Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Рынок труда

  • Вид работы:
    Отчет по практике по теме: Рынок труда
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:20:39
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение

    4

    Глава 1.Понятие рынка труда, его сущность

    7

    1.1  Понятие рынка труда

    7

    1.2  Субъекты рынка труда

    9

    1.3  Типология и структура рынка труда

    12

    1.4  Основные показатели, характеризующие рынок труда

    16

    1.5 Конкуренция на рынке труда

    19

    Глава 2. Особенности рынка труда в Российской Федерации

    25

    2.1 Современное состояние рынка труда в России, его особенности

    25

    2.2 «Теневой» фактор в условиях российского рынка труда

    36

    2.3 Скорость формирования рынка труда в РФ

    38

    2.4 Стратегии развития рынка труда в Российской федерации

    45

    Заключение


    Список используемой литературы
















    Введение


    В системе экономических отношений рынок труда занимает важное место. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, которые представляют государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер. Они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

    Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием, происходящих процессов на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

    Рынок труда является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований. Складывающаяся многоукладная экономика и ее структурная перестройка предъявляют новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, обостряет конкуренцию между работниками. Тем самым актуализируются задачи выяснения влияния факторов, которые формируют процессы на рынке труда, оценки закономерностей, тенденций и перспектив его развития.

    Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, которые лишились работы. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и, в целом рынок труда, актуальны для экономики страны и актуальны для рассмотрения.

    На эволюцию российского рынка труда не мог не наложить серьезного отпечатка трансформационный кризис, в условиях которого она протекала. С одной стороны, России, как странам ЦВЕ, не удалось избежать резкого сжатия совокупного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением государственного субсидирования предприятий, что имело крайне негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости. С другой стороны, под влиянием таких факторов как разрыв устоявшихся хозяйственных связей, новая структура относительных цен на товары и факторы производства, резкое обострение конкуренции и т. п. она столкнулась с необходимостью крупномасштабного перераспределения ресурсов, включая рабочую силу.

    Рынок труда в системе экономики свободного предпринимательства играет совершенно особую роль, что обусловлено спецификой товара, представленного на данном рынке. Рабочая сила, носителем которой является человек, и которая служит опорой и стержнем формирования личности, выступает на рынке труда в качестве товара. Особенности индивидуальной рабочей силы должны учитываться государством и работодателем при построении отношений занятости в рамках рынка труда любого уровня.

    Происходящая в настоящее время в России трансформация социально-трудовых отношений связана с формированием рынка труда в экономической системе страны. Механизм формирования и функционирования рынка труда в различных странах имеет как ряд общих черт, так и множество отличий, обусловленных спецификой развития. Формирование рынка труда в России имеет определенные преимущества и недостатки по сравнению с эволюционным ходом развития рынка труда, характерного для большинства развитых стран.

    На параметры российского рынка труда существенное влияние оказывает то, что он формируется в условиях выхода из глубокого социально-экономического кризиса, охватившего все стороны жизни общества в 1990-е годы. В целом формирование рынка труда протекает под влиянием различных факторов: одни являются предпосылками успешного решения проблем занятости в стране, другие, наоборот, будут провоцировать обострение этих проблем.

    Целью данной работы является рассмотрение особенностей рынка.


    Глава 1. Понятие рынка труда, его сущность

     

    1.1   Понятие рынка труда


    Согласно определению Международной организации труда (МОТ), которого придерживаются многие зарубежные профсоюзы и специалисты по труду, рынок труда - это сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда.

    То есть, можно сказать, что в рыночной экономике движение работников-собственников своей рабочей силы относительно рабочих мест опосредуется рынком труда. На нём осуществляется купля-продажа рабочей силы. Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, который за счёт взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально - квалификационных разрезах. На рынке труда складываются отношения между работодателями и наёмными работниками, способствующие соединению рабочей силы со средствами производства. Тем самым удовлетворяется потребность первых в труде, а вторых в заработной плате.

    Специфика рынка труда во многом определяется особенностями того товара, который на нем представлен. Так что же продается и покупается на этом рынке? Ответ как будто очевиден, - конечно же, труд. Но ведь труд есть функция самого работника, затрата его физической и умственной энергии в процессе производства благ. Труд неотделим от человека как такового, он является формой жизнедеятельности личности и постольку не может быть объектом купли-продажи в политически и экономически свободном обществе. А ведь экономическая, а, следовательно, и политическая свобода есть важнейшее условие рыночного хозяйства. Свободный человек не может быть продан, и постольку не могут служить объектом купли-продажи неотделимые от него функции, в том числе и труд. Поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количество и качество которых зависят от многих факторов - уровня профессиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросовестности и других. Купля-продажа услуг труда выступает в форме найма свободного работника на определенных условиях, касающихся продолжительности рабочего дня, размеров заработной платы, должностных обязанностей и некоторых иных. На период найма работодатель бизнес или государство - покупает право на использование услуг труда продавца, а не на сам труд, собственником которого продолжает оставаться наемный работник. Поэтому в общепринятом выражении «рынок труда» следует видеть категорию «рынок услуг труда».

    Своеобразным вариантом расширенной трактовки рынка труда является высказываемое некоторыми авторами мнения, что в состав рынка труда входит и рынок рабочих мест. Признавая наличие тесных взаимосвязей между этими рынками, считаем, что такая позиция вряд ли заслуживает поддержки. Дело в том, что её сторонники не учитывают экономической спецификации субъектов обоих рынков. Субъектами рынка труда являются как наёмные работники, так и работодатели. На рынке труда сходятся и те, и другие, совершая куплю – продажу рабочей силы и заключая договора найма.

    Рабочие места на рынке труда не обращаются. Это объект другого рынка - рынка рабочих мест. Его субъектами выступают собственники средств производства, поскольку оборот рабочих мест совершается только между ними. Наёмные работники в этом обороте не участвуют по причине отсутствия требуемых денежных ресурсов.

    Таким образом, различие объектов обращения (рабочая сила и рабочие места), а так же несовпадении контрагентов (продавец рабочей силы и работодатель как покупатель на рынке труда) и собственников рабочих мест (в качестве как продавцов, так и покупателей на рынке рабочих мест) дают основание считать рынки труда и рынки рабочих мест автономными.

    Итак, рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.


    1.2  Субъекты рынка труда


    На современном этапе развития экономики рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда – это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников) труда.

    На рынке труда существуют три основных агента предприниматели, профсоюзы и государство. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако, главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

    Вместе с тем особенностью современной государственной политики России является децентрализация регулирования трудовых отношений. Государство, оставаясь фактически гарантом трудовых прав граждан, практически утратило функции всеобщего работодателя и всевластие в трудовых отношениях, что предполагает более тесное участие работодателей и профсоюзов в принятии социально-экономических решений и определении условий труда и передачу решения многих вопросов на уровень конкретных сторон.

    Государственный механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п.

    Профессиональный союз (сокращенно профсоюз) – массовая общественная организация, объединяющая на добровольных началах рабочих и служащих по профессиональному признаку. Они обладают широкими полномочиями: осуществляют контроль за исполнением трудового законодательства, за состоянием техники безопасности на предприятиях, заключают с администрацией предприятия коллективные договоры, разрешают трудовые споры.

    Но основная задача деятельности профсоюза – повышение заработной платы. В связи с этим видный американский экономист П. Самуэльсон выделяет 3 основных метода, которыми пользуются профсоюзы для достижения этой цели.

    Профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это достигается, например, введением высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию законов о максимальном рабочем дне, увеличением срока учёбы при подготовке к той или иной профессии.

    Профсоюзы могут добиваться повышения ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия.

    Профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх по кривой спроса на труд. При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких протекционистских таможенных тарифов. Эти меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны, в результате чего увеличится количество используемого труда и возрастет заработная плата.

    Профсоюзы также пытались использовать законодательство для достижения такой своей стратегической цели, как увеличение издержек на другие ресурсы, которые являются потенциальными заменителями труда работников. Некоторые профсоюзы работников транспорта добились гарантии минимального размера экипажа. Такие условия не позволяют работодателям заменять труд работника на какое-либо техническое новшество.

