в) с очень сильным нажимом, рвущим бумагу; г) с многократными наведениями по одному и тому же месту. В промежуточных случаях результат оценивается как «средний».

    Если ребенок держит карандаш в левой руке, это надо отметить в примечаниях к протоколу обследования, чтобы в дальнейшем учесть в процессе обучения. Однако леворукость не является показателем «низкого» уровня развития движений, и переучивать левшу не следует: это может вызвать повышенную возбудимость, заикание.


                             А

     







                             Б

     





                      В                                                              Г

     






        

    Рис.9


    А - образец, сделанный проверяющим на глазах ребенка;

    Б - материал, предлагаемый ребенку;

    В - вариант, оцениваемый знаком «+»;

    Г -  вариант, оцениваемый знаком «-»;

     

    Методика 2 (крупные движения)

    При низком уровне развития крупных движений (то есть движений рук, ног, всего тела) у школьников часто возникают трудности на занятиях физкультурой, а также в общении со сверстниками (из-за невозможности полноценно участвовать в подвижных играх). Поэтому развитие крупных движений — один из важных показателей подготовленности к школе. Оценка произво­дится на основе наблюдений за походкой ребенка (чтобы наблюдать за ней, можно попросить его принести какую-нибудь вещь, лежащую в другом конце комнаты), а также за тем, как он бросает и ловит мяч.

    Оценка результатов

    Показателями «низкого» уровня развития крупных движений служат:

    неустойчивая, неровная походка;

    наличие большого количества лишних движений, сопутствую­щих основному действию и  мешающих его выполнению;

    нарушения координации движений, приводящие к невозможно­сти поймать и удержать мяч, бросить его взрослому.

    Развитие крупных движений оценивается как «недостаточное» только в том случае, когда какие-либо из указанных нарушений ярко выражены, заметно отличают ребенка от большинства его сверстников (развитие крупных движений сильно зависит от местных условий: от того, насколько много дети двигаются, какие подвижные игры у них распространены и т.д.). В противном случае развитие крупных движений характеризуется как «достаточное».

    Результаты оценки заносятся в десятый пункт протокола.


    8. Рекомендации по повышению уровня готовности к школе


    При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать интерес ребенка к окружающему, фиксировать внимание на том, что он видит во время прогулок, экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях; такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развернутый рассказ. Родителям следует посоветовать почаще читать ребенку детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.

    При несформированности положительного отношения к школе необходимо уделять ребенку как можно больше внимания. Общение с ним должно строиться не в школьных, а в дошкольных формах. Оно должно быть непосредственным, эмоционально насыщенным. От такого ученика нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушение. Это может привести к появлению стойкого отрицательного отноше­ния к школе, учению и учителю. Необходимо дождаться, пока малыш сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекаю­щих из него требований к поведению.

    Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх во внеурочное время. Нужно почаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, роль врача при игре в больницу, капитана корабля, продавца в магазине и т.п.).

    Не надо стараться «натренировать» ребенка на понимание и выполнение заданий типа тех, которые приведены в настоящих рекомендациях для проверки развития мышления и речи. Это даст лишь видимость успеха, а при столкновении с любой новой для себя задачей он окажется так же беспомощен, как раньше.

    При «низком» уровне развития мышления и речи необходимы с самого начала обучения дополнительные индивидуальные занятия, направленные на более полное усвоение учебной программы. В дальнейшем ликвидировать образовавшиеся пробелы будет труд­нее. Полезно увеличить объем пропедевтических знаний (особенно по математике). При этом не нужно торопиться с выработкой навыков: работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.

    Недостаточный уровень развития образных представлений — одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем, период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому, если у ребенка, поступающего в школу, имеются недостатки в этой области, то их надо постараться как можно скорее компенсировать.

    Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение имеют изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно во внеурочное время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного матери­ала и различных конструкторов. Полезно давать аналогичные домашние задания: нарисовать картинку, собрать простую модель из конструктора и т.п. В подборе заданий можно опираться на «Программу воспитания в детском саду».

    Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого надо почаще его хвалить, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.

