ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РФ И ЕЕ ФИНАНСОВЫЕ
ИНСТРУМЕНТЫ 5
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ СБЕРБАНКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ РФ.. 14
2.1.
Характеристика Сбербанка. 14
2.2. Работа
Сбербанка с отраслями промышленности. 16
2.3.
Денежно-кредитная политика Сбербанка. 23
2.4.
Кредитование промышленных предприятий. 35
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СБЕРБАНКА 38
3.1. Проблемы в работе Сбербанка…………………………………………..38
3.2.
Предложения по усовершенствованию политики Сбербанка относительно
промышленности. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 53
На
современном этапе развития мировой экономики бизнес, связанный с банковской
деятельностью, приобретает особое значение. Банки выступают в роли «кровеносной
системы» экономики, обеспечивая процесс непрерывного движения капитала.
Стабильно и эффективно функционирующий банковский сектор является ключевым
фактором интенсивного экономического роста, что особо актуально для России в
свете стоящей перед ней задачи по повышению конкурентоспособности экономики.
Мировой опыт
свидетельствует, что нестабильность банковской системы может приводить к
серьезным экономическим потрясениям в виде падения темпов роста экономики,
увеличения безработицы, ускорения инфляционных процессов. Банковская деятельность неразрывно связана с различного рода
рисками (кредитный, операционный, рыночный и т.д.), возникающими в процессе
взаимодействия банка с внешней средой. Кредитный риск, то есть вероятность не
возврата выданных банком кредитов, представляет наибольшую угрозу для
жизнедеятельности кредитных организаций. Именно поэтому управление кредитным
рисками является основным в банковском деле. Подавляющее число банкротств
кредитных организаций (по различным оценкам, около 80%) обусловлено неграмотной
политикой банка в области формирования и управления кредитным портфелем.
Эффективная
политика банка по оздоровлению баланса кредитной организации путем
реструктуризации проблемных кредитов позволяет минимизировать убытки, что
представляется крайне важным на фоне общемировой тенденции снижения
рентабельности банковского бизнеса.
Значимость
решения этих проблем для обеспечения эффективного и стабильного функционирования,
прежде всего российской банковской системы определили актуальность, цели и
задачи исследования.
Методологическую
и методическую основу исследования составили труды и публикации отечественных и зарубежных
ученых и практиков – специалистов в области банковского дела, финансов и
денежного обращения, материалы Банка России, Всемирного банка и Международного
валютного фонда, публикаций и исследований, касающихся вопросов урегулирования
проблемной ссудной задолженности.
Информационной
базой исследования являются оценки и статистические данные Банка России, других
российских и международных организаций, законодательные, правовые и нормативные
документы, материалы периодической печати.
Объектом
исследования является Сбербанк.
Предметом
исследования выступают механизмы урегулирования кредитной деятельности.
Цель курсовой
работы заключается в
повышении эффективности кредитных операций коммерческого банка.
В
соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- рассмотреть
экономическую политику России;
- дать
характеристику Сбербанку;
-
проанализировать кредитные операции Сбербанка;
-
разработать перечень мероприятий по совершенствованию кредитной политике банка.
Практическая
значимость заключается в возможностях его использования для достижения
конкурентных преимуществ банка.
Экономическая
политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия
экономических действий, придание желаемой направленности экономическим
процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер,
посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются
социально-экономические проблемы. В экономической политике находит
непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему
замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи,
интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку толкователем,
интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является
правительство, то в государственной экономической политике находят достаточное
отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от
которых оно зависит, с которыми непосредственно связано.[1]
Экономика
стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы,
волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза
экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения
макроэкономических показателей роста, возникновения экономического спада,
уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности.
Соответственно, принято выделять, различать такие последовательно сменяющие
друг друга фазы экономического цикла, как подъем (экономический рост), высокая
экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис,
стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия).
В зависимости
от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или
иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего
индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической
политики, являются величина и динамика валового внутреннего продукта,
совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и
безработицы.
Экономическая
политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже
с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политика
воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину
государства и в то же время она призвана способствовать созданию экономических
предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики. Так что
политические силы страны, политические партии, движения способны оказывать
ощутимое влияние на экономический курс государства, проводимую экономическую
политику.
Социальные
аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая
экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования,
вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения, в особенности ведущих
групп. Различные формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее
воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране
государственной экономической политики.
Намечаемая
экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого
государственного бюджета, в целевых государственных программах, в
государственных законах, в параметрах социальной защиты и поддержки
нуждающихся, в условиях государственного кредитования, в ставках
государственного налогообложения и предоставляемых льготах, в государственном
воздействии на экспорт и импорт, в величинах внешнего и внутреннего
государственного долга. Зачастую экономическая политика характеризуется не
только тем, что зафиксировано в государственных планах и программах, но и
текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми
крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных
заметно деформировать официально декларируемую государственную экономическую
политику, обусловлена, прежде всего, нестабильностью социально-экономической,
военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто
наблюдаются пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее
формировании, изменения позиций правительства либо смены его состава.[2]
В зависимости
от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который
рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и
долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при
относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно
гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию
экономического поведения на много лет вперед и более или менее строго
придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость
внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает
приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием
направленности экономическим действиям на период, характеризуемый примерно
годом или даже несколькими месяцами.
Экономическая
политика проводится государством посредством использования находящегося в его
распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические
процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы,
президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты,
государственные программы, текущие оперативные постановления и решения
государственных органов.
Конкретными
инструментами проведения государственной экономической политики выступают,
прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной
политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных
инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных
потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их
осуществления мерами.
Наряду с
фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты
экономической политики, такие, как общая масса и доступность денег, кредита,
ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма
резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы).
Государство
способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление
предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды
товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских доходов,
а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на
отдельные виды экономической деятельности.
Широко
используемым инструментом государственной экономической политики в области
внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные
тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.
В зависимости
от области государственного воздействия на экономические процессы и способов,
инструментов осуществления государственной экономической политики различают
разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики
не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному
формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В
укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику),
монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В более широком
плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как
социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная,
аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная,
природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика.[3]
Среди
основных направлений экономической политики целесообразно выделить следующие
направления, которые сегодня актуальны как для стран с развитой рыночной
экономикой, так и для России:
--
конъюнктурная политика;
-- политика
экономического роста;
--
структурная политика;
--
региональная политика;
-- политика
занятости;
--
антиинфляционная политика;
--
инвестиционная политика;
-- социальная
политика.
Все эти
направления пересекаются, а подчас и противоречат друг другу. Правительство в
зависимости от ситуации выбирает приоритеты.
Особое
внимание Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе уделено
реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения,
образования, обеспечения жильем населения, а также развития агропромышленного
комплекса.
Кроме того,
Правительство РФ намерено разрабатывать меры, направленные на повышение
эффективности программ в области социальной политики и совершенствование
механизмов предоставления социальной помощи. В этой связи следует обеспечить
координацию деятельности всех органов власти, осуществляющих предоставление
социальной помощи при реализации соответствующих программ, содействовать
повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности.
Планируется
продолжить проведение административной реформы и реформы государственной
службы, которые направлены на обеспечение публичности и регламентации
деятельности государственных органов власти и дальнейшее сокращение их
избыточных функций.
Для
обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется
повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного
потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем
создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и
информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, совершенствования
нормативной правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность,
кадрового обеспечения инновационной экономики. Необходимо создавать благоприятные
условия для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное
и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры.
В целях
развития российских регионов необходимо перейти от малоэффективного
выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих
субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации
имеющихся ресурсов экономического роста. Это должно достигаться путем повышения
эффективности государственного управления, формирования и развития
производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений,
направленного на стимулирование проведения реформ в регионах.
Для решения
задач, связанных с устранением ограничений инфраструктурного и технологического
характера, необходимо развивать транспортную инфраструктуру как условие
устойчивого развития экономики, способствующее росту товарооборота, объемов
передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры экономики.
Эта задача может быть успешно решена лишь при активном участии бизнеса.[4]
Развитие
конкуренции и сокращение нерыночного сектора будут обеспечены путем создания и
совершенствования рыночных институтов, развития малого предпринимательства,
обеспечения равной и добросовестной конкуренции. При общем улучшении предпринимательского
климата и создании экономических стимулов для межотраслевого перетока капитала
будут созданы условия для повышения привлекательности перерабатывающих отраслей
промышленности и сферы услуг.
