Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Самореализация поведения юношей

  • Вид работы:
    Отчет по практике по теме: Самореализация поведения юношей
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 10:20:39
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение…………………………………………………………………………...3

    Глава 1. Ценностно-смысловая самореализация поведения в юношеском возрасте…………………………………………………………………………….5

    1.1.   Теоретические подходы к изучению ценностно-смысловой самореализации поведения……………………………………………………….5

    1.2.   Особенности развития в юношеском возрасте как основа формирования ценно-смысловой самореализации……………………………………………..16

    Глава 2. Экспериментальное исследование ценностно-смысловой самореализации поведения в юношеском возрасте…………………………...26

    Заключение……………………………………………………………………….32

    Список литературы…………………………………………...33




    Введение


    В настоящее время в обществе осознана необходимость ценностно-смысловой самореализации, которая, прежде всего, связана с деятельностью личности, направленной на самоосознание своего ценностного содержания, творческое активное самоосуществление в процессе жизненного самостроительства, создание индивидуальной "жизненной трансперспективы". Сегодняшние дети есть совсем другое, отличное от своих отцов поколение, прежде всего, в своих жизненных позициях, ценностных установках, взглядах на мир, социум и своего места в нём. Налицо происходящая в обществе потеря преемственности культурных, социальных, моральных и других ценностей. Те же ценности, которые активно пропагандируются средствами массовой информации, подчас очень далеки в своём действительном духовном содержании от необходимых формирующейся личности ребенка. Пропагандирующие потребительское отношение к миру и обществу, культивирующие позицию силы и жестокости к окружающему, они оказывают негативное воздействие на неокрепшую личность, нуждающуюся в своём развитии в действительно духовно значимом стержне, которым могут стать культурные общечеловеческие ценности. Как отмечает Н.С. Розов, в новой исторической эпохе ведущей формой мировоззрения станет уже не религиозное, не идеологическое, а ценностное сознание. Именно ценностно-смысловые установки отдельной личности, внутреннее осознание и проявление их в практической деятельности есть дальнейшая перспектива развития человеческой общности.

    Поэтому возникает необходимость изучения ценностно-смысловой самореализации поведения в юношеском возрасте.

    Цель исследования: изучить ценностно-смысловую самореализацию поведения в юношеском возрасте.

    Объект: ценностно-смысловая самореализация.

    Предмет: особенности ценностно-смысловой самореализации поведения в юношеском возрасте.

    Гипотеза: существуют особенности ценностно-смысловой самореализации поведения в юношеском возрасте.

    Задачи:

    1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.

    2. Разработать блок методик, позволяющих изучить ценностно-смысловую самореализацию поведения в юношеском возрасте.

    3. Провести статистический анализ полученных данных.

    База исследования:

    В нашем исследовании приняли участие 30 человек в возрасте 14-17лет, из них 18 мальчиков и 12 девочек. Опрос проводился среди учащихся 9-11 классов в школе №… г. Москва.

    Глава 1. Ценностно-смысловая самореализация поведения в юношеском возрасте

    1.1. Теоретические подходы к изучению ценностно-смысловой самореализации поведения


    На протяжении истории человечества проблемы развития личности, самопознания, самореализации, её экзистенциональной сущности волновали учё­ных разных времен и народов. Надпись на древнегреческом храме в Дельфах, впоследствии ставшая девизом Сократа, "Познай самого себя" считалась одной из самых загадочных и волнующих в древнегреческой философии.

    Приоритетную позицию в разработке психологического феномена само­реализации занимает западная гуманистическая психология, в которой, вслед за К. Юмом [25], было дано психологическое обоснование самореализации, в том числе ее ценностно-смысловому аспекту. Проблема самореализации разрабаты­вается в русле общих гуманистических тенденций данной научной школы, оп­ределяющих оптимистический взгляд на природу человека, на возможность развиваться в соответствии с личными представлениями о себе и, о мире, реали­зовать свой духовный, нравственный потенциал, противостоять негативным влияниям социальной среды. В обоснование самореализации положены сле­дующие принципы гуманистической психологии:

    -  целостность и уникальность человеческой природы и, соответственно, целостный и индивидуальный подход к ее изучению;

    -  главной психологической реальностью является переживание человеком мира и себя в этом мире;

    -  человеческая жизнь есть единый процесс становления и бытия человека, частью природы, которого является потребность в самореализации его потенциальных возможностей;

    -  человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

    -  человек есть активное, интенциальное, творческое существо.

    Определяемый западной гуманистической психологической школой (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Шостром) феномен самоактуа­лизации или самореализации есть врожденный и необходимый для нормально­го развития (функционирования) человека процесс (цель, результат, состояние) полного воплощения внутреннего потенциала, возможностей и особенностей человека. В этих исследованиях самореализация рассматривается как психоло­гическое, духовное явление, связанное с формированием ценностного самосоз­нания человека. Поэтому самоактуализация в гуманистической психологии мо­жет пониматься как ценностно-смысловая самореализация личности, связанная с предметно-деятельностной активностью индивида.