    В некоторых случаях профсоюз и работодатель могут прийти к такому соглашению, в котором реальная заработная плата возрастает в обмен на согласие профсоюза вносить определенные изменения в производственный процесс, которые могут привести к увеличению производительности труда. Если такое соглашение открыто увязано с условиями увеличения производительности труда, то принято говорить, что такие переговоры являются переговорами о производительности. Более типичными являются такие случаи, когда профсоюзы добиваются уступок у руководства фирм, когда могут вынудить его принять дополнительные издержки. Эти издержки обычно принимают форму так называемой работы по правилам или же забастовки.

    Забастовка– это попытка отказать фирме в труде всех членов профсоюзов. Часто успех подобного рода формы протеста зависит о целого ряда факторов, как-то: прибыльности фирмы и ее возможности повысить цены, не потеряв при этом свой рынок; от финансовых ресурсов фирмы, которые позволили бы ей компенсировать убытки, нанесенные забастовкой; от способности самого профсоюза причинить фирме убытки, при этом компенсировав потери рабочих связанные с забастовкой.

    Западные профсоюзы возникли как форма институционализации социальных интересов наемных работников, их ведущая функция – улучшение рыночной ситуации продажи членами профсоюза своей рабочей силы. Советские же профсоюзы имели совершенно иное происхождение. На уровне страны система управления включала государственные органы, партийные и профсоюзные. На уровне предприятия – административные, первичные партийные и профсоюзные организации. Профсоюзы не только являлись проводниками воли правящего субъекта, но и осуществляли обратную связь, выполняли защитную функцию, снижая этим социальное напряжение.

    В посткоммунистический период монолитность профсоюзов, универсальность форм их организации и содержания деятельности исчезли. Однако до сих пор большинство профсоюзов являются частью системы менеджмента, выполняющей жизненно важные для работников социальные функции.

    Роль профсоюзов на рынке труда в России была конкретизирована в 1995 г. Федеральным законом «О профессиональных союзах» и другими законодательными актами («О коллективных договорах» и пр.).

    Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

    1.3  Типология и структура рынка труда


    Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего, из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определенного возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55). Тем не менее, в общей численности населения можно выделить 2 крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму.

    При всей схожести развития экономики и социальных сфер развитых стран политика занятости в каждой из этих стран привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда.

    Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, т.к. они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия.

    Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению с внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.

    Тенденции в экономическом развитии, которые приводят к сокращению продолжительности рабочего времени, вызывают к жизни новую форму функционирования рынка труда – гибкий рынок труда.

    Структурная перестройка экономики, сокращение удельного веса занятости в промышленности и увеличение сферы услуг с ее возможной организацией нестандартных форм занятости, непрерывное обновление материальной базы производства, постоянное изменение объема и структуры спроса на товары и услуги изменили потребности предприятий в количестве и качестве рабочей илы. Жесткая регламентация условий труда у работников на стандартных режимах занятости, направленная на максимизацию занятости, стала препятствием гибкости производства, ведет к снижению конкурентоспособности предприятия. Становлению гибкого рынка труда способствовали и социальные факторы: меняющиеся потребности работников в условиях труда на протяжении трудовой жизни, необходимость в периодическом обновлении знаний, расширение профессионального профиля, возможность выбора подходящего режима рабочего времени.

    Сфера, где формируется этот труд, изначально предназначенный на продажу, является фактически составной частью рынка труда. Это потенциальный рынок труда, без которого другие элементы рынка труда не могут существовать. Экономическая функция этой части рынка труда заключается в том, что здесь лишь формируется наемный труд.

    Существует множество факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных работников с огромного числа предприятий в любой стране с развитой рыночной экономикой. Происходит массовое перемещение наемных работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие. В ходе такого перемещения, а также при выходе из сферы потенциального рынка труда образуются перерывы в работе по найму разной продолжительности. Следовательно, в каждый данный момент времени какая-то часть наемных работников находится между выходом из одних и включением в другие части рынка труда. Это состояние как раз и есть состояние, когда работники предлагают свой труд, перемещаясь между предприятиями. Здесь труд, как и любой другой товар, циркулирует в качестве объекта торговли. А сфера торговли есть сфера обращения товаров и денег, которая находится за пределами сферы производства товара. А в сфере обращения продавец этого товара постоянно перемещается между предприятиями в поисках покупателей, как бы циркулируя между ними. Эта сфера и называется циркулирующим рынком труда, где начинается его купля-продажа.

    Существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики.

    Таким образом, рынок труда как социально-экономическая категория – это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «незанятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период.

    Вышеописанная специфика самого товара и формы его купли-продажи на рынке труда предопределяют нижеследующие особенности этого рынка.

    Во-первых, большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя. Если на рынке большинства потребительских товаров (исключение составляют дорогостоящие изделия, продающиеся в кредит, и товары, имеющие гарантийное обслуживание) контакт продавца и покупателя мимолетен и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длятся такое количество времени, на которое заключается договор найма работника. Длительность контактов продавца и покупателя является необходимым условием постоянного возобновления операций купли-продажи услуг труда.

    Во-вторых, большая роль, которую играют на рынке труда неденежные факторы - сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, моральный климат в коллективе и др.

    В-третьих, значительное воздействие, которое оказывают на рынок труда различные институциональные структуры - профессиональные союзы, трудовое законодательство, государственная политика занятости и профессиональной подготовки, союзы предпринимателей и другие. Это связано, прежде всего, с тем, что продавцы трудовых услуг - наемные работники - составляют подавляющую часть населения, а работа по найму является источником их благосостояния, определенный уровень которого является условием социального спокойствия в обществе.

    Таким образом, мы приходим к выводу о том, что рынок труда представляет собой экономическую систему. Ответим на вопрос: из кого же состоит та часть экономически активного населения, которое действительно остаётся на рынке труда? Прежде всего, из тех, кто, будучи незанятным, ищет рабочие места, затем из тех, кто хоть и имеет занятие, но неудовлетворён работой и подыскивает другое или дополнительное рабочее место и, наконец, занятых, но рискующих потерять рабочее место. Суммарно они формируют предложение труда. Спрос же на труд предъявляют владельцы рабочих мест. Он складывается из числа вакансий и должностей тех работников, которым работодатель ищет работу. Однако, в более развёрнутом виде рынок труда представляет собой не только взаимодействие спроса и предложения на рабочую силу и формирование на этой основе цены труда, это комплексное явление связанное как с развитием самой личности человека, так и с повышением качества труда, изменением характера рабочей силы, формированием её новых качеств.

    1.4  Основные показатели, характеризующие рынок труда


    Для того, чтобы правильно изучить, проанализировать, выявить основные тенденции и направления развития необходимо определить систему показателей рынка труда. Система показателей, характеризуют изучаемое явление со всех сторон. Система показателей рынка труда учитывает существующие взаимосвязи между явлениями и между самими показателями. В систему входят те показатели, которые являются величинами, адекватно характеризующими отображаемое явление в конкретных условиях времени, места. В системе показателей, характеризующих исследуемый рынок, выделяют как абсолютные, так и относительные величины.

    Абсолютные величины - это количественные показатели, которые характеризуют размер (уровень, объем, численность) изучаемых общественных явлений. Различают индивидуальные абсолютные величины, характеризующие признаки отдельных единичных явлений (например, численность экономически активного населения в одном регионе страны) и итоговые (или суммарные) абсолютные величины, характеризующие совокупность явлений (например, общая численность экономически активного населения страны).

    Для исследования рынка труда характерен анализ экономически активного населения, путем выявления абсолютных величин численности занятого населения, выявления численности безработных из числа экономически активного населения, а также численности тех безработных, которые имеют официальный статус на бирже труда. Тем самым мы охарактеризуем общее состояние рынка труда со стороны количественного предложения рабочей силы. Сюда же можно отнести и систему показателей, характеризующих численность неполно занятых людей. А этот показатель можно рассматривать и по отраслям экономики, что даст нам представление о размещении неполно занятой рабочей силы по отраслям. Однако, при этом следует учитывать и такой показатель рынка труда как средняя фактическая продолжительность рабочего дня по отраслям экономики. А также для анализа рынка труда используется показатель числа занятых по возрасту и образованию.