19 апреля
2007 года российское Правительство одобрило прогноз социально-экономического
развития на 2008г. и на период до 2010г. Министерство экономического развития и
торговли (МЭРТ) представило обновленный сценарий развития страны на
среднесрочную перспективу, в котором прослеживается ориентация на диверсификацию
экономики, сильный инвестиционный и потребительский спрос, опережающее развитие
обрабатывающей промышленности и рост несырьевого экспорта. Отечественная
экономика будет снижать зависимость от ценовой конъюнктуры на нефть, обещают
чиновники. Они не предвидят внутренних макроэкономических рисков и полагают,
что показатели развития экономики достигли показателей стабильности.
По оценкам
экономистов, представленный прогноз выглядит оптимистично, и для этого есть
некоторые предпосылки. Прошлый год, успешный по многим параметрам
экономического самочувствия страны, и I квартал 2007г. продемонстрировали
ускорение экономики. То, что российская экономика уйдет от роста, основанного
на экспорте нефти и газа, и будет строиться на обрабатывающей промышленности и
технологиях, можно только приветствовать, считают специалисты.
В прогнозе
социально-экономического развития страны на 2008-2010гг. зафиксированы
следующие параметры. Прогноз по инфляции на 2007г. составляет 7-8%, на 2008г. -
6-7%, на 2009г. - 5,5-6,5%, на 2010г. - 5-6%. Прогноз по ВВП составляет: на
2007г. - 6,5%, на 2008г. - 6,1%, на 2009г. - 6%, на 2010г. - 6,2%. При этом
глава МЭРТ Герман Греф полагает, что Россия может выйти и на более высокие
темпы роста ВВП, чем заложенные в трехлетний прогноз. Это может произойти, если
инвестиционная активность предприятий будет выше и цена на нефть превысит
официальные ожидания.
Прогноз по
росту промышленного производства на 2007г. составляет 5,2%, на 2008г. - 5,1%,
на 2009г. - 4,8%, на 2010г. - 5,2%. Рост инвестиций в основной капитал, по
прогнозу МЭРТ РФ, составит: в 2007г. - 12,8%, в 2008г. - 11,9%, в 2009г. -
10,5% и в 2010г. - 11,4%.
Кроме того, в
центре внимания чиновников оказались индикаторы, относящиеся к социальной
сфере. Реальные располагаемые доходы россиян в 2007г. вырастут на 9,8%, в
2008г. - на 9,1%, в 2009г. - на 8% и в 2010г. - на 7,5%. При этом реальная
заработная плата, по прогнозу, в 2007г. увеличится на 12,8%, в 2008г. - на
10,8%, в 2009г. - на 8,8% и в 2010г. - на 8,2%. Ожидается снижение безработицы
- с 7,3% в 2006г. до 6,8% в 2010г. При этом число зарегистрированных
безработных должно вырасти, что говорит о структурных изменениях в этой сфере.
Оборот
розничной торговли вырастет в 2007г. на 11,6%, в 2008г. - на 10,5%, в 2009г. -
на 9,1%, в 2010г. - на 8,4%. Положительное сальдо торгового баланса РФ в
среднесрочном периоде будет постепенно сокращаться. Так, по прогнозу МЭРТ, в
2007г. оно составит 100,8 млрд. долл., в 2008г. - 67,6 млрд. долл., в 2009г. -
34,7 млрд. долл., а в 2010г. уже 3,2 млрд. долл.
Экономисты
отмечают, что, повышая прогноз роста экономики, чиновники делают ставку на
сильный внутренний инвестиционный и потребительский спрос. По их оценкам,
предполагаемые темпы роста экономики в целом выглядят очень правдоподобно:
экономика имеет еще громадный резерв для роста, связанный с возможностью
повышения её эффективности (снижения энергоемкости, повышения
производительности труда и т.п.) и 6% в год представляется нормальным темпом
роста для нее.[5]
Высокий
потребительский спрос будет способен обеспечить рост в перерабатывающих
секторах промышленности. Явно обозначившийся приход иностранных производителей,
локализующих те или иные производства, не только вносит вклад в прогнозируемый
рост, но и может оказать дополнительное позитивное влияние на экономику. Явных
внутрироссийских или внешних угроз для роста, за исключением обвала мировых цен
на сырьевые товары, пока не просматривается, однако эта угроза с каждым годом
становится менее значимой из-за все той же диверсификации экономики. В то же время,
в прогнозе есть несколько моментов, вызывающих вопросы: перспективы нефтяного и
нефтеперерабатывающего сектора выглядят недооцененными, а перспективы не
сырьевого экспорта - переоцененными. Многие аналитики также положительно
оценивают прогноз социально-экономического развития, подготовленный МЭРТ. И
предполагают, что на фоне возможного дефицита рабочей силы одним из приоритетов
для правительства должна стать миграционная политика. Высокие темпы роста
зарплат и пенсий приведут к дальнейшему росту располагаемых доходов населения,
в связи с чем увеличение потребления будет по-прежнему оставаться одним из
ключевых факторов роста российской экономики.
В июле 1990
года постановлением Верховного Совета РСФСР Российский республиканский банк
Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. В декабре 1990 года он был
преобразован в акционерный коммерческий банк, юридически учрежденный на общем
собрании акционеров 22 марта 1991 года. В 1991 году Сбербанк перешел в
собственность ЦБ РФ и был зарегистрирован как «Акционерный коммерческий
Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России)».
Сбербанк и по
сей день является любимым детищем Банка России, которому принадлежит свыше 57%
акций. Во многом благодаря поддержке Банка России и повышению комиссий за
расчетное обслуживание, Сбербанку удалось выдержать дефолт по ГКО-ОФЗ 1998 года
(в тот момент доля государственных долговых обязательств в активах Сбербанка
составляла 52%, а на кредитный портфель приходился всего 21% активов-нетто).
Сбербанк
занимает первое место в рейтинге банков Российской Федерации.
В результате
недавно проведенного IPO в руках институциональных инвесторов оказалось 33%
акций, у частных лиц -- 5%. Всего у банка 200 тысяч акционеров. На его долю
приходится 26% активов российской банковской системы и 51,5% депозитов
физических лиц. Это единственный банк, который ЦБ контролирует не только как
регулятор, но и как акционер, владеющий 57,6% его акций. С октября 2007 года
Сбербанком руководит бывший министр экономического развития Герман Греф,
который, в частности, собирается сделать кредиты банка более доступными для
населения.
Уставный
капитал Сбербанка, составляет 1 млрд. рублей и разделен на 19 млн. обыкновенных
акций номиналом 50 рублей и на 50 млн. привилегированных акций номиналом 1
рубль. Согласно уставу банка минимальный размер дивидендов по привилегированным
акциям составляет 15% от их номинальной стоимости, т. е. 15 коп на акцию.
Иностранные
инвесторы могут приобретать акции Сбербанка только с разрешения Центробанка.
Однако эти ограничения легко обходятся благодаря использованию дочерних
компаний нерезидентов, зарегистрированных в России. Тем не менее, ограничения
на приобретения акций Сбербанка нерезидентами значительно снижают их
ликвидность. Как ожидается, в скорм времени ограничения на владение акциями
банка нерезидентами будут отменены. Возможно, после либерализации режима
обращения акций Сбербанка будет запущена программ АДР, которая также будет способствовать
повышению ликвидности ценных бумаг банка. В настоящее время иностранным
инвесторам принадлежит около 15% акций Сбербанка.
Крупнейшим
акционером Сбербанка является Банк России, доля которого в уставном капитале
составляет 60.57%. В обозримой перспективе уменьшение или выход Центробанка из
капитала Сбербанка не ожидается. По состоянию на 1 октября 2003 г. количество акционеров банка достигало 203 728.
Сбербанк
России является юридическим лицом и со своими филиалами (территориальные банки
и отделения) и их внутренними структурными подразделениями составляет единую
систему Сбербанка России.
Филиальная
сеть Сбербанка России расположена на всей территории страны. По состоянию на 24
января 2001г. сеть Сбербанка России состояла из 17 территориальных банков, 1511
отделений, 20250 внутренних структурных подразделений.
Филиалы
Сбербанка России не наделены правами юридических лиц и действуют на основании
Положений, утверждаемых Правлением Сбербанка России, имеют баланс, который
входит в баланс Сбербанка России, имеют символику Сбербанка России.