    Особенностью трактуемого гуманистической психологией понятия "самоактуализация" является отсутствие непрерывного поступательного движения к полному самовоплощению. Самоактуализация (самореализация) есть "цепочка" особенных экзистенционально важных жизненных моментов или "актов", определяющих достижение самореализации как цели. Представители гуманистической психологии, по разному обозначая понятие самореализации, сходят­ся в едином представлении о ней, как о врожденной способности или потребно­сти организма. В основе теории гуманистической психологии лежит положение согласно которому, условием личностного развития является наличие глав­ного мотива, определяемого К. Гольдштейном [25] как самоактуализация или самореализация, понимая под этим стремление организма реализовать свои врожденные потенции всеми возможными способами. Это стремление, при­дающее единство и направленность жизни человека, трактуется:

    -   с биологических позиций, как удовлетворение возникающих потребностей организма (К. Гольдштейн);

    -   с ценностно-смысловых позиций, как стремление актуализировать то, что находится в качестве потенции (А. Маслоу);

    -   как актуализация потенциального личностного смысла в жизни (В. Франкл);

    -        как процесс построения индивидуальности (Г. Олпорт);

    -        как процесс формирования ценностного сознания (Э. Шостром).

    Определяющим в процессе актуализации является формирование ценностного самосознания, самоидентификация относительно ряда Бытийных ценностей (А. Маслоу [13]) человечества, личностная направленность на реализацию нравственного, ценностно-культурного, родового предназначения человека.

    Наиболее широко проблему самореализации в её ценностно-смысловом аспекте рассматривает последователь и ученик К. Гольдштейна А Маслоу [13]. В его работах развитие личности, в том числе ее самореализация, проис­ходит в системе человеческой мотивации. В этой системе им различаются два уровня потребностей: базовые и метапотребности. Базовыми потребностями выступают потребности в пище, привязанности, безопасности, самоуважении и другие, образующие так называемый уровень дефицитарных потребностей. Метапотребности - потребности в красоте, порядке, единстве, самоактуализации - потребности ценностно-смыслового порядка являют уровень роста [13]. В рамках этой системы самоактуализация представляет собой ценностно-смысловое самоосуществление, самореализацию духовных потенций индиви­да. Самореализация входит в ранг метапотребностей (С-ценностсй), то есть духовных ценностей как ценностей высшего порядка. А. Маслоу определяет са­моактуализацию как "стремление к самоосуществлению", тенденцию "актуали­зировать то, что содержится в качестве потенции. Эту тенденцию можно на­звать стремлением человека стать все более и более тем, кем он способен стать" [13]. Развитие личности представляется как "совокупность различных процес­сов, приводящих личность к полной самоактуализации" [14, С. 104]

    Самоактуализирующаяся личность обладает сформированным ценност­ным сознанием, определяющим ее развитие. Явление самореализации рассмат­ривается А. Маслоу в контексте социальной и культурной жизни индивида, так как в определяемых им характеристиках "самотрансценденции" выявляется отношение субъекта с миром, с другими индивидами. Этот подход во многом родственен с пониманием самореализации В. Франкла [24], который обознача­ет идею "трансценденции" как направленность человека на самоосуществление через определенные внешние, социальные отношения. Видя предназначение человека в актуализации потенциального личностного смысла, "который чело­век не выбирает, а скорее обнаруживает в своей жизни" под влиянием внешних обстоятельств, ценностно-значимый аспект "трансценденции" выражается в том, что формирование личностных ценностей происходит под влиянием экзи­стенциально важных для личности событий.

    Другой представитель гуманистической психологии К. Роджерс [20], в отличие от А. Маслоу и В. Франкла, акцент в рассмотрении самоактуализации делает на ее психотерапевтической значимости, внутренней обусловленности, видя в ней "тенденцию двигаться вперед к зрелости", к становлению "полно­стью функционирующего человека". В теории К. Роджерса центральное место занимают два конструкта - "организм" и "Я-концепция". "Организм" с психологической точки зрения представляет собой локус всего опыта переживаний ин­дивида, определяющих его поведение. Феноменальное поле переживаний обра­зует субъективную реальность жизнедеятельности человека. Другой конструкт - "Я-концепция" есть "организованный, согласованный гештальт", построен­ный из характеристик "Я" или "Меня" и перцепции отношений "Я" к другим людям и различным аспектам жизни, а также к ценностям, которые образуются этими отношениями. Помимо "Я" в концепции К. Роджерса существует еще "Идеальное Я", представляющее отношение человека к тому, кем он хотел бы быть.

    Вводимое им понятие "конгруэнтности" как сбалансированности между:

    - концепцией "Я" и "организмом";

    - субъективной и внешней реальностью;

    - "Я-реальным" и "Я-идеальным";

    отражает степень самоактуализации - целостности, зрелости и "функцио­нальности" индивида

    Хотя К. Роджерс обозначает влияние внешнего "эмпатического воздействия на этот процесс", самореализация носит внутренний, личностно детерми­нированный характер.

    Г. Олпорт [17] в своих исследованиях отходит от постулата абсолютной врожденности самореализации, развитие человека рассматривается им через условие его отношения с окружающими людьми, с обществом. Отрицая понимание развития как адаптации, приспособления к окружающему миру, он утверждает, что человеку свойственна потребность "взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин"[17] Г. Олпорт определяет концептуальным уникальность каждого человека, носителя своеобразного сочетания качеств, ко­торые Олпорт называет черта. Эти потребности или черты личности он разделяет на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют по­ведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, то есть являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности. Важным для Олпорта является положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными, не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность, являясь важнейшей характеристикой личности, дает ей возможность, оставаясь открытой для общества, сохранять свою индивидуальность.