    При недостаточном уровне развития мелких движений полезные же виды деятельности, что и для развития образных представле­ний (изобразительная, конструктивная). Можно нанизывать бусы, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки (эти дей­ствия охотно совершаются детьми в процессе игры с куклой: ее раздевание перед «укладыванием спать», одевание для «прогулки» и т.п.).

    Для развития крупных движений важно добиваться повышения двигательной активности. Не нужно привлекать малыша к участию в спортивных соревнованиях: неудачи могут окончательно отпугнуть его от физкультуры. В этом случае гораздо полезнее занятия, не содержащие соревновательных элементов: физическая зарядка, шуточные игры типа «Каравай», «Баба сеяла горох» и т.п. Родителям следует почаще играть с ребенком в мяч, вместе кататься на лыжах и т.п. Очень полезны занятия плаванием.






    Приложения

    Протокол индивидуального психолого-педагогического обследования


    Фамилия, имя


    Дата рождения____________________________________________


    Дата проведения обследования ______________________________


    Посещал ли ранее детский сад (да, нет)________________________

    1. Ориентировка в окружающем, запас знаний

    1._____2._____3._____4._____5._____6._____7._____8._____

    Итоговый уровень____________________________________

    (высокий, средний, низкий)


    2. Отношение к школе

    9.______10._____11.______

    Итоговый уровень____________________________________

    (высокий, средний, низкий)


    3. Мышление и речь       Систематизация

    1._____2._____3._____4._____5._____


    Итоговый уровень____________________________________

    (высокий, средний, низкий)

    4. Произвольное внимание (графический диктант)


    Уровень_____________________________________________

    (высокий, средний, низкий)


    5. Образные представления

    1.______2._____

    Итоговый уровень____________________________________

    (высокий, средний, низкий)

    6. Анализ образца

    Уровень_____________________________________________

                                             (высокий, средний, низкий)


    7. Память

    Уровень_____________________________________________

                                             (высокий, средний, низкий)


    8. Одномоментное восприятие количества

    Уровень_____________________________________________

    (высокий, средний, низкий)


    9. Мелкие движения

    Уровень_____________________________________________

    (высокий, средний, низкий)


    10. Крупные движения

    Уровень_____________________________________________

    (высокий, средний, низкий)


    11.  Примечание________________________________________________

    Изучение памяти.

    Ход выполнения задания.

    Проверяющий предлагает для запоминания ребенком на слух заранее подобранные слова и фиксирует их последующее воспроизведение. Исследование проводится в два этапа.

    1 серия.

    Инструкция: Сейчас я прочту тебе слова. Слушать надо внимательно. Когда я закончу читать, нужно будет повторить слова, какие ты запомнишь. Повторять можно в любом порядке.

    Понятно?

    Проверяющий медленно и четко читает "слова, делая между словами интервал 4-5с. После 10 сек. Перерыва ребенок воспроизводит запомнившиеся? слова, экспериментатор фиксирует их.

    1 ряд слов для запоминания:

    лампа, яблоко, карандаш, гроза, собака, шутка, попугай, бочка, книга, сапог.

    2 серия.

    После 10-мин. перерыва проверяющий предлагает запомнить еще один ряд слов и воспроизвести его.

    Инструкция: Сейчас я прочту тебе другие слова. Старайся слушать внимательно. Когда я

    закончу читать, нужно повторить слова, какие ты запомнил. Повторять можно в любом порядке.

    Понятно?

    2 ряд слов:

    самолет, чайник, бабочка, свеча, журнал, загадка, окно, хлеб, стул, кошка.

    Обработка результатов. Необходимо подсчитать коэффициент запоминания по 2-м сериям.

                                        А1+А2

       С = ------------ * 100% ,

      20

    где А1- количество слов воспроизведенных в 1 серии,

    где А2- количество слов воспроизведенных во 2 серии.

    По результатам исследования можно говорить о 3-х уровнях запоминания:

    Низкий-     30-40%

    Средний- 50-70%

    Высокий-  более 80%


    По результатам исследования заполняется седьмой пункт протокола.



    План анализа занятия

    I. ОРГАНИЗАЦИЯ:

    1. Подготовка педагога к занятию (разработка конспекта, подписание его, приход заблаговременно).

    2. Подготовка оборудования:

       -наглядный демонстрационный материал,

       -раздаточный материал (качество, эстетич. всего мате­риала).