    Важным показателем является распределение числа безработных и занятых по поло-возрастному признаку. Это поможет охарактеризовать состояние рынка труда на основе качества рабочей силы и основных требований, предъявляемых к ней спросом.

    Важны также и причины безработицы, поэтому используется такой показатель рынка труда, как состав безработных по обстоятельствам незанятости. Это позволяет оценить факторы, которые влияют на безработицу.

    Еще одним показателем, характеризующим рынок труда, является заработная плата. По сути, заработная плата представляет собой цену на рынке труда.

    Относительные величины выражают соотношение между явлениями в виде степени, доли или темпа. Исчисляются сопоставлением между собой абсолютных величин. Выражаются данные величины в коэффициентах, процентах и в промиллях. К данным показателям для рынка  труда относятся:

    - Уровень экономической активности, который определяется как отношение общей численности экономически активного населения к общей численности населения старше 16 лет.

    - Уровень безработицы, который определяется как удельный вес безработных в общей численности экономически активного населения;

    - Коэффициент напряженности определяется как численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну заявленную вакансию.

    Уровень безработицы представляет собой один из ключевых макроэкономических показателей, и правильное его определение необходимо для осмысления и прогнозирования результатов социально-экономической политики. Вместе с тем современный рынок характеризуется постоянным динамическими изменениями, переливами рабочей силы из одного состояния занятости в другое.

    Оценка динамических потоков на рынке труда позволяет выявить фактор, в наибольшей степени детерминирующие изменения в структуре безработицы. Так, высокий ее уровень в какой-либо социально-экономической группе населения может быть связан не только с большой вероятностью потери работы, но и с частой переменой места работы, низкой социально-экономической мобильностью и недостаточной активностью в поиске работы, длительным периодом безработицы, малой вероятностью сохранения полученного рабочего места и т.п. Для целей макроэкономической политики важно не только правильно оценить уровень безработицы в той или иной группе населения, но и установить, какие из потоков рабочей силы на рынке труда приводят к такому уровню безработицы.

    В зарубежной практике для характеристики состояния рынка труда используются  также такие показатели как:

    - Индекс защиты занятости составляется из расчета действующих мер, затрудняющих увольнение работников, в том числе величины компенсации за разрыв контракта и процедурных ограничений — таких, как необходимость санкции третьей стороны на увольнение работника. Индекс охватывает договоры о найме постоянных и временных работников и исчисляется по шкале от 0 до 1. Индекс защиты прав профсоюзов учитывает такие показатели, как коллективные договоры, предписания о создании советов трудовых коллективов, запрет на замену бастующих рабочих штрейкбрехерами и легализацию «забастовок солидарности»;

    - Индекс социальной защиты составлен на основе показателей «щедрости» системы пособий по безработице, болезни и пенсионного обеспечения. К примеру, для системы оплаты бюллетеней в качестве переменных используются количество месяцев, в течение которых работник должен оплачивать страховку по болезни, или трудовой стаж, необходимый для получения права на компенсацию по болезни, размер страховых выплат по отношению к зарплате, сроки получения компенсации и процент реальной зарплаты, который она покрывает. Аналогичные переменные определены и для пособий по безработице и пенсионной системы; их усредненная величина по разным странам вычисляется по шкале от 0 до 1;

    - Индекс формализации права исчисляется на основе показателей законодательного регулирования простейших гражданских дел (вроде просрочек квартплаты), а также количества различных юридических процедур, необходимых для открытия нового предприятия, времени (в днях), которое на это уходит, и соответствующих расходов. Он показывает, что формализованная правовая система приводит к увеличению издержек, связанных с принудительным соблюдением контрактов (взысканием выплат по просроченным чекам или задержанной арендной платы), а также созданием новых фирм, т.е. созданием новых рабочих мест.


    1.5 Конкуренция на рынке труда


    Экономические интересы предпринимателей и наемных работников в сфере труда сталкиваются с конкуренцией на рынке труда, которая является основой его функционирования. Конкурентный рынок труда характеризуется следующими признаками:

    - большое число фирм, конкурирующих друг с другом за наем определенного вида труда на одинаковые рабочие места;

    - большое число работников, имеющих одинаковую квалификацию и независимо друг от друга предлагающих трудовые услуги;

    - рыночная заработная плата не контролируется ни со стороны работников, ни со стороны фирмы;

    - совершенная информация;

    - совершенная мобильность труда.

    На конкурентном рынке труда в краткосрочном периоде отдельная фирма не оказывает влияния на рыночный уровень заработной платы вследствие незначительной доли предложения труда фирмы на совокупном рынке труда. При изменении спроса на труд или предложения труда происходит подстройка рынка, нахождение новой точки равновесия, нового уровня занятости и заработной платы. Для установления нового уровня равновесия необходимы следующие условия:

    - работники осведомлены о том, что произошло ухудшение условий труда;

    - ухудшение условий труда настолько велико, что при данном уровне заработной платы у работника возникает желание уволиться;

    - нет препятствий для мобильности работников;

    - не существует контактов между работодателями и работниками.

    Подстройка на рынке труда возникает в ответ на избыток или нехватку труда. Нехватку на рынке труда можно рассматривать как ситуацию, когда спрос превышает предложение при доминирующей текущей заработной плате и заработная плата имеет тенденцию к повышению. В зависимости от сочетания форм рынка различают следующие основные модели конкуренции на рынке рабочей силы:

    - предоставление рынкам рабочей силы возможности формирования заработной платы;

    - группы работодателей и рабочих определяют заработную плату в ходе переговоров под руководством государственных органов;

    - распределение доходов складывается в условиях совершенной конкуренции через механизм свободных цен.

    Практика отношений на рынке труда свидетельствует, что существует конкуренция на рынке труда между наемными работниками по поводу рабочих мест, что одни рабочие места обладают особой привлекательностью, высоким общественным престижем, другие в глазах общественности незаметны или мало заметны, но приносят высокие доходы и наемным работникам, и предпринимателям и, напротив, заметные и престижные – малодоходны и безразличны для предпринимателя, но имеют большую значимость в жизни общества.

    Совершенно очевидно, что престижность огромной совокупности рабочих мест всего народного хозяйства различна, но также очевидна необходимость балансирования престижности таким образом, чтобы всей совокупностью рабочих мест, независимо от уровня их престижности, обеспечивалось поступательное развитие и процветание общества в целом. Нужно учитывать влияние на престижность рабочих мест многообразных факторов: психологических, социальных, экономических, демографических и т.п. Приоритет в этой области принадлежит экономическим рычагам, главным образом уровню оплаты труда и прибыльности предпринимателя. Как правило, чем выше оплата труда, тем престижнее рабочее место, соответствующие ему профессии и квалификация наемных работников. Поэтому высокооплачиваемые рабочие места оказывают большое влияние на движение спроса и предложения рабочей силы, на занятость и безработицу.

    Конкуренция между претендентами на высокооплачиваемые рабочие места начинается уже на стадии потенциального рынка рабочей силы и проявляет себя в виде конкурса при поступления молодежи в учебные заведения. В рыночной экономике конкурсы особенно высоки в те учебные заведения, где готовят по профессиям, на которые большой спрос со стороны коммерческих структур – так говорит опят российских рыночных реформ. Однако в странах с развитой рыночной экономикой, где уже сложился определенный баланс престижности рабочих мест и профессий, как правило, размеры оплаты тем выше, чем выше та квалификация, которую требует то или иное рабочее место, независимо от того, о каком рабочем месте идет речь: служащего, чиновника, инженера, рабочего, юриста, врача, артиста и т.п.