    В отечественной психологии самореализация осмысливается через категорию деятельности, носит предметный характер. Это явление рассматривается в различных аспектах.

    - личностного сознания и самосознания (С.Л. Рубинштейн);

    - процесса индивидуализации человека (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков),

    - системы развития "Я" (И.С. Кон, Л.В. Петровский);

    - динамики развития личности (К.А. Абульханова-Славская, ЛИ. Анцыферова, К. Обуховский);

    - развития творческих способностей (А.А. Мелик-Пашаев, Т.И Артемьева);

    - взаимодействия внешних и внутренних факторов (В.И. Мясищев, Л.И. Божович, А.П. Бодалев);

    - формирования системы ценностей личности (Б.С. Братусь, Я. Гудечек, М.Н. Миронова).

    С.Л. Рубинштейн [23] определяет процесс становления личности как деятельность, направленную на присвоение себе всего, "что делает человек, от­носит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца". Концепция "ак­тивности субъекта", рассматриваемая в системе личностного развития, включа­ет в себя категорию "самосознания". Осуществление личностного самоосозна­ния происходит в самостоятельной деятельности субъекта, связано с процессом его индивидуализации, выражается через изменение его взаимоотношений с окружающими. "В процессе развития личности "центр тяжести" все более пе­реносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом"[23,С. 57]. С.Л. Рубинштейн рас­сматривает процесс самосознания в целостности изучения всех личностных проявлений "Я", - где "Я" - "это личность в целом, в единстве всех сторон бытия"[23, С. 59]. Самосознание не есть изначальная данность, а приобретается человеком в ходе накопления жизненного опыта, через его освоение и даль­нейшее ценностное переосмысление, т.е. через его личностную самореализа­цию "Этот процесс ... переосмысления, проходящий через всю жизнь челове­ка, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определя­ет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни" [23, С. 64]. Реализация внутренних возможностей и потенций челове­ка осуществляется в продуктах его труда, носит предметный характер.

    Процесс самореализации также определяется в научной концепции Б.Г. Ананьева [3] и рассматривается в системе индивидуальных признаков: само­познания, самореализации, саморегуляции, самочувствия, совести, самосозна­ния, самоопределения, самооценки. Система индивидуальности человека фор­мируется в процессе осуществления его "жизненной трансперспективы" разви­тия. Область пересечения индивидуальных, личностных и субъектных призна­ков образует поле свойств индивидуальности. "Индивидуальность человека -это не только характеристика его неповторимости и уникальности (в этом смысле любой объект индивидуален), но и характеристика того, как эта непо­вторимость отображена в структуре механизмов психической регуляции и от­ражения. Это характеристика соотношения свойств, заданных природными и социальными условиями существования, и свойств, появляющихся в результате актов свободного выбора и творчества самого человека" [3, С. 55]. Из этого следует, что самореализация возможна при условии свободного выбора своего жизненного пути, в определенных природных и социокультурных условиях, ха­рактеризуется творческим характером ее проявления.

    А.Г. Асмолов [5] выделяет два уровня индивидуальности:

    -   уровень индивидуальности индивида, проявляющийся в особенностях протекания психических процессов, их своеобразия,

    -   уровень индивидуальности личности, отражающий ценностно-смысловую направленность личности: стремления, мотивы, ориентации, установки человека, их самоосуществление в практической дея­тельности.

    Обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что самореализация есть развивающий процесс, связанный с самоосознанием, самопознанием, в том числе и ценностно-смысловым, проявляющимся в построении личностных смыслов. Самореализация является основным процессом в построении челове­ческой индивидуальности, определяющим "жизненную трансперспективу" [3] развития.

    Другим направлением, включающим качественные характеристики само­реализации личности, отражающим ее предметно-деятельностный характер яв­ляется "динамический подход" к развитию личности Л.И. Анциферовой [4], концепция "единой жизненной линии" К.А. Абульхановой-Славской [2], науч­ные исследования К. Обуховского [19]. Здесь самореализация определяется через положение об изначальной направленности, лежащей в основе психиче­ской жизни человека, "направленности к будущему", в желании выйти за дос­тигнутые пределы, воплотить в индивидуальной форме универсальную родо­вую сущность. Развитие личности полагается как вид "динамического много­фазного развертывания", "особый тип последовательности личностных преоб­разований" [2]. Осуществление будущего в личности определяет направленность ее развития и переживается как "страстное стремление к своим целям и идеалам, как желание выразить себя в определенной деятельности, как тяга к обогащению ценностно-смыслового пространства собственной жизни оценоч­ными позициями и уникальными взглядами на мир других людей"[4, С. 9].

    К.А. Абульханова-Славская [2] понимает развитие личности как станов­ление "субъектом собственной жизнедеятельности, определяющим и удержи­вающим траекторию жизненного движения"[2, С. 6]. Развитие личности связа­но с самоопределением, с разрешением противоречий с социальной действи­тельностью, с собственной жизнью, с окружающими людьми. Самореализация осуществляется в активном личностном самопроявлении, имеет ценностный характер, является способом объективации, самовыражения личности отно­сительно ее высших потребностей в признании, ценности и т.д. [2]. Активность личности является основным условием осуществления самореализации. Авто­ром выделяются следующие уровни развития личности, отражающие аспект самореализации:

    I        - невыделенности личности из хода событий жизни и изменений ее условий;

    II- самоопределенность личности по отношению к событиям, независимость, стабильность от них;

    III- самоопределенность личности к ходу жизни в целом.

