Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Роль экспериментов в медицинском познании

  • Вид работы:
    Отчет по практике по теме: Роль экспериментов в медицинском познании
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:20:39
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение…………………………………………………………………..3

    Глава 1. Роль приборов в медицине……………………………………5

    1.1. Возрастание роли прибора в медицине…………………………...5

    1.2. Методологические проблемы измерений в медицине…………11

    Глава 2. Диагностика как специфический познавательный

    процесс…………………………………………………………………...13

    2.1. Альтернативность и дополнительность клинико-нозологического и экзистенционально-антропометрического

    подходов в диагностике………………………………………………..13

    2.2. Клинический анализ……………………………………………….21

    Заключение………………………………………………………………25

    Список литературы……………………………………………………..27

















    Введение


    Лабораторная диагностика в настоящее время занимает одно из ведущих мест в медицинской науке и особенно в клинической практике.

    Клинико-диагностические лаборатории являются  лечебно-профилактическими учреждениями и их значение для практики здравоохра­нения чрезвычайно велико, так как от своевременно произведенных лабораторных  исследований зависит подчас не только  здоровье, но и жизнь людей.

    Различные анализ, производимые в клинико-диагностических лабораториях, являются дополнительными, а иногда незаменимыми методами исследования в общем комплексе обследования больного человека.

    С помощью методов лабораторных исследований, проводимых в динамике, удается не только выявить целый ряд тех или иных патологических нарушений в деятельности отдельных органов и систем, но проследить за тече­нием болезненного процесса, а также наблюдать аи эффективностью лечения.

    Клиническая лабораторная диагностика исторически и фактически очень тесно связана с клиникой внутренних болезней, так как в дале­ком прошлом первые диагностические лаборатории появились именно на базе терапевтиче­ских клиник.

    Объект – эксперимент, как метод медицинского познания.

    Предмет – роль экспериментов в медицинском познании.

    Цель – определить роль экспериментов в медицинском познании.

    Задачи:

    1. Проанализировать роль приборов в медицине, а именно:

    - возрастание роли прибора в медицине;

    - методологические проблемы измерений в медицине.

    2. Рассмотреть диагностику как специфический познавательный процесс, т.е.:

    - альтернативность и дополнительность клинико-нозологического и экзистенционально-антропометрического подходов в диагностике;

    - клинический анализ.




























    Глава 1. Роль приборов в медицине

    1.1. Возрастание роли прибора в медицине


    Увеличение числа лечебных учреждений, широкая сеть санаториев, профилакториев, диспансеров, полик­линик, амбулаторий, женских консультаций, оснащение их современным оборудованием и диагностической аппа­ратурой позволяет значительно сократить число больных, улучшить диспансеризацию и снизить смертность от та­ких заболеваний, как гипертония, атеросклероз, ревма­тизм, злокачественные новообразования и др.

    За последнее время лабораторная диагностика зна­чительно обогатилась новейшими достижениями науки и техники. Оснащение лабораторий современной аппарату­рой и оборудованием1: электронными и люминесцентны ми микроскопами, аппаратами для электрофореза и ис­пользование меченых атомов, автоматических счетчиков форменных элементов крови (эритрогемометр, целлоскоп), регистраторов свертывающей способности крови (тромбоэлластограф), и др. ускорило, значительно рас­ширило и усовершенствовало многие методы клиниче­ской диагностики. Так, с помощью современной аппара­туры стало возможным производить бронхоскопию, эзо­фагоскопию, гастроскопию и гастрографию, цистоскопию, ректоскопию и т. д., что значительно облегчает диагности­ку многих заболеваний.

    Внедрение в лабораторную практику новейших мето­дов исследования благодаря оснащению лабораторий современной аппаратурой позволило совершенствовать клиническую диагностику и улучшить обследование боль­ных. Применение комплексных методов обследования дает возможность в ряде случаев выявить ранние и кли­нически бессимптомные признаки некоторых заболева­ний. Выявление этих скрытых нарушений позволяет вра­чу успешно бороться с заболеванием и в ряде случаев предотвратить его развитие.

    В медицинской диагностике большую роль играют приборы, такие как1:

    Молоток перкуссионный (по Захарьину). Предназначен для выстукивания (перкуссии) с целью определения состояния легких, границ сердца и т. д. Этот молоток состоит из ручки (металлической или пластмассовой) и ударника. Для смягчения удара на кон­це ударника имеется резиновый наконечник, который укрепляется при помощи привинчивающегося съемного стального кольца. Все части молотка должны иметь глад­кую полированную поверхность. При изготовлении метал­лических частей из углеродистой стали они должны иметь гальваническое антикоррозийное покрытие.

    Плессиметр. Это небольшая пластинка, изогнутая с обеих сторон, по которой при перкуссии наносят удары молотком. Плессиметр можно изготавливать из металла или из пластмассы.

    Молоток неврологический. Служит для исследования сухожильных рефлексов и устроен ина­че, чем молоток перкуссионный. Неврологический моло­ток отличается более длинной и массивной стальной руч­кой. Ударник его изготовлен из амортизационной резины и рассчитан па удар с обеих сторон.