Сбербанк
России - универсальный коммерческий банк, удовлетворяющий потребности различных
групп клиентов в широком спектре качественных банковских услуг на всей
территории России. Действуя в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров, Банк
стремится эффективно инвестировать привлеченные средства частных и
корпоративных клиентов в реальный сектор экономики, кредитует граждан,
способствует устойчивому функционированию российской банковской системы и
сбережению вкладов населения.
Основные
направления деятельности Банка:
*
кредитование российских предприятий;
*
кредитование частных клиентов;
* вложение в
государственные ценные бумаги и облигации Банка России;
*
осуществление операций на комиссионной основе.
Средства для
осуществления указанной деятельности привлекаются Банком из следующих
источников:
* средства
акционеров;
* вклады
частных клиентов;
* средства
юридических лиц;
* другие
источники, в том числе заимствования на международных финансовых рынках.
Существенные
позитивные сдвиги в экономике России, стабилизация политической ситуации в
стране, постепенное формирование благоприятного для инвестиционных процессов
законодательства и налогового окружения стимулировали развитие финансирования
инвестиционных программ предприятий, в том числе путем их долгосрочного
кредитования.
Сегодня в
составе управления четыре отдела, которые занимаются вопросами экспертизы и
финансирования инвестиционных проектов в самых разных отраслях промышленности:
перерабатывающих, транспорте, агропромышленном комплексе, высокотехнологичных
производствах, топливно-энергетическом комплексе и металлургии. Кроме того, мы
координируем подобного рода операции по системе территориальных банков
Сбербанка России. То есть, иными словами, наше подразделение занимается
вопросами инвестиций в ту сферу, которую принято называть «реальным сектором».
Это отвечает
стратегическим устремлениям банка, направленным на финансирование структурной
перестройки и технологического развития российских предприятий, реализацию
крупномасштабных программ, имеющих национальное значение.
Существует
разница между понятиями «инвестиционное кредитование» и «проектное
финансирование». При инвестиционном кредитовании банк предоставляет кредит, как
правило, сроком на 2-5 лет и источником возврата ссуды являются не только
доходы, генерируемые проектом, но и вся хозяйственная деятельность заемщика.
При проектном финансировании основным источником погашения кредитов являются
доходы от самого проекта. Наше управление занимается как проектным
финансированием, так и средне- и долгосрочным кредитованием инвестиционных
проектов корпоративных клиентов.
Инвестиционные программы — это, как правило, проекты, связанные с техническим
перевооружением, реконструкцией, строительством новых промышленных объектов.
Сбербанк
работает практически со всеми отраслями промышленности и является безусловным
лидером на этом рынке. Такое положение укрепилось после августа 1998 года,
когда рынок изменился кардинально и возможности внутренних и внешних
конкурентов банка были значительно ограничены. Сбербанк же вовремя
переориентировался и, опираясь на собственные технологии, широкую филиальную
сеть, придерживаясь установленных регламентов и процедур, смог наладить
эффективную работу по долгосрочному кредитованию.
Перспективы,
которые открываются перед корпоративными клиентами, в случае если они
испытывают необходимость в ссудных средствах Сбербанка России. Во-первых,
длительные сроки кредитования: по этим параметрам с нами сейчас никто не может
конкурировать. В стандартном, обычном режиме мы кредитуем на сроки до 5 лет,
как в рублях, так и в иностранной валюте. Замечу, что Сбербанк не
приостанавливал кредитования даже в самое острое посткризисное время.
Разумеется,
позиции потенциальных заемщиков тщательным образом анализировались и
неоправданных рисков мы не несли. Впрочем, анализу и проработке кредитных
проектов в Сбербанке традиционно уделяется повышенное внимание. Поэтому
качество ссудного портфеля Сбербанка России всегда высоко оценивается
аудиторскими компаниями.
Ставки по
кредитам Сбербанка выгодны и сбалансированы. Кроме того, кредитная политика
банка достаточно гибкая и учитывает интересы и индивидуальные особенности наших
клиентов — от таких гигантов, как ОАО «Северсталь», Магнитогорский
металлургический комбинат, ОАО «Транснефть», до предприятий регионального и
даже городского значения, с которыми успешно работают территориальные банки
Сбербанка России.
Любой
инвестиционный проект состоит из нескольких компонентов и может включать,
например, импортную составляющую (затраты на приобретение оборудования), а
также местные затраты — на строительство зданий, развитие производственной
инфраструктуры, уплату таможенных пошлин, формирование достаточности оборотного
капитала.
Сбербанк, в
отличие от большинства других коммерческих банков, может осуществлять
комплексное финансирование всех стадий инвестиционного проекта, предоставляя
как услуги, связанные с оплатой импортных контрактов (включая выставление
аккредитивов), так и средства для кредитования местных затрат.
Во многом
специфика работы Сбербанка на рынке кредитования корпоративных клиентов, в том
числе и в области проектного финансирования, формировалась в условиях опоры
только на собственные ресурсы. Это обусловливалось, в частности, и крайне
настороженным отношением внешних инвесторов к перспективам вложений в
российскую экономику. Однако сегодня открываются благоприятные перспективы для
использования возможностей внешнего фондирования инвестиционных программ. Кроме
того, нами используется практика разделения рисков или совместного с
зарубежными финансовыми институтами кредитования инвестиционных проектов. Одним
из ярких примеров подобного подхода банка стало подписание соглашения о
разделении рисков по контракту на сумму свыше 120 млн. долларов США с японской
корпорацией «Сумитомо» при финансировании программы обновления и расширения
российской национальной системы спутниковой связи, реализуемой ФГУП
«Космическая связь». Всего в рамках программы предполагается в течение 2002-2005
гг. вывести на геостационарную орбиту семь современных спутников связи для
замены физически и морально устаревшей орбитальной группировки. Это позволит
существенно увеличить емкость космического сегмента, повысить качество связи и
телерадиовещания и продлить срок активного существования группировки. Общая
стоимость проекта, включая производство, запуск и страхование космических
аппаратов, а также создание наземной инфраструктуры, составляет около 800 млн.
долларов США.
Участие
Сбербанка России в реализации проекта обновления национальной спутниковой
группировки не только демонстрирует понимание банком необходимости поддержать
стратегически важные для России отрасли экономики, но и является закономерным
шагом в развитии кредитования коммерчески эффективных проектов в области
высоких технологий.
Одним из
показательных примеров долгосрочных партнерских взаимоотношений Сбербанка
России с крупными предприятиями ведущих отраслей российской экономики является
сотрудничество Сбербанка с группой «Ростелеком» (ОАО «Ростелеком» и его
дочерняя лизинговая компания ЗАО «РТК-ЛИЗИНГ»). За последние 3 года Сбербанком
России группе «Ростелеком» были открыты четыре кредитные линии на общую сумму
2,8 млрд рублей. Эти средства использовались для повышения уровня цифровизации
сети междугородней связи России, который позволил повысить надежность имеющихся
каналов связи ОАО «Ростелеком», а также обеспечить международной и
междугородней связью отдаленные уголки России.
Реализация
генеральной стратегии Сбербанка России, направленной на эффективную поддержку
реального сектора российской экономики и развитие взаимовыгодного
сотрудничества с крупной корпоративной клиентурой, нашла отражение в
заключенном в январе 1999 г. генеральном соглашении о сотрудничестве и развитии
партнерских отношений между Сбербанком России и ОАО «Вымпел-Коммуникации»,
одним из крупнейших операторов мобильной связи. За период действия соглашения
между банком и ОАО «ВымпелКом» заключены два договора об открытии кредитных
линий: в январе 1999 г. в размере 27,75 млн. долларов США, в апреле 2000 г. — 66,8 млн. долларов США.
Многочисленны
примеры успешного сотрудничества Сбербанка России с предприятиями черной,
цветной металлургии и топливно-энергетического комплекса.
Так, в марте 2000 г. Сбербанк России и ОАО «Тюменская нефтяная компания» заключили генеральное соглашение о
сотрудничестве, предусматривающее развитие партнерских отношений на
долгосрочной основе.
В рамках
соглашения Сбербанком России предоставлен инвестиционный кредит в размере 78
млн. долларов США для финансирования работ по обустройству Кошиль-ского
нефтяного месторождения (Ханты-Мансийский АО). Эти средства позволили
нефтяникам пробурить и ввести в эксплуатацию 190 новых скважин, а также
обустроить месторождение и создать производственную инфраструктуру.