    На высшем уровне развития личность проводит свою линию жизни, имеющую свою собственную логику, может противостоять и нейтрализовать, а также преобразовать действия внешних обстоятельств в соответствии со своей жизненной линией. В то же время обстоятельства, обуславливающие общест­венную сущность личности, по мере ее самоопределения и самореализации все более преломляется через внутренние условия.

    Творческое самоосуществление индивида в процессе жизнедеятельности является способом преодоления противоречия между "автономной, концепцией будущего", создаваемой личностью, и конкретно-ситуационным опытом инди­вида.

    В системе отношений "Я" рассматривает самореализацию И.С. Кон [12], в которой он выделяет три составляющие:

    -   "Я-идентичность" - самость;

    -   "Я-Эго" - субъективность;

    -   "Образ-Я" - представление о себе.

    Развитие личности происходит в установлении и осознании разного рода отношений: "Я - Не-Я", "Я - Другой", "Я - Мы" и др., гяе самореализация есть деятельность по устранению противоречия "Я - Идеальное-Я".

    В концепции "персонализации" А.В. Петровского [18] развитие также обуславливается внешними отношениями личности с социумом, но опреде­ляемый А.В. Петровским момент индивидуализации, как часть процесса персонализации, затрагивает смысловые аспекты самореализации В него входит от­крытие и утверждение своего "Я", выявление своих склонностей и возможно­стей, особенностей, отличий от других людей. "Персонализация" есть процесс реализации "Я" в субъектно-субъектных отношениях, выступающий как по­требность личности "привнести свое "Я" в сознание, чувства и волю других людей" [18].

    Влияние внешних требований на процесс самореализации отмечает также А.А. Бодалев [7], который видит самореализацию как процесс принятия и трансформации личностью внешних требований, в соответствии с характером и степенью своей субъективности: уровнем развития сознания, сформированностью духовных потребностей, развитием способностей, воспитанностью ха­рактера. "Главная стержневая потребность человека будет заключаться в том, чтобы актуально, в плане наличной действительности стать именно тем, кем он является в потенциальной глубине своего существа" [8, С 19].

    Обусловленным развитием способностей индивида рассматривается про­цесс самореализации Т.Н. Артемьевой, А.А. Мелик-Пашаевым. Диалектический переход "потенциальных" особенностей личности, потенциальных ресур­сов, способностей в "актуальные" реализующиеся, действующие свойства, оп­ределяет динамику личностного самоосуществления [19], показателем же ак­тивности процесса развития является деятельность личности по осмыслению, осознанию и планированию пути собственного дальнейшего развития. А.А Мелик-Пашаев [15] движущей силой развития видит потребность человека "стать собой" - реализовать, насколько возможно, собственное "Высшее-Я", которое в отличие от эмпирического, повседневного "Я", есть личностное об­разование, "сосредотачивающее всю полноту возможностей, которые может раскрыть человек, проходящий свой путь в условиях пространственно-временных ограничений и в определенной социокультурной среде"[15, С. 15]. Развитие "художественно-творческих" способностей индивида, формирова­ние его "эстетического отношения" к миру позволяют реализовать экзистен­циальное человеческое предназначение.

    Важность ценностных формирований в структуре личности отмечает Я. Гудечек [19]. Ценности позволяют индивиду обрести свою точку зрения, дать оценку, занять определенную позицию, мотивируют его деятельность, в том числе направляют процесс самореализации. Условиями формирования ценно­стных смыслов в личностной структуре индивида являются:

    -        принятие ценностей во внутренний опыт;

    - эмоциональный характер переживания ценностей;

    - активная деятельность по овладению ценностным содержанием культуры,

    Т.Н. Розова [22], отмечая отсутствие единого подхода к формулировке понятия "самореализация" и "самореализующаяся личность", в своём исследовании дает следующую трактовку этих понятий: "Самореали­зация - это динамический процесс активного восхождения человека на высшие уровни бытия, мотивированного и осознанного самопроявления и саморазвития своих духовных и физических возможностей в различных формах жизнедея­тельности" [22, С. 13].

    "Самореализующаяся личность - это самостоятельная творческая лич­ность, способная конструировать собственную жизнь в позитиве до уровня успеха"[22, С.13]. Автор исследования отмечает активное, осознанное, творче­ское отношение личности к саморазвитию разнообразных возможностей, одна­ко становится не до конца ясным, какие критерии предъявляются к пониманию "успеха" личности.

    Таким образом, ценностно-смысловой аспект самореализации в отечест­венной психологии рассматривается как условие или как качественная характе­ристика самореализации, связанная с формированием ценностных установок личности, которые определяют мотивы и действия субъекта, его направлен­ность и желания.