    Любой товар стоит тем дороже, чем больше времени, труда и различного рода затрат требует его производство. Это относится и к таким товарам, как рабочая сила и рабочее место. Чем выше профессионально-квалификационные требования рабочего места к работнику, тем больше времени, труда и средств вкладывается в его подготовку, стало быть, тем дороже рабочая сила, тем выше должна быть ее оплата. Речь идет в данном случае о так называемом «человеческом капитале», т.е. о тех капитальных вложениях, которыми определяется в значительной мере стоимость рабочей силы.

    Однако на рынке, где совершается купля-продажа товара, его цена, как правило, не совпадает со стоимостью – это зависит от движения спроса и предложения данного товара. На дорогой товар цена падает ниже его стоимости, если спрос его оказывается ниже предложения, и наоборот. Закон спроса и предложения действует с полной силой на рынке труда. Дорогая рабочая сила дешевеет по мере того, как падает спрос на нее, потому что работодатели в силу рыночной конъюктуры резервируют или ликвидируют совсем рабочие места, требующие применения дорогой рабочей силы. Но поскольку рыночная конъюктура обладает свойством быстро меняться, то и престижность рабочих мест и профессий соответственно меняется. Престиж «дорогих» рабочих мест и профессий может падать, а престиж «дешевых» рабочих мест и профессий может повышаться – все зависит от изменчивости, нестабильности рыночных отношений.

    Тем не менее, если взять страны с развитой рыночной экономикой, где рыночные отношения относительно стабилизировались, престижность рабочих мест и профессий относительно сбалансировались согласно глубинному закону, а именно: чем дороже рабочая сила, которую требуют «дорогие» рабочие места, тем выше оплата и престижней публичное положение работника. Это правило, из которого есть исключения для элитарных прослоек тех или иных профессий и их уникально одаренных представителей, размеры оплаты которых и престижность положения определяются другими факторами, которые не поддаются точному учету и даже пониманию.

    Престижность рабочих мест и профессий оказывает большое влияние на занятость и безработицу.

    Престижные рабочие места обостряют конкуренцию между наемными работниками, среди которых спрос на эти рабочие места значительно выше их предложения. В этом случае у работодателя большой выбор на рынке рабочей силы, который снимает проблемы заполнения вакансий. Но нужно учитывать и то, что это усложняет трудоустройство не выдержавших конкуренции работников.

    Нечто противоположное происходит с мало- или непрестижными рабочими местами, но без которых общество обойтись не может. В какой мере они непрестижные, можно судить об уровне предложения рабочей силы на эти рабочие места. Есть рабочие места, на которые вообще нет желающих. Стало быть, должна повышаться цена рабочей силы, пока не появятся желающие. Но и высокая оплата иногда не помогает. Нужно пускать в ход разнообразные льготы, привилегии, применять гибкие формы занятости, т.е. существует большой арсенал разнообразных средств компенсации мало- или совсем непрестижных рабочих мест.

    Ну, а если у работодателя нет этого “аресенала”, что тогда? Тогда нужно привлекать “спонсора”, благотворителя, а если и это не решает проблему занятости рыночными факторами, то последним “убежищем” является государство, располагающее различного рода средствами, которых нет у частного лица (дотации, привилегии, пропаганда, труд заключенных, награды и т.п.).

    При переходе к рыночным отношениям под влиянием бюрократических и криминальных факторов рыночная конъюктура искажается так, что может взломать и деформировать устоявшийся баланс престижности рабочих мест и соответствующую профессионально-квалификационную структуру наемного труда. Это неизбежно влечет за собой разрушительные социально-экономические последствия.









    Глава 2. Особенности рынка труда в Российской Федерации

     

    2.1 Современное состояние рынка труда в России, его особенности


    На сегодня на рынке труда Российской Федерации согласно данным Министерства экономического развития и торговли РФ[1], сложилась следующая ситуация.

    Рынок труда в 2007 году формировался под влиянием позитивных экономических и социальных факторов, обеспечивающих существенные сдвиги в сфере  занятости населения.

    Согласно данным выборочных обследований, численность занятых в экономике в течение 2007 года увеличилась с 69,2 до 70,7 млн. человек (на 2,2 процента). При этом большая часть занятого населения была сосредоточена на крупных и средних предприятиях и в организациях, составив 54,4% общей численности занятых, практически не изменившись (54,7% - в 2006 году).

     

    Рис 1. Численность занятых в экономике РФ 2006-2007 годы


    Одновременно происходил рост занятости в неформальном секторе экономики, в котором сосредоточено около 20% общей численности занятого населения. По итогам обследования за III квартал численность занятых в данном секторе увеличилась на 3,5% к соответствующему периоду 2006 года, составив 14,4 млн. человек. Развитие неформальной занятости является следствием  продолжающегося запаздывания с формированием правового поля для легализации малого и среднего бизнеса, а также связано с высокими издержками создания новых рабочих мест в формальном секторе экономики.

    В целом по Российской Федерации численность экономически активного населения увеличилась с 74,2 млн. человек в 2006 году до 75,2 млн. человек в 2007 году.

    Стабильное развитие экономики способствовало формированию структуры занятых, характерной для стран с развитой экономикой (возрастание спроса на рабочую силу в сфере услуг и его сокращение в индустриальных секторах экономики). В течение прошлого года численность работающих возросла по следующим видам экономической деятельности: строительство; оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиницы и рестораны; финансовая деятельность; государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение.

    Одновременно сокращение численности работающих произошло в следующих видах экономической деятельности: сельское хозяйстве, охота и лесное хозяйство; рыболовство и рыбоводство; добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

    Рис. 2 Общая численность безработных 2006-2007 годы


    Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в 2007 году  уменьшилась по сравнению с 2006 годом на 0,7 млн. человек и составила в среднем за год 4,6 млн. человек, или 6,2% экономически активного населения.

    Нынешняя безработица является во многом структурной (структура рабочих мест не соответствует профессионально-квалификационной структуре рабочей силы). В 2007 году около 35% безработных граждан находилось в возрасте моложе 30 лет, что свидетельствует о количественном и качественном несоответствии подготовки кадров в системе высшего и среднего профессионального образования требованиям рынка труда в условиях реструктуризации основных отраслей промышленности и других секторов экономики.

    Численность официально зарегистрированных безработных в среднем за 2007 год по сравнению с 2006 годом (1,77 млн. чел.) уменьшилась на 206 тыс. человек и составила 1,56 млн. человек, или 2,1% экономически активного населения. В 2007 году ежемесячно более 1,3 млн. безработных граждан получали пособие по безработице.

    Рост доходов населения в 2007 году несколько замедлился по сравнению с предыдущим годом. Увеличение реальных располагаемых доходов населения составило 10,4% против 13,3% в 2006 году, что объясняется значительно возросшими темпами роста обязательных платежей и разнообразных взносов. Их прирост в реальном выражении составил 32% против 20,8% за предыдущий год. Такое ускорение обусловлено, прежде всего, значительным увеличением платежей по страхованию (рост в 2007 году примерно 44,2% против 3,5% в 2006 году). Сохранились высокие темпы роста выплат по процентам за предоставленные кредиты – их доля в структуре обязательных платежей и разнообразных взносов выросла с 16,4% до 18,7%, что связано с продолжающимся кредитным бумом в стране в потребительской сфере, а также в сфере ипотечного кредитования.

    Номинальные денежные доходы населения составили 21138,9 млрд. рублей, что на 22,4% больше по сравнению с 2006 годом. Денежные расходы и сбережения населения в 2007 году (20350,2 млрд. рублей) увеличились по отношению к 2006 году на 22 процента. Превышение доходов над расходами и сбережениями выросло и составило 788,7 млрд. рублей, их доля в денежных доходах населения увеличилась с 3,4% до 3,7%, что свидетельствует об ускорении прироста наличных денег на руках у населения.

    Номинальный фонд заработной платы в 2007 году вырос на 28,6% против 24% в 2006 году.

    В сфере оплаты труда в 2007 году сохранилась тенденция роста номинальной и реальной начисленной заработной платы, характерная для последних лет: по предварительным данным, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата составила 13518 рублей и увеличилась по сравнению с 2006 годом на 26,7 процента. Рост реальной заработной платы за январь-декабрь 2007 года составил 16,2%, в то время как в 2006 году - 13,3 процента.