В феврале 2001 г. Сбербанком России подписан договор с ОАО «Северная нефть» об
открытии кредитной линии в сумме 70 млн. долларов США на срок 5 лет. В июле 2001 г. Сбербанк России и ОАО «Черномортранснефть» подписали соглашение о предоставлении долгосрочного
инвестиционного кредита в сумме 5500 млн. рублей для строительства нового
нефтепровода, огибающего территорию Украины. Транзитная перекачка нефти через
территорию сопредельного государства обходилась России в сумму более 70 млн.
долларов США в год. Ввод в эксплуатацию нового нефтепровода позволяет
доставлять на нефтяные терминалы Новороссийска до 37 млн тонн российской нефти
ежегодно. Строительство нефтепровода имеет не только геополитическое значение —
Россия получает независимое экспортное направление, — но и значительный
экономический эффект в виде увеличения налоговых поступлений в федеральный и
региональный бюджеты.
Сбербанком
России предоставлен долгосрочный кредит в размере 50 млн. долларов США ОАО
«Северсталь», являющемуся крупнейшим металлургическим предприятием России и
занимающему 19-е место в мире по объему выплавляемой стали. Кредитные ресурсы
были направлены на финансирование программы «Тотальная оптимизация
производства», которая разработана специалистами ОАО «Северсталь» с участием компании
McKinsey&Co и является первым проектом подобного рода, осуществляемым в
России. Программа предусматривает выявление внутренних резервов повышения
эффективности производства, преобразование производственной культуры
предприятия и организацию непрерывного процесса рационализации и совершенствования
производства. Реализация программы позволяет предприятию существенно снизить
производственные издержки и укрепить свои позиции на внешнем и внутреннем
рынках.
В апреле 2001 г. Сбербанком России была открыта кредитная линия в размере 30 млн. долларов США одному из самых
молодых нефтедобывающих предприятий в структуре нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» —
ЗАО «ЛУКОЙЛ-Пермь» для бурения и обустройства 125 добывающих и 27
нагнетательных скважин. В результате реализации проекта объем добычи нефти
компанией увеличится на 600 тыс. тонн в год. Проект реализуется совместно с
Западно-Уральским банком Сбербанка России.
В феврале 2001 г. совместно с Волго-Вятским банком Сбербанка России был предоставлен долгосрочный кредит ОАО
«Борский стекольный завод» в размере 15 млн. долларов США для реализации
проекта по реконструкции действующей линии по производству полированного стекла
и модернизации действующего производства автомобильного стекла (триплекса).
Рамки
газетной статьи не позволяют перечислить все инвестиционные проекты банка,
сыгравшие важную роль в реорганизации национальной экономики. Позитивный опыт
взаимодействия банк имеет и с ведущими отечественными авиатранспортными
компаниями, и с предприятиями золотодобывающей промышленности. Нельзя не
выделить сотрудничество в рамках генерального соглашения с ОАО «Северо-Западный
флот» по финансированию программы постройки 10 судов класса «река-море» проекта
«Валдай», реализуемого совместно с СевероЗападным банком Сбербанка России, а также
перспективное кредитование предприятий сферы военно-технического сотрудничества
по линии ФГУП «Рособоронэкспорт». Речь, в частности, идет о финансировании
проекта строительства кораблей ОАО «Балтийский завод», главным финансовым
партнером которого выступает Сбербанк России по контракту ФГУП
«Рособоронэкспорт» с Индией. Банком уже предоставлены заводу кредитные средства
на общую сумму 220 млн долларов США. Для финансирования проекта на завершающем
этапе планируется предоставить в 2002 г. дополнительные кредиты в сумме 30 млн
долларов США.
Среди
проектов в химической отрасли, финансирование которых осуществляется с помощью
Сбербанка России, можно отметить проект создания производства полистирола на
крупнейшем нефтехимическом предприятии Европы ОАО «Нижнекамскнефтехим». Участие
Сбербанка России предполагает предоставление предприятию кредита размером 30
млн долларов США на срок 5 лет.
Словом,
картина взаимодействия Сбербанка России с реальным сектором экономики,
осуществляемого при активной деятельности Управления проектного финансирования,
а также системы территориальных банков Сбербанка России, получается довольно
насыщенной и разнообразной. Сегодня объем выданных кредитов только по нашему
управлению превышает эквивалент 1 млрд. долларов США, и мы собираемся
поддерживать динамику размещения средств на должном уровне. Но отмечу главное:
в основе работы с корпоративными клиентами лежит строгое следование
стратегическим принципам обеспечения надежности и доходности вложений.
Размещение инвестиционных ресурсов осуществляется лишь после всестороннего
изучения финансового положения заемщика и его репутации, анализа потока
денежных средств по проекту, а также надежности предполагаемой структуры
обеспечения.
Ссудная задолженность
банка образуется за счет активных банковских операций, а именно за счет
кредитования юридических и физических лиц. В приложении 1 была проанализирована
динамика выданных кредитов в период 2006-2008 гг. Данные диаграммы рисунка 1
позволяют сделать вывод об увеличении сумм выданных кредитов и как следствие
увеличении ссудной задолженности кредитного учреждения.
Структура выданных
кредитов представлена в приложении 2. Анализ таблицы позволяет сделать вывод о
том, что в структуре ссудной задолженности большую часть занимают кредиты,
выданные физическим лицам 64,26% (634000 / 1774000*100) и 35,74% юридическим
лица (634000/ 1774000*100). В динамике структура ссудной задолженности
значительно изменилась. Так на 01.01.2008 г. 70% кредитов было выдано юридическим
лицам и 30% - физическим лицам, на 01.01.2010 50% кредитов было выдано
юридическим лицам и 50% - физическим лицам.
Рисунок 1– Динамика выданных кредитов
за период 01.01.2007 – 01.10.2009
Быстрое увеличение доли
операций по кредитованию населения в активах банка связано с тем, что для
кредитования реального сектора и финансовых учреждений на более-менее значимые
сроки и суммы требуются значительные объемы «длинных денег», проблему нехватки
которых невозможно решить без привлечения новых источников финансирования
активов. Определенную роль в стимуляции роста
объемов кредитования должно сыграть и то, что за прошедший год
разрыв между средневзвешенными ставками по срочным рублевым депозитам и
выданным кредитам сокращался, причем в первую очередь за счет снижения
последних. Это способно понизить стимулы населения к накоплению и увеличить их
интерес к получению кредитов. Новые ставки вполне способны укрепить
пошатнувшиеся позиции монополиста в сфере целевого кредитования и оттянуть
часть заемщиков у других банков.
Сумма просроченной
задолженности перед банками со стороны физических лиц также увеличивается. От
общего объема выданных кредитов это уже 2%. Тем не менее, финансисты пока
достаточно спокойно реагируют на эти данные. Пока уровень невозвратов кредитов
физическими лицами далек от критического.
Паниковать следует, когда
доля просрочки достигнет 5%",- говорит генеральный директор "Секвойя
кредит консолидейшн" Елена Докучаева.
Половина объема
просроченной задолженности приходится на экспресс-кредиты (в том числе на «быстрые
кредиты», выдаваемые по пластиковым картам).
«Юридические лица более
ответственны хотя бы потому, что рычагов давления на компанию у нас больше, чем
инструментов воздействия на рядового заемщика»,- говорит Валерий Зинченко.
Рисунок 2 – Структура выданных
кредитов за период 01.01.2007 – 01.10.2009
Для того чтобы снизить
убытки коммерческие банки создают резервы. Проанализируем изменение данного
показателя в динамике.
Таблица 1
Динамика
изменения суммы резервов и их доли в общей сумме кредитов
Показатель
|
на 1 января 2007
|
на 1 января 2008
|
на 1 января 2009
|
на 1 октября 2009
|
Кредиты и авансы клиентам
|
616234
|
688350,96
|
1338098,88
|
1774000
|
Резерв под обесценение кредитного портфеля
|
16770
|
33335
|
45505
|
65982
|
В % к сумме выданных кредитов
|
2,721
|
4,843
|
3,401
|
3,719
|
Данные таблицы позволяют
сделать вывод о том, что сумма созданных резервов в динамике увеличивалась в
течение всего анализируемого периода, при этом данный показатель, выраженный в
% к сумме выданных кредитов изменялся неоднозначно. В 2008 году резерв составил
4,843%, на начало 2009 года этот показатель снизился на 1,442%, однако на 1
октября 2009 года опять увеличился на 0,319%.
Проанализируем
кредитование Сбербанка 24 за январь – октябрь 2009 г. по остаткам ссудной задолженности и остаткам просроченной задолженности.