    Стетоскоп. Применяется для выслушива­ния (аускультации). Представляет трубку длиной 15 см, которая имеет с двух сторон растру­бы (воронки): узкую — диаметром до 3 см (звуковая воронка) и более широкую, съемную, — диаметром до 6 см (слуховая воронка). Просвет трубки 0,5—0,6 см. Стетоскопы бы­вают разных моделей и могут изготов­ляться из дерева, пластмассы или ме­талла. Древесина для изготовления стетоскопов должна обладать хоро­шей звукопроводимостью и достаточ­ной прочностью (липа, клен, береза, кедр).

    Стетоскоп акушерский. Применяется для выслу­шивания сердцебиения плода. Отли­чается от обычного стетоскопа рас­ширенным звуковым раструбом (внутренний диаметр 40 мм).

    Фонендоскоп. В от­личие от стетоскопа фонедоскоп уси­ливает звук при выслушивании. Кор­пус фонендоскопа снабжен мем­браной, которая прикрепляется при помощи съемного навинчивающе­гося прижимного кольца. Корпус фо­нендоскопа и съемное кольцо могут

    изготовляться из латуни или пластмассы. Мембрана из листового эбонита или целлулоида толщиной до 0,2 мм должна обладать достаточной упругостью. На корпусе фо­нендоскопа имеются патрубки для присоединения двух резиновых трубок (длиной 50—60 см), снабжен­ных ушными наконечниками.

    Стетофонендоскоп. Это комбинирован­ный прибор, который объединяет стетоскоп и фонендоскоп, причем при выслушивании их можно применять пооче­редно.

    На корпусе прибора, называемом приемником, смон­тированы под прямым углом стетоскоп в виде воронки и фонендоскоп, мембрана которого защищена металличе­ской или пластмассовой крышкой. Приемник соединяется резиновыми трубками со слуховыми трубками.

    Стетофонендоскопы выпускаются двух типов: 1) сте-тофонендоскоп с резиновыми слуховыми трубками и смен­ными наконечниками двух размеров; 2) стетофонендоскоп с металлическими слуховыми трубками, постоянными на­конечниками и пружиной.

    Включение и выключение какой-либо части прибора (стетоскопа или фонедоскопа) производится в одной моде­ли при помощи крана-переключателя, а в другой — путем поворота на 180° приемника вокруг проходящей через него латунной трубки, которая имеет отверстие для подсоеди­нения стетоскопа или фонендоскопа.

    Сфигмоманометр ртутный. Служит для измерения артериального давления (обычно в плече­вой артерии). Состоит из четырех основных частей: мано­метра, нагнетателя пневматического, манжеты и футляра.

    Манометр в виде стеклянной трубки смонтирован на откидной крышке футляра, которую в рабочем состоянии устанавливают вертикально. Шкала манометра имеет де­ления и цифровые обозначения, показывающие величину давления в миллиметрах ртутного столба. Наименьшее деление соответствует 2 мм рт. ст. Цифровые обозначения указаны от 0 до 250 мм через каждые 10 мм. Нижний ко­нец стеклянной трубки входит в гнездо основания мано­метра, где проходит канал, соединяющий трубку с резер­вуаром, в котором находится ртуть, а верхний конец трубки фиксируется специальным приспособлением (кол­пачком).

    Пневматический нагнетатель состоит из резинового баллона, всасывающего шарикового клапана и вентиля б тройником. К одному концу тройника присоединяется ре­зиновая трубка от манжеты, а к другому— такая же труб­ка для соединения с резервуаром манометра. На корпусе вентиля имеется винт для выпуска воздуха из манжеты.

    Манжета представляет собой резиновый мешок разме­ром 12X27 см, вложенный в защитный матерчатый чехол, оканчивающийся длинным суженным шлейфом с застеж­кой для закрепления манжеты на руке.

    Футляр изготовляется из дерева или пластмассы. Крышка футляра является панелью для манометра и в ра­бочем положении удерживается вертикально при помощи шарнирного устройства и соответствующих фиксаторов.

    При приемке сфигмоманометра обращают внимание на отделку деталей, на прочность крепления и на герметич­ность системы. При сборке и хранении следует руководст­воваться заводским описанием прибора, прилагаемым к сфигмоманометру. Исправность и герметичность системы проверяют в собранном рабочем состоянии, причем при максимальном давлении ртутный столбик не должен са­мопроизвольно опускаться более чем на 2 деления шкалы в течение одной минуты.

    Сфигмоманометр мембранный. Этот прибор предназначен также для определения арте­риального давления. Отличается от сфигмоманометра тем, что вместо ртутного манометра он снабжен манометром мембранного типа.

    Манометр состоит из: а) корпуса; б) мембраны; в) пе­редаточного механизма, связанного с указательной стрел­кой; г) циферблата.