    Рис. 3. Динамика начисленной номинальной и реальной заработной платы в 2006-2007 годах


    Более высокие темпы роста заработной платы в 2007 году обусловлены ускоренным ростом заработной платы в таких видах деятельности, как строительство, оптовая и розничная торговля, финансовая деятельность.

    В течение 2007 года осуществлялись меры, направленные на поэтапное повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМтр). С 1 сентября 2007 г. установлен МРОТ в сумме 2300 рублей в месяц, внесены изменения в структуру МРОТ (включены доплаты и надбавки). Субъекты Российской Федерации наделены правом устанавливать региональным соглашением размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Это создало условия для более гибкого регулирования заработной платы, снижения издержек при повышении МРОТ и приближения МРОТ к ПМтр.

    С 1 сентября 2007 г. началось введение новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, предусматривающих повышение уровня оплаты труда в соответствии с качеством и эффективностью оказываемых государственных услуг.

    В регионах самостоятельно устанавливают условия и размеры оплаты труда работников бюджетных учреждений соответствующего подчинения. При этом в зависимости от обеспеченности финансовыми ресурсами учитываются Единые рекомендации по системе оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях.

    В 2007 году продолжилось осуществление выплат отдельным категориям педагогических и медицинских работников в рамках реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения и образования, в том числе доплат за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, выплата дополнительных 10 и 5 тысяч рублей за оказание дополнительной медицинской помощи.

    Несмотря на меры, принимаемые для повышения уровня оплаты труда в образовании и здравоохранении, в 2007 году соотношение в уровне заработной платы между указанными видами экономической деятельности и обрабатывающими производствами по сравнению с 2006 годом практически не изменилось. Так, в январе-ноябре 2007 г. уровень средней начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг к ее уровню в обрабатывающих производствах составил 77%, работников образования – 68% (в январе-ноябре 2006 г. - соответственно 78% и 67 процентов).

    Рис.4. Соотношение зарплаты работников здравоохранения и социальных служб и обрабатывающих производств


    Рис. 5. Соотношение зарплаты работников образования  и обрабатывающих производств


    Социальное партнерство на федеральном уровне развивалось на основе Единого плана первоочередных мероприятий Российской трехсторонней комиссии по реализации мероприятий Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на первое и второе полугодия 2007 года.

    В 2007 году сохранялась существенная дифференциация в заработной плате между различными видами экономической деятельности.

    Среди отраслей реального сектора экономики наиболее высокий уровень заработной платы в январе-ноябре 2007 г. отмечался в финансовой деятельности – 33812 рублей (превышение общероссийского уровня в 2,6 раза), добыче топливно-энергетических полезных ископаемых – 32083 рубля (в 2,5 раза), транспортировании по трубопроводам – 28127 рублей (в 2,2 раза) и производстве кокса и нефтепродуктов – 27602 рубля (в 2,1 раза).

    Рис. 6. Дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности за январь-ноябрь 2007 года


    Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы традиционно сохраняется в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве – 5947 рублей (46% от общероссийского уровня), в текстильном и швейном производстве – 6275 рублей (48%) и в производстве кожи, изделий из кожи и обуви – 6968 рублей (53 процента).

    За январь-ноябрь 2007 г. наиболее высокие темпы прироста заработной платы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года отмечались по следующим видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (32,3%); производство машин и оборудования (31,0 процента). Самые низкие темпы прироста заработной платы наблюдались в транспортировании по трубопроводам (11,6%), рыболовстве и рыбоводстве (16,7 процента).

    В 2007 году ухудшилось соотношение темпов прироста реальной заработной платы и производительности труда в промышленности. Если в январе-ноябре 2006 г. они составляли 10,8% и 6,7% соответственно, то в январе-ноябре 2007 г. – 14,4% и 5,6 процента.

    Усилился разрыв в опережении темпов роста заработной платы на фоне замедления роста производительности труда в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, в текстильном и швейном производстве.

    В то же время по такому виду деятельности, как производство транспортных средств и оборудования, наблюдается опережение темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы (на фоне роста численности работников за январь-ноябрь 2007 г. - на 1,4 процента).

    Сократился разрыв между реальной заработной платой и производительностью труда в химическом производстве и производстве машин и оборудования, однако производительность труда все еще отстает от заработной платы.


    Рис. 7. Соотношение роста реальной заработной платы и производительности труда в промышленных видах экономической деятельности за январь-ноябрь 2006-2007 гг.


    В целом за январь-ноябрь 2007 г. численность работников во всех видах промышленной деятельности увеличилась на 0,7% по сравнению с соответствующим периодом 2006 года.

    Задолженность по выплате заработной платы в 2007 году продолжала снижаться, однако она по-прежнему представляет серьезную проблему.

    По данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности на 1 января 2008 г. составила 2668 млн. рублей и снизилась по сравнению с 1 января 2007 г. на 35,8%, а по сравнению с 1 декабря 2007 г. – на 22,9 процента.

    Объем просроченной задолженности по заработной плате на 1 января 2008 г. составил менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности; в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг, деятельности в области культуры – 0,1 процента.

    В структуре задолженности 93% (2476 млн. рублей) составляет задолженность из-за отсутствия собственных средств организаций. По сравнению с 1 декабря 2007 г. она снизилась на 758 млн. рублей (23,4 процента).

    Из общей суммы просроченной задолженности 482 млн. рублей (18,1%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2006 г., 876 млн. рублей (32,8%) – в 2005 г. и ранее.

    Социальные трансферты и выплаты социального характера наемным работникам в 2007 году в номинальном выражении росли близко к уровню 2006 года (19,8% и 19,0% соответственно). Наибольший вклад в их динамику внесло значительное наращивание пенсионной составляющей социальных трансфертов (прежде всего, значительная индексация пенсий).

    Базовая часть трудовой пенсии увеличена с 1 апреля 2007 г. на 7,5%, с 1 октября она установлена в размере 1260 рублей (увеличение на 13,2%), с 1 декабря произведено внеплановое повышение – на 300 рублей (до1560 рублей). Страховая часть трудовой пенсии проиндексирована на 9,2 процента.

    С учетом проведенных мер средний размер трудовой пенсии в 2007 году вырос в реальном выражении на 5% и составил, по предварительной оценке, 3169 рублей, что  превысило прожиточный минимум пенсионера на 3,9% (1,4% в 2006 году).

    В 2007 году продолжалась работа по завершению формирования и совершенствования нормативной правовой базы пенсионной реформы – по созданию и функционированию профессиональных пенсионных систем, инвестировании пенсионных накоплений, порядке выплат накопительной части трудовой пенсии.

    Прочие денежные доходы, включающие, прежде всего, доходы от собственности, доходы от предпринимательской деятельности, продолжили замедление роста с 27,3% в 2006 году до 18,8 процента.

    Расходы на покупку товаров и услуг выросли на 23,5% по сравнению с 2006 годом, при этом наиболее быстро росли расходы на покупку товаров (24,1% по товарообороту и 21,7% по услугам). Высокий рост склонности населения к потреблению свидетельствует об усилении потребительского бума, что также подстегивается ростом потребительского кредитования и укреплением рубля.

    Замедлился рост вкладов населения в организованной банковской сфере и на фондовом рынке. Доля сбережений во вкладах и ценных бумагах в денежных доходах населения в 2007 году уменьшилась и составила 6,6% (в 2006 году – 6,8 процентов).

    Падение курса доллара негативно отразилось на привлекательности валютных накоплений, на которые за 2007 год было использовано 5,2% денежных доходов населения (6,8% - в 2006 году).

    Прожиточный минимум в 2007 году составил 3847 руб., с ростом к 2006 году на 12,4 процента. При этом прожиточный минимум трудоспособного населения составил 4159 руб., пенсионеров – 3065 руб. и детей – 3680 рублей. Принятые в 2007 году Методические рекомендации к Федеральному закону «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» обеспечивают единый методологический подход к определению потребительской корзины в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

    Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, вследствие опережающего роста среднедушевых доходов населения по сравнению с прожиточным минимумом, сократилась по предварительной оценке с 21,6 млн. человек в 2006 году до 20,4 млн. человек в 2007 году и составила  14,4% от общей численности населения против 15,3% в 2006 году.