Рисунок 3 – Динамика изменения
ссудной и просроченной задолженности
Остаток срочной ссудной
задолженности физических лиц на 01.10.2009 снизился по сравнению с 01.01.2009
на 79483 тыс.руб., при этом доля просроченной задолженности увеличилась на
5,75%. Из-за финансового кризиса доходы населения уменьшились. Сокращение
зарплаты, потеря работы – все это привело к тому, что многие горожане потеряли
возможность своевременно расплачиваться по банковским кредитам. Поэтому многие
банки столкнулись с угрозой роста просроченной задолженности по кредитам
физическим лицам[6].
Наиболее существенно просроченная задолженность увеличивается по
экспресс-кредитам. Наибольшую долю в структуре кредитов, выданных населению –
это кредиты, выданные по зарплатным картам (см. табл.2).
Таблица 2
Изменение
структуры ссудной задолженности физических лиц
Показатель
|
на 1 января 2009
|
на 1 октября 2009
|
Изменение
|
Кредиты физическим лицам
|
669049,44
|
1 140 000
|
470 951
|
Задолженность по кредитным картам
|
465924
|
845692
|
379 768
|
Прочие кредиты по физическим лицам
|
203125,44
|
294308
|
91 183
|
Доля кредитов по пластиковым картам, %
|
69,64
|
74,18
|
5
|
Доля прочих кредитов, %
|
30,36
|
25,82
|
-5
|
Осенью 2008 года многие
российские банки ужесточили требования к заемщикам, опасаясь увеличения
просрочек. Из-за этого увеличение невозвратов может и не привести к
дополнительному сокращению объемов кредитования или введению дополнительных
требований к заемщикам[7].
В течение анализируемого
периода наблюдается рост просрочек по кредитам физических лиц. Если в начале
года не возвращали 3,12% кредитов, то к концу анализируемого периода этот
показатель составил 8,87%.
Одно из основных
направлений деятельности любого коммерческого банка – это кредитование
юридических лиц. Конечно, для коммерческого банка каждый кредит юридическим
лицам – это очередной риск, связанный с возвратом средств, но в любом бизнесе
не обходится без риска. Поэтому каждому бизнесмену необходимо знать, что
кредитование юридических лиц – это доступная далеко не всем возможность
дополнительного финансирования. Для получения такого кредита необходимо иметь
высокие экономические показатели хозяйственной деятельности. Только тогда можно
рассчитывать на кредиты юридическим лицам.
Ссудная задолженность
юридических лиц снизилась по сравнению с аналогичным показателем на 01.01.2009
г.
Крупным банкам невыгодно
кредитовать малые предприятия вследствие высоких рисков, значительных накладных
расходов и отсутствия достаточного количества квалифицированного персонала. В
данной ситуации банки предпочитают развивать кредитование физических лиц, так
как в данном сегменте кредитования повышенные риски компенсируются высокими
процентными ставками. Юридическим же лицам невыгодно кредитоваться по таким
ставкам, а предприятий, удовлетворяющим жестким требованиям банков, мало.
В структуре выданных
кредитов юридическим лицам наибольшую долю занимают кредиты, выданные
предприятиям торговли. Это связано с тем что предприятия торговли и
общественного питания наиболее быстро могут обернуть денежные средства и
выплатить образовавшуюся задолженность, более того сумма кредита выданная
предприятию торговли намного меньше суммы кредита строительного или
промышленного предприятия. Боле наглядно структуру ссудной задолженности
юридических лиц можно проанализировать на рис. 4.
Рисунок 4 – Структура ссудной
задолженности юридических лиц
При принятии решения о
выдаче кредита предпочтение отдается клиентам, активно работающим по расчетному
счету, открытому в банке и находящимся на кассовом обслуживании.
Необходимым условием
рассмотрения заявки является наличие у заемщика обеспечение возвратности
кредита в виде залогов. Залогодателем по кредиту могут выступать третьи лица. В
ряде случаев кредиты могут выдаваться без залогов по решению кредитного
комитета банка.
В качестве обеспечения
возвратности кредита может выступать:
- Залог недвижимости,
транспортных средств, оборудования, другого имущества при условии наличия документов
на право собственности на данное имущество.
- Залог
товарно-материальных ценностей в обороте или запасов сырья и материалов на
складах, при условии поддержания неснижаемого остатка, достаточного для
покрытия обязательств перед банком.
- Залог ликвидных ценных
бумаг.
- Поручительства третьих
лиц, находящихся на расчетно-кассовом обслуживании
Проанализируем
обеспеченность ссудной задолженности юридических лиц по видам их деятельности.
Данные рисунка 5
показывают, что в кредитном портфеле Сбербанка в равных долях имеются как
обеспеченные, так и необеспеченные ссуды.
Рисунок 5 – Структура ссудной
задолженности юридических лиц по обеспеченности кредитов
Наибольшее количество
необеспеченных ссуд приходится на предприятия торговли и общественного питания,
затем по убыванию идут аренда, управление активами и прочие кредиты. Наиболее
обеспеченной является ссудная задолженность строительных и консультационных
организаций.
По кредитам под залог
земельного участка в большинстве случаев необходим более значительный первый
взнос, 30-40%. Практически все банки, кредитирующие под залог земли, назначают
более высокие ставки при минимальном первом взносе.
Рисунок 6 – Структура ссудной
задолженности по видам обеспечения
Показатель удельного веса
просроченной задолженности является одним из ключевых индикаторов,
характеризующих качество кредитного портфеля коммерческого банка. В мировой
практике среднестатистическая величина проблемных и просроченных кредитов
составляет примерно 4-10%, а, следовательно, удельный вес просроченной
задолженности составляет меньшую величину такого же порядка.
Большинство банкротств
российских банков, как показывает анализ, связано с некачественным управлением
активами, включая, в первую очередь, управление кредитным портфелем. Эта ситуация
усугубляется, в частности, нестабильным финансово-экономическим положением
заемщиков в неопределенно изменяющихся макроэкономических условиях переходного
периода. К макроэкономическим причинам относятся: скачкообразные изменения
уровня инфляции и валютных курсов; отсутствие действенного законодательства
(включая налоговое), защищающего интересы, как банков, так и промышленных
предприятий и стимулирующее их поступательное развитие; общая стагнация
производства в кризисные периоды и т.п. К микроэкономическим причинам можно
отнести: преобладающее неэффективное использование оборудования, его
значительный моральный и материальный износ; отсутствие не только собственных
источников капиталовложений, но и оборотных средств; низкую квалификацию
управленческого персонала и потерю квалифицированных специалистов из-за низкой
и систематически не выплачиваемой заработной платы и др. К макро- и
микроэкономическим причинам добавляются еще и сложившиеся морально-этические
нормы формирования и поддержания деловых связей: для России их особенность
состоит в том, что даже кредитоспособные заемщики не спешат своевременно
возвращать долги по кредитам, полученным в «пошатнувшихся» банках.
Все это приводит к тому,
что реальный уровень проблемной и просроченной ссудной задолженности в
отечественных коммерческих банках значительно выше, чем среднемировой
показатель, и, по оценке автора, составляет 30-40%, а в некоторых банках или
филиалах банков может достигать 60-70%. При этом номинальная (указываемая в
официальной отчетности) величина просроченной ссудной задолженности находится,
как правило, на весьма удовлетворительном уровне, что вероятно связано с
различного рода «ухищрениями» кредитных организаций, как-то: необоснованные
пролонгации; перекредитование и более сложные схемы, проводимые с помощью
дружественных либо аффилированных банков. Однако не все находящиеся в
распоряжении банков средства снижения показателя удельного веса просроченной
ссудной задолженности равноэффективны с точки зрения экономики банка.
В настоящее время серьезной
проблемой является отсутствие применимых на практике инструментов
прогнозирования исследуемого показателя. Особенно актуальны вопросы
прогнозирования данного показателя для банков, в которых аудит проводится по
международным стандартам финансовой отчетности, и руководители которых ставят
задачу уменьшения реально сложившегося уровня показателя до среднемировой его
величины.
Ниже приводится анализ
кредитов по кредитному качеству по состоянию на 01.10.2009г.
Данные рис.7 показывают,
что основную долю в ссудной задолженности юридических лиц занимают обесцененные
кредиты.
Рисунок 7 – Структура ссудной
задолженности юридических лиц по кредитному качеству
Практически нет
просроченной ссудной задолженности у предприятий по таким отраслям как
«управление активами», «аренда», «консультирование». Наибольшая сумма
просроченной (обесцененной) ссудной задолженности у предприятий торговли, затем
по убыванию у прочих отраслей народного хозяйства и у строительных организаций.