    1.2. Особенности развития в юношеском возрасте как основа формирования ценно-смысловой самореализации

    Л.И. Божович [9], характеризуя социальную ситуацию развития старших школьников, указывала на то, что самоопределение представляет собой аффективный центр их жизненной ситуации. Кроме того, самоопределение характеризуется как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с формированием внутренней позиции взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Внутренняя позиция складывается из того, как подросток или юноша на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обуславливает определённую структуру его отношения к действительности, окружающим и самому себе. Нет такого исследования подросткового и юношеского возрастов, в котором не подчёркивалось бы, что одной из основных потребностей растущего человека является стремление занять определённое место в обществе. В онтогенезе, как писал П.П. Блонский, с каждым последующим этапом расширяется круг общения ребёнка; это означает, что расширяется адресат этого общения, представленность в этом общении общества как целого [6]. Кроме того, меняются его содержание и средства. В старшем подростковом возрасте таким адресатом становится общество в целом; человек выходит на общение с обществом (шире – с миром человеческой культуры) напрямую. Многие авторы, описывая подростковый и юношеский возраст, уделяют внимание развитию мотивационной сферы личности, формированию мировоззрения и его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Как известно, Л.С. Выготский именно самосознанию и его развитию в этом возрасте отводит ключевую роль. Но, даже называя самосознание «самой последней и верхней из перестроек», он не этой инстанцией замыкает всю цепь новообразований. «С формированием самосознания, - замечает Л.С. Выготский, - в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор – личность самого подростка» [10] Переход самосознания на качественно новый уровень проявляется и в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе. При этом меняется «знак» отношения к себе: в отличие от прежнего, двухполосного (хороший - плохой), оно идёт как бы в обратном направлении, проявляясь во всё большей дифференцированности самооценок, умения отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе. Адекватная, правильная самооценка не менее важна для определеия личностью своего места в жизни, выбора жизненной позиции, чем активная реализация этой позиции. Отношение к себе, помимо самооценки должно включать постоянную потребность в самопознании. Познание себя начинается с познания своих способностей, характера, возможностей. Вместе с тем, «Я», оформляясь в устойчивый образ себя, должно включать способность к внутреннему сомнению, внутреннему диалогу с самим собой. В процессе познания своего «Я» учащиеся начинают переживать наличие у себя отрицательных черт, считают, что они сами виноваты во всех сложностях, возникающих у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные недостатки. Вместе с тем, при переходе от подросткового к юношескому возрасту, самопознание теряет эмоциональную напряжённость по отношению к «Я» человека и проходит на спокойном эмоциональном фоне. Многие исследователи отмечают такую особенность старшего подросткового и раннего юношеского возраста как устремлённость в будущее, которая конкретизируется в таких понятиях, как «временная перспектива», «жизненная программа» и т.п. разные авторы по-разному выражают мысль о неоднородности представлений человека о своём будущем, наличии в нём элементов, несущих смысловую нагрузку.

    Л.С. Выготский рассматривает жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывая с ними «целевую» регуляцию принципиально нового типа [10]. О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда наряду с будущими целями заботой молодого человека становятся и способы их достижения, производится оценка собственных субъективных и объективных ресурсов.

    Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь не проверенными их реальными возможностями, нередко оказываются ложными, страдают «фантазийностью». Порой, едва попробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самих себе. Вместо того, чтобы в этой критической ситуации мобилизовать себя, многие из них склоняются к сомнительным жизненным концепциям, намеченная перспектива формулируется то слишком конкретно, то, напротив, слишком обще. В первом случае она оказывается недостаточно гибкой для того, чтобы её реализация завершилась успехом, во втором – своей неопределённостью затрудняет необходимую для успешного самоопределения концентрацию сил.

    В юношеском возрасте самым противоречивым образом пересекаются прошлое, настоящее и будущее. Именно чувство непрерывности своего «Я», преемственности во времени, подвергается испытанию. Восприятие собственного психологического времени становится весьма напряжённым. А то, как оно воспринимается – важный фактор, определяющий внутреннюю картину становления личности.

    Оптимальные варианты личностного развития предполагают относительную преемственность прошлого, настоящего и будущего «Я» в сочетании с продуктивным поступательным изменением, которое является не просто движением во времени жизни, но подъёмом к новым качествам; при этом признаком развития, в отличие от просто изменения, становится разрешение неких ценностно-смысловых противоречий. В тех случаях, когда процесс взросления протекает в кризисных формах, динамика «Я» принимает другие формы.

    Юноши и девушки могут переживать переход от прошлого к настоящему как изменение к худшему, личностный регресс. Прошлое воспринимается как «золотой» период, где осталось всё лучшее, что действительно отвечает главнейшим ценностям личности (к прошлому в этих случаях тяготеет и «Я» - идеальное, т.е. каким хотелось бы быть), но что в настоящий момент по каким-то причинам оказалось утраченным. У других, напротив, настоящее и прошлое тесно связаны, образуют общий полюс, а другой такой же полюс составляют столь же тесно связанные идеальное и будущее «Я». Человек не удовлетворён собой, считает себя инфантильным, надеется стать другим, но, как и почему это произойдёт, сказать не может.

    Встречается и такой вариант, когда все три временных измерения «Я» изолированы друг от друга: настоящее не выводимо из прошлого, а будущее не есть продолжение настоящего. Здесь исповедуется такая концепция собственного развития: детство – это детство, будущее – нечто совсем противоположное, а юность – третий мир, особый, не сопоставимый ни с чем.

    Изменение юношеского самосознания связано и с повышением значимости собственных ценностей. Ценности играют огромную роль в формировании личности. Обретение ценности есть обретение личностью самой себя. Кроме того, ценности тесно связаны с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основанием развития личности, и его результатом.