    3. Подготовка рабочего места:

       -расположение столов,

    -подготовка раздаточного материала, демонстрацион­ного детьми вместе с воспитателем или самостоятельно.

    II. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

    1. Как воспитатель позвал детей на занятие? Убрали ли дети игровой материал?

    2. Какой методический прием (игровой) был использован, чтобы вызвать у детей интерес к  предстоящему занятию, привлечь их внимание?

    3. Как четко сформулировал педагог цель занятия? Чем будут заниматься дети? Как?

    4. Как педагог объяснил задание? (Четкость, краткость, доступность, многословие, многоступенчатость «объяснения»).

    5. Время, затраченное на первую часть.

    III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

    1. Как дети приступили к выполнению задания? (Сразу, затруднялись).

    2. Какую помощь оказывал педагог? (Напоминал задания сам, с помощью детей, предлагал детям самим справиться с трудностями).

    3. Сколько частей в занятии? Как дети работали?

    4. Организовал ли педагог физкультминутку?

    5. Какую индивидуальную работу вел педагог? (Делал за ребенка, вместе с ребенком, помогал словесно).

    6. Усложнял ли задания более способным?

    IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

    1. Какой метод подведения итогов использовал?

    2. Выполнили ли дети задание, справились ли с ним?

    3. Получили ли от занятия удовольствие дети и педагог?

    4. Речь педагога.

    5. Эмоциональность воспитателя.

    6. Продолжительность занятия.



    Схема психологической характеристики на ребенка младшего школьного возраста.

    Ф. И. ребенка.

    Возраст.

    Пол.

    1. Данные анамнеза.

    2. Данные о семье и родителях ребенка.

    3. Особенности познавательной сферы.

    3.1. Мышление.

    3.2. Память.

    3.3. Внимание.

    3.4. Воображение.

    3.5. Сенсорно-перцептивные процессы.

    3.6. Речь.

    4. Особенности эмоционально-волевой сферы.

    4.1. Эмоции и чувства.

    4.2. Воля.

    5. Индивидуально-типологические особенности (темпера­мент, характер, способности).

    6. Особенности развития игровой деятельности, направ­ленности личности и других видов деятельности.

    7. Мотивы учебной деятельности.

    8. Особенности поведения ребенка в учебной деятельности.

    9. Особенности поведения ребенка в трудовой деятельно­сти.

    10. Социальный статус ребенка в классе.

    11. Особенности семейного воспитания.

    12. Проявление отклоняющего поведения. Анализ. При­чины.

    13. Примечание.

    14. Заключение.

    15. Рекомендации.


    План психологического анализа урока

    /. Психологическая цель урока

    1. Место и значение данного урока в перспективном планее развития учащихся. Формулировка цели.

    2. В какой мере учтены в целевой установке урока конеч­ная задача перспективного плана, психологические задачи изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке ма­териала и результаты, достигнутые в предшествующей рабо­те.

    3. . В какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методические приемы, используемые на уроке, и весь стиль урока в целом отвечают поставленной психологической цели.

    //. Стиль урока

    1. В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения:

              а) соотношение нагрузки на память и мышление учащихся;

    б) соотношение воспроизводящей и творческой деятель­ности учащихся;

    в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т. д.) и самостоятельного поиска;

    г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие — учащимися (кто ставит проблему, кто формулирует ее, кто решает);

    д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемой учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

    е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т. д.).

    ж) педагогический такт учителя;

    з) психологический климат в классе (умение поддержать атмосферу радостного, искреннего общения в классе, дело­вой контакт или другие настроения).

    2. Особенности самоорганизации учителя:

    а) подготовленность к уроку (степень овладения содержа­нием и структурными компонентами урока, степень осозна­ния психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению);

    б) рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность,  сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.).


    III Организация познавательной деятельности учащихся

    1. В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

    а) как достигались осмысленность, целостность восприятия учениками изучаемого материала;

    б) какие использовались установки и в какой форме (убеждение, внушение);

    в) как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся;

    г) какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собе­седование с классом, упражнения по повторению и др.).