Основные риски невозвратов связаны с юридическими лицами. Ухудшить ситуацию в
банковском секторе могут в первую очередь крупные торговые сети, девелоперы, а
также компании других отраслей, которые активно развивались и привлекали займы
в иностранной валюте.
Основными факторами,
которые банк принимает во внимание при рассмотрении вопроса об обесценении
кредита, являются его просроченный статус и возможность реализации залогового
обеспечения, при наличии такового. На основании этого банком ниже предоставлен
анализ по срокам задолженностей кредитов, которые в индивидуальном порядке
определены как обесцененные.
Рисунок 8 – Анализ просроченной
ссудной задолженности по срокам
Данные диаграммы наглядно
показывают, что наибольшая доля просроченной ссудной задолженности приходится
на задолженность с задержкой погашения от 180 до 360 дней. 2% можно считать
безнадежной задолженностью и 37 % приходится на задолженность со сроком
погашения до 180 дней.
Таким образом, анализ
ссудной задолженности Сбербанка показывает, что наибольшую долю в структуре задолженности
занимают кредиты физических лиц, из которых основная часть это кредиты по
пластиковым (зарплатным) картам. Доля ссудной задолженности юридических лиц за
анализируемый период снизилась почти в 2 раза. При этом 50% приходится на
необеспеченную ссудную задолженность.
Также анализ ссудной
задолженности показал, что значительная часть ссудной задолженности имеет
задержку погашения.
Таким образом, возникает
проблема управления кредитными операциями, и эта проблема может оказать
отрицательное влияние на ликвидность банковских активов.
Недостаток собственных
финансовых средств на инвестиционные программы не компенсируется привлечением
средств со стороны. Доля кредитов банков в структуре инвестиций в реальный секторе
превышает 2,5 – 3%%. Хотя кредитование для коммерческих банков остального мира
традиционно является более высокодоходным видом деятельности, чем
расчётно-кассовое обслуживание, большинство российских кредитных организаций
предпочитает ограничивать свои взаимоотношения с предприятиями менее
прибыльными, но и менее рискованными расчётными операциями, так как риски
промышленных инвестиций чрезвычайно велики.
Относительно
благополучной была ситуация лишь в экспортных отраслях и финансово-промышленных
группах. Однако обслуживавшие их так называемые системные банки никогда не
были инвесторами или кредиторами. Главной их целью оставался контроль и
перераспределение финансовых потоков сырьевых отраслей и части предприятий ВПК.
Финансовый обвал 2008г.
уменьшил данный объём в несколько раз. Промышленности, обременённой долгами, не
из чего возвращать кредиты банкам. Объём прибыли, полученной предприятиями и
организациями в 2008г., уменьшился примерно на 45% по сравнению с 2007 г., число убыточных предприятий превысило 50% в промышленности, 60% на транспорте, 80% в
сельском хозяйстве.
Традиционные кредитные риски в нашей
стране дополняются рядом особенностей. В числе факторов риска при банковском
финансировании реального сектора остаются отсутствие эффективного механизма
реализации залогов, низкая рентабельность (в среднем 0,5 – 5%%), плохое
использование основных фондов, трудовых ресурсов. Уровень загрузки мощностей
составляет более 50% в секторе потребительских товаров и около50% в секторе
инвестиционных. Более половины производств вообще не прибегает к банковским
ссудам. Основным источником пополнения оборотных средств для предприятий и
организаций стали долги – кредиторская задолженность и банковские кредиты. На
собственные ресурсы приходилось около 2%. Банки «выталкивались» из обслуживания
реального сектора не только дефицитом средств у предприятий, но и ростом объёма
неплатежей, их «старением». Просрочка свыше трёх месяцев в кредиторской
задолженности составляет в последние годы около 50% от общей.
Главной особенностью пост
кризисного развития банковской системы стал неожиданно динамичный рост остатков
средств на корреспондентских счетах коммерческих банков. Объём остатков в
рублях быстро восстановился и на 1 июля 2009г. более чем наполовину превысил
предкризисный уровень. Рост вновь достигнут во многом за счёт эффекта пирамид;
прежние обязательства обслуживаются за счёт прироста новых ресурсов с
финансового рынка. Инвестиции в реальные проекты снижаются, избыточные ресурсы
банков не работают на экономику.
Первая половина 2009г.
характеризовалась расширением рублёвого кредитования, объём которого увеличился
на 58,9%, и дальнейшим сокращением (на 25,1%) валютного кредитования
предприятий и организаций. Доля кредитов реальному сектору экономики в
совокупных активах банковской системы на указанный период несколько уменьшилась
и составила на 1 июля 2009г. 27,7%, несмотря на значительное увеличение в
пассивах банков временно свободных средств. Стоимость кредитных ресурсов
повышалась, что ограничивало и без того скромные возможности по финансированию
реального сектора.
Курс на рестрикционную кредитно-денежную
политику фактически привёл в действие механизм порочного круга, а именно: Сбербанк
не имеет достаточной возможности и стимулов для кредитования производства, вследствие
чего положение субъектов реального сектора становится всё более критическим и
ведёт к углублению таких тенденций, как рост доли невозвращённых кредитов в
структуре банковских балансов, ухудшение общей ликвидности, что ещё более
снижает возможности коммерческих банков инвестировать средства в промышленное
производство. Какая бы модель инвестирования экономики ни применялась
(государственное инвестирование, осуществляемое самими предприятиями или
финансовыми посредниками) центральную роль в его финансовом механизме играет
банковская система. Это связано с тем, что большая часть средств из
перечисленных выше источников, прежде чем будет инвестирована в экономику, попадет
в банк, и лишь после того, как его руководство примет решение, средства могут
Оказаться инвестированными в конкретные
предприятия. Таким образом, роль Сбербанка с точки зрения инвестиционного процесса
заключается не столько том, какую величину своих сегодняшних активов они готовы
перереструктурировать в долгосрочные инвестиции.
Таким образом, важную роль в
повышении инвестиционной активности и обеспечении экономического роста призваны
сыграть банки. Однако в настоящее время банки еще не стали ни аккумулятором
заметных инвестиционных ресурсов, ни их эффективным оператором. Причины
такого положения дел многообразны. Но если кратко, то неустойчивость
общеэкономической ситуации в полной мере проявляется и в банковском секторе.
Рентабельность в реальном секторе не
позволяет с учетом инфляции обеспечить возврат среднесрочных и долгосрочных
кредитов на выгодных для коммерческих банков условиях. Низкая отдача капитала
в реальном секторе (увеличение сроков освоения инвестиций, снижение отдачи
основных производственных фондов) не будет способствовать привлечению
инвестиций даже в условиях снижающейся инфляции.
Более того, ряд факторов, в целом
благоприятных с точки зрения макроэкономики, оказывает на развитие кредитных
организаций достаточно противоречивое влияние. Так, существенное замедление
темпов инфляции, падение доходности ценных государственных бумаг, порой
отрицательная доходность валютного и фондового рынков приводят к ухудшению
финансового положения кредитных организаций.
Вряд ли возможно предполагать, что в
таких условиях свободные финансовые ресурсы, а за ними и все банки устремятся
в реальный сектор экономики. Поэтому, нет пока оснований считать, что в
ближайшее время инвестиции появятся.
Во-первых, остаются запредельно высокими
риски вложений в промышленность. Особенно это касается капиталоемких инвестиционных
проектов. Кредитование промышленных предприятий в настоящее время призвано,
как правило, возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочный
характер и осуществляется или под конкретные экспортные поставки, или под
готовую и ликвидную продукцию. Степень риска долгосрочных капитальных вложений
остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от этих
вложений. Высокие риски невозможно устранить без улучшения финансового
состояния предприятий. Очевидно, что в течение одного года кардинально
улучшить состояние финансов хозяйствующих субъектов и провести успешную
реформу предприятий, не удастся ни при каких условиях.[8]
Во-вторых, падение доходности
инструментов финансовых рынков уменьшает инвестиционные возможности банков,
делает неустойчивым их финансовое положение. Банки, озабоченные состоянием
текущей ликвидности, вряд ли склонны к инвестиционным проектам. Следует также
отметить, что и при условии относительно благоприятной экономической
конъюнктуры совокупные финансовые ресурсы значительной части российских
кредитных организаций недостаточны для обеспечения серьезных капитальных
вложений в промышленность, транспорт или связь.