    2.2 «Теневой» фактор в условиях российского рынка труда


    В настоящее время уровень безработицы по официальным данным достаточно низкий, хотя он и постепенно повышается. Оценить действительные масштабы безработицы довольно трудно. Наряду с зарегистрированной существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая неделя). В то же время велика скрытая, официально не фиксируемая «теневая» занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Невозможность ее учета создает искаженное представление об уменьшении занятости. Значительная часть работников, не имеющих официального трудового дохода, либо имеет «теневой доход», либо за ним сохраняется временно не функционирующее рабочее место. Безработица реально не стала острой социальной проблемой в общественном масштабе (хотя в различных регионах страны ситуация существенно различается).

    До сих пор преобладает увольнение работников по собственному желанию, а не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же время процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов и т.д.

    На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы.

    В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.

    Во-вторых, возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры занятых. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства, прежде всего машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в целом необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников).

    В целом основные характеристики занятости (ее структура, динамика и т.д.) в большей мере свидетельствуют о сохранении прежней неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.

    2.3 Скорость формирования рынка труда в РФ


    Формирование российского рынка труда происходит под влиянием как общих для страны, так и специфических для регионов условий и факторов, оказывающих в их взаимосвязи и взаимодействии влияние на современные тенденции и условия занятости населения. Эти факторы и условия различаются по своему характеру, степени и направлениям воздействия на рынок труда.

    Одним из наиболее общих факторов, влияющих на параметры рынка труда, является то, что он формируется в условиях системного кризиса, охватившего все стороны общественной жизни. Наиболее ощутимое влияние оказывает, естественно, экономический кризис, проявляющийся в спаде производства, сокращении инвестиций, массовых неплатежах, резком и неоправданном ни с социальной, и с экономической точки зрения увеличении разрыва в уровне доходов среди работающего населения. Следствием экономического кризиса является не только сокращение спроса на рабочую силу, возникновение безработицы, сужение возможностей активизации этого спроса за счет целенаправленных государственных инвестиций, но и нарушение ранее существовавшей, пусть далеко не совершенной и недостаточно действенной системы мотивации к эффективной трудовой деятельности, приобретению престижной профессии. Одним из факторов деградации этой системы является утрата управляемости процессом формирования доходов населения. Действующая сейчас система мотивации ориентирует население не столько на то, что сложный квалифицированный труд гарантирует получение высоких заработков, сколько на то, что можно достичь высоких доходов при минимальном образовании и нагрузке.

    Другой особенностью является то, что скорость формирования рынка труда явно недостаточна для того, чтобы успешно складывались рыночные предпосылки эффективного экономического роста. Можно прогнозировать, что в случае продолжения рыночных преобразований будет исчезать избыточная численность работников на предприятиях, и развиваться конкуренция работников за более благоприятное рабочее место.

    В то же время – и это ещё одна особенность процесса формирования рынка труда – его становление иногда даже опережает по своим темпам зарождение ряда других элементов рыночного хозяйства. Это относится и к рынку услуг, и к рынку ценных бумаг, и к отставанию в развитии рынка жилья. Именно отсутствие рынка жилья играет существенную роль в том, что масштабы меж- и внутри областной миграции в пределах России не только не возросли, что можно было бы ожидать с учетом возникновения и расширения масштабов безработицы на фоне наличия сводных рабочих мест в ряде территорий, но и, наоборот, даже сократились. Отсутствие реальной возможности купли-продажи жилья блокирует территориальные перемещения работников. Это, снижая миграционную подвижность населения, может в ближайшее время существенно осложнить решение проблемы безработицы, превращая её в отдельных регионах в застойную.

    Формирующийся в России рынок труда характеризуется также сужением возможностей наемных работников реализовать свои социальные права и интересы. Так называемое формирование класса собственников в результате проведения чековой приватизации носило формальный характер. Приобретение наемными работниками акций своего предприятия не обеспечило роста независимости их от работодателей. Напротив, превращение администрации в собственников усилило зависимость наемных работников, что проявляется в сужении возможностей борьбы трудящихся за надлежащую и своевременную оплату труда, обеспечение безопасных условии труда и т.д.

    Весьма существенно то, что процесс формирования рынка труда лишен необходимой государственной стратегии. Если бы такая стратегия была, то процессы формирования рынка труда складывались бы под большим влиянием рычагов макроэкономического регулирования в масштабах страны – путем структурных сдвигов в экономике, осуществления целенаправленной инвестиционной и кредитно-финансовой политики.

    О слабой роли экономических факторов формирования рынка труда свидетельствуют не только нарушение зависимости заработной платы от результатов труда, но и то, что сама цена рабочей силы в форме заработка (дохода) в современных условиях имеет еще меньшее отношение к стоимости средств, необходимых не только для ее расширенного, но даже и простого воспроизводства. Принимаемые же решения о повышении минимума заработной платы являются не столько средством ее приближения к реальной стоимости рабочей силы, сколько попыткой компенсировать последствия роста потребительских цен.

    Очень важным моментом с позиции формирования отечественного рынка труда является возникновение и расширение возможности выбора работником сферы занятости. В результате проводимой социально-экономической политики в стране сформировалась монополия государственного сектора на создание рабочих мест, что, в свою очередь, породило «крайне высокую зависимость условий жизнедеятельности населения от занятости в сфере обобществленного и огосударствленного производства». Эта монополия служила важным фактором, позволявшим поддерживать относительно низкий уровень заработной платы. Доходы от трудовой деятельности, получаемые в государственном секторе, были крайне занижены по сравнению с реальной стоимостью рабочей силы. Они не позволяли населению сформировать хоть какие-нибудь значимые сбережения, что исключало возможность достаточно свободного выбора сферы деятельности, смены работы. Ещё одно последствие данной ситуации – очень высокая потребность общества в рабочих местах, поскольку для поддержания относительно удовлетворительного уровня жизни была необходима занятость всех трудоспособных членов семьи. Такая ситуация сохраняется до сих пор. Как следствие, был достигнут предельно высокий уровень занятости трудоспособного населения, в том числе и женщин. Это, в свою очередь, явилось одной из причин не только возникновения негативных последствий в воспроизводстве населения (сокращение рождаемости), но и предпосылкой потенциального возникновения безработицы при переходе к более рациональному хозяйствованию. Поддержание прежнего уровня занятости становится затруднительным, поскольку у государства крайне ограничены финансовые ресурсы и отсутствует заинтересованность в инвестициях у частных предпринимателей. Лишь развитие предпринимательского сектора в сочетании с грамотным государственным регулированием минимальной заработной платы может способствовать как созданию достаточного количества рабочих мест, так и повышению доходов работников, что снизит потребность населения в рабочих местах.

    В ходе формирования рынка рабочей силы необходимо взаимодействие этого процесса со структурной перестройкой экономики. Специфика отраслевой структуры занятости в России существенно осложняет процесс мобильности работников, их приспособление к новым потребностям. Высокий уровень милитаризации и монополизированности индустриального сектора экономики в сочетании с низким уровнем развития сферы услуг в значительной мере предопределил профессионально-квалификационный состав занятого населения России, характеризующийся высоким удельным весом работников «узкоотраслевого профиля». В сочетании со сложившейся ранее приоритетностью ведущих звеньев экономики по уровню оплаты труда это затрудняет межотраслевое перераспределение рабочей силы, отрицательно сказывается на общем уровне мобильности населения, тормозит структурную перестройку в целом. Кроме того, подобная отраслевая специализация наложила отпечаток и на систему расселения населения (в том числе в закрытых административно-территориальных образованиях с ограниченным режимом въезда-выезда). Данный фактор можно расценивать как существенно тормозящий развитие национального рынка труда.