    Э.Шпрангер [26] в своей «Психологии юношеского возраста» писал, что существует три типа юности. Первый характеризуется резкими, бурными изменениями, наличием внешних и внутренних конфликтов; второй тип – когда усвоение норм и ценностей взрослого общества происходит плавно, постепенно, без заметных изменений в личности самого подростка. Третий тип, подобно первому, предполагает довольно быструю психологическую перестройку, однако подобно первому, предполагает довольно быструю психологическую перестройку, однако, это юноша, обладающий сильным характером, который сравнительно легко справляется с возрастным трудностями и сознательно формирует собственное будущее. Некоторые авторы рассматривают юношеское самоопределение как один из этапов формирования индивидуального стиля жизни – одного из способов жизнеосуществления человека. Стилевые особенности деятельности и поведения проявляются на этапе первичной социализации (детство, подростковый возраст) как бы исподволь, латентно, они ещё не сформированы как устойчивая, целостная характеристика личности и не стали объектом её оценки (самооценки), тем более не стали ещё ценностью индивидуального сознания и объектом саморегулирования. На этапе первичной социализации происходит процесс постепенного формирования личностных характеристик индивида, завершающийся становлением самосознания как высшего личностного образования. Индивидуальные стилевые особенности проявляются уже на этом этапе, однако они находятся в зачаточном состоянии, неустойчивы и подвержены большому влиянию механизмов подражания. В этих условиях преобладающей тенденцией является групповое влияние на индивида, неосознанное и полуосознанное усвоение им групповых ценностей, стремление идентифицировать себя с группой прежде всего на эмоциональном уровне.

    Вступление в пору юности сопряжено, как правило, с ярким проявлением характерологических черт личности, стремлением определить своё будущее место в жизни, повышенным интересом к собственным личностным качествам и самооценке. На этом этапе чисто внешние характеристики стиля (собственная внешность, одежда, манера держаться и т.п.) могут приобретать самодовлеющее значение, превращаться в самоцель и в самоценность для индивида. Объективно это обусловлено, в частности, удлинением в современных условиях сроков первичной социализации, отсутствием у многих молодых людей этого возраста чётких жизненных планов, специальности, экономической самостоятельности. Личностные потенции, поэтому, реализуются не в главных, а во второстепенных формах деятельности.

    Стиль жизни как устойчивый феномен складывается постепенно, в отдельных своих чертах он модифицируется в зависимости от специфики жизненного этапа и конкретных фактов и событий биографии, рода занятий и т.п., повторяя к какой-то мере динамику собственного «Я» человека. «Тем не менее в развивающемся самосознании есть какое-то общее, инвариантное основание, которое, подобно нити, тянется через всю нашу сознательную жизнь, сохраняя нашу личность, наше «Я» в целом относительно устойчивым».

    Авторы приводят типологию стиля жизни личности по критерию степени интенсивности процесса самореализации личности в том или ином виде жизнедеятельности, как и во всей системе жизнедеятельности в целом. Можно предположить, что такая типология применима и к стадии формирования индивидуального стиля жизни. Согласно вышеуказанному критерию возможно различение трёх типов стиля жизни: деятельный, созерцательный, индифферентный.

    Для деятельного типа характерен высокий уровень личной активности в различных сферах жизни, стремление личности реализовать себя в конкретных действиях и поступках, способность концентрировать волю на преодолении возникающих трудностей, умение подчинить себе социальные ситуации, достаточно высокий уровень личных притязаний. Это, по-видимому, наиболее последовательный и целостный стиль жизни, способный приобретать качества гармоничности.

    Созерцательный стиль жизни присущ людям с интровертированным складом психики, ослабленной волей. Они способны проявлять незаурядную фантазию по части  строительства различных планов, проектов, которые, как правило, не осуществляют; кратковременные вспышки деловой активности чередуются у них с затяжными периодами пассивности; повышенный критицизм по отношению к поступкам и действиям окружающих сочетается с собственной инфантильностью. Для созерцательного стиля жизни личности характерны «разбросанность» интересов, отсутствие реальной жизненной программы, пониженная социальная мобильность.

    Характерные особенности индифферентного стиля: преобладание приспособительных форм поведения, невыраженность личностного «Я», стихийность, ситуативность, давление обстоятельств над индивидуальным самовыражением личности. Такой стиль присущ людям безвольным, неинициативным, отягощённым внутренним дискомфортом, а порой и комплексом собственной неполноценности, с низким социометрическим статусом, неразвитостью потребностей и особенно способов общения.

    По критерию меры творчества стили жизни можно подразделить на традиционный, репродуктивно-подражательный, престижный, демонстративный и индивидуально-творческий.

    Каждый из них как способ самовыражения личности не может не содержать элементов специфики, неповторимости собственного «Я». Однако в традиционном стиле последние присутствуют в неразвитой, свёрнутой форме, они занимают второстепенное место по отношению к уже известным, распространённым воспроизводимым образцам. Традиционный стиль как способ освоения личностью социальной реальности пассивен по своему существу. Репродуктивно-подражательный и престижный стили жизни требуют уже большей активности субъекта, однако последний ориентирован преимущественно на выбор готовых образцов поведения. Творческое начало выражено в нём не ярко. Демонстративный стиль в определённом смысле можно назвать творческим. Но в нём преобладает не оригинальность, а  оригинальничание. В данном случае субъект не столько выражает свои подлинные личностные качества, сколько стремится быть замеченным, либо наоборот, при помощи такой демонстрации стремится скрыть подлинные свои характеристики намерения. Что же касается индивидуально-творческого стиля жизни, то в нём выявляется высокий уровень активности, постоянная готовность и умение субъекта вносить новые элементы в существующие способы жизнедеятельности.