    Давление воздуха в манжете, созданное пневматиче­ским нагнетателем, передается мембране, которая, проги­баясь вперед или спадая, приводит в движение передаточ­ный механизм и через него — стрелку. На циферблате стрелка показывает величину давления. Шкала манометра имеет деления от 0 до 260 мм рт. ст. через каждые 20 мм. Наименьшее деление (штриховка) соответствует 5 мм рт. ст. Стрелка манометра должна иметь плавный ход в пря­мом и обратном движении без заеданий. Пневматическая .система прибора должна быть герметичной. При сопостав­лении показаний тонометра с ртутным манометром рас­хождения не должны превышать ±10 мм рт. ст. При мак­симальном давлении (260 мм) и закрытом вентиле падение давления (обратный ход стрелки) в течение одной минуты не должно превышать 5 мм рт. ст.

    Термометр медицинский. Служит для измере­ния температуры тела и по своей конструкции является саморегистрирующим термометром (максимальным), т. е. показывающим наивысшую температуру, которая имелась во время измерения. Термометр состоит из: а) стеклянной запаянной трубки, суженной внизу для ртутного резервуа­ра; б) капилляра; в) шкалы с делениями от 35 до 42°.

    По своему устройству максимальный термометр отли­чается от обычного наличием очень узкого прохода в ме­сте, где капилляр присоединяется к резервуару. Это при­способление для «максимума» может быть устроено разны­ми способами, например впайкой в дно ртутного резервуара тонкого стеклянного или металлического штифта, верх­ний конец которого входит в отверстие капилляра и обра­зует внутри последнего узкий, кольцевой проход. При­меняется также метод сплющивания капилляра в сред­ней части, после чего остаются два тонких боковых канала.

    Расширяясь, ртуть преодолевает узкий проход капил­ляра, но при понижении температуры ртутный столбик термометра опуститься не может. Чтобы ртуть опустилась, термометр нужно сильно встряхнуть, причем ртуть долж­на быть сброшена ниже деления 35°.

    Каждый термометр должен быть упакован в прочный футляр с крышкой. Гарантийный срок со времени клейме­ния один год; за это время погрешности показаний термо­метра не должны превышать +0,1 и —0,15°.

    Проверка погрешности показания термометра в усло­виях аптеки может быть произведена путем одновремен­ного погружения проверяемых термометров вместе с кон­трольным термометром в теплую воду (не свыше 42°).

    В случаях разрыва ртутного столбика следует приме­нить встряхивание термометра или его погружение в воду (40-42°).

    Рефлектор лобный Симановского. Применяется для освещения отраженным светом полостей носа, горла и уха. Инструмент состоит из металлического диска, в который вправлено вогнутое зеркало диаметром 90 мм. В центре зеркала и диска имеется отверстие. Диск прикрепляется к матерчатой ленте специальным приспо­соблением, которое позволяет фиксировать рефлектор на лбу врача в нужном положении. В стекле зеркала не должно быть дефектов, искажающих отражение, а само зерка­ло должно плотно прилегать к оправе.

    Зеркало гортанное. Это плоское круглое зеркало в металлической оправе со стержнем для укрепления в ручке. Выпускаются диаметром 12, 15, 21, 25 и 27 мм. Зер­кало диаметром 8 мм называется носоглоточным.

    1.2. Методологические проблемы измерений в медицине


    В результате научно-технического прогресса медицина превратилась из сферы деятельности,    имевшей    преимущественно эмпирические основы, в обширную область научных дисциплин, располагающих теоретической базой, специфическими методами исследования,   математическим   аппаратом и быстро растущей системой научных знаний, успешно применяемых на практике. Современная медицина опирается не только на результаты врачебных наблюдений, внешние описания фактов и их классификацию, но и на измерения различных   параметров   биологических явлений, происходящих в организме человека, на познание механизмов этих явлений и системный их анализ.

    Законом развития клинической диагностики стало постоянное повышение значения объективных    методов    исследования организма человека, которые можно разделить на три группы1: 1. Методы выявления и изучения изменений структуры тканей и  пространственных   соотношений   органов друг с другом (рентгенологическое исследование, в том числе с применением контрастных сред; электрорентгенография, радиоизотопное сканирование, ультразвуковое исследование органов, тепловидение, различные виды эндоскопии и т. п.).

    2. Методы функционального   изучения   органов и систем, в том числе по их электрическим (электрокардиография, электро-энцефалография, электромиография, реолрафия),    магнитным (магнитокардиография), механическим   (сфигмография, рентгенокимография),  звуковым  (фонокардиография)  свойствам, способности к выделению или накоплению изотопов, изучение внешнего дыхания, гемодинамики и т.д. Методы выявления нарушений химического и клеточного состава биологических жидкостей и тканей — прижизненно и постмортально.  

    Методы, относящиеся к первой и второй группам, применяются непосредственно на больных, т. е. являются методами, выполняемыми in vivo, тогда как методы третьей группы требуют лишь  наличия пробы  биологической жидкости, исследуемой в лаборатории.



























    Глава 2. Диагностика как специфический познавательный

    процесс

    2.1. Альтернативность и дополнительность клинико-нозологического и экзистенционально-антропометрического

    подходов в диагностике


    Заболевание (син.: патологическое состояние) — ком­плекс внешне видимых изменений организма, субъектив­ных ощущений и (или) физикальных, лабораторных, ин­струментальных признаков, которые расцениваются вра­чом как отклонение от нормы.