    Специфика формирования рынка труда в России в большой мере определяется широко распространенным и внедренным в сознание многих поколений россиян трудовым менталитетом. Он проявляется в весьма жестко закрепленном в массовом сознании стереотипе уверенности людей, в основном средних и старших возрастов, в обязанности и способности государства решать проблемы занятости каждого конкретного человека, в психологическом неприятии состояния безработицы, воспринимаемого как нечто чужое, социально-неприемлемое. Немаловажное значение в формировании этого стереотипа имело то обстоятельство, что сама жизненная среда работников (жилищные условия, условия детского дошкольного воспитания, отдыха, досуга, приобретения товаров и услуг) во многом создавалась за счет соответствующей инфраструктуры, привязанной к конкретному месту работы. Утрата рабочего места, особенно в престижных отраслях и производствах, лишала надежд на перспективы улучшения многих компонентов, входящих в понятие «уровень жизни населения». Тем самым, на протяжении достаточно длительного периода времени решалась задача закрепления кадров на производстве, сокращения текучести и формирования соответственного негативного отношения к перемене места работы, поиску более высокого заработка, смене профессии. Отсюда вытекает инертность населения, неподготовленность к самостоятельному активному решению проблем занятости, отсутствие соответствующего индивидуального опыта, навыков действий, связанных с поиском нового места работы. В сочетании с низкой правовой культурой это обстоятельство снижает уровень мобильности населения, его способность оперативно реагировать на изменение трудовой конъюнктуры.

    Особенностью России остается крайне низкий технический уровень производства, наличие значительных объемов физически и морально устаревшего малопроизводительного оборудования. Состояние активной части основных производственных фондов, техники и технологии производства, темпы обновления которого в современных условиях практически сведены до нуля, воздействует на состояние рынка труда двояко. С одной стороны это завышает потребность в кадрах, соответственно увеличивает спрос на рабочую силу и выступает в качестве фактора, сдерживающего безработицу. С другой – оно во многом предопределяет относительно низкий уровень квалификации персонала, затрудняющий внедрение нового оборудования, гибкое, применительно к требованиям рынка, реагирование в форме изменения номенклатуры производимой продукции. Тем самым снижается её конкурентоспособность и повышается вероятность банкротств и последующих массовых высвобождений работников.

    Наконец, весьма важной особенностью России, влияющей на формирование национального рынка труда, является пространственное несовпадение богатейших земельных и других природных ресурсов и размещения населения. Например, районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним, занимают 64% территории Российской Федерации, на которые приходится львиная доля запасов нефти, газа, золота, алмазов и лишь 6,6% населения страны.

    Таким образом, в настоящее время общие и специфические условия формирования отечественного рынка труда выполняют двоякую функцию. Одни являются предпосылками успешного разрешения проблем занятости в стране, другие – на протяжении довольно длительного времени будут препятствовать достижению эффективной занятости населения. Учет этих обстоятельств крайне необходим при прогнозировании тенденций в сфере занятости и выработке в рамках национальной политики эффективных управленческих механизмов в области занятости.

    В современных условиях рынок является эффективным механизмом формирования и движения воспроизводственных связей. Он базируется на товарно-денежных отношениях и конкуренции самостоятельных субъектов хозяйствования. Поэтому альтернативы рынку нет.

    Рынок выполняет ряд важных социально-экономических функций. Однако в условиях России становление рынка осложнено длительным кризисным состоянием экономики. Кризис экономики не позволяет достичь серьезных сдвигов в формировании конкурентной рыночной среды, продолжается падение жизненного уровня.

    Развитие негативных тенденций формирует опасную социальную модель общества, где на противоположных полюсах воспроизводятся малообеспеченные и зажиточные слои, а основной средний класс пока практически по уровню доходов мало чем отличается от малообеспеченных. В ряде регионов возрастает численность хронически незанятого трудоспособного населения, особенно среди молодежи и женщин. Увеличивается количество лиц без определенного места жительства. Особенно в тяжелом материальном положении оказались четыре группы малообеспеченных семей. Это пенсионеры, неполные семьи, многодетные и студенческие семьи. Реальные размеры пособий, начисленные для них на основе минимального размера заработной платы, в результате инфляции отбросили их далеко за черту бедности.

    Работники, получающие заработную плату на уровне средней по России и ниже, практически не могут удовлетворить свои личные минимальные физиологические потребности в продуктах питания. Неработающие члены семьи и инвалиды обречены такой политикой в оплате труда на вымирание, эта же учесть ожидает и самого работающего. Удельный вес мужчин среди работающих больше. Поэтому и средняя продолжительность жизни мужчин опустилась до уровня отсталых стран и сохраняет тенденцию к снижению. В ряде регионов нашей страны рождаемость существенно ниже естественной убыли населения.

    Снижение требований к уровню минимальной заработной платы со стороны правительства является одним из крупнейших просчетов в сфере регулирования процессов реформирования экономики и становления рынка труда.

    Итак, повышение средней заработной платы при сокращении её дифференциации будет способствовать созданию мощных стимулов в развитии производства, благотворно скажется на становлении рынка рабочей силы.

    2.4 Стратегии развития рынка труда в Российской федерации


    Высокий уровень образования российского населения занятого в экономике является положительным фактором, создающим условия для возможности интенсивного экономического развития. Но этот фактор имеет временный и очень нестабильный характер и может исчезнуть, если не будут устранены несоответствия между квалификацией рабочей силы и спросом на рынке труда.

    Имеющийся сегодня структурный дисбаланс рынка труда в Российской Федерации во многом определяется произошедшей за последнее десятилетие деформацией системы профессионального (в первую очередь высшего) образования, разрывом между уровнями образования, не отвечающим требованиям сегодняшнего дня уровнем доступности профессионального образования для различных социальных групп молодежи. Проблема регулирования рынка труда и, в частности, уменьшения структурного дисбаланса между предлагаемой на рынке труда рабочей силой и пользующейся там спросом, является наиболее острым, но, всего лишь, частным аспектом фундаментальной проблемы современного общества (общества технологического риска) качества человеческого капитала. Гигантские производства, транспортные потоки, энергетика и др. ставят общество в зависимость: чем выше профессиональный уровень персонала, тем меньше вероятность техногенных катастроф. Осознанность указанной зависимости находит свое отражение в нормативных документах, принимаемых на различном уровне. «Качество человеческого капитала будет одним из самых главных препятствий экономического развития в долгосрочном плане»[2] - такой вывод звучит в Программе модернизации образования России, подготовленной Центром стратегических исследований.

    Качество рабочей силы и, соответственно, качество рынка труда, обнаруживая некоторые общемировые и общегосударственные тенденции, во многом характеризуются именно региональной спецификой, и не только определяются социально-экономической ситуацией в регионе, но и определяют в нем динамику социальных процессов. Поэтому органам государственной власти необходимо более активно инициировать исследования рынков труда, результаты которых могут служить основой для управления экономическими и социальными процессами в стране.

    Россия в настоящее время проходит период накопления капитала. На данном этапе объективно требуется низко квалифицированная рабочая сила, что подтверждают данные по российскому рынку труда. Доля вакансий по рабочим специальностям устойчиво растет. Потребность в высококвалифицированной рабочей силе объективно возникает только на следующем после накопления капитала этапе.

    Таким образом, регулирование органами управления рынка квалифицированной рабочей силы строится с учетом того, что сегодня Россия проходит этап накопления капитала с характерной для него структурой рынка труда – значительное преобладание востребованности низкоквалифицированного дешевого труда над высококвалифицированным.

    Можно выделить следующие стратегии государственного регулирования рынка труда в РФ:

    1) внегосударственное обеспечение избыточной рабочей силы;

    2) государственная компенсация последствий безработицы;

    3) создание дополнительных рабочих мест;

    4) системное управление процессами в сфере занятости на рынке труда (подготовка и переподготовка кадров, создание социально перспективных рабочих мест, трудоустройство и поиск кандидатов на вакантные места, закрепление кадров и организация их направленной миграции и пр.).

    Естественно, что отдельные меры при выбранных стратегиях (первые три) не принесут желаемого результата, хотя могут оказать частичное компенсаторное воздействие на рынок труда и сферу занятости. И только выбор стратегии (4) может привести к успеху в попытках власти оказывать влияние на рынок труда и сферу занятости.