    Было бы неверным предположить, что сформированный на этапе первичной социализации и в годы ранней зрелости стиль поведения и в дальнейшем предопределён индивиду на всю жизнь. Подобно собственному «Я» личности стиль жизни подвергается большим или меньшим модификациям в зависимости от объективных и субъективных обстоятельств, сохраняя, однако, устойчивое ядро своих качеств.

    Процесс формирования своего «я» в юношеском возрасте (с точки зрения его целостности, разносторонности) пробуждает высокую потребность в самовыражении, в «апробации» своих жизненных сил и возможностей. При этом самовыражение (способ, которым человек выражает себя как личность), связанное с образом своего «я», с самопознанием своих способностей, с соотнесением их со своими потребностями, отличается от самореализации в жизни, когда познание окончено и нужно строить всю совокупность своих внешних взаимодействий с миром (не только в ценностно-смысловом, но и в контрольно-действенном отношении). Возможность полного гармоничного совпадения самовыражения и самореализации целиком зависит как от сформированности «образа я» (с точки зрения целостности), так и от личностной готовности организовать, обеспечить, создать всю совокупность внешних условий самореализации. Эти два условия являются  необходимой предпосылкой для того, чтобы самовыражение и самореализация адекватно (для личности) совмещались во всех аспектах (временном, ценностном, действенном и т.д.).

    Д.Н. Узнадзе предложил интересную типологию способов самовыражения, которая, вероятно, приемлема и к периоду юношества. Он заметил, что один человек выражает всё, что на самом деле испытывает, причём выражает бурно, экспансивно, как бы выплёскивает себя. Другой для своего внешнего выражения должен приложить волевое усилие, то есть, как бы преодолеть невидимую преграду, чтобы перейти из внутреннего мира во внешний (в то время как для первого типа личности никакой преграды не существует). Третий тип, названный «парадоксальный», ведёт себя противоположным образом в одинаковых ситуациях и сходным – в разных. Четвёртый тип остаётся всё время только во внутреннем мире, внешне только «приспосабливаясь» к ситуации, «учитывая её» [1].

    По мнению Р.М. Гинзбурга, в основе самоопределения в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте  лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу, активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла собственного существования. В этот период самоопределение относительно ценностей является генетически исходным, определяющим развитие всех других видов самоопределения. Конечно, ценностно-смысловая ориентация юноши отличается от ценностно-смысловой ориентации взрослого. Личностное самоопределение не завершается в раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению) и к самореализации своего поведения. Однако именно личностное самоопределение выступает основание собственного развития. Основой ценностно-смысловой самореализации является личностное самоопределение.

    Глава 2. Экспериментальное исследование ценностно-смысловой самореализации поведения в юношеском возрасте

    Описание выборки.

    В нашем исследовании приняли участие 30 человек в возрасте 14-17лет, из них 18 мальчиков и 12 девочек. Опрос проводился среди учащихся 9-11 классов в школе №… г. Москва.

    Описание методик.

    Выбор психодиагностического инструментария осуществлялся в соответствии с поставленными задачами исследования и требованиями валидности, надёжности, стандартизации и адаптации используемых методик.


    1.   Направленность личности Б.Басса.

    Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности.

    2. Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина)

    Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И. Г. Сенина. Данная методика получила название «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ), исходя из целей и задач исследования - определения мотивационно-ценностной структуры личности.

    Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность. Морфологический тест жизненных ценностей состоит из 112 утверждений, каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе.

    Анализ и обсуждение результатов

    Результаты методики «Направленность личности» Б.Басса.

    Результаты методики представлены на рис. 1.

    Рис. 1. Результаты методики «Направленность личности» Б.Басса.

    Обработка данных нам показала, что в целом в общей выборке наивысший показатель оказался по показателю «направленность на себя» (55 баллов) что означает, что большинство старшеклассников воспринимают окружение как театр, в котором можно удовлетворить определённые общие потребности. Данная направленность говорит об агрессивности в достижении статуса, властности, склонности к соперничеству, раздражительности, тревожности, интровертированности. Такие люди занимаются преимущественно самими собой, игнорируют людей или работу, которую обязаны выполнять. Однако, надо отметить, что этот показатель отличается у девочек и у мальчиков – у девочек он намного превышает баллы по мальчикам (61 и 24 соответственно).

    Следующим по значению в общей выборке показателем оказалась «направленность на взаимодействие (40 баллов), что характеризует интенсивность, с которой человек старается поддерживать хорошие отношения с людьми. Такие люди проявляют большой интерес, когда речь идёт о коллективной деятельности, но по сути дела сами не вносят никакого вклада в осуществление трудовых заданий группы. Эти дети нуждаются в социальном одобрении, зависимы от группы, эмоционально привязаны к отношениям с людьми, что часто мешает им выполнять конкретные задания или оказывать искреннюю помощь людям. Надо отметить, что направленность на взаимодействие не особо сильно отличается у мальчиков и девочек по баллам – 39 и 31 соответственно.