В-третьих, уход государства из
инвестиционной сферы в целом, негативно сказывается на инвестиционном климате.
Это влияние проявляется как в подрыве доверия к инвестиционному процессу со стороны
частных инвесторов, так и в разрушении механизма "запуска"
инвестиций. Идея Правительства и Минэкономики о том, что каждый рубль
государственных инвестиций способен привлечь 4 рубля негосударственных средств,
срабатывает, но с обратным знаком. Каждый рубль недофинансирования со стороны
государства приводит к бегству из инвестиционной сферы нескольких рублей
средств потенциальных негосударственных инвесторов. Если государство не хочет
брать на себя инвестиционные риски и не находит средств для этого, непонятно,
почему частный сектор должен брать на себя инициативу и какие-либо
обязательства.
В-четвертых, большинство
предприятий, как это ни покажется парадоксальным, не готово к приему
инвестиций. Имеется в виду, что пока не работает механизм привлечения
инвестиций на принятых во всем мире условиях, когда инвестор требует
эффективного освоения средств, финансовой "прозрачности" предприятия,
передачи прав по распоряжению имуществом в рамках адекватных объема выделенных
средств и т.д. Немалая часть руководителей предприятий по-прежнему желает
привлечь финансовые ресурсы со стороны и не нести за это никакой экономической
ответственности.
В-пятых, учитывая потрясения, начавшиеся
в конце 2007 г. на мировых финансовых рынках, такие источники инвестиций, как
средства иностранных инвесторов и средства, привлекаемые посредством эмиссии
ценных бумаг, в 2008 г. можно отнести к исключительно гипотетическим.
Наконец, немаловажной причиной вялости
инвестиций является недостаточное законодательное подкрепление и неясные перспективы
экономической деятельности в свете принятия новых законодательных актов.
Таким образом, очевидно,
что причины недостаточного участия банков в инвестиционной деятельности
кроются отнюдь не в простом нежелании банков смещать акценты в своей работе.
Если будут созданы возможности нормального извлечения прибыли в реальном
секторе экономики, деньги действительно пойдут туда, и банки не будут
препятствием этому процессу.
Очевидно, что
одномоментно устранить все перечисленные причины невозможно. Но разработка,
принятие и реализация сбалансированного комплекса первоочередных мер
позволили бы запустить механизм инвестиций.
Реализация таких мер должна вестись
по следующим направлениям:
- активизация роли государства в
обеспечении инвестиционного процесса, т. е. развитие механизма государственных
гарантий, повышение координирующей роли государства в создании организационных
и институциональных предпосылок инвестиционной деятельности, а также
увеличение объема государственных инвестиций;
- создание этих организационных и
институциональных предпосылок в сферах банковской и инвестиционной
деятельности;
- адекватное законодательное
закрепление условий, благоприятствующих инвестициям;
- укрепление и усиление роли банковского
сообщества в инвестиционной деятельности.
В развитие перечисленных направлений,
необходимо.[9]
Задействовать инвестиционные ресурсы
государственного сектора экономики и естественных монополий, обратив их на
нужды федеральной инвестиционной программы. Осуществить переориентацию
кредитной политики Сбербанка с преимущественного вложения своих активов в
государственные ценные бумаги на кредитование инвестиционной сферы. Вероятно,
целесообразно рассмотреть вопрос о выдаче Сбербанком межбанковских кредитов,
специально отобранным государством банкам, связанным с кредитованием
эффективных инвестиционных проектов.
Перейти к практике долгосрочных целевых
инвестиционных вкладов под гарантии государства с возможным выпуском валютного
займа для реконструкции народного хозяйства.
Осуществить страховой заем,
ориентированный на страхование и перестрахование инвестиционных и
предпринимательских рисков в области инвестиционных проектов.
Пересмотреть нормы обязательного
резервирования по вкладам населения с относительно длительными сроками
хранения в увязке с объемом выданных инвестиционных кредитов, что позволит
сделать инвестиционные кредиты более дешевыми для предприятий.
Развивать институты коллективного финансирования
(для населения) и проектного финансирования (для юридических лиц), позволяющие
аккумулировать ресурсы и снижать инвестиционные риски.
Предусмотреть в Налоговом кодексе
освобождение банков и других кредитных организаций от уплаты налога на
прибыль, получаемую от предоставления долгосрочных кредитов (на 3 года и
более) для реализации операций финансового лизинга.
Сохранить в Налоговом кодексе норму,
предусматривающую включение в затраты предприятий расходов, связанных со страхованием
основных производственных фондов, что будет способствовать снижению инвестиционных
рисков.
Направить упорядочение процесса
слияний, поглощений и банкротств кредитных организаций на формирование таких
структур банковской системы, которые бы отвечали требованиям оживления
инвестиций и экономического роста. Реструктуризация банковского сектора
должна отвечать задачам укрупнения кредитных учреждений и их капитала.
Законодательно установить и
отработать процедуру отбора банков, призванных осуществлять крупные
инвестиционные проекты с участием государства. Возможно, следует вернуться к
вопросу о придании им специального статуса (инвестиционные банки, банки развития).
Целесообразным
представляется рассмотреть следующие основные проблемы осуществления инвестиций
российскими банками и пути их решения:
Срок кредитования. В
банке срок, на который может быть предоставлен кредит, определяется:
- наличием средств, размещенных
на тот же или более длительный срок клиентами банка, и собственных средств (с
учетом обеспечения покрытия за счет тех же источников невозвратных активов и
расходов на собственную деятельность);
- долей обязательств,
которые могут быть досрочно изъяты клиентами;
- долей неснижаемого
остатка обязательств, находящихся на расчетных и текущих счетах;
- возможностями
оперативно привлекать с финансового рынка средства для проведения
непредвиденных текущих платежей.
Реальная доля неликвидных
активов в балансах банков составляет до 40—60% их валюты баланса. Как
следствие, многие банки уже сейчас не имеют адекватного покрытия этих активов
долгосрочными или бессрочными ресурсами. Средний же срок привлечения —
размещения основной доли пассивов и активов в большинстве банков составляет
3—6 месяцев, в случае, если в рамках реализации инвестиционной деятельности в
банки будут поступать новые ресурсы из источников инвестирования,
перечисленных в начале статьи, то возможности банков по дальнейшему инвестированию
будут полностью определяться характеристиками вновь прибывающих средств.
Например, под проект,
требующий 100 млн. руб. инвестиций на срок 15 лет банк должен иметь не менее
100 млн. руб. средств, привлеченных на 15 и более лет и т д. На сегодня
возможности банков по трансформации коротких ресурсов в более длительные
активы, в том числе по причине отсутствия системы страхования депозитов,
незначительны, а чрезмерное увлечение этим занятием не раз приводило и,
наверное, не раз еще приведет коммерческие банки к банкротству.
Гарантии сохранности
средств, вложенных в банки. В принципе, когда банк объявляют банкротом и
приступают к его ликвидации, пострадавшей стороной и ответчиком становится не
сам банк и его владельцы, а, в первую очередь, его кредиторы. Причем больше
всего страдают те из них, которые размещали средства на длительный срок.[10]
Системы страхования депозитов
в России не создано до сих пор, но что еще хуже — система ликвидации банков
пока абсолютно неэффективна. Так, процедура формирования конкурсной массы растягивается
на больший срок, чем были размещены активы банка, в нее попадают далеко не все
даже вполне ликвидные активы. За счет не совсем законных, сомнительных и
откровенно воровских схем огромные средства оседают у совершенно посторонних
фирм и частных лиц, а из оставшейся конкурсной массы половина идет на прокорм
доблестных ликвидаторов. Остатки не составляют и нескольких процентов от обязательств
банка.
Процентная политика. Цена
кредита складывается в основном из двух составляющих: цены заимствования и
маржи банка, которые могут быть скорректированы ситуацией на рынке и уровнем
существующих ставок. В процентных ставках существует заметный разброс. Есть
ресурсы бесплатные (в большинстве случаев это текущие счета и средство,
застрявшие в расчетах, собственные средства, по которым проценты не платят),
есть очень дорогие (прежде всего частным лицам и некоторые межбанковские кредиты,
которые достигают сейчас 40-100%).
Маржа банков также сильно
колеблется от 3—5% до нескольких десятков. Поэтому и цены на кредиты изменяются,
сегодня в широком диапазоне. Как правило, это 35—60%, но есть немало прецедентов,
когда кредиты выдаются под О—5% (однако эти льготные кредиты зачастую
выделяются внутри финансовой группы, и сами по себе приведенные цифры не
отражают реальных финансовых обязательств, в том числе и по процентам, складывающихся
между участниками группы).