    Нозологическая форма (син.: болезнь) — выделенный в классификации болезней под лаконичным названием некоторый набор клинических и (или) лабораторно-инструментальных признаков (симптомов) заболевания, обнаружение которого у больного позволяет врачу назна­чить рекомендуемое лечение с гарантированным эф­фектом.

    Определяя вышеуказанным образом понятие нозоло­гической формы, мы исходили из нужд практической врачебной деятельности, т. е. основной цели диагностики болезни — назначения наиболее целесообразного лечения. После установления соответствия между группой признаков заболевания и нозологической формой из классифика­ции цель диагностики болезни (назначение эффективного лечения) достигнута, и врачу остается лишь назначить лечение, рекомендуемое при установленной им нозологи­ческой форме.

    Диагноз — врачебное лаконичное описание заболева­ния в виде перечня нозологических форм.

    Исходя из вышеуказанных определений, понятие «за­болевание» считается шире понятия «болезнь», поскольку у больного может наблюдаться сложное заболевание, включающее несколько нозологических единиц (болез­ней).

    Диагностическая гипотеза (концепция) — предпола­гаемая врачом нозологическая форма (комплекс нозоло­гических форм) заболевания.

    Если в диагноз включаются диагностические гипотезы, то он является предварительным или вероятным, а окон­чательный диагноз основывается лишь на верифицирован­ных нозологических формах. Нередко одну часть диагноза доставляет перечень диагностических гипотез, а другую — точно установленные нозологические формы, и тогда он является только отчасти предположительным.

    Симптом — элементарное проявление болезни, которое ощущается или замечается больным или выявляется при опросе, осмотре, физикальном обследовании врачом или обнаруживается лабораторными, инструментальными ме­тодами. Поскольку симптом является элементарным при­знаком болезни, он не может, в свою очередь, состоять из набора симптомов. На практике симптом заболевания нередко трактуется врачом в более узком смысле: как элементарное проявление болезни, выявляемое при опросе или осмотре, но не с помощью лабораторных или инстру­ментальных методов. Понятия симптом и признак болезни употребляются в настоящем издании как эквивалентные1.

    Каждый   выявляемый   у   больного   симптом   должен быть   охарактеризован   врачом   относительно   диагностической   гипотезы   как:   диагностический,   специфический, неспецифический  или  нехарактерный.  Ниже  приводится развернутое определение указанных понятий.

    Диагностический симптом (признак, критерий) свойствен единственной нозологической форме. Следовательно, обнаружение диагностического симптома делает предполагаемый диагноз (а при случайной находке и непредполагаемый) окончательным. Например, для рака щитовидной железы диагностическим признаком является характерная гистологическая картина новообразования, а для сахарного диабета — определенный уровень гли­кемии.

    Специфический симптом (признак) встре­чается при ограниченном круге нозологических форм, чем, собственно, и определяется специфичность симптома для некоторой болезни. Например, жажда является специфи­ческим симптомом сахарного диабета, поскольку круг болезней, при которых наблюдается этот симптом, весьма ограничен.

    Неспецифический симптом встречается при широком круге нозологических форм, в том числе и при предполагаемой болезни. Например, общая слабость, снижение трудоспособности — неспецифические симптомы сахарного диабета, поскольку они также сопутствуют любой другой тяжелой болезни.

    Нехарактерный симптом никогда не наблю­дается при рассматриваемой (предполагаемой) нозологии.

    Следует отличать часто встречаемый при некоторой болезни симптом от специфического, так как это отнюдь не одно и то же: жажда, например, специфический и ча­стый симптом сахарного диабета, а «ложкообразные» ногти — специфический, но редкий симптом диффузного токсического зоба. Общая слабость — частый неспецифи­ческий симптом сахарного диабета, а генерализованный гипертрихоз — редкий неспецифический симптом первич­ного гипотиреоза. Таким образом, симптом может быть охарактеризован как специфический частый (редкий) или как неспецифический частый (редкий).

    В клинической практике комплекс специфических симптомов, выявляемых у больного, имеет для диагности­ки болезни, по крайней мере, не меньшее значение, чем диагностический признак, тем более что и диагностический тест может давать как ложноотрицательные, так и ложно-положительные результаты. Как указывалось выше, для рака щитовидной железы диагностическим признаком является гистологическая картина пораженного участка. Однако, если в пунктате «холодного» узла щитовидной железы отсутствуют характерные для рака патологические изменения, это, тем не менее, не позволяет врачу катего­рически исключить злокачественное новообразование, поскольку пунктат мог быть получен не из узла, а из здоровой ткани щитовидной железы или гистологическая картина опухолевой ткани оказалась близкой к нормаль­ной, и у гистолога не было достаточных оснований для категорического заключения. Следовательно, если диагно­стический признак обнаруживается (и притом исключен ложноположительный результат), то предполагаемый ди­агноз подтверждается, а если не выявляется, то диагно­стическая гипотеза может и не отвергаться, особенно если у больного имеются специфические симптомы или у врача отсутствует полная уверенность в надежности исследования. Таким образом, специфические симптомы для врача, как правило, не менее значимы, чем диагно­стический признак, тем более что в последнее время наблюдается неблагоприятная для практической врачебной деятельности тенденция развития лабораторно-инструментальных методов диагностики: чем более надежен диаг­ностический признак, тем труднее его получить технически. Например, обнаружение в сыворотке антител к ан­тигенам щитовидной железы является надежным диагно­стическим критерием аутоиммунного тиреоидита, но тако­го рода исследование доступно, к сожалению, ограничен­ному числу лабораторий1.