    Последним по значению показателем оказалась «направленность на задачу» (-5 баллов). Однако у мальчиков данный показатель более ярко выражен (27), чем у девочек, причём у девочек, можно сказать, он не выражен вовсе, поскольку имеет отрицательное значение (- 2). Это означает, что у мальчиков выше заинтересованность в решении деловых проблем, они выполняют работы как можно лучше, больше ориентированы на деловое сотрудничество, способны отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

    В целом по данной методике можно сделать вывод, что исследуемые старшеклассники в большей мере сконцентрированы на себе, игнорируют людей или работу, которую они обязаны выполнять, что может свидетельствовать о невысоком уровне их готовности к профессиональной деятельности. Однако, надо подчеркнуть, что мальчики больше, чем девочки заинтересованы в сотрудничестве с группой, в достижении хороших результатов в работе.


    Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина)


    Результаты морфологического теста жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина) представлены на рис. 2.

    Рис. 2. Результаты морфологического теста жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина).

    Проводя анализ жизненных ценностей старшеклассников, можно сделать вывод, что для мальчиков на первом месте материальное положение, затем – сохранение собственной индивидуальности и достижения. Наименее важным для мальчиков, и наиболее важным для девочек оказался собственный престиж. Для девочек наиболее значимой оказалась сфера общественной жизни, а для мальчиков – сфера физической активности.


    Заключение


    Анализ литературы по теме исследования позволили сделать вывод о том, что под ценностно-смысловым аспектом самореализации понимается процесс (результат, состояние) реа­лизации потенциальных возможностей личности в построении значимых ценностных смыслов. Процесс самореализации представляет собой активную деятельность личности в определении и формировании личностно-значимых смыслов в динамике духовного самоосуществления.

    Результаты экспериментального исследования показали, что исследуемые старшеклассники в большей мере сконцентрированы на себе, игнорируют людей или работу, которую они обязаны выполнять, что может свидетельствовать о невысоком уровне их готовности к профессиональной деятельности. Мальчики больше, чем девочки заинтересованы в сотрудничестве с группой, в решении деловых проблем, больше ориентированы на деловое сотрудничество, в достижении хороших результатов в работе. Среди выявленных ценностей у мальчиков на первом месте материальное положение, затем – сохранение собственной индивидуальности и достижения. Наименее важным для мальчиков, и наиболее важным для девочек оказался собственный престиж. Для девочек наиболее значимой оказалась сфера общественной жизни, а для мальчиков – сфера физической активности.


    Список использованной литературы


    1. Абульханова – Славская И.А. Стратегия жизни. – М., 1991. – 299 с.

    2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни: (Соотношение философских, методологических и конкретно-научных подходов к проблеме индивида). - М.: Мысль, 1977. - 224 с.

    3. Ананьев Б. Г Человек как предмет познания. - Л.: 1968. - 356 с.

    4. Анцыферова Л.И. Личность с позиции динамического подхода.//Психология  личности в социалистическом обществе. Личность и её жизненный путь / Сб. науч. тр. - М: Наука, 1990. - С.7-17.

    5. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. Учеб. для ВУЗов - М.: Искусство, 1957 - С. 59.

    6. Блонский П.П. Психология младшего школьника. / П.П. Блонский; Под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.- 574с.

    7. Бодалёв А. А. Психология личности. - М: Изд-во МГУ, 1998. - 188 с.

    8. Бодалёв А.А. О микро и макро-акме и интенсивной работе внутреннего мира человека как условии их достижения. / Сборник научных трудов, вып.3,- Краснодар: Изд-во КубГУ, 1998, С. 16-24.

    9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 464 с.

    10.   Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М., 1984.

    11.   Кон И. С. Открытие "Я". - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

    12.   Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.

    13.   Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. - М.: Евразия, 1997.- 430 с.

    14.   Маслоу А. Г. Психология бытия. - М.: Евразия, 1995. - 407 с.

    15.   Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Автореф. дисс...  докт. псих. наук. - М, 1994. - 28 с.

    16.   Миронова Т. А. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии, янв. - фев. 1998. - №1. - С. 44-53.

    17.   Олпорт Г. Психология индивидуальности. - М.: Альфа, 1998. - 267 с.

    18.   Петровский А. В. Быть личностью. - М.: Педагогика, 1990. - 111 с.

    19.   Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Головей, А. А. Коростылёвой: Сб. науч. ст. - Спб.: Издательство Спб. университета, 1999.-245 с.

    20.   Роджерс К. Клиент-центрированная терапия. - Киев: Ваклер, 1997 - 320 с.

    21.   Розов Н. С. Философия гуманитарного образования. - М.: Контакт - Альфа, 1993. - С. 86.

    22.   Розов Н. С. Ценности в проблемном мире: философское основание и социальное приложение к конструктивной аксиологии. - Новосибирск: Новосибирский университет, 1998. - 292 с.

    23.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Изд-во Питер, 1999.-720 с.

    24.   Франкл В. Человек в поисках смысла / Под общей редакцией Л. А. Гозмана, Д.П. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 367 с.

    25.   Холл К. С, Линдсей Г. Теории личности. - М.: Изд-во КСП+, 1999.- 719 с.

    26.   Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности. // Психология личности. Тексты. /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырёва. – М., 1982.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Самореализация поведения юношей ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.