    2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

    а) на каком уровне формировались знания учащихся (конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т. д.);

    б) какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, уровней понима­ния, создания новых образов;

    в) какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристические задания различного уровня, задачи с недостающими и излишними данными, поисковая, исследовательская работа на уроке и др.);

    г) каков уровень достигнутого понимания (описательное, уравнительное, объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное); как учитель руководил формированием убеждений и идеалов;

    д) какие виды творческих работ использовались на уроке и как учитель руководил творческим воображением учащих­ся (объяснение темы и целей работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).

    3. Закрепление результатов работы:

    а) формирование навыков с помощью упражнений;

    б) предупреждение интерференции и обучение переносу ранее усвоенных навыков на новые условия работы.


     IV. Организованность учащихся

    1. Анализ уровня умственного развития, отношения к уче­нию и особенностей самоорганизации отдельных учащихся (в возможных пределах).

    2. Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий.


    V. Учет возрастных особенностей учащихся

     Как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения.



































                                                                                                  Приложение 1 Образец

    Московский городской психолого-педагогический институт

    Факультет «Психология образования»


    ДНЕВНИК


    «Педагогической практики» студента

    Название вида  практики

    ___________________________________________

    Фамилия,имя,отчество

     

    _________курса  ______________  группы  заочной формы обучения

    20___/20___ учебного года.

    Сроки практики 22 по 19 июля и с 1 по 14 сентября 20___/20___ уч.г.

    Дата

    Виды выполняемой  работы


























    Подпись руководителя практики        _______________________ /_______________/

         учреждения

                                                                                                                                      М.П.






    Приложение 2: Схема отчета студента – практиканта.

    Отчет

    по_____________________________________________________________________ практике

    (Название вида практики)

    Ф.И.О студента__________________________________________________________________

    Факультет «Психология образования» заочной формы обучения Курс_______ Группа______

    За период с_________________________20______г. по_________________________20_____г.

    в_______________________________________________________________________________

    (название учреждения)

    Ф.И.О. руководителя практики от МГППИ ___________________________________________

    Ф.И.О. руководителя практики от учреждения________________________________________


    1. Необходимая информация о базе практики (адрес, телефон, режим работы учреждения, Ф.И.О. руководителя).

    2. Краткое описание проделанной работы и основные результаты.

    3. Выполнение плана практики. Какие отклонения от плана имели место? Почему? Что сделано дополнительно? Особенности практики.

    4. Количество просмотренных и самостоятельно проведенных видов деятельности психолога (консультации, тренинги, беседы, лекции, семинары, уроки, деловые игры, диагностическое обследование и другие виды деятельности). Что проведено удачно, были затруднения, почему?

    5. Какие основные профессиональные задачи решались Вами за период практики? Как Вы их решали? Какие получили результаты?

    6. Использовали ли Вы в практической деятельности исследовательские методы работы, современные психотехнологии, информационные технологии и ТСО? Приведите конкретные примеры. Получили ли Вы удовлетворение от этой работы, какие встречали затруднения?

    7. Как Вы реализовали на практике индивидуально-личностный подход  в различных видах профессиональной деятельности?

    8. Какие умения и навыки Вы приобрели в процессе практики? Какие профессиональные задачи Вы формируете перед собой на будущее?

    9. Предложения по совершенствованию содержания и организации практики.

    10. Список используемой литературы

                                                                                               ______________________

                                                                                                    Подпись исполнителя

    Оценка__________________                                           ______________________

    Подпись руководителя практики









    Рекомендуемая литература


    1. Бугременко Е.А.,  Венгер А.Л., Политова К.Н., Сурикова Е.Ю.   Готовность детей к школе. Диагностика психического развития  и коррекция его неблагоприятных вариантов.

          М.,-1992

    2.  Венгер А.Л, Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников 

          М.,- 2001

    3. Зимняя И.А.  Педагогическая психология М.,- 1999

    4. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И.  Психолого-педагогическая практика в системе образования Москва-Воронеж 1998

    5. Мухортова Е.А., Нартова- Бочавер С.К.  Скоро в школу. М.,-1998

    6. Психолог в детском саду. М.,-1995, 2001.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Разработка методик для обеспечения готовности детей к школе Методики и рекомендации по обеспечению готовности детей к школе ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.