    Можно также указать болезни, для которых отсут­ствует диагностический признак. Исходя из вышеприве­денных определений, очевидно, что широко распростра­ненная гипертоническая болезнь вообще не имеет диагно­стического признака, так как повышенное артериальное давление, на основе которого диагностируется эта болезнь, — всего лишь специфический для гипертонической болезни синдром. Именно поэтому диагноз гипертони­ческой болезни ставится путем исключения у больного помологических форм, имеющих диагностические призна­ки (в частности, эндокринные гипертонии и др.).

    Симптомокомплекс — сочетание симптомов, объеди­ненных некоторым единым принципом. По патогенетическому единству формируется, например, симптомокомплекс, отражающий повышенное теплообразование при тиреотоксикозе: потливость, хорошая переносимость холода и плохая — жары, симптом «простыни» и др. Симптомы могут быть сгруппированы и по степени специфич­ности относительно некоторой нозологической формы: симптомокомплексы специфичные в противовес неспецифичным.

    Синдром  — симптомокомплекс, специфичный для определенной нозологической формы, имеющий единое обозначение (название, наименование) в соответствии с меди­цинской терминологией. При этом для синдрома, как и симптома, можно указать степень его специфичности относительно нозологической формы. Иногда синдромом исчерпывается описание болезни (например, синдром Пик­вика), и тогда его обнаружение равносильно установлению диагноза, т. е. в этом случае синдром эквивалентен диаг­ностическому признаку. Но обычно синдром составляет лишь часть клинической картины болезни, и его обнару­жение хотя и повышает вероятность выявления предпола­гаемой нозологической формы, но, однако, не является достаточным для установления окончательного диагноза, поскольку такой синдром может, например, наблюдаться и при других болезнях или симптомокомплекс, характер­ный для синдрома, может возникнуть при достаточно вероятном у больного сочетании сопутствующих нозологи­ческих форм. Иногда синдромом называют патогенетиче­ски связанное сочетание двух или более нозологических форм (синдром Шмидта, например, который характери­зуется сочетанием первичного гипотиреоза и первичной надпочечниковой недостаточности, развившихся вслед­ствие аутоиммунного поражения эндокринных желез).

    Диагностический поиск — опрос, осмотр и (или) ин­струментально-лабораторное обследование, направленные на выявление специфических и диагностических признаков болезни.

    В клинической практике можно наблюдать два основ­ных вида диагностического поиска. Во-первых, когда врач интервьюирует и обследует впервые обратившегося за медицинской помощью человека с не диагностированной ранее болезнью, он пытается оценить состояние его здо­ровья и найти какой-либо специфический симптом исход­но неизвестной болезни, что позволило бы аргументиро­ванно высказать диагностическую гипотезу. Во-вторых, после построения диагностической гипотезы задача врача существенно упрощается, так как далее поиск ограни­чивается специфическими симптомами предполагаемой болезни, а не любой возможной. Итак, с учетом сказанно­го определим эти два вида диагностического поиска.

    Донозологическая диагностика — опрос, осмотр и (или) инструментально-лабораторное обследо­вание, направленные на выявление специфических и диаг­ностических признаков какой-либо из всех известных врачу нозологических форм.

    Нозологическая диагностика (син.: ди­агностика болезни или нозологической формы) — опрос, осмотр и (или) инструментально-лабораторное обследова­ние, направленные на выявление специфических и диагностических признаков предполагаемой болезни. Следова­тельно, в случае нозологической диагностики диагности­ческий поиск направляется диагностической гипотезой, а при донозологической — некоторой общей схемой обследования.

    Для удобства анализа собираемой информации диагно­стический   поиск  разделяют   на   этапы,   выделяя   обычно следующие    (по   В. И. Маколкину)1:   первый   завершается сбором   жалоб,   второй   включает   историю   заболевания, третий — историю   жизни,   четвертый — данные   осмотра, пятый — лабораторно-инструментальное обследование, хо­тя  можно предположить и другие градации. Завершение каждого из этапов требует обоснования ведущей диагно­стической гипотезы и дифференцирования ее по имеющейся   информации  от  конкурирующих,   поэтому диагностический   поиск,   благодаря   обозримости,   упрощается,   что удобно  для  молодых,  начинающих  клиницистов.   Вместе с тем,  как будет ясно из дальнейшего подробного изло­жения приемов обоснования и дифференцирования болезней,   для   процесса   принятия   диагностически значимых   решений   характерны   гораздо   более   «мелкие шаги», чем этапы.