Для того чтобы кредиты
стали доступны для финансирования реальных инвестиционных проектов, при
марже банка в 1—3% и норме обязательного резервирования 5— 7% стоимость
привлекаемых ресурсов должна быть не более 5—15%. А в ряде случаев и вовсе бесплатной.
И это в рублевом эквиваленте (для программ, чья продукция не имеет высокой
рентабельности или находится в рублевом обороте).
Целевое использование
средств. Если рассматривать инвестиционный проект развития уже действующего
предприятия, то у последнего, кроме инвестиционных задач, как правило, есть,
или время от времени появляется множество текущих нерешенных проблем
(недостаток оборотных средств, долги перед поставщиками, задолженность по
зарплате, кредиты, взятые на текущую деятельность). После получения средств для
инвестиционного проекта, который должен завершиться через много лет, у
предприятия неизбежно возникает соблазн или даже жесткое требование ситуации
направить их в другое русло.
Несомненной проблемой для
Сбербанка остается отсутствие оперативной, достоверной и полной отчетности о
реальном состоянии заемщика, а также механизмы оперативного предотвращения
непредусмотренных договором операций. На сегодня Сбербанк решает данную
проблему, как правило, путем покупки наиболее значимых заемщиков или
установления иного контроля за их деятельностью.
Источники возврата инвестированных
средств. Система залогов и их последующая реализация остаются у российских
банков одной из самых болевых точек. Отсутствие на финансовом рынке широкого спектра
инструментов ликвидности, таких как ценные бумаги разных эмитентов, или же
универсальных инструментов, применяемых в качестве залогов и имеющих широчайший
рынок, таких как земля, недвижимость и т.п., приводит к тому, что большая
часть кредитов изначально ничем не защищена. Поэтому банки либо отказывают в
кредитовании, особенно на длительный срок, либо предельно ужесточают условия
кредитования, что может сделать инвестиционный проект неэффективным. Таким
образом, разработка и внедрение на рынок специализированных инструментов для
использования их в качестве залога являются непременным условием успешного
развития инвестиционного процесса.
Таким образом, актуальным вопросом клиентской политики Сбербанка
является разработка стратегии комплексного развития отношений с крупными
корпоративными клиентами, при реализации, которой интересы банка в наибольшей
степени соответствовали бы интересам клиента. [11]
В данной
курсовой работе мы рассмотрели Сбербанк. Сбербанк, в отличие от большинства
других коммерческих банков, может осуществлять комплексное финансирование всех
стадий инвестиционного проекта, предоставляя как услуги, связанные с оплатой
импортных контрактов (включая выставление аккредитивов), так и средства для
кредитования местных затрат.
Во многом специфика
работы Сбербанка на рынке кредитования корпоративных клиентов, в том числе и в
области проектного финансирования, формировалась в условиях опоры только на
собственные ресурсы. Это обусловливалось, в частности, и крайне настороженным
отношением внешних инвесторов к перспективам вложений в российскую экономику.
Однако сегодня открываются благоприятные перспективы для использования
возможностей внешнего фондирования инвестиционных программ. Кроме того, нами
используется практика разделения рисков или совместного с зарубежными
финансовыми институтами кредитования инвестиционных проектов.
Курс на рестрикционную
кредитно-денежную политику фактически привёл в действие механизм порочного
круга, а именно: Сбербанк не имеет достаточной возможности и стимулов для
кредитования производства, вследствие чего положение субъектов реального
сектора становится всё более критическим и ведёт к углублению таких тенденций,
как рост доли невозвращённых кредитов в структуре банковских балансов, ухудшение
общей ликвидности, что ещё более снижает возможности коммерческих банков
инвестировать средства в промышленное производство. Какая бы модель
инвестирования экономики ни применялась (государственное инвестирование,
осуществляемое самими предприятиями или финансовыми посредниками) центральную
роль в его финансовом механизме играет банковская система.
Несомненной проблемой для
Сбербанка остается отсутствие оперативной, достоверной и полной отчетности о
реальном состоянии заемщика, а также механизмы оперативного предотвращения
непредусмотренных договором операций. На сегодня Сбербанк решает данную
проблему, как правило, путем покупки наиболее значимых заемщиков или
установления иного контроля за их деятельностью.
Таким образом, актуальным вопросом клиентской политики Сбербанка
является разработка стратегии комплексного развития отношений с крупными
корпоративными клиентами, при реализации, которой интересы банка в наибольшей
степени соответствовали бы интересам клиента.
1.
Гражданский
кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 20.02.2007
– Новосибирск: Сиб. унив. изд – во, 2007. – 430с.
2.
Налоговый
кодекс РФ (часть первая). - М.: ЭКМОС, 2002. - 120с.
3.
Федеральный
закон «О Центральном Банке РФ (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. (в
редакции ФЗ от 06.06.2006г. №85 ФЗ) // Справочно-правовая система (СПС)
«Референт».
4.
Федеральный
закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990г. №395 -1 (в редакции
от 27.07.2006г.) // Справочно-правовая система (СПС) «Референт».
5.
Федеральный
закон от 30 декабря 2008 г. № 306-ФЗ «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка
обращения взыскания на заложенное имущество»
6.
Постановление
от 29 марта 2008 г. № 227 О порядке размещения средств федерального бюджета на
банковские депозиты
7.
Временный
порядок работы с просроченной задолженностью физических лиц на ранних стадиях
(с учетом изменений и дополнений №1640/2-р от 30.04.2009)
8.
Банковское
дело: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.:
Финансы и статистика, 2002.-С. 69.
9.
Банки и банковские операции в
России / 2-е изд., перераб. и доп. Букато В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И.,/ под ред.
д.э.н., проф. М.Х. Лапидуса, М.: Финансы и статистика, 2001, 368 с.
10.
Банки
борются с проблемными кредитами и ждут гарантий от государства // #"#">Банкам запретили продавать
"плохие" кредиты коллекторским агентствам // Коммерсант,
октябрь 2009
13.
"Вестник
Банка России" (ВБР, 28.11.2008, № 69).
14.
Высокие
потери по ссудам могут привести к рекапитализации российских банков //
17-06-2009 MSK
15.
Где
деньги, Зин? // ИА "Алянс Медиа". Первый канал бизнеса от 01.08.2008
16.
Итоги
и тенденции автокредитования в 2008 году // РБК 25.12.2008
17.
Ипотека
земельных участков // #"#">#"#">#"#">#"#">#"_Toc256762449">ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Динамика выданных кредитов физическим
лицам и просроченной задолженности по ней
Показатель
|
Остаток срочной
ссудной задолженности физических лиц (тыс.руб)
|
Остаток
просроченной ссудной задолженности физических лиц (тыс.руб.)
|
Остаток
задолженности по кредитам, содержащих просроченную задолженность по платежам
свыше 90 дней, в ссудной задолженности физических лиц (тыс.руб.)
|
Удельный вес
кредитов, содержащих просроченную задолженность по платежам свыше 90 дней, в
ссудной задолженности физических лиц (%)
|
Удельный вес
просроченной задолженности, в ссудной задолженности физических лиц (%)
|
Среднедневной
остаток срочной ссудной задолженности физических лиц (тыс.руб)
|
Факт на 01.01.09
|
561 242
|
18 094
|
20 566
|
3,55
|
3,12
|
563 378
|
на 01.02.09
|
582 595
|
21 188
|
24 399
|
4,04%
|
3,51%
|
568 799
|
на 01.03.09
|
572 544
|
20 636
|
23 407
|
3,95%
|
3,48%
|
578 449
|
на 01.04.09
|
553 928
|
20 688
|
23 444
|
4,08%
|
3,60%
|
562 057
|
на 01.05.09
|
541 197
|
20 525
|
23 126
|
4,12%
|
3,65%
|
547 849
|
на 01.06.09
|
523 305
|
20 431
|
25 588
|
4,71%
|
3,76%
|
533 077
|
на 01.07.09
|
521 516
|
21 644
|
26 513
|
4,88%
|
3,98%
|
523 924
|
на 01.08.09
|
514 821
|
25 352
|
26 148
|
4,89%
|
4,69%
|
514 199
|
на 01.09.09
|
509 421
|
25 771
|
48 478
|
9,06%
|
4,82%
|
509 721
|
на 30.09.09
|
481 760
|
46 875
|
47 440
|
8,97%
|
8,87%
|
483 531
|