    Следует отметить, что системное управление процессами, происходящими в сфере занятости и на рынке труда, предполагает согласование федеральных и региональных приоритетов. При этом:

    - федеральные приоритеты должны исходить из необходимости перехода к постиндустриальной экономике, главную роль в которой должны играть высокотехнологичные отрасли промышленности, сферы коммуникаций и услуг;

    - региональные приоритеты должны учитывать уровень экономического развития региона, отраслевую структуру его экономики, демографические особенности и, в целом, социокультурную динамику региона.

    Особого внимания заслуживает изучение зависимости проблем занятости в РФ, с одной стороны, от динамики платежеспособного спроса предприятий и населения, с другой - способности производства адекватно реагировать на этот спрос. Конечно, платежеспособный спрос может расширяться лишь постепенно: в зависимости от увеличения доходов населения, то есть по мере преодоления кризисной ситуации в экономике. Но определённые финансовые ресурсы, достаточные для того, чтобы дать первые импульсы к экономическому росту, в России имеются уже сейчас. Это ресурсы банков и некоторых экспортно ориентированных отраслей, сбережения населения, а так же средства, сконцентрированные в теневой экономике. Назрела необходимость проведения ряда мер для переключения этих ресурсов на чисто финансовые сферы (или состояние консервации) в сферу реальной экономики. Надо найти способы, чтобы на определённых условиях возвратить капиталы, ушедшие за границу, легализовать в общественно - приемлемой форме средства теневой экономики, вовлечь их в народохозяйственный оборот. Тогда (ещё до начала динамического экономического роста) можно будет рассчитывать на увеличение спроса как естественного и необходимого условия развития производства. С точки зрения макроэкономических пропорций такой вариант развития не вызывает сомнений.

    Предстоит глубокое реформирование на уровне предприятий, охватывающее всех занятых на них работников. Речь идёт о том, чтобы трудовые коллективы и отдельные работники существенно повысили качество своего труда, что в итоге приведёт к сокращению численности занятых.

    Конечно, подобные трансформации могут происходить безболезненно лишь при условии сложившегося цивилизованного рынка труда и свободного движения рабочей силы. Основы такого рынка уже заложены: ликвидирована монополия государства на использование рабочей силы, расширены правовые возможности её мобильности, возникли гибкие формы организации и оплаты труда, усилилась её дифференциация. Тем не менее, очевидна неразвитость существующего рынка труда. Это можно объяснить общим экономическим спадом и слабостью конкуренции, ограниченностью финансовых ресурсов предприятий, отсутствием достаточных условий для трудовой территориальной миграции и т.д. Зачастую работник лишён возможности трудится в полную силу, не может предъявить и добиться реализации справедливых требований по поводу создания нормальных условий труда и его достойной оплаты.

    Современный рынок труда – это сфера не столько противостояния предпринимателей и работников, сколько компромиссов и договорённостей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы при посреднической роли государства.

    В проекте концепции действий на рынке труда на 2007-2010 гг, направленной на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения предусмотрена необходимость обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

    На данный момент основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии; обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы; обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе принудительного труда, дискриминации; содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.

    Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:  

    - обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;

    - переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;

    - достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;

    - предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;

    - создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;

    - развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

    - рост мобильности трудовых ресурсов.

    К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится:

    - преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

    - экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

    - оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;

    - разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

    - развитие гибких форм занятости;

    - последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

    - дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;

    - улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;

    - сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;

    - проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;

    - развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду.

    Кроме того, федеральными и региональными органами власти развёрнута большая работа по созданию действенного механизма государственной поддержки по созданию новых рабочих мест.



















    Заключение


    Рынок труда - это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

    Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Целенаправленное государственное преобразование в области подготовки и переподготовки кадров, в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной. Чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

    В политике занятости подавляющего большинства стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости.

    Какие меры можно предпринять для выхода из сложившейся ситуации?

    Ключевые элементы политики занятости на будущий период могут быть сформированы следующим образом:

    ·   обеспечение социально приемлемого уровня занятости;

    ·   содействие переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста производительности труда;

    ·   сохранение и развитие квалифицированного ядра трудового потенциала при преодолении избыточной численности работников;

    ·   социальная поддержка безработных, особенно из маргинальных слоев населения.

    Однако, следует признать, что при всей важности мероприятий, проводимых службами трудоустройства, они не в состоянии радикально решить проблему занятости населения. Они могут лишь в какой-то мере сгладить ее остроту. Для решения этой проблемы необходим новый курс экономической политики. Сейчас уже ясно, что форсирование рыночных реформ, разгосударствление экономики оказались неэффективными в отношении использования производственных факторов. Имеем массовую безработицу высококвалифицированных кадров при одновременном простое производственных мощностей в промышленности и других областях. Поэтому программы борьбы с безработицей должны стать неотъемлемой частью социально-экономической программы выхода из кризиса. Политика государства должна быть направлена на сознательное сдерживание гипербезработицы, обеспечение занятости. Еще предстоит сопоставить, во что обходится поддержка государством неэффективных рабочих мест и какие экономические, моральные, нравственные потери несет общество от безработицы, оценить в полной мере ее пагубные последствия. Программы ликвидации и приватизации предприятий должны содержать оценку влияния их на рынок труда, использования высвобождаемых работников.

    В заключение стоит отметить, что необходим интегрированные подход к решению проблемы занятости как на макроуровне, так и на региональном местном уровне. Борьба с безработицей должна вписываться в ориентацию на общий экономический рост: только это позволит создать действенную систему регулирования занятости.





























    Список используемой литературы


    1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р

    2. Мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации за 2007 год

    3. Буланов В.С. Рынок труда. Учебник 3-е издание. – М: Экзамен, 2008 – 438 с

    4. Дондурей Д.П. Кинодело на пути к рынку: Российское кино: парадоксы обновления. — М.: 1995 – 252 с

    5. Дунаев О. Н., Исмагилова Ф. С.  Управление карьерой: Учебное пособие. – Екатеринбург : ИПК УГТУ, 2001.—358 с

    6. Зубкова А.Ф. Экономика труда: учебно-методическое пособие/ А.Ф. Зубкова.- Издательство «Финстатинформ».2001.-490с.

    7. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации/ Р.И. Капелюшников. - Изд.: «ГУ ВШЭ». 2001.-309с.

    8. Кейнс Дж. - М. “Общая теория занятости, процента и денег”-  Москва, 1993 г – 685 с

    9. Курс экономической теории. /Под общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой М.А.- М: «Финансы и статистика», 2005. – 256 с

    10. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда). Учебник – М: Альфа – Пресс, 2007 – 428 с

    11. Рынок труда: учебник / Под ред. Волгина Н.А. - М.: Вузовский учебник, 2003 – 335 с.

    12. Рынок труда: учеб. пособие/ Под ред. проф. П.Э. Шлендера. - М.: Вузовский учебник, 2004 – 457 с.

    13. Формирование рынков труда: учебное пособие/Г.Г. Руденко, Б.И. Муртозаев; под ред. проф. Ю.Г. Одегова. - М.: издательство “Экзамен”, 2004 – 417 с

    14. Павленков В.А. Рынок труда. М., ЮНИТИ-ДАНА 2000г – 268 с

    15. Шуркалин А.К. Основы экономической теории. М:, ИНФРА-М 2001- 564 с

    16. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической Политики // Вопросы экономики, 2000, №4,

    17. Ершов С.А. Мировые тенденции на рынке труда и проблемы его формирования в России // Общество и экономика. 2001. №7-8

    18. Заславский И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. // Вопросы экономики, 2001, №2,

    19. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2001, №3,

    20. Ульянова М.А Особенности маркетинга кинорынка и специфика кинопродукта как объекта маркетинга.// Маркетинг в России и за рубежом, 2000, №2

    21. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, 2001, №2,




    [1] Мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации за 2007 год

    [2] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Рынок труда ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.