    Что касается экзистенционально-антропометрического метода, то к нему относятся такие приборы, как1:

    Весы медицинские. Наиболее распрост­ранены весы, состоящие из: площадки для взвешивания; штатива-колонки, в которой проходят тяги от рычагов, расположенных под площадкой, к рычагам на коромысле; кронштейна с коромыслом. На коромысле расположены две пластины; шкала на нижней пластине имеет деления, показывающие вес через каждые 10 кг до 150кг, а на верх­ней—0,1—0,2—0,3—0,4—0,5 и т. д. до 10 кг. На пласти­нах находятся передвигающиеся гири.

    С целью получения точных показаний весы должны быть установлены строго вертикально. Для этого использу­ют «отвес», спускающийся вдоль колонки. Регулирование равновесия коромысла производится путем вращения спе­циальных грузиков до тех пор, пока расстояние между кончиками коромысла и кронштейна станет меньше 3 мм. Для определения правильности показаний весов на их пло­щадку кладут гирьку весом 100 г; такой же вес должен обозначаться и на верхней шкале.

    Ростомер деревянный. Служит для из­мерения роста человека в двух положениях: сидя и стоя. Ростомер состоит из: опорной площадки (основания); стойки с измерительной линейкой (металлической или де­ревянной); ползунка, фиксирующего показания роста; скамейки с откидным сиденьем.

    На шкале измерительной линейки должны быть нане­сены прочной краской деления через каждые 0,5 см: на одной половине (темный фон) от 0 до 170 см, а па другой (светлый фон) — от 40 до 210 см. Цифровые обозначения делают через каждые 2 см. Требования к ползунку: он дол­жен свободно передвигаться по измерительной линейке, сохраняя прямой угол.

    Основные габариты ростомера: высота 220 см, высота скамейки 40 см, размер основания 53X42 см. Ростомер, за исключением шкалы, окрашивают в белый или кремо­вый цвет.

    Спирометр. Прибор предна­значен для измерения жизненной емкости легких человека (до 7500 мл). Состоит из двух цилиндров — наружного и внутреннего. В верхней части наружного цилиндра сделано смотровое окно с от­метками: «линия отсчета» и «уро­вень воды». На дне этого цилин­дра имеется металлическая труб­ка, к которой присоединена рези­новая трубка со стеклянным нако­нечником. Наружный цилиндр слу­жит для заливания в него воды (до красной черты).

    К внутреннему цилиндру при­соединен поплавок в виде гермети­ческой камеры, на наружной стен­ке внутреннего цилиндра, обращен­ной к смотровому окну, расположе­на шкала с делениями через каждые 100 мл. На внутреннем и наруж­ном цилиндрах имеются направля­ющие ребра и прорези, которые обеспечивают строго вертикальное и точное движение внутреннего цилиндра для наблюдения через смотровое окно за шкалой. Каче­ство спирометра определяется свободными движениями внутреннего цилиндра (без перекосов), а также отсутствием подтекания воды или выхождения воздуха.

    Динамометры. Ди­намометр служит для измерения силы. Конструкция динамометров включает стальную тарированную пружину. Деформация пружины передается с помощью передаточ­ного механизма стрелке, которая показывает на шкале силу в кило­граммах. Существуют ручной и становой динамометры.

    Динамометр ручной для взрослых рассчитан на нагрузку до 90 кг с делениями шкалы на 2 кг, а динамометр для детей — на 30 кг с делениями на 1 кг.

    Динамометр становой. В комплект этого динамометра входят: металлическая планка для крепления к полу; цепь для соединения планки с ди­намометром; динамометр, имеющий шкалу с деления­ми от 5 до 300 кг; рукоятка.

    Правильность показания динамометров проверяется пу­тем нагрузки соответствующими грузами, а на заводах — с помощью специальных контрольных приборов. После снятия нагрузок стрелки динамометров должны устанав­ливаться на нулевом делении.


    2.2. Клинический анализ


    В результате длительного пути развития сложилось совре­менное представление о клинической лабораторной диагностике как о медицинской научной дисциплине, изучающей закономерности взаимосвязей между физиологическими и патологически­ми состояниями, с одной стороны, и клеточным и химическим составом биологических жидкостей — с другой (клиническая патобиология и патобиохимия), разрабатывающей методы объ­ективного исследования клеточного и химического состава био­логических жидкостей (клиническая аналитика), применяющей сведения, полученные с помощью упомянутых методов, для выявления отклонений от нормы, установления диагноза болезни и контроля за лечением (клиническая лабораторная информа­ция)1.

    Клиническая лабораторная диагностика возникла и сформировалась на стыке таких фундаментальных наук, как химия, физика, биология и клинической медицины. У фундаментальных наук лабораторная диагностика постоянно заимствует новые теоретические знания, методы и средства исследования. Клиническая медицина ставит перед лабораторной диагностикой все новые задачи, связанные с усложнением и интенсификацией методов диагностики и лечения.

    Закону возрастания роли объективных методов исследования в клинической диагностике соответствует тенденция к повышению информативности лабораторных исследований. Она заключается в постоянном совершенствовании возможностей лабораторной диагностики, направленных на увеличение знаний врача о состоянии и резервных возможностях организма больного в каждый данный момент, о состоянии основных органов и физиологических  систем организма человека, о глубине поражения органов и клеток, о периодах патологического процесса.

    Изучаемые современной   лабораторной   диагностикой химические  и клеточные компоненты биологических жидкостей имеют двоякое происхождение. Большинство из них эндогенные, т. е. образованные в организме. Это субстраты и метаболиты химических   процессов в организме, катализирующие эти процессы ферменты, их кофакторы, активаторы и ингибиторы, гуморальные агенты регуляторных систем (гормоны эндокринных желез, нервные медиаторы, тканевые биологически активные вещества), факторы свертывания крови, противосвертывающей системы и фибринолиза,  иммунные тела,    клетки    кроветворной системы, эпителий полых органов. Наряду с ними  в  клинических условиях исследуют также компоненты экзогенного    характера,    попавшие тем или иным путем в организм и связанные с возникновением его патологии: паразитарные  организмы — простейшие,  глисты,  бактерии,  вирусы,  грибки; токсические вещества, в том числе токсины, металлы, спирты, лекарственные соединения1.

    Изучение перечисленных веществ, клеток, организмов составляет предмет отдельных дисциплин — биохимии,    иммунологии, цитологии, микробиологии, паразитологии, токсикологии.  Кли­ническая лабораторная диагностика, заимствуя из этих дисциплин теоретические сведения и методы исследования, формирует свои отрасли—клиническую биохимию, клиническую иммуноло­гию, клиническую цитологию (в том числе гематологическую цитологию и цитологию опухолей), клиническую лабораторную токсикологию, клиническую микробиологию (включая бактерио­логию, вирусологию), микологию, клиническую лабораторную паразитологию.

    Большое влияние на прогресс этих отраслей оказывают по­требности клинической медицины. Так, в последние десятилетия наблюдается интенсивное развитие клинической иммунологии, что обусловлено как успехами в области теоретической имму­нологии, молекулярной биологии, генетики, так и значительным усилением интереса к изучению аутоиммунных болезней, к про­блеме трансплантационного иммунитета, иммунодефицитных состояний.

    Несмотря на самостоятельность каждой из отраслей клинической лабораторной диагностики, обусловленную спецификой объекта изучения и теоретического базиса, различием исследо­вательских приемов, между этими отраслями существуют тес­ные связи, объединяющие их в комплексную научную медицин­скую дисциплину. Среди объединяющих их факторов — общность задач исследования, единство исследуемой среды и самого исследуемого организма, необходимость сопоставления результатов исследований, относящихся к различным разделам лабораторной диагностики, объединение разных видов исследо­ваний в рамках диагностических программ, взаимное использо­вание методических приемов. Так, химический подход исполь­зуется ныне в иммунологии (иммунохимия), в цитологии (ци­тохимия), в микробиологии (биохимические методы дифферен­циации микроорганизмов). В этом выражается единая химиче­ская основа биологических процессов.

    Изложенная концепция клинической лабораторной диагно­стики как единой и самостоятельной научной дисциплины не яв­ляется бесспорно принимаемой как в нашей стране, так и за ру­бежом. Во многих странах существует четкое разделение этой сферы знаний на три самостоятельные области: клиническую биохимию (или клиническую химическую патологию), клини­ческую гематологию (обычно рассматриваемую совместно с трансфузиологией), клиническую микробиологию (совместно пли раздельно с клинической вирусологией).

    На современном этапе развития клинической диагностики в нашей стране концепция клиниче­ской лабораторной диагностики как самостоятельной науки комплексного характера в наибольшей мере отвечает и состоя­нию научных знаний, и потребностям практики здравоохране­ния. Решающими аргументами в пользу ее выделения в рамках клинической диагностики являются объем и широта ее научного базиса и методического арсенала, необходимость специальных знаний для внедрения современных методов исследования и пра­вильного использования их результатов. Современная лабора­торная диагностика — это определенная система знаний и навы­ков, значительных по объему и сложных по характеру, требую­щих подготовки специалистов лабораторного дела. Выделение лабораторной диагностики — прямое следствие процесса специа­лизации в клинической медицине1.





    Заключение


    Анализ сложившегося состояния и наметившихся тенденций в тактике лабораторной диагностики позволяет утверждать, что они развиваются в направлении от односторонних и однократ­ных исследований к многосторонним и многократным.

    Когда арсенал методов исчислялся двумя-тремя десятками и для оценки той или иной функции был известен всего один метод, лабораторной диагностике был свойствен выборочный принцип лабораторного обследования: назначали одно или дру­гое исследование, и по его результатам судили о состоянии больного. Однако со временем недостаточность такого подхода стала очевидной, и проявлением неудовлетворенности им стало проведение так называемых общеклинических анализов крови, мочи и т. д. Такой анализ объединял собой стандартную группу исследований, которая давала представление о состоянии систе­мы крови, о наличии воспалительных и других патологических процессов в организме и т. п.

    С развитием клинической биохимии этот подход распростра­нился и на биохимические исследования. Появились термины «печеночный профиль», «батарея ферментных тестов» и т. д., возникло понятие «лабораторная констелляция», включающее группу методов, объединенных в поиске патологии определенно­го органа (узкоцелевая констелляция) или в диагностике пора­жения различных органов (общепоисковая констелляция). В качестве примера констелляции первого типа может служить такой набор тестов: определение билирубина, холестерина, альбумина, тимоловая проба, исследование активности аминотрансфераз, щелочной фосфатазы. Результат такого комплекса исследований может не только подтвердить предположение о па­тологии печени, но и дать основания для суждения о характере поражения ее клеток (воспаление, застой, цитолиз, гепатоцитарная недостаточность).

    Многократность исследования повышает надежность инфор­мации о наличии патологии с учетом влияния биологических ритмов, позволяет следить за течением болезни, за результата­ми лечения и необходима для проведения функциональных и фар­макологических проб. Одномоментное многостороннее лабора­торное обследование может иметь либо общепоисковый харак­тер (при первом контакте с больным, при поступлении в ста­ционар, при профилактическом осмотре), либо быть целена­правленным (обследование групп риска, и др.).

    Внедрение многократных и многосторонних исследований, применение констелляционного принципа значительно увеличили поток лабораторной информации. Это способствовало улучше­нию диагностики, выявлению скрытых форм патологии. Однако с накоплением опыта возник вопрос о том, насколько эффектив­но используется эта обильная информация в диагностическом процессе, насколько рационально расширение лабораторного обследования пациентов.

    Выбор тестов для каждого этапа должен основываться на большой исследовательской работе по определению диагности­ческой специфичности и чувствительности каждого теста и их комбинаций в соответствии с указанными выше критериями. Проведение такой оценки не обходится без применения ЭВМ. Дифференциально-диагностические программы представляют собой алгоритмы, последовательное осуществление которых приводит наиболее рациональным образом к различению близ­ких форм патологии и идентификации патологического состоя­ния.








    Список литературы


    1. Безак В.И. Медицинский инструментарий и аппаратура. – М.: Медицина, 1999.

    2. Великорецкий А.Н. Медицинская техника. – М.: Медицина, 1991.

    3. Вогралик В.Г. Новый метод диагностики болезней. – М.: Медицина, 2001.

    4. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. – Л.: Медицина, 1998.

    5. Древаль А.В. Диагностика болезней. – М.: Медицина, 1994.

    6. Иванов И.И., Коровкин Б.Ф., Маркелов И.М. Введение в клинический анализ. – Л.: Медицина, 1994.

    7. Катона З. Техника лечит. – Л.: Медицина, 1990.

    8. Кац А.М., Канторович А.С. Мерные и дозирующие устройства для клинико-диагностических лабораторий. – М.: Медицина, 1999.

    9. Комаров Ф.И., Коровкин Б.Ф., Меньшиков В.В. Биохимические исследования в клинике. – М.: Медицина, 1996.

    10.   Неменова Ю.М. Методы клинических лабораторных исследований. – М.: Медицина, 1997.

    11.   Руководство по клиническому анализу / Под ред. В.Г. Баранова. – Л: Медицина, 1997.

    12.   Руководство по клинической лабораторной диагностике. – М.: Медицина, 1992.

    13.   Рябов С.И., Наточин Ю.В., Бондаренко Б.Б. Диагностика болезней внутренних органов. – Л.: Медицина, 1999.

    14.   Сергеева Н.А. Новая техника в медицине. – М.: Медицина, 1997.

    15.   Энциклопедия для клинического обследования больного. – М.: Медицина, 1993.



    1 Древаль А.В. Диагностика болезней. – М.: Медицина, 1994.6-7.

    1 Великорецкий А.Н. Медицинская техника. – М.: Медицина, 1991. 9-14.

    1 Рябов С.И., Наточин Ю.В., Бондаренко Б.Б. Диагностика болезней внутренних органов. – Л.: Медицина, 1999. С. 8-11.

    1 Энциклопедия для клинического обследования больного. – М.: Медицина, 1993. С. 294-300.

    1 Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. – Л.: Медицина, 1998. С. 297.

    1 Неменова Ю.М. Методы клинических лабораторных исследований. – М.: Медицина, 1997. С. 152.

    1 Безак В.И. Медицинский инструментарий и аппаратура. – М.: Медицина, 1999. С. 91-96.

    1 Иванов И.И., Коровкин Б.Ф., Маркелов И.М. Введение в клинический анализ. – Л.: Медицина, 1994. С. 74.

    1 Руководство по клиническому анализу / Под ред. В.Г. Баранова. – Л: Медицина, 1997. С. 30-31.

    1 Руководство по клинической лабораторной диагностике. – М.: Медицина, 1992. С. 24-26.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Роль экспериментов в медицинском познании ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.